Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

«Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий»

Он был современником Л. Толстого и Чехова, Куприна и Бунина. За его писательской судьбой пристально следил М. Горький. Он сохранил верность традициям критического реализма в годы разгула декаданса, сумел решительно противостоять модернистским лозунгам и декларациям. Сформировавшись как писатель задолго до Октябрьской революции, он смог органично включиться в литературную жизнь молодого государства.

У Вересаева были творческие успехи, были мучительные искания, были тяжелые срывы. «Бешеный ход истории» порой стремительно увлекал его, порой выбрасывал из колеи. Явные творческие успехи и досадные заблуждения — и то и другое было по-своему закономерным. Однако он всегда был честен, не шел на компромиссы с совестью, оставался человеком «прямой, свято-честной, смелой»’ души, как сказал о нем А. М. Горький еще в 1900 году.

Викентий Викентиевич Смидович (Вересаев) родился 4 (6) января 867 года в г. Туле в семье врача. И его отец, и мать были ценителями художественной литературы, любовь к которой передалась будущему писателю уже в детстве. Это не мешало им, однако, быть приверженцами умеренно-либеральных политических взглядов и сторонниками нравственно-религиозного воспитания. Влияние родителей, особенно отца, на будущего писателя было весьма значительным, о чем он сам впоследствии не раз говорил. Однако уже в годы учебы в Тульской гимназии у мальчика наметилось несколько критическое отношение к отцовскому авторитету. На смену увлечению Майн Ридом и Густавом Эмаром приходит интерес к Добролюбову, Миллю, Писареву, «чему отец,— но свидетельству самого Вересаева,— очень не сочувствовал».

Окончив гимназию, Вересаев в 884 году поступает на историческое отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. В годы учебы в университете он, по собственному признанию, «деятельно и с увлечением участвовал в разнообразнейших студенческих кружках, лихорадочно живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В то время еще свежи были в памяти выступления революционного народничества. Но в атмосфере реакции даже лучшие представители русской интеллигенции отказывались от революционной борьбы.

Первые литературные опыты Вересаева — рассказы «Скверный мальчишка» (1886), «Загадка» (1887), многочисленные стихотворения — свидетельства серьезных раздумий над жизненным назначением человека, первые попытки разуверившегося современника «отвоевать надежду». После окончания в 1888 году Петербургского университета Вересаев, к тому времени уже твердо решивший стать писателем, поступает на медицинский факультет университета в Дерпте (ныне г. Тарту). Влечение к медицине могло быть связано с модной в то время теорией «экспериментального романа» Э. Золя. «…Моею мечтою было стать писателем,— говорил Вересаев по этому поводу,— а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии».

Колебания между соблазнами самодовольной сытой жизни и перспективой служения обществу становятся в эти годы важной темой вересаевской беллетристики. Притом позиция автора определяется четко: он на стороне тех, в ком побеждает чувство гражданского долга.

Уже по окончании первого курса Дерптского университета Вересаев печатает в 1889 году в ноябрьском номере журнала «Книжки «Недели» рассказ «Порыв». Предельно простая фабула произведения — 5-летний Митя, вопреки велениям «благоразумного» отца, бросается на помощь людям, борющимся с наводнением,— позволила высказать свое отношение к обывательской, индивидуалистической психологии «отцов». Однако он остается покуда еще в сфере морально-этической, рассматривая сугубо социальный вопрос об общественном поведении различных слоев русской интеллигенции в плане семейно-нравственном.

В следующем же произведении Вересаева — рассказе «Товарищи» —тема предательства общественных интересов уже выводится из «семейной» сферы, хоть решается еще в плане нравственно-этическом, а не социальном. Герои рассказа некогда, в студенческие годы, страстно мечтали о служении обществу. Теперь же, попав в провинциальную глушь, они превратились в заурядных «существователей». «Все были несчастны, да,— пишет Вересаев; — но никто из них не уважал своего горя, да и не стоило оно уважения… Горе дряблое, бездеятельное, ему нет оправдания; стыдиться его нужно, а не нести в люди». Еще летом 1890 года Вересаев посетил один из рудников г. Юзовки (ныне г. Донецк), где наблюдал каторжные условия труда шахтеров. В 1892 году он приезжает сюда вторично — на этот раз в связи с эпидемией холеры. Все увиденное он описал в цикле очерков «Подземное царство».

Ко времени окончания Дерптского университета Вересаев почти полностью завершил работу над повестью «Без дороги». Это было произведение, как бы подводящее итог его первым шагам на литературном поприще и открывающее новый период жизни и творчества автора — период гражданской и писательской зрелости.

В эти же годы Вересаев много занимается издательской деятельностью. При его непосредственном участии издаются книги Горького, Серафимовича, Короленко, комплектуется «Народно-школьная библиотека». В 1911 году, в связи с пятидесятилетием со дня смерти Т. Г. Шевченко, под редакцией Вересаева выходит на русском языке сборник произведений великого украинского поэта — «Песни Тараса Шевченко».

В 1912 году от имени «Книгоиздательства писателей» Вересаев обращается с письмом к М. Коцюбинскому с предложением принять участие в работе издательства. Надо сказать, что Вересаева связывали долгие годы дружбы с женой украинского писателя Верой Устимовной Коцюбинской. Сохранилась их переписка. При непосредственном участии Вересаева в 94 году вышел третий том сочинений М. Коцюбинского на русском языке.

Рассказы Вересаева, написанные в годы первой мировой войны («У дервишей», «Марья Петровна», «У черного крыльца», «Случай», «Дедушка», «Семейный роман»), во многом искусственны, надуманы; разделяя то или иное заблуждение или верование, Вересаев стремится подогнать под него жизнь. Писатель начинает изменять основному принципу своего художнического видения жизни — принципу правдивости.

В 20—30-е годы современная тема давалась Вересаеву нелегко. Художественно осваиваемая действительность преломлялась в его сознании сквозь ту, по выражению Горького, «излюбленную правду», на почве которой он только и мог чувствовать себя художником. Но тяготение к голой фактологичности порой мешало ему осмыслить явления современности.

Своим «Невыдуманным рассказам» (940) Вересаев предпослал слова Рабиндраната Тагора: «Чистый вымысел принужден всегда быть настороже, чтоб сохранить доверие читателя. А факты не несут в себе ответственности и смеются над неверящими». В 30-е годы этот взгляд стал для Вересаева сознательным творческим принципом.

«Невыдуманные рассказы» повествуют о социальных противоречиях и конфликтах дореволюционной русской действительности, о новой морали и новых общественных отношениях в советскую эпоху, о гуманизме и самоотверженности русского человека, о солдатских буднях, о детях и детском мировосприятии, наконец — о животных. Некоторые из «Невыдуманных рассказов» — такие, как «Враги», «Ночью», «Под огнем паровоза», «Чохов», «Грех», «Проклятый дом», «Голубая комната» и целый ряд других,— стоят в одном ряду с лучшими образцами русской новеллистики. С начала 20-х годов Вересаев работает над произведениями мемуарно-очеркового характера, впоследствии объединенными в книги «В юные годы» и «В студенческие годы». Сложнейший процесс становления человеческого характера, характера русского интеллигента-демократа показан здесь писателем без малейшего желания выставить себя в выгодном свете. Вересаев оставил также воспоминания о своих современниках — Н. Михайловском и В. Короленко, Л. Толстом и А. Чехове, Л. Андрееве и Н. Гарине-Михайловском, В. Засулич и В. Фигнер.

