Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»: сочинение

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. М.Ю.Лермонтов. «Тучи»

Написано стихотворение в 1840 году, всего за несколько месяцев до трагической гибели поэта на дуэли, в день отъезда на Кавказ — вторую ссылку ( за дуэль с французским посланником де Брантом, за стихотворение «Первое января», да и роман « Герой нашего времени» был раскритикован императором), когда М.Лермонтов прощался с друзьями на квартире Карамзиных в Петербурге. Грустным было расставание, словно предчувствовал поэт что-то трагическое в своей жизни. Тучи, плывшие над Невой, вдохновили его на создание одного из лучших стихов поэта.

Напечатаны «Тучи» в сборнике стихов поэта в 1840 году.

История написания
Род литературы. Лирика философская, пейзажная

Жанр

Лирическое стихотворение

Тема одиночества и свободы была ведущей в творчестве поэта. Стала она таковой и в данном стихотворении. Ссылка, изгнание — всё это происходило не по воле героя, он был несвободе в своих действиях, и это приносило ему боль. Тяжело расставаться с любимыми местами, друзьями, ещё тяжелее осознавать невозможность что-либо изменить .Здесь же снова появляется тема судьбы, которую человек не властен изменить.

Проблема лишних людей. Поэт даёт очень жёсткую характеристику своему поколению, которое , как и безучастные, холодные тучи, не имеет желаний, стремлений, привязанности к родине. Данная проблема была им поднята уже в стихотворении «Дума». Так, размышляя о своей судьбе, он отмечает её созвучность целому поколению 1840-х годов, периода реакции Николая 1.

Проблема сложности взаимопонимания людей в обществе, в котором господствует реакция. Люди скрытны, замкнуты, резко проявляются многие пороки в такое время. Причинами изгнания, по мнению поэта, могут быть «судьбы решение», «зависть тайная», « злоба открытая», «преступление», «друзей клевета ядовитая». Как много пороков людей своего времени называет поэт — всё это он видел вокруг себя, и это особенно удручало поэта. Нет взаимопонимания, нет друзей, он одинок, как эти тучи.

Проблема любви к родине, любви, которая всегда была «странной» у поэта от невозможность видеть её такой¸ какой хотелось бы, страдание от ужасных картин реальности. «Нет у вас родины, нет вам изгнания»,- пишет поэт о тучах. А у него есть родина, и он тоскует по ней в разлуке.

Проблема разобщённости человека и природы. Поэт подчёркивает, что нет гармонии с ней, поэтому и несчастлив человек: природа свободна, а человек сам сделал себя несвободным, создав противоестественные законы и образ жизни; нет и созвучия в чувствах человека и природы: тучи холодны, бесчувственны — человек полон чувств, страданий. Человек не может, подобно тучам, подняться над мирской суетой, быть выше обид, злобы, которые буквально губят людей.

Социальные проблемы – несправедливость общественного устройства, в котором нет свободы человеку, в котором он одинок и беззащитен.

Литературное направлениеСочетание романтизма (форма стихотворения) с реализмом( вполне реальные личные и социальные проблемы затрагивает поэт).
Размер стихаЧетырёхстопный дактиль, рифма перекрёстная.
Тема, идея, проблемы
Художественные средства
Сравнение – основной приём в данном стихотворении. Лирический герой сравнивает себя с тучами, которые тоже мчатся , словно изгнанники. Но есть одна существенная разница: тучи холодны, у них нет родины, по сравнению с этими «вечными странниками» поэт находится вдалеке от своей родины по чужой воле.
Эпитеты: «степью лазурною», « цепью жемчужною», « с милого севера», « нивы бесплодные», « вечно холодные, вечно свободные».
Олицетворение: « мчитесь вы», «кто же вас гонит», «чужды вам страсти и чужды страдания», «вам наскучили нивы».
Анафора: «Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая…»
Риторические вопросы во второй строфе усиливают впечатление, подчёркивая трагичность положения лирического героя.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

С лирикой М. Ю. Лермонтова дети знакомятся ещё в младших классах, на уроках литературы в 6 классе изучается стихотворение “Тучи”. В нашей статье вы сможете найти полный и краткий анализ “Тучи” по плану и почерпнуть много полезной информации для более глубокого понимания произведения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тучи.

