Тема святости и греха в поэме А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Тема святости и греха в поэме А.Блока «Двенадцать»

России суждено пережить муки,
унижения, разделение; но она выйдет
из этих унижений новой и —
по-новому — великой.
А. Блок

Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.
В поэме «Двенадцать» ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время. Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин.

Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников — двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей — все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, — это обновление общественного сознания. Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны — мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны — это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым:

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба.

Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является «буржуи на перекрестке», «голодный пес», публичный дом, офицерский разврат, «разборка» с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д.
В то же время, «святое» начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это «святое» призваны двенадцать апостолов – красноармейцев. Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.

Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ” и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость. Пока живы эти чувства, жив и человек.
Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества.

Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем Божьем свете!

Черное небо и белый снег — символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция — это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны.

В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и «вместо Христа должен быть кто-то другой». Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление.

Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий. Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

«Тема святости и греха в поэме «Двенадцать»»

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме «Двенадцать», к её геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма — великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция — это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. По-эма «Двенадцать» — честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение А. Блока и его творчества.

Поэма о революции была написана поэтом через два месяца после того, как в Петрограде произошло вооруженное восстание. Он уловил «ветер», «страшный шум» времени, пере-ломный характер эпохи.

«Двенадцать» не поэтическая хроника, это поэма, в которой эпическое начало, изображе-ние событий и характеров составляет основу художественной структуры. В основе сюжета поэмы трагические события в любовном треугольнике Петруха — Катька — Ванька. Здесь всё необычно для А. Блока. И обращение к авантюрному, стремительно развивающемуся действию, и детальное изображение полупролетарской-полубосяцкой среды, и социально-историческое объяснение поступков героев.

Помимо внешнего, в поэме присутствует и другой смысловой и образный план. Все сю-жетные события, несмотря на их ощутимую предметность, протекают не только в реаль-ности, но и «на всем божьем свете», космосе, истории, оставляя в ней свой след, видный лирическому герою в философском ракурсе.

Поэтому наряду с социально-политическими деталями и оценками в поэме содержатся философские обобщения. Сквозь конкретику современности, благодаря особой фигуре автора, стоящего вне событий, над ними, просвечивает вечность, путь России.

В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента (канун разгона Учредительного собрания), детали, дающие представления о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай вы-водится в поэме за свои ограниченные пределы, становится основой философско-исторического обобщения. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по ули-цам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает пред-ставления поэта о революции. Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов. Ветер, вьюга, пурга, снежная метель — образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очи-стительного огня, с идеей возмездия, с вырывающимися на простор творческими силами человека. Одним из основных мотивов, пронизывающих всё художественное пространст-во поэмы, является мотив святости и греха. Данный мотив связан с пониманием Блоком революции, её «музыки», с трагической сменой эпох, сломом старого и рождением нового.

Так, ветер выступает одновременно и как реальная сила природа, и как символ большеви-стской революции, разрушающей уклад жизни. Природа, как известно, в благих делах со-чувствует людям, а у Блока, напротив, вступает в противоборство с людьми. Вероятно, че-ловеческая цивилизация совершает что-то неладное, противоестественное законам обще-человеческого развития:

На ногах не стоит человек.

На всём белом свете!

Смена двух эпох приобретает колоссальные масштабы, жертвы переливаются за тысячи. «Свобода… без ареста» открывает широкие возможности «раскольниковым», считающим, что отныне им все дозволено. Недаром сразу же после строчки «Свобода эх, эх без креста» слышатся оружейные «трели» — «тра-та-та!» Тем более, что вседозволенность скреплена высокой благородной идеей избавления человечества от эксплуататоров:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови —

Нравственная сторона взбунтовавшейся стихии погибла в своём зародыше. Убийство Катьки это ощущение ещё более усиливает. Тема святости и греха во всей полноте высту-пает в линии, которая связана с образом Христа:

Так идут державным шагом —

Позади — голодный пес,

Впереди — с кровавым флагом,

И за вьюгой невидим,

Читайте также:  Дыхание революционной грозы: сочинение

И от пули невредим.

