Мотив любви как солнечного удара в прозе И. А. Бунина: сочинение

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И. А. Бунина

Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло… Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара…
И. А. Бунин. Темные аллеи.
Тема любви занимает в творчестве И. А. Бунина одно из самых значимых мест. Я думаю, что и в жизни это чувство стояло у писателя на первом месте, определяло его поступки, придавало смысл его существованию. Больше того, в силу характера, воспитания, образа жизни у Бунина сложилась собственная «философия любви», которую он художественно

Похожие сочинения:

Мотив любви и смерти в рассказах БунинаО, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Ф.

Счастье и трагедия любви в прозе И. А. БунинаТема любви — вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то.

Тема любви в прозе И. А. БунинаВ русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место. Причем предпочтение отдавалось духовной, «платонической» ее стороне перед плотской, физической.

Тема любви в прозе И. А. Бунина и А. И. КупринаТема любви — вечная тема не только в литературе, но и в искусстве вообще. Каждый художник привносит в нее что-то.

Проблема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»Любовь — это самое светлое чувство, но, к сожалению, оно часто приносит нам страдания. Безответная любовь, разлука влюбленных людей или.

Философия любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»Теме любви И. А. Бунин посвятил значительную часть своих произведений, от самых ранних до последних. Сборник «Темные аллеи» стал воплощением.

Открытие любви (по творчеству И. Бунина)И. А. Бунин много писал о любви, ее трагедиях и редких мгновениях настоящего счастья. Эти произведения отмечены необыкновенной поэтизацией человеческого.

Особенности темы любви в цикле И. А. Бунина «Темные аллеи»В русской классической литературе тема любви всегда занимала одно из центральных мест. На фоне целомудренных произведений русских писателей бунинское изображение.

Тема жизни и смерти в прозе И. А. БунинаТема жизни и смерти была одной из главенствующих в творчестве И. Бунина. Писатель по-разному раскрывал эту тему, но каждый раз.

Тема любви в творчестве БунинаВ эмиграции, куда Бунин уехал после известных Октябрьских событий, за годы одиночества и медленного забвенья в его творчестве появляются произведения.

Читайте также:  Сочинение размышление по рассказу И. А. Бунин «Цифры»: сочинение

Созвучие и перекличка в поэзии и прозе И. А. БунинаКогда открываешь наугад книжку бунинских стихотворений, лениво перебирая глазами строчки, и знакомые образы как всегда хороши и свежи, будто впервые.

Талант любви в творчестве И. А. Бунина и А. И. КупринаЛюбовь — одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви — вечные темы в.

Что волнует меня в рассказах о любви А. И. Куприна и И. А. БунинаВ творчестве двух русских писателей начала века — А. И. Куприна и И. А. Бунина — прослеживается одна общая тема.

Тема любви в творчестве И. БунинаНет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь. Память. В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали.

В чем своеобразие звучания темы любви в творчестве Бунина?Об особенностях творчества Бунина можно рассуждать бесконечно, о его уникальном дышащем слоге, о мастерстве изложения неповторимого и мелодичного как поэзия.

Тема любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»Работавший над циклом «Темные аллеи» в течение многих лет, И. А. Бунин уже на закате своего творческого пути признался, что.

Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»Иван Алексеевич Бунин — один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы «Танька».

Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. БунинаИван Алексеевич Бунин — один из крупнейших представителей критического реализма двадцатого века. В литературу он вошел в конце прошлого столетия.

Образ России в прозе И. А. БунинаИ. А. Бунина называют последним русским классиком, представителем уходящей дворянской культуры. Его произведения действительно проникнуты трагическим ощущением обреченности старого мира.

Образ Русской деревни в прозе БунинаРусская деревня… Как много писателей и поэтов затрагивали в своем творчестве эту тему. Для меня русская деревня ассоциируется прежде всего.

Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна)Тема любви в произведениях писателей рубежа 19-20 веков особенна — зачастую она окрашена в пессимистические, даже трагические тона. Чехов, Бунин.

Тема любви в прозе А. И. КупринаГоворят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом.

«Недоумение счастья». (Тема любви в рассказах И. А. Бунина.)Проза И. А. Бунина считается синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало («Антоновские яблоки»). Зачастую лирика заменяет.

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойденных высот в своем искусстве, первый среди русских писателей.

