«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума» — Сочинение по произведению А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Великий русский писатель А. С. Пушкин говорил, что цель комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» — изображение характеров и нравов. И действительно, в этом произведении читатель может увидеть целую галерею лиц и «человеческих типов». У каждого персонажа свой нрав, но почти у всех одинаковые цели — богатство, чин, положение в обществе. И хотя комедия была написана почти двести лет назад, она осталась актуальной и по сей день, «живы» до сих пор и ее герои. Ведь люди, для которых самое важное — деньги и почет, всегда существовали и будут существовать. Определенным «человеческим типом» является Молчалин — представитель фамусовского общества.

Принцип его жизни — «угождать всем людям без изъятья». Таким способом можно продвинуться по служебной лестнице, заслужить уважение. Также, по его мнению, хорошее средство для достижения высокого положения в свете — это выгодный брак.

Именно поэтому он «влюблен» в Софью «в угодность дочери такого человека», как Фамусов, который «кормит и поит, а иногда и чином подарит». Молчалин лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по его собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного». Отношения с Софьей целиком определяются жизненной позицией Молчалина: с подобострастием он держится со всеми без исключения людьми, не зря своими талантами он называет «умеренность и аккуратность».

Он хорошо знает требования московского дворянства («ведь нынче любят бессловесных») и добился того, что становится «нужным» человеком, правой рукой Фамусова. Молчалин — хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный, его представление о счастье связано только с удачной карьерой, богатством, а во имя своей выгоды он продаст кого угодно. Ярким характером обладает и Фамусов — хозяин дома, в котором происходит действие, один из почтенных московских дворян. Для него служебный вопрос — самый важный. Истинная цель службы, полагает он, — достигнуть высокой ступени.

Фамусов с одобрением относится только к тем людям, которым удается сделать карьеру, например к Скалозубу («Не нынче завтра генерал»), или к тем, кто, как Молчалин, стремится к этому. Фамусов не видит порока в пренебрежении служебными обязанностями: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Даже злоупотребление служебным положением он возводит в правило: Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку!

Павел Афанасьевич Фамусов хочет выдать свою дочь Софью за Скалозуба, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Жених оценивается по его материальному и социальному положению: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых — Тот и жених! «Опомнитесь, вы старики!» — а про себя герой говорит, что «монашеским известен поведеньем». Помимо основных персонажей (Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий) в комедии есть множество второстепенных персонажей, таких как Хлестова, Загорецкий, Репетилов.

Каждый из них выступает в своем комическом амплуа. Например, Хлестова — колоритный типаж: это властная барыня-крепостница Екатерининской эпохи. Она от скуки возит с собой «арапку-девку да собачку», любит, когда ей угождают, поэтому благосклонно относится к Молчалину. Хлестова, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию: И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев… Хлестова, казалось бы, не вносит ничего нового в развитие сюжета, но на самом деле этот персонаж важен для понимания читателями характеров героев комедии.

Так же как и Хлестова, Загорецкий является второстепенным персонажем, но он имеет в произведении немаловажное значение, ведь отношение к этому герою характеризует нравы фамусовского общества. Все презирают Загорецкого, не стесняясь бранить его в лицо. Хлестова, например, о нем говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Но тем не менее его везде принимают, потому что он умеет услужить.

Репетилов, как Загорецкий и Хлестова, не изменяет ход действия пьесы, но он представляет еще один «человеческий тип». Репетилов — нелепый человек. Такой вывод читатель может сделать уже из сцены его появления: он приезжает к концу бала, вбегает и тут же падает. Он с одинаковым радушием встречает Чацкого и Скалозуба, и читателю становится ясно, что Репетилову просто безразлично, с кем любезничать, кому что-либо рассказывать. Он человек пустой, ничтожный, но в то же время у него есть положительные качества, такие, как искренность, увлеченность. Характеризуя себя, он говорит, что очень изменился, так как раньше «людьми пустыми дорожил», «об детях забывал», «обманывал жену».

Он вел жизнь обычного гуляки, а теперь он, по его мнению, «с умнейшими» знается людьми, так как стал членом Английского клуба. На самом деле он просто занялся другим пустым занятием. «Человеческими типами» являются и внесценические персонажи — герои, о которых упоминается в комедии, но которые не принимают участия в действии. Они играют важную роль в развитии сюжета, помогают автору сатирически изобразить картину общества. Условно все внесценические персонажи делятся на три типа.