В 1924 году Вересаев обратился к пушкинской теме (книга рассказов под названием «Поэт»). В 1926—1927 годах он создает обширный литературоведческий труд «Пушкин в жизни». Эта книга, в которой использованы многочисленные воспоминания современников Пушкина, имеет несомненную историко-литературную ценность. Правда, местами она не вполне верно воссоздает облик великого поэта. И все-таки работа Вересаева, показавшая «живого Пушкина» «во всех сменах его настроений», «во всех противоречиях сложного его характера», заняла свое место в пушкиниане. В 1933 году писатель опубликовал и другую крупную литературоведческую работу — «Гоголь в жизни».
6 марта 1939 года Вересаев присутствовал на открытии памятника Т. Г. Шевченко в Киеве. В этот день он выступил в республиканской прессе с заметкой «Любить Украину — любить Шевченко». «Бесстрашная революционность,— писал в ней Вересаев,— запорожская жажда воли, железное упорство, сосредоточенный гнев и великая любовь, славное прошлое в борьбе с угнетателями, лукавый юмор, несравненная музыка украинского языка, запах цветущих вишневых садов, пирамидальные тополя над белыми хатами — все это в поэзии Шевченко».

Последние годы жизни Вересаев посвятил переводу на русский язык «Илиады» и «Одиссеи». В тяжелые времена борьбы с фашизмом Вересаев напишет: «У нас и под гром пушек продолжается широкая культурная работа и предоставляются для нас все возможности». Писатель дожил до победы. Смерть настигла его за редактированием последней песни «Илиады» 3 июня 1945 года. Многолетний творческий труд Вересаева был отмечен Государственной премией первой степени.

Преподобный Зосима, игумен Соловецкий (1478)

День памяти: 17 (30) апреля, 8 (21) августа

Преподобный игумен Зосима, благоустроитель Соловецкой обители, происходил из села Толвуя Новгородской епархии.

Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. Отрок читал Священное Писание и духовные книги. Он стремился к монашеской жизни и хотел посвятить себя служению Богу, поэтому ещё в юности поселился в пустынном месте, вдали от родительского дома. Вскоре он принял иноческий постриг в одном из северных монастырей.

В Поморье отшельник познакомился с иноком Германом, который рассказал юному Зосиме о пустынном и суровом Соловецком острове, где он несколько лет прожил вместе с преподобным Савватием. В это время скончались родители преподобного Зосимы. Похоронив их и раздав имущество бедным, он вместе с преподобным Германом отправился на Соловки.

В 1436 году иноки поселились на Большом Соловецком острове у моря, недалеко от места, где ныне расположена обитель.

Однажды преподобный Зосима увидел необыкновенный свет и на востоке прекрасную церковь высоко над землей. Это чудесное знамение было для иноков благословением Божиим основать монастырь. Подвижники начали заготавливать лес и приступили к строительству, поставив кельи и ограду.

Немало испытаний преодолели иноки. Преподобный Зосима зимовал один, оставшись без съестных припасов. Непогода не позволила его сподвижнику Герману вернуться к зиме с материка, куда он отплыл для обеспечения зимовки.

Преподобный Зосима в одиночку противостоял искушениям и тяготам. Все запасы истощились. Чудесное посещение помогло подвижнику: к нему пришли двое незнакомцев и оставили хлеба, муки и масла. В изумлении инок даже не спросил, откуда они. Незнакомцы, посетив его, более не возвращались.

Преподобный Герман вернулся на остров с рыбаком Марком, который вскоре принял монашеский постриг. Другие жители Поморья стали также приходить в обитель для поселения.

Иноки, видя умножение числа братии, построили деревянную церковь Преображения Господня с приделом святителя Николая.

Устроив монастырь, преподобный Зосима послал к Новгородскому архиепископу одного из монахов за благословением на освящение храма и с просьбою о назначении игумена. Вновь прибывший игумен Павел освятил храм, но в дальнейшем не смог вынести тягот жизни на острове.

Второй игумен, Феодосий, также возвратился на «материк», и третий из назначенных игуменов, Иона, также удалился обратно. Тогда соловецкие иноки на общем совете решили избрать игумена из своей братии. Они просили архиерея благословить на игуменство их наставника преподобного Зосиму. Архиепископ согласился с просьбой иноков и вызвал к себе отца Зосиму для рукоположения во священника и поставления в игумена. Когда преподобный Зосима совершал в своей обители первую Литургию, лицо его светилось, как лицо ангела.

По мере умножения братии в монастыре был построен новый храм в честь Успения Божией Матери. В монастырь перенесли святые мощи соловецкого первоначальника преподобного Савватия и положили за алтарем храма в деревянной часовне.

Возрастание обители вызывало зависть у некоторых мирских людей, которые стали притеснять иноков и угрожать монастырю разорением. Преподобный Зосима был вынужден ехать в Новгород и просить посадников, чтобы они не отдавали во владение мирян место, назначенное Господом для поселения монахов. Бояре обещали не допустить разорения обители. Монастырю даны были грамоты на владение Соловецкими островами.

Трудами игумена Зосимы и братии на безлюдном острове поднялся монастырь. В обители был устав православных общежительных монастырей, традиционный для русского иночества.

Прошло несколько десятилетий игуменства преподобного Зосимы. Когда приблизилось время его кончины, он созвал братию и поставил игуменом благочестивого инока Арсения.

Сказав прощальное слово, подвижник отошел ко Господу 17 апреля 1478 года и был погребён за алтарем деревянной церкви Преображения Господня.

В 1503 году житие преподобных Зосимы и Савватия было составлено в Ферапонтовом монастыре преосвященным Спиридоном-Саввой, бывшим Киевским митрополитом.

В 1547 году преподобные Зосима и Савватий канонизированы Церковным Собором.

Память преподобного Зосимы совершается 17 (30) апреля. 8 (21) августа празднуется перенесение мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев.

В настоящее время святые мощи основателей обители преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Соловецких чудотворцев покоятся в церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.

Последние публикации:

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Именно атеизм в одежках дарвинизма и под флагом марксизма терзал наш народ и издевался над ним последнее столетие. Как бы ни было тошно жить иной раз при других формах правления, но все Гулаги, репрессии, продразверстки, большие чистки, повороты рек, все застенки и слежки, все унижения и страхи последней эпохи.

Протоиерей Андрей Ткачёв:

. Если у вас есть список, озаглавленный «Этого я в посту не ем», то можно составить (хотя бы мысленно) второй подобный список: «Этого я не читаю, не слушаю и не смотрю». Эффект будет непременно, и вы его ощутите. Пусть посубботствует ум в отношении мирского трёпа.

Святейший Патриарх Кирилл:

. Осуждение разрушает наш внутренний мир, но самое главное, осуждение есть проявление нашей гордыни, ведь мы, осуждая, поставляем себя выше другого, мы считаем себя достойными того, чтобы судить ближнего. Собственно говоря, гордость.

25 февраля 2020

Святейший Патриарх Кирилл:

. Эти слова Священного Писания означают: не присоединяйтесь к тому суду, к тем обвинениям, в которых вы не уверены. Они не лишают нас возможности иметь собственное представление.

Знаменательные даты:
Анонсы
Фотоальбомы

Фотоальбом по материалам паломнической поездки московских педагогов в Кострому 22-24 июня 2018 года.

Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

Вересаев Викентий Викентьевич (1867/1945) — русский советский писатель, критик, лауреат Государственной премии СССР 1943 года. Настоящая фамилия писателя — Смидович. Для художественной прозы В. характерно описание исканий и метаний интеллигенции на переходе от XIX к XX вв. («Без дороги», «Записки врача»). Кроме того, Вересаев создал философские и документальные работы о целом ряде знаменитых русских писателей (Ф.М. Достоевском, Л.Н. Толстом, А.С. Пушкине и Н.В. Гоголе).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 47.

Вересаев Викентий Викентьевич (настоящая фамилия Смидович) — прозаик, переводчик, литературовед. Родился в 1867 году в Туле в семье врача. Окончил историко-филологический факультет Петербургского университета и медицинский факультет Дерптского университета.

Первая публикация — рассказ «Загадка» (1887). Под влиянием Тургенева, Толстого, Чехова сформировалась основная тема творчества Вересаева — жизнь и духовные искания русской интеллигенции.

Автор ряда повестей («Без дороги», 1895, «На повороте», 1902, дилогия «Два конца»: «Конец Андрея Ивановича» и «Честным путём», 1899– 1903, «К жизни», 1908), сборников рассказов и очерков, романов «В тупике» и «Сёстры», а также дилогии «Живая жизнь» («О Достоевском и Льве Толстом», 1909, «Аполлон и Дионис. О Ницше», 1914). Наибольший общественный резонанс вызвала публикация книги «Записки врача» (1901), посвящённая проблеме профессиональной этики.

Особое место в творчестве Вересаева занимают «Биографические летописи», посвящённые Пушкину («Пушкин в жизни», 1925–1926 гг., «Спутники Пушкина», 1937) и Гоголю («Гоголь в жизни», 1933). Известен переводами древнегреческой классики (Гомер, Гесиод, Сапфо).

В 1943 году удостоин Сталинской премии.

Умер 3 июня 1945 года в Москве.

Использованы материалы журнала “Роман-газета” № 11, 2009 г. Страницы Пушкина.

Викентий Вересаев. Репродукция с сайта www.rusf.ru

Вересаев (настоящая фамилия – Смидович) Викентий Викентьевич (1867 – 1945), прозаик, литературовед, критик.

Родился 4 января (16 н.с.) в Туле в семье врача, пользовавшегося большой популярностью и как врач, и как общественный деятель. В этой дружной семье было восемь человек детей.

Учился Вересаев в Тульской классической гимназии, учение давалось легко, был “первым учеником”. Больше всего преуспевал в древних языках, много читал. В тринадцать лет стал писать стихи. В 1884, семнадцати лет, закончил гимназию и поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет, шел по историческому отделению. В это время с увлечением участвовал в разных студенческих кружках, “живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов”.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

В 1888 закончил курс кандидатом исторических наук и в том же году поступил в Дерптский университет на медицинский факультет, блиставший крупными научными талантами. Шесть лет усердно занимался медицинской наукой. В годы студенчества продолжал писать: сначала стихи, позже – рассказы и повести. Первым печатным произведением было стихотворение “Раздумье”, ряд очерков и рассказов был помещен во “Всемирной иллюстрации” и книжках “Недели” П.Гайдебурова.

В 1894 получает диплом врача и несколько месяцев практикует в Туле под руководством отца, затем едет в Петербург и поступает сверхштатным ординатором в Барачную больницу. Осенью заканчивает большую повесть “Без дороги”, напечатанную в “Русском богатстве”, где ему было предложено постоянное сотрудничество. Вересаев примкнул к литературному кружку марксистов (Струве, Маслов, Калмыкова и др.), поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодежью. В 1901 был уволен из Барачной больницы по предписанию градоначальника и выслан из Петербурга. Два года прожил в Туле. Когда срок высылки закончился, переехал в Москву.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

Большую известность Вересаеву принесли созданные на автобиографическом материале “Записки врача” (1901).

Когда в 1904 началась война с Японией, Вересаев как врач запаса был призван на военную службу. Вернувшись с войны в 1906, описал свои впечатления в “Рассказах о войне”.

В 1911 по инициативе Вересаева было создано “Книгоиздательство писателей в Москве”, которое он возглавлял до 1918. В эти годы выступал с литературоведческими и критическими исследованиями (“Живая жизнь” посвящена анализу творчества Ф.Достоевского и Л.Толстого). В 1917 был председателем Худпросветкомиссии при Московском Совете рабочих депутатов.

Викентий Вересаев. Репродукция с сайта www.veresaev.net.ru

В сентябре 1918 уезжает в Крым, предполагая прожить там три месяца, но вынужден оставаться в поселке Коктебель, под Феодосией, три года. За это время Крым несколько раз переходит из рук в руки, писателю пришлось пережить много тяжелого. В 1921 вернулся в Москву. Завершает цикл произведений об интеллигенции: романы “В тупике” (1922) и “Сестры” (1933). Выпустил ряд книг, составленных из документальных, мемуарных источников (“Пушкин в жизни”, 1926 – 27; “Гоголь в жизни”, 1933; “Спутники Пушкина”, 1934 – 36). В 1940 появились его “Невыдуманные рассказы о прошлом”. В 1943 Вересаеву была присуждена Государственная премия. Вересаев умер в Москве 3 июня 1945.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Викентий Вересаев. Фото с сайта www.veresaev.net.ru

Вересаев (настоящая фамилия Смидович) Викентий Викентьевич [4(16).1.1867, Тула — 3.6.1945, Москва] — писатель, поэт-переводчик, литературовед.

Родился в семье врача. Его родители, Викентий Игнатьевич и Елизавета Павловна Смидовичи, большое значение придавали религиозно-нравственному воспитанию детей, формированию у них чувства ответственности перед людьми и самими собой. Еще в годы учебы в Тульской классической гимназии Вересаев всерьез увлекается историей, философией, физиологией, проявляет живой интерес к христианству и буддизму.

Окончив гимназию с серебряной медалью, Вересаев в 1884 поступает на филологический факультет Петербургского университета (историческое отделение). Первое выступление Вересаева в печати относится к 1885, когда он (под псевдонимом В.Викентьев) опубликовал в журнале «Модный свет и модный магазин» стихотворение «Раздумье». Началом своей настоящей литературной работы Вересаев неизменно считал рассказ «Загадка» (1887), в котором затронута тема преодоления человеком одиночества, зарождения в нем отваги, воли к жизни и борьбе. «Пускай нет надежды, мы и самою надежду отвоюем!» — таков лейтмотив рассказа.

После успешного завершения учебы на филологическом факультете Вересаев в 1888 поступает в Дерптский (ныне — Тартуский) университет на медицинский факультет. В автобиографии он так объяснял это решение: «Моею мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов». В Дерпте были написаны рассказы «Порыв» (1889), «Товарищи» (1892).