История создания – написано в апреле 1840 года в день отъезда на Кавказ (вторая ссылка).

Тема – одиночество и изгнание.

Композиция – три строфы в форме обращения лирического персонажа к природе.

Жанр – стихотворение, философская лирика.

Стихотворный размер – четырёхстопный дактиль с перекрёстной рифмовкой.

Эпитеты“лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”.

Олицетворение – “вечные странники”.

Сравнение – “мчитесь вы, будто как я же, изгнанники”.

Риторические вопросы – Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? …(вся вторая строфа)

Антитеза“с милого севера – в сторону южную”

История создания

Стихотворение написано в апреле 1840 году, за несколько месяцев до смерти поэта. Это был день отъезда Лермонтова на Кавказ, перед ссылкой друзья собрались на квартире у Карамзиных, чтобы увидеться и попрощаться с поэтом, что очень тронуло его. По воспоминаниям знакомых, он долго смотрел в окно на тучи над Невой и Летним садом, а потом прочёл прекрасное стихотворение.

Говорят, что уже в этот период Лермонтов предчувствовал свою смерть, ощущал “усталость от жизни”, тревогу и безразличие ко всему. Его тяготило то, что человек не может управлять своей судьбой, вынужден повиноваться властям, находиться там, куда его отправляют. Эта невозможность пользоваться своей жизнью в соответствии со своими желаниями и стремлениями сыграла важную роль в написании произведения. Впервые опубликовано оно было в 1840 году в сборнике “Стихотворения М. Лермонтова”.

Тема одиночества и изгнания, которая достаточна характерна для лирики Лермонтова. “Лишние люди” у поэта, будто тучи, вынужденные проживать свой век без родины, не испытывая ни любви, ни привязанности. Грустное, глубокое стихотворение насыщено живыми образными определениями: “вечные странники, лазурная степь, жемчужная цепь, милый север, тайная зависть, ядовитая клевета” .

Образы туч характеризуют образ самого автора и лирического героя: он не по своей воле покидает “милый север” , обречённый во второй раз отправиться на Кавказ, поэт чувствует близкую развязку.

Главная мысль – человеку, у которого отбирают родину, нечего терять, он свободен, но несчастлив. Идея – полноценной жизнью может жить только свободный во всех отношениях человек. Лирический герой в отчаянии от того, что его жизнь напоминает существование “тучек”, он тоже “вечный странник “, это больно ранит его, он страдает от отсутствия смысла в жизни.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Написанное дактилем, оно имеет неспешный ритм, так свойственный лермонтовскому зрелому стиху. В первом четверостишие лирический герой проводит параллель между “небесными тучками” и своей жизнью. Вторая строфа состоит из риторических вопросов-обращений, которые – попытка угадать мотив изгнания небесных странниц. Автор перебирает варианты, так свойственные современному обществу: зависть, злоба, преступления и клевета. Тут явная аналогия с его личностью, именно эти “явления” преследовали поэта всю его короткую жизнь.

Последняя строфа начинается восклицательным отрицанием “Нет!” – лирическому герою известен ответ. Он завидует свободе туч, их независимости и тому, что человеку не дано жить такой жизнью. “Нет у вас родины, нет вам изгнания” – заключительная мысль в стихотворении. У поэта есть родина, он искренне любит Россию, поэтому предстоящая разлука угнетает и печалит его.

Лирическое стихотворение (есть черты элегии). Относится к философской лирике, на что указывает скрытый смысл и размышления лирического героя о смысле жизни. Написано четырёхстопным дактилем с перекрёстной рифмовкой. Очень органичное, цельное, зрелое произведение, одно из лучший в творчестве поэта.

Средства выразительности

В стихотворении много ярких живых образов и выражений за счёт использования автором эпитетов: “лазурная степь”, “жемчужная цепь”, “милый север”, “тайная зависть”, “злоба открытая”, “ядовитая клевета”. Поэт использует олицетворение “вечные странники” по отношению к тучам, оно очень тонкое и очень точное.

