Симонов: сочинение

«Военная тема в поэзии К. Симонова» Сочинение – эссе

Данная творческая работа (сочинение – эссе) о творчестве известного советского поэта, прошедшего всю войну в качестве военного корреспондента,- К.М.Симонова приурочена к юбилейной дате: 100-летие со дня его рождения. Сочинение подготовила ученица 5 класса. Она выделила основную тему в творчестве К.Симонова, отметила влияние его поэзии на читателя, выразила своё мнение по данному вопросу, познакомила с наиболее понравившимся стихотворением из наследия автора, постаралась раскрыть мысль автора на примере стихотворения «Жди меня, и я вернусь…».

Эта творческая работа интересна, понятна для восприятия. В ней используются достоверные факты из жизни К.М.Симонова. Присутствует авторская позиция ученика по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
sochinenie_voennaya_tema_v_poezii_simonova_k.m.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Военная тема в поэзии К. Симонова»

Война. Какое короткое, но в то же время очень ёмкое слово. В нём горе, беда, смерть, страдания, разруха, слёзы. Сейчас мы узнаём о ней из книг, кинофильмов и документальных источников. А ведь она коснулась практически каждую семью в нашей стране, да и в других странах тоже.

Нет, наверное, на Земле ни одного человека, который бы ничего не знал о том великом горе, свалившемся на мирный народ. Проходят годы. Великая Отечественная война все дальше отодвигается вглубь истории. Но интерес к ней не утихает. Она и сейчас напоминает о себе со страниц книг, с экрана телевизора.

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца, –

так пишет о войне К. Симонов – поэт, с первых дней войны надевший военную форму, чтобы служить военным корреспондентом. Он понимал могучую силу слова, способного не только поддержать человека в трудную минуту, удержать от отчаянного необдуманного шага, но и вдохновить на настоящий подвиг. К. Симонов писал, что “поэзия всегда должна звать людей к мужеству, к решимости не отступать ни перед препятствиями, ни перед угрозами, ни перед необходимостью отдать свою жизнь за правое дело”.

Как оказалось, в тяжелые годы Великой Отечественной войны поэзия была необходима не только на фронте, в местах боевых действий, но и для тех, кто остался в тылу, – матерям и любимым, женам и детям.

Советский писатель Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной теме своего творчества. Тема эта — мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить.

Военная лирика сделала имя Симонова широко известным. Стихи Симонова учили воевать, преодолевать военные и тыловые тяготы: страх, смерть, голод, разруху.

Более того, они помогали не только воевать, но и жить. Именно в суровую военную пору, точнее, в самые тяжелые первые месяцы военной страды созданы почти все поэтические шедевры Симонова: “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины. ”, “Жди меня, и я вернусь”, “Если бы нас своим могуществом. ”, “Майор привез мальчишку на лафете. ”.

Мужество и любовь неразделимы в сердце солдата, и наверно, поэтому симоновские стихи военных лет настолько проникают в душу, трогают сердце, что невозможно оставаться равнодушным, читая их.

Стихи, созданные в годы войны, отмечены знаком суровой правды жизни, правды человеческих чувств и переживаний. В них порой, даже резких, даже зовущих к мщению насильникам и обидчикам, властно звучит человеческое простое слово.

Меня больше всего тронуло стихотворение К.Симонова «Жди меня, и я вернусь…».

Жди меня, и я вернусь. Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть желтые дожди,

Жди, когда снега метут, жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут, позабыв вчера…

Оно призывало вопреки всему – надеяться и ждать! А фронтовику верить в то, что дома его очень ждут. Эта вера во многом будет питать его мужество и стойкость. Произведение брало за живое верой в то, что встречи людей, тянущихся друг к другу, непременно произойдут. Это стихотворение давало надежду на скорую встречу. Его пересылали, переписывали, передавали с фронта домой и из тыла – на фронт. Оно как молитва, заговариванье судьбы, хрупкий мост между жизнью и смертью. В нем предсказано, что война будет долгой и жестокой, и угадано, что человек – сильнее войны. Если любит, если верит. «Жди меня» повторяли как заклинание тысячи мужчин и женщин. Верность в любви обретала роковую силу.

…Ожиданием своим ты спасла меня.

Вся его поэзия, как и не менее популярная проза, отражают героическую эпоху жизни страны. От Великой Отечественной войны нас отделяют десятилетия, но произведения К. Симонова не уходят в прошлое, они продолжают звучать активным призывом к добру, братству, миру.

Война всегда несправедлива, особенно к тем, кто погиб. Но подвиг их помнить надо. «Вспомним всех поименно, сердцем вспомним своим. Это нужно не мертвым. Это надо живым…»

Проблема преодоления страха в годы войны. По К. М. Симонову

Проблема преодоления страха в годы войны. По К. М. Симонову. И. П. Цыбулько 2020. Вариант 3

Что больше всего вызывало в людях страх в годы войны? Что являлось для них источником духовных сил и помогало преодолеть страх? Именно эти вопросы возникают при чтении текста русского советского писателя и военного корреспондента Константина Михайловича Симонова.

