Секреты творчества уральского сказочника (П.П.Бажов): сочинение

В чем волшебство сказов П.П. Бажова?

Школьное сочинение

Связь общих героев, как главных, так и второстепенных, объединенных в группы в сказах “Малахитовая шкатулка” писателем сознательно продумывалась для того, чтобы придать книге особую целостность. Порой сказы связывает установка на одинаковое время и место действия. Нередко в них передается словно бы судьба одного трудового семейства: Степана и Насти, их дочки; Катерины и ее супруга умельца Данилы, а дальше и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Подобные семейные истории жили и по сей день продолжают жить на Урале.

Пытливый читатель, взявший в руки данную книгу, обязательно задумается над вопросом, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого “веселого” камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела — герои сказов П. П. Бажова.

Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством.

Главные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.

Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.

Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на “подземной каторге”, в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.

Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.

Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб “сердце радовалось” у людей при взгляде на их работу.

Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — “сколько камни стоят”. Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину “дорогую выдумку”. Как и Данила, исчез Митя.

Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.

Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.

Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.

Творения уральского сказочника, созданные на основе фольклора, всенародные по содержанию, человеколюбивые по идеям, абсолютно народны и по стилю, и по языку. Уже не одно поколение читателей веселили и захватывали замечательные сказы Павла Петровича Бажова. И долго-предолго будут они радовать всех своими интереснейшими сюжетами, ведь мудрость сказки принадлежит не единственному человеку и не единственному народу.

Сказка не ведает рубежей во времени и не знает границ между государствами и языками. Она неизменно нравственна, не выпячивается в нравоучение, обучает игре.

Реферат “Мудрец и сказочник П. Бажов”

Реферат и презентация о П.Бажове.

просмотреть:

Вложение Размер
bazhov_referat.doc 75.5 КБ
mudrets_i_skazochnik.pptx 1.14 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

МОУ ООШ с. Поповка

Реферат на тему

«Мудрец и сказочник

Павел Петрович Бажов»

ученик 4 класса

Яшина Любовь Алексеевна

Глава 1.Жизнь и творчество Павла Петровича Бажова

1)Детские годы Павла Бажова

2)Трудные годы и первые пробы пера

3)К Павлу Петровичу приходит известность

Глава 2.Память о П.П.Бажове

Впервые с творчеством Павла Бажова я познакомился в пять лет, тогда я ещё не умел просмотреть, и мне читала мама. Вторая встреча произошла в школе. В его сказах говорится о трудолюбивых людях, о необыкновенных, таинственных случаях, происходивших с ними. В них много волшебного, увлекательного в описании природы, животных. В этом году исполнилось 135 лет со дня рождения Павла Петровича Бажова.

Почему его книги до сих пор остаются любимыми? Как удалось ему узнать так много интересного из прошлого своего края? Как сумел он так увлекательно написать об этом?

Я попытался найти ответы на эти вопросы, работая над рефератом. Я изучил его автобиографию, написанную П.Бажовым незадолго до своей смерти, ресурсы сети Интернет, обратился к словарю С.И. Ожегова.

Глава 1. Жизнь и творчество Павла Петровича Бажова

Детские годы Павла Бажова

Павел Петрович Бажов родился 28 января 1879 года на Урале вблизи Екатеринбурга в городке Сысерть. Отец потомственный горнозаводской мастер завода Петр Васильевич Бажев (так тогда писалась эта фамилия), мать Августа Стефановна.

Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить, предвещать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было – Колдунков. И позже, когда Бажов стал печатать свои произведения, он подписывался одним из своих псевдонимов – Колдунков. А позже у Бажова были и такие прозвища: Днев, Огнев, П. Деревенский, П.Осинцев . Исследователи насчитывают более 20 псевдонимов.

Его отец Петр Васильевич Бажев был хорошим мастером, но с крепким характером, начальству спуску не давал, за что его прозвали “Сверло”. Руки у Петра Васильевича были золотые.

Мать писателя, Августа Стефановна, была искусной кружевницей. Она плела кружева и вязала ажурные чулки для жён и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа.

Будущий писатель жил в среде уральских горнорабочих. Впечатления детства оказались для Бажова самыми важными и яркими.

Он любил слушать старых бывалых людей, знатоков прошлого. Хорошими рассказчиками были сысертские старики Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин-Слышко, дед Слышко, «Стаканчик» из «Уральских былей». Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Он работал сторожем дровяных складов при заводе. У его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории о сказочном змее Полозе и его дочерях, о Хозяйке Медной горы, о бабке Синюшке. Надолго запомнил Паша Бажов рассказы этого старика.

Детство и отрочество Павла Петровича Бажова прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе.

Семья часто переезжала с завода на завод, что позволило будущему писателю хорошо узнать жизнь обширного горного округа и отразилось в его творчестве. Творчество П.П.Бажова прочно связано с жизнью горнозаводского Урала. Невозможно познать красоту Урала, если не побывать на удивительных, чарующих тишиной и покоем уральских прудах и озерах, в сосновых борах, на легендарных горах. Здесь веками жили и трудились талантливые мастера, только здесь мог изваять свой каменный цветок Данила-мастер, и где-то здесь уральские мастера видели Хозяйку медной горы.

Павел был в семье единственным сыном, родители смогли дать ему образование. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Бажов учился в мужской земской трехлетней школе, в которой был талантливый учитель словесности, сумевший увлечь ребят литературой. Десятилетний Бажов знал наизусть весь школьный сборник стихов Н.А.Некрасова.
Все советовали учить сына дальше, но бедность рабочей семьи не позволяла мечтать о гимназии или реальном училище. Даже единственного ребенка рабочая семья там учить не могла.

Остановились на Екатеринбургском духовном училище: в нем самая низкая плата за обучение, не надо покупать форму, да еще есть ученические квартиры– эти обстоятельства оказались решающими. Прекрасно сдав вступительные экзамены, Бажов был зачислен в Екатеринбургское духовное училище.

По окончании училища в 14 лет Павел поступил в Пермскую духовную семинарию, в которой обучался 6 лет. Это было время его знакомства с классической и современной литературой.

В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов. Настало время выбора пути в жизни. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт.

Трудные годы и первые пробы пера

В 20 лет Бажов начал учительствовать в начальной школе, в глухой уральской деревне возле Невьянска, а затем в Екатеринбурге и Камышлове. Он преподавал русский язык, много ездил по Уралу, интересовался фольклором, краеведением, этнографией, занимался журналистикой.

В течение пятнадцати лет, каждый год во время школьных каникул, Бажов пешком странствовал по родному краю, везде приглядывался к окружающей жизни, беседовал с рабочими, записывал их меткие слова, разговоры, рассказы, собирал фольклор, изучал труд гранильщиков, камнерезов, сталеваров, литейщиков, оружейников и многих других уральских мастеров. Богатый запас жизненных впечатлений очень помог ему в дальнейшем в работе журналиста, а потом и в писательском труде. Свою «кладовую» он пополнял всю жизнь.

Бажов вернулся в Екатеринбургское духовное училище–теперь уже в качестве преподавателя русского языка.

