Особенности поэтического мира Байрона (по произведениям Байрона Прометей и Валтасарово видение): сочинение

«Сочинение по произведениям Байрона «Прометей» и «Валтасарово видение»»

Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.

Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго.

Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает борьбу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, которые вступали в противоборство — один на один — с целым миром.

В стихотворении “Прометей” Байрон обращается к известному мифологическому персонажу — титану Прометеьр. Герой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает титана как борца за счастье людей:

Мрак отчужденья, непокорство,
Беде и злу противоборство,
Когда, силен одним собой,
Всем черным силам даст он бой.

Прометей получил за свой великодушный поступок страшное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.

Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и живое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей, “гордый дух” и непокорность которого не сломало зло.

Другая важная черта поэтического мировоззрения Байрона — искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В “Валтасаровом видении” Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнем вавилонском царе — страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объяснить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разгадывает зловещую тайну: “могила, а не трон” ожидает Валтасара, а Вавилон погибнет.

“Валтасарово видение” можно считать предупреждением всем властителям, которые забыли честь, совесть и Бога. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне “Пусть деспот пирует в роскошном дворце”.

Особый, ни на кого не похожий гений, — так можно сказать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с обществом. Когда просвещенная Европа зачитывалась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жизни он был одинок и не слишком счастлив.

Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, принц, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.

Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает в борьбу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, которые вступали в противоборство — один на один — с целым миром.

В стихотворении «Прометей» Байрон обращается к известному мифологическому персонажу — титану Прометею. Герой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает титана как борца за счастье людей:

Мрак отчужденья, непокорство,
Беде и злу противоборство,
Когда, силен одним собой,
Всем черным силам даст он бой.

Прометей получил за свой великодушный поступок страшное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.

Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и живое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей, «гордый дух» и непокорность которого не сломало зло.

Другая важная черта поэтического мировоззрения Байрона — искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В «Валтасаровом видении» Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнем вавилонском царе — страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объяснить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разгадывает зловещую тайну: «могила, а не трон» ожидает Валтасара, а Вавилон погибнет.

«Валтасарово видение» можно считать предупреждением всем властителям, которые забыли честь, совесть и Бога. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне «Пусть деспот пирует в роскошном дворце».

Особый, ни на кого не похожий гений — так можно сказать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с существом. Когда просвещенная Европа зачитывалась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жизни он был одинок и не слишком счастлив.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Сочинение по произведениям Байрона «Прометей» и «Валтасарово видение»

Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.
Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает борьбу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, которые вступали в противоборство — один на один — с целым миром.
В стихотворении «Прометей» Байрон обращается к известному мифологическому персонажу — титану Прометей. Герой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает титана как борца за счастье людей:

Мрак отчужденья, непокорство,
Беде и злу противоборство,
Когда, силен одним собой,
Всем черным силам даст он бой.

Прометей получил за свой великодушный поступок страшное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.

Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и живое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей, «гордый дух» и непокорность которого не сломало зло.
Другая важная черта поэтического мировоззрения Байрона — искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В «Валтасаровом видении» Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнем вавилонском царе — страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объяснить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разгадывает зловещую тайну: «могила, а не трон» ожидает Валтасара, а Вавилон погибнет.

«Валтасарово видение» можно считать предупреждением всем властителям, которые забыли честь, совесть и Бога. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне «Пусть деспот пирует в роскошном дворце».
Особый, ни на кого не похожий гений, — так можно сказать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с обществом. Когда просвещенная Европа зачитывалась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жизни он был одинок и не слишком счастлив.

И вечно буду я войну вести
Словами — а случится, и делами! —
С врагами мысли.
Мне не по пути
С тиранами…

Определяя роль поэта в мировой литературе, В. Г. Белинский писал: «Всякий великий поэт потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель общества, времени, человечества». Все это в наибольшей степени относится к английскому поэту Джорджу Гордону Байрону, которого великий критик называл «Прометеем XIX века».
Вся жизнь и творчество Байрона были связаны с национально-освободительным и революционным движением. Первые образцы его смелой гражданской поэзии, вошедшие в сборник «Часы досуга», были встречены крайне враждебно. Но это лишь вдохновило автора, и в ответ на несправедливые упреки он написал сатирическую поэму «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой дал достойную отповедь своим критикам. Через несколько лет после выхода «Часов досуга» Байрон совершил путешествие по странам Средиземноморья. Впечатления от этой полдни он позже отразил в своей поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда».

