Рецензия на рассказ Бабеля Соль: сочинение

«Рецензия на рассказ Бабеля «Соль»»

«Конармия» И. Бабеля — это сборник небольших новелл, связанных темой гражданской войны, единым образом повествователя и повторяющимися персонажами без подробного описания их жизни. Мерцающая многолюдность оправдана буднями первой Конной — кто-то погибает, кто-то теряется на дорогах войны.

Одна из новелл имеет название «Соль». Она повествует о том, как «любезные казачки» пустили в вагон поезда женщину с грудным младенцем на руках, но, поняв, что свёрток на груди не ребёнок, выбросили несчастную из вагона, расстреляв из винтовки, поскольку при падении она оказалась жива. Повествование ведётся от лица солдата Никиты Балмашева. Это простой, малограмотный казак. Язык его письма пестрит просторечиями, бранными словами: «надеюся», «семь ден», «пробивши первый звонок», «антиресное дитё». Кроме того, встречаются в его повествовании революционные штампы: «способствовать общему делу», «поруганной власти», «трудящаяся мать в Республике». Можно предположить, что герой, как и тысячи других, обманут временем, он всего лишь орудие в руках гигантской революционной машины.

Нельзя к поступку Балмашева относиться однозначно. Сначала солдат с сочувствием отнёсся к женщине с младенцем на руках. Он был на поле боя, убивал людей, совершал насилие над женщинами, возможно, грабил, занимался мародёрством. Он понимал, что беззащитная женщина с ребёнком в такое опасное и жестокое время может попасть в беду. Балмашев заступился за неё перед взводом: «удивляет меня слышать от вас такую жеребятину, вспомните, взвод, вашу жизнь и как вы сами были дитями при ваших матерях и получается вроде того, что не годится так говорить».

Каждый, кто услышал эти слова, вспомнил о своём доме, семье. Сердца их наполнились теплом и жалостью к женшине и младенцу: «Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дитя, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет и приедете вы, нетронутая, к вашему мужу, как это вам желательно и надеемся на вашу совесть, что вы выростите нам смену, потому что старое старится, а молодняка видать мало».

Но когда обман раскрылся (в пелёнках оказался спрятанным «добрый пудовик соли»), сострадание Балмашева превратилось в озлобленность. Ведь он сам просил пустить в поезд мешочницу, потому чувствовал себя перед товарищами неудобно и заставил женщину перед всеми оправдаться. И когда та смело ответила за свой поступок, главный герой совсем забыл о доме, о родных его сердцу людях, забыл, что перед ним стоит всё-таки женщина, у которой на самом деле могла быть семья. Теперь Балмашев не человек, а борец за дело революции, для которого все люди делятся на своих и чужих. И чужих нужно уничтожать во что бы то ни стало, даже ценой своей жизни. Этим можно объяснить желание героя прыгнуть с поезда и убить женщину, которую он только что столкнул на землю. Бойцы пожалели товарища, который мог погибнуть, и предложили застрелить её из винта. Никто из них не пожалел женщину. Она просто пыталась выжить, как тысячи других мирных жителей. В то время было много спекулянтов, так называемых мешочников, которые меняли любой редкий товар на пищу или что-то другое.

Отношение к женщинам у солдат абсурдно. Бойцы насилуют и тут же жалеют их, сочувствуют их нелёгкой доле. Они сами осознают свою жестокость, но уже не хотят остановиться перед возможностью насилия. Чего стоит такое звериное сострадание?

Эта зарисовка, выхваченная из революционных будней, показывает, как идея партии убивала в людях всё живое и гуманное. В жестокое время гражданской войны терялись родственные и дружественные связи. Многие даже до конца не осознавали, за что конкретно ведут борьбу, слепо верили, что большевики подарят народу счастливую безбедную жизнь. Они голодали, болели, вели борьбу в нестерпимых условиях, но терпели, по ночам мечтая о родном доме. Чья вина в страданиях тысяч людей? Автор не даёт ответа. Человеческая жизнь в революции обесценена — вот к какому выводу подводит нас автор. Увы, бойцы верят, что жестокость на войне — необходимость. Бабель заставляет нас задуматься о стихийной жестокости народа в гражданской войне, о том, что тяга к дому, к нормальной мирной жизни, сохраняющаяся в обожженной войной душе буденовских казаков, может прорасти ростками гуманизма, и тогда они заботливо оберегают от опасности женщину с ребенком. Но может прорасти и необузданной жестокостью, когда, раскрыв обман, конармейцы легко расправляются с беззащитной женщиной, невольно посмеявшейся над их сокровенными чувствами.

