“Мой плач — мой смех” (по творчеству Петрарки)
Школьное сочинение
И мира нет — и нет нигде врагов;
Страшусь — надеюсь, стыну — и пылаю;
В пыли влачусь — ив небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов.
У ней в плену неволи я не знаю.
. Я жажду гибели — спасти молю;
Себе постыл — и всех других люблю;
Страданьем жив; со смехом я рыдаю.
Петрарку с полным правом называют человеком, с которого началась великая эпоха Ренессанса. Младший современник Данте, яркий представитель итальянской литературы раннего Возрождения, он расширил и утвердил в литературе новый жанр сонета, положил начало новой моде на стихотворство. Сонет давал поэтам возможность передавать чувства влюбленного человека, подвергать его анализу, предаваться размышлениям.
Главной книгой Петрарки, работа над которой заняла большую часть его жизни, стала “Книга песен”. Из этого произведения мы узнаем о противоречиях, терзавших душу писателя, о его возвышенном чувстве к Лауре. Поэт несколько раз переписывал и дополнял свою книгу перед тем, как она появилась в окончательном виде. Постоянные изменения, которые он вносил в свое произведение, отражают стремление к совершенству и возможности сказать о своих сомнениях.
В любви Петрарки к Лауре заметны веяния поэзии трубадуров, где сквозь условность формы светится искреннее чувство. Но в то же время здесь присутствует элемент философии предшественников поэта, поклонявшихся предмету своей любви, как высшему благу, сравнимому с небесными ценностями. Любовь Петрарки — земная и небесная одновременно. Именно поэтому она лишена гармонии и покоя и наполняет жизнь поэта печалью и страданиями. Но автор не стремится к избавлению от своих мучений.
Лаура для него — недостижимый идеал, совершенство, высшее божество. Она является его суровой повелительницей. Душа поэта живет лишь грезами, и потому он часто ищет утешения в слезах. Однако Петрарка постоянно ощущает божественное присутствие своей возлюбленной, и это наполняет его сердце великим блаженством. Его любовь неизменна, но он постоянно колеблется между надеждой и отчаянием, между радостью и печалью. Он разрывается между возвышенным, духовным чувством и земной любовью, которую считает греховной. Нам открывается напряженная борьба поэта с этим чувством, его стремление подавить в себе недостойные порывы и невозможность отказаться от них. “С одной стороны, меня уязвляют стыд и скорбь, влекущие меня назад, а с другой стороны, меня не отпускает страсть, которая в силу привычки так усилилась во мне, что дерзает спорить с самой смертью”, — говорит он.
Петрарка сознает неразрешимость душевного конфликта, ощущает раздвоенность своей психики: “И вижу я лучшее, но склоняюсь к худшему!” Поэт не может ничего изменить. Изменения приходят лишь со смертью Лауры. Но здесь он сталкивается с новыми противоречиями: его охватывает отчаяние, которое постепенно сменяется просветлением и радостью. Теперь его возлюбленная стала ближе, она смягчилась, шепчет ему слова утешения, осушает его слезы, внимательно выслушивает, ведет его за собой. Она перестала быть недосягаемым божеством, и поэт начинает видеть гармонию в своем чувстве: “Я счастлив был, я в жизни знал блаженство. ” Борьба с греховной любовью исчезает сама собой. Но теперь у Петрарки возникают сомнения в допустимости любви к “святой” Лауре. Он просит Деву Марию вымолить у Бога для него прощение за любовь, от которой он все-таки не может отказаться. Лаура становится для него воплощением райского совершенства, воспоминанием, которое он не может не оплакивать.
Противоречивость характера Петрарки звучит во всем его творчестве. Читая его произведения, мы видим перед собой индивидуалиста, охваченного жаждой славы, на первый план выдвигающего свое “я”. С другой стороны, это человек, которого терзают сомнения, тяготит груз старой религиозной культуры, который не способен еще освободиться от него. Отсюда возникает конфликт между жизнелюбием и жизнеотрицанием, болезненное недовольство собой, глубокая печаль, которая отбивает стремление ко всякой деятельности. Внутренняя борьба поэта с самим собой ярко отразилась в книге, которую он называл “Моя тайна”. По словам самого автора, он написал ее не для других, а для себя, стремясь разобраться в противоречиях своего сердца. В этой книге он ставит под сомнение истинность своих высших идеалов и ценностей — Любви и Славы. Все эти сомнения и смятение души поэта особенно характеризуют его как человека переходной эпохи, сближая с другими выдающимися поэтами, такими, например, как его соотечественник Данте Алигьери.
Сочинение на тему: Франческо Петрарка и Лаура
Вот уже множество веков люди пытаются осмыслить глубочайшее из всех чувств, чувство любви. Во все времена о любви писали множество разных поэтов. И в будущем не перестанут описывать великое чувство любви.
Но среди кучи поэтов, воспевавших любовь, нужно выделить поэта из Италии Франческо Петрарка.
На протяжении многих столетий люди, оценившие творчество этого поэта, мечтают узнать те поэтические чувства, которые Петрарка лелеял по отношению к своей возлюбленной Лауре – простой человеческой девушке. Хотя, даже сейчас, точно, не известно
Поэтому в его стихах чувствуется вся его боль от безответственности его чувств к ней.
Все творчество
И с красотой звезд, и с цветами, жемчугом и многим другим.
Не раз Петрарка мечтает о том, чтобы встретить Лауру, если не наяву, то хотя бы во снах. В ее образе он хочет познать путь спасения своей души и надеется на ее бесконечную жизнь.
Прекрасный образ Лауры воспевается в, примерно, ста сонетах поэта. Во всех стихах, посвященных ей, автор описывает такое невероятное чувство, как Любовь, и он считает, что любовь может коснуться человеческого сердца лишь единожды, и невозможно полюбить кого-то еще раз. Поэтому до конца своих дней Петрарка думает только о Лауре.
Даже, несмотря на то, что она его не любила, он оставался верен ей до самого конца.
Related posts:
Биография Франческо Петрарка(1304 – 1374) Франческо Петрарка (petrarca) родился в итальянском городе Ареццо в семье нотариуса. В возрасте двадцати двух лет он принял духовный сан, а через год, 6 апреля 1327 года, пережил самое яркое и значительное событие в своей жизни: в Авиньоне,45 в церкви Св. Клары он увидел прекрасную юную женщину по имени Лаура и полюбил […].
Франческо Петрарка – итальянский писатель эпохи ВозрожденияГлава старшего поколения гуманистов. Родился Франческо ранним утром 20 июля 1304 года в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. Отец Петрарки Пьетро ди Паренцо был другом и единомышленником в политических идеалах Великого Флорентийца Данте Апигьерин был изгнан вместе с ним в 1302 г. после победы Черных гвельфов над Белыми. Имущество отца было конфисковано, он подвергся […].
Франческо Петрарка и литература эпохи возрожденияВозрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и предшествовала культуре нового времени. Приблизительные хронологические границы эпохи – XIV – XVI столетие. Эпоха Возрождения включает три фазы: раннее (XIV ст.), высокое (XV-XVI ст.) и позднее Возрождение (XVI – начало XVII ст.). Возникло оно в […].
