Герои Бунина живут под звездою рока: сочинение

Герои Бунина живут под звездою рока

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Теме несчастной любви, рока Бунин посвятил сборник своих рассказов «Темные аллеи». Рассказы Бунина – философия. В них показана не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потаенные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как то призрачное счастье, к которому мы стремимся, но, увы, так часто упускаем. В сборнике «Темные аллеи» мы не встретим ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда – при угасании, поскольку угасания не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.

Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название «Темные аллеи», появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой этого рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую он соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом. Человек в произведениях А.И.Бунина находится в замкнутом круге обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.

Любовь рушит судьбы. Писатель не устает повторять, что любая сильная любовь избегает брачных уз: «Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника».

В рассказе «Кавказ» героиня убегает с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: «На другой день… он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал… выпил бутылку шампанского, пил кофе, неспешна выкурил сигарету. Возвратясь в своей номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов».

Все это связано наверняка с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Рок! Судьба!

Убегая от жизни, от боли, герои Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так не достает в жизни.

Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто жестоки и эгоистичны. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, поскольку счастья на всех не хватит, а раньше или позже ты испытаешь боль утраты – не важно. Писатель как бы снимает ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь следуют законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.

В рассказе «Муза» героиня живет по принципам, которые продиктованы ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой борьбы за короткое счастье. И великая трагедия героя заключается в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья – всегда высочайший взлет, восклицательное предложение в книге человеческой судьбы, но за которым непременно последует точка. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней всегда висит вечный рок. Любовь неразрывно связана с трагизмом. Счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за лучшие мгновения жизни всегда приходится платить.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Темные аллеи / Герои Бунина живут под звездою рока

Смотрите также по произведению “Темные аллеи”:

(19 стр.)

Герой рассказа “Натали” студент Виталий Мещерский, объятый жаждой любовного самоутверждения, очень быстро осознает, что подлинные чувства человеку совсем не обязательно там, где нет “романтики”, где нарушены правила приличия, моральные устои. Напротив, страстные отношения Мещерского с его кузиной Соней оказываются лишь забавой, не затрагивающей его души. Ощущая неестественность своих отношений с Соней, герой ищет подлинную страсть в отношениях с Натали. В памятную для него грозовую ночь он теряет и Соню, и Натали. Спустя годы героям суждено совсем ненадолго быть истинно счастливыми друг с другом.

В центре рассказа “Чистый понедельник” история любви героя, от лица которого ведется повествование, и прекрасной женщины, таинственной и загадочной. Оба молоды, красивы, богаты, независимы, любят друг друга, и, казалось, ничто не мешает им быть счастливыми. Но в расцвете молодости героиня принимает решение уйти в монастырь, пройдя непростой путь к вере. Внутренний мир героини сложен и противоречив: в нем сосуществуют светское, богемное начало, связанное с удовольствиями, получаемыми от жизни, и начало праведническое, подвижническое – она ходит в церкви, кремлевские соборы, на кладбища, читает русские летописные сказания. Самый сложный выбор в жизни героиня делает в особенный день – Чистый понедельник. В этот день она первый и последний раз дарит любовь своему возлюбленному и принимает решение навсегда отказаться от своего женского счастья, посвятив себя служению Богу.

Духовный мир, внутренние стремления героя и героини различны. Ее состояние определено сложным сплетением разных жизненных начал, и она проходит в рассказе трудный путь обретения православной веры. Внутренний мир героя гораздо проще: он ведет наполненную светскими наслаждениями жизнь, мало задумываясь о ее духовной стороне. Не случаен дважды возникающий образ змея-искусителя, вносящий в повествование мотив соблазна. С соблазном поручить свою судьбу человеку, любящему ее и готовому посвятить ей себя, борется героиня. Религиозность ее натуры ищет опоры в нравственности древнерусских житий. Союз, подобный союзу Петра и Февронии Муромских, для героев невозможен из-за отсутствия духовного единения. Только после расставания, пережив глубочайшее потрясение, герой приходит к той духовности, которая не осознавалась им раньше, обретению утраченного чувства родины.