Наиболее значительным произведением этого периода является повесть «Без дороги» (1894), которой В., по его словам, вступил в «большую» литературу. Герой повести, земский доктор Чеканов, выражает мысли и настроения того поколения интеллигентов, у которого, как считал тогда Вересаев, «ничего нет»: «Без дороги, без путеводной звезды, оно гибнет невидно и бесповоротно. Безвременье придавило всех, и напрасны отчаянные попытки выбиться из-под его власти». Одной из определяющих в повести следует спросмотреть мысль героя и самого автора о «пропасти», разделяющей народ и интеллигенцию: «Мы всегда были им чужды и далеки, их ничто не связывало с нами. Для них мы были людьми другого мира. » Финал повести тем не менее неоднозначен. Чеканов, жертва эпохи «безвременья», неотвратимо погибает, исчерпав весь свой духовный потенциал, испробовав все «рецепты». Но умирает он с призывом к новому поколению «много и упорно работать», «искать дорогу». Несмотря на некоторый схематизм повествования, произведение вызвало широкий интерес у читателей и критики.

Окончив в 1894 Дерптский университет, Вересаев приезжает в Тулу, где занимается частной врачебной практикой. В том же году он отправляется в Петербург и становится ординатором Боткинской больницы. В это время Вересаев начинает серьезно интересоваться марксистскими идеями, знакомится с марксистами.

В 1897 он пишет повесть «Поветрие», основу которой составляет напряженный спор-диалог между молодыми марксистами (Наташа Чеканова, Даев) и представителями народнической интеллигенции (Киселев, доктор Троицкий). Тезису об «исторической необходимости», которой следует не только подчиниться, но и содействовать, доктор Троицкий противопоставляет мысль о том, что «нельзя гоняться за какими-то отвлеченными историческими задачами, когда кругом так много насущного дела», «жизнь сложнее всяких схем».

Вслед за «Поветрием» Вересаев создает серию рассказов о деревне («Лизар», «В сухом тумане», «В степи», «К спеху» и др.). Вересаев не ограничивается описанием бедственного положения крестьян, он хочет правдиво запечатлеть их мысли, нравы, характеры. Уродливость нищеты не заслоняет и не отменяет у него идеала природного и человеческого. В рассказе «Лизар» (1899), особо отмеченном Чеховым, социальная тема «сокращения человека» (бедняк Лизар сожалеет о «переизбытке» людей на клочке земли и ратует за то, чтобы «почистить народ», тогда «жить свободнее станет») переплетается с мотивами вечного торжества природной жизни («Жить, жить,— жить широкой, полной жизнью, не бояться ее, не ломать и не отрицать себя,— в этом была та великая тайна, которую так радостно и властно раскрывала природа»). По манере повествования рассказы Вересаева о деревне близки очеркам и рассказам Г.Успенского (особенно из книги «Власть земли»). Вересаев не раз отмечал, что Г.Успенский был его любимым русским писателем.

В 1900 Вересаев закончил одно из самых известных своих произведений, над которым работал с 1892,— «Записки врача». Основываясь на своем личном опыте и опыте своих коллег, Вересаев с тревогой констатировал: «Люди не имеют даже самого отдаленного представления ни о жизни своего тела, ни о силах и средствах врачебной науки. В этом — источник большинства недоразумений, в этом — причина как слепой веры во всемогущество медицины, так и слепого неверия в нее. А то и другое одинаково дает знать о себе очень тяжелыми последствиями». Один из критиков, назвавший книгу «заявлением о прекрасном беспокойстве русской совести», свидетельствовал: «Человеческий муравейник весь всколыхнулся и заволновался перед исповедью молодого врача, который изменил профессиональной тайне и вынес на свет Божий и орудия борьбы, и психику врача, и все противоречия, перед которыми изнемогал он сам». В этой исповеди отразились все основные черты творчества Вересаева: наблюдательность, беспокойный ум, искренность, независимость суждений. Заслугой писателя стало и то, что многие вопросы, над которыми бьется герой «Записок», рассматриваются им не только в сугубо медицинском, но и в этическом, социально-философском плане. Все это обеспечило книге огромный успех. Форма «Записок врача» представляет собой органичное соединение беллетристического повествования и элементов публицистики.

Вересаев стремится расширить сферу художественного отражения жизни. Так, он пишет состоящую из двух частей остросоциальную повесть «Два конца» (1899-03). В образе ремесленника Колосова («Конец Андрея Ивановича») Вересаев хотел показать рабочего-мастерового, в глубине души которого «было что-то благородное и широкое, тянувшее его на простор из тесной жизни». Но все благие порывы героя никак не согласуются с мрачной реальностью, и он, измученный безысходными противоречиями, погибает.

Повесть «На повороте» (1901) явилась очередной попыткой Вересаева осмыслить русское революционное движение. Здесь вновь сталкиваются мнения тех, кому найденный революционный путь кажется книжным, надуманным (Токарев, Варвара Васильевна), и тех, кто безоглядно верит в революцию (Таня, Сергей, Борисоглебский). Для позиции самого писателя накануне первой русской революции были характерны сомнения в том, что люди созрели для «взрывного» переустройства общества; ему казалось, что человек еще очень несовершенен, в нем слишком сильно биологическое начало.

Летом 1904 Вересаев в качестве врача был призван в армию и до 1906 находился в Маньчжурии, на полях русско-японской войны. Свои мысли, впечатления, переживания, связанные с этими событиями, он отразил в цикле «Рассказы о японской войне» (1904-06), а также в книге, написанной в жанре записок,— «На войне» (1906-07). Это были своеобразные «записки врача», в которых В. запечатлел весь ужас и страдания войны. Все описанное подводило к мысли о том, что нелепости общественного устройства достигли угрожающих размеров. В. все больше размышляет о реальных путях преображения действительности и человека. Результатом этих раздумий стала повесть «К жизни» (1908), в которой нашла первоначальное воплощение вересаевская концепция «живой жизни». В. так объяснял замысел повести: «В долгих исканиях смысла жизни я в то время пришел, наконец, к твердым, самостоятельным, не книжным выводам, давшим собственное знание,— в чем жизнь и в чем ее “смысл”. Я захотел все свои нахождения вложить в повесть. » Герой повести, Чердынцев, поглощен поисками смысла жизни для всех людей. Он хочет уяснить, насколько радость и полнота бытия человека зависят от внешних условий и обстоятельств. Пройдя долгий путь опыта, исканий, сомнений, Чердынцев обретает твердую веру: смысл жизни — в самой жизни, в самом природном течении бытия («Вся жизнь сплошь была одною непрерывно развертывающейся целью, убегавшею в солнечную ясную даль»). Ненормальное устройство общества часто лишает жизнь человека этого изначального смысла, но он есть, его нужно уметь чувствовать и хранить в себе. В. поражало то, «как люди способны калечить своими нормами и схемами живую человеческую жизнь» («Записи для себя»).

Основные темы и мотивы повести нашли развитие в философско-критическом исследовании, которому Вересаев дал программное название — «Живая жизнь». Первая его часть посвящена творчеству Л.Толстого и Ф.Достоевского (1910), вторая — «Аполлон и Дионис» — главным образом анализу идей Ф.Ницше (1914). Вересаев противопоставляет Толстого Достоевскому, признавая, однако, правду за обоими художниками. Человек для Достоевского, считает Вересаев,— «вместилище всех самых болезненных уклонений жизненного инстинкта», а жизнь — «хаотическая груда разъединенных, ничем между собою не связанных обломков». В Толстом, напротив, он видит здоровое, светлое начало, торжество «живой жизни», которая «представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины». Книга представляет несомненный интерес, но нужно учитывать, что В. порой «подгоняет» идеи и образы писателей под свою концепцию.