В 1907 году П. Бажов перешел в епархиальное (женское) училище, где до 1914 года вел занятия по русскому языку.

Здесь он знакомиться со своей будущей женой, а на тот момент его ученицей, Валентиной Иваницкой, с которой они поженились в 1911 году. Учителем в своей жизни Павел Петрович Бажов проработал 18 лет.

Писатель построил небольшой дом в Екатеринбурге, поселился там с мамой, молодой женой, появились дети. Молодая семья жила более содержательной жизнью, чем большинство сослуживцев Бажова. Супруги много читали, бывали в театрах. В их семье родилось четверо детей: три дочери – Ольга, Елена, Ариадна и сын Алексей.

Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В связи с материальными затруднениями супруги переселились в Камышлов. Павел Петрович перевелся в Камышловское духовное училище. Так бы и жила дружная учительская семья, но началась Гражданская война. Участвовал в гражданской войне 1918-21 гг. на Урале, в Сибири, на Алтае.

С первых дней войны писатель берётся за перо, становится главным редактором, писателем, корреспондентом, фельетонистом всё в одном лице – редактирует дивизионную газету «Окопная правда»

Война разбросала семью. Жена и дети оказались в Камышлове, а Павел Петрович – в Перми. Там он был арестован, бежал из тюрьмы в страшный мороз. Легко одетый, он пробирался в Екатеринбург пешком. Был момент, когда он упал на дороге и погиб бы, но мимо проезжал на санях крестьянин, который спрятал Бажова в сено и спас, провезя мимо военных постов.

Когда после скитаний он нашел свою семью, то увидел в темной избе больную жену, маленького мертвого сына и своих троих еле живых голодных детей. Опоздай он немного, и погибла бы вся его семья.

Наступил мир. Он опять стал учителем, журналистом. К сожалению, в годы гражданской войны погибли многие его записи уральских легенд, сказов, которые Бажов много лет собирал. Пришлось все начинать сначала.

В 1923-29 жил в Свердловске и работал в редакции «Крестьянской газеты». В это время им было написано свыше сорока сказов на темы уральского заводского фольклора. Писательский путь Бажова начался сравнительно поздно: первая книга очерков «Уральские были» вышла в свет в 1924.

К Павлу Петровичу приходит известность

С 1930 г. работает в Свердловском книжном издательстве. Непосредственно художественно-литературная деятельность началась поздно, в возрасте 57 лет. По его признанию – «просто не было времени для литературной работы такого рода».

Особенно тяжелым у Бажова был 1937 год. Его несправедливо уволили с работы (он тогда работал редактором). Могли в любой момент арестовать. Бажов целый год не выходил со двора, по ночам писал сказы. Весь 37-й год ждал по ночам ареста.

С “Малахитовой шкатулки” Бажов фактически заново начинался, как писатель, и отношение власти к нему стало совсем другим. Малахит дал название книге потому, что в этом камне, по Бажову, «радость земли собрана».

В 1939 выходит самое знаменитое произведение Бажова – сборник сказов «Малахитовая шкатулка». В этом же году, друзья решили отметить 60 лет Павлу Петровичу. На юбилей подарили Бажову первую книжку его сказов. Ее только что напечатали. В нее вошли первые 14 сказов. В последующие годы писатель всё пополнял и пополнял новыми произведениями драгоценную свою поэтическую «шкатулку». Они была так хороши, что “Малахитовую шкатулку” даже послали на Международную выставку в Нью-Йорк. Книгу стали часто издавать. “Малахитовая шкатулка” вернула честь Павлу Петровичу. Его не только приняли в Союз писателей, но и назначили руководителем областной писательской организации. За книгу сказов Бажов получил орден Ленина, Государственную премию. Его избрали в Верховный Совет страны.

В 1943 г. за книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Бажов был удостоен Сталинской премии второй степени.

В 1944 г. «Малахитовая шкатулка» была переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947 г. – в Париже. Переведено это произведение на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки, всего, по некоторым данным, на 100 языков мира.

Меня заинтересовало, почему его произведения называются сказы. В словаре Ожегова С.И. объясняется так: «Сказ – род народно-поэтичиского сказания, повествования. В литературоведении: повествование, ведущееся от лица рассказчика».

Бажов выбрал интересную форму повествования «сказ». Это прежде всего устное слово, устная форма речи, перенесенная в книгу. В его сказах мы слышим голос рассказчика – дедушки Слышко – причастного к событиям; он говорит колоритным народным языком, полным местных словечек и выражений, присказок и поговорок. И благодаря этому произведенья Павла Бажова становятся увлекательными. Сказы “Малахитовой шкатулки” во время войны помогали солдатам воевать, выживать людям в тылу. Произведения Бажова можно определить как «сказы» ещё и потому, что они восходят к уральским «тайным сказам» — устным преданиям горнорабочих и старателей. В них сочетались реально-бытовые и сказочные элементы.

В годы Великой Отечественной войны Павел Бажов помогал многим писателям. Много работы было у него, как у депутата. Бажов помог очень многим людям. Его называли “совестью писателей”.

Павел Петрович жил с семьей в своем старом доме, где любил работать в саду. В доме всегда было много народа, детей. Здесь любили принимать гостей, а любимым блюдом в те времена были пельмени с редькой. Одним из самых дорогих гостей дома был маршал Советского Союза, командующий Уральским военным округом Георгий Жуков. Вечером он заходил на огонек к писателю. «Добрые мысли нахожу в ваших сказах», – признавался Георгий Константинович.

Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручкой из камышинки. А когда совсем плохо стало с глазами, стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.

Павел Петрович пережил войну, радовался вместе со всеми Победе. Своими сказами он открыл миру уральские легенды, уральские характеры, уральский язык. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей.

Но и сам Бажов, как большой мастер, вложил много труда, знаний, вдохновения, чтобы подарить всем нам драгоценную “Малахитовую шкатулку”. Каждый из вас может ее открыть, “достать” из нее сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом. Создание сказов стало главным делом жизни Бажова. Кроме того, он редактировал книги и альманахи, в том числе по уральскому краеведению, возглавлял Свердловскую писательскую организацию, был главным редактором и директором Уральского книжного издательства.

Мудрый уральский писатель был похож на рассказчика своих сказов дедушку Слышко. Вот как о нём вспоминает писатель Лев Кассиль: « Небольшой и, несмотря на преклонный уже возраст, прямой. Несколько приземистый, прочно стоящий на своей уральской, воспетой им земле и даже, как мне всегда казалось, словно бы глубоко вросший в неё, бородатый, с ясно и глубоко светившимся взором из-под дремучих бровей. Он сам будто вышел из своей знаменитой книги, из недр легендарной горы».

Скончался Павел Петрович Бажов 3 декабря 1950 года в Москве, и был похоронен у себя на родине в Екатеринбурге. Похоронили писателя на высоком холме на Ивановском кладбище в Екатеринбурге. Остались у Бажова дочери, внуки и правнуки.

Глава 2. Память о П.П.Бажове

За свою биографию П. Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, сняты фильмы мультфильмы.

