Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого Война и мир, глава 7, часть четвертая, том второй): сочинение

Анализ эпизода «Наташа в гостях у дядюшки» (по роману Л. Толстого «Война и мир»)

Наташа Ростова — одна из самых любимых геро­инь Л. Н. Толстого. Образ ее многогранен. Раскрывая его, писатель ставил своей целью показать всю красо­ту и неординарность души Наташи, богатство ее внут­реннего мира. В контексте романа о «войне народной» Толстой акцентировал в своем женском идеале имен­но черту народности, показывая истинно русский ха­рактер Наташи. Она воспитывалась в семье, для кото­рой характерна была близость к народу, к природе. Выросшая в простоте, девочка «умела понять все то, что было. во всяком русском человеке». Особенно ярко народность характера Наташи проявляется в гостях у дядюшки.

В первых же слов описания двора и дома хозяина мы попадаем в простой, трогательный, истинно рус­ский мир. Простодушная дворня удивлена видом женщины верхом на коне: «. Многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания. ». Та­кие естественные проявления чувств и эмоций резко контрастируют с этикетом, принятым в светских са­лонах на французский манер. В связи с этим хочется отметить, что почти все диалоги представителей выс­шего света писатель дает на французском языке, что создает атмосферу некоторой неуютности, холодно­сти. В то время как для народного бытописания он ис­пользовал живой, образный язык.

Так же естественно в своей легкой неприбранности и жилье дядюшки: «. не видно было, чтобы цель жив­ших людей состояла в том, чтобы не было пятен. ». Несколько раз писатель упоминает о запахах, прису­щих этому жилищу: «в сенях пахло свежими яблока­ми. », «в кабинете слышался сильный запах табаку и собак ».

Толстой противопоставляет жизнь поместного дво­рянства, естественного в своих проявлениях, близко­го к простому народу, полной условностей и напы­щенности жизни высокомерного светского общества. Видим мы это и из сцены появления переодетого дя­дюшки: «. этот самый костюм, в котором она с удив­лением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном,— был настоящий костюм, который был ничем не хуже сюртуков и фраков».

Примечательно и настроение героев, которых охва­тило беспричинное веселье, что, опять же, правилами высшего общества не поощряется.

Мастерски сумел передать Толстой и особую пре­лесть настоящей русской красавицы Анисьи Федо­ровны: «. толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными румяны­ми губами». И все, чего касались ее руки, «отзыва­лось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыб­кой». По-крестьянски просты и блюда, поданные гос­тям: «травник, наливки, грибки, лепешечки. сотовый мед. яблоки, орехи. ».

Наташа, глубоко тронутая, увиденным, все пыта­ется разбудить Петю — ей хочется поделиться своей радостью со всеми. И эти черты характера героини — непосредственность, жизнелюбие — подчеркиваются на протяжении всего повествования.

Очень кратко, но емко описывается жизнь дядюш­ки, который «имел репутацию благороднейшего и бескорыстнейшего чудака», пользующегося уваже­нием во всей округе. И опять невольно вспоминаются напыщенные, честолюбивые представители светско­го общества — стяжатели и карьеристы в большинст­ве своем.

Мила привычка дядюшки — слушать после охоты игру дворового Митьки на балалайке. Писатель тонко подметил, как Николай Ростов, тяготеющий к выс­шему свету, похвалил игру Митьки «с некоторым не­вольным пренебрежением, как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». А Наташе «эта песня казалась. в эту ми­нуту верхом музыкальной прелести». И уже абсолют­ный восторг у всех вызвала игра самого дядюшки на гитаре: «запел в душе у Николая и Наташи мотив пес­ни» (русской песни!). «Анисья Федоровна закрасне­лась», а взгляд самого дядюшки, грубоватого по сути своей мужчины, стал «вдохновенным». Впечатли­тельная Наташа решает оставить игру на арфе и учиться играть на гитаре. Ее пленила манера пения дядюшки, который «пел так, как поет народ», оттого его напев и был так хорош. И, конечно, кульминаци­онным моментом этого эпизода является русский народный танец в исполнении Наташи. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала. этот дух, откуда взяла она эти приемы. те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские. »

Лев Толстой восхищается своей героиней, много­гранностью ее самобытного характера, отсутствием в ней фальши, наигранности. Она — сама искренность, непосредственность, истинная дочь своего народа. Это восхищение передается и читателю, мы вместе с автором любуемся Наташей, чей образ так ярко рас­крыл великий писатель.

Наташа в гостях у дядюшки (анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2)

Л.Н. Толстой известен не только как гениальный писатель, чьи произведения давно вошли в золотой фонд русской классики, но и как самобытный философ, который пытался разобраться в проблемах бытия. Всемирно известна его статья «Исповедь», посвященная поиску смысла жизни.

В период создания «Войны и мира» Толстой разрабатывал главный критерий «положительности» героя. По мнению писателя, персонаж только тогда становится положительным, когда встает на путь, ведущий к сближению с народом.

Этот путь проходят в романе все герои. Не является исключением и любимая героиня писателя Наташа Ростова.

С простым народом она сталкивается во множестве эпизодов. Одним из самых ярких является эпизод гостеприимного приема детей Ростовых их дядюшкой в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении.

