В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?: сочинение

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

Скачать сочинение
Тип: Анализ творчества поэта/писателя

Любовь… Наверное, это одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно оно содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг, и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Это чувство, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, на чем держится мир».

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова – носитель индивидуального характера. Это поэт-мыслитель и гражданин, размышляющий о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей Родины и, вместе с тем, человек, отдающийся впечатлениям личной жизни, и прежде всего любви. Традиции русской любовной лирики, существовавшие до Лермонтова, были богаты и разнообразны. Стихи молодого поэта об этом прекрасном чувстве автобиографичны и поэтому эмоциональны и проникновенны.

Любовные стихотворения Михаила Юрьевича не были выделены в отдельные сборники. Как правило, стихи он адресовал своим возлюбленным. Например, в творениях, посвященных Е.Сушковой, вырисовывался ее «светский» облик: «притворное внимание», «острота речей», насмешливое обращение с героем, бездушие и обида от неразделенной любви пробуждает в лирическом герое чувство гордости и вызывает его на борьбу со своими чувствами и с любимой, которую он не желает прощать:

Ничто не сблизит больше нас,

Ничто мне не отдаст покой…

Хоть в сердце шепчет чудный глас:

Я не могу любить другой.

Иной женский образ рисует поэт в стихах, посвященных В.Лопухиной. В этой женщине поэта больше всего волнует «чудная простота» и неспособность «лицемерить», она противопоставляется идеалу светской красавицы. Лирический герой не случайно называет ее своим «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…»). Эта любовь была искренней и чистой:

Она гордой красотою

Прельщает юношей живых.

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

Эти строки поэт посвятил Лопухиной. Герой любовной лирики Лермонтова обладает сложным характером и особым мировоззрением, он наделен сомнениями и мечтами о своем высоком предназначении. Слова о любви смешиваются в его монологах с заветными мыслями о себе и о мире. При этом одной из главных индивидуальных особенностей лермонтовской поэзии о любви является связанная с ней надежда, чаще всего несбыточная, на то, что любовь избавит его от одиночества. Влюблённый герой Лермонтова часто страдает от любви, но в своем чувстве он слишком горд, а романтические переживания не могут заглушить в нем чувства собственного достоинства:

Я горд! Прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного,

Я не соделаюсь рабом.

Лирический герой – романтик с бурей чувств и эмоций. Любовные стихотворения представляют собой откровения, раскрывающие поэта с разных, порой неожиданных сторон.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» – небольшое по объему, его нередко называют «таинственным разговором». Оно заключает в себе глубокий смысл, это своеобразное прощание с юностью и любовью; реальная история из жизни, которую очень изящно и тонко рисует автор. Обращаясь к бывшей возлюбленной, Лермонтов усиливает впечатление за счет отрицаний:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Поэт всю жизнь был верен себе, горд, всегда имел свою точку зрения. Возможно, поэтому он испытывал муки одиночества, его не понимало общество, да и не хотело понимать. Любовь в лирике Лермонтова трагична, как и многое в его жизни. Это краткий миг, яркая вспышка в монотонной обыденности, которая внезапно озаряет человеческую жизнь, и так же внезапно пропадает, оставляя лишь воспоминания и досаду.

Другой частый мотив у поэта – мотив несостоявшейся любви, которой так и не суждено было озарить своим ярким светом две одинокие любящие души:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Поэты по-особому воспринимают окружающий мир, они тоньше воспринимают и чувства, и эмоции. Они более впечатлительны. Жизнь Лермонтова полна поисков, скитаний и противоречий. Хотя поэт прожил недолгую жизнь, но она была яркой, оставившей заметный след, который сумел пройти сквозь века. Такой же была и любовь в стихах поэта – яркой, противоречивой, возвышенной, эмоционально-острой, с трагичным финалом. Но таков был его выбор: искать, находить, лишать себя покоя, отдавшись чувствам. Любовь – это сладостная мука, жизнь без которой – не жизнь, а существование, лишенное ярких красок.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:

В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?: сочинение

1. В чём заключается своеобразие патриотизма М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
2. В чём своеобразие лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
3. В чем своеобразие любовной лирики М.Ю.Лермонтова?
4. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется отношение поэта к Богу? (На примере не менее 2 стихотворений по выбору учащегося.)
5. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема поэта и поэзии? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
6. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема предназначения поэта и его трагической судьбы? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
7. Как в лирике М.Ю. Лермонтова проявляется трагизм его мировоззрения? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
8. Как в лирике М.Ю. Лермонтова связаны тема любви и мотив одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)
9. Как связаны в поэзии М.Ю. Лермонтова размышления о творчестве и тема одиночества? (На примере не менее двух стихотворений по Вашему выбору.)