Вторая строфа состоит из риторических вопросов, что придаёт речи лирического героя эмоциональный накал, выдаёт своё отношение и опыт в “темных вопросах” человеческого отношения. В стихотворении есть открытое сравнение: лирический герой сравнивает себя и тучи с изгнанниками ( “мчитесь вы будто как я же, изгнанники” ). Антитеза “ с милого севера – в сторону южную ” показывает эмоциональное отношение лирического героя к будущим переменам.

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6 класс

Произведение Лермонтова «Тучи» было написано автором 1849 году, за год до его трагичной кончины. Лермонтов – человек очень большой романтик, хоть он и скрывал всегда свои чувства от других людей. Недаром его не все понимали, ведь он был – отличный интригатор, и мог буквально убить человека своим сарказмом и иронией, хоть в большей степени действовал методом сарказма, то есть более напрямую, чем скрытно. Ему было нечего бояться, ведь этот человек – как будто презирал весь мир и общество, в котором ему приходилось постоянно вращаться. Недаром этот человек просто обожествлял природу – казалось бы, только она еще не запятнана человеком и его пороками.

Тучи – это главный образ стихотворения Лермонтова. И именно этот образ является очень тонким, хоть так и не скажешь в начале. Тучи – образ, который является чем-то таким, кем можно легком манипулировать и направлять туда, куда пожелают. Но на самом деле, таким себя Лермонтов не чувствовал, ведь именно тучи показывают все его тогдашнее настроение и жизнь. Его очередная ссылка была опять же создана. И сам поэт никак не мог понять – что же это? За что, и как скоро она кончиться на этот раз? Но он терпел, и все свои мысли показывал только на бумаге.

Анализ №2 (Восприятие, толкование, оценка)

Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.

Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лиричес­кого героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. В сти­хотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в фило­софскую медитацию.

В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сбли­жая себя с ними:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

И мы понимаем, что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.

В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи про­тивопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страс­ти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.

Анализ №3

Мотив тоски и одиночества в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в 1814 г. Он был младшим современником А. С. Пушкина, любил его творчество, учился на его произведениях. Свое детство М. Лермонтов провел в имении бабушки в Тарханах. Мать поэта умерла рано, поэт почти не помнил ее. Отец, по настоянию бабушки, не принимал участия в воспитании сына. И, хотя бабушка стремилась сделать все возможное для единственного внука, поэт всегда тосковал по отсутствию самых родных людей. Много позже он напишет стихотворение, в котором выразит свои чувства: «Печальная судьба отца и сына / Жить розно и в разлуке умереть». Наверное, поэтому все творчество Михаила Юрьевича наполнено тоской по близким людям, которые понимали бы его и любили. Яркими примерами этого могут служить стихотворения «Парус», «Я жить хочу! хочу печали…», «Утес» и многие другие. Одним из самых запоминающихся является стихотворение «Тучи».

Оно было написано М. Ю. Лермонтовым перед второй ссылкой на Кавказ. Однажды поэт уже оказывался в изгнании, а потому он хорошо понимал, что его ждет. Чувства, испытываемые им при расставании с родиной и друзьями, нашли свое выражение в этом стихотворении.

За стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели великого Пушкина, которую он переживал, как смерть самого близкого человека, Лермонтов был отправлен на Кавказ к новому месту службы. На самом деле это была настоящая ссылка. Благодаря хлопотам бабушки и заступничеству самого Бенкендорфа поэт возвращается в Петербург. Здесь он проведет два года и напишет лучшие свои произведения. Однако в скором времени за дуэль с сыном французского посла де Барантом вновь последовало наказание. Друзья поэта понимали, что это лишь повод отправить неугодного поэта из столицы. Поэт тоскует при мысли о скором расставании с друзьями и родиной. Он словно чувствует, что ему уже никогда не придется вернуться назад. В стихотворении автор ведет воображаемый диалог с тучами, плывущими по небу. Он видит себя странником, одиноко бредущим по дорогам своей судьбы:

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же изгнанники
С милого севера в сторону южную.

