Идейно-художественное своеобразие рассказа Л.Н.Толстого «После бала»: сочинение

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

В рассказе «После бала» особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе.

Эта история так прочно жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Интересно отметить, что рассказ сначала назывался «Дочь и отец», потом – «А вы говорите» и, наконец, – «После бала».

Для построения рассказа Толстой применяет контрастное изображение двух эпизодов: бал у губернского предводителя и жестокое наказание солдата. Чем ярче, праздничнее и роскошнее видит читатель торжество в начале произведения, тем больше горести и сострадания к солдату вызывает вторая часть рассказа.

Полковника на балу Л. Н. Толстой показывает как человека всеми уважаемого. «Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Сложен ан был прекрасно, с широкой небогато украшенной орденами, выпячивающейся грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами», – так описывает полковника Иван Васильевич.

Весь бал Варенькин отец держался на высоте. Его манеры были налицо. Хоть немного и неуклюже танцевал полковник мазурку, его чувство собственного достоинства прикрывало все недостатки.

Ласковая, неторопливая речь подчеркивала аристократическую сущность полковника и вызывала еще больше восхищения.

Не скрывал Петр Владиславович свою заботу и нежное отношение к дочери. «С некоторым усилием приподнявшись, он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвел ее ко мне, думая, что я танцую с ней», – здесь Л. Н. Толстой показывает отцовские чувства полковника. Все заботы Петра Владиславовича были о Вареньке. «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные», – думал Иван Васильевич, видимо, не без основания.

Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. «К отцу же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее улыбкой, я испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство», – так отзывался о полковнике Иван Васильевич на балу.

А как же описывает рассказчик полковника во время наказания солдата?

На лице не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от полковника, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий.

Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: « И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина».

Иван Васильевич испытал в то время глубокое чувство стыда за действия полковника. Может быть, это чувство не было столь велико, если бы рассказчик не видел несколько часов назад милого, доброго человека. Ведь разве мог тот Петр Владиславович так поступить?

В своем рассказе Л. Н. Толстой обвиняет в лицемерии полковника общество. Мы не можем сказать, что поведение Петра Владиславовича на балу, его манеры, отношение к дочери фальшивы. Окружающие относятся к полковнику с уважением, и эти чувства взаимны. Совсем другое дело после бала. Не будь такой жестокости и несправедливости с николаевской России, не было бы жестокости и гнева в сердце полковника. Толстой хочет убедить нас в том, что поведение человека зависит от общества, а общество это мы. И мы должны стараться не провоцировать окружающих нас людей на поведение, подобное поведению полковника после бала.

Идейно-художественное своеобразие рассказа После бала Толстого

Рассказ «После бала» был написан в 1903 году. Данное произведение обладает своими специфическими особенностями, которые требуют особого рассмотрения. Произведение не слишком большое, но имеет точную суть и свои особенности рассказывания.

В рассказе идет повествование об Иване Васильевиче, который провел свою жизнь не как обычный человек. После особенного утра вся жизнь Ивана Васильевича меняется в один миг. Вся история, которая повествуется в рассказе, делится на две части. Одна из них принадлежит сцене на бале, а другая повествует о тихом и спокойном утре, когда над поселком навис туман. Построение всего романа происходит по кольцу. В самом начале рассказа говорится об определенных героях. На эту тему и заканчивается произведение. Между такими важными моментами следует отметить монолог главного героя. То и дело монолог прерывается различными собеседниками.

В произведении имеется свой определенный сюжет, а также элементы главной композиции. Второстепенными героями рассказа являются Варенька Б, а также ее отец. Главными вопросами в произведении можно считать вопросы нравственности и порядка. В произведении рассказчик влюблен в прекрасную девушку по имени Варенька Б. а главной проблемой рассказа является вопрос о социуме, о личности. Если говорить об Иване Васильевиче, стоит отметить его любовь к богатой жизни, ведь он родом из обеспеченной семьи. Жизнь свою он посвящает людям, а, вернее, помощи им. Ему пришлось отказаться от карьеры. Две части произведения показывают различия в жизни людей, так как одна часть посвящена описанию бала, а другая страшному наказанию в поле. В рассказе идет описание Вареньки, ее черт характера, а также описание ее отца, его отношения к жизни. Тут же раскрывается характер Ивана Васильевича с его требованиями от солдат повиновения.

