Что объединяет образы Онегина и Печорина: сочинение

Сочинение Онегин и Печорин (9 класс)

Герои Онегин и Печорин жили в разные промежутки времени. Для Онегина выпали годы мятежей, вольности, в России царила эпоха декабризма, а Печорин – дитя безвременья. Произведения Пушкина и Лермонтова объединяет изображение дворянства и интеллигенции, которые погрязли в смуте и кризисе. Представители данных слоев общества не желают мириться с нормами тех времен, в них уже давно копошится неудовлетворенность, их не прельщает общественная деятельность. У них нет иного выхода, кроме как бесцельно тратить свои годы, постепенно пополняя ряды «лишних людей».

Характеры обоих персонажей формировались в примерно одинаковых условиях. Они из одного круга, оба проходят путь от полного согласия со светским обществом, до отрицания устоявшихся традиций и неудовлетворенности своим нынешним состоянием. Оба молодых человека являются образованными, интеллигентными, оба любят спорить и искать ту самую истину. Также оба обладают незаурядными способностями, большой широтой души. Но ни один из них так и не сумел найти себя в обществе, реализовать свой потенциал, они растрачивают свою жизнь на совершенные пустяки.

В юности оба героя увлекались светской жизнью, они наслаждались своей беззаботностью, оба имели определенный успех у барышень. Печорин обладает способностью с первого взгляда различать тех, кто будет его любить. Он говорит, что как никто другой умеет властвовать сердцем и душой женщины, и, оттого, возможно, не дорожит своими отношениями. Любовь Бэлы и увлеченность княжной Мэри не смогли растопить расчетливость и прагматичность Печорина. Так уж сложилось, что женщинам он приносит только несчастье и горечь.

Любовь Татьяны Лариной также оставляет Онегина равнодушным. Но это лишь сначала, потом же, встречая даму вновь, он понимает, насколько много он потерял.

Глубокое равнодушие и разочарованность в жизни также влияют и на их отношения к дружбе. Онегин водится с Ленским только от скуки. А по мнению Печорина в дружбе всегда есть тот, кто холопствует, и тот, кто управляет. И он не желает примерять на себя ни одну из этих ролей.

Онегин и Печорин глубоко презирают светское общество, они разочарованы в нем, для них это лишь пустота. Но все же Онегин боится общественного мнения, и принимает вызов на дуэль от Ленского. Печорин также оказывается в похожей ситуации, но им двигает месть за несбывшиеся мечты и надежды.

Оба героя, хоть и являются еще совсем не зрелыми людьми, уже глубоко разочарованы в жизни. Они с нескрываемой радостью противопоставляют себя обществу, которое порядком успела им надоесть, они не желают видеть себя средь «светской черни». Они не разделяют мыслей окружающих. Оба, и Печорин, и Онегин, являются эгоистами. Но, вместе с тем, они умеют мыслить, умеют страдать. Откинув от себя праздное существование дворян, они не находят новых путей для реализации своих надежд. Они желают противостоять старым устоям, но не знают как. И, в конце концов, оба персонажа разделяют трагическую судьбу «лишних людей».

Сочинение №2

После прочтения двух удивительных и имеющих особое значение в русской литературе произведений великих писателей 19 века «Герой нашего времени» и «Евгений Онегин» сразу становиться ясно, что между главными героями есть много общего.

Онегин и Печорин – это молодые мужчины, которые родились в дворянских семьях. В те времена таких детей, как и сегодня, называют «золотая молодежь». Ни Онегин, ни Печорин никогда не работали и не знали, что такое настоящий человеческий труд. Им по жизни все давалось очень легко, им не нужно было трудиться, чтобы прокормить себя. Они весело и безмятежно проводили свободное время, веселились, посещали балы и любые светские мероприятия. Кутеж, разгул и суета – это главные составляющие молодой их жизни. Такое поведение было привлекательным для большинства представительниц прекрасной половины человечества.

Но такая жизнь, в конце концов, наскучила в какой-то момент, наскучила им обоим. Евгению, как и Григорию, вдруг захотелось испытать новых ощущений и эмоций. Несмотря на внешнюю легкомысленность, у молодых людей был острый ум, они были интеллектуально развиты, умели анализировать то, что происходило вокруг. Именно поэтому Печорин и Онегин любили уединения и путешествия.

В какой-то момент каждому из них захотелось удалиться подальше от всей этой суеты и поразмыслить о себе и дальнейшем будущем. Но, как бы ни хотелось, и как они не старались, так ничего из этого не вышло. Путешествия каждого, не увенчались успехом. Отрицательной чертой характера молодых людей был эгоизм. Он принес много бед и неприятностей не только тем, кто их окружал, но и самим Печорину и Онегину. Стать счастливым и осчастливить тех, кто искренне к ним относился не смог ни Евгений, ни Григорий.

Про таких людей, как Онегин и Печорин в обществе говорят: «лишние люди». Несмотря на то, что у обоих были неплохие задатки и родились они в благополучных семьях, они так и не сумели найти себя в жизни. Евгений и Григорий не принесли пользу ни себе, ни окружающим. Онегин повышал свою самооценку за счет унижения и насмешек над другими. Печорин в свою очередь хотел, чтобы все вокруг ему подчинялись. Единственное что их отличало друг от друга – это тщеславие одного (Печорина) и рутинность другого (Онегина).

Образ Евгения Онегина и Григория Печорина – это внешняя и внутренняя оболочка молодежи того времени. Дети аристократов обладали такими пороками как тщеславие, надменность и не желание к чему-то стремиться, потому что у них уже все и так есть. Но развлечения и постоянное веселье не главное в жизни. На самом деле все очень просто – человек должен приносить пользу, как себе, так и окружающим. Чтобы его уважали и ценили, в первую очередь он сам должен научиться уважать окружающих и близких ему людей.

