Дыхание революционной грозы: сочинение

Дыхание революционной грозы

На первый взгляд, стихотворение А. Блока «Ангел-хранитель» и стихотворение Н. Некрасова «Рыцарь на час» не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением «Рыцарь на час» стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государстве происходили крестьянские волнения. Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года — спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции.

между стихотворениями, которые разделяет более чем полвека, много общего. Во-первых, это выражение грозного дыхания революционной стихии. Во-вторых, обращение к женскому образу — матери у Некрасова и жены у Блока.

Известно, что Некрасов испытывал душевные переживания по поводу событий, которые последовали за «крестьянской реформой». Повсеместные бунты подавлялись властями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского — близких Некрасову людей. Одновременно приостанавливается издание «Современника».

В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение «Рыцарь на час». В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается приглушить голос совести, потому что в такую ночь «созерцанию должно отдаться». Отдаваясь «во власть окружающей бодрой природы», он ощущает, как «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».

Поэт уверен, что даже если бы «в эту пору» ему пришлось «на родную деревню взглянуть», то и на ней «не видна бедность нагая!» Потому что осень — пора сбора урожая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу.

Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое воспоминание. Перед мысленным взором поэта возникает старая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить двенадцать раз в колокол. И эти картины настолько осязательны,

Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…

Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери — самому чистому и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому именно в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем «силу свободную, гордую», дать волю к борьбе.

Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, «пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы» пробудились в душе лирического героя лишь во сне. Наяву же он «проснулся ребенка слабей».

Стихотворение А. Блока также отражает потрясение — на этот раз от поражения первой русской революции. Однако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что «трудное время» захватило представителей его поколения «неготовыми к трудной борьбе», то у Блока в водоворот трагических событий вовлечена вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение неизбежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится -«Воскреснем? Погибнем? Умрем?»

Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не знает, даже не догадывается, что ждет их впереди. Он знает только, что это будет мгла. Несмотря на это, он клянется, что навеки останется с Родиной -«светлой невестой, сестрой, дочерью, женой».

Александр Блок. Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока на поэзию Анны Ахматовой ПЛАН 1. Вступление 2. Из воспоминаний о Блоке 3. Начало. Десятые годы 1). Сборник «Вечер» 2). Сборник «Четки» 4. Поэма без героя 1) «у шкатулки.

Александр Блок 1880 — 1921 «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр.

Блок Александр Александрович «Здравствуйте, Александр Блок. Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом». Блок посмотрел костры горят «Очень хорошо». «Хорошо», В. В. Маяковский Родился Александр Александрович Блок в.

А. Блок в Петербурге-Петрограде — жизнь и творчество На Васильевском острове, рядом со старинным зданием Двенадцати коллегий стоит двух этажный дом, где 16 ноября 1880 года родился Александр Блок. О младенческих годах «добренького.

Идейно-тематическое содержание поэзии Н. А. Некрасова Основные темы и мотивы поэзии Некрасова определились уже в сборнике 1856 года. В соответствии с тематикой он включал четыре раздела. Первый раздел содержал стихотворения, посвященные.

Вопросы и ответы к лирике А. Блока Каковы основные этапы творческого пути А. Блока? Основу первого периода творчества Блока составляет цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой — современный человек — живет.

Взаимоотношения Некрасова и Белинского Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы. Поэтому естественно, что.

Белинский о Некрасове Белинский о Некрасове Критическая деятельность молодого Некрасова явилась частью той борьбы за реалистическое и социальное начало в литературе, какую вели Белинский и писатели натуральной школы.

Своеобразие лирики Некрасова Опять она, родная сторона, С ее зеленым, благодатным летом, И вновь душа поэзией полна… Да, только здесь могу я быть поэтом. Н. А. Некрасов Передо.

Тема России в лирике А. А. Блока А. А.Блок Коршун Чертя за кругом плавный круг, Над сонным лугом коршун кружит И смотрит на пустынный луг. — В избушке мать над сыном тужит.

