Композиция романа Герой нашего времени Лермонтова: сочинение

Особенности композиции романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Роман Лермонтова «Герой нашего времени» стал первым социально-психологическим и реалистическим романом в русской литературе первой половины XIX века. Автор определил цель своего произведения как «исследование души человеческой». Структура романа своеобразна. Это цикл повестей, объединенных в роман, с общим главным героем, а иногда и рассказчиком.

Лермонтов писал и публиковал повести отдельно. Каждая из них может существовать как самостоятельное произведение, имеет законченный сюжет, систему образов. Сначала была написана повесть «Тамань», потом – «Фаталист», позже автор решил создать «длинную цепь повестей» и объединить их в роман. Основной задачей автор считал раскрытие характера и внутреннего мира героя, сложившегося представителя поколения 30-х годов XIX века. Лермонтов сам был из этого несчастного поколения дворянской молодежи, которая не могла проявить себя служением на благо родины. Юность и пора возмужания этих людей проходила в условиях правительственной реакции после подавления восстания декабристов. Светлые идеалы были утрачены, жизненные цели отсутствовали. Как следствие такой общественной ситуации появляются герои с характером Печорина.

В ходе работы над романом автор три раза редактировал свое произведение, меняя очередность глав. В третьей, окончательной, редакции повести следуют в таком порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются записки Печорина, а в повести «Фаталист» заканчиваются. Такая композиция позволила автору воплотить философский смысл произведения.

В романе есть два предисловия, содержащие комментарии для читателей и критиков. Одно написано к роману в целом, другое – к дневникам Печорина. Дневник можно отнести к жанровым компонентам. Основой повествования являются путевые заметки. Герои передвигаются по жизни и рассказывают о своих впечатлениях.

Каждая повесть, вошедшая в роман, имеет свое заглавие и сюжет. В романе автор употребил «кольцевую композицию». Начинается он с середины событий и доходит до обыденной, негероической смерти героя. После этого события описываются от их начала к середине. Своеобразие композиции заключается еще и в том, что действие романа начинается в крепости и в ней же завершается. Мы знаем, что Печорин уезжает из крепости в Петербург, а потом в Персию, но сюжетно он вновь возвращается в крепость. Лермонтов строит свой роман в виде двух частей, которые противостоят друг другу и в то же время взаимосвязаны. В первой части героя характеризуют со стороны, а во второй – его образ раскрыт изнутри. Композиция образа главного героя также своеобразна. Автор представляет нам своего героя постепенно, раскрывая все новые его черты. В «Бэле» о нем рассказывает Максим Максимыч, человек порядочный, но простой. Для него Печорин – загадка, так как представителей высшего света с изломанной психикой он еще не встречал. Содержание следующей повести еще немного приподнимает завесу таинственности над личностью главного героя. Только дневник Печорина, его исповедь, дает, наконец, представление об истинных мыслях и чувствах этого противоречивого героя.

Если бы автор придерживался хронологического принципа, главы в романе следовало разместить так: «Тамань», «Княжна Мери», «Бэла» или «Фаталист», «Максим Максимыч».

Писатель показывает своего героя не по мере взросления, а в различных ситуациях с разными людьми. Моложе или старше герой в той или другой повести, не имеет принципиального значения для общей цели Лермонтова. Главное для автора – показать мир чувств Печорина, выявить его нравственные установки. Тем более что Печорин – сложившийся человек, он не меняется по ходу повествования, поскольку не делает выводов из происходящего с ним. Он эгоист и не изменится никогда, так как не может относиться к себе критически. Полюбить кого-нибудь, кроме себя, он тоже не в состоянии. У Лермонтова получился не роман-биография, а роман-портрет, причем портрет души, а не внешности. Автора интересовали нравственные изменения, происшедшие с людьми поколения 30-х годов, для которых в эпоху тотальных запретов и подавления время остановилось.

Таким образом, роман Лермонтова отличается нарушением хронологической последовательности событий и тем, что по ходу повествования в нем несколько раз меняется рассказчик. Это сделало произведение оригинальным, новаторским и позволило автору глубоко проникнуть в духовный мир своего героя.

Особенности композиции романа «Герой нашего времени»

Особенности композиции романа «Герой нашего времени» исходят из того обстоятельства, что роман М.Ю. Лермонтова стал передовым произведением своего времени: в нем автор использовал новый жанр психолого-ориентированного романа, новый образ главного героя и, соответственно, новое композиционное членение произведения.

Сам автор уже после публикации своего романа в законченном виде признавался, что ни одно слово, ни одна строчка в нем не возникли случайно, все написанное было подчинено одной главной цели – показать читателям их современника – человека с благородными и дурными наклонностями, который, повинуясь чувству себялюбия, смог реализовать в жизни только свои пороки, а его достоинства так и остались лишь благими желаниями.

