Лисович: сочинение

Главные герои романа Белая гвардия Булгакова (характеристика основных второстепенных)

К главным героям данного произведения относится семейство по фамилии Трубины. Эти люди имеют высокие моральные принципы. Они являются приверженцами царской России. Всё, что происходит вокруг, они принимают близко к сердцу. Герои всеми силами пытаются сохранить человечность и сострадание.

Данное произведение описывает тяжелый путь каждого из героев. Героям приходится пережить смерти близких людей и друзей, они пытаются принимать все удары судьбы достойно.

Алексей Турбин

Старший брат. Ему двадцать восемь лет. Теперь он главный в семье. Совсем недавно семья пережила потерю, скончалась мать. Алексей очень болезненно переносит это событие. Алексей образованный и начитанный молодой человек. Отличается преданностью своим принципам. Ему очень сложно сжиться с переменами, которые захлестнули общество и всё государство. Теперь ничто не будет, как прежде. Алексей отправляется в распоряжение полка. На следующий день происходит смена власти. В одной из погонь герой получает ранение. Рана очень серьезная, через малое время всё осложняется так, что герой вот-вот может умереть. Только молитва сестры спасает Алексея от смерти. Как только герою стало лучше, он сразу отправился к Юлии, она спасла его жизнь. Всё меняется. Герой понимает, что прошлое закончилось, наступил другой жизненный период, что ждет дальше – страшно подумать.

Елена Турбина

Девушка двадцати четырех лет, приятной внешности. Девушка занимает роль матери. Семья Турбиных – это два брата и родственники. Благодаря домашнему быту Елена отвлекается от личных терзаний. Девушка очень переживает за своих братьев, времена войны таят очень много опасностей. Лене часто снятся сны пророческого содержания. Она заботится об уюте, занимается лечением своих родственников и молитвенно поддерживает.

Николка

Герой восемнадцати лет, самый младший брат. Все происходящее вовлекает Николку в гущу событий. Николай занимается командованием отрядом юнкеров. Он очень смелый и храбрый военнослужащий. Когда полковник приказал ему сорвать погоны и убежать, герой ответил стрельбой. Герой поступает очень смело, проявляет героизм, отвагу и стойкость.

Василиса Лисович

Очень трусливый герой. Любые изменения наводят на него страх. Очень мелочный, деньги представляют для него огромную ценность. В конечном итоге, так называемые посетители отнимают у него все.

Най-Турс

Служит в звании полковника. Герой отличается сильным и смелым характером. Благодаря своей открытости и упорству добивается всего. Ничего не боится, все говорит честно, как есть. Спасает бойцов, сообщая им о предательстве штабных начальников.

Тальберг

Муж Елены. Очень подозрительный тип, ничего не говорит прямо. Приспособиться к чему угодно. Трус и предатель. Когда наступили трудные времена, он легко бросил жену и сбежал из страны. Мало того, он ей не признался в этом честно. Алексей всегда был недоволен выбором сестры, он сразу чувствовал, что это низкий и подлый человек. Оказывается, Тальберг уже имел любовницу, с которой отправился в Париж.

Характеристика героев

Одним из главных персонажей в данном произведении является двадцативосьмилетний врач, у которого умерла мама. И Турбин очень переживает по этому поводу. Он очень умен и глубоко мыслил. Однажды он поступил в полк, и власть в данном обществе сразу же поменялась, а когда за ним гнались, он получает ранение. Из -за этого ранения Алексей находится при смерти, но случилось чудо, и он пошел на поправку. Жизнь главного героя поменялась, и он осознал, что прошлое невозможно вернуть.

Героиней произведения является двадцатичетырехлетняя девушка, которая стала хозяйкой у себя в семье, которая состоит из двух братьев. Она заняла роль матери. Она очень переживает за своих братьев, заботиться о них, а также лечит и читает молитвы. Она очень хорошая девушка, но была несчастной в браке. Но она даже не обвинила мужа в том, что он ее предал и сбежал ради спасения своей шкуры.

Самый младший герой в семье Турбиных восемнадцатилетний парень. Не смотря на свои юные годы и неопытность, он командует отрядом. Парень смелый и отважный, а также очень честный. Он оказал помощь в поисках тела генерала, а также участвовал в его похоронах, несмотря на всю опасность, происходящую вокруг. Из -за всего это, он быстро повзрослел. Он всегда придерживался нравственности и честности. Он верен своему долгу. За Родину он готов отдать свою жизнь. В произведении он погибает, не посрамив себя и свою честь.

Также в произведении имеются и второстепенные персонажи, такие как Лисович, он трус, а также очень мелочный. Именно в его доме живут Турбины. Самым важным в его жизни являются денежные средства, а также собственная безопасность.

Очень положительный герой, имеет звание полковника. Он очень смелый и сильный персонаж. Он привык всего добиваться, он очень упорный. А также бесстрашный и честный, а также заботиться о своих солдатах.

