Сочинение Понтий Пилат и Иешуа (встреча, разговор,спор, диалог) в романе Мастер и Маргарита
В романе «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова не так уж много строк, посвященных событиям связанных с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом. Но именно эти несколько глав становятся основой, на которой держится все повествование книги.
Главы, описывающие Иешуа, являются частью рукописи Мастера, персонажа который появляется в романе только после того, как читатель уже прочитал значительную долю его творения. Загадочный незнакомец, неожиданно окунает двух литературных деятелей, мирно беседующих под сенью лип Патриарших прудов, в атмосферу древнего города Ершалаима.
Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, безусловно, знаком невольным слушателям повести, а вот Иешуа, сперва, малоизвестный и таинственный персонаж. Однако, на протяжении диалога Понтия Пилата и Иешуа, несмотря на то, что автор избегает прямых параллелей с Иисусом, возникает понимание, кем на самом деле является несчастный подследственный. Прокуратора терзает нестерпимая головная боль, и необходимость решать вопросы, связанные с чудаковатым арестантом, который упорно называет его «добрым человеком», только раздражает Пилата. Но чем дальше течет разговор этих двух измученных жизнью людей, тем больше проникает в душу прокуратора неподдельный интерес к Иешуа.
Кажется, что странный оборванец говорит простые и банальные вещи. О том, что все вокруг добры, что если делают зло или клевещут, значит, просто запутались или неправильно поняли, что необходимо любить и доверять людям. В тот момент, когда речь бродяги касается внутреннего состояния самого прокуратора, а также маленького чуда, предсказанного обвиняемым – головной боли переставшей мучить свою жертву, Понтий Пилат уже не в состоянии скрыть своей растерянности. Видя перед собой живого человека, боящегося и боли, и гнева, игемон понимает, что этот юродивый может спасти его не только от обычной мигрени, но и от невыносимого одиночества и внутренней щемящей пустоты.
Встреча с Иешуа переворачивает душу холодного прокуратора. Пилат проникается правдой и мыслями своего невольного собеседника. У него появляется страстное желание спасти несчастного Га-Ноцри. В голове игемона роятся всевозможные варианты спасения обвиняемого, но все надежды оставить в живых Иешуа, разбиваются об обвинение в оскорблении великого кесаря. Страх перед властью императора, вынуждает прокуратора вынести приказ о казни Га-Ноцри.
Спор Иешуа и сурового игемона не стал противостоянием добра и зла, так как Пилат искренне поверил арестанту, который постиг великую истину, имел свою философию и бескорыстно делился знаниями со всеми добрыми людьми.
Но разговор не прекратился со смертью одного из собеседников. И после казни загадочного бродяги, прокуратор оказался обречен на вечное продолжение диалога, в своем воспаленном и измученном совестью разуме.
Сочинение Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита
Герои романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри встречаются при весьма затруднительных обстоятельствах для прокуратора Иудеи и трагических для бедного философа.
Присланный императором Рима управлять беспокойной окраиной империи Понтий Пилат свою должность, мягко говоря, не любит. Здесь в Иудее ему противно всё: ужасный климат, пустынная, каменистая земля, а, главное, непонятное, беспокойное, население, которое вечно устраивает смуты и бунты. И особо не по душе прокуратору первосвященники иудейские, которые так же ненавидят захватчиков и могут подстрекать население на неповиновение римским властям. Вдобавок ко всему префекта Иудеи мучают приступы ужасной мигрени.
Вот в такой момент, когда от сильнейшей боли у Пилата раскалывается голова, приводят к нему на суд нищего философа Га-Ноцри. Понятно, что при таких обстоятельствах никакой симпатии к оборванцу прокуратор не испытывает, а только ещё больше раздражается от того, что ему приходится тратить время на какую-то ерунду, с которой иудейские судьи могли справиться сами. Но, Иешуа удаётся каким-то образом избавить Пилата от головной боли, и тот уже по другому начинает смотреть на философа, ему любопытны идеи Га-Ноцри и, хотя они кажутся прокуратору бредовыми, он не видит в них ничего плохого.
