Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

Аттестационное сочинение по поэме М. Ю. Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
attestatsionnoe_sochinenie.docx16.61 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Стеклов Ю. Н.

Согласны ли вы с мнением, что кулачный бой Кирибеевича и Калашникова является олицетворением борьбы между вседозволенностью «государственного» закона и нравственностью закона «частного» человека? (по поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

I. Некоторые замечания по поводу формулировки темы сочинения:

1) толкование понятия «вседозволенность государственного закона»,

2) определение понятия «нравственность закона частного человека».

II. Борьба вседозволенности и православной нравственности.

1. Иван Грозный и его опричник как олицетворение вседозволенности:

а) Иван Грозный как олицетворение неограниченной власти,

б) Кирибеевич – средоточие неограниченной страсти.

2. Калашников как олицетворение православной нравственности

III. Кулачный бой купца и опричника – это олицетворение борьбы высокой нравственности и вседозволенности.

1. Поведение Кирибеевича

а) перед поединком,

б) во время поединка.

2. Поведение Калашникова

а) до начала кулачного боя,

б) во время поединка,

IV. Предопределённость победы Калашникова.

V. Распутье дорог как символ нравственного выбора.

В названии сочинения можно заметить некоторые противоречия, которые, может быть, допущены специально, чтобы заставить думать экзаменующихся.

Первое противоречие связано со словосочетанием «вседозволенность государственного закона». Само слово «закон», тем более «государственный», предполагает выверку и упорядочение всех его статей, чёткую регламентацию всех процедур, связанных с принятием законов и строгое исполнение их, поэтому там не может быть «вседозволенности».

Второе противоречие бросается в глаза в сочетании слов «нравственность закона частного человека», который может руководствоваться своим «законом», отличающимся от государственного. Казалось бы, здесь нет никаких противоречий, но речь идет о купце Калашникове, а он в поэме олицетворяет нравственность отнюдь не частного человека, а, наоборот, всего православного трудового народа.

Скорее всего, не закон, а Иван Грозный и Кирибеевич олицетворяют вседозволенность, но между ними есть и разница, не зря же автор включил имена трёх героев в название произведения. Иван IV – олицетворение неограниченной власти, а его любимый опричник – средоточие неограниченной страсти. Купец Калашников как носитель православной культуры, как представитель трудового народа, естественно, противопоставлен им. Между ними возникает конфликт, который в сцене кулачного боя достигает кульминационной точки.

Кулачные бои были широко распространены на Руси в XVI – XVII веках. В них участвовали все желающие независимо от сословной принадлежности. В бою ударом выше пояса сбивали с ног, но никогда не добивали лежащего человека.

Однако в «Песне…» происходит смертельный бой. Причиной трагического поединка послужила преступное поведение Кирибеевича, любимого опричника Ивана Грозного.

Молодой опричник обесчестил красавицу жену Степана Парамоновича, и купец решил отомстить, защищая и своё человеческое достоинство, и доброе имя Алёны Дмитриевны. Но почему же именно кулачный бой? Почему не удар ножом из-за угла? Да потому, что простой купец не мог требовать никакой сатисфакции от человека из знатного рода, а кулачный бой таких ограничений не знает. Удар ножом из-за угла был бы для удалого купца полным крахом, отказом от христианского мироощущения. Такая месть ему и в голову не приходит. Да и слово «месть» не упоминается в поэме ни разу. Купец выходит на кулачный бой «за святую правду-матушку».

Совсем другое на уме у Кирибеевича, и поступает он не по-христиански Он шаг за шагом приближается к преждевременной смерти, оскверняя свою бессмертную душу: пылает сильной… нет, не любовью, а страстью к чужой жене, что категорически возбраняется христианину; обманывает царя, скрыв от него факт замужества Алёны Дмитриевны; хочет сделать её соучастницей сексуального преступления и снять с себя грех прелюбодеяния («не дай мне умереть смертью грешною: полюби меня, обними меня»); кланяется царю перед боем, признавая над собой лишь его власть; даёт слово оставить в живых своего соперника и тут же нарушает его, обещая «по нём панихиду служить».

Иначе ведёт себя купец Калашников. Перед боем он кланяется и царю, и Богу, и «всему народу русскому». Первым не бьёт своего соперника… Стоит задуматься: на что, на кого рассчитывал Степан Парамонович, выходя на единоборство с опытным врагом? Он, настоящий православный человек, едва ли участвовал раньше в кулачных боях: церковь всячески запрещала их и преследовала кулачных бойцов вплоть до отлучения. А это значит лишь одно: у купца не было никаких шансов победить в честном бою такого сильного бойца, как Кирибеевич. Он же говорит правду, когда на вопрос царя «Или с ног тебя сбил на кулачном бою, На Москве-реке, сын купеческий?» отвечает: «Не родилась та рука заколдованная Ни в боярском роду, ни в купеческом». Недаром против него даже после «третьего клича» никто не посмел выйти.

