Тамань. Повесть: сочинение

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань, как аховый прибережный городишко России, где властвовала голодовка, и где его чуть не утопили.

Также “Тамань»— это самая загадочная и лиричная глава произведения. Конструкция этой главы проявляется не с первых строк, так как читателя завораживают таинственные явления, атмосфера, где они случаются. Также выделяются изобразительные средства, которые используются в этой главе: Лермонтов не только использует слова, но и разрисовывает пейзаж, персонажей, события. Также автор прекрасно описывает звуки: можно услышать шум моря, песни девушки-ундины, а также рыдания слепого мальчика.

Необыкновенность «Тамани» показывается в том, что в этой повести Печорин сам оценивает свои поступки. Он считает, что все происходящее с ним не случайно.

«Тамань» – самая первая повесть произведения. С этой повести начинает виднеться внутренний мир Печорина. Сюжет этой главы довольно прост. Печорин прибывает в городишко Тамань по работе и поселяется у необыкновенных людей: мальчик, который ничего не может увидеть, а также таинственная девушка. Печорин видит в их поведении какую-то тайну, и старается ее разгадать. Он стал следить за персонажами, в итоге он узнает, что они оба связаны с морскими разбойниками. Узнав этот секрет, Печорин чуть не погиб, так как девушка пыталась его отправить на дно моря. В этой повести показывается его необходимость в опасных ситуациях и авантюрах, так как он сам захотел проследить за мальчиком и девушкой, возможность интересного явления заставило его пойти на этот шаг.

Печорин участвует в этой опасной ситуации только для того, чтобы разгадать эту загадку. В результате чего в нем пробудились его силы, воля, собранность, смелость, решимость. Однако эти качества он использует не там, где они нужны. Ему важны лишь свои интересы, его не интересуют другие люди совсем. Поэтому он часто рушит судьбы других, вмешиваясь в них из-за любопытства. И когда секрет этих людей был раскрыт, он понимает бесцельность своих действий.

“Тамань” отличается своей точностью и лаконичностью языка. В этой главе духовные переживания, тяжелые психические ситуации описываются простым и понятным языком. Эта глава очень объемная по содержанию, но коротка по длине. Повесть “Тамань” очень важная часть в романе, она показывает раскрытие внутреннего мира не только Печорина, а также всех молодых дворян в начале 19 столетия.

Сочинение 2

Из-под пера Лермонтова вышел роман под названием «Герой нашего времени», который получил мировую известность. Композиция является привлекательной для читателя. Лермонтов ткет канву повествования из различных повестей, которые, несмотря на то, что расположены не в хронологическом порядке, полностью раскрывают личность и внутренний мир главного героя. Некоторые из них написаны от первого лица, другие повествуют о жизни героя со стороны, что помогает полностью объяснить его поступки и внутренние течения души человека.

Несмотря на отсутствие единого сюжета в произведении, ведь в каждой главе появляются новые герои, которые оказываются в различных ситуациях, связующим звеном в повествовании становится Печорин. Читатель узнает, что молодой человек, то путешествует по работе, то отправляется отдыхать. Он не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому всегда попадает в различные ситуации, которые полностью меняют склад его жизни.

Глава «Тамань» становится первой в той части, которая написана от лица главного героя в форме дневника. Из повествования читатель узнает, что Печорин приезжает в небольшой городок, где он вынужден находиться по работе. Его он считает достаточно скучным и грустным, поэтому он старается отыскать способ развлечься самостоятельно. Как только он выполняет поставленную задачу, ему опять становится скучно.

Он вынужден разделять жилье с загадочной девушкой и ее слепым братом. Мужчина понимает, что за ними стоит определенная загадка, которую он всеми силами старается разгадать, но попытки заканчиваются провалом. Он узнает ответ на вопрос, но при этом чуть не лишается собственной жизни. Девушка намерена утопить его в небольшой реке, но герой при счастливом стечении обстоятельств избегает гибели.

В данной главе, читатель еще не понимает, какие качества в целом будет проявлять главный герой, но при этом мы понимаем главную концепцию произведения. Во все проблемы Печорин будет попадать самостоятельно, он постоянно находится в поисках проблем. Поэтому он часто отправляется в путешествия и попадает в разные ситуации, которые часто приводят к конфликтам с окружающими людьми.