Раскрывая проблему преодоления страха в годы войны, автор описывает беженцев в пропылённых, оборванных, жалких одеждах, передаёт чувства своего героя – Синцова. С востока навстречу беженцам шли молодые парни в гражданском – мобилизованные, которым предстояло вступить в сражение с врагом. Трагедия заключалась в том, что некоторые из них могли погибнуть раньше того, как получат в руки оружие.
Вид огромного деревенского кладбища и маленькой деревни вызывает в душе Синцова потрясение. В нём вдруг возникает «острое, болезненное чувство родной земли, которая где-то там, позади, уже истоптана немецкими сапогами». И в то же время Синцов испытывает изнурительный страх, не зная, что будет дальше. Но всё же страшная тяжесть первых дней войны «не смогла раздавить его души», он был готов сражаться за Родину.
Два примера: описание новобранцев, которых ведёт вперёд вера и долг, чувства Синцова, который преодолевает страх первых дней войны, – дополняя друг друга, подводят читателей к мысли о стойкости и мужестве советских людей, готовых жертвовать собой ради защиты Отечества.

Авторская позиция заключается в следующем: неизвестность в годы войны страшила людей. Они переживали за свою страну и свой народ. Любовь к родной земле и к своему народу помогала им преодолеть страх.

Невозможно не согласиться с мнением автора. Несомненно, в первые годы войны многие испытывали страх, потому что не знали, что произойдёт со страной, которую они так любили, с народом и с армией, которую они считали непобедимой. Но наши предки преодолевали страх, так как черпали силы для борьбы и ненависти к жестокому врагу в чувстве родной земли, которую защищали многие поколения, похороненные в этой земле. В повести Б. Л. Васильева «А зори здесь тихие» девушки-зенитчицы преодолевают страх в борьбе с фашистскими диверсантами, потому что понимают, что защищают Родину.

Мы пришли к выводу, что любовь к своей стране, ненависть к фашистам помогали советским людям преодолевать страх и оставаться верным своему долгу и Родине.

(1)Среди оборванных старух, стариков и детей особенно странно выглядели на этой дороге молодые женщины в модных пальто, жалких и пропылённых, с модными, сбившимися набок пыльными причёсками. (2)А в руках узлы, узелки, узелочки; пальцы судорожно сжаты и дрожат от усталости и голода.

(3)Всё это двигалось на восток, а с востока навстречу по обочинам шоссе шли молодые парни в гражданском, с фанерными сундучками, с дерматиновыми чемоданчиками, с заплечными мешками, — шли мобилизованные, спешили добраться до своих заранее назначенных призывных пунктов, не желая, чтоб их сочли дезертирами, шли на смерть, навстречу немцам. (4)Их вели вперёд вера и долг; они не знали, где на самом деле немцы, и не верили, что немцы могут оказаться рядом раньше, чем они успеют надеть обмундирование и взять в руки оружие… (5)Это была одна из самых мрачных трагедий тех дней — трагедия людей, которые умирали под бомбёжками на дорогах и попадали в плен, не добравшись до своих призывных пунктов.

(6)А по сторонам тянулись мирные леса и рощицы. (7)Синцову в тот день врезалась в память одна простая картина. (8)Под вечер он увидел небольшую деревушку. (9)Она раскинулась на низком холме; тёмно-зелёные сады были облиты красным светом заката, над крышами изб курились дымки, а по гребню холма, на фоне заката, мальчики гнали в ночное лошадей. (10)Деревенское кладбище подступало совсем близко к шоссе. (11)Деревня была маленькая, а кладбище большое — целый холм был в крестах, обломанных, покосившихся, старых, вымытых дождями и снегами. (12)И эта маленькая деревня, и это большое кладбище, и несоответствие между тем и другим — всё это, вместе взятое, потрясло душу Синцова. (13)От острого и болезненного чувства родной земли, которая где-то там, позади, уже истоптана немецкими сапогами и которая завтра может быть потеряна и здесь, разрывалось сердце. (14)То, что видел Синцов за последние два дня, говорило ему, что немцы могут прийти и сюда, но, однако, представить себе эту землю немецкой было невозможно. (15)Такое множество безвестных предков — дедов, прадедов и прапрадедов — легло под этими крестами, один на другом, веками, что эта земля была своей вглубь на тысячу сажен и уже не могла, не имела права стать чужой.

(16)Никогда потом Синцов не испытывал такого изнурительного страха: что же будет дальше?! (17)Если всё так началось, то что же произойдёт со всем, что он любит, среди чего рос, ради чего жил: со страной, с народом, с армией, которую он привык считать непобедимой, с коммунизмом, который поклялись истребить эти фашисты, на седьмой день войны оказавшиеся между Минском и Борисовом?

(18)Он не был трусом, но, как и миллионы других людей, не был готов к тому, что произошло. (19)Большая часть его жизни, как и жизни каждого из этих людей, прошла в лишениях, испытаниях, борьбе, поэтому, как выяснилось потом, страшная тяжесть первых дней войны не смогла раздавить его души, как не смогла раздавить и души других людей. (20)Но в первые дни эта тяжесть многим из них показалась нестерпимой, хотя они же сами потом и вытерпели её.

(По К. М. Симонову)

Текст ЕГЭ К. Симонова о войне. Примерный круг проблем.

