Ершалаимские главы у Булгакова: сочинение

Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Скачать сочинение

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» читают и любят во многом именно благодаря его «древней» части. Здесь содержится оригинальная версия тех событий, о которых рассказывает нам Евангелие. Главные герои ершалаимских глав — пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат и нищий бродяга Иешуа Га-Ноцри, в котором угадывается Иисус Христос. Зачем Булгаков нам о них рассказывает? Думаю, чтобы дать высокий образец, с которым можно сравнить пошлую московскую жизнь. И написаны эти главы иначе, чем современная часть романа. Как торжественно и тревожно звучит: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над ипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды. Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете». Кажется, будто переносишься на две тысячи лет назад, во времена Христа, и воочию наблюдаешь давнюю трагедию.
Пилат впервые видит Иешуа и сперва относится к нему с нескрываемым презрением. И лишь когда невзрачный арестант исцеляет его от страшной и прежде неистребимой головной боли, прокуратор начинает постепенно понимать, что перед ним — незаурядный человек. Пилат сначала думает, что Иешуа — великий врач, потом — что великий философ. Прокуратор надеется спасти понравившегося ему человека, убедившись во вздорности выдвинутых против Га-Ноцри обвинений в намерении разрушить ершалаимский храм. Однако тут всплывает куда более серьезное прегрешение — нарушение «закона об оскорблении величества». И Пилат трусит перед жестоким кесарем Тиверием. Иешуа пытается убедить прокуратора, что «правду говорить легко и приятно». Пилат же знает, что поступить «по правде» — отпустить ни в чем не повинного арестанта может стоить ему карьеры. Осудив Иешуа на смерть, прокуратор старается соблюсти букву закона, но одновременно хочет поступить по совести и спасти осужденного от смерти. Понтий Пилат вызывает главу Синедриона Кай-фу и убеждает его помиловать Га-Ноцри. Но первосвященник сам подстроил ловушку для Иешуа с помощью Иуды из Кириафа. Кайфе нужно погубить нового проповедника, своим учением подрывающего власть иудейского духовенства. Когда Пилат понимает, что казнь неизбежна, его начинает мучить совесть. Пытаясь успокоить ее, прокуратор организует убийство предателя Иуды, но все напрасно. Лишь во сне Пилат может вновь увидеться с казненным Иешуа и закончить спор об истине. Наяву же он с ужасом сознает, что последствия собственного малодушия необратимы, что «казнь была». Только в финале романа раскаяние в конце концов освобождает прокуратора от вечных мук, и он вновь встречается с Га-Ноцри. Но встреча эта происходит не на земле, а в звездном небе.
История Пилата и Иешуа доказывает, что отнюдь не все люди добрые, как полагает Га-Ноцри. Последний рассказывает нам, каким должно быть общество, живущее по заветам христианства. Но от этого идеала очень далека как древняя Римская империя, так и современная Булгакову Москва. Среди персонажей московских сцен нет ни праведников, ни тех, кто раскаивается в содеянном зле. Мастер способен написать гениальный роман о Понтий Пилате. Однако он уже не считает, что «правду говорить легко и приятно». Кампания травли убедила Мастера, что это совсем не так. Автор романа о Пилате оказался сломлен неблагоприятными жизненными обстоятельствами, оставил надежды на публикацию своего произведения, отказался от борьбы. Мастер теперь не верит, что все люди добрые. Он, в отличие от Иешуа, не готов умереть за свои убеждения. Да и не дело писателя погибать за роман. Нет в булгаковской Москве и тех, кого, подобно Пилату, мучает нечистая совесть. Лишь на мгновение прозревает собственную бездарность поэт Рюхин, не верящий в те бодрые революционные лозунги, которые озвучивает в праздничных стихах. Однако тут же заливает свое горе водкой. Невозможно представить себе Берлиоза, Латунского или других гонителей Мастера, мучающихся угрызениями совести. Персонажи московских сцен выглядят на порядок мельче персонажей сцен ершалаимских.
С образом Понтия Пилата связана и тема власти, волновавшая Булгакова. Писатель видел произвол режима, установившегося в стране после 1917 года. На примере из истории зарождения христианства он пытался понять, почему государственная власть оказывается враждебна свободной личности. Иешуа утверждает, что «всякая власть является насилием над людьми, и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
Чтобы опровергнуть идеи Га-Ноцри, Пилат-не находит ничего лучшего, как произнести неискреннюю здравицу в честь презираемого им императора Тиверия. Это понадобилось прокуратору. Для демонстрации присутствующим при допросе секретарю и солдатам конвоя своей лояльности кесарю и несочувствия мысли красноречивого арестанта о царстве справедливости, где в императорской власти отпадет всякая нужда. И тут же не фальшивой декларацией, а делом доказывает, что Иешуа прав в своей оценке существующей власти. Обрекая на мучительную казнь невиновного, Пилат свершает не имеющее никаких оправданий насилие. Когда-то прокуратор был храбрым воином. Теперь же, став наместником Иудеи, он боится свершить правое дело, освободить от наказания человека; неповинного в преступлении. Поэтому Иешуа перед распятием утверждает, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Пилат, по крайней мере, помнил былые бои и когда-то спас от гибели великана Марка Крысобоя. Последнего только полученное в сражении при Идиставизо увечье заставило ненавидеть людей и сделало убежденным палачом. Персонажи же московских сцен «Мастера и Маргариты», в отличие от Пилата и Крысобоя, боев и подвигов уже не помнят, хотя от окончания кровопролитной гражданской войны их отделяет не более чем десяток лет. Здесь показаны люди, власть которых более ограничена, чем у прокуратора Иудеи. Они, в отличие от Понтия Пилата, не вольны в жизни и смерти граждан. Но довести до нищеты и гибели неугодных оказывается вполне в пределах власти литературных начальников вроде Берлиоза, Лавровича или Латунского. А пьяница и развратник Степа Лиходеев на посту директора театра «Варьете» наглядно свидетельствует о деградации власти по сравнению с римской эпохой. То, что было трагедией в древнем Ершалаиме, в современной Булгакову Москве выродилось в фарс «Варьете».
И у Иешуа и у Мастера есть по одному ученику — Левий Матвей и Иван Бездомный. Матвей — фанатик. Для него превыше всего собственное понимание учения Иешуа. Бездомный же до встречи с Мастером — человек невежественный. А после этой встречи, по совету автора романа о Понтии Пилате, навсегда бросает занятия поэзией. Однако и превратившись в профессора-историка Ивана Николаевича Понырева, Бездомный обрел веру не в гениальность своего учителя, а в собственное всезнание: «Ивану Николаевичу все известно, он все знает и понимает. Он знает, что в молодости он стал жертвой гипнотизеров, лечился после этого и вылечился». С Мастером, Иешуа и Пилатом бывший поэт встречается теперь только во сне, в ночь весеннего полнолуния. И в данном случае Иван Николаевич — лишь сниженное подобие Левия Матвея.
Ершалаимские сцены «Мастера и Маргариты» — это идейный центр романа, тот эталон высокой трагедии, по которому проверяется современная Булгакову московская жизнь. И выясняется, что праведник точно так же обречен на гибель в Москве, как и в Ершалаиме. Но в древних главах нам не хочется смеяться ни над одним из персонажей, а вот в московской части романа смех, по замыслу автора, призван замаскировать трагизм происходящего, подготовить нас к оптимистическому финалу, когда Мастер и его возлюбленная получают заслуженную награду — покой.