Когда роман только вышел в свет у критиков и у простых читателей возникло множество вопросов, которые касались композиционного членения этого произведения. Постараемся рассмотреть основные из этих вопросов.

Зачем была нарушена хронология изложения эпизодов жизни главного героя?

Особенности композиции «Героя нашего времени» связаны с тем, что мы узнаем о жизни главного героя весьма непоследовательно. Первая часть романа повествует о том, как Печорин похитил у родного отца черкешенку Бэлу, сделал ее своей любовницей, а позже потерял интерес к этой девушке. Бэлу в результате трагической случайности убил влюбленный в нее черкес Казбич.

Во второй части под названием «Максим Максимович» читатели узнают, что со дня смерти Бэлы прошло уже несколько лет, Печорин решил отправиться в Персию и умер по дороге туда. Из дневника Печорина становятся известно о событиях, которые произошли с главным героем до знакомства с Бэлой: Печорин попал в забавное приключение с контрабандистами на Тамани и в городе Кисловодске познакомился с молодой княжной Мери Лиговской, которую, сам того не желая, влюбил в себя, а потом отказался разделить ее чувства. Там же произошла дуэль между Печориным и Грушницким, в результате которой последний был убит.

Роман «Герой нашего времени» заканчивается частью «Фаталист», повествующей о частном эпизоде из жизни Печорина.

Изучая сюжет и композицию «Героя нашего времени», литературоведы сходятся во мнении, что автор нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, его неумение подчинить свою судьбу одной главной идеи, с другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его со стороны глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера, а потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он был предельно откровенен.

Как соотносятся сюжет и фабула в романе?

Новаторство Лермонтова-прозаика способствовало тому, что сюжет и фабула романа «Герой нашего времени» не совпадают друг с другом. Это приводит к тому, что читатель уделяет больше внимания не внешней канве событий из жизни главного героя, а его внутренним переживаниям. Литературоведы окрестили такой способ построения произведения «напряженной композицией», когда читатели видят героев романа в пиковые моменты их судьбы.

Поэтому композиция «Героя нашего времени» Лермонтова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы: автор рассказывает о ключевых эпизодах из жизни своего героя, давая ему характеристику именно в моменты наивысших жизненных испытаний: это любовные переживания Печорина, его дуэль с Грушницким, его стычка с пьяным казаком, его опасное приключение с контрабандистами на Тамани.

Кроме того, Лермонтов прибегает к приему кольцевой композиции: впервые мы встречаем Печорина в крепости, в которой он служит с Максимом Максимовичем, последний раз мы видим героя в той же крепости, перед тем, как он уедет в Персию.

Как композиционное членение произведение помогает раскрыть образ главного героя?

По мнению большинства литературоведов, своеобразие композиционного решения романа помогает детально рассмотреть образ Печорина.
В первой части «Бела» личность Печорина показывается глазами его командира – доброго и честного Максима Максимовича. Автор развенчивает существующий в литературе того времени миф о прекрасной любви между дикаркой и молодым образованным дворянином. Печорин никак не соответствует образу молодого романтического героя, который создавался в произведениях современников писателя.

Во второй части «Максим Максимович» мы встречаем более детальное описание личности главного героя. Печорин описывается глазами рассказчика. Читатели получают представление о внешности героя и о его поведении. Романтический ореол вокруг Григория Александровича развевается окончательно.

Далее в частях «Тамань» и «Княжна Мери» читатели знакомятся с дневником Печорина, в котором герой характеризует самого себя. При этом в этих в двух частях также есть элементы реалистического жанра.

В «Тамани» Лермонтов опровергает миф о романтической любви между девушкой, занимающейся контрабандисткой деятельностью, и молодым офицером. Молодая контрабандистка с романтическим именем Ундина ведет себя вовсе не возвышенно, она готова убить Печорина лишь за то, что тот оказался невольным свидетелем ее преступления. Печорин также характеризуется в этой части как человек авантюрного склада, готовый на все ради удовлетворения собственных желаний.

Часть «Княжна Мери» построена по принципу светской повести: в ней есть любовная история и конфликт между двумя офицерами за обладание сердцем девушки, который заканчивается трагически. В этой части образ Печорина получает полную реалистическую характеристику: читатели видят все внешние поступки героя и тайные движения его души.

В последний части романа «Фаталист» Лермонтов ставит важнейшие для него вопросы смысла жизни человека на земле: является ли человек хозяином своей судьбы или его ведет какой-то злой рок; можно ли обмануть свою судьбу или это невозможно и т.д.? В последний части Печорин предстает перед нами в образе человека, который готов бороться с судьбой. Однако читатели понимают, что эта борьба приведет его в итоге к ранней смерти.