Нежной поступью надвьюжной,

В белом венчике из роз —

Впереди — Исус Христос

Многие увидели в этом утверждение святости революции, но «кровавый флаг» усложняет ситуацию. Антитезой ему выступает «белый венчик из роз», который в католической тра-диции выступает символом Девы Марии. Сложным и многозначным является образ-символ голодного пса, который воплощает бессмысленный и беспощадный русский бунт, «мировой пожар».

Тема святости и греха, пронизывающая всю поэму, помогает передать поэту не только конкретно-историческое содержание, но и серьезные социально-философские противоре-чия происходящих событий.

Тема святости и греха в поэме А. Блока “Двенадцать”

России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок.

В поэме “Двенадцать”

Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей – все это когда-то ознаменовало начало новой эры. Новая эра, в понимании Блока, – это обновление общественного

Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны – мир отживший заслуживает уничтожения. Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны – это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым: Злоба, грустная злоба Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба… Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является “буржуи на перекрестке”, “голодный пес”, публичный дом, офицерский разврат, “разборка” с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. В то же время, “святое” начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это “святое” призваны двенадцать апостолов – красноармейцев.

Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь. Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям.

Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом. Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ” и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость.

Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества. Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев: Черный вечер. Белый снег.

Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем Божьем свете! Черное небо и белый снег – символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе. Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира.

Вместе с тем революция – это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления. Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и “вместо Христа должен быть кто-то другой”.

Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление… Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий.

Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

Разработка внеклассного мероприятия для одаренных детей “Самый умный” Разработка внеклассного мероприятия для одаренных детей “Самый умный” Самый умный 1 тур Ответы на вопросы. Выбрать один ответ из четырех. Участвуют 12 человек. 1. Емелина рыба: а) щука б) лещ.

Сочинение Любимая героиня Толстого Любимая героиня Л. Н. Толстого Речь пойдет о любимой героине Толстого, значит, о Наташе Ростовой? Нет. И не об Анне Карениной, которую автор все-таки осуждает. Автор, заметьте, а не читатели.

Значение и анализ произведений Гоголя “Арабески” Содержание сборника “Арабески” разнообразное: сюда вошли статьи по литературе, по истории, по живописи и архитектуре и три художественных произведения: “Невский проспект”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”. Все эти повести объединяются в одно.

Родное село “Мой край родной, тебе поклон земной” Родное село Край любимый! Сердцу снятся Скирды солнца в водах лунных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных. С. Есенин Сегодня знаменательный день.

Мой любимый поэт и писатель Борис Пастернак Борис Леонидович Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX века. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения, складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и.

Сочинение-рассуждение о сохранении русского языка по тексту С. Казначеева Задумывались ли вы когда-нибудь о значимости родного языка в жизни русского человека? Об этом в своей публицистической статье рассуждает литературовед С. Казначеев. Автор поднимает проблему развития и сохранения русского языка.

Почему Клара Милич выбрала Якова? Одной из ведущих тем творчества И. С. Тургенева является, несомненно, тема любви. На протяжении всего творческого пути писатель пытался осмыслить различные аспекты этого чувства, понять его природу и влияние на.

Критерии вида Вопрос 1. Что такое вид? Видом называют совокупность организмов, характеризующихся общностью происхождения, обладающих наследственным сходством всех признаков и свойств и способных к бесконечному воспроизведению самих себя при скрещивании. Вопрос 2.

“Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание красот природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для очей, не просветленных поэзией, – вот особенности господина Фета…” Фет – поэт единственный в своем роде, не имеющий равного себе ни в одной литературе… А. К. Толстой Фета с полным правом можно назвать певцом природы. В пейзажной лирике он.

Сценарий урока русского языка на тему “Игры со Смешариками 1 апреля” Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Озерского городского округа Детский сад компенсирующего вида №53 “Сказка” Сценарий урока русского языка на тему “Игры со Смешариками 1 апреля” Подготовила Учитель-логопед Антонова Вера Викторовна.

