«Собачье сердце» повесть предупреждение: сочинение

Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение

Любимый многими писатель двадцатого века Михаил Булгаков является по своей сути мистическим автором, так как пророчествовал в своих произведениях. В иронической повести «Собачье сердце» автор дал волю воображению, думая, что произведение никогда не будет напечатано. В ней Булгаков открыто показал к чему могут привести последствия революции.

Писатель остро показывает государственный и социальный уклад двадцатых годов. В первой части повести автор показывает достаточно симпатичного пса Шарика, который незаслуженно страдает от злых людей вокруг. Песик достаточно умный и не лишен рассуждения. К примеру, он любит писателя графа Толстого, а злых людей ненавидит. Шарик здраво рассуждает и разделяет такие понятия как «товарищ», «гражданин» и «господин».

Затем Булгаков вводит читателя в жизнь известного профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Борменталя. Они яркие представители интеллигенции, которые, согласно автору, живут исключительно нравственно.

После эксперимента по пересадке гипофиза, профессор Преображенский из бездомного пса Шарика и погибшего в кабацкой драке мужчины делает нового человека, которому в дальнейшем дают имя Полиграф Полиграфович Шариков.

Но новое существо проявляет далеко не сыновьи чувства к профессору. Новоиспеченный Шариков постепенно становясь человеком, указывает профессору на общественную неравность. Михаил Афанасьевич Булгаков в повести противопоставляет Шарикова и Преображенского. Новый мир и старый. Но Шариков у него — это не просто пролетарий, это скорее всего те бездельники, которые стали во главе революции, желая зацапать свой кусок от чужого.

Главным учителем Шарикова становится Швондер. Несмотря на все усилия профессора и доктора Борменталя, Шариков слушает одного Швондера, который, в свою очередь, делает все, чтобы подопечного направить на путь гибели, катастрофы. Булгаков не только иронизировал, но и показал к чему может привести власть тех, кто был «никем», а потом стал «всем». Ведь программа, направленная на равенство каждого члена общества позволяла все взять и разделить поровну.

В повести забавно показывается, как Швондер безуспешно (так как у Профессора оказался значительный покровитель) пытался расселить в семикомнатной квартире своих «товарищей», а на вопрос Преображенского, где он должен вкушать пищу, бесхитростно отвечает, что в столовой.

Филипп Филиппович Преображенский, видя, к чему привел его эксперимент, решает вернуть Шарикова в исходное положение и вновь возвращает ему собачий вид.

«Собачье сердце» — это повесть-предупреждение, которое, увы, никто тогда по достоинству не оценил.

Вариант 2

Мне очень нравится фильм, но книга мне понравилась еще больше!

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе, что органы после трансплантации (особенно сердце) влияют на характер человека. И после операции могут появляться мысли и образы из жизни того человека, от которого взяли органы. Узнают то, чего никак не могли бы узнать.

И еще важная мысль, что мало создать, так надо еще и воспитать. А у профессора Преображенского не было времени и возможности. То есть Шариков был себе нормальный пес, его можно было наказать, если что. Но вот он получил силу — могущество человека, и пиши пропало! Такой уж он и глупый, и вредный. И самое страшное — опасный! Трусливый предатель. Вот как — деньги, слава тоже могут показать человека. Некоторые не готовы к ним. И вот свалилось все это — начинают пить и буянить. Шариков, по-моему, сам был не готов к тому, чтоб стать человеком.

Вот есть такие собаки (и разные другие животные), которые кажутся умней и добрей, чем многие люди. Они будто уже готовы очеловечиться. Вот бы профессору попался такой экземпляр! Ну, и конечно, гипофиз тоже от хорошего человека нужен был, а не от пьяницы. Нельзя забывать, что это в Шарике проявлялось «наследие» человека, а пес просто не мог с этим бороться. То есть тут и черты погибшего жуткие, и привычки собачьи.

Думаю, что само человечество не готово еще к таким операциям. Если б еще профессор не страдал от этих странных большевиков! А тут никакой поддержки, а наоборот.

Сейчас, я слышал, клонировали обезьян. Так тут до человека совсем близко, а сколько о клонах писали фантасты. Все варианты разрабатываются писателями, мыслителями. Кстати, клонов предлагают использовать тоже для органов, хотя бы частично. То есть предлагают выращивать не полного клона, а отдельно почку или легкое, которое будет полностью соответствовать тебе. Вот тоже интересный вариант! Лишился пальца — вырастил новый.

Но опять же боюсь, что надо для начала развить духовность — сердце, чтобы оптимально решить все эти вопросы тонкие и сложные, которые будут возникать тем чаще, чем больше человек развивается в технологиях.

Сочинение 3

Неоспоримым фактом для каждого почитателя русской литературы является утверждение о гениальности Михаила Афанасьевича Булгакова. Он подарил миру большое количество пьес, рассказов, повестей. Одним из не менее замечательных творений является повесть «Собачье сердце». Можно ее отнести к жанру фантастики.

Достаточно интересна и печальна история данного произведения. Из-за того, что оно было написано, как гротеск на современную Россию, долгое время запрещалось правительством. И только в 1988 году оно было напечатано и появилось в общем доступе.

Конечно, для этого есть причины. В произведении поднято не мало проблем, связанных с политикой, человечностью и другими вещами. Имеют они почву остро социальную.

Повесть можно назвать весьма автобиографичной. Одним из главных героев является профессор Преображенский, совершающий главное действие – эксперимент. Вероятнее всего, этот доктор является прототипом самого Михаила Афанасьевича, который, кстати, тоже был врачом.

Итак, главные герои произведения весьма разнообразны и ярки.

Профессор Преображенский – известный врач, который принимает на дому. Он очень умный, образованный и недоволен политической обстановкой в стране. Живет он весьма состоятельно и занимается решением многих медицинских проблем. Давно из головы не выходит идея о продлении молодости. Для этого ему нужен был труп и пес. Он хотел произвести операцию по пересадке гипофиза. И вот когда подвернулось удачное человеческое тело (им стал Клим Чугункин).

Скоро из собаки по кличке Шарик, подобранной на улице, и тела Клима Чугункина, происходит новое существо. Сначала из собаки с пересаженным гипофизом человека вырастает новое существо. Постепенно оно развивается и берет имя Полиграф Полиграфович Шариков. Существо развивается с каждым днем, узнает новые слова, обучается навыкам и наглеет. Он вступает в партию большевиков и под влиянием Швондера он начинает активно заниматься партийной деятельностью. Скоро Шариков надоедает своей бессовестностью Преображенскому и его возвращают к начальному виду.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по повести Собачье сердце Булгакова

Популярные сегодня темы

На картине изображен теплый, погожий летний день. Погода стоит безветренная, оттого немного душно, поэтому окно в доме открыто. Его деревянная рама выкрашена в белый цвет, правая створка распахнута наружу

Одним из таких героев является поэт Владимир Ленский. Его судьба в романе сложилась очень трагично, и повлияли на это его жизненные цели и идеалы. Ленский – молодой, образованный дворянин

Крылов Иван Андреевич – самый известный баснописец в России. Множество крылатых выражений из его произведений до сих пор гуляют по нашей стране. Это очень интересная личность, в жизни которой было много любопытного.