Супругом Елены является персонаж Талберг, который вызывает большое подозрение к себе, он ничего никогда не говорит прямо, может ко всему приспособиться, он трусливый и способен на предательство. А во время тяжелых времен, он бросил свою супругу и уехал из страны. У него уже давно есть любовница во Франции. Ее брату Алексею этот персонаж совсем не нравился, так как является очень подлым.

Также в произведении имеются и второстепенные персонажи, например, Виктор Мышлаевский, который был другом семьи Турбиных. Леонид Шервинский, также является другом семьи Турбиных, да еще поклонником Елены. Еще одним другом Турбиных был артиллерист по имени Федор или по прозвищу Карась. А также племянник Алексея, Ларион.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои романа Белая гвардия

Популярные сегодня темы

Этот персонаж является одним из героев в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. На момент начала романа – а это 1805 год – Борису уже как 20 лет.

Как и было всегда принято на Руси, у Ростовых большая семья. Отец, мать, дочери Наташа и Вера. И приёмная дочь – их племянница Соня. Сыновья – Николай и Петр.

В 1884 году, родился талантливый художник – живописец Николай Петрович Крымов. Уже с малых лет Крымов испытывал тягу к рисованию. Его первым учителем стал собственный отец.

Эпохальный роман “Тихий Дон”, рассказывающий о значительном для казачества послереволюционном периоде, раскрывает достаточно много, по своему уникальных, женских образов. Что наиболее интересно, женщины в романе, сравниваются с разными растениями

Холст «Царевна лягушка» был написан в начале ХХ века знаменитым русским художником Васнецовым. Это полотно шикарно.

Белая гвардия

Белая гвардия анализ произведения кратко

1. Введение. М. А. Булгаков был одним из тех немногих писателей, которые в годы всесильной советской цензуры продолжали отстаивать свои права на авторскую независимость.

Несмотря на яростную травлю и запрет публиковаться Булгаков никогда не шел на поводу у власти и создавал острые независимые произведения. Одним из них является роман “Белая гвардия”.

2. История создания. Булгаков был непосредственным свидетелем всех ужасов Гражданской войны. Огромное впечатление на него произвели события 1918-1919 гг. в Киеве, когда власть несколько раз переходила к разным политическим силам.

В 1922 г. писатель задумал написать роман, главными героями которого были бы наиболее близкие ему люди – белые офицеры и интеллигенция. Булгаков работал над “Белой гвардией” в течение 1923-1924 гг.

Отдельные главы он читал в дружеских компаниях. Слушатели отмечали несомненные достоинства романа, но сходились во мнении, что напечатать его в Советской России будет нереально. Первые две части “Белой гвардии” все же были изданы в 1925 г. в двух номерах журнала “Россия”.

3. Смысл названия. Название “Белая гвардия” несет в себе отчасти трагический, отчасти иронический смысл. Семья Турбиных представляет собой убежденных монархистов. Они твердо уверены в том, что спасти Россию может только монархия. При этом Турбины видят, что никаких надежд на реставрацию уже не остается. Отречение царя стало бесповоротным шагом в истории России.

Проблема заключается не только в силе противников, но и в том, что настоящих, преданных идее монархии людей практически нет. “Белая гвардия” – это мертвый символ, мираж, мечта, которой никогда не суждено осуществиться.

Ирония Булгакова ярче всего проявляется в сцене ночной попойки в доме Турбиных с восторженными разговорами о возрождении монархии. Только в этом и остается сила “белой гвардии”. Отрезвление и похмелье в точности напоминают состояние дворянской интеллигенции спустя год после революции.

4. Жанр Роман

5. Тема. Основная тема романа – ужас и беспомощность обывателей перед лицом огромных политических и социальных потрясений.

6. Проблематика. Главная проблема романа – ощущение бесполезности и ненужности в среде белых офицеров и дворянской интеллигенции. Продолжать борьбу некому, да и не имеет никакого смысла. Таких людей, как Турбины, не осталось. В среде белого движения царят предательство и обман. Еще одна проблема заключается в резком разделении страны на множество политических противников.

Выбор приходится делать не только между монархистами и большевиками. Гетман, Петлюра, бандиты всех мастей – вот лишь наиболее значительные силы, которые рвут на части Украину и, в частности, Киев. Простые обыватели, не желающие примкнуть к какому-либо лагерю, становятся беззащитными жертвами очередных хозяев города. Немаловажная проблема – огромное количество жертв братоубийственной войны. Человеческая жизнь обесценилась настолько, что убийство стало обыденной вещью.

7. Герои. Турбин Алексей, Турбин Николай, Елена Васильевна Тальберг, Владимир Робертович Тальберг, Мышлаевский, Шервинский, Василий Лисович, Лариосик.

8. Сюжет и композиция. Действие романа происходит в конце 1918 – начале 1919 гг. В центре повествования находится семья Турбиных – Елена Васильевна с двумя братьями. Алексей Турбин недавно вернулся с фронта, где работал военным врачом. Он мечтал о простой и спокойной жизни, о частной врачебной практике. Мечтам не суждено сбыться. Киев становится ареной яростной борьбы, которая в чем-то даже страшнее ситуации на передовой.

