Чацкий и Софья – сочинение
В произведении «Горе от ума» можно увидеть переплетение многих судеб. Главный герой, Александр, провёл большую часть своей жизни за границей. Его взгляды, суждения и понимания во многом изменились. Но в сердце героя всегда оставалось светлое чувство любви в подруге детства. К своим чувствам Александр относится серьёзно, по возвращении он намерен жениться на Софье.
Александр стремится побыстрее вернуться в столицу, чтобы встретиться со своей любовью, но не подозревает, что она сильно изменилась. По возращении его взгляду предстала молодая и красивая девушка по имени Софья, которая произвела на него огромное впечатление. Он был восхищён. Герой очень наивен и думает, что Софья такая же невинная, как в детские годы. Наивно полагает, что девушку не испортило окружающее её общество.
Александр рад возможности снова общаться с подругой, при первой же возможности герой бежит к ней объясняться в своих чувствах с детской открытостью и наивностью, но натыкается на холодное безразличие. Видя такое отношение, Чацкий начинает подозревать, что Софья в его отсутствие полюбила кого-то другого. Он изучает каждого мужчину, находящегося в обществе. Понимает, что равного ему никого нет.
Позже Чацкий застаёт сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. Тогда он всё понимает, но очень удивлён, что Софья предпочла ему молчаливого Алексея. Ведь он не так прост, как кажется. Александр высказывает Софье всё, что думает о Молчалине. Что очень огорчает героиню, которая в свою очередь мстит Александру, распуская слух о том, что он сумасшедший.
Главный герой очень огорчён, он понимает, что фамусовское общество окончательно испортило девушку. Софья теперь не такая, как была раньше. Теперь чувства для неё ничего не значат, для неё важнее финансовое положение и покорный муж.
Слух о болезни Чацкого София пустила из злобы, ей мало было растоптать чувства Александра. Она оказалась слишком испорчена. Чацкий был вынужден покинуть Москву с огромным разочарованием на душе. Он не понимает, как мог так сильно ошибаться в возлюбленной. Софья только и умела, что играть чувствами друга детства, за что и была наказана изменой Молчалина.
Сочинение 2
Трагедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает совокупность двух конфликтов: социального и любовного. Любовная линия представлена образами Чацкого, Софьи и Молчалина.
Чацкий, после смерти родителей, воспитывался в доме Фамусовых. Выросшие вместе, Александр и Софья подружились. С возрастом дружба переросла в любовь.
Позже Чацкому пришлось уехать на целых три года. Разлука не охладила чувства Александра. Вернувшись домой ради любимой, он спешит поскорее увидеться с ней. Искренне радуясь встречи с Софьей, Чацкий поначалу не замечает изменений, происшедших с ней. Горячо влюбленный, он готов жениться, чтобы навсегда быть вместе.
Однако за время разлуки девушка сильно изменилась. Ее чувства к Александру остыли. Но, как и всякая молодая девушка, Софья мечтает о любви. Только вот героем своего романа она выбирает недостойного ее человека – Молчалина, наделив его качествами, которыми он на самом деле не обладает.
Кроме того, за три года, пока Чацкий был от нее далеко, Софья успела перенять мировоззрение фамусовского общества, в котором росла. Она научилась приспосабливаться, лгать и притворяться.
Поняв, что Софья не любит его, Чацкий пытается узнать, кто ее избранник. Поняв, что это Молчалин, он не может поверить в это. Чацкий прекрасно видит всю лживую и лицемерную суть Молчалина и не может понять, за какие такие качества Софья полюбила его. Любовь Софьи к Молчалину рушит все представления Чацкого о любимой. Ему тяжело признать, что за эти годы она стала такой же, как и все фамусовское общество.
Софью же пугает независимость и острый ум Чацкого, она считает его чужим, вышедшим из другого круга. Подхалим Молчалин, стремящийся всем угодить, ей гораздо ближе.
Ослепленная любовью девушка не замечает, что ее избранник обманывает ее. Молчалиным руководят только расчетливость и желание подняться в обществе за счет Софьи. А сердце свое он отдал служанке Лизе.