Толстой рисует свою героиню как гармонично развивающуюся личность, у которой находятся в равновесии и физические, и душевный силы. Уже из первых строк седьмой главы мы узнаем, что дядюшка называет Наташу «графинюшкой». Но он не вкладывает в это слово какой-то пренебрежительности, а, на мой взгляд, подчеркивает разницу между условиями ее и его жизни. Когда она верхом подъезжает к дому дядюшки, он начинает менять свое отношение к ней. «Вот так графиня молодая… День отъездила, хоть мужчине впору, и как ни в чем не бывало!» – скажет он потом .

Отношение Наташи к простому народу проявляется уже в начале 7-ой главы. На молодую графиню сбегается посмотреть вся дворня, вслух высказывая свое мнение о ней. При этом Наташа не выражает недовольства или гнева по поводу невоспитанной челяди.

Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что это тот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном».
Этот эпизод позволяет нам понять, что героине не чуждо ничто народное. Она, попадая в такую обстановку, может органично с ней сливаться.

Наташе нравится все, что она видит. Она пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».

Следующая сцена, показывающая близость Наташи Ростовой к народу, – это сцена игры на балалайке Митьки- кучера. Услышав звуки «Барыни», она раз сто просит кучера снова сыграть эту мелодию, сопровождая игру восклицаниями «отлично», «прелесть».

Искренность ее мнения подчеркивается примечанием писателя о реакции на звуки балалайки Николая Ростова. Он «с некоторым невольным пренебрежением» сказал «хорошо, «отлично», «как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». Таких чувств не могла испытывать Наташа. Она, напротив, упрекнула брата за тон, в котором он высказывался.

Кульминационным моментом эпизода является сцена танца Наташи под гитару. Толстой пишет: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой–француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы…? Но дух и приемы эти были те самые… русские, которых и ждал от нее дядюшка». Увидев это, Анисья Федоровна прослезилась, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей… графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Помимо «мысли народной», которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и «мысль семейная», которая найдет воплощение в конце романа. Она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском, о том, как он отнесся бы к такому сближению с народом. Героиня приходит к заключению, что князь Андрей, бесспорно, одобрил бы такое поведение Наташи.

В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о том, что супруги должны жить и мыслить одинаково. Такого единения Наташа добьется только в браке с Пьером Безуховым, чьи жизненные идеалы были близки идеалам Наташи.

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что в данном эпизоде Наташа Ростова гармонично сливается с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье, подтверждением чего станут размышления Наташи на обратном пути из дядюшкиной деревни: «.. Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».

Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”

В период создания “Войны и мира” Л. Н. Толстой разрабатывает главный критерий “положительности” героя, который состоит в том, что герой только тогда становится положительным, когда встает на путь, ведущий к сближению с народом. Этот путь проходят в романе все герои, и от того, смогут они это сделать или нет, зависит их судьба. Не является исключением и любимая героиня писателя – Наташа Ростова.
С народом сталкивается она во множестве эпизодов, одним из которых является эпизод гостеприимного приема Наташи, Пети и Николая Ростовых дядюшкой у себя в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении.
В этом моменте романа Толстой рисует Наташу как гармонично развивающуюся личность, у которой в равновесии находятся и физические, и душевный силы. Уже из первых строк седьмой главы мы узнаем, что дядюшка называет ее “графинюшкой”. Он не вкладывает в это слово какой-то пренебрежительности, а, скорее, подчеркивает разницу между условиями ее жизни и его. Но когда Наташа верхом, боком сидя на лошади, подъезжает к дому дядюшки, он начинает менять свое к ней отношение. “Вот так графиня молодая… День отъездила, хоть мужчине впору, и как ни в чем не бывало!” – скажет потом он.
Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недовольства этим или гнева на невоспитанную челядь. Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: “Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном”. Этот эпизод позволяет нам сказать, что героине не чуждо ничто народное и, попадая в соответствующую обстановку, она может органично с ней сливаться.
Наташе нравится все, что она видит. пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей “так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки”.
Следующая сцена, показывающая близость Наташи Ростовой к народу, – это сцена игры на балалайке Митьки-кучера. Услышав звуки “Барыни”, она раз сто просит снова сыграть эту мелодию, когда она заканчивается. Всю игру девушка сопровождает восклицаниями “отлично”, “прелесть”. Искренность ее мнения подчеркивается примечанием писателя о реакции на звуки балалайки Николая Ростова. Он “с некоторым невольным пренебрежением” сказал “хорошо, “отлично”, “как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки”. Таких чувств не могла испытывать Наташа, которая, напротив, упрекнула брата за тон, в котором он высказывался.
Кульминационным моментом эпизода является сцена танца Наташи под гитару. Толстой пишет: “Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы. Но дух и приемы эти были те самые. русские, которых и ждал от нее дядюшка”. Увидев это, Анисья Федоровна прослезилась, “глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей. графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.
Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что Наташа Ростова гармонично сливается в этой сцене с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье. Подтверждением этого будут такие мысли Наташи по отъезде из дядюшкиной деревни: “Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь”.
Помимо “мысли народной”, которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и “мысль семейная”, которая найдет воплощение в конце романа. Здесь же она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском и о том, какова была бы его реакция на такое ее сближение с народом. Героиня приходит к заключению, что он, бесспорно, должен бы был одобрительно к этому относится. Иначе и быть не могло.
В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о едином стремлении мужа и жены к сближению с народом, что, возможно, не получилось бы с князем Андреем. Именно потому Наташа впоследствии выйдет замуж за Пьера Безухова, взгляды которого были наиболее сходными с ее.
Таким образом, данный эпизод является очень важным для раскрытия двух значительных идейных линий романа – народности и семейственности – на примере образа Наташи Ростовой.