Художники любят рисовать иллюстрации к сказам Бажова. Бажова помнят у нас в стране, его именем названы улицы, библиотеки. В Копейске есть поселок его имени. По Волге ходит пароход “Павел Бажов”. В Сысерти и Екатеринбурге есть дома, где жил писатель. Теперь это музеи.

Каждое лето с 1993 г. в Чебаркульском районе проводится Бажовский фестиваль, на котором собираются те, кому дороги культура, народные традиции Урала.

В 1999 году к 120-летию писателя была учреждена Премия имени П. П. Бажова , которая ежегодно вручается в Екатеринбурге писателям за произведения на уральскую тематику.
Приуроченное ко дню рождения П.П.Бажова первое вручение литературной премии состоялось 30 января 2001 года в зале Камерного театра в Екатеринбурге. Специально к этому торжественному событию были отлиты золотые и серебряные медали.
Образы из сказов П.П. Бажова «Каменный цветок» и «Хозяйка медной горы» в виде зеленого каменного цветка с коронованной золотой (желтой) ящерицей изображены на гербе города Полевской Свердловской области, с окрестностями которого связаны многие сказы.
Дочь писателя Ариадна Павловна Бажова была замужем за сыном известного советского писателя Аркадия Петровича Гайдара – Тимуром Гайдаром.

Своими сказами он открыл миру уральские легенды и характеры людей, уральский язык. В его сказах – жизнь и работа уральских мастеров: гранильщиков, камнерезов, старателей. Но и сам Павел Петрович, как большой мастер вложил много труда, знания, вдохновения. Поэтому до сих пор они радуют и увлекают. Каждый из вас может открыть, его книгу достать из неё сказ и полюбоваться Бажовским, уральским словом.

Бажов П.П. Автобиография. 1950// lib.ru/TALES/BAZHOV/tom3.txt

Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. М. Просвещение.1987

Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. Русский язык. 1985

«Уральских гор сказочник — П. П. Бажов». Викторина в рамках литературной гостиной

Светлана Морозова
«Уральских гор сказочник — П. П. Бажов». Викторина в рамках литературной гостиной

• расширить знания детей о жизни и творчестве П. П. Бажова;

• развивать речевые умения и творческие способности;

• развивать воображение, мышление, культуру общения;

• воспитывать доброе отношение к людям, сострадание, трудолюбие;

• способствовать развитию интереса к литературному чтению.

• выставка книг с произведениями П. П. Бажова;

• иллюстрации к произведениям П. П. Бажова на слайдах; компьютер;

• карточки с отрывками из произведений, загадками, тестами;

предметы: оранжевый платочек,игрушки: кошка Муренка и ящерка, шкатулка, решето, гребешок.

Предварительная подготовка: за месяц до проведения праздника учащимся поручено пропросмотреть сказы П. П. Бажова, нарисовать иллюстрации к понравившимся произведениям.

Участники: ученики 2 – 4 классов

Ведущие: учителя начальных классов

Ход праздника:

1-й учитель. Дорогие ребята, уважаемые гости! Приглашаем вас на встречу с творчеством замечательного сказочника Уральских гор Павла Петровича Бажова, чье —летие отмечали (отметим) в январе этого года.

Послушайте, пожалуйста, биографию писателя.

Бажов

Насупленные брови, добрые, внимательные глаза, большая седая борода — на фотографиях Павел Петрович Бажов выглядит старым, мудрым сказочником. Он и был сказочником. Только герои его сказок жили, казалось, в самых не подходящих для сказок местах: в горных шахтах, среди заводского шума. Словом, там, где родился и прожил свою долгую жизнь этот замечательный писатель и человек.

А родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. Став учителем, он в свободное время бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков, записывал в толстую тетрадь всё, что они ему рассказывали: были и небылицы, подлинные истории и народные предания, песни, сложенные столетия назад. И много таких тетрадей накопилось у необычного учителя к тому времени, когда в нашей стране произошла революция.

И тогда Павел Бажов оставил учительство, запрятал свои тетради и добровольно пошел в Красную Армию, чтобы с винтовкой в руках защищать молодую Советскую Республику. Только после окончания гражданской войны Павел Бажов снова достал свои заветные тетради. И они стали заполняться новыми записями. К этому времени он был журналистом. По своим обязанностям ему приходилось очень часто ездить по старым уральским шахтам, горным заводам. И он не терял ни одной возможности, чтобы записывать все, что его так сильно привлекало.

Павлу Бажову были интересны простые уральские мастера, талантливые русские умельцы, которые лили сталь, делали оружие, создавали сказочные по красоте изделия из железа и чугуна. Его влекли душевная красота и достоинство трудового человека. Только таким открываются стихийные силы природы, только отважным и чистым душой людям удается проникнуть в заветные кладовые Уральских гор, только им дано разгадать их тайны. Так рассказывалось в тех преданиях, которые переходили от поколения к поколению.

В 1924 г. Павел Бажов выпустил свою первую книгу «Уральские были». А за ней последовали знаменитые «Малахитовая шкатулка», «Ключ-камень», «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и многие другие «уральские сказы», как назвал их автор.Они были радостным открытием для всех читателей: от детворы до умудренных старцев. В этих сказах фантастическое сливалось с реальным, в них происходили необыкновенные события, в которых все было, как и должно быть в настоящей сказке: добро побеждало зло, вся нечисть отступала перед мужеством и чистой совестью. Впервые героями сказок стали не гномы, не богатыри, обладающие необыкновенной силой, а рабочие люди, умеющие разглядеть в безжизненном камне его добрую, нужную людям суть. «Добрый гляделец» — так называли в уральских сказах таких людей.

По мотивам сказок созданы кинофильм «Каменный цветок», многочисленные произведения музыки, скульптуры, живописи.

2-й учитель. А теперь, ребята, предлагаем вам принять участие в викторине по творчеству П. П. Бажова.

1. Какие два героя встречаются в бажовских сказах чаще всего?

2. Назовите отчество Степана из сказа «Медной горы Хозяйка».

3. Какого цвета ленты были заплетены в косу Медной горы Хозяйки?

4. Как звали жену Степана?

5. Как звали мастера, который обучал Данилу малахитовому делу?

6. На каком музыкальном инструменте играл Данила, когда был малахитчиком?

7. Как звали невесту Данилы-мастера?

8. Какого цвета были перышки на шапке у Ильи из сказа

9. Какой камень воспевал Бажов в своих сказах?

10. Кто стал хозяйкой малахитовой шкатулки?

1-й учитель. Молодцы, ребята, хорошо подготовились к празднику! А теперь следующий конкурс. Будьте внимательны!

«Сказы начинаются… А как они называются?»

1. «Пошли раз двое наших заводских траву смотреть. А покосы у них дальние были. За Северушкой где-то.

День праздичный был, и жарко – страсть. Парун чистый. А оба в горе робили, на Гумешках то есть. Малахит-руду добывали, лазоревку тоже». («Медной горы Хозяйка».)

2. «У Настасьи, Степановой-то вдовы, шкатулка малахитова осталась. Со всяким женским прибором. Кольца там, серьги и протча по женскому обряду. Сама Хозяйка Медной горы одарила Степана этой шкатулкой, как он еще жениться собирался». («Малахитовая шкатулка».)

