Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького На дне: сочинение

Истинный и ложный гуманизм в пьесе Горького «На дне»

Произведение искусства, затрагивающее вечные вопросы, обычно имеет долгую жизнь. Почему? Потому что именно вечное всегда находит отклик в сердцах людей, заставляет задуматься о жизни. Такова пьеса М. Горького “На дне”.
Основная проблема пьесы — проблема гуманизма. В нашей жизни она является и наиболее современной. В критической литературе есть формулировка: “Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе Горького „На дне””. Ложный гуманизм? Как это понять? Ведь гуманизм — это любовь к человеку, желание ему помочь. Разве это может быть ложным? Видимо, данная формулировка, как и было принято еще совсем недавно, пронизана идеологической установкой, которая сковывала мысль, заставляя ее идти по узкой колее. Но самое страшное, что эта колея должна была всегда и всех приводить к одному-единственному ответу: сострадание, утешение (его еще называют почему-то пассивным) — это плохо.
А что здесь дурного? Лука — один из главных героев пьесы, утешает людей отверженных, подает надежду несчастным, сам будучи далеко не из счастливых.
Он сидит возле Анны, поправляет ей постель, выводит на свежий воздух. Вовремя стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии предостерегает его от опрометчивых шагов. Советует Наташе и Пеплу уйти из дома Костылева, предупреждая, что иначе дело кончится плохо. Актера уговаривает бросить пить и зажить новой жизнью. Рассказывает он и о том, как приютил воров, забравшихся на дачу. Он обладает очень редким даром — даром соучастия, сочувствия. Ведь и сейчас это редкость в людском общении.
Лука — образ жизненный. Итак, кто такие ночлежники? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты, но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми, не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось что-то похожее на человеческое участие.
Костылев убит. Убит не из мести, не из корысти, а случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, которую Костылев сам же и спровоцировал. Босяки не разбежались, остались в ночлежке и готовы, если понадобится, дать свидетельские оправдательные показания в суде, о чем Сатин сказал Пеплу.
Пепел не одинок со своей бедой. Скрылся один Лука. Обычно это ставят ему в вину как своего рода предательство. Лука и в самом деле выглядит здесь не лучшим образом. Однако вспомним, что еще раньше, до драки, он собирался уйти из ночлежки, о чем и предупреждал Бубнова. К тому же Лука ничем не мог помочь Пеплу. Ведь он был беспаспортным бродягой, а свидетельские показания людей, не имеющих документов, суд в рас чет не принимал. Так что останься Лука в ночлежке, явись перед судом, он совершил бы бесполезный для Пепла и безрассудный для себя поступок. За это Луку нельзя обвинить в предательстве или подлости. Лука не герой. Конечно, нет, как не герои и все ночлежники. Но с них довольно и того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми.
Возникает еще один вопрос, не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь объективный смысл утешительной лжи Луки был в том, что, сам того не подозревая, он, пытаясь помочь Актеру справиться со своим недугом, рассказывая ему о бесплатных лечебницах, обостряя боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не принимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
Да, Лука выдумывает свои истории, но его ложь играла не только утешительную роль. Она пробуждала в людях надежду на лучшее, желание жить. Обещая Анне рай на том свете. Лука хотел, чтобы исстрадавшаяся женщина умерла спокойно. Но Анне от басен старика захотелось вдруг пожить: “Как там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!”
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя как на конченого человека. Лука пробудил в нем тоску по настоящей, нравственно чистой и честной жизни. И не вина Луки, что эта заветная мечта не сбылась. По самой динамике развития характера видно, что Васька Пепел страстно рвется со “дна жизни”. Мешают Костылевы.
Сам Сатин признал, что старик — умница, что он подействовал на него, “как кислота на старую и грязную монету”. Вспомним, что в противоборстве ночлежников с хозяевами Лука сыграл решающую роль. Ведь недаром Василиса и Костылев видели в старике самого опасного для себя противника и торопились избавиться от него, собирались выдать своего постояльца полиции. Лука дал Костылеву уничтожающую характеристику во время последнего разговора перед драматическими событиями: “Вот ты, примерно. Ежели тебе сам Господь Бог скажет: „Михаиле! Будь человеком!” — все равно никакого толку не будет. Как есть, так и останешься”. Хозяин растерялся и угрожающе напомнил о том, что у его жены дядя — полицейский. Таким образом, прежде чем умереть от удара Пепла, Костылев был уничтожен моралью Луки. Сочувствия к безжалостным людям у Луки не было.
Лука не только утешает и лжет, он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства.
“Что такое правда? Человек — вот правда! Он (Лука) это понимал. ”. — заключает Сатин. С этим нельзя не согласиться. Лука — исповедник, ему, и только ему, доверяли и раскрывали душу, готовы были покаяться, потому что человек хочет быть услышанным, а еще лучше — понятым.