В рассказе идет повествование о влюбленности солдата в Вареньку Б. кроме того, идет повествование о событиях на балу, где главному герою предстоит познакомиться с отцом девушки. Он, будучи полковником, выделяется своей красотой, статностью, а также свежими чертами лица. После бала события разворачиваются у дома полковника. Там командованием солдат, а также всей экзекуцией занимается полковник Б, то есть, отец Вареньки. Ивану Васильевичу не спалось и ему предстоит столкнуться с отцом Вареньки прямо в поле. Ивана Васильевича ужаснула страшная сцена избиения человека на глазах у людей, где никто не мог заступиться и помочь ему. Подводя итоги, можно отметить, что главной темой в рассказе будет являться философский вопрос, а также принципы морали и совести.

2 вариант

Рассказ “После бала”, представленный миру в начале 20 века, заслуживает подробного анализа. Первое что можно сказать – в него заключен глубокий смысл. В основе рассказа лежат понятия морали и духовного развития.

Иван Васильевич повествует о том, что для развития человека необходимо сначала изменить условия его жизни. Он предполагает, что всё может решить мгновение, даже рассказывает о событии, изменившим его жизнь. Это произошло всего один раз, но имело очень важный отпечаток в его будущем. Иван вспоминает свою любовь к Вареньке Б. Это была его самая сильная любовь. Дальше он рассказывает о том, что именно в ней ему понравилось.

Рассказ “После бала” завершается разговором тех же действующих лиц, которые были в начале. В середине произведения находится речь Ивана . В этом монологе есть необходимые элементы самостоятельного рассказа. История, которую повествует главный герой, содержит в себе взаимоисключающие друг друга части. Роскошный, оживленный бал и спокойное, туманное утро. Она противопоставлены друг другу специально чтобы можно было почувствовать контраст (это не единственный случай применения контраста в этом рассказе). Обе половины соединены фигурой рассказчика и второстепенными лицами – Варенькой Б. и ее отцом. Таким образом, произведение как бы закольцовано.

Мрачная, бесчеловечная сцена телесного наказания испугала Ивана. Это была сцена избиения татарина. Он не видел приятного и благодушного полковника в том человеке, который избил военнослужащего за слишком слабый удар по спине провинившегося товарища. Полковник полагает, что “надо все по закону”, поэтому перед тем как танцевать он надевает перчатки. Когда необходимо пойти на жестокость он делает всё также. Возможно в обеих ситуациях всё по закону.

Писатель использует контраст (бал — наказание) в качестве способа выражения общественного конфликта.

В произведении “После бала” мы можем увидеть традиции прошлого, но и задуматься над вечными вопросами. В этом произведении положительный образ полковника становится отрицательным. По мнению автора Иван Васильевич хотел развиваться как личность. Толстой подразумевал под этим борьбу со злом. Произведение имело авторитет в глазах современников. Как уже было сказано в нем поднимаются вечные темы, над которыми можно размышлять и в наше время.

Также читают:

Картинка к сочинению Идейно-художественное своеобразие рассказа После бала

Популярные сегодня темы

История произведения Горького начинается с рассказа о двух главных персонажах Челкаше и Гавриле. Одним из них был пьяница в возрасте и без жилья. Второй-молодой мужчина крестьянских кровей попал в портовый город

Бориса Леонидовича Пастернака можно назвать великим русским поэтом, который также занимался и переводческой деятельностью. Его жизненный путь был долгим, однако стоит сказать о том, что при литературном даре писателя

Галерею помещиков писатель продолжает Ноздрев, чей образ писатель обрисовал не менее ярко, чем другие персонажи. Мы встречаем этого помещика на обеде у прокурора.

Одним из ключевых персонажей поэмы является злой и льстивый старик – колдун Черномор. Автор показывает этого героя карликом с длинной седой бородой, которая дает ему волшебные силы

В наше время жизнь невозможна без применения компьютерных технологий. Данная техника стала практически родным человеком, ячейкой общества. Многие люди, просыпаясь первым делом, проверяют свою почту.

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Урок в восьмом классе, итоговый по рассказу Л.Н.Толстого “После бала”.