Читайте также:  Поиски истины (по роману М. Булгакова “Мастер и Маргарита”): сочинение

Николай Турбин еще очень молод. Романтически настроенный юноша с болью переносит власть Гетмана. Он искренне и горячо верит в монархическую идею, мечтает с оружием в руках встать на ее защиту. Действительность грубо разрушает все его идеалистические представления. Первое боевое столкновение, предательство высшего командования, гибель Най-Турса поражают Николая. Он понимает, что до сих пор питал бесплотные иллюзии, но не может в это поверить.

Елена Васильевна – образец стойкости русской женщины, которая всеми силами будет оберегать и заботиться о своих близких. Друзья Турбиных восхищаются ею и, благодаря поддержке Елены, находят в себе силы жить дальше. В этом плане резкий контраст составляет муж Елены – штабной капитан Тальберг.

Тальберг – главный отрицательный персонаж романа. Это человек, у которого вообще нет никаких убеждений. Он с легкостью подстраивается под любую власть ради своей карьеры. Бегство Тальберга перед наступлением Петлюры обусловлено только его резкими высказываниями против последнего. К тому же Тальберг узнал, что на Дону формируется новая крупная политическая сила, сулящая власть и влияние.

В образе капитана Булгаков показал худшие качества белого офицерства, которые привели к поражению белого движения. Карьеризм и отсутствие чувства родины глубоко противны братьям Турбиным. Тальберг предает не только защитников города, но и свою жену. Елена Васильевна любит своего мужа, но даже она поражена его поступком и в конце концов вынуждена признать, что он – мерзавец.

Василиса (Василий Лисович) олицетворяет собой худший тип обывателя. Он не вызывает жалости, так как сам готов предавать и доносить, если бы хватило духа. Главная забота Василисы – получше спрятать накопленные богатства. Перед любовью к деньгам в нем даже отступает страх смерти. Бандитский обыск в квартире – лучшее наказание для Василисы, тем более свою жалкую жизнь он все-таки сохранил.

Немного странным выглядит включение Булгаковым в роман оригинального персонажа – Лариосика. Это неуклюжий молодой человек, который каким-то чудом остался жив, пробравшись в Киев. Критики полагают, что автор специально ввел Лариосика, чтобы смягчить трагичность романа.

Как известно, советская критика подвергла роман беспощадной травле, объявив писателя защитником белого офицерства и “обывательщины”. Однако роман нисколько не защищает белое движение. Напротив, Булгаков рисует картину невероятного упадка и разложения в этой среде. Главные сторонники монархии Турбины, по сути, уже не хотят ни с кем воевать. Они готовы стать обывателями, замкнувшись от окружающего враждебного мира в своей теплой и уютной квартире. Сообщаемые их друзьями новости повергают в уныние. Белого движения уже не существует.

Самым честным и благородным приказом, как это ни парадоксально, становится приказ юнкерам побросать оружие, сорвать погоны и разойтись по домам. Булгаков сам подвергает “белую гвардию” острой критике. При этом главной для него становится трагедия семьи Турбиных, которые вряд ли найдут свое место в новой жизни.

9. Чему учит автор. Булгаков воздерживается от каких-либо авторских оценок в романе. Отношение к происходящему у читателя возникает только через диалоги главных героев. Конечно же, это жалость к семье Турбиных, боль за кровавые события, потрясающие Киев. “Белая гвардия” – протест писателя против любых политических переворотов, которые всегда несут с собой смерть и унижения для простых людей.

Тайники инженера Лисовича (анализ эпизода из главы 3 части 1 романа М.А.Булгакова «Белая гвардия») – вариант 2

