Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части 1 романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

просмотреть сочинение
Тип: Анализ эпизода

Роман «Мастер и Маргарита» писался на протяжении двенадцати лет. Это произведение стало итоговым в жизни и творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова. Оно раскрывает взгляды писателя на Добро и Зло, Свет и Тьму, Любовь и Ненависть.

Название булгаковского романа «Мастер и Маргарита» слегка удивляет только начинающего путешествие по произведению читателя. Вот перед нами председатель МАССОЛИТа Берлиоз, рядом с ним поэт Иван Бездомный, таинственный иностранец, рассказывающий историю о великом прокураторе Иудеи Понтии Пилате и бродячем философе Иешуа Га-Ноцри. Мы видим литературное общество тех времен, перед нами предстают различные жулики, прохвосты, с поистине сатанинской находчивостью наказываемые нечистой силой во главе с Его Величеством Дьяволом… Но все это время читателя не престает мучить вопрос: когда, наконец, появится Мастер и кто такая эта таинственная Маргарита, именами которых названа книга.

И вот завеса тайны открывается перед нами, и в главе 13 «Явление героя» на арену выходят эти персонажи. Иван Бездомный, поплатившийся за самонадеянное желание поймать самого Сатану, попадает в психиатрическую лечебницу. И здесь, наконец, встречается с главным героем романа.
Описание Мастера дается глазами Ивана. Сначала мы видим, что это «… бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми». И сразу обращаем внимание на «карие и очень беспокойные глаза пришельца». Это лицо человека, загнанного в угол.
Очень интересно наблюдать, как под влиянием ночного гостя меняется, казалось бы, знакомый нам Иван. С какой гордостью раньше он причислял себя к пишущей братии, как гордился своим портретом, помещенным на первую страницу литературной газеты. И вдруг на вопрос пришельца о профессии Бездомного мы видим следующий ответ: « – Поэт, – почему-то неохотно признался Иван».
Но дальше поведение Ивана становится еще интересней. Он отвечает на вопрос Мастера о качестве своих стихов: « – Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван». Мы видим реальное перерождение этого уже знакомого нам персонажа. Недаром Воланд дает ему еще один шанс.

Бездомный рассказывает гостю историю своего попадания в психиатрическую лечебницу, и читатель неожиданно узнает, что перед ним предстал автор романа о пятом прокураторе Иудеи. Далее нам наконец-то рассказывается история самого Мастера и его возлюбленной. Этот герой был историком, работал в музее, затем неожиданно выиграл огромную сумму денег, бросил работу и стал писать роман о Понтии Пилате, который задумал уже давно. Видимо, сама судьба толкала его к творчеству, которое медленно стало вести его к пропасти.

А затем появляется Маргарита. Это, пожалуй, самая красивая, лиричная, романтическая часть романа! Мастер говорит: «Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет». Эта встреча предназначалась свыше, а желтый цвет будто предсказывал последующие трудности и страдания героев. Нам не дается подробное описание внешности Маргариты, мы видим лишь то, что Мастера «поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!» Встретились творец и его муза-вдохновительница: «Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!»

Как уже говорилось выше, встреча Мастера и Маргариты описана удивительно романтично, но нас не оставляет состояние тревоги. Любовь не вошла в жизнь героев тихо, «на мягких лапах». Очень ярки в этом случае слова самого Мастера: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!»
Образ ножа здесь неслучаен. В чувстве героев есть достаточно явный элемент насилия. Создается впечатление, что где-то высоко их судьба была решена много раньше. И в назначенный день и час у них просто не остается выбора, кроме как полюбить друг друга.