Тема гражданской войны, её жестокости и бесполезности интересовала многих писателей: Фадеева, Шолохова, Булгакова. Писательский взгляд Бабеля на революцию, которую он изобразил резко отрицательно, изнутри закончился для него трагически — «Конармия» была объявлена отходом от советской действительности. Он сам обвинён в участии в троцкистской организации, шпионаже в пользу французской разведки и расстрелян.

Рецензия на рассказ И. Бабеля «Соль»

Первая половина 20 века была для России очень тяжелой, наполненной большим количеством событий. Революция 1917 года полностью сломала прежние устои, перевернула жизнь страны. Последовавшие за ней жестокие, кровавые, голодные годы оставили в сердцах людей неизгладимый след. Практически все писатели того периода касались в своих произведениях темы революции и гражданской войны. Не был в этом плане исключением и И. Бабель.
В 1920 году писатель попал в Первую конную армию. Впечатления от увиденного Бабель неизменно заносил в тетрадку. Это в дальнейшем и стало основой сборника новелл «Конармия», вышедшего в свет в 1926 году.
Один из рассказов называется «Соль». Он оформлен как письмо в редакцию. Главное действующее лицо рассказа – автор письма красноармеец Никита Балмашев, образ, вобравший в себя характерные черты психологии вершителей власти того времени. Именно его глазами, глазами простолюдина, фанатично отстаивающего поверхностно понятые идеалы революции, мы видим разворачивающуюся в произведении историю. Перед нами предстает еще одно свидетельство жестокости того времени, не перестающей поражать все новыми и новыми подробностями деградации моральных ценностей исполнителей буквы закона. В вагон с солдатами, к великому, как ей наверняка казалось, счастью, попадает женщина с ребенком, который на самом деле оказывается солью, спасительным продуктом, может быть, именно для того и нужным, чтобы прокормить настоящее дитя. К сожалению, план ее оказывается не таким удачным, ведь истинный «боец революции» Никита Балмашев знает меру милости человеческой, ум его всегда на страже порядка. Очень скоро он подмечает, что дитя «титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит…». Сорвав со свертка пеленки, он словно срывает с себя пробившуюся было через затвердевший налет грубости, насилия и мародерства человечность. Ослепленный такой наглостью со стороны «вредной гражданки» и стыдом перед «казачками», он не задумываясь сбрасывает ее с движущегося поезда, а потом, увидев, что она жива, решает спрыгнуть вслед за ней и добить. Но «заботливые» бойцы советуют ему довершить начатое винтовкой. Так обрывается жизнь «гнусной контрреволюционерки», выбравшей «подлую дорожку» выживания в нечеловеческих условиях. Так восходит кровавое, неоправданно жестокое солнце революции, выжигающее своими лучами милосердие, понимание и сострадание в тех, кто эту революцию вершит.
Если у читателя подобная история вызывает бурю эмоций и переживаний, то позиции И.Бабеля по отношению к героям и событиям рассказа здесь как таковой не прослеживается. Есть вещи, говорящие сами за себя. Они не требуют дополнительного авторского комментария, способного повлиять на отношение читателя к описываемому, особенно если предполагаемая оценка рассказа заведомо однозначна. Горькая ирония кроется в выборе писателем повествующего лица.С помощью него, как с помощью зеркала, он отражает все отрицательные стороны гражданской войны и революции. Боец Никита Балмашев, не только не отдает себе отчета в том, какие дикие вещи он рассказывает, он гордится стремлением «беспощадно поступать со всеми изменниками», к которым причисляет и погибшую бедную женщину. С каким воодушевлением он это делает! Только вместо сочувствия к нему испытываешь отвращение и даже жалость, как к обманутому временем.
Смена власти вытащила на свет все темные помыслы человека, всю его малограмотность, извращенность и душевную черствость. В руках именно таких людей оказались судьбы множества мирных граждан, пытавшихся просто выжить в тех жутких условиях. Но вместо заботы они чувствовали только страх и обреченность. Обо всем этом болела душа Бабеля, об этом были его мысли, так ярко изложенные в рассказе «Соль». Эта яркость была достигнута не только с помощью стремительно развивающихся событий сюжета, но и с помощью языка главного героя Балмашева.. Его речь пестрит просторечиями: «кой-чего», «семь ден тому назад», «с грудным дитем на руках».Они перемешаны с нелепыми канцеляризмами: «вышеизложенную станцию», «фигурировала небезызвестная соль». Эти новомодные словечки, несомненно, придавали человеку, их употреблявшему, важности и в собственных глазах, и в глазах окружавших его людей. На самом же деле такой язык легко обнаруживает безграмотность говорящего, характеризует его как человека, которому не место у власти. Но, к сожалению, таких людей в те неспокойные времена было немало.
Все эти герои до сих пор вызывают резкое осуждение у обычного читателя, заставляют еще раз задуматься над тем, что неожиданно обретенная власть может сделать с обычным человеком. Перечитывая это рассказ, начинаешь испытывать невольную благодарность за такое красноречивое напоминание о непреходящей необходимости оставаться человеком в самом лучшем смысле этого слова. Благодарность эта усиливается от сознания тяжести судьбы писателя. И. Бабель был уличен в предательстве Родины и расстрелян. На его «Конармию» поставили клеймо вредоносности, лишний раз подчеркнув правдивость и обличительный характер рассказов, которые в наше время продолжают открывать тайны далеко не безоблачного прошлого России.