… Первым бьёт Кирибеевич. В середину груди, а не в висок – самое уязвимое место. Кто направил его опытную руку? Конечно, Сам Господь Бог. Не только отвёл, но и принял на Себя этот страшный удар, подставив под него «медный крест со святыми мощами из Киева». Крест погнулся, и кровь закапала с груди Калашникова. А его неопытную руку Господь направляет прямо на левый висок Кирибеевича.

Победил удалой купец, но вместо обещанной царём награды от него получает лишь плаху. Вседозволенность позволяет и опричнику, и государю поступать так, как им заблагорассудится. И после этого едва ли можно поверить обещанию Ивана Грозного помочь осиротевшей семье Калашникова. Как не вспомнить в связи с этим аналогичный эпизод из повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Императрица Екатерина II тоже обещает «устроить состояние» Маши Мироновой, но в конце повести мы узнаём, что семья Гринёвых владеет лишь долей села, принадлежащего десятерым помещикам.

В борьбе между вседозволенностью сильных мира сего и высокой нравственностью представителей православной веры, между злом и добром, естественно, должны выиграть последние, ибо этого направления придерживается весь трудовой народ. Жаль нам расставаться с удалым купцом, хочется, чтобы он рассказал царю всю правду и остался жив, но не может он поступить так: честь семьи, честь супруги ему дороже собственной жизни. По этой же причине Пётр Гринёв не смог рассказать суду о всех мытарствах своей возлюбленной. Действительно, «мирская молва что морская волна»: она сметёт на своём пути и виноватых, и безвинных.

Символично то, что Калашников как преступник похоронен не на кладбище, а «на чистом поле промеж трёх дорог», но не Кирибеевичу, а ему кланяются теперь, проходя мимо его могилы, добрые люди.

А три дороги на распутье – это три жизненных пути, которые может выбрать каждый из нас. Первые два пути, путь неограниченной власти и путь неограниченной страсти, ведут к вратам ада, лишь третий путь, путь удалого купца, путь высокой нравственности, исходящей из православной веры, ведёт к вечной любви и свету.

Сочинение по поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова

В былые времена честь дамы ценилась куда больше, нежели сейчас. Мало того, мужчины были готовы отдать жизнь за репутацию своей избранницы не только, если имела место реальная измена, но и тогда, когда в ее сторону был замечен даже косой взгляд. Подобная ситуация наблюдается в произведении.

Однако это не только конфликт купца Калашникова и царского опричника за доброе имя жены первого, Анны Дмитриевны, но и куда более серьезный спор, в котором схлестнулись самодержавие и простой люд, который, к слову, побеждает.

Представитель самодержавия моложе, более высокомерен. Таким закон не писан. С одной стороны, нет ничего плохого в том, что он полюбил женщину. С другой, он нагнетает конфликт и даже царю не сказал о том, что его избранница замужем. Именно поэтому уважение к Кирембеевичу теряется практически сразу.

Куда интереснее Калашников, который не только стремится отстоять доброе имя своей жены, но и олицетворяет весь простой русский люд. Поэтому поединок кажется фигуральным, его можно трактовать как классовую борьбу. А вот если в переносном смысле рассматривать Анну Дмитриевну, то вполне возможно, на ее месте может быть то, что социальные слои не могут поделить. Что же это? Безусловно, власть в стране.

Можно сказать, что данном поединке борются монархия с демократией. Относительно характеров, Кирембеевич – подлый, Калашников – добрый, открытый, человек чести. Он невольно располагает к себе. Что же касается Анны Дмитриевны, видно, что она очень чтит своего мужа. Однако, быть может, она уважает его больше, чем любит. Так или иначе, в те времена на уважении и почтении к супругу все и базировалось. Ну, и на привычке, естественно.

Тем не менее, безумной любви к Кирембеевичу также не наблюдается. Невооруженным глазом видно, что он переоценил себя. И, как и все люди подобного класса, подумал, что он может добиться всего, на что только укажет его перст. Еще бы! Ведь за ним поддержка самого царя. Так или иначе, Калашников не лыком шит. Он одерживает победу.

Мне очень понравилось произведение. С одной стороны, у него довольно простой сюжет. С другой – он может быть воспринят иносказательно, тогда обретет куда больший смысл. Есть и некая изюминка (возможно, свойственная описываемой эпохе), которая заставляет перечитывать на первый взгляд, незамысловатые строки снова и снова, всякий раз получая все большее удовольствие от прочтения.

2 вариант

Главный персонаж поэмы И.Лермонтова, молодой и зажиточный купец Степан Парамонович Калашников – заботливый, любящий отец и муж.

Но вот однажды вечером, вернувшись домой, он не застаёт там свою супругу. Во всём доме царит какое-то напряжение. Степан Парамонович нутром почуял, что случилось что-то неладное. Спустя небольшой промежуток времени в дом ворвалась его испуганная жена. Волосы её растрепались, а глаза были заплаканы. Дрожащим голосом она рассказала мужу о том, что только что на улице опричник Кирибеевич схватил её, начал лезть с поцелуями и умолять, чтобы он стала его. Калашников не смог стерпеть такого унижения и оскорбления.

