Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Максим Горький: вокруг «Детей солнца». Часть 7 (Горький Максим)

Андреев и сам, очевидно, ощущал социальную уязвимость центрального конфликта, не дававшего ответа на вопрос – во имя какой цели принесена столь значительная жертва. И он вводит в пьесу дополнительную коллизию, которую строит на противоречиях внутри семьи Верховцева. Обитатели дома разделены на два лагеря по отношению к его позиции невмешательства: одни его поддерживают, другие порицают, призывая принять участие в общественной жизни. Происходит борьба мнений. Отвечая на упрёки, Верховцев ссылается на трагический исход жизненной судьбы его великих предшественников – Галилея и Дж.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Бруно: «Если говорить о мученичестве, так путь к звёздам также орошён кровью» (л. 36). Финал пьесы как бы иллюстрировал правоту его слов, как и его жизненной позиции: учёный погибал, оставаясь верным своему делу.

Эта дополнительная коллизия становится во второй редакции центральной драматургической коллизией пьесы. Андреев полностью убрал при переработке конфликт, который был главным, – столкновение толпы с учёным-астрономом, убрал толпу из пьесы вообще. В окончательной редакции гибнет уже не астроном, а его сын-революционер, который во время восстания попал в руки правительственных войск, был заточен в тюрьму, и, не выдержав издевательств, потерял рассудок. Но всё это происходит за сценой, о судьбе Николая (так зовут сына Верховцева, теперь уже Терновского) мы узнаём только из разговоров действующих лиц.

В пьесе уже нет внешнего конфликта, нет открытых столкновений враждующих лагерей. Революционная борьба вынесена за сцену, на сцене же происходит усиленное обсуждение революции, и в зависимости от отношения к ней действующие лица разбиваются на группы. Внутренним, скрытым центром пьесы, вокруг которого вращаются разговоры действующих лиц, оказывается отец и сын Терновские, один – учёный-астроном, другой – революционер. Каждый из них символизирует определённый путь обновления жизни, причём Андреев подчёркивает родство этих двух путей – революционного пути и пути науки. Они не имеют преимуществ один перед другим, путь людей науки столь же нужен людям, столь же чреват опасностями и усеян жертвами, как и революционная борьба. Оба эти пути ведут к одной цели – обновлению человечества. Фраза Терновского – «путь к звёздам всегда орошён кровью» – становится лейтмотивом окончательной редакции пьесы. У «детей солнца» и у «детей земли» одна цель – «к звёздам», но идут они к ней разными дорогами. В пьесу вводится новый персонаж – сознательный революционер Трейч, который открыто высказывает своё одобрение словами и позиции Терновского. Между ними сразу же устанавливается взаимопонимание. Андреев всячески подчёркивает свои симпатии к Терновскому и своё оправдание его взглядов. Нарочи неделикатными, плакатно-прямолинейными делает он его противников – Верховцева, Анну. Не менее отровенен он в выражении своих симпатий к другой группе революционеров – Николаю, Трейчу, Марусе и примыкающему к ним впоследствии помощнику Терновского Лунцу. Эти две группы символизируют различное отношение к Терновскому со стороны активных борцов с социальной несправедливостью. Если Верховцев пренебрежительно называет Терновского «звездочётом» и старается всяческого его унизить, то Трейч как раз в продолжении слов Терновского, в которых прославляется сила человеческого разума, произносит свой известный и вызвавший при постановке драмы в 1906 году рукоплескания монолог, прославляющий вечное и неостановимое стремление вперёд: «Надо идти вперёд… Если встретится гора – её надо срыть. Если встретиться пропасть – её надо перелететь. Если нет крыльев – их надо сделать!». В сущности, это утверждение того же лозунга «per aspera ad astra» («через трудности – к звёздам»), который лежит в основе жизненной программы Терновского: он специально указывает на латинскую надпись на фронтоне обсерватории: «Hinc itur ad astra» («Отсюда идут к звёздам»). Две равноправные силы действуют в пьесе Андреева – научный поиск и революционная борьба. И там, и тут человек приносит себя в жертву, и там, и тут им руководят высокие соображения. Общим хором, в котором сливаются голоса всех обитателей обсерватории, звучит в пьесе гимн солнцу – символу веры в разумное и светлое начало жизни: «Слава могучему солнцу! Солнце – властитель земли!»