Нападки Александра на ее отца и родных задевают девушку. А когда Чацкий имел неосторожность насмешливо отозваться о Молчалине, бывший друг вовсе превратился для нее во врага. В отместку она распускает слух о его сумасшествии.
Обман Молчалина, вышедший наружу, превращается для Софьи в трагедию. Однако она не теряет достоинства и рвет с возлюбленным. Чацкий же, разочарованный выбором Софьи, чувствует себя оскорбленным и униженным. Он рвет все связывающие его нити с обществом Фамусова и уезжает из Москвы.
В своем произведении Грибоедов показал разницу между тремя типами людей: Чацким – благородным, искренним, любящим; Молчалиным – двуликим и лживым; и не знающей, что предпочесть, правду или ложь – Софьей.
Чацкий и Софья
Популярные сочинения
Путешествуя по европейским странам в конце 18 века, русский писатель Николай Карамзин много позаимствовал и, возвратившись на Родину, имел уже сформированные передовые взгляды, как на жизнь, так и на литературный процесс.
Федор Иванович Тютчев – отечественный русский лирик, писатель, публицист, поэт. Поэт всегда отличался философскими взглядами на жизнь. У него большинство произведений о любви
Многие пословицы созданы для того чтобы в емкой и понятной форме запечатлеть какую-то особенность человеческого существования. В доброй беседе всяк ума копит – фраза, которая практически полностью отражает ценность общения.
Сочинение: А.С.ГРИБОЕДОВ “Образы Чацкого и Софьи в комедии “Горе от ума”
В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.
И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.
Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:
Привычка вместе быть день каждый неразлучно
За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.
Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Молчалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебное лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.
Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому верить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.
Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та,
Любовью ускорялось к вам?
Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества.
Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:
Да этакий ли ум семейство осчастливит?
А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:
С такими чувствами, с такой душою
Любим. Обманщица смеялась надо мною!
Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?
Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души:
Вот я пожертвован кому!
Глядел, и видел, и не верил!
Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:
Я с этих пор вас будто не знавала.
Во всем случившемся Софья винит “себя кругом”. Её положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом”, — неправ.
Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.[/sms]
Конфликт комедии «Горе от ума»
Новаторство комедии «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» является новаторской. Связано это с художественным методом комедии. Традиционно «Горе от ума» считают первой русской реалистической пьесой. Главное отступление от классицистических традиций заключается в отказе автора от единства действия: конфликт в комедии «Горе от ума» не один. В пьесе сосуществуют и вытекают один из другого два конфликта: любовный и социальный. Целесообразно обратиться к жанру пьесы для выявления основного конфликта в комедии «Горе от ума».
Роль любовного конфликта в комедии «Горе от ума»
Как и в традиционной классицистической пьесе, в основе комедии «Горе от ума» лежит любовная интрига. Однако жанр этого драматического произведения – общественная комедия. Поэтому социальный конфликт главенствует над любовным.
Все же открывает пьесу любовный конфликт. Уже в экспозиции комедии прорисовывается любовный треугольник. Ночное свидание Софьи с Молчалиным в первом же явлении первого действия показывает чувственные предпочтения девушки. Также в первом явлении служанка Лиза вспоминает Чацкого, которого когда-то связывала с Софьей юношеская любовь. Таким образом, перед читателем разворачивается классический любовный треугольник: Софья – Молчалин – Чацкий. Но, как только Чацкий появляется в доме Фамусова, параллельно с любовной начинает развиваться социальная линия. Сюжетные линии тесно взаимодействуют друг с другом, и в этом заключается своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума».
Для усиления комического эффекта пьесы автор вводит в нее еще два любовных треугольника (Софья – Молчалин – служанка Лиза; Лиза – Молчалин – буфетчик Петруша). Влюбленная в Молчалина Софья и не подозревает о том, что служанка Лиза ему куда милее, о чем он недвусмысленно Лизе намекает. Служанка же влюблена в буфетчика Петрушу, но боится признаться ему в своих чувствах.
