Романтический мир раннего Блока: сочинение

Сочинение: Блок а. а. – Романтический мир раннего блока

Блок а. а. – Романтический мир раннего блока

Как писать стихи? Кто из нас не пытался хоть раз в жизни зарифмовать пару строк! И легче всего писать о том, чего не знаешь. Поэтому в пятнадцать лет пишут о любви, в двадцать – о смысле жизни, в пятьдесят – опять о любви, а в семьдесят – о молодости. Принято считать, что поэты осознают свой дар рано, первые стихи пишут в детстве или в ранней юности, а вот для прозы нужно созреть. Но перечитаем раннего Пушкина и сравним со стихами, написанными поэтом зрелым. Станет понятно: для стихов нужен опыт, мысль, сумма прожитого и передуманного. Однако были и будут поэты, которые начинают творить рано, но стихи их полны такой силы и новизны, что становятся символом вечной молодости, напряженной жизни чувств, поиска внутренней правды. У Честертона есть глубокая мысль о том, что существует лишь одна профессия, для которой достаточно только готовности. Это мученичество. Готовность к страданию, к переживанию жизни в полную силу, к принятию ее даров, даже горьких – удел немногих людей. Чаще всего настоящих поэтов. Таким поэтом стал Александр Блок.

Ранние стихи Блока объединены в книгу с символическим названием: «До света». Они полны предчувствий и ожидания, написаны в традициях романтизма. Романтики первыми сказали «нет» пошлости повседневной жизни, первыми поняли, что есть что-то, что должно придавать жизни смысл, причем жизни каждого отдельного человека. Они отстаивали право на мечту, на то, чтобы сказать расчетливому и благополучному миру, что он не стоит даже того, чтобы на него рассердиться. Только ирония была оружием романтизма, только понимание, что «в жизни все не так, как на самом деле» – его символом веры. Но Блок писал в то время, когда мощь реального мира уже требовала если не признания, то активной борьбы. Поэтому трагизм мироощущения у него доходит до предела.

Пусть светит месяц – ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, –

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Ночь распростерлась надо мной

И отвечает мертвым взглядом

На тусклый взор души больной.

Такая боль, выплеснутая в стихах молодого поэта, который еще не знал настоящих реальных жизненных бурь, может вызвать усмешку, но не вызывает. Чувство правды и тоски приходит раньше опыта и выливается в слове:

Я чувствовал вверху незыблемое счастье,

Вокруг себя – безжалостную ночь.

Я всех благодарил за слово утешенья

И руки жал, и пела мысль в крови:

«Блаженный, вечный дух унес твое мученье!

Блажен утративший создание любви!»

Только смерть сохраняет любовь неизменной и защищенной от разочарования – вот смысл этих стихов, и нужно обладать огромным даром, чтобы уже в юности выразить невероятно точную и глубокую мысль.

Самыми известными из ранних стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме». Этот цикл знаменует великий переворот в душе Блока. Поэт находит то, к чему будет теперь стремиться, о чем будет писать, что противопоставит уродливой реальности – культ Женщины, Женственности, чистой и таинственной любви. Этот культ был общим для символистов, открывших для русской поэзии мистицизм и его понятия. Мистики видели тайну там, где другие – лишь обычные проявления жизни, для них все было полно символов и знаков, не раскрывающих смысл, а лишь намекающих на то, что он существует, но недоступен сознанию. Словарь Блока полон типичных для мистико-романтической поэзии слов: «туманы, таинственные страны, предчувствие, святой завет,

медленный и сладкий яд, надзвездная тайна. » Все полно предчувствий, как в самом известном стихотворении этого цикла:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя.

Блок страстно верит в то, что тайна обретет земные черты, и только один страх преследует его: не узнать в земной жизни образ, явившийся ему в «надзвездных далях»:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

Каждая встреча с женщиной в жизни имеет глубокий смысл, становится знаком, возвещающим приближение Той, которая воплотит предчувствуемый идеал. Для поэзии несказанного нужны особые слова, поэтому так далека она от точности, предметности. Это стихи-намек, стихи, живущие в разреженном воздухе тайны, предопределенности, предчувствий и знамений. Стихи раннего Блока полны религиозной символики – «лампада», «Я, отрок, зажигаю свечи», «темная церковь», «Солнце Завета». Но нельзя назвать их стихами о религии. Сам Блок нашел более точное слово: благочестие. Это строгая чистота чувства и смирения в присутствии чего-то высокого, оправдывающего жизнь.

Александр Блок остался бы только одним из представителей символической школы в русской поэзии, если бы его стихи так и застыли в туманной дымке чего-то неназываемого, непонятного, неземного. Но за всеми намеками скрывается вещность, реальность. Прекрасные Дамы ступают не по облакам, а по улицам Санкт-Петербурга, встречаются с поэтом в родных полях, исчезают в темных проулках ночного города. А жизнь приходит с весной, которая «в Неве ломает льдины»:

Там – в улице стоял какой-то дом,

И лестница крутая в тьму вводила.

Там открывалась дверь, звеня стеклом,

Свет выбегал – и снова тьма бродила.

Там в сумерках белел дверной навес

Под вывеской «Цветы» прикреплен болтом.

Поэзия живет в пределах точной городской топографии, девушка исчезает за стеклянной дверью, за окнами мелькают не фантастические тени таинственных существ, а тени живых, несовершенных, но дорогих поэту людей. Самые сильные и современные, созвучные нам стихи молодого Блока точны, сжаты, до предела просты и полны чувства:

Ужасен холод вечеров,

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Тревожный шорох на дороге.

Холодная черта зари –

Как память близкого недуга

И верный знак, что мы внутри

Здесь нет таинственных символов, но все полно тайны, несуществующие шаги – это звук, который многие слышали, сидя в одиночестве у окна ледяным зимним вечером. А неразмыкаемый круг – сознание того, что все мы от рождения до смерти находимся в тюрьме собственной души, сознания, тела. Только поэты чувствуют это сильнее и умеют найти слова, чтобы дать нам возможность сказать о себе их голосом.
А. Блок – поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением.

Романтический герой – личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные люди. Эта характеристика относится и к лирическому герою блоковского сборника «Стихи о Прекрасной Даме». С самого начала он чувствует себя необыкновенным, отмеченным особенной судьбой и особенной, неземной природой:

Я вам поведал неземное,

Я все сковал в воздушной мгле.

В ладье – топор, в мечте – герой.

Так я причаливал к земле.