Читайте также:  Секреты творчества уральского сказочника (П.П.Бажов): сочинение

Сочинение по рассказу Бабеля «Соль»

Сюжет рассказа представляет собой трагическую историю женщины-спекулянтки, или, как тогда говорили, «мешочницы», пытающейся получить место в воинском эшелоне, прикинувшись матерью с грудным ребенком. Об этом говорится в письме в редакцию одного из бойцов, Никиты Балмашева.

Бабель нарочно избрал для «Соли» форму письма малограмотного конармейца, чтобы рассказать о происшествии народным, безыскусным языком. Балмашев убеждает своих товарищей пустить несчастную женщину, будто бы едущую на встречу с мужем, к себе в вагон. Когда конармейцы отпускают сальности в ее адрес, Балмашев их урезонивает: «Удивляет меня слышать от вас такую жеребятину. Вспомните, взвод, вашу жизнь и как вы сами были детями при ваших матерях, и получается вроде того, что не годится так говорить. »

Женщину пускают в эшелон. Однако во время поездки очень скоро открывается обман. Ребенок не кричит, не плачет, не сосет материнскую грудь. Балмашев раскрывает пеленки мнимого младенца и находит под ними «добрый пудовик соли». Мешочница просит простить ее — лихо-де обмануло. Рассказчик ей отвечает: «Балмашев простит твоему лиху. Балмашеву оно немного стоит, Балмашев за что купил, за то и продает. Но оборотись к казакам, женщина, которые тебя возвысили как трудящуюся мать в республике.

Оборотись на этих двух девиц, которые плачут в настоящее время, как пострадавшие от нас этой ночью. Оборотись на жен наших на пшеничной Кубани, которые исходят женской силой без мужей, и те, то же самое одинокие, по злой воле насильничают проходящих в их жизни девушек. А тебя не трогали, хотя тебя, неподобную, только и трогать. Оборотись на Расею, задавленную болью. » Однако возвышенный монолог бойца не произвел никакого впечатления на лишившуюся соли спекулянтку. Она бросает конармейцам в лицо страшные обвинения, будто они не «Расею» защищают, а «жидов» Ленина и Троцкого.

Такого оскорбления бойцы стерпеть не могут. Балмашев в своем письме утверждает: «. Я действительно признаю, что выбросил эту гражданку на ходу под откос, но она, как очень грубая, посидела, махнула юбками и пошла своей подлой дорожкой. И, увидев эту невредимую женщину, и несказанную Расею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и поруганных девиц, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются, я захотел спрыгнуть с вагона и себя кончить или ее кончить. Но казаки имели ко мне сожаление и сказали:

И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».

Конармейцы заботятся о женщине с ребенком, поскольку она напоминает им о доме, об оставленных женах и детях, о мирной довоенной жизни. Когда же обман раскрывается, гнев Балмашева и его товарищей не знает границ. Женщину ждет скорая смерть. Никто даже не задумывается, что, может, у мешочницы действительно есть дети, что, может, ради них она повезла менять соль на другие продукты.