По свидетельству современников Лермонтова, образ одинокой плывущей по небу тучи был выбран им не случайно. Ведь именно он полностью отвечает настроению поэта. Тучки – это действительно «вечные странники»: гонимые ветром, они мчатся по небу, и нет такой силы, которая могла бы их остановить. Стихотворение написано в тот период творчества, когда поэт стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим ее миром. В поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова остро звучат мотивы одиночества, неприкаянности, отсутствия душевного покоя. Поэт завидует тучкам, которые странствуют по своей воле, а не по «высочайшему повелению».

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Поэт тоскует, он вынужден покинуть родной край и отправиться «в сторону южную». Поэтому он обращается к тучкам, которые, так же как и он, мчатся «с милого севера»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В последней строфе стихотворения Лермонтов противопоставляет себя тучкам. Им «чужды… страсти и чужды страдания», они не могут испытать то чувство тоски по родине, которое хорошо знакомо поэту. И хотя теперь поэт, на мой взгляд, воспринимает свое изгнание, свое одиночество еще сильнее, он в то же время гордится им. Только имея пылкое сердце, можно чувствовать тоску, только любя, можно страдать. А тучки – «вечно холодные» и «вечно свободные».

Тема одиночества и тоски у Лермонтова тесно перекликается с темой любви к родине. Если нет этой любви, то не может быть и тоски при расставании. И как самое страшное проклятие звучит последняя фраза стихотворения: «Нет вам изгнания»! Предчувствия поэта сбылись. Он так и не вернулся «на родину милую». В июле 1841 г. в Пятигорске Михаил Юрьевич Лермонтов был убит на дуэли. Бабушка перевезла тело внука в Тарханы, где прошли недолгие счастливые годы детства поэта.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым перед отправкой во вторую ссылку в 1840 году. Лермонтов также как и Пушкин выступал за свободу слова и был сторонником справедливости. Однако для власти такое поведение было неприемлемым, поэтому всех, кто выступал против нее, отправляли в ссылку.

Лермонтов пребывал в отчаянии, он страдал от разлуки с друзьями и близкими. Он видел, как по небу плывут тучи, и сравнивал себя с ними. В первом четверостишии лирический герой отождествляет себя с тучами. Он также как и они вынужден мчаться туда, куда его сослали, против его воли. Герой считает, что тучи как вечные странники по чьему-то злому умыслу все время блуждают, не находя покоя. Себя и тучи он называет изгнанниками.

Во втором четверостишии поэт говорит о людских пороках, но применяет их по отношению к тучам. Он рассуждает о том, что же гонит тучи из одного края в другой. Для людских пороков он использует соответствующие эпитеты: «тайная зависть», «открытая злоба», «ядовитая клевета». Именно эти пороки как считает поэт, стали основными причинами его ссылки.

В третьей строфе настроение героя меняется. Он противопоставляет себя тучам, говоря о том, что им чужды человеческие страдания, в то время как он страдает. Ясно проявляется тема одиночества. Лермонтов чувствует себя одиноким, в ссылке он будет один, тем более на Кавказе он будет спросмотреть себя чужестранцем. Он будет тосковать по родине.

Размер стихотворения – дактиль. Рифмовка в нем – перекрестная. Произведение насыщенно эпитетами и метафорами, что добавляет стихотворению большей выразительности и эмоциональности. Много метафор одушевления, так как автор сравнивает себя с тучами, принимая их за живых существ. Лермонтов хотел показать, что у природы нет пороков, тучи плывут над мирской суетой, а у людей много пороков, поэтому они не могут стать такими же возвышенными как тучи.

Текст «Тучи» М.Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтова чувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтов пытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

«Тучи», анализ стихотворения Лермонтова №6

Стихотворение «Тучи» относится к позднему периоду творчества М. Ю. Лермонтова. Оно было написано поэтом в апреле 1840 года, перед второй ссылкой на Кавказ, вызванной дуэлью с сыном французского посла де Баранта. По свидетельству очевидцев, Лермонтов написал стихотворение в день отъезда из Петербурга, на квартире у Карамзиных, где прощался с друзьями. На его написание поэта, тосковавшего при мысли о скорой разлуке с родиной и друзьями, вдохновили плывшие над Невой и Летним садом тучи. Стихотворение стало завершающим в сборнике, опубликованном в 1840 году.

