Достойна ли Софья любви Чацкого сочинение рассуждение
Любовь – великолепное чувство, показывающее все грани характера, раскрывает сущность человека. Его использовали многие писатели и А.С.Грибоедов не является исключением.
В своем произведении “Горе от ума” автор показывает Чацкого, молодого дворянина с новыми взглядами на общество. Он живёт и работает в доме Фамусовых. Они с Софьей, дочерью Фамусова, любят друг друга, но Чацкому пришлось уехать на несколько лет. Когда он вернулся и пришёл в дом Фамусовых, он сразу понял, что Софья к нему не испытывает больше таких чевств, она охладела, как и другие обитатели дома.
Софья – персонаж многогранный. С одной стороны она образованна, а с другой она может показаться даже глупой, потому что предала прогрессивного Чацкого и полюбила лицемера Молчалина. Героиня представляет его идеалом и не хочет знать какой он на самом деле. Ради него она нарушает все нормы приличия. Она совершенно не обращает внимания на то, что делает Чацкому больно, особенно когда в разговоре с ним она хвалила Молчалина. Но Чацкий тоже не отстает, он позволяет себе делать нападки на Молчалина. Он не верит в то, что девушка не видит недостатков своего возлюбленного.
Несмотря на большие отличия в представлениях о любви Чацкого и Софьи, они очень схожи. Они оба представили своего любимого человека идеалом и не хотят по-настоящему его узнать. Достойна ли Софья любви Чацкого? Невозможно дать конкретный ответ. Они оба образованный, умны. Но Софья придерживается правил старого общества, “века минувшего”, а Чацкий выступает за изменение этих порядков. Поэтому она не выбрала Чацкого. Уровень её духовного развития уступает уровню Чацкого. Из-за этого они не могут быть вместе.
Вариант №2
Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» – одно из лучших произведений классической литературы. Она является большой шкатулкой афоризмов, которые мы употребляем в своей речи практически каждый день. А саму пьесу ставят в наших театрах вот уже несколько столетий. В ней Грибоедов изображает и социальный, и любовный конфликты, которые тесно связаны между собой.
В основе любовного конфликта являются взаимоотношения Александра Чацкого и Софьи Фамусовой. Юноша рано осиротел и воспитывался в доме девушки. Они были близкими друзьями, но позже дружеские чувства Чацкого переросли в любовные. Повзрослев, он уехал на несколько лет за границу, а Софья осталась в родном доме. Вскоре она стала забывать былого друга и предалась девичьим мечтам, читала французские романы. За отсутствие Чацкого Софья сильно изменилась – она стала очень похожа на своего отца. Здесь уже начинается социальный конфликт. Ее отец является ярким представителем фамусовского общества, которое не стремится к просвещению, не читает книги. В нем процветает подхалимство, лицемерие, статус человека измеряется не умом, а чинами и богатством. Вернувшись обратно, Александр Чацкий не узнал свою возлюбленную. К тому же, за ней стал ухаживать секретарь отца – Молчалин.
Софья испытывает к нему искренние чувства, считает его замечательным человеком. Но она находится в заблуждении: Молчалин ухаживает за ней лишь из намерения продвинуться по карьерной лестнице. Он постоянно молчит, никогда не высказывает своего мнения, лишь подстраивается под людей. Софья считает эту фальшивую скромность достоинством, но Чацкий не согласен с ней, и он абсолютно прав. Однако при этом он продолжает добиваться расположения девушки, параллельно создавая конфликт с фамусовским обществом, ведь юноша получил совершенно иное образование.
Чацкий – единственный положительный герой пьесы, который испытывает горе от своего ума. Его просветленные знания Софья принимает за сумасшествие и распространяет об этом слухи в светском обществе. Ее поступок сыграл роковую роль: не выдержав абсурда ситуации, Александр Чацкий навсегда уехал из родного города. Достойна ли Софья любви Чацкого? Грибоедов одновременно и осуждает девушку за ее поведение, и сочувствует ей. Она не виновата в том, что отец дал ей неправильное воспитание, ложное мировоззрение.