Евгений Онегин и Григорий Печорин

Евгений Онегин и Григорий Печорин – два литературных героя, которые представляют «лишних людей» своего времени. В них много общего, но есть и различия.

Герои жили в разные годы: Печорин – в эпоху декабризма, Онегин – в безвременье, но такие люди существуют всегда.

Оба героя молоды, близки по возрасту, принадлежат к дворянскому обществу. Они умны, образованы, воспитаны и богаты. Юность молодых людей прошла весело и беззаботно в увеселениях и балах.

Оба героя, в конце концов, разочаровались в светских развлечениях – Печорин посвятил себя военной службе, а Онегин уехал в деревню и захотел попробовать себя в роли помещика. Однако и перемены в жизни не принесли им удовлетворения.

Несмотря на свою молодость, герои испытали глубокое разочарование в жизни, ничто их в ней не радовало.

Оба героя обладали привлекательной внешностью и пользовались неизменным успехом у дам. Однако они так и не смогли найти счастья в любви и создать семью. Печорин приносил женщинам лишь одни несчастья. Онегин влюбился слишком поздно, когда Татьяна была уже замужем за другим мужчиной.

Молодые люди не умели дружить и ценить близкие отношения. Онегин проводил время с Владимиром Ленским только от скуки. Печорин состоял в приятельских отношениях с Вернером, уважал его за острый ум и за схожесть с ним во взглядах на многие вещи. Тем не менее, он не стремился назвать его своим другом, так как хотел сохранить свою независимость от всех.

Оба героя приняли вызов на дуэль, но по разным причинам. Для Онегина было важно общественное мнение, он не хотел выглядеть трусом в глазах света. Печорин пошёл на поединок из принципа, отстаивая свою честь.

Оба персонажа любили уединение и путешествия. Печорин находился в состоянии постоянного поиска смысла жизни для себя. Он по характеру – авантюрист и интриган, чем приносил немало неприятностей для окружающих. Печорин много рассуждал о своих поступках и осуждал их, однако не стремился исправиться. Онегин принимал жизнь такой, как есть, подчиняясь своим чувствам. Оба молодых человека – эгоистичны, они не заботились о внутреннем состоянии других.

Герои не могли найти применения своим способностям и от этого являлись лишними людьми в любом обществе. Причина в них самих, так как молодые люди привыкли брать всё от жизни, а не отдавать. Обладая огромным списком достоинств, они не смогли реализовать их.

В итоге, жизнь Печорина закончилась трагически, Онегин тоже не нашёл личного счастья.

Онегин и Печорин

Популярные сочинения

Привет мой друг. Ты сейчас читаешь это сообщение (письмо), да и вообще странно самому себе писать, но всё же. Меня зовут Вадим, мне пятнадцать лет, на часах семь часов вечера

Некрасов считал главным предназначением литературы не «служение чистому искусству», а использование донесение своей позиции до широкой аудитории, пропаганду идей, поэтом в его творчестве большое

Тихону Щербатому – простому русскому мужику, в романе «Война и мир» отводится отнюдь не первостепенная роль. Тихон состоял в партизанском отряде, который возглавлял офицер Денис Давыдов

Что сближает Онегина и Печорина и в чем они различны? «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» (ЕГЭ по литературе)

Роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и прозаический роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» отразили свое время и имели огромный успех у современников.

Оба автора ставили перед собой главную художественную задачу – раскрытие внутреннего мира главного героя,который является типичным представителем своего времени: Онегин – 20-ых годов девятнадцатого века, Печорин – 30-ых. Каждый из персонажей отражает силу и слабость своего поколения, проявляющиеся в делах и поступках, мыслях и чувствах. Это и определяет их сходства и различия.

И Онегин, и Печорин – дворяне, представители высшего светского общества. Они получили хорошее образование, выделяются на фоне людей своего круга начитанностью и эрудицией, умением размышлять.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Оба героя в свое время увлекались светской жизнью, но потом разочаровались, увидев лицемерие, измены и предательства в людях этого общества. Онегин и Печорин обладают многими талантами, хорошо знают психологию людей, однако не могут найти применения своим способностям. Они упорно ищут смысл жизни, но отыскать его им трудно.

В русской литературе герои всегда проходили испытания любовью. Отношения с женщинами помогают лучше понять их. Онегин, как и Печорин, пережил разочарование в любви. Возможно, это помешало ему увидеть, что Татьяна достойна любви, она не такая, как все. Он не верит в искреннюю, чистую любовь. Когда же Евгений по-настоящему полюбил Татьяну, уже замужнюю даму, счастье оказалось невозможным.

Печорин развлекается любовью, им движет любопытство и желание испытать свою власть над женщинами, как, например, в случае с княжной Мери. Любовь для Григория Александровича – игра, а для юной девушки она обернулась трагедией. И всё-таки Печорин способен испытывать сильное чувство и готов в такие моменты отдать жизнь, лишь бы не потерять любимую женщину. Только после отъезда Веры он осознал, что действительно любит её. Но было уже поздно.

Оба героя потерпели фиаско в дружбе. Онегин из-за глупых предрассудков убил на дуэли молодого друга Ленского, чем навсегда омрачил свое существование. Печорин окончательно разочаровался в дружбе после дуэли с Грушницким, когда потерял в лице Вернера близкого по мировоззрению и интересам товарища.

И Онегина, и Печорина томит и угнетает скука жизни, им надоели пошлость и разврат. Оба жаждут перемен. Онегин уезжает в деревню, но и там он бесконечно скучает, не находя себе занятий. Печорину тоже скучно, но он действительно страдает от этого. Он не смиряется со своим положением, а пытается извлечь из него выгоду, изучая и анализируя в дневниках свои мысли и поступки. Печориным движет любопытство, он как бы играет с судьбой в рулетку, бешено гоняясь за жизнью, ищет острых ощущений, проверяет, на что способен. Его чуть не погубили контрабандисты, Григорий Александрович рисковал жизнью из-за подлого заговора Грушницкого, проверял себя, усмиряя пьяного казака. Желание испытать экзотическую любовь привело его к похищению горянки Бэлы.

