Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Я была, как и ты, свободной,
Но я слишком хотела жить.
“Мастер и Маргарита” М. А. Булгакова – Роман философский, в котором не только затронуты многие вечные вопросы: о жизни и смерти, смысле человеческого существования, таланте и бездарности, но и совершена попытка разгадать тайны человеческой души.
Очень многое в жизни человека зависит от того, насколько он свободен, и речь здесь идет не столько о внешней свободе, хотя и она тоже важна, сколько о внутренней: свободе выбора, независимости суждений, умении избегать
А вот – Понтий Пилат. Казалось бы, облеченный властью могущественный римский прокуратор должен пользоваться абсолютной свободой и независимостью. Но он зажат в тисках своей должности и не может даже спасти Иешуа, как бы ему ни хотелось этого.
Самое ужасное, что людей, подобных Пилату, бесчисленное
Суровое время и неумение следовать в своей жизни четким принципам сделали этих людей слабыми и безвольными, хотя они, конечно же, так не считают.
Совсем по-другому воспринимается Мастер, отстаивающий свой роман перед критиками, зажатыми в тесные рамки литературных течений, указаний свыше и в жесткие тиски понимания, как именно должно быть. Но истинное творчество – это прежде всего свобода, безудержный полет мысли и фантазии, поэтому при кажущемся внешнем поражении Мастер все же выигрывает этот бой, хотя и не в земной реальности.
Маргарита тоже личность независимая и, на мой взгляд, еще более сильная, чем Мастер. Однажды сделав выбор, она бесстрашно борется за возможность достижения цели. Маргарита готова на любые испытания, на жертвы и лишения, чтобы иметь право жить так, как хочет, и любить.
Я думаю, что только внутренне независимый человек способен на творческое изменение своей жизни и мира в целом. Но эта свобода – не анархия, а большая ответственность перед самим собой и окружающими людьми. На самом деле очень сложно освободиться от рабства множества условностей, которыми наполнена наша повседневная жизнь, а это говорит о том, какую колоссальную работу нужно проделать человеку, чтобы добиться истинного освобождения.
Владимир Кашицкий – Галичский рыцарь Родился Владимир Кашицкий в 1913 году в селе Подбуковина возле Перемишля. Закончив три класса, пошел в вечернюю ремесленную школу имени Маркиана Шаипкевича в Перемишле, где получил специальность слесаря-строителя. Был членом.
Роман Шмелева “Солнце мертвых” Он работал над “Солнцем мертвых”, живя у Бунина в Трасе, преследуемый навязчивыми воспоминаниями. Из Траса Шмелев писал 19/6 сентября 1923 года в Париж Куприну: “Думаете, весело я живу? Я не.
Письмо Обломова к Ольге Ильинской. Письмо как характеристика главных героев Любая повесть, роман состоит из эпизодов, следующих друг за другом в определенной последовательности. Немалую роль в повествовании занимают и в несюжетные эпизоды, например, письма. Их роль – раскрыть внутренний мир.
“Другая” проза: предвестие нового искусства в русской литературе В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье “”Другая” проза: предвестие нового искусства” задалась вопросом: “Кого же относят к “другой” прозе”? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и.
Краткая информация об изменении экзаменационной модели по литературе в формате ЕГЭ на 2011 год Версия ЕГЭ по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. Экзаменационная модель ЕГЭ по литературе 2009 года существенно не изменяется по.
Донецк – Donetsk Донецк – большой промышленный и культурный город Украины. Он является центром угледобывающей промышленности. Он также является основной топливной базой Украины. Он был основан в 1869 году. До 1924 года он.
“Класс коррекции”: приглашение к разговору Сегодня в рубрике “Детское чтение” вас ждет встреча с очень непростой и в чем-то очень странной книгой. Она вышла совсем недавно, в марте 2007 года, но уже задолго до этого.
Сочинение по рассказу Лескова “Зверь” Казалось бы, вопросы милосердия не слишком интересовали реалиста и сатирика, виртуозного стилиста Н. С. Лескова. Тем не менее почти в каждом его произведении, как бы на втором плане, зашифрованно, звучит.
Сочинение на тему кем я хочу стать, профисеональной художницой, и обяснить почему Художник – профессия очень многогранная. Вот тут многие пишут, что Художник – это бедняк по жизни, так вот что я вам скажу, только ленивый художник будет бедняком, потому что мозги.