С появлением Маргариты в роман входит излюбленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Каморка Мастера оживает, становится много уютней благодаря заботливости его возлюбленной. Эти персонажи живут в обособленном мирке, где существуют лишь Он, Она и Роман.
Так входит в произведение важнейшая для писателя тема творчества: «Тот, кто называл себя Мастером, работал, а она, запустив в волосы тонкие с остро отточенными ногтями пальцы, перечитывала написанное… Она сулила славу, она подгоняла его и вот тут-то стала называть мастером».
Маргарита становится вдохновительницей Мастера, живущей исключительно для него и его творчества. Кстати, стоит заметить, что она единственный персонаж, не имеющий двойника в мифологическом сюжете повествования. Тем самым Булгаков подчеркивает неповторимость Маргариты и владеющего ею чувства, доходящего до полного самопожертвования.

К сожалению, вечное пребывание в уютной каморке было невозможно, Мастер закончил свой роман и вышел с ним в свет: « – Я впервые попал в мир литературы, но теперь, когда все уже кончилось и гибель моя налицо, вспоминаю о нем с ужасом. » В весьма неприглядных тонах описывает Булгаков этот мир «людей искусства». Временами явно прослеживается горькая ирония автора: «Я…был принят какой-то девицей со скошенными к носу от постоянного вранья глазами». Видимо, Булгаков описывал среду, хорошо ему знакомую.
Мастер пошел со своим детищем в свет, но кто встретил его там? Всевозможные латунские, лавровичи, ариманы… Мелкие графоманы, занимающиеся псевдотворчеством. После того, как был напечатан отрывок из романа Мастера, эти плебеи МАССОЛИТа начинают травить гения.
Здесь Булгаков поднимает проблему истинного и ложного творчества. Он убежден, что только полная отдача истине, желание писателя нести правду сердца и ума обеспечивают произведению настоящее бессмертие. Устами Мастера автор делает ценное замечание: « Мне все казалось, – и я не мог от этого отделаться, – что авторы этих статей говорят не то, что они хотят сказать, и что их ярость вызывается именно этим». Видимо, некоторые гонители героя чувствовали всю ценность его романа, но… Конформизм – сильнейшее чувство! Они травят писателя, доводят его до сумасшедшего дома и полного отказа от своего детища. Мастер убивает роман и, забитый окружающим его обществом псевдолитераторов, сходит с ума.

В этой главе Булгаков со всей болью раскрыл судьбу истинного творца. Толпа боится гениев, боится пророков, ей гораздо проще мириться с посредственностью. Многие литературоведы считают образ Мастера автобиографичным для Булгакова. Эта глава раскрывает горькую участь многих художников России в то страшное время.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ главы 13 «Явление героя» части 1 романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

«Знакомство Ивана Бездомного с Мастером»

Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным.

Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровен­но говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравят­ся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обре­тает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, об­ращается к истории, и все это свидетельствует о сде­ланном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгако­вым в романе.

Читайте также:  Булгаковская Москва.: сочинение

Встретившись с Бездомным, Мастер не только рас­сказал ему о Воланде, но и поведал собственную исто­рию, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.

Обстановка, в которой Мастер создавал свое произ­ведение — это обстановка полной творческой свобо­ды: «совершенно отдельная квартирка. маленькие оконца над самым тротуарчиком. Напротив, в четы­рех шагах, под забором, сирень, липа и клен. и в печ­ке. вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, ми­нимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.

Называя Мастера «мастером», Булгаков противо­поставляет его пошлому писательскому миру, опи­санному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жиз­ни. Кроме того, мастер понимается писателем как на­ставник, образец для подражания.

Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя но­вым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь лю­бил именно эту женщину». Любовь поразила обоих ге­роев, как «поражает молния», как «поражает фин­ский нож». Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени сво­ей бывшей супруги. С образом Маргариты связана из­любленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему ка­ждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. «Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.

Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастро­фа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленно­стью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, от­речение от него, привели к утрате имени. Но им овла­дела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не вы­держал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что пред­назначение художника в творчестве, а не в борьбе.

«”Древние” главы романа «Мастер и Маргари­та»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убе­дить читателя, что сочинение действительно высо­ко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.

В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгако­ва. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булга­кова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отра­жение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером (анализ эпизода из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Одним из центральных образов романа М. А. Бул­гакова «Мастер и Маргарита» является образ Масте­ра, глубинный смысл которого во многом раскрывает­ся в эпизоде знакомства героя с поэтом Иваном Без­домным.