Франческо Петрарка “Канцоньере”Весьма неоднозначной фигурой эпохи Ренессанса, по крайней мере для меня, является Франческо Петрарка. Его имя – одно из тех, которое называют сразу же, не задумываясь ни на миг, когда стоит вопрос о литературе итальянского Возрождения. Из него сделали культ, его поэзия стала образцом, который сформировал всю лирическую традицию Италии. И возникает вопрос, может быть все, […].
Франческо Петрарка (1304-1374)Великий итальянский поэт эпохи Возрождения, ученый, философ, общественный деятель. Он был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом. Он признан родоначальником новой европейской лирики. Петрарка родился в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. В 1312 г. семья переезжает во французский город Авиньон. По настоянию отца Петрарка изучает юриспруденцию сперва в Монпелье, затем в Болонье. Но он […].
Франческо Петрарка “Канцоньєре”Найнеоднозначнішою постаттю Ренесансу, принаймні для мене, є Франческо Петрарка. Його ім’я – одне з тих, яке називають одразу ж, не замислюючись ані на мить, коли постає питання про літературу італійського Відродження. З нього зробили культ, його поезія стала взірцем, який сформував усю ліричну традицію Італії. Та виникає питання, чи всі, хто курив йому фіміам, дійсно […].
Определите своеобразность изображения темы любви в “Книге песен” Франческо ПетраркиВыдающийся итальянский поэт эпохи Возрождения, ученый, философ, общественный деятель, Франческо Петрарка (1304-1374) был первым европейским гуманистом. Его считали родоначальником новой европейской лирики. В апреле 1327 г. в церкви Святой Клары в французском городе Авиньони Петрарка впервые встретил донную Лауру и сразу же влюбился у нее. Свою любимую он прославляет в сонетах и канцонах (песнях), написанных […].
Сонеты Петрарки о любви к Лауре: критика, цитаты”Книга песен” или “Канцоньере” Франческо Петрарки – это шедевр лирической поэзии, посвященной великой любви поэта, любви к Лауре. В книге более 350 стихотворений, среди которых 317 сонетов “На жизнь и смерть Мадонны Лауры”. Сорок лет Франческо писал стихи в честь возлюбленной, и при ее жизни, и после ее кончины. В своей любовной лирике […].
Биография Петрарки и его творчество (*Общие критические статьи)ПЕТРАРКА (Petrarcha), Франческо (1304-1374) – итальянский поэт и гуманист. наиболее популярный итальянский поэт в Англии эпохи Возрождения. В 1312 переехал в Авиньон, где в 1327 встретил женщину, которая вдохновила его любовную лирику. Он называет ее Лаурой, ее настоящее имя неизвестно. До 1353 жил в Провансе, но посещал Италию, где в 1341 был коронован титулом поэта […].
Характеристика героя по произведениям Петрарки &;#124; ЛАУРАЛАУРА Лаура – возлюбленная Петрарки, знатная женщина из Авиньона, которую поэт встретил в 1327 г. и которую всю жизнь безответно любил. Ей поэт посвятил стихотворный сборник “Канцоньере”. Образ Лауры по сравнению с дантовской Беатриче – символом божественной мудрости – предстает перед читателем совершенно иным. Это живая, вполне реальная женщина. Полный восторга и восхищения, Петрарка рисует […].
Биография Франческо РастреллиДата рождения: 1700 г. Дата смерти: 29 апреля 1771 г. Место рождения: Париж, Франция Растрелли Бартоломео Франческо – именитый русский архитектор с итальянскими корнями. Также Франческо Растрелли известен как приверженец стиля барокко. Франческо появился на свет в Париже в 1700 г, но точная дата неизвестна. Он продолжил род деятельности своего отца, бывшего довольно известным скульптором. […].
Высокая тайна любви (По лирике Ф. Петрарки)Идут года, проходят столетия, но вечная тайна любви остается непостижимой. Она всегда будет волновать и мучить людей, требуя глубокого ее осмысления. Это чувство описывали поэты разных стран. Поэты будущего также не обойдут этой темы. Среди восторженных певцов любви выделяется великий итальянский поэт эпохи Ренессанса Франческо Петрарка. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, […].
Сочинение “Мой любимый сонет Петрарки”Сочинение “Мой любимый сонет Петрарки” При чтении сонетов Петрарки они сначала показались мне одинаковыми, грустными и сентиментальными. Но потом я выделил среди них особый. Он тронул меня до глубины души. Он называется “Ты смотришь на меня из темноты…”. Во всех сонетах Франческо Петрарка пишет о любви к Лауре. Любовь его трагична, ведь Лауры уже нет […].
Сила любви сонет Ф. ПетраркиЯ и поверила этим взрослым, что современную молодежь уже ничем не удивишь. Да и не стремимся мы удивление, ведь хватает нам своего эпатажа и крутизны. Одного февральского морозного дня шла обычная школьная жизнь, а в нем вспыхнул звездой необычный урок мировой литературы, ведь к нам пожаловал Франческо Петрарка со своей “Книгой песен”. И все в […].
“Книга песен” – истинная исповедь Ф. ПетраркиСочинение на тему произведений Ф. Петрарки. Любовь – наисветлейшее человеческое чувство, которое делает жизнь наполненным и содержательным. Оно надышит влюбленных на благородные подвиги, на создание шедевров искусства, утонченные стихи. Итальянский поэт Ф. Петрарка одного весеннего дня встретил в церкви Св. Клара в Авиньоне прекрасную незнакомку. Лаура, так звали эту красивую женщину, пленила душу и сердце […].
Божественная комедия характеристика образов Франческо да Римини и Паоло МалатестаФранческа да Римини и Паоло Малатеста – герои одного из самых известных и драматических эпизодов “Божественной комедии”. Они появляются во втором круге Ада среди сладострастников. В ответ на призыв Данте они выступают из вихря несущихся душ и рассказывают поэту историю своей любви и смерти (говорит Ф., а П. рыдает). Ф., будучи женой Джанчотто Малатеста, полюбила […].
Всякое познание берет начало от разума и исходит от чувств (Франческо Патрици )Познание подразумевает осуществление процесса, связанного с постижением действительности и приобретением знаний. Еще древние люди предпочитали заниматься наблюдением за чем-то новым, таким образом, приобретая полезные сведения, касающиеся окружающего их мира, и познавая неизведанное. Однако возникает логичный вопрос, зачем человеку необходимо это делать? Что является силой, подталкивающей его к занятиям познавательной деятельности? Для всякого познания источником является […].
Сочинение на тему “Настоящая любовь”“Я тебя люблю” – эти слова, пожалуй, хочет услышать каждый человек. Каждый хотел бы, чтобы его любили. А еще – каждый хотел бы, чтобы на его собственную любовь другие люди отвечали взаимностью. Чтобы приняли и услышали его слова “Я люблю…” Любовь – это чувство глубокой сердечной привязанности к другому человеку. Считается, что нельзя любить дерево, […].