Первый — герои, которые разделяют позицию фамусовского общества. А. С. Грибоедов вводит их для того, чтобы показать, что такие люди, как Молчалин и Фамусов, для которых богатство, чин — главная цель жизни, есть не только в Москве, но и в других городах России. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который сумел угодить императрице, «был высочайшею пожалован улыбкой» и чин получил не за деловые качества, а за то, что вовремя умел «подслужиться». Или, например, расписывая свои дела на неделю, Фамусов вспоминает о Кузьме Петровиче, к которому он «зван на погребенье».

Фамусов говорит, что тот был «богат и на богатой был женат», «С ключом, и сыну ключ умел доставить». Фамусов им восхищается: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Множество других персонажей, о которых упоминается в комедии, по своим убеждениям также относятся к миру фамусовской Москвы.

Например, Чацкий перечисляет завсегдатаев балов, тем самым А. С. Грибоедов подчеркивает, что общество составляют не личности, а человеческие типы («тот черномазенький на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «а тот чахоточный»). Второй тип людей составляют герои, вселяющие надежду на то, что в этом мире еще может что-то измениться. Они отличаются от фамусовского общества своими взглядами и целями в жизни, они поступают ему наперекор. Благодаря им появляются свежие идеи, новые веяния.

К таким персонажам относится мать Чацкого. Фамусов про нее говорит: «Покойница с ума сходила восемь раз». Из этих слов становится понятно, что мать Чацкого была не похожа на всех остальных. Или, например, племянник княгини Тугоуховской князь Федор. Он учился в Петербурге в Педагогическом институте, а теперь «от женщин бегает», «чинов е хочет знать». По мнению фамусовского общества, «ученость» — вот причина столь непонятного поведения.

Что-то изменить в своей жизни пытается еще один герой — двоюродный брат Скалозуба: Но крепко набрался каких-то новых правил. Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. По мнению фамусовского общества, променять службу на чтение книг — неблагоразумный поступок. Благодаря таким персонажам, как князь Федор, мать Чацкого, двоюродный брат Скалозуба, Грибоедов показывает, что есть еще люди, видящие несовершенство мира и пытающиеся его изменить.

Третий тип людей представляет московская молодежь, о которой рассказывает Репетилов. Рассказывая о «тайном обществе», автор создает более полную картину города, так как оно характеризует общественную жизнь Москвы, ведь в то время большинство молодых людей входило в различные кружки, в которых обсуждались проблемы России. Репетилов как раз рассказывает о тех, кто входит в одну из таких организаций, которая собирается в Английском клубе.

Например, он говорит о князе Григории: «Чудак единственный! Нас со смеху морит!» Князь Григорий — «век с англичанами, вся английская складка», но при этом он рассуждает о проблемах России! Возникает ситуация абсурда.

Репетилов рассказывает о Воркулове Евдокиме, как хорошо он поет во время их встреч; о двух братьях — Левоне и Бориньке («об них не знаешь, что сказать») — и об Удушьеве Ипполите Маркелыче, который, по мнению Репетилова, — гений, так как он пишет «обо всем», в журналах можно отыскать «его отрывок, взгляд и нечто». Также Репетилов говорит о человеке, которого не называет по имени, так как думает, что его должна знать вся Москва: Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом, И крепко на руку нечист. И этот человек является самым почитаемым среди своих «соратников». Из всего сказанного Репетиловым становится понятно, что этот «секретнейший союз» — просто сборище молодежи, а все новое, что несут характеризуемые герои, заключается в одной фразе: «Шумим, братец, шумим…

» Все то, что они обсуждают и чем занимаются на своих собраниях, не имеет никакого отношения к судьбам России. А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» показал множество лиц и характеров. Все они — «человеческие типы». Безнравственность тех идеалов, которым поклоняются герои комедии: богатство, положение в обществе, чин, — напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы.

Молчалины, фамусовы, репетиловы, загорецкие будут жить до тех пор, пока не исчезнут такие понятия, как карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока основными ценностями будут нажива, жизнь за счет других, пока будут находиться охотники угождать и прислуживаться.

««Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»»

Великий русский писатель А.С. Пушкин говорил, что цель комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — изображение характеров и нравов. И действительно, в этом произведении читатель может увидеть целую галерею лиц и «человеческих типов». У каждого персонажа свой нрав, но почти у всех одинаковые цели — богатство, чин, положение в обществе. И хотя комедия была написана почти двести лет назад, она осталась актуальной и по сей день, «живы» до сих пор и ее герои. Ведь люди, для которых самое важное — деньги и почет, всегда существовали и будут существовать. Определенным «человеческим типом» является Молчалин — представитель фамусовского общества. Принцип его жизни — «угождать всем людям без изъятья». Таким способом можно продвинуться по служебной лестнице, заслужить уважение. Также, по его мнению, хорошее средство для достижения высокого положения в свете — это выгодный брак. Именно поэтому он «влюблен» в Софью «в угодность дочери такого человека», как Фамусов, который «кормит и поит, а иногда и чином подарит». Молчалин лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по его собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного».