1. Как в исповеди Мцыри проявляются его представления об истинных ценностях жизни? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)
2. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» раскрывается тема жизни и смерти?
3. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» проявляются важнейшие черты романтизма?
4. Как смысл эпиграфа к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» связан с образом главного героя?

1. Как в произведениях М.Ю. Лермонтова раскрывается тема русской истории? (На примере стихотворения «Бородино» и поэмы «Песня… про купца Калашникова».)
2. Каково отношение автора поэмы к Калашникову и Кирибеевичу? (По поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).
3. Образ Кирибеевича в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова».

1. За какую правду готовится «постоять до последнева» купец Калашников?
2. Как автор относится к Кирибеевичу? Свой ответ обоснуйте.

И сказал ему Кирибеевич:
“А поведай мне, добрый молодец,
Ты какого-роду племени,
Каким именем прозываешься?
Чтоб знать, по ком панихиду служить,
Чтобы было чем похвастаться”.
Отвечает Степан Парамонович:
“А зовут меня Степаном Калашниковым,
А родился я от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью темною,
Не таился от свету небесного.
И промолвил ты правду истинную:
По одном из нас будут панихиду петь,
И не позже как завтра в час полуденный;
И один из нас будет хвастаться,
С удалыми друзьями пируючи.
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, –
Вышел я на страшный бой, на последний бой!”
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег;
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло.
Вот молча оба расходятся, –
Богатырский бой начинается.
Размахнулся тогда Кирибеевич
И ударил в первой купца Калашникова,
И ударил его посередь груди –
Затрещала грудь молодецкая,
Пошатнулся Степан Парамонович;
На груди его широкой висел медный крест
Со святыми мощами из Киева, –
И погнулся крест и вдавился в грудь;
Как роса, из-под него кровь закапала;
И подумал Степан Парамонович:
“Чему быть суждено, то и сбудется;
Постою за правду до последнева!”
Изловчился он, изготовился,
Собрался со всею силою
И ударил своего ненавистника
Прямо в левый висок со всего плеча.
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная,
И, увидев то, царь Иван Васильевич
Прогневался гневом, топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
(М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

Сопоставьте рассматриваемый выше фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова с приведённым ниже фрагментом поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин».
К каким выводам привело вас это сопоставление?

Бьётся насмерть парень бравый –
Так, как бьются на войне.
И уже рукою правой
Он владеет не вполне.

Кость гудит от раны старой,
И ему, чтоб крепче бить,
Чтобы слева класть удары,
Хорошо б левшою быть.

Бьется Теркин,
В драке зоркий,
Утирает кровь и пот.
Изнемог, убился Теркин,
Но и враг уже не тот.

Далеко не та заправка,
И побита морда вся,
Словно яблоко-полявка,
Что иначе есть нельзя.

Кровь – сосульками. Однако
В самый жар вступает драка.

Немец горд.
И Теркин горд.
– Раз ты пес, так я – собака,
Раз ты черт,
Так сам я – черт!

Ты не знал мою натуру,
А натура – первый сорт.
В клочья шкуру –
Теркин чуру
Не попросит. Вот где черт!

Кто одной боится смерти –
Кто плевал на сто смертей.
Пусть ты черт. Да наши черти
Всех чертей
В сто раз чертей.

Бей, не милуй. Зубы стисну,
А убьешь, так и потом
На тебе, как клещ, повисну,
Мертвый буду на живом.

Отоспись на мне, будь ласков,
Да свали меня вперед.

Читайте также:  Судьба России в поэзии М. Ю. Лермонтова: сочинение

Ах, ты вон как! Драться каской?
Ну не подлый ли народ!

Хорошо же! –
И тогда-то,
Злость и боль забрав в кулак,
Незаряженной гранатой
Теркин немца – с левой – шмяк!

Немец охнул и обмяк.

Теркин ворот нараспашку,
Теркин сел, глотает снег,
Смотрит грустно, дышит тяжко, –
Поработал человек.