Его любопытство позволяет ему вмешиваться в жизни окружающих людей, он совершенно не задумывается о том, как его вмешательство отразиться на других. Поэтому он совершает поступки, действуя импульсивно и не задумываясь об окружающих.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ главы Тамань

Популярные сегодня темы

Для того чтобы раскрыть характеры собственных персонажей Чехов ставит героев рассказов в нестандартные ситуации. Точнее, эти ситуации в целом являются более-менее типичными, но не совсем привычными для героев.

Знаменитый русский полководец, один из участников Бородинского сражения – Князь Багратион – также вписан в строки романа “Война и мир”. Здесь он играет роль второстепенного персонажа.

В современный период феномен кумира стал совсем другим. Если раньше стать знаменитым было довольно трудно, к примеру, стать знаменитым писателем или известным артистом, то теперь кумиры какие-то странные, особенно у молодежи.

Тема бедности и социальной несправедливости – одна из основных в творчестве Достоевского. Очень часто героями его произведений являются представители низших слоёв общества, выживающие в мрачном, недружелюбном Петербурге

Меня сильно впечатлил рассказ Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой». В нем воедино сплелись суровая правда жизни и такие важные чувства, как любовь и прощение. С самого начала рассказ берет за душу

Анализ главы Тамань из романа Герой нашего времени 9 класс

Глава «Тамань» является первой частью дневников Печорина. Она же и дает начало приключениям героя на Кавказе, хотя расположена в середине романа. Главы «Героя нашего времени» расположены в нелинейном порядке, с целью ярче продемонстрировать характер главного героя.

В Журналах Печорина все происходившие с ним события описываются от его лица, позволяя проследить его личное отношение к каждому приключению, случившемуся с ним. В Тамань он прибыл проездом, город он сразу невзлюбил. Герой вынужден остановиться в захудалом домишке, вызвавшем в нем недобрые предчувствия. Впрочем, Печорин сам отмечает свою предрасположенность настороженно относиться ко всему, отличающемуся от обычного. Не понравился ему и слепой мальчишка, встретивший его в домике.

Дурное предчувствие не позволило ему заснуть. Из-за чего Печорин силою своего любопытства оказался втянут в неприятную ситуацию. Желая разгадать тайну мальчишки, он стал свидетелем работы контрабандистов. Ими оказались еще необычная девушка-русалка и татарин Янко. Из чистого самолюбия, он пытается смутить девушку, сообщая, что знает о ее тайных делах и доложит обо всем коменданту. Эгоизм не позволяет Печорину сразу понять, чем это может грозить ему самому.

Пригласив его на свидание, девушка пытается утопить героя. Однако в минуты опасности, он находит в себе силу и ловкость выйти победителем из смертельной ситуации.

Отойдя от шока, Печорин сам понимает, что своими безрассудными действиями, не только сам мог лишиться жизни, но и сломал судьбу других людей. Он будто впервые понимает, что может влиять на окружающих. Сравнивает себя с камнем, который оставляет круги на воде. И это сравнение оправдано, поскольку он действует импульсивно, грубо, не заботясь о себе или ком-либо другом. Им движет одно лишь слепое желание узнать чужую тайну.

Может показаться, что Печорин даже жалеет тех, на чью судьбу он так разрушительно повлиял. Однако он довольно быстро забывает об этом. Чужие заботы пусть останутся при них. Выводы Печорина из ситуации касаются только его самого. Он осознал способность менять жизнь остальных, но последствия его мало заботят.

Вариант 2

Лермонтов написал роман, получивший название «Герой нашего времени», который получил мировую огласку. Привлекательной является и композиция произведения, составленное из повестей, оно привлекает внимание читателя. Все главы расположены не в хронологическом порядке, они рассказывают то о жизненном укладе главного героя, то о том, что происходит в его внутреннем мире. Таким образом, Лермонтов передает тонкость психологического состояния Печорина.

В произведении отсутствует единый сюжет. В каждой отдельной повести есть свои герои, которые попадают в разные ситуации. Единым связующим становится только главный герой – Печорин. Он то служит на территории Кавказа, то отдыхает в пригороде Пятигорска на минеральных водах. Герой не может жить тихой и спокойной жизнью, поэтому часто попадает в неприятности.

