«ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”»
В 1835 году
Гоголь начинает работать над своей
гениальной поэмой “Мертвые души”.
Известно, что основой для этого
произведения послужила “Божественная
комедия” Данте. Это и определило
предполагавшуюся трехчастную композицию
поэмы: три тома мертвых душ должны были
соответствовать трем частям, составляющим
“Божественную комедию”: “Ад”, “Чистилище”
и “Рай”. Приступая к работе над поэмой,
обдумывая ее план, Гоголь писал, что хочет
“показать с одного боку всю Русь”.
Учитывая, что произведение писалось по
аналогии “Божественной комедии”,
становится понятно, с какого “одного бока”
должна была явиться Русь в первом томе
поэмы. Гоголь стремился показать страшный
лик российской действительности,
воссоздать “Ад”
русской современной жизни. Назвав свое
произведение “Мертвыми душами”, Гоголь
имел в виду не только ревизские души
умерших крестьян, но в большей степени
хотел указать на нищенство, опустошенность
и мелочность душ русских помещиков. По сути
своей, души бессмертны и невидимы, Гоголь
создал их видимыми, показывая людям, во что
превратился их внутренний мир, чтобы люди
испугались, чтобы пробудились от
мертвящего сна и постарались спастись,
вернуть себе живые человеческие души.
Следуя
поставленной перед собой цели – отобразить
все пороки России, выставить на показ все
язвы русского общества того времени, Гоголь
создает ряд образов мелких помещиков. Перед
нашими глазами предстает пустой и
мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка,
фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и
упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин.
С горечью сознавал Гоголь, что все эти
мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию.
Я думаю, хотя он и заставлял читателей
смеяться над произведением, сам он горько
“плакал”, понимая, что великая Русь
находится под властью таких людей. Но все же
Гоголь верил, что в тех же бездушных
помещиках существует где-то глубоко внутри
хорошие задатки, еще не совсем задушенные
безнравственностью и невежеством. Ведь
стоит только приглядеться и можно увидеть,
что скупость Плюшкина – искажение былой
бережливости и хозяйственности; “кулак”
Собакевича по внешности (спина, “как у
вятских приземистых лошадей”, ноги, “походившие
на чугунные тумбы”), и окружающей
обстановке являет черты прежнего
богатырства, правда, искаженного
и трудно
различаемого; ставшая дубиноголовой
Коробочка олицетворяет изначальную
хозяйственность и предусмотрительность;
мечтательность и доброта переросли в
пустое фантазерство и Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости
исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна
и бездельника. Пусть сейчас они такие, с
пороками и уймой недостатков, но ведь они
являются просто сильно деградированными
образами людей, бывших когда-то
положительными. А раз есть задатки хорошего,
пусть где-то очень-очень далеко и глубоко,
но все-таки есть, значит существует надежда
на, может быть, и нескорое, но грядущее
нравственное перерождение этих образов. И я
могу сказать, что Гоголь верил в это, иначе
бы, не появилась у него мысль о создании
второго и третьего томов “Мертвых душ”.
Снова,
вспоминая, что основой композиции “Мертвых
душ” послужила “Божественная комедия”,
мы уже можем предположить, что во втором
томе поэмы, соответствующем “Чистилищу”
Данте, Гоголь хотел ввести какие-то
положительные образы. Конечно, они не бьши
идеальны во всем, но в этих образах уже
появились черты просветления. Гоголь
приближает своих героев к тому
виднеещемуся вдалеке нравственному
перерождению. Если в первом томе все герои
без исключения бьши отрицательны, то здесь
уже мы можем встретить положительных
персонажей, души которых понемногу
начинают пробуждаться, модет быть, еще не
сознательно, но они уже выше тех
безнравственных, “мертвых” душ
помещиков, герев первого тома. К несчастью,
Гоголь не успел довершить свой гениальный
труд, и до нас дошли лишь неполные черновики
второго и третьего томов поэмы. Однако, из
них мы можем узнать достаточно о том, как
дальше развивается гоголевская концепция
человека, которую он так скептически
изложил в первой части поэмы. И хотя критик
Смирнов говорит, что работа Гоголя над
вторым томом “Мертвых душ” протекала в
условиях глубокого идейно-твор.ческого
кризиса писателя, что образы положительных
персонажей бьши написаны неудачно, все же
авторская сатира на дворянство и
чиновничество сохранили свою силу и в той
части поэмы. Так
же сохраняется вера в способность человека
проснуться, стряхнуть с себя оцепенелость и
вновь обрести живую человеческую душу. Эта
вера видна и в первом томе “Мертвых душ”,
как я уже говорила, все помещики, которых
посещает Чичиков, обладают, в основе своей,
положительными качествами, только сильно
гипертрафированными и искаженными до
абсурда. Но, по-моему, Гоголь даже
оправдывает в некоторых случаях
отрицательность своих героев. Например,
возьмем “Повесть о капитане Копейкине”,
играющую далеко немаловажную роль в поэме.
Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то
героем Отечественной войны 1812 года, защищая
Родину, он сильно пострадал, но государство
не старается помочь калеке, оно просто
игнорирует его. Здесь Гоголь показывает,
что власть всегда опаздывает со своей
справедливостью. Защитник отечества
превращается во врага отечества, “это
происходит по вине государства”.
Городские
чиновники принимают (первоначально)
Чичикова за капитана Копейкина. Разумеется,
Чичиков не капитан Копейкин. Но их сближает
то, что Россия не дает своим гражданам стать
добродетельными. И капитан Копейкин, и
Чичиков в какой то мере
являются
такими гражданами. Все способности
человека направляются в дурное русло,
обращаются во зло в этой стране абсурда, где
не существует или существуют, но в большом
искажении, какие-либо моральные ценности, в
стране, где торжествуют глупость и пошлость.