Таким образом, Софья и Чацкий могли бы быть вместе, однако воспитание Фамусова наложило отпечаток на ее характер. Она наполовину стала «недостойной» девушкой, которая ценит в людях лицемерие и фальшь, однако вины ее в этом нет. Именно поэтому социальный конфликт в пьесе тесно связан с любовным.
Сочинение на тему Достойна ли Софья любви Чацкого рассуждение
Сегодня мы рассмотрим взаимоотношения двух персонажей “Горе от ума” – Софьи и Чацкого, возможность и правильность любви второго к первой. Как некоторые противоборствующие стороны, они изначально не могли иметь спокойные и гладкие отношения слишком разные они имели взгляды и характеры. Но если бы действия Софьи не носили бы такой “мстящий характер”, у них могло хоть что-то получиться.
Главный герой данного произведения, Чацкий, человек просвещённый, имеющий высокие моральные ценности.
Он много ездил по Европе, многое и многих повидал. Но совершенно не умеет держать своё мнение при себе. Это, в принципе похвальное качество, от слова совсем не вписывается в общество того времени. Различие в устоях и ценностях Чацкого и социума делают из первого – изгоя. Хоть главное о героя и мало волнуют, на самом деле, такие реакции, всё же влияние это на него оказывает. По сути, именно с первых отрицаний его идей, он начинает страдать именно тем горем, что идёт от его ума. И подставляющие действия Софьи, которую он любит, приводит к тому, что его фактически клеймят сумасшедшим и отказываются с нормально общаться.
Софья же, милая и добрая девушка, обидевшись на слова Чацкого про своего возлюбленного, являвшиеся, кстати правдой, начинает пакостить ему без повода (как джентельмен, главный герой не стал бы подставлять даму своего сердца), без разбора и выяснения всей правды (все вокруг, абсолютно все на приёме могли сказать, что её возлюбленный – лживый и лицемерный человек). Она прекрасно знает о любви героя к ней, но безжалостна.
Делая вывод всему вышесказанному: если в начале всего произведения “Гроза” Софья достойна того, чтобы любить Чацкого и быть любимой им, то “скатываясь” морально и унижая его, лишается этих прав. Под самый конец произведения уже непонятно что именно представляет собой девушка: невинную и по-детски чистую или эгоистичную и мстительную. Она перестаёт быть тем человеком, которого Чацкий полюбил, что “добивает” главного героя, из-за своих принципов и характера и так уже разочаровавшегося в обществе, своём окружении и родных местах. Гонимый и непонимаемый он надеялся найти близких по духу в родных местах, но был безжалостно выкинут отовсюду.
Достойна ли Софья любви Чацкого
Роман «Дубровский», принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, по праву можно назвать лучшим произведением своего времени. Автор мастерски раскрыл конфликт произведения через стройную и гармоничную систему образов.
День рожденья получился очень насыщенным и интересным. Начинали праздник мы в развлекательном центре. Там мы играли в детской комнате, катались с горок, прыгали на батуте.
Любовь – великолепное чувство, показывающее все грани характера, раскрывает сущность человека. Его использовали многие писатели и А.С.Грибоедов не является исключением.
Иван Александрович Гончаров писал свой роман «Обломов» в непростое время. Это период, который характеризуется переломом старых устоев и обращением к новым ценностям и идеям. Труднее всего было осуществить этот переход представителям помещичьего сословия.
В своем произведении Николай Васильевич Гоголь рассказывает о событиях, происходящих в 17 веке во времена борьбы Украины за свою независимость. В этой повести описывается героизм и преданность своему государству и долгом перед народом,
Сочинение на тему Достойна ли Софья любви Чацкого? (9 класс)
Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их внутреннюю сущность. А.С. Грибоедов не является исключение в данном случае.
Его известная комедия, получившая название «Горе от ума», выводит на сцену Александра Чацкого. Достаточно образованный молодой человек, который обладает живым и прогрессивным умом. Он на протяжении долгого времени находился в поместье Фамусова, где он быстро влюбляется в очаровательную девушку по имени Софья, а та отвечает на его чувства взаимностью.
Когда Чацкий уезжает получать образование, то ситуация полностью меняется. Он возвращается в родной дом и понимает, что его здесь не ждут, чувства Софии остыли, а люди, которые являлись для него близкими в один момент отворачиваются от него.