Город в творчестве Блока Действенный Петербург Одно из самых прекрасных и совершеннейших созданий русского национального гения, Петербург — и как тема, и как образ — оставил глубокий, неизгладимый след.

Николай Некрасов — певец доли народной Творчество Некрасова охватывает сороковые-семидесятые годы позапрошлого века. Оно сложилось, окрепло и получило широкое признание во второй, революционно-демократический, период освободительного движения в России. В нем выразились.

Тема поэта и поэзии в лирике Некрасова К теме поэта и поэзии не раз обращались многие художники слова, но раскрывали ее в своих произведениях по-разному. В середине ХIХ века определились две основные.

Поэмы Александра Блока Александр Александрович Блок — прямой и законный наследник русской культуры XIX века. Поэт чутко вслушивался в пророческие голоса классиков накануне грозовых лет. Душа Блока была.

Тема «страшного мира» в лирике А. Блока Цели урока: рассмотреть особенности лирики А. Блока второго периода творчества, проанализировать стихотворения, относящиеся к циклу «Страшный мир»; учить приемам анализа стихотворного текста. Ход урока: I.

Дыхание революционной грозы

На первый взгляд, стихотворение А. Блока “Ангел-хранитель” и стихотворение Н. Некрасова “Рыцарь на час” не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением “Рыцарь на час” стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государстве происходили крестьянские волнения.

Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года – спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции.

Известно, что Некрасов испытывал душевные переживания по поводу событий, которые последовали за “крестьянской реформой”. Повсеместные бунты подавлялись властями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского – близких Некрасову людей. Одновременно приостанавливается издание “Современника”.

В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение “Рыцарь на час”. В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается приглушить голос совести, потому что в такую ночь “созерцанию должно отдаться”. Отдаваясь “во власть окружающей бодрой природы”, он ощущает, как “сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь”.

Поэт уверен, что даже если бы “в эту пору” ему пришлось “на родную деревню взглянуть”, то и на ней “не видна бедность нагая!” Потому что осень – пора сбора урожая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу.

Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое воспоминание. Перед мысленным взором поэта возникает старая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить двенадцать раз в колокол. И эти картины настолько осязательны,

Что не верится мне в эту пору, Чтоб не мог увидать я и той, Чья душа здесь незримо витает, Кто под этим крестом почивает…

Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери – самому чистому и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому именно в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем “силу свободную, гордую”, дать волю к борьбе.

Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, “пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы” пробудились в душе лирического героя лишь во сне. Наяву же он “проснулся ребенка слабей”.

Стихотворение А. Блока также отражает потрясение – на этот раз от поражения первой русской революции. Однако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что “трудное время” захватило представителей его поколения “неготовыми к трудной борьбе”, то у Блока в водоворот трагических событий вовлечена вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение неизбежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится -“Воскреснем?

Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не знает, даже не догадывается, что ждет их впереди.

Он знает только, что это будет мгла. Несмотря на это, он клянется, что навеки останется с Родиной -“светлой невестой, сестрой, дочерью, женой”.

Похожие сочинения:

Образ революционной эпохи в поэме Блока “Двенадцать” Страшный 1918 год. Позади четыре года войны, Февральская революция, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков. Творческая интеллигенция, к которой принадлежал Александр Блок, все эти события воспринимала как национальную трагедию.

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Поэма А. Блока “Двенадцать”, написанная в 1918 году, явилась неожиданностью для современников. Многие поэты и писатели того круга, к которому относился.

Читайте также:  Христианская символика поэмы А. А. Блока Двенадцать: сочинение

Образ революционной эпохи в произведениях С. Есенина План I. Начало XX века – переломный момент в жизни человечества. II. Исторические реалии в творчестве Есенина. 1. Обманутые надежды. 2. Диссонанс агиток поэта с музыкальностью его стихов. 3. Разрушение.

Стихотворение “Шепот, робкое дыхание” А. А. Фет – один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения “вечные” человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.

Жанр “Грозы” Островского Вопрос о жанрах всегда был достаточно резонансным в среде литературоведов и критиков. Споры вокруг того, к какому жанру отнести то или иное произведение, порождали множество точек зрения, иногда совершенно неожиданных.

