Творчество Кольцова — важное и необходимое звено в истории: сочинение

Сочинение: Кольцов А.В.

Кольцов Алексей Васильевич

3(15).10.1809, Воронеж, – 29.10(10.11). 1842, там же

Родился в семье воронежского мещанина, торговца скотом. С детских лет принимал участие в делах отца – перегонял стада в степях, покупал и продавал скот на деревенских базарах. Учился в уездном приходском училище менее полутора лет. В 16 лет начал писать стихи, подражая популярным поэтам того времени. Первым наставником Кольцова был воронежский семинарист А. П. Серебрянский.

В 1830 Кольцов встретился с приезжавшим в Воронеж Н. В. Станкевичем, который познакомил со стихами безвестного юноши московских литераторов, в том числе В. Г. Белинского, вскоре ставшего для Кольцова близким другом, учителем жизни. Влияние Белинского на судьбу Кольцова как поэта было решающим: он способствовал формированию его мировоззрения, освобождению от элементов религиозности.

В 1835 Станкевич и Белинский на средства, собранные по подписке, издали 1-ю книжку стихов Кольцова. Талант поэта-самоучки горячо поддержали А. С. Пушкин, И. А. Крылов, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский. Передовых современников привлекла глубокая народность его стихотворений, резко отличавшая их от многочисленных подделок под народную поэзию.

Кольцов воспевал радостный труд человека на земле, слитность его с природой (“Песня пахаря”, “Урожай”, “Косарь”). Реалистические картины сочетаются в некоторых его стихах с известной идеализацией народной жизни. Однако передовая русская критика (Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, М. Е. Салтыков-Щедрин) ценила, прежде всего, демократическое содержание творчества Кольцова, открывшего для поэзии новые жизненные пласты, рассматривала его талант как свидетельство творческих сил, таящихся в народе.

В 1836 поэт на длительное время по делам отца отлучался в Москву и Петербург. Подружившись с Белинским, он обычно останавливался у него, в общении с ним учился понимать современную жизнь, литературу, поэзию и искать свой путь в творчестве.

Белинский писал, что вместе с напевной лирикой Кольцова в литературу “. смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклокоченные бороды, и старые онучи, – и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии” (Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 534).

В эти годы познакомился с Пушкиным, который очень тепло отнесся к молодому самородку, напечатал в своем журнале “Современник” одно из лучших его стихотворений – “Урожай”. В Петербурге Кольцов познакомился с Жуковским, Вяземским, В. Одоевским и др. поэтами.

Называя Кольцова “великим народным поэтом”, Добролюбов отмечал, что его песни “. составили у нас совершенно особый, новый род поэзии. Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов так, как она есть, ничего не выдумывая” (Собр. соч., т. 1, 1961, с. 440).

Суждения Кольцова о литературе, высказанные в письмах к друзьям, показывают, что поэт, несмотря на трагические обстоятельства его личной жизни, на невыносимую узость мещанского мира, в котором он задыхался, продолжал развиваться в направлении, предуказанном Белинским. Об этом же говорит и стихотворение “Лес” (1837), в котором с эпической силой воспет только что погибший Пушкин и отдано должное его гению.

Подлинная народность образов, свежесть и яркость языка, вобравшего богатства народно-песенного творчества, соединялись в зрелых стихах Кольцова с большой социальной мыслью. Многие песни и стихи Кольцова положены на музыку А. С. Даргомыжским, Н. А. Римским-Корсаковым, М. П. Мусоргским, М. А. Балакиревым и другими композиторами.

В эту пору он переживал большой творческий подъем. В “Отечественных записках”, “Современнике”, “Литературной газете” публиковались его думы “Божий мир”, “Человек”, “Великое слово”, “Молитва” и др., лирические стихотворения “Косарь”, “Цветок”, “Песня” и др. Поэт усиленно собирал и изучал устное народное творчество. Он составил сборник “Русские пословицы, поговорки, приречья и присловия”, записывал народные песни.

Последние годы жизни Кольцова были очень тяжелыми. Он жил безвыездно в Воронеже, ухудшались семейные отношения. Поэт так и не смог вырваться из омута мещанской жизни. Силы его были подорваны чахоткой, которая длилась около года и свела Кольцова в могилу 33 лет от роду. Похоронен в Воронеже.

«Творчество Кольцова — важное и необходимое звено в истории»

Поэзия А. В. Кольцова как будто бы неожиданна для 30-х годов XIX в., но вместе с тем и закономерна, так как свидетельствует о процессе демократизации русской культуры. Кольцов воспитывался в провинциальной (воронежской) мещанской среде, образования не получил и был самоучкой в прямом и точном смысле этого слова, т. е. учился сам, всю жизнь, без чего, разумеется, не смог бы стать настоящим поэтом.

Необычным был путь Кольцова в литературу, необычным для того времени были и содержание, и форма его стихов. С Кольцовым в русскую литературу входил народ — не только как объект изучения, изображения, восхищения и т. д., по как субъект, как творец, создатель эстетических ценностей. Не случайно так приветствовали, так исключительно высоко ценили смысл и значение стихов Кольцова русские революционные демократы. Белинский считал, что «после имени Лермонтова самое блестящее поэтическое имя современной русской поэзии есть имя Кольцова» В творчестве Кольцова отразилось то увлечение философской проблематикой, которое было характерно для поэзии 30-х годов. В его «думах» выражены глубокие размышления молодого поэта о смысле человеческой жизни, тайнах, которыми полна история человечества. Но в полной мере талант Кольцова проявился в его песнях.

Нигде и никогда у Кольцова не звучат нотки сентиментальной жалости или барской снисходительности. Его герои, осознающие свое право на разумную и светлую жизнь, изображены как люди, способные глубоко мыслить и топко чувствовать, рвущиеся на широкий и вольный жизненный простор. Эти Тенденции проявляются и в разработке Кольцовым традиционных для устного народного творчества семейно-бытовых мотивов. Его песни проникнуты поэзией земной любви, радости, счастья, противопоставленной серости прозаических будней. Здесь нет ничего общего с традициями «легкой поэзии» Батюшкова и его последователей с проявляющимися у них порою элементами книжности, некоторой «вторичности» чувств. Герои Кольцова обнаруживают подлинную искренность, душенную красоту, свежесть и непосредственность в выражении интимных переживаний.

