Бажов Павел Петрович
Уральский писатель (18791950), автор известной книги сказов “Малахитовая шкатулка”, повестей “Зеленая кобылка”, “Дальнее-близкое”, очерков о жизни уральцев родился 27 января. Сын рабочего сысертского завода, получив образование, Бажов работал преподавателем, журналистом, редактором, занимался литературным трудом, руководил Свердловским отделением Союза писателей. Став депутатом, вел общественную работу. “Малахитовая шкатулка” главная книга П. П. Бажова впервые издана в 1939 году. В ней было 14 сказов, а всего их написано 56. Писатель создал большую семью новых сказочных героев, неповторимым языком рассказал о красоте Урала, о несметных богатствах его недр, о могучих, гордых, сильных духом уральских мастеровых. Тематика сказов охватывает времена от крепостного права до наших дней.
У писателя Павла Петровича Бажова счастливая судьба. Он родился 27 января 1879 года на Урале в семье рабочего Сысертского завода. Благодаря случаю и своим способностям он получил возможность учиться. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию. Восемнадцать лет учительствовал. Счастливо женился на своей ученице и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей.
Он принял Октябрьскую революцию как возможность покончить с социальным неравенством, воевал в Гражданскую на стороне красных, стал журналистом, а затем редактором, писал книги по истории Урала, собирал фольклорные записи. Всегда много работал, как сказали бы в советские времена, был “рядовым тружеником”.
И вдруг, что называется в одночасье пришла к нему известность, да еще какая… В 1936 году в журнале был опубликован его первый сказ “Девка Азовка”. В 1939 в “Сведлгизе” вышел первый сборник сказов “Малахитовая шкатулка”. В 1942 и 1944 “Малахитовая шкатулка”, заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.
Он стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу. В 1944 году “Малахитовая шкатулка” переведена на английский и вышла в Лондоне и НьюЙорке, потом в Праге, в 1947 в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, на 100 языков мира.
О творчестве Бажова написано гораздо больше, чем написал он сам. Долгое время критики спорили между собой, что за явление “этот Бажов” фольклорист, писатель, краевед, историк? А современники писали: “В волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказочной волшебности. Как земная любовь простой русской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы”…
“…Я вновь и вновь их (сказы) перечитываю, подлинно наслаждаясь и богатством выдумки, и слаженностью сказов, и сладкозвучным русским языком…” А. Сурков.
“С пожеланием творческого настроения и душевного покоя Ваш неизменный почитатель”… Игорь Грабарь.
“Обладателю волшебной Малахитовой шкатулки от очарованного Федора Гладкова”.
“…Самому лучшему, самому настоящему из всего, что я “добыл” на Урале”
“Автору “Малахитовой шкатулки”, который открыл секрет создания сказки, тысячелетиями хранившийся втайне. Не много открытий равных по значению Вашему. Спасибо Вам за это от одного из тех, кому сказка близка и мила…” Дмитрий Нагишкин.
“Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…” Евгений Пермяк.
Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: “Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец рабочий. А в действительности Бажову просто посчастливилось: он вырос в таких условиях, в таком месте, где оказалось большое скопление фольклорных сплетений. У него создалось преимущественное положение”.
От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или переведя разговор на другую тему. ” Большое спасибо за фотографии и приятное письмо. За пожелания. Словом за все кроме заключительного комплимента, писал он, это лишнее. Мы, журналисты, должны обходиться без этого. Все же знаем, что всякий, кто не ленив, по хорошему материалу может сделать вещь, если предоставят время. Рассказы наших старых рабочих, как вы знаете, представляют редкий по качеству материал. И моя задача здесь сводится лишь к тому, чтобы не отклоняться от народного в изложении и подчеркнуть те точки, которые занимательны для современного читателя. Время и труд, конечно, требуются, но говорить об одаренности излишне и даже вредно. Поднимая одного автора, можно оттолкнуть других. А ведь собирать эту уходящую народную историю труда надо как раз многими руками и надо с этим спешить”.
Не позволяя хвалить себя ни письменно, ни публично, Бажов делал упор на необходимость даже при наличии таланта труда в литературе. “Когда видишь небрежное отношение к историческим фактам, становится не по себе”, писал он. “Да еще хотят, говорил он о некоторых авторах скороспелых однодневок, всего достичь, не утруждая ни глаз, ни зада за счет “голого таланта”, а не выходит. И никогда не выйдет без большого участия глаз и сидения даже при самой большой одаренности. У стариков надо учиться именно этому непривычному для нас искусству.