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин: поэт символист Особое место среди символистов занимал №. Волошин . С символистами его объединял общественный индифферентизм, увлечение средневековой мистикой, индийской философией, современным оккультизмом. Сам Волошин указывал на свою творческую близость с В.
Неоромантизм поэзии Елены Телеги Романтизм Как литературное течение возник в начале XIX века, но восстановился через сто лет в обновленной форме неоромантизма. С самого начала главными темами романтизма были противопоставление мечты и действительности, будничного.
Григорий Косынка Григорий Косынка родился 29 ноября 1899 года в селе Щербановка Обуховского района на Киевщине в крестьянской семье. Жизнь в нужде рано приучала крестьянских детей начинать работать, быть помощниками старших. Пошел.
К топологии образа: Печорин и Гамлет Литературоведение не только социальная, но и психологическая дисциплина постольку, поскольку оно входит в общую научную систему знаний о человеке, человековедения. Многовековый опыт науки показывает, как сложна область, которая занимается изучением.
Короленко дети подземелья среди серых камней. Яя Короленко В. Г. Среди серых камней.”Дети подземелья” Среди серых камней. Солнце согреет тот камень, Который он обнял в последний раз Желавшими жить руками. Кайсын Кулиев Вся повесть Короленко В. Г.
История русской педагогики в творчестве П. Ф. Каптерева Каптерев исследовал важнейший период русской педагогики и школы – после отмены крепостного права и начала первой мировой войны. Он научно объяснил происхождение общественно – педагогического движения, указал его источник и.
Драгоценное время Сочинение-раздумье Устное народное творчество – одно из самых древних видов искусства. Большое место в нем занимают пословицы и поговорки. Это мудрость народа, которая прошла через столетия. Наши предки хотели передать свои.
Публий Вергилий Марон В истории римской литературы выделяется период в высшей степени плодотворный, который называют золотым веком. Он падает на конец I в. до н. э. и начало I в. н. э., в.
Об Орфее и Эвридике из кн. “Мифы Древней Эллады” Орфей любил юную Эвридику, и сила этой любви не имела себе равных. Однажды, гуляя по лугу, Эвриди-ка нечаянно наступила на змею. Вскрикнула Эвридика и упала. Лицо девушки побледнело. Ясный лоб.
Імпресіонізм Імпресіонізм ставить в основу вплив творчості на людські почуття. В основі лежать почуття – враження. Російське слова “враження” походить від слів “печатка”, “відбиток”, тут мається на увазі якийсь внутрішній відбиток.
Нравственные и экологические проблемы в рассказе “О чем плачут лошади” Ф. А. Абрамов родился и вырос в Архангельской области, в красивейшем краю белых ночей и бескрайних лесов, краю былин и сказок. И окружающая природа сыграла большую роль в жизни и.
Сейчас вы читаете: Истинная и ложная свобода в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита»
Вступление
Роман «Мастер и Маргарита» поднимает много проблем, актуальность которых не угасает со временем. Творчество в романе «Мастер и Маргарита» – одна из таких тем. Интересен для читателей и критикой способ ее раскрытия. Михаил Булгаков изображает понятие творчества на примере трех человек: критика и редактора Берлиоза, свободного поэта Ивана Бездомного и настоящего творца – мастера. Эти люди совершенно разные, их судьбы и образ жизнь отличаются не менее чем отношение к тому, что они делают.
Творчество в понимании Берлиоза
Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита» поднимается с первых страниц.
С появления Берлиоза начинается первая глава романа. С учетом того, что в этой же главе «председатель правления одной с московских литературных ассоциаций и редактор толстого художественного журнала» неожиданно и совершенно глупо погибнет, может показаться, что его персонаж незначительный. На самом деле это категорически не так. Образ Берлиоза воплощает в себе весь бюрократизм и принижение роли творчества и творца, которые приходилось пережить как самому Булгакову, так и его мастеру.
В первый раз читатель видит Берлиоза в беседе с Бездомным, на Патриарших прудах. Михаил Булгаков изображает редактора человеком, уверенным в себе и своих познаниях. Он рассказывает об Иисусе, отрицая его существование, приводя примеры и наслаждаясь эффектом, воспроизведенным на молодого поэта. Что ж до творчества, то для Берлиоза это работа, заключающаяся в самолюбовании и совершенном самодурстве. Описывая председателя Массолита, Булгаков прибегает к тончайшей иронии. Чего только стоит фраза «Михаил Александрович забирался в дебри, в которые может забираться, не рискуя сломать тебе шею, лишь очень образованный человек». Своим образованием и начитанностью Берлиоз кичиться, будто ценным сокровищем, замещая знание истинное отрывками и цитатами с прочитанных книг, суть которых для него так и осталась «за кадром».