Сочинение на тему: ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ? Отдавая себе отчет в том, что любовь – это чувство, присущее каждому человеку, и следовательно, любое определение для него будет неполным, я все-таки попытаюсь наметить основные характеристики. Любовь – это дружба, окрашенная романтической окрыленностью, сильными душевными эмоциями. Любовь – таинственные внутренние сдвиги, новые состояния, душевные волнения, единство взглядов, интересов. Влюбленные видят себя […].
Сочинение на тему: “Что такое дружба?”В жизни каждого человека есть множество знакомых, приятелей, с которыми можно весело провести время, но все это фальшивое. Люди приходят и уходят, рядом остаются только те, кто действительно готов на многое ради вас. Люди, которые останутся рядом с вами вопреки всему, и есть настоящие друзья. Таких очень мало. Настоящий друг, может быть даже единственным на […].
Сочинение на тему “Жизнь без любви похожа на засохшее дерево”Переоценить значение любви в нашей жизни очень трудно. По моему мнению, она является неотъемлемой составляющей человеческого счастья, поскольку способна наполнить наши серые будни многообразием ярких красок. “Кто перестал любить и делать ошибки, тот может похоронить себя заживо”, – писал Гете. Ван Гог вообще считал Жизнь без любви аморальным состоянием. Что же оно такое, без чего […].
Сочинение на тему: Любовь на 1000 лет. По лирике ПетраркиКак удивительно сознавать, что каждая эпоха не была величественной сама по себе. Это величие создавали люди. И именно их взнос в историю и составлял эпоху. А людям, малым или большим, свойственно в чем-то ошибаться, в чем-то убеждаться. Только так появляются нетрадиционные решения, только так вершатся большие дела. Наверное, по-иному не бывает. Ведь мир гармонии одновременно […].
Сочинение на тему “Что такое зависть”Все мы за свою жизнь сталкивались с таким чувством, как зависть, и все когда-либо да завидовали кому-нибудь другому. Зависть – это, одно из наихудших качеств человека. Завидуя, люди способны совершать необдуманные поступки, нередко доходит и до убийств. И таких случаев слишком много, что в далеком прошлом, что сейчас. Но почему, же мы испытываем такое чувство, […].
Сочинение на тему: “Любовь к Родине”Любовь к Родине. Эти слова наполнились реальным содержанием летом 1991 года. До этого русским прививали любовь к могучей империи, то есть Советского Союза. Теперь перед каждым на определенной ступени саморазвития возникает вопрос, который вынесен в заголовок этого произведения. Действительно, как объяснить себе странное чувство единства с народом, землей, историей, что зовется любовью к Родине? Для […].
Сочинение на тему: Тема любви в лирике В. В. МаяковскогоМаяковский, работая над поэмой “Про это”, писал: “Исчерпывает ли для меня любовь все? Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела… Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем…”. Маяковский в начале […].
Сочинение на тему: “Проблема любви”Любовь – это прекрасное чувство, которое в жизни должен обязательно испытать каждый. Любовь дарит человеку счастье, свободу, гармонию. Проблема любви и отношений является актуальной во все времена, ведь влюбленные существовали, существуют и будут существовать до конца веков. Проблема любви хорошо освещена в литературе. Вспомним роман Александра Сергеевича ПушкинА “Евгений Онегин”. Мы видим, как сильно порой […].
Сочинение на тему: “Что я знаю о любви?”В течение своей жизни люди задаются бесчисленным количеством самых разных вопросов, у людей возникает множество сложных проблем. Некоторые впадают в отчаяние, имеют в депрессию и перестают хотеть жить. Но все меняется кардинально, когда в их жизни появляется любовь. Это и не удивительно, ведь жизнь человека довольно сложное и часто неприятное, а любовь воспринимается как отдушина, […].
Мировая слава Петрарки “Книга песен” (“Канцоньере”)Мировая слава Петрарки в веках связана не с поэмой “Африка”, а с его “Книгой песен”, посвященной любви к Лауре. Стихи, вошедшие в книгу, он начал писать в 1327 г.; первую редакцию закончил в 1342 г., последнюю – I) 1374 г. То, что стихи писались не на латинском, а на итальянском языке (в просторечии “вольгаре”), означает, […].
Сочинение на тему: Любовь сильнее смерти в рассказе Гранатовый браслет, КупринЛюбовь сильнее смерти Наверное, не зря А. И. Куприна называют певцом возвышенной любви. Этот писатель подарил русской литературе немало красивых произведений на тему идеальной любви, всепрощающей и все принимающей. По твердому утверждению Куприна, это чувство делает человека благородным, щедрым и гуманным. Тот, кто любит, готов на любые жертвы ради предмета своих воздыханий, даже самые печальные. […].
Сочинение на тему: “Счастье в лирике А. С. Пушкина”Александр Сергеевич Пушкин – великий русский писатель и поэт, его творчество, как и судьба многогранно и разнолико. Стихи ПушкинА посвящены важнейшим и вечным вопросам, которые волновали, волнуют и будут волновать людей всех возрастов и поколений. Множество произведений посвящены поиску счастья, счастья самого поэта. Настоящий поэт – во многом философ, это определение, естественно, подходит и к […].
Сочинение на тему: “Ярослав Смеляков – поэт первой пятилетки”Ярослав Смеляков – поэт первой советской пятилетки. Его стихи прямолинейны и с поэтически документальной точностью отражают то неповторимое время. Его первая книга называется “Работа и любовь”. В период становления советской власти не произносилось вслух слово “романтика”. Ярослав Смеляков видел именно романтику в объединении работы и любви. Объединение работы и любви было главной темой времени, высоким […].
Сочинение на тему: Любовь в романе Гончарова “Обломов”Как и во многих других литературных произведениях, в романе “Обломов” автор поднимает так называемые “вечные вопросы”. Если говорить конкретнее – писатель рассуждает о счастье, любви, гармонии человека с окружающим его миром. Большая роль в “Обломове” отводится именно теме любви – на протяжении всего повествования это чувство заставляет героев делать что-либо, стремиться к чему-либо. И в […].
Сочинение на тему: “Человек рожден для великой радости, для любви”Человек рожден для любви. Очень важно в жизни каждому из нас найти того самого человека, который будет любить нас и будет нами любим. Каждый человек имеет право на счастье, радость и на любовь. Но обрести любовь не так-то просто, как кажется на первый взгляд. В рассказе Александра Ивановича КупринА “Гранатовый браслет” мы видим влюбленного телеграфиста […].
Сочинение на тему: Творчество Александра Сергеевича ПушкинаАлександр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки […].
Сочинение на тему любовь к девушкеЛюбовь – это необъяснимые и неповторимые чувства человека! Любовь бывает разная: Любовь к девушке, к родителям, к близким и к друзьям. Ко всем она проявляется по-разному. Любовь к девушке не существует без доверия друг к другу. Но и в этом случае можно любовь перепутать с привычкой. После долгого общения привыкаешь к человеку, и кажется, не […].
Сочинение на тему: “что такое человеколюбие”Что такое человеколюбие? Человеколюбие – это всеобъемлющая любовь ко всему человечеству и каждому человеку в частности. Во многом человеколюбие неразрывно связано с бескорыстностью и самоотдачей. Качества, которые, к сожалению, в наше время редко встречаются в окружающем обществе, где все больше преобладают корысть, эгоизм и потребительство. В то же время, новая ступень эволюции человечества нуждается в […].