Рассказ «Конь с розовой гривой» написал Виктор Астафьев. Автор повествует нам историю из своего детства, когда он был еще совсем мальчишкой. Главный герой живет в деревне и воспитывается строгой, но справедливой

Роман «Белая гвардия» содержит много биографических черт, которые взяты с образа автора романа — Михаила Булгакова.

Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова

Сатира-предупреждение в повестях М. Булгакова «Роковые яйца» и «Собачье сердце»

К середине 20-х годов, после опубликования повестей «Записки на манжетах», «Дьяволиада», романа «Белая гвардия, писатель уже сложился как блестящий художник слова с остроотточенным сатирическим пером. К созданию повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» он, таким образом, подходит с богатым литературным багажом. Смело можно утверждать, что вы-ход в свет эти повестей свидетельствовал о том, что Булгаков успешно рабо-тал в жанре сатирической научно-фантастической повести, что в те годы было новым явлением в литературе. Это была фантастика не оторванная от жизни, в ней сочетался строгий реализм с фантазией ученого. Сама сатира, ставшая постоянной спутницей Булгакова-художника, в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце» приобрела глубокий и социально-философский смысл.

Обращает на себя внимание характерный для Булгакова прием задавать вопросы самому себе. В этом плане автор «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» – один из самых «вопрошающих» русских писателей первой половины 20 столетия.

Поисками ответов на вопросы о сущности правды, истины, о смысле че-ловеческого существования по существу пронизаны почти все произведения Булгакова.
Писатель поставил острейшие проблемы своего времени, отчасти не по-терявшие актуальности и в наши дни. Они наполнены раздумьями художни-ка-гуманиста о законах природы, о биологической и социальной природе че-ловека как личности.

«Роковые яйца» и «Собачье сердце» – это своеобразные повести-предупреждения, автор которых предостерегает об опасности любого научного эксперимента, связанного насильственной попыткой изменить человеческую природу, ее биологический облик.

Главные действующие лица «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» – талантливые представители научной интеллигенции, ученые-изобретатели, попытавшиеся своими научными открытиями проникнуть в «святая святых» физиологии человека. По-разному складываются судьбы профессоров Пер-сикова, героя «Роковых яиц» и Преображенского, героя «Собачьего сердца». Неадекватна их реакция на результаты опытов, в ходе которых они сталки-ваются с представителями различных социальных слоев. В то же время между ними и много общего. Прежде всего, они – честные ученые, приносящие свои силы на алтарь науки.

Булгаков был одним из первых писателей, кто смог правдиво показать, как недопустимо использовать новейшие достижения науки для порабоще-ния человеческого духа. Эта мысль красной нитью проходит в «Роковых яй-цах», где автор предупреждает современников о страшном эксперименте.

Тему ответственности ученого перед жизнью Булгаков по-новому по-вернул в «Собачьем сердце». Автор предупреждает – нельзя давать власть неграмотным шариковым, которые могут привести ее к полной деградации.

Для реализации замысла в обеих повестях Булгаковым был избран науч-но-фантастический сюжет, где важная роль отведена изобретателям. По сво-ему пафосу повести являются сатирическими, но в то же время носят и открыто обличительный характер. На смену юмору пришла хлесткая сатира.

В повести «Собачье сердце» отвратительное создание человеческого ге-ния во что бы то ни стало пытается выбиться в люди. Злобному существу не-понятно, что для этого необходимо проделать длительный путь духовного развития. Свою никчемность, безграмотность и неприспособленность Шари-ков пытается компенсировать естественными приемами. В частности, он об-новляет свой гардероб, надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета галстук, но во всем остальном его костюм грязен, безвкусен. Весь внешний облик одежда не способна изменить. Дело не в его внешнем облике, в самой внутренней сущности. Он – человек с собачьим нраовм и животными повад-ками.

В доме профессора он чувствует себя хозяином жизни. Возникает неизбежный конфликт со всеми обитателями квартиры. Жизнь становится сущим адом.

В советское время многие чиновники, обласканные властью вышестоя-щих, полагали, что «на все имеют свое законное право».

Таким образом, созданное профессором человекообразное существо не только приживается при новой власти, но совершает головокружительный прыжок: из дворовой собаки превращается в санитара по очистке города от бродячих животных.

Анализ повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце» дает нам основание оценивать их скорее не как пародию на общество будущего в России, а как своеобразное предупреждение того, что может случиться при дальнейшем развитии тоталитарного режима, при безрассудном развитии технического прогресса, не опирающегося на нравственные ценности.

«Собачье сердце» повесть предупреждение: сочинение

Автор: Редакция Дата: 2015-05-04 Категория: рецензия

“Собачье сердце” в моде. Люди, мало-мальски претендующие на интеллигентность, повесть читали, или, посмотрев фильм, делают вид, что читали. Понимающе восхищаются. Рассуждают умно о глубине подтекстов. Расхожее мнение: “Булгаков в тяжёлых условиях сталинского режима разоблачил злобных притеснителей культуры – большевиков”.

Фильм, поставленный по повести, собственно, и привлек интерес публики к булгаковскому детищу. Фильм – растолковывающий, с эпизодами, которых у Булгакова нет. Вставки, по задумке создателей фильма, должны подчеркнуть мнимый антибольшевизм повести. И режиссер и артисты не пожалели сил: придали максимум обаяния профессору Преображенскому и его ассистенту Борменталю, выставили их героями, образцами для подражания и восхищения. А Швондера с командой, как и Шарикова, изобразили пролетарскими хамами, воплощением социалистической революции.

Отчего же полузабытому произведению Булгакова, очень хорошему, но отнюдь не гениальному, уделено столь много внимания? На наш взгляд причина проста: повесть в советские годы долгое время не печаталась. И этот факт решили использовать в пропагандистских целях против социализма. Разрушители СССР дают понять: не печаталась, поскольку в ней суровая, скрываемая от народа правда. Открыв эту жуткую правду, надеялись на лавры просветителей и восстановителей культуры.

Признаемся, нам не ведомо, почему “Собачье сердце” лежало под спудом. Измышления критиков-антисоветчиков на этот счёт не кажутся убедительными. С большевиками Булгаков был в хороших отношениях. Активно работал в коммунистических газетах. Сама Крупская помогала ему устроиться на жительство в Москве. Булгаков сокрушался, что не случилось у него возможности поблагодарить Надежду Константиновну. Благоволил к Булгакову Сталин: лично оказывал писателю протекцию, определял на работу в театр, неоднократно бывал на булгаковских постановках во МХАТе и т.д. И Булгаков относился к Сталину с симпатией: даже пьесу про молодого Кобу написал.

Однако, обратимся непосредственно к повести. О чём она? Мы утверждаем: “Собачье сердце” – это писательское предупреждение трудовому народу о подлости, алчности и социальном расизме гнилой русской интеллигенции. Не всей, а гнилой. Ради сохранения малой толики собственных привилегий, эта лощёная и с виду культурная публика способна на любое преступление. Берёмся это доказать.