Разве наш национальный гений А. С. Пушкин не поразителен и своей трудоспособностью? Работая над историей пугачевщины, он не только месяцами сидит в архиве, но он едет на Урал. Это ведь не на самолете и даже не в вагоне, а на перекладных. Попробуйте представить, что ктонибудь из наших современников проделал адекватный труд! Да он бы написал несколько томов своих дорожных впечатлений, десятка два рассказов, четыре пьесы, пять сценариев и один малоформистский сборник, а у Пушкина все это вошло частично в “Капитанскую дочку” да в отдельные строки стихов. Вот и выходит густо. Читаем современников и говорим: “А у предшественников лучше!” Да. Потому что у предшественников больше предшествовало, чем у нас. Словом, был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какойнибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно”.
У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию “настоящая литература”, слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина, “у которого сказка представляет тот чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта”, и Л. Н. Толстого, “сказки и детские рассказы которого неизмеримый образец простоты, ясности, занимательности, отсутствия языковых ухищрений. У него это выходило хорошо, потому что он был Львом Николаевичем Толстым”.
В январе 1949 года торжественно был отмечен 70летний юбилей П. П. Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: “Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенная”…
Понравилось сочинение » Бажов Павел Петрович, тогда жми кнопку of your page –>
В чем волшебство сказов П.П. Бажова?
Школьное сочинение
Связь общих героев, как главных, так и второстепенных, объединенных в группы в сказах “Малахитовая шкатулка” писателем сознательно продумывалась для того, чтобы придать книге особую целостность. Порой сказы связывает установка на одинаковое время и место действия. Нередко в них передается словно бы судьба одного трудового семейства: Степана и Насти, их дочки; Катерины и ее супруга умельца Данилы, а дальше и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Подобные семейные истории жили и по сей день продолжают жить на Урале.
Пытливый читатель, взявший в руки данную книгу, обязательно задумается над вопросом, почему она так названа. Малахитовую шкатулку — ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноименного сказа, но и всей книги. Шкатулка из зеленого “веселого” камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжелом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов. Уральские рабочие, мастера горного дела — герои сказов П. П. Бажова.
Название книги оказалось удачным еще и потому, что писатель постепенно “складывал” в этот сборник, как в шкатулку, все новые и новые произведения. Сказы, как драгоценные камушки, сверкали и переливались народной выдумкой, фантазией и были огранены, обработаны Бажовым с большим писательским мастерством.
Главные герои сказов — простые люди. Люди, для которых счастье в мастерстве. И божественные существа, помогающие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только честность, добросовестность и умелость открывают тайники Медной горы.
Общие в сказах волшебные персонажи, главные из которых — Хозяйка, или Малахитница, и Полоз. Интересно их происхождение. Еще в глубокой древности сложились у людей представления о том, что подземные богатства охраняют чудесные существа. В фольклоре хранители недр выступают в облике или Хозяина, старика, горного духа, или Хозяйки, девки Азовки. Действия их могут быть враждебны или доброжелательны по отношению к людям.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на “подземной каторге”, в рудниках и шахтах. Стремление объяснить непонятные явления природы вызвало их к жизни, жажда справедливости, желание видеть удачу труженика и наказание угнетателя определили их содержание.
Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, — разноцветные ящерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим — не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб “сердце радовалось” у людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — “сколько камни стоят”. Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину “дорогую выдумку”. Как и Данила, исчез Митя.
Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.
Творения уральского сказочника, созданные на основе фольклора, всенародные по содержанию, человеколюбивые по идеям, абсолютно народны и по стилю, и по языку. Уже не одно поколение читателей веселили и захватывали замечательные сказы Павла Петровича Бажова. И долго-предолго будут они радовать всех своими интереснейшими сюжетами, ведь мудрость сказки принадлежит не единственному человеку и не единственному народу.
Сказка не ведает рубежей во времени и не знает границ между государствами и языками. Она неизменно нравственна, не выпячивается в нравоучение, обучает игре.
Сочинение «Первые литературные опыты Бажова»
В 1899 году Бажов окончил Пермскую семинарию – третьим по сумме баллов.
Настало время выбора пути в жизни. Предложение поступить в Киевскую
духовную академию и учиться там на полном содержании было отвергнуто
юношей. Он мечтал об университете. Однако путь туда был закрыт. Прежде
всего потому, что духовное ведомство не хотело терять свои “кадры”: выбор
высших учебных заведений для окончивших семинарии был жестко ограничен:
Дерптский, Варшавский, Томский университеты – вот и все.
Бажов решил учительствовать в начальной школе д. Шайдурихи под Невьянском,
в районе, населенном старообрядцами. Но инспектор потребовал, чтобы
воспитанник духовной семинарии преподавал не только “светские” предметы, но
и “Закон Божий”. Бажов не мог на это согласиться. Такое согласие исключало
возможность близости с местным населением и воздействия на него в духе
щаповско-кельсиевской программы. Значит, здесь незачем было оставаться.
Как раз в это время открылась вакансия в Екатеринбургском духовном училище.
И Бажов вернулся туда – теперь уже в качестве преподавателя русского языка.
Позднее Бажов пытался поступить в Томский университет, но не был принят.