Герой рассказа “Поздний час” возвращается в родной город, где он родился, где жила девушка, которую любил. В поздний час герой идет по улицам города и вспоминает свою молодость, дни, когда он был счастлив со своей любимой и когда им светила зеленая звезда, теперь такая холодная, немая и неподвижная. Все, что было в прошлом, невозвратимо, и, оказывается, что и возвращения тоже нет – оно лишь в воображении героя. Жизнь прошла, и слишком поздно для того, чтобы вернуться обратно.

“И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
“Был ли счастлив ты в жизни земной?”

И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным Коленам припав.

Подведем итоги

Вопросы и задания

1. Проанализируйте одно из стихотворений И. А. Бунина.

2. Классическая пантеистическая формула состоит из двух частей: “я во всем” и “всё во мне”. Какую ее часть выбирает для себя И. А. Бунин в стихотворении “Вечер”?

3. М. Алданов говорил: “Бунин – писатель без фабулы… не лежит у него к ней душа как не лежит и к “психологическому анализу”. Проиллюстрируйте эту мысль писателя примерами из произведений И. А. Бунина.

4. Объясните символику названия парохода – “Атлантида” в рассказе “Господин из Сан-Франциско”. Как это название связано с мотивом обреченности, предчувствием гибели? Какие еще образы имеют символическое значение?

5. Покажите, какие художественные средства использует писатель для выражения смысловой антитезы рассказа “Господин из Сан-Франциско”.

6. Сформулируйте смысл рассказа “Господин из Сан-Франциско”. Как связан с идейным содержанием первоначальный эпиграф, предваряющий текст?

7. В чем видит И. А. Бунин вечную тайну любви? Почему исход многих его рассказов из цикла “Темные аллеи” трагичен?

8. Чем отличается трактовка любви в рассказах “Легкое дыхание”, “Грамматика любви” и “Солнечный удар”?

9. Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах И. А. Бунина о любви?

10. Как И. А. Бунин рисует внутренний мир человека? Кто из русских писателей XIX века использует аналогичные приемы психологического анализа?

11. Приведите примеры художественной детали в произведениях И. А. Бунина и определите ее функцию. Покажите отличие бунинской детали от детали в произведениях Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

12. Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В. Я. Лакшина: “Герои Чехова живут под игом долга, герои Бунина – под звездою рока”.

Темы письменных работ

1. “Так знать и любить природу, как умел Бунин, мало кто умеет” (А. Блок) (по лирике И. А. Бунина).

2. Философская лирика И. А. Бунина.

3. Тема уходящей Руси в произведениях И. А. Бунина.

4. Русская деревня в изображении И. А. Бунина.

5. Образ России в прозе И. А. Бунина.

6. Проблема человека и цивилизации в рассказе И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”.

7. Тема обреченности буржуазного мира (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”).

8. Смысл названия и проблематика рассказа И. А. Бунина “Легкое дыхание”.

9. Тема любви в книге И. А. Бунина “Темные аллеи”.

10. Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина.

11. Символическое и конкретное в прозаических произведениях И. А. Бунина.

12. Бунинская “грамматика любви”.

13. “Душа русского человека” в творчестве И. А. Бунина.

Темы устных выступлений

1. Традиции русской поэзии XIX века в лирике И. А. Бунина.

2. Реалистические черты прозы И. А. Бунина.

3. Мотив любви и смерти в рассказах И. А. Бунина.

Читайте также:  Главная особенность произведений Ивана Алексеевича Бунина: сочинение

4. “И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…” (по одному из произведений И. А. Бунина).

5. “Россия, которую мы потеряли” в произведениях И. А. Бунина.

6. Живописность и строгость бунинской прозы (по рассказам “Господин из Сан-Франциско”, “Солнечный удар”).