Вспомним сюжет. Учёное светило – профессор Преображенский удалил-вырезал гипофиз у убиенного Клима Чугункина, трактирного паяца; вырезал и пересадил дворовой собаке. Результат оказался неожиданным. Вместо омоложённого пса явился на свет человек – Полиграф Полиграфович Шариков. Не собака, а человек!

Сенсация! Ассистент профессора, доктор Борменталь так и отметил в своём дневнике:

“Ф.Ф., как истый учёный, признал свою ошибку – перемена гипофиза дает не омоложение, а полное очеловечивание (подчёркнуто три раза)…Отныне функция гипофиза – мозгового придатка – разъяснена! Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу! …Перед нами – оживший развернувшийся мозг, а не мозг вновь созданный”.

Читайте также:  Живучесть шариковщины как явления: сочинение

Но доктор Борменталь несколько поспешил с выводами. Не собака очеловечилась, а восстал из мёртвых зарезанный в кабаке Клим Чугункин. Профессор-то быстро смекнул что к чему, а со временем и туповатому Борменталю глаза открыл:

“-Но кто он? Клим! Клим!- крикнул профессор – Клим Чугункин! (Борменталь открыл рот.)…Одним словом, гипофиз – закрытая камера, определяющая человеческое данное лицо. Данное. “

Итак, для профессора и его ассистента не было секретом, что Шариков – человек, что он – оживший Клим Чугункин! И что же они с этим человеком сделали? Понаблюдали за ним, а потом прикончили! Навалились, сопя, и удушили подушкой. За что? А за то, что клиент распоясался, забыл своё место, на святое покусился: на профессорские удобства, на драгоценную жилплощадь Филиппа Филипповича. Не на всю жилплощадь из семи комнат, а на шестнадцать квадратных аршин: это немного меньше восьми квадратных метров. Не пожелал, некультурная дрянь, жить с перспективой быть выброшенным на улицу. Права стал качать, зарвался.

Таковы голые факты, взятые из текста повести. Не богемная развязность Шарикова, а жилплощадь стала причиной криминальной разборки. Из-за дорогих квадратных метров интеллигенты от науки по-зверски расправились с nворческим интеллигентом от музыки (убитый отнюдь не пролетарий, в его истории болезни сказано: профессия – игра на балалайке по трактирам. По социальному статусу он ближе к телематерщиннику Филе Киркорову). Такой вот чисто интеллигентский междусобойчик.

Но может быть Преображенский и Борменталь душегубствовали в состоянии аффекта? Ни боже мой! Не из таковских. Замышляя мокрое дело, они всё всесторонне обсудили. Поговорили о возможном наказании. Взвесили шансы. Как водится в интеллигентном обществе, философскую оправдательную базу подвели, и порешили: смертоубийство – вот что избавит их от всех хлопот.

“Преступление созрело и упало как камень, как это обычно и бывает”.

Булгаков определённо подводит нас к мысли, что злодейство совершено закономерно, что иначе и быть не могло. Что за человек Преображенский? Тяжёлая лисья шуба, дорогой чёрный костюм английского сукна, золотая цепь на брюхе, золотое пенсне, во рту частокол золотых зубов. Курит сигары. Живет в роскошной квартире в бельэтаже. Источает запах мандаринов, духов, дорогого табака и лимонов. Прихожая завалена бесчисленными шубами и галошами. Зеркала, персидские ковры, мраморные и дубовые столы, опаловая люстра под потолком, вышколенная прислуга в крахмальных фартучках и кружевных наколочках.

Вот как Филипп Филиппыч кушает. Не в праздники, – в трудовые будни.

“На разрисованных райскими цветами тарелках с черной широкой каймой лежала тонкими ломтиками нарезанная сёмга, маринованные угри. На тяжёлой доске – кусок сыру в слезах и в серебряной кадушке, обложенной снегом, – икра. Меж тарелками – несколько тоненьких рюмочек и три хрустальных графинчика с разноцветными водками. Все эти предметы помещались на маленьком мраморном столике, уютно присоединившемся у громадного резного дуба буфета, изрыгавшего пучки стеклянного и серебряного цвета. Посредине комнаты тяжелый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свёрнутые в виде папских тиар, и три тёмных бутылки.

Зина внесла серебряное блюдо, в котором что-то ворчало…”

Это раков принесли.

“- Сюда их! – хищно скомандовал Филипп Филиппович. – Доктор Борменталь, умоляю вас, оставьте икру в покое! И если хотите послушаться доброго совета, налейте не английской, а обыкновенной русской водки”.

Ну прямо воры в законе, а не доктора. Как-то мало похожи эти люди на подвижников науки, не правда ли? Ни Мечников, ни Пирогов, ни Сеченов так не обжорствовали. Одних сосудов со спиртным – шесть штук… А потом Зина ещё осетрины подтащит, ростбифов с кровью.

Не трудно угадать, что в жизни Филиппа Филипповича главное, какие ценности для него имеют высшее значение.

А вот как, покушав, Филипп Филиппыч рассуждает.

” Я – человек фактов, человек наблюдения. Я – враг необоснованных гипотез. И это очень хорошо известно не только в России, но и в Европе. Если я что-нибудь говорю, значит, в основе лежит некий факт, из которого я делаю вывод. И вот вам факт: вешалка и калошная стойка в нашем доме… (Внимание! Потрясающий факт для потрясающих выводов! – ред.)

… С 1903 года я живу в этом доме. И вот, в течение этого времени до апреля 1917 года не было ни одного случая – подчеркиваю красным карандашом “ни одного”! – чтобы из нашего парадного внизу, при общей незапертой двери, пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь 12 квартир, у меня прием. (Филипп Филиппович запамятовал, что в парадном стоял швейцар, во дворе начеку был дворник-агент охранки, а за дворовыми воротами прогуливался усатый городовой. – ред.) В апреле 17-го года, в один прекрасный день, пропали все калоши, в том числе две пары моих, 3 палки, пальто и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила свое существование. Голубчик! Я не говорю уже о паровом отоплении! Не говорю! Пусть. Раз социальная революция – не нужно топить! Хотя когда-нибудь, если будет свободное время, я займусь исследованием мозга и докажу, что вся эта социальная кутерьма (какая именно? – ред) – просто-напросто больной бред… Так я говорю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице! Почему калоши нужно до сих пор еще запирать под замок и еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить кругом через черный двор? Кому это нужно? Угнетённым неграм? Или португальским рабочим? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?

– Да у него ведь, Филипп Филиппович, и вовсе нет калош… – заикнулся было тяпнутый. (Борменталь прав: ни у Швондера, ни у жилтоварищей галош нет. Когда жилкомиссия приходит в квартиру Преображенского, профессор издевается над жилтоварищами по поводу отсутствия у них галош. – ред.)