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет —
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма? Не потому ли наш современный кинематограф, наши лучшие театры возвращаются к постановке пьесы Горького “На дне”?

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”

В пьесе М. Горького “На дне” обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления24.02.2008
Размер файла11,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»

В произведении М.Горького «На дне» обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь и быт людей, попавших на дно общества. Эти люди, разные по социальному происхождению, воспитанию и образованию, однажды оступились в жизни или просто разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться. В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь. Обитатели ночлежки не довольны своей жизнью, все они хотят жить иначе, так, чтобы “сами они себя уважать могли”. Но они не могут найти работы, все в долгах, много пьют, и о лучшей жизни им остается только мечтать.

М. Горький обращает внимание читателей на героев в своём произведении Луку и Сатина. Лука всегда говорит каждому что-нибудь успокаивающее, вселяющее веру, но все его слова — неправда. Сатин же говорит правду, всю правду, какой бы горькой она ни была, говорит человеку всё то, чего он не замечает или замечает, но не желает менять из-за своей лени. Что же лучше, что нужнее человеку: жалость и ложь Луки или правда Сатина?

Лука — добрый старичок, к каждому нашел подход, каждому сказал доброе слово. Сам он ни во что не верит, но всем говорит, что то, во что они верят, есть и на самом деле. Да, Лука жалеет людей, успокаивает их, но не лучше ли им было бы без его жалости и лжи? Речи Луки уводят далеко от окружающей действительности, заставляют верить в то, чего на самом деле нет, и это не приносит пользы. Результат говорит за себя. Так всегда ли нужна правда?

Читайте также:  История написания и идея романа Мать: сочинение

Сатин — образованный человек, в молодости работал телеграфистом, читал много книг. Он говорит, что человек — это и есть правда. Человек должен быть выше сытости, и Сатин презирает людей, трудящихся ради сытости. Он говорит, что работа должна быть для человека, для души, должна приносить радость, а вокруг себя он видит один лишь рабский труд. “Человека нужно уважать, а не жалеть и не унижать его жалостью”, — говорит он, но в то же время и не осуждает ложь Луки, считает, что жалость и сострадание нужны тем, кто “слаб душой, кто живет чужими соками”, а тем, кто “сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого”, тем ложь не нужна. “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!” Сатин своей правдой открывает глаза людям, не дает ложных обещаний и не вселяет надежды, но помогает понять окружающую действительность.

Анализируя главный вопрос автора, я согласен с Сатиным, потому что для тех, у кого нет цели, желаний, возможности сделать в своей жизни лучшее, тем и нужно сострадание, ложь, но которая не должна вселять в человека веру в то, чего на самом деле нет. Она нужна лишившимся надежды и веры, упавшим на дно и поникшим. А тем, у кого есть возможность изменить жизнь к лучшему, нужно лишь открыть глаза на правду, творившуюся в его жизни, чтоб человек сам понял свои ошибки, проанализировал их и внёс изменения, попытался хоть что-нибудь сделать, чтоб жизнь его стала слаще. «Все в человеке – все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!»

Подобные документы

Ознакомление с творчеством М. Горького. Рассмотрение особенностей описания беспощадной правды о жизни социальных низов в пьесе “На дне”. Изучение проблемы добра, сострадания, социальной справедливости. Философский взгляд автора на ложь во спасение.

реферат [27,2 K], добавлен 26.10.2015

Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: “мечтателей” и “скептиков”. Значение имени “Лука”. Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

презентация [123,9 K], добавлен 11.10.2013

Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы “На дне”.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 11.03.2011

Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее” .