Короткие рассказы Петрушевской Но нет пощады у судьбы Тому, чей благородный гений Стал обличителем толпы, Ее страстей и заблуждений. Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой.

Мастер в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Михаил Афанасьевич Булгаков в своих произведениях, таких как неокон-ченный сатирический “Театральный роман” и роман “Жизнь господина де Мольера”, обращался к теме взаимоотношений художника и общества. Но свое наиболее глубокое воплощение.

Древнегреческий театр Одним из величайших достижений свободных эллинов было создание театрального искусства. Слова театр, драма, сцена – греческого происхождения. Спектакль греческого театра был “думой о жизни”; здесь на орхестре совершались важные, захватывающие.

Сценарий развлечения с родителями и детьми старшей логопедической группы “Дружат в городе у нас” Сценарий развлечения с родителями и детьми старшей логопедической группы “Дружат в городе у нас”. Задачи: Коррекционно – образовательные: Обобщить знания детей о своем городе, познакомить с играми некоторых народностей, проживающих.

Читайте также:  Два вечных памятника... А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе...»: сочинение

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 1 вариант Задание 1 По фамилии определите имя и отчество писателя А) Пушкин, б) Рылеев, в) Лермонтов, г) Крылов, д) Карамзин Задание 2 Дайте определение.

Социальные проблемы в романе Д. Стейнбека “Гроздья гнева” Американские критики, любители вычислять литературные “рейтинги”, нередко включают Д. Стейнбека в. “большую тройку” ведущих писателей США, где он соседствует с двумя гигантами – Хемингуэем и Фолкнером. Как и они, был.

Сочинение Мы – новое поколение Здравствуй, мир! Здравствуйте, люди, живущие вокруг: знакомые и незнакомые. Давайте знакомиться. Я – Бурлуцкая Елена, ученица 9 класса МОУ Кантемировской средней школы № 2. В этом году мне исполнилось 14.

Как мы украшали елку к Рождеству Наш Дом старый, довоенный. Он стоит на центральном проспекте города. Мимо непрерывно мчатся машины, звенят трамваи, сигналят троллейбусы. Наш дом выделяется среди прочих в квартале. В нем всего пять этажей.

Парашютный спорт и все о нем Здравствуйте друзья. “Что такое парашютный спорт?” или “А вдруг кто не знает”. Парашютный спорт известен для обывателей просто как прыжки с парашютом. На самом деле он подразумевает под собой различные.

Женские образы Отчего люди не летают так, как птицы? А. Островский Александр Николаевич Островский – драматург, создавший не просто цикл замечательных пьес, а репертуар русского театра на многие годы. Островский открыл неизвестный.

Сейчас вы читаете: Тема святости и греха в поэме А. Блока “Двенадцать”

Тема святости и греха в поэме А. Блока “Двенадцать”

России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и – по-новому – великой. А. Блок Поэма Александра Блока “Двенадцать” была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых “буржуев” сотнями штыков и винтовок. В поэме “Двенадцать” ярко и реалистично переданы события, происходившие в стране в то переломное время.

Александр Блок, с одно стороны, воспевал революцию как способ перехода к лучшей жизни, но и показывал ее отрицательные, греховные стороны: ненависть людей друг к другу, их склонность к унижению, жестокости и даже к убийству женщин. Сюжет поэмы поставлен в параллель библейской легенде: образ Иисуса Христа, двенадцать учеников – двенадцать апостолов. Рождество Христово, учение Христа, первые двенадцать его последователей – все это когда-то ознаменовало начало новой эры.

Новая эра, в понимании Блока, – это обновление общественного сознания. Вместо языческих верований и жертвоприношений богам утвердилась новая вера, связанная с необходимостью всеобщего равенства. Такое же обновление, по замыслу автора, происходит и в России. С одной стороны – мир отживший заслуживает уничтожения.

Поэт радуется, что на смену этому безобразному миру идет нечто новое, возможно, более совершенное. С другой стороны – это утверждающееся новое в каких-то деталях неразрывно связано с прошлым: Злоба, грустная злоба Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба… Реальный мир разделен на две контрастные половины. Конкретным проявлением действительности является “буржуи на перекрестке”, “голодный пес”, публичный дом, офицерский разврат, “разборка” с ударом ножа, убийство офицера, поп и т. д. В то же время, “святое” начало революции связано с идеей обновления. И претворять в жизнь это “святое” призваны двенадцать апостолов – красноармейцев.

