Творчество поэта Серебряного века Николая Гумилева
просмотреть сочинение |
Одним из самых ярких поэтов “серебряного века” был Николай Гумилев. Он вошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова, поэта-символиста. Однако подлинным его учителем в ранние годы был другой поэт — Иннокентий Анненский. Он был его учителем и в буквальном смысле слова — директором Царскосельской гимназии, в которой учился Гумилев.
Основные сборники Гумилева — “Путь конквистадоров”, “Романтические цветы”, “Жемчуга”, “Чужое небо”, “Костер” и последняя книга, изданная перед смертью поэта, — “Огненный столп”. Главная тема его творчества — тема мужественного преодоления. Некрасивый, бледный, слабый здоровьем, он пускается в рискованные предприятия (три путешествия в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком). Герой Гумилева отличается силой духа, отвагой, как, например, герой стихотворного цикла “Капитаны”: “Пусть безумствует море и хлещет,/ Гребни волн поднялись в небеса —/ Ни один пред грозой не трепещет,/ Ни один не свернет паруса”.
С годами в поэзии Гумилева становится меньше экзотики, но его пристрастие к сильной, необычной личности остается неизменным. Такие люди не созданы для будничной, повседневной жизни, они ей чужды. К ним поэт относит и себя. Он много размышляет о своей смерти и представляет ее неизменно в героическом ореоле:“И умру я не на постели/ При нотариусе и враче,/ А в какой-нибудь дикой щели,/ Утонувшей в густом плюще”.
Много стихотворений Гумилев посвятил теме любви. Главная героиня его любовной лирики может принимать различные облики — и сказочной принцессы, и фантастической египетской царицы, и легендарной возлюбленной Данте — Беатриче, и Маргариты из “Фауста” Гете. Особенное место в его поэзии занимают стихотворения, посвященные Анне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные отношения, сами по себе достойные романного сюжета (“Из логова змиева”, “Она”, “Укротитель зверей” и др.).
Поздние стихотворения Гумилева отличает пристрастие поэта к философским темам. Он жил в то время в голодном и страшном Петрограде, занимался активнейшей работой по собиранию литературных сил, создавал студии для молодых поэтов, был их кумиром и наставником. И в это же время Гумилев создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России, о предназначении поэта (“Память”, “Шестое чувство”, “Заблудившийся трамвай”, “Пьяный дервиш”, “Мои читатели”).
Поэзия Гумилева более зрительная, чем слуховая, ей не свойственна, скажем, есенинская напевность, ей свойственны необычайная яркость, многоцветие, сила лирического напора.
Мне хотелось бы подробнее остановиться на стихотворении Гумилева “Слово” из сборника “Огненный столп”.
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя.
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осиянно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
В этом стихотворении автор размышляет о природе слова. Он противопоставляет два пути познания мира: логический, необходимый для повседневной жизни, для практических целей, — выражением его является “умное число”, и высший, Божественный путь, воплощенный в слове.
Данное произведение Гумилева продолжает традицию, восходящую к поэзии Пушкина и Лермонтова. Гумилев говорит, что именно поэт в современном мире, в котором люди забыли Божественную суть слова, напоминает о ней людям. Утверждая свою мысль, автор обращается к самому важному авторитету для человека христианской культуры — к Евангелию. Стихотворение отличает высокий стиль. Поэт использует здесь архаизмы (“оный день”, “осиянно”), что соответствует традициям русской поэзии. По самой своей интонации произведение звучит, как торжественное заклинание.
Гумилев стал одним из символов культуры “серебряного века”. И в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность: культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.
64409 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв)
Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, обреченный на мгновенную же гибель, так и в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы российской интеллигенции. Ещё будучи в стенах гимназии, в 1905 году девятнадцатилетний поэт выпустил свой первый сборник — «Путь конквистадоров». В нём совершенно точно выражено отношение поэта к своему учителю поэту Иннокентию Анненскому. «Путь конквистадоров» интересен и тем, что в нем уже явно запечатлен образ, к которому стремился поэт:
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
На тот период «конквистадором» был сам Гумилев, а звездою, которую он «весело преследовал»,— поэзия и страсть к путешествиям. Поэт и путешественник не боролись в этом человеке. Они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли друг друга. К тому же в это время, весной 1910 года, вышла уже третья поэтическая книга Гумилева — «Жемчуга».