– Нич-чего похожего! – громовым голосом ответил Филипп Филиппович и налил стакан вина. – Гм. Я не признаю ликеров после обеда, они тяжелят и скверно действуют на печень. Ничего подобного! На нем есть теперь калоши, и эти калоши. мои! Это как раз те самые калоши, которые исчезли тринадцатого апреля 1917 года! Спрашивается, кто их попер? Я? Не может быть! Буржуй Саблин? (Филипп Филиппович ткнул пальцем в потолок). Смешно даже предположить. Сахарозаводчик Полозов? (Филипп Филиппович указал вбок) – ни в коем случае! (Тут прав Преображенский: Саблин и Полозов – крупные воры, им не до мелочёвки. Беспризорники, нищие, вообще люмпены другое дело. – ред.) Это сделали вот эти самые певуны.! Да-с! (Сам Филипп Филиппыч тоже из певунов. Из текста повести явствует, что профессор любит петь романс “От Севильи до Гренады…”, причём поёт гнусавым и фальшивым голосом; но никто его за это не осуждает, и в мелких кражах он не подозревается. – ред.) Но хоть бы они их снимали на лестнице! (Филипп Филиппович начал багроветь). На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай бог памяти, потухало в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц? Доктор Борменталь! Статистика – ужасная вещь. Вам, знакомому с моей последней работой, это известно лучше, чем кому бы то ни было другому!

– Разруха, Филипп Филиппович!

– Нет, – совершенно уверенно возразил Филипп Филиппович, – нет. Вы первый, дорогой Иван Арнольдович, воздержитесь от употребления самого этого слова. Это – мираж, дым, фикция! – Филипп Филиппович широко растопырил короткие пальцы, отчего две тени, похожие на черепах, заерзали на скатерти. – Что такое эта ваша разруха? (Разруха – это когда лишь 20% производственных мощностей продолжают работать; остальное разрушено войной: шахты затоплены, заводы взорваны, домны заморожены, корабли потоплены, поезда пущены под откос и т.д.. В 1919 году в стране не работала ни одна домна! Приступить к восстановлению промышленности Урала большевики смогли лишь тогда, когда захватили в Томске 1000 вагонов с заводским оборудованием, которое Колчак вывез при отступлении.

Деникиным опустошён Донецкий район – всё, от канцелярских принадлежностей до заводских станков и шахтного оборудования, либо вывезено, либо уничтожено. Соответственно и в Москве не хватает топлива для обогрева домов и работы электростанций. – ред.) Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует! – Что вы подразумеваете под этим словом? – яростно спросил Филипп Филиппович у несчастной картонной утки, висящей кверху ногами рядом с буфетом, и сам же ответил за нее. – Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха! Если я, входя в уборную, начну, извините меня за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха сидит не в клозетах, а в головах! Значит, когда эти баритоны кричат: “Бей разруху!”, я смеюсь. (Лицо Филиппа Филипповича перекосило так, что тяпнутый открыл рот). Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя мировую революцию, Энгельса и Николая Романова, угнетённых малайцев и тому подобные галлюцинации, а займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам нельзя служить! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны! (Прошло десять лет и в СССР построили лучшее в мире метро и одновременно приютили множество беженцев из Испании, бежавших от фашистов генерала Франко. – ред.)

Филипп Филиппович вошел в азарт. Ястребиные ноздри его раздувались.

Набравшись сил после сытного обеда, гремел он подобно древнему пророку и голова его сверкала серебром.”

Вот таков этот аналитический ум, – человек наблюдения, человек фактов! Не зря Европа им гордится; и салфеткой он умеет утираться, и штаны застёгивает уверенно, по-европейски. Самый поразительный факт для него (за период с 1903 года) – то, что калоши спёрли.

Мукден, Цусима, девятое января, первая революция, потоки пролитой крови, – не стоят они внимания великого человека. Калоши-то на месте. И Филипп Филиппович спокойно убирает икру из серебряной кадушки.

Толстого преследует церковь, Короленко носится, собирая средства для голодающих крестьян, Горького засадили в Петропавловские казематы. Но калоши-то целы. И Филипп Филиппович придвигает серебряное блюдо и перемалывает раков золотыми зубищами.

Ленский расстрел, Столыпин покрыл страну виселицами, в Думе оглашена страшная статистика: пять тысяч раз царские войска и жандармерия открывали огонь, включая артиллерийский, по российским гражданам. Но Филиппа Филипповича волнуют другие цифры: как часто гаснет электричество в его хоромах. Оказывается, раз в десять лет. Стало быть всё в порядке. И Филипп Филиппович наваливается на маринованных угрей.

Первая мировая. Пятьдесят процентов мужчин,- считая возраст от пятнадцати до пятидесяти пяти лет,- призвано в армию. Ежедневно гибнут тысячи. Масса людей в тылу умерла от голода. Нехватку работников пытаются возместить пленными и китайцами. Растут толпы нищих калек и беспризорников. Фабричные работницы стоят ночами в очередях за урезанной пайкой хлеба. Буржуй Саблин и сахарозаводчик Полозов взвинтили цены и нажили миллионы на военных поставках… Но калошную пару Филиппа Филипповича ни Саблин, ни Полозов не слямзили, они уважаемые люди… Заботясь о здоровье, Филипп Филиппыч тщательно пережёвывает сёмгу. Самочувствие и пищеварение в норме.

А после февральской революции, произошла катастрофа. Калоши свистнули! (Дворники и жандармы разбежались.) При большевиках и того хуже: ковёр с лестницы убрали; на место сбежавших Саблина и Полозова, жилтоварищей из подвалов подселили. И дверь парадную заколотили, чтоб дефицитное тепло не уходило. От такого хамства и начал багроветь Филипп Филиппыч: засверкал глазами, ноздри ястребиные раздул, загромыхал обличениями, подобно древнему пророку. И хоть знать ничего не желал, кроме калошной стойки и вешалки, Маркса вдруг помянул, и Энгельса, и Николая Романова, и угнетённых негров приплёл с испанскими оборванцами. Пораскинул могучими мозгами и догадался: беда в том, что народ не лупит себя по затылку; а социальные катаклизмы, война, интервенция, – бред, кутерьма больного мозга; разруха – миф; большевикам надо заняться их прямым делом – чисткой сараев; и пусть лестницу в доме Филиппа Филипповича подметут; вот и настанет благоволение во человецех.

Что тут добавить? Остается по-борментальски открыть рот, да шляпу снять перед выдающимся мыслителем: Совнарком может отправляться на каникулы.

Весьма характерно отношение Преображенского к жилтоварищам. Он их ещё не видел, а уже ненавидит. И с первой встречи, с первых слов начинает издеваться над ними. Набриолиненные ворюги Саблин и Полозов нравились профессору больше, чем бескалошные люди из низов. Швондер и жилтоварищи, естественно, платят той же монетой. Но не им, малограмотным, тягаться с Преображенским. Слишком подл профессор.

Когда к Преображенскому приходят “двое в милицейской форме и один в чёрном пальто”, чтобы узнать, куда исчез человек,- заведующий подотделом очистки Шариков, – профессор не просто морочит милиционерам голову, утверждая, что никакого человека не было, а был лишь дворовый пёс. Убийца не просто заметает следы. Нет, он хочет натравить представителей власти на Швондера.

Милиционер недоумевает: неужели весь сыр-бор из-за пса?

“-Как же, позвольте. Он же служил в очистке…

– Я его туда не назначал, – ответил Филипп Филиппович, – ему господин Швондер дал рекомендацию, если не ошибаюсь.”