Теснейшая связь творчества Кольцова с миром устного народного творчества несомненна, но в фольклоре он использует не «букву», а «дух», не подражает тем или иным фольклорным жанрам, а творчески развивает и обогащает лучшие традиции народной поэзии. Таким же путем шли Пушкин и Лермонтов.

Произведения Кольцова являются не стилизацией или имитацией. Поэт органически близок к поэтике фольклора, которая свободно и непринужденно становится стилеобразующим фактором его поэзии, придавая ей черты истинной оригинальности и неповторимости. Это же относится и к своеобразию стиха Кольцова. Используя ритмические особенности народной песни, он создает свой, кольцовский стих — без рифм, как обычно в фольклоре, но основанный по преимуществу на литературных размерах.

Творчество Кольцова — важное и необходимое звено в истории русской литературы. Демократизм, поэтизация крестьянского труда, огромная сила жизпеутверждения, глубокое сочувствие народу в его радостях и горестях, замечательное песенное мастерство — все это обусловило ту важную роль, которую поэт сыграл в истории русской культуры. Его произведения, сама его личность приобрели большое значение для Белинского, являясь наглядным свидетельством огромных духовных сил, таящихся в народе. Творчество Кольцова давало великому критику повод и основание разрабатывать важные историко-литературные и теоретические суждения о народности, взаимоотношении фольклора и литературы, о положительном начале в русской поэзии, о русском национальном характере и о новом типе писателя-демократа (см. его статью «О жизни и сочинениях Кольцова», 1845).

Творческий опыт Кольцова был очень важен для Некрасова. Непосредственное воздействие Кольцова испытали на себе поэты-демократы И. С. Никитин, И. С. Суриков, а уже в XX в.— С .Есенин.

Поэзия Кольцова оказала благотворное влияние на многих поэтов братских народов, в частности на выдающихся белорусских поэтов Якуба Коласа и Янки Купалы. Связан был Кольцов и с украинской литературой. Он сам писал стихи на украинском языке, был знаком с Е. Гребенкой. Шевченко с исключительным вниманием относился к первому русскому поэту, вышедшему из народа. Это внимание отразилось в письмах Шевченко, дневнике, поэзии и прозе. Многое сближает Кольцова и Шевченко: и тематика произведений, и образная система. Ориентация на простого демократического читателя отразилась не только на идейном содержании, но и на художественном своеобразии их поэзии. Франко и Грабовский высоко ценили творчество замечательного русского поэта. На украинский язык его произведения переводили Б. Гринчеико, М. Старицкий и др.
Чернышевский, говоря о новом периоде в развитии русской литературы, во главе которого стояли Гоголь и Белинский, заметил: «Вероятно, Кольцов стал бы третьим в этом ряду, если бы прожил долее или обстоятельства позволили его уму развиться ранее» (3, 765).

Сочинение «Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842)»

Поэзия А. В. Кольцова как будто бы неожиданна для 30-х годов XIX в., но вместе с тем и закономерна, так как свидетельствует о процессе демократизации русской культуры. Кольцов воспитывался в провинциальной (воронежской) мещанской среде, образования не получил и был самоучкой в прямом и точном смысле этого слова, т. е. учился сам, всю жизнь, без чего, разумеется, не смог бы стать настоящим поэтом.

Необычным был путь Кольцова в литературу, необычным для того времени были и содержание, и форма его стихов. С Кольцовым в русскую литературу входил народ — не только как объект изучения, изображения, восхищения и т. д., но как субъект, как творец, создатель эстетических ценностей. Не случайно так приветствовали, так исключительно высоко ценили смысл и значение стихов Кольцова русские революционные демократы. Белинский считал, что «после имени Лермонтова самое блестящее поэтическое имя современной русской поэзии есть имя Кольцова.

В раннем творчестве Кольцова отразилось то увлечение философской проблематикой, которое было характерно для поэзии 30-х годов. В его «думах» выражены глубокие размышления молодого поэта о смысле человеческой жизни, тайнах, которыми полна история человечества. Но в полной мере талант Кольцова проявился в его песнях. Жанр народных песен был известен и ранее, например, в творчестве Дельвига. Однако при разработке этого жанра поэты нередко ограничивались лишь использованием отдельных фольклорных мотивов или внешней стилизацией, У Кольцова же передовых современников привлекала органическая народность его песен, в которых воспевались крестьянский труд, чувства и мысли крестьян-тружеников. Впервые в литературе так поэтически были выражены радость человеческого труда на земле, то глубокое удовлетворение, которое приносит крестьянину слияние с природой, упоение трудом как источником жизни, радости, счастья. Физическая и нравственная красота любимых героев Кольцова есть выражение их духовного величия, той жизненной прочности, уверенности, которые были необычны для русской литературы тех лет. Труд для Кольцова и его героев — мерило ценности человека, основа представлений о прекрасном и нравственном. Но речь идет именно о свободном труде. Только при этом условии возможно проявление тех прекрасных черт, которыми отличаются крестьяне в поэзии Кольцова.

Поэт не закрывает глаза на горе и бедность, разорение и нищету крестьян. Достаточно вспомнить только названия некоторых стихотворений: «Горькая доля» (1837), «Доля бедняка» (1841) и др. Используя традиции народной лирики, Кольцов многие свои песни пишет от женского лица, создавая в ряде случаев трагический образ молодой крестьянки, выданной замуж против ее воли. В стихотворении «Ах, зачем меня…» (1838) слышится, как писал Белинский, «раздирающая душу жалоба нежной души, осужденной на безвыходные страдания». И все же талант Кольцова проявился прежде всего в тех его песнях, где раскрыты представления о вольной и свободной жизни его героев, показанных в органическом слиянии с природой. Именно поэтому природа для Кольцова не пассивный фон и даже не просто арена трудовой деятельности человека, а активный соучастник человеческого труда; она полна движения, живет самостоятельной жизнью, что подчеркивается целой системой поэтических метафор-олицетворений.