Скачать:

ВложениеРазмер
osobennosti_kompozicii_i_eyo_rol_v_raskrytii_ideynogo_soderzhaniya_rasskaza_l.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности композиции и её роль в раскрытии идейного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

-ближе познакомиться с рассказом Л.Н.Толстого «После бала»;

– подготовиться к работе над сочинением;

-выявить особенности композиции рассказа;

-анализируя произведение, понять его основную идею;

Добрый день, ребята! Добрый день, уважаемые гости! Мы проводим очередной урок, посвященный изучению рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Тема урока:

«Особенности композиции и её роль в раскрытии идейно- художественного содержания рассказа Л.Н.Толстого «После бала». На этом уроке, ребята, вы должны быть предельно внимательны, так как и знания, и сведения, полученные сегодня, пригодятся вам при написании сочинения по произведению.

Как и для чего мы будем исследовать композицию рассказа? В этом нам поможет тема нашего урока. Внимательно посмотрите на неё и попробуйте определить путь, по которому мы будем идти сегодня.

КОМПОЗИЦИЯ- ОСОБЕННОСТИ – ИДЕЯ – РОЛЬ КОМПОЗИЦИИ

Для чего это нам нужно? – чтобы прийти к пониманию идеи худ. пр-я

  1. Для оценки вашей работы на уроке мне нужны 2 помощника. Они будут отмечать количество и качество ваших ответов. Предложу взять на себя эту ответственную миссию Алене и Саше Мотавкину.
  2. Вступительное слово учителя.

Перед вами, ребята, портрет Л.Н.Толстого, выполненный в 1887 году. Представьте себе поздний вечер… комната погружена в полумрак… Кажется, что в доме установилась глубокая тишина, все вокруг спит, и только великий труженик Толстой не может оторваться от работы, которая сейчас составляет главное дело его жизни. Он хочет, чтобы правда, понятая им, стала доступной всем людям. Толстой похож здесь на мудрого и величественного пророка, строгого судью и учителя жизни. Свечи ярко освещают лицо писателя, свет серебрит седины его, и это создает ощущение ясности мысли, внутреннего спокойствия и мягкой человечности. На рубеже двух эпох Толстой создал ряд произведений, одно из которых – рассказ «После бала», написанный в 1903 году.

Сюжетной основой рассказа «После бала» явилось действительное событие, которое произошло со старшим братом писателя, Сергеем Николаевичем Толстым. Варвара Андреевна Корейшн была дочерью воинского начальника в Казани. Сам писатель знал и её и отца. Чувство Сергея Николаевича к этой девушке угасло после того, как он, весело танцевавший с ней на балу мазурку, на другое утро увидел, как её отец распоряжался прогнанием сквозь строй бежавшего из казармы солдата. Случай этот, без сомнения, тогда стал известен Льву Николаевичу. Но в дневнике от 18 июня 1903 года Толстой, определяя сюжет рассказа, делает запись от первого лица: «Веселый бал в Казани, влюблен в Корейшу… танцую с ней; её красавец – отец ласково берет её и идет мазурку. И наутро после влюбленной бессонной ночи, звуки барабана и сквозь строй гонит татарина, и воинский начальник велит больней бить». 9 августа 1903 года Толстой отметил в дневнике: «Написал в один день «Дочь и отец». Не дурно». До 20 августа писатель исправлял, совершенствовал текст рассказа. Известно, что Толстой читал его друзьям и близким, и в его чтении слышалось сочувствие молодому Ивану Васильевичу. Впервые рассказ «После бала» был опубликован лишь после смерти писателя.

С рассказом вы уже познакомились. Первый вариант названия был «А вы говорите».

? А почему, на ваш взгляд, Толстой изменил название рассказа?

(уже хотел подтолкнуть читателя к поиску идеи)

Естественно, вторая часть, хоть и маленькая по объему, несет большую смысловую нагрузку.

Экзекуция – так называлось страшное наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая первого. Солдата прогоняли сквозь строй и били палками или прутьями. «Недели не проходило, чтобы не забивали насмерть человека или двух из полка. Нынче уж и не знают, что такое палки, а тогда это словечко со рта не сходило. Палки! Палки! У нас и солдаты Николая Палкиным прозвали. Николай Павлыч, а они говорят Николай Палкин. Так и пошло ему прозвище»,- вспоминает старый 95-летний солдат, герой статьи Толстого «Николай Палкин». В 1866 году недалеко от Ясной Поляны, имения Толстого, был казнен солдат, ударивший офицера, издевавшегося над ним. Толстой взял на себя защиту солдата перед судом, но ничего не смог добиться. Суд над солдатом и казнь произвели на писателя тяжелейшее впечатление. «Случай этот», – писал впоследствии Толстой, – имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни». Писателя всю жизнь мучила мысль о бесправии русского солдата. Еще в 1855 году он работал над проектом о реформировании армии, где выступал против варварского наказания – «прогнания сквозь строй».