«Тамань» – это первая глава, с которой начинается повествование в дневнике Печорина. Так он старается передать внутреннее состояние мужчины. Повествование достаточно просто, по работе он приезжает в небольшой городок под названием Тамань, где вынужден коротать время у достаточно странных людей. Он разделяет дом с девушкой-ундиной и мальчиком, который лишился зрения. Он видит в их поведении загадку, которую старается всеми силами разгадать.

Когда он приближается к разгадке, то чуть не лишается собственной жизни, ундина фактически чуть не утопила его.

В этом месте читатель начинает понимать, какие внутренние качества автор будет развивать на протяжении всего повествования. Он еще не может составить полный облик и внутреннюю философию персонажа, но примерно понимает, в какую сторону будет сделан уклон. Читатель уже понимает, что Печорин жить не может без острых впечатлений и настоящих приключений. Это заставляет его ввязываться в различные ситуации, которые порой заканчиваются достаточно неприятным образом.

Читайте также:  Основные мотивы лирики Лермонтова: сочинение

Герой преследовал одну единственную цель – найти разгадку, сложившейся ситуации. Его не волнует, на какие жертвы ему придется пойти, чтобы найти ответ. Он не думает не только о себе, но и об окружающих людях, вмешивается в привычное течение жизни без зазрений совести и с особым любопытством. В конце главы он сам размышляет, мне стало скучно, когда он смог найти ответ на поставленный вопрос, жизнь потеряла смысл, и Печорин решает отправиться на поиски дальнейших приключений.

В романе тонко переплетаются реализм и романтизм, которые трудно разделить. Автор описывает внешние пейзажи, придавая им нотки романтизма. При этом все события полны реализма, мы понимаем главного героя в полной мере, все его трудности и переживания, которые наполняют его душу.

Лермонтов смог точно передать, какие чувства появляются в душе героя регулярно, а какие вспыхивают и молниеносно пропадают. Ключевой мыслью личного дневника становится то, что Печорин живет за счет собственного авантюризма, который толкает его на необдуманные поступки и вмешательство в личную жизнь окружающих людей, которую он может рушить, не думая о последствиях.

Тамань – анализ 3

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» имеет необычное построение произведение как по сюжету, так и по построению. Каждая глава по-своему самостоятельна, связывающим звеном во всех повестях является Григорий Печорин. Именно ему посвятил название книги Лермонтов.

В школе было принято спросмотреть Печорина лишним человеком в обществе начала девятнадцатого века. А себя он сравнивал с матросом, привыкшем плавать на пиратском судне и которому не интересна жизнь на материке. Характер молодого человека необычен. Зачастую он впадает в апатию и наоборот — проявляет недюжинное любопытство и сноровку. Последнее особенно заметно в рассказе про контрабандистов.

Многие осуждают Григория Алексеевича, но необходимо спросмотреться с его молодостью, нетерпеливостью, любопытством ко всему необычному. Он ищет приключения, поэтому попадает в непростые ситуации.

Глава под названием «Тамань» необычна. Вначале она «пахнет» морем, «нечистыми» образами, русалкой и так далее. Главному герою не понравился сам город, в котором он чуть не погиб. Необычная девушка, похожая на ундину, заинтересовала его. Молодой человек поразился «породистой» внешности той, которая не назвала своего имени.

Жила она вместе со слепым мальчиком и старухой. Красивым зычным голосом она поет старинную песню, постоянно хихикает и крутится вокруг молодого офицера, но при этом ускользает от него. Если бы не ее серьезный взгляд, главный герой произведения подумал бы, что она немного безумна.

Слепой мальчик также подозрителен. Выследив его, Печорин понимает, что он и девушка, а также другой человек по имени Янко занимаются контрабандой. Об этом он намекает девушке, отчего та решается на отчаянный поступок.

Притворившись, что влюбилась в него, «русалка» назначает свидание Печорину. Они плывут в лодке и внезапно девушка нападает на него, силясь сбросить в воду. Она так ловка и сильна, действует внезапно, что чуть не добивается своего. Только схватив ее длинные волосы, он выигрывает в состязании на жизнь, ведь молодой человек не умеет плавать.