«Жемчуга» приобрели широкую известность и привлекли интерес литературной критики, прежде всего, потому, что принесли с собою на поэтическую карту «страну Н. Гумилева» (В. Брюсов). Да, автора продолжали упрекать в подражательстве. Но, посвященная В. Брюсову и во многом действительно под его влиянием созданная, книга «Жемчуга», – это самостоятельный путь, новый, непохожий на предыдущий. Здесь угадывается и индивидуальная манера, и почерк. Если со страниц «Романтических цветов» большей частью взирали ягуары, львы, жирафы, «Орел Синдбада», то в «Жемчугах» исследуется мир души, а не внешних проявлений.
Характерное для этого сборника стихотворение – «Жираф»:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Стихотворение «Жираф» наполнено романтикой путешествий, экзотикой столь любимой поэтом Африки. Но оно интересно не экзотическим «жирафом», а исследованием мира души. Лирический герой, повидавший чужие земли и чужие небеса, пытается развеять грусть своей безмолвной собеседницы. Он восклицает: «Послушай!», но не находит сочувствия.
Эти герои пребывают в разных мирах: героиня обитает в реальном мире и не верит сказкам («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя»). Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное, увидеть невиданное. Почти буквальный повтор двух финальных строк в начале и в конце текста придает композиции стихотворения законченность и выразительность. Герои обречены на трагическое непонимание друг друга: слишком они разные.
В 1911 году появился «Цех Поэтов». Уверенный в том, что поэтический дар — не от Бога, что писать стихи может любой, если его этому обучить, Гумилев создает именно “це”. Взяв бразды правления в свои руки, он сразу же разделил членов нового сообщества на «мастеров», «синдиков» (он сам и Городецкий) и «подмастерьев», которые должны лишь повиноваться и работать над «вещью» по заданию «мастера». В это время Гумилев разработал и новое литературное течение – акмеизм. Суть его заключалась в исследовании внутреннего мира человека, изображении тела и его радостей, стремлении к совершенству стихотворной формы.
15 декабря 1915 года вышла в свет новая книга стихов Николая Гумилева – «Колчан», посвященная Татьяне Викторовне Адамович, с которой поэт познакомился в начале 1914 года. По замыслу автора, «Колчан» должен был собрать в себе «стрелы» – стихи, передающие состояние человека на войне. Такие стихи в книге — «Война», «Наступление», «Смерть», «Пятистопные ямбы». Но немало в этом сборнике любовной и острой философской лирики. Война, являясь для Гумилева важным событием в его личной биографии, все же не была для него способом творческого самоутверждения. Да, здесь важны глубокие открытия Гумилёва:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые,
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Но не менее важно в этой книге иное — духовный мир героя, на котором все чаще и чаще останавливает свой пристальный взор автор. Каждая книга Гумилева — своего рода итог, сделанный им на момент ее выхода. Не исключение и «Колчан». Но здесь ощущается уже откровение, осмысление жизни духа, стремление души.
Одно из лучших произведений сборника – «Пятистопные ямбы»- подводит своего рода итог всему предыдущему творчеству. И любовь, и путешествия, и война, и экзотика нашли отражение в этой поэме.
Вся история развития творчества Николая Гумилева – история опозданий. Он поздно, в двадцать лет, окончил гимназию, достаточно поздно, к четвертой книге, завершил период ученичества; африканские путешествия он осознал и запечатлел в стихах лишь к 20-ым годам 20 века. По той же причине, как считала Анна Ахматова, в его творчестве не было и стихов, выражающих отношение к революции: «Такие стихи, несомненно, были бы, поживи он еще год, два. Осознание неминуемо явилось бы».
В 1918 году выходит книга Гумилева «Костер». Это книга зрелого поэта, самая русская из всех книг Гумилева, украшенная такими лирическими жемчужинами, как «О тебе», «Сон».
Критика не заметила выхода этой книги. За ней последовал сборник «Огненный столп». Здесь Гумилев как бы возвышается над собою бывшим. Многое переоценено—в «Заблудившемся трамвае», «Душе и теле», «Звездном ужасе». Признана единственность, неповторимость человека во Вселенной. Да и само творчество понято уже не как ремесло, не как умение писать стихи, а именно как откровение, форма существования, высшее проявление человеческого «я»:
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных дорог
И в Евангелии от Иоанна сказано,
Что слово — это Бог.