Вот так. А ведь знает, собачье сердце, что Швондер устраивал на работу человека, а не пса.

И вот нам представляется такая картинка. Двадцатые годы. В издательство приходит писатель Михаил Булгаков.

-Ну что, товарищ издатель, понравилась вам моя чудовищная история, будете печатать?

Читайте также:  Личность Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

-Понравилась! Но печатать не будем.

-Сами посудите, Михаил Афанасьевич, напечатаем, а потом?

-Как что?! Да ведь у всех на памяти и война, и революция, и разруха, и голод в Поволжье… До сих пор раны зализываем и из нищеты не выбрались…

-А то, что слишком хорошо написали: бить начнут всех этих Филипп-Филиппычей прямо на улице. Как увидят лисью шубу, – так в морду… А это противоречит планам советского правительства. Товарищ Ленин чему нас учит? Тому, что надо терпеть буржуазных спецов, платить им огромные зарплаты… Я с вами согласен, – сволочи они, но своих специалистов в достаточном количестве у нас пока нет…

Как знать, возможно так оно и было…”

“Собачье сердце” М. Булгакова – повесть-предупреждение

Повесть “Собачье сердце”, как мне кажется, отличается оригинальностью решения идеи. Свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного социально-экономического и духовного развития, а безответственным и преждевременным экспериментом. Революцию можно сравнить с операцией на живом организме.

В основе повести лежит великий эксперимент. Герой повести – Филипп Филиппович Преображенский – пришел в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная московская интеллигенция. Булгаков с уважением

Однако в результате этой сложной операции появилось безобразное примитивное существо, “основой” которого был люмпен Клим Чугункин. Он чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен. Что бы ни предпринимал профессор, Шариков живет по-своему, примитивно-паразитически: бездельничает, безобразничает. Полиграф Полиграфович находит себе друга – управдома Швондера, который воспитывает в собаке Шарике Шарикова и рекомендует его на государственную

Хорошо, что профессор понял: природа не терпит насилия над собой.

Булгаков очень болезненно воспринял перемены, связанные с революционными преобразованиями.

Судьба дома в Обуховом переулке соотносится с судьбой России. “Пропал дом”, – говорит профессор Преображенский после вселения в его дом жилтовари-щей. То же мог сказать Булгаков после захвата власти большевиками. В рассуждениях Полиграфа Полиграфовича Шарикова дана программа, которая с успехом будет еще долго осуществляться в России: “Взять все и поделить.. – дело нехитрое”. Булгаков в повести “Собачье сердце” не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда тот, “кто был никем”, стал “всем”, но и показал, что может получиться в результате такой метаморфозы. И он предупреждает об этом всех нас, говорит о том, что нельзя насильственным путем изменить образ мысли человека, нравственные устои общества.

Можно разрушить, но создать в одночасье нельзя. Это длительный эволюционный процесс.

Вообще, если бы читатели могли пропросмотреть роман в то время, они наверняка заметили бы перекличку описанной библейской истории с современностью. Решения Синедриона и Понтия Пилата напоминают решения рапповцев, Главреперт-кома и других современных Булгакову официальных организаций. Схожесть – в зверском, оголтелом фанатизме, в страхе перед инакомыслием.

Булгаков знал твердо, что опубликовать роман он не сможет, что рано или поздно он будет распят за этот роман. Но в писателе жила слабая надежда на здравый смысл современного ему “прокуратора”. Не сбылось.

Герой романа Мастера, Иешуа Га-Ноцри, приговорен. Его мирные речи, отвергающие насилие, опасней для власти, чем прямой призыв к мятежу. Иешуа опаснее убийцы, которого помиловал Понтий Пилат.

И, хотя Иешуа сумел покорить прокуратора своим умом и удивительной силой слова, Пилат отправляет на смерть именно его, боясь за себя, за свою карьеру. Как политик Понтий Пилат победил, но потерпел поражение перед великой силой духа. И прокуратор это понял.

Понтий Пилат напоминал Булгакову некоторых современных писателю политиков и государственных деятелей. Но есть существенное различие: расправа над невинным стоила Пилату тяжелых душевных мучений, а современным писателю политикам удавалось избежать даже укоров собственной совести. Так библейский сюжет соприкоснулся с реальной жизнью.

Похожие сочинения:

Вопросы и ответы к повести “Собачье сердце” М. А. Булгакова 1. Что объединяет повести М. Булгакова “Роковые яйца” и “Собачье сердце”? Эти произведения объединяет тема нравственной ответственности ученого за проводимый эксперимент; сатирическое изображение послереволюционной действительности; использование фантастики и гротеска. 2.

Смысл двух превращений в повести М. Булгакова “Собачье сердце” План I. Обстоятельства окружающей жизни, повлиявшие на творчество М. Булгакова. II. Рискованный эксперимент – основа повести М. Булгакова “Собачье сердце”. 1. Превращение пса Шарика в человека. 2. Конфликт между профессором.

Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Одним из лучших произведений Булгакова стала повесть “Собачье сердце”, написанная в 1925 году. Представители власти сразу оценили ее как острый памфлет на современность и запретили издавать. Темой повести “Собачье сердце”.

“Великий эксперимент” в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Творчество М. А. Булгакова – крупнейшее явление русской художественной литературы XX века. Основной его темой можно спросмотреть тему “трагедии русского народа”. Писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили.

Сочинение на тему: “Сатира в повести “Собачье сердце” М. Булгакова” Одним из фундаментальных произведений М. А. БулгаковА, характеризующих общественный строй страны, является повесть “Собачье сердце” с характерной для автора особенностью обличения пороков – переплетением реальности с фантастикой. Описание Москвы в.

ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” ВЫРАЖЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” В повести “Собачье сердце”, как и в повестях “Дьяволиада”, “Роковые яйца”, М. Булгаков выступает в качестве сатирика, следующего традиции Н.

Проблематика повести “Собачье сердце” М. А. Булгакова М. А. Булгаков в литературу пришел уже в годы советской власти. Он не был эмигрантом и на себе испытал все сложности и противоречия советской действительности 30-х гг. ХХ в. Тема.

МОСКВА 20-х ГОДОВ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” КЛАССИКА М. А. БУЛГАКОВ МОСКВА 20-х ГОДОВ В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ.

Актуальность повести М. Булгакова “Собачье сердце” План 1. Насильственные преобразования в обществе – основа повести “Собачье сердце”. 2. Эксперимент Преображенского по созданию “нового человека”. 3. Роль Швондера в воспитании Шарикова. 4. Финал эксперимента. 5. “Шариковы” наших.

Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” Великий русский сатирик М. А. Булгаков создал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. В романе “Дни Турбиных” и ранних.

ПОЧЕМУ ЭКСПЕРИМЕНТ ПРОФЕССОРА ПРЕОБРАЖЕНСКОГО МОЖНО НАЗВАТЬ НЕУДАЧНЫМ? (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Повесть Михаила Булгакова “Собачье сердце” можно назвать пророческой. В ней автор, задолго до отказа нашего общества от идей революции 1917 года, показал тяжелейшие последствия вмешательства человека в естественный ход развития.

Нравственная проблематика повести Булгакова “Собачье сердце” Творчество Булгакова – вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки.