С силой выбросив ее за борт, он кое-как доплывает до берега и слышит разговор контрабандистов. Девушка благополучно добравшись вплавь, рассказывает Янко о происшествии. Вместе они желают уплыть в другой город, оставив ни с чем слепого мальчика, старуху и обокрав Печорина.

Во всем рассказе чувствуется грубость и эгоизм этих людей, но не только. Они свободны и Печорин жалеет, что вмешался в их жизнь. Себя он сравнивает с камнем, встревожившим спокойствие «честных» контрабандистов и который сам чуть не пошел ко дну.

Его увлечение девушкой понятно, Возможна она и старуха пользовались какими-то заклинаниями, ведь видавший виды офицер легко попался в ее сети. Так или иначе, Лермонтов показывает, что Печорин везде приносит одни несчастья, хотя сам не желает этого. Таков был герой того времени.

4 вариант

В романе «Герой нашего времени», состоящем из пяти частей, пяти повестей, М.Ю. Лермонтов раскрывает сложный и противоречивый характер главного героя. В двух повестях мы узнаем о жизни Печорина из рассказов других персонажей, а последние три объединены в «Журнал Печорина», в котором он сам выступает в качестве рассказчика.

«Тамань» – первая повесть «Журнала Печорина». Действие в ней происходит в южном провинциальном «городишке», куда Григорий Печорин прибывает по делам службы. Здесь начинаются его приключения на Кавказе.

Мы видим человека, влюбленного в жизнь, стремящегося разгадать тайны судеб других людей, даже готового рисковать жизнью. Устроившись на ночлег у странных людей, Печорин замечает их необычное поведение, начинает следить за слепым мальчиком. Наблюдая за девушкой, голос которой он слышал ночью, а утром увидел на крыше хаты, Печорин увлекается ею и даже идет на свидание. И едва не погибает – загадочная девушка хочет его утопить, потому что он может выдать их тайну. Из разговора девушки и Янко Печорин понимает, в чем эта тайна заключается.

Зачем Печорин решился на это приключение? С единственной целью –разгадать их тайну. Он не думает о других. Бесцельно растрачивает силу, отвагу, волю, применяя эти качества не там, где надо. Действия героя приносят несчастье людям: контрабандисты вынуждены скрыться, боясь, что Печорин на них донесет. Он восхищается их смелостью и сожалеет, что потревожил их жизнь, спугнул «честных контрабандистов. Наш герой сочувствует слепому мальчику, хотя этот мальчик обокрал его.

События происходят ночью на фоне природы: луна, море, волны. Романтичен и загадочен образ девушки-контрабандистки, а также Янко, который действует смело, рискуя своей жизнью. Но эти люди жестоки, когда делят деньги. Слепому дают только одну медную монетку.

Когда же тайна контрабандистов раскрыта, Печорин понимает, что силы потрачены без цели. И снова скука… В конце дневниковой записи он говорит, что ему нет никаких дел до «бедствий и радостей человеческих». Этой фразой Печорин ставит себя в противовес всему белому свету, лишний раз доказывая свою эгоистическую сущность.

Повесть «Тамань», представляющая собой дневник главного героя, помогает понять внутренний мир Печорина, его душевные переживания.

Анализ главы Тамань

Несколько интересных сочинений

Конфликт поколений заключается в непонимании и спорах, которые возникают между старшими и младшими возрастными категориями. Причиной споров и разногласий являются разные жизненные приоритеты и принципы

Я считаю, что у меня есть жизненные принципы – правильные и самые лучшие (для меня). Я очень принципиальный человек. Многие удивляются, почему в моём возрасте я такой принципиальный. Мои сверстники, в основном, играют-гуляют и ни о чём не думают.

Что бы стать чемпионом в школе по плаванию, для этого потребуются усердные тренировки. Уж точно не стоит пропускать тренировки, заниматься этим видом спорта как можно чаще. Стоит поставить перед собой цель, чего ты хочешь, и идти к этой цели.

Ещё один типаж предателя. Алоизий Магарыч. Этот человек не дрожит за свою жизнь. Наоборот. Он желает получить от этой жизни максимум, на который способен сработать его изворотливый ум. Внешне похож чёрт знает на что.

