Анализ эпизода Бал по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)
Комедия «Горе от ума» – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким вечным проблемам, как столкновения интересов разных поколения, роль одного человека в обществе. Сколько ни говори, а эти вопросы всегда будут интересовать публику, ведь именно они являются особенной частью любого человека.
Все герои Грибоедова – это не просто вымышленные персонажи.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Их можно увидеть и среди нас. Разве не сталкивались Вы с тем, что молодежь совершенно не слушает старших и считает себя намного опытнее. Разве не приходилось Вам отстаивать свое мнение в толпе, которая так сильно пытается убить в Вас ту кроху отдельной личности. Вот и главный герой комедии стал примером человека, которого общество просто не смогло понять.
Бал у Фамусова – это очень важный и интересный эпизод. Именно в нем раскрыт вопрос о конфликте между личностью и обществом. В данном случае – это Чацкий и московское общество. Сам эпизод по праву можно назвать конечным итогом всей комедии.
За этот отрывок произведения главный герой умудряется перессориться с большей частью гостей и прославиться, как сумасшедший человек. Что же послужило причиной такого хода событий?
Во-первых, это обстоятельства, с которыми столкнулся Чацкий. О так сильно спешил к дочери хозяина бала, чтобы поделиться своими впечатлениями от дороги. Представьте, каким счастливым он был, когда бежал к этому желанному дому. И что он увидел? Его идеал, его сокровище больше ему не принадлежало. Девушка была активно увлечена Молчлиным, который являлся далеко не образцом порядочного человека. Чацкого даже поразил не сам факт измены, а выбор Софьи. Ведь он считал ее особенной, и уж никак не способной унизиться до такого, как Молчлинин. Ведь он даже не мог выразить свое мнение. А столь проблемную вещь пытался скрыть за своим положением. Да, наш герой в поездке явно отвык от всего этого московского общества. И теперь ему пришлось вновь окунуться в этот мир.
Второй момент, который так сильно задел Чацкого – это попытки Фамусова навязать свою дочь Скалозубу. В его устах было все: и лицемерие, и подобострастие, и чинопочитание. Все эти пороки, которые стали обычным делом для общества, просто не укладывались в голове героя.
Сам бал – это собрание типичных московских горожан. Кто-то приехал сюда, чтобы развеять скуку, кто-то – найти нужное знакомство, ну и, конечно, нельзя забывать про настойчивых родителей, которые активно пытались выдать своих дочерей за порядочных и богатых людей. Такой круг людей очень укоренился, так что редко можно найти среди этой толпы новое лицо. Особенностью таких собраний можно отметить свойственные только им правила, которые на самом деле представляют строгие законы, неисполнение которых может привести к плачевным последствиям. Именно поэтому Чацкий не мог стать частью этого организма. Ведь в нем было то, что не стояло на одном уровне с обществом – правда. Все люди активно обсуждали Чацкого, смеялись над ним. Но никто не пытался высмеять пороков друг друга, ведь за это можно распрощаться со своим «добрым» именем.
Первым на балу Чацкий встретил супругов Горичей. Платон был его давним другом, который после женитьбы стал настоящим «подкаблучником». И хоть наш герой и постоянно делал колкие и смешливые замечания по этому поводу, но все же сочувствовал своему товарищу.
Далее перед нами появляется семейство Тугоуховских. Первым делом они заинтересованы в том, женат ли Чацкий. И, конечно, были сильно разочарованы, когда узнали, что он не богат.
Еще одна вещь, которая сильно цепляла Чацкого, это желание общества посмеяться над людьми, которые не относятся к таким же чистоплотным, как они. Осуждая Загорецкого, они все равно постоянно пускают его в свои дома, чтобы позабавиться.
Чацкий изображает самого автора, который острой сатирой открывает настоящие лица московского общества. Исключением можно назвать только пару Горичей, где Грибоедов только усмехнулся с иронией.
Репетилов – тоже интересная личность. Он постоянно размышляет о новшествах или секретном собрании в Английском клубе. Казалось бы, что это идеальный вариант друга для Чацкого. Но не все так просто. Герой не так прост и сразу понял, что за всеми словами стоит только пустота.