Общественный конфликт в пьесе и его взаимодействие с любовной линией
В основу социального конфликта комедии легло противоборство «века нынешнего» и «века минувшего» – прогрессивного и консервативного дворянства. Единственным представителем «века нынешнего», за исключением внесценических персонажей, в комедии является Чацкий. В своих монологах он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды нравственные идеалы фамусовского общества, а именно стремление приспособиться к обстоятельствам, «подслужиться», если это поможет получить очередной чин или другие материальные выгоды. Он ценит идеи Просвещения, в разговорах с Фамусовым и другими персонажами защищает науку и искусство. Это человек, свободный от предрассудков.
Основной представитель «века минувшего» – Фамусов. В нем сосредоточились все пороки аристократического общества того времени. Пуще всего озабочен он мнением света о себе. После отъезда Чацкого с бала его волнует только «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Он восхищен полковником Скалозубом, глупым и неглубоким человеком, который мечтает лишь «добыть» себе генеральский чин. Это его Фамусов желал бы видеть своим зятем, ведь Скалозуб обладает главным достоинством, признанным светом, – деньгами. С упоением Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который при неловком падении на приеме у императрицы был «высочайшею пожалован улыбкой». Восхищения, по мнению Фамусова, достойно умение дяди «подслужиться»: чтобы повеселить присутствующих и монарха, он упал еще два раза, но уже намеренно. Фамусов искренне побаивается прогрессивных взглядов Чацкого, ведь они угрожают привычному укладу жизни консервативного дворянства.
Следует обратить внимание на то, что столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» это вовсе не конфликт отцов и детей «Горя от ума». Например, Молчалин, являясь представителем поколения «детей», разделяет взгляды фамусовского общества о необходимости заводить полезные знакомства и умело их использовать для достижения своих целей. Он питает такую же трепетную любовь к наградам и чинам. В конце концов, он общается с Софьей и поддерживает ее увлечение им только из желания угодить ее влиятельному отцу.
Софью, дочь Фамусова, нельзя отнести ни к «веку нынешнему», ни к «веку минувшему». Ее противостояние отцу связано только с ее влюбленностью в Молчалина, но не с ее взглядами на устройство общества. Фамусов, откровенно заигрывающий со служанкой, является заботливым отцом, но не является хорошим примером для Софьи. Молодая девушка довольно прогрессивна в своих взглядах, умна, не обеспокоена мнением общества. Все это и является причиной разногласий отца и дочери. «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» – сокрушается Фамусов. Однако она и не на стороне Чацкого. Ее руками, а точнее словом, сказанным из мести, Чацкий изгнан из ненавистного ему общества. Именно Софья автор слухов о сумасшествии Чацкого. А свет с легкостью эти слухи подхватывает, ведь в обличительных речах Чацкого каждый видит прямую угрозу своему благополучию. Таким образом, в распространении слуха о безумии главного героя в свете решающую роль сыграл любовный конфликт. Чацкий и Софья сталкиваются не на идейной почве. Просто Софья обеспокоена тем, что бывший возлюбленный может разрушить ее личное счастье.
Выводы
Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.
Конфликты в пьесе Горе от ума Грибоедова сочинение
Новаторская комедия Грибоедова имеет в конфликте две линии: любовную и социальную.
Любовный треугольник — основа любовного конфликта. Начиналось всё с того, что Чацкий приехал к своей любимой девушке. С этого же места берёт начало социальный конфликт, когда Чацкий встречается с « Фамусовым обществом». Любовный треугольник состоит из Софьи, Чацкого и Молчалина. Чацкий является главным героем этой пьесы. Он же позитивный герой, а Молчалин наоборот негативный персонаж с подлыми, низкими чертами. Весь конфликт построен на том ,что Софья предпочла именно Молчалина с надеждой обрести «мужа — слугу» который будет нежен и ласковый к ней, как мальчик послушный и исполняющий все её прихоти. В чем и позднее разочаровалась, потому что он не имел к ней никаких чувств, а только свои корыстные цели. Он хотел лишь одного – разбогатеть и получить власть, где Софья сыграла инструмент для достижения этих эгоистичных целей. В конечном счёте ни Софья и Молчалин не получили того чего ожидали. Софья почувствовала себя кинутой и разочаровалась в своих предпочтениях к мужу. Молчалин же потерял все надежды на богатство и власть, несмотря на усилия и унижения которые он претерпевал, он потерял ключ — Софью.
