Природа в лирике Лермонтова сочинение
Максим Юрьевич Лермонтов невероятно сильно любил свою Родину, народ, с которым он проживал, он мог прочувствовать, насколько прекрасна природа родного края, при этом подчеркивал ее утонченность и насыщенность разнообразными цветами и красками. Пейзажи, которые он описывал в своих лирических произведениях, присутствуют во многих его работах и это логично, учитывая, что он был «гением пера».
С одной стороны, природа родных мест выступает как бы фоном в повествовании в произведениях, также они метафорично наполняют картину лирических работ, помогают раскрыть более детально характеры многих персонажей, которые показывают, какое настроение они испытывают в определенный момент времени. Например, в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины» можно очень легко почувствовать этот момент, когда описание природы сравнивается с состоянием и настроением персонажей.
Но также этот мир самостоятелен, он выражает собственные ощущения и порой находится в дисгармонии, например, он разделен на землю и небо, на верх, низ. Земля показывает, что все заканчивается, а небо наоборот, воплощает в себе вечные порывы и мотивы.
В более поздних работах автора природа менее эмоциональна, там все логично верно и правильно. Например, в произведении «Мцыри» герой хотел приблизиться к природе, он хотел «обняться с бурей». Лермонтов показывает свою любовь к природе через ноту патриотизма, иллюстрируя то, что красота родных мест возделана людьми, которые любят свой край и следят за его красотами и видами.
Однако в некоторые моменты жизни, автор сознавал трагичность своего одинокого состояния души, и поэтому в полной мере не мог ощутить своей связи с природой. Он подчеркивал это тем, что «выходил один на дорогу..». Однако это не было депрессивным и отчаявшимся отношением автора к происходящему в его жизни, это было лишь временное трудное состояние души. В этот период автор восхваляет тишину и спокойствие природы.
Таким образом, природа в лирических творениях автора весьма разнообразна. Например критик Белинский В.Г. видел в произведениях Лермонтова «все элементы, в которых сочетаются жизнь и поэзия». Его жизнь была наполнена глубоким смыслом, автор был склонен к метафоричным сравнениям, и ему гениально удавалось сравнивать, невероятные на первый взгляд, вещи. Он противопоставлял существующий мир – миру природы, который тоже умел сигнализировать читателю то, что испытывает показанный персонаж, эпоха или что-то еще.
Вариант 2
Михаил Юрьевич Лермонтов является известнейшим во всем мире русским писателем и поэтом. С творчеством данного поэта знаком каждый из нас с самого раннего детства. Стихи Лермонтова читают даже сегодня как дети, так и взрослые. Потому что его творчество можно назвать разносторонним, а не однобоким. Прекрасный поэт прожил не много лет, но оставил нам богатейшее литературное наследие.
Одной из ключевых тем в творчестве любого поэта является тема природы. Михаил Юрьевич Лермонтов не является исключением из правил. Он создал много стихотворений о природе, ставших в дальнейшем известными и цитируемыми.
Очень любил Россию и родную природу Лермонтов. Это несомненно не могло не отразиться на его творчестве. Зарисовки пейзажей – это неотъемлемая часть каждого романа или повести данного автора. Как правило, описание природы представляет собой фон, на котором протекают действия. А иногда описание состояний природы оказывают большую помощь в раскрытии образов героев. Свои личные переживания автор тоже вкрапливает описаниями природы и пейзажей родного края.
При это мир природы можно назвать самостоятельным и без гармоничным. Земля является символом финала и конечной цели жизни человека и иного существа. Земля – это смерть и конец бытия. Небо представляется как что-то вечное и непоколебимое, бескрайнее и широкое, не имеющее конца. Гору у Лермонтова таковы, что их не представляется возможным сломить и разрушить. Притом находятся они между бескрайним небом и конечной землей. Именно такие ассоциации были у поэта на начальном этапе творчества.
Когда поэт стал более зрелым, то его лирика «очистилась» от излишеств, украшений, в которых растворялся основной посыл стихов. Теперь природа у поэта приобрела конкретность, точно и правдивость образов. Мир стал более сгруппирован и равновесен. Эмоции пропадают.