Черты революционной эпохи в повести Булгакова “Собачье сердце” Повесть М. А. Булгакова “Собачье сердце” была написана автором в 1925 году – в эпоху НЭПа, и это не могло не отразиться в событиях повести. Закончилось время революционных романтиков, наступило.

Анализ рассказа Бунина “Легкое дыхание” Рассказ Ивана Бунина “Легкое дыхание” (1916) начинается картиной кладбища и могилы, где похоронена шестнадцатилетняя гимназистка с “радостными, пронзительно живыми глазами”. Читатель еще не знает, как погибла Оля Мещерская, только чувствует.

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА Н. А. НЕКРАСОВА Обстановка, в которой прошло детство поэта: Волга; родители – Алексей Сергеевич Некрасов и Елена Андреевна Закревская . Мечта о литературной деятельности. Учеба в университете против воли отца. Встреча с Белинским.

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ (1821-1878) Родился в с. Немирове Каменец-Подольской губернии в семье помещика. В своих стихотворениях Некрасов часто обращается к образу матери, которая любила своих детей и защищала их от.

Сочиненин по картине Маковского “Дети, бегущие от грозы” Передо мной произведение знаменитого художника, живописца Маковского. В своих картинах, он обращается к разным темам. Есть у него и портреты и живопись, и воспроизводит на полотне исторические события, но особенно.

Анализ стихотворения Некрасова “Умру я скоро. Жалкое наследство Произведение “Умру я скоро. Жалкое наследство…” написано в 1867 году. Некрасов посвятил его “неизвестному другу”, приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием “Не может быть”. В нем аноним выражал протест.

Дыхание осени План 1. Незаметно подкралась осень. 2. Осень-художник. 3. Поля и сады. 4. Дыхание осени. Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным.

Легкое дыхание Иван Алексеевич Бунин Легкое дыхание Рассказ (1916) Экспозиция рассказа – описание могилы главной героини. Далее следует изложение ее истории. Оля Мещерская – благополучная, способная и шаловливая гимназистка, безразличная к наставлениям.

Нравственный идеал Н. А. Некрасова в его стихах о революционерах В стихотворении “Рыцарь на час” есть такие строки: От ликующих, праздно болтающих, Обагряющих руки в крови, Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви! В стане революционно-демократической интеллигенции ощущал.

ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” ЖИЗНЬ И МЕЧТА О ЖИЗНИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ” Рассказ “Легкое дыхание” – одно из прекраснейших произведений И. А. Бунина. В нем ярко запечатлен образ главной героини.

“Не небесам чужой отчизны – Я песни Родине слагал!” Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой… Н. А. Некрасов В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово “родина”.

Тема любви и смерти в рассказе И. А. Бунина “Легкое дыхание” Рассказ “Легкое дыхание” написан И. Буниным в 1916 году. В нем нашли отражение философские мотивы жизни и смерти, прекрасного и безобразного, которые были в центре внимания писателя. В этом рассказе.

Образ русской женщины в поэзии Н. Некрасова К образу женщины-матери, подруги, сестры обращались многие русские писатели. Их воображением создано немало прекрасных героинь, но, пожалуй, с такой трепетностью и состраданием, как Н. Некрасов, о русских женщинах не писал.

Николай Некрасов – народный поэт Николая Алексеевича Некрасова многие называют народным поэтом, ведь свои творения он посвящал народу, который для него стоял на первом месте. Любовь к Родине и народу виднеется во многих достижениях писателя.

Анализ стихотворения Некрасова “Рыцарь на час Жизнь не баловала Николая Некрасова с самого рождения. Он появился на свет в семье отставного офицера, который отличался особой жестокостью и тиранил домочадцев. Поэтому будущий поэт еще подростком покинул отчий.

Основные темы лирики Николая Некрасова Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может.

Николай Некрасов о назначении поэта и поэзии Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он считает, что быть поэтом – это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. “Поэт и Гражданин”. Поэтом можешь ты не.