В Екатеринбурге возобновилась связь Бажова с давним его “старшим приятелем”
Н. С. Смородинцевым. Ветеринар был интересным человеком, близким к народу.
О широких духовных запросах свидетельствовала его обширная личная
библиотека. В повести “Дальнее-близкое”, выведя своего старшего товарища
под именем Алчаевского, Бажов говорит о нем: “шумливый, кипучий, всегда чем-
нибудь взволнованный”. Один из героев повести Полиевкт Егорыч любовно
называет его “Громилой”. В. А. Бажова – жена Павла Петровича отзывалась о
ветеринаре как о “человеке горячем”.
В 1911 году Бажов женился на выпускнице епархиального училища Валентине
Александровне Иваницкой. Брак был основан на любви и единстве устремлений.
В этом плане характерно не только школьное сочинение Валентины Иваницкой,
цитированное выше, но и стихотворение Павла Петровича, преподнесенное им
невесте в день свадьбы. Вот концовка этого стихотворения:
Об руку смело идем мы вперед,
Крепкую веру храня, –
Рано иль поздно, а все же взойдет
Русского счастья заря.
Если же нам суждено не дойти,
Оба погибнем на честном пути.
Павел Петрович занимался изучением Великой Крестьянской войны. Его
интересовала в пугачевском восстании идейная сторона дела – то, что у
старообрядческой части восставших выражалось девизом: “крест и борода”.
Устойчивым был интерес Павла Петровича к этнографии, краеведению,
фольклору. На протяжении полутора десятков лет Бажов во время летних
каникул ходил или на велосипеде ездил по Уралу, знакомился с бытом и
экономикой края, вел фольклорно-этнографические записи, рассчитывая
заинтересовать ими Академию наук, и, что особенно существенно, изучал жизнь
и настроения трудящихся.
Когда началась первая мировая война, у Бажовых уже росли две дочери. В
связи с материальными затруднениями супруги переселились в г. Камышлов,
поближе к родственникам Валентины Александровны. Павел Петрович перевелся в
Камышловское духовное училище.
В одной из анкет (12.IV.1942 г.) Бажов сообщает, что в Камышловском училище
он служил до апреля 1917 года, а затем – “работа по выборам. Совдеп,
городская управа, уезд-исполком”. 23 августа 1917 года он был избран
городским головой, что со стороны лиц, “имеющих недвижимую собственность”,
немедленно вызвало протест, направленный ими в Пермь, губернскому комиссару
Временного правительства. Авторы письма с возмущением сообщали, что
“избранный городской голова П. П. Бажов с товарищем своим Н. А. Удниковым
призывают рабочих Алафузовского завода к всеобщей забастовке”, и требовали
Бажов писал, что в то время, несмотря на установившуюся уже связь с
камышловскими большевиками – работниками паровозного депо Подпориным,
Жуковым и др., он еще “партийно не определился”. Действительно, до осени
1917 года он иногда, по его словам, “блокировался с левыми эсерами”, что
впоследствии, в 1933 году, послужило поводом для возбуждения персонального
дела против Бажова. В своих письменных объяснениях Павел Петрович
подтверждал, что в камышловских газетах он неоднократно был назван эсером,
хотя “к партии эсеров никогда не принадлежал”. В условиях засилья кадетов в
Камышлове мнимое эсерство было формой маскировки для проведения
большевистской линии. Бажов писал: “камышловские большевики группировались
вокруг меня”. Приведя многочисленные факты, говорящие о характере его
деятельности, он утверждал: “моя работа шла по апрельским тезисам В. И.
Ленина, а не по директивам эсеров”. И далее: “…повседневная практика моей
работы расценивалась как большевистская, и в по-Октябрьский состав уездного
совдепа я проходил уже от большевиков”. Членом коммунистической партии
Бажов стал с 1 сентября 1918 года.
Когда началась гражданская война, Бажов добровольцем вступил в Красную
Армию, редактировал газету политотдела 29-й дивизии “Окопная правда”, был
секретарем партячейки штаба дивизии. Он отступал вместе с армейскими
частями до Перми, где в ночь с 25-го на 26 декабря 1918 года был взят в
плен белогвардейцами, а дней через пять бежал. Бежать пришлось на восток, в
колчаковский тыл. Бажов дрался с белыми в сибирских партизанских отрядах.
Под именем Бахеева” выполнял работу подпольщика-организатора и красного
разведчика в районе города Усть-Каменогорска. 15 декабря 1919 года при его
непосредственном участии партизанское соединение освободило город от
белогвардейцев еще до подхода Красной Армии и восстановило там Советскую
Очень интересны эти горьковские поправки в очерке “Потерянная полоса”.
“Потерянная полоса” дает интересный материал для наблюдений над принципами
использования Бажовым фольклорных текстов в 20-е годы. Этот период был для
него и временем углубленного познания свойств и особенностей народной речи
и постепенного формирования на этой основе собственного языкового стиля.