110126 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Идейное значение ершалаимских сцен романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА «ЕРШАЛАИМСКИХ» ГЛАВ по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)

Сюжеты Евангелие интересовали Гёте, в 18 веке написавшего трагедию «Фауст», в которой обратился к образу дьявола Мефистофеля, интересовали Леонида Андреева, который в начале 20 века по-своему интерпретировал сюжет казни Иисуса и образ Иуды в частности. Михаил Булгаков тоже не остался в стороне – «ершалаимские» главы разделяют течение основных событий романа – событий, происходящих в Москве 30х годов. Булгаковым раскрывается персонаж Понтий Пилат. Хоть в Евангелие он не описывается так подробно, писатель показывает его чувства, размышления и даже мучения.

По моим наблюдениям, «Ершалаимская» линия вносит целых 8 проблематик в основной сюжет. Как уже было сказано, Михаил Булгаков сделал акцент на образ Понтия Пилата: во-первых, внимание привлекает контраст отношения прокуратора к Иешуа вначале: обычный бродяга, которых он видел не раз и увидит ещё, и в конце: философ со своей, особенной истиной, человек, открывший глаза Пилату не только на власть, но и на собственную жизнь.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Кстати говоря, власть – вторая проблематика. В сюжете приказывается убить Иешуа из-за того, что он проповедовал новую истину, не выгодную для власти, ломающую её устойчивость. Впоследствии новатора казнили, помиловав убийцу. Думаю, что можно даже не говорить об отстутсвии морали в этом поступке. Печально то, что эта проблема не решилась ни во времена написания Евангелие, ни во времена написания романа «Мастер и Маргарита», ни в наши дни.

Продолжая тему власти, хочется сказать об ещё одной проблематике – проблематике внутренней несвободы от этой самой власти. Ведь Понтий Пилат понял, что Иешуа Га-Ноцри не виновен, понял его истину, но прокуратору пришлось поступить простив себя и своих выводов под давлением Синедриона. Такой поступок прокуратора можно назвать трусливым, а трусость – это следующая проблематика. Игемон проявил слабость в тот момент, когда озвучил, что будет помилован Вар-Равван, хотя хотел помиловать Иешуа. Пилат побоялся потерять свой статус, авторитет и свою обеспеченную жизнь, побоялся презрения народа и коллег. Позже Понтию как бы в упрёк передали, что Иешуа Га-Ноцри считал трусость худшим людским пороком.

Любая провинность влечёт за собой наказание. Наказание Понтия Пилата открывает нам ещё одну проблему – проблему бессметрия. Казалось бы, что плохого в бессмертии? В наши дни многие ученыё стремятся создать лекарства от всех болезней, увеличить продолжительность жизни, то есть, как раз желают раскрыть секрет, как избежать конца жизни. Вспомним Ларру из повести Максима Горького «Старуха Изергиль»: бессмертие стало для него наказанием за гордыню, и так он вечно страдал от того, что люди его не замечают. Таким образом, бессмертие является адом для того, кто обречен на страдания и одиночество. Так и Понтий Пилат лишился сна и претерпевал постоянную головную боль и лишь спустя две тысячи лет обрёл покой и воссоединился с Иешуа.

О спасении прокуратора не было написано в Евангелие – это опять же задумка Булгакова. А так же отличием является образ Иуды: Булгаковым он изображен обычным человеком с красивой внешностью, хотя Андреев создаёт Иуду уродливым и неприятным. Почему писатель не взял Андреевского Иуду за прототип? Здесь поднимается ещё одна проблема – проблема обыденности предательства в наши дни. Для Булгаковского Иуды предательство было обычным делом и не несло такого эмоционального потрясения, как для Иуды из повести Андреева. С помощью этого безразличного образа Булгаков намекает на то, что в современном и ему, и нам обществе много таких «Иуд» – завсегдатых предателей, всегда всё делающих для своей выгоды, даже если если это будет во вред другим.

Вставляя «ершалаиские» сюжеты между московских, автор сравнивает моральное развитие народа, которое тоже является одной из проблем. Как и на казни в Ершалаиме толпа гудела и жаждала крови, так и в современном для романа мире людям были важны только деньги – никаких моральных ценностей.

Удивительно, что в советские времена – времена процветания атеизма, Булгаков обратился к религиозным сюжетам. В этом

кроется последняя проблема – проблема свободы веры. Отец автора был профессором духовной академии, соответсвенно, сам Михаил жил тесно с религией и он негодовал от советских принципов. В его романе каждый верил в то, что хотел: Бездомный поверил в мистику и в Иисуса, Иешуа верил в свою истину, а Берлиоз, не верящий ни во что, был обезглавлен.