И Онегин, и Печорин приносят несчастье тем, кто их любит, и оба страдают от этого.

В Онегине нет того любопытства, которое движет Печориным. Он не ищет опасных приключений. Однако его образ дан в развитии: в финале романа перед нами совсем другой Евгений, способный тонко чувствовать и глубоко любить.Онегин в начале романа и в конце – полные противоположности друг друга. Это уже не тот «скучающий чудак», думающий о себе, а повзрослевший мыслитель, который задумывается о важных проблемах жизни.

Читайте также:  Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова Молитва.: сочинение

А образ Печорина статичен, герой не меняется даже под влиянием обстоятельств. Вероятно, это и приводит его к гибели.

Таким образом, в характерах героев действительно наблюдается много и сходств, и различий. И Онегин, и Печорин – «лишние люди», не нашедшие себе места в существующей действительности, поэтому они обречены на несчастье.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id68033

«Что объединяет образы Онегина и Печорина»

Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека». Но в начале рассмотрим вкратце сам роман, его композицию. Она достаточно сложна, так как творческая история «Героя нашего времени» почти не документирована. История создания этого произведения показывает, что замысел романа поставил перед Лермонтовым ряд сложных художественных проблем, прежде всего проблему жанра. Дело тут вот в чем: многие писатели 1830-х стремились создать роман о современности, но эту задачу так и не решили. Их опыт подсказал Лермонтову, что самый перспективный путь к правдивому отображению действительности – циклизация произведений «малых жанров»: повестей, рассказов, очерков. Все эти жанры, а также отдельные сцены и зарисовки, объединяясь в цикл, подчинялись новому творческому заданию – возникал роман, крупная эпическая форма.

Следует отметить, что границы между собранием повестей, рассказов, очерков и романом в 1830-е годы не всегда ощущались достаточно четко. К примеру, редакция журнала «Отечественные записки», в котором печатался будущий роман, представила произведение Лермонтова «как собрание повестей». И, действительно, каждая из повестей в составе «Героя нашего времени» может быть прочитана как вполне самостоятельное произведение, ведь все они имеют законченный сюжет, самостоятельную систему персонажей. В «Бэле», «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» писатель сознательно варьирует темы, заданные литературной традицией, по-своему интерпретирует уже известные сюжетные и жанровые модели.

Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. В повести «Тамань» использована сюжетная схема авантюрной новеллы. В «Княжне Мери» Лермонтов ориентировался на традицию «светской» повести. «Фаталист» же напоминает романтическую новеллу на философскую тему: в центре поступков и размышлений героев оказалось предопределение, рок. Единственное, что объединяет все эти повести, создавая не сюжетный, а смысловой центр романа, – центральный персонаж, Печорин. Острые ситуации, в которые попадает Печорин (столкновение с «честными контрабандистами», светская интрига, смертельный риск в схватке с судьбой), осмыслены им самим, стали фактами его самосознания и нравственного самоопределения. Примечательно, что в каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. Такое изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом.

Еще одна особенность композиции романа заключается в том, что автор отказался от последовательного рассказа о судьбе Печорина, а значит, отверг традиционный для романа-«биографии» хроникальный сюжет. Проследим это по тексту. По мере развития сюжета углубляется характеристика главного героя: в «Бэле» мы слышим о Печорине; в «Максим Максимыче» видим его; в «Тамани» и «Княжне Мери» герой сам говорит о себе. От внешнего психологизма первых глав автор ведет нас к душевным переживаниям героя и дальше – к «Фаталисту», главе романа, в которой мы знакомимся уже с философией Печорина. Все это придает герою некий ореол таинственности, неоднозначности: «…и, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» – и обосновывает авторский интерес к психологии и личности героя: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…». Однако ни в романе в целом, ни в «Журнале Печорина» нет истории души главного героя: все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено. Тем самым автор тонко намекал читателю на то, что духовный мир героя, каким он предстает в романе, уже сформировался, а все происходящее с Печориным не приводит к изменениям в его мировоззрении, морали, психологии.

Таким образом, художественная цель, поставленная Лермонтовым, обусловила не только прерывистый характер изображения судьбы Печорина, но и некую сложность, противоречивость его натуры. Сложность личности главного героя задана определенной двойственностью Печорина, которую замечает тот же простодушный Максим Максимыч (для него это необъяснимые «странности»), она проявляется и в портрете главного героя: автор отмечает не смеющиеся при смехе глаза и дает два противоречивых этому объяснения: «Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Сам же Печорин с присущей ему интеллектуальной точностью обобщает: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Из этого следует, что Печорин – личность противоречивая, да он и сам это понимает: «…у меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречие становится формулой существования героя: он сознает в себе «назначенье высокое» и «силы необъятные» – и разменивает жизнь в «страстях пустых и неблагодарных». Вчера он перекупил ковер, который понравился княжне, а сегодня, накрыв им свою лошадь, не спеша провел ее мимо окон Мери… Остаток дня осмысливал «впечатление», которое произвел. И на это уходят дни, месяцы, жизнь!

У Печорина ясно выраженное влечение и интерес к людям – и невозможность соединения с ними. Всюду, где появляется главный герой, он приносит окружающим одни несчастья: умирает Бэла («Бэла»), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч («Максим Максимыч»), покидают свой дом «честные контрабандисты» («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера («Княжна Мери»), зарублен пьяным казаком офицер Вулич («Фаталист»). Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…». Для чего же это делает Печорин?