События 1917 Вересаев воспринял неоднозначно. С одной стороны, он увидел силу, пробудившую народ, а с другой — стихию, «взрыв» подспудных темных начал в массах. Тем не менее Вересаев довольно активно сотрудничает с новой властью: он становится председателем художественно-просветительской комиссии при Совете рабочих депутатов в Москве, с 1921 работает в литературной подсекции Государственного ученого совета Наркомпроса, а также является редактором художественного отдела журнала «Красная новь». Вскоре его избирают председателем Всероссийского союза писателей. Главный творческий труд тех лет — роман «В тупике» (1920-23), одно из первых произведений о судьбах русской интеллигенции в годы Гражданской войны. Писателя волновала в романе тема крушения традиционного гуманизма. Он осознавал неизбежность этого крушения, но принять не мог.

После этого романа Вересаев на некоторое время отдаляется от современности.

В мае 1925 в письме М.Горькому он сообщает: «Я махнул рукою и занялся изучением Пушкина, писанием воспоминаний,— самое стариковское дело».

В 1926 Вересаев выпускает 2-томное издание «Пушкин в жизни», дающее богатый материал для изучения биографии поэта. Это свод биографических реалий, почерпнутых из различных документов, писем, мемуаров.

В начале 1930-х по предложению М.Булгакова приступил к совместной работе над пьесой о Пушкине; впоследствии работу эту оставил из-за творческих разногласий с М.Булгаковым. Результатом дальнейшей работы Вересаева стали книги «Гоголь в жизни» (1933), «Спутники Пушкина» (1937).

В 1929 выходят «Гомеровы гимны», сборников переводов (Гомер, Гесиод, Алкей, Анакреон, Платон и др.). За эти переводы Вересаев был удостоен РАН Пушкинской премии.

В 1928-31 Вересаев работает над романом «Сестры», в котором стремился показать реальную повседневную жизнь молодых интеллигентов и рабочих в эпоху первой пятилетки. Одну из существенных закономерностей того времени героиня романа Лелька Ратникова сформулировала для себя так: «. тут есть общий какой-то закон: кто глубоко и сильно живет в общественной работе, тому просто некогда работать над собою в области личной нравственности, и тут у него все очень путанно. » Роман, однако, получился несколько схематичным: Вересаев осваивал новую действительность скорее идеологически, нежели художнически.

В 1937 Вересаев начинает огромную работу по переводу «Илиады» и «Одиссеи» Гомера (более 28000 стихов), которую завершает уже через четыре с половиной года. Перевод, близкий духу и языку подлинника, был признан знатоками серьезным достижением автора. Изданы были переводы уже после смерти писателя: «Илиада» — в 1949, а «Одиссея» — в 1953.

В последние годы жизни Вересаев создает в основном произведения мемуарных жанров: «Невыдуманные рассказы», «Воспоминания» (о детстве и студенческих годах, о встречах с Л.Толстым, Чеховым, Короленко, Л.Андреевым и др.), «Записи для себя» (по словам автора, это «нечто вроде записной книжки, куда входят афоризмы, отрывки из воспоминаний, различные записи интересных эпизодов»). В них отчетливо проявилась та «связанность с жизнью», к которой Вересаев всегда тяготел в своем творчестве. В предисловии к «Невыдуманным рассказам о прошлом» он писал: «С каждым годом мне все менее интересными становятся романы, повести и все интереснее — живые рассказы о действительно бывшем. » Вересаев стал одним из родоначальников жанра «невыдуманных» рассказов-миниатюр в советской прозе.

Упорно доискиваясь правды в вопросах, которые его волновали, Вересаев, завершая свой творческий путь, по праву мог сказать о себе: «Да, на это я имею претензию,— спросмотреться честным писателем».

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 365-368.

Вересаев В.В. (1867—1945) — писатель сложных творческих исканий: сочинение

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 258 212
  • КНИГИ 592 903
  • СЕРИИ 22 144
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 553 130

Мой статус автора:

Вересаев Викентий Викентьевич (1867–1945), настоящая фамилия – Смидович, русский прозаик, литературовед, поэт-переводчик. Родился 4 (16) января 1867 в семье известных тульских подвижников.

Отец, врач В.И.Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы. Мать открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.

В 1884 Вересаев с серебряной медалью окончил Тульскую классическую гимназию и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, по окончании которого получил звание кандидата. Семейная атмосфера, в которой воспитывался будущий писатель, была проникнута духом православия, деятельного служения ближним. Этим объяняется увлечение Вересаева годы идеями народничества, трудами Н.К.Михайловского и Д.И.Писарева.

Под влиянием этих идей Вересаев поступил в 1888 на медицинский факультет Дерптского университета, считая врачебную практику лучшим средством узнать жизнь народа, а медицину – источником знаний о человеке. В 1894 несколько месяцев практиковал на родине в Туле и в том же году как один из лучших выпускников университета был принят на работу в Петербургскую Боткинскую больницу.

Писать Вересаев начал в четырнадцать лет (стихи и переводы). Сам он считал началом своей литературной деятельности публикацию рассказа Загадка (журнал «Всемирная иллюстрация», 1887, № 9).

В 1895 Вересаева увлекли более радикальные политические взгляды: писатель завязал тесные контакты с революционными рабочими группами. Работал в марксистких кружках, на его квартире проходили собрания социал-демократов. Участие в политической жизни обусловило темы его творчества.

Художественную прозу Вересаев использовал для выражения общественно-политических и идейных взглядов, показывая в своих повестях и рассказах ретроспективу развития собственных духовных исканий. В его произведениях заметно преобладание таких форм повествования, как дневник, исповедь, споры героев на темы общественно-политического устройства. Герои Вересаева, как и автор, разочаровывались в идеалах народничества. Но писатель старался показать возможности дальнейшего духовного развития своих персонажей. Так, герой повести Без дороги (1895), земский врач Троицкий, утратив свои прежние верования, выглядит полностью опустошенным. В противоположность ему, главный герой повести На повороте (1902) Токарев находит выход из душевного тупика и спасается от самоубийства, несмотря на то, что не имел определенных идейных взглядов и «шел в темноту, не зная куда». В его уста Вересаев вкладывает многие тезисы, критикующие идеализм, книжность и догматизм народничества.

Придя к выводу о том, что народничество, несмотря на декларируемые им демократические ценности, не имеет никакой почвы в реальной жизни и зачастую не знает ее, – в рассказе Поветрие (1898) Вересаев создает новый человеческий тип: революционера-марксиста. Однако и в марксистском учении писатель видит недостатки: бездуховность, слепое подчинение людей экономическим законам.

Имя Вересаева часто упоминалось в критической прессе конца 19 – начала 20 вв. Лидеры народников и марксистов использовали его произведения как повод для публичной полемики по общественно-политическим вопросам (журналы «Русское богатство» 1899, № 1–2, и «Начало» 1899, № 4).

Не ограничиваясь художественным изображением идей, распространенных в среде интеллигенции, Вересаев написал несколько рассказов и повестей о страшном быте и безотрадном существовании рабочих и крестьян (повести Конец Андрея Ивановича, 1899 и Честным трудом, другое название – Конец Александры Михайловны, 1903, которые впоследствии переработал в повесть Два конца, 1909, и рассказы Лизар, К спеху, В сухом тумане, все 1899).

В начале века общество потрясли вересаевские Записки врача (1901), в которых писатель изобразил ужасающую картину состояния врачебного дела в России. Выход Записок вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель вынужден был выступить с оправдательной статьей По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам (1902).