Свои произведения Михаил Афанасьевич Булгаков писал всегда с опорой на автобиографию, на собственный жизненный опыт. Он всегда выражал свое отношение к действительности и ее героям открыто, ничего не боясь и не стесняясь своей точки зрения. Именно поэтому произведения Булгакова можно считать достоверными источниками, исторической правдой, хотя иногда и субъективной. Но нельзя забывать, что люди не только «делают историю», они же её и описывают. Поэтому к произведениям Булгакова нельзя относиться пренебрежительно, как к очередному писательскому вымыслу.
Роман Булгакова «Белая гвардия» повествует о жизни семьи Турбиных. Главные герои его просто замечательны – честны, благородны, смелы и справедливы, несмотря на то, что они относятся к «вражескому лагерю» белых. Восхищенного отношения, на мой взгляд, заслуживают Алексей и Николка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский. А вот Тальберг, Лисович и другие предатели и трусы получают заслуженное презрение как со стороны автора, так и со стороны читателя.
Василий Иванович Лисович – хозяин дома, где жили Турбины. Все его звали не иначе как Василиса. Случилось это потому, что в 1918, когда начали происходить перемены в стране, он «сменил свой четкий почерк и вместо определенного «В. Лисович», из страха перед какой-то будущей ответственностью, начал в анкетах, справках, удостоверениях, ордерах и карточках писать «Вас. Лис.».
С первых же строк об этом человеке мы узнаем, что он трус и боится всякой опасности.
Накануне вторжения Петлюры в город инженер Лисович, дождавшись, когда на улице все стихнет, убедился, что все запоры в передней закрыты. Тогда «…из ящика своего массивного стола он выложил четыре блестящих английских булавки. Затем на цыпочках сходил куда-то во тьму и вернулся с простыней и пледом. Взял стул, влез на него и руками нашарил что-то над верхним рядом книг на полке, провел ножичком вертикально вниз по обоям, а затем под прямым углом вбок, подсунул ножичек под разрез и вскрыл аккуратный, маленький, в два кирпича, тайничок, самим же им изготовленный в течение предыдущей ночи». В этот тайник Лисович прячет перевязанный крестом пакет в газетной бумаге, извлеченный из нижнего ящика стола. С чувством выполненного долга, убедившись, что на стене не осталось следов, инженер сжигает остатки своего «дела» в камине. Но не знал Лисович, что в тот же самый момент кто-то слез с акации, что находилась напротив его окон…
Василиса отдыхает, довольный собою. И, действительно, он очень хорошо припрятал все свои сокровища, все деньги, все мало-мальски ценное. Прятал тщательно, обдумывая каждый свой тайник….
Лисович хочет переждать плохое время, закрывшись у себя в доме и спрятав по углам все ценное, даже фальшивые купюры. Он горд собой и уверен, что, в отличие от многих, будет жить хорошо, когда все тревожные события закончатся. Инженер заботится только о себе – он ждет даже когда уйдет его жена, чтобы проверить свои тайники. А их у героя три: под обоями, в дровяном сарае и на чердаке. Когда беда грозит трусливому человеку, он забывает обо всем и обо всех – даже о самых близких.
Василиса пересчитывает деньги.… 130 фальшивых бумажек.… У инженера лицо становится «боговдохновенным», когда он считает свои любимые бумажки. Вдруг – наверху чьи то шаги: «Извольте видеть: никогда покою нет».
Лишь наедине с деньгами Лисовичу спокойно и приятно. И даже вместо красивых снов он видит, как вскрывают его тайники, а просыпается он от мышиных шагов. Скупость в такое время не уместна, но этого человека не исправить, и эта черта его характера только обостряется при обострении ситуации….
Все события в «Белой гвардии» связаны с домом Турбиных. Именно он – олицетворение всей России. И, наверное, очень символично, что Лисович «поселен» Булгаковым на первом этаже дома, а Турбины – на втором. Они выше его не только по месту проживания, но и по своему воспитанию, моральным и нравственным устоям, мировоззрению. Хоть Турбины и оказываются в самом центре воистину трагических событий, они не теряют своих самых светлых качеств. Лисович же, напротив, от страха и паники становится жадным и скрытным. В опасной ситуации проявляются все его самые худшие качества.
Этот герой не знает и даже не догадывается, что пережить эти трудные времена будет легче бескорыстным людям, – тем, кто храбр и благороден, кто оберегает своих близких, кто не думает о себе. А предатели никогда не найдут счастья и покоя. Они всю жизнь будут трястись за свое никчемное «богатство» и за свою шкуру, так и не познав более благородных радостей жизни.

Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия”

В романе “Белая гвардия” писатель обращается ко многим серьезным и вечным темам. Революция, а затем и Гражданская война заставили людей переосмыслить все усвоенные ранее ценности. Писатель тяжело переживал происходящие события и всей душой пытался понять окружающую его действительность. И он осознавал, что главная беда России – в падении уровня нравственности, в бескультурье и невежестве, что, по его мнению, было связано с уничтожением интеллигенции, которая в течение долгого времени выступала основным носителем нравственных ценностей.

Герои романа “Белая гвардия”, как и сам писатель, представители интеллигенции. Далеко не вся русская интеллигенция приняла и поняла великие свершения Октября. Опасения за судьбу культуры страны играли важную роль в неприятии этих свершений, путь к достижению которых был сложным и нередко противоречивым. Главная тема романа, которую принято связывать с трагическим мотивом разочарования героев, с ощущаемой ими необходимостью порвать со своим прошлым, раскрывается по-новому. Прошлое, в котором осталось счастливое детство героев, не только не разочаровывает их, но всячески сберегается ими в обстановке, когда кажется, «все разрушено, предано, продано».


Весь роман пронизан чувством катастрофы. Герои еще поют гимн «Боже, царя храни», произносят тост за здоровье уже несуществующего монарха, но в этом проявляется их отчаяние. Все, что происходит с ними, предстает как трагедия людей, которые верой и правдой служили этому строю, раскрывшему вдруг всю свою несостоятельность, лицемерие, фальшь. Позиция булгаковских героев не могла быть иной, потому что сам писатель не испытывал ностальгии в отношении старой, буржуазной России, ее монархического прошлого.

Дом по Алексеевскому спуску, в котором писатель поселил героев «Белой гвардии»,- это дом его детства. И коль побывал мысленно у Турбиных, можешь твердо сказать, что побывал у Булгаковых. В том самом доме, где проходили детство и студенческая юность будущего писателя, и те полтора года, которые провел он в Киеве в разгар Гражданской войны. «Семья Булгаковых,- рассказывал гимназический однокашник писателя К.Паустовский,- была хорошо известна в Киеве – огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля, голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение». Здесь неизменно прочно царили теплый уют, дружеское взаимопонимание, атмосфера высокой интеллигентности.