Никому не дано сказать о поэте больше, чем говорит он сам в своих стихах. И никому не дано знать о нем больше, нежели сам он знает. Судьба всегда больше поэта, потому что может быть и посмертной. Творчество Гумилёва оборвалось трагически – «Горька судьба поэтов всех времён». Это утверждение Кюхельбекера судьбоносно совпало с судьбой Гумилёва.
Николай Гумилёв – поэт Серебряного века (Школьные сочинения)
«Я читаю стихи драконам, водопадам и облакам »
Серебряный век — это эпоха развития русской культуры конца 19 — начала 20 века, так называемое русское Возрождение. Он включал в себя различные художественные течения (символизм, акмеизм, футуризм и др.), но при всём их различии эти направления имели нечто общее. Творцы литературы и искусства того времени стремились создать единую картину жизни, понять сокровенные тайны существования земной цивилизации — словом, они хотели «прорваться сквозь быт к Бытию», преодолеть реалистическую прозу прошедшего века.
Одним из выдающихся поэтов Серебряного века является Н. С. Гумилёв (1886 – 1921). Он был основателем литературного движения акмеистов, созданного в противовес символизму. В качестве основной идеи акмеизма была провозглашена «прекрасная ясность» в изображении земного, ощутимого мира. Течение это быстро распалось, так как включало в себя слишком яркие и самобытные личности (А.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
О. Мандельштам), которые пошли в искусстве каждый своим путём.
В творчестве Гумилёва отразились все достоинства и все недостатки Серебряного века. С одной стороны, это постоянный поиск новых тем и образов, с другой – изолированность и оторванность от социальной жизни. Концом эпохи русского Возрождения считается начало периода двух войн и революций, и жизнь Гумилёва закончилась трагически в это время: поэт, творчество которого никак не было связано с политикой, был расстрелян за мнимое участие в контрреволюционном заговоре.
Один из первых поэтических сборников Гумилёва вышел в 1908 году и назывался «Романтические цветы»; наиболее известное стихотворение этого сборника — «Жираф», написанное под впечатлением от поездки в Африку в 1907 году. Здесь тонкие душевные переживания героев соотнесены с яркой экзотической природой:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на острове Чад
Изысканный бродит жираф.
В 1910 году был опубликован сборник «Жемчуга», вызвавший одобрительные отклики среди критиков, считавших, что поэт «движется к полному мастерству в области формы стиха». Открывает этот сборник стихотворение «Волшебная скрипка», в котором инструмент в руках скрипача является символом жизни, отданной искусству – «вечно должен биться, виться обезумевший смычок». В этот же сборник входил цикл стихотворений под названием «Капитаны», и юношество многих поколений зачитывалось романтическими образами путешественников и искателей приключений:
Или, бунт на борту обнаружив,
Из-за пояса рвёт пистолет,
Так что сыплется золото с кружев
Розоватых брабантских манжет.
Сборник «Чужое небо» вышел в 1912 году после знакомства с Италией, в котором особенно интересен любовный цикл, посвящённый А. Ахматовой. Две розы – символ любви и символ страсти – открывали этот сборник. К влюблённым всей земли обращался поэт: ищите, и вы найдёте свой розовый рай
Где вашей вечной грусти и слезам
Целительный предложится бальзам,
Где сердце запылает, не сгорая…
В 1914 году Гумилёв ушёл добровольцем на фронт, и в его творчестве мы встречаем стихи военной тематики, поражающие выразительностью своих образов:
Как собака на цепи железной,
Тявкает за лесом пулемёт,
И жужжат шрапнели, словно пчёлы,
Собирая ярко-красный мёд.
В последних сборниках поэта, выходивших 1918-1921 годах, появляются стихи на социальные темы, как, например, стихотворение «Рабочий». После «розоватых брабантских манжет» необычно воспринималась серая рубаха рабочего, отливающего на заводе пулю:
Пуля, им отлитая просвищет,
Над седою, вспененной Двиной,
Пуля, им отлитая, отыщет
Грудь мою, она пришла за мной.
Стих Гумилёва, звонкий, мелодичный, наполненный светом, занимает почётное место в русской поэзии. Сочетание искреннего чувства с философской наполненностью и отточенностью формы вызывает всё больший и больший интерес у его современных читателей.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id22511
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спасибо за внимание.
Откроется после 5 декабря. –>
Сайт имеет исключительно ознакомительный и обучающий характер. Все материалы взяты из открытых источников, все права на тексты принадлежат их авторам и издателям, то же относится к иллюстративным материалам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы они находились на этом сайте, они немедленно будут удалены.