Романтическое миросозерцание делит реальность надвое: на мир мечты и мир обыденный. Таким выглядит мир в ранней лирике А. Блока. Лирический герой здесь живет в некоем идеальном мире, наполненном тайной, он постоянно погружается «в сны и туманы», устремлен к «мирам иным». Душа его при этом совершенно безучастна к тому, что окружает ее в повседневной действительности:

Душа молчит. В холодном небе

Все те же звезды ей горят.

Кругом о злате иль о хлебе

Народы шумные кричат.

Она молчит, – и внемлет крикам

И зрит далекие миры.

Идеал романтиков – единство бытия, гармонический синтез всех его сил и стихий. В «Стихах о Прекрасной Даме» в личном переживании выражено ощущение этого вечного и всемирного бытия, которое одно способно открыть человеку путь из окружающего его мрака «глухой ночи» – к свету грядущего «ослепительного дня».

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Поэт живет утопической надеждой на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе «далеких и манящих зорь». Мир «Стихов о Прекрасной Даме» – мир гармонии и красоты с утопическим и иллюзорным временем и пространством, где в «пяти добрых линиях на земле» невозможно да и не нужно узнавать линии Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева (прозаический комментарий к стихотворению «Пять изгибов сокровенных. »). В этом мире рассветы и закаты, сумрак и лазурь вовсе не указывают на какие-либо природные явления.

Но этот романтический иллюзорный мир несет в себе и черты несомненной надменности. А. Блок не просто верит в этот мир, он просто живет в нем и не может иначе. Поэтому авторская позиция первого тома – не только инок, умиротворенно славящий вечноженственный лик Красоты, но и рыцарь, отныне и навсегда стоящий на страже. Рыцарь этот стремится к жизненному воплощению и действию, соответствующему хранимому в душе идеалу:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

О Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты.

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: милая – Ты.

В ряду имен Прекрасной Дамы (Святая, Вечная жена) в финале выделяется самое конкретное, самое жизненное, самое теплое слово – «милая». Во всей поэтической системе раннего А. Блока неминуемо возникает тяга к жизненности, к обретению трезвого и простого отношения к действительности.

Симптомы этой тяги – настроения беспокойства, тревоги, также свойственные романтическому миросозерцанию:

Помнишь ли город тревожный,

Серую дымку вдали?

Этой дорогою ложной

Молча с тобою мы шли.

Эта нота звучит год от года все громче и вскоре становится господствующей. Меняется сама природа этой неясной душевной тревоги. Жизнь уединенной души, устремленной в «иное», оказывается, пересекается не только с «всемирной жизнью», но и с реальной историей, с жизнью человека. «Мое тамошнее треплется в странностях века», – признается А. Блок в 1902 году.

Романтический мир ранней лирики А. Блока – зерно, из которого вырастет трагическое миросозерцание и мощное чувство истории зрелой блоковской поэзии.

Романтический мир раннего Блока: сочинение

Все сочинения / Блок / Разное / Романтический мир раннего Блока /

Романтический мир раннего Блока

А. Блок — поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением.
Романтический герой — личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные люди. Эта характеристика относится и к лирическому герою блоковского сборника «Стихи о Прекрасной Даме». С самого начала он чувствует себя необыкновенным, отмеченным особенной судьбой и особенной, неземной природой:
Я вам поведал неземное,
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье — топор, в мечте — герой.
Так я причаливал к земле.
Романтическое миросозерцание делит реальность надвое: на мир мечты и мир обыденный. Таким выглядит мир в ранней лирике А. Блока. Лирический герой здесь живет в некоем идеальном мире, наполненном тайной, он постоянно погружается «в сны и туманы», устремлен к «мирам иным». Душа его при этом совершенно безучастна к тому, что окружает ее в повседневной действительности:
Душа молчит. В холодном небе
Все те же звезды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат.
Она молчит, — и внемлет крикам
И зрит далекие миры.
Идеал романтиков — единство бытия, гармонический синтез всех его сил и стихий. В «Стихах о Прекрасной Даме» в личном переживании выражено ощущение этого вечного и всемирного бытия, которое одно способно открыть человеку путь из окружающего его мрака «глухой ночи» — к свету грядущего «ослепительного дня».
Верю в Солнце Завета, Вижу зори вдали. Жду вселенского света От весенней земли.
Поэт живет утопической надеждой на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе «далеких и манящих зорь». Мир «Стихов о Прекрасной Даме» — мир гармонии и красоты с утопическим и иллюзорным временем и пространством, где в «пяти добрых линиях на земле» невозможно да и не нужно узнавать линии Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева (прозаический комментарий к стихотворению «Пять изгибов сокровенных. »). В этом мире рассветы и закаты, сумрак и лазурь вовсе не указывают на какие-либо природные явления.
Но этот романтический иллюзорный мир несет в себе и черты несомненной надменности. А. Блок не просто верит в этот мир, он просто живет в нем и не может иначе. Поэтому авторская позиция первого тома — не только инок, умиротворенно славящий вечно женственный лик Красоты, но и рыцарь, отныне и навсегда стоящий на страже. Рыцарь этот стремится к жизненному воплощению и действию, соответствующему хранимому в душе идеалу:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
О Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты.
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: милая — Ты.
В ряду имен Прекрасной Дамы (Святая, Вечная жена) в финале выделяется самое конкретное, самое жизненное, самое теплое слово — «милая». Во всей поэтической системе раннего А. Блока неминуемо возникает тяга к жизненности, к обретению трезвого и простого отношения к действительности.
Симптомы этой тяги — настроения беспокойства, тревоги, также свойственные романтическому миросозерцанию:
Помнишь ли город тревожный,
Серую дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли.
Эта нота звучит год от года все громче и вскоре становится господствующей. Меняется сама природа этой неясной душевной тревоги. Жизнь уединенной души, устремленной в «иное», оказывается, пересекается не только с «всемирной жизнью», но и с реальной историей, с жизнью человека. «Мое тамошнее треплется в странностях века», — признается А. Блок в 1902 году.
Романтический мир ранней лирики А. Блока — зерно, из которого вырастет трагическое миросозерцание и мощное чувство истории зрелой блоковской поэзии.

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

Романтический мир раннего Блока (2)

А. Блок – поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением.
Романтический герой – личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные люди. Эта характеристика относится и к лирическому герою блоковского сборника “Стихи о Прекрасной Даме”. С самого начала он чувствует себя необыкновенным, отмеченным особенной судьбой и особенной, неземной природой:
Я вам поведал неземное,
Я все сковал в воздушной мгле.
В

Related posts:

Романтический мир раннего БлокаАлександра Блока называют последним великим поэтом старой, дореволюционной России. С его смертью (в 1921 году) закончилась целая полоса русской поэзии, ее “серебряный век”, который сегодня часто называют “блоковским”. Как истинный Художник, Блок чутко воспринимал изменения в обществе и отражал их в своем творчестве. Поэт-лирик, лично далекий от суровой прозы жизни, он “зрением и слухом” улавливал […].