В такой постановке проблемы Андреев и находит себя. Его угнетали противоречия действительности, он видел их не хуже других и мучительно искал объяснения им, искал выхода из них. Но он не хотел искать его только в сфере социальных отношений. Один лишь социальный подход казался ему недостаточным для объяснения человека как личности. И Андреев каждый раз переводил разговор в план этический, общечеловеческий, и с этой-то общечеловеческой точки зрения он и решал конкретные социальные вопросы. Решение это оказалось всякий раз неполным, оно не столько объясняло противоречия действительной жизни и истории, сколько примиряло их, хотя и с высоты отвлечённого этического идеала. Идеал этот нёс в себе зёрна значительного общественного содержания, и поэтому он волновал зрителя (или читателя), притягивал к себе внимание. В наглядной форме он был выражен и в пьесе «К звёздам», что и обеспечило ей успех при постановке её в 1906 году в Австрии (в России постановка пьесы была запрещена цензурой).

Горькому пьеса Андреева не понравилась ни в первой, ни во второй редакции. Трудно сказать, что именно его не удовлетворило (воспоминания В. Тройнова, в которых содержится объяснение, малодостоверны). Возможно, Горького не удовлетворяла известная отвлечённость самой проблематики пьесы, в которой он хотел бы видеть больше из действительной жизни. Во всяком случае, своих «Детей солнца» Горький писал в ином ключе.

Впоследствии Горький воспоминал: «Тревожное ощущение духовной оторванности интеллигенции – как разумного начала – от народной стихии всю жизнь более или менее настойчиво преследовало меня. .. Постепенно это ощущение перерождалось в предчувствие катастрофы. В 1905 году, сидя в Петропавловской крепости, я пытался разработать эту же тему в неудачной пьесе «Дети солнца». Если разрыв воли и разума является тяжкой драмой жизни индивидуума, – в жизни народа этот разрыв – трагедия».

В пьесе Горького проблема «детей солнца» получает новое решение, которое, однако, находилось в прямой связи со всей её предшествующей эволюцией в русской литературе. Она прочно становится проблемой интеллигенции и народа, и решается теперь путём столкновения реальных характеров-типов, каждый из которых занимает определённое место в сложной (даже, может быть, излишне усложнённой) драматургической системе пьесы.

Со стороны изображённых в ней событий она никак не связана с тем, что происходило в момент её создания в России (на что уже указывалось исследователями Горького). Холерный бунт в финале пьесы никак на воспроизведение революционных событий претендовать не может.

В пьесе имеется другая особенность, которая и говорит о ней, как о произведении, рождённом эпохой революции; это её внутренняя напряжённость, обострённость ситуации, в которой оказались два враждебных стана – народ и интеллигенция. Она-то и явилась отражением глубокого неблагополучия, царящего в русском обществе, в жизни России вообще. В создании именно такой атмосферы и видел Горький, по всей видимости, свою задачу. Он не претендовал пока ещё на большее. События 9 января потрясли его, но их надо было осмыслить. Осмысление пришло не сразу – понимание рождалось вместе с развитием революционного движения. Но вот царящая в обществе напряжённость, явившаяся отдалённым предвестием будущего взрыва, ощущалась Горьким задолго до 9 января, и ощущение это, как он сам говорит, постепенно «перерождалось в предчувствие катастрофы».

Это предчувствие и оказалось лежащим в основе психологической коллизии драмы. Горький уничтожает здесь всякое деление людей на «детей солнца» и «детей земли», деление, идущее от Бальмонта, от его сборника «Будем как Солнце». Он резко разрушает сложившуюся традицию, утверждая природную ценность человека, его способность к творчеству , силу его мысли – независимо от принадлежности его к тому или иному социальному слою. Интеллигенция для него – разум народа, то, что обычно подразумевают под народом – его воля. Разрыв между «разумом» и «волей» в жизни народа – трагедия. Вряд ли правы исследователи, считающие, что Горький употреблял термин «дети солнца» только применительно к интеллигенции, и отыскивающие, согласно этому, в заглавии пьесы один лишь сатирический подтекст. В общем, исходом значении понятие «дети солнца» в употреблении Горького перекликается с его же .

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id65955

КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ “ДЕТИ СОЛНЦА” (по пьесе М. Горького “Дети солнца”)

Сравнивая работу писателя над романом
и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя ро-
ман, писатель пользуется двумя приемами:
диалогом и описанием. Драматург пользует-
ся только диалогом. Он, так сказать, работа-
ет голым словом…”.
И в самом деле, в любом художественном
произведении (кроме драматургического) мож-
но встретить портретное описание героев и
их характеров, пейзажные зарисовки и раз-
личные рассуждения автора на ту или иную
тему.
В драматургическом произведении нет
ничего, кроме реплик

Related posts:

Речевая характеристика героев пьесы М. Горького “Дети солнца”Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести. М. Горький Высказывание Горького, приведенное в эпиграфе, свидетельствует о его отношении к языку драматических произведений. Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель […].