7. Идейно-художественное своеобразие книги И. А. Бунина “Темные аллеи”.

8. Лиризм прозы И. А. Бунина (на примере одного из рассказов).

9. Тема памяти в произведениях И. А. Бунина.

10. Деталь и символ в произведениях И. А. Бунина.

11. Традиции русской классики в творчестве И. А. Бунина.

Рекомендуемая литература

Агеносов В. В. “И счастлив я печальною судьбой…” // Агеносов В. В. Литература русского зарубежья (1918–1990). – М., 1998.

Кузнецова Г. Грасский дневник. – М., 1995.

Лавров В. В. Катастрофа. – М., 1994.

Мальцев Ю. Иван Бунин: 1870–1953. – М., 1994.

Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин // Михайлов О. Н. Литература русского зарубежья. – М., 1995.

Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина: Беседы с памятью. – М., 1989.

Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. – М., 1991.

Александр Иванович Куприн

1870, 26 августа (7 сентября) – родился в городе Наровчате Пензенской губернии.

18801890 – годы учения в Московской военной гимназии, преобразованной позднее в Московский кадетский корпус, и Московском Александровском военном училище.

1896 – выход в свет сборника очерков “Киевские типы”; в журнале “Русское богатство” опубликована повесть “Молох”.

18971898 – знакомство с И. А. Буниным; выход в свет книги “Миниатюры. Очерки и рассказы”; опубликована повесть “Олеся”.

1902 – начало редакторской деятельности в беллетристическом отделе журнала “Мир Божий”; встречи с А. П. Чеховым; знакомство с М. Горьким; начало сотрудничества в издательстве “Знание”.

1905 – опубликованы повесть “Поединок” и статья “Памяти Чехова” в газете “Наша жизнь”.

1911 – издан рассказ “Гранатовый браслет”.

1914 – 20-летие литературной деятельности.

19201937 – жизнь в Париже.

1937 – возвращение в Россию; издание “Избранных произведений” в двух томах.

1938, 25 августа – скончался в Ленинграде.

И. А. Бунин . Тема любви одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ОК. Рассказы И. А. Бунина о любви

Как дико, страшно все будничное, обычное,
когда сердце поражено.
этим страшным «солнечным ударом»,
слишком большой любовью,
слишком большим счастьем!

. Тема любви — одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина.

В бунинском творчестве, начиная с 10-х гг.проходят перед читателем герои раз и навсегда опалённые сильной и
мучительной любовью, которая сокрушает их жизни.

Переплетение светлых и тёмных сторон жизни – одна из особенностей бунинской прозы. Писатель с какой-то
особенной художественной страстью обращался к важнейшим темам любви и смерти. Бунин находит таинственную связь
между ними. Чем пессимистичнее смотрит Бунин на жизнь, тем чаще любовь в его изображении подводит человека к последней роковой черте. Любовь и смерть соединяются в самой человеческой судьбе, где происходит обязательная расплата за счастье или удовольствие.

«МИТИНА ЛЮБОВЬ» 1925г

—Как соотносится в рассказе состояние природы с состоянием героя?

. Бунин подчеркивает постоянный жизненный контраст: с одной стороны, чистота души, искренность чувств, с другой —
несовершенство окружающего мира, жизни, отвергающей истинные чувства.

Ощущение катастрофичности бытия, непрочности человеческих отношений и самого существования, обреченности любящего человека на одиночество усиливает ощущение катастрофичности эпохи, разлада в обществе, социальных катаклизмов.

. «Всякая любовь — великое счастье, даже если она не разделена»

Любовная проза Бунина – продолжение его лирики. Писатель постоянно обращался к теме любви, показывая
многогранность и многоликость ее проявлений. Вечную тайну любви и вечную драму влюбленных писатель видит в том, что человек неволен в своей любовной страсти: любовь есть чувство изначально стихийное, неотвратимое, часто трагическое – счастье оказывается недостижимым.