3. «Катя, – Данилова-то невеста, – незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, – она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается.

Парни таких редко сватают, вдовцы больше». («Горный мастер».)

4. «Сидели раз старатели круг огонька в лесу. Четверо больших, а пятый парнишечко. Лет так восьми. Не больше. Федюнькой его звали». («Огневушка-Поскакушка».)

5. «Росли в нашем заводе два парнишечка,по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили». («Голубая змейка».)

6. Жил в нашем заводе парень Илья. Вовсе бобылем остался – всю родню схоронил. И от всех ему наследство досталось. («Синюшкин колодец»).

2-й учитель. Ребята, вы любите отгадывать загадки?Наши загадки необычные: отгадки – герои сказов Бажова.

«Угадай героя сказа»

1) Небольшого росту девка,

И сама вся статная,

И коса её чернява,

Да такая ладная.

Платье цвета малахита,

В косе ленты яркие,

Глаза, словно изумруды,-

2) Махонька девчоночка –

Сама вроде кукленочка –

Резвехонько так пляшет.

В руке платочком машет.

3)Сиротой рос мальчишечка:

А сам, наверно, в маменьку.

У мастера Прокопьича

Малахитову делу обучался

И с самой Хозяйкой медной,

Говорят в народе, знался.

4) Козел тот особенный был,

Резво ножкой о камешки бил,

В каком месте топнет –

Камень дорогой появится.

Даренка все смотрит и удивляется…

Издалека-то его не разглядишь

И не разберешь, а близко к нему,

Как ни старайся, не подойдешь.

5) Сама чернявенька да босенька, а глазки зеленьки.

Красота-то, красота. Да будто кто-то подменил девчонку.

6) Ростом старушка небольшого. Платье на ней синее, платок синий, сама вся синехонька, да такая тощая. Однако глаза у нее молодые, синие да такие большие, будто не место им вовсе тут.

1-й учитель. Ребята, вы, наверное, обратили внимание на предметы, которые стоят на столе. Ваша задача – назвать хозяина этих предметов и вспомнить, из каких они сказов.

1. Малахитовая шкатулка. (Танюшка. Сказ «Малахитовая шкатулка».)

2. Оранжевый платочек. (Огневушка-Поскакушка из одноименного сказа.)

3. Кошка Муренка. (Даренка. Сказ «Серебряное копытце».)

4. Ящерка. (Медной горы Хозяйка из одноименного сказа.)

5. Гребешок (Голубая змейка)

6. Решето (Синюшкин колодец)

2-й учитель. Наш праздник подходит к концу, и последнее испытание – тестовые задания.

1. Как звали героиню сказа Бажова «Серебряное копытце»?

2. Каким животным было Серебряное копытце?

3. Сколько веток на рожках Серебряного копытца?

4. Какой ножкой топал Серебряное Копытце, когда выбивал самоцветы?

А – правой задней

Б – правой передней

В – левой задней

Г – левой передней

5. Как звали отца Павла Бажова?

6. Малой родиной Бажова можно спросмотреть:

В – Урал

Праздник оканчивается подведением итогов, награждением победителей, набравших большее количество очков.

Литература:

1) Дейстер И. В. Бажовский карнавал// Педсовет. 2004. №6.

2) Мишакова Е. И. Уральских гор сказочник// Приложение к журналу «Начальная школа». 2004.

3) Сказы П. П. Бажова.

Фотоотчет с выставки «Уральские самоцветы», посвященной 135-летию со дня рождения П. П. Бажова На этой неделе в нашем дошкольном учреждении под названием “Серебряное копытце” состоялось открытие выставки, посвященной 135-летию со дня.

Неделя творчества П. П. Бажова На неделе творчества Павла Петровича Бажова группа”Снежики” знакомилась с жизнью и творчеством уральского сказочника. Известный уральский.

Секреты творчества уральского сказочника (П. П. Бажов)

Большой интерес читателей к “Малахитовой шкатулке” побудил П. Бажова рассказать о том, как создавались сказы, раскрыть секреты своего творчества. Наполненная поездками, встречами со многими старыми уральскими рабочими жизнь газетчика, конечно, во многом обогатила писателя. Но, по его словам, самыми важными и яркими оказались впечатления детства. “Запас образов и сюжетов уральского рабочего творчества у меня был с детских лет”, – вспоминал П. П. Бажов.

Дома он многое услышал, узнал от отца и бабушки. Он любил слушать и других

Хорошими рассказчиками были многие старики, но лучшим из всех, кого довелось узнать Бажову, оказался старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток. Свои рассказы о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, необычных и загадочных случаях с рабочими, о “тайной силе” и девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов Хмелинин, как и впоследствии Бажов, не считал сказками.

Вот и в сказах Бажова мы все время ощущаем присутствие и даже как бы видим рассказчика – веселого старичка, дедушку Слышко. Прозвали его так за постоянное обращение к окружающим: “слышь-ко”, то есть: “знаешь ли”, “послушайте-ко”. Особенно заметно обращение деда к слушателям в начале повествования, когда он хочет привлечь внимание к рассказу, и в конце сказа, когда, как и при рассказывании сказок, часто “перекидывается мостик” в современность, слушателям предлагается поразмышлять над услышанным.

Но не только обращение к слушателям характеризует речь дедушки Слышко. Она передает нам его взгляд на мир, оценку людей и событий. Дед Слышко важен не только как рассказчик, передатчик известных ему сказов, но и как личность. Он, старый мастер, многое повидавший и, главное, испытавший на своем веку, является выразителем мнения и отношения народа к окружающему, к народным героям, к народным угнетателям. Первыми он восхищается, вторыми возмущается, язвит и смеется над их глупостью и ничтожеством, клеймит коварство и злобу. Особенно достается от него барам и приказчикам, а одобрение, восхищение рассказчика относится к героям активным, способным постоять за себя и других.

Нравственный пафос творчества Чехова Кто знает, как бы развивался талант Чехова, если бы ему не предшествовали долгие годы развития русской классической литературы, если бы не было прозы Пушкина, Гоголя, романов Тургенева, Толстого, Гончарова, Достоевского.

Роман “Всадники” – это вершина творчества Ю. Яновского Герои восьми романтических новелл, которые составляют роман, – самоотверженные борцы за новую жизнь. Столкновение старого и нового, и вдобавок в одной семье, приводит к трагедии, которая ломает судьбу всей семьи.

Последние годы творчества Гумилева В мае 198 года Гумилев уже был в революционном Петрограде. В том же году состоялся его развод с А А. Ахматовой, а в следующем году он женился на Анне Николаевне.

Анализ творчества Пушка периода южной ссылки Испуганное ростом освободительного движения, широким распространением пушкинских вольнолюбивых стихов, царское правительство весною 1820 г. сослало поэта на юг. Он отправился в Екатеринослав (ныне – Днепропетровск): там находилась канцелярия генерала Ин-зова.