Дина – необычайно добрая и смелая девочка. Она скромна и стеснительна, как и положено всем горянкам. Она постепенно идёт на контакт с Жилиным, который с нежностью и завидным мастерством лепит из глины кукол

Анализ главы Тамань (Герой нашего времени – роман Лермонтова)

В «Герое нашего времени» присутствует необычная концепция изложения и донесения информации до читателя. Присутствует разложение романа по частям, что является достаточно интересной задумкой автора, а также данные части разложены не хронологически, то есть не по тому, как должны идти действа в произведении с временной точки зрения. Общее разделение можно отметить как достаточно уникальный элемент в данной работе, ведь автор специально применил данный способ донесения смысла, чтобы наиболее ярко описать как главных, так и второстепенных персонажей, показать их со всех сторон и дать читателю возможность оценивать их поведение в различных ситуациях.

Цельного сюжета в романе не наблюдается, однако все части связывает главный участник произведения – герой Печорин, которого мы можем заметить как на Кавказе, так и в Тамани, Пятигорске и других местах. Он не является обыденным и скучным персонажем, поэтому и обычная жизнь не подходит для него. Обладая огромными способностями и ярким и запоминающимся образом, он сталкивается с разнообразными ситуациями, где читатель и может дать оценку его поведению.

В первой главе из дневника Григория Печорина «Тамани» мы и начинаем изучать внутреннее строение души героя. Вначале мы узнаем об отношении персонажа к данному месту пребывания, он отзывается о нем не очень лестно, говоря о том, что ему приходилось голодать, его чуть было не утопили, да и саму Тамань он называет «скверным городишком». Сюжетом данной главы является то, что Печорин прибывает в Тамань по службе, останавливаясь на проживание у странноватых людей – у необычной девушки и слепого мальчика. Поведение хозяев ему кажется странным, и он начинает тайно наблюдать за их делами и жизнью. Поняв в ходе слежки за ними, что они связаны с криминальными личностями, Григорий чуть сам не становится жертвой хозяйки, которая пыталась его утопить.

Именно в этой главе мы знакомимся с основными чертами характера героя, такие как любопытство, кратковременный, но очень сильный интерес, волю, настойчивость и решимость в делах. Он начинает следить за персонажами не с конкретной целью, а лишь для того, чтобы узнать их тайну, решить эту задачу всеми возможными ему способами. Он не задумывается о судьбах людей, в жизни которых он вмешивается, заботится лишь о своих интересах и потребностях. Лишь из любопытства он врывается в судьбы других персонажей, ненадолго пуская их в свою жизнь. Очень часто он сожалеет о содеянном. Например, после того, как он спасся от печальной участи утопленника, герой говорит о том, что не понимает для чего начал следить за этими людьми, которые не причиняли ему никакого вреда.

Читайте также:  Анализ стихотворения Родина Лермонтова: сочинение

Анализ для 9 класса

“Герой нашего времени” – роман, повествующей о печальной участи человека, ещё в молодости пресытившегося жизнью. Главный герой произведения, Григорий Александрович Печорин, превосходно разбирался в психологии людей, а потому ему так рано наскучило их общество. В главе “Тамань” автор иллюстрирует то, как герой впервые почувствовал себя “лишним” человеком.

По делам службы оказавшись в Тамани, Печорин сразу отмечает своё неблагоприятное впечатление об этом приморском городке. После встречи с хозяевами дома, где ему предстоит остановиться в Тамани, наполовину глухой старухой и слепым мальчиком, производящим жуткое впечатление, на героя находит непреодолимое желание как можно скорее покинуть скверный город. Однако этому не суждено сбыться: Печорин остаётся в Тамани ещё на несколько дней и волей-неволей становится свидетелем происшествий, виновники которых вовсе не хотели попадаться ему на глаза.

Девушка, зачаровавшая Печорина необыкновенным пением и своеобразной, “породистой” красотой, которую герой так ценил в женщинах, является контрабандисткой. Она оказывается той, чей замысел герою, вопреки обыкновению, не удаётся разгадать сразу же. Он слепо следует приглашению своей ундины, отправляясь с этой необыкновенной девушкой в открытое море, не умея плавать. Она оказалась невероятно ловка и сильна для девушки восемнадцати лет, что позволяет ей практически одержать победу над офицером, однако волею случая именно Печорин выбрасывает её за борт.