Своеобразие бажовской манере письма уже в раннем творчестве придавали
народно-поэтические средства художественной выразительности и
изобразительности, а также просторечные и диалектные элементы.
Бажов уже владел искусством живописи словом. Портретно-психологические и
пейзажные зарисовки ему, безусловно, удавались. Тот же полусумасшедший
“старик перед огромным артельным полем” – это незабываемо. Картина
артельных полей в “Потерянной полосе” очень хороша: в ней передано
безудержное буйство сил обновленной земли, их торжество. Удавались Бажову и
образы-характеры, – пусть пока главным образом статичные.
Но свободно владел Бажов средствами типизации лишь в документальных жанрах.
Порой он еще не мог уйти из-под власти непосредственных наблюдений,
подняться над ними и поэтому удавшиеся частности не умел подчинить общему.
Бывало и так, что выразить общественный смысл одних и тех же явлений ему
удавалось публицистическими средствами – и не удавалось образными. Так, в
очерковой книге о деревне Дюбиной, в отличие от повести “Потерянная
полоса”, борьба за колхоз отображена правильно и достоверно. Поэтому,
считая верным выдвинутый нами тезис, что Бажов-журналист порой не мог
отойти от единичного факта и это затрудняло ему проникновение в суть, в
смысл общественного явления, мы вместе с тем думаем, что объяснение
особенностей “Потерянной полосы” и вообще некоторых ранних произведений
Бажова должно быть расширено.
Очевидно, увлеченность замыслом, возникшим из
неполного, недостаточно широкого видения некоторых явлений
действительности, в то время могла еще уводить внимание журналиста от
П. П. Бажов – Автор замечательных сказов
Автор замечательных сказов – «Малахитовой шкатулки» – Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился на Урале, в заводском поселке Сысерть. Отец его был рабочим-медеплавильщиком. Когда Бажову было 14 лет, его семья переехала в Полевской завод. На всю жизнь запомнил будущий писатель старого полевского сторожа Василия Алексеевича Хмелинина, по прозвищу дед Слышко, который рассказывал заводским ребятишкам у караулки на Думной горе рабочие предания и легенды о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе, «вольных людях» – разбойниках из крепостных, Пугачеве. Заводские рассказчики и песенники пробудили у Бажова поэтические силы. Не случайно в годы своей писательской славы он называл себя «сказителем в литературе». Бажов окончил заводскую школу, духовное училище в Екатеринбурге, Пермскую семинарию и стал народным учителем. Весь этот период учебы и работы он продолжал накапливать материалы по истории, быту и устному творчеству уральских рабочих, с увлечением читал и изучал произведения русских классиков.
Начало литературной деятельности Бажова совпало с бурными годами революции. В 1918 году он вступил в ряды Коммунистической партии, был комиссаром на фронтах гражданской войны, редактировал фронтовые газеты, писал очерки, фельетоны. Уже в первой книге «Уральские были» (1924) писатель создал поэтические образы дореволюционных мастеровых. В произведении ощущалась сатира на владельцев заводов и их прислужников. «Малахитовая шкатулка» была напечатана в 1939 году. В последующие годы писатель пополнял свою книгу все новыми и новыми произведениями. Сказы Бажова предназначались взрослым. Они носят глубокий философский характер. Но многие сказы писателя доступны детям начальных классов и давно вошли в круг детского чтения. Это объясняется народной простотой их поэтического языка и сюжетно-композиционного построения. Четкое и последовательное развитие темы, контрастные образы, вызывающие сразу же положительные или отрицательные эмоции, обилие интригующих сказочных мотивов, питающих мечту ребенка о чудесном,- все эти особенности сказов «Малахитовой шкатулки» обеспечили им большую популярность в детской среде. Сказы Бажова являются еще одним подтверждением той истины, что сказочная форма повествования помогает донести до сознания маленького читателя достаточно сложное содержание. Писатель создал в жанре литературного сказа образ рабочего человека и раскрыл идейно-эстетические богатства рабочего фольклора. В историческом прошлом рабочего класса и его устном творчестве писатель, по собственному признанию, стремился выделить «те точки, которые занимательны для современного читателя»: созидательный труд, патриотизм и революционность народа. И в жанровом отношении сказы Бажова были оригинальными произведениями советской художественной литературы. Писатель разрабатывал устные рассказы рабочих о подлинных явлениях жизни. В основе сказа, писал Бажов, «лежит истинное происшествие, и эта близость к истине и отличает сказ от того, что в народном понимании является сказкой».