Да и сама София является достаточно неоднозначным персонажем. Про нее можно сказать, что она обладает достаточным умом и пытается быть независимой. В ее окружении отсутствуют яркие и талантливые люди, скорее всего именно поэтому она выбирает Молчалина, обладающего достаточно скользким характером, вместо прогрессивного и умного Чацкого. При этом стоит отметить серьезность чувств молодой особы, в разговоре она фактически превозносит имеющиеся у него душевные качества.
Не ужели девушка не видит его настоящую сущность? Ее глаза затмевает любовь, которая есть в ее жизни. Это заметно особенно по тому, как София переживает о падении Молчалина с лошади, она даже теряет сознание от волнения. Даже маленькая трагедия превращается в ее глазах в настоящую драму.
Да и сама София фактически идеализирует Молчалина, она видит в нем героя своих романов, которые она с упоением читает. Кроме того, можно сказать, что Чацкий тоже идеализирует Софию, он не видит ее отрицательных сторон и малодушия, о которых говорит ее выбор.
Спорный вопрос, достойна ли София любви Чацкого. Любой человек заслуживает любовь и хорошее отношение. Герои достаточно умны и образованы, они способны анализировать происходящее, но при этом закрывают глаза на достаточно важные вещи. При этом в Софии осталось достаточно прошлого, она не может побороть в себе пережитки Фамусовского общества, которое устанавливает свои порядки.
Я думаю, что она не достойна любви Чацкого, уровень ее эмоционального и духовного развития намного ниже, чем у молодого человека. Именно поэтому они не могут построить отношения, а получают множество терзаний, каждый свои, один от глупой влюбленности, а второй от неразделенной любви.
2 вариант
Все мы знакомы с таким произведение классической литературы, как «Горе от ума», которое написал талантливый писатель А. С. Грибоедов. И это произведение тоже очень сильно затрагивает тему любви – такого сложного чувства, которые испытывали не только настоящие люди, но и герои литературных произведений. В данном произведении закручивается настоящий треугольный треугольник между двумя юношами – Чацким и Молчалиным, и девушкой Софьей. Они встречаются с несчастной и даже, безответной любовью. Именно благодаря этим знакомствам, читатель лучше узнаёт героев.
Следя за сюжетом, между Чацким и Софьей пробежала некая искра, когда он получал образование в доме Фамусова. Но потом он уехал получать образование. Проходит несколько лет и Александр Андреевич решает вернуться в родной дом, где его воспитали, где он впервые полюбил. Но он не только собирается приехать и вспомнить родные края, он принимает для себя решение – сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной. Чацкий – живой и прогрессивный молодой человек, именно поэтому он разочаровался в стольких людях, и даже в Соне, которая предпочла ему лицемерного Молчалина. Софья довольно непростая и ветренная личность, она увидела в Молчалине столько достоинств, которых он не заслуживает, это скорее всего из-за её чрезмерной романтичности. Она чуть ли не боготворит его, ценит в нём его «спокойствие» и «аккуратность».
Чацкий сразу же видит насквозь притворца Молчалина и в любой хороший момент старается как-то словесно нападать на Алексея Степановича. Не то, чтобы Чацкий был таким человеком, его просто охватила небывалая обида и разочарование в любви. По поводу Чацкого тоже можно сказать, что он создал себе идеал в лице Софьи, как она это сделала в образе Молчалина. Может именно поэтому их любовный опыт не закончился успехом?
На вопрос достойна ли Софья любви и внимания Александра Андреевича довольно трудно ответить только из-за того, что оба они обладают практически одинаковым умом, но духовный уровень Софьи ниже Чацкого и это очевидно, поэтому скорее не достойна. Полагаю, что в Софье проросли корни русского общества, или Фамусовского. Из-за этого она и предпочла себе в мужья именно Молчалина. Да и ведь Чацкий даже за границей оставался верен лишь Софье, но она этого не оценила должным способом. Но тем не менее, каждый из героев получил свою порцию душевных травм.
Также читают:
Картинка к сочинению Достойна ли Софья любви Чацкого?