Может показаться странным, что в стихах Кольцова даже не упоминается крепостное право. Между тем это входило в замысел поэта. Разумеется, он очень хорошо знает о тех тяжелых условиях, которые способны лишь исказить здоровую, сильную и в основе своей прекрасную натуру его героев. Однако поэт часто сознательно игнорирует эти условия, что было своеобразной формой отрицания крепостничества, помещичьей эксплуатации и т. д. Он создает не идеализированный мир, а мир идеальный. Таким же путем шел Гоголь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Для Кольцова чрезвычайно важно было показать, что герой его — свободный человек, «хлебопашец вольный» и что только поэтому он так уверенно, так прочно стоит на земле.

В русской поэзии 30-х годов с характерными для нее мотивами разочарованности, тоски, даже отчаяния ворвался свежий голос человека, не побоявшегося вступить в бой с судьбой и уверенного в победе («Дума сокола», 1840). Нигде и никогда у Кольцова не звучат нотки сентиментальной жалости или барской снисходительности. Его герои, осознающие свое право на разумную и светлую жизнь, изображены как люди, способные глубоко мыслить и тонко чувствовать, рвущиеся на широкий и вольный жизненный простор. Эти тенденции проявляются и в разработке Кольцовым традиционных для устного народного творчества семейно-бытовых мотивов. Его песни проникнуты поэзией земной любви, радости, счастья, противопоставленной серости прозаических будней. Здесь нет ничего общего с традициями «легкой поэзии» Батюшкова и его последователей с проявляющимися у них порою элементами книжности, некоторой «вторичности» чувств. Герои Кольцова обнаруживают подлинную искренность, душевную красоту, свежесть и непосредственность в выражении интимных переживаний. Широкое распространение получило мнение о реалистической природе лирики Кольцова. Однако обращение к народной жизни, т. е. объект изображения, не дает еще представления о методе изображения. Кольцов, конечно, создает типические образы своих героев, но это романтическая типизация. Известно важное методологическое указание Ф. Энгельса о том, что в реалистическом искусстве «каждое лицо — тип, но вместе с тем и вполне определенная личность, «этот», как выражается старик Гегель» (из письма к М. Каутской 26 ноября 1885 г.). По тонкому наблюдению Н. Н. Скатова, у Кольцова всегда «в стихах выступает не этот человек, не этот крестьянин, не эта девушка, как, например, у Некрасова или даже у Никитина, а вообще человек, вообще крестьянин, вообще девушка». Поэтому и картины природы у него предельно обобщенные:

* Красным полымем
* Заря вспыхнула;
* По лицу земли
* Туман стелется.
* ( «Урожай», 1836)

Теснейшая связь творчества Кольцова с миром устного народного творчества несомненна, но в фольклоре он использует не «букву», а «дух», не подражает тем или иным фольклорным жанрам, а творчески развивает и обогащает лучшие традиции народной поэзии. Таким же путем шли Пушкин и Лермонтов. Произведения Кольцова являются не стилизацией или имитацией. Поэт органически близок к поэтике фольклора, которая свободно и непринужденно становится стилеобразующим фактором его поэзии, придавая ей черты истинной оригинальности и неповторимости. Это же относится и к своеобразию стиха Кольцова. Используя ритмические особенности народной песни, он создает свой, кольцовский стих — без рифм, как обычно в фольклоре, но основанный по преимуществу на литературных размерах.

Творчество Кольцова — важное и необходимое звено в истории русской литературы. Демократизм, поэтизация крестьянского труда, огромная сила жизнеутверждения, глубокое сочувствие народу в его радостях и горестях, замечательное песенное мастерство — все это обусловило ту важную роль, которую поэт сыграл в истории русской культуры. Его произведения, сама его личность приобрели большое значение для Белинского, являясь наглядным свидетельством огромных духовных сил, таящихся в народе. Творчество Кольцова давало великому критику повод и основание разрабатывать важные историко-литературные и теоретические суждения о народности, взаимоотношении фольклора и литературы, о положительном начале в русской поэзии, о русском национальном характере и о новом типе писателя-демократа (см. его статью «О жизни и сочинениях Кольцова», 1845). Творческий опыт Кольцова был очень важен для Некрасова. Непосредственное воздействие Кольцова испытали на себе поэты-демократы И. С. Никитин, И. С. Суриков, а уже в XX в.— С. Есенин.

Поэзия Кольцова оказала благотворное влияние на многих поэтов братских народов, в частности на выдающихся белорусских поэтов Якуба Коласа и Янки Купалы. Связан был Кольцов и с украинской литературой. Он сам писал стихи на украинском языке, был знаком с Е. Гребенкой. Шевченко с исключительным вниманием относился к первому русскому поэту, вышедшему из народа.

А. В. Кольцов. Сочинения

Алексей Кольцов

Лучшая рецензия на книгу

Свобода, свобода.
Где ж рай твой веселый?
Следы твои страшны,
Отмечены кровью
На пестрой странице
Широкой земли!
И лютое горе
Ее залило,
Ту дивную землю,
Бесславную землю.

Из “Великого слова” А. В. Кольцова (дума, В. А. Жуковскому),1836.

Человек – воздух, мечты, желанья – им нет границ, а действительность – грязная земля, груба и тяжела; и горе, – кто враждует с нею, и счастлив, кто победит ее, и умер тот, кто уступит ей. Давно я начал этот бой, долго бился с ней, и чуть-чуть она меня не срезала; но видно, еще не судьба моя, не время еще паденья.

Из письма, А. В. Кольцов – В. Г. Белинскому.
25.03.1841, г. Воронеж.

Чуть больше, чем через полтора года, Алексея Кольцова не стало. Срезала-таки. Ему было 33.

Я могла бы одним словом описать то, что прочла у Кольцова и о нем. Драма. (Возможно, вы бы переспросили: “Драма?”, и ваши губы при этом чуть заметно скривились.) Применимо к жизни, в этом слове почти всегда чувствуется нотка пренебрежения. Какая-то наигранность, театральность. Нет, здесь другое. Подлинная драма. Тогда, самое большое, несколько человек это ощущали. Для большинства же не было ничего из ряда вон выходящего, сама собой разумеющаяся ситуация. Вдвойне от этого жутко.

Народные поэты. Далекие какие-то, не вызывающие у меня симпатии и глубокого понимания, до последнего времени, честно скажу. Никогда не восхищалась я, например, Есениным, по пальцам пересчитать вещи, что нравятся. Ну, не могу я выдавить из души то, чего в ней нет!