В 1901 Вересаева выслали в Тулу. Формальным поводом послужило его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации. Следующие два года его жизни были заняты многочисленными поездками, встречами с известными русскими писателями. В 1902 Вересаев уехал в Европу (Германия, Франция, Италия, Швейцария), а весной 1903 – в Крым, где познакомился с Чеховым. В августе того же года посетил Толстого в Ясной Поляне. После получения права въезда в столицу переехал в Москву и вошел в литературную группу «Среда». С этого времени началась его дружба с Л.Андреевым.

В качестве военного врача Вересаев участвовал в русско-японской войне 1904–1905, события которой в присущей ему реалистической манере изобразил в рассказах и очерках, составивших сборник На японской войне (полностью опубл. 1928). Описание подробностей армейской жизни совмещал с размышлениями о причинах поражения России.

События революции 1905–1907 убедили Вересаева в том, что насилие и прогресс несовместимы. Писатель разочаровался в идеях революционного переустройства мира. В 1907–1910 Вересаев обратился к осмыслению художественного творчества, которое он понимал как защиту человека от ужасов бытия. В это время писатель работает над книгой Живая жизнь, первая часть которой посвящена анализу жизни и творчества Толстого и Достоевского, а вторая – Ницше. Сравнивая идеи великих мыслителей, Вересаев стремился показать в своем литературно-философском исследовании моральную победу сил добра над силами зла в творчестве и в жизни.

С 1912 Вересаев был председателем правления организованного им «Книгоиздательства писателей в Москве». Издательство объединяло литераторов, входящих в кружок «Среда». С началом Первой мировой войны писателя вновь мобилизовали в действующую армию, и с 1914 по 1917 он руководил военно-санитарным отрядом Московской железной дороги.

После революционных событий 1917 Вересаев полностью обращается к литературе, оставаясь сторонним наблюдателем жизни. Диапазон его творческих устремлений очень широк, литературная деятельность чрезвычайно плодотворна. Им написаны романы В тупике (1924) и Сестры (1933), его документальные исследования Пушкин в жизни (1926), Гоголь в жизни (1933) и Спутники Пушкина (1937) открыли в русской литературе новый жанр – хронику характеристик и мнений. Вересаеву принадлежат Воспоминания (1936) и дневниковые Записи для себя (опубл. 1968), в которых жизнь писателя предстала во всем богатстве мыслей и душевных исканий. Вересаев сделал многочисленные переводы памятников древнегреческой литературы, среди которых Илиада (1949) и Одиссея (1953) Гомера.

Мемория. Викентий Вересаев

16 января 1867 года родился писатель и переводчик Викентий Вересаев.

Личное дело

Викентий Викентьевич Вересаев (настоящая фамилия – Смидович, 1867 – 1945) родился в Туле в семье врача. Литературой заинтересовался еще во время обучения в тульской классической гимназии. В 1884 году окончил гимназию с серебряной медалью и поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. С увлечением участвовал в разных студенческих кружках, «живя в напряженной атмосфере самых острых общественных, экономических и этических вопросов». В студенческие годы написал первые рассказы, которые были опубликованы. В итоге Викентий Вересаев решил стать писателем, а чтобы лучше узнать жизнь, после окончания историко-филологического факультета (1888) поступил на медицинский факультет Дерптского университета, полагая, что профессия врача поможет литератору глубоко проникнуть в человеческую природу и познакомит его с судьбами многих людей.

Получив в 1894 году диплом врача, Вересаев приступил к практике. Сначала он работал в Туле под руководством отца, затем отправился в Петербург и устроился сверхштатным ординатором в «Городскую барачную в память С. П. Боткина больницу» (ныне это Клиническая инфекционная больница имени С. П. Боткина). Осенью 1894 года Вересаев закончил большую повесть «Без дороги», напечатанную в журнале «Русское богатство».

Вересаев примкнул к кружку марксистов, поддерживал тесные отношения с рабочими и революционной молодежью. В 1901 году была опубликована принесшая ему известность книга «Записки врача». В том же году Вересаев был уволен из больницы по предписанию градоначальника и выслан из Петербурга. Формальным поводом для высылки стало его участие в протесте против подавления властями студенческой демонстрации. Два года прожил в Туле под надзором полиции. Когда срок высылки закончился, переехал в Москву.

В 1904 году, во время русско-японской войны, Вересаева призывают на военную службу в качестве военврача. Очерки и рассказы, написанные им в Маньчжурии, составили книгу «На Японской войне» (полностью была опубликована лишь в 1928 году).

После революции 1905 – 1907 годов Вересаев пришел к выводу, что насилие не может быть методом социального прогресса, и разочаровался в идее революции. Он создал крупное философско-критическое исследование «Живая жизнь», в первой части которого исследовал творчество Толстого и Достоевского, а во второй – «Аполлон и Дионис» – анализировал идеи Ницше.

Когда началась Первая мировая война, Викентий Вересаев был снова мобилизован, некоторое время пробыл полковым врачом в Коломне, потом заведовал в Москве военно-санитарным отрядом на железной дороге. В 1917 году стал председателем Художественно-просветительной комиссии при Московском Совете рабочих депутатов. В сентябре 1918 году на три месяца поехал в Крым, в Коктебель, и вынужденно прожил там три года. «Пришлось пережить много тяжелого, – вспоминал Вересаев, – шесть раз был ограблен; больной испанкою, с температурою в 40 градусов, полчаса лежал под револьвером пьяного красноармейца, через два дня расстрелянного; арестовывался белыми; болел цингою». В 1921 году вернулся в Москву. В послереволюционные годы им были написаны романы «В тупике» (1924), «Сестры» (1933), созданы документальные исследования «Пушкин в жизни» (1926), «Гоголь в жизни» (1933) и «Спутники Пушкина» (1937), написаны воспоминания «В юные годы», «В студенческие годы» (1936).

Умер Викентий Вересаев в Москве 3 июня 1945 года.

Чем знаменит

Известность к Вересаеву пришла после публикации «Записок врача», сочетавших в себе как беллетристику, так и документальную повесть, где автор обсуждал пределы возможностей медицины, ее роль в обществе, проблемы медицинской этики. Критик Александр Измайлов вспоминал: «Человеческий муравейник весь всколыхнулся и заволновался перед исповедью молодого врача, который изменил профессиональной тайне и вынес на свет Божий и орудия борьбы, и психику врача, и все противоречия, перед которыми изнемогал он сам». Выход книги вызвал многочисленные критические отзывы в печати. В ответ на обвинения в неэтичности вынесения на общественный суд профессиональных медицинских проблем писатель опубликовал статью «По поводу «Записок врача». Ответ моим критикам» (1902).

О чем надо знать

Еще в гимназии Вересаев особенно успевал по древним языкам. После поездки в Грецию в 1910 году его интерес к античности возродился, что привело к началу работы над переводами древних авторов. Он переводил стихи греческих поэтов (Сапфо, Феогнида, Алкея, Анакреона и других). В 1929 году в его переводе вышли «Гомеровы гимны». С 1937 года он начал работу над переводом «Илиады» и «Одиссеи» Гомера. Изданы они были уже после смерти писателя: «Илиада» – в 1949, а «Одиссея» – в 1953 году. Также им были переведены «Работы и дни» и «Теогония» Гесиода.

