Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение
Образы Фамусова и Молчалина среди остальных участников комедии занимают одно из основных мест наряду с главным героем Чацким.
Персонажи Фамусова и Молчалина, несмотря на внешние различия, разницу в возрасте, общественное положение, имеют внутреннее глубокое сходство, поскольку имеют одинаковые жизненные принципы и мировоззрение.
Павел Афанасьевич Фамусов, мужчина преклонных лет дворянского происхождения, обожающий свою дочь, имеющий высокое служебное положение и являющийся управляющим в казенном доме. Фамусов твердо придерживается консервативных жизненных убеждений и враждебно относится ко всякому, кто не разделяет его взгляды. Он ревностно охраняет мораль «века минувшего» и считает правильным жить так, как это делали в прошлом предки. Являясь любящим отцом, он мечтает, что его семнадцатилетняя дочь сделает хорошую партию, и он увидит в зятьях человека со звездами и чинами.
Алексей Степанович Молчалин, молодой провинциал из Твери, подчиненный Фамусова, которого последний осчастливил должность секретаря. Алексей тоже придерживается консервативных взглядов и свято исполняет отцовский наказ – угождать всем людям и следовать закону зависимости от других. Молчалин четко усвоил, что в жизни необходимо иметь близких покровителей, даже если приходится всецело зависеть от их воли. Самое главное, это не потерять расположение покровителя. Этому он готов даже на унижение перед сильными мира сего, лишь бы его принимали в свете, ведь он не имеет высокого чина и поэтому не может иметь своего суждения.
Оба героя – посредственные, недалекие личности и в умственном отношении, и по способностям, и по жизненным идеалам. Главный их талант – умение приспособиться к определенной ситуации и к нужным людям, достигнуть очередной ступеньки в карьерной лестнице, невзирая на откровенное злоупотребление служебным положением. Оба считают, что основная жизненная цель – это отличная репутация в светском обществе.
Двуличие Молчалина, которое так высоко ценит фамусовское общество, играют с Фамусовым злую шутку. Его дочь оказывается обманутой смышлёным Молчалиным, который решает влюбить в себя девушку в угоду начальнику, одновременно крутя роман с ее горничной.
Разница в героях совсем небольшая и состоит в том, что Фамусов уже достиг определенного положения в обществе, а Молчалин только на пути к достижению желаемой цели. Но и тот, и другой – представители века минувшего, презирающие обездоленных и уважающие лишь себе подобных, которых неукротимо влекут чины и безграничная власть денег. Молчалин и Фамусов существуют по законам лицемерия, подобострастия, лжи, низости и не считают порочными пьянство, разврат.
Таким образом, можно утверждать, что два человека, разных по возрасту, являются представителями одной культуры. Поэтому их разрыв, из-за возникшего в конце комедии недоверия Фамусова к Молчалину, по мнению Чацкого, будет временным и недолгим.
Сочинение Фамусов и Молчалин сравнительная характеристика
Произведение Грибоедова “Горе от ума” наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя, а главное, помогают донести до него его смысл.
Комедия “Горе от ума” является отличным примером донесения своей мысли до людской массы. С помощью сатиры автор передаёт нам очень тяжёлую проблему прошлого, настоящего, и будущего времён. Эта проблема – конфликт различных поколений. Суть произведения состоит в том, что старое поколение никогда не сможет примириться с новым, а новое, соответственно, со старым. Так было, есть, и будет всегда, что нам и пытается донести Грибоедов.
В произведении присутствует множество персонажей, которые представляют ту или иную эпоху, но интереснее всего из них Фамусов, Молчанин и Чацкий. Если Чацкий является поколением новым, старающимся преодолеть пережитки прошлых лет, то Фамусов и Молчанин являются обитателями прошлого поколения, которые живут в консервации, не пуская в свой мир ничего нового. Оба они придерживаются мнения, что главное в жизни это твоя репутация, и не важно как ты её заслужил, главное чтобы она была хорошая. Ни один, ни другой не побрезгуют унижениями ради своей репутации. За это один уважает другого.
Но есть в них пара тройка различий. Они находятся на разных личностных ступенях, так как Фамусов уже отслужившийся, отстоявший мужчина, а Молчанин же не имеющий чинов молодой человек, работающий у того же Фамусова. По данной причине Фамусов относится к Молчанину с пренебрежением, однако уважает того за его взгляды и убеждения.