“Повесть
о капитане Копейкине” поражает картиной
быстрого превращения защитника Руси,
проливавшего за нее кровь, в ее супостата.
Это, на мой взгляд, предупреждение Гоголя
современникам, призыв очнуться,
пробудиться ото сна, спасти себя, спасти
Россию.
Читая “Мертвые
души” нетрудно понять, как глубоко и
искренне любит Гоголь Русь. Эта любовь,
уважение и преклонение перед великой
страной и ее народом предстают перед нами
со всей силой и динамичностью в частых
лирических отступлениях. В этих
отступлениях Гоголь раскрывает свою мечту
о “прекрасном человеке”, богатыре
русской земли. Автор обращает свой взгляд к
“могучему пространству”, “необъятному
простору”
Родины. Размышления его приобретают “идеальный”
характер: “Русь! Русь. Здесь ли, в тебе ли
не родится беспредельной мысли, когда ты
сама без конца? Здесь ли не быть богатырю. “.
Гоголь
верит в величие родины. Он истинный патриот,
а потому он верит и в величие своего народа,
в его способность достойно существовать, в
уменье сохранить свое лицо и душу. Просто в
какой-то этап своего пути народ сбился с
истинного пути и забрел очень далеко,
потерял лицо, сгубил душу. Но существует
дорога, которая выведет
народ из
тьмы, поможет ему подняться на ноги и
достигнуть света, вновь обрести себя.
Гоголь ставит перед собой задачу: указать
этот путь, вывести Россию из бездорожья,
спасти от пропасти, у которой она стоит.
Чичиков
почти всегда находится в дороге, эта дорога
кружит путника, его кибитка постоянно
застревает, на столь глухой полосе можно
встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им
подобные образы. Чичиковская дорога – это
обманный путь, запутанный, ведущий вникуда.
Ему противостоит образ истинного пути,
прямого и открытого, вырвавшись на который
волшебно преобразится чичиковский экипаж в
птицу-тройку, символ свободной, обретшей
живую душу Руси.
Именно по
такому пути ведет Гоголь своих героев (во
втором и третьем томах), в конце его и
свершится нравственное перерождение “мертвых”
душ.
Сочинение на тему Гоголевская концепция человека в поэме «Мертвые души».
Перед вами сочинение, посвященное анализу Гоголевской концепции человека в поэме «Мертвые души». Тема эта – довольно сложная, поэтому сочинение рассчитано на старшие классы. Думаю, сочинение вам понравиться, и вы найдете в нем много интересных мыслей для написания собственного рассуждения.
Гоголевская концепция человека в поэме «Мертвые души»
В 1835 году Гоголь начинает работать над своей гениальной поэмой «Мертвые души». Известно, что основой для этого произведения послужила «Божественная комедия» Данте. Именно композиция «Божественной комедии» определила предполагавшуюся трехчастную композицию поэмы: три тома мертвых душ должны были соответствовать трем частям, составляющим «Божественную комедию»: «Ад», «Чистилище» и «Рай».
Приступая к работе над поэмой, обдумывая ее план, Гоголь писал, что хочет «показать с одного боку всю Русь». Учитывая, что произведение писалось по аналогии с «Божественной комедией», становится понятно, с какого «одного бока» должна была явиться Русь в первом томе поэмы. Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать «Ад» русской современной жизни. Назвав свое произведение «Мертвые души», Гоголь имел в виду не только ревизские души умерших крестьян, но в большей степени хотел укачать на нищенство, опустошенность и порочность душ русских помещиков.
А. И. Герцен говорил:
«Это заглавие само носит в себе что-то родящее ужас. И иначе он не мог назвать; не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие – вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу».
Кто же эти герои, о которых говорил великий критик?
Следуя поставленной перед собой цели, отобразить все пороки России, выставить напоказ все язвы русского общества того времени, Гоголь создает рад образов мелких помещиков. Перед нашими глазами предстает пустой и мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка, фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин. С горечью сознавал Гоголь, что все эти мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию. Я думаю, хотя он и заставлял читателей смеяться над произведением, сам он горько «плакал», понимая, что великая Русь находится под властью таких людей. Но все же Гоголь верил, что в тех же бездушных помещиках существуют где-то глубоко внутри хорошие задатки, еще не совсем задушенные безнравственностью и невежеством. Ведь стоит только приглядеться и можно увидеть, что скупость Плюшкина — искажение былой бережливости и хозяйственности; «кулак» Собакевича являет черты прежнего богатырства, правда, искаженного и трудно различаемого; ставшая дубиноголовой Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность; мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство и Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна и бездельника. Пусть сейчас они такие, с пороками и уймой недостатков, но ведь они являются просто сильно деградированными образами людей, бывших когда-то положительными. А раз есть задатки хорошего, пусть где-то очень-очень далеко и глубоко, значит существует надежда на, может быть, и нескорое, но грядущее нравственное перерождение этих образов. И я могу сказать, что Гоголь верил в это, иначе бы, не появилась у него мысль о создании второго и третьего томов «Мертвых душ».
Снова, вспоминая, что основой композиции «Мертвых душ» послужила «Божественная комедия», мы уже можем предположить, что во втором томе поэмы, соответствующем «Чистилищу» Данте, Гоголь хотел ввести какие-то положительные образы. Конечно, они не были бы идеальны во всем, но в этих образах уже появились бы черты просветления. Гоголь приближает своих героев к тому виднеющемуся вдалеке нравственному перерождению. Если в первом томе все герои без исключения были отрицательны, то здесь уже мы могли бы встретить положительных персонажей, души которых понемногу начинают пробуждаться.