В этом герое М.Ю.Лермонтов раскрывает образ отчаянного храбреца, всегда готового на опасные приключения. Его решимость пуститься в плавание в шторм, везя при этом в лодке тяжелый груз, производит впечатление на Печорина, который понимает, что перед ним поистине смелый человек.

Несмотря на то, что главный герой подвергается обману и воровству со стороны убогого мальчишки, помимо отвращения он испытывает и жалость к одиночеству ребёнка, покинутого на произвол судьбы. Слепой не поднимает монеты, протянутой им Янко и упавшей в песок – отъезд дорогих ему людей становится трагедией для мальчика, он ничего не замечает вокруг себя, а Печорин ощущает себя невольным виновником произошедшего.

Таким образом, глава “Тамань” примечательна и важна тем, что в ней Печорин впервые осознаёт то, какой вред наносит окружающим, сам того не желая. Им движут любопытство и желание быть любимым, но он всегда оказывается причиной чьих-то страданий. Поэтому Печорин впоследствии замыкается в себе и теряет веру в мир.

Анализ главы Тамань

Популярные сочинения

Большую часть пространства картины «Лель. Весна», написанную художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, занимает великолепная природа. Она словно проснулась после долгой зимней спячки

Образ гувернантки Раневских Шарлотты Ивановны в пьесе «Вишневый сад» является второстепенным, сложным и собирательным. Ей принадлежит особая роль, имеющая огромный смысл

На известной картине Карла Брюллова изображены две дочери русского купца-коннозаводчика Афанасия Шишмарева – Александра и Ольга. Заказ художник выполнил в 1839 году, нарушив привычные рамки написания портретов.

Анализ главы “Тамань” (по роману М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение удивительное и интересное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей, что само по себе необычно. Во-вторых, эти части расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь(«Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу героя.

В произведении нет единого сюжета. Каждая повесть отличается своими героями и ситуациями. Их связывает лишь фигура основного персонажа – Григория Александровича Печорина. То мы видим его во время службы на Кавказе, то он оказывается в захолустном городишке Тамань, то отдыхает в Пятигорске на минеральных водах. Везде герой создает экстремальную ситуацию, подчас с угрозой для его жизни. Печорин не может жить обыденной жизнью, ему нужны ситуации, раскрывающие его огромные способности.

«Тамань» – первая глава дневника Печорина. Именно с этой части мы начинаем видеть внутренний мир героя. В начале повести Печорин как бы кратко описывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить». Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

В этой главе начинает вырисовываться внутренний облик Печорина. Здесь появляются наметки тех качеств, которые более подробно будут раскрываться в других частях дневника. Из «Тамани» мы еще не можем составить себе представление о жизненной философии Печорина, но уже начинаем понимать, что это за характер. В этой главе проявляется потребность героя в ярких жизненных впечатлениях, нестандартных ситуациях. Ничто не вынуждало его следить за ундиной и слепым мальчиком, и только возможность интересного события, обещание загадки заставило Печорина ввязаться в данную ситуацию.
Печорин пустился в опасную авантюру с одной лишь целью – «достать ключ этой загадки». В связи с этим в нем проснулись многие его положительные качества: дремавшие силы, воля, собранность, отвага и решимость. Но эти качества он растрачивает совершенно бесцельно, применяя их не там, где следовало бы: «Лодка закачалась, но я справился, и между нами началась отчаянная борьба; бешенство придавало мне силы, но я скоро заметил, что уступаю моему противнику в ловкости…Я уперся коленкою в дно, схватил ее одной рукой за косу, другой за горло, она выпустила мою одежду, и я мгновенно сбросил ее в волны».
Печорин абсолютно не думает о других. Он заботится лишь о своих интересах и развлечениях. Поэтому часто герой коверкает или даже ломает судьбы других людей, вмешиваясь в них из любопытства. Об этом он сам рассуждает в конце повести: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!»