Ещё один конфликт ярко выраженный в борьбе с «веком нынешним» и «веком минувшим».Чацкий представитель новой идеологии времени, новый человек. Фамусовы более склонны к консервативному обществу. Прижитый и старый образ жизни был им родным, они хотели прожить всю свою жизнь не выходя за границы светских законов и не огорчать таких светских лиц, как Татьяна Юрьевна и Марья Алексеевна. В то же время новый образ жизни диктует свои правила и захватывает консервативную жизнь. Чацкий старается открыть глаза Фамусову, показать проблемы их образа жизни. Но старое Барское общество не принимает идей Чацкого и называет его сумасшедшим. Этот конфликт хорошо показывает борьбу нового образа жизни со старим, борьбу декабристов с барским обществом.
В пьесе Грибоедова присутствует несколько конфликтов: любовный и общественный, также борьба «века нынешнего» с «веком минувшим». На мой взгляд самый поучительный – общественный конфликт. Он учит ставить реалистичные цели в жизни, не жить старыми принципами, не быть тем каким тебя хотят видеть другие. Жить, пробовать что-то новое. Если не поступать как герои этой комедии можно избежать много жизненных проблем с которыми они столкнулись.
2 вариант
В этом произведении достаточно конфликтов! В этом сочинении невозможно разобрать все, но основные здесь будут.
Самый главный, который просто бросается в глаза, это противостояние Чацкого всему тому московскому обществу. Герой обличает всех, видит недостатки, а в итоге убегает в глушь. У Чацкого свежий взгляд (со стороны), так как он долгое время был за границей, учился и развивался там, а эти люди жили, как и много лет назад не по законам честности – это точно. Конечно, никому не нравится, если ему показывают его недостатки, вот все эти взяточники и льстецы недовольны смелым поведением Чацкого. Но в одиночку он всё равно не смог бы переделать систему.
Это в общем, но тот конфликт можно поделить на мелкие. Например, между Чацким и Фамусовым. Отец Софьи учит молодого человека, советует ему, как быстрее преуспеть в их обществе, как лучше выставлять себя дураком, но соблюдать свой интерес. Связи – тоже важны… Но Александр Андреевич такой образ жизни принять не может и не хочет, он пытается объяснить хоть что-то старику, но тот в ужасе от его истин. Конечно, дочь свою он за такого умника бы не выдал.
Более «мягкий» конфликт как раз между дочкой Фамусова и Александром. Разворачивается этот конфликт к концу произведения. Чацкий её любит, а она настроена враждебно. И в итоге это она пускает слух, что он сумасшедший. В финале разворачивается конфликт между ней и Молчалиным, который ей пытается изменить вполне осознанно, продуманно и бессовестно. Небольшой конфликт и между горничной и Молчалиным в этой ситуации. Она вполне честная девушка, её не соблазняет обещанное за предательство хозяйки богатство.
Конфликты есть и между второстепенными персонажами и героями произведения. Например, между давним другом, который превратился в испуганного подкаблучника, и самим Александром Андреевичем. Также там появляется и его жена, которая с недоверием и опаской относится к Чацкому. Все на балу начинают плохо к Чацкому относиться. К примеру, старуха – мать нескольких дочерей, когда не находит в герое ни для одной из них жениха, сразу теряет к нему интерес. И каждое смелое слово героя, конечно, создает ему нового врага.
