Сочинение «Судьба поэта»
От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно. Александр Блок
В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.
Вместесдругим нобелевским лауреатом А. И. Солженицыным Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.
Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.
Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. Этим способом они поставили преграду лишь на лретьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.
И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.
Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:
О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.
Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?
Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .
Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:
Это трудное время.
Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В тюследующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”. На родине же за все это время ему удалось опубликовать всего четыре стихотворения.
В 1972 году идеологи из партийного аппарата вынудили поэта покинуть Родину. И Бродский становится эмигрантом. Он поселился в США, нашел широкое признание: изданы сборники “В Англии”, “Римские элегии”, “Урания”, “Конец прекрасной эпохи”. Он преподает русскую литературу в американских университетах и колледжах, будучи профессором.
‘ Но в своих поэтических откровениях поэт говорит о тех сложных и болезненных процессах, которые происходят в его душе, о горькой обиде, о тоске по родине, которая гложет его сердце:
. Теперь мне сорок
Что сказать мне о жизни? Что оказалась длинной.
Только с горем я чувствую солидарность.
Но пока мне рот не забили глиной,
из него раздаваться будет лишь благодарность.
(“Я входил вместо дикого зверя в клетку. “)
Его мать и отец, так и не добившись разрешения увидеться с сыном, умерли в 1984-1985 годах. В поэтическом мире Бродского преобладают темы тупика, пустоты, одиночества, бессмысленности всякой деятельности.
Звук уступает свету не в скорости,
но в вещах,
внятных даже окаменев,
обветшав, обнищав.
Оба преломлены, искажены,
сокращены: сперва — до потемок,
до тишины.
В лирике Бродского со временем значительно усиливается философское звучание:
Когда снег заметает море и
скрип сосны оставляет
в воздухе след глубже,
чем санный полоз,
до какой синевы могут дойти глаза?
до какой тишины
может упасть безучастный голос.
(“Шведская музыка”)
Специалисты отмечают виртуозное владение Бродским средствами языка. Поэтическую картину его мира правильнее было бы назвать “картиной языка”. В его стихах наблюдается использование арго, газетного и телевизионного словаря, архаической, технической лексики, уличного просторечия и молодежного сленга.
Другой мечтает жить в глуши,
бродить в полях и все такое.
Он утверждает: цель в покое и
в равновесии души. А я скажу, что это — вздор
. Пошел он с этой целью к черту!
Когда вблизи кровавят морду,
Куда девать спокойный взор?
Для Бродского характерны контрасты, парадоксальные сочетания. Критики отмечают многословность и “большой объем стихотворений”. Если Блок считал оптимальным объемом стихотворения 12—16 строк, то у Бродского стихи порой достигают 200 и более строк. Бродский признает в мире две силы: слово и смерть. Для того, чтобы слово жило, по его мнению, необходим безостановочный поток слов. Это и будет преградой смерти.
Исследователи отмечают в поэзии Бродского “байронические мотивы” . Примером этому может служить его стихотворение “Осенний крик ястреба”, насчитывающее 120 строк. Гордая одинокая птица парит над миром, с высоты ее полета все, что внизу, кажется ничтожным и суетным. Ястреб ликует: “Эк куда меня занесло!” Он еще не знает, что, достигнув апогея, он найдет свой конец. Он чувствует гордость, но все-таки “смешанную с тревогой”:
Он парит в голубом океане, сомкнувши клюв,
с прижатою к животу плюсною — когти в кулак,
точно пальцы рук — чуя каждым пером поддув
снизу сверкая в ответ глазною ягодою.
Тема одиночества, незащищенности человека перед миром несправедливости, желание помочь всем страждущим, спасти человечество от над вигаю- щейся катастрофы звучат в стихах позднего периода жизни лауреата Нобелевской премии:
Сколько света набилось
восколок звезды,
на ночь глядя! Как беженцев в лодку.
Эссе «Судьба поэта» Пушкина
Говоря о судьбе Александра Сергеевича Пушкина, всегда начинаешь говорить о вечном в нашей жизни. Он как никто более воплотил в себе всеобъемлющий русский дух и в самой преждевременной кончине его видна трагическая закономерность, свойственная реальной жизни в тогдашней России.