«ГРАММАТИКА ЛЮБВИ» 1915

Как вы понимаете название рассказа?

Что нам известно о жизни Хвощинского со слов его соседей-помещиков?

Какую роль сыграла Лушка в судьбе Ивлева?

Что думает Ивлев, узнав о смерти Хвощинского?

Чем мотивирует Ивлев свой приезд в Хвощинское?

Почему Бунин не дает портрета Ивлева, но подробно описывает сына Лушки?

Какую роль играет этот портрет в рассказе?

Какие детали играют в рассказе важную роль?

. Во-первых, венчальные свечи — символ закрепленного и освященного церковью союза мужчины и женщины. Во-вторых, названия книг. В-третьих, ожерелье Лушки

Что составляет содержание «Грамматики любви, или Искусства любить и быть взаимно любимым»?

В чем ценность «крохотной книжечки» «Грамматика любви»?

Что позволяет заключить, что образ Лушки становится действительно святыней?

Что же за человек этот Хвощинский — действительно сумасшедший или тот, кому выпал талант любить?

Что может сделать любовь с обыденной человеческой жизнью?

Кто, по-вашему, является главным героем рассказа?

Какое понимание любви воплощено в этом рассказе?

. Для Бунина любовь — великая ценность. Она всегда чиста и целомудренна. Но картины семейного благополучия писательне изображает: человек может рассчитывать только на мгновение счастья. Однако мгновение это остается в душе навсегда
«ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ» 1916 г

. Героиня этого рассказа – прообраз того загадочного, даже рокового женского типа, который Бунин неоднократно выводил в произведениях

Каким же секретом владела гимназистка Ольга Мещерская, подобно опытной кокетке завлекшая казачьего офицера лишь ради игры и погибшая от его руки?

Как построен рассказ? В чем особенности композиции?

Как соотносятся фабула и сюжет рассказа?

Что выделяет автор в портрете Оли, в ее характере?

Какой композиционный прием использует Бунин в рассказе?

Как вы понимаете название рассказа?

ВЫВОД: Возвышая любовь, писатель говорит о том, каким опасностям она подвергается в жизни, какие извращённые формы может приобретать. В этом смысле «Лёгкое дыхание» – суд художника над моралью взрослых. Фальшивых людей. Погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Оля Мещерская – само «лёгкое дыхание» жизни. Ей противостоит враждебный мир взрослых: начальница гимназии с ровным пробором. Брат начальницы – старый развратник, казачий офицер. Жестоко обрывается праздничная жизнь – и ничего, кроме медальона на могильном кресте.

. В двадцатые годы Бунин все чаще, пишет о любви «как о высшем даре судьбы, — и чем прекраснее этот дар, те»
он скоротечней».

Прекрасно только естественное, невыдуманное чувство любви. В истинной любви есть что-то общее с
гармоничной природой.

С любовью или без неё – два противостоящих и несовместимых типа жизни и бытия личности.

«СОЛНЕЧНЫЙ УДАР» 1925 г

В чем особенность завязки рассказа?

Почему Бунин не упоминает о причинах внезапной любви героев?

В чем особенность портрета героини?

Какой Бунин описывает незнакомку после ночи в номере?

Как она объясняет то, что с ними произошло?

Что изменилось в номере после ее отъезда, что напоминает о ней?

Какое впечатление это произвело на поручика?

Какова роль детали в этом рассказе?

. В начале рассказа детали портрета героини подчеркивают естественность, простоту и прелесть женщины. Другие детали усиливают впечатление реальности произошедшего, углубляют драматизм. Пароход является символом разлуки.

Что означает такая, казалось бы, маленькая деталь — забытая героиней шпилька?

Какие новые чувства появилось у поручика?

Почему герой пытается освободиться от чувства любви?

Для чего автор описывает природу? Какую роль играет пейзаж?

Слишком большая любовь — почему она драматична и даже трагична?

Как отразились на герое переживания минувшего дня?