Тема любви в прозе КупринаАлександр Иванович Куприн — один из лучших русских писателей-реалистов конца девятнадцатого-начала двадцатого веков, писавших о светлых чувствах. Куприн в своих.

Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере рассказа «Суламифь»)Положи меня, как печать, на сердце твоем, как перстень на руке твоей, потому что крепка, как смерть, любовь, и жестока.

Своеобразие темы любви в прозе А. И. КупринаII вариант Одной из самых высоких ценностей в жизни человека, по мнению А. И. Куприна, всегда была любовь. Любовь, которая.

Мой любимый писатель о любви (по творчеству И. А. Бунина)В одном часе любви — целая жизнь. О. Бальзак Современные знатоки любви утверждают, что это — сложная наука. Предлагают в.

Поэзия любви (по произведениям А. И. Куприна и И. А. Бунина)Но ежели для истинной любви Страдание всегда необходимо, То, видно, уж таков закон судьбы. Научимся сносить его с терпеньем… В.

Мотив любви как солнечного удара в прозе И. А. Бунина: сочинение

Любовь — вечная тема бытия. Каждый писатель приходит к этой теме по-своему, по своей, только ему ведомой дорожке. Есть писатели, которые лишь касаются этой темы, как бы невзначай, нечаянно, и с оглядкой отходят от нее. А есть такие, как Куприн, Бунин, которые идут ей навстречу, смело обращаются к самому таинственному, непонятному в ней.

Для Бунина в истинной любви есть нечто общее с вечной красотой природы, поэтому прекрасна любовь, в которой нет ничего ложного, выдуманного. В рассказах о любви раскрылось чудесное дарование писателя, его способность проникать в интимные глубины сердца с их неизведанными законами.

Писатель не скрывает, что возвышенная любовь приносит не только радость и счастье, но и разочарование, муки, а подчас горе и смерть. Вот почему Бунин соединил в своем творчестве самое прекрасное и самое страшное — любовь и смерть. В одном из писем Бунин подтвердил, что этот мотив в его произведениях далеко не случаен: «Неужели вы еще не знаете, что любовь и смерть связаны неразрывно? Каждый раз, когда я переживал любовную катастрофу, а их, этих любовных катастроф, было не мало в моей жизни, вернее, почти каждая моя любовь была катастрофой — я был близок к самоубийству».

И действительно, Бунин описывает любовь как бездну, загадочную и необъятную. Так, герой рассказа Бунина «Грамматика любви», помещик Хвощинский, после смерти горничной Лушки будто оцепенел. Больше 20 лет просидел он на ее кровати, никуда не показываясь и до бесконечности перечитывая старинные книги о любви. Автор, а вслед за ним и мы, его читатели, не просто охотно верим в эту легенду, но и стремимся понять: безумие это или великая любовь?

Этот рассказ не просто заинтересовал, а потряс меня, перевернул душу. Неужели бывает такая любовь, которая может раз и навсегда опалить своей силой и страстью, а потом и сокрушить жизнь? Вслед за писателем хочется понять, откуда она появляется. И мы читаем Бунина дальше, перелистывая страницы его рассказов, знакомясь с его такими разными героями и героинями.

Вот гимназистка Оля Мещерская. Каким секретом она владела, когда, подобно опытной кокетке, завлекала, лишь ради игры, казачьего офицера? Заглядывая в тайну ее души, понимаем: женственностью. Автор приходит к выводу, что это извечное очарование магически действует на мужчин, всецело подчиняя себе их ум, лишая их воли, толкая на роковые поступки. Мне жаль Олю, которая погибла от руки своего поклонника. И ни он, ни она не виновны в этой трагедии. Просто очень рано проснулась женственность во вчерашней девочке, проснулась благодаря природе, которая не раздумывает, не выбирает.

Истинный художник, Бунин умеет показать своим читателям любовь даже там, где, казалось бы, ее еще нет. Вспоминается томительное ожидание медицинской сестры в поезде из рассказа «Сестрица». А в рассказе «Ида» любовь едва брезжит и никогда не сбудется. Я дважды перечитала этот рассказ, почему-то казалось, что если прочитаю еще раз, то события изменятся, наступит любовь, будет счастливый конец. Но увы.