Таким образом, философская проблематика «ершалаимских» глав романа «Мастер и Маргарита» обширна и передает большинство мыслей, которые хотел донести автор до читателя. Морали этих глав актуальны для всех времен и достойны внимания читателя любой категории. Булгаков «от противного» показывает нужную модель поведения человека и на примере современности, и на примере религиозных сюжетов

Читайте также:  Композиция романа Мастер и Маргарита.: сочинение

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id32380

«Ершалаимские главы у Булгакова»

Роман «Мастер и Маргарита» – самое мистическое произведение М. А. Булгакова. Но он, как ни странно, не воспринимается читателем как оторванная от реальности фантастика. Роман жизнеутверждающ, ведь в нём поднимаются вопросы, вечно волнующие человека: добро и зло, трусость и смелость, вера и неверие, проблема творчества и свободы, истина и ложь, любовь и равнодушие, проблема власти, темы судьбы и личной ответственности. У Булгакова нет абсолютно положительных и полностью отрицательных героев. Даже Воланд не является воплощением лишь зла: он помогает Маргарите вновь найти Мастера. Об этом говорит и эпиграф к роману: «Я часть той силы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо», и висящий на груди дьявола знак золотого жука, символизирующий зло, порождающее добро. Таким образом Булгаков подводит читателя к выводу, что борьба между добром и злом, светом и тьмой окончится победой добра. Автор глубоко убеждён, что при любых обстоятельствах, даже самых тяжелых, человек должен оставаться человеком и стремиться к познанию истины через добро. Косвенно эту мысль подтверждает оценка Воланда: «Они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних…». Неслучайны в романе Ершалаимские главы: не пересказывает Евангелия а, переосмысливая библейский сюжет, вносит с ним и вечные истины. Через века сначала нашей эры и в тридцатые годы XX века, проносятся отдельные детали и фразы. Вечные символы природы: солнце, дождь, гроза, тучи, тьма, луна – присутствуют в описании Ершалаима в день казни Иешуа в последний день пребывания Воланда. Этим подчеркивается связь времён и вечная актуальность библейских истин, забвение их отражается на нравственном состоянии общества. Мысль о сосуществовании в человеке добра и зла, духовного и бездуховного подтверждается автором не только противопоставлением отдельных героев, но и коллективным портретом толпы в день казни Иешуа в Ершалаиме и на представлении в варьете в Москве. Равнодушное любопытство сменяется ужасом, сочувствием. В романе Булгакова каждый человек оказывается в ожидании страшного суда. В такой ситуации наиболее ярко проявляется истинная сущность героя: одни познают истинные ценности (Мастер, Маргарита, Иван Бездомный), другие, не имея веры и чести, катятся в пропасть (Берлиоз, Алладий Могарыч). Неслучайно главным героем романа Мастера и Ершалаимских глав является Понтий Пилат. С этим образом в произведение вносится тема свободы и личной ответственности. «Двенадцать тысяч лун за одну луну» и века расплаты за духовную трусость, слабость. Власть не приносит человеку свободы. Могущественный Понтий Пилат повелевает жизнями людей, но свобода ему не ведома. Он раб своей карьеры. Иешуа, напротив, полностью свободен. У него нет, ничего из материальных благ, но есть свои представления о мире, своя совесть, и он сам хозяин своей судьбы. Тема творчества у Булгакова неразрывно связана с темой свободы, движения к истине. Несмотря на то, что Мастер изгнан из МАССОЛИТа и лишён поддержки, он остаётся верен себе. В своём романе он несёт людям правду, свет. Именно поэтому произведение Мастера заслужило бессмертие: «Рукописи не горят». Герою противопоставляется целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям неведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Герой не желает отождествлять себя с этими людьми: «Не писатель, а мастер». Неслучайно Мастер завершает свой роман словами: «Свободы! Свободы», «отпуская» своего героя. Эта фраза не соответствует первоначально задуманной, но ею подчеркивается главный смысл произведения, и без неё оно было бы незавершённым. В Ершалаимских главах заложены понятия о непроходящих ценностях. Главная опора человека, его богатство и защита – вера в истину. У разных героев разные понятия о ней: у одних вера во всемогущество денег; вера в любовь – смысл жизни Маргариты; вера в доброту, вера в человека – главное, определяющее качество Иешуа. Человек подвергается наказанию, как Берлиоз, за неимение веры.

Потеря веры сказывается на духовном облике человека. Мастер потерял веру в свое творение, а вместе с ней потерял и желание жить. Тема любовь у Булгакова гораздо шире, чем взаимоотношения мужчины и женщины, Мастера и Маргариты. Автор считает, что любовь – это обязательно уважение друг к другу, милосердие, поддержка, забота. Любовь к людям и веру в них проповедует Иешуа: «Все люди добрые». Любовь несёт человеку свет, добро. По мнению Булгакова, каждый, в ком есть хоть частица человечности, достоин любви. Это подтверждает прощение Фриды и Понтия Пилата. Для Булгакова счастье заключалось в свободе, творчестве, любви, вере в истину добра и справедливости. Созданный писателем художественный мир сочетает в себе убедительную реальность и фантастику, быт и глубокую философию жизни. Силами, способными спасти мир, избавить его от серости и застоя, Булгаков считал любовь, добро, справедливость, честь, творчество. Любовь… Вероятно, я не ошибусь, если скажу, что любовь – это самое загадочное чувство на Земле. Почему один человек вдруг понимает, что без другого ему больше не жить, не дышать? Почему с каждым из нас хотя бы раз в жизни происходит это? В любом ответе, который можно дать на этот вопрос, останется недосказанность. А собрав все эти недосказанности вместе, мы получаем тайну – одну из самых прекрасных тайн этого мира. Именно её я и считаю главной в человеческих отношениях. И, наверное, это не только мое мнение – ведь сколько на свете книг о любви! Такой разной, счастливой и несчастной, радостной и горькой, пролетающей в один миг и длящейся вечно. Почему-то мне больше всего нравится читать о вечной и верной любви, которая делает для людей общим все – и жизнь, и смерть. Может быть, просто хочется верить, что в мире осталось хоть что-то светлое. И эту веру дает мне роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Пожалуй, эту книги любят многие. Ведь она столь многогранна, что каждый может найти в ней что-то свое. Одному интересны похождения Коровьева и Бегемота, другому – ершалаимские главы, третьему – философский подтекст. А меня больше всего привлекает история Маргариты. Маргарита до встречи с Мастером жила скучно, одиноко и благополучно. Наверное, даже нельзя сказать, что Маргарита была несчастной: ведь человек, не познавший счастья, своего несчастья не осознает. Но был в ее жизни какой-то надлом. Не случайно, когда Мастер видит Маргариту впервые, она несет в руках тревожные желтые цветы, в глазах ее одиночество. Эти цветы как бы предвещают будущую трагедию. А неожиданная встреча с Мастером изменяет всю жизнь Маргариты. Все в мире вдруг обретает смысл, жизнь играет яркими красками и для Маргариты, и для Мастера. Ее дыхание сливается с его дыханием, и в этом единении рождается лучшее произведение Мастера – его роман о Понтии Пилате. Маргарита становится преданной его читательницей – музой своего возлюбленного. Мне кажется, что для Маргариты все происходящее имеет цену куда большую, чем для Мастера. Я не хочу сказать, что он не любил ее. Но в жизни Мастера было многое. Пусть он был одинок, но его жизнь наполняли книги, история, роман. А у Маргариты до Мастера не было ничего. Но, возможно, это одиночество как-то закалило ее, сделало душу сильней. Булгаков пытается донести до нас мысль о том, что понять истинную любовь и красоту невозможно, не зная ненависти и безобразия. Может быть, именно злу и страданиям мы обязаны тем, что в сравнении с ними познаем добро и любовь. Посмотрим, что происходит с Мастером и Маргаритой после катастрофы. Да, Мастеру пришлось несладко, но и Маргарите было не легче. Ей досталась страшная пытка неизвестностью о том, что случилось с ее возлюбленным. И тут мы видим, сколько в отчаянии этой женщины силы. Она не позабыла его., винит себя в происшедшем, но в то же время до последнего верит, что что-то может измениться. Маргарита соглашается продать душу дьяволу только за одну надежду узнать что-нибудь о Мастере. И она вызволяет своего любимого из психиатрической клиники, излечивает от безумия и дарит ему вечный покой. На первый взгляд, это сделал Воланд, но все было бы по-другому, если бы Маргарита не согласилась пожертвовать собой. Наверное, вот она и есть верная и вечная любовь, когда один человек готов сделать все ради другого. Но мне кажется, что для понимания самоотверженности Маргариты важно то, что Воланд говорит о Понтии Пилате и единственном существе рядом с ним – собаке: «…тот кто любит должен разделять участь того, кого он любит». Так и Маргарита должна разделить судьбу Мастера. Он получает то, о чем мечтал всю жизнь, а Маргарита следует за ним. Возможно, это не совсем ее мечта. Скорее всего, для нее самое главное – просто быть с Мастером. Но будет ли счастлив человек, полностью растворившись в другом? Пока еще я не могу ответить на этот вопрос однозначно. Но уверен, что нужно не только брать, но и отдавать. Отдавать себя, свои мысли, чувства, свою душу. Любить по-настоящему – значит любить не для себя, не для своей выгоды, а только для того, кого ты любишь. Может быть, тогда такой прекрасный идеал любви, как любовь Маргариты к Мастеру, станет возможен не только в романе, но и в жизни.