Одной из важнейших особенностей Пушкина является то, что трудно разобрать, когда в нем кончается вдохновенная поэтика и начинается философский анализ. Правильнее было бы сказать, что эти два столь противоположных качества находятся в нем в нерасторжимом единстве.
Соответственно, многого бы не было бы и в нашей жизни, если вспомнить, что жизнь общества фактически представляла собой литературную жизнь.
Поэт стремился участвовать в жизни тогдашнего общества, страстно желал приложить свою гениальность
Правительство царя так или иначе почувствовало бы свою никчемность и постаралось бы ликвидировать угрозу.
Пушкину выпала судьба родиться на переломе эпох, быть свидетелем войны с Наполеоном, породившей первые ростки гражданственности в России, и самому быть таким ростком. Его поэтический дар был разнообразен; за что он ни брался, все получалось у него искрящееся и вдохновенное. Можно только предположить, во что вылилось бы это необычайное цветение, проживи поэт еще лет тридцать-сорок.
Возможно, стал бы выдающимся философом, издателем, политиком. Опекал бы гениальную молодежь: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Герцена, Достоевского… Но… чутко переживавший трагические судьбы талантов Владимир Высоцкий недаром высказался определенно и четко, подметив страшную закономерность:
С меня при цифре «тридцать семь» в момент слетает хмель, — Вот и сейчас как холодом подуло;
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль,
И Маяковский лег виском на дуло…
Задержимся на цифре «тридцать семь», — коварен бог,
Ребром вопрос поставил: или — или.
На этом рубеже легли и Байрон и Рембо,
А нынешние как-то проскочили…
Есть какая-то фатальность в этой цифре и этом возрасте, чем-то мистическим веет от сонма нелепых и трагических смертей. Слабое утешение, что Пушкин в своей кончине был не одинок.
Дайджест:
«Судьба человеческая, судьба народная» в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» Эпоха Смутного времени привлекала внимание русских драматургов как исключительно драматический, переломный этап отечественной истории. Характеры ее основных действующих лиц — Годунова, Лжедмитрия, Шуйского — были исполнены подлинного драматизма, острых противоречий. .
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой Лирическая героиня Анны Ахматовой яркая и самобытная. Наряду с наиболее широко известными ее стихотворениями о любви поэзия Ахматовой включает в себя целый стихотворный пласт, содержащий патриотическую тематику. В сборнике «Белая. .
Назначение поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова В жизни каждого человека поэзия играет огромную роль. Она помогает найти себя, понять собственные чувства, учит нравственности и осознанию жизненных ценностей. Но поэзия не существует сама по себе, именно поэт. .
У истоков образа Пушкина поэта Много лет спустя после гибели поэта близкий друг Пушкина Вяземский, посетив Молдавию, написал стихи «Проездом через Кишинев». В них упоминались далекие двадцатые годы, в которые …прослывший бес арабский, Наш поэтический. .
Трагическая судьба девушки в поэме Пушкина «Русалка» «Русалка» — опыт драмы из народной жизни, созданной на основе полулегендарного сюжета, но глубоко социальной по своему содержанию. Трагическая судьба девушки из крестьянской среды, соблазненной и брошенной князем, не только. .
Богатство и очарование личности Пушкина-поэта На вторую половину 20-х и начало 30-х годов приходится расцвет реалистической лирической поэзии Пушкина. В лирической поэзии Пушкина особенно ярко отразились нравственная сила, богатство и очарование личности поэта, перипетии его. .
Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина. Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, характеристику поэтического творчества, рассказать. .
Романтический мир поэта на примере творчества Пушкина Прежде чем говорить о романтическом мире Пушкина, следует по возможности точно определить границы понятия «романтизм». Литературоведение называет романтизмом художественный метод в литературе и искусстве, когда реальной действительности, в чем-либо не. .
Тема поэта и поэзии в ранней лирике А. С. Пушкина 1. Размышления о призвании поэта. 2. Стихотворения лицейского периода. 3. Тема назначения поэта и поэзии. Философское осмысление роли поэта в обществе, тема призвания, избранности — эти мотивы встречаются в лирике. .