Когда тайна этих людей была раскрыта, обнажилась бесцельность решительных действий Печорина. И снова скука, равнодушие, разочарование. «Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобностью. » – с горькой иронией думает Печорин.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Романтически Лермонтов описывает пейзаж, например, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как дан портрет Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Образу жизни контрабандистов соответствует и обстановка, в которой они живут: «Я зашел в хату, – две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю мебель. На стене ни одного образа – дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер». В этом описании сочетаются реалистические и романтические черты.

В описании контрабандистов романтизм связан с их вольным образом жизни, их силой, ловкостью, отвагой. Но реалистически показывается их скудный духовный мир. Получается, что деньги определяют отношения этих людей. Янко и ундина становятся жестокими, когда начинают делить краденое добро. Слепой получает от них только медную монету. А старухе Янко приказывает передать, «что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь».

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию. Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя и всего поколения молодых дворян 30-х годов 19 века.

Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

просмотреть сочинение
Тип: Анализ эпизода

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» – произведение уникальное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей – относительно самостоятельных произведений, соединенных воедино. Во-вторых, эти повести расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу душевного мира героя.
В начале повести Печорин как бы кратко рассказывает нам содержание главы: «Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».
Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.
Повесть «Тамань», открывающая записки Печорина, — необходимое звено для понимания его личности. Правда, многое из того, что мы узнаем о герое в этой повести, уже известно из рассказа Максима Максимыча. В «Тамани» Печорин, еще не доехавший до места своей службы на Кавказе, пускается в рискованное предприятие: нарушив покой «честных контрабандистов», он рискует жизнью. Однако любовь героя к риску без нравственных ограничений и ясной цели обнаружилась уже в «Бэле». В истории, рассказанной Максимом Максимычем, его жертвой стала черкешенка, в «Тамани» — контрабандисты. В этом жизненном эпизоде Печорин вновь сыграл роль «топора в руках судьбы».
Новизна повести заключается в том, как сам герой оценивает случившееся. Из его размышлений в финале «Тамани» следует, что рискованные истории, в которых он является главным действующим лицом, — не частные случаи и не случайные приключения. Печорин видит в случившемся знак судьбы, а себя — слепым орудием в ее руках: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!»
Герой сравнивает себя с «камнем» в руках судьбы, брошенным в «гладкий источник». Он прекрасно понимает, что грубо вторгся в чужую жизнь, нарушил ее спокойное, медленное течение, принес людям несчастье. Таким образом, Печорин четко осознает свою роль в судьбах других людей. Мысли об этом тревожат его постоянно, но в этой повести они высказаны впервые. Кроме того, важен и нравственный результат этих размышлений. Печорин подтверждает догадку о своем полном равнодушии к несчастьям других людей: он не видит своей личной вины в случившемся, перекладывая всю ответственность на судьбу. «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности. » — резюмирует герой.
В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Так, например, романтически Лермонтов описывает пейзаж, в частности, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как описан портрет того же Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».
Нужно отметить, что «Таманью» завершается первая часть «Героя нашего времени», а во вторую часть входят «Княжна Мери» и «Фаталист». Некоторые исследователи считают деление романа на две части чисто формальным, не имеющим художественного значения. Однако совершенно очевидно, что именно «Тамань» завершает ту часть романа, в которой преобладает внешнее изображение Печорина. В этой повести, как и в «объективных» повестях «Бэла» и «Максим Максимыч», на первом плане — события, поступки героя. Только в финале «Тамани» даны его итоговые размышления, приоткрывающие «тайну» печоринского характера. В «Княжне Мери» и «Фаталисте» выясняется, в чем Печорин видит свою «избранность» и свою трагедию, что представляют собой принципы его отношения к миру и людям.
«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию.
Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя, истоков и последствий его душевной драмы.

Читайте также:  Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Анализ главы «Тамань» (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

«Анализ главы «Тамань» (по роману «Герой нашего времени»)»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» — произведение уникальное. Необычна уже сама композиция романа. Во-первых, произведение состоит из повестей — относительно самостоятельных произведений, соединенных воедино. Во-вторых, эти повести расположены не по хронологии, как традиционно принято. Они разбиты на две части: рассказ о жизни Печорина глазами постороннего человека («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие к журналу Печорина») и дневник самого Печорина, раскрывающий его внутреннюю жизнь («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Такой принцип был выбран автором неслучайно. Он способствует наиболее глубокому, полному и психологически тонкому анализу душевного мира героя.

