Сочинение. Судьба России в поэзии М.Лермонтова
Сочинение.
Судьба России в поэзии М.Лермонтова
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, “…нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.
Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова — в тесном переплетении конкретно-исторической и общественной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мироздании и его творце, о вечности.
Один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова, — судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху “безвременья”, основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов, отречение дворянской интеллигентности от общественно-политической жизни. В стихотворении “Монолог” свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:
И душевно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию.
В лирических произведениях Лермонтова родина — предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью — за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.
Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий — стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “…царей корона упадет”. Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона:
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”. На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой!
Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”. Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны — “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.
Непосредственная тема стихотворения “Родина” — не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”. Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях
Сочинение на тему: ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
ТЕМА СУДЬБЫ ПОКОЛЕНИЯ В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА
Великого русского поэта М. Ю. Лермонтова по праву можно назвать поэтом прошлого и настоящего. Историческая тема, тема смены поколений,
нравов, традиций, устоев является одной из важнейших в его творчестве, И если в представителях прошедших поколений он видел образец для подражания, пример силы, мужества, патриотизма, великих идей и активного стремления к цели, то современное ему, а тем более будущие поколения вызывали у него сомнения и грусть.
К исторической тематике Лермонтова приводят частые и неутешительные размышления о судьбе своего поколения. Поэта зовут и манят «веков протекших великаны», так как в современной ему жизни он не видит ни сильных людей, ни решительных поступков:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Но автор вовсе не ставит в вину молодому поколению пассивность, апатию, пессимизм. Это не вина, это трагедия поколения, которому выпало жить в тяжелое, нестабильное время. После поражения декабристов стала невозможной практически любая деятельность. В связи с этим в людях появляется естественное стремление замкнуться в себе, уйти от реальной жизни в мир грез и фантазий. М. Ю. Лермонтов и сам относится к этому поколению, потому его произведения чаще всего — не рассуждения стороннего наблюдателя, а откровения человека, на себе испытывающего все противоречия и трудности времени. Молодые люди, современники Лермонтова — это в основном умные, образованные, талантливые люди, обладающие горячим сердцем, стремлением к свободе и счастью. Но в стихотворении «Монолог» поэт пишет, как все их благородные порывы гаснут под бременем жестокой жизни, жестокого века:
К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
Образ тех, чья юность томилась «средь бурь пустых», чья недолгая однообразная и пасмурная жизнь подобна «солнцу зимнему на, сером небосклоне», служит укором не только поколению современников поэта, но и самой существующей действительности, убивающей любые высокие стремления и мечты.
Одним из самых ярких произведений Лермонтова, посвященных размышлениям о судьбе своего поколения, является «Дума», написанная в 1838 году. В этом стихотворении чувствуется боль и обида автора за молодых людей, лишенных возможности не только действовать, но и чувствовать:
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее — иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Даже лучшие представители молодежи 30-х годов XIX века не знали, как и где можно приложить свои силы. В результате многие из них стали безразличными ко всему, равнодушными и пассивными:
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.
Молодежь «вянет без борьбы», в то время как «огонь кипит в крови» — стремление к активной жизни. Таким образом, автор показывает непримиримое противоречие между разумом и страстью:
И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.
Обвиняя в пассивности среду и время, Лермонтов тем не менее вовсе не оправдывает свое поколение. Он осуждает его бездеятельность и пустоту в эпоху, когда более всего необходима борьба. Поэта огорчает то, что многие его современники живут «ошибками отцов и поздним их умом». Автор высказывает уверенность в том, что свобода не приходит сама собой: за нее необходимо бороться, за нее не страшно даже пойти на каторгу или умереть. Он не может смириться с тем, что люди его поколения живут без всякой цели, покорно склоняют голову перед темными силами реакции:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно малодушны И перед властию — презренные рабы.
Бездеятельность и пассивность этих людей губят и ум, и знания, и умение ценить и понимать прекрасное. Праздная, безрадостная жизнь лишает душу каких бы то ни было чувств, поэтому современники поэта и ненавидят; и любят «случайно», «ничем не жертвуя ни злобе, ни любви».
Это поколение старится не только физически, но, в первую очередь, духовно. Их «ровный путь без цели» — это следствие равнодушия, отсутствия жизненных тревог и волнений. Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, они уже не способны на труд и на подвиг.