Свободолюбивая поэзия Байрона, его выступления в защиту народных масс вызвали гнев аристократической знати. Поэт подвергся безжалостной критике и клевете, что заставило его покинуть родину — и уже навсегда. В Швейцарии он написал третью песен «Паломничества…», а спустя два года, в Италии, завершил всю поэму. В произведении показаны размышления автора над судьбами различных стран, которые выражены в виде раздумий, призывов сбросить иго тирании. Отстаивая свободу народов, их право на национально-освободительную борьбу, поэт не уходил от действительности, а страстно призывал вмешаться в ход истории. Становясь на защиту человека от унижения и насилия, он стремился к духовному раскрепощению людей, взывал к их чувству справедливости, патриотизма, человеческого достоинства. Автор не скрывал своего презрительного отношения к тем, кто покорился угнетателям, склонил голову перед тираном.

Образ героя-бунтаря проходит через все творчество поэта. В цикле его восточных поэм: «Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Партизан» — этот герой представлен более активным и целеустремленным. Он включается в решительную борьбу с обществом, основанным на угнетении и обмане. И за смелыми поступками отдельных персонажей в этих произведениях скрывается «ярость народная» и неистребимая воля к новым подвигам. Гимн свободе и борцам за нее звучит и в лирических стихотворениях, вошедших в сборник «Еврейские мелодии», в которых автор, используя и переосмысливая библейские образы, откликается на современные ему явления.

В швейцарский период творчества Байрон создал поэму «Шильонский узник» — о народном герое, потерпевшем поражение в борьбе с угнетателями и заключенном в темницу. Однако даже в суровых тюремных условиях Бонивар не теряет присутствия духа и стремления к свободе. Несколько иным представлен герой драмы «Манфред» Он имеет много общего с Фаустом Гете, но, в отличие от последнего, не находит применения своим знаниям и способностям. Неудовлетворенный жизнью, он желает лишь забвения.
Оказавшись в Италии, поэт включился в активную борьбу на стороне итальянских революционеров, так описывая свои стремления и поступки:

Кто драться не может за волю свою,
Чужую отстаивать может.
За греков и римлян в далеком краю
Он буйную голову сложит.

Читайте также:  Оноре де Бальзак Жизнь и творческие произведения писателя: сочинение

В Италии же он создал немало произведений, которые стали лучшими образцами его политической лирики.

Вершиной творчества Байрона по праву считается его роман «Дон Жуан», в котором, через столкновение своего героя со множеством лиц и событий, автор подверг жесткой критике современное ему общество. Он раскрыл истинную, лицемерную и ханжескую сущность британской аристократии, вывел на свет ложь и пороки, скрытые за внешним лоском светского мира. Кроме того, поэт резко осудил захватнические войны, так как был твердо уверен, что

Война священна только за свободу,
Когда ж она — лишь честолюбья плод,
Кто бойнею ее не назовет?

Как талантливый поэт и активный борец за свободу, Байрон, по выражению Пушкина, был «властителем дум» своего времени. Но его творчество не утратило актуальности и свежести и в дальнейшие годы. Его прогрессивные идеи обогатили мировую поэзию, а его традиции были продолжены и развиты поэтами последующих поколений. И по сей день поэзия Байрона, пронизанная духом свободы и справедливости, богатая глубокими мыслями, развивающая благородные чувства, волнует умы людей, ведет их по жизненному пути.

Сочинение по произведениям Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”

Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.
Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго.
Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает борьбу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, которые вступали в противоборство – один на один – с целым миром.
В стихотворении “Прометей” Байрон обращается к известному мифологическому персонажу – титану Прометеьр. Герой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает титана как борца за счастье людей:
Мрак отчужденья, непокорство,
Беде и злу противоборство,
Когда, силен одним собой,
Всем черным силам даст он бой.
Прометей получил за свой великодушный поступок страшное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.
Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и живое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей, “гордый дух” и непокорность которого не сломало зло.
Другая важная черта поэтического мировоззрения Байрона – искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В “Валтасаровом видении” Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнем вавилонском царе – страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объяснить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разгадывает зловещую тайну: “могила, а не трон” ожидает Валтасара, а Вавилон погибнет.
“Валтасарово видение” можно считать предупреждением всем властителям, которые забыли честь, совесть и Бога. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне “Пусть деспот пирует в роскошном дворце”.
Особый, ни на кого не похожий гений, – так можно сказать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с обществом. Когда просвещенная Европа зачитывалась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жизни он был одинок и не слишком счастлив.
Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, принц, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.
Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает в борьбу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, которые вступали в противоборство – один на один – с целым миром.
В стихотворении “Прометей” Байрон обращается к известному мифологическому персонажу – титану Прометею. Герой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает титана как борца за счастье людей:
Мрак отчужденья, непокорство,
Беде и злу противоборство,
Когда, силен одним собой,
Всем черным силам даст он бой.
Прометей получил за свой великодушный поступок страшное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.
Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и живое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей, “гордый дух” и непокорность которого не сломало зло.
Другая важная черта поэтического мировоззрения Байрона – искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В “Валтасаровом видении” Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнем вавилонском царе – страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объяснить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разгадывает зловещую тайну: “могила, а не трон” ожидает Валтасара, а Вавилон погибнет.
“Валтасарово видение” можно считать предупреждением всем властителям, которые забыли честь, совесть и Бога. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне “Пусть деспот пирует в роскошном дворце”.
Особый, ни на кого не похожий гений – так можно сказать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с существом. Когда просвещенная Европа зачитывалась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жизни он был одинок и не слишком счастлив.