В начале повести Печорин как бы кратко рассказывает нам содержание главы: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще вдобавок меня хотели утопить».

Сюжет главы достаточно прост. Печорин по служебным делам приезжает в Тамань и останавливается у странных людей. Здесь живет загадочная девушка-ундина и слепой мальчик. Видя в их поведении какую-то загадку, Печорин пытается разгадать ее. Для этого ночью он устраивает слежку за героями. В итоге он выясняет, что девушка и слепой мальчик связаны с контрабандистами. Проникнув в их тайну, Печорин чуть не поплатился за это жизнью: ундина пыталась его утопить.

Повесть «Тамань», открывающая записки Печорина, — необходимое звено для понимания его личности. Правда, многое из того, что мы узнаем о герое в этой повести, уже известно из рассказа Максима Максимыча. В «Тамани» Печорин, еще не доехавший до места своей службы на Кавказе, пускается в рискованное предприятие: нарушив покой «честных контрабандистов», он рискует жизнью. Однако любовь героя к риску без нравственных ограничений и ясной цели обнаружилась уже в «Бэле». В истории, рассказанной Максимом Максимычем, его жертвой стала черкешенка, в «Тамани» — контрабандисты. В этом жизненном эпизоде Печорин вновь сыграл роль «топора в руках судьбы».

Новизна повести заключается в том, как сам герой оценивает случившееся. Из его размышлений в финале «Тамани» следует, что рискованные истории, в которых он является главным действующим лицом, — не частные случаи и не случайные приключения. Печорин видит в случившемся знак судьбы, а себя — слепым орудием в ее руках: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!»

Герой сравнивает себя с «камнем» в руках судьбы, брошенным в «гладкий источник». Он прекрасно понимает, что грубо вторгся в чужую жизнь, нарушил ее спокойное, медленное течение, принес людям несчастье. Таким образом, Печорин четко осознает свою роль в судьбах других людей. Мысли об этом тревожат его постоянно, но в этой повести они высказаны впервые. Кроме того, важен и нравственный результат этих размышлений. Печорин подтверждает догадку о своем полном равнодушии к несчастьям других людей: он не видит своей личной вины в случившемся, перекладывая всю ответственность на судьбу. «Что сталось с старухой и с бедным слепым — не знаю. Да и какое дело до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности. » — резюмирует герой.

В «Тамани» мы наблюдаем переплетение романтического повествования с реалистическим. Так, например, романтически Лермонтов описывает пейзаж, в частности, бушующее море: «Медленно поднимаясь на хребты волн, быстро спускаясь с них, приближалась к берегу лодка. Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив…» Здесь описание стихии помогает раскрыть романтический образ Янко, для которого «везде дорога, где только ветер дует и море шумит». Реалистически дана обрисовка характеров и быта вольных контрабандистов. Вот как описан портрет того же Янко: из лодки «вышел человек в татарской шапке, но острижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож».

Нужно отметить, что «Таманью» завершается первая часть «Героя нашего времени», а во вторую часть входят «Княжна Мери» и «Фаталист». Некоторые исследователи считают деление романа на две части чисто формальным, не имеющим художественного значения. Однако совершенно очевидно, что именно «Тамань» завершает ту часть романа, в которой преобладает внешнее изображение Печорина. В этой повести, как и в «объективных» повестях «Бэла» и «Максим Максимыч», на первом плане — события, поступки героя. Только в финале «Тамани» даны его итоговые размышления, приоткрывающие «тайну» печоринского характера. В «Княжне Мери» и «Фаталисте» выясняется, в чем Печорин видит свою «избранность» и свою трагедию, что представляют собой принципы его отношения к миру и людям.

«Тамань», в числе остальных повестей романа, отличает лаконизм и точность языка. Внутренние переживания, сложные психологические ситуации раскрываются очень простым и доступным языком. Повесть совсем небольшая, но очень емкая по содержанию.

Таким образом, «Тамань» является важной частью романа «Герой нашего времени», она начинает глубокое раскрытие внутренней характеристики героя, истоков и последствий его душевной драмы.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.