Сообщить о плагиате
Сочинения по творчеству Н. Гумилева, А. Блока, М. Горького
Сочинения по темам. Мой любимый поэт “серебряного века”. Правда и ложь в пьесе М. Горького “На дне”. Символические образы и их смысл в поэме А. Блока “Двенадцать”
просмотреть:
Вложение | Размер |
---|---|
sochineniya_uchenitsy.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Мой любимый поэт «серебряного века»
Красивое название «серебряный век» заставило меня обратиться к русской поэзии конца 19 – начала 20 столетия. Этот удивительный мир поражает своей необычностью, оригинальностью. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогатившей поэзию новыми именами. Человеку, воспитанному на стихах Пушкина, Лермонтова и Некрасова, непросто понять поэтику символистов, акмеистов и футуристов, их идеи, особенный, нетрадиционный взгляд на окружающую действительность и самого себя. Я считаю, что поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Ведь она пробуждает в душе человека наиболее звонкие струны, заставляет оторваться от реальной действительности и воспарить своей мыслью в невиданные высоты. Стихи способны стать для человека спасением в трудных и даже в трагических обстоятельствах. Рифмованные строки заставляют задуматься о возвышенном, благородном, вечном. Поэзия учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. Первым поэтом, открывшим мне неповторимый мир «серебряного века» стал К. Бальмонт. За удивительную музыкальность своих творений его называли «Паганини русского стиха». Его произведения воспринимаются как слияние поэзии с музыкой, на стихах Бальмонта, как на нотах, можно ставить музыкальные знаки.
Влажная пропасть сольется
С бездной эфирных высот.
Таинство – небом дается,
Слитность – зеркальность вод.
Моим самым любимым поэтом серебряного века является Николай Гумилев. Я не просто так заговорила о великом К. Бальмонте, чье творчество всегда вызывает у меня интерес. Дело в том, что этот необыкновенный человек является настоящим учителем для Гумилева, ведь раннее творчество Гумилева тяготеет к поэзии старших символистов – К.Д. Бальмонта и В.Я Брюсова. Я считаю, что именно романтизм мировосприятия характерен для Гумилева. Сам же поэт относился к акмеистам. Это течение возникло на отрицании мистических устремлений символистов, когда символическая школа была на взлете. Но своим происхождением акмеизм был обязан символистам. Акмеисты провозглашали высокую ценность земного здешнего мира, его красок и форм, звали «возлюбить землю» и как можно меньше говорить о вечности, своей задачей они ставили вернуть слову изначальный, простой смысл, освободив его от символистских толкований. Для меня Гумилев является человеком с богатым внутренним миром, создателем замечательных произведений. Он внес огромный вклад в развитие русской поэзии, прошел удивительный жизненный путь, его биография представляет много интересного и уникального. Творчество поэта не перестает волновать миллионы умов и на сегодняшний день, ведь поэзия открывает неповторимый мир красоты, добра, гармонии, заставляет прислушиваться к себе и к людям, наполняет жизнь красками, делая ее богаче и одухотворённее. В отличие от Бальмонта Гумилев всячески стремится скрыть свой интимный мир за красочными экзотическими картинами, за «маской конквистадора». Очень трудно, а скорее всего, просто невозможно более или менее полно рассказать о стихах этого поэта. Ведь каждое его стихотворение открывает какую-то новую грань взглядов, настроений, видения мира. В одном он – певец отваги, риска, смелости. Его «Капитаны» – гимн мужественным людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:
Быстрокрылых ведут капитаны –
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мал стремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий –
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Но вот энергичный, упругий ритм стиха неожиданно сменяется грустными элегическими строками:
Еще один ненужный день,
Великолепный и ненужный!
Приди, ласкающая тень,
И душу смутную одень
Своею ризою жемчужной.