Проблематика и художественное своеобразие повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье преподавателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Сочинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические.

Сатира в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце”. Центральной темой повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”, написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в.

“ШАРИКОВЩИНА” КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) “ШАРИКОВЩИНА” КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота –.

Экранизация повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” была экранизирована современным российским режиссером Владимиром Бортко. Необходимо подчеркнуть, что вплоть до горбачевской перестройки это произведение не было опубликовано. Впервые “Собачье сердце” вышло в.

Образ профессора Преображенского в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Оценка представителей интеллигенции в повести Булгакова далеко не однозначна. Профессор Преображенский – знаменитый в Европе ученый. Он занимается поисками средств для омоложения организма человека и уже достиг значительных результатов. Профессор.

Черты революционной эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” была написана автором в 1925 году – в эпоху НЭПа, и это не могло не отразиться в событиях повести. Закончилось время революционных романтиков, наступило.

ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА (по повести М. Булгакова “Собачье сердце”) Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести “Собачье сердце”. Эта идея реализуется писателем в аллегорической.

Анализ повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” В данном произведении объединены три жанрово-художественные формы: фантастика, социальная антиутопия и сатирический памфлет. Фантастическое – это операция, которую осуществил профессор Преображенский, а также результаты, незамедлительно последовавшие за ней. Тем не.

М. А. БУЛГАКОВ “СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ” Написанная в 1925 году, повесть “Собачьэ сердце” была опубликована в России лишь в 1987 году. Шестьдесят лет публикация ее была запрещена. Сюжет: опыт по пересадке собаке человеческих органов привел к.

“Разруха не в клозетах, а в головах”, – Главная мысль повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из самых значительных произведений писателя. Эта повесть представляет собой сатиру на современность, в ней трезво проанализированы те искривления и аномалии, которые несло с.

Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” В повести “Собачье сердце” М. А. Булгаков не просто Описывает противоестественный эксперимент профессора Преображенского. Писатель показывает новый тип человека, который возник не в лаборатории талантливого ученого, а в новой, советской.

Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” М. А. Булгаков имел довольно неоднозначные, сложные отношения с властью, как и любой писатель советского времени, не сочинявший произведений, восхвалявших эту власть. Наоборот, из его произведений видно то, что он.

Шариков и шариковщина в повести Михаила Булгакова “Собачье сердце” 1 вариант Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, который он окончил по медицинской части, Булгаков работал земским врачом в Никольской больнице.

Образ Шарикова в повести М. Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. Булгакова “Собачье сердце” – одно из сатирических произведений М. Булгакова. Предметом обличения является новое общественное устройство, возникшее после 1917 года. Революцию М. Булгаков воспринимал как грандиозный и очень.

“Собачье сердце” Булгакова в кратком содержании Действие происходит в Москве зимой 1924/25 г. Профессор Филипп Филиппович Преображенский открыл способ омоложения организма посредством пересадки людям желез внутренней секреции животных. В своей семикомнатной квартире в большом доме на.

“Клоп” Маяковского и “Собачье сердце” Булгакова в контексте времени Произведения Маяковского и Булгакова выбраны мною не случайно. Во-первых, оба они актуальны, так как поднимают проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня, показывают, к чему нас ведут воинствующее хамство и невежество.

Советская Москва и “новый человек” в повести М. А. Булгакова “Собачье сердце” Булгаков умел талантливо объединять противоречия эпохи в одно целое, подчеркивать их взаимосвязи. Писатель в своей повести “Собачье сердце” показал явления и героев во всей их противоречивости и сложности. Тема повести.

ОПАСНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (повести М. Булгакова “Собачье сердце” и “Роковые яйца”) Сатирические повести М. Булгакова занимают особое место как в его творчестве, так и во всей русской литературе. Если бы они были широко напечатаны и оценены в свое время, то, возможно.

Урок литературы на тему “Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» – это повесть-предупреждение.”
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Данная работа познакомит учеников с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», поможет им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова.

просмотреть:

Вложение Размер
povest_sobache_serdce-eto.doc 47.5 КБ
prezentaciya_bulgakov.ppt 100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе.

Подготовил: Новлева Наталья Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

ТЕМА УРОКА : Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце» – это повесть-предупреждение.

  1. познакомить ребят с новым для них писателем М.Булгаковым, с его повестью «Собачье сердце», помочь им понять, о чём же предупреждает нас повесть Булгакова;
  2. в процессе работы над текстом развивать умение идейно-композиционного и стилистического анализа текста, продолжить формировать умение выбирать в развитии действия главное, излагать свои мысли ясно и последовательно, аргументировать свои высказывания, готовить доклад;
  3. воспитывать в учащихся грамотных читателей.

1.иллюстрации, рисунки, афиши, учащихся к произведению Булгакова;

2.видеофильм В.Бортко «Собачье сердце»;

I. Доклад ученика о судьбе Булгакова-художника и истории создания повести.

II. Слово учителя (уч-ся записывают в тетради главные мысли).

Творчество Булгакова многообразно, а сатира неповторима и многопланова. Сочинять Булгаков начал в отроческие годы. Насмешливость, художественный артистизм, тяга к театральности, фантасмагоричности в то же время к пристальному анализу сформировали его неповторимый стиль, в его произведениях тесно переплетаются реальность и фантазия, ведь он считал, что жизнь иногда настолько невероятна, алогична, что может казаться сверхъестественной. Он так же считал, что, создав художественный образ, автор сообщает ему прочность, несокрушимость реальности – «рукописи не горят» (М и М).

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

Я писатель, я мыслю… И протестую.

1. О чём это Булгаков?

2. Как он может выразить свой протест? (Прибегая к сатире).

3. Что такое сатира? Фантастика?

4. Какую задачу выполняет сатира? (Констатирует факт).

5. … сатирическая фантастика? (Предупреждает общество о грядущей опасности).

Дальше нам следует разобраться в том, о чём же и в какой форме предупреждает нас писатель в своём произведении.

6. Каким образом донёс до нас свои взгляды Булгаков? (Аллегория.)

На многие мысли наталкивает уже первый эпизод повести.

(Просмотр видео начало фильма реж.В.Бортко).

7. Как изображена Москва?

IV . Работа над художественными деталями.

«Ведьма сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню».

«Наклонив голову, бросилась барышня в атаку, прорвалась в ворота, и на улице начало её вертеть, раскидывать, потом завинтило снежным винтом, и она пропала»

Москва предстаёт грязной, неуютной. В этом городе царят злоба, жестокость, ненависть, хаос.

8. А есть ли в Москве место, где можно отдохнуть душой и телом? (дом П.Преображенского)

9. О чём говорит фамилия Преображенский? (Говорящая фамилия – преображает).

10. Определите время действия. (Преображение – с 23 декабря по 6 января – от Сочельника до Рождества).

11. Как дан портрет Преображенского? (Частями).

12. Зачитайте интерьер кабинета.

(В кабинете всё блестит и сияет, белый цвет, любит порядок и чистоту, не терпит нарушения привычного уклада жизни.)

13. Как он характеризуется другим персонажем?