Романтический мир раннего Блока (1)Как писать стихи? Кто из нас не пытался хоть раз в жизни зарифмовать пару строк! И легче всего писать о том, чего не знаешь. Поэтому в пятнадцать лет пишут о любви, в двадцать – о смысле жизни, в пятьдесят – опять о любви, а в семьдесят – о молодости. Принято считать, что поэты осознают свой […].

Образ прекрасной дамы в романтическом мире раннего А. А. БлокаЦикл “Стихи о Прекрасной Даме” (1901-1902) стал центральным в первом томе лирической трилогии А. Блока. В нем поэт ориентировался на “новую поэзию”, которая отражала философское учение Вл. Соловьева о Вечной Женственности, или о Душе мира. “Стихи о Прекрасной Даме” были связаны для Блока с его юношеской любовью к будущей жене Л. Д. Менделеевой и поэтому […].

ТВОРЧЕСТВО А. А. БЛОКА. ОБРАЗ ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. А. БЛОКАКраткий очерк жизни и творчества А. А. Блока: увлечение поэзией В. Жуковского, возникновение желания пересоздать реальный мир; знакомство с русской символистской поэзией; служба в армии и т. д. Влияние идей В. Соловьева на творчество А. А. Блока. Цикл “Стихи о Прекрасной Даме”. 1 том “Трилогии вочеловеченья” А. А. Блока (“Ante lucem”, “Стихи о Прекрасной Даме”, […].

Мотивы и образы первого тома лирики БлокаГлавным циклом стали “стихи о прекрасной даме” (1901-1902 гг.). Это самая символистская книга Блока. Он писал: “Стихи о прекрасной даме – ранняя утренняя заря, те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь. По словам Блока, все, что он написал позже, является продолжением первой книги. Поэт искал пути гармонизации внешнего мира […].

Романтический герой раннего творчества М. ГорькогоВ своем раннем творчестве М. Горький рисовал не обычных людей (крестьян, рабочих), а натур романтических, возвышенных. Эти персонажи не находили себе места в реальной жизни, постоянно что-то искали, к чему-то стремились. Герои ранних горьковских рассказов – бродяги, цыгане, чабаны или “босяки”. Автор пишет про них, потому что сам стремится понять и выразить то, что думают […].

На тему “Лирика А. Блока”Назовите ведущие темы и расположения духа лирики А. Блока. 2. В какой родственной атмосфере рос А. Блок? Как семейные традиции побудили А. Блока к литературному творчеству? 3. Под влиянием каких русских поэтов формировался художественный вкус молодого А. Блока. Художественный вкус молодого А. Блока формировался под влиянием русской поэзии XIX ст. Его любимыми поэтами были В. […].

Тема любви в поэзии БлокаПлан I. Таинственная символика творчества Блока. II. Совершенство любовной лирики поэта. 1. Любовь к Прекрасной Даме. 2. Поиск совершенства среди земных женщин. 3. Вселенская любовь Блока. 4. Любовь Менделеева – источник вдохновения и счастья. III. Мировые шедевры любовной лирики. А. А. Блок – поэт-символист “серебряного века” русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной […].

“Стихи о Прекрасной Даме” в лирике А. А. БлокаСимволистом можно только родить- ся… быть художником – значит, вы- держивать ветер из миров искусства, совершенно непохожих на этот мир, только влияющих на него; в тех ми- рах нет причин и следствий, времени и пространства, плотного и бесплот- ного, и мирам этим нет числа… А. А. Блок Начальный период творческого пути А. Блока отмечен страстным […].

Стихотворение А. Блока “Королевна”Основным образом в лирике Александра Блока является образ Прекрасной Дамы. Она не является конкретной женщиной, возлюбленной. Скорее это идеал, собирательный образ. Прекрасной Даме посвящено и стихотворение “Королевна”, написанное поэтом в 1914 году. Блок описывает прекрасную женщину: она ослепительна красива, мужчины от нее без ума, а женщины – сильно завидуют. Кроме красоты, она обладает властью над […].

Анализ стихотворения Блока “За туманом, за лесами”Сборник “Стихи о Прекрасной Даме”, которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве “Гриф” в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной любовью. Позже Александр Александрович свою первую книгу называл “бедное дитя моей юности” и признавал ее техническую слабость. Тем не менее, до конца жизни она была необыкновенно дорога автору. Посвящен сборник […].

МИСТИЧЕСКОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ В ПОЭЗИИ А. БЛОКАМИСТИЧЕСКОЕ ПРЕКЛОНЕНИЕ ПЕРЕД ВЕЧНОЙ ЖЕНСТВЕННОСТЬЮ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА А. Блок – один самых своеобразных поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, “трагический тенор эпохи”, по словам А. Ахматовой. Его поэзия, особенно ранняя, тесно связана с русской религиозной философией. По сути, А. Блок продолжал в литературе дело Вл. Соловьева. Он воспринял его мистицизм, культ Вечной Женственности – “Жены, […].

Творческий путь А. БлокаЗа рубежом Блока принято считать вторым после Пушкина величайшим русским поэтом. Его стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека” превращено в памятник на одной из улиц Лейдена (Нидерланды). Поэтические произведения Блока переведены на многие языки мира. Блок сам хотел, чтобы все его творчество рассматривали как трилологию и сам разделил все составляющие на стремления героя и его путь […].

Мечты и действительность в лирике А. А. БлокаАлександр Блок – выдающееся явление в русской поэзии. Это один из наиболее замечательных поэтов “серебряного века” и яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда: ни в юношеских стихах, полных туманов и грез, ни в более зрелых произведениях. Лирика Блока во всем ее многообразии представляет собой, в сущности, единое произведение (так утверждал […].

Анализ стихотворения Блока “Старик”В 1903 году Блок сочетался браком с Любовью Дмитриевной Менделеевой – дочерью знаменитого ученого-химика. Свадьбе предшествовали длительные и порой мучительные для обеих сторон отношения. В период с 1901 по 1902 гг. Александр Александрович работал над первым серьезным циклом – “Стихи о Прекрасной Даме”. Посвящен он был Менделеевой. Стихотворения, в него вошедшие, создавались под влиянием идей […].