Стихотворение «Вечер» проникнуто настроением спокойной печали, сожаления о том, что только во сне является поэту «обетованная страна – давно оплаканное счастье»… но когда я думаю о Гумилеве, то в памяти всплывает, прежде всего, таинственное озеро Чад, на котором «изысканный бродит жираф». Почему такой странный, непривычный образ так трогает, завораживает? Это символ того чудесного, прекрасного и таинственного, в которое нужно верить:
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
По-моему, в этом стихотворении содержится резкое неприятие серой, однообразной, скудной чувствами и событиями действительности, в которой мы живем. Чтобы ощутить всю полноту и радость бытия, нужно самому создать мир, расцветить его яркими красками и звуками и, главное, поверить в реальность. Но сделать это не под силу обычному человеку, который не может преодолеть свой скептицизм, рассудочность, рационализм. Такой человек духовно беден: он не способен увидеть и ощутить красоту. Когда я читаю стихи Гумилева, мне кажется, будто передо мной раскрывается удивительный мир, целая Вселенная его души. Поэт жил в нелегкое для страны время. Привычные общечеловеческие ценности были забыты. И именно поэтому к творчеству Николая Степановича относились настороженно. Буквально каждое его произведение переворачивает все привычные представления о мире, заставляет иначе взглянуть на окружающую жизнь. Он был одним из самых ярких поэтов своего времени. Несмотря на слабость своего здоровья, Гумилев пускался в рискованные предприятия: три поездки в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком. Путешествия поэта в Африку наложили отпечаток на его произведения. В них появляются легендарные мотивы, фантастические превращения. «Творческое воображение побудило в Гумилеве неутомимую жажду познания мира», – писал один из критиков. Эта «жажда познания» отразилась в двух других сборниках: «Капитаны» и «Жемчуга». Жизнь Николая Степановича привлекает меня мужеством и силой духа. С годами к поэту приходит мудрость, и темы несколько меняются. Гумилев начинает больше задумываться о своей смерти. Это вызывает уважение к нему. Уже в последних сборниках «Костер» и «Огненный Столп» заметно пристрастие автора к философским темам. В это время Гумилев жил в Петрограде и заслужил признание молодых поэтов, был их наставником. Его поздние стихи наполнены раздумьями о человеческой жизни, о судьбе России, о предназначении поэта. Гумилев необоснованно причислен к участникам контрреволюционного движения и расстрелян. Его творческий путь был прерван, когда ему 35 лет! После всего написанного я хочу сказать, что все произведения Н.С. Гумилева мне очень понравились своей яркостью, многоцветием, романтической исключительностью и причудливостью душевных процессов. Я считаю, что по силе и энергии удивительных созданий поэзия того времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы 19 века. Но поэты «серебряного века» не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. Поэзия этого периода удивительна и неповторима. Она открыла мне замечательный мир красоты, добра, гармонии. Она научила видеть прекрасное в обыденном и привычном, заставила прислушаться к себе и к людям. Благодаря знакомству с ней моя жизнь стала богаче и одухотвореннее. Я почувствовала себя первооткрывателем земли, где царит «союз волшебных звуков, чувств и дум». Думаю, что интерес к замечательной поэзии «серебряного века» никогда не угаснет, она всегда волновала, и будет волновать многие умы человечества.
Правда и ложь в пьесе М. Горького «На дне»
Максим Горький является одним из выдающихся писателей 20 века. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы, создал множество замечательных произведений. Писатель был необыкновенно талантлив, имел богатый внутренний мир. Именно поэтому каждое его творение, на мой взгляд, близко и дорого народу, ведь каждый в них может найти много созвучного со своей душой, интересного и познавательного. Одним из самых главных произведений Горького является пьеса «На дне», которая была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Писатель долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась «Ночлежка», затем «Без солнца» и, наконец, «На дне». В самом названии уже заложен огромный смысл. Люди, которые попали на «дно», уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Пьеса «На дне» явилась наиболее сильным произведением о «бывших людях», ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала. Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Суть социально-философской пьесы М. Горького «На дне» состоит в противоположности жизненных позиций и взглядов разных людей. Самая важная и мучительная проблема для обитателей ночлежки – это проблема правды и лжи. Прочитав произведение, мы прекрасно осознали, что у людей отняты будущее, стремление к чему-то новому, надежды. Удивительное дело: чем больше ночлежники хотят скрыть от самих себя реальное положение дел, тем с большим наслаждением уличают других во лжи. Перед нами как будто – не просто «дно», а ад человеческой цивилизации, в котором жертвы помимо лишений должны еще испытать адские мучения. Но не только бывшие люди страдают в ночлежке, сюда попадают осколки основных идей, верований, идеалов – вокруг них постоянно ведутся споры среди обитателей «дна». Не случайно Сатин задумчиво произносит умные слова, значения которых он уже и сам забыл, а Актер цитирует Шекспира и Беранже. Мы слышим в ночлежке отзвуки культуры, ставшей бессмысленной, которая является слабым воспоминанием. Неужели слова «бывшее», «прошлое», «безнадежное» и есть правда «дна»? Как будто затем, чтобы сразиться с ней, в ночлежке появляется Лука – странник, мудрец и утешитель, который несет с собой доброе, ласковое слово для каждого ее обитателя. Именно доброго отношения к себе так не хватало им. Этим несчастным людям, отверженным обществом, был нужен человек, который пожалел бы и утешил бы их. Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие помогает человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретает уверенность в себе и своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное – не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом. Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, что боль можно смягчить лишь утешительной ложью. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и сеял ложные надежды. рассказывая притчу о праведной земле, Лука показывает насколько спасительна иногда для людей ложь и опасна правда. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, мудрый странник исчезает. Разбуженные им люди вступают в конфликт с внешним миром, но изменить свое плачевное положение не могут: Актер – повесился, Пепел – в тюрьме, Наташа – пропала, Анна – умерла. Этим трагичным финалом, я считаю, Горький показывает, что Лука был не прав. На протяжении всей пьесы он лжет, якобы во благо других людей, хотя на самом деле такая ложь только губит их. Но является ли победа «дна» полной? Нет. Действия Луки прояснили важнейшую, главную правду: старый мир обречен на гибель, и человечество обязательно придет к новому миру. Из ночлежки нет спасения потому, что вообще нет спасения в условиях старого мира – мира богатых и бедных, сытых и голодных, хозяев и рабов. Но вечный инстинкт, побуждающий человека стремиться к лучшему, непременно переменит старые порядки, устроит все по-новому. Так сцена ночлежки приобретает символический характер: это дно цивилизации, откуда исходит предупреждение, что вскоре вся цивилизация рабов и хозяев пойдет ко дну. И в то же время из этого общества звучит голос свободного человека, пророчествующий о лучшем, о том, что о «праведной земле» не надо мечтать, а нужно строить ее своими руками. Таким образом, мы видим, насколько опасна «ложь во имя спасения», и к какому результату она приводит. Я считаю, что нашему современному обществу необходима только чистая, правда, со всеми вытекающими из нее последствиями. Ведь только осознав происходящее в действительности, люди, оценив свои силы, смогут справиться со всеми проблемами и преодолеть различные трудности. Произведение М. Горького «На дне» мне очень понравилось. Я считаю, что эта пьеса очень полезна для современной молодежи. В ней можно найти много поучительного, то, что обязательно пригодится в жизни.
Символические образы и их смысл в поэме А. Блока «Двенадцать» (мини-сочинение)
А.А. Блок принадлежит к числу замечательных поэтов серебряного века. Это был весьма одаренный и очень талантливый человек. Он жил и творил на рубеже двух эпох – периода подготовки и осуществления революции. Самым знаменитым и загадочным творением Блока является поэма «Двенадцать», которая была создана в 1918 году. Это одно из самых неоднозначных произведений поэта. Ничего подобного в русской поэзии еще не бывало. В поэме «Двенадцать» воплотилось во всей полноте блоковское восприятие и понимание Октябрьской революции. В основе этого произведения лежит конфликт старого и нового, борьба двух «миров». Поэма построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!». Контрасты по своему изображению «буржуй на перекрестке» и идущие «двенадцать»:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос,
И старый мир… стоит,
Я считаю, что в данном произведении ничто не может противостоять стихии народной революции, которая, по мнению Блока, несет добро и справедливость: «нежной поступью надвьюжной, снежной россыпью жемчужной, в белом венчике из роз – впереди – Иисус Христос». В каждой строчке поэмы мы слышим музыку революции, которую поэт призывал слушать «всем телом, всем сердцем, всем сознанием». Он показал революцию, как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови
В этом произведении автором было создано огромное количество символических образов. На мой взгляд, этот плакат «вся власть Учредительному Собранию», который отвлекает внимание людей от ключевых событий и действий правительства. «Старый пес» – прогнивший мир, представителями которого становятся «буржуй на перекрестке», «долгополый поп». Двенадцать красногвардейцев – сила, которая разрушит мир до основания. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Образ Христа – олицетворение новой всемирной и всечеловеческой религии, служившей символом всеобщего обновления жизни. Поэма «Двенадцать» – замечательное произведение русской поэзии. Она довольно сложна для восприятия и носит достаточно противоречивый характер. Прочитав эту поэму, у меня сложилось весьма четкое изображение революции. Думаю, что подобные произведения необходимо перечитывать всякий раз, чтобы глубже понять исторические события нашего прошлого. Блок необыкновенно полно изобразил картину Октябрьской революции. Ему с точностью удалось запечатлеть мельчайшие подробности того времени. Он показал революционную стихию как бессознательную, слепую силу, разрушающую не только ненавистный старый мир, но и простые человеческие отношения. Поэма «Двенадцать» мне очень понравилась. После прочтения этого произведения я призадумалась над поиском ответов на многие вопросы. Я считаю, что творение Блока очень интересное и познавательное.
Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв): сочинение
Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, обреченный на мгновенную же гибель, так и в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы российской интеллигенции. Ещё будучи в стенах гимназии, в 1905 году девятнадцатилетний поэт выпустил свой первый сборник — «Путь конквистадоров». В нём совершенно точно выражено отношение поэта к своему учителю поэту Иннокентию Анненскому. «Путь конквистадоров» интересен и тем, что в нем уже явно запечатлен образ, к которому стремился поэт:
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
На тот период «конквистадором» был сам Гумилев, а звездою, которую он «весело преследовал»,— поэзия и страсть к путешествиям. Поэт и путешественник не боролись в этом человеке. Они не только мирно уживались, но и были необходимы один другому, дополняли друг друга. К тому же в это время, весной 1910 года, вышла уже третья поэтическая книга Гумилева — «Жемчуга».
«Жемчуга» приобрели широкую известность и привлекли интерес литературной критики, прежде всего, потому, что принесли с собою на поэтическую карту «страну Н. Гумилева» (В. Брюсов). Да, автора продолжали упрекать в подражательстве. Но, посвященная В. Брюсову и во многом действительно под его влиянием созданная, книга «Жемчуга», – это самостоятельный путь, новый, непохожий на предыдущий. Здесь угадывается и индивидуальная манера, и почерк. Если со страниц «Романтических цветов» большей частью взирали ягуары, львы, жирафы, «Орел Синдбада», то в «Жемчугах» исследуется мир души, а не внешних проявлений.
Характерное для этого сборника стихотворение – «Жираф»:
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Стихотворение «Жираф» наполнено романтикой путешествий, экзотикой столь любимой поэтом Африки. Но оно интересно не экзотическим «жирафом», а исследованием мира души. Лирический герой, повидавший чужие земли и чужие небеса, пытается развеять грусть своей безмолвной собеседницы. Он восклицает: «Послушай!», но не находит сочувствия.
Эти герои пребывают в разных мирах: героиня обитает в реальном мире и не верит сказкам («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя»). Лирический герой же весь во власти стремления постичь неизведанное, увидеть невиданное. Почти буквальный повтор двух финальных строк в начале и в конце текста придает композиции стихотворения законченность и выразительность. Герои обречены на трагическое непонимание друг друга: слишком они разные.
В 1911 году появился «Цех Поэтов». Уверенный в том, что поэтический дар — не от Бога, что писать стихи может любой, если его этому обучить, Гумилев создает именно “це”. Взяв бразды правления в свои руки, он сразу же разделил членов нового сообщества на «мастеров», «синдиков» (он сам и Городецкий) и «подмастерьев», которые должны лишь повиноваться и работать над «вещью» по заданию «мастера». В это время Гумилев разработал и новое литературное течение – акмеизм. Суть его заключалась в исследовании внутреннего мира человека, изображении тела и его радостей, стремлении к совершенству стихотворной формы.
15 декабря 1915 года вышла в свет новая книга стихов Николая Гумилева – «Колчан», посвященная Татьяне Викторовне Адамович, с которой поэт познакомился в начале 1914 года. По замыслу автора, «Колчан» должен был собрать в себе «стрелы» – стихи, передающие состояние человека на войне. Такие стихи в книге — «Война», «Наступление», «Смерть», «Пятистопные ямбы». Но немало в этом сборнике любовной и острой философской лирики. Война, являясь для Гумилева важным событием в его личной биографии, все же не была для него способом творческого самоутверждения. Да, здесь важны глубокие открытия Гумилёва:
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые,
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Но не менее важно в этой книге иное — духовный мир героя, на котором все чаще и чаще останавливает свой пристальный взор автор. Каждая книга Гумилева — своего рода итог, сделанный им на момент ее выхода. Не исключение и «Колчан». Но здесь ощущается уже откровение, осмысление жизни духа, стремление души.