А, вот, творчеством Кольцова я прониклась. И потому, что сначала прочла “Жизнь Кольцова” В. Кораблинова, художественную биографию поэта. Вполне хорошей вступительной статьи некого В. П. Аникина, “Слово о Кольцове”, с которой начинается эта книга, лично мне было бы мало, могло бы не хватить).

Стихи Кольцова поразительны, только вчитайтесь! Не случайно, они почти сразу становились песнями (и сейчас их поют). Народ подхватывал, сестра Кольцова сочиняла мелодии, затем – многие композиторы. У многих название: “Песня”. В самом ритмическом рисунке, в интонации, русская душа. Русская молодецкая удаль или горе-кручинушка. То и в ранних стихах, но с середины 30-х – сущий расцвет. Размеры стихов очень разнообразные (то строфы длинные, то совсем короткие).

Если встречусь с тобой
Иль увижу тебя,-
Что за трепет, за огнь
Разольется в груди.

Если взглянешь, душа, –
Я горю и дрожу,
И бесчуствен и нем
Пред тобою стою!

Если молвишь мне что,
Я на речи твои,
На приветы твои
Что сказать, не сыщу.

А лобзаньям твоим,
А восторгам живым,
На земле у людей,
Выражения нет!

Дева – радость души,
Это жизнь – мы живем!
Не хочу я другой!
Жизни в жизни моей!

Оседлаю коня,
Коня быстрова,
Я помчусь, полечу
Легче сокола.
Чрез поля, за моря,
В дальню сторону —
Догоню, ворочу
Мою молодость!
Приберусь и явлюсь
Прежним молодцем
И приглянусь опять
Красным девицам!
Но, увы, нет дорог
К невозвратному!
Никогда не взойдет
Солнце с запада!

Дайте бокалы!
Дайте вина!
Радость – мгновенье.
Пейте до дна!
Громкие песни
Гряньте, друзья!
Пусть нас веселых
Видит заря!
Ныне пируем –
Юность на час –
Нынче веселье,
Радость у нас!
Завтра что будет,
Знаю ль, друзья?
Пусть нас веселых
Видит заря!
Шумно, разгульно
Пойте, друзья!
Лейте в бокалы
Больше вина!
Ну-те ж все разом
Выпьем до дна!
Пусть нас веселых
Видит заря!

Не шуми ты, рожь,
Спелым колосом!
Ты не пой, косарь,
Про широку степь!

Мне не для чего
Собирать добро,
Мне не для чего
Богатеть теперь!

1834

КОСАРЬ

Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!

1836

Как видите, я только добралась до середины 30-х)). Но, кажется, уже злоупотребляю вашим вниманием! Пожалуй, еще просто перечислю названия тех, что мне больше всего приглянулись, некоторых из них. “Неразгаданная истина”, “Раздумье селянина”, “Вопрос”, “Пора любви”, “Лес” (“Что, дремучий лес. “), “Первая песня Лихача Кудрявича”, “Вторая песня Лихача Кудрявича”, “Две жизни”, “Царство мысли”, “Измена суженой”, “Песня” (“Ах, зачем меня. “), “Последний поцелуй”, “Мир музыки”, “Последняя борьба”,”Бегство”, “Я дома”, “Перед образом спасителя”, “Горе”, “Что ты спишь, мужичок. “, “Дума сокола”, “Раздумье”, “Перепутье”, “Русская песня” (“Много есть у меня. “), “Доля бедняка”, “Сельская песня”, “Из Горация”.

Надрыв, сильные эмоции и думы, рассуждения. Таковы, условно, два направления лирики поэта. И они одинаково трогают. Про стихотворение “Великая тайна” Белинский писал:

Это дума Шиллера, переданная русским простолюдином, с русской отчетливостью, ясностью и с простодушием младенческого ума.

Письма. Я испытываю неловкость, читая чужие письма – ни по нашу душу писались. А уж давать оценку, обсуждать. Единственное обоснование(для всего, но не для оценки!), которое я себе нашла, – выуживание фактического материала и то, что:

Биография, запечатленная в письмах, – часть поэтического мира Кольцова, а созданный им поэтический мир – часть его биографии. Письма могут считаться явлением искусства в той мере, в какой они представляют поэтическую душу Кольцова: его отношение к самому себе, друзьям, ко всему, что делалось вокруг, в литературе и касалось его самого.
Из статьи “Слово о Кольцове” В. П. Аникина.

Это был редкий человек! Прасол, лишь год образования. Светлый ум. Он тянул семью: распутывал темные делишки отца и торговал (есть-то всем хочется). Стремился к знаниям, особенно почитал Шекспира, собирал его переводы. Поражает его театральный вкус. Он пишет Белинскому о спектаклях, которых тот, еще не видел. Но из будущих статей великого критика, мы знаем, что их оценки совпали, вплоть до деталей! (Конечно, круг друзей и знакомых Кольцова уже говорит о многом. Самый близкий друг – Виссарион Григорьевич; Аксаков К. С., Бакунин М. А., Брюллов К. П., Венецианов А. Г., Вяземский П. А., Глинка М. И., Жуковский В. А., Мочалов П. С., Одоевский В. Ф., Пушкин А. С., Щепкин М. С. и др.) А чего стоят фольклорные изыскания поэта?! По просьбе, в частности, Пушкина, Кольцов стал записывать народные песни, пословицы и поговорки. (В книге они приведены.)

Записывая пословицы, Кольцов сохранял особенности народного языка и произношения . Поэт понял ценность сведений о том как “играется” песня, как она исполняется. Мысль о необходимости точной записи слов, игрового исполнения, песенной мелодии опередила возникновение научных приемов фольклорной записи, разработанных много лет спустя.
Из примечаний (В. П. Аникин).

С друзьями близкими Кольцов открыт и эмоционален. В особенно волнительные моменты (когда пишет о смерти Пушкина, например), и в письме Кольцов сбивается на стихотворный ритм. А со знакомыми Алексей Васильевич, на современный взгляд, даже излишне вежлив (кажется, чуть ли не льстит, рассыпается в комплиментах). Но, полагаю, в то время, это был хороший тон.