Правда, после разоблачения мнимая мать ни разу не вспоминает о детях, и сначала, как подчеркивает автор, говорит с казаками очень «хладнокровно». Она скорее всего детей не имеет и нужды не знает. Поэтому, когда понимает, что драгоценной соли назад уже не вернуть, начинает вести прямо «контрреволюционные» речи, заявляя, что красноармейцы продали Россию. Это и провоцирует расправу.

Может показаться, что Бабель на стороне Балмашева, оправдывающего свой поступок тем, что «гнусная гражданка. есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам на своем тысячном коне. Его видать, того генерала, со всех дорог, и трудящийся имеет свою думку-мечту его порезать, а вас, несчетная гражданка, с вашими антиресными детками, которые хлеба не просят и до ветра не бегают, — вас не видать, как блоху, и вы точите, точите, точите. »

В финале же Балмашев приравнивает расстрелянную мешочницу к «изменникам», которые «тащат нас в яму и хотят повернуть речку обратно, и выстелить Расею трупами и мертвой травой. » Однако читателю-то понятно, что мелкая спекулянтка, собиравшаяся выменять на мешок дефицитной тогда соли мануфактуру, сахар, сало или что-нибудь еще нужное в хозяйстве, никак не могла иметь намерения «выстелить Расею трупами» и вряд ли заслуживала столь суровой кары как расстрел на месте без суда и следствия.

На самом деле Бабель заставляет нас задуматься о стихийной жестокости народа в гражданской войне, о том, что тяга к дому, к нормальной мирной жизни, сохраняющаяся в обожженной войной душе буденновских казаков, может прорасти ростками гуманизма, и тогда они заботливо оберегают от опасности женщину с ребенком. Но может прорасти и необузданной жестокостью, когда, раскрыв обман, конармейцы легко расправляются с беззащитной женщиной, невольно посмеявшейся над их сокровенными чувствами.

Предыдущий реферат из данного раздела: Что такое личность? («Конармия»)

Рецензия на рассказ И. Бабеля “Соль”