В пылком сердце поэта всегда жила светлая мечта о лучшем будущем. Но, видя современную ему действительность, опустошенность душ, серое прозябание страны, в которой он родился, Лермонтов невольно начинал испытывать возмущение, смешанное с тоской и отчаянием. Он мечтал о счастье, о борьбе, о постоянном движении вперед, но видел лишь медленную гибель своего поколения в равнодушии, бездеятельности, печальном молчании. М. Ю. Лермонтов строго судит своих современников, вынося им суровый приговор.
В своих стихотворениях, посвященных судьбе поколения 30-х годов XIX столетия, он сожалеет о том, что гибнут лучшие силы современников. Но он также осуждает их за бездействие, предрекает им бесславную кончину и презрение потомков:
Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Поэта также волновало то, что в этом бездушном мире утрачивается высокое назначение поэзии. Пламенная лира уже не может проникнуть в охваченные мертвящим холодом души. Поэт, пророк, божий избранник обречен на непонимание и забвение. И сам он сознает это, отчего еще более трагичным становится его мироощущение:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда, на голос мщенъя,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
Да, мировосприятие Лермонтова, его взгляды на будущее поколения и страны были безрадостны. Однако само его творчество, поэзия, проникнутая стремлением к активной деятельности, к борьбе, выделили его из времени, из поколения его современников. «Без шума и следа» — это не о нем, так как лирика этого замечательного поэта оставила глубокий след в истории мировой литературы. Она жила и продолжает жить до сих пор, пробуждая сердца и зажигая их жаждой активной, свободной жизни.
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова
Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского,
Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям. К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем? В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию. В лирических произведениях Лермонтова родина – предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего.
Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью – за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно. Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий – стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “…царей корона упадет”.
Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона: Когда детей, когда невинных жен Низвергнутый не защитит закон. А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”.
На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет все ужасно, мрачно в нем, Как плащ его с возвышенным челом. Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой!
Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия…”.
Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны – “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, – это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам – демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны. Непосредственная тема стихотворения “Родина” – не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу.
Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья. Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”.
Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях.
Сочинение: Тема судьбы поколения и поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова
Творчество М.Ю. Лермонтова приходится на 30-е годы XIX века, эпоху очень непростую, как называют ее историки, — «эпоху безвременья». Так называют время, Когда одна общественная идея ушла, а другая еще не успела сформироваться. В тридцатых годах этой ушедшей идеей была идея «декабризма». Третье десятилетие XIX века — это время николаевской реакции, когда всякое свободомыслие пресекалось. Лермонтов, будучи поэтом, а следовательно, человеком, который обостренно воспринимал действительность, ощущал мрачность своего времени. Переживания за судьбу своего поколения он выражал в стихах. Также в своем творчестве Лермонтов обращался к темам любви, Родины; в его стихотворениях звучат романтические мотивы. Но я думаю, что одним из главных вопросов, поднимаемых поэтом в творчестве, является тема судьбы поколения, на которой можно остановиться подробнее.
Тема судьбы поколения присутствует во всем творчестве Лермонтова, в том числе и в лирике. Ключевым для понимания данной проблемы является стихотворение «Дума». Следует обратить внимание на название произведения, так как оно определяет жанр: дума — размышление. Интересно, что в этом стихотворении Лермонтов не обличает кого-либо, а лишь рассуждает, размышляет.
Вторая особенность текста — это использование личных местоимений 1-го лица множественного числа («наше», «мы»). Несмотря на то что Лермонтов дает объективную картину действительности и в первой строчке определяет свое отношение к поколению: «Печально я гляжу на наше поколенье!» — поэт и себя тоже причисляет к нему, так как человек не может быть свободен от общества. Исходя из этого стихотворения можно составить портрет поколения, которое характеризуется словами «бездейственное», «бесплодное», « бесцельное », « бесполезное ».
[sms]
В начале стихотворения Лермонтов рассуждает о прошлом, настоящем и будущем своего поколения. Оно не научилось на ошибках предков, их настоящее — это «ровный путь без цели», а будущее — «иль пусто, иль темно». Такое отношение к действительности порождает нравственное равнодушие, и соответственно, человек с одинаковым безразличием совершает как добрые, так и злые поступки. Кроме того, Лермонтов подчеркивает, что люди не могут найти себя ни в чем: ни в науке, ни в искусстве. Любые ценности оказываются для них никчемными. Ключевой фразой стихотворения, определяющей суть поколения, являются слова: «И царствует в душе какой-то холод тайный, / Когда огонь кипит в крови». И самое ужасное, по мнению Лермонтова, что поколение пройдет по миру, не оставив никакого следа. В конце стихотворения поэт выносит своего рода приговор:
И прах наш, с строгостью судьи и гражданина,
Потомок оскорбит презрительным стихом,
Насмешкой горькою обманутого сына
Над промотавшимся отцом.