В отличие от «Евгения Онегина», сюжет в котором строится как система испытаний героя нравственными ценностями дружбы, любви, свободы, в «Герое нашего времени» Печорин сам подвергает тотальной проверке все главные духовные ценности, ставя эксперименты над собой и другими. Любовь проверяется им в разных своих формах: как «естественная» любовь – в «Бэле», как «романтическая» – в «Тамани», как «светская» – в «Княжне Мери». Дружба рассматривается как «патриархальная» (Максим Максимыч), дружба сверстников, принадлежащих к одному социальному кругу (Грушницкий), интеллектуальная (Вернер). Во всех случаях чувство оказывается зависящим от внешней принадлежности человека к определенному общественному кругу. Печорин же пытается добраться до внутренних основ человеческой личности, проверить возможность отношений с человеком вообще. Он провоцирует людей, ставя их в положение, когда они вынуждены действовать не автоматически, по предписанным законам традиционной морали, а свободно, исходя из закона собственных страстей и нравственных представлений (например, сцена дуэли с Грушницким). При этом Печорин беспощаден не только к другим, но и к себе. И эта беспощадность к себе, и глубокое неравнодушие к результатам жестокого эксперимента отчасти оправдывают Печорина. Сомнения главного героя во всех твердо определенных для других людей ценностях («Я люблю сомневаться во всем!») – вот то, что обрекает Печорина на одиночество в мире, на индивидуалистическое противостояние. Вот то, что делает его «лишним человеком», «младшим братом Онегина». Интересно, есть ли какие-нибудь различия между ними?

По словам Белинского, «Герой нашего времени» – это «грустная дума о нашем времени…», а Печорин – «это Онегин нашего времени, герой нашего времени… Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою…». Но различия в их характерах, мировоззрении все же есть. У Онегина – равнодушие, пассивность, бездействие. Не то Печорин. «Этот человек не равнодушно, не апатически несет страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях». Печорину свойственны яркий индивидуализм, мучительный самоанализ, внутренние монологи, умение беспристрастно оценить себя. «Нравственный калека», – скажет он о себе. Онегин же просто скучает, ему присущи скептицизм и разочарование. Белинский как-то отмечал, что «Печорин – эгоист страдающий», а «Онегин – скучающий». И в какой-то мере это так.

Печорин, к сожалению, так и остался до конца жизни «умной ненужностью». Таких людей, как Печорин, создавали общественно-политические условия 30-х годов XIX века, времена мрачной реакции и полицейского надзора. Он по-настоящему живой, одаренный, смелый, умный. Его трагедия – это трагедия деятельного человека, у которого отсутствует дело. Печорин жаждет деятельности. Но возможностей применить эти свои душевные стремления на практике, реализовать их, у него нет. Изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества толкает его на разного рода авантюры ( «Бэла», «Тамань», «Фаталист»). И в этом трагедия не только этого героя, но и всего поколения 30-х годов: «Толпой угрюмою и скоро позабытой, / Над миром мы пройдем без шума и следа, / Не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда…». «Угрюмою»… Это толпа разобщенных одиночек, не связанных единством целей, идеалов, надежд…

Следует отметить, что, работая над романом, Лермонтов ставил перед собой задачу прежде всего создать образ, который станет зеркальным отображением эпохи, современной самому автору. И он с ней отлично справился.

Что объединяет образы Онегина и Печорина

Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека». Но в начале рассмотрим вкратце сам роман, его композицию. Она достаточно сложна, так как творческая история «Героя нашего времени» почти не документирована. История создания этого произведения показывает, что замысел романа поставил перед Лермонтовым ряд сложных художественных проблем, прежде всего проблему жанра. Дело тут вот в чем: многие писатели 1830-х стремились создать роман о современности, но эту задачу так и не решили. Их опыт подсказал Лермонтову, что самый перспективный путь к правдивому отображению действительности – циклизация произведений «малых жанров»: повестей, рассказов, очерков. Все эти жанры, а также отдельные сцены и зарисовки, объединяясь в цикл, подчинялись новому творческому заданию – возникал роман, крупная эпическая форма.

Следует отметить, что границы между собранием повестей, рассказов, очерков и романом в 1830-е годы не всегда ощущались достаточно четко. К примеру, редакция журнала «Отечественные записки», в котором печатался будущий роман, представила произведение Лермонтова «как собрание повестей». И, действительно, каждая из повестей в составе «Героя нашего времени» может быть прочитана как вполне самостоятельное произведение, ведь все они имеют законченный сюжет, самостоятельную систему персонажей. В «Бэле», «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» писатель сознательно варьирует темы, заданные литературной традицией, по-своему интерпретирует уже известные сюжетные и жанровые модели.

Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. В повести «Тамань» использована сюжетная схема авантюрной новеллы. В «Княжне Мери» Лермонтов ориентировался на традицию «светской» повести. «Фаталист» же напоминает романтическую новеллу на философскую тему: в центре поступков и размышлений героев оказалось предопределение, рок. Единственное, что объединяет все эти повести, создавая не сюжетный, а смысловой центр романа, – центральный персонаж, Печорин. Острые ситуации, в которые попадает Печорин (столкновение с «честными контрабандистами», светская интрига, смертельный риск в схватке с судьбой), осмыслены им самим, стали фактами его самосознания и нравственного самоопределения. Примечательно, что в каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. Такое изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом.