Ершалаимские главы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы в 11 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
literatura_11_klass_urok_po_bulgakovu.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Литература 11 класс.

Тема Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Тип Об. и сист. з.

– заметить и осмыслить переклички линий романа;

– уяснить нравственные уроки Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель;

– работа с текстом, умение составлять опорный конспект по материалу урока.

Работа с текстом (комментированное чтение, анализ эпизодов); беседа.

Видеофильм «Дом Мастера»; фотопортреты М. А. Булгакова и Е. С. Булгаковой; УМК учащегося.

Конформизм, нонконформизм, дуализм.

  1. Организационный момент (рапортичка)
  2. Проверка д/з: 1) 3р.: составить предложение с новыми словами прошлого урока

2) устный монологический ответ 1-го учащегося по экзаменационному вопросу «Сатира в романе «Мастер и Маргарита». 1-2р.: дать рецензию на ответ учащегося.

III. Работа по основной теме урока. Запись числа, темы урока, постановка целей.

  1. Задание учащимся: сформулировать пункт плана .
  2. Ершалаимские главы романа.

а) Композиция метаромана

б) Интерпретация образа Христа

3. Творчество и любовь в судьбе главных героев.

Вдумаемся в формулировку темы: философско-библейские мотивы. Какое из этих понятий шире?

Проблемный вопрос: Как связаны ершалаимские главы с основным содержанием романа? Какова их роль в нашем понимании его идеи?

Работа по плану урока.

  1. Задание классу: Сформулировать пункт плана.

Образ Христа в русской литературе.

Образ Христа и связанные с этим именем нравственные ценности – добро, любовь к людям, прощение – являются ведущими в русской классической литературе. Пушкин признавал Евангелие ценнейшей книгой человечества. С Евангелием в руках возродился к новой жизни Родион Раскольников. Ценности христианской морали несут в себе любимые герои Достоевского – князь Мышкин, Алёша Карамазов, Соня Мармеладова. Воплощением жизненного кредо Л. Толстого стал образ Платона Каратаева. С наступлением Серебряного века русской литературы образ Христа получил новое развитие, он «вочеловечился», стал более реальным, по-прежнему оставаясь символом гуманности. Недаром у Блока рядом с двенадцатью красногвардейцами, которым надо б на «спину бубновый туз», идёт « в белом венчике из роз, Впереди – Иисус Христос».

Промежуточный итог: варианты формулировки 1-го пункта плана.

Слово учителя: Как мы выяснили на прошлом уроке, роман имеет несколько планов, композиция его необычна и сложна. Литературоведы находят в романе три основных мира. Какие?

  1. Ершалаимские главы романа.

а)- Какова композиция метаромана?

Кто является повествователем истории Понтия Пилата и Иешуа?

гл. 2 «Понтий Пилат» (Воланд)

гл. 16 «Казнь» (сон Ивана Бездомного в сумасшедшем доме)

гл. 25 «Как прокуратор пытался спасти Иуду из Кириафа» (Маргарита читает воскресшие рукописи Мастера).

гл. 26 «Погребение» (продолжение чтения).

Вывод: История даётся с нескольких точек зрения, что придаёт ей достоверность.

б) Не знающим Библии кажется, что Ершалаимские главы – парафраз евангельской истории суда римского наместника в Иудее Понтия Пилата над Иисусом Христом и последовавшей за этим казни Иисуса. Но простое сопоставление евангельской основы с булгаковским текстом выявляет немало существенных различий.

дева Мария, непорочное зачатие

мать – женщина сомнительного поведения, отец – сириец; родителей не помнит.

Положение в обществе

нищий бродячий философ самого низкого происхождения

ученики – 12 апостолов

въехал в Иерусалим на осле; его знали в народе

отсутствие популярности; вошёл в Ершалаим – никто не узнал

«Все люди добрые»

Иуда убит по приказанию Понтия Пилата

божественное происхождение Евангелий

пергамент Левия Матвея, «несвязная цепь каких-то изречений, каких-то дат, хозяйственных заметок и поэтических обрывков».