В дополнение к образу «пишущей братии» Михали Булгаков вводит и образ молодого поэта Амвросия. Описывая его «румяногубым» и «пышнощеким», писатель иронизирует над сугубо телесным, низменным началом псевдо-поэта.
Творчество для Ивана Бездомного
Иван Понырев, пишущий под звучным псевдонимом Бездомный, воплощает в себе образ современной молодежи булгаковского периода. Он полон рвения, желания творить, но слепое следование критериям и требованиям берлиозов и «толстых журналов» превращает его не в свободного художника, а подопытную мышь, бегающую в колесе критики.
Проблема творчества в романе на примере Бездомного – это раздорожье, на котором стоит поэт. В итоге уже в больнице он понимает, что стихи его «чудовищны», и он таки ошибся в выборе пути. Михаил Булгаков не винит его в совершенной ошибке, и не иронизирует. Возможно, по этому пути мог пойти и мастер, если бы его внутренний огонь не оказался сильнее условностей и традиций.
Достигнув осознания ошибочности своего стремления к славе, Иван совершенно меняется как личность. Он осознает глубину творчества и духовности. Ему не суждено стать поэтом, но он способен тонко почувствовать саму суть творчества и тонкого духовного мира. Отказ от Массолитовского билета напоминает пренебрежение к деньгам Левия Матвея – ученика и друга Иешуа.
Творчество и мастер
Конечно, наиболее полно в романе «Мастер и Маргарита» проблема творчества раскрывается на примере мастера. Его нельзя назвать писателем, он действительно мастер. Для него творчество не способ самоутверждения за чужой счет, как в случае с Берлиозом, и не возможность вести богемный образ жизни, как для Понырева-Бездомного поначалу. Не зря, глава, в которой появляется мастер, носит название «Появление героя». Он действительно настоящий герой и творец. Мастер не пишет роман, он живет им настолько, что отвержение романа и разгромные статьи ранят его в самое сердце, а обида и горечь материализуется в «спрута с очень длинными и холодными щупальцами», который начинает ему видится повсюду, «как только погаснет свет». Мастер пишет роман, и будто живет им. Когда появляется Маргарита, любовь и творчество сплетаются в один клубок. Они идут рядом, для Маргариты любовь к мастеру распространяется и на его роман, что еще раз подтверждает, что в свое произведение мастер вкладывает свои душу и сердце.
Маргарита помогает ему, проникается его творчеством потому, что оно – и есть мастер. Когда роман закончен, для этой пары «настали безрадостные дни», они опустошены, растеряны. Но их любовь не угасает и спасет их.
Выводы
Михаил Булгаков мастерски раскрывает в романе тему творчества. Он показывает ее с точки зрения трех человек. Для Берлиоза Массолит – всего лишь способ самовыражения и удовлетворения своих приземленных желаний. Пока журналом управляет такой редактор, настоящим художникам места в нем нет. Писатель знает, о чем пишет. Ему не раз приходилось сталкиваться с такими горе-редакторами. Его великий роман тоже не сразу будет понят и издан благодаря людям, что держат бразды правления организаций, в сути которых видят лишь способ удовлетворения собственных интересов, но ни как не служение творчеству.
Иван Бездомный относиться к своему дару трепетно, он мечтает о лаврах поэта, но запутывается в хитросплетении настоящего и фальшивого, разменивая свой талант на «поэмы под заказ» и, в конце концов, осознает, что стихи его «чудовищны» и писать их он больше не будет.
На примере мастера острота проблемы творчества достигает своего апогея. Он пишет не потому что хочет стать автором, он пишет потому, что не писать не может. Роман живет своей жизнью, и всю свою силу и энергию вкладывает в него мастер. Он не помнит ни своего имени, ни имени своей бывшей жены, но знает наизусть каждую строчку романа. Даже сожженным это произведение продолжает жить своей жизнью, пока Воланд не воскрешает его из пепла, как когда восстал из пепла и сам роман «Мастер и Маргарита».