(Шариком: «Этот ест обильно и не ворует. Этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится потому, что вечно сыт. …Умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми и пушистыми лихими, как у французских рыцарей…»)

14. Почему Преображенский произносит фразу: «Пропал дом!»

(Мир Преображенского находится под угрозой).

15. Проследите за речью героев в диалоге.

« – Мы управление дома, – с ненавистью заговорил Швондер, – пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома.

– Кто на ком стоял? – крикнул профессор Преображенский, – потрудитесь излагать Ваши мысли яснее».

(Возмущает скверный русский язык)

Именно в такой дом попадает Шарик. 7 июня 1918 г. Бунин запишет в дневник «Окаянные дни» несколько библейских фраз: «Честь снизится и низость возрастёт… И лицо поколенья будет собачье…»

У Бунина «собачье» здесь выступает как враждебное человеку. А у Булгакова?

(Добрый юмор, внутренний монолог)

16. Почему Шарика так изумила кличка, которую дала ему «барышня»?

(Шарик должен быть толстым, упитанным)? Шарик может иронизировать. «Возможно ли омоложение? (лозунг)

– Натурально, возможно… Запах омолодил меня…»

«Пес сидел в тени скатерти с видом часового у порохового склада»

После обеда: «Он бы прямо на митингах мог деньги зарабатывать – первоклассный деляга». Или «ошейник всё равно, что картофель».

«Ласковы, хотя и хитрый. »

18. Согласны ли вы с этим определением? (Физически знает, как с кем себя вести)

19. Изменился ли Шарик за неделю?

Ф.Ф-бы – ему почтение; Дарья П. – символ тепла и уюта, сытости; друг Б. – просто «тяпнутый», не играет роли в жизни пса; Зина – прислуга – Зинка.

– Желание отомстить швейцару: «…Тяпнуть за пролетарскую ногу…»;

– нашёл у себя достоинства: «…Красавец, собачий принц – инкогнито…»;

– изменил отношение к ошейнику: «…Бешенная зависть в глазах встречных псов…».

20. С какой целью его подобрал профессор Преображенский? С какой целью проводит эксперимент? (Для эксперимента выбран обычный пёс. А это значит, что он не идеален – лицемерен, способен приспособляться, мстителен).

Чем же закончится эксперимент?

Какой вывод сделаем?

Какая глава является итогом первой жизни Шарика? ( IV гл).

Читатель заинтересован. Поддержать интерес помогает композиция повести.

V. Композиция повести.

«Исследователь» выст. 1 ученик.

Пролог I главы – Обстановка вселенского хаоса.

I часть II–IVгл. –Знакомство с обитателями дома. Кульминация и развязкаIч.э..

Пролог II ч. V гл . – Дневник д-ра Борменталь.

II ч. VI – IX гл. – Рассказ об «эволюции» нового человека – новая операция.

Эпилог – всё возвращается на круги своя.

А сейчас у нас на уроке необычный гость. Познакомьтесь ним и подумайте, с чем связано появление этого человека? (инсценирование монолога Райкина «Сам из тамбура вышел»).

Мы начинаем говорить о II ч. повести, об эволюции человекоподобного существа.

1. К какому приёму прибегает автор, чтобы рассказать о том, как проходят изменения и почему?

(Борменталь молод, полон оптимизма, он надеется на потрясающий успех. А читатель заинтересован и строит догадки).

2. Какие этапы становления проходит Шариков ? Вспомним ещё раз фразу проф. Преображенского «Пропал дом». Почему?

(Новоявленное существо обругало своего создателя по матери;

к Рождеству лексикон пополнился всеми бранными словами;

первая осмысленная речь: «Отлезь, гнида!»;

балалайка в любое время суток;

неприятность и безвкусица;

Ф.Ф. – «папаша», пьянство, воровство, донос, покушение.)

– Выразительное чтение диалога VI гл. (1 ученик).

3. Кто же виноват в последствиях операции?

– В чём видят Ф.Ф. и друг Борменталь причину последствий?

– Но кто он – Клим, Клим Чугункин – вот что-с: две судимости, алкоголизм, «всё» поделить, «шапка и 2 червонца пропали (тут Ф.Ф. вспомнил юбилейную палку и побагровел) – хам и свинья. Одним словом – гипофиз – скрытая камера, определяющая человеческое, данное лицо. Данное!

4. Согласен ли с ним автор? Какова его точка зрения?

(Нельзя вообще проводить никаких революционных опытов. Ф.Ф. и Б-ль пытаются хирургическим путём, минуя все этапы революции, превратить низшее существо в венец творения – в человека (Скальпель хирурга вызвал к жизни новую человеческую единицу)

Учитель: Замысел сам по себе грандиозен. Но человек – не бог, он ищет по наитию, а благими намерениями выстлана дорога в ад»)

5. Что понял пр. Преображенский в конце?

(«Вот, доктор, что получается, когда исследователь вместо того, чтобы идти параллельно и ощупью с природой, форсирует вопрос и приподнимает завесу: на, получай Шарикова и ешь его с кашей (Слова Воланда Берлиоза на доске))

Только постепенное приобщение к культуре, самосовершенствование человечества, по мысли Булгакова, – залог прогресса общества человека.

6. Каков же итог повести?

(Чародею-профессору удалось обратное превращение человека-монстра в собаку).

Но в реальной жизни это невозможно, и собачье сердце в союзе с человеческим разумом – главная угроза нашего времени.

– Продолжите предложение: «Шариковщина – это символ…» (хамства, невежественности, стремление к власти любым путём…)

– Приведите примеры шариковщины в наши дни.

– Каков же итог наших размышлений над предупреждением писателя?

(Жанр фантастической повести позволил Булгакову благополучно разрешить драматическую ситуацию, но предостерегающе звучит мысль автора об ответственности Учёного за право на эксперимент).

Любой опыт должен быть продуман до конца, до мелочей, иначе последствия его могут привести к катастрофе.

Домашнее задание : Письменно ответить на вопрос: «Насколько актуальна повесть в наши дни?»

ЕГЭ. Литература. Все темы в одном произведении. Булгаков М.А. «Собачье сердце»

Булгаков М.А. – советский писатель, который в годы гражданской войны не эмигрировал за границу, а продолжал трудиться в советской России. Он лично на себе испытал последствия установления тоталитарного режима в стране, сложность и противоречивость 30-х годов. Именно в этот период была написана повесть « Собачье сердце»

Написанная в 1925году, повесть не была напечатана при жизни писателя, получив резкие критические оценки со стороны представителей власти. Так Л. Б. Каменев запретил к печати «Собачье сердце», отметив: «Это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя». Напечатано произведение было лишь в 1987 году.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Тема: «Наука»
Булгаков М.А.поднимает проблему безрассудного вмешательства человека в законы природы, пытается ответить на вопрос, какова роль интеллигенции, в частности, деятелей науки, в новом государстве.

Профессор Преображенский Филипп Филиппович по своим взглядам демократ, учёный, который, продолжая традиции МГУ, верит в то, что наука должна служить родине, народу, не должна навредить человеку. Это учёный с мировым именем, работает по проблемам евгеники- то есть над улучшением человеческой природы .И изменить её он пытается искусственным путём, путем медицинского вмешательства. Хотя измениться человек может только под воздействием общества, формируясь нравственно.