Казалось бы, Степан в такой ситуации мог бы пойти к самому царю с жалобой на наглеца, который посмел посягнуть на честь его законной супруги. Но купец был очень гордым и жаловаться кому-бы то ни было он считал ниже своего достоинства. Поэтому он принял решение отстоять честь семьи в кулачном поединке с обидчиком, пусть даже это будет стоить ему жизни.

Он просит поддержки у своих братьев и те, ни капли не раздумывая, соглашаются, ведь старший брат для них всё равно, что второй отец. Степан Парамонович показал себя настоящим молодцом, несмотря на то, что была возможность обойтись без этого кровопролития.

В те времена кулачные бои были весьма популярной потехой. Молодые люди, участвовавшие в них, доставляли удовольствие и простому народу и самому царю. В этот раз царь делал ставку на своего любимчика Кирибеевича, но желающих выступить против сильного и ловкого бойца не находилось. Тогда-то и появился купец Калашников.

Кирибеевич смутился, увидев купца, но бой всё же состоялся. Перед поединком Степан вполне серьезно предупредил соперника, что скоро по кому-то из них будут петь панихиду. Пропустив первый удар, купец в ответ нанес опричнику свой, сокрушительный и смертельный. Он был прекрасно осведомлен, что правила кулачных поединков запрещают биться до смерти. Также он знал, что царь непременно отдаст приказ казнить его за нарушение этих правил. Но несмотря ни на что, купец посчитал, что можно пожертвовать жизнью ради защиты своей семьи. Ведь честь для него была дороже жизни.

Сочинение 3

Данная поэма насквозь пропитана протестным духом. Автор обращается к прошлому, он будто недоволен минувшими вехами истории, а также имевшими место несправедливыми событиями. Лермонтов пытается найти своеобразных героев – людей с сильным характером, стальной волей, которые могли бы быть примерами для потомков.

Главный герой данного произведения – молодой, заносчивый и высокомерный (но верный) опричник Ивана Грозного, который полюбил жену купца Калашникова. Конечно же, это было непозволительно. Особенно в те времена. Соответственно, на репутацию порядочной женщины была брошена тень. Естественно, муж Анны Дмитриевны не смог остаться в стороне.

В более широком понимании, в творении сталкиваются два лагеря – правда народа (Калашников) и самодержавие, граничащее с бесчестием (Киребеевич, и, возможно, даже сам царь).

В целом, героический характер Калашникова испокон веков свойственен русскому люду. Сколько бесстрашных богатырей повидала земля русская, сколько подвигов было совершено россиянами – всех не счесть. Можно сказать, что купец Калашников – это вопиющий образец истинной правды, человек чести, который чтит достоинство. Он является верным супругом, хорошим отцом. Идеальный человек своего века.

Алена Дмитриевна, жена, представляется покорной женщиной того времени. Она уважает мужа и любит его. Он для нее защитник и верный друг. Так, что можно сказать, это поединок простого человека против зарвавшегося знатного. Против царского любимца.

* Опозорил семью нашу честную

* Злой опричник царский Кирибеевич;

* А такой обиды не стерпеть душе

* Да не вынести сердцу молодецкому.

Государь является с боярами, оцепляет место. Кстати, купец одерживает победу над молодым опричником. Однако автор не скрывает присутствия у него положительных качеств. Это преданный правителю воин, смелый, однако самовлюбленный, бесстрашный, но чванливый. Кстати, Кирибеевич поведал царю о том, что любит Алену Дмитриевну, однако не сказал, что она уже замужем за купцом Калашниковым.

Последний представляется невероятно сильным человеком, который верен своим убеждениям, никогда не пойдет на компромисс с совестью. Честь семьи для него дороже поклонения царю. В этом и проявляется народное сознание.

Примечательно, что герой надолго остается в народной памяти – люди посещают его «безымянную могилку», поминают добрым словом.

Вариант 4

Произведение М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова» – это взаимодействие, с одной стороны, двух людей, которым чужды и радость, и горе, подвластны и жизнь, и смерть. С другой, автор представил в представителе народа и подданном царя целую систему образов, характеристику строя, уклада, существовавших в те времена. Их взаимоотношения стали показателем того, что добросовестный человек, преданный семье и родине гордо выдержит противодействие самодовольного, горделивого и высокомерного представителя самодержавного строя.

Обманутый своим слугой – Кирибеевичем, царь велит казнить человека, который, вызвав на смертный бой злодея, тем самым защитил честь своей супруги. Сюжет прост, понятен. Но за ним стоят не простые отношения тех, кто чувствует защиту государя, самонадеянно совершают подлые поступки, также тех, кто живет по чести, но иногда вынужден почувствовать на себе несправедливость существующего строя.