Свобода и несвобода в творчестве М. А. Булгакова н
Роман М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” меня поразил до глубины души. Настолько превосходное произведение. Булгаков отразил в нём человеческие пороки. Особенно самый важный из них и самый опасный – алчность. Но, по правде говоря, это произведение заставило меня задуматься о таком понятии как свобода. Я человек свободолюбивый и до прочтения романа не особо понимала определение данного слова. Я понимала, что свобода – это когда тебе никто ничего не запрещает. Но так я рассуждала, когда училась в школе и до прочтения романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”. Давайте, вместе поразмышляем над темой подлинной и мнимой свободы с опорой на роман “Мастер и Маргарита”.
Вообще, что такое свобода? Обратимся к толковому словарю: “Свобода – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чём-либо”. Но если мы посмотрим на значение слова “свобода” с философской точки зрения, то оно обозначает следующее: “Свобода – это возможность проявления субъектом своей воли в условиях осознания законов развития природы и общества”. Именно о философии и идёт речь в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.
Прочитав, полностью роман, я мысленно разделила его на три “мира”:
1) Современный московский 30-х гг. ХХ века
2) Древний ершалаимский
3) Вечный потусторонний
И в каждом из “миров” можно увидели обладателей мнимой либо подлинной свободы.
Начнём с Ершалаима, в частности, с Понтия Пилата и Иешуа. Понтий Пилат – прокуратор, властный человек. По сути он свободный человек, но после следствия мы видим, что он свободен только физически, но не духовно. А ограничена его свобода тем, что он хотел поговорить с Иешуа. Получается. что человек вроде бы свободен, а одновременно является “пленником”. Вот оно проявление мнимой свободы. Иешуа же, наоборот. Он свободен только духовно, но не физически. Духовно потому, что он мог думать и говорить о чём угодно. Он чувствовал себя свободным человеком.
Теперь перенесёмся в современную Москву 30-х гг. Как нам всем известно, в 30-е гг. в России была жёсткая диктатура. Люди, как мы видим в романе, живут как типичные мещане и обыватели, то есть преследуют лишь собственные интересы, живут по принципу “поел, поработал, поспал”. А вследствие диктатуры не могут свободно мыслить, они пишут, думают и говорят о том, что требует время, государство. Но в Москве мы можем обнаружить-таки то место, где люди являются свободными. Это клиника Стравинского для душевнобольных. Именно в этом учреждении люди могут думать, говорить о том, что им вздумается, ведь их всё равно считают сумасшедшими. Среди таких людей оказались Мастер и Иван Бездомный.
Всё, о чём говорилось ранее, имеет отношение к мнимой свободе. Поговорим же теперь о подлинной. Самым ярким представителем настоящей свободы является Маргарита. Она делает всё, что ей вздумается, думает и говорит о том, о чём желает. Она неоднократно показывала Воланду свою гордость, свой нрав. Разве закрепощенный человек на подобное способен? Для неё любовь к Мастеру превыше всего, она хочет быть с ним и неважно в каких условиях. А самое главное, самый кульминационный момент в романе, это желание Маргариты, которое должен выполнить Воланд. Она хотела изначально освободить своего любимого Мастера, но потребовала оградить Фриду от платка, которым та удушила своего ребёнка. Ведь желание Маргариты могло быть единственным, если бы не смягчающие обстоятельства. Почему Маргарита в первую очередь не вернула Мастера? Да потому, что она милосердный человек, а главное – свободный. Она обладала свободой выбора. Именно эта свобода является подлинной. Практически та же ситуация и у Иешуа Га-Ноцри. Он имеет свободу выбора. Он мог бы не проповедовать истину, но решил всё-таки.
А что же Мастер? Он, по сути, является пленником общества, потому что оно его не понимает. По этой причине, причине стремления к свободе, он оказался в сумасшедшем доме. но его истинная свобода отражается в романе о Понтии Пилате. Мастера никто не просил писать книгу с несколько религиозным уклоном. он сам изъявил желание.
И поговорим теперь о последнем “мире”, мире вечном. О Воланде, его свите и прочей нечести. вся потусторонняя сила является свободной, ведь у них неограниченные возможности в плане колдовства и многого другого. Души, попавшие в ад, уже нельзя назвать свободными, ведь на них висят какие-то грехи. Свита Воланда тоже имеет грехи, только уже немного связанные со Светом и Тьмой. А сам Воланд является несвободным именно потому, что он следит за земной жизнью и жизнью в аду, поддерживает баланс между Тьмой и Светом. Это огромная ответственность.