Борменталь, его помощник, лишён этих гуманистических идей. Восхищаясь талантом, мастерством, человеческими качествами Преображенского, он далёк от всего этого сам лично. Он может разгневаться, даже применить силу. Если этого потребует обстановка.

В центре повести — описание опыта по превращению собаки в человека, пересадка гипофиза человека бродячему псу Шарику.

Да, эксперимент получился, человек, подчёркивает автор, может совершать даже такое невероятное. Но появляется вопрос: для чего? Нужно ли было потратить столько времени, сил для того, чтобы в результате появился такой грубый, бессердечный, эгоистичный человек- Полиграф Полиграфович Шариков. И сам профессор не сразу понимает: его научное открытие «стоит ровно один ломаный грош». Профессор Преображенский стал мудрее, горький опыт научил его: нельзя вмешиваться в законы природы, это может привести к катастрофе.

Чем должны заниматься учёные, какие проблем они должны решать в обществе? Нужны ли вообще данные эксперименты, если женщина может и без науки родить человека.

Вопрос о важности научных исследований, об их целесообразности, нужности — вот на него пытается ответить автор. Чему должны служить деятели науки, какова их роль в обществе?

Наука – важнейшая составляющая часть страны. Её деятели должны служить народу, их открытия, достижения должны иметь пользу, улучшать жизнь людей, способствовать развитию всех отраслей промышленности и т.д., то есть быть нужными. Эксперимент не ради эксперимента, а для достижения полезного результата — вот чем нужно руководствоваться учёными в своей деятельности.

К выводу о бесполезности своего эксперимента пришёл и сам Преображенский, снова вернув всё назад- и вместо ужасного Полиграфа снова появился милый и добрый пёс. «Зачем нужно искусственно фабриковать спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого.»

Тема: « Нравственные качества человека»Несмотря на то, что в центре повести исследования учёных, большое место в нём занимают нравственные проблемы: каким нужно быть человеком.Одна из центральных проблем — проблема духовности и бездуховности в обществе.Преображенский привлекает своей добротой, порядочностью, верностью делу, стремлением пытаться понять другого, помочь ему исправится. Так он, видя, как ужасен Полиграф — его «детище», всячески пытается приучить его к законам человеческой жизни, воспитать в нём порядочность, культуру, ответственность. Он не позволяет себе грубить ему, чего не скажешь о Борментале — несдержанном человеке.Преображенский – высоконравственный человек. Его возмущают перемены, происходящие в обществе. Он считает, что каждый должен хорошо заниматься своим делом. «Когда он (пролетарий) вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой», – считает профессор.

Как омерзителен Шариков. Ему передались все черты человека, чей гипофиз был пересажен,- то есть Клима Чугункика– грубияна, пьяницы, дебошира, убитого в пьяной драке.

Шариков грубый, наглый, самонадеянный, чувствует себя хозяином жизни, ведь принадлежит к представителям простого народа, который у власти, чувствует поддержку со стороны представителей власти. Он быстро освоился в данной обстановке, чтобы извлекать пользу буквально из всего.

Главная его цель — выбиться в люди, добиться нужного положения. Он не собирается этого делать, меняясь нравственно, развиваясь, самосовершенствоваясь. Ему не нужны знания. Он считает, что достаточно надеть галстук ядовитого цвета, лакированные ботинки — и ты уже имеешь презентабельный вид, хотя при этом весь костюм грязен и неопрятен. И книга, которую ему рекомендует просмотреть Швондер- переписка Энгельса с Каутским, по мнению автора, не поможет ему стать умнее.

И что самое страшное — он добивается своей цели: при помощи управляющего Швондера он прописывается в квартире Пеображенского, даже пытается привести жену в дом, находит работу ( и пусть она грязная- ловит бродячих собак, но и здесь он хоть небольшой, но начальник).

Шариков, получив должность, преобразился, став похожим на всех представителей власти. Кожаная куртка, как символ принадлежности к власти, есть теперь и у него. Ездит он на служебной машине.

Так что не важно, какой человек нравственно. Главное — он пролетариат, поэтому власть, закон на его стороне. Именно это и критикует автор, показывая беспредел, который был характерен для страны в период правления Сталина.

Когда власть в руках таких людей, как Шариков, страшно становится жить. В доме Преображенского не стало покоя: ругань, пьянка, бреньканье на балалайке, приставание к женщинам. Так благие намерения профессора закончились кошмаром, который он сам же и стал исправлять.

Не вызывает уважения и другой герой- Швондер. Выбранный главой домкома, он старается добросовестно выполнять свои обязанности. Это общественное лицо, один из «товарищей».Он ненавидит классовых врагов, которыми, по его мнению, являются Преображенский и Борменталь, разговаривает с профессором со «спокойным злорадством«. И когда Филипп Филиппович невольно вышел из себя, «голубая радость разлилась по лицу Швондера».

Подводя итог, необходимо отметить, что человек должен оставаться человеком, какой бы пост он ни занимал, какой бы деятельности ни посвятил себя. Дома, на службе, в отношениях с людьми, тем более с теми, кто окружает человека, должны быть основными законы нравственности. Только тогда можно надеяться и на позитивные преобразования общества в целом.

Нравственные законы незыблемы, и их нарушение может привести к страшным последствиям. Каждый в ответе за свои дела, за все результаты своей деятельности.

К таким выводам приходят читатели повести.Тема: «Тоталитаризм в обществе»Эксперимент проводит Преображенский. Но и в самом обществе тоже происходил величайший эксперимент: воспитывались люди, подобные Шарикову, Швондеру, пытавшиеся изменить мир.

Сегодня вызывает лишь улыбку желание Швондера вербовать в свои ряды людей, подобных Шарикову, единение, которое выражается в пении по вечерам революционных песен. А тогда это была резкая критика происходящего в обществе, своего рода предупреждение автора о тех страшных последствиях, к которым может привести тоталитарный режим, формировавшийся в стране. Страшна разруха в обществе, а ещё страшнее, если она в головах людей.Повесть Булгакова — это предупреждение о том, что нельзя вмешиваться не только в естественный, эволюционный путь развития человека, но и в ход истории, изменять её радикальными , насильственными методами.Тема: «Бюрократизм»Бюрократизм – одно из негативных явлений социальной действительности, который характеризуется тем, что представители власти относятся к людям лишь формально, для них важен не человек, а документ, « бумажка», отсутствие которого вообще лишает прав.Швондер благоговейно относится к документам.«Документ – самая важная вещь на свете,» — говорит он профессору Преображенскому . Он возмущён, что профессор документы называет идиотскими. «Довольно странно, профессор, — обиделся Швондер, – как это так вы документы называете идиотскими? Я не могу допустить пребывание в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией. А вдруг война с империалистическими хищникамиДля него не важно, что документ о личности Шарикова написан глупо и нелепо, главное- он есть, значит, всё законно.

Произведение Булгакова — сатира на социалистическую действительность, на те негативные процессы и явления, которые происходили в тот период- 30-е годы 20 века.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.