Бели и останется какая-то память, то она будет негативной. В будущем порвется связь времен, и Лермонтов видит в этом катастрофу для своего поколения.
Но более резкая характеристика дана обществу в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. ». Лермонтов описывает конфликт между лирическим героем и обществом, между мечтой и действительностью.
В стихотворении возникает портрет общества: «образы бездушные людей, приличьем стянутые маски». Образ маскарада характерен для Лермонтова, с ним у поэта ассоциируется общество: «бестрепетные руки», «холодные руки» —такова реальная картина общества. Лирический герой считает мечту избавлением, уходит в нее; мечта — это Родина, природа, детство, гармония: «Люблю мечты моей созданье. » Но, когда лирический герой возвращается к реальности, еще острее воспринимается несоответствие действительности мечте и еще сильнее разочарование лирического героя:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нёзванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью.
Эти строки говорят о том, что лирический герой готов вступить в открытый конфликт и оружием для него является слово—«железный стих».
Но, естественно, тема судьбы поколения связана с темой поэта и поэзии, тем более что Лермонтов ощущает, что поэт в этом мире и обществе не нужен.
Обратимся к стихотворению «Пророк», которое является ключевым для понимания образа поэта. С одной стороны, стихотворение связано с одноименным стихотворением А.С. Пушкина; и в самом деле, «Пророк» Лермонтова начинается с того места, где заканчивается произведение Пушкина. С другой стороны, Лермонтов, так же как и Пушкин, считает, что поэт — это пророк. Однако, выполняя свою миссию, поэт Лермонтова вступает в конфликт с толпой, но если у Пушкина стороны просто расходятся, не поняв друг друга, то у Лермонтова толпа становится агрессивной: она не просто не принимает поэта, а полностью его отвергает, и поэт становится изгоем. Он уходит туда, откуда пришел, то есть в пустыню, и только на фоне природы ощущает гармонию:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Там он находит связь между собой и природой. Лермонтов подчеркивает безнадежность ситуации, показывая, как «старцы» учат детей не быть похожими на поэта. Они считают поэта отрицательным примером. И следовательно, новое поколение вырастет с такими же принципами, с таким же отношением к поэту:
Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Эти строки демонстрируют то презрение, с которым толпа относится к поэту.
Такое положение поэта в обществе еще раз доказывает, что слово, поэзия служат оружием.
Тематика вопросов в лирике Лермонтова схожа с проблемами, которые поднимали другие поэты в своих стихотворениях. Но на взгляды Лермонтова очень повлияла «эпоха безвременья», которая и сформировала их. Новаторство лирики поэта проявляется в осмыслении тем судьбы поколения и по- эта и поэзии. Сравнивая строки Лермонтова с пушкинскими стихотворениями, читатель может увидеть, как изменились взгляды на поэзию не только у поэта, но и у общества. Лирика Лермонтова, как и любого творца, отражает эпоху, взгляды и проблемы, которые ее характеризуют. Я думаю, именно поэтому стихотворения Лермонтова о судьбе поколения наполнены искренним беспокойством за будущее поколения, за будущее России.[/sms]
klassreferat.ru
Меню сайта
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, “. нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.
Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова — в тесном переплетении конкретно-исторической и общественной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мироздании и его творце, о вечности.
Один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова, — судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху “безвременья”, основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов, отречение дворянской интеллигентности от общественно-политической жизни. В стихотворении “Монолог” свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:
И душевно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию.
В лирических произведениях Лермонтова родина — предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью — за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.
Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий — стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “. царей корона упадет”. Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона:
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”. На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден:
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой!
Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия. ”. Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны — “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, — это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам — демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.
Непосредственная тема стихотворения “Родина” — не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал: “В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”. Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях.
Судьба России в поэзии Лермонтова
Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова
Судьба России в поэзии Лермонтова
Судьба России в поэзии Лермонтова. Сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова.
Сочинения по произведениям и творчеству М.Ю. Лермонтова
Судьба России в поэзии Лермонтова
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова.