Знакомство происходит в клинике Стравинского. Уже в первых репликах разговора довольно полно раскрывается характер Бездомного. Только услышав его фамилию, Мастер вздыхает, морщась, и откровен­но говорит Ивану, что его стихи «ужасно не нравят­ся». Сам же Бездомный тут же признается, что его творения на самом деле «чудовищны». Он искренне обещает своему гостю не писать больше и сдерживает свое обещание. Ученик Мастера сам не становится мастером, но он отрекается от заказных стихов, обре­тает вместо жалкого псевдонима подлинное имя, об­ращается к истории, и все это свидетельствует о сде­ланном им нравственном выборе. Проблема выбора — одна из важнейших проблем, раскрываемых Булгако­вым в романе.

Встретившись с Бездомным, Мастер не только рас­сказал ему о Воланде, но и поведал собственную исто­рию, связанную с написанием его романа и любовью к Маргарите.

Обстановка, в которой Мастер создавал свое произ­ведение — это обстановка полной творческой свобо­ды: «совершенно отдельная квартирка. маленькие оконца над самым тротуарчиком. Напротив, в четы­рех шагах, под забором, сирень, липа и клен. и в печ­ке. вечно пылал огонь». Здесь полное уединение, ми­нимум комфорта, природа за окном. Присутствие в жилище Мастера огромного количества книг говорит, прежде всего, о важности для героя духовной пищи.

Называя Мастера «мастером», Булгаков противо­поставляет его пошлому писательскому миру, опи­санному в романе. В слово «мастер» он вкладывает особое значение. Для него это человек, наделенный творческой свободой, силой слова, пониманием жиз­ни. Кроме того, мастер понимается писателем как на­ставник, образец для подражания.

Встреча с Маргаритой наполняет жизнь героя но­вым смыслом. Он вдруг понимает, что «всю жизнь лю­бил именно эту женщину». Любовь поразила обоих ге­роев, как «поражает молния», как «поражает фин­ский нож». Замужняя Маргарита осознает, что жила не с тем человеком, что жизнь ее была пуста, а некогда женатый Мастер даже не может вспомнить имени сво­ей бывшей супруги. С образом Маргариты связана из­любленная булгаковская тема любви к семейному очагу. Комната Мастера становится еще уютнее после появления здесь Маргариты. Она приходит к нему ка­ждый день, готовит завтрак, окружает его теплом и заботой. Маргарита принимает самое живое участие в написании романа. «Она сулила славу, она подгоняла его», она-то именно и стала называть его Мастером. Любовь Булгаков описывает как высшее проявление человеческого духа.

Когда Мастер вышел в жизнь со своим романом в руках, его «жизнь кончилась», случилась катастро­фа. О мире литературы нынешний пациент клиники Стравинского вспоминает с ужасом. Этот мир поразил его. Поразил ложью, идеологической обусловленно­стью, жестокостью. Статьи критиков, донос Алоизия Могарыча сломили Мастера. Они породили в герое страх, покорность, отвращение к своему роману, от­речение от него, привели к утрате имени. Но им овла­дела отнюдь не та трусость, которая толкает человека на зло и подлость. Мастер поддался отчаянию, не вы­держал враждебности, клеветы и одиночества. Он добровольно пришел в клинику Стравинского. Герой не борется, и этим писатель подчеркивает, что пред­назначение художника в творчестве, а не в борьбе.

«”Древние” главы романа «Мастер и Маргари­та»,— утверждает литературовед Л. М. Яновская,— лучшие страницы, написанные Булгаковым,— роман Мастера. Булгакову удалось то, что почти никогда не удается художнику: показать сочинение героя и убе­дить читателя, что сочинение действительно высо­ко». Мастер сжигает свой роман, но для читателей он жив.