Особого внимания заслуживает поэма «Мцыри». В ней описана природа Кавказа в небывало красивых красках. Здесь безусловно акцентируется внимание на внутреннем мире и переживаниях главного героя – мятежного монаха. Природа тревожится и радуется вместе с героем поэмы.
Природа в лирике Лермонтова
Несколько интересных сочинений
На картине «Осенние дожди. Пушкин» известного русского живописца Попкова Виктора Ефимовича неповторимый пейзаж русской земли, которая готовится отдать свои яркие краски под покров долгого зимнего сна
Творчество писателя отличается своеобразной манерой изложения с использованием собственного стиля повествования, позволяющего с величайшей точностью передавать народные речевые мотивы.
Аркадий Иванович Рылов родился 29 января 1870 г. Отец мальчика был простым сельским нотариусом. В юном возрасте его отправили в Петербург, обучатся искусствам. Его обучали известные мастера искусства
Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь
Многие ошибочно ассоциируют творчество Анны Ахматовой только с любовной лирикой, однако поэтесса затрагивала и другие темы. Например, родине Ахматова посвятила более десяти стихотворений.
Природа в лирике М. Ю. Лермонтова
М. Ю. Лермонтов беспредельно любил Родину, русский народ, тонко чувствовал красоту русской природы. Неудивительно, что пейзажные зарисовки являются неотъемлемой частью его лирических и прозаических произведений. С одной стороны, картины природы в лирике Лермонтова выполняют служебную функцию: они либо выступают фоном, на котором развертывается действие стихотворения, либо служат метафорой, сравнением и помогают раскрыть образ лирического героя, выявить те или иные оттенки его переживаний. Это проявляется в таких стихотворениях, как “Выхожу один я на дорогу. ”, “Горные вершины”, “Три пальмы”, и в других.
С другой стороны, мир природы обладает самостоятельностью, и мир этот дисгармоничен, расколот на землю и небо, низ и верх. С землей связано все конечное, преходящее, временное. Небо воплощает в себе вечность. Своеобразным связующим звеном между землей и небом выступают горы. Они незыблемы, не подвластны разрушениям. Именно здесь возможно достижение гармонии.
Такие мысли характерны для раннего периода творчества поэта. В молодости М. Ю. Лермонтов описывает “бури шумные”, величественные явления природы:
Ревет гроза, дымятся тучи
Над темной бездною морской,
И хлещут пеною кипучей,
Толпяся, волны меж собой.
В лирике зрелых лет картины природы как бы очищены от эмоциональных словесных украшений и преувеличений: в них все просто, правдиво и точно. Поэт реже употребляет метафоры, метафорические сравнения, отвлеченные эпитеты. По словам Белинского, в стихотворениях Лермонтова “говорит чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения: ему не нужно убранства, не нужно украшений”.
Так же беспредельно любят природу и романтические герои произведений Лермонтова. Герой поэмы “Измаил-Бей”, “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”. Мцыри, “как брат, обняться с бурей был бы рад”.
М. Ю. Лермонтов утверждает свою любовь к русской природе, к русской земле, возделанной народным трудом. Здесь можно проследить связь темы природы с темой Родины.
Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Воплощение этой темы в лермонтовских произведениях связано с художественным методом. Лермонтов — романтик, поэтому помимо конкретного образа России в его лирике появляется обобщенно-символический образ Родины. Лермонтов называет свою любовь к отчизне “странной”. “Странность” заключалась в двойственном отношении поэта к Родине. М. Ю. Лермонтов осуждает казенный официальный патриотизм, и в то же время “с отрадой, многим незнакомой”, поэт смотрит на безбрежные леса и нивы, на степи и реки:
Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье.
Любовь к Родине означает у Лермонтова и любовь к природе. В стихотворении “Как часто, пестрою толпою окружен. ” природа названа “царством дивным”:
Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится — и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
В стихотворении “Когда волнуется желтеющая нива. ” для создания картины идеальной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: “сладостный листок”, “душистая роса”, “таинственная сага”, “мирный край”. Все средства направлены на то, чтобы показать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.
