Сочинение: Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова
Если говорят о литературе первой половины ХIХ века, то первыми на ум обыкновенно приходят имена Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевиче Лермонтова. Это не просто выдающиеся поэты своего времени – можно сказать, что каждый из них и есть свое время. Тематика лирики обоих поэтов разнообразна – свобода, Родина, любовь и дружба, поэт и его назначение. Но сегодня хотелось бы поговорить о другой теме – о природе и об особенностях ее отображения в их лирике.
Любая тема, какое бы выражение она ни находила, неразрывно связана с судьбой автора. Оба поэта прожили недолгую жизнь, но время наложило неизгладимый отпечаток на их творчество. И сколь несхоже оказалось это влияние! Юность Пушкина пришлась на период революционного подъема и веры в прекрасные идеалы свободы и равенства всех людей, расцвет свободомыслия и вольных мечтаний. Юность Лермонтова – на режим николаевской реакции, жесточайшие репрессии любой вольной мысли. И если Пушкина время впоследствии несколько (а затем и значительно) охладило, то Лермонтова лишь заставило утвердиться в мрачных своих взглядах на жизнь. И хотя во многом Лермонтов является продолжателем пушкинских традиций, его поэзия глубоко трагична, а разочарование в надеждах юности придает ей оттенок безысходности.
У Пушкина многие, особенно ранние стихи наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле – и его пейзажи расцвечены яркими красками, природа ликует и цветет вместе с ним. У Лермонтова же тема одиночества прослеживается повсюду. Лермонтовский герой одинок, он ищет – и не находит в чужом краю неведомое “что-то”. И если природа родственна для его лирического героя, то родственна не просто, а в противовес людям и окружающему. Яркий пример этого мы видим в поэме “Мцыри”. В описаниях природы у Лермонтова преобладают экзотические картины Кавказа, его любимого края.
Александр Сергеевич из всех других времен года отдавал предпочтение осени: “из годовых времен, я рад лишь ей одной”. Живописными, красочными цветами он описывает осенний пейзаж: “прекрасное природы увяданье”, “в багрец и золото одетые леса”. Читая его стихотворения о природе, которые наполнены волшебными звуками, мы невольно видим, представляем себе великолепные просторы русской природы. Его пейзаж радостен, и даже в унылости осени он видит не предвестье смерти, а торжество красоты.
Природа в поэзии М.Ю. Лермонтова – свободная, романтическая стихия, но стихия грозная. Лермонтовскому лирическому герою зачастую приходится вступать в единоборство с природой, и это борьба равных сил. В стихах он часто обращается к разными природным явлениям. Для него ветер в небесах – нечто могучее и сильное.
Шуми, шуми же, ветер в ночи,
Играй свободно в небесах
И освежи мне грудь и очи.
Для Пушкина природа — это родной дом, в котором он скрывается от надоевших ему проблем, где он отдыхает от суеты жизни. В стихотворении “Деревня” он говорит:
Я здесь от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить.
У Лермонтова же природа предстает в обличии могучего, сильного существа.
Впрочем, в ранней лирике – например, в стихотворении “Утро на Кавказе”, появляется и романтическое описание пейзажа – звезды, луна, туман, тучи, облака.
Светает — вьется дикой пеленою
Вокруг лесистых гор туман ночной…
Вот на скале новорожденный луч
Родился вдруг, прорезавшись меж туч,
И розовый по речке и шатрам
Разлился блеск, и светит там и там.
В изображении же Пушкина даже буря не выглядит угрожающе, а, скорей, по-домашнему. Вспомним несколько строчек:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
Рисуется, вроде бы, мрачная картина – но кажется, что эти строчки читает глава семейства ребенку, сидящему у него на коленях. Ветер воет, вихри кружат, но в очаге горит огонь и, в общем-то, не страшно. У Пушкина – уют, у Лермонтова – бесприютность. И все же пейзажная лирика обоих поэтов показывает, что при всей разности подходов и мироощущения оба они во многом чувствовали себя детьми природы. Вот только Пушкин чувствовал себя ребенком обласканным, а Лермонтов – заброшенным.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)
Название: Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку Тип: сочинение Добавлен 21:22:51 05 февраля 2011 Похожие работы Просмотров: 41 Комментариев: 7 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно просмотреть |
просмотреть сочинение | |||
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
План.
I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский)
II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн)
Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…
Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М.Ю.Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…
Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:
Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.