Отсюда в сказах Бажова такое богатство исторических мотивов. Они воссоздают жизнь, труд и быт уральских рабочих, их духовный мир, развитие горной промышленности, типические конфликты XVIII – начала XX века. Исторически реален не только дедушка Слышко, повествующий в бажовских сказах о Хозяйке Медной горы, Великом Полозе. Из жизни взяты и такие персонажи «Малахитовой шкатулки», как землепроходцы Ермак и Атласов, основатели уральских заводов Строгановы и Демидовы, вожди освободительного движения Пугачев и Салават Юлаев, прославленные мастера литейного и гранильного дела Василий Торокин, Иван Бушуев и др. Бажов реалистически рисует положение крепостных рабочих. В тяжелых испытаниях и нищете проходит жизнь талантливого камнереза Данилы («Каменный цветок»). Та же участь ожидает его сына Митю («Хрупкая веточка»). Добывая медь, горняк Левонтий «позеленел весь», а когда вконец «изробился», отпустил его приказчик на «вольные работы»: теперь, мол, «никуда его не надо» («Про Великого Полоза»). Даже молодой и здоровый парень Андрюха не выдерживает горного каторжного труда: «с полгода ли, с год» пробыл он в руднике и «тень тенью стал» («Две ящерки»). Однако для крепостного рабочего труд был не только страданием. «Малахитовая шкатулка», по словам А. Суркова, повествует о мастерах, «умевших и в черной ночи рабского труда нести неугасимый огонь трудового вдохновения». Новаторство Бажова в том, что он сумел осмыслить труд как искусство, ставшее для рабочего человека источником высоких нравственных и эстетических переживаний и представлений. В этой важной теме Бажов опирался на рабочие предания и легенды, которые поэтизировали умельцев, и на принципы, высказанные Горьким, о необходимости советскому писателю избрать труд «основным героем» своих книг, «научиться понимать труд как творчество».
Как и в рабочем фольклоре, умельцы у Бажова социально активны, охвачены жгучей ненавистью к поработителям, способны отстоять свое человеческое достоинство и пожертвовать своей жизнью во имя народного счастья. Когда барин-самодур растоптал «хрупкую веточку», Митя расправился с ним и убежал с завода. Герой сказа «Две ящерки» Андрюха мстит владельцу завода, обманувшему рабочих: он дважды заморозил медеплавильную печь. Героикой классовой борьбы овеян бажовский сказ «Кошачьи уши». Он посвящен Пугачевскому восстанию, охватившему больше половины уральских заводов. Героиня сказа – отважная «руднишпам девчонка» Дуняха – пробирается сорок верст «страшенным лесом» в Сысерть, чтобы узнать о настроениях маете’ ровых. Вернувшись в Полевской завод, она кричит рабочим: «Хватай барских-то! Прошло их время! По другим заводам давно таких-то кончили!» Когда восстание потерпело поражение, Дуняха вместе с рабочим Матвеем уходит в леса. Она становится «вольным человеком», беглым крепостным-мстителем.
Бажов писал о «тайной силе», выступающей в горняцких устных рассказах: «Эта сила неизменно противодействует барам и заводскому начальству и помогает рабочим, но не всем, а только таким, которые отличаются положительными качествами». Носителем этих классовых симпатий и антипатий выступает прежде всего Хозяйка Медной горы. Всесильная и всезнающая Хозяйка помогает товарищу Степана выйти из беспросветной нужды («Медной горы Хозяйка»), спасает от барской ярости рабочего Андрюху («Две ящерки»). Искренне и неподдельно любя рабочих, оно сурово карает их врагов: подводит под барские плети «нюхалку-наушника» Ваньку Сочня («Сочневы камешки»), сводит с ума «косого зайца» заводчика Турчанинова («Малахитовая шкатулка»), превращает в глыбу пустой породы жестокого приказчика Северьяна («Приказчиковы подошвы»), калечит «заграничную барыньку» и подхалима-надзирателя Ераску Поспешая («Таюткипо зеркальце»).
Специальный цикл произведений Бажов написал для детей. «Сказами детского тона» он называл «Серебряное копытце», «Голубую змейку», «Огневушку-Поскакушку», «Таюткино зеркальце». Изображая здесь ту же социально-бытовую среду и те же явления жизни, что и в сказах для взрослых, Бажов, однако, выдвигает на первый план образ ребенка, его своеобразное восприятие мира. За исключением «Таюткиного зеркальца», «сказы детского тона» менее публицистичны и философичны, чем основные циклы сказов «Малахитовой шкатулки».
Герой-ребенок не оторван у Бажова от взрослых. Он зачастую помогает глубже понять духовный облик рабочих. Высокой гуманностью, любовью к слабому и беззащитному существу проникнуты отношения рудобоев к попавшей в шахту маленькой Таютке. Берегут ее в шахте, потешают, кто как умеет. Кто на порожней тачке подвезет, кто камешков узорчатых подкинет,- пишет Бажов.
Сочинение по сказке Хозяйка Медной горы Бажова
В основу сказки Павла Бажова «Медной горы хозяйка» легло народное уральское предание, которое автор узнал у горняков, работающих на медном месторождении.