Читайте также:  Красота человеческих отношений в романе Л. Толстого Война и мир.: сочинение

Сочинение по литературе на тему: Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”

Другие сочинения:

Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 7, часть четвертая, том второй) Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским. Дядюшка был небогат, но Read More .

Переправа через Неман (Анализ эпизода из главы 2, части 1, тома 3 романа-эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Война и мир” – одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная, составляют основу ее содержания. В ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно Read More .

Анализ эпизода из 2 тома, 1 части главы 15 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший брат Николай. Писатель подчеркивает, что вначале эти герои находились в Read More .

Сцена в гостиной (Анализ 8 главы, части 1, тома № 1 романа – эпопеи Л. Н. Толстого “Война и мир”.) Л. Н. Толстой с его огромным литературным наследием относится к числу явлений вечно развивающихся: каждое время, каждая эпоха по-своему воспринимает писателя. Наше поколение особенно чутко отзывается на нравственные проповеди Толстого, на его призыв к нравственному самосовершенствованию, как необходимому условию прогресса Read More .

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического анализа и слова. Именно поэтому образы романа “Война и мир” Read More .

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем (анализ 23 главы, части 3, тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Очень часто, когда люди слышат название “Война и мир”, у них возникают ассоциации с войной 1812 года, с Наполеоном и Кутузовым, с отдельными персонажами, такими, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер Безухов. Если говорить о жанровом своеобразии произведения, то вспоминают Read More .

Петя Ростов в партизанском отряде (анализ 7 главы части 3 тома 4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Четвертый том романа “Война и мир” посвящен партизанской войне 1812 года, которая началась со вступления неприятеля в Смоленск. Но прежде чем она была официально принята нашим правительством, “уже тысячи людей неприятельской армии были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей Read More .

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 часть 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) “На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками… Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца…”. Этот “старый сердитый и презрительный урод”, стоявший Read More .

Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 7, часть четвертая, том второй)

Сцена, когда после охоты Наташа с Николаем и Петей поехали к дядюшке, дает новые штрихи к портрету Наташи, рисует ее с новой, неожиданной стороны. Мы видим ее здесь счастливой, полной надежд на скорую встречу с Болконским. Дядюшка был небогат, но в его доме было уютно, может быть, потому, что хозяйством занималась Анисья Федоровна, экономка, “толстая, румяная, красивая женщина лет сорока, с двойным подбородком и полными, румяными губами.” Приветливо и ласково глядя на гостей, она принесла угощенье, которое “отзывалось сочностью, чистотой, белизной и приятной улыбкой”. Все1 было очень вкусно, и Наташе было жаль только, что Петя спит, а ее попытки разбудить его бесполезны. – Наташе так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки”.

Наташа была восхищена звуками балалайки, раздававшимися из коридора. Она даже вышла туда, чтобы лучше их слышать; “Ей так же как грибки, мед и наливки дядюшки казались лучшими в мире, так и эта песня казалась ей в эту минуту верхом музыкальной прелести-. НО когда заиграл на гитаре сам дядюшка, восторгу Наташи не было предела: “Прелесть, прелесть, дядюшка! Еще, еще!” И она обняла дядюшку и поцеловала его.

Ее душа, жаждавшая новых впечатлений, впитывала в себя все прекрасное, что встречалось ей в жизни. Центральным местом эпизода стала пляска Наташи. Дядюшка предлагает ей сплясать, и Наташа, переполненная радостью, не только не заставляет себя упрашивать, как это сделала бы любая другая светская барышня, но тут же “сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движенье плечами и стала-.

Николай, глядя на сестру, немного боится, что она сделает что-то не так. Но этот страх скоро прошел, потому что Наташа, русская духом, прекрасно чувствовала и знала, что надо делать. “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, – этот дух, откуда она взяла эти приемы, которые pas de shale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка”.

Пляска Наташи восхищает всех, кто ее видит, потому что Наташа неразрывно связана с жизнью народа, она естественна и проста; как народ: “Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, ив тетке, и в матери, и во всяком русском человеке. Восхищаясь племянницей, дядюшка говорит о том, что ей нужно выбрать жениха. И здесь тональность отрывка несколько меняется. После беспричинной радости наступает раздумье: “Что значила улыбка Николая, когда он сказал: “уж выбран”?

Рид он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял этой нашей радости. Нет, он бы все понял”. Да. тот Болконский, которого создала в своем воображении Наташа, все понял бы. но суть в том, что она не знает его по-настоящему. “Мой Болконский”, – думает Наташа и рисует себе не реального князя Андрея с его непомерной гордыней и оторванностью от людей, а идеал, который она выдумала. Когда за молодыми Ростовыми приехали, дядюшка попрощался с Наташей “с совершенно новой нежностью”.

По дороге домой Наташа молчит. Толстой задает вопрос: “Что делалось в этой детски восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это все укладывалось в ней? Но она была очень счастлива”. Николай, который душевно так близок ей, что угадывает ее мысли, понимает, что она думает о князе Андрее.