А как я полюбила героев рассказа «Солнечный удар»! Их чувствам свойственна необычная сила и искренность. Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолетная встреча». Но чем закончилось для героев это случайное и мимолетное? «Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. Или вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара», — признается спутница поручика. Но этот удар пока еще не коснулся героя. Проводив свою знакомую и беззаботно вернувшись в гостиницу, он вдруг почувствовал, что его сердце сжалось «непонятной нежностью» при воспоминании о ней. Когда же он понял, что потерял ее навсегда, — ведь он не знал даже имени и фамилии ее — он почувствовал такую боль и такую ненужность всей своей дальнейшей жизни без нее, что его охватил ужас, отчаяние».

И снова возникает бунинский мотив: любовь и смерть всегда едины. Пораженный, словно ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть дорогое и любимое существо: «Он, не задумываясь, умер бы завтра, если бы можно было каким-нибудь чудом вернуть ее, провести с ней еще один, нынешний день, провести только затем, чтобы высказать ей и чем-нибудь доказать, убедить, как он мучительно и восторженно любит ее».

Бунинский сборник рассказов «Темные аллеи» я назвала бы энциклопедией любовных драм. Сам писатель считал эти рассказы лучшим, что он написал в жизни. Многие герои писателя, потерявшие, проглядевшие или разрушившие свою любовь, вдруг осознают, что всякая любовь — великое счастье. И это прозрение, просветление приходит к героям слишком поздно, как, например, к Виталию Мещерскому, герою рассказа «Натали».

Перед нами история любви студента Мещерского и юной красавицы Натали Станкевич. Их отношения претерпевают разрыв. Трагедия этой любви кроется в характере главного героя, который испытывает к одной девушке искреннее и возвышенное чувство, а к другой — «страстное телесное упоение». И то и другое кажется ему любовью. Но любить сразу двух невозможно. Физическое влечение к Соне быстро проходит, большая настоящая любовь к Натали остается на всю жизнь. Лишь на короткое мгновение герои испытали подлинное счастье любви. Но Бунин завершил рассказ смертью героини.

В рассказе «Три рубля» из желания молодого литератора поразвлечься развивается трагическая история любви двух сердец, прерываемая смертью.

История жизни мальчика, лишенного матери, любви отца, ненавидимого красивой мачехой, стала сюжетом рассказа «Красавица». Здесь самый отталкивающий образ является внешне самым привлекательным. Но для Бунина гораздо важнее внутренняя красота, именно ей отдана любовь автора.

Читайте также:  Сочинение по творчеству: сочинение

Нельзя остаться безучастным, читая о судьбе офицера из рассказа «Кавказ». Потеряв любовь жены, он искупался в море, надел чистое белье, выпил кофе, выкурил сигарету, затем поднялся в номер, «лег на диван и выстрелил себе в виски из двух пистолетов». У человека отняли любовь, и ему стала не нужной сама жизнь. Жизнь без любви — ничто.

У Бунина много произведений, похожих на эссе, мне они чем-то напоминают тургеневские стихотворения в прозе. Это «Ночь», «Воды многие». Перед нами искренние гимны красоте, гармонии, загадочности мира.

К сожалению, нельзя рассказать о всех произведениях Бунина, читая которые, переживаешь, плачешь, страдаешь, радуешься, испытываешь необъяснимое волнение. Хорошо, что они есть. Ведь в трудную, тяжелую минуту можно просто взять книгу с полки, раскрыть бунинские любовные рассказы и окунуться в загадочный мир бытия, в котором царствует любовь, прекрасная и обреченная.

Сочинение Анализ рассказа Солнечный удар Бунина

Жанровая направленность произведения представляется в виде реалистичного рассказа, главной темой которого является изображение настоящей любви, которую ощущает человек в душе и в теле.

Композиционная структура рассказа является несложной, но имеющей определенную особенность, заключающуюся в размещении элементов произведения в логической последовательности, при этом начало рассказа изображается в виде завязки. Кроме того, произведения отличается обрамлением, выражающимся в начале и завершении рассказа в виде морской картины.

Основной тематикой рассказа является повествование о любви, которая в авторском понимании представляется трагическим чувством, не имеющим надежды на счастливый финал и заканчивающимся тяжелым испытанием для влюбленных. Поэтому конец рассказа отличается мотивом разлуки с любимыми людьми.

Главными персонажами рассказа являются поручик, представленный в образе пылкого и впечатлительного мужчины, а также незнакомка, представленная автором в качестве замужней женщины, имеющей трехлетнюю дочь.