Московское общество – собрание людей, которые уже плесенью покрылись от своих старческих привычек. Они не только не хотят перемен, но и слышать о них боятся. Для них Чацкий – это злейший враг, который может разрушить столь прочную систему. Именно поэтому слух о безумии Чацкого не вызвал ни у кого удивления. Все приняли его, как должное. Ведь если признать, что этот человек нормальный, то тогда следует вывод, что с ними что-то не так. Так что вывод один: Чацкий – безумец. Но и сам герой не стоит в стороне:
Из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним
И в нем рассудок уцелеет.
Именно такой приговор и дал Чацкий всему обществу. Но в чем суть финала? Кто вышел победителем? В этом и проблема. Победителя нет. И никогда не будет. Чацкий покинул Москву. В его сердце наплевали, его мысли отвергли. Больше не было надежды, что кто-то его поймет. А что же с обществом? Они так ничего и не поняли. Все подколки, сарказм, ирония пролетели мимо их ушей. В нашем мире такое сплошь и рядом. Если кто-то не может стать частью коллектива, то проще его просто исключить и выгнать.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id4856
Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
просмотреть сочинение | |||
Тип: Анализ эпизода |
А.С.Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но столь значительна роль его комедии в истории русской литературы, столь остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, столь блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора.
В своей комедии “Горе от ума” А.С.Грибоедов остро поставил ряд важнейших для его времени проблем: взаимоотношений дворян-помещиков и крепостного крестьянства, проблему службы в феодально-крепостнической России, просвещения и культуры, связи интеллигенции с народом, ложного и истинного патриотизма.
В своем произведении А.С.Грибоедов, во-первых, рисует картину идейного столкновения образованного, передового и свободолюбивого героя с окружающей его косной средой реакционеров. Во-вторых, показывает катастрофическое крушение его любви к Софье Фамусовой. Однако обе драмы Чацкого – и общественная, и личная – разворачиваются не каждая сама по себе, а во взаимосвязи, во внутреннем единстве. Обе они сплетены в стройном, психологическом сюжете.
Роль анализируемого эпизода в комедии очень важна – здесь происходит развязка конфликтов, положенных в основу данного произведения. Чацкий узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Молчалиным и Лизой: «Вот, наконец, решение загадки! – восклицает Чацкий.- Вот я пожертвован кому!» Но героя ждет последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к Чацкому окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью и силой обличения он произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни себя, ни Софью.
Оба конфликта приведены к концу. Столкновения с обществом завершаются разрывом, крушение любви становится очевидным. И ум, и любовь принесли Чацкому одно горе. Он покидает Москву.
Этот финал с заключающим его восклицанием Чацкого: «Вон из Москвы. » естественно и органично вытекает из характера и содержания конфликтов. «Не образумлюсь…», – говорит Чацкий Фамусову и в его лице всей «толпе мучителей». Он не только клеймит фамусовщину, но и сам духовно освобождается от власти своих иллюзий, надежд и мечтаний, разрывая последние нити, которые связывали его с оклеветавшим его обществом, мужественно побеждая свою влюбленность в Софью.
В финале пьесы совсем нет места смеху. Все герои прозревают, осознают то, что они безвозвратно потеряли. Для этого А.С.Грибоедову понадобилось переделать уже готовый текст. «На дороге мне пришло в голову, – написал он С.Бегичеву, – приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою над лестницею, и перед тем, как ему обличить её…»
Речь идет об 11-14-м явлениях четвертого действия. Соль нововведения заключена в том, что герои случайно узнают закономерную истину, именно таким образом для них раскрывается обман взаимоотношений, рассеивается чад иллюзий, созданный общепринятыми нормами общения. Развязка лишается скучной традиционности, какой-то заданности, приобретая качества достоверного психологизма и жизненной убедительности. Развитие сюжета как бы уходит вовнутрь героев, а в основу формы произведения положена не банальная интрига, а движение чувств и психологических состояний героев, которые проходят сложнейший путь духовного становления в житейских невзгодах и сердечных бурях.