К несчастью, Гоголь не успел закончить свой гениальный труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы. Однако, из них мы можем узнать достаточно о том, как дальше развивается гоголевская концепция человека, которую он так скептически изложил в первой части поэмы. И хотя критик Смирнов говорит, что работа Гоголя над вторым томом «Мертвых душ» протекала в условиях глубокого идейно-творческого кризиса писателя, что образы положительных персонажей были написаны неудачно, все же авторская сатира на дворянство и чиновничество сохранили свою силу и в недописанной части поэмы. Так же сохраняется и вера в способность человека проснуться, стряхнуть с себя оцепенелость и вновь обрести живую человеческую душу.
Вера в человека и человечность видна уже в первом томе «Мертвых душ». Все помещики, которых посещает Чичиков, обладают, в основе своей, положительными качествами, только сильно гипертрофированными и искаженными до абсурда. Но, по-моему, Гоголь даже оправдывает в некоторых случаях отрицательность своих героев. Например, возьмем «Повесть о капитане Копейкине», играющую немаловажную роль в поэме. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года. Защищая Родину, он сильно пострадал, но государство, не старается помочь калеке, оно просто игнорирует его. Здесь Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает со своей справедливостью. Защитник отечества превращается во врага отечества, и «это происходит по вине государства».
Городские чиновники изначально принимают Чичикова за капитана Копейкина. Разумеется, Чичиков не капитан Копейкин. Но их сближает то, что Россия не дает своим гражданам стать добродетельными. И капитан Копейкин, и Чичиков в какой-то мере являются такими гражданами. Все способности человека направляются в дурное русло, обращаются во зло в этой стране абсурда, где не существует или существуют, но в большом искажении, какие-либо моральные ценности, в стране, где торжествуют глупость и пошлость.
«Повесть о капитане Копейкине» поражает картиной быстрого превращения защитника Руси, проливавшего за нее кровь, в ее супостата. Это, на мой взгляд, предупреждение Гоголя современникам, призыв очнуться, пробудиться ото сна, спасти себя, спасти Россию.
Читая «Мертвые души» нетрудно понять, как глубоко и искренне любит Гоголь Русь. Образ русского народа, его прекрасной души проходит через всю поэму. Строки, где Гоголь показывает народ, проникнуты той атмосферой сердечности и благородства, которая заставляет нас вспомнить самые проникновенные страницы «Вечеров…» и «Тараса Бульбы». Широта души, природная сметка, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому, — в этом и во многом другом проявляется истинная красота человека, душа народа. За страшным миром помещичьей России Гоголь почувствовал биение здорового народного сердца, разглядел разглядел живую Русь.
Гоголь верит в величие Родины. Он истинный патриот, а потому он верит и в величие своего народа, в его способность достойно существовать, в уменье сохранить свое лицо и душу. Просто на каком-то этапе своего пути народ забрел очень далеко, потерял лицо, сгубил душу. Но существует дорога, которая выведет народ из тьмы, поможет ему подняться на ноги и достигнуть света, вновь обрести себя. Гоголь ставит перед собой задачу указать этот путь, вывести Россию из бездорожья, спасти от пропасти, у которой она стоит.
Чичиков почти всегда находится в дороге, эта дорога кружит путника, его кибитка постоянно застревает, на столь глухой полосе можно встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им подобных. Дорога Чичикова – это обманный путь, запутанный, ведущий в никуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится чичиковский экипаж в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу, Руси.
Это летит в свое великое будущее не Россия «мертвых душ», а Россия народная, Россия, обретающая свою силу в народе.
В чем актуальность поэмы «мертвые души» сегодня? (Гоголь Н. В.)
Поэма «мертвые души» является одним из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. Сам автор назвал данное произведение поэмой. Изначально она задумывалась Гоголем в трех частях, но полностью сохранился только первый том. Из второго тома до нас дошли лишь некоторые главы, а третий том автор самолично сжег.
Само название поэмы имеет двойной смысл. «Мертвыми» душами названы крепостные крестьяне, которых скупал у помещиков главный герой.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Да и у самих помещиков уже давно «мертвые» души.
Автор максимально ярко и правдоподобно изобразил характер каждого из героев. С каждым последующим персонажем мы видим то как человек может изменится, отказавшись от таких человеческих качеств, как мораль, совесть, сочувствие.
Николай Васильевич поднял проблему, которая актуальна как в его, так и в наше время. Омертвление души человека и ненасытностью его материальными благами. Сатирически он показал читателю насколько может деградировать личность, поставив материальные ценности выше моральных.
Образы помещиков складываются от лучшего к худшему. Первым героем в галерее помещиков появляется Манилов. “на взгляд он был человек видный; черты лица его были не лишены приятности. ” Первое впечатление довольно обманчиво. Немного слащавый, очень любезный, он выглядит белым и пушистым на фоне остальных. Манилов живет в мечтах. Строит планы, забросив имение, даже книга на его столе уже два года лежит открытая на четырнадцатой странице. Эдакая обломовщина. Манилов не просто дарит Чичикову своих умерших крестьян, но и берет на себя расходы по оформлению купчей. Он, несмотря на то, что еще не потерял какие-то человеческие качества абсолютно мертв в душе. Он может лишь нести любезности и угождать тем кто ему симпатичен. Но самое страшное, что он тянет за собой крепостных, которые живут работая на него. Поместье разрушается и разоряется, а «вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время». И чем дальше тем хуже.