Законный муж Алены Дмитриевны (Калашников) не испугался злого умысла, позора приближенного царя. Вызвал он смело злодея на бой, несмотря на последствия. За правду он готов пойти на смерть, защищая честь семьи, жену. Степан Парамонович не оттягивает с решением, считая своим долгом отомстить Кирибеевичу. Характер простого русского человека проявился в полной мере тогда, когда напал злодей на жену купца. Считая самым дорогим на свете честь семьи, он не принял во внимание и то, что бессовестным оказался слуга царя Грозного.

Преклонение перед государем во все времена имело особое важное значение. Царь решал судьбы людей. Те, кто во всем становился на его сторону, чувствовали себя как за каменной стеной. Тем более, когда речь идет о великом царе Грозном. В каждом его взгляде, в действиях просматривается сила характера, о котором ходили легенды во все времена. Однако не все готовы были пойти против правды, долга и уважения своей семье.

Прочитав до конца произведение, читатель задумывается не только о судьбе одного человека, а жизни целого поколения. Несмотря на трагический исход того, на чьей стороне правда, честь и слава занимают достойное место всегда, Подобные поступки бессмертны, так как за ними стоят преданность, любовь, совесть и сила характера.

Также читают:

Картинка к сочинению По поэме Песня про купца Калашникова

Популярные сегодня темы

Одним из главных и значимых героев повести Тургенева «Ася» является господин Н.Н. Именно от его лица идет повествование о знакомстве и любовных отношениях с девушкой по имени Ася.

Петра Ильича Чайковского можно назвать великим русским композитором, дирижером и музыкальным критиком. Он вошел в историю, как человек, который подарил миру множество ярких и удивительных работ. Стоит сказать, что на сегодняшний день

В основе произведения Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» положен общественный конфликт. Это основной конфликт комедии, происходящий между Александром Андреевичем Чацким и московским, «фамусовским» обществом.

Главный герой Дубровский поссорился с дворянином Троекуровым, тот благодаря своим связям лишил Дубровского поместья и всех владений.

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» ярче всего отображается «мысль народная». Автор рисует нам дух народа и отдельных его представителей, ярких личностей. Взаимоотношениями с народом Л.Н. Толстой характеризует и интеллигенцию в романе.

Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1—17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

С17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?

С17.2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?

С17.3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горького «На дне»)

С17.4. Образ времени в одном из произведений литературы XX века.

Комментарии к сочинениям

C17.1. Как в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня… про купца Калашникова» изображён конфликт личности и власти?

В центре поэмы проблематика соотношения царской власти, закона и милосердия. Это один из главных вопросов всей русской литературы начала XIX века. В центре внимания Лермонтова — нравственные и политические проблемы своей эпохи, судьба и права человека в ней. Писатель рассуждает над проблемами своей эпохи: нужны ли его времени люди чести, нужна ли сильная личность власти.

Облик царя Ивана Васильевича поэт восстанавливает таким, каким сохранила его народная память. Для народных песен государь — главное лицо, идея народной жизни — служба царю, с именем которого соединялось нераздельно имя отечества. Судьба отечества была в руках царя, следовательно, все, что касалось его личности, касалось вместе с тем и народа. В поэме первые слова автора обращены к царю, при этом используются обращения, характерные для народной песенной традиции: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»

Грозному царю принадлежит последнее слово, он является вершителем судеб человеческих. Не всегда выбор царя оказывается справедливым, но никто не смеет противиться его воле — слуги царские могут только наде-яться на милость царя.

Лермонтов прославляет справедливую государственную власть, когда закон оказывается для всех един. Государь грозит жестоко наказать виновника за совершение убийства по умыслу, и он казнит купца Калашникова.

C17.2. Какую роль в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина играют фольклорные мотивы?

Странно получается: сто лет назад Салтыков-Щедрин писал свои произведения на злобу дня, беспощадно критикуя явления современной ему действительности; все прочитали, поняли, посмеялись, и. ничего не изме-нилось. И из года в год, из поколения в поколение все читают строки его книг, прекрасно понимая, что же хотел сказать автор. С каждым новым «витком» истории книги Салтыкова-Щедрина обретают новое звучание, вновь становятся актуальны. В чем же секрет такого чуда?

Может быть, в том, что сатира Салтыкова-Щедрина многообразна по тематике, по жанру (сказки, история в форме летописи, семейный роман), многообразна по использованию «средств осмеяния», богата стилистически. Гротеск проникает и в сказку. Сказки Салтыкова-Щедрина разнообразны в использовании фольклорных традиций: замены («Жили да были два генерала. по щучьему велению, по моему хотению очутились на необитае-мом острове. »), фантастические ситуации, сказочные повторы («все дрожал, все дрожал. »), сказочные амплуа (волк, медведь, орел, рыбы). Но традиционные образы получают иное направление, новые свойства и каче-ства. У Салтыкова-Щедрина ворон — «челобитчик», орел — «меценат», заяц не косой, а «самоотверженный»; в использовании таких эпитетов много авторской иронии. Характерным приемом для сказок и для «Истории одного города» является иносказание, мы понимаем, кого автор имеет в виду под своими градоначальниками, или проще — топтыгиными. Частым приемом, используемым в сказках, является гипербола, выполняющая роль своеобразного «увеличительного стекла». Беспощадность и неприспособленность к жизни генералов подчеркивается одной фразой: они свято верили, что булки «в том самом виде родятся, в каком их утром к кофею подают».