Все герои прощаются с прежней жизнью. Чацкий теряет оптимизм, веру в любовь, чистоту и незыблемость человеческих отношений. Софья, обманутая в любви, теряет вместе с ней и уверенность в тех жизненных правилах, которые восприняла в обществе. Фамусов лишается спокойствия, уважения и авторитета. Самое главное, наступает крах тех жизненных правил, которыми герои до сих пор руководствовались, выявляется мнимая ценность нравственных законов, установленных людьми.
Возмутив спокойствие и благополучие этого общества, Чацкий нанес ему первое серьезное поражение. Говоря словами И.А.Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей».
«Горе от ума» вошло в сокровищницу нашей национальной культуры. Комедия и сейчас не утратила своей нравственной и художественной силы и является живым источником чувств и размышлений. Гневное, непримиримое отношение Грибоедова к косности, несправедливости, подлости, лицемерию понятно нам, современным читателям.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Анализ заключительного эпизода комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Смотрите также по произведению “Горе от ума”:
«Анализ заключительного эпизода комедии «Горе от ума»»
Комедия «Горе от ума» давно стала христоматийным произведением. Ее изучают в школе и вузе, по ней снимают фильмы и ставят спектакли. Чем объясняется такая непроходящая популярность этого произведения? Я думаю, здесь несколько причин. Это и круг тех вопросов, которые освещены в «Горе от ума», и художественные достоинства комедии, и авторская идея, посыл этого произведения.
Одним из самых значимых моментов в «Горе от ума» является его заключительный эпизод — 14−15 явления четвертого действия. В композиционном плане они представляют собой развязку — здесь разрешается любовный и социально-общественный конфликт, связанный с главным героем комедии, Александром Андреевичем Чацким.
Немного ранее мы узнаем, что Чацкому становится известно о романе Софьи и Молчалина, а мгновением раньше Софье открываются симпатии ее «любезного Алексея Алексеича» к Лизе. Разбито сразу несколько сердец — Молчалина, Софьи, Чацкого… Но это только личная драма. В заключительном эпизоде этих героев ждет и общественный позор — обо всем узнает Фамусов. Но мало того, свидетелями семейного скандала становятся все гости, присутствующие на балу, а также слуги!
Авторская ремарка указывает нам, что на шум прибегает Фамусов и толпа слуг со свечами. Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях:
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Фамусов уверен, что он раскрыл заговор против себя, в котором участвовали все, включая гостей. Ведь все его убеждали (и Софья первая), что Чацкий безумен, что этого человека с его идеями нужно посадить в сумасшедший дом. А тут – свидание!
Фамусов абсолютно выходит из себя, он уже неспособен контролировать свои эмоции и слова. Так, случайно, из этих гневных речей Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии распустила именно Софья: «Так этим вымыслом я вам еще обязан?»
Петр Афанасьевич кругом видит виноватых. От него достается всем: и прислуге, особенно Лизе, которую он обвиняет чуть ли не в сводничестве, и, конечно. Софье. Ее он клянется отправить «Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» Чацкому же Фамусов во всеуслышанье отказывает от дома и грозится донести о его «неблагонадежности всем» — «В Сенат подам, министрам, государю».
После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова — это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.
Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье. Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом.
Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время. Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини — его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком.
Обличительная речь Чацкого Плавно переходит на более широкий предмет: на нравы и порядки фамусовского общества, где ценят таких ничтожеств, как Молчалин, считают их идеальными мужьями — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».
Чацкий делает вывод: «Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой — и спала пелена…», а затем дает очень меткую характеристику всему старомосковскому обществу — «мучителей толпа». Он стремится поскорей покинуть Москву, убежать, укрыться, чтобы прийти в себя и залечить свои раны. Чацкий уходит со сцены со словами «Карету мне, карету!»
Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову — он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты.
Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается «Горе от ума». Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление — новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна — для этого требуется лишь время.