Сочинение-эссе на тему: “Сила любви”Я вас люблю, – хоть я бешусь, Хоть это труд и стыд напрасный, И в этой глупости несчастной У ваших ног я признаюсь! А. Пушкин Любовь во все времена была главной движущей силой человечества на его пути к гармонии жизни. Любви посвящено огромное количество произведений искусства и литературы. На первый взгляд сугубо личное чувство порой […].
Сочинение на тему любви по рассказу Куприна “Гранатовый браслет”В творчестве А. Куприна тема любви затрагивается неоднократно, но в рассказе “Гранатовый браслет” это чувство показано особенно ярко, красочно и трагично. Яркими красками писатель показывает мучительную и неразделенную любовь к некому идеалу, большое и трепетное чувство, которое сопротивляется с бездуховностью этого мира. Писатель обращается в этом рассказе к одной из самых важных тем. Для него […].
Сочинение на тему: “Писатели на тему одиночества”Сочинение на тему “Писатели на тему одиночества” Многие писатели и поэты в своем творчестве затрагивали тему одиночества. И у каждого из них своя особая манера написания, произведений, выражающих их чувства: тоску и одиночество. В жизни М. Ю. Лермонтова эта проблема занимала огромное место. Неизгладимый след в душе поэта оставили такие события как смерть матери, трагедия […].
Сочинение на тему “Что такое Дом”Дом это место, в котором мы выросли и куда возвращаемся после работы? Или может дорогая сторонка, где мы родились? А может это временное пристанище в бурлящем потоке нашей Жизни? Что делает каменное, бетонное или деревянное строение Домом именно для нас? Это – Душа Дома! Самое главное, это то, что внутри Дома, ведь в первую очередь […].
Франческо Петрарка
Великий итальянский поэт эпохи Возрождения, ученый, философ, общественный деятель. Он был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом. Он признан родоначальником новой европейской лирики.
Петрарка родился в тосканском городе Ареццо в семье нотариуса. В 1312 г. семья переезжает во французский город Авиньон. По настоянию отца Петрарка изучает юриспруденцию сперва в Монпелье, затем в Болонье. Но он увлечен древнеримской литературой, занимается поиском и собиранием древних рукописей, сочинением трактатов и стихотворений на латинском
Хотя Петрарка и принимает духовный сан, но он не стремится к церковной карьере. В 1327 г. в авиньонской церкви Петрарка встречает женщину и с первого взгляда влюбляется в нее.
Свою возлюбленную, Лауру, он прославляет в сонетах и канцонах на итальянском языке. Сам Петрарка считал эти произведения “безделками”, ему казались более важными и совершенными ученые сочинения и поэмы на латыни. Однако именно итальявские стихотворения “Канцоньере” принесли поэту мировую славу и бессмертие. Лаура была знатной замужней женщиной, она вряд ли была даже знакома с поэтом. Но он безответно любил ее всю жизнь.
Благословен тот край, и дол тот светел, Где пленником я стал прекрасных глаз! Благословенна боль, что в первый раз Я ощутил, когда и не приметил” .
Рисуя переливы любовного чувства, поэт играет контрастами: “И мира нет – и нет нигде врагов; Страшусь – надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь – ив небесах витаю; Всем в мире чужд и мир обнять готов. У ней в плену неволи я не знаю; Мной не хотят владеть, а гнет суров; Амур не губит – и не рвет оков” . В его сонетах создается атмосфера ясности и гармонии, уравновешивающей контрасты и противоречия. Петрарка пишет о любовном чувстве так виртуозно и вдохновенно, что не случайно ему подражают, на него равняются последующие поколения лириков, а Пушкин в “Евгении Онегине” отождествляет “язык Петрарки” и язык самой любви.
Художественное воспроизведение проблемы украинизации в комедии “Мина Мазайло” О комедии “Мина Мазайло” известный литературовед Юрий Шорох писал: “Украинский театр получил свою наилучшую комедию, может, свою единственную комедию, если свойством комедии спросмотреть легкость, игривость, ритмичность, грацию…”. В этих словах.
Программа гимназического кружка “История гимназии № 9” и ее апробация В Законе Украины “Об образовании” отмечается, что наряду с учебной деятельностью, развивающей личность на основе усвоения универсальных учебных действий, обязательна организация внеучебной деятельности, которая становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Каждый.
Тема міста в російській літературі. Твір По добутках М. О. Булгакова Тема міста є однієї із самих характерних тем для російської літератури. Вона відбилася в добутках О. С. Пушкіна, М. В. Гоголя, Ф. М. Достоєвського, О. О. Блоку, М. О. Булгакова.
Роман “Евгений Онегин” А. Пушкина – “энциклопедия русской жизни” Русский литературный критик В. Белинский метко назвал роман ” Евгений Онегин ” энциклопедией русской жизни. Почему именно этот роман? Ведь энциклопедия – это собрание справочных материалов. Настолько ли здесь много.
Сочинение описание: Крым Далеко в море уходит большой участок суши – полуостров Крым. Природа его удивительная! Южную часть занимает степь, на крайнем юге пролегают горы, которые спускаются просто к морю. Крымские горы сравнительно.
Стихи про детский сад Стихотворение “Наш любимый детский сад “Разрешите предложить вашему вниманию стихотворение, собственного Сочинения о жизни в детском саду. Данный материал может быть интересен детям старшего дошкольного возраста, родителям, воспитателям детского сада.
“Крик боли и тоски по родной Украине” в поэзии Павла Грабовского Сущность лирики талантливого украинского поэта Павла Грабовского, именем которого гордится наша отечественная литература, Иван Франко метко передал словами: “Крик боли и тоски по родной Украине”. И, действительно, когда читаешь искренние.
Приколы из школьных сочинений. Часть первая В соревнованиях участвовали гимнасты и гимнастерки. В старину обезьяны ходили голыми, а когда наступил ледник, они покрылись волосами, и это помогло им стать людьми… В США председателем колхоза является сам.
Можно ли сказать, что русская культура является европейской и почему ? Культура – явление, которое непрерывно связано с жизнью каждого человека на земле. Именно благодаря ей люди находят общие интересы, развивают свое мировоззрение и духовную сторону жизни. Культура влияет на такие.
Отглагольные существительные. Самостоятельные работы Задание: Исправьте ошибки в употреблении отглагольных имен существительных. Вариант 1 1. Еще он являлся критиком, чье анализирование было всегда точно и тонко. 2. Отец и сын – это разные люди.
Творчество Булата Окуджавы Булат Окуджава – властитель чувств уже нескольких поколений. Его песенное слово производит впечатление большой доверительности и естественности. Но естественность Окуджава отнюдь не синоним безыскусности. Окуджава – мастер поэтического языка. Поэт.
О чем думал перед сражением князь Андрей? У Кутузова был опыт жизни, который научил его верить только в “терпение и время”. Убеждение в неотвратимости судьбы, решения которой нужно терпеливо ждать, определяет все поведение Кутузова. Он спокойно созерцает.