А теперь срок закольцовывать рецензию. Драма. Ненавистная торговля, когда, по словам Кольцова, невозможно не жульничать, если капитал невелик. Опостылевший провинциальный Воронеж, где не с кем словом перемолвиться, где косые взгляды, насмешки и сплетни. Несчастная первая любовь – крепостную Дуняшу продали и она вскоре умерла – и не больно (и не долго) счастливая вторая (счастье, и такую знал!). И, главное, изверги – отец и младшая сестра, Анисья! Это ее так когда-то любил Алексей! Умница, учила французский, играла на фортепиано. Да переменилась, красавица, не узнать. Последние пару лет Кольцов временами очень тяжело болел. Не сложно догадаться – чахотка, т. е. туберкулез. Хотя из писем явствует, что не только. И? Да родным на него было начхать. (Матери нет, но она никакого веса не имела.) Не верно – они бы были рады, если бы он был где-нибудь далеко, пусть бы и умер. Лишний рот, дескать. (Как-то забылось, что без Алеши хозяйства и не было бы уже. За папашей, в свое время, полиция следила. Связи сына спасли.) Сестра братца отпевала даже – шутка такая, когда Алексей болел (до смерти еще прилично было). Старалась максимально повредить его здоровье. Извините, если увлеклась! Душа поэта рвалась в Петербург, но ни средств, ни здоровья.

Заканчиваю. Книга очень хороша по структуре, образцовая. Подробные комментарии, ссылки, есть указатель имен и произведений.

“Хуторок” – песенный рассказ о кровавой степной драме. “Драма везде, где человек“, – убежденно писал поэт критику и продолжал: конечно, “иная драма хороша, другая дурна. Если смотреть на него (“Хуторок” – В. А.) в обширном смысле страстей человеческих, так эта жизнь не очень хороша, а если глянуть на степь, на хутор да небо, так и эта бредет” (12.10.1839 г.). “Лучше, что есть, говорить, а не собирать всякой чепухи и брызгать добрым людям по глазам; и стыдно и грешно” (там же). “Что есть, говорить” – это был принцип его поэзии.
Из “Слова о Кольцове” В. П. Аникина, выделение мое (Календула).

На обороте заглавного листа тетради “Русские пословицы, поговорки, приречьи и присловья, собираемые Алексеем Кольцовым” поэт написал:

Говори о жизни,
Говори о семействе,
Говори об отечестве,
Жизнь есть мученье,
Семейство – тиран,
Отечество – колыбель бедствий.
1836 г. Вор[оне]жский философ С. Ярченко

Р. S. То, что Кольцов стал известен – результат случайной встречи с Николаем Станкевичем. Меня же все мучает вопрос: сколько самобытных талантов “из простых” бесследно кануло в вечность?

P.P.S Хорошо жилось на Руси-матушке при царе-батюшке.

“Урок литературоведения”, тур 7 – факультатив.

Свобода, свобода.
Где ж рай твой веселый?
Следы твои страшны,
Отмечены кровью
На пестрой странице
Широкой земли!
И лютое горе
Ее залило,
Ту дивную землю,
Бесславную землю.

Из “Великого слова” А. В. Кольцова (дума, В. А. Жуковскому),1836.

Человек – воздух, мечты, желанья – им нет границ, а действительность – грязная земля, груба и тяжела; и горе, – кто враждует с нею, и счастлив, кто победит ее, и умер тот, кто уступит ей. Давно я начал этот бой, долго бился с ней, и чуть-чуть она меня не срезала; но видно, еще не судьба моя, не время еще паденья.

Из письма, А. В. Кольцов – В. Г. Белинскому.
25.03.1841, г. Воронеж.

Чуть больше, чем через полтора года, Алексея Кольцова не стало. Срезала-таки. Ему было 33.

Жизнь и творчество Алексея Кольцова

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Проучился он в нем один год и четыре месяца: из второго класса отец взял его в помощники. Но страсть к чтению, любовь к книге уже проснулись в мальчике.

В 1825 году Кольцов купил на базаре сборник стихов И. И. Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с его русскими песнями «Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала». Он убежал в сад и стал распевать в одиночестве эти стихи. К концу 1830-х годов Кольцов становится известным в культурном кругу провинциального Воронежа «поэтом-прасолом», «самоучкой» , «стихотворцем-мещанином». Он сблизился с А. П. Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов.

В 1827 году, «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжелую сердечную драму. В доме отца жила крепостная прислуга, горничная Дуняша, девушка редкой красоты и душевной кротости. Юноша страстно полюбил ее, но отец счел унизительным родство со служанкой и во время отъезда сына в степь продал Дуняшу в отдаленную казацкую станицу, Кольцов слег в горячке и едва не умер. Оправившись от болезни, он пускается в степь на поиски невесты, оказавшиеся безрезультатными. Неутешное свое горе поэт выплакал в стихах «Первая любовь», «Измена суженой».

В 1831 году Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н. В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование.

Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относился прохладно, однако ценил связи с высокопоставленными людьми, используя их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел.

В 1838 году он охотно отпускает сына в Петербург, где поэт посещает театры, увлекается музыкой и философией, тесно сближается с Белинским. Под влиянием критика он обращается к философской поэзии, создавая одну за другой свои «думы». В этот период происходит стремительный интеллектуальный рост Кольцова, достигает расцвета его поэтический талант.

Невыгодно завершив свои торговые дела, прожив вырученные деньги, Кольцов возвращается в Воронеж к разъяренному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывает у отца упреки «грамотею» и «писаке». Начинаются ссоры. В семейный конфликт втягивается некогда близкая поэту, любимая им сестра Анисья. Драму довершает скоропостижная чахотка, которая сводит Кольцова в могилу 29 октября 1842 года, тридцати трех лет от роду.

В 1846 году выходит в свет подготовленное Белинским первое посмертное издание стихотворений Кольцова. Поэт вырос среди степей и мужиков. Он не для фразы, не для красного словца, не воображением, не мечтою, а душою, сердцем, кровью любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях.

Песням Кольцова нельзя подобрать какой-нибудь «прототип» среди известных фольклорных текстов. Он сам творил песни в народном духе, овладев им настолько, что в его поэзии создается мир народной песни, сохраняющий все признаки фольклорного искусства, но уже и поднимающийся в область собственно литературного творчества. В «русских песнях» поэта ощущается общенациональная основа.