В литературоведении неоднократно отмечалась близость образа Мастера личности Михаила Булгако­ва. «Мастер — лишь один из моментов в судьбе Булга­кова,— отмечал исследователь Н. П. Утехин,— отра­жение тех его слабостей, которые он изжил и осудил в воссозданном им характере своего героя»

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером: сочинение

Знакомство Ивана Бездомного с Мастером.
(Анализ главы 13 «Явление героя» части первой из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одно заведение, где люди раскрепощаются и становятся сами собой. Это не писательская организация, как должно быть, а клиника Стравинского, сумасшедший дом. Лишь здесь люди избавляются от наваждений несвободы, проявляют свои лучшие душевные качества. Скорее, все, что вне клиники, сумасшедший дом, а душевнобольные за ее стенами. Таковы реалии эпохи, которую описывает Булгаков, когда пришедшие к власти большевики проводили жестокий эксперимент над своим народом и его представителями в науке и искусстве. Этот эксперимент требовал от людей тупого подчинения догмам, установленным правительством «справедливого» государства, а сомневающихся и неподчиняющихся объявляли душевнобольными.

Читайте также:  Как формируется драматург: сочинение

С главным героем романа Мастером мы впервые знакомимся именно в этом заведении. Что же его привело сюда? Историк по образованию, знает пять языков, кроме родного, работал в одном из московских музеев, занимался переводами. Он живет в мире без социальных, временных границ, его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гете, Достоевский. Он решил написать роман, в котором попытался осмыслить двухтысячелетнюю историю развития человечества. Это был роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Его возлюбленная Маргарита сулила ему славу, поняв глубину этого гениального произведения. И вот когда роман был написан и творец со своим детищем вышел в жизнь, тогда надежда на признание рухнула. Герой «впервые попал в мир литературы». И этот мир его поразил. Редактор, к которому он пришел, задавал «сумасшедшие вопросы», он ничего не говорил по существу романа, но поинтересовался, кто надоумил сочинить произведение на такую странную тему. Ему и невдомек, что человек может мыслить не по чьей-то указке. Роман прочитали другие члены редакционной коллегии, и он был возвращен автору. Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, который был напечатан. Удары посыпались градом. Мастера обвиняли в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», назвали «воинствующим старообрядцем». Вот тут появляется Алоизий Могарыч, который очень не нравится Маргарите, но покорил Мастера своею страстью к литературе. Он прочитал роман от корки до корки и предложил Художнику пойти на компромисс: изъять некоторые главы. Но герой отказался от сделки с совестью. Его охватило чувство страха, но не от статей, а от того, что в мире, где люди «говорят не то, что они хотят сказать», и от этого озлобляются, ему нет места. А вскоре в окно его квартиры постучали. Булгаков не пишет, почему отсутствовал Мастер, но «пальто с оборванными пуговицами» красноречиво свидетельствует о физическом насилии над творцом. Он был сломлен физически, «холод и страх» повсюду его преследовали, но роман свой переделывать он не стал. Он его сжег. Нет ему места в обществе, где царит насилие, несправедливость, произвол властей. Можно осуждать Мастера в малодушии, в нежелании бороться с этим произволом, но тогда бы Булгаков нарушил закон художественной правды, исказив реалии своего времени.

Судьбу свою поведал Мастер незадачливому пролетарскому поэту Ивану Бездомному, который в погоне за иностранным шпионом оказался также в клинике Стравинского. А ему-то что здесь делать? Молодой, подающий надежды, атеист, как требовали партия и правительство, внимательно слушающий своего наставника Михаила Александровича Берлиоза, принимающий все к сведению, поэт почему-то заинтересовался рассказом иностранца о Понтии Пилате. Ему уже нелегко следовать привычным, установленным в обществе безнравственным догмам. Иван раздваивается. Здесь, в сумасшедшем доме, уже два Ивана: ветхий и новый. Эти два Ивана борются. Бездомный молод, есть надежда на его выздоровление, и важно, какой духовный наставник теперь окажется рядом на этом островке свободы. Встреча Ивана Понырева с Мастером изменила его жизнь. Потрясенный услышанной историей, он, выйдя из психиатрической больницы, усердно стал повышать свой образовательный уровень, занялся историей и философией, круто изменив свое мировосприятие.