Читайте также:  Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Отношения с Софьей целиком определяются жизненной позицией Молчалина: с подобострастием он держится со всеми без исключения людьми, не зря своими талантами он называет «умеренность и аккуратность». Он хорошо знает требования московского дворянства («ведь нынче любят бессловесных») и добился того, что становится «нужным» человеком, правой рукой Фамусова. Молчалин — хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный, его представление о счастье связано только с удачной карьерой, богатством, а во имя своей выгоды он продаст кого угодно. Ярким характером обладает и Фамусов — хозяин дома, в котором происходит действие, один из почтенных московских дворян. Для него служебный вопрос — самый важный. Истинная цель службы, полагает он, — достигнуть высокой ступени. Фамусов с одобрением относится только к тем людям, которым удается сделать карьеру, например к Скалозубу («Не нынче завтра генерал»), или к тем, кто, как Молчалин, стремится к этому. Фамусов не видит порока в пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Даже злоупотребление служебным положением он возводит в правило:
Как станешь представлять к крестишку ли,к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Павел Афанасьевич Фамусов хочет выдать свою дочь Софью за Скалозуба, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы».
Жених оценивается по его материальному и социальному положению:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених!
«Опомнитесь, вы старики!» — а про себя герой говорит, что «монашеским известен поведеньем». Помимо основных персонажей (Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий) в комедии есть множество второстепенных персонажей, таких как Хлестова, Загорецкий, Репетилов. Каждый из них выступает в своем комическом амплуа. Например, Хлестова — колоритный типаж: это властная барыня-крепостница Екатерининской эпохи. Она от скуки возит с собой «арапку-девку да собачку», любит, когда ей угождают, поэтому благосклонно относится к Молчалину. Хлестова, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию: И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев. Хлестова, казалось бы, не вносит ничего нового в развитие сюжета, но на самом деле этот персонаж важен для понимания читателями характеров героев комедии. Так же как и Хлестова, Загорецкий является второстепенным персонажем, но он имеет в произведении немаловажное значение, ведь отношение к этому герою характеризует нравы фамусовского общества. Все презирают Загорецкого, не стесняясь бранить его в лицо. Хлестова, например, о нем говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Но тем не менее его везде принимают, потому что он умеет услужить.

Репетилов, как Загорецкий и Хлестова, не изменяет ход действия пьесы, но он представляет еще один «человеческий тип». Репетилов — нелепый человек. Такой вывод читатель может сделать уже из сцены его появления: он приезжает к концу бала, вбегает и тут же падает. Он с одинаковым радушием встречает Чацкого и Скалозуба, и читателю становится ясно, что Репетилову просто безразлично, с кем любезничать, кому что-либо рассказывать. Он человек пустой, ничтожный, но в то же время у него есть положительные качества, такие, как искренность, увлеченность. Характеризуя себя, он говорит, что очень изменился, так как раньше «людьми пустыми дорожил», «об детях забывал», «обманывал жену». Он вел жизнь обычного гуляки, а теперь он, по его мнению, «с умнейшими» знается людьми, так как стал членом Английского клуба. На самом деле он просто занялся другим пустым занятием. «Человеческими типами» являются и внесценические персонажи — герои, о которых упоминается в комедии, но которые не принимают участия в действии. Они играют важную роль в развитии сюжета, помогают автору сатирически изобразить картину общества. Условно все внесценические персонажи делятся на три типа. Первый — герои, которые разделяют позицию фамусовского общества. А.С. Грибоедов вводит их для того, чтобы показать, что такие люди, как Молчалин и Фамусов, для которых богатство, чин — главная цель жизни, есть не только в Москве, но и в других городах России. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который сумел угодить императрице, «был высочайшею пожалован улыбкой» и чин получил не за деловые качества, а за то, что вовремя умел «подслужиться». Или, например, расписывая свои дела на неделю, Фамусов вспоминает о Кузьме Петровиче, к которому он «зван на погребенье». Фамусов говорит, что тот был «богат и на богатой был женат», «С ключом, и сыну ключ умел доставить». Фамусов им восхищается: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Множество других персонажей, о которых упоминается в комедии, по своим убеждениям также относятся к миру фамусовской Москвы. Например, Чацкий перечисляет завсегдатаев балов, тем самым А.С. Грибоедов подчеркивает, что общество составляют не личности, а человеческие типы («тот черномазенький на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «а тот чахоточный»).