Кольцов поэтизирует праздничные стороны трудовой жизни крестьянина, которые не только скрашивают и наделяют смыслом тяжелый его труд, но и придают особую силу, стойкость и выносливость, охраняют его душу от разрушительных воздействий окружающей реальности.

Поэтическое восприятие природы и человека у Кольцова настолько целостно и так слито с народным миросозерцанием, что снимается типичная в литературной поэзии условность эпитетов, сравнений, уподоблений. Поэт не стилизует свои «русские песни» под фольклор, а творит поэзию в духе народной песни, оживляет и воскрешает, творчески развертывает застывшие в фольклоре традиционные образы.

В «Тоске по воле» образ «сокола» теряет обычную в фольклоре аллегорическую условность, а превращается в целостный образ «человека-птицы»:

А теперь, как крылья быстрые

Судьба злая мне подрезала

И друзья мои товарищи

Одного меня все кинули…

Гой ты, сила пододонная!

От тебя я службы требую –

Дай мне волю, волю прежнюю!

А душой тебе я кланяюсь…

Герой Кольцова знает горе и неудачу, но относится к ним без уныния. Хотя это горе у него из тех, что “годами качает”, оно не повергает кольцовского молодца в смирение, а толкает к поиску разумного и смелого выхода:

Чтоб порой пред бедой

За себя постоять,

Под грозой роковой

Назад шагу не дать.

Современники видели в лирике поэта что-то пророческое. Поэзия Кольцова оказала большое влияние на русскую литературу. Под обаянием его «свежей», «ненадломленной» песни находился в 1850-е годы А. А. Фет; демократические народно-крестьянские и религиозные мотивы его развивали в своем творчестве Некрасов и поэты его школы; Г. И. Успенский вдохновлялся поэзией Кольцова, работая над очерками «Крестьянин и крестьянский труд» и «Власть земли».

Белинский считал, что «русские звуки поэзии Кольцова должны породить много новых мотивов национальной русской музыки». Так оно и случилось: русскими песнями и романсами поэта вдохновлялись А. С. Даргомыжский и Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский и М. А. Балакирев.

Урок литературы:”Экскурсия по вехам жизни и творчества А.В.Кольцов”
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Урок литературы, обобщение пройденного по биографии и творчеству творчеству А.В.Кольцова

Скачать:

Название: Кольцов А.В.
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение Добавлен 00:27:08 04 апреля 2007 Похожие работы
Просмотров: 529 Комментариев: 17 Оценило: 7 человек Средний балл: 4.4 Оценка: 4 Скачать
ВложениеРазмер
Урок литературы: “Экскурсия по вехам жизни и творчества А.В.Кольцова ”66.5 КБ
Урок русского языка в 7 классе с использованием ИКТ. Тема: Употребление наречий.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экскурсия по вехам жизни и творчества А.В.Кольцова Цели: Закрепить знания учащихся о жизни и творческом пути А.В.Кольцова. Подробно рассмотреть эпоху, в которой жил и творил русский поэт. Показать значение наследия Кольцова в истории русской литературы. Выразительное чтение стихотворений и исполнение песен; подробный анализ лирики Кольцова. Развитее мировоззрения учащихся, творческого мышления, воображения, умения, на основе прочитанного воссоздавать устные картины происходящего. Воспитание любви к окружающему, заботливое отношение друг к другу, учиться видеть прекрасное в окружающем тебя мире, почувствовать эстетическое воздействие природы на человека.

Теория литературы: стихотворение, песня, критики.

Оборудование: русские народные композиции. Плетень, подсолнухи, стол, скамейка, возле которой разбросано сено, в углу стоят грабли, вилы. Русские народные костюмы. Каравай, диск с записью «Воспоминания А.В. Кольцова». Фотографии А.В.Кольцова, его друзей, критиков, мест жизни и «творческих взлетов».

Литература к уроку: Тонков В. « А.В.Кольцов. Жизнь и творчество», Бунаков « Кольцов как человек и как поэт», Тонков В. «Кольцов и фольклор»

Дополнительная литература для учащихся: А.В.Кольцов «Стихи и песни», Н.Скатов «Кольцов», В.Г.Белинский «Стихи Кольцова», Н.Некрасов «Кольцов и народная лирика»

Учитель русского языка и литературы Топчиева Ирина Викторовна

МКОУ Митрофановской сош Кантемировского района Воронежской области

Звучит русская народная композиция. В классе оформлена экспозиция: плетень, подсолнухи, стол, скамейки, возле которых разбросано сено. В одном углу стоят грабли, вилы, в другом – два ведра с водой, коромысло. Ученица в русском народном костюме с караваем в руках запевает песню на слова А.В.Кольцова «Кольцо». Все ребята в классе поделены на две группы, которые сидят на скамейках полукругом. Девушка, исполняющая песню, подходит и кланяется каждой группе, дружелюбно приветствуя её.

2.Вступительное слово учителя: ( обращение к портретам и иллюстрациям Кольцова) Двести лет тому назад 3 октября 1809 году в старинном русском городе Воронеже родился маленький мальчик Алеша. Лишенный благоприятных условий для своего духовного развития, Кольцов почти не знал радостного и беззаботного детства. Уже с малых лет он должен был приучаться к прасольной деятельности с её грубостью и мелким плутовством. Несмотря на то, что Алексей хорошо учился, отец не дал ему закончить Воронежскую губернию, считая, что полученные сыном знания вполне достаточны для помощи в домашних и торговых делах.

Таким образом, воздействие мещанства А.В.Кольцов стал испытывать уже в свои детские годы. Безотрадной была и юность поэта, впоследствии он вспоминал о своих молодых годах…

3.Работа с текстом.

Первая группа выразительно читает отрывок из стихотворения «Расчет с жизнью»

В душе страсти огонь Моя юность цвела. Разгорался не раз, Под туманом густым,- Но в бесплодной тоске. И что ждало меня, Он сгорел и погас. Я не видел за ним.

Вторая группа (выступление подготовленных учащихся)

1-й ученик: В самом деле, жизнь Кольцова была уже на первых порах очень тяжела. Прозаический мир прасольской деятельности не мог заглушить духовных запросов и интересов поэта. Как в самом Воронеже, так и в своих постоянных поездках он тесно соприкасался с жизнью народа, он постоянно общался с крепостными крестьянами, рабочими, ремесленниками. И эта тесная связь с народом во многом определила характер творчества поэта. Именно здесь, в среде простых русских людей, у Кольцова складывается глубокое понимание народной жизни, уважение к человеку труда.