Популярные сегодня темы
При анализе произведений русской классической литературы особое внимание всегда уделяется деталям, оговоркам; любой образ, независимо от роли в повествовании, является «собирательным»
Русская классика знает много неординарных личностей в истории. Люди с необыкновенными способностями, неоднозначностью характера и удивительными творениями, славятся не только на русской земле
В современном мире существует очень много востребованных и актуальных профессий. Кого-то привлекают деньги, кого-то – популярность. Но я думаю, что нет ничего лучше, чем помогать людям, лечить их и давать шанс на выздоровление. Я хочу стать врачом.
Образ главного героя не имел прототипа и был собирательным. Возможно поэтому каждый читатель может в каких-то моментах узнать себя или кого-то из знакомых.
Произведение было написано в раннее советское время, в нем автор пародировал создание «нового человека» эпохи коммунизма. Однако роман Булгакова все же не утратил актуальности и сегодня.
Достойна ли Софья любви Чацкого: сочинение
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», несомненно, является произведением большого социального звучания. В ней отразилось мятежное время, когда по всей России распространялись вольнолюбивые идеи. В центре пьесы – Александр Андреевич Чацкий, воплотивший в себе лучшие черты прогрессивной дворянской молодежи начала века. Этот герой объединяет две сюжетные линии комедии. Одна (главная) содержит конфликтное столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» и предлагает противостояние Чацкого Фамусову. Другая сюжетная пиния – Чацкий – Софья – раскрывает личную драму главного героя.
Софья, стоящая между фамусовским лагерем и Чацким, сыграла большую роль в создании «миньона терзаний» героя, хотя и сама пережила свое «горе от ума». «Софья начертана неясно…» – заметил Пушкин. Действительно, в ее поведении и настроениях ощущается противоречие между трезвым умом и сентиментальными переживаниями. Прекрасное понимание характеров отца и Скалозуба сочетается у нее с полной слепотой в отношении Молчалина. Софья гораздо выше своих сверстниц, столь ядовито изображенных Грибоедовым в лице шестерых княжон Тугоуховских, для которых важна не любовь, а богатый «муж-мальчик», «муж-слуга». Софья живет только любовью. Невысокое и зависимое положение Молчалина как будто даже усиливает ее влечение к нему. Ее чувство серьезно, оно дает ей смелость не бояться мнения «света».
Нельзя согласиться с тем, что слова Фамусова о московских девицах: «Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой», – имеют прямое отношение и к его дочке. Она всегда искренна. «Что мне молва? ( Кто хочет, так и судит», – говорит она. Софья не чужда духовных интересов, не увлекается светской суетой. Чтение ею книг Фамусов называет «прихотью». Действительно, тогда это было новостью для дворянской девушки. Софья в ужасе от того, что отец прочит ей в женихи Скалозуба, который «слева умного не выговорит сразу». Не любит она и пустое умничанье, острословие и злоязычие. Однако ей чужда и неприятна беспощадно логичная, острая мысль Чацкого. Софья не доросла до нее, она слишком полна «чувствительности». Она воспитывалась в век Карамзина и Жуковского. Ее идеал – робкий, мечтательный юноша, образ которого рисовала сентиментально-романтическая литература конца XVIII- начала XIX веков. Именно таким представляется Софье Молчалин.
Ее неожиданную любовь к секретарю отца невозможно понять, если не вдуматься во все то, что произошло у нее с Чацким. Он увлек ее, но внезапно, в припадке онегинской хандры, когда ему все на свете надоело, в том числе и она, уехал за границу и не написал ей за три года ни слова. Софья, слушая влюбленного Чацкого, думает, что он может только «прикинуться влюбленным», что о себе «задумал он высоко». Она с иронией восклицает: «Охота странствовать напала на него… Ах! Если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?»
Я думаю, что никак нельзя осуждать Софью за ее любовь к Молчалину. Любовь к Молчалину – ее здравый протест, ее горькая реакция на любовь к Чацкому, от которой у нее осталось чувство разочарования, обиды, оскорбления. Пусть Молчалин не так ярок, как Чацкий, но на чувства Молчалина (по ее убеждению) можно положиться.