В последующем нам встречаются Коробочка, Ноздрев и Собакевич. Все они в большей или меньшей степени отказались от моральных принципов, выбрав материальные.
Самым последним является Плюшкин. Богатый помещик, в подчинении которого находится около тысячи душ. Также у него большое количество сбежавших и умерших. Но не смотря на то что он вполне состоятельный человек Плюшкин живет как нищий: ходит в обносках, питается сухарями и экономит каждую копейку. Нет ни одной вещи которую бы он выкинул. Все копится и складывается. Нет даже бумажки, которая могла бы покинуть заваленный хламом дом. Болезненное существование, для здравомыслящего человека. Он настолько жаден, что даже когда собственный сын просит у него денег на обмундирование то тот «получил на это то, что называется в простонародии шиш. ». Так же ничего не достается крестьянам. Хозяин морит людей голодом в то время как в амбарах гниет еда. Крестьяне просто не выдерживают такой жизни и сбегают из деревни, либо умирают от нищеты. Но несмотря на это Плюшкин все равно называет страдальцев мошенниками и ворами. Даже когда Чичиков пытался выкупить у помещика «души» Плюшкин попытался выторговать и продать подороже уже не являвшихся его собственностью крепостных. Важная деталь – при продаже он не называет людей людьми, и говорит о них как о вещах («штуки»). Ему совершенно все равно на то что это люди, на их чувства и страдания. Плюшкин полностью помешался на деньгах. Смотря на то кем он стал очень трудно поверить в то что это был человек с счастливой семьей. Жажда выгоды и денег превратила его в «живой труп» который идет на социальное дно. Но он не один и вместе с ним тонут и крепостные, которые зависят от него. Гоголь очень ярко описал человека, который отказался от духовного богатства и утонул в желании получить больше денег. Он довольно похож на персонажа из русских сказок — Кощея Бессмертного.
На примере этих героев мы можем наблюдать полную деградацию дворянства. От Манилова до Плюшкина мы видим все ступени моральной гибели. Все помещики живут за счет своих крепостных, не обращая внимания на то что происходит вокруг.
Гоголь показал нам главное зло — Без духовность. Он изобразил нам людей полностью лишенных качеств морали. И именно в наше время эта проблема актуальна как никогда. Люди забывают о духовных ценностях, своей культуре, религии. Все чаще мы сталкиваемся с тем что люди не хотят создавать семьи, получать какие-то новые знания. В приоритете сегодня деньги и власть и для их достижения многие готовы идти по головам. Это довольно печально. Раньше люди гнались за чинами и денежными доходами. Что по сути не меняется и сегодня. У каждого есть своя цена.
Люди не меняются из покон веков. Нас окружают те же Маниловы, Коробочки, да и Плюшкиных хоть отбавляй. И они будут окружать нас еще много-много лет. И в точности так же на этих «помещиков» будут работать «крепостные». Но только уже добровольно. Николай Васильевич не писал о чем-то возвышенном. Он не восхвалял страну наигранным патриотизмом, а очень четко подметил все пороки русской души. В поэме «Мертвые души» мы видим истинное лицо России. И этот портрет, эти люди будут еще очень долго подходить к нашему образу и поведению. Во все времена будет находится такой Чичиков, делающий все из ничего. И всегда будут существовать такие помещики, которые из-за желания собственной наживы готовы слепо продавать «души» считая их поштучно и не обращая внимания на то что это люди, а не вещи.
В поэме никто из героев не думал о ком-то кроме себя. Каждый из них пытался пожаловаться и пожалеть свою головушку. Хотя надо было просто брать и делать. И делать не только ради денег, но и для духовного развития. И закончить мне хотелось бы подходящей цитатой:
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id50619
Сочинение по поэме Гоголя Мертвые души
Николай Гоголь – автор бессмертного произведения, которое обозначалось им как поэма, Мертвых душ. В этой поэме сатирически изображается русская жизнь, ее отрицательные стороны, высмеиваются человеческие пороки, которые были свойственны людям того времени.
В этой поэме речь идет о чиновниках, которые одержимы жаждой наживы, деньги полностью их поработили, заставили утратить сознание. Эти люди стали алчными и бессердечными, главная цель их существования – получить как можно большее количество денег, неважно каким путем, можно даже совершенно противозаконным и даже сумасшедшим.
Павел Чичиков – главные герой произведения, бывший чиновник, по внешнему виду который является средним человеком “ни слишком толст, ни слишком тонок», его характер изображается особенно подробно – видна его личностная психология, даже рассказывается о его детстве. Чичиков не имеет знатного происхождения, однако ему удалось получить хорошее образование, особенно хорошо ему давались точные науки. Это человек, у которого было бедное детство, который рано научился сам зарабатывать и экономить, однако честная работа чиновника не позволила ему сделать большое состояние, поэтому он решает стать богатым любым способом.
Со временем, была найдена лазейка, которая позволяла обогатиться обманным путем Он приезжает в город N, с целью покупки «мертвых душ», занимается подлогом документов. Цель этого персонажа – получение денег от Опекунского совета, куда в то время можно было заложить крестьянина как имущество и получить за него деньги. Совет этот, спонсировался благотворительностью и предназначался для помощи детям, оставшимся без родителей, а также нуждающимся. Получается, что махинация Чичикова состояла в получении денег от Опекунского совета за «мертвые души», крестьян, которые уже умерли, но еще числились живыми, за которых помещики продолжали платить налоги. Этот прагматичные человек собирался фактически украсть деньги у сирот, инвалидов и престарелых людей.