Им поручено великое дело – защищать революцию, хотя их путь лежит через грех – кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции” оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.

Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к его заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с Христом.

Духовно слепым “двенадцати” не дано видеть Христа, для них он незрим. Эти апостолы нового мира только смутно чувствуют его присутствие. Их отношение к Христу трагически двойственно: они окликают его дружеским словом “товарищ” и, вместе с тем, стреляют в него. Но Христа нельзя убить, как нельзя убить в себе совесть, любовь, жалость.

Пока живы эти чувства, жив и человек. Несмотря на кровь, грязь, преступления, все то “черное”, что несет с собой революция, есть в ней и “белая” правда, мечта о свободной и счастливой жизни, ради которой ее апостолы и убивают, и умирают. Значит, Христос, призрачно возникший в финале поэмы, является у Блока символом духовно-нравственного идеала человечества. Вся поэма строится на контрастах: контрастах цвета, контрастах темпа и мелодики стиха, контрастности действий героев:

Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек. Ветер, ветер – На всем Божьем свете! Черное небо и белый снег – символы того двойственного, что совершается на свете, что творится в каждой душе.

Грозный вихрь нарушает спокойное течение жизни, принимает всемирные масштабы, очистительная буря революции несет новые идеи, несовместимые со всем устоявшимся укладом старого мира. Вместе с тем революция – это и кровь, грязь, преступления, Блок не скрывает ее черной стороны. В конце поэмы возникает, еще недоступное людям начало духовного обновления.

Христос, появляющийся в финале поэмы, взят не как религиозная личность, не как образ евангельской легенды, а как символ начала новой эры. Образ этот возник у автора неожиданно, и “вместо Христа должен быть кто-то другой”. Но именно этот образ понятен всем, именно он символизирует обновление… Того обновления, того просветления, которое воспел Александр Блок в своей поэме, в сущности не произошло. Та революция, о которой написана одна из замечательнейших поэм, не оправдала его ожиданий.

Эта революция легла тяжким грузом на русский народ, предопределив развитие истории на много лет вперед.

Тема святости и греха в поэме А. Блока «Двенадцать»

России суждено пережить муки,
унижения, разделение; но она выйдет
из этих унижений новой и —
по-новому — великой.
А. Блок
Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В стране постепенно устанавливается власть большевиков, между представителями различных слоев общества возникают новые, совершенно недопустимые ранее отношения, когда правда оказывается на стороне вчерашних рабочих, ощетинившихся на подлых «буржуев» сотнями штыков и винтовок.
В поэме «Двенадцать»

Похожие сочинения:

Тема святости и греха в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме «Двенадцать», к ее геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или.

Борьба двух «миров» в поэме А. Блока «Двенадцать»Черный вечер-Белый снег. Ветер, ветер! Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта.

Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»Поэма «Двенадцать» была написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже позади, но прошло еще недостаточно.

Борьба двух «миров» в поэме Блока «Двенадцать»Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя.

Образ революции в поэме А. Блока «Двенадцать»ХХ век — очень сложный период в истории России. Это время перелома, тяжелых, глобальных перемен. Революция 1917 года потрясла своим.

Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в.

Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать»России суждено пережить муки, унижения, разделение; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой. А. Блок.

Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать»Долгое время советские критики хвалили создателя «Двенадцати» за «верное понимание и воспевание революции». Искренний в своем приятии и неприятии, А.

«Раздается мерный шаг…» (По поэме А. Блока «Двенадцать»)И вечный бой. Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль… А. А.

Читайте также:  Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка: сочинение

Символика и ее роль в поэме А. Блока «Двенадцать»Поэма А. Блока «Двенадцать» вызвала широкий резонанс. Это объясняется, в том числе, многозначностью и символическим подтекстом произведения. В своей поэме.