1.Доказывает ли Печорин своей жизнью мысль о счастье как о «насыщенной гордости»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
2. Как проявляется характер Печорина во взаимоотношениях с Мери? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
3. Какие черты личности Печорина проявляются в истории его отношений с Верой? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
4. Какой смысл вкладывает М.Ю. Лермонтов в название своего романа «Герой нашего времени»?
5. Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют женские образы?
6. Кого можно назвать фаталистом в главе «Фаталист»? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
7. Почему дуэль Печорина и Грушницкого оказалась неизбежной? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
8. Почему Печорин одинок и несчастлив? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
9. Своеобразие характера Печорина. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
10. Тема дружбы и особенности её звучания в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

1. Каковы особенности личности Максима Максимыча, проявившиеся в приведённом эпизоде?
2. Какими художественными средствами передано отношение Максима Максимыча к Бэле?

Четверть часа спустя Печорин вернулся с охоты; Бэла бросилась ему на шею, и ни одной жалобы, ни одного упрёка за долгое отсутствие. Даже я уж на него рассердился.
– Помилуйте, – говорил я, – ведь вот сейчас тут был за речкою Казбич, и мы по нём стреляли; ну, долго ли вам на него наткнуться? Эти горцы народ мстительный: вы думаете, что он не догадывается, что вы частию помогли Азамату? А я бьюсь об заклад, что нынче он узнал Бэлу. Я знаю, что год тому назад она ему больно нравилась, – он мне сам говорил, – и если б надеялся собрать порядочный калым, то, верно, бы посватался.
Тут Печорин задумался. «Да, – отвечал он, – надо быть осторожнее. Бэла, с нынешнего дня ты не должна более ходить на крепостной вал».
Вечером я имел с ним длинное объяснение: мне было досадно, что он переменился к этой бедной девочке; кроме того, что он половину дня проводил на охоте, его обращение стало холодно, ласкал он её редко, и она заметно начинала сохнуть, личико её вытянулось, большие глаза потускнели. Бывало, спросишь её: «О чем ты вздохнула, Бэла? ты печальна?» – «Нет!» – «Тебе чего-нибудь хочется?» – «Нет!» – «Ты тоскуешь по родным?» – «У меня нет родных». Случалось, по целым дням, кроме «да» да «нет», от неё ничего больше не добьёшься.
Вот об этом-то я и стал ему говорить. «Послушайте, Максим Максимыч, – отвечал он, – у меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение – только дело в том, что это так. В первой моей молодости, с той минуты, когда я вышел из опеки родных, я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели. Потом пустился я в большой свет, и скоро общество мне также надоело; влюблялся в светских красавиц и был любим, – но их любовь только раздражала моё воображение и самолюбие, а сердце осталось пусто. Я стал читать, учиться – науки также надоели; я видел, что ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди – невежды, а слава – удача, и чтоб добиться её, надо только быть ловким. Тогда мне стало скучно. Вскоре перевели меня на Кавказ: это самое счастливое время моей жизни. Я надеялся, что скука не живет под чеченскими пулями, – напрасно: через месяц я так привык к их жужжанию и к близости смерти, что, право, обращал больше внимание на комаров, – и мне стало скучнее прежнего, потому что я потерял почти последнюю надежду. Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа её на коленях, целовал её черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою. Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я её ещё люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за неё отдам жизнь, – только мне с нею скучно. Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать. Как только будет можно, отправлюсь – только не в Европу, избави Боже! – поеду в Америку, в Аравию, в Индию, – авось где-нибудь умру на дороге! По крайней мере, я уверен, что это последнее утешение не скоро истощится, с помощью бурь и дурных дорог». Так он говорил долго, и его слова врезались у меня в памяти, потому что в первый раз я слышал такие вещи от двадцатипятилетнего человека, и, Бог даст, в последний. Что за диво! Скажите-ка, пожалуйста, – продолжал штабс-капитан, обращаясь ко мне, – вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?
Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду; что, впрочем, разочарование, как все моды, начав с высших слоев общества, спустилось к низшим, которые его донашивают, и что нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок. Штабс-капитан не понял этих тонкостей, покачал головою и улыбнулся лукаво:
– А все, чай, французы ввели моду скучать?
– Нет, англичане.
– А-га, вот что. – отвечал он, – да ведь они всегда были отъявленные пьяницы!
Я невольно вспомнил об одной московской барыне, которая утверждала, что Байрон был больше ничего, как пьяница. Впрочем, замечание штабс-капитана было извинительнее: чтоб воздерживаться от вина, он, конечно, старался уверять себя, что все в мире несчастия происходят от пьянства.
(М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Сопоставьте представленный выше фрагмент романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» со строфами из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
В чём близки натуры Печорина и Онегина?

Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум;
Красавицы не долго были
Предмет его привычных дум;
Измены утомить успели;
Друзья и дружба надоели,
Затем, что не всегда же мог
Beef-stеаks* и страсбургский пирог
Шампанской обливать бутылкой
И сыпать острые слова,
Когда болела голова;
И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу;
Он застрелиться, слава Богу,
Попробовать не захотел,
Но к жизни вовсе охладел.
Как Child-Harold**, угрюмый, томный
В гостиных появлялся он;
Ни сплетни света, ни бостон,
Ни милый взгляд, ни вздох нескромный,
Ничто не трогало его,
Не замечал он ничего.

Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Страстей игру мы знали оба:
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны*** и людей
На самом утре наших дней.

Кто жил и мыслил, тот не может
В душе не презирать людей;
Кто чувствовал, того тревожит
Призрак невозвратимых дней:
Тому уж нет очарований,
Того змия воспоминаний,
Того раскаянье грызёт.
Всё это часто придает
Большую прелесть разговору.
Сперва Онегина язык
Меня смущал; но я привык
К его язвительному спору,
И к шутке с желчью пополам,
И злости мрачных эпиграмм.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»)

* beef-steak – бифштекс. (вернуться)
** Child-Harold – герой поэмы Байрона «Странствования Чайльд-Гарольда». (вернуться)
***Фортуна – в древнеримской мифологии богиня счастья, случая, удачи; изображалась с повязкой на глазах; в переносном смысле Фортуна – слепой случай. (вернуться)

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

Любовь… Наверное, это одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно оно содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг, и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека. Это чувство, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, на чем держится мир».

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова – носитель индивидуального характера. Это поэт-мыслитель и гражданин, размышляющий о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей Родины и, вместе с тем, человек, отдающийся впечатлениям личной жизни, и прежде всего любви. Традиции русской любовной лирики, существовавшие до Лермонтова, были богаты и разнообразны. Стихи молодого поэта об этом прекрасном чувстве автобиографичны и поэтому эмоциональны и проникновенны.

Любовные стихотворения Михаила Юрьевича не были выделены в отдельные сборники. Как правило, стихи он адресовал своим возлюбленным. Например, в творениях, посвященных Е.Сушковой, вырисовывался ее «светский» облик: «притворное внимание», «острота речей», насмешливое обращение с героем, бездушие и обида от неразделенной любви пробуждает в лирическом герое чувство гордости и вызывает его на борьбу со своими чувствами и с любимой, которую он не желает прощать:

Читайте также:  Уникальность «Песни про царя Ивана Васильевича…»: сочинение

Ничто не сблизит больше нас,
Ничто мне не отдаст покой…
Хоть в сердце шепчет чудный глас:
Я не могу любить другой.

Иной женский образ рисует поэт в стихах, посвященных В.Лопухиной. В этой женщине поэта больше всего волнует «чудная простота» и неспособность «лицемерить», она противопоставляется идеалу светской красавицы. Лирический герой не случайно называет ее своим «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…»). Эта любовь была искренней и чистой:

Она гордой красотою
Прельщает юношей живых.
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.

Эти строки поэт посвятил Лопухиной. Герой любовной лирики Лермонтова обладает сложным характером и особым мировоззрением, он наделен сомнениями и мечтами о своем высоком предназначении. Слова о любви смешиваются в его монологах с заветными мыслями о себе и о мире. При этом одной из главных индивидуальных особенностей лермонтовской поэзии о любви является связанная с ней надежда, чаще всего несбыточная, на то, что любовь избавит его от одиночества. Влюблённый герой Лермонтова часто страдает от любви, но в своем чувстве он слишком горд, а романтические переживания не могут заглушить в нем чувства собственного достоинства:

Я горд! Прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного,
Я не соделаюсь рабом.

Лирический герой – романтик с бурей чувств и эмоций. Любовные стихотворения представляют собой откровения, раскрывающие поэта с разных, порой неожиданных сторон.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» – небольшое по объему, его нередко называют «таинственным разговором». Оно заключает в себе глубокий смысл, это своеобразное прощание с юностью и любовью; реальная история из жизни, которую очень изящно и тонко рисует автор. Обращаясь к бывшей возлюбленной, Лермонтов усиливает впечатление за счет отрицаний:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Поэт всю жизнь был верен себе, горд, всегда имел свою точку зрения. Возможно, поэтому он испытывал муки одиночества, его не понимало общество, да и не хотело понимать. Любовь в лирике Лермонтова трагична, как и многое в его жизни. Это краткий миг, яркая вспышка в монотонной обыденности, которая внезапно озаряет человеческую жизнь, и так же внезапно пропадает, оставляя лишь воспоминания и досаду.