Речевая характеристика героев в одном из произведений русской драматургии XX века. (М. Горький. “Дети солнца”.)Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…”. Действительно, в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретить портретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения автора на ту или иную тему. […].

Темы сочинений по пьесе М. Горького “На дне”1. Система персонажей пьесы М. Горького “На дне”. 2. Своеобразие конфликта и композиции пьесы М. Горького “На дне”. 3. Что лучше: истина или сострадание? (По пьесе М. Горького “На дне”.) 4. Человек и правда в пьесе М. Горького “На дне”. 5. Пьеса М. Горького “На дне” как социально-философская драма. 6. Проблематика добра и правды […].

Тема любви в пьесе Горького “На дне”Пьеса “На дне” – произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы. Среди них – проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей. Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, […].

Почему сестры не могут вернуться в Москву, хоть и говорят об этом все время? Что им мешает? (по пьесе А. П. Чехова “Три сестры”)Одной из главных проблем пьесы А. П. Чехова “Три сестры” является проблема неосуществленных мечтаний. Лейтмотивом произведения является желание сестер Прозоровых вернуться на свою родину – в Москву. Об этом они говорят на протяжении всей пьесы, строят планы и активно обсуждают их. Однако эти мечты так и остаются мечтами. Почему? Для нужно понять, что значит Москва […].

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (3)Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни. Горький в своей пьесе не дает подробного описания […].

Новаторство горького-драматурга в пьесе “На дне”Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о “праведной земле” кульминация, а начало развязки – убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится […].

Споры о человеке и образ Луки в пьесе Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” – новаторское литературное произведение. Только появившись, она произвела очень сильный эффект. С тех пор она не раз вызывала споры – и будет вызывать, потому что слишком широк спектр затронутых автором проблем, на разных этапах исторического развития приобретающих новую актуальность, слишком неоднозначна и противоречива авторская позиция, слишком резко и неприкрыто бытописание. […].

Читайте также:  Человек в творчестве М. Горького: сочинение

ИДЕИ ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для истории России. Автор вводит в русскую литературу нового героя – люмпена, босяка, но рассказы- вает о нем по-новому. Тема людей “дна” не нова для русской литературы: Гоголь, Досто- евский, Гиляровский обращались к этой теме. Сам Горький отмечал, что пьеса явилась ито- […].

Роль женских образов в пьесе Горького “На дне”В пьесе пять женских персонажей. Анна – жена Клеща, смиренно умирающая во втором акте, сердобольная и хозяйственная Квашня, молодая Василиса – жена хозяина ночлежки и любовница Васьки Пепла, юная и забитая Наташа и Настя, обозначенная в авторской ремарке стыдливым словом “девица”. В смысловом контексте произведения женские образы представлены двумя парами противоположных характеров: Квашня – Настя […].

Судьба человеческая в пьесе Максима Горького “На дне”М. Горький на протяжении всего своего творчества интересовался человеком, личностью, загадочностью его духовного мира. Человеческие размышления и чувства, чаяния и мечтания, сила и слабость – все это является отражением на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее герои – люди начала XX века, поры краха прежнего мира и начала новой жизни. Но они выделяются тем, […].

Сочинение Человек – это звучит гордо по пьесе Горького На днеГорький написал пьесу “На дне” в 1902 году в сложный для России период. Приближается первая русская революция, в народе зреет недовольство, во власти разброд. Народ выходит из тени и все больше заявляет о себе царскому режиму. Горький не первый писатель, который писал о социальных нарывах общества. Он первый ввел неизвестного героя – люмпена и босяка […].

Лука и Сатин в пьесе Горького “На дне”Вопрос о лжи и честности далеко не однозначен. Именно поэтому все мыслители человечества на протяжении многих веков бьются над ним. Эти два совершенно противоположных понятия, так же как и добро со злом, всегда находятся рядом, и не могут существовать по отдельности. Многие литературные деятели в своих произведениях ставили перед обществом и самим собой эти вопросы. […].

Поиски правды в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” (1902). Эта драма стала ре­зультатом жизненного опыта и философских исканий писа­теля. “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософ­ский”, – отмечал автор в интервью в 1903 […].

Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького “На дне?”Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее – в столкновении жизненных […].