(1)Среди оборванных старух, стариков и детей особенно странно выглядели на этой дороге молодые женщины в модных пальто, жалких и пропылённых, с модными, сбившимися набок пыльными причёсками. (2)А в руках узлы, узелки, узелочки; пальцы судорожно сжаты и дрожат от усталости и голода.

(3)Всё это двигалось на восток, а с востока навстречу по обочинам шоссе шли молодые парни в гражданском, с фанерными сундучками, с дерматиновыми чемоданчиками, с заплечными мешками, — шли мобилизованные, спешили добраться до своих заранее назначенных призывных пунктов, не желая, чтоб их сочли дезертирами, шли на смерть, навстречу немцам. (4)Их вели вперёд вера и долг; они не знали, где на самом деле немцы, и не верили, что немцы могут оказаться рядом раньше, чем они успеют надеть обмундирование и взять в руки оружие… (5)Это была одна из самых мрачных трагедий тех дней — трагедия людей, которые умирали под бомбёжками на дорогах и попадали в плен, не добравшись до своих призывных пунктов.

(6)А по сторонам тянулись мирные леса и рощицы. (7)Синцову в тот день врезалась в память одна простая картина. (8)Под вечер он увидел небольшую деревушку. (9)Она раскинулась на низком холме; тёмно-зелёные сады были облиты красным светом заката, над крышами изб курились дымки, а по гребню холма, на фоне заката, мальчики гнали в ночное лошадей. (10)Деревенское кладбище подступало совсем близко к шоссе. (11)Деревня была маленькая, а кладбище большое — целый холм был в крестах, обломанных, покосившихся, старых, вымытых дождями и снегами. (12)И эта маленькая деревня, и это большое кладбище, и несоответствие между тем и другим — всё это, вместе взятое, потрясло душу Синцова. (13)От острого и болезненного чувства родной земли, которая где-то там, позади, уже истоптана немецкими сапогами и которая завтра может быть потеряна и здесь, разрывалось сердце. (14)То, что видел Синцов за последние два дня, говорило ему, что немцы могут прийти и сюда, но, однако, представить себе эту землю немецкой было невозможно. (15)Такое множество безвестных предков — дедов, прадедов и прапрадедов — легло под этими крестами, один на другом, веками, что эта земля была своей вглубь на тысячу сажен и уже не могла, не имела права стать чужой.

(16)Никогда потом Синцов не испытывал такого изнурительного страха: что же будет дальше?! (17)Если всё так началось, то что же произойдёт со всем, что он любит, среди чего рос, ради чего жил: со страной, с народом, с армией, которую он привык считать непобедимой, с коммунизмом, который поклялись истребить эти фашисты, на седьмой день войны оказавшиеся между Минском и Борисовом?

(18)Он не был трусом, но, как и миллионы других людей, не был готов к тому, что произошло. (19)Большая часть его жизни, как и жизни каждого из этих людей, прошла в лишениях, испытаниях, борьбе, поэтому, как выяснилось потом, страшная тяжесть первых дней войны не смогла раздавить его души, как не смогла раздавить и души других людей. (20)Но в первые дни эта тяжесть многим из них показалась нестерпимой, хотя они же сами потом и вытерпели её.

(По К. М. Симонову*)

* Константин Михайлович Симонов (1915-1979) — советский прозаик и поэт, драматург и киносценарист; общественный деятель, журналист, военный корреспондент.

Примерный круг проблем:

1. Проблема проявления жизненной стойкости, душевной силы людей в годы Великой Отечественной войны. (В чём проявились жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?)

Авторская позиция: Жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны проявились в способности преодолеть страх и растерянность, не дать тяжести первых дней войны раздавить их души. Большая часть жизни каждого из советских людей прошла в лишениях, испытаниях, борьбе за светлое будущее страны, и это закалило их характеры, поэтому тяготы войны, которые поначалу казались нестерпимыми, были преодолены.

2. Проблема противостояния врагу в годы войны, (Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?)

Авторская позиция: В годы Великой Отечественной войны людей направляли вера и долг

3. Проблема трагедии первых дней войны. (В чём состояла трагедия первых дней войны?)

Авторская позиция: Трагедия первых дней войны состояла в том, что люди, не желая, чтобы их сочли дезертирами, умирали под бомбёжками на дорогах и попадали в плен, не добравшись до своих призывных пунктов, в том, что тяжесть от ощущения топчущих родную землю вражеских сапог была нестерпимой

4. Проблема осознания войны как преступления против человека. (Почему война — это самое страшное преступление против человека?)

Авторская позиция: Война — это самое страшное преступление против человека, потому что она нарушает привычный, устоявшийся в веках ход событий, лишает людей крова, разлучает их, порой навсегда, с родными и близкими.

5. Проблема преодоления страха в годы войны. (Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?)

Авторская позиция: Люди не знали, что произойдёт со всем, что они любят, среди чего росли, ради чего жили: со страной, с народом, с армией, которую они привыкли считать непобедимой. Силы для преодоления этого страха они черпали в чувстве родной земли, в которой лежат многие поколения предков и которая поэтому уже «не могла, не имела права стать чужой».