Вывод: Сравнение булгаковского сюжета с евангельской основой доказывает переосмысление писателем библейских текстов. У Булгакова главной личностью, скрепляющей ершалаимские главы, становится прокуратор.

в) Тема совести в романе

– Как меняется стилистическая окраска 2 главы?

– Что за человек Пилат, в изображении Булгакова? (жесток, закон силы, равнодушие)

– Проследим психологическое состояние Понтия Пилата в гл. 2.

Вывод: Писатель уверен, что подлее, страшнее открытого зла конформизм тех, кто зло понимает, способен ему препятствовать, но не делает это из-за малодушия, трусости, привычки к комфорту, боязни за карьеру. Трусость – крайнее выражение внутренней подчинённости, «несвободы духа», главная причина социальных подлостей на земле. Таким образом, тема совести – одна из центральных в романе.

– Назовите другие важнейшие философские и нравственные вопросы, поставленные в главах об Иешуа Га-Ноцри и Понтии Пилате. (Что есть истина? В чем смысл человеческой жизни? Что такое добро и что такое зло?)

г) Добро и зло в романе.

– Прочитайте отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова. В чем сходство мотивов с эпиграфом романа?

Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло?

Если есть зло, то как может быть Бог?

(Добро и зло взаимосвязаны)

– Каково выражение этой взаимосвязанности в романе (время событий – пасха, центр событий – Тайная Вечеря, причащение вином – Бал Сатаны, причащение кровью)

Акцент в характеристике героев:

1. Рот какой-то кривой… Правый глаз чёрный, левый почему-то зелёный. Брови чёрные, но одна выше другой

1. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запёкшейся кровью

2. …сведение, которое мне, как путешественнику, чрезвычайно интересно, – многозначительно подняв палец, пояснил заграничный чудак

2. У меня нет постоянного жилища, – застенчиво ответил арестант, – я путешествую из города в город

3. – А вы один приехали или с супругой?

– Один, один, я всегда один, – горько ответил профессор

– Нет никого. Я один в мире.

4. – Вы по-русски здорово говорите, – заметил Бездомный

– О, я вообще полиглот и знаю очень большое количество языков, – ответил профессор

4. – Знаешь ли ты какой-либо язык, кроме арамейского?

– Я не спросил тебя, – сказал Пилат, – ты, может быть, знаешь и латинский язык?

– Да, знаю, – ответил арестант

5. Вот теперь всё и объяснилось! – подумал Берлиоз в смятении, – приехал сумасшедший немец или только что спятил на Патриарших.

Бродячий философ оказался душевнобольным

Падший ангел Люцифер

Но наиболее полно взаимодополняемость добра и зла раскрывается в словах Воланда, обращенных к Левию Матвею, отказавшемуся пожелать здравия «духу зла и повелителю теней»: «Ты произнёс эти слова так, как будто ты не признаёшь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с неё исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и всё живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп».

– Почему Бал Сатаны происходит именно в Советской России, в Москве 30-х гг.? Прослушайте эпизод из 1 гл. второй (1929г.) редакции «Мастера и Маргариты» и ответьте на этот вопрос.

Воланд предлагает Иванушке наступить, в доказательство своего неверия, ногой на им же, Иванушкой, сделанное изображение Христа на песке.

Воланд убеждает Берлиоза удержать «юного безумца» от действия, кощунственный смысл которого никем из собеседников не пояснён, но предполагается.

« – Остановите его, остановите! Вы старший!

– Это так глупо всё! – в свою очередь закричал Берлиоз, – что у меня уже в голове мутится! Ни поощрять его, ни останавливать, я, конечно не стану. И Иванушкин сапог вновь взвился, послышался топот, и Христос разлетелся по ветру серой пылью. И был час девятый».

(Распространявшееся в стране зло приобрело такой размах, хочет сказать Булгаков, что сам Сатана вынужден вмешаться, потому что не осталось никакой другой силы, способной это сделать).

Итог: Воланд берёт на себя несвойственные ему функции: освобождает Фриду, возвращает Мастеру рукопись, соединяет его с Маргаритой.

  1. Любовь и творчество в судьбе главных героев.

– Посмотрите видеофильм и скажите чьи судьбы спроецированы на судьбы Мастера и Маргариты?

(М. А. Булгакова и Е. С. Булгаковой).

(При жизни писателя из 300 рецензий на роман 298 были разгромными. Лишь А. Ахматова: «Он гений»).

История Мастера и Маргариты.

– Как вы объясните, почему на вопрос Бездомного «Вы – писатель?», герой романа сурово отвечает: «Я – мастер!». Что значит, по мнению Булгакова, быть Мастером?

(Чтобы быть писателем, не надо иметь членское удостоверение. По этому удостоверению пропускают в ресторан, но не в историю. Иван Бездомный обещает «не писать больше» бездарных стихов).

– Какие черты сближают Мастера и Иешуа?

– Почему Левий Матвей говорит о Мастере «Он не заслужил света, он заслужил покой»?

– Образы ершалаимских глав зеркально отражаются в московских. Есть ли двойник у Маргариты?

(Булгаков подчеркивает её избранность. Маргарита доходит до полного самопожертвования и заключает сделку с дьяволом).

(сочинение «Любимые страницы о романе Мастера и Маргариты).

Итог: Рассмотрите ОК и ответьте на проблемный вопрос.

(Какое дело нам, людям 21 века, до трагического духовного поединка Иешуа и Понтия Пилата? Надо знать о пустынной вершине горы, где врыт столб с перекладиной. Роман о Понтии Пилате и Иешуа описывает в качестве метаромана современную автору жизнь, служит ключом к ней; сама же эта жизнь пока не может описать ни жизнь, ни историю.

Д/з: – «Что в мире и человеке открыл мне роман М. Булгакова» – сочинение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн.

Задание по карточке: Объясните метафору художника. Использую на уроках как индивидуальные задания для творчески одарённых детей.

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель – дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром.

Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова проводится в форме игры. Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг.

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова “Мастер и Маргарита&quot.

Конспект урока в 11 классе составлен с использованием технологической карты. Может послужить опорой для обучения анализу эпизода любого эпического произведения.Поможет учителю рационально распределить.

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора.

Ершалаимские главы. Краткое содержание

Глава 2. Понтий Пилат

Во дворец Ирода Великого к прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят на допрос Иешуа Га — Ноцри. Иудейский Синедрион вынес ему смертный приговор, который должен утвердить Пилат, наместник римского кесаря в Иудее.