В произведении, написанном в тот период творчества, когда Лермонтов стремился преодолеть отчуждение между личностью и окружающим миром, нашли отражение центральные для его лирики темы одиночества и свободы. Поэт изображает страдания лирического героя, не по своей воле ставшего изгнанником.

Композиционно стихотворение состоит из трех строф-четверостиший и построено на приеме сравнения. Лирический герой ощущает свое внутреннее родство с бегущими по небу тучами, сравнивая себя с ними в первой строфе: «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники». Образ туч«вечных странников» придает особую пронзительность звучащему мотиву изгнанничества: нет силы, которая могла бы остановить вечное движение космически одиноких туч по небу. В своем воображаемом диалоге с тучами лирический герой видит себя таким же странником, бредущим в полном одиночестве по своей жизненной дороге.

Мотив изгнания передает драму «лишних людей» 1840-х годов. Поэт сравнивает свое поколение с холодными и безучастными тучами, не имеющими желаний, чувств и сострадания, привязанности и родины.

Во второй строфе среди причин, вынудивших героя покинуть «милый север». Лермонтов, используя прием риторического обращения, называет все человеческие пороки – зависть, злобу, преступления, клевету. Эпитетами, употребленными к этим словам (тайная зависть, ядовитая клевета, открытая злоба ), поэт особенно остро подчеркивает неприкаянность и одиночество своего героя: у него нет друзей, он гоним.

В третьей строфе герой противопоставляет себя тучам, которые совершенно равнодушны к суетному миру людей: «чужды вам страсти и чужды страдания». Герой же страдает и тоскует: ведь только имея пылкое сердце, можно тосковать, только любя, можно страдать. Прямое отрицание «нет» усиливает противопоставление. Мотив одиночества перекликается здесь с темой тоски и любви к родине. тоска возникает только тогда, когда есть любовь к родине. В финале с особой горечью звучит чувство личной несвободы и одиночества.

Стихотворение написано четырехстопным дактилем, трехсложной стопой с ударением на первом слоге. Лермонтов использовал в нем перекрестную рифмовку. Рифма стихотворения необычайно богата: жемчужную – южную, открытая – ядовитая, бесплодные – свободные.

Произведение насыщено таким средством выразительности, как эпитеты: степью лазурною, с милого севера, цепью жемчужною. Среди них особо выделяются метафорические эпитеты: вечно свободные, вечно холодные, нивы бесплодные. Стихотворение богато метафорами одушевления, относящимися к тучам: мчитесь вы, кто же вас гонит, чужды вам страсти и чужды страдания, вам наскучили нивы. Метафоры, характеризуя тучи, одновременно раскрывают внутренний мир лирического героя. В стихотворении встречается также олицетворение (тучи – странники ) и такая стилистическая фигура, как анафора («Или на вас тяготит преступление?//Или друзей клевета ядовитая?» ).

Философский подтекст произведения заключается в мысли о разобщенности человека и природы. Эта идея проявляется через неявные противопоставления в стихотворении: свободная природа – зависимый от властей поэт-изгнанник, бесчувствие туч – страдания героя, холодность туч – пламенность чувств героя. Люди не умеют жить в гармонии с природой, поэтому они не могут отказаться от обид, желаний и страстей и подняться, подобно тучам, над мирской суетой.

Слушать стихотворение Лермонтова Тучи

СПАДИЛО.РУ

Стихотворение

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

Сочинение по стихотворению Лермонтова Тучи 6 класс

Михаил Юрьевич Лермонтов создал много не только прозаических и поэтических произведений. Он является действительно значимой фигурой всей русской литературы. Его стихи и по сей день изучаются в школе. Лермонтов написал много стихов, которые стали вечными.

Одним из известных стихотворений этого русского поэта девятнадцатого века является небольшое произведение «Тучи», состоящее из трех строф. Оно написано в далеком 1840 году перед отъездом автора из Петербурга на кавказскую землю. Лермонтов был в печали, что приходилось расставаться на долгое время с друзьями. Напечатано стихотворение было в сборнике с соответствующим названием «Стихотворения» в год написания.