Очевидно, что эти два человека очень разные. Жестокий, суровый, скорый на расправу правитель Иудеи, богатый и могущественный Понтий Пилат и нищий бродяга, не знающий своих родителей, беззащитный, арестованный по доносу, надеющийся на спасение. Беседуя с арестованным Понтий Пилат понимает, что перед ним стоит очень неглупый интересный собеседник. И, хотя идеи его о всеобщем равенстве, о жизни людей без притеснения, по справедливости нереальны, а в этом опытный и прагматичный правитель убеждён, он не видит в этой философии никакой опасности. Ему хочется спасти Иешуа от гибели, поселить его во дворце, вести беседы с этим немного странным человеком, спорить с ним, ведь у прокуратора свой взгляд на устройство жизни. Возможно им вдвоём удастся найти истину, которую хотят найти и не находят философы всех времён и народов!
Но замыслу Пилата сбыться не суждено. Первосвященники не хотят оставить жить философа в речах которого видят опасность для себя, так как его слова о разрушении храма воспринимают как угрозу своему могуществу. Им важнее оставить в живых разбойника, который убивал римских солдат. Понтий Пилат, конечно, с этим не согласен, он не хочет смерти Га-Ноцри и, вдобавок, ему очень хочется досадить первосвященникам, но те обещают написать донос императору, и префект Иудеи могущественный Понтий Пилат струсил, испугался гнева императора. Воин, когда-то храбро воевавший под знамёнами Римской империи, всадник “Золотое копьё” не смеет противостоять иудейским первосвященникам из-за элементарного страха. Он подписывает Иешуа смертный приговор. Га-Ноцри принимает свою участь без возмущения. Он не просит пощады, держится достойно, никого в своей смерти не обвиняет. В отличие от прокуратора, Иешуа не трус.
Понтия Пилата после казни философа мучают угрызения совести и осознание того, что он нерешительный, трусливый человек ещё больше усугубляют его страдания. Он пытается оправдаться перед мёртвым Иешуа тем, что приказывает убить его предателя Иуду, но это не приносит ему утешения. И уж совсем невыносимо ему узнать, что в своих последних словах перед казнью Иешуа сказал, что самым главным человеческим пороком он считает трусость. Жить с этой болью придётся прокуратору до самого конца, но и смерть не избавит его от раскаяния. И в вечности будет сокрушаться он о безвинно погибшем бедном философе, пока по просьбе Иешуа его не освобождает Мастер от страшного одиночества.
И уже вместе Пилат и Га-Ноцри пойдут по дороге вечности, предавший и простивший.
Понтий Пилат и Иешуа
Несколько интересных сочинений
Геракл, хоть и сын Бога, но все еще не совершенен. В двенадцати подвигах, он играет роль ученика на пути, который через символические задания, должен взять в свои руки низшую свою природу и волю, чтобы выявить Божественность в себе
В данном произведении автор говорит о множестве вещей, которые имеют место быть в нашей жизни. В нём он размышляет над такими вещами как лицемерие, лживость, продажность, неоправданное невежество.
Произведение Гроза А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи.
Когда мы произносим слово семья, сразу представляется что-то очень близкое, родное, важное. Это одна из самых главных и наивысших ценностей. Ведь то, какими мы в будущем станем людьми
Основным персонажем произведения является Юшка, представленный писателем в образ рано состарившегося чахоточного мужчины.
Образ Понтия Пилата пример по роману Мастер и Маргарита (Булгаков Михайл)
Роман А.М. Булгакова “Мастер и Маргарита” – одно из самых сложных неоднозначных и по-настоящему гениальных произведений русской классики. Роман в романе – довольно нестандартная и не практикуемая форма написания произведения, но именно она даёт нам право пересекать границы времени и проводить аналогию между прошлым и настоящим. В то время как Булгаков знакомит нас с обывателями советской Москвы, один из ключевых героев, именуемый Мастером, по профессии бывший историк, отделяется от внешнего мира и создаёт роман о прокураторе Иудеи, всаднике Понтии Пилате. Произведение относится к историко-философскому направлению, затрагивает проблему добра и зла.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Воплощением противоположных понятий являются главные герои романа – бродячий философ Иешуа Га-ноцри и прокуратор Понтий Пилат.