Сказка, написанная в 1936 году, создана под влиянием условий жизни тех лет. В те времена (такое остается где-то и поныне), труд работника добывающей промышленности оплачивался низко, а риск был огромным. В любой момент человек мог умереть. Тяжелые физические нагрузки организм переносил плохо, поэтому возникали болезни. Разбогатеть мог не каждый. Только тот, кто найдет самородок. Такое случилось со Степаном, главным героем сказки.
Встреча Степана с Хозяйкой медной горы символизирует столкновение простого человека с большим богатством. Степан получил вознаграждение, но за это должен был пройти все испытания Хозяйки. Молодой рабочий проходит их стойко, за что получает восхищение Хозяйки. На прощание она подарила ему свои слезы-изумруды. Глядя на них, Степан не мог забыть красоту Хозяйки.
После встречи с Хозяйкой Степан стал алчным, жадным. Он хотел накопить все больше и больше богатств. Мужчина перестал думать о других. Например, о своей жене, бывших коллегах, знакомых. В Степане развился и вырос эгоизм. Он стал думать только о себе и своем благосостоянии. Здесь есть политический подтекст. Автор показывает, как блага капиталистического общества влияют на человека, меняют его в худшую сторону.
Степан стал состоятельным и выкупил себя с женой из зависимости. Однако, состоятельная жизнь длилась недолго. Молодому человеку пришлось отдать жизнь в обмен на богатство. Здесь автор хочет показать, что зачастую люди больше внимания отдают финансовому и материальному, забывая про временной ресурс. Время никогда не возвращается, поэтому его нужно тратить с умом, рационально, ответственно.
2 вариант
Далеко на Урале есть рудник Гумешки – одна из самых древних медных выработок страны. Здесь, в условиях тяжёлого и опасного труда, сложились свои традиции, обычаи, верования. И именно в этом месте происходили события из сказа Павла Петровича Бажова «Медной горы хозяйка», основанного на народном уральском предании.
Хозяйка медной горы – это мифическое существо, которое охраняет рудники, наполовину ящерица, наполовину прекрасная девушка. Она очень подвижна, смешлива, уверена в себе. Речи её мудры, а способности волшебны: любые горные богатства Малахитчица может превратить в бесполезный кусок камня. Сама природа воплотилась в этой девушке в виде силы, оберегающей богатства уральских гор, так прославивших эту землю. А помогает ей личное войско шустрых малахитовых ящериц. По народным преданиям, встреча с Хозяйкой не сулит ничего хорошего: завлечёт ладными речами, окрутит и погубит. Но главному герою произведения крепостному Степану всё же довелось столкнуться с ней, что очень сильно меняет всю его жизнь.
Три испытания приготовила для работяги «каменная девка», как сама она называет себя. Первое – проверка на храбрость. Передать приказчику слова Хозяйки, называющие его «душным козлом» и требующие убраться с Красногорского рудника. Степан, хоть и понимал, что будет наказан за такую дерзость, но справился с заданием. Второе – искушение богатством и красотой Малахитчицы. И это испытание прошёл молодой человек, не предал свою невесту-сиротку Настеньку, отказался взять в жёны Хозяйку медной горы. Даже пещеры со сказочными богатствами не соблазнили его. Третье испытание оказалось для героя самым сложным. Степан проявил себя как честный, работящий, нежадный человек. За это Хозяйка щедро наградила его: помогла выкупить себя и невесту из крепостной зависимости, подарила малахитовую шкатулку для Насти, и наказала лишь одно – не вспоминать больше никогда о себе. Схитрила Малахитчица, ведь вместе с наказом дала она работяге на память свои слёзы, которые тут же превратились в медные изумруды. Именно эта горсть камушков всю жизнь напоминала юноше про роковую встречу, про всё то, от чего он отказался… Мысли, воспоминания не давали ему покоя, из-за тоски стал Степан чахнуть, ноги сами всё чаще несли его в тот самый лес, к руднику, с надеждой хоть еще разок увидеть Её. Там он и умер, так и не встретившись больше со своей мечтой
Богатство – это большое испытание для человека. А нежданное богатство тем более. Даже самый хороший человек может дрогнуть перед таким искушением. Вот и Степан, хоть и устоял вначале, но всё же не смог изгнать из своей головы сомнения, забыл о доме, о близких людях, за что понёс наказание. Произведение учит читателя быть честным, смелым, порядочным, верным, это поможет найти свои богатства. Но, даже достигнув мечты, важно оставаться хорошим человеком, идти по верному пути до самого конца, ценя то, что имеешь.
Сочинение 3
Абсолютно не случайно, что в произведении затронута тема рудного дела. Как известно, Павел Баженов был известным писателем-фольклористом родом с Урала. Местные предания и сказки так или иначе касались местных богатств в виде самоцветов. И художник решил затронуть данную тематику и в авторской художественной оболочке представить одно из местных сказаний о таинственной владелице горнорудного достояния Урала.