Рассказ “Соль” входит в цикл рассказов И. Бабеля “Конармия” (1926). “Конармия” имеет фрагментарную, разорванную композицию, что позволяет автору показать объект своего художественного исследования с разных сторон. А этим объектом является трагическое событие в истории России начала 20 века – гражданская война.
Рассказ “Соль”, на мой взгляд, повествует о трагической стороне гражданской войны, вернее, об одной из них. Построено данное произведение как письмо в редакцию одного из “солдат революции” – Никиты Балмашева.
Стилистически верно передана речь данного героя: “Хочу описать вам за несознательность женщин, которые нам вредные”, “Поэтому опишу вам только за то, что мои глаза собственноручно видели”, “Все мы горели способствовать общему делу и имели направление на Бердичев”. Она напоминает речь рассказчика из романа А. Платонова “Котлован”. Это варварская смесь просторечий и канцеляризмов, неуместно и неправильно употребленных, является характерной чертой того сложного времени.
Психологически тонко рисуется и характер Балмашева. Это фанатически преданный делу революции человек, готовый ради него на все, вплоть до убийства. Балмашев, говоря словами А. Фадеева, обладает “революционной нравственностью”. То есть он, как и герои фадеевского “Разгрома”, считает, что все, что способствует делу революции, – нравственно, а что мешает ему – безнравственно.
Очень жаль, что Никита, как и сотни тысяч других “солдат революции”, во многом заблуждается, во многом является жертвой обмана. Вспомним его возмущение и искреннюю уверенность в том, что Троцкий – один из “вождей революции” в то время – “есть отчаянный сын тамбовского губернатора и вступился, хотя другого звания, за трудящийся класс”.
Сюжет рассказа “Соль” незатейлив и прост. В вагон к солдатам просится “представительная женщина” с грудным ребенком. Она рассказывает историю о том, что не может добраться до своего мужа, и просит солдат взять ее в вагон.
Бабель без всяких прикрас показывает облик “солдат революции”. Эти мужики начали отпускать непристойные шутки в адрес женщины: “Пускай ее, – кричат ребята, – опосля нас она и мужа не захочет!” Вспомним, к тому же, что до появления этой героини “ребята”, ехавшие в вагоне, разогнали всех “мешочников”, а некоторых “женщин посадили по теплушкам”. Так в вагоне второго взвода оказались еще “две девицы”.
После небольшого внушения Балмашева, который призвал солдат иметь уважение к женщине и ребенку, вспомнить свои семьи, взвод решил помочь героине, довести ее до мужа “в целости и сохранности”: “Садитесь, женщина, в куток, ласкайте ваше дите, как водится с матерями, никто вас в кутке не тронет”.
Но весь вечер Никиту мучают смутные догадки. Наконец, не выдержав, ночью, он подходит к героине, отбирает у нее “ребенка” и срывает со свертка пеленки. “Дите” оказывается большим мешком с солью, а “представительная” мать – обычной мешочницей, спекулянткой.
В свое оправдание женщина говорит: “Простите, любезные казачки – … не я обманула, лихо мое обмануло…”. Эти слова затрагивают важную проблему – нравственности поступков спекулянтов-мешочников и вообще людей в условиях гражданской войны. С одной стороны, спекуляция сама по себе не очень хорошее дело. Кроме того, эту женщину, как и всех остальных мешочников, Никита считает контрреволюционерами, которые невидимо точат дело революции. С другой стороны, эти “враги народа” пытаются выжить и прокормить свои семьи, в первую очередь.
Между Балмашевым и женщиной происходит важный разговор, показывающий разные позиции героев, демонстрирующий раскол российского общества на два непримиримых лагеря. Рассказчик утверждает, что своими делами “за Расею думает”, спекулянтка же считает, что он, как и многие другие, “жидов Ленина и Троцкого спасает…” Эти позиции кардинально противоположны, и никогда не найдется у них точек соприкосновения. Поэтому и происходят каждый день кровавые столкновения, убийства, бесчеловечные жестокости, личные трагедии. Поэтому так жесток, но логичен финал рассказа.
Никита Балмашев выбросил женщину из вагона на полном ходу поезда. Но этого ему показалось мало. Увидев, что “эта гражданка” осталась жива и невредима и, через некоторое время, “пошла своей подлой дорожкой”, герой не на шутку возмутился. Он пишет, что хотел тоже выпрыгнуть из вагона и убить ее или себя. Но товарищи рассказчика посоветовали ему другой способ – убить женщину из винтовки. Что Никита успешно и совершил, “смыв этот позор с лица трудовой земли и республики”.
Заканчивается рассказ очень торжественно и даже пафосно – клятвой. Рассказчик от лица всего второго взвода клянется беспощадно уничтожать всех врагов революции. Эти слова звучат печально и страшно – в них столько убежденности в своей правоте, ненависти, узости мышления… И таких “солдат революции”, с подобным подходом, большинство, говорит Бабель.
Среди них нет места таким, как Лютов, – герой “Конармии”, наиболее близкий самому писателю. Нет в этих рядах места людям думающим, сомневающимся, рефлектирующим. Может быть, поэтому так страшно было жить в то время… Может быть, поэтому многие покидали Россию… Может быть, поэтому писатели без прикрас описывали то, что видели, – в назидание, ради памяти, ради приговора…

Читайте также:  Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

Сочинение по литературе на тему: Рецензия на рассказ И. Бабеля “Соль”

Другие сочинения:

Рецензия на рассказ Бабеля “Соль” “Конармия” И. Бабеля – это сборник небольших новелл, связанных темой гражданской войны, единым образом повествователя и повторяющимися персонажами без подробного описания их жизни. Мерцающая многолюдность оправдана буднями первой Конной – кто-то погибает, кто-то теряется на дорогах войны. Одна из новелл Read More .

Гуманизм и жестокость в “Конармии” И. Э. Бабеля (на примере рассказа “Соль”) В сборнике “Конармия” Исаак Эммануилович Бабель показывает нам гражданскую войну без всяких прикрас. Писателя волнует проблема гуманизма на войне. Остается ли место для добра среди суровых военных будней, сохраняются ли добрые чувства у привыкших к убийствам солдат, как соотносятся на Read More .

“Письмо” из прошлого – предостережение настоящему? (Рецензия на рассказ И. Бабеля “Письмо”) Размышляя о влиянии революции на душу и сознание человека, мы обращаемся к творчеству писателей, стоящих на разных, порой резко противоположных друг другу позициях: от И. Бунина до В. Маяковского. Исаак Бабель занимает среди них свое особое место. От других авторов Read More .