Любовная лирика раннего творчества Лермонтова Любовные стихи раннего Лермонтова не столько о ней, сколько о нем. В отличие от многих предшественников у Лермонтова мотив любви обычно осложнен всем комплексом идей, присущих его лирическому герою: обычно.

Сочинение на тему: Отображение творчества Гоголя в искусстве Освещая эту большую тему, я должен рассказать о том, что Гоголь с детства любил народные песни и тонко их понимал. Об этом говорится в монографии В. Беркова “Гоголь и музыка”.

Влияние творчества Гоголя на мировую литературу “Книги Гоголя были для меня хлебом и солью в то время, когда этих необходимых для моего существования благ у меня совершенно не было”,- вспоминал известный румынский писатель, Михаил Садовяну, В.

Влияние творчества Пушкина на литературы братских народов В литературах многих братских народов (грузинского, армянского, татарского и многих-многих других) явственно ощущалось благотворное влияние пушкинского гения. Пребывание Пушкина на Украине (в 1820-1824 гг.) имело для него большое значение. Он.

Краткое изложение творчества Василия Симоненко Есть люди, которым судилось быть больше самих себя. Таким человеком является Василий Симоненко. На двадцать восьмом году оборвался его жизненный путь, а поэтический и духовный продолжается до сих пор. Василий.

Что такое “урбанизм”? На примере творчества Маяковского Творчество Владимира Маяковского одного из крупнейших русских поэтов-урбанистов, свидетельствует о том, что в теме капиталистического города выйти на путь истинной поэзии можно лишь, преодолев обе крайности. Социальный подход к явлениям.

Шедевр творчества Андерсена сказка “Соловей” К шедеврам сказочного творчества Андерсена относится и его знаменитый “Соловей”. М. Горький вспоминает в автобиографической повести “Детство”, как он впервые познакомился с этим произведением: “…мы начали просмотреть удивительную сказку “Соловей”.

Значение творчества Чехова для мировой литературы В XIX в. в русской драматургии и театре еще жива была традиция серьезной или высокой комедии, о которой еще Пушкин писал, что она “не основана единственно на смехе, но на.

Власть слова над нами огромна (на примере творчества Гоголя) Слово литературное, написанное, типографски отпечатанное и упакованное в переплет,- текст и только лишь текст. Он ничей; он середина, не имеющая начала. А нам надо знать, в результате каких поворотов судьбы.

Цель творчества – самоотдача. Б. Пастернак Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом. Находясь под.

Индивидуальность творчества Остапа Вишни Каждый из писателей имеет свой индивидуальный стиль, свое собственное “лицо”. Имеет его и Остап Вишня. Поэтому, когда говорят “Охотничьи улыбки” или “Зенитка”, сразу появляется улыбка. А как может быть иначе.

Казанский период творчества Толстого Как и в казанский период, еще более, чем в казанский, в годы с 1847-го по 1851-й Толстой живет как бы двойной жизнью. В нем постоянно противодействуют друг другу, борются между.

Тема творчества в лирике О. Э. Мандельштама О. Э. Мандельштам – не повсеместно известный лирик, но без него не только поэзия “серебряного века”, а вся русская поэзия уже непредставимы. Возможность утверждать это появилась лишь недавно. Мандельштам долгие.

Белинский и лирическое начало на примере творчества Пушкина Теперь Белинский особенно высоко начинает ценить в литературе именно лирическое начало. ” Субъективный” Шиллер стал для него дороже “объективного” Гете. Он пересматривает прежнее отрицательное отношение к “Горю от ума”. Теперь.

Из-за полога неизвестности (обзор творчества М. Вороного) История украинской литературы имеет два этапа, которые еще на сегодня не изученные. Первый период – 1900-1917 гг. Он частично освещен в некоторых изданиях Б. Лепкого, Л. Яновской, В. Винниченко, М.

Индивидуальность творчества Н. Кулиша Николай Кулиш – выдающийся драматург первой половины XX столетия. Художественно завершенные, остро-конфликтные произведения Н. Кулиша сделали признание их автору не только в Украине, а и далеко за ее пределами. Его.

Урок-путешествие «Павел Петрович Бажов – сказитель земли Уральской»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Среди просторов нашей большой земли есть край, где ты живешь, где твой родной дом. и куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать свой родной Урал. Чудесна природа Урала, лесные горы, голубые озера, быстрые реки. Но не только прекрасна Уральская земля. Она – сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: малахитом, самоцветами, яшмой, мрамором; полезными ископаемыми: углем, рудой, золотом. А какие люди живут на Урале! Настоящие мастера своего дела. Обо всем об этом писал знаменитый писатель Павел Петрович Бажов.

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, мы рассказываем о красоте края, в котором они живут, знакомим с его прошлым, с обрядами и обычаями людей, их бытом. Детям очень интересно узнать историю своего края, и поэтому они с удовольствием слушают произведения уральского сказителя “Огневушка-Поскакушка”, “Синюшкин колодец”, “Серебряное копытце”, “Золотой волос”, “Про Великого Полоза”. Сказы Бажова не только знакомят детей с прошлым людей, живших на Урале, но так же учат дружбе, честности, доброте, учат отличать добро от зла. Знакомство с ними способствует развитию познавательного интереса у младших школьников, в том числе к деятельности экспериментирования. Ведь дети младшего школьного возраста по природе своей пытливые исследователи окружающего мира. их заинтересовало, почему некоторые металлы притягивает магнит, а некоторые – нет; как появляются горы; будет ли гореть огонь, если нет воздуха. Ребята спорили, доказывали, рассуждали, добивались результата, научились самостоятельно делать выводы. Если не могли найти ответы на свои вопросы, обращались к взрослым, к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Это способствует развитию самостоятельной, творческой личности. А как обогащается и пополняется словарный запас детей! Ведь читая произведения, мы сталкиваемся с незнакомыми словами, требующими объяснения; интересными сравнениями и т.д.

Знакомя детей с творчеством П.П.Бажова, я смогла не только заинтересовать детей и их родителей, пополнила “малахитовую шкатулку” (творческий и интеллектуальный багаж) каждого ребенка знаниями и прошлом уральского края, мудрыми раздумьями о нравственности, интересом к познанию нового и неизведанного; желанием выразить свои впечатления в продуктивной деятельности.

Основная цель данной методической разработки заключается в расширении кругозора о литературе родного края через знакомство со сказами Бажова.

Таким образом, были сформулированы следующие задачи:

  • включить учащихся в эмоционально – творческую деятельность, связанную с прочитанными произведениями П.П. Бажова;
  • развивать устную речь школьников, воображение, творческие способности; умение общаться со сверстниками;
  • воспитывать любовь к родному краю, к чтению, чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Методическая разработка реализовывается в ходе занятия, для учащихся 4- 5 классов рассчитана на 40 мин (1 урок).

Место проведения: класс

Форма проведения: урок – путешествие

Методы обучения: исследовательский, игровой, объяснительно-иллюстративный метод эвристической беседы.

Использовались здоровьесберегающие образовательные технологии, обучение в сотрудничестве.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

  • смена видов деятельности;
  • динамическая пауза;
  • игровой компонент;
  • рефлексия.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, в парах.