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
  • Реальные тексты ЕГЭ

Симонов К. биография

Русский писатель, поэт, драматург, сценарист, журналист, общественный деятель. Родился Константин Симонов 28 ноября 1915 в Петрограде. Детские годы прошли в Рязани и Саратове.

Воспитывался отчимом – преподавателем военного училища. В 1930, после окончания семилетки в Саратове, пошел учиться на токаря. В 1931 вместе с семьей отчима переехал в Москву.

Окончив фабзавуч точной механики, Константин Симонов идет работать на авиационный завод, на котором работал до 1935. Некоторое время работал техником в Межрабпомфильме. В эти же годы начинает писать

Н. Г. Чернышевского , затем – в Литературном институте им. М. Горького, который окончил в 1938. В 1938 был назначен редактором “Литературной газеты”. После окончания Литературного института поступил в аспирантуру ИФЛИ , но в 1939 Константин Симонов был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся. В 1940 была написана первая пьеса , премьера которой прошла на сцене Театра им.

Ленинского комсомола. В течение года Константин Симонов учился на

В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова . После войны в течение трех лет находился в многочисленных зарубежных командировках в Японии , США, Китае. В 1946-1950 – редактор журнала “Новый Мир”.

В 1950-1954 вновь назначен редактором “Литературной газеты”. В 1954-1958 – Константин Симонов вновь назначен редактором журнала “Новый Мир”. В 1958-1960 жил в Ташкенте как корреспондент “Правды” по республикам Средней Азии. В 1952 был написан первый роман . C 1940 по 1961 было написано десять пьес.

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боев периода Великой Отечественной войны. Ступени продвижения Константина Симонова по партийной и общественной леснице. С 1942 – член КПСС. В 1952-1956 – кандидат в члены ЦК КПСС.

В 1956-1961 и с 1976 – член Центральной ревизионной комиссии КПСС. В 1946-1954 – депутат Верховного Совета СССР 2-го и 3-го созывов. В 1946-1954 – заместитель генерального секретаря правления Союза писателей СССР. В 1954-1959 и в 1967-1979 – Секретарь правления Союза писателей СССР.

С 1949 – член президиума Советского комитета защиты мира. Константин Симонов награжден орденами и медалями, среди которых – 3 ордена Ленина. Герой Социалистического Труда . Награжден Ленинской премией , Государственной премией СССР . Среди произведений Константина Симонова – романы, повести, пьесы, рассказы, сценарии художественных и документальных фильмов, поэмы, стихотворения, дневники, путевые очерки, статьи на литературные и общественные темы: “Победитель” , “Павел Черный” , “Ледовое побоище” , “Суворов” , “История одной любви” , “Парень из нашего города” , “Русские люди” , “С тобой и без тебя” , “Жди меня” , “Дни и ночи” , “Так и будет” , “Война” , “Русский вопрос” , “Дым отечества” , “Друзья и враги” , “Чужая тень” , “Товарищи по оружию” , “Живые и мертвые” , “Южные повести” , “Бессмертный гарнизон” , “Нормандия – Неман” , “Четвертый” , “Солдатами не рождаются” , “Из записок Лопатина” , “Если дорог тебе твой дом” , “Гренада, Гренада, Гренада моя” , “Последнее лето” , “Случай с Полыниным” , “Двадцать дней без войны” , “Чужого горя не бывает” , “Шел солдат” , “Солдатские мемуары” , “Размышления о Сталине”, “Глазами человека моего поколения” , “Письма из Чехословакии” , “Славянская дружба” , “Югославская тетрадь” , “От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента” .

СИМОНОВ Константин Михайлович , поэт, прозаик, драматург. Родился 15 ноября в Петрограде, воспитан был отчимом – преподавателем военного училища. Детские годы прошли в Рязани и Саратове. Окончив в 1930 семилетку I в Саратове, пошел в фабзавуч учиться на токаря. В 1931 семья переехала в Москву, и Симонов, окончив здесь фабзавуч точной механики, пошел работать на завод.

В эти же годы начал писать стихи. Работал на заводе до 1935. В 1936 в журналах “Молодая гвардия” и “Октябрь” были напечатаны первые стихи К. Симонова. Закончив Литературный институт им. М. Горького в 1938, Симонов поступил в аспирантуру ИФЛИ , но в 1939 был направлен в качестве военного корреспондента на Халкин-Гол в Монголию и в институт уже не вернулся.

В 1940 написал свою первую пьесу “История одной любви”, поставленную на сцене Театра им. Ленинского комсомола; в 1941 – вторую – “Парень из нашего города”. В течение года учился на курсах военных корреспондентов при Военно-политической академии, получил воинское звание интенданта второго ранга. С началом войны призван в армию, работал в газете “Боевое знамя”. В 1942 ему было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 – звание подполковника, а после войны – полковника.