Читайте также:  Что роднит Печорина с горцами? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»): сочинение

Еще одна особенность композиции романа заключается в том, что автор отказался от последовательного рассказа о судьбе Печорина, а значит, отверг традиционный для романа-«биографии» хроникальный сюжет. Проследим это по тексту. По мере развития сюжета углубляется характеристика главного героя: в «Бэле» мы слышим о Печорине; в «Максим Максимыче» видим его; в «Тамани» и «Княжне Мери» герой сам говорит о себе. От внешнего психологизма первых глав автор ведет нас к душевным переживаниям героя и дальше – к «Фаталисту», главе романа, в которой мы знакомимся уже с философией Печорина. Все это придает герою некий ореол таинственности, неоднозначности: «…и, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» – и обосновывает авторский интерес к психологии и личности героя: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…». Однако ни в романе в целом, ни в «Журнале Печорина» нет истории души главного героя: все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено. Тем самым автор тонко намекал читателю на то, что духовный мир героя, каким он предстает в романе, уже сформировался, а все происходящее с Печориным не приводит к изменениям в его мировоззрении, морали, психологии.

Таким образом, художественная цель, поставленная Лермонтовым, обусловила не только прерывистый характер изображения судьбы Печорина, но и некую сложность, противоречивость его натуры. Сложность личности главного героя задана определенной двойственностью Печорина, которую замечает тот же простодушный Максим Максимыч (для него это необъяснимые «странности»), она проявляется и в портрете главного героя: автор отмечает не смеющиеся при смехе глаза и дает два противоречивых этому объяснения: «Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Сам же Печорин с присущей ему интеллектуальной точностью обобщает: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Из этого следует, что Печорин – личность противоречивая, да он и сам это понимает: «…у меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречие становится формулой существования героя: он сознает в себе «назначенье высокое» и «силы необъятные» – и разменивает жизнь в «страстях пустых и неблагодарных». Вчера он перекупил ковер, который понравился княжне, а сегодня, накрыв им свою лошадь, не спеша провел ее мимо окон Мери… Остаток дня осмысливал «впечатление», которое произвел. И на это уходят дни, месяцы, жизнь!

У Печорина ясно выраженное влечение и интерес к людям – и невозможность соединения с ними. Всюду, где появляется главный герой, он приносит окружающим одни несчастья: умирает Бэла («Бэла»), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч («Максим Максимыч»), покидают свой дом «честные контрабандисты» («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера («Княжна Мери»), зарублен пьяным казаком офицер Вулич («Фаталист»). Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…». Для чего же это делает Печорин?

В отличие от «Евгения Онегина», сюжет в котором строится как система испытаний героя нравственными ценностями дружбы, любви, свободы, в «Герое нашего времени» Печорин сам подвергает тотальной проверке все главные духовные ценности, ставя эксперименты над собой и другими. Любовь проверяется им в разных своих формах: как «естественная» любовь – в «Бэле», как «романтическая» – в «Тамани», как «светская» – в «Княжне Мери». Дружба рассматривается как «патриархальная» (Максим Максимыч), дружба сверстников, принадлежащих к одному социальному кругу (Грушницкий), интеллектуальная (Вернер). Во всех случаях чувство оказывается зависящим от внешней принадлежности человека к определенному общественному кругу. Печорин же пытается добраться до внутренних основ человеческой личности, проверить возможность отношений с человеком вообще. Он провоцирует людей, ставя их в положение, когда они вынуждены действовать не автоматически, по предписанным законам традиционной морали, а свободно, исходя из закона собственных страстей и нравственных представлений (например, сцена дуэли с Грушницким). При этом Печорин беспощаден не только к другим, но и к себе. И эта беспощадность к себе, и глубокое неравнодушие к результатам жестокого эксперимента отчасти оправдывают Печорина. Сомнения главного героя во всех твердо определенных для других людей ценностях («Я люблю сомневаться во всем!») – вот то, что обрекает Печорина на одиночество в мире, на индивидуалистическое противостояние. Вот то, что делает его «лишним человеком», «младшим братом Онегина». Интересно, есть ли какие-нибудь различия между ними?

По словам Белинского, «Герой нашего времени» – это «грустная дума о нашем времени…», а Печорин – «это Онегин нашего времени, герой нашего времени… Несходство их между собой гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою…». Но различия в их характерах, мировоззрении все же есть. У Онегина – равнодушие, пассивность, бездействие. Не то Печорин. «Этот человек не равнодушно, не апатически несет страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях». Печорину свойственны яркий индивидуализм, мучительный самоанализ, внутренние монологи, умение беспристрастно оценить себя. «Нравственный калека», – скажет он о себе. Онегин же просто скучает, ему присущи скептицизм и разочарование. Белинский как-то отмечал, что «Печорин – эгоист страдающий», а «Онегин – скучающий». И в какой-то мере это так.

Печорин, к сожалению, так и остался до конца жизни «умной ненужностью». Таких людей, как Печорин, создавали общественно-политические условия 30-х годов XIX века, времена мрачной реакции и полицейского надзора. Он по-настоящему живой, одаренный, смелый, умный. Его трагедия – это трагедия деятельного человека, у которого отсутствует дело. Печорин жаждет деятельности. Но возможностей применить эти свои душевные стремления на практике, реализовать их, у него нет. Изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества толкает его на разного рода авантюры ( «Бэла», «Тамань», «Фаталист»). И в этом трагедия не только этого героя, но и всего поколения 30-х годов: «Толпой угрюмою и скоро позабытой, / Над миром мы пройдем без шума и следа, / Не бросивши векам ни мысли плодовитой, / Ни гением начатого труда…». «Угрюмою»… Это толпа разобщенных одиночек, не связанных единством целей, идеалов, надежд…

Следует отметить, что, работая над романом, Лермонтов ставил перед собой задачу прежде всего создать образ, который станет зеркальным отображением эпохи, современной самому автору. И он с ней отлично справился.