Одно из лучших произведений сборника – «Пятистопные ямбы»- подводит своего рода итог всему предыдущему творчеству. И любовь, и путешествия, и война, и экзотика нашли отражение в этой поэме.
Вся история развития творчества Николая Гумилева – история опозданий. Он поздно, в двадцать лет, окончил гимназию, достаточно поздно, к четвертой книге, завершил период ученичества; африканские путешествия он осознал и запечатлел в стихах лишь к 20-ым годам 20 века. По той же причине, как считала Анна Ахматова, в его творчестве не было и стихов, выражающих отношение к революции: «Такие стихи, несомненно, были бы, поживи он еще год, два. Осознание неминуемо явилось бы».
В 1918 году выходит книга Гумилева «Костер». Это книга зрелого поэта, самая русская из всех книг Гумилева, украшенная такими лирическими жемчужинами, как «О тебе», «Сон».
Критика не заметила выхода этой книги. За ней последовал сборник «Огненный столп». Здесь Гумилев как бы возвышается над собою бывшим. Многое переоценено—в «Заблудившемся трамвае», «Душе и теле», «Звездном ужасе». Признана единственность, неповторимость человека во Вселенной. Да и само творчество понято уже не как ремесло, не как умение писать стихи, а именно как откровение, форма существования, высшее проявление человеческого «я»:
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных дорог
И в Евангелии от Иоанна сказано,
Что слово — это Бог.
Никому не дано сказать о поэте больше, чем говорит он сам в своих стихах. И никому не дано знать о нем больше, нежели сам он знает. Судьба всегда больше поэта, потому что может быть и посмертной. Творчество Гумилёва оборвалось трагически – «Горька судьба поэтов всех времён». Это утверждение Кюхельбекера судьбоносно совпало с судьбой Гумилёва.
Поэты серебряного века Николай Гумилев (сочинение)
Поэты «серебряного века» (Николай Гумилев)
Автор: Гумилев Н.С.
“Серебряный век” в русской литературе — это период творчества основных представителей модернизма, период появления множества талантливых авторов. Условно началом “серебряного века” считают 1892 год, фактический же его конец пришел с Октябрьской революцией.
Поэты-модернисты отрицали социальные ценности и старались создать поэзию, призванную содействовать духовному развитию человека. Одним из наиболее известных направлений в модернистской литературе был акмеизм. Акмеисты провозгласили освобождение поэзии от символистских порывов к “идеальному” и призвали вернуться от многозначности образов к материальному миру, предмету, “естеству”. Но и их поэзии были присущи склонность к эстетизму, к поэтизации чувств. Это хорошо видно на примере творчества видного представителя акмеизма, одного из лучших русских поэтов начала XX века Николая Гумилева, чьи стихотворения поражают нас красотой слова, возвышенностью созданных образов.
Сам Гумилев называл свою поэзию музой дальних странствий, поэт был верен ей до конца своих дней. Знаменитая баллада “Капитаны” из принесшего Гумилеву широкую известность сборника стихов “Жемчуга” — это гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям. Поэт предстает перед нами как певец романтики дальних странствий, отваги, риска, смелости:
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник “Колчан”:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева — поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Современники называли Гумилева поэтом-воином. Один из них писал: “Войну он принял с простотою. с прямолинейной горячностью. Он был, пожалуй, одним из тех немногих людей в России, чью душу война застала в наибольшей боевой готовности”. Как известно, в годы первой мировой войны Николай Гумилев добровольцем пошел на фронт. По его прозе и стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны.
В сборнике “Колчан” начинает рождаться новая для Гумилева тема — тема России. Здесь звучат совершенно новые мотивы — творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганья красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливаньем пули,
Что меня с землею разлучит.
Последние прижизненные сборники стихов Н. Гумилева изданы в 1921 году — это “Шатер” (африканские стихи) и “Огненный столп”. В них мы видим нового Гумилева, поэтическое искусство которого обогатилось простотой высокой мудрости, чистыми красками, мастерским использованием прозаически-бытовых и фантастических деталей. В творчестве Николая Гумилева мы находим отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии — экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта:
Я знаю веселые сказки таинственных строк
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай. далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. Прекрасный художник, Николай Гумилев оставил интересное наследие, оказал значительное влияние на развитие российской поэзии.
Творчество поэта Серебряного века (Н. С. Гумилёв): сочинение Ссылка на основную публикацию