Поэтическая символика А. БлокаВсякое стихотворение – это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов, которые светятся, как звезды. А. Блок План I. А. Блок – представитель русского символизма. II. Эволюция поэтической символики Блока. 1. Раннее творчество Блока. 2. Символика стихотворения “Фабрика”. 3. Символическое значение образа Незнакомки. 4. “Двенадцать” – поэма о революции. III. От певца Прекрасной Дамы к певцу […].

Юношеские годы Блока. “Стихи о Прекрасной Даме”Вполне отчетливое представление о ранней лирике Блока дадут, на наш взгляд, стихотворения “Я жду призыва, ищу ответа…”, “Сумерки, сумерки вешние…”, “Верю в Солнце Завета…”, “Я, отрок, зажигаю свечи…”, “Вхожу я в темные храмы…”, “Мы встречались с тобой на закате…”. “Стихи о Прекрасной Даме” – это стихи об идеальной, возвышенной любви, которую поэт испытывал к Л. […].

Любовь в лирике А. БлокаНередко можно услышать, что тема любви чуть ли не основная в лирике Блока, он и известен стал в начале XX века благодаря талантливым поэтическим описаниям утонченных романтических переживаний юных героев. Но так ли это? Можно ли интимную лирику Блока ставить в один ряд с многочисленными чувствительными “стишками”, которые с умилением переписывали в свои альбомы восторженные […].

Идет безумие любви (по творчеству А. А. Блока)В творчестве А. А. Блока любовь выступает как чувство, соединяющее мир реальности и мир мечты, идеальный мир. В “Стихах о Прекрасной Даме” поэт воспевает девушку – “молодая, с золотой косою, с ясной, открытой душою”. Для Блока характерно перерастание реального образа возлюбленной в идею женственности. “Стихи о Прекрасной Даме” отличаются благородством, искренностью и свежестью чувств поэта. […].

Женские образы в лирике А. А. БлокаТворчество Блока пришлось на начало двадцатого века – время больших перемен и многих трагических событий в жизни страны. Но, возможно, только такая эпоха могла взрастить такого великого поэта, как А. А. Блок. В своем творчестве Блок обращался к различным темам, однако любовная лирика поэта является чуть ли не самой яркой. Важно отметить, что у Блока […].

Сочинение на тему: Тема любви в поэзии БлокаА. А. Блок – поэт-символист “серебряного века” русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием, а чувствами. Отсюда мистицизм, загадочность и неизменная притягательность его поэзии, которая проникает в сердце, минуя разум. Свое поэтическое мастерство Блок в совершенстве передал в любовной […].

Своеобразие художественного мира БлокаСвое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: “…от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, […].

Анализ стихотворения Блока “Ты отходишь в сумрак алыйЛето 1899 года подарило Александру Блоку множество открытий. Одним из них стало возобновление знакомства с подругой детства, соседкой по загородному имению Любовью Менделеевой, которая к тому времени превратилась в серьезную и рассудительную 16-летнюю барышню. Естественно, что романтично настроенный и постоянно витающий поэт сразу же в нее влюбился, что не укрылось от взрослых и стало предметом […].

Сочинение на тему: “Стихи о Прекрасной Даме” Блока“Стихи о Прекрасной Даме” являются переходом Александра Александровича Блока, а его многолетнем творчестве от романтического символизма к критическому реализму. Это самая первая одержанная им высота в литературно- поэтической деятельности. Удивительной красотой, неисчерпаемой теплотой и нежностью пронизаны эти произведения. “Стихи о Прекрасной Даме” были написаны в начале XX века, а именно в 1904 году. Этот период […].

Поворот Блока к новой тематике. “Фабрика”Читателям и поклонникам “Стихов о Прекрасной Даме” неожиданными и странными могли казаться строки о фабрике, о рабочих, об эксплуатации. Однако стихотворение “Фабрика” не было случайным для творчества Блока. Оно явилось одним из первых признаков поворота к новой тематике, к новому восприятию действительности и этим эпитет “черный” вызывает представление о мрачной, темной, зловещей силе. В рукописном […].

Анализ стихотворения А. А. Блока “Незнакомка”В первой книге Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, изданной в 1904 году, дается романтическая трактовка любви, как чувства, непостижимым образом помогающего соединить мир реальный и мир идеальный. Начинается стихотворение, естественно, с описания пошлой, скучной и однообразной реальности: “Вдали, над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, Чуть золотится крендель булочной, И раздается детский плач. И каждый […].

Анализ стихотворения А. Блока “Предчувствую Тебя…”Творчество Блока наиболее ярко воплотило тенденцию поэзии того времени к укрупнению формы, соединению отдельных лирических стилей в циклы. В 1898-1904 годах Александр Блок создает стихотворный цикл “Стихи о прекрасной даме”. Позднее эти стихи составили первую книгу поэта. В ней отразились напряженные, подчас трагические переживания личной жизни Блока, его отношения с Л. Д. Менделеевой. Это был […].

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКААлександр Блок вошел в историю литера- туры как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двад- цатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой “Двенадцать”. Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл “Стихов о Прекрасной Да- ме”, полных тревоги, ощущения […].

“Предчувствую Тебя…” (Любовная лирика А. А. Блока)Александр Блок – известная личность, гениальный поэт. Каким он был? Любил ли он свой народ? Природу? Кого любил? О чем мечтал? На все эти вопросы можно найти ответы в строках его произведений. Я хотела бы рассказать о юношеской лирике Блока, его раннем творчестве. Может быть, потому, что мне наиболее близок именно этот период жизни поэта, […].

Стихотворение Блока “О, я хочу безумно жить…”Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики. Стихотворение “О, я хочу безумно жить…” А. А. Блока объясняет роль поэтического творчества в жизни поэта, который […].

С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России?С чем связан драматизм звучания стихов А. А. Блока о России? Тема родины – одна из вечных тем поэзии. Однажды на поэтическом вечере Александра Блока попросили почитать “что-нибудь о России”. На это он ответил: “Это все о России”. А. Блок, великий поэт “серебряного века” русской поэзии, чувствовал свою кровную, неразрывную связь с судьбой России. Он […].

Лирический герой в поэзии А. А. БлокаИмя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Он вошел в русскую поэзию как сторонник этого течения, но он же и разрушил его реалистическим звучанием своей поэзии. Блок по праву считается крупнейшим поэтом в России XX века. Его наследие разнообразно: это и стихи, и поэмы, и критические статьи, и литературоведческие исследования. Однако […].

МУЧИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ А. БЛОКААлександр Блок вошел в историю литера- туры как выдающийся поэт-лирик. Начав по- этический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двад- цатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в удивительной по- эме “Двенадцать”. Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романти- ческой мечты к реальной действительности, к революции, принятой […].