сочинение [8,5 K], добавлен 23.11.2002

Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

презентация [367,1 K], добавлен 16.11.2010

Рассуждения относительно ложной и истинной доброты одного из персонажей пьесы Горького “На дне”, Луки. Губительность для обитателей ночлежки его притворного сострадания и лжи “во благо”. Ценность истинного милосердия, преодолевающего несправедливость.

сочинение [13,9 K], добавлен 20.10.2013

Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ “Песни о Соколе” и “Песни о Буревестнике”.

курсовая работа [105,6 K], добавлен 16.12.2012

Художественная концепция детства в отечественной литературе. Проблема воспитания и ее связь с общественно-политическими вопросами в творчестве Максима Горького. Воспитательная роль героико-возвышенных образов художественной литературы в жизни ребенка.

курсовая работа [50,7 K], добавлен 03.05.2011

Анализ идейных, нравственных исканий писателя, оценка сложности его пути. Философский сюжет в драме “На дне”. Герои романа “Мать”. Тема человеческой свободы или несвободы в творчестве Горького. “Маленький человек” Горького в рассказах “о босяках”.

реферат [27,4 K], добавлен 21.06.2010

Лирическое раскрытие картин волжского пейзажа города Калинов в пьесе А.Н. Островского “Гроза”. Литературное воссоздание быта Калинина в пьесе: образ улиц, трактиров и жизни жителей города. “Темное царство” и жесткий образ города Калинин в пьесе “Гроза”.

анализ книги [17,9 K], добавлен 14.10.2014

Все школьные сочинения по литературе

Проблема истинного и ложного гуманизма. (По пьесе Горького “На дне”)

Сочинение на тему «Проблема истинного и ложного гуманизма» (По пьесе Горького “На дне”)

Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году. Она имела очень большой успех, потому что “принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала”. Это действительно было одно из наиболее сильных произведений о “бывших людях”. В мировой литературе, пожалуй, найдётся не так уж много произведений, которые бы так неприкрыто показывали жизнь социальных низов, так сурово и беспощадно обнажали отчаянность их положения. В своей пьесе Горький рисует ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя буржуазной России, “свинцовые мерзости жизни”. В бесчеловечных условиях – в сыром подвале, “похожем на пещеру”, в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том, что “всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась. мучилась. Всю жизнь в отрепьях ходила”. У этих несчастных “обитателей дна” отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: “Работы нет. Силы нет. Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо. Вот она правда!”

И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи законы капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям.

Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: “Кожу сдеру, а вылезу”; хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел; искренне верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.

Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха”, – говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.

Сатин не то чтобы выступает против этой лжи, он говорит, что понимает старика, но считает, что не всем подходит она: “Кто слаб душой. и кто живет чужими соками, тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ей. Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека”.

В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!” Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы.

“Человек свободен. Человек – вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!”

Читайте также:  Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

Однако Горький прекрасно понимает всю тщетность подобных призывов – пока не изменятся социальные условия, они остаются лишь звуком пустым. И в завершающем аккорде пьесы громко звучит беспросветность и безнадёжность.

Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького “На дне”

В ряду первых рассказов
М. Горький показал ужасающие картины
Русской действительности, пороки
Капиталистического строя, бесчеловечные
Условия буржуазной России, “свинцовые
Мерзости жизни”. А пьеса “На дне” явилась
Наиболее сильным произведением о “бывших
Людях”, ибо такой суровой, беспощадной
Правды о жизни социальных низов, об их
Беспросветной и безысходной участи
Мировая литература не знала.
В сыром подвале, “похожем на
Пещеру”, в страшной грязи и вони ютятся
Люди, выброшенные

Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Горький хорошо.

Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Горький начал писать свои произведения в то время, когда человек, в сущности, обесценился. Он становился рабом вещей, падала ценность личности. В пьесе “На дне” Горький показывает совершенно особый тип людей.

Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” Только красавицы могут хорошо петь, – красавицы, которые любят жить. М. Горький М. Горький вошел в русскую литературу стремительно и ярко. Его ранние рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль” являются.

Образ и характеристика Михаила Рыбина в романе “Мать” По-своему сложный путь прошел Михаил Рыбин. Чедовек “с тяжелым убеждением крестьянина”, он инстинктивно тянется к Павлу и его товарищам, но крестьянская ограниченность, суеверия, вера в бога заставляют его еще держаться.

Пейзаж в рассказе Горького “Челкаш” 1 Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя.