В их отношениях явно проглядывается лёгкая нотка взаимного недопонимания, но если Фамусов и может что-то сказать Молчанину, то же, как аллегорично в его фамилии выразил его позицию Грибоедов, не говорит ни слова, из чего мы можем сделать вывод, что Молчанин привык подчиняться и выполнять приказы, нежели делать по своему, впрочем, как и Фамусов.
Грибоедову отлично удалось показать их характеры, а через них соответственно, и донести мысль произведения, раскрыв главную его проблему, которая была описана выше.
Вариант 3
«Горе от ума» является величайшем произведением и стоит на одном уровне комедий таких как «Ревизор», «Недоросль» и многих других. Александр Сергеевич Грибоедов разделил персонажей своей комедии на людей минувшего века и нынешнего. По взглядам на жизнь Фамусова и Молчалина можно отнести к персонажам минувшего века.
Фамусов уже не молодой мужчина, который заигрывает со служанкой Лизой. Жена Фамусова умерла и он остается с дочкой и говорит о том, что наймет ей вторую маму, но не понимает что это невозможно. Однако глядя на отца Софья все же учится у него притворяться, что даже Чацкий не заподозрил ее обмана.
Фамусов неординарный человек он то в одну минуту ругает, то в другую уже хвалит, не каждый может его понять и принять. Павел Афанасьевич всегда рад принимать у себя в доме гостей, он приветлив и любит веселиться. Все действия данного произведения происходят у него в доме. Фамусов ненавидит книги и говорит, если бы он смог собрать их все он бы их сжег без сожаления.
Павел Афанасьевич больше человек материальный, чем душевный и ему очень бы хотелось быть богатым и независимым. Фамусов хочет выдать свою дочь за богатого жениха и постоянно об этом ей говорит и неважно будет Софья его любить или нет. Фамусов не уважает своих слуг и не считает их за людей, для него они кто угодно, но только не люди. Ему нравится, когда ему прислуживают и постоянно перед ним лебезят, он считает что лишь так можно чего-то добиться.
Помощником Павла Афанасьевича Фамусова является Молчалин Алексей Степанович. Молчалин спокойный услужливый человек, которому проще склонить голову, чем отстоять свою честь и достоинство. Главной целью для него является карьера и положение в обществе, ради этого он готов на многое, даже ухаживать за дочкой Фамусова.
Алексей Степанович имея корыстные цели, убеждает Софью в том, что влюблен в нее, но на самом деле в его сердце живет любовь к служанке Лизе. Даже когда его план раскрывают, он никак не отреагировал на это и собирается продолжить службу, когда Фамусов отправит Софью в другой город. Молчалин потихоньку обзаводится знакомствами и связями именно поэтому он и терпит унижения со стороны гостей Фамусова. Он готов прислужить каждому из гостивших в доме лишь бы его заметили и обратили на него внимание. Алексей Степанович постоянно пытается угодить и говорит приятные вещи людям с высшего света.
Молчалин оказался лицемерным человеком, который ради своей карьеры и благосостояния готов обманывать и изворачиваться. Алексей Степанович являлся неким звеном в фамусовской цепи рабского молчания. В те времена хотели заставить всю Россию молчать и сделать рабами всех ее жителей. Грибоедов в своем произведении раскрыл много проблем, которые стоит искоренять. Ведь выбор для каждого человека свой, кто-то хочет прислуживать и готов идти по головам к благополучию, а кто-то добивается всего честным путем.
Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума
Несколько интересных сочинений
Главная героиня семнадцатилетняя Марья Гавриловна является дочерью богатого помещика. Она избалована и красива, но бледна. Ее душа рвется к авантюрам и душевным переживаниям. Такой образ привлекает наше внимание.
Сейчас, каким-то странным становится феномен кумира молодежи. Среди своих сверстников регулярно вижу увлечения каким-то малодостойными личностями, которые из себя фактически ничего не представляют и при этом выбираются как кумир для подражания
Автор – путешественник, дворянского происхождения, человек наблюдательный, размышляющий. Путешественник, хоть человек и не бедный, но имеет лишь одного слугу, с которым хорошо обращается
Нет, наверное, на свете ни одного поэта и писателя, кого не волновала бы тема любви – самого глубокого и возвышенного чувства. Порой, трагического, но всегда самозабвенно преданного и нежного.
Гоголь не закончил свою поэму “Мертвые души”, потому что понял: ситуацию в России еще долго нельзя будет исправить, хотя в первом томе все же подает некие надежды на светлое будущее.
Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.
За что Фамусов ценит Молчалина?
Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.
Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».
Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».
Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе
Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».
Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.
Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».
Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?
Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.
Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.
Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».
Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»
Выводы
Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
Сочинение Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это иллюстрация жизни, которая существовала много лет назад и по сути существует до сих пор. Здесь мы видим два общества, которые противостоят друг другу – это Чацкий (человек, который мыслит иначе, который требует перемен и стремится к прогрессу) и все остальные герои – все московское светское общество. Возглавляет вторых Фамусов, владелец дома, где и происходят все сцены комедии. Один из самых его главных единомышленников – это Молчалин.
Фамусов очень важный человек и занимает высокий пост, он обожает свою дочь Софью. Этот герой крайне зависим от всего светского общества и именно эта зависимость ставит его в противостояние с Чацким.
Между Фамусовым и Молчалиным очень много общего. Пускай даже первый гораздо старше другого и является его руководителем. Павел Афанасьевич очень чтим другими людьми из-за того, что управляет в казенном доме, а, следовательно, он напрямую влияет на благосостояние большого круга людей. Молчалин же больше похож на прислугу: помогает носить чужую собачку, чистит сукно и т.д. Фамусов громкий, а Молчалин тихий.
Несмотря на кажущиеся внешние различия, герои имеют одинаковые ценности и мировоззрение. Оба они крайне враждебно относятся к новизне в любых ее проявлениях. Фамусов консерватор, который любит возмущенно говорить, что сейчас все «не то, что ныне». По его мнению правильный путь – это путь, по которому шли предки («на старших глядя»). Также и Молчалин неукоснительно следует отцовскому совету – «угождать всем людям без изъятья». Чужое мнение для обоих героев – закон, они чуть ли не поклоняются зависимости в различных проявлениях. Молчалин даже за Софьей ухаживает только по той причине, что не может не угождать любимой дочке «такого человека» как Фамусов. При этом он не видит «ничего завидного» в ней в качестве невесты и вовсе не собирается предлагать ей замужество, более того заигрывает со служанкой Лизой. А Фамусов в это время опасается того, что небогатый провинциал придет свататься в их известную семью.
При этом главная ценность у обоих – служба. По их мнению, только так можно достичь успехов, но для этого нужно развлечь «нужных людей», тогда и возможно будет «достигнуть степеней известных». Нет никаких сомнений в том, что Молчалин, достигнув высокого поста (а в этом мы не сомневаемся), станет копией Фамусова, полностью повторит его карьерный путь.
Оба героя представители «века минувшего». У них одинаковые жизненные идеалы – безграничная вера в деньги и власть, заискивание перед более высокопоставленными, «нужными» людьми. Только Фамусов уже достиг всего, что хотел, и теперь просто старается не понижать планку, а Молчалин же еще только стремится к чинам.
И несмотря на то, что комедия «Горе от ума» была написана достаточно давно, проблематика, затронутая в ней, актуальна до сих пор. К сожалению, в нашей жизни встречаются такие «фамусовы», которые не ценят ничего кроме денег и власти, и презирают всех, кто ниже по статусу. И такие «молчалины» («страстные к чинам»), которые ничем не брезгуют для достижения своих целей.
Сочинение 2
Комедия «Горе от ума» Грибоедова рассказывает о непростом противостоянии прогрессивной молодежи начала 19 века и консервативного дворянства. «Век нынешний», стремление к самообразованию и свободе личности, к прогрессу науки связаны в комедии только с главным героем, Александром Чацким. Ему приходится выступить против всего московского дворянства, желающего сохранить все устаревшие традиции и олицетворяющего «век минувший». Во главе противодействующего Чацкому светского общества стоит Фамусов. Павел Афанасьевич вместе со своим единомышленником Молчалиным выступают за сохранение общественных ценностей, основанных на лжи и чинопочитании.
Фамусов в силу занимаемого им высокого поста уважаем в обществе и достаточно богат. Он вдовец, в одиночку воспитывающий дочь Софью, поэтому изначально принимает Молчалина с подозрением, так как тому Софья нравится. К тому же Молчалин ‒ всего лишь безродный дворянин, получивший чин секретаря при Фамусове только благодаря своему умению услужить.
Несмотря на разное положение в обществе, Фамусов и Молчалин очень схожи между собой. Самым важным в жизни Фамусов считает репутацию в обществе, причем не имеет значение то, как именно она приобретается. Он не считает чинопочитание и подобострастное отношение к вышестоящим унижением, а лишь ловким умением устраиваться. А Молчалин следует этому убеждению. На балу можно увидеть, как он старательно выслуживается перед гостями. Молчалин уверен, что в его возрасте рано жить собственным умом, как это делает Чичиков, а важно лишь слушать старших и угождать им.