Во время допроса Пилат проникается симпатией к арестованному, который считает всех людей добрыми. Он смог таинственным образом помочь прокуратору, сняв жестокий приступ гемикрании, при котором болит полголовы.

Понтий Пилат решает, что Га- Ноцри — бродячий философ, который вовсе не подбивал народ на всякие беспорядки. Он хочет спасти Иешуа, объявив, что тот душевнобольной, и при этом поместив его в свою резиденцию в Кесарии Стратоновой.

Однако Понтию Пилату подают документ, свидетельствующий, что Иешуа произносил такие речи, которые должны быть квалифицированы как направленные против власти римского кесаря. Понтий Пилат пытается втайне от записывающего все секретаря подсказать Иешуа, чтобы тот скрыл этот факт.

Однако арестованный полагает, что правду говорить легко и приятно. Он говорит, что человечество перейдет в царство истины, когда не будет никакой власти человека над человеком. Понтий Пилат, как наместник власти кесаря, должен осудить Иешуа Га-Ноцри.

Однако он хочет спасти полюбившегося ему философа, пытаясь заставить первосвященника Каифу, президента иудейского Синедриона, помиловать Иешуа. На казнь осуждены четыре человека, и одного из них в честь праздника Пасхи Синедрион должен отпустить.

Однако все оказывается напрасным — на Каифу не действуют даже угрозы. Он говорит, что Синедрион планирует отпустить Вар-раввана. Понтий Пилат выходит на помост перед всей ершалаимской толпой и объявляет, что будет отпущен разбойник Вар-равван.

Глава 16. Казнь

Приговоренных к казни везут на Лысую гору. Процессию сопровождают многочисленные любопытные. Вскоре после распятия толпа, не выдержав палящего солнца, покидает место казни. Остаются только солдаты, бывшие в оцеплении.

На горе притаился ученик Иешуа, Левий Матвей, который до встречи с учителем был сборщиком податей. Он очень страдает оттого, что не смог избавить Иешуа от истязаний. Так, Левию Матвею не удалось заколоть учителя ножом, который он специально для этой цели украл в хлебной лавке.

Теперь ученик молит Бога, чтобы он послал Иешуа избавление. Однако смерть не приходит, и Левий Матвей проклинает Бога. Страдания мучают Иешуа менее других распятых, потому что он постоянно теряет сознание. Приближается грозовая туча. По приказу командира когорты распятым дают воды, поднеся ко рту губку.

Первому воду подносят Иешуа, и он просит, чтобы дали и другим. Затем несчастных убивают уколом копья в сердце, повелевая славить прокуратора за его великодушие.

Начинается гроза, на месте казни остается только Левий Матвей. Он снимает со столбов трупы и похищает тело Иешуа.

Глава 25. Как прокуратор пытался спасти Иуду

Ершалаим накрыла страшная черная туча, и началась гроза. Прокуратор ждет вестей о казни. Он возлежит перед столом с яствами. Около прокуратора красная лужа, похожая на кровь: рассердившись на раба за то, что тот не смотрит в лицо, будто что-то украл, прокуратор разбил кувшин с вином.

Является начальник тайной службы прокуратора Афраний, он докладывает, что казнь свершилась и беспорядков в городе нет. Отвечая на вопросы Пилата, Афраний рассказывает, как вел себя Иешуа перед повешеньем: он отказался от положенного по закону напитка, заглядывал людям в глаза и улыбался растерянной улыбкой.

Иешуа ничего не проповедовал, но сказал, что одним из главных человеческих пороков он считает трусость. Кроме того, как передает Афраний, Иешуа сказал, что «благодарит и не винит за то, что у него отняли жизнь». «Кого?» — спрашивает глухим голосом Пилат. Афраний отвечает, что этого он не сказал.

Пилат велит Афранию тайно предать земле тела казненных и позаботиться о безопасности Иуды из Кириафа, которого, как он якобы слышал, должны зарезать этой ночью «тайные друзья Га-Ноцри», Афраний его хорошо понимает: прокуратор заказывает убить Иуду.

Глава 26. Погребение

Прокуратор ощущает страшную тоску и, понимая, что упустил что-то очень важное, безнадежно пытается исправить положение мелкими и ничтожными действиями. Некоторое утешение он находит лишь в общении с Бангой, своим любимым, верным и бесстрашным псом, боящимся только грозы.

Афраний между тем тайно навещает Низу, молодую женщину, в которую влюблен Иуда. Последний в это время идет ко дворцу Каифы, где получает плату за предательство Иешуа Га-Ноцри. В Ершалаиме праздничная ночь Пасхи.

В городе Иуду встречает Низа и назначает ему свидание в масличном саду в Гефсимании. Там Иуду встречают трое мужчин, среди которых Афраний, и убивают его, забрав кошелек с тридцатью
сребрениками. А Понтий Пилат ждет Афрания с известиями и засыпает.

Ему грезится, что он идет рядом с Иешуа по лунной дороге, они о чем-то спорят. Прокуратор счастлив, думая, что казни не было. Рядом с ним верный Банга. Понтий Пилат говорит Иешуа, что трусость — не один из самых главных человеческих пороков, а единственный главный. И еще он понимает, что теперь бы загубил свою карьеру, чтобы спасти ни в чем не повинного человека — философа и врача Иешуа Га-Ноцри. Пробуждение Понтия Пилата тем ужасней, чем прекрасней были его мечты.

Он просыпается и сразу вспоминает, что казнь была. Явившийся Афраний докладывает, что Иуда мертв, а конверт с деньгами и с запиской «Возвращаю проклятые деньги» подброшен Каифе.

Афраний говорит также, что тело Иешуа нашли у Левия Матвея, который не хотел его отдавать, но, узнав, что Га-Ноцри будет похоронен, смирился.

Ученика приводят к прокуратору , и Пилат просит его показать пергамент со словами учителя. Левий упрекает Пилата в смерти Га- Ноцри, тот замечает, что сам Иешуа не винил никого. Левий Матвей говорит, что убьет Иуду, но прокуратор сообщает ему, что сам уже сделал это.

Роль “ершалаимских” глав в романе М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита” “Что есть истина?”

Разделы: Литература

Цель урока: выявление библейских мотивов в романе. Сравнение библейского сюжета и романа. Подвести учащихся к решению основного философско – нравственного вопроса об истине через анализ булгаковской трактовки евангельского сюжета.