Читайте также:  Трагическая тема революции в пьесе «Дни Турбиных»: сочинение

Дом и Город – два главных героя романа. Дом Турбиных на Алексеевском спуске, изображенный со всеми чертами семейной идиллии, перечеркнутой войной, дышит и страдает, как живое существо. Когда на улице мороз, тревожно и страшно, в доме идет задушевная беседа, от изразцов печи исходит тепло, слышится башенный бой часов в столовой, бренчание гитары и знакомые голоса Алексея, Елены, Николки и их веселых гостей. И Город, истерзанный бесконечными боями и обстрелами, наполненный толпами солдат, также живет своей жизнью. «Прекрасный в морозе и тумане…» – этот эпитет открывает повествование о Городе и становится доминирующим в его изображении. Образ Города излучает необыкновенный свет – свет жизни, который поистине неугасим. Булгаковский Город находится под Божьим покровительством: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто… находили по его свету… путь на Город…»

Красота и спокойствие – главные составляющие атмосферы турбинского Дома, наверное, поэтому он так притягателен для окружающих. За окнами свирепствует буран революции, а здесь тепло и уютно. Вот черные часы в столовой. Вот «мебель старого красного бархата», « кровати с блестящими шишечками», «бронзовая лампа под абажуром»..

Проходишь по комнатам и вдыхаешь «таинственный» запах «старинного шоколада», ощущаешь жар печки с голландскими изразцами. Печь эта – центр жилища, здесь отогреваются телом и душой. На поверхности печи – надписи и рисунки, сделанные в разное время и членами семьи, и друзьями Турбиных. Здесь – и шутливые послания, и признания в любви, и грозные пророчества, и слова с глубоким смыслом – все, чем «богата» была жизнь семейства в разное время.

Ревностно оберегают красоту и домашний уют, тепло семейного очага обитатели Дома по Алексеевскому спуску. Несмотря на тревогу, скатерть «бела и крахмальна», на столе чашки с нежными цветами.. На окнах всегда спокойные «кремовые шторы», на рояле открытые ноты бессмертного «Фауста», на столах цветы, «утверждающие красоту и прочность жизни».

Жизнь в этом Доме идет как бы наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, ожесточению нравов. Изо всех сил упорствует, не хочет сдаваться революции твердыня турбинского Дома. Ни уличная стрельба, ни известие о гибели царской семьи не могут первое время заставить его старожилов поверить в реальность грозной стихии. Холодное мертвенное дыхание вьюжной эпохи (и в прямом, и в переносном смысле) впервые коснулось обитателей этого островка уюта и тепла с приходом Мышлаевского. Затем бегство Тальберга. Только тут домочадцы почувствовали неотвратимость приближающейся катастрофы. Вдруг пришло осознание того, что «трещина в вазе турбинской жизни» образовалась не сейчас, а гораздо раньше, и все то время, пока они упорно, отказывались взглянуть правде в глаза, живительная влага, «добрая вода» «уходила через нее незаметно», и теперь, оказывается, сосуд почти пуст. Умирающая мать оставила детям духовное завещание: «Живите дружно..», «а им придется мучиться и умирать», «жизнь-то им перебило на самом рассвете».

Хозяйкой и душой этого Дома является Елена Турбина-Тальберг, «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. «Светлая королева»-мать передала Елене свое душевное тепло, поэтому там, в огромном и тревожном Городе, гремят пушки, а здесь всегда уютно и тепло.

Отсюда «крысьей побежкой» уходит бесчестный и двуличный Тальберг, а друзья Турбиных залечивают в нем свои израненные тела и души. Этот уютный Дом дает приют и симпатичному чудаку Лариосику. И даже приспособленец и трус Лисович, по прозвищу Василиса, ненавидящий своих соседей, именно в нем ищет защиты.

Но «кругом становится все страшнее и страшнее. На севере воет и воет вьюга, а здесь под ногами глухо погромыхивает, ворчит встревоженная утроба земли». Шаг за шагом хаос осваивает жизненное пространство Дома, внося разлад в «содружество людей и вещей». В Доме властвует война. Вот ее «знаки»: запах йода, спирта, эфира, браунинг в коробке за окном, раненый Алексей Турбин. Сдернут с лампы абажур, на столе нет роз, полинявший Еленин капор, подобно барометру, указывает, что прошлого не вернуть, а настоящее безотрадно.

Образ мортиры, которая мерещится раненому Алексею, мортиры, заполнившей все пространство квартиры, являет собой символ того разрушения, которому война подвергает Дом.