Сочинение по литературе на тему: Сочинение по произведениям Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”

Другие сочинения:

Особенности поэтического мира Байрона (По произведениям Джорджа Гордона Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”) Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье Read More .

Особенности поэтического мира Байрона (По произведениям Джорджа Гордона Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”) Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей Read More .

Краткое содержание Валтасарово видение Байрон Валтасарово видение Во дворце, который весь сияет от богатого убранства, восседает на престоле царь Валтасар. Вокруг него собралось множество сатрапов, которые в молчании перед ним преклоняются. Владыку считают помазанником божьим на земле. Валтасар возжелал устроить праздник. Приглашенные пьют самое дорогое Read More .

“Дух высокий, могучий, но дух отрицания, гордости и презрения…” (по произведениям Дж. Г. Байрона) Поэты-романтики обладали уникальной способностью выражать в своих произведениях собственное “я”, отстаивая свободу самовыражения. Они придерживались девиза: “Поэт – это поэзия, поэзия – правда”. В своем творчестве, в своих героях поэты-романтики отображали самих себя, свои стремления, свои чувства, свое мироощущение – Read More .

Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному диктату посредственности. Трагический разрыв личности и общества, непонятость и одиночество поэта, его право на самореализацию Read More .

Очерк жизни и творчества Д. Г. Байрона В истории человечества есть имена, которые не перестают волновать умы и сердца все новых и новых поколений. Интерес к ним бывает так глу­бок, что порой даже забывается, как давно они жили и творили. Прошло свыше полутора веков со дня смерти Read More .

Особенности творчества Эсхила. Трагедия “Прометей прикованный” Сохранившиеся трагедии позволяют наметить 3 этапа в ТВ-ве Эсхила. К среднему периоду относятся такие произведения, как “Семеро против Фив” и “Прикованный Прометей”. Здесь появляется центральный образ героя, охарактеризованный несколькими основными чертами; получает большое развитие диалог, создаются прологи; более четкими становятся Read More .

Герой поэмы Дж. Байрона “Паломничество Чайлд-Гарольда” Чайлд-Гарольд первый романтический герой поэзии Байрона, не является характером в традиционном смысле слова. Это абрис характера, воплощение смутного влечения души, романтического недовольства миром и самим собой. Биография Чайлд-Гарольда. типична для всех “сынов своего века” и “героев нашего времени”. По словам Read More .

Особенности поэтического мира Байрона

(По произведениям Джорджа Гордона Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”)

Байрон является одним из известнейших представите­лей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстроч­ником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит.

Несмотря на то, что Байрон считается типичным предста­вителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго. Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает борь-

бу с враждебным миром.Да, поэт выбирал себе героев, кото­рые вступали в противоборство — один на один — с целым миром,

В стихотворении “Прометей” Байрон обращается к извест­ному мифологическому персонажу – титану Прометею. Ге­рой был изгнан богами за непокорность. Поэт описывает ти­тана как борца за счастье людей:

Мрак отчужденья, непокорство, Беде и злу противоборство, Когда, силен одним собой, Всем черным силам даст он бой.

Прометей получил за свой великодушный поступок страш­ное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки.

Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и жи­вое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но чело­вечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму. По Байрону, каждый сознательный чело­век должен следовать примеру, который еще в древности по­дал Прометей, “гордый дух” и непокорность которого не сло­мало зло.

Другая важная черта поэтического мировоззрения Байро­на — искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В “Валтасаровом видении” Байрон средствами поэти­ческого языка пересказывает библейскую легенду о послед­нем вавилонском царе — страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объ^нить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать. И только чужеземец разга­дывает зловещую тайну: “могила, а не трон” ожидает Валта­сара, а Вавилон погибнет.

Читайте также:  Рафаэль Де Валентен: сочинение

“Валтасарово видение” можно считать предупрежде­нием всем властителям, которые забыли честь, совесть и

Bora. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне “Пусть деспот пирует в роскошном дворце”.

Особый, ни на кого не похожий гений, – так можно ска­зать о Байроне. Это гений, который так и не нашел общего языка с обществом. Когда просвещенная Европа зачитыва­лась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жиз­ни он был одинок и не слишком счастлив.