? Что вы можете сказать о личности Толстого на основе услышанного?

? Какое впечатление произвел на вас этот рассказ? Какие эпизоды вам особенно запомнились и почему?

?О чем вы задумались, читая это произведение?

?Создавая художественное произведение, писатель продумывает его композицию. Давайте вспомним, что называется композицией художественного произведения? ( Композиция- построение произведения, расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий).

? В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа:

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение.

Выявить особенности композиции рассказа – это одна из целей нашего урока.

Запишем в тетради- «Особенности композиции рассказа ЛНТ «После бала» и приступим к работе.

? От чьего лица ведется повествование? Почему?

?Зачитаем начало рассказа. Скажите, кто является рассказчиком?

?Кто они? (один – тот, кто знакомит читателя с Иваном Васильевичем, по- видимому, это молодой человек из компании молодых людей, к которым обращается и с которыми спорит Иван Васильевич; другой – сам Иван Васильевич).

? Как автор относится к рассказчику? Докажите примерами из текста?

Перед нами по существу своеобразный « Рассказ в рассказе ». Это одна из особенностей композиции рассказа.(запись)

? О чем беседуют люди, окружающие Ивана Васильевича, каков предмет их разговора?

А теперь вернемся к концу рассказа (читаю), автор вновь возвращает нас к разговору о среде, о том, что хорошо, что дурно. «…если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал…) Такой художественный прием называется обрамлением . Это еще одна из особенностей композиции этого произведения. Попробуйте дать определение обрамления. Запишите в тетради: «Обрамление это…().»

? как сочетаются разговор- беседа, обрамляющая произведение, с темой и содержанием рассказа Ивана Васильевича о событиях на балу и после бала?

«Вечные» нравственные проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья разрешаются Л.Н.Толстым во многих его сочинениях, разных по тематике и жанру. Позже вы познакомитесь с другими его произведениями: «Севастопольские рассказы», «Война и мир», «Анна Каренина» и другими. (внимание на выставку книг).

? Почему эти проблемы называются «вечными»?

  1. А сейчас я бы хотела дать задание для двух небольших групп. Пока мы анализируем эпизоды, я предлагаю девочкам сравнить два варианта концовки рассказа и ответить на вопрос: почему, на ваш взгляд, Толстой изменил концовку рассказа? А Тане: подготовить эмоциональный пересказ от третьего лица фрагмент сцены наказания показать в учебнике).
  2. Анализ эпизодов в форме диалога.

Обратимся к тексту, сопоставим две сцены: «бал» и «после бала». В ходе анализа мы будем выписывать ключевые слова, поэтому разделите тетрадь на две части: «Бал» и «После бала»

? С чего начинается сцена бала? (Описание хозяев бала)

Прочитайте, выделите ключевые слова. Если мы говорим об описании, то какой частью речи должны быть ключевые слова? Какие слова вам непонятны?

Пюсовое – (устар.) темно-коричневое.

Фероньерка – женское украшение с драгоценными камнями, надеваемое на лоб.

? А теперь найдите и прочитайте описание людей в сцене «После бала». Какое слово повторяет рассказчик и для чего?

?Прочитайте описание зала. Выпишите ключевые слова в тетрадь. Какое изобразительно-выразительное средство использует автор? Какова их роль в произведении?

?Где происходит действие в сцене «После бала»? Прочитайте описание улицы. Назовите ключевые слова.

? Сравните поведение и внешность полковника на балу и после бала.

? Какие чувства охватывают молодого Ивана Васильевича на балу? Что переживает герой, расставшись с Варенькой? Какие слова наиболее емко характеризуют психологическое состояние героя во время счастливого бала?

? Какие чувства овладели героем после увиденного жестокого наказания татарина? Выпишите слова, которые передают состояние Ивана Васильевича как свидетеля наказания.

Примерная запись, сделанная в ходе анализа.

Хозяева: добродушные, хлебосол, брильянтовый

Зала: прекрасная, бал чудесный, великолепный

Улица: пустынный переулок

Варенька: Белое платье, милые глаза, сияющее, разрумянившееся лицо, плавные движения

Наказываемый: оголенный по пояс, спина – что-то мокрое, красное, неестественное, двигаясь всем телом, то опрокидываясь назад, то падая вперед.