По материалам www.besoch.com/sochinenie/saltykov_shchedrin_mihail_evgrafovich/_

C17.3. Сатин и Лука: антиподы или единомышленники? (По пьесе М. Горь-кого «На дне»)

В пьесе поднимаются вечные вопросы: столкновение правды и лжи, назначения и смысла человеческой жизни, свободы и долга. Философское звучание этих вопросов позволяет относить пьесу «На дне» к жанру философ-ской драмы. Драматический конфликт пьесы «На дне» в столкновении лжи и правды. Проповедником мира иллюзий является странник Лука. Он помогает ночлежникам погрузиться в мир утопии. Но Горький показывает несостоятельность взглядов Луки, жизненная практика опровергает его теорию: Лука исчез, а убежденный им Актер повесился, умирает Анна, а оставшихся ночлежников ожидает еще большее уныние, чем прежде. Опро-вергает теорию Луки Сатин, самый умный из героев, а монолог Сатина о Человеке разбивает лживый гуманизм Луки и с гуманизмом подлинным проповедует веру в Человека, гордость за Человека и призыв к борьбе против социальной несправедливости.

С17.4. Образ времени в одном из произведений литературы XX века.

Время — это особая художественная категория. В литературе оно часто оказывается не похожим на реальное время. Так, писатель может «сжимать» время, ограничиваясь короткой фразой, например, «Прошло три года», а может «останавливать» мгновение, подробно описывая вспышку молнии или полет стрелы. Очень часто художественное время помогает лучше понять замысел автора и лучше уяснить смысл произведения.

У Чингиза Айтматова образ времени — важнейший элемент его художественно-философской концепции. Для анализа можно взять два произведения. «Белый пароход», в котором образ времени, соединяя настоящее с прошлым, позволяет ощутить глубины народной памяти, и роман «И дольше века длится день», где время — самая главная, ведущая категория — это День, в котором разворачивается основное действие, исторически-конкретное время — судьба Едигея, и мифологическое время прошлого и будущего.

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ поэмы «Песня про купца Калашникова» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 05.03.2020

Русское фольклорное творчество и древняя история Руси вызывали у М.Ю. Лермонтова большой интерес с ранней юности. А проблемы государственной власти, политики, законности, прав человека и нравственных устоев общества являлись ключевыми вопросами русской литературы XIX века.

«Песня про купца Калашникова» – уникальное по своей форме и сути эпическое произведение, вошедшее с список самых известных и популярных произведений поэта.

История создания

Возможно, идея написания исторической поэмы «Песня про купца Калашникова» возникла у Лермонтова под воздействием общения с близким другом С.А. Раевским, сторонником славянофильства, а сюжет произведения поэту подсказал Н.М. Карамзин.

М.Ю. Лермонтов был хорошо знаком с «Историей Государства Российского», в IX томе которого упоминается некий чиновник Мясоед Вислый, чью красавицу-жену обесчестили, а ему самому отрубили голову. Герои этой истории и могли стать прототипами «Песни про купца Калашникова». Известны М.Ю. Лермонтову и сюжеты из сборника древних российских стихотворений, составленного и изданного в 1818 году русским сказителем и музыкантом Киршой Даниловым («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович»).

Выдающийся русский литературовед Б.М. Эйхенбаум склонялся к мнению, что это произведение написано Лермонтовым под впечатлением об известии о дуэли А.С. Пушкина.

«Песня про купца Калашникова» написана поэтом на Кавказе в 1837 году. Напечатать сразу произведение ссыльного автора не разрешили. А в 1838 году при содействии В.А. Жуковского «Песня…» напечатана в «Литературных прибавлениях» к военной газете «Русский инвалид» без указания имени поэта. Позже, в 1840 году, поэма была размещена в единственном издании «Стихотворения М. Лермонтова», вышедшем при жизни автора.

Жанр и направление

Жанр произведения – романтическая национально-историческая поэма.

Написана «Песня…» в форме народного сказания о событиях непростых времен царствования Ивана Грозного. Произведение является стилизацией фольклора эпической формы.

В поэме не просто отражены политические и нравственные проблемы государства времен правления Ивана Грозного. Поэма – рассуждения автора о проблемах современности, о власти, о роли сильной личности в обществе.

Смысл названия

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» – полное название произведения.

Сходство с народной песней, старинным сказанием, былиной русского средневековья придают произведению размеренный, повествовательный характер, зачины, эпитеты, повторы, историзмы (устаревшая лексика).

Не интригуя читателя, поэт уже в названии упоминает имена главных персонажей поэмы, указывает на время описанных в ней событий.

Сюжет поэмы характерен для романтического произведения и на первый взгляд незамысловат.