Может быть, Молчалин и не хотел, чтобы Софья его полюбила. Всем угождающий Молчалин был робко почтителен с ней, как «с собакой дворника, чтоб ласкова была». Он хотел добиться симпатии дочки начальника. Он настолько старался добиться ее расположения, что она приняла эту угодливость за глубокую, трепетную любовь, которую она встречала в сентиментальных французских романах, так ненавистных ее отцу.
Софья увидела в трусливой робости Молчалина благородную, целомудренную робость возвышенной души. И не безнравственность заставляла ее проводить ночи с Молчалиным, запершись. А многие критики упрекали ее а этом. Именно уверенность в чистоте помыслов Молчалина в отношении к ней, презрение к «молве» и, конечно, влюбленность руководят Софьей.
Не разглядев Молчалина, она не сумела оценить Чацкого, не увидела, как умненькая горничная Лиза, что Чацкий не только «весел и остер», но и «чувствителен», то есть не только умен, но и нежен.
Мне кажется, что, когда Софья и Чацкий росли вместе, он, несомненно, оказывал на нее влияние. Именно это научило Софью не отворачиваться от бедных, не презирать их, несмотря на философию отца – «Кто беден, тот тебе не пара». Три года разлуки с Чацким не могли не изменить Софью, не нанести отпечаток фальшивой, жеманной среды московского «света».
Вольнолюбивые мысли, язвительные, колкие насмешки Чацкого в адрес людей ее круга, особенно Молчалина, теперь раздражают Софью. «Не человек – змея!» – отзывается она о нем. А Чацкий испытывает к Софье искреннюю, горячую любовь. Он объясняется ей в любви при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувства можно судить по словам о Молчалине, обращенным к Софье:
Но есть ли в нем та страсть? то чувство?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый Казался прах и суета?
Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. («А вы… кого мне предпочли!») В запальчивости он упрекает ев даже в том, в чем она перед ним не виновата:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?
Гончаров по этому поводу отмечает, что Чацкий разыграл сцену ревности, не имея на то никакого права. Это говорит не только о слепоте влюбленной Софьи, но и слепоте влюбленного Чацкого. Традиционный любовный треугольник «сломан». Оскорблены в своих чувствах и Софья, и Молчалин. И оба стараются вести достойно. Как ни тяжело было Софье, но она нашла в себе мужество и достоинство не разрыдаться, не выказать ничем свою слабость. Она непримирима к Молчалину, ползающему у ее ног. В каждом слове ее чувствуется гордый характер, достойный Чацкого. Она требует от Молчалина немедленно покинуть их дом, и чтоб «я с этих пор вас будто не знавала».
На мой взгляд, Софья, безусловно, достойна любви Чацкого. Она умна и смела не менее Чацкого, потому что сумела перенести последствия своей ошибки.
В статье «Мильон терзаний» Гончаров отметил, что у Софьи «задатки недюжинной натуры». Ведь недаром любил ее Чацкий. Она достойна сочувствия, когда звучит приговор отца: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».
Показывая любовный «поединок» героев, Грибоедов обнаруживает личность не только в одном Чацком, но также и в Софье. И это тоже подтверждает то, что Софья- достойный объект любви. Но, к сожалению, их любовь не состоялась. Оба терпят беду, и трудно сказать, кто «ударился» тяжелей, больней. С легкой руки Софьи Чацкого объявили безумцем. Он изгнан и из сердца девушки, и из общества.
Таким образом, личная драма осложняет его общественную драму, ожесточая Чацкого все более против всей дворянской Москвы.
Сочинение Достойна ли Софья любви Чацкого? 9 класс
«Горе от ума» живет и поныне в наше время. Почему? Потому что написать сочинение на заданную тему, это как ответить на вопрос: достойны ли любви вообще люди. Как можно поделить любовь между юношей и девушкой? Как в принципе можно в его двадцать один, и в ее четырнадцать понять, кто достойный, а кто не очень?
Если спускаться по пьесе, то ожидать молодого человека, внезапно исчезнувшего, не объяснившего плана своего поступка, смысла нет. Кому хочется потратить лучшие годы своей жизни в ожидании не понятно чего?
Чацкий – один из воздыхателей Софии, который внезапно исчезает. Была ли любовь? А если и была, то у кого? У Чацкого, который не посчитался с чувствами молоденькой девушки, внезапно исчезает? Или у Софии, которая, возможно, и любила. Но при этом можно так же чувствовать обиду и гнев за то, что тебя бросили, не объяснив своего поступка.