АМАДЕЙ ГОФМАН

Откуда берутся цахесы

(По сказке Гофмана “Крошка Цахес”)

Самым ярким представителем немецкого романтизма является Эрнст Теодор Амадей Гофман. Перу этого писа­теля принадлежит много произведений, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Одним из интересней­ших сатирических произведений Гофмана является “Крош­ка Цахес”.

В этой сказке Гофман развивает популярный фольклор­ный мотив о чудодейственных волосах. Добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу три волшебных волоска. Благодаря им все значительное и талантливое, произошед­шее или произнесенное в присутствии Цахеса, приписывает­ся ему. А вот гадкие поступки самого малыша приписыва­ются окружающим его людям. Цахес делает потрясающую карьеру. Малыша считают гениальнейшим поэтом. Со вре­менем он становится тайным советником, а затем и мини­стром. Страшно подумать каких бы высот мог достичь крошка Цахес, но своевременное вмешательство доброго вол­шебника кладет конец его химерной карьере. Потеряв три волшебных волоска, Цахес стал тем, кем был на самом де-

ле — жалким подобием человека. Теперь те, кто с наслаж­дением подчинялся малышу, потешаются над ним. Спаса­ясь от былых поклонников, Цахес падает в ночной горшок и трагически погибает.

С большой сатирической силой Гофман создает образ Цахеса. Малыш является тем человеком, который присва­ивает себе результаты чужой работы, чужие заслуги и по­чести. По Гофману, три алых волоска, подаренных феей, являются символичным образом золота (денег), их безгра­ничной власти над обществом. Откуда же берутся люди такого сорта, которых можно назвать цахесами? Гофман дает несколько своих версий их происхождения: слепое общество, которое в полном самозабвении творит себе ку­мира; власть кошелька; вмешательство потусторонних сил и просто человеческое безумие. Гофман к тому же просле­живает весь путь поклонения фальшивому кумиру. От восхищения и фанатизма до смертельного ужаса перед очередным тираном. Не следует думать, что автор высмеи­вает только никчёмную и лживую натуру Цахеса. Прежде всего мишенью для сатирических стрел является общество, пораженное мнимым величием. Своим произведением Гоф­ман блестяще показывает, что цахесы живут и процветают лишь благодаря никчемности общества, которое вывело их на вершину жизни. Поэтому неудивительно, что в стране, где правит маленький Цахес, отсутствуют любовь, щедрость, недостает морали. Конечно, жаль, что автор, сумев поставить точный диагноз больному обществу, не дает рецептов, как его вылечить. Однако и читателю кажется, что поверхно­стным лечением дело не поправить — требуется серьезное хирургическое вмешательство.

Гофман выводит также на общественную арену антипода крошки Цахеса – студента Бальтазара. Это типичный ро­мантический герой. Он прежде всего является натурой твор­ческой, которая противостоит прогнившему обществу. Но автор иронизирует и над этим персонажем: Бальтаэар бы­стро перестает интересоваться общественными проблемами, довольствуясь легким счастьем обывателя. Он женится на своей любимой, молодая семья поселяется в тихом сель-

СКОм домике, и души Бальтааара и красавицы Кандиды засыпают навеки.

В нате время сказка “Крошка Цахес” звучит очень резко и остро. В реальной жизни не существует колдунов и вол­шебников, но цахесы занимают высокие посты, и пора их оттуда выкуривать. Именно цахесы женятся на прекрасных кандидах, именно они покупают себе “маленькие” тихие до­мики на других континентах за народные деньги. А вот Баль-тазаров ожидает совсем другое — презрение, позор, заключе­ние, смерть.

Сегодня молодежь должна задуматься над “Крошкой Ца-хесом”, так как именно ей предстоит жить дальше в нашей стране и управлять ею. Абсолютно точно известно одно — лучше высмеивать нищих духом цахесов, чем пресмыкаться перед ними, лучше уничтожать цахесов, чем подчиняться их презренной власти.

ВИКТОР ГЮГО

Квазимодокак образец духовной красоты

(По роману В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”)

Человечество с давних пор решает вопрос о совместимости духовной красоты и физического совершенства. Ближе всех в этом вопросе подошли к решению древние греки. Но впо­следствии о физическом совершенстве как-то забыли — на­ступало средневековье.

Роман Виктора Гюго “Собор Парижской Богоматери” рассказывает о Париже в эпоху средневековья. Со свой­ственными ему энциклопедическими знаниями и уклоном к риторике Гюго создает несколько интересных характеров, каждому из которых можно посвятить целые тома иссле­дований. Один из главных героев романа – Квазимодо, звонарь Собора Парижской Богоматери. В переводе с латин­ского “Квазимодо” означает “как будто”. И действительно,

звонарь напоминает одну из скульптурных химер, какие до сих пор украшают фронтон собора Нотр-Дам де Пари, с огромной, покрытой рыжей щетиною головой, горбом между плечами и страшно кривыми ногами. Благодаря своему уродству Квазимодо стал даже “папой шутов” во время народного веселья.