Что же станется с героями пьесы? Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он «остынет», гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе. О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут — когда появится повод для новых сплетен.
Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами.
Таким образом, заключительный эпизод комедии «Горе от ума» явился развязкой двух основных конфликтов произведения — личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц. Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” давно стала христоматийным произведением. Ее изучают в школе и вузе, по ней снимают фильмы и ставят спектакли. Чем объясняется такая непроходящая популярность этого произведения? Я думаю, здесь несколько причин. Это и круг тех вопросов, которые освещены в “Горе от ума”, и художественные достоинства комедии, и авторская идея, посыл этого произведения.
Одним из самых значимых моментов в “Горе от ума” является его заключительный эпизод – 14-15 явления четвертого действия. В композиционном
Но это только личная драма. В заключительном эпизоде этих героев ждет и общественный позор – обо всем узнает Фамусов. Но мало того, свидетелями семейного скандала становятся все гости, присутствующие
Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях: …страмница! Бесстыдница! где! с кем!
Ни дать, ни взять она, Как мать ее, покойница жена. Фамусов уверен, что он раскрыл заговор против себя, в котором участвовали все, включая гостей. Ведь все его убеждали , что Чацкий безумен, что этого человека с его идеями нужно посадить в сумасшедший дом. А тут – свидание!
Фамусов абсолютно выходит из себя, он уже неспособен контролировать свои эмоции и слова. Так, случайно, из этих гневных речей Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии распустила именно Софья: “Так этим вымыслом я вам еще обязан?” Петр Афанасьевич кругом видит виноватых. От него достается всем: и прислуге, особенно Лизе, которую он обвиняет чуть ли не в сводничестве, и, конечно. Софье.
Ее он клянется отправить “Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…” Чацкому же Фамусов во всеуслышанье отказывает от дома и грозится донести о его “неблагонадежности всем” – “В Сенат подам, министрам, государю”. После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова – это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.
Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье.
Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом. Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время.
Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью: Зачем меня надеждой завлекли? Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?! Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини – его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком. Обличительная речь Чацкого Плавно переходит на более широкий предмет: на нравы и порядки фамусовского общества, где ценят таких ничтожеств, как Молчалин, считают их идеальными мужьями – “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей”.
Чацкий делает вывод: “Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…”, а затем дает очень меткую характеристику всему старомосковскому обществу – “мучителей толпа”. Он стремится поскорей покинуть Москву, убежать, укрыться, чтобы прийти в себя и залечить свои раны. Чацкий уходит со сцены со словами “Карету мне, карету!” Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову – он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты. Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается “Горе от ума”.
Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление – новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна – для этого требуется лишь время. Что же станется с героями пьесы?
Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он “остынет”, гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе.
О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут – когда появится повод для новых сплетен. Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь.
Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами. Таким образом, заключительный эпизод комедии “Горе от ума” явился развязкой двух основных конфликтов произведения – личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц.
Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.
Анализ заключительного эпизода комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» давно стала христоматийным произведением. Ее изучают в школе и вузе, по ней снимают фильмы и ставят спектакли. Чем объясняется такая непроходящая популярность этого произведения? Я думаю, здесь несколько причин. Это и круг тех вопросов, которые освещены в «Горе от ума», и художественные достоинства комедии, и авторская идея, посыл этого произведения.
Одним из самых значимых моментов в «Горе от ума» является его заключительный эпизод – 14-15 явления четвертого действия. В композиционном плане они представляют собой развязку – здесь разрешается любовный и социально-общественный конфликт, связанный с главным героем комедии, Александром Андреевичем Чацким.
Немного ранее мы узнаем, что Чацкому становится известно о романе Софьи и Молчалина, а мгновением раньше Софье открываются симпатии ее «любезного Алексея Алексеича» к Лизе. Разбито сразу несколько сердец – Молчалина, Софьи, Чацкого… Но это только личная драма. В заключительном эпизоде этих героев ждет и общественный позор – обо всем узнает Фамусов. Но мало того, свидетелями семейного скандала становятся все гости, присутствующие на балу, а также слуги!