Второй тип людей составляют герои, вселяющие надежду на то, что в этом мире еще может что-то измениться. Они отличаются от фамусовского общества своими взглядами и целями в жизни, они поступают ему наперекор. Благодаря им появляются свежие идеи, новые веяния. К таким персонажам относится мать Чацкого. Фамусов про нее говорит: «Покойница с ума сходила восемь раз». Из этих слов становится понятно, что мать Чацкого была не похожа на всех остальных. Или, например, племянник княгини Тугоуховской князь Федор. Он учился в Петербурге в Педагогическом институте, а теперь «от женщин бегает», «чинов е хочет знать». По мнению фамусовского общества, «ученость» — вот причина столь непонятного поведения. Что-то изменить в своей жизни пытается еще один герой — двоюродный брат Скалозуба:
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.

По мнению фамусовского общества, променять службу на чтение книг — неблагоразумный поступок. Благодаря таким персонажам, как князь Федор, мать Чацкого, двоюродный брат Скалозуба, Грибоедов показывает, что есть еще люди, видящие несовершенство мира и пытающиеся его изменить. Третий тип людей представляет московская молодежь, о которой рассказывает Репетилов. Рассказывая о «тайном обществе», автор создает более полную картину города, так как оно характеризует общественную жизнь Москвы, ведь в то время большинство молодых людей входило в различные кружки, в которых обсуждались проблемы России. Репетилов как раз рассказывает о тех, кто входит в одну из таких организаций, которая собирается в Английском клубе. Например, он говорит о князе Григории: «Чудак единственный! Нас со смеху морит!» Князь Григорий — «век с англичанами, вся английская складка», но при этом он рассуждает о проблемах России! Возникает ситуация абсурда. Репетилов рассказывает о Воркулове Евдокиме, как хорошо он поет во время их встреч; о двух братьях — Левоне и Бориньке («об них не знаешь, что сказать») — и об Удушьеве Ипполите Маркелыче, который, по мнению Репетилова, — гений, так как он пишет «обо всем», в журналах можно отыскать «его отрывок, взгляд и нечто». Также Репетилов говорит о человеке, которого не называет по имени, так как думает, что его должна знать вся Москва:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

И этот человек является самым почитаемым среди своих «соратников». Из всего сказанного Репетиловым становится понятно, что этот «секретнейший союз» — просто сборище молодежи, а все новое, что несут характеризуемые герои, заключается в одной фразе: «Шумим, братец, шумим. » Все то, что они обсуждают и чем занимаются на своих собраниях, не имеет никакого отношения к судьбам России. А.С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» показал множество лиц и характеров. Все они — «человеческие типы». Безнравственность тех идеалов, которым поклоняются герои комедии: богатство, положение в обществе, чин, — напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы. Молчалины, фамусовы, репетиловы, загорецкие будут жить до тех пор, пока не исчезнут такие понятия, как карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока основными ценностями будут нажива, жизнь за счет других, пока будут находиться охотники угождать и прислуживаться.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Читайте также:  Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Сочинение: Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов “Горе от ума”)

Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов “Горе от ума”)

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие – тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме “кривого зеркала”. К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип “московской барышни”. Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:

3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!

4-я. Ах! да, барежевый!

Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и “стрекочущие” княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно – и мы видим героиню уже в несколько ином свете.

В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме “э-хм”, “а-хм” и “у-хм” не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен. В нем доведены до абсурда, до нелепости черты “мужа-мальчика, мужа-слуги”, составляющие “высокий идеал московских всех мужей”. Князь Тугоуховский – вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть “перемывать косточки”, ханжество, лицемерие. Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.

Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив “высшего света”. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в Английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А. С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н. В. Гурова “Тот черномазенький. ” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”)”. Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого “проходного” внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая он фигура для литературоведения? Оказывается – не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (в идеале – зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: “узнавал по портрету”. И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много. Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в художественном отношении.

Проблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого – меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный “герой времени”. И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова – П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия “Чацкий”, несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах “Горя от ума” Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: “Чадский”. Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним “а”: “Чадаев”. Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении “С морского берега Тавриды. “: “Чадаев, помнишь ли былое. “

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: “Философические письма”. Взгляды, идеи, суждения – словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора “Философических писем” постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. – М.-1994

«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

Читайте также:  Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Второстепенные герои – Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие – тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные “приметы времени” или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме “кривого зеркала”. К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип “московской барышни”. Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:

3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!

4-я. Ах! да, барежевый!

Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и “стрекочущие” княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно – и мы видим героиню уже в несколько ином свете.