Квазимодо, замкнутый в себе из-за своего уродства, иног­да напоминал зверя. Но когда он нежно и чисто влюбля­ется в девушку неземной красоты Эсмеральду, то это чувство поражает и вызывает какое-то болезненное удивление. Квазимодо спас жизнь Эсмеральде и прятал ее в Соборе. Их отношения за это время превращаются в настоящее духов­ное понимание и единство, ассоциируясь с известной сказкой “Аленький цветочек”. Эсмеральда понимала чувства Квази­модо-урода и поневоле привыкла к своему нежному и гру­стному спасителю. А тягу звонаря к прекрасному следует искать не во внешних проявлениях, а в самой глубине его естества. Гюго не смог однозначно ответить на вопрос, по­чему судьба так жестоко и одновременно мудро поступила с Квазимодо. На протяжении всего романа горбун Квазимо­до чем дальше, тем больше выглядит духовно красивым. Преданность горбуна Эсмеральде почти безумна, непостижи­ма, ради нее он мог прыгнуть с башни Собора, не задумы­ваясь. Осознание собственного уродства до самой смерти не дает покоя Квазимодо, а соединиться со своей любимой судьба разрешила ему только после смерти.

Квазимодо не является образцом трезвости и уравнове­шенности. Его терзают разнообразные чувства, иногда им ов­ладевает злость, которую можно считать следствием отноше­ния к нему окружающих людей. Он не смог удержаться от жажды мести священнику Клоду Фролло, которого сбросил с высоты Собора. После гибели Эсмеральды и Фролло Квази­модо произнес: “Вот все, что я любил”. Он действительно любил прекрасное, воплощенное в Эсмеральде, и Бога, которо­го олицетворял Фролло. Может показаться , что для Квази­модо больше ничего не осталось на целом свете. Но, на мой взгляд, у горбуна было то, чего он так и не понял: Собор. Он мог бы стать частью этого величественного сооружения, кото-

рое устремляет башни, как руки, к пустому небу. Но это толь­ко предположение.

В своем романе Виктор Гюго охватил и смысл, и жесто­кость жизни, и смерть, и наши пристрастия, и отчаянье люб­ви. Квазимодо воплощает в себе многогранность человеческо­го характера. При повторном прочтении “Собора Парижской Богоматери” читатель открывает все новые черты в этом ин­тереснейшем герое, имя которого в наше время стало почти нарицательным.

Образ Собора

(По роману В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”)

Собор Парижской Богоматери, или же Нотр-Дам де Пари, является, наверное, одним из известнейших монументальных строений средневековья. В такой широкой популярности Со­бора, не в последнюю очередь, следует “винить” Виктора Гюго. Современники писателя вспоминают, как Гюго неоднократно говорил, показывая на Собор, что форма этого строения напо­минает первую букву его фамилии (“Гюго” — в написании по-французски начинается с буквы “Н”). И можно простить писателю такую достаточно невинную напыщенность, так как “Собор Парижской Богоматери” является действительно та­лантливым и интересным романом. И всегда, глядя на вели­чественные башни и стены Собора, люди будут вспоминать про влюбленного уродца Квазимодо и божественно прекрас­ную цыганку Эсмеральду.

Нотр-Дам де Пари является типичной готической пост­ройкой. Этот архитектурный стиль наложил свой отпечаток на общественное развитие средневековой Европы. Для готики характерно стремление ввысь, в духовную высоту, объединенное с понятием того, что небо недосягаемо без земной опоры. Готические сооружения словно плавают в воздухе, такими невесомыми они кажутся. Но это кажется только на первый взгляд. На самом деле Собор строился

сотнями неизвестных мастеров, наделенных истинно народ­ной, буйной фантазией. Гюго захватывают удивительные работы средневековья, в которых одновременно есть и само­бытность, и оригинальность, и непревзойденность мастер­ства. Но архитектурные постройки в готическом стиле являются не только воплощением народного гения, а, как отмечал Гюго, являются “каменными книгами средневеко­вья, по украшающим барельефам и скульптурам которых безграмотные простолюдины изучали Святое писание. Са­мым известным архитектурным элементом Нотр-Дам де Пари являются химеры — трехметровые скульптурные фигуры, расположенные на фронтоне Собора. Химеры являются символом темных, но не всегда враждебных сил. Восхищает то, что эти дьявольские творения уже около семисот лет хищно усмехаются под куполами католического Собора. Гюго мастерски создал образ уродливого звонаря Квазимодо, который кажется одним из этих скульптурных чудовищ.