Авторская ремарка указывает нам, что на шум прибегает Фамусов и толпа слуг со свечами. Павел Афанасьевич видит свою дочь и Чацкого. Он в запале думает, что у них произошло здесь свидание. Фамусов, не стыдясь никого, начинает ругать Софью на чем свет стоит. Причем этот человек не стесняется в выражениях:
…страмница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Фамусов уверен, что он раскрыл заговор против себя, в котором участвовали все, включая гостей. Ведь все его убеждали (и Софья первая), что Чацкий безумен, что этого человека с его идеями нужно посадить в сумасшедший дом. А тут – свидание!
Фамусов абсолютно выходит из себя, он уже неспособен контролировать свои эмоции и слова. Так, случайно, из этих гневных речей Чацкий узнает, что сплетню о его сумасшествии распустила именно Софья: «Так этим вымыслом я вам еще обязан?»
Петр Афанасьевич кругом видит виноватых. От него достается всем: и прислуге, особенно Лизе, которую он обвиняет чуть ли не в сводничестве, и, конечно. Софье. Ее он клянется отправить «Подалее от этих хватов, В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…» Чацкому же Фамусов во всеуслышанье отказывает от дома и грозится донести о его «неблагонадежности всем» – «В Сенат подам, министрам, государю».
После этой пылкой речи Фамусова настает очередь Чацкого. Его слова – это и разрешение двух конфликтов, и ответ всей фамусовской Москве, и завершение сюжета произведения.
Финальная речь героя как бы делится на три части, отличающиеся по интонации и настроению, с которым герой их произносит. Сначала он находится в замешательстве, все еще не может поверить в то, что услышал и узнал. Первые его слова были обращены к Софье. Это, как мне кажется, доказывает, что отношения с этой девушкой, любовь к ней были главными для героя. Именно это чувство привело его в Москву и заставило вступить в конфликт со старомосковским обществом.
Теперь же сердце Чацкого разбито. Он не только убедился в том, что Софья его не любит, но и понял, в какой смешной и унизительной ситуации находился все это время. Чацкий верил и надеялся, чего-то добивался, а оказалось, что это были лишь пустые иллюзии. Именно в том, что она давала ему мнимые надежды, и обвиняет Александр Андреевич Софью:
Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали,
Что все прошедшее вы обратили в смех?!
Кроме того, он глубоко оскорблен выбором героини – его предпочли ничтожеству Молчалину, который, к тому же, оказался еще и подлым человеком.
Обличительная речь Чацкого Плавно переходит на более широкий предмет: на нравы и порядки фамусовского общества, где ценят таких ничтожеств, как Молчалин, считают их идеальными мужьями – «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».
Чацкий делает вывод: «Так! отрезвился я сполна, Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…», а затем дает очень меткую характеристику всему старомосковскому обществу – «мучителей толпа». Он стремится поскорей покинуть Москву, убежать, укрыться, чтобы прийти в себя и залечить свои раны. Чацкий уходит со сцены со словами «Карету мне, карету!»
Последнее слово в комедии принадлежит Фамусову – он сетует на то, что о скандале теперь узнает вся Москва, и переживает, что о его семействе будут говорить московские авторитеты.
Думаю, неслучайно именно репликой Фамусова заканчивается «Горе от ума». Это говорит о формальной победе Павла Афанасьевича, его образа мыслей и жизни, над взглядами Чацкого. Но, мне кажется, это временное явление – новые веяния, глашатаем которых стал Александр Андреевич, неудержимо наступают. Их победа бесспорна – для этого требуется лишь время.
Что же станется с героями пьесы? Мне кажется, что в жизни семьи Фамусова мало что изменится. У Павла Афанасьевича, когда он «остынет», гнев сменится на милость: Лизу вернут к своей хозяйке, которая, конечно же, останется в Москве. Софья будет залечивать свои душевные раны, Молчалин будет дальше продвигаться по службе. О скандале в доме Фамусовых поговорят, но вскоре забудут – когда появится повод для новых сплетен.