Сюжетная линия произведения повествует о встрече двух главных героях, явившейся для них в виде мимолетного приключения, помутнения рассудка, а для поручика роковой, поскольку после отъезда незнакомки мужчина осознает нахлынувшее на него настоящее любовное чувство.

Смысловая нагрузка рассказа заключается в изображении всех граней любви, возникающей внезапно, длящейся короткий временной промежуток, а затем завершающейся тяжелой болезнью. Тем самым автор описывается дарящее счастливое мгновение любовного чувства, которое впоследствии должно быть оплачено серьезными человеческими страданиями.

Проблематика произведения отражает кратковременность и зыбкость счастья любви, которое оказывается для обоих героев рассказа недолгой эйфорией, которую впоследствии они вспоминают постоянно, сопровождая эти моменты тоской и одиночеством.

Название рассказа является символом психических потрясений, любовного чувства, которое затмевает разум в виде искренней и пылкой страсти, завершающейся горечью разлуки и мучительным расставанием.

Вариант №2

Свой рассказ “Солнечный удар” Бунин представил на суд читателям в 1925 году. Данное произведение было написано в эмиграции и главной его темой стала любовь.

Бунин долгое время не мог определиться с названием для повести. В рабочем режиме были использованы два названия, но оба казались автору слишком очевидными и примитивными. Одно прямо указывало на событийный ряд, а второе предположительно было именем героини. Через какое-то время произведение были названо “Солнечный удар” и такое название, как нельзя лучше отражало все то чувство, которое мгновенно поражает человека.

В данном рассказе автор не наделяет своих героев ни именами, ни возрастной характеристикой. Благодаря такому подходу писателя его герои живут будто вне времени и условия. Главными персонажами в произведении фигурируют поручик и случайно встреченная им попутчица. Между совершенно незнакомыми героями возникает сильное чувство влюбленного порыва, подобно солнечному удару. Но героиня утром вынуждена отправляться назад и их счастье так же быстро заканчивается. Таким резким расставанием и невозможностью героев идти дальше вместе Бунин показывает, что не стоит в любовь впускать серые бытовые будни, они лишь способны все испортить.

Бунин, яркой вспышкой пронес через все повествование этот мимолетный роман. Автору удалось очень тонко описать всю страсть между героями, которые проведя совместную ночь, даже не успели узнать имени друг друга.

По поведению героини можно предположить, что скорее всего она не нуждалась в продолжении, для неё это была скорее игра. Она специально не называет своего имени и даже не пытается узнать имя своего попутчика. Все, что знает поручик после расставания, это то, что она замужем и имеет трехлетнюю дочь. Утром и весь день герой чувствует внутреннюю опустошенность, точно такую же какой наполнилась их каюта. Он будто постарел сразу на десять лет. Его состояние гнетет чувство неизвестности, он хочет увидеться снова, но не имеет ни доли информации о том, где искать свою незнакомку. Его жизнь теряет всякий смысл.

О героине автор больше ничего не упоминает и читателю остаётся только предполагать, что испытывает она.

Сочинение по произведению Солнечный удар 11 класс

Начиная анализ данного произведения, немаловажно выделить и заострить своё внимание на особенности произведений Ивана Александровича Бунина, а именно на несметное количество любовных рассказов, которые имеют, к сожалению, в большинстве своём, печальный конец.

В рассказе «Солнечный удар» автор преподносит нам сюжет пламенной и в то же время внезапной любви поручика и дамы, которые плыли на одном теплоходе. К слову, возлюбленная поручика имела трёхлетнюю дочь и мужа, что существенно повлияло на дальнейший ход событий в произведении. Пытаясь со всех сторон описать чувство любви, автор невольно трактует её как нечто мимолётное и неконтролируемое самим человеком. Истинная любовь – это спонтанность, стихийность, её невозможно объяснить, поэтому приходится только красочно и с воодушевлением преподнести в сравнении с чем-то сакральным.