Идеальный образ поэта в стихотворении А. Пушкина «Пророк» И ныне есть еще пророки, Хотя упали алтари, Их очи ясны и глубоки Грядущем пламенем зари. Н. Гумилев Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, —. .
Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина Образ поэта в лирике А. С. Пушкина И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем, И пробуждается поэзия во мне: Душа стесняется лирическим волненьем, Трепещет, и. .
Место поэзии и поэта в стихах Пушкина Еще в своей ранней оде «Вольность» он призывает «свободы гордую певицу», чтобы «воспеть Свободу миру, / На тронах поразить порок». Но Пушкину глубоко органично и понимание поэзии как великого Божьего. .
Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина. Для А. С. Пушкина тема поэта и его призвания была одной из центральных в творчестве. Вся лирика данной тематики носит характер. .
Каким себе публика тех лет молодого поэта Пушкина? Прежде всего — об ожиданиях читателей, о том, каким хотели видеть они певца. Часть публики — особенно молодежь — первых двух десятилетий XIX века была настроена на волну искусства романтического. .
План сочинения на тему: Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова Эпиграф: Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А. С. Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рожденное слово. М. Ю. .
Судьба и миссия поэта в стихах Заболоцкого Н. А Поздний период творчества поэта отмечен напряженными художественными исканиями. В одном только 1958 г. он, обратившись к исторической тематике, создает своеобразную поэму-цикл «Рубрук в Монголии», пишет немало лирических стихотворений, в числе. .
Сочинение: Образ «вещего» поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина В середине девятнадцатого столетия возникла литературная борьба между сторонниками гражданственного направления в поэзии, к числу которых принадлежали Николай Алексеевич Некрасов, Николай Александрович Добролюбов и другие литераторы, примыкающие к редакции журнала. .
Судьба человеческая, судьба народная в поэме «Борис Годунов» Пушкин ставил своей задачей создать народную трагедию в противоположность трагедии придворной и блестяще осуществил ее. «Что развивается в трагедии? Какова ее цель? Человек и народ, Судьба человеческая, судьба народная»,- писал. .
Судьба поэта из народа в стихотворении Н. А. Некрасова «На смерть Шевченко» Жил Н. А. Некрасов среди крестьянских детей. Даже запреты родителей не могли подавить в нем желание общаться с этими ребятишками. В дальнейшем несложный язык, мелодичный и насыщенный, очаровывавший нас своей. .
В. Г. Белинский писал о том, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина — одно из немногих произведений, в которых «личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно» 1. В. Г. Белинский о романе. 2. Сравнение Евгения Онегина и автора. 3. Лирические отступления автора. 4. Пушкин — писатель-реалист. Всегда я рад заметить разность Между Онегиным и мной… А. .
Личная судьба поэта в произведении Ахматовой «Поэма без героя» Творческим синтезом поэтического развития Ахматовой является «Поэма без героя», над которой она работала более двадцати лет. Личная судьба поэта и судьба ее «поколения» получили здесь художественное освещение и оценку в. .
Стихотворение «Смерть Поэта» первый поэтический отклик на гибель Пушкина Ссылка Лермонтова на Кавказ за стихи на смерть Пушкина ознаменовала крутой перелом в его судьбе и творчестве. В последние четыре года поэтом созданы произведения, вошедшие в сокровищницу русской и мировой. .
Судьба станционного смотрителя Самсона Вырина типичная судьба простого человека «Повести Белкина» дневник провинциальной России. Здесь и «мученик четырнадцатого класса» коллежский регистратор, смотритель одной из тысяч мелких почтовых станций, бедный чиновник Самсон Вырин, и отставной гусарский офицер Сильвио, и богатые. .
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение состоит из двух частей. Когда М. Ю. Лермонтов написал первую часть произведения, оно вышло в печать, то Бенкендорф сделал вид, что ничего особенного не произошло. Он просто проигнорировал стихотворение. .
Мое отношение к творчеству Пушкина Александр Сергеевич Пушкин — великий национальный поэт. В его личности и творчестве с большой силой проявились такие замечательные черты русского народа, как свободолюбие, многосторонняя одаренность, могучая творческая сила. Одной из. .