Во время урока использовалось слушание, обсуждение, работа с картой ,просмотр презентации, чтение по цепочке, выборочное чтении.

Оборудование, необходимое для проведения подобного классного часа:

  • мультимедийный проектор,
  • экран, ноутбук,
  • мультимедийная презентация “Павел Петрович Бажов”
  • призы для учащихся;
  • музыкальное сопровождение праздника;
  • Карта Урала;

При подготовке к уроку ученики должны просмотреть сказы П.П.Бажова, подготовить рекомендацию для чтения понравившегося сказа, узнать интересные сведения об авторе.

Книжная выставка: “Малахитовая шкатулка” по произведениям Уральского писателя сказочника.Павла Бажова (1879-1950)

Ведущий 1: Здравствуйте, гости дорогие! Могучая цепь гор прорезает с севера на юг необозримые просторы русских равнин. Это Урал, в недрах которого хранятся несметные природные богатства: золото и драгоценные камни, медь и каменный уголь, мрамор и малахит. Урал – колыбель русской тяжелой промышленности, русской металлургии: еще при Петре I возникли здесь первые заводы и рудники.

Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.
Как девочки, сосны босые
Сбегают с заснеженных скал.
Я слышу – до жадного слуха
Пробилась она сквозь века –
Грохочет, гремит Громотуха,
Веселая, злая река.
Мне любы степенные речи,
Ночевки в избушках лесных,
И тяжесть котомки заплечной,
И ветер тревожной весны,
Гор неприступных высоты,
Где камни прозрачны, как лед,
И радость пытливой работы,
И песни спокойной полет,
Над краем, где сосны босые,
Сбегает с заснеженных скал.
Когда говорят о России –
Я вижу свой синий Урал.

Прославлены умельцы – камнерезы,
Хранители волшебного огня,
Чеканщики по стали и железу –
Уральцев знаменитая семья.
Да славятся седые рудознатцы, –
Пытливый, неуступчивый народ,
Умеющих без карты разобраться
В подземных дебрях каменных пород.
Почет и слава вам, мастеровые:
Горняк, строитель, токарь, сталевар,
Сыны труда, чьи руки золотые
Подняли и прославили Урал.

Ведущий 2: Урал наш батюшка богат и могуч, богатства его неисчислимы.

А открываются они только смелым, да умелым, да чистой душе.

Славится наша земля талантами. Жил когда-то на Урале замечательный человек, великий русский писатель Павел Петрович Бажов, сказитель земли Уральской. История нашего края неразрывно связана с его именем. 28 января 2014 года ему исполнилось 135 лет. Вот он- то и рассказал миру об Уральских умельцах, прославил в своих сказах родной край.

На Урале, что ни слово,
Что ни речь – то целый клад!
Сказы дедушки Бажова
Знает нынче стар и млад!

Ведущий 1: И сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир сказов этого великого уральского писателя. Познакомимся поближе с его творчеством. Проверим, знаете ли вы его произведения. Готовы? Ну, тогда в путь.

“Колдун уральский бородатый”, – сказал о Павле Петровиче Бажове Демьян Бедный. В самом деле, даже фамилия Бажов происходит от слова “бажить” – то есть ворожить, предвещать. У Бажова было и прозвище мальчишечье уличное – Колдунков.

Ведущий 1: 15 января или 28 января по новому стилю 1879 года в городе Сысертский Завод на Урале.

В рабочей семье Петра Васильевича и Августы Стефановны Бажевых (так писалась тогда фамилия этой семьи) родился будущий писатель Павел Петрович Бажов. Отец Павла был потомственный уральский рабочий, горнозаводской мастер на Сысертском металлургическом заводе. Он был опытным мастером, мастером золотые руки, имел независимый характер и за острый язык получил прозвище Сверло. Но характером строгим, поэтому на одном месте жить им приходилось недолго. Пережали часто с места на место. Мама занималась рукоделием, тем и жили.

Ведущий 2: Павел Бажов любил в детстве слушать старых горняков, знатоков прошлого. Такими людьми были Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но лучшим рассказчиком из всех был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин (в сказах П. П. Бажова дед Слышко). Лет тому было более70, а самому Павлу Бажову 12. Свои истории о необычных и загадочных случаях, ящерках, бурой кошке и других чудесных помощниках камнерезов и горняков В. Хмелинин никогда не называл сказками. Сказки, говаривал он, “маленьким рассказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житьё да про земельные дела – это вот помню. только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются”.С глубоким уважением чтил Павел Бажов своих первых воспитателей – старых заводских рабочих. Это были не только народные поэты, но и своеобразные историки. К ним принадлежала и родная бабушка писателя Авдотья Петровна. От любимой бабушки , большой выдумщицы и хорошей сказительницы, маленький Павел впервые услышал много сказок, легенд и рассказов.

Ведущий 1: Когда Бажов вырос, то окончил духовное училище (1889-93) в Екатеринбурге, затем в Пермской духовной семинарии (1893- 99). Сначала в 20 лет он работал в начальной школе глухой деревни Шайдуриха под городом Невьянском, затем в качестве преподавателя русского языка в Екатеринбургском духовном училище, в епархиальном (женском) училище, где он вёл занятия по русскому языку, а также церковнославянскому и алгебре. Во время летних каникул ездил по дальним деревенькам по уральским заводам и собирал фольклор, пословицы, поговорки, сказы, интересные истории и все это записывал в тетрадь. А потом переписывал на отдельные листы и расставлял в картотеки, которую называл “узелки на память”

Одна из выпускниц этого училища, Валентина Александровна Иваницкая, впоследствии в 1911 году стала женой Павла Петровича.

Ведущий 2:. Брак этот был счастливым и многодетным – семеро детей (дочь П. П. Бажова Ариадна вышла замуж за сына писателя А. П. Гайдара – Тимура. П. П. Бажов – дед политического деятеля Егора Гайдара)

Ведущий 1: Заслугой Бажова было то, что он сделал сказы уральских рабочих достоянием для всех. Самое первое произведение “Зеленая Кобылка” – героем которой, был он сам Павел Бажов. (показ)

Ведущий 2: Свою знаменитую “Малахитовую шкатулку” – книгу сказов – Павел Петрович Бажов создал, когда ему было уже 60 лет. Сборник вышел впервые в 1939 году в Свердловске (ныне Екатеринбург), и включал в себя 14 сказов.
“Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его невесте Насте Хозяйка Медной горы. Название книги оказалось удачным ещё и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, всё новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством”..

Ведущий 1:Что такое сказ? Чем он отличается от сказки и рассказа? Сказ – это устное слово, устная форма речи, перенесённая в книгу.

В изданиях “Малахитовой шкатулки” и отдельных её сказов всегда можно найти пояснения непонятных слов, понятий и выражений, а их немало в сказах Бажова. Ведь язык его сказов особый, его не спутаешь ни с какими другими произведениями. Многие слова, которые уральским горнякам и камнерезам были понятны и знакомы. Сейчас ушли из разговорной речи, но навсегда остались в нашей фольклорной и художественной литературе.