Стиль Бажова легко узнаваем: наличие в речи большого количества местных уральских выражений и специальных терминов горнодобывающей промышленности. Изложение ведется легко и непринужденно.
В центре повестования обычный рабочий, которому во сне привидилась некая таинственная особа женского пола. Зеленой платье, жгучие черные волосы, длиная коса, обольстительная наружность. Оказалось, что это так называемая Хозяйка медной горы. Девушка решила использовать рабочего, чтобы передать через него свою волю местному управляющему, мол тот немедленно должен покинуть рудник, иначе кара ее будет жестокой. В случае если мужчине удасться донести просьбу, Хозяйка пообещала выйти за него замуж. Уральский мужик сказал – Уральский мужик сделал. Но перспектива женитьбы на красавице не прельстила молодого человека, ведь была у него уже избранница. Ничто не могло поколебать его верную любовь: ни богатства, ни слава, ни власть. Хозяйка тогда поняла, что перед ней достойный представитель уральского рабочего класса и отпустила его с миром, да еще и приданного вручила для женитьбы. В назидание она просит забыть их встречу и не говорить о ней никогда.
Образ Хозяйки медной горы имеет древнее происхождение. Помимо внешности красивой молодой особы, она может иметь и ужасную внешность ящерицы. Этим показывается, что за наружной прекрасной оболочкой всегда скрывается опасная и изворотливая сущность, которой лучше не перечить. Она была покровителем Уральских рудодобытчиков. Величайшей опасностью было ее прогневать: неуважением к природе, ленью и т.д.
В целом, сказка учит быть преданным и честным. Деньги и почет должны уступать место настоящей любви. Раскрывается один из аспектов многообразного русского фольклора.
Также читают:
Картинка к сочинению По сказке Хозяйка Медной горы Бажова
Популярные сегодня темы
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.
Люди с древних времен объединялись в различные общества по разным причинам для облегчения своего образа жизни. Первобытные люди начинали объединяться в общины для того, чтобы можно было легче добывать пищу
Никто так явно не поднимал проблему равнодушия в окружающем мире, как Антон Павлович Чехов. Он известен читателям как автор космических рассказов, в которых не случайно за основу берутся жизненные случаи.
Во взаимоотношениях с такими героями, как Грушницкий и Вернер, раскрывается умение главного героя романа М.Ю.Лермонтова Герой нашего времени, Григория Печорина, дружить с людьми, составлять их психологический портрет
В «Красной шапочке» не так много героев, зато все они давно стали популярными, а их имена известны даже тем, кто далёк от детского и народного творчества.
В чем волшебство сказов П. П. Бажова?
Сказы “Малахитовой шкатулки” объединяются в группы, связанные общими героями, как главными, так и второстепенными. Эта связь писателем специально продумывалась для придания книге большей цельности. Иногда сказы объединяет указание на одно и то же время и место действия. Часто в сказах дается как бы история одной рабочей семьи: Степана и Насти, их дочери; Катерины и ее мужа мастера Данилы, а затем и их детей; старателя Леонтия и его сыновей Пантелея и Кости. Такие семейные истории существовали да и сейчас существуют на Урале.
Такие фантастические предания были широко распространены среди уральских рабочих, многие поколения которых трудились в тяжелейших условиях на “подземной каторге”, в рудниках и шахтах. Стремление объяснить
Бажов использует, развивает и дополняет фольклорные традиционные мотивы. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необыкновенной внешностью. Детали красочного портрета намекают на связь ее с миром природы. Многое роднит эту героиню со сказочной царевной. Не только необыкновенная красота, но и чудесные помощники, выполняющие все ее распоряжения, – разноцвет ныс яшерки. Живет она в прекрасном подземном дворце, куда можно попасть, только преодолев многие испытания, похожие на те, которые проходит и герой волшебной сказки.
Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим – не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
Творчеству народных умельцев, истинных художников принадлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует, например, мастера Данилу и его сына Митю, стремящихся раскрыть красоту камня, чтоб “сердце радовалось” у людей при взгляде на их работу.
Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное – “сколько камни стоят”. Узнав, что использован недорогой материал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Митину “дорогую выдумку”. Как и Данила, исчез Митя.
Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов, но и все более сильного закрепощения народа и появления в его среде отдельных смельчаков, народных мстителей.
Народ всегда приписывал своим любимым героям особую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бессмертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. Но та же волшебная кошка губит незадачливых добытчиков, барских прихвостней.
Другими чудесными персонажами, связанными с золотыми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персонажам принадлежат и козлик Серебряное копытце, и чудесные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти произведения Бажова ближе к сказкам, он и сам их так иногда называл.