«Читая Пушкина можно великолепным образом воспитать в себе человека…» Великий поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин — это, на мой взгляд, один из главных символов России. Вот уже более полутора века прошло со дня его гибели, но его творчество. .
«Смерть Поэта»: мятежный дух поэта-гражданина Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло. Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных. .
Из статьи «О назначении поэта» В русской мысли и литературе господствует какое-то странное, частью пренебрежительное, частью равнодушное отношение к духовному содержанию поэзии и мысли Пушкина… Из всех вопросов «пушкиноведения» эта тема менее всего изучена; она. .
Проза Пушкина Творчество Пушкина поражает не только богатством, глубиной идей и образов, мастерством художественной формы, но и многообразием жанров. Выступивши вначале как лирик, Пушкин в середине 20-х годов «Борисом Годуновым» закладывает основы. .
Судьба человека и судьба родины в рассказе Шолохова «Судьба человека» Творчество Михаила Шолохова кровно связано с судьбой нашего народа. Сам Шолохов оценивал свой рассказ «Судьба человека» как шаг на пути к созданию книги о войне. Андрей Соколов — типичный представитель. .
Г. Р. Державин и А. С. Пушкин о назначении поэта и поэзии Александра Сергеевича Пушкина называют «началом наших начал», но его поэзия появилась не на пустом месте. А. С. Пушкин хорошо знал творчество величайших предшественников. Он относился к поэзии серьезно, считал ее. .
Рождение поэта С Пушкиным в литературу мощным потоком хлынула жизнь, уничтожив закостенелые литературные формы. И ему нужно было прокладывать новые пути1, создавать новое орудие для воплощения творческих замыслов, вдохновленных, подсказанных жизнью. Надо. .
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» План История создания О чем данное стихотворение? Жанр Главная идея стихотворения Способ стихосложения История создания Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» следует начинать с произошедших исторических событий, которые привели Лермонтова к. .
В поисках «живого» лица поэта В истории жизни образа Пушкина были этапы переломные, как в 30-е годы XIX века, во вторую половину 50-х, в начале 80-х годов, когда заметно менялись отношения к личности и творчеству. .
Судьба Родины и судьба человека по рассказу Судьба человека Шолохов Михаил Александрович — талантливый писатель, который затронул военную тематику в произведении «Судьба человека». Автор тесно связывает жизнь главного героя и судьбу своей Родины, ведь у него получается в биографии. .
На тему: Философская проблематика лирики Пушкина, тема свободы в лирике Пушкина Стихотворения А. С. Пушкина приятны и легки для понимания, вызывают восхищение богатой образностью и неповторимой мелодикой. Однако вместе с тем великий русский поэт как исключительно образованный, глубоко мыслящий человек затрагивает. .
Доклад о поэмах Пушкина «Полтава» и «Медный всадник» К жанру поэмы Пушкин Обращался на протяжении всего своего творческого пути. В раннем творчестве у него преобладают романтические поэмы. Начиная с 1825 г. жанровый диапазон Пушкина значительно расширяется. Так, вскоре. .
Из истории жизни Пушкина, облик Пушкина в живописи С начала 80-х годов прошлого века сюжет дуэли, события, ей предшествовавших и последовавших за ней, становились предметом интереса живописцев. Одним из первых к этой теме обратился академик живописи Л. Волков. .
О значении поэта и поэзии «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте, — писал Гоголь. — В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более называться национальным;. .
Разъяснения о лирических отступлениях поэта в романе «Евгений Онегин» В лирических отступлениях поэт то погружается в воспоминания о днях своей юности, то обращается к злободневным общественным и литературным вопросам, занимавшим его мысли в годы создания «Евгения Онегина». Пушкин упоминает. .
Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой 11 класс сочинение
Анна Ахматова писала стихи не только о любви. Она была патриотом своей страны. Она интересовалась её историей. В годы Первой мировой войны Ахматова заняла иную точку зрения, чем официальные власти. Она придерживалась идей пацифизма, была против любой войны. «…Над ребятами стонут солдатки, вдовий плач по деревне звенит…»
Ахматова в другом стихотворении молит бога о том, чтобы он отобрал у неё всё, что она имеет. Всё для того, чтобы тёмные туча над страной превратилась в светлое облако, купающееся в лучах славы.