Читайте также:  В чем своеобразие темы любви в лирике М.Ю.Лермонтова: сочинение

Роль композиции в романе «Герой нашего времени» очень важна. Именно благодаря необычному композиционному членению произведения автору удается добиться полного воплощения своего творческого замысла – создания нового психолого-ориентированного жанра романа.

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА М.Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ».

Перед вами сочинение на тему «Композиционные особенности романа М. Лермонтова «Герой нашего времени». Давайте, прежде чем приступить к написанию сочинения, вспомним и назовем композиционные особенности романа «Герой нашего времени».

Вспомнили? Отлично! давайте приступим к написанию сочинения.

Сочинение КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ РОМАНА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ”.

«Желания? Что пользы напрасно и вечно желать?

А годы проходят, — все лучшие годы.»

«Герой нашего времени» — одна из первых попыток создания в русской литературе психологического реалистического романа. Цель, замысел М.Ю. Лермонтова — показать современного ему человека, его психологию, как сам автор отмечает, «портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии».

Для того, чтобы воплотить свой замысел, раскрыть характер героя наиболее полно, объективно, писатель использует необычное композиционное построение романа: здесь нарушена хронологическая последовательность событий. Необычна не только композиция романа. Это произведение представляет собой уникальный жанровый сплав- соединение различных жанров, уже освоенных русской прозой: здесь использованы и путевые записки, и светская повесть, и излюбленный романтиками дневник-иcповедь.

Роман Лермонтова — социально-психологический и нравственно­-философский. «В основной идее романа лежит важный современный вопрос о внутреннем человеке», — пишет Белинский. Стремление автора достигнуть максимальной объективности и многогранности в изображении главного героя вынуждает его прибегнуть к нестандартной структуре повествования: автор как бы передоверяет рассказ о своем герое то странствующему офицеру, то Максиму Максимычу, то самому Печорину.

Если мы захотим восстановить хронологию событий, описываемых в романе, то начать следует с происшествия в Тамани, через которую проходит путь героя на Кавказ. В Пятигорске и Кисловодске Печорин пробудет около месяца («Княжна Мери»), откуда будет сослан за дуэль с Грушницким в крепость. Из крепости Печорин отлучается в казачью станицу («Фаталист»). По возвращении его в крепость и разыгрывается история с похищением Бэлы. Затем происходит последняя встреча читателя с Печориным, уже не военным, а светским человеком, отъезжающим в Персию («Максим Максимыч»). А из предисловия офицера-повествователя мы узнаем о смерти героя. Таковы события жизни Григория Александровича Печорина в их хронологической последовательности. Но Лермонтов определил порядок расположения частей, следующих друг за другом вне хронологии реальных событий, потому что каждая из повестей играла свою особую значимую роль в системе всего произведения.

Читая повесть «Максим Максимыч», мы знакомимся с портретом Печорина, так психологически тонко и глубоко написанным образованным и знакомым с писательским трудом офицером-повествователем. Он замечает и белизну кожи Печорина, и несмеющиеся, полные грусти глаза, и «благородный лоб», и «породистую» красоту, и холодность Печорина. Все это одновременно привлекает и отталкивает читателя. Непосредственный взгляд на портрет героя делает его несравненно ближе к читателю, нежели та система повествователей, через, которую мы знакомимся с Печориным в главе «Бэла». Максим Максимыч рассказывает историю путешественнику-офицеру, тот ведет путевые заметки, и уже из них обо всем узнает читатель.

Затем автор открывает перед нами исповедальные страницы «Журнала Печорина». Мы видим героя опять в новом ракурсе — такого, каким он был наедине с самим собой, каким мог предстать только в своем дневнике, но никогда бы не открылся перед людьми. Это подтверждается и словами из предисловия к «Журналу Печорина», из которых ясно видно, что он не предназначался для чужого глаза, а тем более для печати. Это было «следствие наблюдения ума зрелого над самим собой», и написан он «без тщеславного желания возбудить, участие или удивление». Так Лермонтов, используя подобную «расстановку» глав своего романа, максимально приближает главного героя к читателю, позволяет заглянуть в самую глубину его внутреннего мира.

Внимательно перелистывая страницы «Тамани», «Княжны Мэри» и «Фаталиста», мы, наконец, постигаем характер Печорина в его неизбежной раздвоенности. И, узнавая причины этой «болезни», вникаем в «историю души человеческой» и задумываемся над характером времени. «Фаталистом» заканчивается роман, эта повесть играет роль, эпилога. И так замечательно, что Лермонтов именно так построил свой роман! Он завершается оптимистически. Читатель узнает о смерти Печорина в середине романа и к заключению успевает избавиться от тягостного ощущения смерти или конца. Такая особенность в композиции романа дала возможность автору закончить произведение «мажорной интонацией»: «роман заканчивается перспективой в будущее — выходом героя из трагического состояния бездейственной обреченности. Вместо траурного марша звучат поздравления с победой над смертью».