11485 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:
Образ поэта-пророка в лирике А.С.Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)
Смотрите также по разным произведениям Пушкина:
Пейзажная лирика Пушкина
Пейзажная лирика Пушкина кратко
1. Введение. Значение и влияние А. С. Пушкина на русскую литературу трудно переоценить. Достаточно вспомнить, что великий поэт считается основателем современного русского языка. Его перу принадлежит огромное количество произведений самых разнообразных жанров. Немаловажное место среди них занимает пейзажная лирика.
2. “Национальный” поэт. Главной отличительной особенностью пейзажной лирики Пушкина является ее ярко выраженный национальный характер. Для предшественников и современников поэта было характерно воспевание красоты природы в общем смысле. Поэты-романтики были далеки от действительности, очертания местности в их произведениях расплывались в таинственном освещении.
Образцом прекрасного пейзажа обычно выступала воображаемая далекая страна с бесконечными лесами, реками и полями. На раннем этапе творчества Пушкин также находился под влиянием романтизма. Ему представляются “холмы с безмолвными лесами”, “долина с резвым ручейком”. Природная идиллия изображена в произведении “Фавн и пастушка”.
В период ссылки Пушкин был очарован красотой южной природы, с восхищением описывал безбрежное море. После перевода в Михайловское Александр Сергеевич заострил свое внимание на красоте русской природы. Полное погружение в крестьянский мир позволило поэту, по выражению Гоголя, почувствовать и изобразить “тихую и беспорывную” прелесть русского пейзажа. Возникла поэзия русской деревни.
Пушкин открыл для современников удивительный мир бесхитростной красоты родной природы. Великий поэт подчеркивал национальный характер окружающей природы. Часто встречается мотив одинокого путешествия по бескрайним русским просторам (“Зимняя дорога”). Вместо величественных масштабных картин Пушкин обращает внимание на скромные детали деревенского пейзажа: “Люблю песчаный косогор. Перед избушкой две рябины” (“Путешествие Онегина”). В поэме “Руслан и Людмила” и сказках Пушкина описание русской природы носит былинный характер: “брег отлогий”, “дуб зеленый над холмом” и т. д.
3. Времена года в пейзажной лирике Пушкина. Как известно, среди всех времен года великий поэт предпочитал осень. Знаменитыми плодотворными периодами в его творчестве были так называемые Болдинские осени. Самой известной и популярной художественной характеристикой осени является пушкинская строка: “Унылая пора! Очей очарованье!”.
Помимо своего восхищения, в стихотворении “Осень” Пушкин в шуточной форме описывает свое отрицательное отношение к остальным временам года, выделяя также зиму. Зима воспета Пушкиным во многих стихотворениях. Самым знаменитым является “Зимнее утро”. Его первая строка “Мороз и солнце. ” стала нарицательной. Краткие, но невероятно емкие строки стихотворения “Бесы” удивительно точно передают картину опасной зимней поездки – обычного явления той эпохи.
4. Иностранные темы в пейзажной лирике. Пушкина Универсальность и многообразие таланта Пушкина проявляется в той легкости, с которой ему удавалось изображать красоту пейзажа любой географической местности. В юности это были вымышленные неведомые страны, во время Южной ссылки – Бессарабский край.
Первое посещение Кавказа в 1820 г. стало источником вдохновения для создания “Кавказского пленника”, в котором изображены удивительные картины дикой природы. После второго путешествия в 1829 г. Пушкин написал стихотворение “Кавказ” – блестящий образец пейзажной лирики, описывающей далекий край. Также Пушкин неоднократно обращался к изображению восточной природы (“Подражания Корану”, “Анчар” и др.).
5. Заключение. Пейзажная лирика не была определяющим жанром для великого поэта. Тем ценнее для всех почитателей его творчества отдельные стихотворения или фрагменты произведений, посвященные природе. Многие из них стали классическими образцами отечественной пейзажной лирики.
klassreferat.ru
Меню сайта
Сочинение на тему
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век) – сочинение
План.
I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский)
II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн)
Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…
Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М.Ю.Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…
Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:
Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)
I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский)
II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн)
Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…
Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М.Ю.Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…
Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:
Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век)
План.
I «Источник чистый вдохновенья». (Е.А. Баратынский)
II «Союз волшебных звуков, чувств и дум». (А.С. Пушкин)
1. Особое место пейзажной лирики в творчестве А.С.Пушкина.
2. Неразрывная связь социальной темы и природы в творчестве М.Ю. Лермонтова.