Сочинение на тему: “Некрасов – настоящий гражданин.” Творчество Н. А. Некрасова наполнено любовью к своей родине и искренними переживаниями за судьбу народа. Именно этот поэт показал действительность крестьянской жизни, все тяготы и невзгоды. Главной целью поэта являлось.

Гражданский пафос поэзии Н. А. Некрасова, ее основные темы, идеи и образы Литературный талант Н. А. Некрасова прославил его не только как писателя и поэта, но и как редактора, журналиста и критика. В разное время он писал стихи, повести, фельетоны, водевили, сатирические.

Анализ стихотворения Некрасова “Тяжелый крест достался ей на долю Детство и юность Николая Некрасова трудно назвать счастливыми, так как будущий поэт рос в семье, которой заправлял жестокий и своевольный отец. Он не только измывался над крепостными крестьянами, но и.

Анализ стихотворения Некрасова “Давно – отвергнутый тобою Николай Некрасов никогда не был утонченным любовным лириком, хотя поводов для написания подобных стихов у него было предостаточно. Однако поэт считал, что тратить свой дар на то, чтобы выразить чувства.

Народ и Родина в лирике Некрасова Демократическое движение в России в середине XIX века породило и “третьего”, после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и.

Неизысканность и простота музы Некрасова План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я.

Неизысканность и простота музы Некрасова План I. Честное, настоящее, совершенное в лирике Некрасова. II. Отшлифованность и завершенность творений поэта. 1. Афористичность стихотворений Некрасова. 2. Неприятие напыщенных, вычурных фраз. 3. Умение передавать язык народа. III. “Я.

Анализ стихотворения Некрасова “Горящие письма Личная жизнь Николая Некрасова сложилась довольно трагически. Будучи начинающим литератором, он влюбился в Авдотью Панаеву, супругу достаточно известного писателя. Этот роман длился без малого 16 лет. Причем, и супруги, и.

Революцией призванный (ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н. НЕКРАСОВА)

Революцией призванный

(ДЫХАНИЕ РЕВОЛЮЦИОННОЙ ГРОЗЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ «АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ» А. БЛОКА И «РЫЦАРЬ НА ЧАС» Н. НЕКРАСОВА)

На первый взгляд, стихотворение А. Блока «Ангел-хранитель» и стихотворение Н. Некрасова «Рыцарь на час» не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением «Рыцарь на час» стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государ­стве происходили крестьянские волнения. Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года — спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции.

Но между стихотворениями, которые разделяет более чем полвека, много общего. Во-первых, это выражение грозного дыхания революционной стихии. Во-вторых, обращение к женскому образу — матери у Некрасова и жены у Блока.

Известно, что Некрасов испытывал душевные пережи­вания по поводу событий, которые последовали за «кресть­янской реформой». Повсеместные бунты подавлялись вла­стями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского — близких Некрасову людей. Одно­временно приостанавливается издание «Современника». Осуждены на ссылку Ф. Достоевский и Т. Шевченко.

В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение «Рыцарь на час». В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается при­глушить голос совести, потому что в такую ночь «созерцанию должно отдаться». Отдаваясь «во власть окружающей бод­рой природы», он ощущает, как «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».

Поэт уверен, что даже если бы «в эту пору» ему при­шлось «на родную деревню взглянуть», то и на ней «не видна бедность нагая!» Потому что осень — пора сбора уро­жая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу.

Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое вос­поминание. Перед мысленным взором поэта возникает ста­рая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить две­надцать раз в колокол. И эти картины настолько осяза­тельны,

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает…

Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери — самому чисто­му и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому имен­но в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем «силу свободную, гордую», дать волю к борьбе.

Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, «пламя юности, мужество, страсть и вели­кое чувство свободы» пробудились в душе лирического ге­роя лишь во сне. Наяву же он «проснулся ребенка слабей».

Стихотворение А. Блока также отражает потрясение — на этот раз от поражения первой русской революции. Од­нако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что «трудное время» захватило представителей его поколения «неготовыми к трудной борь­бе», то у Блока в водоворот трагических событий вовлече­на вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение не­избежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?»