. Обрыв встречи закономерен и неизбежен. Более того: оба любящих знают, что, продлись их встреча, соединись их жизни, – и чудо, озарение, «солнечный удар», поразивший их, уничтожится.

Как следует понимать заглавие рассказа? Какой смысл вкладывает писатель в эпитет «солнечный»? Как
варьируется этот смысл на протяжении повествования?

—Объясните, как Бунин рисует внутренний мир человека. С кем из русских писателей ХЕХ века вы можете
сопоставить используемые им приемы психологического анализа?

—Приведите примеры кольцевой композиции произведения. Можно ли говорить об абсолютной идентичности
«начал» и «концов»?

Задания для закрепления

Чем отличается трактовка любви в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и «Солнечный удар»?

Какие сквозные образы-мотивы присутствуют в рассказах Бунина о любви?

Любовь в произведениях Бунина драматична, даже трагична, она есть что-то неуловимое и естественное,
ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь — это великая бездна, загадочная и
необъяснимая, сильная и мучительная.

Любовь, по убеждению Бунина, – некий высший. Напряжённый момент бытия: подобно зарницам в ночи. Она
озаряет всю жизнь человека. Эта мысль особенно важна для Бунина с его повышенным, обострённым чувством
жизни.

Творческие задания по творчеству И. А. Бунина

Прокомментируйте высказывание критика и литературоведа В. Я. Лакшина: «Герои Чехова живут под игом долга,
герои Бунина — под звездою рока».

Какими примерами творчества А. П. Чехова и И.А. Бунина можно проиллюстрировать точку зрения критика и
литературоведа В. Я. Лакшина: «У Чехова бьется пульс современной, ищущей мысли, и в самом «чистом художестве» виден беспокойно думающий о смысле бытия человек. У Бунина больше созерцания жизни и упоения ею. Это тоже постижение мира, но иное. Мысль, осмысление требуют действия в сюжете. Созерцание одаряет описаниями недостижимо художественными, как бы отпечатанными с сетчатки глаза и почти самодельными: природы и погоды, обыкновений и случаев, мужчин и женщин».

Какие произведения И. А. Бунина позволили критику и литературоведу В. Я. Лакшину сделать заключение о секрете
притягательной силы его искусства? Обоснуйте свой ответ.

«Бунинский художественный гедонизм, тяга запечатлеть и удержать для «второй жизни», пусть как бы и самодельно,
впечатления бытия с особой обостренностью всех пяти чувств — важнейшая часть притягательности его искусства».

Домашнее задание: учебник с.365 и далее вопр. 2. 7. 13. готовиться к сочинению

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

Читайте также:  Образ-символ «Атлантиды» в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» (Первый вариант): сочинение

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Герои Бунина живут под звездою рока