Прямая речь

«Я – обыкновеннейший средний врач, со средним умом и средними знаниями; я сам путаюсь в противоречиях, я решительно не в силах разрешить многие из тех тяжелых, настоятельно требующих решения вопросов, которые возникают предо мною на каждом шагу. Единственное мое преимущество, – что я еще не успел стать человеком профессии и что для меня еще ярки и сильны те впечатления, к которым со временем невольно привыкаешь. Я буду писать о том, что я испытывал, знакомясь с медициной, чего я ждал от нее, и что она мне дала, буду писать о своих первых самостоятельных шагах на врачебном поприще и о впечатлениях, вынесенных мною из моей практики. Постараюсь писать все, ничего не утаивая, и постараюсь писать искренне».

Из авторского предисловия к книге «Записки врача»

«В 1888 году я окончил курс кандидатом исторических наук. Кандидатская диссертация: «Известия Татищева, относящиеся к XIV веку». В том же 1888 году осенью поступил в Дерпт на медицинский факультет. Почему на медицинский? Главная причина: уже в то время моей мечтою было стать писателем, а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов; для меня это было особенно нужно, так как характер у меня замкнутый, схожусь с людьми трудно. В Дерпт попал я случайно: в петербургскую медицинскую академию почему-то не был принят; когда узнал об отказе, в московском университете прием на медицинский факультет был уже прекращен; а в Дерпте университет в то время был еще немецкий и блистал крупными научными именами».

Из автобиографии Вересаева

«Последним желанием Анаксагора было, чтобы в день его кончины ежегодно устраивались детские игры. Я на это не имею права, потому что для детей ничего не сделал. Но я бы хотел, чтобы при моей смерти звучал детский смех, чтобы все кругом улыбались, чтобы не было похоронного настроения, люди не ходили бы с повешенными носами, не вздыхали бы скорбно. Пусть не стоит надо мною Шубертовскнй Wilder Knochenmann – «дикий костяной человек» с косою. Пусть реет благостный Thanatos, брат-близнец Сна».

Из дневников Вересаева

10 фактов о Викентии Вересаеве

  • Отец Викентия Вересаева – врач В. И. Смидович, сын польского помещика, участника восстания 1830–1831, был основателем Тульской городской больницы и санитарной комиссии, одним из создателей Общества тульских врачей, гласным Городской Думы.
  • Мать, Елизавета Павловна, открыла у себя в доме первый в Туле детский сад.
  • Отец Вересаева пользовался в Туле таким уважением, что однажды, когда он возвращался ночью от больного, напавшие на него грабители, узнав «доктора Смидовича», извинились и проводили его до дома.
  • Вересаев выдвинул версию, что в «Ревизоре» Гоголь описывает Курск и курский трактир, обосновывая это тем, что в черновом варианте Хлестаков ехал в Екатеринославскую губернию, до которой как раз и оставалась треть пути. К тому же в 1832 году в Курске целую неделю прожил сам Гоголь, ожидая починки сломанного экипажа.
  • Иногда Вересаев называл себя «царь-врач», так как прекратил заниматься медицинской практикой и не лечил больных, подобно «царю-колоколу», который не звонит, и «царь-пушке», которая не стреляет.
  • В московском объединении писателей «Среда», в которое Вересаев входил в 1900-х годах, всем литераторам давали топонимические прозвища. Вересаев получил прозвище Каменный мост.
  • В начале 1930-х по предложению Михаила Булгакова Вересаев приступил к совместной работе над пьесой о Пушкине, но впоследствии работа прекратилась из-за творческих разногласий двух писателей. «Вересаев мечтал о сугубо исторической пьесе, требовал, чтобы все даты, факты, события были точно соблюдены, — писала Е. С. Булгакова. — Булгаков был с этим, конечно, согласен. Но, по его мнению, этого было мало».
  • Вересаев отличался скромностью в быту. Однажды к нему на дачу пришла наниматься в домработницы крестьянка из соседней деревни, но, войдя в дом и придирчиво осмотрев его, она тут же отказалась от места, презрительно махнув рукой и сказав: «Беднота!».
  • В Москве в 1921 – 1945 годах Вересаев жил в одной из квартир дома 2/3 по Шубинскому переулку.
  • В Туле есть дом-музей Вересаева, общественный музей Вересаева расположен в принадлежавшем ему дачном доме на Николиной Горе.
  • Критикуя поэта В. Иванова, который в переводах Сапфо произвольным образом составлял «стихотворения» из дошедших до нас фрагментов, Вересаев в рецензии сочинил центон – как пример стихотворения, которое можно было бы составить из фрагментов пушкинских произведений «Вновь я посетил», «Русалка» и «Полтава»:

Вновь я посетил

Тот уголок земли, где я провел

Отшельником два года незаметных.

Вот мельница, – она уж развалилась;

Прервали свой голодный рев [колеса?].

Материалы о Викентии Вересаеве

Творческий путь В.В. Вересаева

Вересаев Викентий Викентиевич родился 4(16) января 1867 г. в городе Туле. Отец Вересаева, Викентий Игнатьевич Смидович, сын польского помещика,

Творческий путь В.В. Вересаева

Другие сочинения по предмету

Творческий путь В.В. Вересаева

2. Творческий путь В.В. Вересаева

Вересаев Викентий Викентиевич родился 4(16) января 1867 г. в городе Туле. Отец Вересаева, Викентий Игнатьевич Смидович, сын польского помещика, лишенного, по семейным преданиям, состояния за участие в польском восстании 1830 1831 гг. и умершего в бедности; известный в Туле врач, был гласным городской думы, одним из создателей Общества тульских врачей, основателем городской больницы и санитарной комиссии. Мать Вересаева, Елизавета Павловна, воспитала восьмерых детей в строго православном духе, организовала у себя в доме первый в Туле детский сад. Духовная атмосфера в семье, подвижническая общественная деятельность отца оказали сильное влияние на формирование характера Вересаева. Его отец, Викентий Игнатьевич, воспитывал детей на лучших произведениях родной литературы, научил просмотреть и перечитывать А. Пушкина и Н. Гоголя, А. Кольцова и И. Никитина, Н. Помяловского и М. Лермонтова. Проводя лето в крохотном имении родителей Владычня, В. Вересаев пахал, косил, возил сено и снопы отец стремился привить детям уважение к любому труду, ибо считал, что цель и счастье жизни труд (Воспоминания). На первых порах сын свято чтил идеалы отца. Его дневник и первые литературные опыты красноречиво об этом свидетельствуют. Поэтом он твердо решил стать еще в тринадцать четырнадцать лет.

Творческий путь В.В. Вересаева

Редкое творческое долголетие выпало на долю В. В. Вересаева. 23 ноября (б декабря) 1885 года он, восемнадцатилетним юношей, впервые выступил в печати с художественным произведением журнал Модный свет опубликовал его стихотворение Раздумье и никогда уже не оставлял пера.

3 июня 1945 года, в последний день своей жизни, писатель редактировал сделанный им перевод Илиады. Шестьдесят лет проработал Вересаев в литературе. И каких лет! Современник М. Салтыкова-Щедрина и В. Гаршииа, В. Короленко и Л. Толстого, А. Чехова и М. Горького, он был и нашим современником, современником М. Шолохова, А. Твардовского, Л. Леонова.