Именно благодаря роману “Мастер и Маргарита” я поняла, что свобода имеет не одно значение. Она может быть абсолютно разной: и политической, и духовной, и физической. А главное, что я поняла, что существует подлинная свобода, когда человек освобождён от всего полностью; мнимая свобода, когда человеку только кажется, что он свободен; и свобода выбора. но здесь и объяснять не стоит.
Подлинная и мнимая свобода в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Характерный пример — Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. Понтий Пилат — могущественный римский прокуратор. В его руках жизнь любого из жителей Иудеи. Достаточно ему щелкнуть пальцами — каждое его желание исполняется. Он шутя, походя может разбивать судьбы людей. Но даже такой могущественный человек невыносимо страдает: он подвержен жесточайшим приступам головной боли, когда почти не владеет собой. Он в эти минуты подчиняется своей болезни, а не решениям разума.
Кто же есть Понтий Пилат на самом деле? Лишь самый покорный из слуг кесаря. Ему хочется освободить странного пленника, но он не властен этого сделать! Нужно подчиняться приказам кесаря. Конечно, можно и не подчиниться,, но тогда не будет ни должности, ни карьеры, ни комфортной жизни, к которой он так привык. Он раб своего образа жизни и не может порвать эту цепь именно в силу уже упомянутой внутренней несвободы.
Совсем иное дело — Иешуа. Он арестован, оборван, но жалок ли он? Нет. Он выглядит благородно, даже стоя связанный перед прокуратором. Над ним тяготеет приговор, но это не может сломить его силу духа. Его мысли, чувства, душа остаются свободными. Он смело, без боязни говорит Пилату то, что хочет сказать. Ему незачем таиться, скрываться и изворачиваться. Слова
о том, что злых людей не существует — всего лишь дерзость в глазах прокуратора. Но утверждение, что всякая власть есть насилие — это уже открытый вызов. Конечно, Иешуа не собирается провозглашать революционные идеи. Он просто искренен, наивен и простодушен. Это — не глупость, это — полная внутренняя свобода.
Однако вспомним” что роман называется «Мастер и Маргарита». Следовательно, главными действующими лицами являются вовсе не Иешуа с Пилатом, а основное действие разворачивается не в Ершалаиме, а в Москве тридцатых годов. Здесь перед нами предстает целая галерея внутренне несвободных людей. Они опутаны цепями лжи, взаимных обязательств, подхалимства. Они живут в плену многочисленных догм, установлений, инструкций.
Служащие Управления Зрелищ насильно загоняются в хоровой кружок. Есть ли у тебя слух, нет ли — пой. Литературные критики говорят то, что должно сказать, но никогда не то, что в действительности думают. Главное — не сказать и не сделать ничего того, что вызывает осуждение. Если и есть среди московской публики «вольнодумцы», то и они ведут себя в пределах нормы, будучи просто «чуть-чуть» чудаковатыми. Человек может иметь в глазах общества маленькие «слабости», но не более того.
Единственное в Москве место, где люди раскрепощаются — это сумасшедший дом. Нет ничего удивительного в том, что с Мастером мы встречаемся именно в клинике профессора Стравинского. Мастер в буквальном смысле — эталон независимого человека, что роднит его с Га-Ноцри. Роман Мастера — это плод свободного творчества, полет мысли. Творческая личность всегда должна быть вольна в своих мыслях. Как иначе мог Мастер написать свой роман, построенный на библейском сюжете, живя в антирелигиозно настроенной Москве? Он не допускал насилия над собой. Каждое слово в его романе _ хо слово, которое должно стоять именно на том месте, где стоит. Сила Мастера в том, что он правдив. Ярость критиков, на него набросившихся, — ярость людей, утративших внутреннюю свободу, их зависть.
Маргарита похожа на Мастера. В ней нет скованности. Она без колебаний соглашается продать душу дьяволу за право любить. Без раздумий готова пожертвовать своим счастьем, когда нужно спасти несчастную Фриду. Все это происходит вне каких-то умозаключений. Просто Маргарита так чувствует. Свобода — органически присущее ей свойство.