Несмотря на абсурдность идеи, все помещики, к которым приезжал главный герой поэмы, кроме одного, Ноздрева, согласились продать Павлу Чичикову документы на «мертвые души». Им было выгодно, отпадала надобность платить налоги за них, а также они получали деньги за людей, которых уже не было на свете.
Все помещики, герои произведения, осуждаются автором, они представляются как беспринципные, глупые люди, жадные до наживы. В этих персонажах передается тревога Гоголя за «птицу Русь» – горячо любимую писателем Россию.
2 вариант
Главной целью Гоголя в данной работе можно назвать показ человека с плохой стороны, хотя у героев данной поэмы по сути и не может быть много хороших качеств. С помощью персонажей, автор отразил все пороки человека, начиная с личных и заканчивая общечеловеческими. Отдельно автор выделил главного персонажа поэмы – Чичикова. Гоголь хочет раскрыть этого персонажа полностью со всех сторон, даже знакомит читателя с детством Чичикова.
Чичикову практически удалось воплотить свой хитрый мошеннический план в жизнь. Герой покупал у помещиков мертвые крестьянские души, а намеревался заложить их под видом живых. Герой ездит по всей стране и довольно умело находит общий язык с помещиками. Каждый из помещиков, с которым Чичиков был знаком в городе, с радостью приглашают его в гости, такими были Плюшкин, Коробочка, Манилов.
На счет Манилова можно сказать, что человек не глуп, не мало прочитал книг в своей жизни. Но, нет в нем никакой решительности, он только планирует и мечтает, а конкретно не действует. По сути, действовать практически для Манилова задача не выполнимая, поэтому все его грандиозные планы и мечты давно лежат на «самой дальней полке». Он живет так словно смотрит на мир через «розовые очки».
А вот Собакевич является абсолютно противоположным персонажем Манилову. Человек он грубый, но уверенно стоящий на ногах. Он думает только о своем материальном состоянии и для его преумножения готов на все. Такие люди как он, везде найдут свое и если взяли что-то, то никогда не отпустят.
Помещик Ноздрев является примером разгульного и легкомысленного человека, он никак не может найти себя в жизни, не может никуда «приткнуться». Для данного героя нет законов, порядка и правил, лишь одно движет им – азарт и интерес. Для этого, данный человек может совершить любой поступок.
Чичиков смог подобраться к каждому, он просто находил слабые места в людях и использовал их себе на благо. Герой довольно уникален, ведь он обладает сумасшедшим упорством и складом ума, что позволило ему добиться цели. Для того, чтоб читатель смог лучше понять героя, Гоголь описывает некоторые моменты из детства героя. Рос Чичиков скромно, в небогатой семье, а слова отца, на счет того, что копейку нужно беречь, стали его целью. Иногда его планы рушились, но благодаря упорству, он вставал и шел дальше, доводил дело до конца и это вызывает уважение.
Поэма «Мертвые души» раскрывает полностью все пороки, которые имеются у людей. Гоголь заложил все эти негативные качества в героев своей поэмы, а именно в чиновников и помещиков. В некоторых персонажах таких как Чичиков, можно увидеть переживание Гоголя за любимую Россию.
Сочинение 3
Поэма «Мертвые души» была написана Гоголем в те времена, когда Россия начинала входить в эпоху процветания малого бизнеса. Индивидуальные предприниматели стали появляться в стране все чаще и чаще. Само название поэмы звучит несколько двояко: с одной стороны название подразумевает буквально продажу мертвых душ крестьян, с другой же, так автор называет души самих этих дельцов – очерствевшие и бесчувственные. В погоне за прибылью они переступают через все моральные устои и не придерживаются никаких принципов.
Одним из таких ранних предпринимателей был Павел Чичиков. Павел вырос в среднестатистической семье, рос сам по себе. Характер ни в отца, ни в мать, друзьями богат не был. Когда пошел учиться, отец его наставлял, чтоб он водил дружбу только с богатыми, ничем не делился, экономил и перед начальством заискивал. И вот Павел уже с самых юных лет начал извлекать из всего выгоду. Например, не ленился учить мышонка всяким трюкам, чтоб потом показывать её другим, опять же за деньги.
Поступив на службу, Чичиков сразу завоевал авторитет благодаря своей прыткости, смекалке и находчивости. Именно там он провернул свою первую махинацию. Её провал не охладил пыл и азарт Павла. Устроившись в таможню и связавшись с контрабандистами, Чичиков за год зарабатывает довольно приличные деньги. Всё бы шло хорошо и дальше, но напарник Павла пишет на него донос и тот чудом не оказывается в тюрьме.
Настолько честолюбивая натура, как Павел Чичиков только ещё сильнее жаждет обогащения, он во что бы то не стало, хочет вернуть себе прежнюю сытую жизнь.
По приезду в город, он обрастает новыми знакомыми, которые видят в нём только положительные стороны, уважают за дипломатичность и ум. Чичиков начинает потихоньку покупать мертвые души. Но тут он совершает две непростительные ошибки. Во – первых проговаривается о мертвых душах Ноздреву, а во вторых не стоило ему покупать у Коробочки крестьян.
В глубине души Чичиков мечтает жениться, обзавестись детьми, но всё же главная цель его жизни – обогащение. И обогатиться он хочет не честным трудом, а за счёт других. Его самые отвратительные черты характера – это лицемерие и неизмеримое себялюбие. Он переступит через любого, чтобы продвинуться хоть чуточку ближе к своей цели.
На основании всего этого можно прийти к выводу, что душа Чичикова уже мертва, но быть может, если бы он осознал всю никчемность своего существования, то смог бы измениться и изменить мир вокруг себя.