Другой частый мотив у поэта – мотив несостоявшейся любви, которой так и не суждено было озарить своим ярким светом две одинокие любящие души:

Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.

Поэты по-особому воспринимают окружающий мир, они тоньше воспринимают и чувства, и эмоции. Они более впечатлительны. Жизнь Лермонтова полна поисков, скитаний и противоречий. Хотя поэт прожил недолгую жизнь, но она была яркой, оставившей заметный след, который сумел пройти сквозь века. Такой же была и любовь в стихах поэта – яркой, противоречивой, возвышенной, эмоционально-острой, с трагичным финалом. Но таков был его выбор: искать, находить, лишать себя покоя, отдавшись чувствам. Любовь – это сладостная мука, жизнь без которой – не жизнь, а существование, лишенное ярких красок.

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?

Мой жизненный опыт невелик, чтобы судить, что такое любовь. Да и никто не может дать точного определения любви. Вот и у Лермонтова свои взгляды на любовь и своё отношение к этому высокому чувству. По моему мнению, любовь М.Ю. Лермонтова неразлучна с печалью и философскими размышлениями. К данному выводу я пришла, проанализировав некоторые стихотворения любовной лирики поэта.

Для подтверждения своих мыслей хочу обратиться к стихотворению «Расстались мы, но твой портрет…». В нём отражены собственные философские переживания поэта. Неразделённая любовь заставляет его страдать, он считает себя непонятым. Это скорее рассказ о себе, а не создание образа любимой девушки, не признание ей в любви, не пожелание ей счастья:

Слезами и тоской заплатишь ты судьбе.

Мне грустно…потому что весело тебе.

Я считаю, что в этих строках хорошо просматривается интерес не столько к любимой, а к любящему «Я». На мой взгляд, это эгоистично. Моё представление о любви не совпадает с таким отношением к возлюбленным. Может это тоже эгоистично, но я хочу, чтобы мне желали счастья. Как у Пушкина: «Как дай вам Бог любимой быть другим…»

Подтверждение печального настроения в любви прослеживается в строках, посвящённых Варваре Лопухиной. Любовь здесь – высшая духовность:

Там храм оставленный – всё храм,

Кумир поверженный – всё бог!

Печаль делает его стихи трогательными, прекрасными, но это, скорее, прикосновение к вечности. Здесь нет земного счастья, безмятежности и покоя, нет желания быть с любимой всегда, создать семью:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Мне грустно, что не было в жизни Лермонтова земной любви, согревающей его сердце. Не сумел он полюбить так, чтобы навсегда:

Любить…Но кого же? … На время – не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

Подводя итоги, хочется сказать, что в стихотворениях Лермонтова лирический герой бежит от любви, все чувства в прошлом. В этом и трагедия. Остаётся лишь страдать. Отсюда печаль и философские размышления. Но у каждого своё понимание любви, и оно имеет право быть.

Нужна ли человеку правда?

(по пьесе А.М.Горького «На дне»)

Жизнь человека… Коротка ли она или длительна, счастлива или несчастна, красива или ужасна, но она есть. И то, как проживёт человек эту жизнь, прежде всего, зависит от него.

А.М.Горький в пьесе «На дне» рассматривает одну из самых сложных философских проблем: для чего человеку дана жизнь? Писатель шаг за шагом, переходя от одного действия к другому, при помощи диалогов и монологов раскрывает характеры и взгляды людей, оказавшихся на «дне», попавших в этот подвал, похожий на пещеру. Что для них жизнь? В чём правда их жизни? Нужна ли им эта правда? Для каждого из героев это своя правда. Для Клеща – это освобождение после смерти жены, для Анны – это смерть, для Пепла – это жизнь вора, Сатин говорит о том, что « дважды убить нельзя», потому что они и так уже все мертвы в этой ночлежке. Как жить с такой правдой жизни? Впереди нет ничего…

Добродушный странник Лука вселяет в этих людей надежду на будущее счастье, и они верят ему, надеются. Он предлагает каждому новый путь в будущее. Я думаю, прав был Сатин, говоря: «Старик – не шарлатан! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал…вы – нет! Вы тупы, как кирпичи…Я понимаю старика …да! Он врал …но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!»