Самое полное ощущение свободы приходит в полете. Вспомним полет Маргариты на бал к Сатане. Этот эпизод вызывает даже некую зависть к той, которая смогла ощутить радость полета над землей. Когда нечистая сила дарует Мастеру и Маргарите вечную свободу и вечную любовь, это особенно ярко выражается в картине полета. Под ними разворачивается вся земля, но они парят над ней ничем не связанные, ничем не скованные. Так жаль, что это возможно лишь на страницах книги. Но все же человек может познать ощущение полета. Есть две пещи па земле, которые дают его — это любовь и творчество. Не стоит заковывать себя в рамки общественных догм. Человек с открытой для любви душой может стать крылатым.
Истинные и мнимые ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
В своем бессмертном романе «Мастер и Маргарита» Булгаков поднял вечные вопросы различного характера. Так, например, он рассматривает проблему истинных и мнимых ценностей в жизни человека.
По мнению Булгакова, одной из важнейших ценностей в этом мире является истинное искусство, истинное творчество. В самом начале романа писатель знакомит нас с двумя героями – представителями «пишущей братии». Один из них является председателем правления крупнейшей московской литературной ассоциации, другой – поэтом, печатающимся в этом журнале.
Автор отчетливо показывает нам узость, глупость, ограниченность Берлиоза. Для него талант меряется преданностью слову партии. Об истинном искусстве Берлиоз не имеет никакого представления.
Юный друг Берлиоза – Иван Бездомный – во всем ему поддакивает, но у него есть шанс переосмыслить свои взгляды, в том числе, и на свою «поэзию». Именно поэтому Бездомный попадает в клинику для душевнобольных, где происходит его перерождение.
Для автора оценки истинности искусства особо болезненна, неслучайно многие литературоведы угадывают под маской Мастера самого Булгакова. Писатель показывает нам членов МАССОЛИТа, заботящихся только лишь о набивании своего желудка. Они не творцы, идеалы этих писак – собственное, сугубо материальное, благополучие. Мастер изгнан из этой среды, потому что он другой. Булгаков уверен, что художник не имеет права продаваться, иначе он лишиться своего дара. Это главный нравственный закон настоящего творца.
Если Мастер – это воплощение истинного творчества, то Маргарита – идеал «настоящей, верной, вечной любви». Я считаю, что в настоящей любви она была (в понимании Булгакова) по-настоящему нравственна, пошла за возлюбленным к самому Сатане.
Судьбоносная встреча Мастера и Маргариты была подобна молнии. Жизнь, за которую «многие женщины отдали бы все, что угодно», кажется Маргарите настолько пустой, что однажды весной она выходит с желтыми цветами, чтобы найти того, кого любила «давным-давно». И не красота, а «никем не виданное одиночество в глазах» Маргариты поразило Мастера. Надо сказать, что в этой героине воплощен авторский идеал любви и красоты, Булгаков нарисовал истинно достойную подругу великого художника.
Мастер не выдерживает травли и желает уйти от жизни, спрятавшись в клинике для душевнобольных. Но Маргарита остается ему верна. Ее любовь способна сокрушить все преграды. С помощью ее образа Булгаков раскрыл тему истинной преданности.
Итак, Мастер написал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Иешуа у Мастера не «божественное явление», а просто бродячий философ, несущий миру своим учением простые, но вечные нравственные ценности.
Через библейскую линию в романе Булгаков продолжает утверждать тему истинных и ложных ценностей в жизни человека. Так, на примере образа Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, автор освещает вопрос совести в романе.
Пилат видит, что перед ним на допросе стоит ни в чем не виновный человек, способный нести людям только добро. Прокуратор стоит перед серьезным выбором – истинная или ложная ценность – правда или карьера. Испугавшись потерять свою высокую должность, игемон приговаривает Иешуа к страшной смертной казни. Расплатой за трусость для прокуратора стало бессмертие и вечные муки совести.
Важно, что в «реальной» Москве 20-ых годов 20 века – Булгаков наблюдает лишь людей, которыми овладели пороки. Степа Лиходеев, Варенуха, Римский, Жорж Бенгальский – все они забыли о нравственности, о простых человеческих ценностях. Корысть, мздоимство, похоть, пьянство и чревоугодие – все это, как показывает Булгаков, типичные черты москвичей начала 20 века. И именно за них они несут наказание – каждый свое, но страшное.