У женщин сильно развита интуиция. Вот Ахматова просто нутром чувствует, как Россию рвут на части. Тут не до радости, когда страна плачет. Как-будто её зовёт незнакомый голос, он предлагает уехать из России. Взамен он обещает ей счастье и покой, которых ей так не хватает. Но она просто затыкает уши руками, чтобы не слышать его.
Она не представляет жизни на чужбине, вне родины. Уехавших людей она сравнивает с заключёнными или больными, от которых все шарахаются. На чужбине кажется, что хлеб пахнет горечью, и темным-темна дорога. Уж лучше оставаться на родине, «…в глухом чаду пожара…», стойко выносить удары судьбы. Русских людей не может понять никто, но при всей надменности русские – самые простые люди.
Для некоторых друзей и современников поэтессы Великая октябрьская революция стала разломом их жизни. Она раскололась на «до» и «после». Они переживали личную трагедию. Но Ахматова пытается видеть в революции не только плохое, но и хорошее. Вишнёвый лес возле города, ночное звёздное небо над головой в июле. И это обычное чудо рядом с покосившимися избами.
В тридцатые годы на мировой арене поднимает голову фашизм. Женским чутьём она чувствует скорую беду. Фашистский сапог начинает свой победоносный марш по Европе. А в России идёт война против собственного народа. Колесо репрессий прокатилось и по её семье, друзьям, коллегам. «…Муж в могиле, сын в тюрьме…»
Что значит её судьба на фоне судьбы всего народа, миллионов напрасных жертв? Какие могут быть нормы человеческой морали в государстве, где во главу угла поставлена диктатура? Она чувствует себя здесь одинокой и отверженной. Сравнивает себя с прокаженной, которая ходит по улицам с трещоткой. И «смелый» люд будет шарахаться от неё.
Вершиной творчества Анны Ахматовой можно спросмотреть поэму «Реквием». В ней она открыто, не боясь расправы властей, говорит о трагичной участи своего поколения.
В годы Великой отечественной войны Ахматова была эвакуирована в Ташкент. Но её очень волновала судьба родного Ленинграда. Она пишет о нём, как о человеке «…я тебя не предам никогда…». И далее, что она, будучи в эвакуации, «…не слышала его стона, он не просил у неё хлеба…». Понимая, как трудного пришлось и городу, и его жителям, она просит принести горсточку «…невской студёной воды…», чтобы смыть следы крови с его золотых куполов.
Её поистине пророческие слова «…мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» очень актуальные в наши дни. И надо нести его «…свободным и чистым…» спасти от плена и передать внукам и правнукам. Поистине пророческие слова великой поэтессы, великой женщины!
Также читают:
Картинка к сочинению Судьба России и судьба поэта в лирике Ахматовой
Популярные сегодня темы
Жизнь каждого человека наполнена смешными моментами. Кто-то может посмеяться над собой, а кто-то нет, некоторые любят посмеяться над другими, но самое важное помнить, что не стоит ко всему относиться серьёзно, все надо делать с юмором.
Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.
16 декабря 1770 г. – Город Бонн. В семье певца Иоганна Бетховена и М.-Магдалины Кеверих по Боннгассе в доме номер 515 появился на свет Людвиг ван Бетховен.
Барон Майгель – один из второстепенных персонажей в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Но только его кровь подходила в качестве напитка для жертвенной чаши, в которую превратилась голова Берлиоза. Почему?
Герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин – тихий, робкий, незаметной внешности титулярный советник, чиновник для письма. На службе ему не оказывают уважения, начальники с ним холодно-деспотичны, коллеги насмехаются, иногда даже зло
Сочинение Судьба поэта
От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же, как от смерти. Это имя дается безошибочно.
Александр Блок
В 1987 году Иосиф Александрович Бродский стал пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию, присуждаемую Шведской Королевской Академией.
Вместе с другим нобелевским лауреатом – А. И. Солженицыным – Иосиф Бродский достойно представляет русскую современную литературу перед лицом всего мира. Творчество Бродского относится к высшим достижениям русской и мировой культуры.