В образе прокуратора Булгаков воссоздал живого человека, с индивидуальным характером, раздираемого противоречивыми чувствами и страстями. Понтий Пилат – грозный представитель власти, чьи полномочия дают ему возможность определять судьбы людей. Он хмур, одинок и бремя жизни тяготит его. Сердце Пилата наполнено ненавистью: к людям, работе и всему городу в целом, единственная отрада его бессмысленной жизни – огромный пес – Банга, которому Понтий отдает свободное время и любовь. Тяжелая, неизлечимая болезнь часто напоминает о себе, отчего жизнь становиться ещё невыносимее.
В минуты страшного одиночества и раздирающей боли в голове прокуратору приводят оборванного бродягу, информируя, что тот подговаривал людей разрушить храм. Без роду, без племени “маленький” человек позволяет себе дерзость, назвать грозу преступников “добрым человеком”, что является недопустимым при общении с представителями власти. Итог: очередное избиение с целью внушить страх и почтение по отношению к прокуратору.
Однако из дальнейшего разговора в ходе допроса, Пилат видит в осужденном не простого бродягу, а глубоко мыслящего философа, чьи утопические речи заинтересовывают внимание. На мгновение образ непреклонного и жестокого властителя исчезает, а вместо него появляется гуманный, сочувствующий арестанту и желающий избавить его от казни, человек. Но главной задачей по-прежнему остается служение Закону и расправа над всеми, кто ставит под сомнение власть кесаря. Это и создает двойственность характера Понтия Пилата: ненавидя императора и презирая установленные порядки, он вынужден им подчиняться и судить людей по законам, а не по справедливости. Поэтому, отправляя Иешуа на смерть, прокуратор испытывает мучения от собственного бессилия перед властью, страдает от угрызения совести. В душе прокуратора начинается непреодолимая борьба между добром и злом. Пытаясь добиться от Каифы согласия на освобождение Га-Ноцри, Понтий получает отказ, и с этого момента “непонятная тоска” пронзает всё его существо. Он начинает винить себя, за недосказанность с философом, за трусость перед Каифой, ценой которой стала жизнь невиновного человека. В наказание за содеянное, Понтий получает не только душевные терзания и боль, но и бессмертие. Свободу от мучений ему даруют благодаря состраданию Маргариты, понимающей, что такой жестокости не заслуживает никто.
Исходя из вышеупомянутых рассуждений, делаем вывод, в образе Пилата раздваиваются человек и государственный деятель. Это трагический герой, пленник собственной службы, которая не позволяет ему поступать так, как к тому призывает совесть. При этом страх потерять своё положение в обществе заставляет Понтия Пилата следовать гражданским законам, нарушая нравственные. Совершив моральное преступление, он обрёк себя на беспокойную, мрачную жизнь, конца которой не было бы никогда, если бы не милосердие Маргариты.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id59692
Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Школьное сочинение
Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.
К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.
В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.
Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.
Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.
Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.
Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.
История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.
Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.
Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.
Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?
Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.
И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.
Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.
Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.
Иешуа и Понтий Пилат в романе Булгакова Мастер и Маргарита сочинение
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине «вечных» вопросов о том, что такое хорошо и что такое плохо, в чём истинное предназначение каждого человека, зачем и для чего мы живём. А герои ершалаимских глав произведения, Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, являются одними из наиболее впечатляющих и удивительных героев романа.
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, за свою жизнь привык командовать и управлять, выносить приговоры и принимать самые разнообразные решения, пусть даже и жестокие, и бесчеловечные. Он постоянно чувствует себя одиноким, ведь у него есть лишь один верный друг — его пёс. Однако встреча с Иешуа перевернула жизнь прокуратора, заставив усомниться практически во всём.
Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, предстал перед Понтием Пилатом в качестве преступника. Говорили, что он подговаривал людей к восстанию, однако на самом деле Иешуа просто разговаривал с ними. После нескольких минут общения с Га-Ноцри прокуратор осознал, что перед ним стоит необыкновенный человек. Необычайно умный, тонкий и глубокий, Иешуа замечал то, чего не замечали другие, чего не замечал и сам Понтий Пилат. Возникало ощущение, что в душе Иешуа царила гармония, о которой Пилату можно было только мечтать в перерывах между мучительной головной болью, терзающей его уже много лет. Однако прокуратор Иудеи испугался. Испугался необычного человека, испугался осуждения со стороны своего народа, банально испугался поступить не так, как ожидают другие люди — и приговорил невиновного Иешуа к казни.
После данного решения, которое с течением времени оказалось поистине судьбоносным, изменилось всё. Умирая, Иешуа сказал, что трусость — это самый страшный порок, и Понтий Пилат полностью осознал и прочувствовал это. На протяжении очень долгого промежутка времени он страдал и терзался тяжёлыми мыслями, но осознав свой грех и раскаявшись, Пилат обрёл покой и вновь встретился с Иешуа, на этот раз — в другом мире и без дальнейшего расставания.
На мой взгляд, в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков стремиться открыть глаза читателям на то, каким бы был мир, если бы в нём не существовало ни зла, ни добра. Без зла в лице плохого поступка Понтия Пилата он бы никогда не узнал, что есть истинное добро, которое открыл ему Иешуа, а также никогда бы не познал, к какой жизни нужно стремиться и как нужно поступать, чтобы в душе была гармония. Безусловно, человек склонен совершать ошибки, это абсолютно естественно, однако не извлекать из них уроки — настоящее преступление. За искренним раскаянием должно следовать такое же искреннее прощение, и я полагаю, что именно эту жизненную философию Михаил Афанасьевич Булгаков стремился открыть своим читателям на примере двух столь непохожих героев произведения — Иешуа Га-Ноцри, странника, и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи.
2 вариант
Центральной в романе М.А.Булгакова является тема добра и зла. Многие моменты затронуты писателем философски, так как он стремится к тому, чтобы дать читателю возможность самому сделать выводы о событиях, разворачивающихся в произведении. Так, мысли и поступки героев Ершалаимских глав романа, прокуратора иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, являются особенно удивительными и интересными.
По сюжету произведения Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, оказывается на суде по подозрению в заговоре. Его судит прокуратор Понтий Пилат – одинокий и несчастливый человек, для котрого в жизни нет ничего ценнее его единственного друга, преданного пса. В этот день у Понтия Пилата страшно болит голова, но речи преступника пробуждают в нём неподдельный интерес. С виду он кажется сумасшедшим, но в его словах столько правдивости и ума, что прокуратор не может не быть заинтересован беседой с Иешуа Га-Ноцри, который искренне любил людей и называл всех, даже самых подлых, “добрыми людьми”.
Вердикт, вынесенный Иешуа Га-Ноцри, приводит прокуратора в изумление. Против его ожиданий о помиловании преступника, ему назначают смертную казнь. Понтий Пилат предпринимает лишь одну несмелую попытку разубедить судей, но у него не получается, и он замолкает. Будучи распятым на кресте, Иешуа Га-Ноцри произносит: “трусость – самый страшный порок”. В скором времени прокуратор осознаёт, что эти слова относились к нему и что он совершил одну из самых страшных ошибок в своей жизни, побоявшись защитить ни в чем неповинного праведника, не заслужившего такой жестокой смерти и истязаний.
Остаток жизни Понтий Пилат проводит, раскаиваясь в своём грехе. В финале произведения Иешуа Га-Ноцри прощает прокуратора, дарует ему вечную свободу. Теперь ничего не мешает им продолжать свой разговор, о чём несчастный прокуратор грезил столько лет.