Его романы, его повести и рассказы страницы летописи исканий русской интеллигенции в то бурное время. Ю.У. Фохт-Бабушкин считает, что повесть Без дороги (1894) рисовала крах народничества, рассказ Поветрие (1897) написан в поддержку только-только зарождавшегося марксистского движения, повесть На повороте (1901) отражала борьбу марксистов против экономистов и либералов, повесть Два конца (1899 1903) о вызревании протеста в рабочем классе, записки На японской войне славили революционные свершения народа в 1905 году, повесть К жизни (1908) посвящена глухому времени реакции после поражения первой русской революции, роман В тупике (1920 1923) периоду октябрьского переворота в России и гражданской войны, роман Сестры (1928 1931) годам строительства социализма, а самые последние рассказы, и статьи писателя рождены Великой Отечественной войной.

Таковы исторические вехи, которые определили судьбы вересаевских персонажей. Его любимые герои нередко переходят из рассказа в повесть, из повести в рассказ, а события чаще развертываются в одних и тех же городах Пожарске, Слесарске, Томилинске (под этими псевдонимами писатель обычно изображал родную Тулу). Все это превращает произведения Вересаева в своего рода цикл цепь. повестей, отражающих душевную жизнь хорошей русской интеллигенции (Записи для себя). Как говорил сам писатель в 1935 году на вечере, посвященном пятидесятилетию его литературной деятельности, прошлое не знало ничего подобного тому бешеному ходу истории, подобно курьерскому поезду мчавшемуся, который на протяжении моей сознательной жизни мне пришлось наблюдать.

В эту бурную эпоху он всегда оставался верен своему идеалу, сформулированному еще в молодости. Двадцати двух лет, 24 октября 1889 года, Вересаев записал в дневнике: . пусть человек во всех кругом чувствует братьев, чувствует сердцем, невольно. Ведь это решение всех вопросов, смысл жизни, счастье. И хоть бы одну такую искру бросить!.

Вересаев уже в гимназии чувствовал эту безоружность своих идеалов и в дневнике мучительно размышлял над вопросом: для чего жить? Он занимается историей, философией, физиологией, изучает христианство и буддизм и находит все больше и больше противоречий и несообразностей в религии. Это был тяжелый внутренний спор с непререкаемым авторитетом отца.

Полный тревог и сомнений, отправляется Вересаев в 1884 году учиться в Петербург, поступает на историко-филологический факультет Петербургского университета, веря, что там будут найдены ответы, без которых жизнь бессмысленна. Поначалу он со всей самозабвенностью молодости отдается народническим теориям, с ними связывает надежды на создание общества людей-братьев.

Однако, как впоследствии вспоминал писатель, в начале восьмидесятых годов окончился героический поединок кучки народовольцев с огромным чудовищем самодержавия. Самодержавие справляло свою победу. Наступили черные восьмидесятые годы. Прежние пути революционной борьбы оказались не ведущими к цели, новых путей не намечалось. Народ безмолвствовал. В интеллигенции шел полный разброд. Настроение бездорожья охватило ее большую часть.

Правда, в 80-е годы достигает сокрушительной силы сатира М. Салтыкова-Щедрина; своими очерками о деревне протестует против бесправия народа Глеб Успенский; усиливаются обличительные тенденции в творчестве В. Гаршина; о стремлении даже самых последних бродяг к вольной волюшке рассказывает В. Короленко. Но многие из тех, кто еще вчера увлекался народническими идеями, впадают в отчаяние и растерянность, отказываются от общественной борьбы, ищут забвения в поэтических грезах Н. Минского и С. Надсона, популярность которых стремительно растет.

И Вересаев, всегда проверявший любую теорию тщательным анализом, Вересаев, еще совсем недавно счастливый от того, что обрел смысл жизни, разочаровывается в беспочвенных народнических прожектах и одновременно во всякой политической борьбе. Он пробует отгородиться от тяжелых дум, с головой уйдя в университетские занятия и литературный труд. Пишет стихи, прочно замкнутые в круге личных тем и переживаний. Лишь здесь, в любви, думается ему теперь, возможна та чистота и возвышенность человеческих отношений, о которой мечталось. Да еще в искусстве: оно, как и любовь, способно облагородить человека.

Именно в это трудное для Вересаева время и начался его литературный путь. Вскоре после Раздумья Вересаев обращается к прозе: первое опубликованное стихотворение было и одним из последних. . Во мне что-то есть, но. это что-то направится не на стихи, а на роман и повесть, отмечал он в дневнике еще 8 мая 1885 года. Первая публикация Вересаева стихотворение Раздумье было напечатано (Модный свет и модный магазин, 1885 г., № 44). Для первой публикации Вересаев выбрал псевдоним В. Викентьев. В 1887 году он пишет рассказ Загадка, который как бы подвел итоги юношескому периоду творчества и свидетельствовал о начале зрелости. Загадка была опубликована во Всемирной иллюстрации, 1887 г., т. 38, №9.

Может показаться, что Загадка мало чем отличается от стихов юного поэта: тот же молодой герой со своими чуть грустными, чуть показными раздумьями, не идущими дальше вроде бы сугубо личного и интимного. Однако писатель не случайно именно с Загадки исчислял годы жизни в литературе, именно ею открывал свои собрания сочинений. В этом рассказе были намечены основные темы и идеи, волновавшие Вересаева в первое десятилетие его литературной деятельности. Писатель славил человека, способного силой своего духа сделать жизнь прекрасной, спорил, по сути дела, с модной философией Н. Минского, утверждавшего, что счастье в жертве. Вересаев же доказывал, что истинное счастье в борьбе, призывал не терять веры в завтрашний день: Пускай нет надежды, мы и самую надежду отвоюем! Правда, ему все еще кажется, что искусство одно из немногих средств превращения человека в Человека.

В 1888 году, уже кандидатом исторических наук, Вересаев поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. . Моею мечтою было стать писателем; а для этого представлялось необходимым знание биологической стороны человека, его физиологии и патологии; кроме того, специальность врача давала возможность близко сходиться с людьми самых разнообразных слоев и укладов так в автобиографии объяснял он свое обращение к медицине. В тихом Дерпте, вдали от революционных центров страны, провел Вересаев шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством.

Как и в Загадке, в первых произведениях, последовавших за ней, тему борьбы за человеческое счастье, за большого и прекрасного человека, тему борьбы со всем, что мешает утвердиться такой личности в жизни, В. Вересаев решает в плане морально-этическом. От попытки социального решения проблемы он пока далек, а потому, даже черпая из жизни факты откровенно социального, политического звучания, осмысляет их в аспекте морально-психологическом. Так произошло, например, с рассказом Порыв (1889). Поводом для его написания явились споры молодого писателя с отцом, причем споры социально-политического характера. В рассказе, однако, тема решительно переведена в морально-этический план.

Переделка общества с помощью одного лишь искусства либо морального совершенствования людей надежда не менее иллюзорная, чем ставка на религию. Но писатель не сдался на милость реакции, как это сделали некоторые его товарищи по университету; он оставался верен своему идеалу общества людей-братьев, хоть и весьма туманно представлял себе перспективу борьбы. Свидетельство тому небольшой рассказ Товарищи (1892), над которым Вересаев работал около двух лет.

И в Товарищах, повествуя о деградации части русской интеллигенции, Вересаев сосредоточивает свое внимание на моральном оскудении, оставляя

Читайте также:  Рецензия на повесть Б. Л. Васильева А зори здесь тихие: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

×

×

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.