Наташе так хочется, чтобы он был рядом, проникся бы ее чувствами. Она понимает, что это был самый счастливый день в ее жизни: “Я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь”. В этом эпизоде мы видим все очарование души Наташи, ее детскую непосредственность, естественность, простоту, ее открытость и доверчивость, и за нее становится страшно, потому что ей только еще предстоит встретиться с обманом и предательством, и никогда уже ей не испытать тот душевный подъем, который приносил радость не только ей, но и всем окружающим ее людям.

Твір на тему: Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 7, часть четвертая, том второй)

Related posts:

Наташа Ростова в церкви Разумовских (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 3, часть 1, глава 18) Жизнь великого писателя Л. Н. Толстого была полна нравственных исканий. Он почти всегда повторял одну и ту же молитву: “Господи! Научи меня жить!” Вопрос о смысле жизни стал основным в.

Сцена объяснения между Наташей Ростовой и Андреем Болконским (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 23, часть третья, том второй) Сцена объяснения князя Андрея с Наташей Ростовой является своего рода поворотным моментом в судьбах этих главных героев романа Толстого “Война и мир”. Необходимо напомнить, что к моменту объяснения между Андреем.

Смотр под Браунау (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 2, глава 2) “Война и мир” Льва Николаевича Толстого – одно из величайших творений 19 века, которое, без сомнения, носит эпохальный характер. Это настоящая эпопея, в которой очень подробно и психологически точно описана.

Смотр под Браунау (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 2, часть вторая, том первый) Смотром под Браунау Толстой начинает изображение войны 1805 года. В сцене смотра ярко проявляются основные проблемы войны 1805 года, которые будут впоследствии более подробно изображены Толстым. Еще до самого смотра.

Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, том 1, часть 3, глава 19) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой.

Анализ эпизода “Наташа у раненого князя Андрея” (том 3, часть3, гл. 31-32 романа Толстого “Война и мир”) В романе-эпопее Л. Н. Толстого “Война и мир” изображено множество человеческих судеб. В стремлении определить единые критерии в оценке поступков и характеров персонажей писатель определяет нравственные законы, которые существуют независимо.

Краткое содержание романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (Том IV, часть четвертая) Том четвертый Часть четвертая Глава I Настроение Наташи и княжны Марьи после смерти князя Андрея. Они обе не смели взглянуть в лицо жизни. Все раздражало их рану. И только вместе.

Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир” (том 3, часть2, глава 20) Данный эпизод в романе Толстого “Война и мир” относится к числу “предбородинских”. Он описывает впечатления Пьера Безухова по дороге в штаб русских войск накануне Бородинского сражения – главной, по мнению.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 часть 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) “На краю дороги стоял дуб… с обломанными, давно видно, суками и с облапанною корой, заросшею старыми болячками…. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни.

Анализ эпизода из 2 тома, 1 части главы 15 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” Данный эпизод романа описывает момент “мирной жизни” в семье Ростовых. Мы видим, как молодежь этой семьи проводит свое время. Основными действующими лицами этого эпизода является Наташа Ростова и ее старший.

“Война и мир”. Анализ эпизода (главы XV – XVII, часть 3, том 2). Первый бал Наташи Ростовой В начале XIX века, в то самое время, которое описывается в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”, Одним из главных событий в жизни молодой девушки-дворянки был ее первый выход.

Читайте также:  Пословицы, поговорки и народные песни в литературе. Произведения Писемского, Успенского, Толстого

Анализ эпизода из гл.3, ч.4,т.4 романа Л. Н. Толстого “Война и мир” “Война и мир” – самое крупное произведение Льва Николаевича Толстого, одно из значительных произведений русской и мировой литературы. Этот роман-эпопея охватывает важнейшие события истории России первой четверти 19 века. Человек.

Первый бал Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл. XVI, XVII.) Эпизод, в котором изображен первый бал Наташи Ростовой, – один из основных в романе: он важен для раскрытия внутреннего мира и характера главной героини. В этом фрагменте перед нами предстает.

Ночь в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. 3, гл.11.) По определению, данному в Словаре литературоведческих терминов, эпизод – это отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий известной самостоятельностью и законченностью. Функционирование этого слова как литературоведческого термина связано с древнегреческой драмой.

Именины Наташи Ростовой. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. I, ч, I, гл. XV-XVII.) “Война и мир” – одна из тех книг, которую нельзя забыть. “Когда вы стоите и ждете, что вот-вот лопнет эта натянутая струна, когда все ждут неминуемого переворота – надо как.

На батарее Тушина. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. I, ч. 2, гл. XX.) Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны и в те трагические месяцы позорного поражения русской армии многое поняли и осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет.

Анализ эпизода “Первый бал Наташи Ростовой” (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Первый бал Наташи Ростовой” – значимый эпизод во втором томе романа Л. Н. Толстого “Война и мир”. Он является важным сюжетным “узлом”, глубже раскрывает характеры участвующих в нем героев, дает.

Логично ли поведение Наташи в эпилоге? (по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”) (Второй вариант) Не знаю, логична или нет трансформация образа Наташи в эпилоге, но мне бы очень не хотелось видеть Наташу именно такой, какой ее показывает Толстой в конце романа. Мало сказать не.

Переправа через Неман (анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года. Переправа через Неман-это начало войны. В.

Петя Ростов в партизанском отряде (Анализ главы 7 из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, часть третья, том четвертый) Когда пришло письмо от Николая о его ранении, девятилетний Петя сурово сказал сестрам: “Вот видно, что все вы, женщины,-плаксы… Я так очень рад и, право, очень рад, что брат так.

Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, т. II, ч. I, гл. IV, V.) Лев Николаевич Толстой в романе “Война и мир” последовательно проводит мысль о предначертанности судьбы человека. Его можно назвать фаталистом. Ярко, правдиво и логично это доказано в сцене дуэли Долохова с.

Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное (анализ эпизода из главы 1 части 3 тома 2 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Описания природы русские писатели издавна использовали с целью охарактеризовать внутреннее состояние своих героев. Подобным приемом пользовался и Л. Н. Толстой в своем романе “Война и мир”. “На краю дороги стоял.

Отъезд князя Андрея на войну (анализ 25 главы часть 1 книги 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) “Война и мир” Л. Н. Толстого – это роман, на страницах которого раскрывается сложный внутренний мир множества героев. У каждого из них жизнь наполнена событиями, которые, по задумке автора, обязательно.

Отъезд князя Андрея на войну (Анализ главы 25 из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, часть первая, том первый) Отношение Толстого к Андрею очень сложное наряду со многими положительными качествами в князе Андрее есть нечто такое, что заставляет читателя задуматься о его дальнейшей судьбе. Сцена отъезда князя на войну.

Краткое содержание романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (Эпилог, часть первая) Эпилог Часть первая Глава I Рассуждения автора о движущих силах истории в связи с ролью Александра I и Наполеона. Автор говорит, что нельзя сказать, вредна или полезна была деятельность обоих.

Наташа Ростова – любимая героиня Л. Н. Толстого (по роману “Война и мир”) Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: “Кто больше человек?”, живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв.

Два женских характера в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”: Наташа и Соня Принято считать, что Наташа Ростова – любимая героиня Льва Толстого Действительно, описания Наташи сердечны и многочисленны. “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка” – такой мы впервые видим Наташу.

Краткое содержание романа “Война и мир” Л. Н. Толстого (Том II, часть первая) Том II Часть первая Глава I Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в отпуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Воронеж. Нетерпение Николая по мере.

Анализ эпизода “Именины Наташи Ростовой” в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” “Война и мир” Л. Н. Толстого – одно из величайших произведений мировой литературы. Главная мысль романа вынесена в его заглавие: “мир” как национальное единство противопоставляется “войне” как разрушению и разобщению.

Сцена объяснения Пьера с Элен (анализ эпизода из главы 2, части 3, тома 1 романа Л. Н. Толстого “Война и мир”) Роман Льва Николаевича Толстого “Война и мир” подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического.

Наташа в гостях у дядюшки (Анализ эпизода из романа Л. Н. Толстого “Война и мир”, глава 7, часть четвертая, том второй)

Анализ главы эпизода Наташа в гостях у дядюшки по роману эпопее Война и мир

Глава 7, часть 4, том 2

Если спросить у читателя, какой том романа «Война и мир» ему особенно понравился, то он, без всякого сомнения, ответит: второй. Этот том отличается какой-то особой духовностью, мы попадаем в теплую атмосферу дома Ростовых, всегда полного гостей, участвуем в их семейных праздниках, музыкальных вечерах, чувствуем, какие нежные и добрые отношения царят между родителями и детьми.

Здесь как нельзя кстати приходится фраза французского писателя, в которой он утверждал, что самой большой в мире роскошью является роскошь

В этом плане особенно показательная седьмая глава четвертой части, в которой изображаются молодые Ростовы: Николай, Наташа и Петя, которые возвращаются с охоты и останавливаются для отдыха в доме небогатого помещика, дальнего родственника их семьи, который владел лишь небольшой деревенькой Михайловкой.

Молодежь называет его дядюшкой, да и Толстой не зовет его иначе. У этого героя нет в романе имени, может быть потому, что в его лице автор изображает яркого представителя народа. Эту мысль подтверждает и знакомство с характером дядюшки. Он очень любит охоту, вот он летит на лошади за зайцем,

Он очень доволен, ведь охота оказалась удачной. Потом Ростовы гостят у дядюшки, дом которого явно отличается от тех условий, к которым они привыкли. Стены дома увешаны шкурами убитых зверей, вокруг старая, местами ободранная мебель, порядка нет, но и запущенность тоже не наблюдается, зато вкусно пахнет яблоками. Однако Ростовым не важна обстановка, они чувствуют добрую атмосферу этого дома и наслаждаются ею.

Они с удовольствием танцуют, слушают музыку.

В седьмой главе нет сюжета как такового. На первый взгляд, эта глава кажется вполне рядовой, но на самом деле она выполняет очень важную функцию в композиции второго тома. Здесь прослеживается нерасторжимая связь любимых героев Толстого с народом. Эта связь чувствуется в тот момент, когда Наташа и Николай слушают народную музыку и приходят от нее в восторг. А ведь они воспитаны на утонченной европейской музыке, которая исполняется на клавикордах, и при этом им близки и понятны простые народные песни.

В связи с этим мы обращаем внимание и на дядюшку, который поет так, как поет народ, просто, наивно полагая, что весь смысл в песне заключен только в словах, а напев приходит сам собой, отдельного напева не бывает и нужен он только для того, чтобы песня была складной.

Смутную грусть навевает на нас концовка седьмой главы. Наташа беседует с Николаем на подъезде к Отрадному. Несмотря на то, что вокруг сырая и темная ночь, у героев приподнятое настроение, на душе у них радостно и светло.

Им вспоминается дядюшка, его гостеприимный дом, охота, песни. Но Наташа чувствует, что такой счастливой и спокойной, как теперь, она уже больше не будет.