Темой «Туч» можно выделить тему одиночества и неволи. В трехстрофном произведении можно обозначить только одну часть. Лирическим героем является сам автор, который ведет разговор с тучами, летящими куда-то далеко в неизведанные дали.

Стихотворение относится к жанру философской лирики. Особо четко чувствуется тема грусти, ведь автор смог гениально вложить в произведение всю тревогу и переживания своего сердца. Окружающий мрачный пейзаж по-особому помог это сделать. Вероятно, Михаил Юрьевич сравнивает себя с этими самыми тучками, называя их «вечными странниками». Тучки улетают от родных мест все дальше, дальше, как и поэт.

В какой-то степени Лермонтов завидует тучкам, у которых нет Родины, а, значит, не может быть и изгнания, и покаяния.

Автор ставит вопрос, почему улетают тучи. Может быть, они бегут от друзей-предателей, может, от зависти или же злобы? Таким образом, он показывает читателю, что вовсе не хочет оставлять друзей и покидать Родину.

Автор использовал такие средства выразительности, как антитеза и сравнение. Изначально он сравнивает, а потом ставит природу против человеческой души. Каждая строчка стихотворения пахнет любовью к Родине.

В стихотворении М.Ю. Лермонтова чувствует глубокая тоска, одиночество, обреченность, рвение обрести свободу. Несмотря на то, что это грустное стихотворение, оно очень красивое, как и многие другие стихи Михаила Юрьевича.

Вариант 2

У Лермонтова существует очень много хороших и прекрасных произведений. Кроме этого у него имеются и стихотворения, которые также нравятся многим читателям. Но больше всего мне нравится стихотворение «Тучи». Автору прекрасно и очень аккуратно удается рассказать и нежно обратиться к облакам. Он считает, что они такие же живые, как и люди, вот только почему-то они ему не хотят отвечать на его вопросы. Кроме этого частенько он называет их странниками, которые сегодня находятся здесь, а уже спустя некоторое время отправляются в другую страну или город.

В этом произведении существует не только любовью, но и красотой. Кроме этого здесь прослеживается вся природа Кавказа и раскрывается с индивидуальной красотой. Лермонтов написал данное стихотворение на Кавказе, как раз он отправился туда второй раз. Кроме этого он никак не мог справиться с тем кризисом, который находился у него на душе. В это время он никак не мог согласиться с тем, что с ним происходит и что с ним будет дальше. Также ему не нравится и то, что происходит с миром, вот только ничего с этим он поделать не может. А его бессилие больше всего возбуждало в нем обиду и злость. Лермонтов даже со своей жизнью не знает, что делать, ведь решать проблемы он не может, да и за него все делают другие люди. Именно поэтому ему ничего не оставалось, как делать только то, что скажут или прикажут другие люди. И при этом его все убеждения и принципы ему пришлось спрятать и жить жизнью другого человека. Больше всего на свете ему хочется обрести свободу, но пока этого достичь не удается.

Но, не смотря на это данное стихотворение, имеет свою аллегорию, которую очень сильно видно. И это заключается в том, что автор сравнивает себя со странниками, которые живут на небесах. А ведь он также как и они покинул свое любимое место и был должен отправиться туда, где ему совсем не рады. Кроме этого он даже не понимал чего ждать от этой поездки. С одной стороны это может быть поворот судьбы в лучшую или худшую сторону, а с другой стороны это обычное решение побывать в другой стране и посмотреть, как они живут, и может быть даже обустроиться. Все больше он засматривается на облака и мечтает о них, больше всего на свете ему хочется стать таким же свободным, как и облака, они могут плыть туда, куда только им захочется, и никто запретить им не может. Еще Лермонтов понимает, избавиться от всего этого ему никак не удастся, а избавиться от всех проблем он сможет только после своей смерти.

По стихотворению Тучи

Популярные сочинения

Формирование человека как личности начинается с детских времен. Ребенок, который только недавно попал в социум , не знает как себя вести, и он начинает наблюдать за окружающими его людьми. Конечно, первыми людьми

оман «Отцы и дети» был окончен в 1861 г. и опубликован в 1862 г. Это было переломное время для России. Ведь в 1861 г. было отменено крепостное право. В начале 60-х годов появилось народничество

Один из главных героев произведения «Кавказский пленник» – русский офицер Жилин. Герой представлен молодым барином из небогатой дворянской семьи.