Рецензия на рассказ Б. Васильева “В списках не значился” Борис Васильев писал о войне и о людях на войне не понаслышке. Он принадлежит к поколению, которое попало на фронт, только-только окончив школу. Поэтому героями многих его произведений являются юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, а Read More .

Рецензия на рассказ М. Горького “Макар Чудра” Из всех рассказов М. Горького, прочитанных мной в рамках школьной программы, “Макар Чудра” оставил наиболее глубокий след в моей душе. Во-первых, в этом произведении меня привлекла поэтическая история любви, положенная в основу сюжета, а во-вторых, какой-то особый дух свободы, наполняющий Read More .

Рецензия на рассказ М. Шолохова “Жеребенок” В последние годы история России подвергается переосмыслению и, прежде всего это коснулось событий революции и гражданской войны. Нет уже у людей былого восхищения подвигами красной армии, резкого неприятия белого движения. Но еще тогда, в те далекие 20-е годы, многие писатели Read More .

Рецензия на рассказ В. А. Солоухина “Мститель” Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа “Мститель” привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о Read More .

Рецензия на рассказ В. Набокова “Музыка” Владимир Набоков, наверное, самый крупный русскоязычный писатель 20 века. Это автор, чей путь в искусстве отличался изысканной, причудливой извилистостью. Причудлив и извилист и художественный стиль Набокова. Этот писатель – мастер, с небывалой легкостью играющий стилями, формами и направлениями. Набоков погружает Read More .

Проблема сохранения человечности на войне по рассказу Бабеля «Соль» (Аргументы ЕГЭ)

Рассказ «Соль» и еще 37 рассказов из «Конармии» словно пазлы: каждый из них – это маленькая картинка, часть от целого, которая самобытна сама по себе, но в сочетании с другими дает возможность оценить идеальность целостного произведения, привнося в него особенный оттенок чувств. Литературный стержень «Конармии» – гражданская война – в «Соли» получает ответвление: «брат на брата» здесь заменяется страшностью людей, словно побывавших под колпаком инкубатора, а потом вскормленных в нечеловеческих условиях, подстрекающих ненавидеть остальных людей, избежавших зомбирования кровавой идеологией диктатуры.

Итак, «Соль» – это письмо в редакцию от некого Балмашева, рассказывающего про свой, как ему кажется, геройский поступок. Здесь следует немного изложить сюжет. На станции Фастов военный поезд никак не может отправиться в пункт назначения из-за того, что мешочники, практически враги идеологии коммунизма, незаконно проникают на крыши и ухватываются за поручни с внешней стороны поезда. В вагоне, где ехал вышеназванный Баламшев оказались две девушки-мешочницы, а потом еще одна -женщина с ребенком, которая «всю войну страдает по вокзалам», а сейчас едет повидать мужа.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Взвод разрешает ей остаться, обещая не трогать ее. Однако ночью Балмашев замечает, что ребенок женщины больно «антиресный»: «титек не просит, на подол не мочится и людей со сна не беспокоит». Это проливает свет на истинную сущность жещины – под заботливой матерью на самом деле скрывается обманщица-мешочница, пуд соли назвавшая ребенком, чем нагло обманула солдат (наверное, именно такая формулировка, если не еще более грубая, вертится на вертеле сознания Балмашева). Тогда «бравый» «солдат революции» скидывает мешочницу с поезда и – более того! – стреляет в нее!

Современному человеку, а в частности школьнику, трудно понять причину такого безнравственного поступка. Понятно – преданность идее, понятно – желание светлого будущего для родины, но какой силы должна быть эта преданность, чтобы застрелить человека, ничего плохого не сделавшего, убийство которого в одночасье не избавит небо от свинцовых туч, открывая путь лучам солнца. Но что еще более страшно, Балмашеву такой поступок кажется благородным! С самого начала письма видна какая-то неприятная гордость: он пытается иронизировать (я там, конешно, был, самогон-пиво пил, усы обмочил, в рот не заскочило)! Эта корявое ироничное подражательство необразованного солдата рождает в читателе, знающем содержание рассказа, чувства, во многом категоричные: хочется захлопнуть книгу и вскричать что-то вроде «да как он смеет!» Остыв, читатель наталкивается на дважды повторяющуюся, совсем уже человеконенавистническую формулировку: граждан своей же страны, живущих практически бок о бок с ним, Балмашев называет «злыми врагами».