Опричник Ивана Грозного Кирибеевич делится с государем сокровенной тайной о том, что влюблен в красавицу Алену Дмитриевну. При этом он скрывает от царя, что его возлюбленная замужем. Великий государь Иван Васильевич не видит причины для печали молодца и советует тому одарить девушку богатыми подарками и жениться на ней.

Кирибеевич подстерегает Алену после вечерней службы в церкви и набрасывается на нее с объятиями и поцелуями, уверяя девушку в своей любви. Взволнованная, простоволосая Алена поздно возвращается домой, где ее ждут муж, молодой купец Степан Парамонович Калашников, и дети. Она рассказывает супругу о том, как ее обесчестил Кирибеевич, как насмехались над ней соседи, ставшие свидетелями их встречи с опричником. Алена просит у мужа прощения и защиты ее честного имени.

Степан Парамонович обещает отомстить наглецу Кирибеевичу и в честном бою на глазах у Ивана Грозного убивает наглого опричника. Царь в ярости расспрашивает Калашникова о причинах его ненависти к Кирибеевичу и грозит казнить купца, отрубив ему голову. Но Степан не открывает тайну, лишь просит не оставить без царской поддержки жену, детей и младших братьев. Иван Грозный обещает выполнить просьбу и отправляет Калашникова на плаху.

В.Г. Белинский в своей статье «Стихотворения М. Лермонтова» так определил выбор Лермонтовым для описания событий давней исторической эпохи.

«Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа… и вынес из нее вымышленную быль, которая достовернее всякой действительности, несомненнее всякой истории».

Главные герои и их характеристика

Сокращенное название произведения звучит так: «Песня про купца Калашникова».

Именно молодой купец Степан Калашников, а не царь Иван Грозный, упомянутый в полной версии названия первым, является главным героем поэмы.

Калашников олицетворяет собой истинного русского человека широкой души, благородного, уверенного в своих силах, с чувством собственного достоинства. Степан воспитан в духе моральных устоев и принципов своего народа, он сочетает в себе простоту, доброту и уважительно относится к другим.

Степан не в силах простить Кирибеевичу поруганную честь любимой жены Алены Дмитриевны. Ведь в лице Алены недругом попрана честь всего рода Калашниковых. Не зря Степан Парамонович после случившегося зовет на помощь своих младших братьев и просит их наказать врага. Калашников знает, что вызов брошенный им лучшему царскому опричнику, грозит смертью, но от решения своего не отступает. Казненного царем молодого купца почитают в народе и считают героем.

Алена Дмитриевна, жена Степана Парамоновича Калашникова, появляется перед читателями совсем ненадолго, но успевает вызвать к себе и чувство восхищения (она очень красива), и жалости, и чувство глубоко уважения за любовь и преданность своему мужу, честный рассказ и покаяние в случившемся.

Иван Грозный. Великий государь, хоть и назван грозным в самом начале произведения, предстает перед читателями радушным, улыбающимся и повелевающим поднести чаши с вином своим воинам. Но уже через несколько строк характер царя меняется. Иван Васильевич хмурит брови и выказывает своему самому близкому опричнику Кирибеевичу подозрение в нехорошем замысле. После объяснений воина царь снова улыбается и будто бы совсем по-дружески дает опричнику советы. Но в финале произведения государь являет народу свою деспотичную, своевольную и жестокую сущность, посылая без закона и суда на плаху купца Калашникова, убившего в честном бою лучшего царского опричника.

Кирибеевич. Отрицательный герой поэмы. Лучший опричник царя, бесстрашный и удалой, оказался человеком способным соврать самому государю, лукавым, одержимым любовной страстью и беспринципным.

Темы и проблемы

Несмотря на то, что события, описываемые в поэме, происходят в эпоху Ивана Грозного, темы, затронутые в произведении, оказались современным и актуальными. Сам Лермонтов, да и все русское сообщество еще находились под влиянием известия о кончине А.С. Пушкина, вышедшего на дуэль с целью защитить честь своей жены и свое благородное имя. Тема чести, поруганной, но отмщенной, пусть и ценой жизни – главная тема произведения.

Тема вседозволенности власти, актуально звучащая в разные времена, также упомянута в произведении. Легко и безнаказанно Иван Грозный распоряжается людскими судьбами, потешаясь смертоубийственными драками, нарушая правила, самим собою и установленные, посылая на плаху невиновных. Его слуга, Кирибеевич, чувствует свою безнаказанность, домогаясь чужую жену.

Очень важны в поэме исторические параллели. Произвол самодержавия при Николае I с его жандармскими порядками мало чем отличался от вседозволенности власти при Иване Грозном.

Тема любви. В коротком произведении Лермонтов сумел показать две грани этого чувства: с одной стороны – темную, преступную, чувственную страсть Кирибеевича, с другой – чистую, преданную, всепрощающую любовь благородного Степана Калашникова и прекрасной Алены Дмитриевны.