Что же Чацкий? Думаю, со временем и его душевная рана затянется. Он станет мудрее, научится реальнее смотреть на жизнь. Мне кажется, его идеалы, его натура не позволит этому человеку превратиться в простого обывателя. Он будет и далее действовать, воплощать свои идеи в жизнь, но, возможно, другими способами.
Таким образом, заключительный эпизод комедии «Горе от ума» явился развязкой двух основных конфликтов произведения – личного и социально-общественного, а также наметил дальнейшее развитие судеб героев, в еще большей мере прояснил характеры действующих лиц. Кроме того, этот эпизод окончательно прояснил смысл названия произведения и выразил авторскую позицию.
Бал в доме Фамусова – анализ и роль эпизода в комедии “Горе от ума”
Анализ эпизода
В гости к Фамусову приезжает элита московского общества. Все приезжие были противниками чего-то нового, а также их сильно интересовало богатство и место, которое занимал человек в обществе, т. е чины.
План для сочинения или анализа:
- Почему Чацкого не хотели видеть в доме Фамусовых?
- Описание бала.
- Предчувствие разрыва Александра Андреевича с фамусовским обществом.
- Характеристика гостей Фамусова на балу (портретные зарисовки гостей).
- Дерзкий смех Чацкого на балу.
- Слух о сумасшествии.
- Злость, невежество, возражения фамусовского общества.
- Одиночество.
Краткое описание бала в Горе от ума
Бал — это важное событие, которое имеет большое значение, на нём собирались все представители высшего общества, так сказать, «сливки общества».
Чацкий не был в Москве три года и приехал без приглашения, поэтому там его особо никто и не ждал. Он вернулся в Москву с одной целью — жениться на Софье, дочери Фамусова. Но вдруг узнаёт, что во время его отсутствия она влюбилась в другого. Ее новым возлюбленным был Молчалин, это очень удивило Чацкого. И самый пик его возмущения наступает на балу.
Но как только к дому Фамусова, где будет происходить действие, начали подъезжать гости, Чацкий активно начал со всеми общаться и смотрел на всё это со стороны, он сразу подметил глупость и лицемерие приглашённых. В воздухе буквально кружила лесть, комплименты, все пытались понравиться друг другу, но параллельно смеялись друг над другом.
Конфликт с обществом можно было предвидеть, ведь Чацкий — человек «века нынешнего», он был против всего старого, считал, что служить нужно не людям, а делу, также не любил подхалимство и лесть. Со временем, проведённым в фамусовском обществе, Чацкий понял, что у него нет ничего общего с ними, потому что гости были другого видения, а также им не нравилось поведение героя, и конфликта избежать было невозможно.
На балу Чацкий встречает друга Платона Михайловича, который спустя время очень изменился и не в лучшую сторону. После свадьбы с Натальей Дмитриевной он стал подкаблучником, она постоянно его контролирует. Платон Михайлович всё понимает, но не пытается что-то менять.
Потом приезжает семья Тугоуховских с дочерьми, которые находятся в поиске женихов, но узнав, что Чацкий небогат, прекращают с ним общение. Следующей гостьей была Хрюмина. Она была зла на весь мир и вечно недовольна из-за того, что не могла найти себе суженого. Она вела себя высокомерно, проявляла интерес ко всему зарубежному, а не только к каким-то нарядам, потому что считала это модным, а Чацкий высмеивал это. А Загорецково и вовсе не любят из-за его мошенничества и лжи, но он обладает особенным даром, который позволяет находиться в обществе.
Также на балу присутствовал Скалозуб — военный, который был карьеристом. Он был богат, считал, что всё должно быть по старым порядкам. Из-за своего состояния стал самым желанным гостем, потому что Фамусов видел его возможным женихом для своей дочери.
Ещё была Хлестова — жестокая пожилая дама, которая взяла с собой на бал собаку и арапку-девку. Единственная женщина, которая равнодушно относилась ко всему иностранному. Она всегда имеет свою точку зрения и знает, чего она стоит.