Читайте также:  Счастье не в счастье, а в его достижении Ф. М. Достоевский. (По произведению Бажова Малахитовая шкатулка): сочинение

Но, в закромах зачерствевшего, ограниченного сознания Балмашева сохранилась толика нравственности, которая, наверное, уже жмет колени к груди, опасаясь быть зараженной облаками ядовитой идеологии и исчезнуть совсем и насовсем. Эта нравственность проявилась, когда солдаты говорят про «женщину с ребенком», что «опосля них она и мужа не захочет». Он удивляется(!) взводу: «удивляет меня слышать от вас такую жеребятину». Казалось бы, его, человека, который впоследствии убьет безоружную женщину удивляет слышать вещь, вполне бытовую для армейского общества того времени. Он заступается за нее…и именно в этом заступничестве видится реальная причина убийства женщины. Закрадывается ощущение, что не-убийство могло бы заметно пошатнуть авторитет «солдата революции»: мало того, что он лишил своих товарищей прав на женщину, так еще и отпустил ее, не наказав.

Резко, кислотно бросаются в глаза слова, которые Балмашев «выплевывает» на женщину. Он превозносит себя чуть ли не до Бога («Балмашев простит твоему лиху» – как будто ей действительно жизненно необходимо именно его прощение ), намекая на то, что ей, мягко говоря, повезло: «Оборотись на этих двух девиц, которые плачут в настоящее время, как пострадавшие от нас этой ночью…», «А тебя не трогали, хотя тебя, неподобную, только и трогать». Какое вообще право этот человек (а человек ли?) имеет на то, чтобы решать, кого нужно трогать, а кого – нет? Откуда взялась это шовинистская «философия», допускающая изнасилование, более того – даже вносящая его в ранг привилегий? Ошеломляет и то, что Б. вину за изнасилование благополучно не признает, считая это будничным удовлетворением своих мужских потребностей, более того – он просто-напросто «перевешивает» ее на плечи мешочницы: это, видите ли, она виновата, что взвод грязных, безнравственных, глупых солдат сломал жизни двум ни в чем не повинным девушкам, ведь если бы она не строила из себя мать, то разделила бы с девушками их участь, а, значит, смягчила их боль. Жаль, что в зараженное сознание Б. не постучалась мысль, которая бы явственно дала понять, что женщина решилась на противоречащее идеологии властей мешочничество не от хорошей жизни, не от желания нажиться на горе страны, а, наверное, от того, что ее пять-восемь детей погибают без еды, что ее муж погиб на фронте, что другого способа выжить просто нет. Возможно, если бы он посмотрел на нее не как на преступницу, а как униженную всем – жизнью, страной,… им – женщину, если бы в его сознании щелкнул тумблер, могущий поменять местами полюса «-» и «+», если бы по его капиллярам вместо ненависти растеклось понимание, а зрачки увеличились от ужаса осознания того, что он сделал… что он вообще делает, тогда бы и конец рассказа был другим: выбор «себе кончить или ее кончить» он бы сделал в пользу … себя.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id43480

Cочинение «Гуманизм и жестокость в “Конармии” И.Э. Бабеля (на примере рассказа “Соль”)»