Теме несчастной любви, рока Бунин посвятил сборник своих рассказов “Темные аллеи”. Рассказы Бунина – философия. В них показана не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потаенные уголки человеческой души, любовь как основа жизни и как-то призрачное счастье, к которому мы стремимся, но, увы, так часто упускаем. В сборнике “Темные аллеи” мы не встретим ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Влюбленных разлучают либо родные, либо обстоятельства, либо смерть. Создается впечатление, что смерть для Бунина предпочтительнее, чем долгая семейная жизнь бок о бок. Он показывает нам любовь на ее пике, но никогда – при угасании, поскольку угасания не бывает в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств.
Уже в первом рассказе, получившем, как и весь сборник, название “Темные аллеи”, появляется одна из основных тем цикла: жизнь неумолимо идет вперед, мечты об утраченном счастье иллюзорны, ибо человек не может влиять на развитие событий. Герой этого рассказа встречает на постоялом дворе женщину, которую он соблазнил и бросил в молодости. Теперь, по прошествии многих лет, он может сказать, что никогда в жизни не был счастлив. Но ошибся ли он тогда? Видимо, дело не в этом. Человек в произведениях А. И. Бунина находится в замкнутом круге обыденности, пошлости и тоски. Лишь изредка улыбается ему счастье, а потом уходит навсегда. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются.
Любовь рушит судьбы. Писатель не устает повторять, что любая сильная любовь избегает брачных уз: “Блаженные часы проходят, и надо, необходимо… хоть что-нибудь сохранить, то есть противопоставить смерти, отцветанию шиповника”.
В рассказе “Кавказ” героиня убегает с возлюбленным, покупает свое счастье ценой жизни мужа. Бунин удивительно подробно и прозаично описывает последние часы жизни героя: “На другой день… он купался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный китель, позавтракал… выпил бутылку шампанского, пил кофе, неспешна выкурил сигарету. Возвратясь в своей номер, он лег на диван, выстрелил себе в виски из двух револьверов”.
Все это связано наверняка с общей бунинской концепцией жизни. Человек умирает не в состоянии аффекта, а потому, что свою долю счастья в жизни он уже получил и жить ему больше незачем. Рок! Судьба!
Убегая от жизни, от боли, герои Бунина испытывают радость, потому что боль становится подчас непереносимой. В самоубийство вкладывается вся воля, вся решимость, которых человеку так не достает в жизни.
Стремясь получить свою долю счастья, герои Бунина часто жестоки и эгоистичны. Они осознают, что щадить человека бессмысленно, поскольку счастья на всех не хватит, а раньше или позже ты испытаешь боль утраты – не важно. Писатель как бы снимает ответственность со своих героев. Поступая жестоко, они лишь следуют законам жизни, в которой они не в силах ничего изменить.
В рассказе “Муза” героиня живет по принципам, которые продиктованы ей моралью общества. Главная тема рассказа – тема жестокой борьбы за короткое счастье. И великая трагедия героя заключается в том, что он воспринимает любовь не так, как его возлюбленная, эмансипированная женщина, не умеющая принимать во внимание чувства другого человека. Но, несмотря на это, даже малейший проблеск любви может стать для героев Бунина тем моментом, который человек всю свою жизнь будет считать счастливейшим. Считанные минуты счастья – всегда высочайший взлет, восклицательное предложение в книге человеческой судьбы, но за которым непременно последует точка. Любовь для Бунина – величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней всегда висит вечный рок. Любовь неразрывно связана с трагизмом. Счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за лучшие мгновения жизни всегда приходится платить.

Читайте также:  Роль пейзажа в произведениях Бунина: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Герои Бунина живут под звездою рока

Другие сочинения:

Город, в котором живут герои комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Комедия “Ревизор” была написана Н. В. Гоголем в годы царствования Николая I, когда действовала система доносов и сыска, были распространены частые инспекторские наезды “инкогнито”. Перед нами уездный городок, откуда “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”. В Read More .

Проблематика и герои одного из рассказов Бунина Помните у Высоцкого: “…на сушу тихо выбралась любовь и растворилась в воздухе До срока”? И не “сорок сороков”, а всю жизнь человек пытается найти ответ на Вопрос: что есть любовь? Солнечный удар, томленье духа или благодать? Я часто Перечитываю любовные Read More .

Проблематика и герои рассказа И. Бунина “Солнечный удар” Все проходит… Юлий Цезарь Мягкий кленовый листок кротко и трепетно возно­сится ветром и вновь падает на холодную землю. Он настолько одинок, что ему все равно, куда несет его судьба. Ни теплые лучи ласкового солнца, ни весенняя свежесть морозного утра уже Read More .

Рассказ И. А. Бунина “Чистый понедельник”: герои, их любовь, неожиданность финала В искусстве передачи темы любви И. А. Бунин предстает как писатель ошеломительного таланта, как филигранный мастер, психолог, умеющий тонко и точно передавать состояние души влюбленного человека. Писатель умеет так говорить о сложных, откровенных темах, что они ни в коем случае Read More .

Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина. (“Солнечный удар”) Мягкий кленовый листок кротко и трепетно возносится ветром и вновь падает на холодную землю. Он настолько одинок, что ему все равно, куда несет его судьба. Ни теплые лучи ласкового солнца, ни весенняя свежесть морозного утра уже не радуют его. Этот Read More .

Особенности творчества Бунина Вопрос учебника сформулирован недостаточно четко. Его можно понять так: какие особенности творчества Бунина важны для каждого писателя. Или так: какие особенности творчества ха­рактерны именно для Бунина. Если говорить о важности творческих приемов Бунина для каждого писателя, то можно выделить как Read More .

В чем заключается счастье? (по рассказам И. А. Бунина) Двадцатый век сменил девятнадцатый. На арене серебряный век литературы. Что он нам принес? – Новых людей, новое общество, новые взгляды, порядки. Мизансцена нова, действующие лица новы, но, несмотря на это, характеры вроде бы те же и проблемы не изменились. Бунина Read More .

Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена (по рассказу И. А. Бунина “Темные аллеи”) Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена. Эта фраза, как никакая другая, наиболее подходит к сборнику рассказов Бунина “Темные аллеи”. У Бунина был свой, отличный от других авторов, взгляд на любовь. Как бы сильно герои его произведений Read More .

Герои рассказа Темные аллеи Бунина

Рассказ Бунина “Темные аллеи” повествует нам о встрече людей, которые не виделись много лет. Об их судьбе и несчастьях. Когда-то главный герой любил одну девушку Надежду, которая в молодости была безумно красива. Но по стечению обстоятельств она была вынуждена жить с болью разлуки. Ведь главный герой бросил ее. А сам главный герой вел несчастную жизнь, несмотря на то, что занимал очень высокий чин в обществе. В данной статье рассмотрим характеристики всех героев произведения. Начнем с главных героев.

Главные герои

Николай Алексеевич

Статный мужчина, которому немного за шестьдесят лет. Когда-то в раннем возрасте безумно любил Надежду, но женился на другой ради продолжения статуса дворянина. С годами стал нерешительным и несчастным. Весь диалог с главной героиней извинялся за свой поступок и пытался оправдаться, говоря что все проходит со временем. Благодаря отрицательным чертам трусости и нерешительности сбегает от героине под предлогом спешки.

Надя

В прошлом обычная крепостная крестьянка. Сейчас ей около пятидесяти лет. Отличается хозяйственностью и трудолюбием. Многие в селение отзываются о ней как о хорошей и доброй женщине. К своим пятидесяти годам так и не вышла замуж. Ведь она была влюблена в Николая и продолжала его любить на протяжении пятидесяти лет. Не скрывает ничего. Всегда говорит правду, чем показывает себя очень сильной и волевой женщиной. Но к сожалению для себя никак не может простить Николая за его поступок и никак не оправдывает его. Даже в то время когда тот уходит в очередной раз из ее жизни, с трепетом в душе желает чтобы он вернулся и признался ей в любви и остался с ней.

Второстепенные герои

Жена Николая

Из рассказа стало известно то, что она постоянно ему изменяла. Но всем бедам на зло, Николай продолжал ее любить несмотря ни на что. Даже тогда когда она разрушила его жизнь и семью, предав Николая. Именно по этой причине Николай предстает перед читателем уставшим и разбитым.

Клим

Являлся местным кучером, трудягой своего дела, который в конечном итоге и отвозит Николая на вокзал к поезду. По дороге он с восхищением рассказывал главному герою о волевой Надежде. Прямой в своих изречениях. Характеризует Надежду как женщину с сильной волей, трудолюбием и хваткой, которой может позавидовать любой мужчина. Так же он рассказал ему что она не любит вранье и с такими лгунами долго не церемониться.