Наташа и Николай подъезжают к дому, его окна мягко мерцают в мокром бархате ночи, а в гостиной горит огонь. От этих слов веет теплотой поэзии, как и от всей главы. Ростовы пережили в гостях у дядюшки лучшие моменты своей жизни, которые надолго останутся в их памяти.

И нам созвучны их чувства.

Дайджест:

Анализ эпизода Петя Ростов в партизанском отряде по роману эпопее Война и мир 7 глава., 3 часть, 4 том В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» представлена целая эпоха. Перед читателем разворачиваются судьбы как отдельных героев, так и целых семей. Мы знакомимся. .

Анализ эпизода дуэль Пьера с Долоховым по роману эпопее Война и мир Том 2, часть 1, глава 4 и 5 Л. Н. Толстой в своем романе «Война и мир» раскрывает мысль о предопределенности человеческой судьбы. Мы даже можем назвать автора этого произведения. .

Анализ эпизода «Охота в Отрадном» Настоящая жизнь по роману эпопее Война и мир В романе Л. Толстого «Война и мир» изображение многих героев, их характеров и судеб основывается на антитезе. Так, автор противопоставляет «жизнь настоящую» «жизни ложной». «Жизнью ненастоящей» живут люди светского общества. .

Анализ эпизода Пьер Безухов на батарее Раевского по роману эпопее Война и мир Война 1812 года играла в России объединяющую роль. Она смогла объединить русское общество, поднять его на защиту отечества. Автор хотел изобразить причины войны, поведение на поле боя отдельных людей, победу. .

Анализ эпизода военный Совет в Филях 1812 по роману эпопее Война и мир В своем произведении «Война и мир» Л. Н. Толстой проводит мысль о предопределенности событий. Автор считает, что личность не играет в истории решающей роли, но может влиять на историю тогда. .

Анализ эпизода встречи князя Андрея со старым дубом по роману эпопее Война и мир Встреча князя Андрея со старым дубом — один из главных, поворотных моментов в романе Л. Н. Толстого. После этой встречи у Андрея Болконского начинается новый этап в жизни, происходит изменение. .

Анализ эпизода на батарее капитана Тушина образ подвиг и роль по роману эпопее Война и мир Автор романа «Война и мир» Л. Н. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя, в результате чего у него сформировались свои взгляды на мир и войну. Он увидел, насколько ужасна война. .

Анализ эпизода переправа армии французов Наполеона через Неман по роману эпопее Война и мир События романа «Война и мир» освещают огромный пласт истории, раскрывая не частную, а общую жизнь всего народа. Этим объясняется наличие большого количества действующих лиц, в том числе персонажей из народа. .

Анализ эпизода Прием в салоне Анны Павловны Шерер роль и значение по роману эпопее Война и мир Салон Анны Павловны Шерер напоминает собой, по словам М. Лермонтова, стянутые приличием маски. Мы видим прекрасных дам и блестящих кавалеров, яркие свечи — это своеобразный театр, в котором герои, подобно. .

Анализ сцены объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем по роману эпопее Война и мир 23 глава, часть 3, том 2 Масштабное эпическое повествование в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» сочетается с исследованием человеческой души. В ходе повествования мы наблюдаем процесс развития внутреннего. .

Образ Наташи Ростовой по роману эпопее Война и мир Л. Н. Толстой в произведении «Война и мир» изобразил Наташу Ростову некрасивой, «с большим ртом и черными глазами» девушкой, но живой, веселой и позитивной. Она была жизнерадостной, искренней натурой, что. .

Анализ военных эпизодов и сцен Не нужная война по роману эпопее Война и мир Лев Николаевич Толстой в своем романе «Война и мир» тесно переплетает жизнь и судьбы своих героев с историей России. Мы видим все происходящее через взгляд на них персонажей произведения. Это. .

Читайте также:  Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого Война и мир: сочинение

Светлый образ Наташи Ростовой характеристика по роману эпопее Война и мир Откроем перед собой роман времен и народов «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Его также можно назвать книгой жизни. Роман не теряет своей актуальности в наши дни, он современен во. .

Образ и характер характеристика Николая Ростова по роману эпопее Война и мир Николай Ростов — один из самых органичных образов романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Мы знакомимся с героем в бытность его студентом. В то время он «невысокий курчавый молодой. .

Проблема ложного и истинного величия по роману эпопее Война и мир «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» План 1. Проблема ложного и истинного величия. 2.Примеры. 3.Что такое величие по мнению писателя. Есть только два источника людских пороков: Праздность. .

Образ и характер характеристика Анатоля Курагина по роману эпопее Война и мир Анатоль Курагин, один из героев романа Л. Толстого «Война и мир» занимает значительное место в произведении. Это интересный образ, который выполняет очень важную роль — помогает в раскрытии других образов. .

Характеристика Андрея Болконского по роману эпопее Война и мир Андрей Болконский один из главных героев произведения Л. Н. Толстого «Война и Мир» — образ сложный и неопределенный. Этот человек ищет смысл жизни, пытается понять свою причастность к этому миру. .

Изображение войны в книге по роману эпопее Война и мир Произведение Л. Н. Толстого «Война и мир» было издано в 1868-1869 годах в журнале «Русский вестник» и явилось плодом «безумного авторского усилия». Роман имел невероятный успех. По словам русского критика. .