Большая часть его военных корреспонденции публиковалась в “Красной звезде”. В годы войны написал и пьесы “Русские люди”, “Так и будет”, повесть “Дни и ночи”, две книги стихов “С тобой и без тебя” и “Война”; широчайшую известность получило его лирическое стихотворение “Жди меня…”. Как военный корреспондент, побывал на всех фронтах, прошел по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

После войны появились его сборники очерков: “Письма из Чехословакии”, “Славянская дружба”, “Югославская тетрадь”, “От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента”. После войны в течение трех лет Симонов пробыл в многочисленных зарубежных командировках . С 1958 по 1960 жил в Ташкенте как корреспондент “Правды” по республикам Средней Азии. Первый роман “Товарищи по оружию” увидел свет в 1952, затем первая книга трилогии “Живые и мертвые” – “Живые и мертвые” . В 1961 Театр “Современник” поставил пьесу Симонова “Четвертый”.

В 1963 появилась вторая книга трилогии – роман “Солдатами не рождаются”. По сценариям Симонова были поставлены фильмы: “Парень из нашего города” , “Жди меня” , “Дни и ночи” , “Бессмертный гарнизон” , “Нормандия-Неман” , “Живые и мертвые” . В послевоенные годы общественная деятельность Симонова складывалась таким образом: с 1946 по 1950 и с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала “Новый мир”; с 1954 по 1958 он был главным редактором журнала “Новый мир”; с 1950 по 1953 – главным редактором “Литературной газеты”; с 1946 по 1959 и с 1967 по 1979 – секретарем Союза писателей СССР. Умер К. Симонов в 1979 в Москве.

Образ войны в произведениях Константина Симонова

Школьное сочинение

Константин Михайлович Симонов всегда был верен одной, главной, теме своего творчества. Тема эта — мужество и героическое служение Родине. Образ войны постоянно присутствует в произведениях писателя как нечто реальное, чудовищное, то, что необходимо изучать, с чем нужно бороться, чтобы победить. Понятие войны в форме метафоры также встречается у Симонова, но не очень часто. Это бывает, когда необходимо сказать, что она еще не наступила. Об этом думает в романе “Товарищи по оружию” Климович: “Для него, военного человека, война была экзаменом, который неизвестно когда состоится, но к которому надо готовиться всю жизнь”. Или когда автору необходимо дать собирательный образ войны: “Война — не новгородское вече”, или: “Война все равно никогда не сахар, особенно если не выпускать из памяти, что люди умирают каждый день и час”. Все свое внимание Симонов концентрирует на тяготах войны: “Выходит, так на так, везде война людей по хребту бьет”, — пишет он в романе “Солдатами не рождаются”.

Перу писателя принадлежит знаменитый роман-эпопея “Живые и мертвые”. В нем все время ощущается противоборство двух сил: “Война вообще палка о двух концах — и ты за нее схватился, и противник из рук не выпускает”. Это противоборство подчеркивается удачной метафорой: “Все висело на волоске и у нас, и у немцев. Но наш волосок оказался крепче. Немцы — противник такой, его и при последнем издыхании шапками не закидаешь”.

Константин Симонов представляет войну в виде механизма, бездушного, перемалывающего все живое. Так, в романе “Последнее лето”, посвященном 1944 году, часто употребляются метафоры “машина войны”, “машина наступления”. Война идет уже давно, и в ней как будто что-то автоматизировалось. Искусство ведения войны заключается в овладении этой “машиной войны”. Серпилин постоянно думает, что нужно “раскручивать машину наступления “. У него возникает ощущение, что “машина войны” на участке его армии “отлажена, заправлена, смазана, теперь остается пустить ее в ход”. Движение войны выражается в виде длительного действия какого-то существа, с которым нужно бороться, что и делали наши солдаты, такие, как Синцов, Артемьев и другие. Они “сначала, как могли, останавливали войну, когда она катилась и хотела перекатиться через них и через миллионы других людей. А теперь, остановив, катили ее обратно, туда, откуда она началась” (“Последнее лето”). Война здесь олицетворяется при помощи развернутой и повторяющейся метафоры — “война катилась”, “ее катили”, и это одушевление не случайно у Симонова. В образной форме показано, что Синцов и Артемьев не просто участники войны. Они ведут борьбу против нее самой, и в этом содержится глубокий смысл, так как, еще продолжая воевать, наша страна, уничтожая фашизм, вела борьбу за мир.

Писатель, рисуя обобщенный образ войны, подчеркивает обычное, характерное состояние. “Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом. Она скрежетала гусеницами, строчила из пулеметов и падала в снег, и снова поднималась под огнем на локтях и камнях, и с хриплым “ура”, с матерщиной, с шепотом “мама”, проваливаясь в снегу, шла и бежала вперед, оставляя после себя пятна полушубков и шинелей на дымном растоптанном снегу” (“Солдатами не рождаются”). Олицетворение войны у Симонова — образ чудовища, хищника. “Конечно, война большая, это, верно, и жрет людей много, нынче тут, завтра там…”, — думает Серпилин. В романе “Последнее лето” образ чудовища относится и к немецкой армии: с надрубленными клещами, с перерезанными венами — железными дорогами. Противостоящей силой чудовищу войны в романе предстает собирательный образ гиганта, русского богатыря, олицетворяющего русский народ. В частности, появляется образ большой человеческой руки. “Вчера все глубже загребали правой рукой”, — думает Серпилин о правом фланге своей дивизии. “И два соседних фронта… сегодня к утру сомкнули руки позади оставшихся в мешке немецких армий”.