Эволюция образа Прекрасной Дамы в лирике А. БлокаВесь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне – изменишь облик Ты, И дерзкое возбудишь подозренье, Сменив в конце привычные черты. А. Блок С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего […].

Биография БлокаАлександр Александрович Блок – величайший поэт, классик русской литературы 19-20 веков. Детство и образование Родился 16 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге в высококультурной семье. В 1889 году был отдан во второй класс Введенской гимназии, которую окончил в 1898 году. Затем получил образование в Петербургском университете, где учился сперва на юридическом факультете, а после – на […].

“Мелодией одной звучат печаль и радость…” (тема любви в лирике А. Блока)Александр Александрович Блок родился 16 ноября 1880 года в Петербурге в семье профессора. Впервые его стихи публикуются в 1903 году в журнале “Новый путь”. Творческую судьбу Блока во многом определили сильные чувства к Любови Дмитриевне Менделеевой, ставшей в 1903 году его женой, и глубокое увлечение философскими идеями Владимира Соловьева. Александр Блок – первый лирик своего […].

Анализ стихотворения Блока “Мне страшно с Тобой встречаться…”Дебютная книга Блока “Стихи о Прекрасной Даме”, создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте. Чувства возникли гораздо позже – в конце 1890-х. Их отношения изначально походили на игру. Менделеева то отвечала поклоннику взаимностью, то отталкивала его. Александр […].

Мечты и действительность в лирике Александра БлокаАлександр Блок – яркий представитель символистов. От символизма он не отступал, по сути, никогда. Лирика Блока представляет собой, в сущности, единое произведение. “Собрание стихотворений” в трех томах составлялось самим Блоком многие годы. По этой “Трилогии вочеловечения” нетрудно проследить становление Блока как поэта, постепенный переход от мечтаний к действительности. Переход, конечно, весьма условный, но заметный. Ранний […].

Анализ стихотворения “Россия” А. БлокаАлександр Александрович Блок является, по моему мнению, одним из самых правдивых поэтов о России. Он пишет о той России, которую видит и “чувствует сам”, и не только восхищается ей, но и пишет о том, что не столь приятно и красиво. Блок рассказывает нам о плохой и бедной жизни народа, о несчастной судьбе Родины. Творчество Блока […].

Тема дома и бездомья в лирике А. БлокаСвое творчество А. Блок осмыслял как единое, называя все написанное “романом в стихах”, “трилогией вочеловечения”. Главная идея этой трилогии Блока – идея трагического пути лирического героя, кровно связанного со своим временем. В письме к А. Белому он образно обозначил этапы этого пути: “…от мгновения слишком яркого света – через непроходимый болотистый лес – к отчаянью, […].

Сочинение: Блок а. а. – Романтический мир раннего блока

Блок а. а. — Романтический мир раннего блока

Как писать стихи? Кто из нас не пытался хоть раз в жизни зарифмовать пару строк! И легче всего писать о том, чего не знаешь. Поэтому в пятнадцать лет пишут о любви, в двадцать — о смысле жизни, в пятьдесят — опять о любви, а в семьдесят — о молодости. Принято считать, что поэты осознают свой дар рано, первые стихи пишут в детстве или в ранней юности, а вот для прозы нужно созреть. Но перечитаем раннего Пушкина и сравним со стихами, написанными поэтом зрелым. Станет понятно: для стихов нужен опыт, мысль, сумма прожитого и передуманного. Однако были и будут поэты, которые начинают творить рано, но стихи их полны такой силы и новизны, что становятся символом вечной молодости, напряженной жизни чувств, поиска внутренней правды. У Честертона есть глубокая мысль о том, что существует лишь одна профессия, для которой достаточно только готовности. Это мученичество. Готовность к страданию, к переживанию жизни в полную силу, к принятию ее даров, даже горьких — удел немногих людей. Чаще всего настоящих поэтов. Таким поэтом стал Александр Блок.

Ранние стихи Блока объединены в книгу с символическим названием: «До света». Они полны предчувствий и ожидания, написаны в традициях романтизма. Романтики первыми сказали «нет» пошлости повседневной жизни, первыми поняли, что есть что-то, что должно придавать жизни смысл, причем жизни каждого отдельного человека. Они отстаивали право на мечту, на то, чтобы сказать расчетливому и благополучному миру, что он не стоит даже того, чтобы на него рассердиться. Только ирония была оружием романтизма, только понимание, что «в жизни все не так, как на самом деле» — его символом веры. Но Блок писал в то время, когда мощь реального мира уже требовала если не признания, то активной борьбы. Поэтому трагизм мироощущения у него доходит до предела.

Пусть светит месяц — ночь темна.

Пусть жизнь приносит людям счастье, –

В моей душе любви весна

Не сменит бурного ненастья.

Ночь распростерлась надо мной

И отвечает мертвым взглядом

На тусклый взор души больной.

Такая боль, выплеснутая в стихах молодого поэта, который еще не знал настоящих реальных жизненных бурь, может вызвать усмешку, но не вызывает. Чувство правды и тоски приходит раньше опыта и выливается в слове:

Я чувствовал вверху незыблемое счастье,

Вокруг себя — безжалостную ночь.

Я всех благодарил за слово утешенья

И руки жал, и пела мысль в крови:

«Блаженный, вечный дух унес твое мученье!

Блажен утративший создание любви!»

Только смерть сохраняет любовь неизменной и защищенной от разочарования — вот смысл этих стихов, и нужно обладать огромным даром, чтобы уже в юности выразить невероятно точную и глубокую мысль.

Самыми известными из ранних стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме». Этот цикл знаменует великий переворот в душе Блока. Поэт находит то, к чему будет теперь стремиться, о чем будет писать, что противопоставит уродливой реальности — культ Женщины, Женственности, чистой и таинственной любви. Этот культ был общим для символистов, открывших для русской поэзии мистицизм и его понятия. Мистики видели тайну там, где другие — лишь обычные проявления жизни, для них все было полно символов и знаков, не раскрывающих смысл, а лишь намекающих на то, что он существует, но недоступен сознанию. Словарь Блока полон типичных для мистико-романтической поэзии слов: «туманы, таинственные страны, предчувствие, святой завет,

медленный и сладкий яд, надзвездная тайна. » Все полно предчувствий, как в самом известном стихотворении этого цикла:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду, — тоскуя и любя.