Создавая роман «Герой нашего времени», М. Ю. Лермонтов нашел новые художественные средства, каких не знала литература и которые восхищают нас по сей день соединением свободного и широкого изображения лиц и характеров с умением показывать их объективно, раскрывая одного героя сквозь восприятие другого.

Особенности композиции романа Герой нашего времени М. Ю. Лермонтова

М.Ю. Лермонтов умело применил способ, с помощью которого на первый план выходят яркие события из жизни Печорина, оставившие след в его душе по разным причинам. Либо это полное неудовлетворение от своих жестоких действий (например, в отношении чувств Грушницкого к любимой девушке), либо ликование от проявленной беспощадности к окружающим. Как бы ни хотелось Максиму Максимычу в начале романа придать ему черты доброго, порядочного человека, повествование приводит к трагической развязке: потеря интереса к девушке доводит ее до отчаяния. Благодаря такому построению композиции романа, автор подводит читателя к тому, чтобы показать истинные черты его сущности с самого начала.

Смерть Печорина по дороге в Персию описана в части “Максим Максимыч”. Только после изложения общего представления о судьбе этого человека даются подробности некоторых эпизодов. Особое место занимает дневник, который дополняет портрет души главного героя. Внимание читателя благодаря подобному расположению частей романа приковано к чертам характера, к миру его души. Вмешательство Печорина в чужие судьбы, стремление экспериментировать чувствами близких людей – все это сопровождает кольцевую композицию произведения. Но она лишь подчеркивает горечь героя от безысходности. Он постоянно ищет ответ на вопрос о смысле существования, о том, как человек может самостоятельно изменить судьбу. Ни смерть Бэлы в начале романа, ни спор с Вуличем в конце не дают ему ответ. Исход каждого события будто замыкает круг его поисков. Все приключения Печорина – это испытания в момент эмоционального пика, в каждом из которых проявились пороки, в целом представляющие историю его души.

В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов отводит особое место анализу поступков, через которые раскрываются чувства, мысли, присущие поколению того времени. Григорий Печорин представлен фигурой, воплотившей в себе замысел автора. Писатель показал, как отсутствие в жизни целей приводит к нежеланию тратить силы на благо родины. А неумение критично относиться к себе, лишает возможности подавить эгоизм. Благодаря своеобразному расположению пяти частей произведения, каждая из которых представляет собой отдельную сюжетную линию, создатель романа представил его тонкий психологический анализ, подчеркнув негативную сторону характера.

Преобладание внимания к духовному миру героя по сравнению с его внешней оболочкой достигается автором за счет определенного чередования повестей. Каждая из них – “Бэла”, “Максим Максимыч”, “Тамань”, “Княжна Мэри”, “Фаталист” заключает в себе часть жизни Печорина, события, которые не могут оставаться не замеченными. Повествование о Григории от лица проезжего офицера, Максима Максимыча или из дневника сосредотачивает внимание на поведении, причинах поступков главного героя непоследовательно. Читателю представлена возможность самостоятельно выявить причины их совершения. Ближе к концу в роман вводится исповедь главного героя через личные записи – дневник, из которого все становится ясно.

Истинная череда событий, которая складывается из отдельных жизненных эпизодов Печорина, после прочтения романа выглядит следующим образом: встреча главного героя с бандитами на берегу моря, любовная связь с княжной Мэри, дуэль с Грушницким, описание событий, связанных со знакомством и расставанием с Бэлой, поездка в станицу и обратно, случайный разговор с Максимом Максимычем по дороге в Персию, смерть Печорина.

Необходимость расположить части в порядке, нарушающем действительную хронологию событий, связана с попыткой автора подробно раскрыть внутренний мир героя. Отсутствие последовательности изложения в соответствии с временными рамками, помогает создателю произведения. Оно отвлекает внимание читателя от ненужных картин, акцентируя на внутреннем мире главного героя в его сложных отношениях с окружающими.

Вариант 2

Роман «Герой нашего времени» уникален тем, что это единственный законченный роман М. Ю. Лермонтова о жизни светского общества. Поэт несколько раз обращался к теме трагедии незаурядного человека в условиях России 19-го века, но эти опыты остались незавершенными.

В романе Лермонтов поставил перед современниками «зеркало», в котором показал портрет поколения последекабристского времени, создал образ типичного представителя эпохи, и при этом попытался психологически достоверно объяснить особенности натуры главного героя. Именно поэтому композиция романа так отличается от произведений других романистов.

Роман состоит из четырех самостоятельных повестей и одного рассказа. «Бэла», «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист» даже были напечатаны до выхода всего романа, и вызвали упреки читателей. Рассказ «Максим Максимыч» сюжетно понятным становится только при прочтении всего романа. Все произведения объединяются одним главным героем – «героем нашего времени» – Григорием Александровичем Печориным. Все части романа представлены в разных жанрах – путевые заметки, романтическая новелла, психологическая повесть, рассказ.