Рождение нового человека в огне революционной борьбы Начало 20-го века характеризуется могучим подъемом рабочего революционного движения в России. Недовольство самодержавием охватило все большие и большие слои населения. В стране назревала революция. Этот подъем пролетарской освободительной борьбы и.

В чем смысл жизни? (размышления над “Песней о Соколе” М. Горького) Каждый человек в той или иной степени задумывается о смысле жизни. Обыденная реальность не может заполнить пустоты в душе, если у человека нет какой-либо значительной цели. Творчество самых разных писателей.

Образы “хозяев жизни” в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса Горького “На дне” была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия пьесе. Первоначально она называлась “Ночлежка”, затем “Без.

Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать” Роман М. Горького “Мать” – одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века. На его страницах перед нами предстает русское революционное движение, как движение народных масс, героических в.

Авторская позиция в романтических произведениях Горького Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Являясь представителем бесконечно талантливого русского народа, он любил и понимал родной язык, потому что общался с людьми разных профессий и мировоззрений.

Анализ 4 действия пьесы М. Горького “На дне” Человек! Это великолепно! М. Горький Драма “На дне” возникла как результат широких жизненных наблюдений и философских исканий писателя. Первые три акта пьесы – борьба Луки за души брошенных на “дно”.

Особенности жанра повести Горького “Детство” В основе сюжета повести М. Горького “Детство” факты реальной биографии писателя. Это и определило особенности жанра горьковского произведения – автобиографическая повесть. В 1913 году М. Горький написал первую часть своей.

Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко Раньше или позже перед человеком встает вопрос: зачем, для чего жить? И каждый решает его по-своему. Все люди разные. Поэтому они отбрасывают его прочь, погружаясь в суету и поиск материальных.

“Гордый черный демон бури” ( “Песня о Буревестнике”) Наверное, не было в предреволюционной России такого человека, который бы не знал “Песни о Буревестнике” М. Горького. Это сочинение является заключительной частью аллегории “Весенние мелодии” (первые два – “Песня о.

Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне” представляет нам целый ряд образов. Самые разные люди – и каждый из них по-своему искалечен жизнью, у каждого – свое несчастье, свое горькое прошлое – и.

Сюжет романа “Мать” Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком.

Горький о развитии интернациональных культурных связей В период 1907-1917 годов Горький также уделял много внимания проблеме интернациональных культурных связей. Особое значение придавал он ознакомлению русских читателей с культурой, искусством и литературой братских народов нашей страны, в.

Самые дорогие люди Алеши 1. Жизнь Алеши в доме Кашириных. 2. Бабушка Акулина Ивановна. 3. Цыганок и Хорошее Дело. История Алеши Пешкова – жизнеописание самого М. Горького, но это не история его жизни, а.

Сочинение по роману М. Горького “Мать” Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков, – все это не могло.

“Мать” новаторское произведение М. Горький Раскрывая историко-литературное значение романа “Мать”, его действенное влияние на революционное воспитание масс, поможем учащимся увидеть непреходящую идейно-эстетическую ценность книги, созданной на заре возникновения новой литературы, созвучность ее нашей современности. Постановка.

Сейчас вы читаете: Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького “На дне”

Столкновение ложного и истинного гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

Столкновение ложного и истинного гуманизма. Россия конца 1890-х — начала 1900-х годов переживала глубо­кий социально-экономический кризис. Это было время противо­речий между «верхами» и «низами». В стране назревала революци­онная ситуация. Россия стояла накануне великих перемен, накану­не «бури».

Все это не могло не найти отражения в литературе, как одной из форм общественного сознания. Пьеса М. Горького «На дне» пока­зала последнюю ступень человеческого убожества, отчаяния и бес­правия в сопоставлении с защитой человека и его правды.

В основе пьесы лежит острый социальный конфликт: противо­речие между действительным положением человека в обществе и его высоким назначением; противоречие между массами и само­державными порядками в буржуазно-помещичьей России, кото­рые низводят людей до трагической участи бездомных бродяг. Со­циальный конфликт осложняется философским: столкновение ложного гуманизма, іуманизма пассивного сострадания и гуманиз­ма истинного, активного, подлинно человеческого.