По своему настроению стихотворение перекликается с описанием “природы голосов” в поэме “Мцыри”:
Кругом меня цвел божий сад;
Растений радужных наряд
Хранил следы небесных слез,
И кудри виноградных лоз
Вились, красуясь меж дерев.
Природа в поэме Лермонтова одушевлена, полна огромной : таинственной жизни.
“Волшебные, странные” голоса природы “речь свою вели I тайнах неба и земли”; все вокруг Мцыри сливалось воедино хвалебных одах создателю, но не человеку:
. не раздался
В торжественный хваленья час
Лишь человека гордый глас.
Сознавая трагичный характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой. С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу. ”, принадлежащем к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Он воспевает торжественную и чудную тишину небес, вечный сон, который ему словно предлагается природой.
Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена и в стихотворении “Три пальмы”, где человек предстает как разрушитель: он вносит в мир страдания и гибель:
По корням упругим топор застучал,
И пали без жизни питомцы столетий.
Завершается произведение и вовсе апокалипсической картиной:
И ныне все дико и пусто кругом.
Это закономерный итог вражды человека с природой. В этом противостоянии М. Ю. Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека, осуждает его:
Я думал: “Жалкий человек.
Чего он хочет. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он — зачем?”
(“Валерик”)
Так многообразно раскрывается в лирике М. Ю. Лермонтова тема природы.
В. Г. Белинский увидел в стихотворениях поэта “все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия”. Лермонтов, по словам Белинского, “поэт русский в душе — в нем живет прошлое и настоящее русской жизни”. Поэтому в его творчестве большое место занимает природа.
Тема природы и родины в произведении М.Ю Лермонтова «Герои нашего времени» (Лермонтов М. Ю.)
Темы родины и природы занимают в творчестве М.Ю. Лермонтова далеко не последнее место. Он – великий патриот своей страны, который любил русский народ и тонко чувствовал красоту природы. Ещё в детстве, проводя время на Кавказе, он наблюдал нравы жителей тех мест, их мужество и ловкость, примечал все тонкости жизни людей, что и помогло ему в будущем стать великим писателем, создать множество произведений, в которых он так чётко и ярко описал всё это.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Изображение природы всегда помогало поэту передать сокровенные переживания, с болью рассказать о человеческом одиночестве, описать все свои душевные переживания и невзгоды. В то же время пейзаж выступал средством запечатления исконной красоты мира, поэзии отдаленных уголков земли, где приходилось бывать Лермонтову.
В своём стихотворении «Родина» М.Ю. Лермонтов выразил всю свою огромную любовь к родной стране. В нём присутствуют размышления о прошлом России и показано ее настоящее, сознание и ощущение связей с миром родной природы. Читая это стихотворение, я увидела, что жизнь русского народа, его обычаи, свободный русский дух являлись одним из главных источников вдохновения для поэта. Мне кажется, в этом стихотворении М.Ю. собрал и описал все то, что ему дорого на Родине. Он с гордостью создал величественный образ русской природы, передал могучие масштабы России:
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям.
В это стихотворение автор включил не только раздумье о своеобразии авторского отношения к отчизне, но и исповедь любви к России. Мне кажется, именно в стихотворении «Родина» М.Ю. Лермонов выразил искренние чувства любви, потому что жизнь поэта была вечным скитанием и поисками родного тепла, которое он нашёл в природе. Внутреннее одиночество побуждало его особенно ценить красоту своей родины.