Блок страстно верит в то, что тайна обретет земные черты, и только один страх преследует его: не узнать в земной жизни образ, явившийся ему в «надзвездных далях»:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

Каждая встреча с женщиной в жизни имеет глубокий смысл, становится знаком, возвещающим приближение Той, которая воплотит предчувствуемый идеал. Для поэзии несказанного нужны особые слова, поэтому так далека она от точности, предметности. Это стихи-намек, стихи, живущие в разреженном воздухе тайны, предопределенности, предчувствий и знамений. Стихи раннего Блока полны религиозной символики — «лампада», «Я, отрок, зажигаю свечи», «темная церковь», «Солнце Завета»… Но нельзя назвать их стихами о религии. Сам Блок нашел более точное слово: благочестие. Это строгая чистота чувства и смирения в присутствии чего-то высокого, оправдывающего жизнь.

Александр Блок остался бы только одним из представителей символической школы в русской поэзии, если бы его стихи так и застыли в туманной дымке чего-то неназываемого, непонятного, неземного. Но за всеми намеками скрывается вещность, реальность. Прекрасные Дамы ступают не по облакам, а по улицам Санкт-Петербурга, встречаются с поэтом в родных полях, исчезают в темных проулках ночного города. А жизнь приходит с весной, которая «в Неве ломает льдины»:

Там — в улице стоял какой-то дом,

И лестница крутая в тьму вводила.

Там открывалась дверь, звеня стеклом,

Свет выбегал — и снова тьма бродила.

Там в сумерках белел дверной навес

Под вывеской «Цветы» прикреплен болтом.

Поэзия живет в пределах точной городской топографии, девушка исчезает за стеклянной дверью, за окнами мелькают не фантастические тени таинственных существ, а тени живых, несовершенных, но дорогих поэту людей. Самые сильные и современные, созвучные нам стихи молодого Блока точны, сжаты, до предела просты и полны чувства:

Ужасен холод вечеров,

Их ветер, бьющийся в тревоге,

Тревожный шорох на дороге.

Холодная черта зари –

Как память близкого недуга

И верный знак, что мы внутри

Здесь нет таинственных символов, но все полно тайны, несуществующие шаги — это звук, который многие слышали, сидя в одиночестве у окна ледяным зимним вечером. А неразмыкаемый круг — сознание того, что все мы от рождения до смерти находимся в тюрьме собственной души, сознания, тела. Только поэты чувствуют это сильнее и умеют найти слова, чтобы дать нам возможность сказать о себе их голосом.
А. Блок — поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением.

Романтический герой — личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные люди. Эта характеристика относится и к лирическому герою блоковского сборника «Стихи о Прекрасной Даме». С самого начала он чувствует себя необыкновенным, отмеченным особенной судьбой и особенной, неземной природой:

Я вам поведал неземное,

Я все сковал в воздушной мгле.

В ладье — топор, в мечте — герой.

Так я причаливал к земле.

Романтическое миросозерцание делит реальность надвое: на мир мечты и мир обыденный. Таким выглядит мир в ранней лирике А. Блока. Лирический герой здесь живет в некоем идеальном мире, наполненном тайной, он постоянно погружается «в сны и туманы», устремлен к «мирам иным». Душа его при этом совершенно безучастна к тому, что окружает ее в повседневной действительности:

Душа молчит. В холодном небе

Все те же звезды ей горят.

Кругом о злате иль о хлебе

Народы шумные кричат.

Она молчит, — и внемлет крикам

И зрит далекие миры.

Идеал романтиков — единство бытия, гармонический синтез всех его сил и стихий. В «Стихах о Прекрасной Даме» в личном переживании выражено ощущение этого вечного и всемирного бытия, которое одно способно открыть человеку путь из окружающего его мрака «глухой ночи» — к свету грядущего «ослепительного дня».

Верю в Солнце Завета,

Вижу зори вдали.

Жду вселенского света

От весенней земли.

Поэт живет утопической надеждой на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе «далеких и манящих зорь». Мир «Стихов о Прекрасной Даме» — мир гармонии и красоты с утопическим и иллюзорным временем и пространством, где в «пяти добрых линиях на земле» невозможно да и не нужно узнавать линии Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева (прозаический комментарий к стихотворению «Пять изгибов сокровенных. »). В этом мире рассветы и закаты, сумрак и лазурь вовсе не указывают на какие-либо природные явления.

Но этот романтический иллюзорный мир несет в себе и черты несомненной надменности. А. Блок не просто верит в этот мир, он просто живет в нем и не может иначе. Поэтому авторская позиция первого тома — не только инок, умиротворенно славящий вечноженственный лик Красоты, но и рыцарь, отныне и навсегда стоящий на страже. Рыцарь этот стремится к жизненному воплощению и действию, соответствующему хранимому в душе идеалу:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцании красных лампад.

О Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны твои черты.

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: милая — Ты.

В ряду имен Прекрасной Дамы (Святая, Вечная жена) в финале выделяется самое конкретное, самое жизненное, самое теплое слово — «милая». Во всей поэтической системе раннего А. Блока неминуемо возникает тяга к жизненности, к обретению трезвого и простого отношения к действительности.

Симптомы этой тяги — настроения беспокойства, тревоги, также свойственные романтическому миросозерцанию:

Помнишь ли город тревожный,

Серую дымку вдали?

Этой дорогою ложной

Молча с тобою мы шли.

Эта нота звучит год от года все громче и вскоре становится господствующей. Меняется сама природа этой неясной душевной тревоги. Жизнь уединенной души, устремленной в «иное», оказывается, пересекается не только с «всемирной жизнью», но и с реальной историей, с жизнью человека. «Мое тамошнее треплется в странностях века», — признается А. Блок в 1902 году.

Романтический мир ранней лирики А. Блока — зерно, из которого вырастет трагическое миросозерцание и мощное чувство истории зрелой блоковской поэзии.