Таким образом, в своем гениальном романе М.А. Булгаков затронул огромное количество вечных тем и вопросов. Так, среди прочих, в своем произведении писатель затрагивает проблему истинных и ложных ценностей. Он утверждает, что вечными являются нравственные – библейские – установки. Только они способны сохранить душу человека бессмертной.
Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова
Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.
Одной из них является противоборство Добра и Зла. Какая сила одержит в конце концов победу? Автор приходит к выводу, что обе силы уравновешивают друг друга, а к какой стороне пойти, выбирает человек. Зло в романе олицетворяет образ Воланда и его свиты. При этом они не являются абсолютным злом. Они предоставляют людям выбор, поэтому справедливы. Добро выражено в образе Иешуа. Этот персонаж вовсе отрицает, что есть злые люди. Также перед выбором добра или зла стоит Понтий Пилат. Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание.
Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Члены МАССОЛИТа пишут лишь то, что нужно партии. Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы. Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Истинным творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться.
Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви. Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету. В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи. Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом. В классических формах договора с Дьяволом (именно его олицетворяет Воланд) сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.
Все эти темы смотрятся особенно остро на фоне исторических событий времени, в котором жил автор. В романе «Мастер и Маргарита» писатель не одобряет советскую идеологию. Он замечает, как она пагубно влияет на душу. Это и обостряет противоречия, описываемые автором.
В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения.
2 вариант
Михаил Афанасьевич Булгаков за свою жизнь создал множество произведений замечательных произведений. Они завораживают своим сюжетом, заставляют читателя задуматься о вещах, связанных с моралью, обществом и выбором. Итогом жизни писателя стал роман “Мастер и Маргарита”, который по-настоящему можно назвать легендарным.
В произведении раскрывается множество проблем и их решения. Здесь можно встретить много противоположностей: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и лож. В романе всё является не таким, каким кажется. Воланд, олицетворение самой тьмы, вопреки ожиданиям честен, благороден, справедлив, возможно, и добр. Вместо одного желания Маргариты он выполняет два, говоря, что первое было не для неё. Его придворные также являются “частью зла” только с виду. Они не вредят людям, а наказывают их за аморальность, жадность и лож перед близкими. В романе чётко прослеживается, как происходит возмездие за сделку со своей совестью. Одни лишатся жизни, вторые – рассудка, третьи – головы. Иронично, что практически все, кто попадал под гнев Сатаны, оказывались в одном месте, в “сумасшедшем доме”. Этим писатель хотел сказать, что возмездие приходит всегда к людям, совершившим к зло по отношении к другим, их наказание едино.
Проблема любви также поднимается в “Мастере и Маргарите”. Она в романе показана светлым и искренним чувством, которому не подвластно время. Маргарита готова на всё ради того, кого любит. Женщина готова продать свою душу Сатане, чтобы хотя раз увидеть любимого человека. Мастер тоже испытывает к ней тёплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому скрывается в больнице для душевно больных. Это приносит лишь боль обоим героям. Однако в конце произведения пара воссоединяется, обретают “вечный дом”.
Роман М.А. Булгакова хоть и является незавершённым, вызывает много эмоций и переживаний у читателей. Автор поднимает значимые для человека проблемы, показывает тёмные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. В заключение, хочется сказать, что настоящим злом в романе являются не Сатана и его приближённые, а люди.
Сочинение 3
В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.
Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!
В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!
В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.
Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.
Также читают:
Картинка к сочинению Проблемы романа Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
Роман Гессе Германа «Степной волк», был написан в 1927 году и опубликован в этот же год. Для всего литературного общества, появление на свет этого произведения, стало новым уровнем в развитии литературы
Образ Плюшкина в поэме «Мертвые души» является самым запоминающимся и ярким среди других не менее интересных, но таких, же порочных героев. Прозвище персонажа говорит само за себя
Что же такое обломовщина? Откуда появилось данное слово, и каково его значение? Данное понятие появилось в тот момент, когда Гончаров выпустил свой роман, который назывался Обломов. Выпустил он данное произведение
Наша жизнь бывает, полна неприятностей различного рода, под воздействием которых нам необходимо совершать те или иные действия, и герой романа А. С. Пушкина отнюдь не исключение
Большинство людей считают воспоминания о школе самыми лучшими и приятными в своей жизни. Вспоминая о тех хороших деньках люди, обычно, описывают это как абсолютно беззаботное время
Истинная и ложная свобода в романе М А Булгакова Мастер и Маргарита: сочинение Ссылка на основную публикацию