Итак, размышление о встрече двух героев подводит нас к мысли о том, что только сам человек может сделать правильный выбор в жизни, если будет жить с ощущением внутренней свободы, переосмысливая нравственный опыт человечества, накопленный тысячелетиями.

Сочинение “Знакомство Берлиоза и Бездомного с “иностранцем”( по роману М.Булгакова “Мастер и Маргарита”

Автор работы исследует роль первой главы романа Булгакова “Мастер и Маргарита”

просмотреть:

Вложение Размер
sochinenie_david_m..docx 17.05 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение ученицы 11 класса Давид Марии

Учитель Шапова Людмила Витальевна

Тема сочинения: «Знакомство Берлиоза и Бездомного с «иностранцем». (Анализ 1 главы, части1 романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»)

У писателя Булгакова сложные отношения со временем: мастер изображал свою эпоху, как «как время мировых катастроф», а она пыталась скрыть Булгакова от читателей и зрителей. Только через полвека после смерти писателя его творчество предстает перед нами без белых пятен и купюр.

Роман «Мастер и Маргарита» – лучшее произведение Булгакова. В нём воплотились представления писателя о бессмертии, о борьбе доброго и злого в душе человека и в самой истории и, наконец, о смысле жизни. Незадолго до смерти художник со свойственным ему юмором подытожил: «Может быть, это и правильно…Что я мог написать после «Мастера…»?»

«Мастер и Маргарита» – двойной роман. В одном (реалистическом? фантастическом?)сатана проводит свой эксперимент над москвичами, а во втором (историческом? библейском?) прокуратор Иудеи Понтий Пилат отправляет на казнь бродячего философа Иешуа.

В главе «Никогда не разговаривайте с неизвестными» автор описывает «страшный майский вечер» на Патриарших прудах, где происходит знакомство двух московских литераторов с сатаной.

Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления московских писателей, разъясняет начинающему поэту Ивану Бездомному, сочинившему на заказ антирелигиозную поэму, что «Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете». Берлиоз, развивая эту мысль и при этом «обнаруживая солидную эрудицию», в качестве доказательства цитирует древних мыслителей. «Основной ошибкой» Бездомного являлось то, что Иисус получился «ну совершенно как живой».

Вдохновенный монолог редактора прерывает появление «иностранца», который, несколько смутив собеседников, азартно присоединяется к разговору литераторов.

Кто бы мог предположить, что неожиданное знакомство закончится трагической гибелью одного и безумством и заключением в сумасшедший дом другого? Хотя признаки трагического исхода всё же были: «…внезапно…сердце его(Берлиоза) стукнуло и на мгновение куда-то провалилось…», а тут ещё странные галлюцинации…

Не умея объяснить своих новых ощущений, возразить «иностранцу», Берлиоз и Бездомный частенько «чертыхаются» («Фу ты черт!», «А какого черта ему надо?», «Чёрт, слышал всё…»). А чёрт – вот он! – запутывает, конфузит, провоцирует…

На протяжении всего странного разговора литераторов мучает вопрос о национальности незнакомца («Немец. », «Англичанин. », «Поляк. »). Вывод довольно неожиданный: «иностранец» « в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма, туфлях» – «никакой не интурист, а шпион».

В стране, где абрикосовая вода пахнет парикмахерской, где популярный поэт наряжен в «жеваные…брюки и …тапочки», где «атеизм никого не удивляет», болтливый незнакомец, да ещё «специалист по чёрной магии», объявляющий высокопоставленному советскому чиновнику, что тому отрежет голову комсомолка, может быть только врагом народа или шпионом.

Приходит на ум, что описания героев настолько точны, что сгодились бы для «сводок» «разным учреждениям», заботящимся о благонадёжности граждан. А название главы – «Никогда не разговаривайте с неизвестными» – выражает «житейскую мудрость» московского обывателя сталинской эпохи шпиономании и всеобщего страха.