Сочинение 3
Александр Грибоедов является одним из самых известных русских писателей-драматургов 18 века. Он внес великий вклад в развитие и преобразование классицизма как жанра. В начальном варианте классицизма подразумевалось, что в пьесе имеется только один конфликт. Но Александр Грибоедов, как Пушкин в свое время по отношению к роману в стихах «Евгений Онегин», выступает в роли гениального новатора и вводит в свое драматическое произведение не один, а несколько конфликтов. Изначально литературные критики не рады были такому нововведению Грибоедова и подвергали его жесткой критике, мол, как он мог отойти от канонов. Но в настоящее время пьеса, которая относится к жанру комедии, имеет несколько конфликтов. Как внутренних, так и внешних.
Центральным персонажем всей повести является молодой человек, который недавно приехал с учебы в родной город. Его зовут Александр Чацкий. Именно этот персонаж по желанию автора сталкивается с различного рода непониманиями его обществом. На данной почве построены все конфликты произведения.
Первый конфликт – это конфликт любви. Чацкий влюблен в свою подругу детства, которую зовут Соня. Девушке отец, которым является Фамусов подыскивает уже подходящего жениха. Чацкий образованный и ставит умственное развитие превыше всего. Фамусов считает, что лучший вариант стать богатым и знаменитым – это умение хорошо прислуживать и получить какой-нибудь ин. Соня поддерживает его. На этом базируется и второй конфликт произведения Александра Грибоедова.
Столкновение взглядов, мировоззрений, ценностей главных героев – вот один из основных конфликтов.
Также хорошо прорисована проблема внедрения всего иностранного в родное. Чацкий возмущен тем, что большая часть людей в фамусовском доме разговаривает не на родном русском языке, а на французском. Он не понимает, почему даже какой-то французик, приехавший издалека, чувствует себя здесь как дома.
Еще одной проблемой комедии можно назвать одиночество умного человека в обществе людей с ограниченным кругозором, думающих только про то, как бы заработать побольше денег, вкуснее поесть и выслужиться на чин. Финал комедии печальный и одновременно смешной. Александр Чацкий, через которого с читателем говорит Грибоедов, подвергается клевете и признается сумасшедшим. Чацкий покидает общество этих недоумков и уезжает из фамусовского дома навсегда, чтобы больше сюда не вернуться.
Конфликт произведения Горе от ума
Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.
Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.
Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.
Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.
От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?
Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.
Также читают:
Картинка к сочинению Конфликты в пьесе Горе от ума
Популярные сегодня темы
В Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов в неравной битве против фашисткой Германии победила советская армия, и нет ни одного человека, который бы не знал об этом, но, к сожалению, мало кто задумывается, какими силами и какой ценой
Барон является одним из героев произведения М. Горького «На дне». Он один из обитателей ночлежки. Его возраст 33 года. По происхождению он дворянин, поэтому его так называют Барон
В центре внимания оказывается Семья Мелеховых с самого начала романа “Тихий Дон”. А также в конце произведения эта семья до сих пор остается во внимании читателя и автора.
Повесть советского писателя Булгакова М.А. «Собачье сердце» была написана в 1925 году. Сюжет произведения полностью вымышлен. Реальным является только описание московского быта и произошедших в обществе перемен после революции.
Начиная свое сочинение, мне хотелось бы детально разобраться в различиях между понятием образованности и не образованности и разобрать методы и способы самообразования.
Основной конфликт в комедии «Горе от ума
просмотреть сочинение |
Помыкает Паскевич,
Клевещет опальный Ермолов.
Что ж осталось ему?
Честолюбие, холод и злость.
От чиновных старух,
От язвительных светских уколов
Он в кибитке катит,
Опершись подбородком о трость.
Д. Кедрин
Александр Сергеевич Грибоедов стяжал большую литературную славу и всенародную известность, написав комедию “Горе от ума”. Это произведение явилось новаторским в русской литературе первой четверти XIX века.
Для классической комедии было характерно деление героев на положительных и отрицательных. Победа всегда была за положительными героями, в то время как отрицательные высмеивались и терпели поражение. В комедии же Грибоедова персонажи распределены совершенно иным образом. Основной конфликт пьесы связан с разделением героев на представителей “века нынешнего>ми “века минувшего”, причем к первым относится фактически один Александр Андреевич Чацкий, к тому же он нередко оказывается в смешном положении, хотя и является героем положительным. В то же время главный его “оппонент” Фамусов отнюдь не какой-нибудь отъявленный мерзавец, напротив, это заботливый отец и добродушный человек.