Под утро Турбину стал сниться Город. Он не назван нигде Киевом, хотя приметы его ясны, это просто Город, но с большой буквы, как нечто обобщенное, вечное. Подробно он описан в сновидениях Алексея Турбина: «Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром. Улицы курились дымкой, скрипел сбитый гигантский снег… Сады стояли безмолвные и спокойные, отягченные белым, нетронутым снегом. И было садов в Городе так много, как ни в одном городе мира… Зимою, как ни в одном городе мира, упадал покой на улицах и переулках и верхнего Города, на горах, и Города нижнего, раскинувшегося в излучине замерзшего Днепра… Играл светом и переливался, светился и танцевал и мерцал Город по ночам до самого утра, а утром угасал, одевался дымом и туманом». В этой символической картине соединились воспоминания юности, красота Города и тревога за его будущее, за судьбу каждого.

«Вечному золотому Городу» противопоставлен Город 1918 года, существование которого заставляет вспомнить библейскую легенду о Вавилоне. В городе царят неразбериха и суматоха, что писатель нередко подчеркивает повторением слов: «Немцы!! Немцы!! Немцы !!», «Петлюра. Петлюра. Петлюра. Петлюра», «Патрули, патрули, патрули». Автор не может оставаться равнодушным к тому, что происходит в Городе (мобилизация, слухи, гетман, близость Петлюры, воровство, убийства, бестолковые распоряжения начальников, обман, таинственная Москва на северо-востоке, большевики, близкая стрельба и постоянная тревога). Благодаря выразительным авторским характеристикам, читатель оказывается во власти своеобразного эффекта присутствия: дышит воздухом Города, впитывает его тревоги, слышит голоса юнкеров, чувствует страх Елены за братьев.

Много пришлось вынести Турбиным в течение зимы 1918/19 г. Но, несмотря на невзгоды, в финале романа в их Доме за общей трапезой собираются все. Слышится смех и музыка. Дом выстоял, и это главное. Дом Турбиных изображен в романе как крепость, которая находится в осаде, но не сдается. Его образу автор придает высокий, почти философский смысл. По убеждению Алексея Турбина, дом – это высшая ценность бытия, ради сохранения которой человек «воюет и, в сущности говоря, ни из-за чего другого воевать ни в коем случае не следует». Единственная цель, позволяющая браться за оружие, по его мнению, – охранять «человеческий покой и очаг».

С началом войны под сень Владимирского креста стеклась разномастная публика: бежавшие из столицы аристократы и банкиры, промышленники и купцы, поэты и журналисты, актрисы и кокотки. Постепенно облик Города теряет цельность, становится бесформенным: «Город разбухал, ширился, лез, как опара из горшка». Естественное течение жизни нарушается, привычный порядок вещей распадается. Почти все горожане оказываются втянутыми в грязный политический спектакль.

Тема сбережения духовных, нравственных и культурных традиций проходит через весь роман, но наиболее ярко она претворена в образе дома. Жизнь в этом доме идет наперекор окружающим беспорядкам, кровопролитию, разрухе, жестокости. Хозяйкой и душой дома является Елена Турбина-Тальберг – «прекрасная Елена», олицетворение красоты, доброты, Вечной Женственности. Из этого дома уходит двуличный приспособленец Тальберг. А друзья Турбиных находят здесь приют, залечивают в нем свои израненные тела и души. И даже приспособленец и трус Лисович ищет здесь защиты от грабителей.
Война для каждого из героев романа становится испытанием, проверкой нравственных основ личности. Не случайно в эпиграфе к роману Булгаков помещает знаменитые строки из Апокалипсиса: «и судим будет каждый сообразно с делами своими». Главной темой романа становится тема возмездия за свои поступки, тема моральной ответственности за выбор, который делает каждый человек.

Среди защитников монархии оказались разные люди. Булгакову ненавистны высокопоставленные лица, думающие не о спасении Отечества, а о спасении собственной шкуры. Не скрывает он и своего отношения к приспособленцу Тальбергу с «двухслойными глазами», трусливому и жадному инженеру Лисовичу, беспринципному Михаилу Семеновичу Шполянскому.

Но если Тальберг – «чертова кукла, лишенный малейшего понятия о чести», убегающий прочь с тонущего корабля, бросающий братьев и жену, то главные герои романа – воплощение лучших рыцарских качеств. Рядовые участники белого движения, по мнению автора, выступают наследниками боевой славы Отечества. Когда сформированный для защиты Города Мортирный полк прошел в марше по коридорам Александровской гимназии, в вестибюле прямо перед ним будто «вылетел сверкающий Александр», указывая на Бородинское поле. Зазвучавшая песня на слова лермонтовского «Бородино», по мысли автора, является символом доблести, отваги, чести, то есть всего того, что отличает Турбиных, Мышлаевского, Малышева от прочих «господ офицеров».