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Поэзия Михаила Юрьевича Лермонтова, вступившая в жизнь после поражения восстания декабристов, была обречена на бесплодную растрату лучших сил в условиях николаевской реакции. Глубокий застой и спад революционного движения наложили свой отпечаток на мировоззрение поэта, на характер, построение его лирики, в которой, по словам В. Г. Белинского, “. нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце”.
Исток неослабевающей власти поэзии Лермонтова – в тесном переплетении конкретно-исторической и общественной правды о жизни, о судьбе и назначении отдельного человека и целого поколения, о смерти и бессмертии, о мироздании и его творце, о вечности.
Один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова, – судьба поколения тридцатых годов, жившего в эпоху “безвременья”, основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов, отречение дворянской интеллигентности от общественно-политической жизни. В стихотворении “Монолог” свое душевное состояние Лермонтов объясняет общественной атмосферой, тем моральным гнетом, который подавлял любую мыслящую личность:
И душевно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует.
Он понимал, что в современном ему обществе невозможно найти применения лучшим человеческим стремлениям.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
В своих лирических размышлениях Лермонтов с беспощадным реализмом подошел к вопросу о способности своего поколения выполнить историческую миссию.
В лирических произведениях Лермонтова родина – предмет любви, поэтического осмысления ее судьбы и ее будущего. Его отношение к России не было безучастным, оно пронизано болью за беды, несчастья, зло, выпавшее на ее долю, а гордостью – за сильный духом, умный, творческий, мужественный народ, будущее, которое величественно и прекрасно.
Уже в ранних произведениях Лермонтова можно встретить его размышления о будущем России. Одно из таких раздумий – стихотворение “Предсказания”. Шестнадцатилетний поэт, ненавидевший тиранию, политический гнет и николаевскую реакцию, наступившую после разгрома революционного выступления лучшей части русского дворянства, предрекал неминуемую гибель самодержавия: “. царей корона упадет”. Но что принесет падение царской власти? По мнению Лермонтова, отнюдь не процветание и благоденствие государства и его граждан. Оставаясь последовательным просветителем, поэт связывает с этой акцией прежде всего уничтожение закона:
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон.
А дальше он рисует картину, которую страшно представить: “смерть и кровь”, “чума от смрада мертвых тел”, “голод и зарево пожарища”. На место свергнутого царя “явится мощный человек” с “булатным ножом” в руке, который будет мрачен и беспощаден:
И горе для тебя! – твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.
Увы! Как много из этого предсказания юноши-поэта оказалось правдой!
Россия представлялась Лермонтову как “страна рабов, страна господ”. Поэтому его любовь к родине соткана из отрицания. Ненависть и презрение к такой отчизне звучит в стихотворении “Прощай, немытая Россия. “. Это одно из самых ярких и политических выступлений поэта, вызванное его новым изгнанием на Кавказ в 1841 году. В стихотворении прозвучало, словно гром среди ясного неба, оскорбительно дерзкое и вместе с тем проникнутое душевной болью определение родной страны – “немытая Россия”. Такого русская литература и русская общественная мысль еще не произносила! В этом словосочетании заключена исключительная по поэтической выразительности и чрезвычайно емкая историческая характеристика, вместившая в себя всю отсталость и неразвитость современной поэту страны. Стихотворение “Родина”, написанное незадолго до смерти поэта, – это раздумье о его отношении к отчизне.
Понимание реакционности, ничтожности, косности дворянского общества тридцатых годов обращает мысль Лермонтова к иным социальным силам – демократическим. Неудача выступления первых дворянских революционеров, трагедия, которая коснулась всего русского общества и которую с такой болью переживал поэт, поставила перед ним вопрос об общественно-исторической роли народа в развитии страны.
Непосредственная тема стихотворения “Родина” – не любовь к России как таковой, а размышление о “странности” этой любви, это становится пружиной движения поэтической мысли и придает стихотворению политический и программный смысл. Мотив “странной любви” развертывается в двух планах, которые противопоставлены друг другу. Лермонтов высказывает холодность всему тому, что составляет общепризнанное понятие патриотизма.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Восхищаясь содержанием стихотворения, его образами, лексикой и позицией автора, Н. Добролюбов писал:
“В удивительном стихотворении “Родина” Лермонтов понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно”.
Такую любовь к родине запечатлел он и в других произведениях.
Судьба России в поэзии Лермонтова
Сочинения по произведениям и творчеству классиков русской литературы, сочинения по исходному тексту, биографии писателей.
Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение Ссылка на основную публикацию