В порыве страсти оба сходят с теплохода и направляются в гостиную, чтобы в уединении погрузиться в сладкое, и, как мы узнаем, зыбкое и непродолжительное счастье. Через призму страстей главному герою мир кажется «раем на земле» – всё пахнет, цветёт, природа мягко окутывает его своими прелестями. Но вот и другая сторона медали – на следующее утро дама покидает его, уверяя, что так будет лучше и для неё, и для него. Палитра восприятия внешнего мира тускнеет, в полном одиночестве он с болезненностью своих чувств страдает от мгновенных воспоминаний прошлой ночи, когда она была рядом с ним. Ассоциации наталкивают его на ноту переживаний, в нём постепенно просыпается непонятное чувство – он его не чувствовал доселе.

Игра воображения автора рисует нам картину постепенного «протрезвения», наглядно демонстрируя нам рану от любви, которая рано или поздно, под воздействием времени и других чувств медленно затягивается и утихает, давая человеку право на счастливую жизнь с дальнейшей судьбой, которую он сам себе плетёт своими силами. Как уже говорилось ранее, любовь – то, что невозможно подвести под какую-либо догму, ни один закон не в силах её изобразить так, как это есть на самом деле. Да что уж там говорить – человек, который хоть раз испробовал на себе её благоухание, не сможет толком описать и дать решительный ответ на этот вопрос.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Солнечный удар

Популярные сегодня темы

Среди всех кукол театра сеньора Карабаса Барабаса наиболее примечательной является Мальвина – миловидная девочка с голубыми волосами и длинными ресницами

Тема души и её интерпретации волновала, и волнует, по сей день людей с незапамятных времён. Почти с самого начала существования религии люди начали бурно обсуждать душу и её значение, материальную форму и так далее.

Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период

Михаил Юрьевич Лермонтов входит в число русских авторов, которые внесли огромный вклад в развитие русскоязычной поэзии и прозы. Он написал крупное количество стихотворений. Темы его творчество совершенно разнообразны

Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова “Палата №6”. Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии

Тема любви в творчестве И. А. Бунина, (рассказы по выбору «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», «Митина любовь», сборник рассказов «Тёмные аллеи»).

Трагедия и поэзия любви воспеты А. И. Буниным во многих произведениях. Один из наиболее типичных таких рассказов, объясняющих представления автора о любви, — «Солнечный удар». Сюжет обычен: дорожное приключение замужней дамы и молодого офицера. Поручик привык к легким победам над женщинами, и его мотивы чисто потребительские, эгоистичные. О женщине он знает лишь то, что она замужем, у нее маленькая дочь, к ней она возвращается после отдыха в Анапе. Они всего одну ночь провели в гостинице и расстались. Героиня уезжает одна, на прощание сказав ему странные для него слова о том, что их обоих постигло «что-то вроде солнечного удара». Возвращение к обыденной жизни после необыкновенной ночи не только испугало ее, но и показалось единственным выходом — оставить эту ночь ярким воспоминанием своей жизни. А герой испытывает совершенно необычную гамму чувств «душе настало пробужденье». Автор подробно рисует страдание героя, как мучительно для него равнодушие и счастье окружающего мира, какой бессмысленной кажется ему жизнь без любимой женщины. У него обострены все чувства: зрение, слух, обоняние, он остро ощущает все запахи и звуки, сердце его переполняет страдание. Измученный, он заснул и, проснувшись, чувствует себя постаревшим на десять лет. Сила любви пробудила в нем духовное начало.

Любовь представляется писателю как гармония духовного и плотского, земного и неземного, и позднее прозрение героя привело к перерождению его души. Сила любви — в духовной значимости ее для человека, она превращает быт в бытие, существование — в подлинную жизнь, жизнь человеческой души, оставляя глубокий след в духовном мире человека. И здесь возникает еще одно противоречие: по мысли Бунина, всякая любовь — великое счастье, но она кратковременна, трагична. Счастье не может быть длительным, оно всегда ярко и недолговечно.

Читайте также:  Рассказ И. А. Бунина «Поздний час»: сочинение

Короткое счастье Мити, героя рассказа «Митина любовь», сменяется муками ревности и разлуки и ожиданием письма от любимой девушки. Надо отметить, что Бунин — один из первых художников, кто так тонко и целомудренно-показал чувственную сторону любви, не переступая грани прекрасного и возвышенного. Причем сама по себе физическая любовь мало что дает человеку. В отсутствие Кати староста устраивает Мите свидание с Аленкой, но ничего, кроме разочарования, ему это не приносит. Тем более опошляющими их близость звучат слова Аленки о том, где и почем можно купить поросят, что приземляет чувства героя, усиливая его страдания. Физиология не заменяет любви, мир реальной жизни противопоставлен миру чувств в душе героя как нечто пошлое, грязное, обыденно-серое. И трагедия Мити и Кати, соблазненной директором театральной школы, — торжество этой грязной прозы жизни. Единственный способ прекратить страдание, раздирающее его душу, Митя видит в самоубийстве.