В пьесе сталкиваются две «правды». «Правда» Луки – утешительная ложь. Он считает, если человеку от этого будет лучше, то надо лгать. По его мнению, человеку необходимо жить вопреки никчёмности его жизни. Сатин же, говоря о том, что человек не нуждается в утешении путём лжи, считает, что человеку необходима правда, что лгать нельзя ни людям, ни самому себе, Человек должен (вопреки всем обстоятельствам) не отчаиваться и гордиться, что он Человек. «Всё в Человеке, всё для человека», – восклицает герой.

Сложно ответить на вопрос: «Нужна ли человеку правда?».

А.М. Горький вложил свои мысли в размышления Сатина, считавшего, что человек нуждается в правде жизни, какой бы ни была эта правда. Но я не отвергаю и взгляды Луки, который вселяет в людей веру. Не вина Луки, что Пепел, Клещ, Барон не смогли эту веру реализовать.

Нужна ли человеку правда?

(по пьесе М. Горького «На дне»)

За свою длительную историю человечество подарило миру немало великих имен, среди них имя Максима Горького выделяется значительно. Этот писатель высоко ценил человека как венец творения природы. «Человек – это звучит гордо!» – утверждал он. Конечно, человек отличается от животного своим разумом, интеллектом, но, к сожалению, бывает и такое, что человек доводит себя до состояния животного или даже хуже. Причины для этого бывают разные: болезнь психическая, употребление алкоголя, нежелание жить не только для других, но и для себя. И эта проблема до сих пор современна. Актуальной она была и во времена М. Горького. Человек, зачастую, в силу не зависящих от него обстоятельств, а чаще, благодаря самому себе, превращал свою жизнь в ад: спивался, нигде не работал, опускался на самое дно жизни. Вот о таких людях и написал Горький свою пьесу «На дне». Все герои «дна»: Васька Пепел, Клещ, Анна (его жена), Настя, Квашня, Бубнов, Барон Сатин, Актер и т.д. живут в ночлежке, которую содержит Костылев. Живут в грязи, в смраде. Как можно так жить нормальному человеку? Но обитатели «дна» уже привыкли к такому существованию и ничего не делают для того, чтобы как-то изменить свою жизнь.

Актер вспоминает, что он когда-то играл на сцене, Барон помнит, что был богатым и до сих пор еще не оставил своих прошлых замашек, хочется ему иногда покомандовать. Анна, бедная, несчастная женщина, умирает от болезни. Так и не дождалась она лучшей доли. И вдруг, откуда не возьмись, появляется новый обитатель ночлежки Лука. Это что за человек? Это странник, как только он появляется, что-то меняется в жителях «дна». А почему? Да потому, что он к каждому находит подход, каждого выслушает, пожалеет, никого не осуждает, не оскорбляет. Каждый человек для Луки, «каков ни есть – всегда своей цены стоит». Смиренный Лука говорит, что «если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил». Он пытается объяснить известные христианские заповеди и его ведь слушают, и что-то начинают чувствовать потерявшие веру в себя люди. Но Лука не говорит обитателям «дна» правду такой, какая она есть, он её сначала прячет, а затем потихоньку объясняет, раскрывает эту самую правду. Этот умный шестидесятилетний «старик» понимает, что жестокая, осуждающая правда не будет воспринята жителями ночлежки, а, следовательно, и изменений в их жизни не будет. Поэтому он так осторожен. Ведь он появляется среди этих обездоленных людей с целью обратить их внимание на самих себя, вспомнить, что они всё-таки люди и что не всё ещё в их жизни потеряно.

Читайте также:  Развязка сюжета поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ – конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова

И ненавидим мы, И любим мы случайно. М.Ю. Лермонтов.