Родился И. Бродский в Ленинграде в 1940 году. До 15 лет учился в школе, затем работал, сменив много профессий. Писать стихи, по его собственному свидетельству, начал в 1 б лет. К 1960 году уже был хорошо известен и ценим как поэт — главным образом среди молодежи и в неофициальных литературных кругах. Официальная литература его отвергла, давая возможность нищенски существовать лишь случайными заработками на переводах.
Невольно вспоминаются слова Александра Блока, произнесенные им на юбилее А. С. Пушкина в 1921 году: “Поэт — сын гармонии, и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых, освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых, — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих, внести эту гармонию во внешний мир”. И далее Блок замечает: “. . . люди догадались выделить из государства один только орган — цензуру. . . Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир”.
И действительно, бюрократическая машина государства строит стену между настоящим поэтом и читателем. Именно о таких, как Бродский, писалось в журнале “Нева”: “Люди разного масштаба и противоречивых устремлений, они самим фактом своего существования угрожали тому, что мы называем сегодня “бюрократическим социализмом”. И это мужественное противостояние традиционным представлениям о нашем мироустройстве, наверное, главное в личной и трагической судьбе поэта Иосифа Бродского.
Поэт рано приобщился к литературной среде. Первые лирические этюды Бродского привлекли внимание не только его сверстников, но и тех, кто уже сказал свое слово в русской поэзии. Так, Анна Андреевна Ахматова всегда выделяла среди молодых талантов Иосифа Бродского. Его лирический голос, поэтическое видение мира напомнили ей исповедальный стих Осипа Мандельштама. Бродскому посвящены ее пророческие строки:
О своем я уже не заплачу,
Но не видеть бы мне на земле
Золотое клеймо неудачи
На еще безмятежном челе.
Разве мог представить себе начинающий поэт, что трагические ноты этого четверостишия станут лейтмотивом его будущей творческой судьбы?
Популярность Иосифа Бродского быстро росла. И чем убедительнее и ярче звучала его муза, тем подозрительнее относились к нему чиновники. В 1963 году состоялись печально известные встречи Хрущева с интеллигенцией, на которых было строго указано, как надлежит вести себя представителям наук, искусств и литературы. В результате ленинградские власти решили “очистить город” от нежелательных представителей свободных творческих профессий, обвинив их в тунеядстве. .
Бродский был первым, по которому пришелся удар этой бессмысленной кампании. Поэт был объявлен тунеядцем, несмотря на то что в свои двадцать с небольшим лет он успел уже поработать фрезеровщиком на заводе, санитаром, кочегаром в котельной, побывать в геологических экспедициях. Но тем не менее по решению суда он был на 5 лет выслан в глухую деревушку Архангельской области:
Это трудное время.
Мы должны пережить,
перегнать эти годы,
с каждым новым страданьем забывая
былые невзгоды
и встречая, как новость, эти раны
и боль поминутно,
беспокойно вступая в туманное новое утро.
Благодаря заступничеству А. А. Ахматовой, А. Т. Твардовского, Д. Д. Шостаковича и других замечательных людей, под давлением общественного негодования, нашедшем отклик и за границей, Бродский был досрочно освобожден. В последующие годы он достигает высочайшего уровня в поэзии, но ему не разрешили даже издать сборник стихов. Зато на Западе вышли два его сборника: “Стихи и поэмы ” и “Остановка в пустыне”.
Судьба поэта – в судьбе России
Сочинение о поэте Николае Заболоцком, в судьбе которого нашли яркое отражение страницы истории России.
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
Сочинение о Н.А. Заболоцком “Судьба России в судьбе поэта” | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
д. Цепели Орловского района Кировской области
Сочинение по теме:
Ученицы 9 класса
Судьба у нас – в судьбе страны родной
Когда-то Сергей Есенин сказал: «Вся моя биография – в моих стихах». И он, действительно, прав. Ведь стихи – это голос сердца поэта, и в них не только его чувства, мысли, переживания, но и страницы его жизни. Читая стихи поэта Николая Заболоцкого, чье имя связано с нашим Вятским краем, убеждаешься в том, что в стихах поэта отражена не только его судьба, но и судьба нашей Родины, России.