Описывая будничную работу Серпилина, Симонов создает образ человека на войне. “На фронте думал, как говорится, о душе, а про тело думать было некогда. Оно ездило на “виллисах”, ходило по окопам, говорило по телефону… Исполняло все, что от него требовалось, не напоминая о себе”. Одушевляется также в романе и серпилинская дивизия, причем о ней говорится, как о едином существе, вмещающем в себя судьбу каждого бойца: “…Она отступала и контратаковала, оставляла, удерживала и снова оставляла рубежи, она истекала кровью и пополнялась, и снова обливалась кровью”. “Последнее лето” демонстрирует нам образец армии и ее командиров. В подтверждение этого автор говорит афористическими фразами: “Армия, как человек, — без головы не живет”, “Командир полка, как хозяйка, — всегда в заботах”; “Хороший командир роты — это рота. Без него на батальоне сидеть, как на стуле без ножки”.

При индивидуальной оценке командующих: Серпилина, Бойко, Кузьмича — Симонов использует необычное сравнение. Например, Синцову “…Серпилин в эти дни чем-то напоминал хирурга. Наступление было похоже на операцию, когда хирург торопит: “Тампон! Зажим! Тампон! Шелк! Проверьте пульс!”. Командует людьми, которые помогают, а у самого нет времени ни на что постороннее…”. Это сравнение Серпилина с хирургом не случайно, так как военную операцию он старался подготовить как можно искусней и провести ее для своей армии как можно безболезненней. В описании боя у Симонова обычно преобладает зрительное или слуховое восприятие его очевидцами. При передаче грохота боя возникает такой звуковой образ: “Казалось, у тебя над ухом кто-то все время с треском грызет огромные орехи”. Это олицетворение боя опять повторяется: “Над ухом один за другим треснули два последних ореха, и наступила мгновенная пауза”.

Писатель отвергает войну как нечто противоестественное, бесчеловечное. В то же время Симонов подчеркивает, что война — это ежедневный подвиг и тяжелый труд народа на фронте и в тылу. Вся жизнь переплетена с войной, она входит в мировосприятие человека. Этим и объясняется использование военной символики даже там, где речь не идет непосредственно о войне. Например, переживая гибель жены, Синцов думает: “Страшно привыкать к мысли, что умерла. Но, может, еще страшней, затолкав эту смертельную мысль вглубь себя, жить с нею так, словно годами идешь по минному полю, не зная, где и когда под тобою рванет”. У Симонова образ-символ нигде не выступает навязчиво. Он скрыт, и в него нужно проникнуть. Например, изображая “черную кашу” взрывов, автор обращает внимание на соломинку, которая становится символом человеческой судьбы на войне. “Там, впереди, небо. А здесь, прямо перед глазами, ледяная кромка окопа с одной вмерзшей соломинкой. Торчит, словно ее нарочно втолкнули измерить силу ударов, и подрагивает перед глазами то сильней, то слабей…”. Образ соломинки, подрагивающей от взрывов, такой маленькой, но стойкой — она одна выстаивает против всей махины вражеской техники, — это и есть образ человека на войне. Константин Симонов, создавая образ войны, в своих произведениях использует разнообразные художественные средства. Этим достигается огромное эмоциональное воздействие на читателя, благодаря этому книги писателя так правдивы, реалистичны и глубоки по своему содержанию.

Сочинение по теме «Через пятьсот шагов они увидели»

Примеры сочинений ЕГЭ по отрывку К. М. Симонова «Живые и Мертвые».

Исходный текст «Через пятьсот шагов они увидели»

(1) Через пятьсот шагов они увидели стоявшую в гуще молодого ельника 45-миллиметровую противотанковую пушку. (2) Возле пушки на толстом слое рыжей старой хвои сидели вперемежку бойцы Хорышева и те пятеро артиллеристов, о которых он доложил Серпилину.

(3) При появлении комбрига все встали, артиллеристы чуть позже других, но всё-таки раньше, чем Хорышев успел подать команду.

(4) – Здравствуйте, товарищи артиллеристы! — сказал Серпилин.

(5) — Кто у вас за старшего?

(6) Вперёд шагнул старшина в фуражке со сломанным пополам козырьком и чёрным артиллерийским околышем. (7) На месте одного глаза у него была запухшая рана, а верхнее веко другого глаза подрагивало от напряжения. (8) Но стоял он на земле крепко, словно ноги в драных сапогах были приколочены к ней гвоздями; и руку с оборванным и прожжённым рукавом поднёс к обломанному козырьку, как на пружине; и голосом, густым и сильным, доложил, что он, старшина девятого отдельного противотанкового дивизиона Шестаков, является в настоящее время старшим по команде, выведя с боями оставшуюся материальную часть из-под города Бреста.

(9) – Откуда, откуда? — переспросил Серпилин, которому показалось, что он ослышался.

(10) – Из-под города Бреста, где в полном составе дивизиона был принят первый бой с фашистами, — не сказал, а отрубил старшина.

(11) Наступило молчание.

(12) Серпилин смотрел на артиллеристов, соображая, может ли быть правдой то, что он только что услышал. (13) И чем дольше он на них смотрел, тем всё яснее становилось ему, что именно эта невероятная история и есть самая настоящая правда, а то, что пишут немцы в своих листовках про свою победу, есть только правдоподобная ложь и больше ничего.