Вопрос о Бытии Божием – одна из центральных проблем «Мастера и Маргариты». С ней связан не только спор Берлиоза с Воландом в первой главе, но и весь сюжетный узел романа в обеих его частях – современной и библейской. С центральной проблемой переплетается авторская мысль об истинной свободе и о выборе, который стоит перед каждым человеком.

Михаил Александрович Берлиоз тоже делает свой выбор: сознательно служит новой власти и подстраивается под уровень поэтов-рабочих, убеждает молодых, что никакого Иисуса не существует. Для него нет ни Бога, ни дьявола – ничего, кроме обыденной реальности, где он всё знает наперёд и сам имеет значительную власть, а его подопечные, «инженеры человеческих душ», интересуются только делёжкой материальных благ и привилегий. Сколько подобных руководителей культуры , умных и начитанных, но неисправимых догматиков, встречал на своём пути писатель Булгаков! История таких людей предаёт забвению. (Кто сейчас помнит редактора «толстого журнала» Авербаха?)

Для Булгакова нет более страшного греха, чем сознательное отступление от нравственности, да ещё и искушение неверием молодых и неопытных людей, вроде Иванушки Бездомного. Поэтому Берлиоз в этот же «страшный» вечер будет осуждён на смерть.

Первая глава вводит читателя в атмосферу обывательской Москвы двадцатых-тридцатых годов. Несмотря на серьёзность обсуждаемой литераторами темы, автор «мешает» читателю проникнуться важностью разговора, постоянно сбивается на фамильярный тон («рискуя свернуть себе шею», «рот какой-то кривой», «отколол штуку»). Молодому поэту трудно следить за мыслью наставника, так как он мучительно икает,»шепотом ругая абрикосовую воду». В авторскую речь проникают элементы лексики его персонажей: вульгаризмы и газетные штампы. Обилие вводных конструкций , призванных якобы привлечь внимание к серьёзности обсуждаемой темы, производит обратное действие: сводит разговор к обывательской болтовне («как впоследствии узнали», «откровенно говоря», «необходимо добавить»).

Точку в этом бессмысленном споре ставит сатана.

Последнее предложение главы – это уже «совсем другая история». Использование предложений-скрепов позволяет автору связать не только главы, но и миры в романе.

Первую главу произведения можно рассматривать как верхушку айсберга: произошло знакомство с героями, а по сути – столкнулись два мира; намечены важнейшие темы; уже чувствуется опасность, угрожающая редактору, предвидятся невероятные события. Появление сатаны в столице становится первым событием в веренице странных московских происшествий. Вдумчивый читатель увидит на первых страницах романа намёк на библейскую легенду о двенадцати апостолах; многое скажет ему расшифровка имен собственных. Псевдоним «Бездомный», образованный по идеологическому шаблону, типичен для эпохи (Горький, Бедный, Голодный). Берлиоз – композитор, автор «Адского шабаша», в фамилии содержится намёк на служение «нечистой» (неправой) силе. А Патриаршие пруды (патриарх – служитель церкви) когда0то назывались Козьим болотом (место, где водятся черти). Здесь, в липовой аллее, дьявол говорит о Боге.

В первой главе встреча героев происходит на фоне надвигающейся грозы, «в час небывало жаркого заката», «когда…сил не было дышать». Символика пейзажа скоро становится понятной. В атмосфере доносительства, рвачества и словоблудия, когда талантливая поэма исправляется рукой догматика, а древний монастырь становится тюрьмой, действительно, трудно дышать, невозможно жить тем, кто не отступился от поисков истины.

Кто напомнит людям, что они – люди? Может, чёрт?