Носителем ложного гуманизма в пьесе выступает странник Лука. Взгляд его на жизнь весьма своеобразен. Лука видит жизнь «на дне», ему жаль людей, он не верит в них. По словам Луки, люди — «бло­хи», и в жизни нужно только уповать на Господа Бога. Оставаясь верным своей теории о ничтожности человека, Лука считает, что правда людям не нужна и единственный способ помочь им — со­лгать. В статье «О пьесах» Горький писал: «Наиболее распростра­нен среди бродяг и странников «по святым местам» утешитель-про­фессионал, ремесленник, он утешает потому, что за это кормят…», и для того, чтобы люди «не надоедали своими жалобами, не трево­жили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души».

Утешительная ложь Луки пагубно сказывается на Актере, одном из представителей людей «дна». Актер поверил старику. Для него начинается новая ступень его существования — жизнь в мире ил­люзий и надежд. Но беспощадная действительность заставляет Актера взглянуть правде в глаза, и он не выдерживает — кончает жизнь самоубийством.

Горький разоблачает самую суть «утешительства» — «лжи во спа­сение», то есть резко критикует толстовство в одной из его распро­страненных форм. Не случайно Л. Толстой отрицательно отозвался о Луке, говоря Горькому: «Несимпатичный у Вас старик. В доброту его не веришь».

Читайте также:  Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»: сочинение

Горький называет Луку «хитрым», «жуликом». Лука проповеду­ет ложь, чтобы поддержать дух несчастных людей, облегчить им несносную жизнь. Он приводит притчу о человеке, который верил в существование праведной земли; когда ученый доказал, что такой земли нет, человек с горя повесился. Этим Лука хотел подтвердить, как спасительна для людей иногда ложь и как не нужна и опасна бывает правда. Отсюда реакционная роль философии пассивного сострадания и утешительной лжи: она примиряет угнетенных с уг­нетателями, оправдывает классовое неравенство, внушает угнетен­ным терпение и смирение. Гуманизм Луки буржуазный, он осно­ван наложном представлении о том, что порядок изменить нельзя, что человек по своей природе ничтожен, слаб разумом и духом От жалости Луки несет мертвечиной, потому что он не может дать людям ничего, кроме жалости, и потому, что его жалость есть фак­тическое признание законности коварства Костылевых и Василис. Иначе говоря, жалость Луки унижает человека, расслабляет его силы, размагничивает волю к борьбе и примиряет его с гнусной действи­тельностью.

Противопоставлением Луке является Сатин. Мы не можем на­звать Сатина положительным героем, так как он непригоден к на­стоящему делу, к труду (его протест против неправды жизни не идет дальше бесплодного анархического бунтарства), неспособен к борь­бе за лучшую долю. Но в некотором отношении он поднимается над окружающими: смел, умен, выше сытости, мещанской морали, истинное положение вещей видит глубже, чем другие, был когда то образованным человеком (много читал, даже выступал в театре). Горький говорил, что речь о человеке, о правде, кроме Сатина, не­кому сказать лучше и ярче, хотя автор пьесы вместе стем подчерки­вал резкий контраст между «бывшим человеком», босяком Сати­ным, и его речью. И когда он произносит высокие слова о Человеке, создается ощущение, что мы слышим голос Горького, голос време­ни (накануне революции), забывая о самом Сатине.

Интересно отношение Сатина кЛуке. Критикуя Луку, пропове­дующего упование на Бога и утверждающего, что люди слабы и нич­тожны, он одновременно берет его под защиту: «Человек—вот прав­да! Он это понимал. Он врал… но — это из жалости к вам… Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему…»

По этому поводу Горький говорил, что и «из утешений хитрого Луки Сатин сделал свой вывод — о ценности всякого человека». Не в том неправ Лука, что он жалеет (в сердце человека должно быть место и для жалости), а в том, что он только жалеет и ничем другим помочь людям не может. Вот тогда-то и произносит Сатин свой знаменитый монолог, в котором утверждает: «Все — в человеке, все — для человека!»

Сатин в пьесе становится обличителем общества, которое бро­сило его на «дно» жизни, как бросило тысячи таких, как он, и заста­вило влачить жалкое существование. Он обличает общество, осно­ванное на лжи и не дающее людям узнать правду: «Кто слаб ду­шой… и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею. Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!» Сатин дает человеку высокую оценку: «Существует только человек, все же остальное — дело рук и его мозга! Че-ло-век. Надо уважать человека! Не жа­леть. .. не унижать его жалостью… уважать надо. Хорошо это… чув­ствовать себя человеком. »

В правде Сатина умещается и признание страшной, тяжелой жизни, и утверждение светлого разума человека, вера в победу света над мраком, вера в Человека с большой буквы.