Интересно то, что детство Чацкого прошло в доме Павла Афанасьевича Фамусова. Московская барская жизнь была размеренной и спокойной. Каждый день был похож на другой. Балы, обеды, ужины, крестины.
Тот сватался — успел, а тот дал промах.
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Женщин, в основном, занимали наряды. Они любят все иностранное, французское. У дам фамусовского общества одна цель — выйти замуж или выдать дочерей за человека влиятельного и богатого. При всем при этом, по выражению самого Фамусова, женщины “судьи всему, везде, над ними нет судей”. За покровительством все ездят к некой Татьяне Юрьевне, потому что “чиновные и должностные все ей друзья и все родные”. Княгиня же Марья Алексеевна имеет такой вес в высшем обществе, что Фамусов как-то в страхе восклицает:
Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!
А что ж мужчины? Они все заняты тем, чтоб продвинуться как можно выше по социальной лестнице. Вот бездумный солдафон Скалозуб, который все меряет военными мерками, шутит по-военному, являя собой образец тупости и ограниченности. Но это-то как раз и означает хорошую перспективу роста. У него одна цель — “добраться в генералы”. Вот мелкий чиновник Молчалин. Он не без удовольствия говорит о том, что “три награжденья получил, числится по Архивам”, и ему, конечно, хочется “дойти до степеней известных”.
Сам же московский “туз” Фамусов рассказывает молодым людям о вельможе Максиме Петровиче, который служил еще при Екатерине и, добиваясь места при дворе, не проявлял ни деловых качеств, ни талантов, а прославился лишь тем, что у него часто “гнулась шея” в поклонах. Зато “имел сто человек к услугам”, “весь в орденах”. Вот это и есть идеал фамусовского общества.
Московские дворяне спесивы и надменны. К людям беднее себя они относятся с презрением. Но особая надменность слышится в репликах, обращенных к крепостным. Они — “петрушки”, “фомки”, “чурбаны”, “ленивые тетери”. С ними один разговор: “В работу вас! На поселенье вас!”. Сомкнутым строем фамусовцы выступают против всего нового, передового. Они могут полиберальничать, но коренных изменений боятся как огня. Сколько ненависти в словах Фамусова:
Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Таким образом, Чацкому хорошо знаком дух “века минувшего”, отмеченный низкопоклонством, ненавистью к просвещению, пустотой жизни. Все это рано возбудило в нашем герое скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с милой Софьей, Чацкий покидает дом своих родственников и начинает самостоятельную жизнь.
“Охота странствовать напала на него. ” Душа его жаждала новизны современных идей, общения с передовыми людьми времени. Он покидает Москву и едет в Петербург. “Высокие думы” для него превыше всего. Именно в Петербурге сложились взгляды и стремления Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже до Фамусова дошли слухи, что Чацкий “славно пишет, переводит”. Вместе с тем Чацкого увлекает общественная деятельность. У него возникает “с министрами связь”. Однако ненадолго. Высокие понятия о чести не позволяли ему прислуживаться, он хотел служить делу, а не лицам.
После этого Чацкий, вероятно, побывал в деревне, где он, по словам Фамусова, “наблажил”, оплошно управляя имением. Затем наш герой отправляется за границу. На “путешествия” в то время смотрели косо, как на проявление либерального духа. Но как раз знакомство представителей русской дворянской молодежи с жизнью, философией, историей Западной Европы имело большое значение для их развития.
И вот мы встречаемся уже со зрелым Чацким, человеком со сложившимися идеями. Рабской морали фамусовского общества Чацкий противопоставляет высокое понимание чести и долга. Он страстно обличает ненавистный ему крепостнический строй. Он не может спокойно говорить о “Несторе негодяев знатных”, меняющем слуг на собак, или о том, кто “на крепостной балет согнал. от матерей, отцов отторженных детей” и разорившись, распродал всех поодиночке.