Ведущий 2: Действие всех сказов Павла Бажова происходит в горах и лесах Урала.Есть старая башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них свои богатства. Однажды великан растянул его, пояс лёг через всю землю: от Карского моря на Севере до южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет.

“Урал” по-башкирски – “пояс”. Длина его 2 500 километров. Вода, ветер, солнце и мороз давно уже разрушили когда-то величавые вершины Урала. Уральские горы невысоки, но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах каменного пояса. (Показ коллекции минералов)

Более 800 различных минералов хранится в Уральских горах. Это месторождения железа, меди, драгоценных камней, платины, золота, каменной соли. Люди, жившие на Урале, издавна умели не только добывать руды, но и выплавлять из них металл.

На Урале родилось слово “самоцветы”. Так называют драгоценные камни. Трудно указать драгоценный камень, которого не находили бы в Уральских горах. Урал – родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других прекрасных цветных камней.

Ведущий 1: “Работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется”. Так говорил сам П. П. Бажов.

Последний сказ Бажов написал в 1950 году, и он был опубликован уже после смерти писателя. Евгений Пермяк писал: “Значительные литературные произведения почти никогда не живут вне других видов искусств, перевоплощаясь в них, они получают новое звучание”. Так произошло и со сказами Павла Петровича Бажова. На театральной сцене были поставлены спектакль “Серебряное копытце”, балеты “Каменный цветок” в 1954 г. и “Сказ о каменном цветке”, опера “Сказ о каменном цветке” в 1950 г. Сняты художественные фильмы по сказам Бажова “Каменный цветок” в 1946 г. и “Тайна зелёного бора”, мультфильмы “Медной горы хозяйка” и “Подарёнка”. На ВВЦ можно увидеть фонтан “Каменный цветок”, плавает по рекам теплоход “Павел Бажов”, в Москве есть улица имени писателя, а рядом с ней – Малахитовая. На родине Бажова в Сысерти и в Екатеринбурге работают музеи П. П. Бажова, ему поставлены памятники, учреждена премия им. П. П. Бажова, которая присуждается за достижения в литературной деятельности на уральскую тематику.

(Просмотр слайдов 14,15,16, 17,18)

Ведущий 2: Павел Бажов отразил в своих сказах тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Но в сказах отражены лучшие черты русского характера. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.

Под зимним солнцем серебрится
Полей заснеженный простор,
И плавок видятся зарницы,
И очертанья дальних гор.
И словно виден росный берег,
И лебедей высокий взлет.
Так долго не хотелось верить,
Что в дом хозяин не войдет.
. буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой, бывало, до рассвета
Горел огонь в его окне.
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок

Ведущий 1: Надеюсь, что вам всем приятно было познакомиться или вспомнить сказы Бажова. О многом рассказал нам Павел Петрович: о родном Урале, о талантливых мастерах прошлого, о добрых, любознательных детях, жизнь которых была бедной и трудной, об удивительных сказочных героях, которые охраняли тайны и клады Урала.

И становится делом слово,
Продолжается сказ Бажова,
В каждом камне – цветы цветут.
Продолжаются Жизнь и Труд!

Ведущий 2: Мастер и мастерство – главные герои бажовских сказов. А мудрость, талант, трудолюбие, доброта – главные их свойства. Литературные герои Павла Петровича Бажова шагнули со страниц книги в нашу жизнь.

– Что вам запомнилось на классном часе? Чтобы вы хотели ещё узнать?

Дорогие ребята! Наше с вами путешествие подошло к концу. Хотелось бы пожелать вам дальнейших поисков красивого и необычного в нашей обыденной жизни, и берегите и храните то, что остается нам от предков и от великих людей в наследство. Всего самого наилучшего!

Литература для подготовки урока по творчеству П.П. Бажова.

  1. Бажов П.П. “Малахитовая шкатулка”.- М.: Художественная литература, 1990 год;
  2. Борисенко Е. “Как Данила у Хозяйки Медной горы побывал”, “Сценарии и репертуар””, 2004 г., № 5, стр. 77-86;
  3. Гуляева Е. “Самородочек”, “Театр читателя”. Репертуарный сборник, 2007 год, № 4, стр. 139-160;
  4. Лучников Г. Драгоценные россыпи. “Сценарии и репертуар”, 2004 год, №1, стр. 17-28;
  5. Прохоренко И.Ф. Литературные викторины для учащихся 5-9 кл. / И.Ф. Прохоренко. Ростов н/Д: Феникс, 2008 г., стр. 49;
  6. Тихоновская Г. “Уральские сюжеты”. “Молодежная эстрада”. Сценарии, пьесы, инсценировки. Лит-муз альманах, 2005 год, № 7-8-9, стр. 22-36.

В чём необычность и актуальность сказов П.П.Бажова?

ВСЕМ ТЕПЛА И УЮТА ЭТИМ ЛЕТНИМ ВЕЧЕРОМ!!))

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Уральский горнозаводской край – родина Павла Петровича Бажова. Заводская среда, в которой рос Бажов, смолоду привила ему любовь к родному краю, уважение подлинному мастерству. Здесь ценили умелые руки и презирали всяческое тунеядство.
В горнозаводских поселках бытовали «тайные сказы» – это народные предания о тяжком труде в старых рудниках. Из поколения в поколение передавались и кладоискательские сказы. И в них говорилось о больших сокровищах, скрытых в Уральских горах. По преданию их охраняла «тайная сила» – Малахитница, гигантский змей Полоз и другие персонажи. А рядом с ними возникал «горник», которому «тайная сила» открывала доступ к богатству.
Слышал эти горняцкие сказы Павел Бажов и в родном доме, и от стариков. У него накопился запас «живых» наблюдений, которые впоследствии легли в основу главной его книги «Малахитовая шкатулка».

.
Актуальность сказок в том, что в этом году исполняется 135 лет со дня рождения П.П.Бажова, а в современном мире, где человечество утратило уважение к труду, сказы Бажова как раз напоминают нам о том, что «Не всяк хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», и учат нас с почтением относиться к работе, к трудовому человеку, который высшей ценностью считает умение трудиться.

Тема и основная идея сказов П.П.Бажова, своеобразие образов трудового народа.
Основной темой сказов Бажова стала тема высокого мастерства, исторического новаторства рабочего человека.
Первое издание «Малахитовой шкатулки» состояло из 14 сказов. В последующее годы писатель все пополнял свою драгоценную «шкатулку».

Сказы Бажова образуют несколько циклов: это сказы о чудесных мастерах; о рудокопах; о Ленине; и в последние годы – сказы-были, сказы-притчи, как бы уроки жизни.
Герой бажовских сказов – рабочий человек не преклоняется перед могучими и грозными хозяевами, не отступает перед ними, а противостоит им как равный.

Сказы о мастерах воспевают смелую выдумку, умелые рабочие руки, труд, превращающийся в творчество. Истинное мастерство, думал писатель, это всегда поиски, новаторство, а не добросовестность. Например в сказе «Горный мастер» камнерез Данила задумал воплотить из камня красоту лесного цветка. Но не удается ему малахитовая чаша, хоть ее хвалят, а он не рад. Идет Данила к самой Хозяйке Медной горы, просит показать сказочный «каменный цветок». У Бажова она – хранительница секретов высокого мастерства. Этот образ фантастический.