Сочинение «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»»

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Тучи» представляет собой один из шедевров поэтического творчества автора. Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» строится на изучении истории создания этого произведения, его композиционных особенностей, а также образных средств, используемых в тексте.

Стихотворение состоит из трех четверостиший, написанных дактилем с перекрестной рифмовкой (это стихотворный размер нередко встречается в поэзии Лермонтова):

История создания

Стихотворение было написано в 1840 году, в Петербурге, где Лермонтов гостил у друзей перед своим вторым отъездом на Кавказ. Ожидание скорой дороги и изучение сумрачного петербургского неба, покрытого тучами, привело к рождению стихотворения, пронизанного мотивом изгнания, поиска своего пути, переживаний чувств одиночества и тоски.

Композиционное строение

Стихотворение, состоящие из трех строф, состоит из двух основных частей, сосуществующих друг с другом на основе развернутого сравнения. Мчащиеся вперед тучи, подгоняемые ветром, сравниваются с душевным состоянием лирического героя стихотворения, также не знающего до конца, куда его занесет судьба.
Герой испытывает состояние умиротворения, однако, ощущает себя чужим всему, что видит вокруг. Он спокоен, одинок и свободен, но он понимает, что это временное и кажущееся спокойствие.

Мотив одиночества и бесприютности сочетается с мотивами тоски и любви к Родине, которая не готова ответить лирическому герою ответной взаимной любовью. Тема Родины возникает в последней строке стихотворения:

Нет у вас родины, нет вам изгнания.»

Родина рассматривается лирическим героем как нечто непостоянное, ускользающее. Как женщина, требующая любви, но не всегда готовая подарить свою любовь.

В стихотворении присутствует два плана: это мир идеальный – мир природной гармонии и красоты, а также мир человеческий – мир несовершенства и страстей. Лирическому герою хочется вырваться из своего несовершенного мира в мир природы, но он понимает, что это возможно сделать, только пройдя через смерть.

Если учитывать тот факт, что самому поэту осталось жить на земле немногим более года, то это стихотворение приобретает мистический глубокий смысл как определенная веха его творческого и жизненного пути.

Образные средства

Анализируя «Тучи» Лермонтова, можно отметить, что в этом стихотворении используется большое количество разнообразных средств создания образной выразительности.

В первую очередь это эпитеты: «степь лазурная», «милый север», «клевета ядовитая», «нивы бесплодные».

В тексте используются инверсии для придания особой образности стихотворению (смысл этого приема связан с перестановкой слов в поэтическом произведении):

Степью лазурною, цепью жемчужною.»

Подчеркивает философский смысл стихотворения использование в тексте анафоры, заключающейся в повторении слова «или» в начале каждого ряда («Или на вас ….
/ Или друзей ….»).

В стихотворении используется характерная для творчества Лермонтова антитеза: мир человеческий чувств и переживания сопоставляется с миром природы. В данном случае вечные изгнанники – небесные тучи, мчащиеся по небу в неизведанную даль, сопоставляются с образом человеческих исканий, стремления к познанию смысла жизни, определения своего жизненного пути.

Усиливает эту антитезу прием олицетворения (поэт обращается к тучам небесным так, как будто перед ним живые существа) и риторические вопросы:

«Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная?
злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?»

Точный и емкий образ небесных тучек становится символом одиночества, неприкаянности и вечного поиска смысла своего бытия. Благодаря этому образу поэту удается точно передать мир своих сомнений, страстей и переживаний.

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи» помогает увидеть, как создавалось это художественное произведение, помогает читателям понять не только переживания лирического героя стихотворения, но и познать мир собственных чувств и стремлений. Безусловно, это стихотворение является не только гениальным творением М.Ю. Лермонтова, но и прекрасным произведением русской классической литературы.

Факты и выводы, приведенные в данной статье, будут полезны ученикам 6 класса при написании конспекта или сочинения на тему «Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи»».

Анализ стихотворения Лермонтова «Тучи», тема для сочинения | источник

Читайте также:  Лирика Лермонтова: сочинение

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.