Произведения уральского сказочника, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по идеям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Не одно поколение читателей радовали и увлекали сказы Павла Петровича Бажова. И жизнь им предстоит долгая-предолгая.
“Малахитовая шкатулка” Павла Петровича Бажова Любознательный читатель, взяв в руки эту книгу, непременно задумается над тем, почему она так названа. Малахитовую шкатулку – ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила.
Секреты творчества уральского сказочника (П. П. Бажов) Большой интерес читателей к “Малахитовой шкатулке” побудил П. Бажова рассказать о том, как создавались сказы, раскрыть секреты своего творчества. Наполненная поездками, встречами со многими старыми уральскими рабочими жизнь газетчика, конечно.
“Счастье не в счастье, а в его достижении…” (“Малахитовая шкатулка”) Поиски счастья – основная тема многих произведений русских писателей Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, лицемерную и агрессивную.
Тема сочинения: Волшебство в сказке “Снежная королева” Как бы мне хотелось оказаться в настоящей волшебной сказке! Обрести способность превращаться в птиц и животных, научиться пользоваться живой и мертвой водой, получить подарок от могущественного чародея… Или отправиться в.
Что такое “стихия” Пастернака? Стихия (от греческого stoicheion – первоначально элемент ). В древней натурфилософии – одно из первовеществ, основных элементов природы [например: вода, огонь, дерево, металл, земля – в древнекитайской философии: земля, вода.
Тютчев – один из самых замечательных русских людей Жить – значило для него мыслить. Всю жизнь он действительно тешился сверкающей игрой своего ума, гнался за ясностью мысли, за ее стройностью. Но своего истинного и исключительного величия достигал, когда.
Сочинение по русской литературе по рассказу “Бирюк” Важное место в произведениях Тургенева занимает изображение природы. “Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей”, – писал он. Пейзажная живопись Тургенева восхищает читателя. Толстой.
Тема памяти в рассказе Ю. В. Бондарева “Простите нас!” “Школьные годы чудесные”, – поется в одной очень хорошей песне. Но эти “чудесные” годы быстро пролетают, иногда не оставляя в памяти бывших учеников абсолютно никакого следа. Такая ситуация сложилась и.
Русский фольклор: “Сибирские сказы” Волшебный мир сказки – он создавался с незапамятных времен, когда человеку было неведомо не только печатное, но и рукописное слово. Сказка жила и передавалась из уст в уста, переходила из.
Сочинение описание человека: Портрет сестры Мою младшую сестру зовут Ярослава. Все ласково называют ее Ясей. Ясе сейчас девять лет, она учится в третьем классе. Помню, когда ее девять лет назад привезли из роддома, я смотрела.
Цветы – глаза природы Дома добрых и искренних людей всегда видно издали. Там изобилуют зеленой листвой и яркими цветами растения. Они могут радовать наше зрение в небольшом палисаднике, в приспособленном на балконе ящике или.
Природа Пушкина Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса… Эти чудесные строки, волнующие своей проникновенностью и музыкальностью, посвятил.
Что сложнее: власть над собой или власть над людьми? Для того, чтобы ответить на вопрос “что важнее: власть над собой или власть над людьми?” необходимо, прежде всего, определить и понять, что такое “власть”. Как известно, власть – это в.
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака Размышляя О природе поэтического творчества, В. Пастернак писал: “Современные течения вообразили, что искусство – как фонтан, тогда как оно губка. Они решили, что искусство должно бить, тогда как оно должно.
Анализ стиха А. А. Фета Очень сложно выбрать какое-нибудь одно или даже два стихотворения Фета, чтобы провести анализ. Однако я не могу проанализировать все стихи этого поэта, поэтому я остановлюсь на одном из всего многообразия.
Образ Ивана Палийчука Сочинение по повести М. Коцюбинского “Тени забытых предков”. Повесть М. Коцюбинского “Тени забытых предков” – одно из самых лирических, даже фантастических произведений. Автор будто предлагает читателям оказаться в волшебном царстве.
Поэтическое слово И. А. Бунина Поэзия Ивана Алексеевича Бунина, одного из наиболее выдающихся мастеров литературы XX века, является примером движения русской лирики к освоению новых художественных стилей. Для творчества Ивана Бунина характерно то, что он.
Человек и природа в лирике Афанасия Фета Творчество Фета знаменует новый этап в развитии русской романтической поэзии. В основе фетовской поэтики – особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы “Весна”, “Лето”, “Осень”, “Снега”.
Романтический герой Мцыри Действие поэмы М. Ю. Лермонтова ” Мцыри ” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Российский генерал, который проезжал мимо монастыря, оставил монахам пленного измученного ребенка лет.
Романтический герой Мцыри. Сочинение По поэме “Мцыри” Действие поэмы М. Ю. Лермонтова ” Мцыри ” разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести.
Бажов: сочинение Ссылка на основную публикацию