Читайте также:  Звуковой колорит лирики А. Блока: сочинение

Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не знает, даже не догадывается, что ждет их впереди. Он знает только, что это будет мгла. Несмотря на это, он клянет­ся, что навеки останется с Родиной — «светлой невестой, сестрой, дочерью, женой».

Дыхание революционной грозы

На первый взгляд, стихотворение А. Блока “Ангел-хранитель” и стихотворение Н. Некрасова “Рыцарь на час” не имеют между собой ничего общего. Блок и Некрасов жили и творили в разное время. Под стихотворением “Рыцарь на час” стоит дата: 1862 год. Для России это было тяжелое время, когда после отмены крепостного права в государ­стве происходили крестьянские волнения. Стихотворение А. Блока датируется 17 августа 1906 года – спустя месяц после роспуска Первой думы и последнего крупного восстания в ходе первой российской революции.
Но между стихотворениями, которые разделяет более чем полвека, много общего. Во-первых, это выражение грозного дыхания революционной стихии. Во-вторых, обращение к женскому образу – матери у Некрасова и жены у Блока.
Известно, что Некрасов испытывал душевные пережи­вания по поводу событий, которые последовали за “кресть­янской реформой”. Повсеместные бунты подавлялись вла­стями с особой жестокостью, революционная демократия отвечала на это террором. Происходит арест М. Михайлова и Н. Чернышевского – близких Некрасову людей. Одно­временно приостанавливается издание “Современника”. Осуждены на ссылку Ф. Достоевский и Т. Шевченко.
В тоскливом душевном состоянии, порожденном такой обстановкой, и рождается стихотворение “Рыцарь на час”. В бессонную лунную ночь поздней осени поэт пытается при­глушить голос совести, потому что в такую ночь “созерцанию должно отдаться”. Отдаваясь “во власть окружающей бод­рой природы”, он ощущает, как “сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь”.
Поэт уверен, что даже если бы “в эту пору” ему при­шлось “на родную деревню взглянуть”, то и на ней “не видна бедность нагая!” Потому что осень – пора сбора уро­жая, и трудолюбивые крестьяне потрудились на славу.
Мысль о родной деревне вызывает ностальгическое вос­поминание. Перед мысленным взором поэта возникает ста­рая белая церковь на невысокой горке за селом с одиноким крестом на стене; он как будто видит старика-сторожа, который поднимается на колокольню, чтобы ударить две­надцать раз в колокол. И эти картины настолько осязательны,
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает…
Наверное, Некрасов не был бы Некрасовым, если бы в этот миг он не обратился к образу матери – самому чисто­му и светлому воспоминанию в своей жизни. Поэтому имен­но в образе матери у него воплощается образ Родины. Обращаясь к образу матери-Родины, поэт просит спасти его, возродить в нем “силу свободную, гордую”, дать волю к борьбе.
Стихотворение завершается беспощадным откровением. Оказывается, “пламя юности, мужество, страсть и вели­кое чувство свободы” пробудились в душе лирического ге­роя лишь во сне. Наяву же он “проснулся ребенка слабей”.
Стихотворение А. Блока также отражает потрясение – на этот раз от поражения первой русской революции. Од­нако буря страстей и душевное потрясение здесь намного глубже и масштабнее, чем у Некрасова. Если в 1862 году русский поэт осознает, что “трудное время” захватило представителей его поколения “неготовыми к трудной борь­бе”, то у Блока в водоворот трагических событий вовлече­на вся Россия. Здесь мы чувствуем приближение не­избежного краха и наступление царства всеобщего хаоса, в котором невозможно понять и разобраться, кто за кого, кто против кого, кто жертвы, а кто палачи и чем все это закончится – “Воскреснем? Погибнем? Умрем?”
Некрасов говорил лишь от себя и своего поколения, Блок говорит не только от себя и своего поколения. Он говорит от имени всей мыслящей России. Он не знает, даже не догадывается, что ждет их впереди. Он знает только, что это будет мгла. Несмотря на это, он клянет­ся, что навеки останется с Родиной – “светлой невестой, сестрой, дочерью, женой”.