Сын Николая

Является бестолковым отпрыском своего отца. Который ни во что не ставит уважение к возрасту. В его жизни главное жить на широкую ногу. Любит тратить деньги, которые сам не в силах заработать, так как является натурой ленивой и не имеющий никакого стыда за свои поступки. Благодаря бесконтрольности в его воспитании, отец вынужден пожинать свои плоды. Все это узнает кучер Клим во время поездки на вокзал.

2 вариант

В данном великолепном произведении, написанном замечательным автором Буниным, содержится история, которая рассказывает о невероятной случайной встрече героев, которые не виделись на протяжении последних тридцати лет. Николая можно назвать человеком, который крайне сильно был влюблен в простую крепостную девушку. Ее звали Надеждой, и она была безумно привлекательной особой. Несмотря на то, что она была брошена главным героем, она сохранила все свои чувства к данному персонажу на протяжении всей своей жизни. Также, стоит отметить, что Николай имеет крайне тяжелую судьбу, так как большая должность не принесла ему никакого счастья и радости в его жизнь. Интересна также и форма повествования, которая есть в данном произведении. О характерах героев читатель узнает из различных диалогов, которые выстраивают эти герои. Они получаются очень интересными и яркими. Крайне важным элементом, который хотелось бы подчеркнуть, является то, что когда-то Надя называла персонажа Николенька, а сейчас он представился ей Николаем Алексеевичем. Здесь автор говорит о том, что несмотря на то, что герой занимает немаленькую должность, это мешает ему быть открытым и искренним человеком.

Когда-то Николай был довольно счастливым человеком. Сейчас же ему больше шестидесяти лет, он высок, худощав и внешне похож на такого правителя, как Александр Второй. Свою любовь юности он не смог взять в жены по той причине, что он хотел более выгодного для себя брака. И действительно, он женился на девушке из богатой семьи, которую он не любил. Он показан в произведении, как нерешительный человек, который устал от жизни, и понимает, что проживает несчастливую жизнь, так как окружил себя людьми, которые не относятся к нему искренне. Когда он разговаривает с Надеждой, то выясняет у нее, не пронесла ли она обиду молодости через всю свою жизнь, на что девушка отвечает, что она не хранила какую-либо злость на него. Несмотря на свой преклонный возраст, он остается немного трусливым и застенчивым человеком.

Надя в произведении показана как добродушная, простая и трудолюбивая женщина, которая приближалась к отметке своего пятидесятилетия. Она весьма умна, и строит планы на свою будущую жизнь, так как считает, что никогда не поздно начинать сначала совершать какие-либо поступки, которые будут отражены на судьбе человека. Несмотря на то, что она все-таки была обижена на Колю, она показана очень сильной и мудрой женщиной, которая очень откровенна и пряма в своих речах. Также, стоит отметить, что она и в сегодняшнем дне ждет от героя каких-либо решительных действий, так как все еще любит его. Она ведет очень честную и интересную жизнь.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои рассказа Темные аллеи

Популярные сегодня темы

В этом описании и, говорят, везде в жизни дома похожи на своих хозяев. Поместье, как расширенный дом. Тут хозяйственной части уделяется мало внимания (и автором, и самим Маниловым), но есть храм уединенных размышлений – беседка

Главный герой рассказа крестьянин Макар. Он беден, дремуч, как место, в котором живет – глухая слободка тайги Якутии. Но «поганых якутов» не любил и отделял себя от них, по чести сказать, разговаривая по-русски плохо.

«Айвенго» Вальтера Скотта является образцом рыцарского романа. В нем есть все элементы, присущие жанру. Главный герой – доблестный рыцарь без страха и упрека.

Корней Чуковский написал чудесное произведение «Тараканище». Начинается сказка с того, что веселятся все звери и птицы, но неожиданно появляется усатое существо. Тараканище нарушил атмосферу праздника.

Войска переправляются с одного берега реки на другой. Для того, чтобы пересечь реку самим и переправить оружие, приходится использовать плоты. Очень сильно осложняет ситуацию

Ссылка на основную публикацию
×
×