Вот те, которые дожили до седин!
Вот уважать кого должны мы на безлюдье!
Вот наши строгие ценители и судьи!
Чацкому ненавистны “прошедшего житья подлейшие черты”, люди, которые “сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Резкий протест вызывает у него дворянское низкопоклонство перед всем иностранным, французское воспитание, обычное в барской среде. В своем знаменитом монологе о “французике из Бордо” он говорит о горячей привязанности простого народа к своей родине, национальным обычаям и языку.
Как истинный просветитель, Чацкий страстно отстаивает права разума и глубоко верит в его силу. В разуме, в воспитании, в общественном мнении, в силе идейного и морального воздействия он видит главное и могучее средство переделки общества, изменения жизни. Он защищает право служить просвещению и науке:
Теперь пускай из нас один
Из молодых людей, найдется враг исканий, –
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным, —
Они тотчас: разбой! Пожар!
И прослывет у них мечтателем! Опасным.
К таким молодым людям в пьесе, кроме Чацкого, можно отнести, пожалуй, также двоюродного брата Скалозуба, племянника княгини Тугоуховской — “химика и ботаника”. Но о них в пьесе говорится вскользь. Среди гостей Фамусова наш герой — одиночка.
– Конечно же, Чацкий наживает себе врагов. Ну разве простит его Скалозуб, если услышит о себе: “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки!” Или Наталья Дмитриевна, которой он посоветовал жить в деревне? Или Хлестова, над которой Чацкий открыто смеется? Но больше всех достается, конечно, Молчалину. Чацкий считает его “жалчайшим созданием”, похожим на всех глупцов. Софья из мести за такие слова объявляет Чацкого сумасшедшим. Все с радостью подхватывают ату новость, они искренне верят в сплетню, потому что, действительно, в этом обществе он кажется безумным.
А. С. Пушкин, прочитав “Горе от ума”, заметил, что Чацкий мечет бисер перед свиньями, что никогда и ни в чем не переубедит он тех, к кому обращается со своими гневными, страстными монологами. И с этим нельзя не согласиться. Но Чацкий молод. Да он и не имел цели затевать споры со старшим поколением. Прежде всего он хотел повидать Софью, к которой с детства питал сердечную привязанность. Другое дело, что за время, котрое прошло с их последней встречи, Софья изменилась. Чацкий обескуражен ее холодным приемом, он силится понять, как же могло статься, что он ей больше не нужен. Может быть, именно эта душевная травма и запустила механизм конфликта.
В итоге происходит полный разрыв Чацкого с тем миром, в котором он провел свое детство и с которым связан кровными узами. Но конфликт, приведший к этому разрыву, не личностный, не случайный. Конфликт этот — социальный. Столкнулись не просто разные люди, но разные мировоззрения, различные общественные позиции. Внешней завязкой конфликта явился приезд Чацкого в дом Фамусова, развитие он получил в спорах и монологах главных героев (“А судьи кто?”, “Вот то-то, все вы гордецы!”). Нарастающее непонимание и отчужденность приводят к кульминации: на балу Чацкого признают безумным. И тут он понимает сам, что все его слова и душевные движения были напрасны:
Безумным вы меня прославили все хором.
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Развязка конфликта — отъезд Чацкого из Москвы. Отношения фа-мусовского общества и главного героя выяснены до конца: они глубоко презирают друг друга и не хотят иметь ничего общего. Невозможно сказать, кто одерживает верх. Ведь конфликт между старым и новым вечен, как мир. А тема страданий умного, образованного человека в России злободневна и сегодня. И по сей день от ума страдают больше, чем от его отсутствия. В этом смысле А.С.Грибоедов создал комедию на все времена.
10403 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Социальное и личностное в конфликте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Основной конфликт в комедии «Горе от ума
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “
Школьное сочинение
Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.
Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.
В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”
Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.
В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.
Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.
Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.
Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.
Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.
А.С.ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА. КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.: сочинение Ссылка на основную публикацию