Подражая Фамусову, Молчалин также с гордостью говорит и собственных карьерных достижениях. Не удивительно ли, получил уже три награждения! Не упускает Молчалин и возможности похвастаться своими связями со знаменитыми в светском обществе людьми.
Тем не менее, Молчалин не так прост, как кажется на первый взгляд. Он неплохой актер, ведь его романтическая связь с Софьей ‒ просто игра на публику. В угоду Фамусову он притворяется заинтересованным в его дочери, но сам не видит в возможной женитьбе никаких перспектив. И Фамусов оказывается обманут, ведь таковы условия мира высшего света, которые он сам поддерживает.
Молчалин и Фамусов в комедии ‒ яркие представители «века минувшего», похожие друг на друга. Они одинаково любят деньги и чины. Различие лишь в том, что Фамусов уже смог занять значительное положение в обществе, а Молчалину это только предстоит. Проблемы, поднятые в комедии, актуальны и в настоящее время. Даже сейчас существуют и Фамусовы, что полагаются на власть денег и уважают только подобных себе. И Молчалины, готовые ни перед чем не останавливаться для достижения целей.
Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова Горе от ума
Комедийная пьеса в стихах «Горе от ума» создана Грибоедовым А.С. в 1823 году. Произведение повествует о быте и нравах московского высшего общества. Описываемые события происходят в период крепостного права. Сам автор указывает на то, что действие происходит через десять лет после окончания Отечественной войны 1812 года.
На примере Чацкого и Фамусова Грибоедов показывает столкновение всего старого и отжившего с новым, передовым, пришедшим на смену застою. Лицом нового мышления в комедии является Чацкий А.А. Всё старое и закостенелое олицетворяет собой светское общество Москвы того времени. Предводительствует в этом обществе Фамусов П.А, в доме которого разворачивается действие пьесы.
Павел Афанасьевич Фамусов, знатный и богатый чиновник, имел непререкаемый авторитет среди московского дворянства. Всю свою жизнь он посвятил карьере, ради которой ничем не гнушался. Ради чинов и богатства, он был готов «прогнуться» под высокое начальство. Все интересы Фамусова заключаются в материальном благе. Примером для подражания он считает своего дядю Максима Петровича. Тот не стеснялся выглядеть смешным и жалким ради того, чтобы добиться расположения монаршей особы. Образование и просветительство ему чуждо. В его жизни нет места ничему прогрессивному. Обходительный и внимательный в кругу своих друзей, он груб и беспощаден к слугам.
Павел Афанасьевич – вдовец, имеющий на иждивении семнадцатилетнюю дочь. Ради того, чтобы выдать Софью удачно замуж, отец устраивает балы в своём доме. Ему непременно хочется, чтобы жених был богат и в чинах. Таким образом, даже в делах душевных, у него присутствует только сухой финансовый расчёт. Всё остальное – любовь, уважение, чувства – не в счёт. В мире, где правят деньги и чинопочитание, нет места настоящим чувствам.
Вокруг влиятельных людей всегда вращаются те, кто готов им быть полезным в услужении. Одним из таких «прихвостней» являлся Молчалин Алексей Степанович. Молчалин – дворянин из провинции, бедный и никому неизвестный. Он был готов верой и правдой служить Фамусову и разделять его взгляды. Безмолвный и услужливый внешне, внутри хитёр и расчётлив. Пытаясь подняться в обществе повыше, Молчалин пытается завести роман с Софьей Фамусовой. Он не испытывает к ней любовных чувств. Эта интрижка должна, по его мнению, дать возможность подняться в обществе за счёт удачной женитьбы. Но Фамусов, заставший свою дочь в комнате, наедине со своим секретарём, приходит в бешенство. Хоть Павел Афанасьевич и дал Алексею Степановичу место секретаря при своей особе, видеть его своим зятем он категорически не желает. Молчалина же он ценит за его готовность услужить и всячески угодить своему начальнику.
Два разных героя. Разного возраста и разного социального статуса. Фамусов, добившийся в жизни богатства и почёта и Молчалин, подбирающий крохи с барского стола. Но они оба имеют одинаковые взгляды на жизнь. Один уже поднялся по карьерной лестнице. Второму только предстояло её преодолеть. Но методы, которые они применяли для достижения своих целей, одинаковые. Это качество объединяет их.