2-й ученик : Уже в ранние годы у Кольцова обнаруживается та повышенная восприимчивость к песням, музыке, которая скажется не только на содержании, но и на образной и звуковой стороне его произведений. О песнях, подслушанных в народе, он писал:

И как те песни сердцу милы, Как выразительны, унылы, Протяжны, звучны и полны Преданьями родной страны.

Учитель: А как же А.В.Кольцов относился к окружающим природным явлениям?

4. Прослушивание звукозаписи. ( Слушают звукозапись «Воспоминания Кольцова»)

Рано почувствовал Кольцов обаяние родной природы. В этом отношении большой интерес представляет признание самого поэта. Кольцов: «Я ночевал с гуртом отца в степи, ночь была темная – претемная и такая тишина, что слышался шелест травы, небо надо мною было также темное, высокое, с яркими, мигающими звездами. Мне не спалось, я лежал и смотрел в волшебное небо. Вдруг у меня в голове стали слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные без связи рифмы, а тут приняли определенную форму…»

Тонкое ощущение родной природы, любовь к ней поэт действительно вынес из своих поездок по степи. Это раздолье вызвало в душе юного поэта страстное желание воли. Живое общение с народом, раннее знакомство с народным творчеством, близость к родной природе помогли Кольцову укрепить вкус ко всему здоровому, реальному, развивать дар острой и проницательной наблюдательности, почувствовать в себе поэта.

Первая группа: обратимся к 1825 – 1830 годам, это ранние годы творчества Кольцова, критики о них говорят, как о периоде ученичества, заимствования и искания собственных путей.

1-й ученик : В этот период поэт работает над столь излюбленными элегическими стихотворениями, любовными и дружескими посланиями, стансами, акростихами, эпиграммами. И, несомненно, основной темой его произведений становится тема любви, любви преимущественно несчастной, проявляющейся в «тоске», «сердечных страданиях».

Выразительное чтение учеником стихотворения «Урожай »

2-й ученик: В этот период творческой деятельности поэта большой отпечаток накладывает дружба с Д.А.Кашкиным, книжная лавка которого в Воронеже превратилась в центр просвещения: здесь собирались местные актеры, учителя, писатели и поэты. Знакомство с «видными» людьми значительно повлияло на судьбу Кольцова: В.И. Сухачев опубликовал первые стихотворения поэта «Сквозь черные тучи сияла…», « Приди ко мне…», «Мщение», «Разуверение». Благодаря посещению книжной лавки Кашина у Алексея Васильевича углубляется интерес к сочинениям Рылеева, Веневитинова, Вяземского и самое главное – знакомство и духовное обогащение Пушкинским творчеством, которое оказало непосредственное влияние на формирование эстетических взглядов поэта. Знакомство с творческим наследием Пушкина не только обогатило Кольцова темами, мыслями и образами, но и в то же время помогло ему более серьезно и самостоятельно работать над языком, над поэтическим стилем своих произведений. Знакомство с А.С.Пушкиным оставило большой творческий след в поэзии Кольцова. Ведь сам гений ценил и проявлял большой интерес к провинциальному поэту.

Учитель: нельзя не упомянуть о том, какую известную роль в формировании общественных литературных взглядов Кольцова сыграли и местные литературные кружки, где и происходило знакомство, обмен опытом с великими людьми того времени.

3-й ученик : Имя Серебрянского должно войти в круг тех лиц, общение с которыми было плодотворным. А.П.Серебрянский и его кружок способствовали ознакомлению Кольцова с рядом философских работ и философской терминологией. Наряду с этим у поэта проявляется жадное искание истины, та пытливость ума, о которой позднее скажут критик Белинский, Станкевич, Панаев.

4-й ученик: Творчество 1829-1830 годов является свидетельством несомненного художественного роста поэта.

Учитель: Осваивая народный размер русских песен, Кольцов дает образцы новой, только ему принадлежащей стихотворной формы. Совсем иное мы видим в песнях Кольцова, в которых он стремится к художественно правдивому, без идеализации и условности, изображению, простоте и ясности выражения чувств и мыслей.

( Звучит песня « Соловей мой, соловей» в исполнении ученицы)

Вторая группа: Кольцов старается быть понятым простым людом, для этого он отбирает в разговорной речи крестьян самое типичное, что помогает ему ярче выражать чувства и мысли народа, упорно добиваясь подлинно народного звучания и певучести речи.

1-й ученик: 1831- 1836г. Были для Кольцова годами дальнейшего идейно – художественного роста, стремительного культурного развития. Благодаря дружбе Алексея Васильевича с Н.В.Станкевичем поэт получает признание в московском журнале «Листок», где он опубликовал свои стихотворения «Послание К***», «Вздох на могиле Веневитинова», « Послание к А-ой». Эти стихотворения возникли неслучайно: с каждым человеком когда – нибудь случается волшебство – он влюбляется, становится пленником своих чувств, эмоций. Кольцов сначала увлекся купеческой дочерью Елизаветой Огарковой, позднее влюбленность переходит на её сестру… и все это выливается в прекрасных строках стихотворений « К ней», «Послание Е.Г.О.».

Ну а настоящей, долгой и волнующей любовью и привязанностью сам поэт считает никого иного, как крепостную Дуняшу, прислугу, девушку из народа. Дуняша располагала на « низком» уровне и рождает поэзию внешне, так сказать, «низкую», «народную» то есть песню, а именно «Если встречусь с тобой»

5. Исполнение песни Кольцова Учениками. ( звучит запись песни «Если встречусь с тобой»)

2-й ученик : Сблизившись с Белинским, Кольцов всегда отмечал силу удивительных дружеских отношений и влияния, произведенного на него великим критиком. Он говорил: (включается запись ) «Да, благодарю вас Виссарион Григорьевич, вы для меня много сделали, слишком много!»

В этот период заметно развиваются и укрепляются реалистические тенденции в поэзии Кольцова, проявляются свойственное зрелому поэту умение изображать простых людей, он воспел труд как силу, подымающую, воспитывающую человека. И сразу же определилась оригинальность, самобытность, которые стали присущи лучшим произведениям Кольцова. Достижения поэта были именно в том, что вот такими, казалось бы, самыми обычными словами ему удалось нарисовать картину сельской природы в гармоничном сочетании с человеческим трудом, с лучшими чувствами простых русских людей.