Грубая и грязная проза жизни торжествует в рассказе «Легкое дыхание», где Оля Мещерская, чистая и юная душа, готовая любить и быть счастливой, становится жертвой этого мира. Ее переживания не показаны детально, дана лишь страничка из дневника, где она вначале описывает свою радость и счастье от окружающего ее мира и отвращение после того, как ее соблазнил немолодой уже человек. Ей кажется, что жить после этого невозможно, и ее смерть представляется не случайной — впечатление такое, что она сама стремится к этому. Пронзительный холодный весенний ветер, звон фарфорового венка на кладбище — и живые радостные глаза девушки на фотографии. Такой контраст оставляет ощущение трагичности происходящего, горькое сожаление о гибели души, чье «легкое дыхание» теперь рассеяно в холодном весеннем ветре. Чистая любовь противопоставлена грязи, прозе жизни и быта. Герои рассказа «Темные аллеи» давно расстались, но Надежда, сохранившая любовь в своем сердце, сумела и сохранить себя как личность, многого добиться в жизни.

Вечные проблемы человечества в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Рассказ Бунина Господин из Сан-Франциско имеет остросоциальную направленность, но смысл этих рассказов не исчерпывается критикой капитализма и колониализма. Социальные проблемы капиталистического общества являются лишь фоном, который позволяет Бунину показать обострение вечных проблем человечества в развитии цивилизации.

В 1900-х годах Бунин путешествует по Европе и Востоку, наблюдая жизнь и порядки капиталистического общества в Европе, колониальных странах Азии. Бунин осознает всю безнравственность порядков, царящих в империалистическом обществе, где все работают только на обогащение монополий. Богатые капиталисты не стыдятся никаких средств в целях умножения своего капитала.

В этом рассказе отражаются все особенности поэтики Бунина, и вместе с тем он необычен для него, его смысл слишком прозаичен.

В рассказе почти отсутствует сюжет. Люди путешествуют, влюбляются, зарабатывают деньги, то есть создают видимость деятельности, но сюжет можно рассказать в двух словах Умер человек. Бунин до такой степени обобщает образ господина из Сан-Франциско, что даже не дает ему никакого конкретного имени. Мы знаем не так уж много о его духовной жизни. Собственно, этой жизни и не было, она терялась за тысячами бытовых подробностей, которые Бунин перечисляет до мельчайших деталей. Уже в самом начале мы видим контраст между веселой и легкой жизнью в каютах корабля и тем ужасом, который царит в его недрах Поминутно взывала с адской мрачностью и взвизгивала с неистовой злобой сирена, но немногие из обитающих слышали сирену ее заглушали звуки прекрасного струнного оркестра.

Описание жизни на пароходе дается в контрастном изображении верхней палубы и трюма корабля Глухо грохотали исполинские топки, пожиравшие груды раскаленного угля, с грохотом ввергаемого в них облитыми едким, грязным потом и по пояс голыми людьми, багровыми от пламени а тут, в баре, беззаботно закидывали ноги на ручки кресел, курили,

цедили коньяк и ликеры. Этим резким переходом Бунин подчеркивает, что роскошь верхних палуб, то есть высшего капиталистического общества, достигнута только за счет эксплуатации, порабощения людей, беспрерывно работающих в адских условиях в трюме корабля. И наслаждение их пусто и фальшиво, символическое значение играет в рассказе пара, нанятая Ллойдом играть в любовь за хорошие деньги.

На примере судьбы самого господина из Сан-Франциско Бунин пишет о бесцельности, пустоте, никчемности жизни типичного представителя капиталистического общества. Мысль о смерти, покаянии, о грехах, о Боге никогда не приходила господину из Сан-Франциско. Всю жизнь он стремился сравниваться с теми, кого некогда взял себе за образец. К старости в нем не осталось ничего человеческого. Он стал похож на дорогую вещь, сделанную из золота и слоновой кости, одну из тех, которые всегда окружали его золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью крепкая лысина.