В романе « Герои нашего времени» пейзаж играет немаловажную роль. Лермонтов тесно связывает природу с переживаниями героев, выражает с её помощью их чувства и настроение. В первой части – повести “Бэла” автор живописно изобразил нравы горцев, их суровый образ жизни и бедность. Об этом М.Ю. знал не понаслышке. Показывая теневые стороны жизни людей, Лермонтов сочувствует этому народу. Он не случайно наделил главного героя произведения Печорина таким качеством, как любовь к природе. С его помощью автор раскрывает образ Печорина, его душевное состояние, рассуждения и мысли для читателя. Только наедине с природой Печорин испытывает глубочайшую радость: “Я не помню утра более глубокого и свежего!”. Природа также влияла и на судьбу героев. Из-за грозы происходит длительное свидание Печорина и Веры, и тогда главные герой восклицает: «…воздух Кисловодска располагает к любви…».
Ещё одним проникновенным стихотворением М.Ю. Лермонотова является “Выхожу один я на дорогу. ». В нём писатель противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств с блаженством умиротворения, которое царствует в природе:
Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть.
Мне кажется, в этом стихотворении очень странное сочетание восторга перед красотой природы – и горечи, усталости – и надежды. Ночь открывает поэту таинство слияния всего со всем. И самое великое чудо ночи – молчаливый разговор звезд, далеких, но внимающих друг другу:
И звезда с звездою говорит.
На мой взгляд, образ Родины предстает на страницах лирических произведений М. Ю. Лермонтова неоднозначным, вызывающим противоречивые чувства. Именно в стихотворениях, где поэт воспевает русскую природу, представлен величественный облик земли, которую поэт любит горячо и преданно. Поэтому я считаю, что в своем подлинно патриотическом чувстве Лермонтов опирается на народные представления об истинном, добром и прекрасном. Именно поэтому в своих произведениях он не редко использовал описание по – истине русской природы: образ берёзок и много другого, присущего его родине.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id55971
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова – сочинение
Человек и природа в лирике М.Ю.Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю.
Поэзия Лермонтова — это, прежде всего поэзия рефлексии, лирического размышления. Визуальные образы, поэтическая «живопись» не занимают в ней столь важного места, как, например, в произведениях Фета, Тютчева, Пушкина. Мы не находим в стихотворениях Лермонтова знакомых картин русской природы: лесов, одетых «в багрец и золото» или «околдованных» чародейкою-зимою, «вешних ручьев», сбегающих с гор, блестящей «подо льдом» речки. Лермонтовское видение природы космично, взгляд поэта обращен скорее за пределы видимого глазу пространства, нежели к пейзажным красотам окружающего мира. И потому столь нечастое у Лермонтова появление в поле зрения конкретных природных реалий — «белеющих берез», «серебристого ландыша», «темной аллеи» — несет в себе потенциал символических значений и ведет к философским обобщениям.
Лирический герой наедине не просто с природой, а с целой Вселенной — характерная для лермонтовской поэзии лирическая ситуация. Пейзажный фон в поэтических произведениях Лермонтова редко бывает детально проработанным. Небо и звезды — вот наиболее устойчивые атрибуты внешнего мира — мира природы — в лирике Лермонтова.
Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда со звездою говорит.
Пустыня, звезды, прочерченный в темноте вектор дороги задают пространственные координаты лермонтовского мира в стихотворении. При этом важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение: дорога становится символом жизненного пути лирического героя. Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной. Однако гармония в мире природы остается недоступной для лермонтовского героя: ему дано лишь испытать ностальгию по тому согласию и пониманию («В небесах торжественно и чудно!»), что царят во внешнем по отношению к нему мире:
Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?
«Свобода и покой» (почти пушкинские «покой и воля» — земная замена счастья) доступны лирическому герою лишь в том идеальном измерении бытия, где жизнь и смерть сливаются в вечный сон («Я б хотел навеки так заснуть»), подобный тому, что описан в первых строках стихотворения: «Спит земля в сиянье голубом». Земной же удел героя — вечный путь, поиск, удел странника и изгнанника.
Метафорический образ жизненных странствий героя создается в стихотворении «Тучи». Путь лирического героя проходит по тому же «маршруту», что и путь «небесных тучек»:
Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.