Офицерская честь требовала защиты белого знамени, верности присяге, отечеству и царю. В обстановке, когда кажется «все разрушено, предано, продано», с недоумением и болью спрашивает себя Алексей Турбин: «Нужно защищать теперь… Но что? Пустоту? Гул шагов?» И все-таки он не способен оставаться в стороне от грозных событий, нарушить свой долг офицера и спешит к тем, кто пытается спасти Отечество, не отдав его судьбу в нечистые руки Петлюры или гетмана Скоропадского. Законам чести и благородства следует и Най-Турс. Прикрывая юнкеров, он вступил в неравный поединок, оставшись один со своим пулеметом перед наступающими кавалеристами. Человеком чести является и полковник Малышев. Осознав всю бессмысленность сопротивления, он принимает единственно правильное решение в создавшейся ситуации – распускает по домам юнкеров. Эти люди готовы быть с Россией в ее бедах и испытаниях, готовы защищать Отечество, Город и Дом. Встречая новых гостей Города, каждый из них жертвует своей жизнью. Сам Всевышний берет их под свою защиту. С легкой иронией изобразил Булгаков в романе царство Божие, где апостол Петр принимает погибших. Среди них и полковник Най-Турс в светозарном шлеме, кольчуге, с рыцарским мечом со времен крестовых походов. Рядом с ним и вахмистр Жилин, погибший еще в Первую мировую войну, и большевики с Перекопа, и еще многие другие, кто хватал «друг друга за глотку», а теперь успокоился, навоевавшись за свою веру. Господь Бог произносит вещие слова: «Все вы у меня… одинаковые – в поле брани убиенные». Поднимаясь над схваткой, автор искренне скорбит обо всех погибших: «Заплатит ли кто-нибудь за кровь? Нет. Никто. Просто растает снег, взойдет зеленая украинская трава, заплетет землю… выйдут пышные всходы… задрожит зной под полями и крови не останется и следов. Дешевая кровь на червонных полях, и никто выкупать ее не будет. Никто».

Читайте также:  Бегство Тальберга (анализ эпизода из главы 2 части 1 романа М. А. Булгакова Белая гвардия).: сочинение

Булгаков верил в естественный человеческий порядок на земле: «Все будет правильно, на этом построен мир». В романе “Белая гвардия” писатель показал, как страшны и необратимы последствия отступления от принятых норм плохого и хорошего, освященных не одним тысячелетием человеческой культуры. В этом отступлении писатель видел наибольшую опасность человечества. Своих читателей он призывает соблюдать верность главным принципам человечности, преданность идеалам Справедливости, Добра и Красоты.

Источник: по материалам интернет-статей
http://www.litra.ru/composition/get/coid/00023601184864125638/wo
http://www.licey.net/lit/guard/history
Иллюстрации:Акварели Андрея Николаева,Графика Сергея Гонкова,В. Прокофьева , Чепика
Фото Маяк Парнаса

Поделиться “Образ Дома и Города в романе Булгакова “Белая гвардия””

Лисович: сочинение

События романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» разворачиваются во времена Гражданской войны в России, начавшейся в 1917 году. В стране царит страх, хаос и паника. В подобной обстановке человеку необходимо место, где он будет чувствовать себя в безопасности, некий маленький островок доброты и спокойствия, незыблемая крепость. Именно таким местом является для семьи Турбиных дом № 13 по Алексеевскому спуску.

Булгаков восхищается этим домом. Несмотря на ужасы войны, здесь всегда уютно и тепло, царит атмосфера любви и доброжелательности. Алексей, Николка и в особенности Елена, хранительница домашнего очага и семейного уюта, тщательно оберегают эту атмосферу. Центральный предмет в квартире – голландская изразцовая печь, где постоянно горит яркое, живительное пламя.

Изразцы разрисованы множеством иллюстраций и надписей, отображающим все то, что волновало членов семьи Турбиных и их друзей в разное время 1918 года. В коридоре стенные часы бьют башенным боем, книги в шкафах пахнут «таинственным шоколадом», в спальне – бронзовая лампа, обязательно с абажуром. На рояле – открытые ноты вечного «Фауста». На столе в столовой – идеально накрахмаленная белая скатерть, праздничный сервиз, свежие цветы. На окнах – кремовые шторы, которые словно отделяют эту тихую гавань от внешнего мира. «Это от Елены, которая не может иначе, это от Анюты, выросшей в доме Турбиных». Все эти вещи не представляют для героев материальной ценности, но они дороги воспоминаниями, в них заложенными.

Семья Турбиных – люди с высокоразвитыми нравственностью и моральными убеждениями. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Порядочность, справедливость, честь, мужество, искренность, сострадание, благородство – все эти качества для них незыблемы и непреложны. Они презирают ложь и трусость, именно поэтому Алексей корил себя за то, что пожал руку Тальбергу перед его бегством из Города. Душевная красота – стержень характера этих людей. В этом доме чтят и с готовностью исполняют завет матери – жить дружно. Турбины дорожат тем, что составляет красоту и радость человеческого бытия не в классовом, а в общечеловеческом понимании. Даже во времена бушующей Гражданской войны для них по-прежнему важны книги, музыка, искусство, любовь, доброта, гостеприимство. Время вторгается в этот дом, разоряет семейное гнездо, но, несмотря на это, герои не меняются нравственно. Двери дома Турбиных всегда открыты для тех, кто в нем нуждается, будь то друзья семьи, а именно Шервинский, Мышлаевский и Студзинский, или дальние родственники (Лариосик), или даже Лисовичи, вынужденные искать помощи из-за ограбления.