Образ и характер характеристика Графа Ростова по роману эпопее Война и мир С большой симпатией изображается в романе Л. Н. Толстого граф Ростов. Известный московский барин, граф Илья Андреевич — богач и хлебосол. Он добродушен и щедр, даже склонен к мотовству. Прототипом. .

Образ и характер характеристика Графини Ростовой по роману эпопее Война и мир Графиня Ростова — один из женских образов романа Л. Н. Толстого «Война и мир», симпатичных автору. В молодости графиня вращалась в светском обществе, ее приглашали в салоны, и она была. .

Образ и характер характеристика Долохова по роману эпопее Война и мир С Долоховым мы знакомимся на шумной вечеринке у Анатоля Курагина. «Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми голубыми глазами». Это самый непонятный и неразгаданный герой романа Л. Н. .

Характеристика Платона Каратаева по роману эпопее Война и мир Платона Каратаева в народе называли соколик или просто Платоша. Это был по возрасту человек приблизительно старше пятидесяти лет, и по словам автора романа, он и сам не мог определить уже. .

В чем смысл названия по роману эпопее Война и мир Лев Николаевич Толстой — величайший русский прозаик и философ, всемирно известный классик отечественной, являющийся автором известнейшего реалистического романа — эпопеи «Война и Мир». В произведении поднимается несколько проблемных тем, актуальных. .

Образ и характер характеристика Наполеона по роману эпопее Война и мир Образ Наполеона в романе Толстого Л. Н. «Война и мир» раскрывается глубоко и разносторонне, но с акцентом на личность Наполеона-человека, а не Наполеона-полководца. Автор дает ему характеристику, исходя, в первую. .

Сравнение образов Ольги и Татьяны Лариных по роману эпопее Война и мир Сравнивая сестер Лариных, мы можем говорить лишь о различиях, ведь единственное сходство у них было в фамилии. Ольга — молодая, беззаботная, любвеобильная и энергичная девушка. Татьяна — скромная, меланхолическая и. .

Образ и характер характеристика Тушина по роману эпопее Война и мир Образ Тушина в романе Толстого Л. Н. «Война и мир» изображается как образ «маленького человека», тихого и незаметного, но такого великого, когда он занимается своим делом. Внешняя характеристика Тушина совсем. .

Образ и характер характеристика Бориса Друбецкого по роману эпопее Война и мир Борис Друбецкой — наряду с Бергом представляет в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир» образ «делового человека». Однако его система ценностей существенно отличается от взглядов Берга. У Берга на. .

Анализ эпизода убийства австрийского солдата Григорием Мелеховым по роману Тихий Дон Книга 1, Часть 1, Глава 5. Сцена убийства австрийского солдата Григорием Мелеховым — один из ярчайших эпизодов, раскрывающий характер главного героя. Вначале мы видим всю картину погони во всех подробностях. .

Образ и характер характеристика Лизы Болконской по роману эпопее Война и мир Лиза Болконская — супруга князя Андрея. Она привлекательна, к ней с симпатией относится сам автор, уважительно называя ее «маленькой княгиней». Прототипом Лизы Болконской являлась Л. И. Волконская, жена троюродного брата. .

Сравнительная характеристика Андрея Болконского и Пьера Безухова по роману эпопее Война и мир Пушкин и Герцен возникновение декабристского движения объясняли влиянием политических идей Французской революции на лучших представителей дворянства, которые не могли смириться с общественной отсталостью России и крепостным правом. Но великому реалисту. .

Образ и характер характеристика Тихона Щербатого по роману эпопее Война и мир Образ Тихона Щербатого в романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстого выражает активное начало русской души, изображает способность народа смело вступать в борьбу с иноземными захватчиками. Герой является воплощением богатырской. .

Образ и характер характеристика Анны Павловны Шерер по роману эпопее Война и мир Первые страницы романа-эпопеи «Война и мир» знакомят нас с живописной фигурой и одним из женских образов — Анной Павловной Шерер — фрейлиной и приближенной императрицы Марии Федоровны. Анна Павловна является. .

Наташа Ростова один из наиболее привлекательных образов романа «Война и мир» Для Льва Николаевича Толстого Наташа — идеальный тип девушки, женщины, «…взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа», — говорил Лев Николаевич о своем образе. Он имел в виду двух. .

Наташа Ростова один з найбільш привабливих образів роману «Війна і мир» Для Льва Миколайовича Толстого Наташа — ідеальний тип дівчини, жінки, «…взяв Таню, перетовк із Сонею, і вийшла Наташа», — говорив Лев Миколайович про свій образ. Він мав на увазі двох. .

Наташа Ростова и Андрей Болконский в романе «Война и мир» План Идеалы любовных и семейных отношений Отражение войны на жизнях людей История отношений Трагизм финала — суть авторского замысла Важность умения простить и быть прощенным Эпохальное произведение » Война и. .

Анализ эпизода «Базаров перед лицом смерти» по роману Отцы и дети Финальный эпизод любого произведения говорит о многом. Это и определенный итог, который захотел передать автор, и наставление, и предупреждение, и собственное мнение автора на этот счет. Поэтому анализ эпизода, когда. .

Анализ эпизода «Раскольников и Соня читают Евангелия» по роману Преступление и наказание Соня живет в большой комнате, но чрезвычайно низкой. В комнате почти нет мебели, на стенах виднеются желтые обои. Комната имеет вид неправильного четырехугольника. Форма комнаты как-бы показывает, что Соня живет. .