Прежде всего Собор является центром религиозной и народной жизни парижан. Около него собираются и просто­людины, которые способны бороться за улучшение своего будущего. Также Собор является традиционным убежищем для изгнанных: никто не имеет права арестовать человека, пока он находится за стенами Собора. Одновременно Со­бор Парижской Богоматери становится символом притесне­ния – религиозного и феодального. Квазимодо выступает здесь как тот, кого угнетает бесконечное величие Собора, и как “душа Собора”. Звонаря-горбуна можно считать вопло­щенным образом средневековья и, естественно, Собора. Красавица Эсмеральда, в которую влюблен Квазимодо, на­против, является воплощением светлых жизненных сил. Девочку-танцовщицу можно считать воплощением Возрож­дения, идущего на смену средневековью. Следует сказать, что эти две культурно-исторические эпохи прошли, но Нотр-Дам де Пари до сих пор возвышается под парижским небом.

Роман Виктора Гюго как будто перекидывает лист ка­лендаря от прошлого к настоящему. Со своих пози-

ций писатель выступал против политической реакции и социальной несправедливости. Роман полон отголосками революционных событий, свидетелем которых был Гюго. Именно эта сопричастность повлияла на изображение про­стых горожан в произведении. Народ, по Гюго, не является темной толпой, а наполнен безудержной волей к борьбе и нереализованными творческими идеями. Но время просто­людинов еще не пришло. Автор описывает штурм Нотр-Дам де Пари, который как бы является репетицией штур­ма Бастилии 1789 года, когда был положен конец много­летнему правлению французской монархии. Когда же насту­пит время народа? Гюго отвечает на вопрос: “Когда с этой башни ударят в набат, когда загрохочут пушки, когда со ‘ страшным грохотом упадут стены, когда солдаты и тол­па с рычанием бросятся друг на друга, вот тогда и придет это время”.

Гюго не идеализировал средневековье. В романе присут­ствуют высокая поэтичность, пламенная любовь к Франции, ее истории и искусству, изображены темные стороны феода­лизма. Нотр-Дам де Пари – вечный Собор, внешне равно­душный к бесконечной суете человеческой жизни.

3. Романтический герой в произведениях Байрона

Джордж Гордон Ноэль Байрон (1788-1824)

1) 1807-9 г. Время складывания Б как поэта, влияние оказывает классицизм. К этому периоду относится поэтический сборник «Часы досуга».

2)1809-16г. Включает его путешествие с 9-11 г.и жизнь в англии до 16 года. В это время он пишет две первые песни «Чайльд гарольда», «Восточные поэмы» и поэтический сборник «Еврейские мелодии»

Читайте также:  Противоречивость творчества Бальзака: сочинение

3)Итальянский 1816-1824. В этот период остальные песни Ч г 3 и 4, «Дон Жуан», « Беппо» поэма и мистерия «Кайн».

Для этого периода характерно появление иронических интонаций, иронический взгляд на окружающую действительность , поиски нравственной альтрнативы.

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

«Паломничество Чайльд-Гарольда» — один из самых ярких литературных памятников европейского романтизма. В образе Чайльд Гарольда его творец дал большое художественное обобщение. Гарольд — это «герой свое­го времени», герой мыслящий й страдающий. Гарольд стал родоначальником многих романтических героев начала XIX в., он вызвал много подражаний. Ярко выступает в поэме личность поэта, сюжет лишь внешне связан с образом центрального героя. . Повествование в «Паломничестве Чайльд-Гарольда» необычайно эмоционально. Поэт постоянно подчеркивает свое отношение к изображаемому: он восхищается и негодует, он скорбит, протестует, призывает, не­прерывно вмешиваясь в ход событий.

4 песни – 1 песня – картины жизни Португалии и Испании; 2 песня – Греция, Албания, Турция; 3 песнь – Бельгия, Германия, Швейцария; 4 песнь – Италия.

Романтизм Байрона отмечен страстностью, горячим, активным отношением к жизни. Красочны, живописны в поэме пейзажи. Буйная красота Средиземноморья по контрасту противостоит жал­кому, мелкому миру эгоистических интересов, царящих в буржуаз­ной Англии. Романтики охотно пользовались приемом контраста. Это одно из художественных средств для выражения ими неприя­тия буржуазной действительности и мечты о другом, лучшем ми­ре — мире больших чувств и высоких стремлений.

Образ Гарольда является основным организующим компонентом в построении поэмы. Однако тематика ее отнюдь не ограничивается раскрытием духовного мира главного героя, в поэме отразились основные события европейской жизни первой трети XIX в.— национально-освободительная борьба народов против захватниче­ских устремлений Наполеона I,гнета турецкого султана. Описание путешествия Гарольда позволяет соединить огромное количество фактов из жизни народов Испа­нии, Греции, Албании, сопоставить национальные типы и характеры.