В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме “э-хм”, “а-хм” и “у-хм” не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен. В нем доведены до абсурда, до нелепости черты “мужа-мальчика, мужа-слуги”, составляющие “высокий идеал московских всех мужей”. Князь Тугоуховский – вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть “перемывать косточки”, ханжество, лицемерие. Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.

Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив “высшего света”. И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои “Горя от ума” не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто “шумит” в Английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей “узнавали по портрету” колоритную фигуру того времени: Федора Толстого – Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке “Горе от ума”, себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: “В картишках на руку нечист”. Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: “Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола”.

В сборнике научных трудов “А. С. Грибоедов. Материалы к биографии” помещена статья Н. В. Гурова “Тот черномазенький. ” (“Индийский князь” Визапур в комедии “Горе от ума”)”. Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и некоего “черномазенького”:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого “проходного” внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип “черномазенького”? Не слишком ли мелкая он фигура для литературоведения? Оказывается – не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания “Горя от ума”, безразлично, был ли “черномазенький” или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (в идеале – зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: “узнавал по портрету”. И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались “общие знакомые” – и довольно много. Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в художественном отношении.

Проблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого – меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный “герой времени”. И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова – П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия “Чацкий”, несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах “Горя от ума” Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: “Чадский”. Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним “а”: “Чадаев”. Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении “С морского берега Тавриды. “: “Чадаев, помнишь ли былое. “

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: “Философические письма”. Взгляды, идеи, суждения – словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора “Философических писем” постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. – М.-1994

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.gramma.ru

Теги: Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов “Горе от ума”) Реферат Литература

«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

План

1. История главного героя «Горя от ума»

2. Характеристика Чацкого:

а) внешность, манеры, образование;

б) отношение к Софье;

в) убеждения и мировоззрения

3. Роль Чацкого в пьесе А.Грибоедова.

«В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека» А.С.Грибоедов.

Когда пьеса «Горе от ума» вышла в свет, ее автор стал одним из известнейших писателей своего времени. Критика очень бурно обсуждала новое произведение. Но более всего интересовал всех главный герой – Александр Андреевич Чацкий. Именно ему и будет посвящено наше сочинение.

Смешон или страшен Молчалин

Сочинение «Смешон или страшен Молчалин?» – 9 класс

1.Актуальность пьесы А.Грибоедова «Горе от ума».

а) говорящая фамилия;

б) философия жизни;

в) черты характера.

3. Смешон или страшен Молчалин?

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана почти 200 лет назад. Но и сегодня она не потеряла своей актуальности. Человеческие типы, образы, характеры, описанные в пьесе, находят отражение в современном обществе.

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

Горе от ума сочинение рассуждение 9 класс

2.Основные действующие лица

3.Проблема комедии заявлена в самом названии

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху.

Достойна ли Софья любви Чацкого

Сочинение «Достойна ли Софья любви Чацкого?» 9 класс

1. Любовный треугольник в произведении А.С.Грибоедова «Горе от ума»

а) Софья и Молчалин;

б) Софья и Чацкий;

в) самообман Софьи.

3. Достойна ли Софья любви Чацкого?

В комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» особое место отведено взаимоотношениям героев, которые составляют любовный треугольник: Софьи, Молчалина и Чацкого. Софья по-настоящему влюблена в Молчалина, Чацкий благоволит Софье, а Молчалин притворяется влюбленным ради богатства. Почему события складываются именно так?

Бал в доме фамусова

Сочинение Бал в доме Фамусова 9 класс

1. Общая характеристика

2.Галерея бездушных образов

3.Сумасшествие главного героя

Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет.

Мое отношение к Молчалину

Мое отношение к Молчалину сочинение 9 класс

1. Общая характеристика Молчалина

2.Мотивы поведения Молчалина

Одним из центральных персонажей произведения «Горе от ума» Грибоедова, является А. С. Молчалин – личный секретарь Фамусова, проживающий в его доме. Они оба принадлежат к тому глупому бесчувственному миру, против которого ведет свою бесполезную борьбу Чацкий. Но даже среди всеобщего невежества Молчалин выделяется своими отрицательными личными качествами.

Чацкий победитель или побежденный

Чацкий победитель или побежденный сочинение рассуждение 9 класс

1.Общая характеристика Чацкого.

2.Победы и поражения Чацкого

Главный герой бессмертного произведения «Горе от ума» до сих пор остается загадочной фигурой. Грибоедов создал образ человека, воплощающего в себе лучшие качества: ум, честность и порядочность. Одним из главных достоинств Чацкого является его стремление открыто высказывать свои взгляды, что становится главной причиной конфликта в комедии.

Ссылка на основную публикацию
×
×