Что объединяет образы Онегина и Печорина

Вслед за пушкинским героем и Печорин, действующее лицо романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», явил собой тип «лишнего человека». Но в начале рассмотрим вкратце сам роман, его композицию. Она достаточно сложна, так как творческая история «Героя нашего времени» почти не документирована. История создания этого произведения показывает, что замысел романа поставил перед Лермонтовым ряд сложных художественных проблем, прежде всего проблему жанра. Дело тут вот в чем: многие писатели 1830-х стремились создать роман о современности, но эту задачу так и не решили. Их опыт подсказал Лермонтову, что самый перспективный путь к правдивому отображению действительности – циклизация произведений «малых жанров»: повестей, рассказов, очерков. Все эти жанры, а также отдельные сцены и зарисовки, объединяясь в цикл, подчинялись новому творческому заданию – возникал роман, крупная эпическая форма.

Следует отметить, что границы между собранием повестей, рассказов, очерков и романом в 1830-е годы не всегда ощущались достаточно четко. К примеру, редакция журнала «Отечественные записки», в котором печатался будущий роман, представила произведение Лермонтова «как собрание повестей». И, действительно, каждая из повестей в составе «Героя нашего времени» может быть прочитана как вполне самостоятельное произведение, ведь все они имеют законченный сюжет, самостоятельную систему персонажей. В «Бэле», «Тамани», «Княжне Мери», «Фаталисте» писатель сознательно варьирует темы, заданные литературной традицией, по-своему интерпретирует уже известные сюжетные и жанровые модели.

Например, в «Бэле» разработан популярный романтический сюжет о любви европейца, воспитанного цивилизацией, к «дикарке», выросшей среди «детей природы» и живущей по законам своего племени. В повести «Тамань» использована сюжетная схема авантюрной новеллы. В «Княжне Мери» Лермонтов ориентировался на традицию «светской» повести. «Фаталист» же напоминает романтическую новеллу на философскую тему: в центре поступков и размышлений героев оказалось предопределение, рок. Единственное, что объединяет все эти повести, создавая не сюжетный, а смысловой центр романа, – центральный персонаж, Печорин. Острые ситуации, в которые попадает Печорин (столкновение с «честными контрабандистами», светская интрига, смертельный риск в схватке с судьбой), осмыслены им самим, стали фактами его самосознания и нравственного самоопределения. Примечательно, что в каждой повести он предстает в новом ракурсе, а в целом роман – сочетание различных аспектов изображения главного героя, дополняющих друг друга. Такое изображение характера Печорина, раскрывающегося в его поступках, во взаимоотношениях с людьми и в его записках-«исповедях», делает «Героя нашего времени» не «собранием повестей», а социально-психологическим и философским романом.

Еще одна особенность композиции романа заключается в том, что автор отказался от последовательного рассказа о судьбе Печорина, а значит, отверг традиционный для романа-«биографии» хроникальный сюжет. Проследим это по тексту. По мере развития сюжета углубляется характеристика главного героя: в «Бэле» мы слышим о Печорине; в «Максим Максимыче» видим его; в «Тамани» и «Княжне Мери» герой сам говорит о себе. От внешнего психологизма первых глав автор ведет нас к душевным переживаниям героя и дальше – к «Фаталисту», главе романа, в которой мы знакомимся уже с философией Печорина.

Все это придает герою некий ореол таинственности, неоднозначности: «…и, может быть, я завтра умру. и не останется на земле ни одного существа, которое бы поняло меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно…» – и обосновывает авторский интерес к психологии и личности героя: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою…». Однако ни в романе в целом, ни в «Журнале Печорина» нет истории души главного героя: все, что указывало бы на обстоятельства, в которых сформировался и развивался его характер, опущено. Тем самым автор тонко намекал читателю на то, что духовный мир героя, каким он предстает в романе, уже сформировался, а все происходящее с Печориным не приводит к изменениям в его мировоззрении, морали, психологии.

Таким образом, художественная цель, поставленная Лермонтовым, обусловила не только прерывистый характер изображения судьбы Печорина, но и некую сложность, противоречивость его натуры. Сложность личности главного героя задана определенной двойственностью Печорина, которую замечает тот же простодушный Максим Максимыч (для него это необъяснимые «странности»), она проявляется и в портрете главного героя: автор отмечает не смеющиеся при смехе глаза и дает два противоречивых этому объяснения: «Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти». Сам же Печорин с присущей ему интеллектуальной точностью обобщает: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его». Из этого следует, что Печорин – личность противоречивая, да он и сам это понимает: «…у меня врожденная страсть противоречить; целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Противоречие становится формулой существования героя: он сознает в себе «назначенье высокое» и «силы необъятные» – и разменивает жизнь в «страстях пустых и неблагодарных». Вчера он перекупил ковер, который понравился княжне, а сегодня, накрыв им свою лошадь, не спеша провел ее мимо окон Мери… Остаток дня осмысливал «впечатление», которое произвел. И на это уходят дни, месяцы, жизнь!

У Печорина ясно выраженное влечение и интерес к людям – и невозможность соединения с ними. Всюду, где появляется главный герой, он приносит окружающим одни несчастья: умирает Бэла («Бэла»), разочаровывается в дружбе Максим Максимыч («Максим Максимыч»), покидают свой дом «честные контрабандисты» («Тамань»), убит Грушницкий, нанесена глубокая душевная рана княжне Мери, не знает счастья Вера («Княжна Мери»), зарублен пьяным казаком офицер Вулич («Фаталист»). Причем Печорин хорошо понимает свою неблагодарную роль: «Сколько раз уже я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обреченных жертв, часто без злобы, всегда без сожаления…». Для чего же это делает Печорин?

Читайте также:  Анализ второй части поэмы Лермонтова «Демон»: сочинение

Понравилось сочинение » Что объединяет образы Онегина и Печорина, тогда жми кнопку of your page –>

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина сочинение

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Писатели стремились захватить в своих героях облик времени и во многом авторам удалась такая задача. Фактически и Онегин и Печорин эмблематичны для своего времени, но при этом каждый из этих героев пребывают вне времени, так как озвучивают проблематику, которая является характерной для всех эпох.