Краткое изложение главы XV романа «Война и мир»: Первый бал Наташи Ростовой Наташа с самого утра волновалась, дожидаясь бала, в карете представляла, что ждет ее на балу. Идя по лестнице, «она не могла принять той манеры, которая бы сделала ее смешной, и. .

По роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир» В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» ясно выражено чередование картин войны и картин мирной жизни общества на протяжении 15 лет. Одна из самых красивых сцен романа — это. .

Краткое изложение второй главы романа «Война и мир»: Сцена объяснения Пьера с Элен Ситуация разрешилась в день именин Элен, когда в дом к Курагиным были приглашены родные и друзья: «Всем этим родным и друзьям дано было чувствовать, что в этот день должна решиться. .

Наташа в гостях у дядюшки. Анализ эпизода из главы 7, части 4, тома 2 романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

В период создания «Войны и мира» Л. Н. Толстой разрабатывает главный критерий «положительности» героя, который состоит в том, что герой только тогда становится положительным, когда встает на путь, ведущий к сближению с народом. Этот путь проходят в романе все герои, и от того, смогут они это сделать или нет, зависит их судьба. Не является исключением и любимая героиня писателя – Наташа Ростова.

С народом сталкивается она во множестве эпизодов, одним из которых является эпизод гостеприимного приема Наташи, Пети и Николая Ростовых дядюшкой у себя в деревне Михайловке. В это время Наташа уже было обручена с князем Андреем, который пребывал за границей на лечении.

В этом моменте романа Толстой рисует Наташу как гармонично развивающуюся личность, у которой в равновесии находятся и физические, и душевный силы. Уже из первых строк седьмой главы мы узнаем, что дядюшка называет ее «графинюшкой». Он не вкладывает в это слово какой-то пренебрежительности, а, скорее, подчеркивает разницу между условиями ее жизни и его. Но когда Наташа верхом, боком сидя на лошади, подъезжает к дому дядюшки, он начинает менять свое к ней отношение. «Вот так графиня молодая… День отъездила, хоть мужчине впору, и как ни в чем не бывало!» – скажет потом он.

Как относится Наташа к простому народу, мы начинаем замечать уже тогда, когда на нее сбегается посмотреть вся дворня, при этом вслух высказывая свое мнение о ней. Мы не видим в Наташе недовольства этим или гнева на невоспитанную челядь. Далее, когда все трое Ростовых располагаются в кабинете дядюшки, следует еще одна, казалось бы, незначительная, сцена, очень ярко дополняющая образ Наташи: «Немного погодя, дядюшка вошел в казакине, синих панталонах и маленьких сапогах. И Наташа почувствовала, что этот самый костюм, в котором она с удивлением и насмешкой видала дядюшку в Отрадном». Этот эпизод позволяет нам сказать, что героине не чуждо ничто народное и, попадая в соответствующую обстановку, она может органично с ней сливаться.

Наташе нравится все, что она видит. пробует то, что приготовила Анисья Федоровна. Ей «так весело было на душе, так хорошо в этой новой для нее обстановке, что она только боялась, что слишком скоро за ней приедут дрожки».

Следующая сцена, показывающая близость Наташи Ростовой к народу, – это сцена игры на балалайке Митьки-кучера. Услышав звуки «Барыни», она раз сто просит снова сыграть эту мелодию, когда она заканчивается. Всю игру девушка сопровождает восклицаниями «отлично», «прелесть». Искренность ее мнения подчеркивается примечанием писателя о реакции на звуки балалайки Николая Ростова. Он «с некоторым невольным пренебрежением» сказал «хорошо, «отлично», «как будто ему совестно было признаться в том, что ему очень были приятны эти звуки». Таких чувств не могла испытывать Наташа, которая, напротив, упрекнула брата за тон, в котором он высказывался.

Кульминационным моментом эпизода является сцена танца Наташи под гитару. Толстой пишет: «Где, как, когда всосала в себя из этого русского воздуха, которым она дышала, – эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы…? Но дух и приемы эти были те самые.. русские, которых и ждал от нее дядюшка». Увидев это, Анисья Федоровна прослезилась, «глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей.. графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».

Таким образом, мы с полной уверенностью можем сказать, что Наташа Ростова гармонично сливается в этой сцене с народом, его духом и традициями. А это, по мысли писателя, приносит огромное счастье. Подтверждением этого будут такие мысли Наташи по отъезде из дядюшкиной деревни: «Никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь».

Помимо «мысли народной», которая получает развитие в данном эпизоде, намечается здесь и «мысль семейная», которая найдет воплощение в конце романа. Здесь же она проявляется в размышлениях Наташи о ее будущем муже Андрее Болконском и о том, какова была бы его реакция на такое ее сближение с народом. Героиня приходит к заключению, что он, бесспорно, должен бы был одобрительно к этому относится. Иначе и быть не могло.

В эти рассуждения Наташи Ростовой Толстой вкладывает мысль о едином стремлении мужа и жены к сближению с народом, что, возможно, не получилось бы с князем Андреем. Именно потому Наташа впоследствии выйдет замуж за Пьера Безухова, взгляды которого были наиболее сходными с ее.

Таким образом, данный эпизод является очень важным для раскрытия двух значительных идейных линий романа -народности и семейственности – на примере образа Наташи Ростовой.

Ссылка на основную публикацию
×
×