Вариант 4
Горе от ума» великая комедия А.С. Грибоедова, которая стала знаменитой в сложный период России. И спустя такое время, в нашем веке до сих пор известная и популярна в школах всей страны. Она запомнилась всем именно своими цитатами, и хорошо знакомой всеми темой отцы и дети.
Фамусов является тем типом человека, который прошлого века, так как он придерживается к традициям и не хочет что-то менять. А вот Чацкий относиться к тому типу, который живет новым днем, и желает изменениям. Секретарь Фамусов – Молчалин, взрослый мужчина, как и Александр Андреевич, но больше по душе ему Фамусов.
Павел Афанасьевич вдовец, который воспитывает свою дочь Софью сам. И благодаря его воспитанию, она сформулировала свой характер под отца. Среди его слуг, нет чужих, потому что он взял всех своих родственников. Как известно, фамусовское общество взято именно с этой комедии. Эти люди не хотят заниматься своим хозяйством и желают передать это кому-то другому. Молчалин положительно относится к этому обществу, так как считает, что именно оно поможет ему в будущем. То же богатство, является для него смыслом жизни, репутация среди светского общества, так же главное для него.
Вспомним, как Фамусов рассказывал про своего дядю, который ради того, чтобы подняться по службе, готов был падать перед императрицей. Именно этим он хочет сказать, что в нужные моменты стоит унижаться, если кто-то чего-то хочет добиться. Например, когда Молчалин заводит роман с дочерью Фамусова, то он это делать только для своей выгоды. Ведь он думает, что если отец ее не согласиться на брак, то может Софья скажет словечко за него. И снова эта выгода, которой и учит Фамусов своих последующих учеников. Ведь это и проявляется в его лицемерии перед светским обществом, чтобы им понравится.
Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, который относится к новому поколению, те люди хотят изменений и убрать устаревшие традиции. Он полное противоречие Фамуса и Молчалина. Несмотря на то, что его родители были друзьями с Павлом Афанасьевичем, он с ненавистью относится к нему. Это проявилось тогда, когда Чацкий просил руки Софьи, но ее отец отказал. Тогда же и пошло полное противоречие против Фамусова. И когда его просили свои мысли и идеи оставить при себе, он отказывался и шел «на пролом». И, следовательно, Чацкий был и против Молчалина.
Я считаю, что Фамусов и Молчалин относится к одному веку и различия почти не видно. Но Алексей Степанович превосходит своего учителя, что будут и молчалины. В этой комедии разделяются на несколько обществ, что и доказывает нам, что во все времена есть они.
Также читают:
Картинка к сочинению Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума
Популярные сегодня темы
На кладбище стоит новый дубовый крест с портретом юной гимназистки — Оли Мещерской В детстве она ничем не отличалась от сверстниц, кроме своего богатого происхождения и нежелания слушать замечания классной дамы.
Пьеса «Гроза» Александра Николаевича Островского – одна из печальных историй, закончившаяся смертью главной героини Катерины. Девушка была светилом в царстве тьмы Кабанихи и её сына, но судьба не была к ней благосклонна
Роман «Идиот» Достоевского известен на весь мир. Его до сих пор читают и инсценируют в театрах и кино не только в России, но и за рубежом. Автор попытался показать, насколько было разложено интеллигентное общество в этот период
Григорий Печорин – главный герой произведения М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который, как и любой другой персонаж, имеет свои достоинства и недостатки. Автор отобразил в нем качества всего поколения
Фет и Тютчев были лучшими друзьями. Ф.А. Тютчев хорошо отзывался о таланте А.А.Фета. А Фет в Тютчеве видел свой идеал поэта. Их творчество взаимосвязано. Они любили писать о прекрасной природе
Сравнительная характаристика Фамусова и Молчалина в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение
А.С. Грибоедов в своей единственной комедии “Горе от ума” поднял большую проблему первой четверти XIX века – консервативное дворянство. Люди, относящиеся к этому сословию, не принимали новых, прогрессивных идей. В комедии такими главными “глупцами”, как сам назовёт своих героев автор, выступают Фамусов и Молчалин.