Интересно и то, что узнаем мы о центральном герое из разных источников: от лица автора – путешествующего офицера, от лица Максима Максимыча и от лица главного героя из его дневника. Необычным является и то, что нарушено хронологическое течение сюжета, не сразу становится ясен порядок событий в жизни героя. Но Лермонтов и не стремился описывать биографию, а хотел как можно ярче раскрыть противоречивый характер своего героя. Узнаем мы о нем впервые из рассказа скромного пожилого офицера Максима Максимыча, которому нравится Печорин, но он не способен понять сложную натуру своего подчиненного. Затем автор повествует нам о встрече с этим человеком, рисует его портрет и описывает свое впечатление от Печорина.

Читайте также:  Бородино М. Ю. Лермонтова (Сочинение-раздумье): сочинение

Натура главного героя становится понятнее, ведь автор близок Печорину по возрасту и воспитанию. Далее уже сам Печорин рассказывает читателям о себе, откровенно поверяет свои мысли, душевные метания. Мы узнаем о его страстной любви к Вере, о невозможности проявить свои способности. Он анализирует себя, выставляет напоказ свои пороки. Разочарование в жизни, равнодушие к своей судьбе приводят его к пренебрежению к чувствам других людей.

От главы к главе натура главного героя становится ярче, он как будто выступает из темноты, раскрывается навстречу читателю. Именно к этому и стремился Лермонтов – показать читателям представителя поколения – человека умного, яркого, наделенного и достоинствами и недостатками, но, к несчастью для себя и других, сумевшего реализовать только свои пороки.

Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени

Первый роман, который можно назвать поистине лирико-психологическим произведением, появился в истории русской классической литературы в девятнадцатом веке. Его создателем был Михаил Юрьевич Лермонтов, а сам роман «Герой нашего времени», созданный в девятнадцатом веке, можно структурно разделить на пять частей. Все эпизоды романа являются полноценными художественными произведениями, которые объединяет между собой образ Григория Печорина, фигурирующего в каждом из них. Однако просто невозможно не почувствовать то, что «Герой нашего времени» – это не только лишь сборник из нескольких произведений, это завершённое целостное произведение, несмотря на его особенную композицию.

Очевидно, что Лермонтов в своём романе стремился осознанно нарушить хронологию повествования. Эта деталь является ещё одним очень важным моментом, на который невозможно не обратить внимания при анализе композиции произведения. Я полагаю, что подобный приём нарушения хронологии был использован для того, чтобы постепенно и наиболее полно открыть читателям образ Печорина. В самом начале романа, особенно в самых первых главах, мы можем видеть Григория Александровича Печорина как человека довольно легкомысленного и несерьёзного, у нас формируется не самое хорошее впечатление о нём, но, разумеется, это мнение создаётся лишь на основе рассказов Максима Максимыча о герое.

Однако с течением повествования нам открывается новая сторона Печорина – глубоко психологическая. На помощь приходят его дневники, в которых герой предстаёт перед читателями таким, какой он есть на самом деле – несколько неуверенным в себе, сомневающимся, вдохновляющимся и разочаровывающимся. Невозможно не заметить факт того, что Григорий Александрович очень умён и наблюдателен, он действительно чрезвычайно интересный человек, однако негативные черты его характера способны перечеркнуть всё положительное впечатление.

Я полагаю, что композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени» несколько напоминает центральную фигуру произведения, Григория Печорина. Отсутствие строгого хронологического порядка повествования, пять повестей, объединённых в один роман – всё это неслучайно, ведь таким же неоднозначным и загадочным является и сам Печорин. Для того чтобы лучше понять образ и глубину главного героя, необходимо, прежде всего, очень глубоко понять само произведение «Герой нашего времени», а без детального анализа композиции романа это не является возможным.

Герой нашего времени – особенности композиции

Такое произведение считается первым современным романом в нашей литературе XIX века. Автор отметил, что он занимается анализом души. Отмечают конкретную структуру романа. В творчестве отражены повести с общим действующим лицом.

Лермонтов отдельно выпускал свои творения. Все повести считаются целыми произведениями, обладая сюжетной линией. Сначала появилась повесть «Тамань», потом – «Фаталист», не забывайте о создании ряда повестей, соединяя их в роман. Первостепенной целью автор отмечает душевные качества героя, конкретного человека начала XIX века. Автор произведения относился к поколению молодёжи, которая не проявила свои таланты для улучшения жизни в стране. Юность поэта проходила в обстановке ликвидации народных волнений. В результате разрушены стремления улучшить жизнь в стране. Следствие таких событий считают появление героя Печорина.

При создании произведения автор три раза совершенствовал работу, переставляя главы. После всех изменений главы находятся в такой последовательности: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист». В главе «Тамань» начинаются мысли героя, а в повести «Фаталист» он завершается. Поэтому автор организовал свой замысел.