Полковник: красивый, статный, высокий, свежий, с блестящими глазами, радостной улыбкой, красивые и быстрые па

Полковник: в военной шинели, твердая, подрагивающая походка

Иван Васильевич: доволен, счастлив, блажен, добр, восторженное умиление, нежное чувство

Иван Васильевич: физическая, доходившая до тошноты тоска, ужас от зрелища, досада

В душе у меня все время пело, и слышался мотив мазурки

Другая, жесткая, нехорошая музыка. Повторяли неприятную, визгливую мелодию.

Спасибо. А теперь послушаем Алешу.

Какие выводы можно сделать на основании наших наблюдений? (Сцены противопоставлены друг другу. Контрастное изображение героев, обстоятельств, событий – это основа композиции рассказа). (запись)С какой целью Толстой использует в рассказе контрастное изображение?

? Итак, мы выявили композиционные особенности рассказа Л.Н.Толстого «После бала». Как вы думаете, ребята, почему полковник, как будто любящий и внимательный отец, оказался жестоким по отношению к солдатам? Был ли он двуличным человеком, лицемером? Попробуем поработать следующим образом: первая колонка защищает полковника, третья – осуждает его. Вторая- делает выводы.

Как участник Крымской войны, писатель яростно отстаивал всю свою жизнь мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату.

Сравнить одну из первых редакций и последнюю редакцию концовки рассказа и ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга (я так называл его),- как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости я понял весь ужас того, что я видел, и что сам делал».

Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признанием всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», – думал я и старался узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу и никуда, как видите, не годился».

Ответ: в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика за несправедливость, царящую в мире)? Согласны ли вы, ребята, с таким мнением?

? О чем заставил задуматься Ивана Васильевича случай с солдатом?

? О чем он старался узнать?

? На ваш взгляд, какую роль играет среда в жизни человека?

В начале он гов, что дело в случае. Сам не понял до сих пор, что произошло.

(На вопрос, могут ли условия жизни повлиять на взгляды человека, мы прямого ответа не получили. Но зато мы можем сделать очень важный вывод: человек не может и не должен быть равнодушным к жизни близких, да и вообще к жизни людей: он должен чувствовать свою личную ответственность за всё, что совершается в жизни).

? Как вы считаете, прав ли Иван Васильевич, посчитавший и Вареньку причастной к злу, совершенному её отцом?

? Какова же идея произведения?

?Какую роль в постижении идеи произведения играет композиция этого рассказа?

Значение рассказа огромно. Писатель своим произведением выразил отношение к обращению с солдатами, он ставил, как мы видим, глубокие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство? Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил случай, происшедший в далекие годы юности. И положил его в основу рассказа. Пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Замысел этот воплощается в композиции и идее рассказа.

  1. Подведение итогов урока. (Достигли ли целей)
  2. Собрать листочки с оценками. Выставление и комментирование оценок.
  3. Домашнее задание: выбрать тему и подготовиться к классному сочинению.

В чем хотел убедить нас, читателей, Толстой?

Тема 1. УТРО,ИЗМЕНИВШЕЕ ЖИЗНЬ.

  1. Жизненные источники рассказа «После бала».
  2. Герой рассказа.
  3. Композиция и её роль.
  4. Утро как крушение любви и самой жизни.
  5. Связки между частями.
  6. Цвета и звуки.
  7. Синтаксические средства.
  8. Чувства героя.
  9. Последствия страшного утра.
  10. «Все дело в случае».

Тема 2. Полковник на балу и после бала.

  1. Представление героя.
  2. Внешность полковника.
  3. Детали.
  4. Полковник на балу.
  5. Восторженно- нежное чувство героя к полковнику.
  6. Полковник после бала.
  7. Чувства героев.
  8. Последствия увиденного.
  9. Рассуждение: был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

Тема 3. Что такое честь, долг, совесть в моем понимании.

  1. Определение понятий (с использованием толкового словаря)
  2. Связь этих понятий.
  3. Примеры из литературы (н-р, «Капитанская дочка», «После бала»).
  4. Примеры из собственной жизни. Рассуждение: не устарели ли эти понятия?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и литературы.

Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала») Цели урока: Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза); Сравнить главных г.

Презентация к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные образовательные технологии в современном уроке» учителем русского языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское».