Если говорить кратко, то перед нами образы двух образованных людей, во многом лучших представителей своего времени. Каждый получил великолепное образование, обладает острым умом, который позволяет разбираться в людях и в себе. Помимо этого они являются искренними искателями истины и хотят понять смысл не только собственной эпохи, но и своего личного существования.

Учитывая существенное сходство, нужно указать и на различия, которые определяют суть этих героев. Начнем с Онегина.

Пушкинский герой обладает циничным взглядом на мир, он избалован и относится к людям с определенной долей надменности. При этом Онегин не обладает склонностью к идеализированию действительности, по большей части он прагматик. Даже на дуэль Онегин отправляется во многом не по собственной воле, но по причине общественной молвы, он не хочет выглядеть нелепо и поэтому соглашается на поединок.

На самом деле такая деталь является определяющей, так как причина для дуэли Печорина совершенно иная, он отправляется стреляться, так как ищет высшую истину и следует своим идеалам, он хочет поквитаться с миром и для этого использует Грушницкого. Конечно, Печорин тоже глубоко эгоистичен, но его эгоизм (впрочем, как и у Онегина тоже) является положением человека на вершине. Да, Печорин смотрит на всех с высока, но он не может смотреть по другому, так как действительно достиг определенных высот духа и пребывает на той высоте, которая многим попросту недоступна.

Онегин (продолжая тему эгоизма) тоже надменно относится к другим, но этот герой по большей части воспитан в обществе, где его хвалили и всячески ублажали. Поэтому такой «золотой мальчик» оказывается совершенно одиноким во взрослом мире. По большей части определяющим для этого героя является скука, которая может быть свойственная только подобным московским аристократам, не испытывающим нужды.

Другим существенным отличием между двумя героями является поведение в мире. Онегин по большей части соглашается с миром и просто позволяет событиям случаться подобно тому как позволяет Лариной любить себя и с запозданием отвечает на чувство взаимностью.

Печорин в свою очередь – более деятельный персонаж. Он не принимает мир, но полностью создает его, ищет приключений также как пытается отыскать истину. Отличительной особенностью Печорина является согласованность его философии с жизненными взглядами и поведением.

Сочинение Онегин и Печорин

Пожалуй в каждую эпоху существуют определенные идеалы в массовой культуре, на которых остальные равняются. Если говорить про первую половину 19 века, то такими идеалами, безусловно, были Печорин и Онегин.

Эти герои подобны современным знаменитостям, на которых равняются, которыми в какой-то степени хотят быть. Более того, они во многом отражают биографию своих создателей. В этом совсем нетрудно убедиться.

Например, Пушкин в своем романе вводит фигуру автора, который в свою очередь частично напоминает самого Пушкина (хотя таковым не является) а этот автор – приятель Онегина и во многом подобен ему. Таким же образом Печорин – молодой офицер, мыслитель. Некоторые детали из Героя нашего времени (к примеру, эпизоды дуэлей) вообще практически полностью повторяют эпизоды из биографии Лермонтова.

Таким образом, эти люди (Пушкин и Лермонтов) писали то о чем знали, как бы следуя максиме Хэмингуэя «писать нужно правдиво» и то о чем знаешь, они действительно описывают практически собственные биографии и мировоззрение. Поэтому, сравнивая Онегина и Печорина, мы в какой-то степени можем сравнивать Пушкина и Лермонтова.

Итак, Пушкин – благородный человек из довольно знатного рода, который ведет светское существование. Лермонтов в свою очередь офицер, который хотя и собирался завершить военную карьеру и полностью заняться творчеством, до завершения своего земного пути оставался на службе. Подобным образом и Онегин больше человек, которому скучно, он многое делает от скуки и цинизма, Печорин тоже человек, которому скучно, но он более ищет сознательно каких-то испытаний и приключений, в общем, более резок как подобает военному офицеру.

Во многом они похожи, так как оба обладают довольно приятными условиями существования. Могут, так сказать, не заботиться о хлебе насущном и более склонны к мыслительной деятельности. Они оба немного разочаровались в этом мире и ищут возможности как-то развлечь себя.

Тем не менее, Ни Онегин, ни Печорин не являются людьми избалованными или подлыми. Например, когда Печорин встречается с княжной Мери чтобы позлить Грушницкого, он понимает суть собственного поступка и не строит иллюзий для себя, просто он действует как своеобразный естествоиспытатель, который занимается изучением человеческой психологии. Наверное, глубокий психологизм и искренность с самими собой отличает этих героев, они чувствуют дух своего времени и принимают таким какой он есть.

3 вариант

Перед нами представлены два романа, Лермонтова и Пушкина. В произведении Лермонтова “Герой нашего времени” главным героем является Печорин, а в романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” главный персонаж Онегин. Два совершенно разных произведения, два совершенно разных времени, но сколько сходств героев. Есть и различия ведь время оставило отпечаток на поведении и характере каждого человека. Авторы передали через этих двух персонажей Всю мощь тех поколений.

Печорин-дворянин. Его социальный статус позволяет ему отказаться от трудовых усилий и жить в свое удовольствие. Но несмотря на это он служит на Кавказе. печорин имеет в себе много положительных качеств. Он умен, имеет необыкновенную силу воли. Онегин-аристократ. Это позволяет ему жить в свое удовольствие, как и Печорину, и ни о чем не задумываться. Оба персонажа были начитанны и образованны, что в свою очередь тоже ставило их выше остальных людей. Но к сожалению с таким списком достоинств ни один из героев не сумел реализовать себя в жизни.