Мотив падения в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита” Как ругаем мы, преподаватели словесности, всевозможные краткие изложения программных произведений русской литературы! Я тоже категорически за прочтение нашими учениками полного, канонического текста. Но я благодарна составителям одной из этих странных.
Психология предательства в рассказе Леонида Андреева “Иуда Искариот” Психология предательства в рассказе Леонида Андреева “Иуда Искариот” Предательство – актуальный вопрос в наше время, в тяжелые дни перепадов людских настроений, в дни сомнений и непонимания людьми друг друга. Потому.
Цветик – семицветик. Отклик о прочитанной книге с элементами рассказа Книги делают нашу жизнь ярче и интереснее. А еще они учат нас любви, добру и смелости. Одна из моих любимых книг – “Цветик – семицветик” Валентина Катаева. В ней рассказывается.
Теория литературы: “Кого же относят к “другой” прозе”? В конце 1980-х годов литературовед Г. Белая в статье “”Другая” проза: предвестие нового искусства” задалась вопросом: “Кого же относят к “другой” прозе”? И назвала самых разных писателей: Л. Петрушевскую и.
Характеристика чиновників у комедії “Ревізор” Микола Васильович Гоголь дав у комедії “Ревізор” широку картину правління в Росії в 30-х роках XIX століття. У комедії висміяна й побутова сторона життя мешканців невеликого міста: незначність інтересів, лицемірства.
Научно-художественная литература для детей Российская научно-художественная литература для детей создавалась, с одной стороны, в борьбе со старой, антинаучной, реакционной и религиозной популярной книгой; а с другой стороны – в развитии лучших традиций этого жанра.
Цель практического занятия – научить ведению переговоров Цель практического занятия – научить ведению переговоров и контролю за их исполнением. В заданиях по этим темам используют следующие термины: Аргументация действие, предполагающее сравнительную оценку всех рассматриваемых положений и исключение.
Сочинение по роману Достоевского “Бедные люди” Редко Кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман “Бедные люди” , восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число.
Сейчас вы читаете: Франческо Петрарка
Петрарка: сочинение
ПЕТРАРКА, ФРАНЧЕСКО Среди произведений Петрарки – трактаты, сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы на латинском и итальянском языках: “Канцоньере” (“Книга песен”, Canzoniere, 1327-1374; состоит из 2 частей, “На жизнь мадонны Лауры” и “На смерть мадонны Лауры”, содержащих 366 стихов на итальянском языке: 317 сонетов, 29 канцон, 9 секстин, 7 баллад и 4 мадригала; в последней редакции 1373 сборник озаглавлен Rerum vulgarium fragmenta – “Отрывки на народном языке”), “Африка” (Africa, 1339-1342; эпическая поэма на латинском языке о 2-й Пунической войне), “Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру” (“De coutemptu mundi” или “De secreto conflictu curarum suarum”, 1342 – 1343; автобиография в виде диалога Петрарки с Блаженным Августином – философский трактат на латинском языке), “Триумф Любви” (Triumphus Cupidinis, 1342 – 1343; дидактическая поэма), “Триумф Целомудрия” (Triumphus Pudicitie, 1342 – 1343; дидактическая поэма), “Буколики” (Васоlicum carmen in XII aeglogas distinctum, 1346-1357; пастушеские эклоги аллегорического содержания), “Об уединенной жизни” (De vita solitaria, 1346; трактат), “О монашеском досуге” (De otio religioso, 1347; трактат), “Триумф Смерти” (Triumphus Mortis, 1350; поэма), “Триумф Славы” (Triumphus Fame, 1350; поэма), “Инвективы против врачей” (Invectiva contro medicum, 1351 – 1353), “О средствах против всякой фортуны” (De remediis ultriusque fortunae, 1353 – 1354; более 250 диалогов), “Старческие письма” (Seniles, 1361 – 1374; 125 писем, разбитых на 17 книг), “Триумфы” (1373; в окончательной редакции вошло шесть последовательных “триумфов”: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности), “Письмо к потомкам” (Epistola ad posteros, 1374; неоконченная автобиография в форме письма к потомству); трактаты, касающиеся этических вопросов: “De remediis utriusque fortunae”, “De vita solitaria”, “De otio religioso”, “De vera sapientia”; “Письма без адреса” (Epistolae sine titulo); “De rebus memorandis libri IV” (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современности, расположенных по рубрикам); “Vitae virorum illustrium” (биографии знаменитых римлян); письма (“Epistolae de rebus fami iaribus et variae libri XXV”, “Epistolae seniles libri XVII”); “Путь в Сирию” (Itinerarium syriacum, путеводитель в Святую Землю), “Филология” (Filologia, комедия утрачена) (Petrarca, Francesco) (1304–1374) итальянский поэт, признанный литературный арбитр своего времени и предтеча европейского гуманистического движения.
Родился 20 июля 1304 в Ареццо, куда в связи с политическими волнениями бежал его отец, флорентийский нотариус. Спустя семь месяцев мать увезла Франческо в Анчизу, где они оставались до 1311. В начале 1312 вся семья переехала в Авиньон (Франция). После четырех лет занятий с частным учителем Франческо отдали в юридическую школу в Монпелье. В 1320 вместе с братом он отправился в Болонью продолжить изучение юриспруденции. В апреле 1326, после смерти отца, оба брата вернулись в Авиньон. К тому времени Петрарка уже выказывал несомненную склонность к литературным занятиям.
В 1327, в Страстную Пятницу, в авиньонской церкви он встретил и полюбил девушку по имени Лаура – больше о ней ничего не известно. Именно она вдохновила Петрарку на лучшие его стихи.
Чтобы зарабатывать на жизнь, Петрарка решил принять сан. Он был рукоположен, но вряд ли когда-либо совершал богослужения. В 1330 он поступил капелланом к кардиналу Джованни Колонна, в 1335 получил первый бенефиций.
В 1337 Петрарка приобрел небольшое имение в Воклюзе, долине близ Авиньона. Там он начал два произведения на латыни – эпическую поэму Африка (Africa) о победителе Ганнибала Сципионе Африканском и книгу О славных мужах (De viris illustribus) – свод биографий выдающихся людей античности. Тогда же начал писать лирические стихи на итальянском языке, стихи и письма на латыни, принялся за комедию Филология (Filologia), ныне утраченную. К 1340 литературная деятельность Петрарки, его связи с папским двором и дальние путешествия стяжали ему европейскую славу. 8 апреля 1341 по решению римского сената он был увенчан лаврами поэта-лауреата.
1342–1343 Петрарка провел в Воклюзе, где продолжил работу над эпической поэмой и биографиями, а также, по образцу Исповеди св. Августина, написал книгу-исповедь Моя тайна (Secretum Meum) в форме трех диалогов между св. Августином и Петраркой перед судом Истины. Тогда же написаны или начаты Покаянные псалмы (Psalmi poenitentialis); О достопамятных событиях (Rerum memorandum libri) – трактат об основных добродетелях в форме сборника анекдотов и биографий; дидактические поэмы Триумф Любви (Triumphus Cupidinis) и Триумф Целомудрия (Triumphus Pudicitie), написанные терцинами; и первая редакция книги лирических стихов на итальянском языке – Канцоньере (Canzoniere).