Сочинение: Знакомство Ивана Бездомного с Мастером

В романе М.А Булгакова «Мастер и Маргарита» есть одно заведение, где люди раскрепощаются и становятся сами собой. Это не писательская организация, как должно быть, а клиника Стравинского, сумасшедший дом. Лишь здесь люди избавляются от наваждений несвободы, проявляют свои лучшие душевные качества. Скорее, все, что вне клиники, сумасшедший дом, а душевнобольные за ее стенами. Таковы реалии эпохи, которую описывает Булгаков, когда пришедшие к власти большевики проводили жестокий эксперимент над своим народом и его представителями в науке и искусстве. Этот эксперимент требовал от людей тупого подчинения догмам, установленным правительством «справедливого» государства, а сомневающихся и неподчиняющихся объявляли душевнобольными.

С главным героем романа Мастером мы впервые знакомимся именно в этом заведении. Что же его привело сюда? Историк по образованию, знает пять языков, кроме родного, работал в одном из московских музеев, занимался переводами. Он живет в мире без социальных, временных границ, его собеседниками являются Иисус Христос, Кант, Гёте, Достоевский. Он решил написать роман, в котором попытался осмыслить двухтысячелетнюю историю развития человечества. Это был роман о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. Его возлюбленная Маргарита сулила ему славу, поняв глубину этого гениального произведения. И вот когда роман был написан и творец со своим детищем вышел в жизнь, тогда надежда на признание рухнула. Герой «впервые попал в мир литературы». И этот мир его поразил. Редактор, к которому он пришел, задавал «сумасшедшие вопросы», он ничего не говорил по существу романа, но поинтересовался, кто надоумил сочинить произведение на такую странную тему. Ему и невдомек, что человек может мыслить не по чьей-то указке. Роман прочитали другие члены редакционной коллегии, и он был возвращен автору. Желая поддержать Мастера, Маргарита отнесла в редакцию газеты отрывок из романа, который был напечатан. Удары посыпались градом. Мастера обвиняли в том, что он «сделал попытку протащить в печать апологию Иисусу Христу», назвали «воинствующим старообрядцем». Вот тут появляется Алоизий Могарыч, который очень не нравится Маргарите, но покорил Мастера своею страстью к литературе. Он прочитал роман от корки до корки и предложил Художнику пойти на компромисс: изъять некоторые главы. Но герой отказался от сделки с совестью. Его охватило чувство страха, но не от статей, а от того, что в мире, где люди «говорят не то, что они хотят сказать», и от этого озлобляются, ему нет места. А вскоре в окно его квартиры постучали. Булгаков не пишет, почему отсутствовал Мастер, но «пальто с оборванными пуговицами» красноречиво свидетельствует о физическом насилии над творцом. Он был сломлен физически, «холод и страх» повсюду его преследовали, но роман свой переделывать он не стал. Он его сжег. Нет ему места в обществе, где царит насилие, несправедливость, произвол властей. Можно осуждать Мастера в малодушии, в нежелании бороться с этим произволом, но тогда бы Булгаков нарушил закон художественной правды, исказив реалии своего времени.

Судьбу свою поведал Мастер незадачливому пролетарскому поэту Ивану Бездомному, который в погоне за иностранным шпионом оказался также в клинике Стравинского. А ему-то что здесь делать? Молодой, подающий надежды, атеист, как требовали партия и правительство, внимательно слушающий своего наставника Михаила Александровича Берлиоза, принимающий все к сведению, поэт почему-то заинтересовался рассказом иностранца о Понтии Пилате. Ему уже нелегко следовать привычным, установленным в обществе безнравственным догмам. Иван раздваивается. Здесь, в сумасшедшем доме, уже два Ивана: ветхий и новый. Эти два Ивана борются. Бездомный молод, есть надежда на его выздоровление, и важно, какой духовный наставник теперь окажется рядом на этом островке свободы. Встреча Ивана Понырева с Мастером изменила его жизнь. Потрясенный услышанной историей, он, выйдя из психиатрической больницы, усердно стал повышать свой образовательный уровень, занялся историей и философией, круто изменив свое мировосприятие.

Итак, размышление о встрече двух героев подводит нас к мысли о том, что только сам человек может сделать правильный выбор в жизни, если будет жить с ощущением внутренней свободы, переосмысливая нравственный опыт человечества, накопленный тысячелетиями.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.