Прием контраста в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Сюжет поэмы Блока «Двенадцать» строится на художественных ассоциациях, исключающих подробные мотивировки перехода от одних ситуаций к другим. Такой лаконизм стиля.

Смысл образа Христа в поэме А. Блока «Двенадцать»Поэма о революции была написана Блоком через 2 месяца после того, как в Петрограде произошло революционное восстание. Поэт уловил «ветер».

Как выражается авторская позиция в поэме А. Блока «Двенадцать»?Александр Блок — автор первой советской революционной поэмы под названием «Двенадцать». За двадцать лет поэтической деятельности Блок проделал долгий и.

Роль символов в поэме А. А. Блока «Двенадцать»Источником образности всей поэзии символизма является символ. Поэты этого литературного течения считали образ-символ лучшим средством изображения действительности, так как наряду.

Какова символика образа вьюги в поэме А. А. Блока «Двенадцать»?Поэма Александра Блока «Двенадцать» была написана в первую зиму после октябрьского переворота. В это время в стране постепенно устанавливается власть.

«И идут без имени святого» (по поэме «Двенадцать»)Не слышно шуму городского, Над невской башней тишина, Я больше нет городового — Гуляй, ребята, без вина! А. Блок Александр.

Роль символов в поэме А. Блока «Двенадцать»Долгое время идеологи хвалили А. Блока — создателя «Двенадцати» — за «верное понимание и воспевание революции». Поэт ярко изобразил революционное.

Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать»Творчество А. Блока выразило переживание человека, задыхающегося в атмосфере безвременья, человека, блуждающего «меж двух революций», но упорно ищущего свой путеводительный.

Особенности изображения двух миров в поэме Блока «Двенадцать»Поэтический мир Блока — это нелегкий путь поиска истины, стремление найти идеал, попытка обрести гармонию небесного и земного. Написанная в.

Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать»Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На всем божьем свете! А. Блок Александр Александрович Блок один из талантливейших и крупнейших.

Какова символика вьюги в поэме Блока «Двенадцать»?Безусловно, одним из ведущих и талантливейших поэтов Серебряного века можно назвать А. Блока. За свою короткую жизнь Блок оставил нам.

Поэтическая версия революции в поэме А. А. Блока «Двенадцать»А. А. Блок — трагическая фигура в нашей национальной истории, как писала о нем 3. Гиппиус, — «потерянное дитя». Он.

В чем смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать»?Поэма Александра Блока «Двенадцать» — самое важное и самое бессмертное творение поэта. Оно подводит итог безумному увлечению русской интеллигенции идеей.

Роль композиции в раскрытии идейного содержания поэмы А. А. Блока «Двенадцать»Как мы понимаем идею художественного произведения? Ведь ни один автор не высказывает ее напрямую, как, например, в публицистике. Понять то.

Поэма Блока «Двенадцать»И идут без имени святого Все двенадцать — вдаль, Ко всему готовы, Ничего не жаль… А. Блок Александр Блок жил.

В чем смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»?Поэма А. А. Блока чрезвычайно символична. По сей день исследователи пытаются разгадать многие символы и иносказания, заложенные автором в произведение.

Человек в революции: рождение или гибель? (по поэме А. Блока «Двенадцать»)Бушует стихия. Волны всей своей мощью ударяются о прибрежные скалы и вдребезги разбиваются. Суровый ветер несется над бурлящей водой, срывая.

«Большевики правы, опасаясь «Двенадцати» (по поэме А. Блока «Двенадцать»)Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в сложное время «сложным» автором. Именно поэтому вокруг нее до сих пор не угасают.

«…Чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа». (Поэма А. А. Блока «Двенадцать».)К. Чуковский в статье «Александр Блок как человек и поэт» вспоминает интересный эпизод: «Гумилев сказал, что конец поэмы «Двенадцать» (то.

Изображение старого мира в поэме А. А. Блока «Двенадцать»К числу самых значительных произведений в литературе ХХ века относится поэма А. А. Блока «Двенадцать». По жанру это лирико-драматическая поэма.