Природные реалии представлены в лермонтовском стихотворении через олицетворение («вечные странники», «вам наскучили нивы бесплодные»), однако «ожившие» тучки остаются, равнодушны к судьбе своего «собрата» по изгнанию: только лирическому герою дано трагическое осознание своей судьбы, тучки же — «вечно холодные, вечно свободные» — чужды его страданиям и переживаниям.
Образы природы в лирике Лермонтова — не только источник поэтических сравнений и метафор. Они могут символически замещать лирического героя, который остается за кадром, вне изображаемого в лирическом произведении пространства. Так, например, дубовый листок (стихотворение «Листок»), сосна («Сосна»), утес («Утес») представляют лирическое «я» косвенно, благодаря проведению в стихотворениях сквозных мотивов, определяющих строй лермонтовской лирики. Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркивается в каждом из этих произведений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой», — однако несбыточность мечты в стихотворении подчеркивается повтором ключевого слова — «один»:
На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.
Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.
И даже символ непроницаемости и неуязвимости — каменный утес — обречен в лермонтовском мире на вечное и безысходное одиночество:
Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.
Мотив одиночества прочитывается в этом стихотворении одновременно в двух планах: едва намеченная линия трагической неразделенной любви («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана») наполняется дополнительным смыслом — стихотворение становится лирическим рассказом об экзистенциальном одиночестве и непрочности любых человеческих связей в этом мире.
Вместе с тем через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен. » именно мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому социуму. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и теперь шуршащие под ногами желтые листья — все это приметы подлинного, по-настоящему реального мира, воссозданного памятью героя. В образах природы материализуется мечта о прошлом, греза, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность. Из луча заходящего солнца в воспоминании рождается образ возлюбленной («Люблю мечты моей созданье/С глазами, полными лазурного огня») — зыбкий, ускользающий, но все-таки полный жизни. Не случайно в описании облика девушки Лермонтов прибегает к сравнениям из мира природы (« С улыбкой розовой, как молодого дня//3а рощей первое сиянье») — это единственная возможность сохранить подлинные черты дорогого лирическому герою лица.
Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова также через конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок спаленной жнивы». Пейзаж в стихотворении строится по принципу перехода от общего плана к крупному: лирическая перспектива постепенно сужается, и от картины «разливов рек» и «степей безбрежных колыханья» остается только убранное уже поле с оставленными на нем скирдами, а затем в поэтическом фокусе появляется крупным планом «чета белеющих берез». Цветовая палитра сведена к минимуму — желтый, белый и черный. Однако это и есть Родина, образ которой строится через частные и малозначимые, на первый взгляд, детали и вызывает подлинные, искренние чувства поэта:
Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой.
Прозаические реалии, в том числе и реалии природные, становятся в стихотворении «Родина» основой подлинно поэтического образа России. Та же «желтеющая нива», которая устойчиво связывается в лирике Лермонтова с образом Родины, появляется и в стихотворении «Когда волнуется. ». Несовместимые с точки зрения соответствия закономерностям биологической жизни природные реалии — ландыш и «малиновая слива» — становятся знаками природной гармонии, к которой приобщается лирический герой Лермонтова. Картина, сотканная из автономных деталей, позволяет поэтически воссоздать краткое мгновение экзистенциального прозрения — «ив небесах я вижу бога». Образы природы — это знаки надежды, возможности обретения душевного равновесия и гармонии, к которым так стремится герой Лермонтова.
Таким образом, в лирике Лермонтова конкретные картины природы соединяются с космическим ее видением, а реальный план визуального изображения всегда имеет символическое, философское измерение. Природа — это мир, противопоставленный лирическому герою, мир, который прекрасен и недостижим для него. Приобщение к идеальному совершается в лирике Лермонтова через мечту, грезу, память, прозрение — но совершается уже не в земной жизни, а в прекрасном
Природа в поэзии М. Ю. Лермонтова
Пронзительные пейзажи в поэзии Лермонтова
Романтичная поэзия Лермонтова не оставляет равнодушным даже людей, мало интересующихся лирическими произведениями. Одной из ее характерных черт считается символичность и эмоциональность. Бесконечная любовь поэта к России отражена в каждом творении в форме описаний ее просторов. Пейзажная лирика присутствует не только в отдельных стихотворениях, ею пронизано каждое произведение.