В романе отмечают два предисловия, содержащие мнения разных людей. Одно отмечено для романа, а другое адресовано дневнику Печорина. Дневник относится к определённым жанрам. Путевые заметки составляют структуру романа. Герои живут и демонстрируют свои душевные качества.

Отдельные творения обладают сюжетной линией. В романе автор употребляет своеобразная композиция. Начинает он с середины событий, но потом получаем смерть героя. После события отмечают от их начала к середине. Ещё следует отметить, что события произведения начинаются в крепости и в ней заканчиваются. Хотя Печорин покидает крепость, а потом отправляется в Персию, но он приходит в крепость. Лермонтов выстраивает части романа, которые находятся в противоречии. В первой части герой виден со стороны, а во второй части отмечают внутренне содержание героя. Внешность героя отличается конкретными чертами. Автор предоставляет героя, рассматривая его душевные качества. В «Бэле» о нём говорит Максим Максимыч – замечательный человек. Для него Печорин – тайна с несколькими замками. Дальнейшие повести раскрывают душевные качества героя. Записи Печорина – истина о герое.

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова

Популярные сегодня темы

Авторству Антона Павловича Чехова принадлежит немало прозаических произведений – произведений лаконичных и при этом глубокомысленных. В этом тексте будет проанализировано

В произведениях Тургенева присутствует множество трагичных моментов, которые заставляют нас задуматься над многими вещами, такими как сама наша жизнь, её смысл, различные её аспекты

Я хорошо учусь в школе. С выполнением домашнего задания, у меня никогда не бывает проблем. Школьный материал усваивается без проблем, поэтому домашнее задание делается легко

Тема любви в романе Александра Пушкина «Евгений Онегин» играет ведущую роль. Автор сравнивает разные виды любви, разные подходы к пониманию любви, разные способы отношения к ней.

Евгений Александрович Есенин, является автором произведения Анна Снегина. Данное произведение представляет собой автобиографию, в которой описываются, самые искренние и чистые чувства любви

Композиция романа Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Композиционно «Герой нашего времени» построен в высшей степени необычно. Роман состоит из пяти повестей, которые первоначально печатались раздельно:

  • первая часть — «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»;
  • вторая часть — окончание журнала Печорина, «Княжна Мери», «Фаталист».

Если события в романе расположить вхронологической последовательности, то они кардинально поменяются местами:

  • «Тамань»;
  • «Княжна Мери»;
  • «Бэла»;
  • «Фаталист»;
  • «Максим Максимыч»;
  • Предисловие к журналу.

Почему Лермонтов не следует хронологии? Потому что его цель — не рассказать читателю о конкретных событиях, а наиболее полно раскрыть характер главного героя, что автору и позволяет сделать ряд историй, рассказанных с нарушением хронологии. Сюжет романа строится с постепенным приближением читателя к герою, то есть подчиняется задаче психологического романа показать натуру героя такой, какая она есть, со всеми тонкостями и психологическими оттенками.

Лермонтов разделил роман на две части, «разорвав» журнал Печорина. Таким образом, о смерти Печорина читатель узнает в середине романа. Лермонтов составляет роман из пяти повестей, каждая из которых напоминает одну из разновидностей психологической романтической повести, известных к тому времени:

  • приключенческая «Тамань»,
  • светская «Княжна Мери»,
  • «Фаталист» — «рассказ на бивуаке» (один из малых жанров, к которым также относится путевой очерк).

Лермонтов взял пять романтических повестей и составил из них реалистический роман. Подобного в русской литературе еще не было.

Еще одна особенность композиции — вопрос о рассказчике. У Лермонтова, в противоположность Пушкину, автор удаляется из романа и отстраняется от него, никакой авторской оценки и прямого авторского слова в романе читатель не видит. Зато он видит трех рассказчиков, каждый из которых ограничен своим кругозором, возрастом и культурным уровнем.

Первый из них — Максим Максимыч — рассказывает историю любви Печорина и Бэлы в повести «Бэла»; второй — странствующий офицер — рассказывает о встрече главного героя с Максимом Максимычем, о смерти Печорина и показывает читателю дневник героя. Третий рассказчик — сам Печорин — ведет от первого лица повествование в повестях «Княжна Мери», «Тамань» и «Фаталист».

Автор вводит несколько рассказчиков, чтобы показать читателю противоречивый и разносторонний образ героя. Максим Максимыч и странствующий офицер рассказывают читателю некоторые факты из биографии Печорина, описывают его внешний вид, а душу героя раскрывает дневник Печорина, откуда читатель может узнать о мыслях и душевных переживаниях героя.