В сборнике «Конармия» Исаак Эммануилович Бабель показывает нам гражданскую войну без всяких прикрас. Писателя волнует проблема гуманизма на войне. Остается ли место для добра среди суровых военных будней, сохраняются ли добрые чувства у привыкших к убийствам солдат, как соотносятся на войне гуманизм и жестокость? Все эти вопросы поставлены, в частности, в рассказе с очень простым названием «Соль».
Сюжет рассказа представляет собой трагическую историю женщины-спекулянтки, или, как тогда говорили, «мешочницы», пытающейся получить место в воинском эшелоне, прикинувшись матерью с грудным ребенком. Об этом говорится в письме в редакцию одного из бойцов, Никиты Балмашева. Бабель нарочно избрал для «Соли» форму письма малограмотного конармейца, чтобы рассказать о происшествии народным, безыскусным языком. Балмашев убеждает своих товарищей пустить несчастную женщину, будто бы едущую на встречу с мужем, к себе в вагон. Когда конармейцы отпускают сальности в ее адрес, Балмашев их урезонивает: «Удивляет меня слышать от вас такую жеребятину. Вспомните, взвод, вашу жизнь и как вы сами были детями при ваших матерях, и получается вроде того, что не годится так говорить. » Женщину пускают в эшелон. Однако во время поездки очень скоро открывается обман. Ребенок не кричит, не плачет, не сосет материнскую грудь. Балмашев раскрывает пеленки мнимого младенца и находит под ними «добрый пудовик соли». Мешочница просит
простить ее — лихо-де обмануло. Рассказчик ей отвечает: «Балмашев простит твоему лиху. Балмашеву оно немного стоит, Балмашев за что купил, за то и продает. Но оборотись к казакам, женщина, которые тебя возвысили как трудящуюся мать в республике. Оборотись на этих двух девиц, которые плачут в настоящее время, как пострадавшие от нас этой ночью. Оборотись на жен наших на пшеничной Кубани, которые исходят женской силой без мужей, и те, то же самое одинокие, по злой воле насильничают проходящих в их жизни девушек. А тебя не трогали, хотя тебя, неподобную, только и трогать. Оборотись на Расею, задавленную болью. » Однако возвышенный монолог бойца не произвел никакого впечатления на лишившуюся соли спекулянтку. Она бросает конармейцам в лицо страшные обвинения, будто они не «Расею» защищают, а «жидов» Ленина и Троцкого. Такого оскорбления бойцы стерпеть не могут. Балмашев в своем письме утверждает: «. Я действительно признаю, что выбросил эту гражданку на ходу под откос, но она, как очень грубая, посидела, ма
хнула юбками и пошла своей подлой дорожкой. И, увидев эту невредимую женщину, и несказанную Расею вокруг нее, и крестьянские поля без колоса, и поруганных девиц, и товарищей, которые много ездют на фронт, но мало возвращаются, я захотел спрыгнуть с вагона и себя кончить или ее кончить. Но казаки имели ко мне сожаление и сказали:
— Ударь ее из винта.
И сняв со стенки верного винта, я смыл этот позор с лица трудовой земли и республики».
Конармейцы заботятся о женщине с ребенком, поскольку она напоминает им о доме, об оставленных женах и детях, о мирной довоенной жизни. Когда же обман раскрывается, гнев Балмашева и его товарищей не знает границ. Женщину ждет скорая смерть. Никто даже не задумывается, что, может, у злосчастнрй мешочницы действительно есть дети, что, может, ради них она повезла менять соль на другие продукты. Правда, после разоблачения мнимая мать ни разу не вспоминает о детях, и сначала, как подчеркивает автор, говорит с казаками очень «хладнокровно». Она скорее всего детей не имеет и нужды не знает. Поэтому, когда понимает, что драгоценной соли назад уже не вернуть, начинает вести прямо «контрреволюционные» речи, заявляя, что красноармейцы продали Россию. Это и провоцирует расправу.
Может показаться, что Бабель на стороне Балмашева, оправдывающего свой поступок тем, что «гнусная гражданка. есть более контрреволюционерка, чем тот белый генерал, который с вострой шашкой грозится нам на своем тысячном коне. Его видать, того генерала, со всех дорог, и трудящийся имеет свою думку-мечту его порезать, а вас, несчетная гражданка, с вашими антиресными детками, которые хлеба не просят и до ветра не бегают, — вас не видать, как блоху, и вы точите, точите, точите. » В финале же Балмашев приравнивает расстрелянную мешочницу к «изменникам», которые «тащат нас в яму и хотят повернуть речку обратно, и выстелить Расею трупами и мертвой травой. » Однако читателю-то понятно, что мелкая спекулянтка, собиравшаяся выменять на мешок дефицитной тогда соли мануфактуру, сахар, сало или что-нибудь еще нужное в хозяйстве, никак не могла иметь намерения «выстелить Расею трупами» и вряд ли заслуживала столь суровой кары как расстрел на месте без суда и следствия. На самом деле Бабель заставляет нас задумат
ься о стихийной жестокости народа в гражданской войне, о том, что тяга к дому, к нормальной мирной жизни, сохраняющаяся в обожженной войной душе буденновских казаков, может прорасти ростками гуманизма, и тогда они заботливо оберегают от опасности женщину с ребенком. Но может прорасти и необузданной жестокостью, когда, раскрыв обман, конармейцы легко расправляются с беззащитной женщиной, невольно посмеявшейся над их сокровенными чувствами

Ссылка на основную публикацию
×
×