Сказы о рудокопах тоже связаны с фантастическим образом из горняцких легенд: хранитель золотых залежей Полоз, его дочери Змеевки. Есть в этих персонажах что-то мощное, особенное. В этих сказочных героях воплощен образ самой природы. На этом и основан мотив дружбы – только в единстве с природой можно добиться успеха. Сама природа восстает против потребительского отношения к ее дарам, жестоко наказывает тех, кто пытается превратить в деньги ее чудесные самоцветы, руду, золото. Важная роль в создании таинственного и чудесного отводится в бажовских сказах волшебным предметам. Например, малахитовая шкатулка может уменьшаться в размерах, ее нельзя украсть (случай с хитником из сказа «Малахитовая шкатулка»), кольца, серьги, бусы и прочие украшения из шкатулки могут светиться, излучать тепло или холод, превращаться в капли и совсем исчезнуть. Почему? Потому что шкатулка и украшения чудесные; рациональное объяснение здесь невозможно. В отношении к волшебным предметам раскрываются характеры персонажей. С их помощью хозяева земных богатств либо награждают, либо наказывают человека.

Есть у Бажова и группа сатирических сказов, осмеивающих пустоту и бессмысленность человеческой алчности. Например, «Сочневы камешки», где нашел герой россыпь драгоценных изумрудов, набил жадно кошелек, да хвалиться всем стал, и вдруг пуст кошелек оказался, «посмеялась над ним грозная Хозяйка».
Характерная черта сказов Бажова – их живописность, жизнерадостность, богатство речи. В сою записную книжку Павел Петрович всегда заносил словечки и речевые обороты, передающие характерные черты быта уральских горнозаводских рабочих. Во фразах много уменьшительно-ласкательных слов: ушки, хлебушка, мяконького, ломоточками, грудкой («Про Великого Полоза»). Речь героев напевна: слеза – слезой, сажа – сажей, звон – звоном, ни недогару ни перегару. Все средства подчинены главной задаче – раскрыть образ трудового человека.

Грозные годы Великой Отечественной войны явились новым испытанием для горнозаводского Урала. Осмысливая все пережитое, П.Бажов пишет свои сказы-были. Здесь уже нет фантастических героев, события обыденны, но за ними писатель учит вдумываться, вглядываться в жизнь. В центре рассказчик – старый, бывалый горняк, который учит на повседневных примерах как надо достойно жить. Например, сказ «Живинка в деле», где герой Тимоха решил обучиться каждому делу. Все смеялись над ним, а Тимоха всему научился, да только это было ремесло, а не подлинное мастерство. Понял это он, когда не смог победить старого мастера Нефеда. А учил Нефед в каждом деле «живинку» искать.

Человека сам обязан определить свою судьбу, каким путем идти в жизни, – вот чему учат бажовские сказы-притчи.
Географически Сказы связаны со старинным Сысертским горнозаводским округом, «в состав которого, – указывал П. Бажов, – входили пять заводов: Сысертский или Сысерть – главный завод округа, Полевской (он же Полевая или Полева) – самый старый завод округа, Северский (Северна), Верхний (Верх-Сысертский), Ильинский (Нижне-Сысертский). Вблизи Полевского завода было и знаменитейшее медное месторождение крепостной поры Урала – рудник Гумёшки, иначе Медная гора, или просто Гора. С этими Гумёшками, которые в течение столетия были жуткой подземной каторгой не одного поколения рабочих, связана большая часть сказов Полевского района».

Итак, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1.Хозяева земных богатств совмещают у Бажова одновременно и грозные силы природы, и человеческие черты. Это важно для выражения мыслей автора. Являясь силой карающей и награждающей, Хозяйка Медной горы и великий Полоз сопровождают героев в их жизни, награждая и наказывая, открывая тайны мастерства и секреты родной земли.

2. С фольклором сказы связывает и обращение к изображению чудесных предметов. Они часто являются дарами за высокие нравственные качества героев, их уважение к родной земле, ее природе и таинствам. Однако, как и в народных сюжетах, предметы, обладающие волшебными свойствами, имеют две стороны: они часто несут в себе не только благо, но и отрицательные черты, подчеркивая авторскую мысль в том, что истинное богатство заключено не в золоте и драгоценностях, а в душевной красоте и творчестве;

3.Воздаяние за добро и зло, любовь, семейные взаимоотношения, Бажов добавляет к ним важность творчества для жизни человека и расплата за полученный дар творить.
Сказы П.П. Бажова сочетают в себе фантастические образы, язык народных преданий и народной мудрости. Но П.П. Бажов – самостоятельный художник, использовавший великолепное знание уральского горняцкого быта и устного творчества для своих идей. Рассказывая об искусстве уральских умельцев, о талантливости русского рабочего, отражая красочность и своеобразие старого горнозаводского быта, П.П. Бажов вместе с тем ставит в сказах общие вопросы – об истинной нравственности, о душевной красоте и достоинстве трудового человека, об эстетических и психологических законах творчества.

Заключение.
Писатель Павел Петрович Бажов хотел, чтобы его сказы не просто читались как развлекательные истории, а чтобы из них мы, читатели, извлекали нравственные уроки для себя, для воспитания своей души.
• Человек должен о ком-то заботиться
• Человек должен стремиться к знаниям, быть любознательным.
• Человек должен быть добрым и бескорыстным.
• Человек должен быть трудолюбивым, жить своим трудом, а не зариться на даровые богатства.
• Человек должен учиться видеть подлинную красоту вокруг себя, не уничтожать, а беречь ее для будущих поколений.
• Красота не должна оцениваться деньгами, ею надо любоваться.
• К природным богатствам необходимо относиться бережно и с пользой, не злоупотреблять, если их много.
• Доброта и благородство всегда вознаграждаются не только в сказах, но и в реальной жизни.
• Дети с малых лет должны себя спросмотреть ответственными членами семьи, во всем помогать взрослым.
Образы сказочных героев Бажова нашли большой отклик во многих видах искусства: театр и кино, станковое и монументальное искусство, скульптура и мелкая пластика, декоративно-прикладное творчество.
Герои уральских сказов представлены в камне, чугуне и фарфоре, в мозаичных панно и чеканке по металлу, декоративной росписи и ювелирных изделиях.

Сказы Павла Петровича Бажова так умны и так красивы, что композиторы сочиняют к ним музыку, художники рисуют иллюстрации.
Каждый из нас может открыть для себя «Малахитовую шкатулку», «достать» понравившийся сказ и полюбоваться мастерством уральского сказочника Павла Петровича Бажова.
В заключении я хочу привести слова, завершающие один из бажовских сказов: «Работа – она штука долговечная. Человек умрет, а дело его останется. Вот ты и смекай, как жить-то?»
Высокое мастерство, историческое новаторство рабоч.

Читайте также:  Рецензия на рассказ Бабеля Соль: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.