Через три года, вернувшись, Чацкий понимает, что момент упущен. Любовь всей его жизни принадлежит другому. Да, он не так хорош, у него отрицательные черты характера, и самое печальное, что девушку он не любит. Хоть и боится в этом признаться.
А София? Выросшая без матери, которая могла бы много объяснить и показать своей дочери, могла ли она понять, что выбор ее неверен? Отцы не говорят о любви, не расспрашивают, не дают советов. Софии пришлось слепо следовать дамским романам, которые окружали ее, и откуда она черпала свое понимание мира. И все, что она может понять про Чацкого, что ничего в будущем его не ждет. Ни карьерного роста, ни политического поприща. Все так и будут избегать его общества с его отношением к крепостному праву, которым он так безапелляционно в итоге пользуется.
Нагнетающее раздражение, разочарование в своей первой любви, – вот что предстало перед Софией. И пусть даже любовь главного героя при этом пылает сильнее огня, можно было бы назвать пару счастливой, если бы она в итоге сложилась?
И отвечая на вопрос: достойна ли София любви Чацкого, хочется ответить – да, достойна. Как любой человек достоин и удостоен любви. Мы любим просто потому, что так устроены. Потому что мир без любви, это война. Война полов, миров, планет. Любой человек чувствует прилив сил, энергии, чувствуя любовь. Взаимная любовь, проходящая через годы, откроет множество дверей, шансов, вариантов для пары. Она будет множиться, и распространяться на окружающее. Поэтому, да, София достойна. Как достоин любви Чацкий, как достоин ее и Молчалин.
Вариант 2
В произведении «Горе от ума» нашему вниманию предстают Александр Чацкий, Софья Фамусова и Молчалин. Все эти герои по-своему интересны. Александр и Софья – друзья детства, до того, как Чацкий уехал, у них были отношения, но всё куда-то ушло. Пока Александр путешествовал, Софья нашла себе Молчалина.
Александр всегда участвовал в активной жизни дома, но пока он был в поездке, все как-то охладели. Его приезду не были особо рады. Мировоззрения Александра во многом изменились, но любовь к Софье он очень бережно хранил и очень долго ждал эту встречу. Чацкий сразу как вернулся начал объясняться Софье в любви, его любовь была такой же горячей, как и раньше. Но Софья, увы, охладела. Этот факт ранил Александра, но на этом история не заканчивается.
Софья, сама по себе, очень интересный персонаж. Она имеет хорошее образование, богатого отца и прекрасный дом. С Александром они на одном уровне. Но своим поведением Софья очень удивляет, она предпочитает Молчалина, этого лицемера и угодника. Софья рисует себе идеал в лице этого подлеца. Он же, в свою очередь, во всём ищет выгоду, и в этот дом, поближе к Фамусову, он неспроста пристроился. Алексей всегда заискивал перед Софьей, и тут же, за углом заигрывал с Елизаветой. Этот человек никогда никому не говорил поперёк, он не имел своего мнения.
Софья ради Алексея нарушает все нормы приличия, ей абсолютно безразличны чувства Александра. Общение с ним для неё в прошлом. Чацкий очень удивлён, что его возлюбленная не видит недостатков Молчалина. Для него он глуп и беспросветен. Софья продолжает нахваливать Молчалина и при разговоре с Александром, ей абсолютно безразлично то, что этими действиями она причиняет ему боль. Александр не собирается сдаваться. В свою очередь он постоянно дразнит и задирает Алексея.
В конечном итоге, Софья поступает очень подло, она распускает слух о сумасшествии Александра. Этот факт шокирует Чацкого, поначалу он не знал, кто всё это устроил. В итоге, наш герой уезжает из этого дома. Его мечты полностью разбиты.
За своё поведение Софья еще поплатится, она узнает истинное лицо своё нынешнего возлюбленного, Молчалина. Узнаёт всю правду, что на самом деле он о ней думает. Оказывается, он только использовал Софию для достижения своих целей, она не была ему интересна.