План-конспект урока литературы в 8 классе по рассказу Л.Н. Толстого “После бала”.

Конспект урока, на котором рассматривается рассказ А.П. Чехова, проблематика которого перекликается с основной мыслью произведения Л.Н. Толстого “После бала”. Разработка позволяет погрузиться в .

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого “После бала”

В рассказе “После бала” особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования – все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал – наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка)

Related posts:

Проблематика рассказа Л. Н. Толстого “После бала” (1) Толстой – это целый мир. М. Горький. В рассказе Л. Н. Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием.

Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого “После бала” Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н.

Роль композиции в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” в раскрытии его идейно художественного содержания В рассказе “После бала” Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его.

Проблематика рассказа Л. Н. Толстого “После бала” Само название рассказа настраивает читателя на увлекательное чтение, кажется, что нас ждет повествование о пышной и красивой жизни, о любви и счастье героев. Позднее произведение Толстого, написанное в 1903 году.

“Любовь с этого дня пошла на убыль… ” (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было.

Личность и общество в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” – позднее его произведение, написанное в 1903 году, в эпоху назревающего в стране кризиса, перед русско-японской войной, которую Россия позорно проиграла, и первой революцией.

Нравственные категории в рассказе Л. Н. Толстого “После бала” Рассказ Л. Н. Толстого “После бала” развивает тему “срывания всех и всяческих масок” с беззаботной, умытой, праздничной жизни одних, противопоставляя ее бесправию, угнетению других. Но вместе с тем писатель заставляет.

Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) (2 вариант) Читая рассказ Л. Н. Толстого “После бала”, мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя.

“После бала” (сочинение-отзыв) (1 вариант) В основе рассказа “После бала” лежит реальный случай, произошедший с братом Л. Н. Толстого. Произведение поражает контрастностью, яркостью и самобытностью образов героев. С первых же страниц оно захватывает, заставляет с.

Утро, изменившее жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) События, которые описывает Л. Н. Толстой в своем рассказе “После бала”, не придуманы. Они происходили в России в 1853 году, и вот через пятьдесят лет писатель положил их в основу.

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу “После бала”) (1) В образе Ивана Васильевича – героя рассказа “После бала” – Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего.

Идейно-художественное своеобразие драматургии Л. Н. Толстого (по пьесам “Власть тьмы” и “Живой труп”) Драматургия Толстого неоднородна как по способам обрисовки явлений жизни, так и по своему художественному качеству. “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп” составляют ярчайшую страницу в истории русской и мировой драматургии.

Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) (1 вариант) Рассказ “После бала” – одно из поздних произведений Л. Н. Толстого, написавшего к тому времени свои основные романы, которые получили мировую известность. В основе рассказа лежит реальное событие из жизни.

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу “После бала”) В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ “После бала”, который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя –.

Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Композиция произведения Л. Н. Толстого “После бала” представляет собой “рассказ в рассказе”. Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных ценностях человеческой жизни.

Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева “Повесить его!” Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, – своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл.

Моральная ответственность человека за свою и чужую жизнь (по рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) Каждый человек, каким бы замкнутым или одиноким он ни был, определенным образом воздействует на жизнь окружающих, так же как и чужие поступки влияют на его судьбу. Судьба главного героя рассказа.

Идейно-художественное своеобразие “Записок охотника” В художественном мироощущении И. С. Тургенева огромную роль сыграла школа немецкой классической философии, которую он прошел в период учебы в Берлинском университете. Шеллинг и Гегель дали русской молодежи 1830-х годов.

“После бала” Рассказ “После бала” – одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии – наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности.

Идейно-художественное своеобразие комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” В одном из своих писем Н. В. Гоголь, комментируя пьесу “Ревизор”, которая была неоднозначно принята в русском обществе после ее появления в печати и на театральной сцене, писал: ” В.

Идейно-художественное своеобразие рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

В рассказе «После бала» особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка)

становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовые цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистком флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

Вопросы и ответы к рассказу Л. Н. Толстого «После бала» С какой целью Л. Н. Толстой обращается к прошлому? В отличие от Лермонтова, Гоголя, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Толстой в рассказе «После.

Проблематика рассказа Льва Толстого «После бала» 1 вариант В рассказе Л. Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов.

Л. Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил.

Характеристика полковника на балу и после бала Жанр, композиция, действующие герои рассказа Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но.