Таким образом, мы понимаем, что каждому человеку свойственно испытывать обычные человеческие чувства, ошибаться. Однако далеко не все раскаиваются в своих грехах и несут за них наказание, далеко не все пытаются исправить свою роковую ошибку. Именно благодаря этому прокуратор оказывается прощён Иешуа Га-Ноцри, награждён свободой и покоем, которого он жаждал столько лет. Мораль взаимоотношений этих героев состоит в том, что ошибиться – не страшно, куда страшнее не придать своей ошибке значения, забыть о ней, так и не осознав масштаба зла, причинённого людям своей неосторожностью.
Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри: история отношений
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно переплетаются друг с другом. В первом пласте автор поднимает проблемы выбора, свободы и несвободы, а также раскаяния.
Иешуа – милосердный человек с собственным мировоззрением. Многие исследователи творчества Булгакова говорят, что прототипом стал Иисус Христос. Однако Иешуа не описан как божественное явление. Это обычный человек.
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. И Иешуа предстает перед ним в качестве преступника. Его судили за заговор. Будто бы Иешуа подговаривал всех к восстанию.
При разговоре героев у прокуратора сильно болит голова. Поэтому он не был заинтересован говорить с преступником. Но чем дальше, тем больше Понтий Пилат проникается к Иешуа, чувствуя к нему огромный интерес. Прокуратом смятен, когда Иешуа избавляет его от головной боли.
Иешуа Га-Ноцри не понимает насилия, но всегда готов к всепрощению. Несмотря на все пройденные трудности и испытания, он искренне улыбается и рад жизни. Он никого не винит в своей смерти.
Иешуа считает всех людей добрыми, он верит в духовную силу человека. Даже Марк Крысобой для него хороший человек. Пилат же утверждает, что все люди по природе своей злы и лживы.
Понтий Пилат – вершитель судеб – по-настоящему одинок. Единственный его друг – верный пес.
Поэтому для героя встреча с Иешуа является переворотной. Он задумывается о тех мыслях, которые проповедовал Иешуа. Он хочет спасти героя, он ищет различные варианты для этого. Однако боязнь ответственности мешает Понтию что-то сделать для философа.
Иешуа мог бы сказать неправду, чтобы защитить свою жизнь. Но он не привык лгать и не делает этого согласно своим принципам.
Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, и позже ему приходится раскаяться за это. Перед казнью Га-Ноцри утверждает, что главный человеческий порок – трусость. Пилат осознает, что поступил неправильно. Совесть мучает его. Он хочет оправдаться перед философом и главное перед собой и приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Однако это не приносит утешения. Прокуратор искренне желает оказать помощь ученику Га-Ноцри, Левию Матвею. И тот действительно видит, как меняются поступки Понтия Пилата. То есть Иешуа Га-Ноцри смог изменить, сделать добрее хотя бы одного человека. Пилат поверил арестанту, понял его мировоззрение.
Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри совершенно не похожи друг на друга. Суровый и могущественный прокуратор и нищий философ. Не смотря на это, они находят друг в друге хороших собеседников.
Жить с угрызениями совести придётся прокуратору всегда, он никогда не избавиться от раскаяния.
Все люди совершают ошибки. Но необходимо извлекать из них уроки и стремиться к высокому – вот, что хотел сказать Булгаков.
Иешуа прощает Понтия Пилата. Только после освобождения пойдут они вместе по дороге вечности, чтобы продолжить свой разговор. И в этом другом мире они обретают покой и вечность для рассуждений.
Также читают:
Картинка к сочинению Иешуа и Понтий Пилат в романе Мастер и Маргарита
Популярные сегодня темы
В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.
Когда смотришь на произведение «Февральская лазурь» на первый взгляд, кажется, что художник изобразил самую обыкновенную зимнюю природу. На земле голубоватым покрывалом лежит снег.