Софья не заслуживает любви Чацкого, он очень жестоко поступила со своим другом детства. Её поведение можно сравнить с ударом в спину, которого он никак не ожидал, тем более, от своей возлюбленной.
Александр имел возвышенные чувства, он хранил свою любовь, несмотря ни на что. Теперь его чувства растоптаны и любовь разбита. Неизвестно, как сложилась его жизнь потом. Ради Софьи он был готов на всё, она могла бы поступить с ним мягче. Даже если не хотела принимать его чувства, она могла бы спокойно объяснить, что полюбила другого.
Поступок Софьи раскрывает её подлость и истинные мотивы. Ей мало было сделать больно, она ещё и добивает своего друга. Софья, однозначно, не заслуживает любви Александра, а предательство Алексея заслуженное наказание.
Достойна ли Софья любви Чацкого?
Несколько интересных сочинений
Евгений Онегин очень неординарный и совсем непростой человек, является классическим образом в мировой литературе. Евгений Онегин вырос в обеспеченной и уважаемой семье, детство свое провел на домашнем обучении
В рассказе Чехова два главных героя: Бризжалов и Червяков. Фамилии в некоторой степени говорящие, они подчеркивают характеры этих героев. На протяжении всего рассказа чиновник действительно как бы извивается червем
Основным персонажем произведения является Леля, представленная писателем в образе молодой девушки, являющейся учащейся гимназии.
На картине Виктора Михайловича Васнецова изображена девушка в зимней одежде. Она стоит в дремучем лесу на поляне. Лесная поляна покрыта толстым слоем снега, об этом свидетельствуют глубокие следы оставленные девушкой.
Одним из второстепенных персонажей произведения является отец живописца, описанного в повести, живущий в подмосковном городке Коломна и занимающийся росписью церквей и храмов.
Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Любовь – великое чувство. Оно способно раскрыть истинную сущность человека, показать все грани его характера. Практически все великие писатели использовали это чувство, чтобы раскрыть глубинную сущность своих героев. И А.С. Грибоедов в этом плане не является исключением.
В своей комедии «Горе от ума» писатель вывел на сцену нового героя – Александра Андреевича Чацкого. Это молодой дворянин с живым умом и прогрессивными революционными взглядами. Он воспитывался в доме Фамусова, был влюблен в Софью, та отвечала ему взаимностью. Потом Чацкий уехал получать образование. Спустя несколько лет он решил вернуться в дом, где вырос и полюбил. Но героя ждало огромное разочарование в людях, которые раньше были ему родными. Да и Софья больше не питает к Чацкому нежных чувств.
Софья – неоднозначный персонаж. С одной стороны, она умна и независима. Но отсутствие в ее окружении талантливых и ярких людей дает о себе знать: Софья предпочла двуличного Молчалина умному и прогрессивному Чацкому. Я думаю, что любовь девушки к этому «жальчайшему созданью» была серьезна. Но неужели Софья не видела истинной сущности этого героя? Ведь в разговоре с Чацким она до небес превозносит душевные качества Молчалина:
Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих.
В лице ни тени беспокойства,
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, –
Вот я за что его люблю.
Но героиня не замечает, «как портрет выходит пошл». Молчалин для Софьи – романтический герой, верх совершенства. Поэтому во втором действии комедии, когда Молчалин падает с лошади, Софья так переживает, что падает в обморок. Ничтожное происшествие вырастает в ее глазах до размера настоящей трагедии.
Мне кажется, эти слова Софьи уж очень напоминают слова героини какого-нибудь любовного романа. И это неслучайно. Вспомним, что девушка увлекалась французскими романами, мечтала о своем рыцаре на белом коне. Я думаю, что в лице Молчалина она нашла такого рыцаря. Вернее, придумала его себе, ведь в окружении Софьи не было достойных молодых людей. Не на Скалозуба же ей было обращать внимание! Это уж явно был «не герой ее романа».