Сочинение на тему: «Разделенность России в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Действия рассказа происходят в 40-е годы в николаевскую эпоху. В романе достаточно хорошо рассматривается проблема «армии», но основной акцент в романе сделан на проблемы нравственные.

Идейно-художественное своеобразие прозы И. А. Бунина Художественный мир Бунина-прозаика сложился во второй половине 1890-х годов. В рассказах того времени открывается мир деревенской жизни, которая рисуется правдиво и без прикрас. Но при.

Роль композиции в рассказе Льва Толстого «После бала» в раскрытии его идейно? художественного содержания В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления.

Идейно-тематическое содержание рассказов А. П. Чехова В ранних рассказах Чехова в соответствии с жанром короткой юморески жизненные ситуации намеренно упрощены, характеры персонажей просты, наделены комичными чертами, а ситуации зачастую анекдотичны. Чехов.

Сочинение на тему: «До и после бала в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Сюжет рассказа взят Л. Н. Толстым из жизни — брат его Сергей Николаевич, находясь на службе в армии в Казани, полюбил дочь воинского начальника Андрея.

Описание своего дома Описание дома и квартиры Слова и выражения, описывающие дом человека, типы жилья, части дома и прилегающую территорию, а также слова, связанные со строительством и ремонтом.

«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений.

Биография Jesse Jackson The Reverend Jesse Louis Jackson Sr. is a civil rights and political activist in the United States. He was a candidate for the Democratic nomination.

Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» Глубокий смысл маленькой истории Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа «После бала» Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими.

НА БАЛУ И ПОСЛЕ БАЛА (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Творческая деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х годах XIX века Толстой пишет ряд по- вестей, пьесу и рассказ.

Идейно-художественное своеобразие рассказа ПОСЛЕ БАЛА

Идейно-художественное своеобразие рассказа

В рассказе «После бала» особенно силен обличительный пафос по сравнению с другими произведениями писателя. В рассказе есть элементы притчи, морализаторское начало, идея просветительства противопоставляется идее духовного совершенствования — все это характерно для позднего Толстого. Писатель обращается к резко социальному конфликту, который выражен и на уровне контрастной композиции (бал — наказание). Положительные в первой части рассказа детали (красивое лицо, статная фигура полковника, усы как у Николая I, обаятельная улыбка) становятся отрицательными во второй части. Красота полковника вызывает у Ивана Васильевича, наблюдающего наказание, отвращение (оттопыренная губа, надутые щеки полковника). Писатель прибегает к приему контрастного сопоставления цветов (доминирующий белый и розовый цвета первой части противопоставлены красному, пестрому, неестественному виду спины татарина во второй части рассказа), а также контрастного сопоставления звуков (звуки вальса, кадрили, мазурки, польки в первой части диссонируют со свистом флейты, буханьем барабана, рефреном повторяющихся на протяжении второй части).

Роль композиции в рассказе Толстого «После бала» в раскрытии его идейно-художественного содержания Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» посвящен событиям жизни России времен Николая I. Это было время сурового правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию в общественной жизни. Рассказ композиционно состоит из двух частей: история героя на балу и после. Читать далее.

Проблематика рассказа Льва Толстого «После бала» 1 вариант В рассказе Л. Н.Толстого описываются события, происходившие в России во времена правления Николая Первого. То было суровое время правления царя, напуганного восстанием декабристов и усилившего реакцию общественной жизни. Композиционно рассказ состоит из двух частей: герой на балу и. Читать далее.

Роль композиции в рассказе Льва Толстого «После бала» в раскрытии его идейно? художественного содержания В рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90 е гг. XIX в., изображаются 1840 е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы. Читать далее.

Особенности композиции рассказа Л. Н. Толстого «После бала» Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала» композиционно разбит на две части, совершенно различные. Читать далее.

Сочинение на тему: «Разделенность России в рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Действия рассказа происходят в 40-е годы в николаевскую эпоху. В романе достаточно хорошо рассматривается проблема «армии», но основной акцент в романе сделан на проблемы нравственные. Сюжет романа основан на реальных событиях. Главный герой романа — хороший, но простоватый в своих. Читать далее.

Мои впечатления от рассказа Л. Н. Толстого «После бала» «Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого «После бала». Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро. Иван Васильевич рассказывает об истории. Читать далее.

Л. Н. Толстой «После бала» Полковник на балу и после бала В основе рассказа «После бала» лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л. П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того. Читать далее.

Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» Глубокий смысл маленькой истории Знакомясь с событиями всего одного дня, можно дать подробную характеристику Ивану Васильевичу из рассказа «После бала» Толстого. Талантливый писатель сумел несколькими штрихами нарисовать внутренний мир человека, разобраться в его состоянии. В рамках небольшого произведения решаются не. Читать далее.

«После бала» Рассказ «После бала» — одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии — наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием «рассказ в рассказе», писатель добивается предельной достоверности повествования. Мы видим событие глазами очевидца — Ивана Васильевича. Он. Читать далее.

Идейно-художественное своеобразие рассказа «Иуда Искариот» Л. Н. Андреев Идейно-художественное своеобразие рассказа «Иуда Искариот» В произведении сказалось отрицательное отношение Андреева к христианской религии: евангельская история получает нетрадиционную трактовку. Сам писатель называл «Иуду Искариота» «нечто по психологии, этике и практике предательства». Андреев поднимает проблему идеала и его. Читать далее.

Характеристика полковника на балу и после бала Жанр, композиция, действующие герои рассказа Для своего произведения «После бала» Лев Николаевич Толстой обдуманно выбирает жанр небольшого рассказа. Его необычная кольцевая композиция позволяет читателю поверить в реальность происходящих событий, лучше разобраться в характере действующих персонажей. В основе сюжета жизненная история. Читать далее.

Суровая реальность, разрушающая радужные мечты (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)» (2) Читая рассказ Л. Н. Толстого «После бала», мы становимся свидетелями того, как события всего лишь одного утра способны полностью изменить судьбу человека. Повествование строится вокруг эпизода из жизни главного героя — Ивана Васильевича. Мы узнаем, что в молодости он был. Читать далее.

Идейно-художественное своеобразие рассказа Палата номер 6 РАССКАЗЫ Идейно-художественное своеобразие рассказа По жанру «Палата номер 6» — скорее не рассказ, а повесть (объем, описательность, повествует об определенном отрезке жизни главного героя). Н. С. Лесков дал следующий отзыв о повести: «В «Палате номер 6» в миниатюре изображены общие. Читать далее.

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») В очередной раз я убедилась в искусстве Толстого-рассказчика. На этот раз мне помог его великолепный рассказ «После бала», который основан на действительном событии: все это происходило с братом писателя — Сергеем Николаевичем Толстым. Интересно, что писатель использует в своем произведении. Читать далее.

«ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв) «ПОСЛЕ БАЛА» (сочинение-отзыв) В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» в яркой форме проявилось художественное мастерство, талант и оригинальность автора, его способность выбирать такую форму, стиль и манеру изложения, которые в наибольшей степени отвечают его творческим идеям. В небольшом по. Читать далее.

«Любовь с этого дня пошла на убыль…» (По рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом «После бала», где описывается событие, о котором. Читать далее.

НА БАЛУ И ПОСЛЕ БАЛА (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Творческая деятельность Л. Н. Толстого не ослабевала до последних дней его жизни. В 90-х годах ХГХ века Толстой пишет ряд повестей, пьесу и рассказ «После бала». В основу рассказа положено реальное событие, которое произошло с братом писателя. Сюжет прост. Но. Читать далее.

Нравственные категории в рассказе Толстого «После бала» Нравственные категории: честь, долг, совесть — имеют огромное значение в духовной жизни человека. С их помощью человек определяет соответствие или несоответствие своей жизни общепринятым моральным нормам, а следовательно, и оценивает ее итог. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» Иван. Читать далее.

Утро, изменившее жизнь (по рассказу «После бала») Рассказ «После бала» Л. Н. Толстой написал в конце своей жизни, в 1903 году. В основу произведения был положен действительный случай, который произошел с братом Льва Николаевича Сергеем Николаевичем. Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, всеми уважаемого человека. Иван Васильевич. Читать далее.

Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Почему Иван Васильевич нигде не служил? (по рассказу Л. Н. Толстого «После бала») Композиция произведения Л. Н. Толстого «После бала» представляет собой «рассказ в рассказе». Повествование начинается словами Ивана Васильевича, которого кратко представляет автор во вступлении. Речь идет о нравственных. Читать далее.

Читайте также:  Свидание Андрея Болконского с Пьером Безуховым в Богучарове (по роману Л. Н. Толстого Война и мир): сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×