Ни для кого не секрет, что сны – это не просто несвязные, вырванные из контекста, картинки, что возникают в подсознании человека. Зачастую они имеют огромный смысл, верная трактовка которого может многое рассказать
Раз в год мы с семьей отмечаем праздник Рождество. Этот праздник приносит веселье и радость и поэтому мне он очень нравится.
Рассказы о потустороннем, у ночного костра пятью подростками завораживает и несколько настораживает. Ведь такие истории всегда наводят дрожь и трепет.
Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
просмотреть сочинение | |||
Тип: Характеристика героев |
Роман «Мастер и Маргарита» стал итоговым в жизни и творчестве М.А. Булгакова. В это произведение писатель вложил все свои мысли, идеи, переживания. Здесь Булгаков поднимает очень много проблем. Одна из них – проблема совести. Эта проблема неотделима от образа Понтия Пилата.
Важно заметить, что роман состоит как бы из двух частей. Это роман о мастере и роман, написанный самим мастером. Герой мечтал написать книгу о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге мастер создал высокохудожественное произведение, заключающее в себе много мыслей и проблем.
Роман, написанный мастером, переносит нас в далекое прошлое, где разворачиваются известные читателю по Библии события. Примечательно то, что Булгаков видит их несколько иначе. В своем романе он дает новую трактовку давно известной всем истории о Христе. Причем в романе, написанном мастером, главным героем становится не Иешуа, а именно Понтий Пилат.
Это исторический персонаж, известный всем как человек, приговоривший к распятию Иисуса Христа. В Библии образ Понтия Пилата показан очень схематично. Булгаков же оживил этот исторический персонаж, наделил его целой гаммой чувств, эмоций, страхов и переживаний.
Впервые Пилат предстает перед читателями во второй главе романа. Мы видим перед собой несчастного человека, ненавидящего город, которым он правит, замученного страшной головной болью: «Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». В этой же главе перед прокуратором предстает очередной подсудимый, некто Иешуа Га-Ноцри. В образе бродяги Га-Ноцри мы легко узнаем Иисуса Христа.
Интересно, что этот образ достаточно сильно отличается от всем известного библейского Иисуса. Перед нами предстает совершенно обычный с виду человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк…». Но после того как Иешуа освобождает Пилата от невыносимой головной боли, прокуратор смотрит на бродягу другими глазами.
Пилат чувствует, что перед ним находится необычный человек. В образе Иешуа практически нет мистичности, присущей библейскому Иисусу. Но этот человек отличается особой мудростью и простотой. Сам того не желая, Пилат увлекается беседой с бродягой. Он понимает, что это глубокий философ, человек чистый и невинный.
Чрезмерно смелый от своей простоты, Иешуа указывает игемону на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни. Философ спорит с Пилатом по поводу своей судьбы и ожидающей его участи: «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил». «Сумасшедший философ» все больше и больше интересует Пилата, в итоге прокуратор хочет спасти Иешуа от страшной казни. Пилат подсознательно понимает, что если он сейчас не спасет Га-Ноцри, то обречет себя на вечное проклятие: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!…» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.
После выяснения факта, что Иешуа оказался политическим преступником, Пилат понимает, что уже не сможет спасти его. Ведь освободить философа в данной ситуации означало бы пойти против власти кесаря. Тем не менее, Пилат все-таки делает слабую попытку хоть как-то облегчить участь Га-Ноцри. В честь великого праздника пасхи один из приговоренных к смерти преступников должен быть освобожден. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? В разговоре с первосвященником Каифой Пилат предлагает освободить безвредного «сумасшедшего философа». Но Синедрион уже принял свое решение. Должен быть освобожден убийца Вар-равван. Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: «Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Высшие силы обрекли героя на вечные страдания.
После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».
Пилат приказывает убить Иуду, предавшего Га-Ноцри, пытается поучаствовать в жизни единственного ученика Иешуа Левия Матвея, но все это уже не в силах исправить содеянного. Пилат проклят, его наказание – это вечное бессмертие и вечные муки совести. Ночами игемону снятся удивительные сны: он взбирается по лестнице, ведущей к луне, рядом с ним идет бродячий философ. Они спорят о чем-то очень важном, разговор их интересен и нескончаем. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ничем иным, как сном. И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.