К концу 1343 Петрарка отправился в Парму, где пробыл до начала 1345. В Парме он продолжил работу над Африкой и трактатом О достопамятных событиях. Оба произведения он не закончил и, похоже, больше к ним не возвращался. В конце 1345 Петрарка вновь приехал в Воклюз. Летом 1347 он с энтузиазмом встретил восстание, поднятое в Риме Колой ди Риенцо (впоследствии подавленное). За этот период он написал восемь из двенадцати аллегорических эклог Буколических песен (Bucolicum carmen, 1346–1357), два прозаических трактата: Об уединенной жизни (De vita solitaria, 1346) и О монашеском досуге (De otio religioso, 1347) – о благотворном влиянии уединенной жизни и праздности на творческий ум, а также принялся за вторую редакцию Канцоньере.
Возможно, именно симпатии к восстанию Колы ди Риенцо побудили Петрарку предпринять в 1347 путешествие в Италию. Однако его желание присоединиться к восстанию в Риме угасло, как только он узнал о совершенных Колой жестокостях. Он снова остановился в Парме. В 1348 чума унесла жизни кардинала Колонны и Лауры. В 1350 Петрарка познакомился и подружился с Джованни Боккаччо и Франческо Нелли. За время пребывания в Италии он написал еще четыре эклоги и поэму Триумф Смерти (Triumphus Mortis), приступил к поэме Триумф Славы (Triumphus Fame), а также начал Стихотворные послания (Epistolae metricae) и письма в прозе.
Годы 1351–1353 Петрарка провел по преимуществу в Воклюзе, уделяя особое внимание общественной жизни, особенно положению дел при папском дворе. Тогда же он написал Инвективы против врачей (Invectiva contro medicum), критикуя методы лечащих врачей папы. Большая часть писем, написанных в этот период и критикующих обстановку в Авиньоне, позднее были собраны в книгу Без адреса (Liber sine nomine).
В 1353 Петрарка по приглашению архиепископа Милана, Джованни Висконти, поселился в Милане, где исполнял обязанности секретаря, оратора и эмиссара. Тогда же он закончил Буколические песни и сборник Без адреса; начал пространное сочинение О средствах против всякой фортуны (De remediis ultriusque fortunae), куда в конечном итоге вошло более 250 диалогов о том, как совладать с удачей и неудачей; написал Путь в Сирию (Itinerarium syriacum) – путеводитель для паломников в Святую Землю. В 1361 Петрарка покинул Милан, спасаясь от свирепствовавшей там чумы. Год он провел в Падуе, по приглашению семьи Каррара, где закончил работу над сборником Стихотворные послания, а также сборником Письма о делах частной жизни (Familiarum rerum libri XXIV), куда вошли 350 писем на латыни. Тогда же Петрарка начал еще один сборник – Старческие письма (Seniles), куда в конечном итоге вошли 125 писем, написанных между 1361 и 1374 и разбитых на 17 книг. В 1362 Петрарка, по-прежнему спасаясь от чумы, бежал в Венецию. В 1366 группа молодых последователей Аристотеля выступила с нападками на Петрарку. Он ответил едкой инвективой О невежестве собственном и других людей (De sui ipsius et multorum ignorantia). В 1370 Петрарка купил скромную виллу в Арква, на Евганейских холмах. В 1372 военные действия между Падуей и Венецией заставили его укрыться на время в Падуе. После поражения Падуи он вместе с ее правителем отправился в Венецию вести мирные переговоры. В последние семь лет жизни Петрарака продолжал совершенствовать Канцоньере (в последней редакции 1373 сборник озаглавлен по-латыни Rerum vulgarium fragmenta – Отрывки на народном языке) и работал над Триумфами, куда в окончательной редакции вошло шесть последовательных «триумфов»: Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Умер Петрарка в Арква 19 июля 1374. Петрарка подверг ревизии культурное наследие античности, тщательно анализируя тексты античных писателей и восстанавливая их первоначальный вид. Сам он ощущал себя стоящим на стыке двух эпох. Свой век он считал упадочным и порочным, однако не мог не усвоить некоторых его пристрастий. Таковы, например, предпочтение учений Платона и св. Августина аристотелевскому и томистскому, отказ Петрарки признать светскую поэзию и активную жизнь препятствием на пути к христианскому спасению, взгляд на поэзию как на высочайший вид искусства и познания, понимание добродетелей как общего знаменателя античной и христианской культуры и, наконец, страстное желание вернуть Риму положение центра цивилизованного мира. Петрарку мучил глубокий внутренний конфликт, вызванный столкновением его убеждений и чаяний с требованиями, предъявляемыми к христианину. Именно ему поэзия Петрарки обязана своими высочайшими взлетами. Непосредственными же источниками вдохновения стали безответная любовь к Лауре и преклонение перед доблестью и добродетелями древних, воплощенными главным образом в фигуре Сципиона Африканского Старшего. Петрарка считал Африку главным своим достижением, однако его «нерукотворным памятником» стали Канцоньере – 366 разнообразных итальянских стихов, в основном посвященных Лауре. Возвышенный лиризм этих стихов нельзя объяснить одним лишь влиянием на Петрарку поэзии провансальских трубадуров, «сладостного нового стиля», Овидия и Вергилия. Проводя параллель между своей любовью к Лауре и мифом о Дафне, который Петрарка понимает символически – как рассказ не только о мимолетной любви, но и о вечной красоте поэзии, – он привносит в свою «книгу песней» новое, глубоко личное и лирическое переживание любви, облекая его в новую художественную форму. Преклоняясь перед свершениями античных героев и мыслителей, Петрарка в то же время рассматривает их достижения как знак глубокой потребности в нравственном перерождении и искуплении, тоски по вечному блаженству. Жизнь христианина полнее и богаче, поскольку ему дано понять, что Божественный свет может обратить знания прошлого в истинную мудрость. Это же преломление языческой мифологии в призме христианского мировосприятия присутствует и в любовной лирике Петрарки, где в результате звучит тема искупления. Лаура как Красота, Поэзия и Земная Любовь достойна преклонения, но не ценой спасения души. Выход из этого кажущегося неразрешимым конфликта, искупление, состоит скорее в усилии Петрарки добиться совершенного выражения своей страсти, нежели в отречении, которым начинается и кончается сборник. Даже грешная любовь может быть оправдана перед Господом как чистая поэзия. Первая встреча Петрарки с Лаурой произошла, по его словам, в Страстную Пятницу. Петрарка и в дальнейшем отождествляет любимую с религиозными, нравственными и философскими идеалами, делая в то же время акцент на ее несравненной физической красоте. Так его любовь оказывается на одном уровне с платоновскими вечными идеями, ведущими человека к высшему благу. Но, хотя Петрарка и находится в рамках поэтической традиции, берущей начало с Андрея Капеллана и закончившейся «сладостным новым стилем», тем не менее ни любовь, ни любимая не являются у него чем-то неземным, трансцендентным. Восхищаясь античными авторами, Петрарка выработал латинский стиль, который был намного совершеннее латыни того времени. Сочинениям на итальянском языке он не придавал значения. Возможно, поэтому некоторые стихи в Канцоньере обладают сугубо формальными достоинствами : в них он увлекается игрой слов, разительными контрастами и натянутыми метафорами. К сожалению, именно эти черты охотнее всего переняли подражатели Петрарки (т.н. петраркизм). Сонет Петрарки, одна из двух типических форм сонета (наряду с шекспировским), отличается двучастным делением на начальное восьмистишие (октаву) с рифмовкой abba abba и заключительное шестистишие (секстет) с рифмовкой cde cde. В том или ином виде петраркизм проявился в большинстве европейских стран. Достигнув пика в 16 в., он периодически возрождался вплоть до недавнего времени. На ранней стадии подражали в основном сочинениям Петрарки на латыни, позднее – Триумфам и, наконец Канцоньере, влияние которых оказалось самым стойким. Среди известных поэтов и писателей Возрождения, в той или иной мере испытавших влияние Петрарки, – Дж.Боккаччо, М.М.Боярдо, Л.Медичи и Т.Тассо в Италии; маркиз де Сантильяна, А.Марк, Г.де ла Вега, Х.Боскан и Ф.де Эррера в Испании; К.Маро, Ж.Дю Белле, М.Сев, П.Ронсар и Ф.Депорт во Франции; Дж.Чосер, Т.Уайет, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Ф.Сидни, Т.Лодж и Г.Констебл в Англии; П.Флеминг, М.Опиц, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии. В период романтизма Петрарка также нашел поклонников и подражателей, из них наиболее примечательны У.Фосколо и Дж.Леопарди в Италии; А.Ламартин, А.Мюссе и В.Гюго во Франции; Г.У.Лонгфелло, Дж.Р.Лоуэлл и В.Ирвинг в Америке.