Забывая о своем герое, поэт постоянно делает от­ступления, он оценивает события политической жизни и деяния отдельных исторических лиц. Он призывает к борьбе за свободу, осуждает или одобряет, советует или порицает, радуется или скорбит.

Поэма имела большой успех. Но он был неодинаковым в раз­ных слоях общества. Одни видели в поэме только разочарованного героя. Другие ценили в произведении Байрона не столько образ скучающего аристократа Чайльд-Гарольда, сколько тот пафос сво­бодолюбия, который звучал в поэме.

В 1813—1815 гг. Байрон публикует одну за другой романтические поэмы «Гяур», «Кор­сар», «Лара» и др. В центре каждой из них стоит демоническая личность, благородный разбойник, мрачный, разочарованный мсти­тель, презирающий изгнавшее его общество. Портрет его обычно дается условно («тяжелые волосы падают на бледный лоб, словно черные змеи Горгоны»), действие разворачивается в экзотической обстановке того условного поэтического Востока, который любили рисовать романтики по контрасту с убожеством окружающей их среды.

Герой этих поэм был живым воплощением смутного романтиче­ского идеала поэта в ту эпоху. Ненависть к аристократической и буржуазной Англии перерастала в бунт, но оставалось неясным, как и за что бунтовать и где те силы, на которые можно опереться. Поэтому герой Байрона несет в себе одно лишь отрицание, социаль­но не осмысленное, подчеркнуто индивидуалистическое. Личный конфликт часто соединяется с общественным. Неизвестно место и время действия, чаще всего фон какой-нибудь пышной природы. В центре один герой, внутренний мир которого Байрон стремится раскрыть Построение сюжета – отрывочность, нагромождение случайных деталей, много намеков недомолвок.

Поэма «Гяур»: Исповедь на смертном одре. Бессвязный рассказ, отрывки слов. Любовь. Лейла. Она отвечала ему взаимностью однако ревнивый муж Лейлы убил ее, а Гяур отомстил…

Особенности поэтического мира Байрона (По произведениям Джорджа Гордона Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”)

Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если знатный англичанин, лорд, правда, из обедневшей семьи, гибнет на чужбине, устав от борьбы за счастье чужого народа, это уже что-то да значит. Несмотря на то, что Байрон считается типичным представителем романтического направления в западноевропейской литературе, его стихи заметно отличаются, скажем, от поэзии его земляка Саути или француза Гюго.

Романтический герой Байрона не убегает от жизненных неурядиц, а вступает борьбу с враждебным миром. Да, поэт выбирал себе героев, которые вступали в противоборство – один на один – с целым миром. В стихотворении “Прометей” Байрон обращается к известному мифологическому персонажу – титану Прометею. Герой был изгнан богами за непокорность.

Поэт описывает титана как борца за счастье людей: Мрак отчужденья, непокорство, Беде и злу противоборство, Когда, силен одним собой, Всем черным силам даст он бой. Прометей получил за свой великодушный

поступок страшное наказание. Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки. Зевс-громовержец у Байрона выступает как почти слепая и разгневанная сила, способная задушить все свободное и живое. Пусть Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил людям огонь, научил ремеслам и письму.

По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который еще в древности подал Прометей, “гордый дух” и непокорность которого не сломало зло. Другая важная черта поэтического мировоззрения Байрона – искренняя ненависть к тиранам и угнетателям всех мастей. В “Валтасаровом видении” Байрон средствами поэтического языка пересказывает библейскую легенду о последнем вавилонском царе – страшном и жестоком Валтасаре. Во время пира на роскошной стене дворца невидимая рука выводит таинственные и зловещие письмена. Испуганный царь приказывает объяснить тайну этих слов, но ни волхвы, ни жрецы не в силах этого сделать.

И только чужеземец разгадывает зловещую тайну: “могила, а не трон” ожидает Валтасара, а Вавилон погибнет. “Валтасарово видение” можно считать предупреждением всем властителям, которые забыли честь, совесть и Бога. К слову, эта же тема звучит в известной русской революционной песне “Пусть деспот пирует в роскошном дворце”. Особый, ни на кого не похожий гений, – так можно сказать о Байроне.

Это гений, который так и не нашел общего языка с обществом. Когда просвещенная Европа зачитывалась поэзией мятежного лорда, прах умершего от болезни на чужбине Байрона хоронили в небольшой церкви неподалеку от Ньюстеда в его родовом поместье. Байрон состоялся как один из ведущих деятелей европейской литературы, но в жизни он был одинок и не слишком счастлив.

Похожие топики по английскому:

Особенности поэтического мира Байрона (по произведениям Байрона “Прометей” и “Валтасарово видение”) Байрон является одним из известнейших представителей романтического течения в поэзии XIX века. Жизнь этого необыкновенного человека является как бы подстрочником к его творчеству, стихам. Если.