Правда о человеке в пьесе “На дне” М. ГорькогоВ пьесе показаны “униженные и оскорбленные”, выброшенные на дно жизни. Каждый из них имеет свою биографию, свою историю, свою мечту. Эти в прошлом достойные люди – жертвы царящих в обществе условий, где никому нет дела до другого, где действуют волчьи законы. Судьба каждого из них трагична, так как подняться со дна ни спившийся актер, ни […].

“ЧЕЛОВЕК!- ЭТО ЗВУЧИТ… ГОРДО!” (по пьесе М. Горького “На дне”)Драма “На дне” – этапное произведение в творчестве Горького. И написано оно было в переломное для страны время. В 90-х годах в России разразился жестокий экономичес- кий кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян уходи- ли из деревень в поисках заработка. А фаб- рики и заводы закрывались. Тысячи людей оказались без крова и средств […].

Образ Луки в пьесе М. Горького “На дне”Лука – пожилой странник, на некоторое время появляющийся в ночлежке. Это человек с богатым жизненным опытом, о чем говориться в словах: “Мяли много, вот и мягок”. Лука считает всех людей жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися лишь в соболезновании и утешении. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые […].

Речевая характеристика Наташи в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса “На дне”, написанная Максимом Горьким в 1902 году, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность “На дне” сразу привлекла внимание русской общественности. Тематически пьеса завершила цикл произведений писателя о “босяках”. “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей””, – писал он. Обитатели ночлежки […].

СИЛА ДУХА – СТРЕМЛЕНИЕ К СВЕТУ (по пьесе М. Горького “На дне”)Открыть человеку глубины его души – этого добивается в той или иной степени каждый писатель. Одна из основных, может быть, и главных целей искусства есть рас- крытие этой тайны. Особенно это свойствен- но русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Про- блему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы – Пуш- […].

Сочинение на тему: “Статус человека”(По пьесе”На дне” М. Горького)Пьесу М. Горького “На дне” считают жемчужиной театральной сцены и всей мировой драматургии. После ее постановки в Художественном театре в 1902 году она не сходила со сцены русского и зарубежного театра. В чем же заключается такая долгая сценическая жизнь пьесы? В ней драматургу удалось соединить правду жизни и стремление людей к новым горизонтам. Перед зрителями […].

СПОР О ПРАВДЕ В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой. Беранже Пожалуй, и в наши дни на проходе через томительно жгучую неизвестность, горькое да упреждающее словцо куда полезнее усыпительных гуслей. Л. Леонов I. Мечта М. Горького о Человеке. Гордые и сильные, красивые и вольные, люди “с солнцем в крови” герои ранних произведений писателя. II. Человека Горький ищет везде, […].

“Бывшие люди” в пьесе М. Горького “На дне”Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: “Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это […].

Изображение “дна” в пьесе Горького “На дне”Действие драмы “На дне” происходит на рубеже XIX-XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на “дно” жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. […].

По пьесе М. Горького “На дне”Горький своей пьесой “На дне” выступил как “создатель нового типа социальной драмы”. Пьеса “На дне” – обвинительный акт обществу, которое выбрасывает людей на дно жизни, унижая их, лишая чести и достоинства, вытравляя высокие человеческие чувства. Чтобы лучше понять атмосферу, царящую в ночлежке, проанализируем начальные сцены пьесы. Пьеса начинается так, будто читатель случайно открывает дверь в […].

Автор и герои в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса “На дне” явилась итогом почти двадцатилетних наблюдений Горького над миром “бывших людей”. В ранних горьковских рассказах образ босяка не лишен даже некоторой романтической окраски. Читателя привлекают его удаль, широта души, человечность, поиски справедливости. Ощущается его несомненное превосходство над сытым и самодовольным мещанством. По мере роста политической и художественной зрелости Горького в его творчестве на […].

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького “На дне”. (6)Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX – начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека […].

“Три правды” в пьесе А. М. Горького “На дне”В пьесе Горький противопоставляет гуманизм ложный, проповедующий всеобщее смирение, покорность судьбе, и подлинный гуманизм, суть которого – в борьбе против всего, что угнетает человека, лишая его достоинства и веры в свои силы, против рабской жизни человечества. Это две основные правды, о которых спорят в пьесе Лука и Сатин, – персонажи, сразу же выделяющиеся из общей […].

Спор о правде и лжи в пьесе М. Горького “На дне”Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи. Вл. Гжегорчик Пьеса “На дне” – вершина драматургии Максима Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между “возвышающей” истиной и “утешительной, примиряющей” ложью, причем на таком уровне, что […].