Пятый прокуратор Иудеи все-таки получит свое прощение. Его освободит от вечных страданий мастер. Это очень символично, ведь именно благодаря нему мы узнали трагическую историю Понтия Пилата.
В своем романе через образ Пилата Булгаков поднимает проблему совести. Каждый человек, кем бы он ни был, должен нести ответственность за свои поступки. Трусостью и желанием угодить власти Пилат обрек себя на страшные муки совести. Такая кара ждет каждого человека, преступившего через себя и через общечеловеческие морально-нравственные принципы.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:
Анализ эпизода допроса Иешуа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Роман «Мастер и Маргарита» – это удивительное, загадочное произведение, включающее в себя два плана повествования: сатирический (бытовой) и символический (библейский). Из двадцати шести глав романа четыре посвящены событиям библейской истории в интерпретации Булгакова. Это своеобразный «роман в романе». При этом в библейском сюжете писатель выражает свои заветные философские идеи о противостоянии добра и зла.
Один из центральных эпизодов романа – допрос Иешуа Понтием Пилатом. Сцена допроса изображается в главе «Понтий Пилат». Представление прокуратора начинается с детализации («в белом плаще с кровавым подбоем…»). Этот приём помогает автору максимально достоверно показать своего героя. Великий прокуратор предстаёт перед нами не официальным лицом, а человеком с присущими ему недостатками и слабостями. Неслучайно автор говорит о том, что Пилат ненавидит запах розового масла. Внутренний монолог персонажа свидетельствует о его физических мучениях. Пилат болен гемикранией, он постоянно испытывает тяжелые физические муки, головные боли. Речь прокуратора лаконична, значительна. В его руках сосредоточена огромная власть, и Пилат понимает это. Весенний день четырнадцатого числа стал судьбоносным в его жизни. В этот день он встретил Иешуа. Пилат должен был вынести ему свой приговор.
Появление Иешуа вносит в роман особые лирические интонации. Каков Иешуа? Человек, одетый в «старенький голубой хитон», с «белой повязкой», израненный, обезображенный ссадинами. Он поразительно естественен и добр. Символично, что первые слова, которые он произносит: «Добрый человек! Поверь мне…». Иешуа не просто отвечает на допросе, а беседует с прокуратором как человек с человеком. Естественность Иешуа контрастна несвободе, скованности, страданиям прокуратора. Прокуратор действует привычными методами, применяет насилие, заставляя Крысобоя бить Иешуа. Марк Крысобой – это исполинский воин, он символизирует опору официальной власти на силу, деспотизм, подавление человека. Автор тонко интонационно обыгрывает каждую фразу персонажей. Понтий Пилат груб, требователен, нетерпим. Иешуа искренен, прост. Формально перед нами допрос, но его участники постепенно переходят к естественному общению. Именно на диалоге между Иешуа и Понтием Пилатом лежит большая смысловая нагрузка. Внутренне состояние прокуратора меняется на протяжении разговора. Вначале он подавлен, угрюм. Его тяготят обязанности игемона, мучит нестерпимая головная боль, солнцепёк. Ему доставляет мучение даже смотреть на обвиняемого. Своё состояние он ставит выше ответственности за судьбу человека. Недаром подавленность Пилата достигает кульминации в момент, когда у него промелькнула мысль немедленно казнить Иешуа и принять яд. Диалог тонко сочетается с внутренней речью Пилата. Незаметно для себя он задаёт вопросы, не соответствующие протоколу. Он стремится понять мотивы поведения бродяги, смущающего народ: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь ни малейшего представления? Что такое истина?» В этот момент Иешуа произносит ключевые сокровенные слова всего эпизода: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова…» Эти слова потрясают прокуратора. Он понимает, что перед ним далеко не обычный человек. Он снимает боль Понтия Пилата, чувствует его состояние, знает о его единственной привязанности к собаке Банго. Снова Булгаков вводит в повествование деталь (глаза прокуратора заискрились надеждой). Иешуа признаётся ему в том, что всех людей он считает добрыми. Это открытие поразило Пилата, уже давно разуверившегося в людях. Иешуа развязали руки. Страшное видение, на мгновение охватившее прокуратора, противопоставлено неожиданно пролетевшей под сводами дворца ласточке. Это символ вечной надежды. Планы Пилата спасти Иешуа по закону не воплотились в жизнь. Этому помешал донос Иуды из Кириафа. Каждое движение, каждое слово Пилата проникнуто внутренней неуверенностью, страхом. Он предстаёт перед читателем противоречивым и страдающим. Физические муки (головная боль, кровь, прилившая к вискам) выдают его душевные страдания. Пилат находится в дисгармонии не только с миром, но и с самим собой. Он разучился верить в людей. А Иешуа кажется ему чудесным. Но секрет его чудес – доброта, наблюдательность, сочувствие, сострадание.