С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Лермонтова часто рассматривают как поэта, в творчестве которого много трагического. Нельзя забывать о том, что истоки трагизма в творчестве Лермонтова – это не только его личная судьба, и как человека, и как поэта, но и трагизм окружающей действительности. Тридцатые годы – это годы реакции в России, все лучшее сгноили, разогнали, сослали в Сибирь. Характеризуя творчество Лермонтова, Белинский позднее скажет: “Без отрицания жизнь превратится в стоячее и вонючее болото? Белинский верно заметил основное противоречие романтического восприятия мира Лермонтовым – это противоречие между идеалом и действительностью, которое в творчестве Лермонтова достигает предельного напряжения. Его произведения поражают беспощадностью отрицания и могучим полетом мечты. Лермонтовский романтизм основан на твердом убеждении, что существует “жизнь иная”, что человек создан для любви, для счастья. Любовь занимает большое место в поэзии Лермонтова. Позднее Тургенев скажет: “По тому, как может любить человек, мы можем судить о его внутренней зрелости”. Лермонтов как личность сформировался очень рано. В пятнадцать лет у него были глубокие, философские стихи о любви, о родине, о тайне человеческого бытия. Он пишет: “Мне жизнь все как-то коротка, и все боюсь, что не успею свершить чего-то”. Идеалы Лермонтова беспредельны: он жаждет не простого улучшения жизни, а “полного блаженства”, изменения несовершенной человеческой природы, абсолютного разрешения всех противоречий бытия. Существовать вечно – на меньшее поэт не согласен. Любовь в творчестве Лермонтова носит трагический отпечаток из-за его единственной, настоящей, неразделенной любви к другу юности – Вареньке Лопухиной. Он видит невозможность любви и окружает себя мученическим ореолом, ставя себя вне мира и жизни. Лермонтов грустит о потерянном счастье: Душа моя должна прожить в земной неволе Не долго. Может быть, я не увижу боле Твой взор, твой милый взор, столь нежный для других. Лермонтов подчеркивает свою отчужденность от всего мирского: “Чего б то ни было земного, но я не сделаюсь рабом.”В понятии Лермонтова любовь должна быть вечной, поэта не удовлетворяют “обычные”, скоротечные страсти, и если он иногда увлекается и отходит в сторону, то его строки – это не плод больной фантазии, а всего лишь минута слабости:

У ног других не забывал я взор твоих очей.
Любя других, я лишь страдал
Любовью прежних дней.

Человеческая, земная любовь кажется помехой для поэта на его пути к высшим идеалам. В стихотворении “Я не унижусь пред тобою” он говорит, что вдохновение для него дороже ненужных страстей, которые способны кинуть человеческую душу в бездну. Любовь в лирике Лермонтова носит роковой характер. Он пишет: “Меня спасало вдохновенье от мелочных сует, но от своей души спасенья и в самом счастье нет.” Бабушка Лермонтова говорила: “Странный Мишель, пока одни подыскивают себе невест и устраивают свои материальные дела, он все витает в облаках, грезит о неземной любви”. В стихотворении “Сонет” поэт пишет: “Я памятью живу с увядшими мечтами, виденья прежних лет толпятся предо мной, и образ твой меж них, как месяц в час ночной, между бродящими блистает облаками.” Поэт пытается противопоставить унылой действительности свои идеальные воззрения. В этом отличие любовной лирики Лермонтова от любовной лирики Пушкина. У Пушкина любовь, как божественный дар, радостна и светла. Он не привносит неразрешимого трагизма в свои лирические стихи, у него любовь – всего лишь миг прекрасного, чарующего, возвышенного. Он более реалистичен и жизнерадостен в своих стихах, хотя и у него порой проступают пессимистические нотки. В стихотворениях Лермонтова любовь – чувство высокое, светлое, поэтическое, но всегда неразделенное или утраченное. В стихотворении “Валерик” любовная часть, ставшая впоследствии романсом, передает горькое чувство утраты связи с возлюбленной. “Безумно ждать любви заочной? В наш век все чувства лишь на срок; но я вас помню. “, – пишет поэт. Традиционным в творчестве Лермонтова, Связанным с его личным опытом, стал мотив неверной возлюбленной, недостойной великого чувства или не выдержавшей испытания временем. Разлад между мечтой и действительностью проникает в это прекрасное чувство, любовь Лермонтову приносит не радость, а грусть и страдание: Мне грустно, потому что я тебя люблю. Поэт раздумывает над вопросом жизни и смерти. Он грустит о скоротечности жизни и хочет успеть сделать как можно больше за тот небольшой срок, который отведен ему на земле. Ему “жизнь ненавистна, но и смерть страшна”. Лирические стихи Лермонтова отражают глубину его восприятия окружающей жизни, в них сосредоточены душевные переживания поэта, богатство его внутреннего мира. Он повсюду ищет гармонию, его мысли о вечной свободе, о любви неразрывно связаны с думами о несовершенстве мира к отдельной человеческой личности. Страдания человека – в противоречивости чувств: Никто не получал, чего хотел. А что любил?

В чем своеобразие темы любви в лирике М. Ю. Лермонтова?: сочинение

Любовь… Наверное, это одно из самых часто употребляемых в литературе и в повседневной жизни слов. В то же время именно оно содержит в себе наибольшее количество противоречивых смыслов. Из-за любви люди шли на подвиг, и из-за нее же совершали страшные преступления. Ею наполнены все романтические сюжеты, многие виды искусства в культуре всех времен художественной жизни человека.