Мысль Бунина ясна. Он говорит о вечных проблемах человечества. О смысле жизни, о духовности жизни, об отношении человека к Богу.

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 2851 ;

Сочинение Мотив любви «как солнечного удара» в прозе И.А. Бунина

Никогда ничего даже похожего на то, что случилось, со мной не было, да и не будет больше. На меня точно затмение нашло. . . Или, вернее, мы оба получили что-то вроде солнечного удара. . .
И. А. Бунин. Темные аллеи.

Тема любви занимает в творчестве И. А. Бунина одно из самых значимых мест. Я думаю, что и в жизни это чувство стояло у писателя на первом месте, определяло его поступки, придавало смысл его существованию. Больше того, в силу характера, воспитания, образа жизни у Бунина сложилась собственная «философия любви», которую он художественно воплотил на страницах своих произведений.
Безусловно, шедевром бунинской любовной прозы является сборник «Темные аллеи». Сам автор говорил, что здесь он попытался раскрыть «темные аллеи» человеческого подсознания, тайные стороны человеческой души, которые самым тесным образом связаны с любовью.
В рассказе, давшем название всему циклу, – «Темные аллеи»- повествуется о чувстве молодого барина и крепостной девушки. Мы видим этих людей тридцать лет спустя, когда героиня уже превратилась в хозяйку постоялого двора, а барин – в «стройного старика военного в большом картузе и в николаевской серой шинели».
По ходу беседы герои вспоминают, что были связаны когда-то сильным и прекрасным чувством. Но для барина это воспоминание окрашивается чувством стыда и укором – Надежда всю жизнь любила его, тогда как он, бросив, вскоре позабыл о девушке. Для Николая Алексеевича любовь была мимолетна. Скорее всего, это было лишь увлечение красивой девушкой: «Да, как прелестна была! Волшебно прекрасна!» И когда герой насладился красотой и молодостью, он без зазрения совести бросил Надежду.
Но что же эти мимолетные отношения значили для героини? Как оказалось, чувство к Николаю Алексеевичу стало любовью всей ее жизни. Она так и не вышла больше замуж, не завела семью. Всегда эта женщина любила лишь одного человека – своего барина, так жестоко бросившего ее. После их разрыва Надежда даже хотела наложить на себя руки, но вовремя опомнилась.
«Все проходит, да не все забывается», – говорит она своему «Николеньке». И эта фраза становится символом ее жизни, обозначением ее чувства.
Надежда дает четкое определение того, что было между ней и барином: «Были и вы отменно хороши. И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть». Эти слова как нельзя лучше характеризуют бунинское понимание любви: это чувство – горячка, бред, вызванная молодостью, красотой, полнотой жизни, брызжущей через край. Все это очень быстро проходит, однако оставляет глубокие следы, не проходящие всю жизнь.
Судьба Николая Алексеевича тоже сложилась трагично. Жена, которую он очень любил, изменила и бросила его самым бесстыдным образом, сын «покатился по наклонной». Получается, что к концу жизни герой остался, так же как и Надежда, одиноким и никому не нужным стариком. Только в жизни этой женщины было чувство, которое, несмотря на все обиды, грело ее. А в жизни героя была лишь пустота…
В рассказе Бунина «Солнечный удар», который по тематике и стилистике примыкает к циклу «Темные аллеи», рассказывается о взаимном чувстве. Однако и оно заканчивается трагично, оставляя в душе героя глубокую рану.
В рассказе повествуется о мимолетном романе, произошедшем между молодым поручиком и замужней женщиной. Они встретились на корабле, почувствовали взаимное влечение и провели в гостинице всего лишь одну ночь. Но их роман был подобен «солнечному удару» – по своей кратковременности, силе чувств, последствиям. Бунин подчеркивает, что чувства, которые герои испытали, были самыми сильными и волнующими эмоциями за всю их жизнь: «много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой».
Наутро героиня исчезла, оставив после себя лишь запах, ощущения холстяного платья, звуки «веселого и простого голоса». Поначалу поручик не придал этому исчезновению никакого значения – «не в первый раз». Но по мере того, как проходило время, он начинал осознавать, что не находит себе места без этой прелестной маленькой женщины. Какое-то чувство сжигало его изнутри: ничто не радовало героя и не развлекало его. Складывалось такое ощущение, будто он заболел.

Ссылка на основную публикацию
×
×