Годы жизни Н. А. Заболоцкого – 1903–1958. Всего пятьдесят пят лет! Такая короткая жизнь! Но как много событий скрывают эти две цифры. Николай Заболоцкий жил в годы тревог и беспокойных дней нашей страны. Жестокие всеобщие метаморфозы русской действительности определили трудную судьбу поэта и нашли отражение в его творчестве.
«Большим русским поэтом» Николая Алексеевича Заболоцкого впервые публично назвали в некрологе в 1958 году. Именно так часто случается в России. Недаром Евгений Евтушенко, размышляя о поэтической судьбе, написал: «Поэтом быть в России – приговор». Только после смерти тебя оценят по заслугам, только уже в небытии, пройдя земной жизненный путь, можно стать большим и даже великим поэтом.
А начало пути было в глухом вятском селении, у отцовского книжного шкафа, где поджидала мальчика его будущая судьба, о которой тогда он лишь смутно догадывался. Кто мог предвидеть в сыне участкового агронома и сельской учительницы выдающегося поэта России?
Детство Николая прошло в селе Сернур Уржумского уезда. Он, как и многие деревенские мальчишки, окончив три класса начальной школы, продолжал обучение вдалеке от семьи, скучая по дому и родным. Но тяга к знаниям была велика, и трудности его не пугали. Юношеский мир складывался в годы первой мировой войны в обстановке маленького провинциального городка, расположенного в ста восьмидесяти километров от железной дороги. Еще ребенком выбрав свою будущую профессию, юноша рвался в центр, к живой жизни, к искусству.
Одна из важных страниц в истории России – революция – не могла не отразиться в судьбе будущего поэта. Первые годы революционных событий Николай Заболоцкий встретил четырнадцатилетним подростком. В Уржуме уже появилось много новой интеллигенции, были и столичные люди – музыканты, учителя, актеры. Многие из них поощряли литературные опыты провинциального паренька, советовали больше работать и обязательно ехать в столицу. Это подкрепило намерение сделаться именно поэтом.
Сорванный, подобно другим юным провинциалам, с родных мест революцией 1917 года, Николай покидает Вятский край. И вот уже перипетии столичной жизни. Вначале Московский университет, затем Ленинградский педагогический. Но не учительская стезя ждала юношу, привязанность к поэзии была сильнее всего на свете. Закончена заветная объемистая тетрадь стихов, своих «поэтических шедевров», написанных бессонными ночами в тиши студенческой кельи.
Литературная жизнь в Петрограде 20х годов напоминала бурлящий котел. Творческие объединения, кружки и союзы нарождались как грибы. В 1925 году на одном из литературных вечеров Николай Заболоцкий знакомится с Александром Введенским и Даниилом Хармсом. Так появилось новое литературное объединение, которое вошло в историю под названием ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства). К этому времени Заболоцкий избавился уже от подражаний и ученичества, нашел свой оригинальный поэтический слог. Основной темой стихотворений этих лет становятся зарисовки городской жизни, вобравшей в себя все контрасты и противоречия того послереволюционного времени.
Старухи, сидя у ворот,
Хлебали щи тумана, гари.
Тут, торопяся на завод,
Шел переулком пролетарий.
Не быв задетым центром О,
Он шел, скрепив периферию,
И ветр ломался вкруг него…
Недавнему провинциальному жителю огромный город представляется то чуждым и зловещим, то привлекательным особой причудливой живописностью. «Знаю, что запутываюсь в этом городе, хотя дерусь против него», – признавался Заболоцкий в одном из писем.
Как Русь превращалась из деревенской, патриархальной в промышленную, индустриальную, так и вчерашний сельский паренек постепенно вырастал в настоящего большого поэта.
Тридцатые годы в жизни России – трагическая страница истории. Репрессии, невинные жертвы, сталинские лагеря, Лубянка и Кресты – эти мрачные страницы прошлого мы открываем для себя, читая воспоминания и письма поэта.