Юность двух персонажей протекала примерно одинаково, оба вели разгульный образ жизни и отдыхали, не зная никаких забот. Печорин, рассказывая про себя, говорит, что мог при первой встрече с девушкой сказать будет она его любить или нет. Но, к сожалению, женщинам он приносил только несчастье. Онегин в этой сфере не сильно отличается от Печорина и не показывает пример джентльмена. В свое время Онегин отвергает Татьяну и разбивает ей сердце, Татьяна страдает он неразделенной любви, но со временем находит в себе силы перебороть это чувство.

И Евгений Онегин и Григорий Печорин не очень дружелюбны, это явно просматривается в произведениях. Евгений говорит, что дружит с Ленским только от скуки и просто так, а Печорин демонстрирует равнодушное отношение к своему товарищу Максиму Максимычу.

Все же между ними есть различия. Онегин-эгоист. Это можно объяснить, вспомнив детство Евгения. С ним не занимался отец, всегда в окружении Онегина были гувернеры, которые только и хвалили его. От этого и сложился эгоистический взгляд. В отличии от Печорина, Евгений никогда не служил, эта черта отличает его от современников.

Печорин страдающий эгоист. Он осознает, что теряю поколение, оно ничтожно. Он относит себя к жалким потомкам, у которых отсутствуют гордость и убеждения. Он не верит в любовь, в подвиги и в дружбу. Это лишает его всей прелести жизни. В отличии от Онегина Печорин не просто умен, он мыслитель и философ.

Оба героя отправляются на дуэль, но с разными целями. Онегин под влиянием общественного мнения, а Печорин что бы отомстить обществу.

Печорин идет на встречу жизни и принимает все ее испытания, Онегин же просто плывет по течению. После сравнения можно убедится, что это две очень разных личности похожих друг на друга.

Сравнительная характеристика Онегина и Печорина

Онегин старше Печорина на год. Оба отлично выглядят, следят за модой, особенно Онегин. Когда же он вращается в свет, надо создавать впечатление модника. Интересная особенность – у обоих холодные, как мёртвые, ничего не выражающие глаза. А ведь именно по ним по можно судить о душевном состоянии человека.

И Онегин, и Печорин родились в Петербурге, дворяне. Выросли в роскоши, не знали нужды. Но это быстро им наскучило. Бросается в глаза их странное поведение. Но, не смотря на это, общество считает их милыми, обаятельными молодыми людьми.

Оба обладают трезвым расчётливым умом. Печорин даже несколько циничен. Но при этом ветреные повесы. Задумываться о хлебе насущном не надо. Зарабатывать на жизнь тоже не надо. Чем им ещё заниматься, как не обольщать женщин? Онегин – лицемерная личность, который мог заставить даму поверить в то, что надо ему. Одним словом, оба хорошие манипуляторы.

Но женщины быстро надоели обоим. Они не собирались обзаводиться жёнами, детьми. Они ещё не нагулялись. Онегин считает супружество мукой. Он открыто признаётся, что когда пройдёт страсть и любовь, он разлюбит женщину. Он не скрывает этого. Надо просто его внимательно слушать.

Печорину претит сама мысль о женитьбе. Как только женщина намекает на узы брака, его любовь тут же испаряется. Короче говоря, они в свои годы чувствуют себя стариками, которые устали и от женщин, и от светского общества. И науки их не интересуют, им скучно, они постоянно, демонстративно зевают.

Они потеряли интерес к жизни, разочаровались в дружбе. И Онегин, и Ленский законченные эгоисты. И что такого в них находят женщины, что сами вешаются на шею? Печорин и Онегин похожи в своих поступках. Печорин так же отказывает княжне Мэри, как и Онегин Татьяне.

Встреча Печорина с Верой на Кавказе по смыслу похожа на вторую встречу Онегина и Татьяны. Только Татьяна оказалась умнее Веры. Она не поддалась на чары и сладкие соловьиные трели Онегина.

В отличие от Печорина, Онегин не ходит на службу. Печорин служит на Кавказе. Онегин томный и угрюмый. А Печорин веселит всех. Онегин не любит природу, в деревне он откровенно скучает. А виды милых деревенских пейзажей усыпляют его. Печорин созерцает красоты Кавказа, это отвлекает его от проблем.

Чтобы развеять скуку Онегин может целый день играть в бильярд. А Печорин идёт на охоту на кабана один. Может ходить целый день и не устаёт. И дождь ему не помеха. Онегин пытается читать книга Адама Смита по экономике. А Печорин романы Вальтера Скотта.

Но и тот, и другой так и не нашли себе места в жизни. Они «лишние» люди. Они одиноки среди других людей.

Сравнительная характеристика Евгения Онегина и Григория Печорина

Несколько интересных сочинений

«Эх! Летом так хотелось в школу, а сейчас только и думаешь о том, когда прозвенит звонок с последнего урока», – думал я, сидя на сосновых досках. Было начало октября, а это значило, что учится нужно было еще как минимум 8 месяцев.

Главными героями начала 19 века являются Онегин и Печорин. Они – творения великих писателей своего времени и в чем-то даже отражают судьбу своих создателей. Весьма драматичной судьбой обладают Лермонтов с Пушкиным и Онегин с Печориным.

Подснежник – красивый цветок весны. Все вокруг просыпается после долгого зимнего сна. На деревьях еще нет листьев. В лесах на полянках еще лежит снег, но цветочек уже пробивает себе дорогу к солнышку.

Александр Иванович Куприн в своей повести «Поединок» направил все внимание читателя на те проблемы, которые царят в армии во все времена. Он осмелился показать армейскую жизнь со всеми ее пороками и недостатками

Печорин, Чацкий и Онегин – являются героями самих известных романов всех времен. Все они – представители дворянства.

Ссылка на основную публикацию
×
×