Смысл урока: создать условия для формирования учащимися своего видения философской проблематики романа.

Продолжительность: 2 часа.

Задачи урока:

  • рассмотреть решение философских проблем в произведении;
  • показать новаторство Булгакова, по-своему интерпретировавшего евангельский сюжет;
  • развивать умение анализировать произведение через сопоставление канонических религиозных текстов и романа “Мастер и Маргарита”;
  • развивать творческого воображение и ассоциативно – логическое мышление учащихся.
  • Методы, применяемые на уроке:

  • исследовательский;
  • проблемно-обобщающий;
  • творческий (метод синквейна)
  • Средства обучения:

  • текст художественного произведения.
  • Мультфильм Гарри Бардина “Адажио”
  • Иллюстрации к роману, картины Рембрандта, Ге и др.
  • ТСО:
  • Мультимедийный проектор.
  • Презентация по теме урока.
  • Эпиграфы к уроку:

    Правду говорить легко и приятно
    М.А. Булгаков

    Многие великие истины были сначала кощунством.
    Б. Шоу

    Поиск истины важнее, чем обладание истиной.
    А. Эйнштейн

    1. Организационно-мотивационный блок. Просмотр фрагмента мультфильма Гарри Бардина “Адажио”.

    Реализация домашнего задания. (На предыдущем уроке учащиеся посмотрели анимационный фильм Гарри Бардина “Адажио”. На дом было предложено задание: подумать, с какими литературными произведениями можно соотнести смысл фильма? Каково второе название мультфильма?) (М. Горький “Старуха Изергиль” (Легенда о Данко), Р. Бах “Чайка Джонатан Ливингстон”) (“Белая ворона”)

    – А как соотносится этот фильм с романом М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита? (Рассказ о Иешуа Га-Ноцри – это история человека, который пожертвовал собой ради людей)

    Вспомним, каким образом расположены ершалаимские главы? Зачем автор использует такую сложную систему повествования?

    2. Слово учителя:

    Я на то родился и на то пришел в этот мир, чтобы свидетельствовать об истине, всякий, кто от истины, слушает гласа моего.

    Пилат сказал ему: что есть истина:”. Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37, 38.

    – А что такое истина, по вашему мнению?

    (Правда, важное, неоспоримое:).

    На вопрос о том, что такое истина, искали ищут ответ и писатели, и философы, и художники. И многие из них обращались к библейским сюжетам. В русской и зарубежной литературе поиск истины героем не нов.

    – Вспомните известных вам литературных персонажей, которые ищут истину.

    (Пьер Безухов, Андрей Болконский, доктор Фауст, Раскольников, Чацкий 🙂

    Однако вещающие об истине во все времена были гонимы, или трагически не поняты своими современниками, или признаны сумасшедшими. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Чацкие живут и не переводятся в обществе”. И каждое поколение имеет своих Чацких, ищущих истину. Обратите внимание на эпиграфы к нашему уроку. (слайд 2). Они доказывают сложность, но в то же время важность проблемы поиска истины.

    Михаил Афанасьевич Булгаков не остался в стороне от этой темы. Но выразил это по-своему. Писатель в контексте русской жизни 30-х годов почувствовал взаимосвязь с древними библейскими временами и в своем многоплановом, многожанровом романе “Мастер и Маргарита” дал свою трактовку.

    В чем же заключается цель нашего урока? (понять позицию автора и приблизиться к ответу на вопрос: что есть истина?

    Для достижения цели проанализируем ключевые образы ершалаимских глав романа “Мастер и Маргарита”, сравним их с каноническими текстами и сделаем вывод об особенностях авторской трактовки и творческого замысла писателя. В ходе работы каждая группа составляет коллективный синквейн.

    3. Групповая работа. Каждой группе для работы предлагается распечатка библейского текста для сопоставления.

    Группа 1. “Образ Иешуа Га-Ноцри” (слайды 3,4, 5)

    1. Перечитайте в романе портрет Иешуа Га-Ноцри. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга?

    2. Какую главную идею проповедует Иешуа? Согласны ли вы с этой мыслью? Какой аргумент приводит Понтий Пилат, чтобы доказать абсурдность этой мысли?

    3. Боится ли арестант Понтия Пилата?

    4. Как Иешуа относится к вере, истине, власти?

    Группа 2. “Образ Понтия Пилата” (слайды 6,7)

    1. Перечитайте портрет Понтия Пилата? Что вы можете сказать о характере этого человека?

    2. Чем заинтересовал Понтия Пилата Иешуа Га-Ноцри? Почему он хочет ему помочь?

    3. Почему Пилат не смог помочь подсудимому?

    4. Почему Пилат чувствует вину перед Иешуа? Какие поступки прокуратор совершает после суда? Почему? Как передает автор страдания Пилата?

    5. Почему для автора интересен прежде всего образ Понтия Пилата, а не Иешуа?

    Группа 3. “Образ Левия Матвея” (слайды 8,9)

    Как ведет себя Левий Матвей во время казни и после нее?

    Почему можно сказать, что Левий Матвей действительно достойный ученик Иешуа?

    Как вы понимаете слова Иешуа: “Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время. И все из-за того, что он неверно записывает за мной”?

    Почему Понтий Пилат называет Левия Матвея жестоким?

    Проанализируйте диалог Воланда и Левия Матвея. Почему Воланд пренебрежительно относится к посланнику света?

    Группа 4. “Образ Иуды”(слайды 10-11)

    1. Как описывается Иуда из Кириафа в романе?

    2. Что больше всего на свете любит Иуда?

    3. В чем отличие трактовки этого образа в романе от библейского?

    4. В чем отличие Понтия Пилата от Иуды?

    5. Проанализируйте две цитаты из романа. Случайны ли совпадения?

    “За спиной у Иуды взлетел нож, как молния, и ударил влюбленного под лопатку. Иуду швырнуло вперед, и руки со скрюченными пальцами он выбросил в воздух. Передний человек поймал Иуду на свой нож и по рукоять всадил его в сердце Иуды.
    – Ни. за. – не своим, высоким и чистым молодым голосом, а голосом низким и укоризненным проговорил Иуда и больше не издал ни одного звука. Тело его так сильно ударилось об землю, что она загудела”

    “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

    4. Выступление групп. Синквейны зачитываются и вывешиваются на доске. Выступление групп сопровождается презентацией.