Ключевое значение в эпизоде принадлежит понятию истины. Иешуа видит её в конкретных проявлениях, он видит добрую сущность людей, какие бы действия по отношению к нему они не совершали. Истина всегда конкретна. Она прозрачна для тех, кто стремится её увидеть. Люди часто усердствуют в искажении этой истины. Они стали рабами. Обвиняемый говорит о том времени, когда человек вернётся к гармонии, станет более осознанным и не будет нуждаться в царях и армиях. Иешуа спокоен и гармоничен. Он живёт в ладу с миром и с самим собой. Иешуа осознаёт ценность жизни. Своей гармоничностью Иешуа притягивает к себе Пилата. Происходит нечто невероятное. Грозный прокуратор испытывает симпатию к приговоренному арестанту. Эпизод допроса Иешуа отражает одну из центральных проблем романа – проблему вины и ответственности. Это тема Понтия Пилата. Булгаков показывает, что у человека всегда есть выбор. Но каким бы он ни был, за него придётся нести ответственность. Страх прокуратора помешал ему поступить в соответствии со своими убеждениями. Вина Пилата не в том, что он ускорил казнь Иешуа. Если бы он совершил это в соответствии с понятием о долге и чести, за ним не было бы никакой вины. Его вина в том, что он не сделал то, что должен был сделать. «Ненавистный город», – вдруг почему-то пробормотал прокуратор и передёрнул плечами, как будто озяб, а потёр, как бы обмывая их… Знаменитый жест, благодаря которому имя Пилата стало нарицательным, как стало выражение «умыть руки». Этим символическим жестом Пилат демонстрирует свою равнодушную непричастность происходящему. Этот жест – не что иное, как знак перестраховки. Этот жест – признак сильнейшего душевного движения. Прокуратор сам не понимает, что с ним происходит. Он не хочет, чтобы Га-Ноцри был казнён, и страдает от сознания своего бессилия. По сути, в его власти – спасти философа. Он страдает оттого, что он поступит не так, как велит ему совесть. Так велит ему владеющий всем его существом страх. Именно за страх он подлежит суду высших сил. Обращаясь к вечным вопросам, Булгаков использует иносказание. Показателен основной вопрос, с которым Иешуа обращается к своему судье: «Если я не прав, то докажи, в чем я не прав, а если я прав, то за что ты ругаешь меня?» Риторические вопросы и обращения помогают скрыть цитаты из книг священного писания. Язык героев индивидуализирован, но авторская речь остаётся подчеркнуто нейтральной.
Образы Пилата и Иешуа символичны. По сути, они противоположны друг другу, но в конце романа они идут вместе по бесконечной лунной дороге. Сцена допроса сталкивает между собой не только двух героев, но два жизненных принципа, гармонию и дисгармонию, страх и осознанность. Вопросы, затронутые автором в разговоре Иешуа и Пилата, – это вечные вопросы, над которыми стоит задуматься каждому читателю.
Иешуа и Понтий Пилат в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение Ссылка на основную публикацию