Каждый рассказчик видит Печорина через призму своего восприятия: у Максима Максимыча свой Печорин, у путевого офицера — свой, а сам Печорин пишет о себе в третьем ключе (исповедь). Печорин — загадка, он буквально создан для исповеди с его рефлексией: в нем много демонического, романтического и байронического. Меньше всего Печорина понимает Максим Максимыч: он может лишь рассказать он герое, но понять его не в состоянии.

Максим Максимыч — добрейший и милейший штабс-капитан, человек другого круга, простой и непросвещенный.

Конечно, лучше всего Печорина читатель узнает из его же записок, ведь герой лучше знает себя, чем другие рассказчики. Но все же мнение о Печорине складывается на основе данных всех трех рассказчиков, с учетом их мнений. И все равно полную картину души главного героя читателю не дает никто, он должен составить его самостоятельно.

Читайте также:  Центральная проблема романа: сочинение

Также важно отметить, что у Лермонтова не совпадают фабула и сюжет.

Фабула — это: 1) события в их хронологической последовательности или 2) жизненный материал, который лег в основу произведения.

Сюжет — это то, как построил цепь событий сам автор, то есть то, как именно они даны в романе.

В жизни самого Печорина, возможно, есть фабула, но нет сюжета. Всем дается жизнь, как фабула, как некие возможности, и каждый волен поступать в жизни так, как он считает нужным. Печорина несет по жизни некая сила, он не нашел себя, он не делает карьеру и хочет обособиться от общества, поэтому лучшего места для него, чем Кавказ, автор придумать не может.

Особенности композиции романа Лермонтова Герой нашего времени

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова является социально-психологическим романом. Лермонтов хотел раскрыть в романе “Герой нашего времени” все тайны человеческой души. Роман был написан во времена, когда человек не мог высказать свое мнение, не пострадав. Роман написан и состоит из многих повестей собранный в одно произведение.

Повести написаны в разном хронологическом порядке, но от этого его смысл не теряется. Каждая из них может существовать отдельно, ведь в них описаны разные события, случившиеся в жизни Печорина. Человек на протяжении всего романа пытается себя найти, но не знает, каким он хочет быть на самом деле.

Михаил Юрьевич взял за основу раскрытие характера главного героя Печорина. Очередность глав Лермонтов менял не один раз, все хотел выстроить идеальный порядок в своем романе. Михаил Юрьевич хотел выстроить философский порядок, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь.

Роман Лермонтова состоит из пяти повестей, но выстроены они в хаотичном порядке. Вначале выставлены повести, которые завершают жизнь Печорина, а потом уже события которые произошли с главным героем ранее. Русский офицер в каждой из повестей хочет найти в этом мире для себя место, но никак не может определиться. Ему очень быстро становится скучно с девушками, и он никого не любит.

Роман начинается с того что Печорин увлекается девушкой Бэлой и решает ее украсть от возлюбленного, но в тот момент он не знает о том что она ему быстро наскучит. Он затачивает девушку в крепости, где он сам находится, но через какое-то время Печорину становится скучно и он не понимает, зачем он украл ее ведь так и не смог ее полюбить. Печорин так хочет свободы и не любит когда его пытаются сковать в своих действиях. Офицер пытается сбежать из крепости куда-то в дали, чтобы найти себя и свое место. В последней заключительной повести Печорин все же возвращается в крепость, с которой сбежал.

В первой повести «Бэла» читатель знакомится с Печориным со слов его друга Максима Максимыча. Он описывает, что офицер романтик и украл девушку, потому что влюбился в нее. В другой повести, название которой «Максим Максимыч» раскрывается образ Печорина со слов рассказчика. Именно в ней описывается внешний вид Григория Александровича Печорина и разрушается миф и его романтичности. В остальных частях романа этап за этапом разрушается добрый и светлый образ Печорина.

В завершительной части романа «Фаталист» Михаил Юрьевич пишет о том, что Печорину стоит сделать выводы о своей жизни. Печорин считает, что не все так просто и ему стоит задуматься, как он себя вел на протяжении всего времени. Он сделал определенные выводы о своей жизни и очень бы хотел исправить некоторые моменты. Григорий Александрович готов бороться с судьбой, но читателю понятно, что это приведёт к быстрой смерти Печорина. Лермонтов хотел раскрыть всю суть человеческой души, а именно Григория Александровича Печорина. Михаил Юрьевич высветил реалистическую характеристику русского офицера, который искал себя по жизни и совершил немало ошибок.

Образец 2

Лермонтовский «Герой нашего времени» задумывался как психологический, в нём автор хотел раскрыть характер героев, мотивы их поступков и поведений. Задумку удалось воплотить благодаря необычной композиции: Лермонтов нарушил хронологию, из-за чего при чтении романа возникает много вопросов о том, когда и где происходило то или иное событие.

«Герой нашего времени» состоит из двух частей, включающих в себя главы. Сюжетные главы идут в таком порядке: история про Бэлу, «Максим Максимыч», рассказ о контрабандистах, история с Мэри и заключительная – «Фаталист». Однако, если разобрать произведение полностью, то мы придём к фабульному порядку: «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч».