Мертвые души – сочинение
В данной великолепной поэме, написанной Гоголем, автор сумел отразить все великолепие литературы того времени, где показывает истинную суть государственной системы, с ее чиновниками, помещиками и обычным народом, который становится жертвой данной системы. В сюжете данного произведения находится постепенное ухудшение человеческих качеств у многих персонажей, например, у Манилова, который вначале имеет что-то человеческое, но постепенно превращается в абсолютно холодного и безразличного человека. Представлены и такие персонажи, как Плюшкин, которые изначально были настолько испорченными и плохими личностями, что у читателя даже не возникало сомнений по поводу того, что они являются отрицательными.
Возвращаясь к образу Манилова, стоит отметить, что он ведет весьма поверхностное существование, так как не строит интересных и полезных планов, рассчитывает лишь на то, чтобы как можно быстрей разбогатеть. Слуги в доме у него воруют, а его мечты являются низменными и бесполезными. Однако, все же у него присутствуют интересные и нестандартные мысли, которые отличают его от других помещиков. Этого не скажешь про образ женщины, которая изо всех сил занимается накопительством. Она ставит перед собой цель собрать как можно больше «полезного добра», которое обязательно оставит впрок. Ее интересы представляют лишь материальные ценности и потребности. Она лишена глубоких душевных переживаний, и все время она рассчитывает только на то, как бы провернуть сделку повыгоднее.
Чичиков в произведении представлен человеком с непростой судьбой. Детство у героя было крайне непростое. Однако несмотря на то, что он решается на такую задумку с мертвыми душами, стоит сказать, что персонаж не лишен положительных качеств. По задумке автора, в конце произведения он сталкивается с личными переживаниями, которые натолкнут его на такую мысль, что все это он проворачивал зря, и не стоило так делать. Говоря про собирательные образы в произведении, стоит отметить, что все они представлены в виде некоторых групп. Например, помещики представляют образ жадных, безнравственных и малодушных людей, которые готовы пойти на любой обман ради достижения своей цели.
Также читают:
Картинка к сочинению По поэме Гоголя Мертвые души
Популярные сегодня темы
Произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые Души» по-настоящему встрепенулось, наверное, каждого читателя. У Гоголя имеется большое количество произведений посещённые мистической тематике
Хлестаков является главным героем комедии Гоголя «Ревизор» и представляет собой один из самых ярких и характерных персонажей в творчестве автора. Характер героя получился настолько правдивый и точный
На переднем плане картины мы видим зелёные яблоки, лежащие в тарелке. Их шесть штук. У одного, повёрнутого к нам, один бочок красный. Или это отражается красный цвет от букета рябины.
Система образов пьесы «Вишневый сад» сложна и неоднозначна. Принято делить всех героев на три группы: прошлое, настоящее и будущее России.
На мой взгляд, очень важно для каждого человека иметь свою семью. Семья – это наш мост и поддержка в увлекательное будущее. Не имея семьи человек остается наедине с собой, не кому рассказать о прошедшем дне и событиях в нем
Идейно художественная концепция русской жизни в поэме «Мертвые души»
ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ “МЕРТВЫЕ ДУШИ”
В 1835 году Гоголь начинает работать над своей гениальной поэмой “Мертвые души”. Известно, что основой для этого произведения послужила “Божественная комедия” Данте. Это и определило предполагавшуюся трехчастную композицию поэмы: три тома мертвых душ должны были соответствовать трем частям, составляющим “Божественную комедию”: “Ад”, “Чистилище” и “Рай”. Гоголь стремился показать страшный лик российской действительности, воссоздать “Ад” русской современной жизни. Назвав свое произведение “Мертвыми душами”, Гоголь имел в виду не только ревизские души умерших крестьян, но в большей степени хотел указать на нищенство, опустошенность и мелочность душ русских помещиков.
Следуя поставленной перед собой цели – отобразить все пороки России, выставить на показ все язвы русского общества того времени, Гоголь создает ряд образов мелких помещиков. Перед нашими глазами предстает пустой и мечтательный Манилов, скопидомка Коробочка, фамильярный гуляка Ноздрев, мрачных и упертый Собакевич, алчный и жалкий Плюшкин. С горечью сознавал Гоголь, что все эти мелкие и жалкие образы олицетворяют Россию. Но все же Гоголь верил, что в тех же бездушных помещиках существует где-то глубоко внутри хорошие задатки, еще не совсем задушенные безнравственностью и невежеством. Ведь стоит только приглядеться и можно увидеть, что скупость Плюшкина – искажение былой бережливости и хозяйственности,”кулак” Собакевича по внешности и окружающей обстановке являет черты прежнего богатырства, ставшая дубиноголовой Коробочка олицетворяет изначальную хозяйственность и предусмотрительность; мечтательность и доброта переросли в пустое фантазерство Манилова; бесшабашная удаль до неузнаваемости исказилась у Ноздрева, бессовестного вруна и бездельника. Пусть сейчас они такие, с пороками и уймой недостатков, но ведь они являются просто сильно деградированными образами людей, бывших когда-то положительными.