Описание природы в стихах Лермонтова
Михаил Юрьевич создал очень яркие образы, надолго врезающиеся в память читателей. Удивительная сила слова, словно рисует картины перед поклонниками поэта. Шелест листьев, знойная песня пустыни, рокот горных рек – все это становится реальным уже с первых строк. Способность одушевлять деревья, ветер, горы, равнины и поля позволила сделать стихи невероятно пронзительными, острыми:
“На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она”.
Краткое четверостишие обладает характерной выразительностью. Легкий холод и щемящее одиночество чувствуется благодаря точно подобранным эпитетам: « на голой вершине», «севере диком» и пр. Поэт ассоциирует с этой несчастной сосной себя. Он также одинок и печален. Использование такого приема как олицетворение характерно для поэзии Лермонтова. Его стиль легко отличить среди сотен лирических произведений. Изящество, эмоциональность и выраженная страстность – все это присуще поэту не только в описаниях пейзажа:
“У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская…”.
Легкая эротичность более всего свойственна описаниям природы Кавказа. Так, например, описывает Мцыри недолгое свое счастье на воле:
“Простерты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг…”.
Умение органично переплетать эмоции главных героев и явления природы сделало произведения Лермонтова настоящим шедевром русской поэзии. Образность позволяет легко заучивать целые поэмы Михаила Юрьевича. Поколонники сравнивают четверостишия с музыкой, которую просто невозможно забыть.
Природа и человек в творчестве поэта
Во многих произведениях часто можно встретить не только олицетворение природных явлений, но и обратный прием – присвоение персонажу (человеку, демону, ангелу) качеств и способностей стихии. Вот как описывает Лермонтов искусителя в поэме “Демон”:
“Он был похож на вечер ясный:
Ни день, ни ночь,- ни мрак, ни свет!”.
О нем же поэт отзывается:
“Скользил без звука и следа
В тумане легком фимиама;
Сиял он тихо, как звезда…”.
Органичное сочетание человеческого, сверхъестественного и природного позволило придать произведением особый, неповторимый оттенок.
Природа – символ свободы
Творчество Лермонтова изменялось в зависимости от его возраста и политических взглядов. Исследуя произведения поэта, можно сделать вывод о том, что природа для автора являлась неким символом свободы, справедливости и мудрости. Яростный противник царизма и угнетения крестьян Михаил Юрьевич часто отражал свои взгляды на существующую действительность в стихах. Например, в произведении “Листок” он открыто говорит о своем несогласии с существующими ценностями и нормами:
“До срока созрел я и вырос в отчизне суровой…”.
Отношение Лермонтова в России прослеживается в стихах не только раннего, но и позднего периода. Гонения и отчуждения выливались в описание странствующих туч и известного парусника, а жажда перемен в бушующих горных потоках. Однако постепенно стремление к коренным переломам сменяется разочарованием и тихой грустью. Автор жаждет покоя, мирного и справедливого, он чувствует себя одиноким, но продолжает восхищаться красотой и глубиной своей Родины.
Образцом поэзии Лермонтова можно назвать стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива…”. Спокойное, словно течение ручья, простое и скромное, как описанное автора осеннее поле – оно стало настоящим символом русской природы.
Завершая рассуждения на тему природы в поэзии Михаила Юрьевича, следует отметить, что его работы и сегодня остаются актуальными. Кипучая энергия и бесконечная любовь, желание познать законы мироздания – все это остается ценным и в 21-м веке.
Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение)
Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.
Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества. Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта. Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека. В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.
Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.
Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.
В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы. Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может. Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни. Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно ?
Жду ль чего ? жалею ли о чем ?
На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель
По корням упругим топор застучал, И пали без жизни питомцы столетий! Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнем.
И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.
Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.
Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.
Природа в лирике М.Ю. Лермонтова: сочинение Ссылка на основную публикацию