    5. Подумаем! Как судьба наказала Пилата за его трусость? Где еще мы встречались с подобным сюжетом – бессмертием наказывается человек? (М. Горький “Старуха Изергиль” (Легенда о Ларе); Библия, притча о Каине и Авеле) Как был прощен прокуратор? (слайд 12)

    6. Слово учителя. Ребята, перед вами четыре картины, посвященные сцене суда над Иисусом Христом. Какая из них, на ваш взгляд, ближе всего к трактовке Булгакова? (слайд 13)

    1890 году русский художник Н. Ге создает на основе библейского сюжета картину “Что есть истина? Пилат и Христос”. Давайте рассмотрим ее.

    – Какие чувства вызывает у вас эта картина?

    – Кто изображен на ней?

    – В чем особенность расположения героев на полотне?

    – Как они выглядят?

    – Какие чувства вызывают у вас эти персонажи?

    – Что, по мнению художника, есть истина?

    (Истина на стороне Христа, личности отверженной, показано его превосходство, истина – в самопожертвовании во имя великой идеи).

    Чиновников и духовенство прежде всего шокировал сам образ Христа, который абсолютно расходился с церковной традицией и с многовековой художественной традицией интерпретации Христа как человека, совершенного духовно и прекрасного как внешне, так и внутренне. И вот – представьте – публике показан этакий тщедушный Христос в каких-то лохмотьях, стоящий в тени, измученный, истерзанный, небольшого роста – неудивительно, что все это показалось надругательством над образом Христа.

    Сама картина строится как двуполярная система, конфликт возникает на контрасте двух образов – мощного монументального Пилата, упоенного своей властью, своей сытостью, своим богатством и этого тщедушного, истерзанного и скрывающегося в глубокой тени Христа, который, тем не менее, весьма спокойно принимает вызов прокуратора, вопрос Пилата “что есть истина?”. Мы видим, что здесь, помимо прочего, перевернуто традиционное понимание света и тени. Обычно свет отождествляется с добром, как минимум, с каким-то божественным светом, а тень, наоборот – с мраком и какими-то дьявольскими силами. У Ге же беспощадный солнечный свет заливает фигуру Пилата, который таким образом становится у художника символом некой однозначности. Тогда как Христос, укрыт этими тенями, он находится в глухой тени).

    7. Рефлексия. Какие проблемы затрагивает на страницах своего романа Булгаков? Назовем их. (слайд 14)

    Что такое истина?

    Человек и власть.

    Внутренняя свобода и несвобода человека.

    Добро и зло, вечное их противопоставление и борьба.

    Верность и предательство.

    Милосердие и всепрощение.

    8. Вернемся к теме урока. Что есть истина? Обратимся к словарям. (слайд 15)

    Истина – 1. В философии: адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно. 2. То же, что правда. 3. Утверждение, суждение, проверенное практикой, опытом.

    9. Какое из значений слова “истина” ближе всего к тому, что имеет в виду Иешуа?

    А что для вас истина? Составьте ассоциативный ряд.

    10. Резерв. Посмотрите на картину М. Чюрлениса “Истина”. (слайд 17)

    – Почему она так называется? Какие ассоциации у вас возникли?

    – Что, на ваш взгляд, символизирует свеча?

    – Как с темой урока соотносится образ мотылька, летящего на огонь?

    Материал для учителя.(из книги С. Воложина “Чюрленис. Художественный смысл произведений живописи и литературы”)

    Внешне – это просто человек со свечой, в пламени которой сгорают ночные мотыльки. Но если всмотреться, мы увидим нечто большее:Человек как будто скорбит. Наверное, от грустных ассоциаций мотыльков с людьми, жаждущими истины. Это особенно видно по опущенному уголку рта на освещенной стороне лица.

    Но ведь он и улыбается. Усмехается высокомерно, глядя свысока и полуобернувшись, как бы презирая слабые существа, не способные перенести истину, если они ее узнают. А если он их и жалеет, то с брезгливостью к этим убогим, не видящим, как гибнут их собратья. Конечно, он вправе гордиться собой в сравнении с теми, кто может жить только во тьме неведенья. Что ж это за истина такая, что познать ее дано лишь немногим, а может, и вообще одному?

    Священник. В белой тоге. С твердым стоячим воротником. В руке толстая без подсвечника церковная свеча. А те, что слетаются на свет, зажженный им? – Это же люди. У некоторых даже различимы вроде бы черты лица. Крылатые люди. Ангелы? – Нет. Вглядитесь. Это же святые с нимбами вокруг голов! Подвижники божьей истины. И вот они ее достигли. И горят. Горят святые!

    Тихо потрескивает свеча, и вспыхивают огнем бабочки. Загадочная темнота лишь едва-едва отступает перед ними. Перед ним. Священник остановился, и далеко-далеко вслед за взглядом улетели его мысли: “Да, эти твари не сомневаются. Таким – быть святыми. Что им из того, что пути Господни неисповедимы, и есть на этих путях страдания? Если ты веришь, что бренная жизнь исполнена высшего, духовного смысла и земные терзания – лишь исчезающий миг по сравнению с вечным блаженством будущей жизни души,- ты пойдешь на телесную жертву, сейчас потребованную Богом”. “Жизнь мира совершается по чьей-то воле,- писал Лев Толстой,- кто-то этой жизнью всего мира и нашими жизнями делает свое какое-то дело. Чтобы иметь надежду понять смысл этой воли, надо прежде всего исполнить ее, делать то, чего от нас хотят. А если я не буду делать то, чего хотят от меня, то и не пойму никогда того, чего хотят от меня, а уж тем менее,- чего хотят от всех и от всего мира”:

    :Жизнь без веры сера и тускла. А далеко не все в теперешнем мире, лишившись религиозных идеалов, обрели вместо них новые. И истина, специфически по-живописному поведанная Чюрленисом не только своим современникам, но и нам, истина, выраженная в непередаваемо грустном и тусклом колорите этой замечательной картины “Истина”, заключается в том, что человек без окрыляющей мировой идеи счастлив быть не может.

    Итак, вопрос об истине, вечный вопрос, волновал, волнует и будет волновать всех, и для каждого – свой поиск истины, у каждого – свой путь к истине. Герои Булгакова – тому доказательство.

    11. Домашнее задание

    Ответить письменно на вопрос “Что есть истина?”.

    Подготовить следующий материал (по группам):

    Ссылка на основную публикацию
    ×
    ×