Фамусов – богатый, влиятельный дворянин. На старости лет он живет в большом доме со своей дочкой, хочет сделать ей хорошую партию и устраивает постоянно в своём особняке балы, куда съезжается все светское общество (литераторы называют это фамусовским обществом). Идеи и взгляды Фамусова открываются во время его споров с представителем “века нынешнего” молодым и амбициозным Чацким. Для старого дворянина в почете только должность и карьера. Цель в жизни – выбиться люди любой ценой. Чтобы получить высокий чин, без зазрения совести можно угождать вышестоящим начальникам, лебезить перед ними. Идеалом для Фамусова является его дядя Максим Петрович, который несколько раз намеренно падал на землю, потому что его шутовское поведение очень веселило императрицу Екатерину II.
Молчалин хотя и молодой человек, но все равно принадлежит “веку минувшему”. Виной тому та сфера, где он вырос. Его с детства учили: если он хочет чего-то добиться, он должен “прислуживаться” перед начальством. Поэтому герой завёл роман с дочкой своего хозяина, хотя у него не было к ней никаких чувств. Фамилия у героя – говорящая. Казалось бы, у него совершенно нет характера, он безмолвствует и лишь выполняет то, что приказано. Но за этим скрывается хитрый просчёт и желание сделать блестящее будущее.
Таким образом, Фамусов и Молчалин, хотя и относятся к разным поколениям, все равно остаются представителями “века минувшего”, в котором людьми правит общественное мнение, чины и должности, богатство и благородное происхождение. Человеческие качества и настоящие знания не играют для них роли.
Сочинение на Сравнительная характаристика Фамусова и Молчалина
«Горе от ума» – комедия, написанная А. С. Грибоедовым, в которой описывается противопоставление между староверами и прогрессивными людьми. У автора используются в пьесе говорящие фамилии. О двух персонажах с такими фамилиями мы и поведем ниже речь.
Главным сторонником старых обрядов является Павел Афанасьевич Фамусов. Фамилия его говорит о его известности, что не бездоказательно раскрывается на протяжении всего произведения. Он всю жизнь добивался хорошего статуса и положения в обществе и получил их. Этот персонаж олицетворяет собой весь дворянский дух. Он богатый помещик из знатного дворянского рода, который один воспитывает дочь. Конечно, он старается и своего ребенка воспитать так, чтобы привились его жизненные взгляды и позиции, что у него получается. Фамусов всегда был гостеприимным и слегка добродушным. Он старался услужить и помочь своим родственникам, но со своими слугами был груб.
Павел Афанасьевич всегда придерживался мнения, что все новое не принесет ничего хорошего. Он полностью отрицал какие-либо нововведения в его жизненный порядок, вольнодумие он призирал. Естественно, как и любой высокопоставленный дворянин, он проявляет тщеславие в разговорах с людьми низшего или такого же социального положения, но как только появляется чиновник высшего ранга, наш тщеславный герой сразу меняет свой тон и начинает заискивать и льстить. Это ярко видно в стиле общения с крепостными, которых он ни во что не ставит, а в противовес можно привести его речи на балу. Целью его жизни было добиться высокого положения в обществе любой ценой, поэтому это человек, способный на ложь, притворство и обман.
Вторым интересным персонажем с говорящей фамилией можно назвать Алексея Степановича Молчалина. В его фамилии сокрыта вся суть его характера. Он был очень молчалив, вел диалоги практически всегда короткими фразами, постоянно с огромной тщательностью выбирал слова перед тем, как что-либо сказать, а особенно это зависело от того, с кем он говорил. Основными чертами характера этого героя были лицемерие и желание «дослужиться до высот». Ради того, чтобы получить высокое положение, он был готов на что угодно. Например, он служил секретарем у Фамусова и ухаживал за его дочерью Софьей, только на самом деле не симпатия им двигала, а желание услужить. Наш герой является двуличным человеком, но никто практически до конца, кроме служанки, этого не видит. Только она одна говорит ему о том, что со служанкой можно быть грубым, а с барыней кротким!?
Алексей Степанович не представляет, что такое любовь, честь и долг. Он готов пресмыкаться перед любым человеком, который поможет хоть немного продвинуть его по карьерной лестнице к поставленной цели. Вот это – одна из основных сходных черт между Фамусовым и Молчалиным. Они оба чтят старинные традиции и готовы добиваться своих целей любыми способами. Оба считают, что деньги и социальный статус смогут принести счастье в их сердца и души, разница между ними только в том, что Фамусов уже имеет статус, а Молчалину до него еще надо дослужиться.