(14) Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлёстанных ветками гимнастёрок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащенная сюда с границы, за четыреста с лишним вёрст…

(15) – На себе, что ли? — спросил Серпилин, проглотив комок в горле и кивнув на пушку.

(16) Старшина ответил, а остальные, не выдержав, хором поддержали его, что бывало по-разному: шли и на конной тяге, и на руках тащили, и опять разживались лошадьми, и снова на руках…

(17) – А как через водные преграды, здесь, через Днепр, как? — снова спросил Серпилин.

(18) – Плотом, позапрошлой ночью…

(19) – А мы вот ни одного не переправили, — вдруг сказал Серпилин, но хотя он обвёл при этом взглядом всех своих, они почувствовали, что он упрекает сейчас только одного человека — самого себя.

(20) – А что лес прочешут, не побоялись?

(21) – Надоело бояться, товарищ комбриг, пусть нас боятся!

(22) – Так и не прочёсывали?

(23) – Нет, только минами кругом всё закидали. (24) Командира дивизиона насмерть ранили.

(25) – А где он? — быстро спросил Серпилин и, не успев договорить, уже сам понял, где…

(26) В стороне, там, куда повёл глазами старшина, под громадной, старой, до самой верхушки голой сосной желтела только что засыпанная могила; даже немецкий широкий тесак, которым резали дёрн, чтобы обложить могилу, ещё не вынутый, торчал из земли, как непрошеный крест.

(27) На сосне ещё сочилась смолой грубая, крест-накрест зарубка. (28) И ещё две такие же злые зарубки были на соснах справа и слева от могилы, как вызов судьбе, как молчаливое обещание вернуться.

(29) Серпилин подошёл к могиле и, сдёрнув с головы фуражку, долго молча смотрел на землю, словно стараясь увидеть сквозь неё то, чего уже никому и никогда не дано было увидеть, — лицо человека, который с боями довёл от Бреста до этого заднепровского леса всё, что осталось от его дивизиона: пять бойцов и пушку с последним снарядом.

(30) Серпилин никогда не видел этого человека, но ему казалось, что он хорошо знает, какой это человек. (31) Такой, за которым солдаты идут в огонь и в воду, такой, чьё мёртвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя, такой, чьи приказания выполняют и после смерти. (32) Такой, каким надо быть, чтобы вывести эту пушку и этих людей. (33) Но и эти люди, которых он вывел, стоили своего командира. (34) Он был таким, потому что шёл с ними…

Читайте также: Пример сочинений по направлению мужество и самопожертвование.

«Через пятьсот шагов они увидели» − сочинение ЕГЭ

Вариант 1

В чём проявлялось мужество солдат на войне? Что помогало советским бойцам приближать победу над фашистами? Именно эти вопросы возникают при чтении текста К.М. Симонова.

Перед нами небольшой эпизод из романа К. М. Симонова «Живые и мёртвые», в котором особенно ярко и достоверно раскрывается проблема проявления мужества солдат на войне. В центре повествования группа артиллеристов, которая с боями вывела из-под города Брест оставшуюся материальную часть – 45-миллиметровую противотанковую пушку. Из дивизиона, который первым принял бой с фашистами, осталось только пять человек. Командир дивизии Серпилин сначала не мог поверить в правдивость этой невероятной истории. Как могли эти люди с почерневшими, тронутыми голодом лицами тащить с границы четыреста с лишним вёрст эту пушку?

Серпилин услышал от артиллеристов удивительный рассказ, свидетельствующий об их необыкновенном мужестве. Защитники Бреста тащили пушку и на конной тяге, и на руках, а через Днепр переправляли на плоту под минным обстрелом. Тогда-то и погиб от мины командир дивизиона.

Комбриг Серпилин увидел свежую могилу погибшего командира и подумал, что это такой человек, за которым солдаты идут в огонь и в воду, чьё мёртвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя. Комбриг восхищён мужеством артиллеристов и их командира, преклоняется перед их подвигом.

Авторская позиция заключается в следующем: он передаёт через своего героя Серпилина восхищение мужеством солдат, которые, не щадя себя, приближали нашу победу. Позиция автора мне близка. Невозможно не восхищаться стойкостью и героизмом советских солдат, которые совершили великий подвиг – освободили мир от фашизма. Они не жалели себя, многие отдали свои жизни за победу над жестоким врагом.

Сколько бы лет ни прошло со Дня Победы, наш долг – помнить о высоком и самоотверженном подвиге наших предков, помнить, кто подарил нам свободу и мирное небо над головой, чтить их память.

Вариант 2

Каково поведение солдат во время Великой Отечественной войны? В чем проявилось их мужество? Эти важные вопросы поднимает К. М. Симонов в своем тексте. Данная тема остается актуальной во все времена, потому что новые поколения изучают поведения предков особенно во время важных исторических событий.