Сочинение на тему Блок а. а. – Романтический мир раннего блока

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-05-10

Как писать стихи? Кто из нас не пытался хоть раз в жизни зарифмовать пару строк! И легче всего писать о том, чего не знаешь. Поэтому в пятнадцать лет пишут о любви, в двадцать – о смысле жизни, в пятьдесят – опять о любви, а в семьдесят – о молодости. Принято считать, что поэты осознают свой дар рано, первые стихи пишут в детстве или в ранней юности, а вот для прозы нужно созреть. Но перечитаем раннего Пушкина и сравним со стихами, написанными поэтом зрелым. Станет понятно: для стихов нужен опыт, мысль, сумма прожитого и передуманного. Однако были и будут поэты, которые начинают творить рано, но стихи их полны такой силы и новизны, что становятся символом вечной молодости, напряженной жизни чувств, поиска внутренней правды. У Честертона есть глубокая мысль о том, что существует лишь одна профессия, для которой достаточно только готовности. Это мученичество. Готовность к страданию, к переживанию жизни в полную силу, к принятию ее даров, даже горьких – удел немногих людей. Чаще всего настоящих поэтов. Таким поэтом стал Александр Блок.
Ранние стихи Блока объединены в книгу с символическим названием: «До света». Они полны предчувствий и ожидания, написаны в традициях романтизма. Романтики первыми сказали «нет» пошлости повседневной жизни, первыми поняли, что есть что-то, что должно придавать жизни смысл, причем жизни каждого отдельного человека. Они отстаивали право на мечту, на то, чтобы сказать расчетливому и благополучному миру, что он не стоит даже того, чтобы на него рассердиться. Только ирония была оружием романтизма, только понимание, что «в жизни все не так, как на самом деле» – его символом веры. Но Блок писал в то время, когда мощь реального мира уже требовала если не признания, то активной борьбы. Поэтому трагизм мироощущения у него доходит до предела.

Пусть светит месяц – ночь темна.
Пусть жизнь приносит людям счастье, –
В моей душе любви весна
Не сменит бурного ненастья.
Ночь распростерлась надо мной
И отвечает мертвым взглядом
На тусклый взор души больной.

Такая боль, выплеснутая в стихах молодого поэта, который еще не знал настоящих реальных жизненных бурь, может вызвать усмешку, но не вызывает. Чувство правды и тоски приходит раньше опыта и выливается в слове:

Я чувствовал вверху незыблемое счастье,
Вокруг себя – безжалостную ночь.
Я всех благодарил за слово утешенья
И руки жал, и пела мысль в крови:
«Блаженный, вечный дух унес твое мученье!
Блажен утративший создание любви!»

Только смерть сохраняет любовь неизменной и защищенной от разочарования – вот смысл этих стихов, и нужно обладать огромным даром, чтобы уже в юности выразить невероятно точную и глубокую мысль.
Самыми известными из ранних стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме». Этот цикл знаменует великий переворот в душе Блока. Поэт находит то, к чему будет теперь стремиться, о чем будет писать, что противопоставит уродливой реальности – культ Женщины, Женственности, чистой и таинственной любви. Этот культ был общим для символистов, открывших для русской поэзии мистицизм и его понятия. Мистики видели тайну там, где другие – лишь обычные проявления жизни, для них все было полно символов и знаков, не раскрывающих смысл, а лишь намекающих на то, что он существует, но недоступен сознанию. Словарь Блока полон типичных для мистико-романтической поэзии слов: «туманы, таинственные страны, предчувствие, святой завет,
медленный и сладкий яд, надзвездная тайна. » Все полно предчувствий, как в самом известном стихотворении этого цикла:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Все в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, – тоскуя и любя.

Блок страстно верит в то, что тайна обретет земные черты, и только один страх преследует его: не узнать в земной жизни образ, явившийся ему в «надзвездных далях»:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

Каждая встреча с женщиной в жизни имеет глубокий смысл, становится знаком, возвещающим приближение Той, которая воплотит предчувствуемый идеал. Для поэзии несказанного нужны особые слова, поэтому так далека она от точности, предметности. Это стихи-намек, стихи, живущие в разреженном воздухе тайны, предопределенности, предчувствий и знамений. Стихи раннего Блока полны религиозной символики – «лампада», «Я, отрок, зажигаю свечи», «темная церковь», «Солнце Завета». Но нельзя назвать их стихами о религии. Сам Блок нашел более точное слово: благочестие. Это строгая чистота чувства и смирения в присутствии чего-то высокого, оправдывающего жизнь.
Александр Блок остался бы только одним из представителей символической школы в русской поэзии, если бы его стихи так и застыли в туманной дымке чего-то неназываемого, непонятного, неземного. Но за всеми намеками скрывается вещность, реальность. Прекрасные Дамы ступают не по облакам, а по улицам Санкт-Петербурга, встречаются с поэтом в родных полях, исчезают в темных проулках ночного города. А жизнь приходит с весной, которая «в Неве ломает льдины»:

Там – в улице стоял какой-то дом,
И лестница крутая в тьму вводила.
Там открывалась дверь, звеня стеклом,
Свет выбегал – и снова тьма бродила.
Там в сумерках белел дверной навес
Под вывеской «Цветы» прикреплен болтом.

Поэзия живет в пределах точной городской топографии, девушка исчезает за стеклянной дверью, за окнами мелькают не фантастические тени таинственных существ, а тени живых, несовершенных, но дорогих поэту людей. Самые сильные и современные, созвучные нам стихи молодого Блока точны, сжаты, до предела просты и полны чувства:

Ужасен холод вечеров,
Их ветер, бьющийся в тревоге,
Несуществующих шагов
Тревожный шорох на дороге.
Холодная черта зари –
Как память близкого недуга
И верный знак, что мы внутри
Неразмыкаемого круга.

Здесь нет таинственных символов, но все полно тайны, несуществующие шаги – это звук, который многие слышали, сидя в одиночестве у окна ледяным зимним вечером. А неразмыкаемый круг – сознание того, что все мы от рождения до смерти находимся в тюрьме собственной души, сознания, тела. Только поэты чувствуют это сильнее и умеют найти слова, чтобы дать нам возможность сказать о себе их голосом.
А. Блок – поэт очень тонкий, сложный и противоречивый. Его ранние стихи связаны с романтическим мировоззрением.
Романтический герой – личность творческая, живущая в своем личном мире, который не имеет ничего общего с тем, в котором живут обыкновенные люди. Эта характеристика относится и к лирическому герою блоковского сборника «Стихи о Прекрасной Даме». С самого начала он чувствует себя необыкновенным, отмеченным особенной судьбой и особенной, неземной природой:

Я вам поведал неземное,
Я все сковал в воздушной мгле.
В ладье – топор, в мечте – герой.
Так я причаливал к земле.

Романтическое миросозерцание делит реальность надвое: на мир мечты и мир обыденный. Таким выглядит мир в ранней лирике А. Блока. Лирический герой здесь живет в некоем идеальном мире, наполненном тайной, он постоянно погружается «в сны и туманы», устремлен к «мирам иным». Душа его при этом совершенно безучастна к тому, что окружает ее в повседневной действительности:

Душа молчит. В холодном небе
Все те же звезды ей горят.
Кругом о злате иль о хлебе
Народы шумные кричат.
Она молчит, – и внемлет крикам
И зрит далекие миры.