Для контраста Булгаков использует описание дома инженера Лисовича, домохозяина. Оно абсолютно противоположно описанию дома Турбиных: прохладная и сырая квартира, полная тишина, пахнет «мышами, плесенью, ворчливой сонной скукой». Сам Лисович и его жена противопоставляются Алексею, Елене и Николке: для этих людей не существует понятий чести, порядочности, долга, любви к Отечеству; они трусливы, жадны, скрытны и двуличны. Главное для Василисы и Ванды Михайловны – собственная безопасность и безбедное существование.

Таким образом, дом для Булгакова – нечто большее, чем обычное жилище. Это место, способное объединить людей, обезопасить от невзгод, подарить тепло семейных традиций, олицетворение мирной жизни и покоя. Именно дом и семья вносят в духовную жизнь человека добро и гармонию.

Сочинение Тайники инженера Лисовича

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-10-29

Тайники инженера Лисовича

В сложных событиях переломного времени, в трагические дни войны наиболее часто встаёт перед человеком проблема нравственного выбора, и тогда характер героя раскрывается особенно полно и глубоко. Такова ситуация в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия», где описаны события страшной братоубийственной Гражданской войны. Не осуждая ни «белых», ни «красных», автор показывает, как и в такое трагическое время люди сумели сохранить верность нравственным критериям чести, добра и справедливости. Такими людьми в романе являются Турбины, полковник Малышев, полковник Най-Турс. Но всегда, во все времена были люди, заботящиеся только о своей материальной выгоде, но отнюдь не о духовном. Такой герой в романе – инженер Василий Лисович, домохозяин Турбиных. Его прозвище – Василиса – возникло из-за его же подписи, на которую он «сменил свой чёткий почерк… из страха перед какой-то будущей ответственностью» в тревожном январе 1918 года. И хотя внешне он «чистый Тарас Бульба» – видный мужчина с пушистыми усами, – весь двор зовёт его уничижительным женским именем. У Василия Ивановича есть жена Ванда, «ревнивая и костлявая», скупая настолько, что даже мышь в буфете проклинает её скупость. Детей в этой семье нет – хозяева озабочены только жизнью для себя.

Глубокой ночью Василий Лисович бодрствовал в своём «чрезвычайно уютном кабинетике». Убедившись в том, что спит жена, он проверил запоры на дверях и завесил окна простынёй и пледом. Он заботливо закрепил всё английскими булавками, чтобы не было щелей, и не знал, на свою беду, что именно этим он привлёк внимание уличного бродяги, который полчаса сидел на ветке акации, страдая на морозе, но через щель наверху наблюдая за инженером. Инженер прячет в тайнике под обоями запечатанный пакет, заклеивает обои, подбирая рисунок. Он делает всё очень тщательно, аккуратно, у него всё под замками, и он точно помнит, где что лежит. В этом тайнике – бриллианты, ордена, царские деньги разного достоинства. Другие ценности – в дровяном сарае; тоже всё перечислено подробно, все координаты, надёжно упаковано. Так же точно описан и третий тайник. Всё это говорит о том, что Василиса – человек педантичный и осторожный – на портрете предок Василисы, писанный маслом, чиновник с орденом на шее, на столе статуэтка Александра II, в книжных шкафах – русская классика, Брокгауз – Ефрон. Василиса понимает, насколько теперь опасные времена, когда власть в Городе переходит из рук в руки и неизвестно, чем всё это кончится. Он далеко не герой, он обыкновенный обыватель, который дрожит за свою шкуру и за своё добро. Можно было бы посочувствовать этому совсем не военному человеку и не осуждать его за трусость, но ещё одна деталь подчёркивает, как дороги ему его материальные ценности. Разглядывая деньги «правителя» Лебідь-Юрчика, Василиса обнаруживает несколько фальшивых бумажек. Когда он считал деньги, то он, «как всегда», оглянулся, а лицо его стало «боговдохновенным». Увидев же фальшивки, он побледнел, глаза его «убойно опечалились», но бумажки он не выбросил, а «бережно отложил» в сторону. Их он предназначил извозчику и на базар. Такая любовь к деньгам наглядно раскрывает сущность характера инженера Лисовича, его жадность и расчётливость. Домохозяин Василий Лисович в этом эпизоде также противопоставлен Турбиным. Слыша над головой шаги, смех, звуки гитары, он жалуется, что нет ему покоя. Жизнь и веселье в квартире Турбиных резко контрастируют с сонной тишиной квартиры их домохозяина, где пахнет плесенью, «ворчливой сонной скукой» и целое семейство мышей трудится над кульком с сухарями. В страшном сне снится Василисе, что воры взломали его тайник, и он просыпается в холодном поту. Мысль отказать соседям от квартиры приходит ему на ум при звуках очередного гитарного перебора, но боязнь «ужасного времени» и необходимость защиты не позволяют ему на это решиться.

С помощью противопоставления разных человеческих характеров глубже и ярче раскрывается позиция автора. Значение данного эпизода прежде всего в том, что тайники инженера Лисовича являются такой деталью, которая раскрывает внутреннюю сущность героя, его систему нравственных ценностей, а вслед за тем – и авторские симпатии и антипатии.

Ссылка на основную публикацию
×
×