Михаил Юрьевич говорил, что каждая строчка, каждое слово в этом произведении занимает своё место, они все не просто так, из чего можно сделать вывод, что порядок тоже имел своё значение. И правда, он даёт нам возможность узнавать Печорина постепенно, сначала по рассказам офицера Максима Максимыча, то есть глазами другого человека, затем глазами автора, который встретил главного героя, невесёлого и неприветливого, после чего читателю открывается самый главный в изучении психологии людей предмет – дневник. В нём Печорин пишет о своих переживаниях, чувствах и поступках, он сам пытается понять мотивы своего поведения. Такой порядок предлагает автору следить не за оформлением и внешними событиями, а за внутренним миром героя.

Кроме того, такой сюжетный порядок в произведении нужен для того, чтобы показать Печорина в моменты особенного накала его жизненных проблем и событий, ведь именно в сложных жизненных испытаниях характер человека раскрывается особенно полно. В первой части он влюблён в Бэлу, добивается её всеми способами, но затем охладевает к ней. Бэлу убили из-за временного желания героя. Также он разрушил судьбу контрабандистов в Тамани, вмешавшись в их жизнь. С судьбой Мэри он играл также, как и с другими судьбами. Но дневник главного героя нужен ему не для публикации, а для того, чтоб разобраться в себе, в этом его важность. Благодаря тому, что Лермонтов расположил события именно так, сначала мы видим эгоистичные поступки Печорина, а потом его осмысления их, что смягчает отношение читателей к герою.

Итак, фабульный порядок произведения нужен для того, чтобы показать хаотичный образ жизни Печорина, его жизненные проблемы и для лучшего понимания внутренних переживаний и мыслей героя.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой – Печорин Григорий Александрович. Само построение романа (его композиция) не имеет чёткой хронологии. Расположение повестей в существующем порядке призвано решить определённые художественные задачи.

Первая часть романа состоит из двух повестей: «Бэла» и «Максим Максимыч». Повествование идёт от имени Максима Максимовича. Он рассказывает о Печорине третьему лицу, который в следующих главах будет и сам повествовать от имени автора. В «Бэле» описана трагедия молодой девушки-черкешенки. Герой романа, изнывающий от скуки, крадёт сначала коня, а потом и Бэлу. Пренебрежение традициями горцев приводит к ужасному финалу. От рук разбойника Казбича погибает красавица Бэла и её отец. Сподвижник Печорина – Азамат – вынужден навсегда покинуть свою семью.

Описывая в «Максим Максимыче» Печорина, Лермонтов даёт характеристику и самому Максимычу. Показывая два типа людей, два разных характера, автор противопоставляет их друг другу. Два героя встретились. Но говорить им, в общем-то не о чем. Максим Максимович, как ни пытался, не сумел постичь внутренний мир Печорина.

В «Тамани» герой романа показан смелым и решительным . Случайная встреча с контрабандистами могла привести его к смерти. Сравнения с контрабандистами Григория Печорина не в его пользу. Безрассудная храбрость и жестокость оправданы образом жизни, который они вынуждены вести. У Печорина же мотивация для таких поступков отсутствует.

Апофеозом сюжетного замысла романа является «Княжна Мэри». Здесь герой оказывается в привычной для себя среде – в обществе аристократов. У этих людей за внешним лоском вполне уживаются фарс и интрига, подлость и ложь, сплетни и лицемерие. Печорин – неотделимая часть этого мирка. Отсутствие нравственного начала не даёт ему шанса быть счастливым в любви. Собираясь на дуэль с Грушницким, Григорий Александрович задумался о смысле собственной жизни. Но не нашёл его.

Заключает роман «Фаталист». Рассуждая о прожитом, Печорин считает, что во всех злоключениях виноват «фатум». Мысль о том, что человек сам выбирает между Добром и Злом, не приходит ему на ум.

Особенности композиции романа Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Каждое дело может выполняться различным образом. Конечно, несомненно, если вести речь о каких-то объективных критериях, то для того чтобы пройти две версты, нужно пройти две версты, да и то, пройти возможно совершенно разным образом.

Тонкий — один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».

Бескрайние просторы могучей русской земли завораживают красотой своей природы, свежим воздухом, ухоженными парками и аллеями, а самое главное дружественным и сильным духом народом.

Произведение «Реквием» является автобиографией, автором которой является Анна Ахматова. Действие происходит во время сталинской репрессии, во время которой пострадала, так же и ее семья. Ее первый муж пострадал

В романе Федора Михайловича Достоевского “Преступления и наказание” было всего три встречи, три так называемых поединка между Раскольниковым, главным героем романа, и Порфирием Петровичем

Ссылка на основную публикацию
×
×