Подводя итог, можно сказать, что эти два героя разного возраста являются носителями одной культуры и одной житейской мысли. Деньги и социальное положение – самые главные вещи, без которых невозможно полноценное существование, по их мнению. Молчалин старался прислуживаться и не высовываться, пока его не спросят. И эта черта помогала ему постепенно подниматься по карьерной лестнице. Фамусов действовал по-другому, но смысл заключается в достижении поставленных целей, а, следовательно, их пути можно назвать близкими.
Характаристика Фамусова и Молчалина
У каждого человека есть свое уютное место, куда хочется возвращаться и возвращаться, и неважно, где это место находится. Это может быть дом, в котором всегда пахнет вкусным и теплым хлебом. Возможно,
Картина «Лунная ночь на Днепре» написана известным русским художником Куинджи. Она произвела сильное впечатление на зрителей на его персональной выставке, будучи там единственной картиной.
Наступило долгожданное лето. Летний воздух, теплый и насыщенный ароматами, окутал необъятные просторы. На небе, сменяя белые, в виде барашков, появляются светло-серые, а дальше черно-фиолетовые, сизо-свинцовые облака.
Мы живём в цивилизованном мире, где царит прогресс, новые технологии, ни в чём себе не отказываем. И, конечно, многим из нас не понять то, что пережили в годы Великой Отечественной войны наши прадедушки, дедушки, прабабушки и бабушки.
Всем полезна и интересна литература, которая представлена в произведениях связанных с Великой Отечественной Войной. В таких произведениях хорошо раскрыт ряд патриотических черт.
Мне больше всего нравится в школе математика. Мне нравится учитель. Он сам очень любит свой предмет, постоянно учится. Он говорит нам, что без математики жизни нет – всё нужно спросмотреть. Даже в психологии (в тестах всяких) используют разную математику
Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
просмотреть сочинение | |||
Тип: Характеристика героев |
А. С. Грибоедов известен нам как автор комедии “Горе от ума”, ставящей основные злободневные проблемы XIX в.: государственная служба, крепостное право, просвещение, воспитание. Именно этот русский писатель поднял тему “отцов и детей”, продолженную потом Иваном Сергеевичем Тургеневым в романе “Отцы и дети”. Он показал борьбу “века нынешнего” (сыны) и “века минувшего” (отцы), их идеалы, отношение к жизни, образованию, воспитанию.
Итак, с одной стороны, перед нами Чацкий, с другой – Фамусов и все московское общество (Хлестаковы, Тугоуховские, Скалозубы). Но тем не менее, автор примечает и то, что некоторые “сыны” пошли по стопам своих “отцов”. Таков Молчалин, пытающийся добиться благосклонности хозяина дома, – Фамусова.
И Фамусов, и Молчалин – представители “века минувшего”. Вследствие этого они живут по одним и тем же законам. Они очень сходны между собой. Если Фамусов привык, чтобы перед ним пресмыкались, то Молчалин считает, что добиться чего-то можно, лишь “стоя на коленях” пред хозяевами, господами. Об этом и других взглядах героев мы узнаем не только из их уст (хотя Фамусов почти все о себе рассказывает сам), но и из уст других героев. Так, Фамусова характеризует и его дочь Софья, и служанка Лиза, а вот о Молчалине мы узнаем еще также и из уст Чацкого, который ему дает меткие и яркие характеристики.
Каковы же наши герои? Какими пожелал нарисовать их автор? Итак, перед нами хозяин дома – Фамусов – представитель московского общества. Он является примером для подражания и обладает всеми достоинствами дворянина: богатством и знатностью. Как наследник своих отцов, Фамусов и живет законами “минувшего века”, считая своим идеалом Максима Петровича, который “пред всеми знал почет”, “на золоте едал”, “езжал-то вечно цугом”. Как и все фамусовское общество, он восхищается умением Максима Петровича “сгибаться в перегиб”, “когда же надо дослужиться”, так как именно эта способность ценится в Москве и помогает “дойти до степеней известных”. Не потому ли Фамусову так нравится Молчалин?
Как и всякий дворянин, Фамусов, имеющий единственную дочь, хочет сделать ей удачную партию. Ну чем не хорош Скалозуб, например?
“Кто беден, тот тебе не пара”, – заявляет Фамусов Софье. И его словам вторит Лиза:
Как все московские, ваш батюшка таков
Желал бы зятя он с звездами да чинами.
Фамусову неважно, какой человек внутренне: добрый ли, хороший, благородный. Главное – богатый и знатный. И здесь же слышится голос его отцов и дедов. Но, тем не менее, Фамусов ведь отец: он желает добра дочери и не заставляет ее делать выбор прямо сейчас. Он разрешает ей подумать, хотя искренне считает, что его дочь будет счастлива лишь с богатым и знатным человеком. Героя не волнует, умен он или глуп:
И в чтенье прок-то не велик.