III «Умение вокруг увидеть красоту». (М.Н. Эпштейн)
Одним из аспектов, волновавших человечество многие века, является проблема взаимодействия человека и природы. Русская поэзия необычайно богата размышлениями на эту тему. В поэзии 18 века это направление трактовалось однозначно: человек и природа порождены одной Божьей силой, между ними не может быть никакого разлада, а в лирике 19 века все чаще природа выступает как сила то грозная, то умиротворяющая, способная помочь человеку понять себя.
Творчество Великого русского поэта 19 века А.С.Пушкина связано с природой: поэт тонко чувствовал прекрасное в природе. Л.Толстой отмечал, что чувство красоты у Пушкина развито до высшей степени. Благодаря этому чувству поэт создал свои лучшие произведения, в которых он искусно описал красоты пейзажа. Так, например, Пушкин рисует «торжественную красу» моря, которая его вдохновляет, в стихотворении «К морю» (1824). В произведении явно прослеживается влияние стихии на рассказчика:
Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я…
Для поэта морская стихия – олицетворение свободы, которой противостоит «скучный, неподвижный брег», тем сложнее автору оставить море, его гул, скалы, «заливы, и блеск, и тень, и говор волн». В этом стихотворении автор требует действия, сравнивая себя со стихией. Но по мере творческого взросления поэта его отношение к природе проявляется с новой стороны. В стихотворении «Осень» (1833) поэт описывает все четыре времени года. Автор сопоставляет их, ища характерные черты, связанные с человеком и влияющие на него: весна – пора, когда «кровь бродит», когда чувства берут верх над разумом; лето – период, когда из-за зноя, пыли, комаров и мух человек не способен ни о чем думать, мыслит «лишь как бы напоить, да освежить себя»; зима вызывает у Пушкина более приятные чувства, автор упоминает о зимних праздниках и радостных моментов этого времени года, особенно подчеркивает, что русский человек не может жить без холода, ценит и любит мороз. Но главная любовь поэта – это осень, ей он отводит больше всего места в стихотворении. Автор описывает это время как наиболее умиротворяющее, когда у человека появляется время на обдумывание, осмысление впечатлений, накопленных за год. Для А.С.Пушкина осень – период пробуждения фантазии, период подъема душевных и поэтических сил:
И забываю мир – и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем…
Другим представителем поэзии «Золотого века», несомненно, является М.Ю.Лермонтов. Его творческий путь начинается со стихотворения «На смерть поэта» (1837), которое относится к социальной лирике. Оно определило направление творчества писателя. Все стихотворения Лермонтова, в той или иной степени, связаны с темой одиночества, трагизма, отверженности, социальной неустроенности, поэтому трудно назвать стихотворение, однозначно принадлежащие к пейзажной лирике. Пожалуй, одним из стихотворений, где прослеживается связь человека и природы является «Выхожу один я на дорогу» (1841). В нем автор рассказывает о прекрасном сне природы, признается, что сам бы «хотел забыться и заснуть». Поэт понимает, что его поиски свободы и покоя похожи на поиски смерти, поэтому Михаил Юрьевич пишет, что хочет заснуть:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась грудь…
Этим стихотворением Лермонтов хочет сказать, что ему необходимо отдохнуть, перестать чувствовать потерянность, оторванность от людей, одиночество. Потерянность и одиночество показаны на фоне прекрасной природы:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Можно заметить, что герой стихотворения и природа находятся в явном диссонансе. Такой же диссонанс прослеживается и в более раннем стихотворении М.Ю.Лермонтова «Парус» (1832). Первые две строки каждой строфы рассказывают о спокойном морском пейзаже:
Под ним [парусом] струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А остальные строки повествуют об одиноком парусе, который «просит бури». В этих строфах явно прослеживается сравнение человека с парусом – одиноким мятежником. Можно сказать, что в этом стихотворении объединены две темы: тема природы и тема одиночества, что в общем, типично для творчества Лермонтова.
Пейзажная лирика, несомненно, играла важную роль в творчестве русских поэтов 19 века. Такие поэты как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет, М.Ю.Лермонтов и А.С.Пушкин писали о красоте родной природы, проводили параллели между явлениями природы и чувствовали человека, искали в родной природе вдохновения.. Описание природы помогает читателю понять психологическое состояние героев, прочувствовать трагизм их судьбы. Еще одной важной особенностью пейзажной лирики является ее острое социальное звучание.
Пейзажная лирика в творчестве Пушкина и Лермонтова (19 век): сочинение Ссылка на основную публикацию