Итак, Софья выбрала в герои Молчалина. Она придумала себе, что это идеал, «образец умеренности и аккуратности». Девушка даже не пытается узнать, каков Алексей Степаныч на самом деле. Софья не замечает его «пошлости» и притворства. «Бог нас свел» – говорит героиня. Ей приятно думать так, воображать себя героиней любимых романов. Она и Молчалина заставляет вести себя, как романтического герои: просиживать все ночи до утра за совместным чтением книг, вздыхать по Софье:
Возьмет он руку, к сердцу жмет,
Из глубины души вздохнет…
Софья полностью отдается своему чувству. Ради Молчалина она идет на нарушение всех приличий: любовь к человеку из низшего сословия, ночные свидания т.д. Но девушка пренебрегает мнением общества, и это делает ее человеком «нового поколения». Ведь для «отцов» нет ничего страшнее «мненья княгини Марьи Алексевны».
С другой стороны, эта героиня будто бы не понимает всю боль и отчаяние безнадежно влюбленного Чацкого. Она не испытывает к Александру Андреевичу ни малейшего сочувствия, а наоборот, распускает слух о его сумасшествии. Я думаю, что Чацкий, в свою очередь, никогда бы не поступил так с человеком, который любит его.
Но хотелось бы заметить, что Чацкий сам неправильно ведет себя в отношении своей возлюбленной. Конечно, он приехал в дом Фамусова с целью жениться на Софье и испытывает огромное потрясение, узнав о ее измене. Все поведение героя диктуется болью и обидой. Поэтому он губит вообще все отношения с любимой, позволяя себе безжалостные нападки на Молчалина. Ведь Чацкий, в отличие от девушки, видит хитреца Молчалина насквозь.
Примечательно, что Чацкий идеализирует Софью так же, как и Софья идеализирует своего любимого человека. Он не может поверить в слепоту девушки. Больше того, он боится признаться в том, что Софья видит недостатки Молчалина, но Алексей Степанович все равно остается ее героем.
Несмотря на все различия, представления о любви Софьи и Чацкого, на мой взгляд, во многом похожи. Оба этих героя придумывают себе идеал, за которым не видят реального человека. Поэтому их первый любовный опыт заканчивается крахом.
Достойна ли Софья любви Чацкого? На этот сложный вопрос, думаю, нет однозначного ответа. Оба героя умны и обладают богатым потенциалом. И в этом они равны друг другу. Однако в Софье очень сильны пережитки старого, законы фамусовского общества. Именно поэтому она выбирает Молчалина, а не Чацкого. А то, что Софья фактически является виновницей бегства Александра Андреевича из Москвы, – простое следствие ее женского характера: капризного, обидчивого, своевольного.
Достойна ли Софья любви Чацкого? Наверное, нет. Уровень ее развития – духовного, личностного – ниже уровня Чацкого. Именно поэтому эти герои не соединяются, а получают «мильон терзаний», каждый – свой.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Софья Фамусова – основной женский персонаж в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Она занимает особое место в произведении – любовный конфликт с Софией вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к мильону терзаний» героя.
В этом общественном конфликте Софья не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме.
В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит. »). Тем не менее, героиня знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому.
В характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся, убежденной в том, что Чацкий – совершенно «нормальный» человек. Он же окончательно разочаровался в Софии именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом».
Софья умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает».
Софья, любительница французских романов, очень мечтательна. Вероятно, она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости и притворства».
«Бог нас свел» — этой романтической формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Алексею Степановичу. Он сумел понравиться ей, наверное, тем, что ведет себя как живая иллюстрация к прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет. ».
Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, избегает объяснений. Девушка несправедлива к герою, считая его черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), приписывая ему злое желание «унизить и кольнуть» всякого. Она даже не пытается скрыть свое безразличие к Чацкому: «На что вы мне?»
В отношения с Александром Андреевичем героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности.
Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) – свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь – своеобразный вызов героини отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не камуфлированный разврат.
Высота чувств, не свойственная фамусовцам, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «. Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного».
В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека, недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их. ».
Софья осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается: «Я виню себя кругом». Здесь судьба героини неожиданно сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний».
Именно поэтому, а также благодаря силе своего характера и степени незаурядности Софья приближается к масштабу фигуры Чацкого. А значит, на мой взгляд, она достойна любви этого героя. Беда Софьи в том, что она не смогла вовремя разглядеть и понять искреннее чувство Чацкого, его богатую натуру.
Достойна ли Софья любви Чацкого: сочинение Ссылка на основную публикацию