Все герои пьесы «На дне» по разным причинам ушли от жизни, от борьбы за ее изменение. Хотя в пьесе нет ни одного персонажа, который занимал бы верхнюю жизненную позицию, знал путь к правде, все же правда и образ человека возвышаются над всеми эти­ми людьми, над всей страшной тьмой действительности и зовут к борьбе, к счастью, кжизни, достойной человека.

Вот почему пьеса воспринималась, по мнению В. И. Качалова, «как пьеса буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала». Вот почему она стала гимном человеку, а ее создатель — великим гуманистом, провозгласившим на весь мир: «Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!»

Большой Бейсуг

Проблема истинного и ложного гуманизма.(По пьесе М. Горького “На дне”)

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Она имела очень большой успех, потому что “принималась как пьеса-буревестник, которая предвещала грядущую бурю и к буре звала”. Это действительно было одно из наиболее сильных произведений о “бывших людях”.

В мировой литературе, пожалуй, найдётся не так уж много произведений, которые бы так неприкрыто показывали жизнь социальных низов, так сурово и беспощадно обнажали отчаянность их положения.

В своей пьесе Горький рисует ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя буржуазной России, “свинцовые мерзости жизни”. В бесчеловечных условиях – в сыром подвале, “похожем на пещеру”, в страшной грязи и вони ютятся люди, выброшенные из жизни в силу условий, царящих в обществе.

Горький не дает биографий героев пьесы, но по их отдельным репликам мы понимаем весь трагизм их существования. Чахоточная Анна говорит о том, что “всю жизнь над каждым кусочком хлеба тряслась. мучилась. Всю жизнь в отрепьях ходила”. У этих несчастных “обитателей дна” отнято все: честь, человеческое достоинство, возможность любви и материнства, семьи, всякая надежда, все стерто, втоптано в грязь. Недаром рабочий Клещ безнадежно говорит: “Работы нет. Силы нет. Вот – правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо. Вот она правда!”

И даже здесь, в этом странном мире отверженных, где заживо погребены ценные по своим задаткам люди, достойные сострадания, продолжают действовать волчьи законы капиталистического мира. Почти все жители костылевской ночлежки доведены до отчаяния, тянутся к каким-то призракам, иллюзиям.

Мечтает вырваться отсюда Клещ, полагая, что честный труд поможет стать ему человеком: “Кожу сдеру, а вылезу”; хочет начать новую, здоровую жизнь Васька Пепел; искренне верит в чистую любовь Настя. Все пытаются выпрямиться, стать полноценными людьми.

Общую мысль о свободном человеке высказывает Сатин. Он разоблачает утешительную ложь старца Луки, который, видя муки обездоленных, бескорыстно старается помочь им, облегчить страдания, умиротворить. Спившемуся Актеру он внушает надежду на излечение в бесплатной лечебнице, умирающей Анне он советует не бояться смерти: она ведь несет покой; вору Пеплу советует уехать в богатую счастливую Сибирь. И это в то время! Обманщик Лука по своему гуманен, но его гуманизм пассивно-сострадательный. Он основан на том, что Лука не верит в возможности человека: для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются лишь в сострадании и утешении. “Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха ни плоха”, – говорит он. Втайне он уверен в том, что реальное положение человека изменить нельзя, поэтому ко всем и подходит с утешительной ложью.

Сатин не то чтобы выступает против этой лжи, он говорит, что понимает старика, но считает, что не всем подходит она: “Кто слаб душой. и кто живет чужими соками, тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ей. Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека”.

В монологе Сатина в полный голос звучит требование свободы и гуманного отношения к человеку: “Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью, уважать надо!” Он убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку, поэтому он поднимает знамя борьбы за Человека с большой буквы.

“Человек свободен. Человек – вот правда. Все в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!”

Однако Горький прекрасно понимает всю тщетность подобных призывов – пока не изменятся социальные условия, они остаются лишь звуком пустым. И в завершающем аккорде пьесы громко звучит беспросветность и безнадёжность.

Ссылка на основную публикацию
×
×