Весной 1938 года Заболоцкий был арестован и осужден как участник вымышленной террористической организации ленинградских писателей. На допросах он не признал своей вины и ни на кого не донес. Только сильная воля и верность принципам нравственности помогли поэту перенести испытания, о которых он рассказал потом в «Истории моего заключения». В его воспоминаниях нет ни намека на любование собственной стойкостью, зато описано много счастливых «случайностей», спасших поэту жизнь. Судьба, в которую Заболоцкий верил с детства, жестоко и несправедливо его покарала, но все-таки и оберегла – и в лагерях на Дальнем Востоке, и в поселении под Карагандой, куда поэт был определен по отбытии срока, Заболоцкий не только выжил, но смог писать.
И сегодня, когда прикасаешься к страницам жизни Николая Заболоцкого в годы репрессий, все больше осознаешь трагедию сотен, тысяч ни с чем невинных жертв, попавших под пресс сталинской машины, осознаешь трагедию всей страны – трагедию России. Трудно было выжить в эти годы, не запятнав своей чести, своего имени. Заболоцкий выстоял, его не сломили ни допросы и побои, ни холод и голод, ни унижения и предательства. И здесь в судьбе поэта снова и снова отражение судьбы Родины.
Главным делом поэта в это трудное суровое время стало стихотворное переложение «Слова о полку Игореве», начатое еще в Ленинграде. Переводами в тот период занимались крупные поэты, которым не давали печатать собственные сочинения. Но одно дело быть переводчиком на свободе и совсем другое – в сталинском лагере. «Можно ли урывками и по ночам, – писал Заболоцкий из лагеря, – после утомительного дневного труда сделать это большое дело? Не грех ли только последние остатки своих сил тратить на этот перевод, которому можно было бы и целую жизнь посвятить, и все свои интересы подчинить? А я даже стола не имею, где я мог бы разложить свои бумаги, и даже лампочки у меня нет, которая могла бы гореть всю ночь…»
Николай Заболоцкий обращается к произведению о прошлом своей Родины – к далекому XII веку.
Прикосновение к трагическим страницам истории: неудачный поход князя Игоря против половцев, гибель русского войска, плен князя – все это поддерживало его душевные силы, помогало забыть о собственном унижении, своей трагедии. Поэта волнует не только своя судьба, но и судьба России, судьба русского народа в трудные годы Великой Отечественной войны и тяжелое послевоенное время.
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.
Поэт выстоял, выжил, добился освобождения, вернулся в Москву. Но его возвращение в литературу было медленным и мучительным. Занимался переводами, писал стихи в стол, для себя, и лишь после XX съезда партии, на котором был осужден культ личности Сталина, поэт стал снова думать о публикации собственных произведений.
Для многих в России 1953 год стал годом возвращения в родной дом, в творчество, в жизнь. Для Заболоцкого – этот год стал годом возвращения в литературу. Начинается последний период его творчества. Он размышляет в стихах о смысле жизни, гармонии, душевной стойкости. Поэт предчувствует свой конец, но верит в жизнь после смерти.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров…
Поэт не умирает, не уходит из жизни, потому что после его остается творчество, в котором его душа, его судьба, судьба России.
И сегодня, когда мы прикасаемся к стихам и поэмам Николая Заболоцкого, к его дневникам и письмам, нам открывается его мир, яркий и стремительный, как жизнь страны первой половины XX века. Страницы его биографии – это страницы истории России. Судьба нашей Родины нашла отражение в судьбе вятского поэта – Николая Алексеевича Заболоцкого, чей голос продолжает и сегодня звучать над страной.
Сочинение: Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, — «эпоху безвременья». Так называют время, Когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века — это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем творчестве Лермонтов обращался к темам любви, Родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в творчестве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее.
Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение «Дума». Следует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума — размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.
Вторая особенность текста — это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную картину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поколенье!» — поэт и себя тоже причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества. Исходя из этого стихотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», « бесцельное », « бесполезное ».
[sms]
В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не научилось на ошибках предков, их настоящее — это «ровный путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения, являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Бели и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.
Но более резкая характеристика дана обществу в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. ». Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и обществом, между мечтой и действительностью.
В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоциируется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» —такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта — это Родина, природа, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье. » Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нёзванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово—«железный стих».
Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.
Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пушкина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.
Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.
Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла «эпоха безвременья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по- эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.[/sms]
Судьба поэта: сочинение Ссылка на основную публикацию