Сочинение по произведению на тему: Возвышение человеческой красоты в сонетах Петрарки
Одно из важнейших событий в жизни Петрарки, оказавшее немалое влияние на все его творчество, произошло в 1327 году. В это время он встретил в церкви Святой Клары красивую молодую женщину, которую воспевал в своих сонетах под именем Лауры. Это обстоятельство и снискало ему славу «певца Лауры». Этот день сам поэт описал в одном из своих стихотворений:
Был день, в который по Творце вселенной
Скорбя, померкло Солнце. Луч огня
Из ваших глаз врасплох застал меня:
О госпожа, я стал их узник пленный.
Впоследствии Петрарка создал своеобразный ритуал поклонения своему идеалу — каждый год этот день отмечен у него написанием сонета.
В своем творчестве поэт затрагивал немало тем. Здесь отразилась и его любовь к жизни, и жажда славы, и восхищение природой, и преклонение перед античностью. Однако, наряду с этим, в его произведениях всегда присутствует образ его возлюбленной. Он воспевает любовь к Лауре, глубину своих чувств, постоянно восхищается ее красотой. Стремление автора передать то неповторимое чувство, которое вызывала в его душе эта женщина, отразилось и в имени, которое он избрал для предмета своей любви. В нем слышится и дуновение ветерка (в переводе с итальянского L”aura значит «ветерок»), и ассоциация с золотом (аurum), и олицетворение вечного течения времени (L’оrа — «час»). В то же время это имя созвучно и с лавром — деревом славы, и с названием утренней зари — Авроры.
В стихотворениях Петрарки Лаура выступает образцом добродетели, средоточием всех совершенств. Поэт утверждает очищающее, облагораживающее воздействие ее красоты. Но он не отождествляет красоту своей возлюбленной с самой добродетелью, не превращает ее в бесплотный символ. Его Лаура наделена чертами реальной женщины, которая вызывает у него, вместе с возвышенной, платонической любовью, также чувственное влечение. Она — прекрасная женщина, которой любуется поэт, красотой которой очарован. Петрарка постоянно находит новые краски, новые образы и способы для описания ее красоты. В каждом ее взгляде, движении он видит что-то неповторимое и своеобразное, что и запечатлевает в своих поэтических строках.
Где бы ни находилась Лаура — в лодке, в коляске, на лугу, — поэт восхищается ее прелестью. Он рисует ее осыпаемой дождем цветов, причем красота природы призвана лишь подчеркнуть, насколько прекрасна сама Лаура. Но автор не просто любуется женщиной. Описание красоты его возлюбленной служит способом выражения чувств и переживаний влюбленного поэта.
Лирика Петрарки всегда наполнена изяществом, стремлением к красоте, она очень артистична. Так, в изображении Лауры он пользуется вычурными, необычными сравнениями: ее волосы — золото, лицо — теплый снег, брови — эбеновое дерево, зубы — жемчуг, уста — лепестки роз. К подобным сравнениям он прибегает, стремясь описать и свое чувство, и роль Лауры в его собственной жизни. Он отождествляет свою возлюбленную с солнцем, а себя — со снегом, тающим под его лучами. Говоря о своей любви, поэт сравнивает ее с огнем, он же — воск, который этот огонь расплавляет.
Его идеал всегда находится рядом. Петрарка ощущает присутствие Лауры, даже находясь вдали от нее. Он обожествляет возлюбленную, наделяет ее неземными чертами. Ведь, как отмечал Б. Г. Кузнецов, «Красота — это зримый, воплощенный образ Бога. Бог и мир уже не отделены, сам человек — отображение Бога. » Так и «божественная» Лаура уже неотделима для поэта от окружающего мира:
Задумал я на небе звезды счесть,
Должно быть, или все на свете воды
в одном сосуде захотел собрать,
Решив, что все явления природы,
Которым я оказываю честь
Сравненьем с милой, я могу назвать.
На всем вокруг лежит ее печать.
Таким образом, Петрарка посвящает всю свою жизнь и свое творчество восхвалению красоты Лауры. Он восхищается ею, пока она жива, продолжает поклоняться ей и после ее смерти. Она — идеал всей его жизни, воплощение вечной, безупречной красоты.
Ренессанс
Искусство может переживать времена упадка, но оно вечно, как сама жизнь
Франческо Петрарка. Творчество
Произведения Петрарки распадаются на две неравные части: итальянскую поэзию и разнообразные сочинения, написанные на латыни.
Италоязычное творчество
Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.
Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. «Песенник»), или Rime Sparse, или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta — центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере», выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.
В другом сочинении на итальянском языке, поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.
Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.
Латинское творчество
Сюда относятся, во-первых, две его автобиографии: одна, неоконченная, в форме письма к потомству («Epistola ad posteros») излагает внешнюю историю автора, другая, в виде диалога Петрарки с блаженным Августином — «О презрении к миру» («De contemptu mundi» или «De secreto conflictu curarum suarum», 1343), изображает его нравственную борьбу и внутреннюю жизнь вообще. Источником этой борьбы служит противоречие между личными стремлениями Петрарки и традиционной аскетической моралью; отсюда особый интерес Петрарки к этическим вопросам, которым он посвятил 4 трактата («De remediis utriusque fortunae», «De vita solitaria» («Об уединённой жизни»), «De otio religioso» («О монашеском досуге») и «De vera sapientia» («Об истинной мудрости»). В поединке с Августином, олицетворяющим религиозно-аскетическое мировоззрение, побеждает всё же гуманистическое миросозерцание Петрарки.