Сочинение по литературе на тему: Дыхание революционной грозы

Другие сочинения:

Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать” Долгое время советские идеологи хвалили создателя “Двенадцати” за “верное понимание и воспевание революции”. Искренний в своем приятии и неприятии, А. Блок видел в революции возможность преобразования существующего порядка, а вернее, непорядка во что-то лучшее и более справедливое. Все происходящее читатель Read More .

Описание “Грозы” Майкова Человек и время, народ и история – вот те сквозные, постоянно взаимодействующие проблемы, которые определяют специфику школьного изучения творчества и жизни поэта. Среди стихотворений, предлагаемых для чтения после подробного анализа пушкинской “Тучи” и тютчевских “Весенней грозы” и “Как весел грохот Read More .

Дыхание революции и “страшный мир” А. Блока Как и все русские поэты-символисты, А. Блок с мучи­тельной напряженностью переживал проблему личности и истории в их таинственной связи с вечностью. Внутренний мир личности для поэта стал показателем общего траги­ческого состояния “страшного мира” российской действи­тельности, обреченного на неизбежную гибель. Уже Read More .

Взаимоотношение человека и революционной эпохи в романе “Доктор Живаго” Главный герой романа Юрий Живаго врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт это “вечности заложник у времени в плену”, то есть взгляд Юрия Живаго на исторические события это взгляд с точки зрения вечности. Он может Read More .

Два художественных символа пьесы “Грозы” Два емких художественных символа скрепляют смысл “Грозы”. Первый – заглавный, мощный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини. Второй – великая река, в которую бросилась несчастная Read More .

Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького “Мать”) М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что революция жива, знал, что пролетарий непоколебим, верил, что в недалеком Read More .

Рождение нового человека в огне революционной борьбы Начало 20-го века характеризуется могучим подъемом рабочего революционного движения в России. Недовольство самодержавием охватило все большие и большие слои населения. В стране назревала революция. Этот подъем пролетарской освободительной борьбы и нашел отражение в творчестве А. М. Горького. Особенно широко развернулось Read More .

Образ бури, грозы в “Короле Лире” Действие происходит в реальном мире, и в него не вторгаются пришельцы из мира потустороннего. В “Короле Лире” личные, семейные отношения и есть одновременно отношения общественные. Общество здесь не фон, а поле действия, а фоном для человеческих драм, происходящих в нем, Read More .

Сочинение Революцией призванный (Дыхание революционной грозы в стихотворениях «Ангел-хранитель» А.Блока и «Рыцарь на час» Н.Некрасова)

На первый взгляд, «Ангел-хранитель» Александра Блока и «Рыцарь на час» Николая Некрасова – совершенно разные стихотворения. Сами поэты жили и творили в абсолютно разное время. Рожденное в 1862 году произведение «Рыцарь на час» – отпечаток того тяжелого для России времени, когда, уже после отмены жестокого крепостного права, в неокрепшем государстве слышались очередные крестьянские волнения. Блок написал свое стихотворение 17 августа 1906 года — то есть спустя месяц после вынужденного роспуска Первой думы, в следствии последнего крупного восстания в течении первой российской революции.

На самом деле, между разделенными во времени более чем на полвека стихотворениями, много общего. Это, во-первых, ощущение грозного дыхания непредсказуемой революционной стихии, а во-вторых, обращение к символическому женскому образу — жены у Блока и матери у Некрасова.

Небезызвестно, что Некрасов испытывал острые душевные переживания, связанные с событиями, следовавшими за «крестьянской реформой». Повсеместно возникающие бунты подавлялись властями с некой особой жестокостью, на что революционная демократия отвечала откровенным террором. Близкие Некрасову люди М. Михайлов и Н. Чернышевский арестованы. Одновременно приостановлено издание «Современника». Жестоко осуждены на ссылку Т. Шевченко и Ф. Достоевский.

В спровоцированном подобной обстановкой тоскливом состоянии души, и рождено стихотворение «Рыцарь на час». Бессонной лунной ночью поздней осени лирический герой пытается приглушить голос собственной совести, ведь в такую ночь, несомненно, «созерцанию должно отдаться». Сдавшись «во власть окружающей бодрой природы», он явно ощущает, как буйная «сила юности, мужество, страсть и великое чувство свободы наполняют ожившую грудь».