Тема святости и греха в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме «Двенадцать», к её геро-ям, к их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что эта поэма – великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России. Революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. По-эма «Двенадцать» – честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить, не оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение А. Блока и его творчества.
Поэма о революции была написана поэтом через два месяца после того, как в Петрограде произошло вооруженное восстание. Он уловил «ветер», «страшный шум» времени, пере-ломный характер эпохи.
«Двенадцать» не поэтическая хроника, это поэма, в которой эпическое начало, изображе-ние событий и характеров составляет основу художественной структуры. В основе сюжета поэмы трагические события в любовном треугольнике Петруха – Катька – Ванька. Здесь всё необычно для А. Блока. И обращение к авантюрному, стремительно развивающемуся действию, и детальное изображение полупролетарской-полубосяцкой среды, и социально-историческое объяснение поступков героев.
Помимо внешнего, в поэме присутствует и другой смысловой и образный план. Все сю-жетные события, несмотря на их ощутимую предметность, протекают не только в реаль-ности, но и «на всем божьем свете», космосе, истории, оставляя в ней свой след, видный лирическому герою в философском ракурсе.
Поэтому наряду с социально-политическими деталями и оценками в поэме содержатся философские обобщения. Сквозь конкретику современности, благодаря особой фигуре автора, стоящего вне событий, над ними, просвечивает вечность, путь России.
В произведении присутствует конкретность в изображении исторического момента (канун разгона Учредительного собрания), детали, дающие представления о революционном Петрограде, реальные будничные сцены, характеризующие время. Но частный случай вы-водится в поэме за свои ограниченные пределы, становится основой философско-исторического обобщения. Повествование о красногвардейском дозоре, идущем по ули-цам революционного Петрограда, приобретает космические масштабы, выражает пред-ставления поэта о революции. Этому способствуют образы-лейтмотивы поэмы, система контрастов. Ветер, вьюга, пурга, снежная метель – образы, пронизывающие всю поэму. Они связаны с темой «мирового пожара в крови», с темой рожденного революцией очи-стительного огня, с идеей возмездия, с вырывающимися на простор творческими силами человека. Одним из основных мотивов, пронизывающих всё художественное пространст-во поэмы, является мотив святости и греха. Данный мотив связан с пониманием Блоком революции, её «музыки», с трагической сменой эпох, сломом старого и рождением нового.
Так, ветер выступает одновременно и как реальная сила природа, и как символ большеви-стской революции, разрушающей уклад жизни. Природа, как известно, в благих делах со-чувствует людям, а у Блока, напротив, вступает в противоборство с людьми. Вероятно, че-ловеческая цивилизация совершает что-то неладное, противоестественное законам обще-человеческого развития:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер!
На всём белом свете!
Смена двух эпох приобретает колоссальные масштабы, жертвы переливаются за тысячи. «Свобода… без ареста» открывает широкие возможности «раскольниковым», считающим, что отныне им все дозволено. Недаром сразу же после строчки «Свобода эх, эх без креста» слышатся оружейные «трели» – «тра-та-та!» Тем более, что вседозволенность скреплена высокой благородной идеей избавления человечества от эксплуататоров:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови –
Господи, благослови!
Нравственная сторона взбунтовавшейся стихии погибла в своём зародыше. Убийство Катьки это ощущение ещё более усиливает. Тема святости и греха во всей полноте высту-пает в линии, которая связана с образом Христа:
Так идут державным шагом –
Позади – голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим.
Нежной поступью надвьюжной,
В белом венчике из роз –
Впереди – Исус Христос
Многие увидели в этом утверждение святости революции, но «кровавый флаг» усложняет ситуацию. Антитезой ему выступает «белый венчик из роз», который в католической тра-диции выступает символом Девы Марии. Сложным и многозначным является образ-символ голодного пса, который воплощает бессмысленный и беспощадный русский бунт, «мировой пожар».
Тема святости и греха, пронизывающая всю поэму, помогает передать поэту не только конкретно-историческое содержание, но и серьезные социально-философские противоре-чия происходящих событий.

Ссылка на основную публикацию
×
×