Это чувство, которое философы разных времен определяли как «корень жизни», «восхитительнейшее благо», «мерило человечности», «то, на чем держится мир».

Важной чертой лермонтовской лирики является сочетание в ней гражданского, философского и личного содержания. Лирический герой Лермонтова – носитель индивидуального характера. Это поэт-мыслитель и гражданин, размышляющий о свободе и рабстве, о жизни и смерти, о судьбе своей Родины и, вместе с тем, человек, отдающийся впечатлениям личной жизни, и прежде всего любви. Традиции русской любовной лирики, существовавшие до Лермонтова, были богаты и разнообразны. Стихи молодого поэта об этом прекрасном чувстве автобиографичны и поэтому эмоциональны и проникновенны.

Любовные стихотворения Михаила Юрьевича не были выделены в отдельные сборники. Как правило, стихи он адресовал своим возлюбленным. Например, в творениях, посвященных Е.Сушковой, вырисовывался ее «светский» облик: «притворное внимание», «острота речей», насмешливое обращение с героем, бездушие и обида от неразделенной любви пробуждает в лирическом герое чувство гордости и вызывает его на борьбу со своими чувствами и с любимой, которую он не желает прощать:

Ничто не сблизит больше нас,

Ничто мне не отдаст покой…

Хоть в сердце шепчет чудный глас:

Я не могу любить другой.

Иной женский образ рисует поэт в стихах, посвященных В.Лопухиной. В этой женщине поэта больше всего волнует «чудная простота» и неспособность «лицемерить», она противопоставляется идеалу светской красавицы. Лирический герой не случайно называет ее своим «лучом-путеводителем» («Мы случайно сведены судьбою…»). Эта любовь была искренней и чистой:

Она гордой красотою

Прельщает юношей живых.

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых.

Эти строки поэт посвятил Лопухиной. Герой любовной лирики Лермонтова обладает сложным характером и особым мировоззрением, он наделен сомнениями и мечтами о своем высоком предназначении. Слова о любви смешиваются в его монологах с заветными мыслями о себе и о мире. При этом одной из главных индивидуальных особенностей лермонтовской поэзии о любви является связанная с ней надежда, чаще всего несбыточная, на то, что любовь избавит его от одиночества. Влюблённый герой Лермонтова часто страдает от любви, но в своем чувстве он слишком горд, а романтические переживания не могут заглушить в нем чувства собственного достоинства:

Я горд! Прости! люби другого,

Мечтай любовь найти в другом;

Чего б то ни было земного,

Я не соделаюсь рабом.

Лирический герой – романтик с бурей чувств и эмоций. Любовные стихотворения представляют собой откровения, раскрывающие поэта с разных, порой неожиданных сторон.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» – небольшое по объему, его нередко называют «таинственным разговором». Оно заключает в себе глубокий смысл, это своеобразное прощание с юностью и любовью; реальная история из жизни, которую очень изящно и тонко рисует автор. Обращаясь к бывшей возлюбленной, Лермонтов усиливает впечатление за счет отрицаний:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Поэт всю жизнь был верен себе, горд, всегда имел свою точку зрения. Возможно, поэтому он испытывал муки одиночества, его не понимало общество, да и не хотело понимать. Любовь в лирике Лермонтова трагична, как и многое в его жизни. Это краткий миг, яркая вспышка в монотонной обыденности, которая внезапно озаряет человеческую жизнь, и так же внезапно пропадает, оставляя лишь воспоминания и досаду.

Другой частый мотив у поэта – мотив несостоявшейся любви, которой так и не суждено было озарить своим ярким светом две одинокие любящие души:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Поэты по-особому воспринимают окружающий мир, они тоньше воспринимают и чувства, и эмоции. Они более впечатлительны. Жизнь Лермонтова полна поисков, скитаний и противоречий. Хотя поэт прожил недолгую жизнь, но она была яркой, оставившей заметный след, который сумел пройти сквозь века. Такой же была и любовь в стихах поэта – яркой, противоречивой, возвышенной, эмоционально-острой, с трагичным финалом. Но таков был его выбор: искать, находить, лишать себя покоя, отдавшись чувствам. Любовь – это сладостная мука, жизнь без которой – не жизнь, а существование, лишенное ярких красок.

Ссылка на основную публикацию
×
×