Оставаясь строго верующим католиком, Петрарка в этих трактатах, а также в переписке и других произведениях, старается примирить свою любовь к классической литературе (латинской, так как по-гречески Петрарка не научился) с церковной доктриной, причём резко нападает на схоластов и на современное ему духовенство.
Особенно — в «Письмах без адреса» («Epistolae sine titulo»), переполненных резкими сатирическими выпадами против развратных нравов папской столицы — этого «нового Вавилона».
Эти письма составляют четверокнижье, все из них адресованы то реальным, то воображаемым лицам — своеобразный литературный жанр, навеянный письмами Цицерона и Сенеки и пользовавшийся огромным успехом как вследствие их мастерского латинского слога, так и в силу их разнообразного и актуального содержания.
Критическое отношение Петрарки к церковной современности с одной стороны и к древней литературе с другой служит проявлением его повышенного самосознания и критического настроения вообще: выражением первого служат его полемические сочинения — инвектива против медика, который осмелился поставить свою науку выше поэзии и красноречия («Contra medicum quendam invectivarum libri IV»), инвектива против французского прелата, порицавшего возвращение в Рим Урбана V («Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»), такая же инвектива против одного французского прелата, нападавшего на сочинения и поведение Петрарки («Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum») и полемический трактат против аверроистов («De sui ipsius et multorum ignorantia»).
Критицизм Петрарки и его интерес к этическим вопросам обнаруживается и в его исторических сочинениях — «De rebus memorandis libri IV» (сборник анекдотов и изречений, заимствованных из латинских авторов и современных, расположенных по этическим рубрикам, например об уединении, о мудрости и т. п.; целый трактат во второй книге этого сочинения посвящён вопросу об остротах и шутках, причём многочисленные иллюстрации к этому трактату позволяют признать Петрарку создателем жанра коротенькой новеллы-анекдота на латинском языке, получившего дальнейшее развитие в «Фацециях» Поджо) и «Vitae virorum illustrium» или «De viris illustribus» («О знаменитых мужах») — биографии знаменитых римлян. Особенно важное значение имеет обширная переписка Петрарки («Epistolae de rebus familiaribus et variae libri XXV» и «Epistolae seniles libri XVII»), составляющая главный источник для его биографии и дополнение к его произведениям; многие из его писем представляют собой моральные и политические трактаты, иные — публицистические статьи (например письма по поводу переселения пап в Рим и переворота Кола ди Риенцо).
Меньше значения имеют речи Петрарки, произнесённые им при разных торжественных случаях, его описание достопримечательностей на пути от Генуи до Палестины («Itinerarium Syriacum») и латинская поэзия — эклоги, в которых он аллегорически изображает события из своей личной жизни и современной ему политической истории («Bucolicum carmen in XII aeglogas distinctum»), эпическая поэма «Африка», где воспеваются подвиги Сципиона, покаянные псалмы и несколько молитв.
Значение Петрарки в истории гуманизма заключается в том, что он положил основание всем направлениям ранней гуманистической литературы с её глубоким интересом ко всем сторонам внутренней жизни человека, с её критическим отношением к современности и к прошлому, с её попыткой найти в древней литературе основание и опору для выработки нового миросозерцания и оправдания новых потребностей.
Вплоть до начала XX века наиболее полным собранием сочинений Петрарки были «Opera omnia», изданные в Базеле в 1554 году. В XIX веке лучшим изданием его переписки считалось издание Fracassetti, «Epist. famil. et variae» (Флоренция, 1854—1863; в итальянском переводе с многочисленными примечаниями: Флоренция, 1863—1867). Полное издание биографий знаменитых людей дал Razzolini (Болонья, 1874); речи Петрарки изданы Hortis («Scritti inediti F. Р.», Триест, 1874); лучшее издание не любовных стихотворений Петрарки — Carducci («Rime di F. P. sopra argomenti morali e diversi», Ливорно, 1876). Кроме утраченной комедии Петрарки «Philologia», ему приписываются находящиеся в рукописях: «Vita Senecae», «Sententia de Terentii vita», «De casu Medeae» и «Comoedia super destructionem Caesenae». По случаю шестисотлетнего юбилея Петрарки законом Итальянского королевства № 365 от 11 июля 1904 была учреждена комиссия по изданию его произведений (La Commissione per l’Edizione Nazionale delle Opere di Francesco Petrarca), ставящая своей целью критическое издание всех произведений Петрарки. В её работе принимали участие ведущие филологи Италии, в том числе В. Росси (первый президент) и Дж. Джентиле. Первой, в 1926 году, была издана поэма «Африка», за ней последовали письма. Комиссия продолжает свою работу и в XXI веке, в настоящее время её президентом является Микеле Фео (Michele Feo).
Рецепция
Для истории музыки огромное значение имели различные итальянские стихи Петрарки — мадригалы, секстины, канцоны, сонеты. Впервые их положили в основу своих светских сочинений (преимущественно мадригалов) уже композиторы XIV века. Особенно интенсивно стихи Петрарки озвучивали мадригалисты XVI — начала XVII веков, среди которых Адриан Вилларт, Киприан де Роре, Лука Маренцио, Клаудио Монтеверди. С окончанием эпохи Возрождения интерес музыкантов к Петрарке угас, но с новой силой разгорелся у романтиков XIX века (песни Ф. Шуберта, фортепианные «Сонеты Петрарки» Ф. Листа). Изредка к ним обращались композиторы и в XX веке (А. Шёнберг. Серенада, op. 24: iv-sonett von petrarca).
Список произведений
- «Canzoniere» («Книга песен»), 366 сонетов к Лауре
- «Trionfi» («Триумфы»)
- Диалог «De contemptu mundi» («De secreto conflictu curarum suarum» «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
- трактаты:
- «De remediis utriusque fortunae», 1360—1366
- «De vita solitaria», ок. 1346—1356
- «De otio religioso», 1346—1356
- «De vera sapientia»
- инвективы:
- «Contra medicum quendam invectivarum», 1355
- «Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
- «Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
- «De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
- «De rebus memorandis» (Rerum memorandarum libri), 1350
- «De Viris Illustribus» (Книга о знаменитых мужах), 1337
- «Itinerarium ad sepulcrum Domini»
- Письма (Послания):
- «Epistolae de rebus familiaribus et variae» (Familiares, Familiarium rerum libri), 24 книги с 350 письмами, 1325—1361.
- «Epistolae seniles», 125 письма, 1361—1374
- «Epistola ad posteros» («Письмо к потомкам»)
- «Sine nomine» («Epistolae sine titulo», «Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358
- «Variae» (Extravagantes), 65 писем
- «Epistole metricae», 1333—1361, 66 писем
- «Itinerarium Syriacum»
- Эклоги «Bucolicum carmen» (Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений
- эпическая поэма «Африка», 1339—1342
- De gestis Cesaris
- Contra quendam magni status hominem
- Collatio laureationis
- «Psalmi penitentiales» (Покаянные псалмы)
- Collatio coram Johanne rege
- Collatio inter Scipionem, Alexandrum, Hannibalem
- Arringhe
- Orationes
- Testamentum
Петрарка: сочинение Ссылка на основную публикацию