Ученье – вот чума, ученость – вот причина.
Он сам говорит, что знания приносят нам лишь беду; считает, что от ума лишь горе будет. И сам, следуя своим принципам, работает спустя рукава, считая это не самым главным в жизни:
Обычай мой такой:
Подписано, такс плеч долой.
Вся жизнь Фамусова и всего общества – это балы, празднества, сплетни. Им не важны люди; главное для них – чины и звания. Вся их жизнь – бессмыслица. Чем они занимаются? Да ничем. А каков распорядок дня у Фамусова?!
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели.
В четверг я зван на погребенье.
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Смешно становится. Какова жизнь в Москве? Где смысл всего этого? Зачем нужна такая жизнь? Но, тем не менее, для Фамусова – это единственно верный путь. Он следует установленным принципам и нормам. Хотя иногда сам себе противоречит:
Свободен, вдов, себе я господин.
Монашеским известен повеленьем.
А следом же идет описание его заигрывания с Лизой, что, он считает, является само собой разумеющимся, ибо она его служанка:
Вот так Фамусов! Везде успеет:
Брюзглив, неугомонен, скор.
Правильно охарактеризовала его Софья, дочь.
Вся его жизнь – неутомимый бег: на обеды, ужины, крестины; за званиями, чинами. И еще раз возникает вопрос: а в чем смысл такой жизни?
Этот же вопрос возникает и при рассмотрении образа Молчалина: “Безродного пригрел и ввел в мое семейство, Дал чин асессора и взял в секретари; В Москву переведен – чем мое содейство; И будь не я, коптел бы ты в Твери”.
Так отзывается о Молчалине Фамусов. Не очень лестное определение. А все-таки, “Молчалины блаженствуют на свете!” Наш герой живет себе преспокойненько: ухаживает за дочкой хозяина, что сулит ему выгодную партию и возможность подняться, выбраться “из грязи в князи”, а за ее спиной заигрывает с Лизой:
Какое личико твое!
Как я тебя люблю!
По должности, тебя.
Хитрый, скрытный. Таким рисуется Молчалин уже в любовной коллизии. А в отношениях с Чацким, скорее, даже в отношении Чацкого к нему, образ Молчалина проявляется во всей своей красе. Именно Чацкий, думается, точнее и ярче всех характеризует Молчалина:
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Молчалин прежде был так глуп!
Уж разве поумнел.
Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей.
Высокий идеал московских всех мужей.
Верно, все верно! Но, как бы глуп и услужлив не был Молчалин, он выживет в этом обществе, ибо умеет пресмыкаться перед теми, кто может ему помочь. В какой-то мере герой похож на Фамусова: заигрывает с Лизой, глуп, идеал московских мужей. “Сын” стал подобием своего “отца”: усвоил все го уроки и заслужил благосклонность не только со стороны хозяина дома, но и со стороны дочери:
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел.
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от стариков не ступит за порог.
Конечно, нет в нем этого ума,
Что гений для иных; а для других – чума.
Да этакий ли ум семейство осчастливит.
. уступчив, скромен, тих.
Заметим, что она перечислила все те же качества, что и Чацкий. Но если для Чацкого это отрицательные качества личности, то для Софьи – это идеальный муж, за это она его и любит. За его скромность и услужливость.
“Ведь надобно зависеть от других, В чинах мы небольших”, -вторит ей сам Молчалин.
Пресмыкающееся существо – так можно охарактеризовать Молчалина. Но, тем не менее, это существо как раз и сможет выжить в этом мире, сможет всего добиться. Ибо он – порождение Фамусова, он его дитя. Молчалин понял, что выгоднее быть в союзе с “веком минувшим”, нежели с “веком нынешним”.
И Фамусов, и Молчалин будут спокойно властвовать в этом мире: один открыто, другой – исподтишка. И это будет продолжаться до тех пор, пока общество не поймет всю хилость старых устоев, не сможет принять новое и дать дорогу новым людям, способным изменить мир, сделать его лучше.
Так и в наше время: закоснелость старых устоев, пресмыкательство некоторых представителей бюрократического аппарата будут жить до тех пор, пока мы не поймем обязательность и необходимость преобразований, пока не осмелимся строить новый мир, мир будущего.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Фамусов и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума: сочинение Ссылка на основную публикацию