Тема свободы. Степан Калашников, понимая, чем грозит ему конфликт с государевым слугой, осознанно делает свой выбор и решает отомстить Кирибеевичу. Это его свободный выбор. Свободный от влияния других людей, даже царя. Но несвободным оказывается Степан в границах своих нравственных принципов и чести. И эта несвобода определяет его поступок и объясняет хладнокровное убийство Кирибеевича в честном бою: «Я убил его вольною волею…».

Главная мысль

Необходимость защиты чести и достоинства– главная мысль произведения.

Даже если для этого потребуется пожертвовать своей жизнью, нельзя сдаваться и преклонять колени перед посягнувшим на них.

Моральное превосходство нравственно чистых, пусть и более слабых по социальной иерархии людей, над всемогущими, но беспринципными.

Лермонтов предлагает читателю поразмышлять над судьбой человека в обществе, где закон «не писан», о необходимости вести борьбу за свою свободу и честь.

Поэт своей поэмой бросает вызов самодержавию, воспевая смелость и благородство купца Калашникова, выступившего против произвола царского любимца.

Чему учит?

Поэма учит читателей не изменять своим нравственным принципам, бороться за свою правоту, честь, достоинство, не отступать перед проявлениями беззакония.

Отношения между молодым купцом Калашниковым и его супругой Аленой Дмитриевной – прекрасный, поучающий образец взаимоотношений между любящими, уважающими и оберегающими друг друга людьми, честными и преданными своему чувству.

Смерть Кирибеевича служит подтверждением того, что зло будет всегда наказано.

А мужество, смелость, готовность защитить семью даже перед лицом смерти и гибель самого Калашникова делают его героем в памяти народа.

Основной конфликт Песни про купца Калашникова М. Ю. Лермонтова: сочинение

31.12.2020 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько”. Подробнее >>

10.11.2019 – На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько. Подробнее >>

20.10.2019 – Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 – За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 – Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 – На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению ” Гордость и смирение”

10.03.2019 – На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько. Подробнее >>

07.01.2019 – Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро ( в течение 3-4 часов). Узнать подробнее >>

16.12.2018 – Ребята, на Форуме создан пост, где размещены сочинения по сборнику И.П.Цыбулько. Смотрите работы, выставляйте свои сочинения! Ссылка >>

16.09.2017 – Сборник рассказов И.Курамшиной “Сыновний долг”, в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 – Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей! Подробнее >>

16.04.2017 – В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц! Подробнее >>

16.04.2017 – На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ. Смотреть вот здесь >>

25.02 2017 – На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБЗ. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 – На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 – Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 – Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

17. Проблема чести и бесчестия в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

Вопрос чести и бесчестия – это один из самых распространённых в русской литературе. Особенно ярко он проявился в творчестве писателей XIX века. Каждый из них рассматривал данную проблему абсолютно по-разному, но, на мой взгляд, наиболее оригинально она раскрывается в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про…купца Калашникова».

В центре сюжета произведения находится конфликт между двумя героями – антиподами, олицетворяющими понятия чести и бесчестия, правды народной и своеволия самодержавного. Камнем преткновения станет молодая жена-красавица купца Калашникова, Алена Дмитриевна, на которую положил глаз любимый опричник Ивана IV, Киребеевич. Потакая собственной слабости, «буйный молодец» подкарауливает Алену Дмитриевну после вечерней службы и прямо перед соседями признается ей в своих чувствах, тем самым позоря ее на всю Москву. В свою очередь героиня не поддается уговорам царского слуги, не берет его драгоценности: ведь она в «церкви божией перевенчана» с молодым купцом. Покорная, полная любви и почтения к Степану Парамоновичу женщина просит у супруга защиты, умоляет не дать ее «злым охульникам в поругание». В этот момент раскрывается классический характер русского героя, настоящего мужчины, для которого «закон Божий» и честь семьи превыше всего. Калашников, возмутясь поступком Киребеевича, посягнувшего на самой святое, на семью, понимая, что «не вынести сердцу молодецкому» такой обиды, вызывает опричника на честный кулачный бой.

Чтобы ярче раскрыть данную проблему, важно рассматривать не сам процесс поединка, а поведение героев перед боем и после него. Вот Киребеевич, человек бесчестный, вольготно расхаживает по полю, кидает ядовитые реплики:

А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду, племени,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться.

Подобная дерзость и самоуверенность несомненно отталкивает. Тут автор играет на контрасте, вводя после выходок опричника описание того, как достойно и благородно себя ведет Степан Парамонович перед схваткой:

Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквам,

А потом всему народу русскому.

Сразу видна уверенность купца: «очи его соколины» отражают в себе всю крепкую волю, богатырскую силу и бесстрашие мужчины, который готов на смерть пойти, чтобы защитить не только честь своей семьи, но и «святую правду-матушку», закон христианский.

Взяв верх над Киребеевичем, он побеждает не только обидчика, но и отстаивает свое честное имя. Герой верен себе и даже после смерти опричника не говорит царю об истинной причине конфликта: ведь это может опорочить доброе имя супруги:

Я скажу тебе, православный царь:

Я убил его вольной волею,

А за что про что – не скажу тебе,

Скажу только богу единому.