Краткое содержание Валтасарово видение Байрон Валтасарово видение Во дворце, который весь сияет от богатого убранства, восседает на престоле царь Валтасар. Вокруг него собралось множество сатрапов, которые в молчании перед ним.

Любовь к свободе в творчестве Дж. Байрона Джордж Байрон явился одним из родоначальников и ярчайшим представителем литературного и философского романтизма. Это течение впервые заявило о самоценности творческой личности, противопоставив ее осторожному, консервативному.

Краткое содержание “Прометей прикованный” Эсхила Эсхил Произведение “Прометей прикованный” Греческий драматург Эсхил создал великое множество трагедий и комедий, некоторые из них дошли до современного читателя, в том числе трагедия Прикованный.

Краткое содержание Прометей Байрон Прометей Автор обращается к мифическому герою Древней Греции – титану Прометею, который с пониманием относился к человечеству с его скорбью и болью. Люди тихо мучились.

Биография Байрона БАЙРОН, ДЖОРДЖ ГОРДОН (Byron, George Gordon) (1788-1824), один из величайших английских поэтов-романтиков. Родился 22 января 1788 в Лондоне. Его мать, Кэтрин Гордон, родом шотландка, была.

Краткое содержание “Освобожденный Прометей” Шелли Перси Биш Шелли Произведение “Освобожденный Прометей” Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом. Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом.

Краткое содержание Освобожденный Прометей Шелли П. Б Освобожденный Прометей Романтическая утопическая драма Шелли написана белым пятистопным ямбом. Действие начинается в Кавказских горах, где в ущелье среди покрытых льдом скал томится в цепях.

Краткое содержание Прометей прикованный Эсхил Прометей прикованный С титаном Прометеем, благодетелем человечества, мы уже встречались в поэме Гесиода “Теогония”. Там он – умный хитрец, который устраивает дележ жертвенного бычьего мяса.

Краткое содержание “Манфред” Байрона Байрон Джордж Гордон Произведение “Манфред” Ставшая дебютом Байрона-драматурга философская трагедия “Манфред”, пожалуй, наиболее глубокое и значимое (наряду с мистерией “Каин”, 1821) из произведений поэта в.

Краткое содержание “Дон Жуан” Байрона Байрон Джордж Гордон Произведение “Дон Жуан” “Эпическая поэма” – по отзыву автора, а по сути – роман в стихах, “Дон Жуан” – важнейшее и самое.

Краткое содержание “Гяур” Байрона Байрон Джордж Гордон Произведение “Гяур” Открывают поэму строфы о прекрасной природе, раздираемой бурями насилия и произвола Греции, страны героического прошлого, склонившейся под пятой оккупантов: “Вот.

Краткое содержание “Корсар” Байрона Байрон Джордж Гордон Произведение “Корсар” Исполненный живописных контрастов колорит “Гяура” отличает и следующее произведение Байрона “восточного” цикла – более обширную по объему поэму “Корсар”, написанную.

Обращение как средство поэтического синтаксиса Известно, что язык нужен людям, чтобы сообщать свои мысли, чувства, желания – одним словом, для общения. Для того чтобы общаться, нужны слова, которые бы называли.

Краткое содержание “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима” По По Эдгар Аллан Произведение “Повесть о приключениях Артура Гордона Пима” Свое Повествование Артур Гордон Пим начинает со времени знакомства с Августом, сыном капитана Барнарда. С.

Краткое содержание Повесть о приключениях Артура Гордона Пима По Повесть о приключениях Артура Гордона Пима Свое Повествование Артур Гордон Пим начинает со времени знакомства с Августом, сыном капитана Барнарда. С этим юношей он сдружился.

Хаос и Космос как основа мира Поэзию Тютчева нельзя отнести к какому-то определенному периоду развития русской литературы. Самобытным поэтом он стал еще в 1830-е годы, но о его поэзии читатели узнали.

Краткое содержание Видение о Петре Пахаре Ленгленд Видение о Петре Пахаре В прологе рассказывается, как автор “надел грубую одежду, как будто был пастухом”, и пошел бродить по “широкому свету, чтобы послушать о.

Краткое содержание Франкенштейн, или Современный Прометей Шелли М Франкенштейн, или Современный Прометей Предисловие в письмах Двадцатилетний Роберт Уолтон с детства мечтал о путешествиях. Он хотел открыть материк, предположительно находящийся на северном полюсе Земли.

Сочинение по картине М. В. Нестерова “Видение отроку Варфоломею” Михаил Васильевич Нестеров родился в 1862 году, в Уфе, в купеческой семье. Сначала мальчик учился в Уфимской гимназии, а затем, когда ему исполнилось 12 лет.

Ссылка на основную публикацию
×
×