6.Выразительное чтение учителем стихотворения « Ах вы, ноченьки, мои ноченьки »

Первая группа: А.Кольцов в 40-е годы разрабатывает одну из излюбленных тем народных песен, тему вольнолюбивого «удальца», получившую большое развитие в последующем творчестве поэта. И песня «Удалец» была на устах у многих людей, популярность её была безмерна.

( Звучит песня « Удалец » в исполнении ученицы)

1-й ученик: Благодаря помощи и поддержке друга и справедливого критика В.Г. Белинского А.В.Кольцов, несмотря ни на какие жизненные неурядицы писал, творил для блага народа. В личных беседах и письмах поэт доверяет ему свои самые задушевные мечты, радости и страдания. Кольцов глубоко воспринимал каждое слово своего друга – учителя. В свою очередь и Белинский с исключительным вниманием относился к каждому стиху столь любимого им поэта – друга.

2-й ученик: Изучая идейно – бытовое окружение Кольцова, следует указать и на те устойчивые дружеские связи, какие укрепились у него в эти годы в Воронеже и Воронежском крае с рядом культурных и образованных людей, как Д.В.Веневитиновым, А.Н Чертковым, И.А.Малышевым. Именно в Воронеже поэт знакомится и очень ценит дружбу с В.А.Жуковским.

3-й ученик: Живой, яркий, меткий и сочный язык родного народа – вот главный источник поэтической речи Кольцова.

Учитель: А какое значение наследия А.В.Кольцова В истории русской литературы?

7. Работа критиков: (группа ребят)

1-й. Кольцовские традиции, которые никоем образом не могут быть отделены от традиции передовой русской литературы первой половины прошлого столетия, сказались, прежде всего, в возросшем интересе многих русских писателей к жизни трудового народа, в усилившемся обращении их к народному поэтическому творчеству.

2-й . Благотворное воздействие творческих достижений поэта на русскую литературу было отмечено многими передовыми литераторами и критиками. Реалистические тенденции кольцовского творчества с особым вниманием были восприняты Н.А.Некрасовым – оба поэта были тесно связаны с трудовым народом, хотели раскрыть богатое духовное содержание простого русского человека. Некрасов продолжил развитие в новых исторических условиях ведущие темы кольцовской поэзии – темы труда и быта русского крестьянина.

3-й. Кольцовская традиция позже хорошо ощущается в творчестве И.С.Никитина, И.З.Сурикова, С.Д.Дрожжина, Л.Т.Трефолева, С.А.Есенина и многих других.

4-й. А.В. Кольцов написал ещё бы еще больше, но болезнь вопреки большой жажде жизни с каждым днем подтачивала здоровье.

1842год был последним годом жизни поэта, встречая его, он писал:

Тяжелый год, тебя уж нет, а я еще живу, И новый, тихо, без друзей, один встречаю, Один в его заманчивую тьму. Свои я взоры потопляю, Что в ней таится для меня? Ужели новые страданья? Ужель, безвременно, из мира выйду я, Не совершив и задушевного желания?

Предчувствие Кольцова не обмануло его. Песни «Что он ходит за мной…» и «Нынче ночью к себе…» были последними его песнями.

Кольцов умер 29 октября 1842 года, в возрасте 33 лет, от чахотки.

Первая группа: Кольцов дорог русской поэзии активным утверждением красоты народного трудового начала, жизненностью и типичностью созданных им образов, художественной выразительностью, песенностью, музыкальностью своего стиха.

Вторая группа: В творчестве А.В.Кольцова привлекает и другая сильная сторона – его поэтическое своеобразие или, другими словами, его художественная индивидуальность, которая так высоко была оценена Белинским.

Учитель: Без преувеличения можно сказать, что простота, точность, ясность сочного языка кольцовских произведений, необычайная сжатость, общедоступность их художественной формы до сих пор остается для многих поэтов образцом творческой работы над стихом.

Первая группа: Историческое значение художественного наследия Кольцова определяется, прежде всего, его тесной связью с жизнью народа. Белинский говорил: «Кольцов душою и сердцем, кровью любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина».

Источником поэтической силы Кольцова была именно народная жизнь, поступательное развитие которой он сумел глубоко раскрыть в своих стихотворениях и песнях. Сосредотачиваясь на внутреннем мире простого русского человека, поэт смог показать его жизнедеятельность, его душевный размах, его стремление к лучшему будущему.

Вторая группа: Идейный и художественный рост Кольцова был теснейшим образом связан с развитием передовой русской литературы и, в частности, с выдающимися успехами реалистического искусства.

Вершиной творческих достижений А.В.Кольцова явились его песни, ставшие в полном смысле слова народными песнями. В них поэт – песенник смог воссоздать правдивые картины народного труда и быта, возвеличить духовную красоту придавленного крепостническим гнетом крестьянина.

8. Подведение итогов.

Заключительное слово учителя (на фоне песни « Хуторок») Замечательное новаторство мы видим в метрике и ритмике Кольцова. Широко применяемые им пятисложник и трехстопный ямб с дактилическими окончаниями придали его стихам особое звучание, своеобразие, оригинальность.

Сближение стихов Кольцова с ритмическим складом народной песни во многом обогатило возможности русского стихосложения.

Творчество А.В.Кольцова сохранило огромную силу своего художественного воздействия и в наши дни. Оно получило поистине высшее признание – признание народа.

Сегодня мы с вами совершили небольшое путешествие по вехам жизни и творчества А.В.Кольцова. И мне кажется, что после увиденного и услышанного на уроке никто из вас не останется равнодушным к творческому наследию великого гениального, не просто русского поэта, а поэта – песенника Воронежской земли; вам больше захочется узнать и прочитать стихотворений и песен и такая возможность у вас будет.

9. Домашнее задание. Выставление оценок. На следующий урок литературы мы проведем урок – концерт по творческому наследию А.В. Кольцова, приготовьте, пожалуйста, понравившиеся стихотворения и песни. Спасибо вам за урок. Молодцы!

Читайте также:  Живая поэзия Николая Клюева: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×