Купец не боится ни царского гнева, ни плахи, но в последние минуты жизни он просит государя позаботиться о его семье:

Не оставь лишь малых детушек,

Не оставь молодую вдову,

Да двух братьев моих своей милостью…»

Таким образом, оба героя умирают, но если смерть Киребеевича была расплатой за его бесчестие, то Калашников, человек чести, хотя и погибает, но все ровно остается отважным победителем, постоявшим не только за своих родных, но и за весь русский народ, за святую правду, за «закон Божий».

Поделись с другом в социальной сети

Сочинение на тему “Основной конфликт “Песни про купца Калашникова” М.Ю. Лермонтова”

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана М.Ю. Лермонтовым в 1837 году. Разочаровавшись в своей современности, писатель обращается «ко временам далеким».

В «Песне» Лермонтов описывает события, происходящие во времена Ивана Грозного. По мнению поэта, в то время еще существовали честные и порядочные люди, действовали представления о долге, чести, благородстве.

«Песня про купца Калашникова» – произведение романтическое. Его основной конфликт можно определить, на мой взгляд, как борьбу добра и зла.
Герои песни четко разделены на две противоположные группы. Иван Грозный и его опричник Киребеевич олицетворяют собой злую силу, несправедливость, огромное горе. Им противостоит «молодой купец» Степан Парамонович Калашников со своей семьей, олицетворяющей нравственные устои русского народа, его силу и удаль.

В поэме образ Калашникова разрастается, получает даже символическое звучание. Это – русский богатырь, защищающий не только свою жену и свое честное имя, но и весь русский православный народ от злых сил.

Опричник Ивана Грозного, Киребеевич, несет в себе иноземную, темную, чужую силу. Он влюбляется в жену Калашникова. Киребеевич не привык отступать ни перед чем. Для него ничего не значит то, что Алена Дмитриевна – замужняя женщина, дававшая клятву верности своему мужу перед Богом. Киребеевич подстерегает красавицу и объясняется ей в любви:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы

И ласкал он меня, цаловал меня;
На щеках моих и теперь горят,
Живым пламенем разливаются
Поцалуи его окаянные…
А смотрели в калитку соседушки,
Смеючись, на нас пальцем показывали…

Алена Дмитриевна рассказывает мужу о мерзком поступке Киребеевича. Калашников, конечно же, не мог потерпеть такого оскорбления своей жены, своего доброго имени, своей чести.

Протестуя, он прекрасно понимает, что выступает против царя. Ведь Киребеевич – любимый слуга Ивана Грозного. Но Калашников не боится смерти. Гораздо важнее для него защитить свой род, восстановить справедливость.

Герой знает, что в любом случае он будет казнен. Его последние мысли – о своей жене, о товарищах, о Боге:

Поклонитесь от меня Алене Дмитревне,
Закажите ей меньше печалиться,
Про меня моим детушкам не сказывать;
Поклонитесь дому родительскому,
Поклонитесь всем нашим товарищам,
Помолитесь сами в церкви божией
Вы за душу мою, душу грешную!

Сам поединок Калашникова и Киребеевича описан в фольклорных тонах, как бой двух богатырей. Сначала сила была на стороне опричника, но русский богатырь собрался с духом и решил биться «за правду» до последнего. Он выходит победителем и, тем самым, вызывает гнев царя.

Интересно, что перед Иваном Грозным Калашников держится с большим достоинством. Он признает Грозного царем, испытывает к нему уважение, но не заискивает и не просит пощады. Калашников смело говорит Ивану Грозному, что он убил Киребеевича по своей воле, но причину, по какой он это сделал, скажет только Богу.

Калашников готов к смерти: он выполнил свой долг. Поэтому он открыто говорит царю, чтобы тот его казнил. А после Степан Парамонович просит не оставить царской милостью его семью: жену, детей и братьев. Иван Грозный почувствовал уважение к герою. Он пообещал не оставить семью Калашникова своей заботой.

Калашникова казнили лютой и позорной смертью. Даже похоронили героя не по-христиански: «На чистом поле промеж трех дорог». Но в народной памяти Степан Парамонович остался героем. Проходя мимо его «безымянной могилки», «стар человек – перекрестится», «молодец – приосанится», «девица – пригорюнится», «пройдут гусляры – споют песенку».

Купец Калашников – это воплощение лучших черт русского народа. Он честен, полон достоинства, справедлив, смел. Ради своего рода, своего народа этот русский богатырь готов на все. И смерть он принимает достойно, как и положено по-настоящему мужественному человеку.

Таким образом, основной конфликт произведения – это конфликт между добром и злом. Как в типичном романтическом произведении, фактически победу здесь одерживает зло: Калашников казнен за свою победу над Киребеевичем. Но, по сути, победа остается за молодым купцом, ведь на его стороне нравственная победа.

Читайте также:  Образ купца Калашникова, как носителя национальных черт русского народа: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×