Встревоженный герой уверен, что даже если бы сейчас ему пришлось «на родную деревню взглянуть», то не проступила бы «в эту пору» ее «бедность нагая!». Ведь осень — урожайная пора, когда трудолюбивые крестьяне поработали на славу.

Мысли о родной деревне вызывают ностальгическое воспоминание. В фантазии лирического героя возникает призрак старой белой церкви на невысокой горке, что за селом, с ветхим одиноким крестом на стене. Перед мысленным взором его на колокольню поднимается старик-сторож, чтобы двенадцать раз ударить в колокол. И эти картины настолько живы и осязательные:

Что не верится мне в эту пору,

Чтоб не мог увидать я и той,

Чья душа здесь незримо витает,

Кто под этим крестом почивает. . .

Незабвенный почерк Некрасова в непременном обращении к образу матери — самому светлому и чистому воспоминанию в его жизни. Именно в нем воплощается образ горячо любимой Родины. Обращаясь к матери-России, лирический герой просит спасти его, возродив в нем «силу свободную, гордую», и дав необходимую волю к борьбе.

Беспощадным откровением завершается стихотворение «Рыцарь на час». Оказывается, долгожданные «пламя юности, мужество, страсть и великое чувство свободы» воспылали в душе лирического героя только в сновидении. Наяву же несчастный «проснулся ребенка слабей».

«Ангел-хранитель» Блока также отражает пережитые поэтом потрясения — в этот раз от краха первой русской революции. Впрочем, буря страстей здесь намного масштабнее и яростней, чем у Некрасова. Тогда как, в 1862 году великий русский поэт осознает, что мятежное «трудное время» застало представителей его поколения совсем «неготовыми к трудной борьбе», то Блок видит вовлеченной в водоворот трагических событий всю Россию. В его стихотворении чувствуется приближение неизбежного краха и наступление всеобщего хаоса. Поэт мечется в потоке противоречивых мыслей — «Воскреснем? Погибнем? Умрем?»

Николай Некрасов говорит в своем произведении от себя и своего поколения, тогда как Александр Блок глаголет от имени всей мыслящей небезразличной России. Он не строит догадок о том, что ждет их впереди, но знает, что это будет мгла. И даже, несмотря на это, он страстно клянется, что навеки останется со своей Родиной, которая «сестра, и невеста, и дочь».

Читайте также:  Образ возлюбленной в лирике А. А. Блока.: сочинение

Сочинение по пьесе Гроза Островского (10 класс рассуждение)

Пьесу Александар Николаевча Островского “Гроза” можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения – возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья – типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха – весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

“Гроза” является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

2 вариант

Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.

Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.

Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.

Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.

Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.

Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.

Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из – под её гнёта.

Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу “Гроза” в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть “Колумб Замоскворечья”. Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была “Гроза”.

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. “Тёмным царством” являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является “лучиком света в тёмном царстве” по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов – забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет “грозой” властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза – обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Популярные сегодня темы

Эта сказка о борьбе итальянского народа за справедливость. В завуалированной форме, где люди фрукты-овощи происходят такие же события, как и у настоящих людей. Синьор Помидор немного поднялся над всеми и их же и гнобит. Да говорится «из грязи да в князи».

С приходом зимы вся природа по мановению волшебной феи погружается в мир зимней сказки. Красавица-зима зачаровывает своим заснеженным, бархатистым пейзажем.

У каждого человека есть свой самый любимый праздник. Для одних лучший день в году – День их Рождения, для других – Новый год, кто-то просто обожает масленицу с ее угощениями

Гринев и Пугачев являются главными персонажами повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», один из них придуманный персонаж

И.А. Бунин не только прекрасный писатель, но и певец трагической и беспощадной любви. В этом автору нет равных. Каждый его рассказ пронизан множеством смыслов и глубиной.

Ссылка на основную публикацию
×
×