Автор, раскрывая проблему, приводит эпизод из романа “Живые и мертвые”, в котором описывается подвиг пяти артиллеристов, выведших пушку из Бреста. К. М. Симонов восхищается поступком солдат, которые, несмотря на голод и усталость, смогли перетащить пушку на четыреста верст (“Пять почерневших, тронутых голодом лиц, пять пар усталых, натруженных рук, пять измочаленных, грязных, исхлестанных ветками гимнастерок, пять немецких, взятых в бою автоматов и пушка, последняя пушка дивизиона, не по небу, а по земле, не чудом, а солдатскими руками перетащенная сюда с границы, за четыреста с лишним верст…”).

Также автор говорит нам о важности командира во время войны. К.М. Симонов не называет имен, но говорит, что настоящий лидер должен быть таким, что за него солдаты готовы идти в огонь и в воду.

Авторская позиция, по моему мнению, выражена довольна четко. Она заключается в том, что К. М. Симонов восхищается мужеством солдат, которые, несмотря на все трудности, рисковали своими жизнями ради победы над общим врагом фашизмом. Я полностью согласна с мнением автора и считаю, что невозможно не восхищаться героизмом советских солдат, которые жертвовали собой ради нашего светлого будущего.

Подводя итог, можно сделать вывод, что солдаты совершили великий подвиг во время Великой Отечественной войны, и наша задача сейчас это помнить о героизме предков, помнить, кто подарил нам свободу и жизнь.

Вариант 3

В чем проявляется мужество солдат во время войны? Какое влияние оно оказывает на человека? Именно над этой проблемой рассуждает Константин Михайлович Симонов в своем тексте. В качестве первого примера, иллюстрирующего данную проблему, хочется привести эпизод, в котором автор восхищается героическим поступком небольшой группы артиллеристов, которые, невзирая на ужасную изнеможённость, сумели перетащить последнюю пушку дивизиона на огромные расстояния (на это указывает предложение 14).

Солдаты, не жалея себя и своей жизни, упорно делали все возможное для приближения победы. Это не истинное мужество? В этом же отрывке Семанов делает акцент на судьбе командира дивизиона, который «с боями довёл от Бреста до этого заднепровского леса» всех своих бойцов. Хорошую характеристику этому герою писатель дает в 31‑м предложении, откуда можно понять, что он был не просто героем, а нравственным примером истинного мужества. Последних двух предложениях текста (33–34) автор стремится показать, что абсолютно каждый из вышеупомянутых мною солдат надёжен и стоек. Они определенно стоили друг друга и, идя плечом к плечу, мужественно сражались за честь Родины.

Позиция автора Предельное ясна. Симонов восхищается мужеством солдат, которые, несмотря на все трудности, рисковали собственной жизнью ради чистого неба над головой соотечественников. Трудно не согласиться с позицией автора, ведь невозможно не восхищаться героизмом советских солдат, жертвовавших собой ради нашего светлого будущего.

Я считаю, что именно благодаря таким людям, наша страна и по сей день процветает. В заключении скажу, что постоять за свою землю, не жалея жизни, сможет, действительно, лишь самый мужественный человек, а таким качеством, к сожалению, обладает далеко не каждый.

Вариант 4

Все мы помним о невероятно самоотверженном подвиге наших предков, подаривших нам свободу и мирное небо над головой. Но трудно даже представить, каково это было: собрав всю свою силу духа в кулак, встать на защиту Родины. Так в чем же проявлялось мужество солдат во время Великой Отечественной войны? Что помогало советским бойцам превозмогать себя и совершать невозможное? Именно над этим размышляет К.М.Симонов, поднимая проблему проявления мужества солдат на войне.

Размышляя над этим вопросом, автор описывает встречу генерала Серпилина и пяти артиллеристов, прибывших «из-под города Бреста». Сам комбриг долго не мог поверить в правдивость невероятной истории о том, как небольшая команда грязных и отощавших солдат «четыреста с лишним верст» тащила последнюю пушку дивизиона. Но если бы все было так просто! На своем пути бойцы встретили множество различных помех: водные преграды и минные обстрелы, в одном из которых и погиб их командир. Серпилин молча смотрел на могилу павшего. Комбриг представлял его таким человеком, «чье мертвое тело, жертвуя жизнью, выносят из боя».

Все это с разных сторон раскрывает проблему, поднятую автором. Только невероятно смелый и мужественный командир сможет повести за собой отряд солдат. Также автор изобразил бойцов весьма отважными людьми, которые спасли не только пушку, но и тело, и память о своем военачальнике. Позиция автора выражена четко: он восхищается мужеством солдат, приближавших победу нашей Родины. Настоящие воины не щадили себя на поле боя: они бесстрашно бросались на врага, не замечали большинства полученных увечий, выполняли приказания командира даже после его смерти.

Автор хочет, чтобы люди чтили память предков, ценой своей жизни защищавших страну в такое трудное для нее время. Я полностью согласна с мнением автора. Невозможно не восхищаться стойкостью и героизмом советских солдат, очень сложно забыть тот великий подвиг сороковых годов, который они совершили. Таким образом, К.М. Симонов поднял в своем произведении «Живые и мертвые» проблему проявления мужества солдат на войне. Вспомним известную пословицу: «Мужество создает победителей». Именно благодаря стойкости, храбрости и силе духа советских солдат, мы счастливы, что над нашими головами мирное небо, и понимаем, какими качествами должен обладать настоящий герой.

Читайте также:  Аввакум: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×