Снова, вспоминая, что основой композиции “Мертвых душ” послужила “Божественная комедия”, мы уже можем предположить, что во втором томе поэмы, соответствующем “Чистилищу” Данте, Гоголь хотел ввести какие-то положительные образы. Конечно, они не были идеальны во всем, но в этих образах уже появились черты просветления. Гоголь приближает своих героев к тому виднеещемуся вдалеке нравственному перерождению. Гоголь не успел довершить свой гениальный труд, и до нас дошли лишь неполные черновики второго и третьего томов поэмы. Однако, из них мы можем узнать достаточно о том, как дальше развивается гоголевская концепция человека, которую он так скептически изложил в первой части поэмы. Гоголь даже оправдывает в некоторых случаях отрицательность своих героев. Например, возьмем “Повесть о капитане Копейкине”, играющую далеко немаловажную роль в поэме. Ее герой, капитан Копейкин, был когда-то героем Отечественной войны 1812 года, защищая Родину, он сильно пострадал, но государство не старается помочь калеке, оно просто игнорирует его. Здесь Гоголь показывает, что власть всегда опаздывает сосвоей справедливостью. “Повесть о капитане Копейкине” поражает картиной быстрого превращения защитника Руси, проливавшего за нее кровь в ее врага.
Читая “Мертвые души” нетрудно понять, как глубоко и искренне любит Гоголь Русь. Эта любовь, уважение и преклонение перед великой страной и ее народом предстают перед нами со всей силой и динамичностью в частых лирических отступлениях. В этих отступлениях Гоголь раскрывает свою мечту о “прекрасном человеке”, богатыре русской земли. Гоголь верит в величие родины. Он истинный патриот, а потому он верит и в величие своего народа, в его способность достойно существовать, в уменье сохранить свое лицо и душу. Просто в какой-то этап своего пути народ сбился с истинного пути и забрел очень далеко, потерял лицо, сгубил душу. Гоголь ставит перед собой задачу – вывести Россию от пропасти, у которой она стоит.
Чичиков почти всегда находится в дороге, эта дорога кружит путника, его кибитка постоянно застревает, на столь глухой полосе можно встретить лишь Ноздрева, Коробочку и им подобные образы. Чичиковская дорога – это обманный путь, запутанный, ведущий вникуда. Ему противостоит образ истинного пути, прямого и открытого, вырвавшись на который волшебно преобразится чичиковский экипаж в птицу-тройку, символ свободной, обретшей живую душу Руси.Именно по такому пути ведет Гоголь своих героев (во втором и третьем томах), в конце его и свершится нравственное перерождение “мертвых” душ.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Раздумья о человеке в произведении Н. В. Гоголя “Мертвые души”
Николай Васильевич Гоголь – великий писатель, глубоко понимавший и воспринимавший культуру и историю России и Украины, человек с истинно христианской философией. Его ранние годы прошли в обстановке малорусского быта, как панского, так и крестьянского, что впоследствии стало корнем позднейших малорусских повестей Гоголя и его этнографических интересов. Еще в молодости писатель осознал важность службы обществу и своей стране, стремился к тому, чтобы принести своими действиями пользу государству в целом, поэтому ему был отвратителен эгоизм
По мнению Гоголя, писатель должен вести человека к истине, к свету, быть пророком, открывающим людям глаза, к чему он стремился сам.
Сюжет поэмы “Мертвые души” был подарен Гоголю Александром Сергеевичем Пушкиным, о чем Гоголь упоминает в “Авторской исповеди”, произведении, содержащем размышления о собственном авторском пути и о том, каким должен быть писатель (причем он говорит, что
Гоголя всегда волновала проблема духовной деградации человека, он скептически относился к моральному состоянию современного ему общества, в котором процветают коррупция и чинопочитание, никто не беспокоится о высших ценностях бытия. Чтобы подчеркнуть суть этих размышлений, задуманные три тома поэмы проводили явную аналогию с “Божественной комедией” Данте Алигьери – первый том символизировал собой “Ад”, он показывал явно отрицательных персонажей на пути постепенного душевного омертвения. Второй том должен был служить “Чистилищем”, а в третьем томе должен был наступить “Рай” – герои, упоминавшиеся в первом томе, должны были прийти к духовному просветлению. Так как автор был человеком, обладавшим истинно христианским мировоззрением, он считал, что даже самая косная личность, позабывшая истинный смысл существования, не утеряла шанс на спасение.
Поэтому ключевым должно было стать преображение Плюшкина, самого омертвелого из всех персонажей поэмы.
Характеры помещиков в “Мертвых душах” составляют так называемую “галерею вечных типов”. Автор не раз подчеркивает в лирических отступлениях поэмы то, что характер, подобный Манилову или Собакевичу, может быть встречен где угодно – он может жить в другой эпохе, в другой стране, иметь абсолютно иное звание, воспитание, но суть всегда будет прежней. Построенные на чередовании “расточитель-накопитель”, образы помещиков подчеркивают мысль Гоголя о том, что в течение жизни человек вынужден сражаться за место под солнцем, таким образом, заменяя истинные цели ложными.
В данном случае “осью вращения” всех персонажей становятся деньги, корысть – ярким примером может послужить хозяйственная, вечно боящаяся продешевить Коробочка, которая выдала план Чичикова, поинтересовавшись, “почем нынче мертвые души”. Полное падение нематериальных ценностей – та отрицательная сторона России, которую автор хотел сделать тем самым “боком”, потому что эта проблема очень волновала его, и он считал, что, прочтя поэму, человек задумается, попытается сопоставить своих знакомых или себя с “мертвыми душами”. Лишь ужаснувшись сходству с этими персонажами, личность получает возможность анализировать свою жизнь и свои поступки, постараться измениться в лучшую сторону.
Образ Чичикова – очень важная сторона размышления автора о человеческой натуре. Он важен не только потому, что за время его путешествия мы видим всю Русь от блистательного, парадного Петербурга до захудалых, Богом забытых деревенек. Путешествие должно было так же показать процесс внутренней эволюции Чичикова.