Идеал романтиков – единство бытия, гармонический синтез всех его сил и стихий. В «Стихах о Прекрасной Даме» в личном переживании выражено ощущение этого вечного и всемирного бытия, которое одно способно открыть человеку путь из окружающего его мрака «глухой ночи» – к свету грядущего «ослепительного дня».

Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.

Поэт живет утопической надеждой на некое вселенское чудо, воплощающееся в образе «далеких и манящих зорь». Мир «Стихов о Прекрасной Даме» – мир гармонии и красоты с утопическим и иллюзорным временем и пространством, где в «пяти добрых линиях на земле» невозможно да и не нужно узнавать линии Васильевского острова, по которым шла Любовь Дмитриевна Менделеева (прозаический комментарий к стихотворению «Пять изгибов сокровенных. »). В этом мире рассветы и закаты, сумрак и лазурь вовсе не указывают на какие-либо природные явления.
Но этот романтический иллюзорный мир несет в себе и черты несомненной надменности. А. Блок не просто верит в этот мир, он просто живет в нем и не может иначе. Поэтому авторская позиция первого тома – не только инок, умиротворенно славящий вечноженственный лик Красоты, но и рыцарь, отныне и навсегда стоящий на страже. Рыцарь этот стремится к жизненному воплощению и действию, соответствующему хранимому в душе идеалу:

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
О Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны твои черты.
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: милая – Ты.

В ряду имен Прекрасной Дамы (Святая, Вечная жена) в финале выделяется самое конкретное, самое жизненное, самое теплое слово – «милая». Во всей поэтической системе раннего А. Блока неминуемо возникает тяга к жизненности, к обретению трезвого и простого отношения к действительности.
Симптомы этой тяги – настроения беспокойства, тревоги, также свойственные романтическому миросозерцанию:

Помнишь ли город тревожный,
Серую дымку вдали?
Этой дорогою ложной
Молча с тобою мы шли.

Эта нота звучит год от года все громче и вскоре становится господствующей. Меняется сама природа этой неясной душевной тревоги. Жизнь уединенной души, устремленной в «иное», оказывается, пересекается не только с «всемирной жизнью», но и с реальной историей, с жизнью человека. «Мое тамошнее треплется в странностях века», – признается А. Блок в 1902 году.
Романтический мир ранней лирики А. Блока – зерно, из которого вырастет трагическое миросозерцание и мощное чувство истории зрелой блоковской поэзии.

Романтический мир раннего Блока.А. Блок и символизм.(11 класс)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок разработан по учебнику литературы 11 кл. под редакцией Журавлева. Он содержит анализ ранней лирики А Блока из различных сборников,а также прослеживает постепенный переход поэта от символизма к реализму.

Скачать:

Название: Блок а. а. – Романтический мир раннего блока
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение Добавлен 22:00:41 15 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 202 Комментариев: 5 Оценило: 1 человек Средний балл: 2 Оценка: неизвестно Скачать
ВложениеРазмер
mbou_sosh_s.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Романтический мир раннего Блока. Блок и символизм.

Цель урока: Дать учащимся понятие о ранней лирике А.А.Блока, его отношении к символизму.

1. Учащиеся слушают сообщение о личности А. Блока по воспоминаниям современников. Ученик использует в рассказе материалы из воспоминаний К. Чуковского ( Собр. Соч. т.2)

2. Анализ раннего творчества А Блока.

– Ребята, давайте вспомним, какие черты характерны для символизма как литературного течения «серебряного века».

Первый сборник стихов Блока вышел в 1904 г., он назывался «Стихи о прекрасной даме». Этот сборник поэт посвятил Л.Д. Менделеевой, дочери знаменитого ученого Д.И. Менделеева.

-Читаются стихи из сборника, подготовленные уч-ся дома.

Учитель обращает внимание на необычную мелодичность стихотворений, напевность, интересную цветовую гамму. Удивительный романтический мир предстает перед нами в этих стихах. В большинстве их – противопоставление скорбного «ЗДЕСЬ» и прекрасного «ТАМ». Лирический герой стремится в край обетованный, отвергая реалии повседневной жизни. Любовь и красота для него жизнь истинная.

-Какие черты поэзии символизма вы заметили в этих стихах?

Второй сборник стихов Блока – «Нечаянная радость» (стихи 1904-1906г.г.).Читаются стихи «Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре», «Осенняя воля» и др. Звуковая магия стихов Блока завораживала читателей и слушателей.

-Изменилась ли тематика стихов Блока в этом сборнике? (Да! Лирический герой стал обитателем шумных городских улиц и площадей. В стихах этого сборника появляются некрасовские интонации, некрасовские темы. Любовь к Родине – это любовь-спасение. Судьба человека неразрывна с судьбой страны.

В 1906 – 1907г.г. поэт обращается к драматургии. Когда Блок почувствовал желание сказать в драматургии новое слово, жанр театрального действа стал для него самой естественной формой. В 1906 г. он пишет три лирических драмы: «Незнакомка», «Король на площади», «Балаганчик». ( учитель читает отрывки из них и комментирует их).

Поражение первой русской революции сказалось как на судьбе поэтической школы символизма, так и на личной судьбе Блока. Чувство протеста, гражданского негодования ослабило связи поэта с бывшими единомышленниками. « Никаких символизмов больше, я не мальчик, сам отвечаю за всё». Он активно включается в литературную борьбу, пишет статьи по литературоведению, критические статьи. После поездки в Италию в 1909г. Блок создает цикл « Итальянские стихи», в 1914 г. появляется сборник «Кармен». В стихах этих сборников поэт – лирик, воспевающий красоту и любовь. С символизмом покончено навсегда. И в этом вы убедитесь сами, выбрав по 1 стихотворению из любого из этих сборников и попытаясь их проанализировать.

3. Задание на дом:

Анализ любого выбранного стихотворения из сб. «Кармен» или «Итальянские стихи».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предлагаю вариант рапределения учебного материала по теме “Причастие” в блочной подаче. Работаю по нему не один год. Если будет интересно, выложу и дидактический материал, и методическое обоснование.

В данной работе рассмотрены три подхода к обучению: дискретный, системно-функциональный и системно-логический. На каждом уроке учитель совместно с учащимися проводит анализ структуры учебного материла.

Интегрированный блок истории и математики.

Тематические блоки по физике для 9-11 классов позволяют оптимизировать подготовку к ГИА составлены руководителем школьного МО учителей физикиhttp://zoyarodchenko.narod.ru/.

приложение к блоку 1 “Юный модельер&quot.

приложение 2.1 к блоку 2 “Юный модельер&quot.

приложение 2.2 к блоку 2 “Юный модельер&quot.

Читайте также:  Синева как символ «родимой стороны» в стихотворениях Блока: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×