И Репетилов — гость, прибывший на бал самым последним. Он ненадёжный и пустой человек, делает всё только для своей выгоды. Например, его брак был с расчётом на то, что тесть поможет ему в карьере, но этого не случилось.
Находясь на балу, Александр Андреевич только и делал, что высмеивал всех и шутил над ними, что не нравилось всем гостям. Их недовольство способствовало тому, что его начали спросмотреть сумасшедшим.
Ближе к вечеру на балу прошёл слух о безумстве Чацкого, который пустила Софья. Скорее всего, она сделала это неосознанно, возможно, она имела в виду, что Александр Андреевич сошёл с ума от любви и не отстаёт от неё, а какой-то гость услышал это и начал говорить другим, это предшествовало столь быстрому распространению слухов. Софья знала, что её неправильно поняли, но не стала объяснять свои слова, она хотела отомстить за Молчалина. Позже все начали выяснять причину сумасшествия и пришли к выводу, что всему виной является учёба. На этом и закончился любовный конфликт в комедии.
Фамусовское общество было довольно злым и имело свой страх. Люди были против каких-то новшеств, они придерживались только старых традиций. Страх общества заключался в том, что они боялись образования и науки, поэтому хотели уничтожить все книги. Это показывает фрагмент «Собрать все книги бы да сжечь» из слов Фамусова.
Гости с самого начала не приняли Чацкого с распростёртыми объятиями, потому что они считали себя умными и «высшим классом», а он лишь смеялся над ними. Весь вечер в доме Фамусова царила напряжённая атмосфера. Также Александру Андреевичу казалось, что он попал на какую-то выставку из-за того, что гости постоянно чем-то хвастались, например, чинами или богатством.
Фамусовское общество решило, что признать Чацкого сумасшедшим куда проще, чем сказать, что он прав. Он именно на балу узнал настоящее отношение Софьи к нему. Чацкий остался совсем один, даже его друга Репетилова убедили в том, что Алесандр Андреевич — сумасшедший. Он ощущает себя лишним на балу и утром уезжает на карете.
Место сцены бала в сюжете комедии
Эта сцена имеет важное значение в комедии, ведь это кульминационный момент, именно на балу происходит два конфликта: любовный и общественный. Также этот эпизод является не только кульминацией, но и развязкой для некоторых сюжетных линий. Таблица описания конфликтов:
Общественный | Любовный |
Это конфликт между Чацким и Фамусовским обществом. Он возник из-за того, что гости на балу считали себя умными, образованными, а Чацкий отличался умом, а его лучшие человеческие качества заставляли их думать, что он сумасшедший. Он только и делал, что смеялся над гостями, потому что он видел их лицемерие и глупость, и таким образом он мог как-то словесно их унизить. К сожалению, отрывок вопроса из монолога Чацкого: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?», заданного Фамусову, был риторическим, потому что ничего хорошего не случится, пока общество будет состоять из таких людей, как фамусовское общество. | Это были взаимоотношения между Чацким и Софьей. Он вернулся в Москву спустя три года ради неё, но узнал, что она полюбила другого — Молчалина. Но на балу Чацкий понял, что Софья очень изменилась, да и люди, окружающие его в Мокве, сплошь одни лицемеры. Именно Софья распускает слух из-за желания отомстить ему за Молчалина. |
Общественный конфликт в этой комедии неразрешим. Но можно сказать, что Чацкий не победил в этих двух спорах, ведь он уехал из Москвы одиноким и разочарованным. Его чувства уничтожены, у него не осталось надежд, что его поймут в этом обществе.
Тем временем фамусовское общество даже не поняло, что же произошло. Они даже не понимали шуток Чацкого и, сказав, что он сумасшедший, сделали хуже себе. Даже сейчас в похожих компаниях не любят тех, кто много говорит и выставляет себя слишком умным. Без них комфортнее и спокойнее. Похожая судьба была и у Печорина, и у Онегина, ещё их объединяло то, что они все не смогли находиться в обществе.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» даже сейчас не потеряла свою ценность. Наоборот, сейчас можно очень часто услышать цитаты из этого произведения.
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение Ссылка на основную публикацию