Цель его аферы отражает главный замысел поэмы – покупка душ мертвых крестьян, хоть и обозначенных лишь на бумаге, реально осуществима только в той стране, которая глубочайше погрязла в коррупции. С точки зрения философии Гоголя ее замысел аморален и не отвечает идеалам христианского мировоззрения – скупка души, как вечного элемента бытия, бессмертной сущности, абсолютно цинична, тем более, если такой акт против религиозных основ совершен из корысти. Отсюда следует вопрос – как же случилось так, что человек опустился до настолько постыдного поступка? Ответ мы находим в биографии главного героя – рано оставленный на произвол судьбы, юный Чичиков свято чтил завет отца трепетно относиться к каждой копейке и неустанно преумножать свое состояние (это, помимо всего прочего, осуждается Гоголем – таким образом, Чичиков схож с помещиками).
Еще в школе Паша Чичиков начал проворачивать свои первые спекуляции, основанные, как и все последующие, на совершенном знании человеческой природы. Он скупал у детей завтраки за гроши, впоследствии им же перепродавая – в данном случае он использовал даже такое естественное чувство, как голод. Точно так же он ударит по уязвимому месту помещиков – по жажде наживы.
Павел Андреевич прекрасно знал, что очень редкий помещик откажется от того, чтобы избавиться от крепостных, которые мертвы и не приносят никакой пользы, но за которых приходится платить налог, да еще и получить за это деньги.
Чичиков – человек, с рождения наделенный такими прекрасными благами, как упорство и ум, которые используются им во зло, ради накопления. Оказавшись на хорошем посту, он сразу начинает брать взятки (что, как подчеркивается автором, считалось вполне понятным делом), обеспечивает себе стабильный доход. Несмотря на то, что об этом узнают, и его увольняют, он не теряет присутствия духа.
Гоголь верил, что существует Провидение – Божья воля, которая пытается наставить на нужный путь человека, свернувшего на тропу обмана, мошенничества и прочих признаков морального падения. Множество неудач Чичикова говорит о том, что он не прислушивается к Провидению – в итоге, по замыслу поэмы, попав в тюрьму, Чичиков должен был “прозреть”. Гоголь с горечью говорит, что находит в себе черты всех своих персонажей, в том числе и Чичикова, поэтому он призывает не терять те качества, которые с самого начала присущи человеку.
Образ России неразрывно следует за главной темой – размышлениями о человеке, так как облик страны зависит от людей, ее населяющих, и правящей силы государства, в данном случае в виде коррумпированного чиновничьего аппарата. Поэтому стоит поговорить отдельно, как и о русском духе, так и об образах чиновников.
Чиновники “Мертвых душ” имеют много общего с чиновниками “Ревизора” – им присущи одни и те же качества. Так как в поэме показана Русь лишь с одного боку, все чиновники отрицательны и их характеры типизированы. Им присущ дух семейственности, круговая порука – взятки, которые они берут постоянно, не считаются пороком.
При этом каждый знает, что ни одно дело не может быть устроено, “если не подмазать” и все воспринимают это, как вполне естественный факт. Души чиновников точно так же мертвы – они ничем не интересуются и влачат бессмысленное существование из-за своей тупости и невежества. Они из года в год ходят на одни и те же балы, играют в вист, притом нарушают заповедь, гласящую о том, что нельзя осуждать человека, нескончаемым распусканием грязных слухов и сплетен.
Автор подводит нас к тому, что ни в одной цивилизованной стране невозможна такая ситуация – как можно любить постоянно берущего мзду чиновника за то, что якобы “не горд”? Мы снова приходим к тому, что Гоголь выше всего ставил долг человека перед своим Отечеством и его народом, о чем совершенно позабыли чиновники.
“Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья” – гласит цитата из поэмы, которая весьма точно подводит итог разговора о ситуации, сложившейся в губернском городе N.
Конечно, размышления о судьбе России не могут обойтись без размышлений о сути русского народа. Русская душа, настолько не понятная иностранному человеку, по сути, напоминает дорогу – такая же широкая, простая, необъятная; и фраза “какой же русский не любит быстрой езды!” имеет к этому образу прямое отношение. Гоголь не склонен идеализировать русский менталитет, поэтому на самой первой странице он описывает двух крестьян, стоящих на обочине и рассуждающих, доедет ли бричка Чичикова до Москвы или Казани, что их совсем не касается.
В этом выражается бессмысленная созерцательность, в той или иной степени присущая каждому русскому. Так же автор осуждает ту безголосую покорность, с которой кучер Селифан соглашается с тем, что его нужно выпороть, нисколько не противясь наказанию. Русский человек всегда любопытен, как крестьяне, побросавшие все свои дела, чтобы поглядеть, как столкнулись два экипажа.
Тем не менее, русский человек талантлив и трудолюбив, хоть и относится к большинству вещей легкомысленно, с некоторой ленью. Особенно упомянута та меткость, с которой выражается русский человек: “Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему и в род в потомство”.
В заключение я хочу сказать о том, что проблемы, о которых рассуждает Гоголь, до сих пор актуальны. В наше время мы можем говорить о таком же омертвении человеческой души, несмотря на многие исторические потрясения и изменения, произошедшие со времени написания поэмы, если не об ухудшении ситуации из-за навязываемой материальной системы ценностей. Чиновники точно так же берут взятки и не заботятся о своей главной функции – заботе о народе.
И, конечно же, нисколько не изменился сам русский дух, являющийся бессменной константой. “Мертвые души” – великолепный труд, одно из главных украшений русской литературы, написанный не только великим писателем, но и великим философом, который не боялся ставить перед собой настолько высокие и необъятные цели.
ГОГОЛЕВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ПОЭМЕ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение Ссылка на основную публикацию