Помогите написать сочинение в чем смысл названия кладовая солнца и, что поняли дети?(Только 1 сочинение)В своих книгах М. М. Пришвин ставит и решает серьезные вопросы – о смысле жизни, о том, как надо жить, чтобы оставить значимый след на земле, как любить всех и быть внимательнее к каждому. В сказке-были “Кладовая солнца” писатель с помощью фантастических историй и персонажей стремился утвердить простые жизненные заповеди: необходимо проявлять внимание к природе […].

Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького “На дне”В ряду первых рассказов М. Горький показал ужасающие картины русской действительности, пороки капиталистического строя, бесчеловечные условия буржуазной России, “свинцовые мерзости жизни”. А пьеса “На дне” явилась наиболее сильным произведением о “бывших людях”, ибо такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной и безысходной участи мировая литература не знала. В сыром подвале, “похожем […].

Раздумья о Человеке в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” написана сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные идеи […].

Споры о человеке в пьесе М. Горького “На дне”Пьеса М. Горького “На дне” создана почти сто лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития вновь приобретают актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные […].

“Три правды” в пьесе Горького “На дне”В интервью о пьесе “На дне” в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?” Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях […].

Тренировочный текст по пьесе Горького “На дне”Г Отовясь к сочинению по драме Горького “На дне”, можно предложить ученикам тренировочный текст, задача которого – не только представить в обобщенном виде полученные на уроках сведения (что зачастую бывает довольно трудно для самих учащихся), но и дать возможность повторить основные правила орфографии и пунктуации, а также правила оформления цитат. Текст распечатывается для каждого ученика […].

“Просвещенный – тот, кто понимает смысл своей жизни”. (Л. Н. Толстой). По пьесе М. Горького “На дне”1. Творчество Горького. 2. Обитатели “дна”. 3. Вопросы о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни всегда был очень важен для духовного развития людей. Понимание смысла жизни свойственно далеко не каждому. Только немногие люди могут в суете повседневности найти и понять главные составляющие жизни. Свое сочинение я бы хотел посвятить творчеству М. Горького. Этого мастера художественного […].

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”)Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы. Без всякого сомнения, можно сказать, что одной из основных тем произведения является раздумье о Человеке. На самом деле кажется необычным, что каждый из обитателей ночлежки […].

Читайте также:  Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Сочинение по пьесе Горького “Мещане”Интерес Горького к театру проявился еще в средине 90-х годов, о чем свидетельствует его режиссерская и актерская деятельность в Мануйловке. К написанию пьес он обратился по совету А. П. Чехова и настоятельной просьбе основателей Московского художественного театра К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Горький высоко ценил этот, только что родившийся, но уже прославленный театр. […].

“Отцы” и “дети” в пьесе А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся”Пьеса Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения одновременно недалеки и самонадеянны, упрямы и недальновидны. Каждый из персонажей пьесы заслуживает пристального внимания. Самсон Силыч большов, купец, глава семьи, превыше всего озабочен своими денежными делами. Он […].

Сочинение для ГИА 2014 года из Открытого банка заданий 5.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н. С. Валгиной: “При помощи тире передается высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряженность”. Человеческая речь немыслима без эмоций. В устной речи мы выражаем их короткими или долгими паузами, повышением или понижением интонации. А как выразить эмоции в письменной речи? Конечно же, при помощи знаков препинания. Так, важную и […].

Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»)

Сравнивая работу писателя над рома­ном и пьесой, Горький отмечал, что, «со­чиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Дра­матург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом. ».

И в самом деле, в любом художествен­ном произведении (кроме драматургичес­кого) можно встретить портретное описа­ние героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения ав­тора на ту или иную тему.

В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. Но ре­марки служат только для объяснения чи­тателю или актеру обстановки, поэтому основная смысловая нагрузка произве­дения ложится на монологи и диалоги персонажей.

Именно из них мы можем составить пор­трет героев, узнать об их характерах и по­ступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям, положенным в осно­ву произведения, то есть раскрыть основ­ное идейное содержание пьесы.

Начиная писать, говорил Горький, он ви­дит прежде всего человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого Горь­кий рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы «Дети солнца». Эта пье­са была написана под впечатлением вы­сказывания молодого физика Лебедева: «Ключ к тайнам жизни — химия».

Каковы же речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышанная Горьким фраза? Каким обра­зом речь персонажей раскрывает их ха­рактеры и даже создает их портреты?

Горьковская пьеса «Дети солнца» начи­нается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двух реплик можно соста­вить представление о том, что за люди пе­ред нами.

«Послушай, дворник!» — обращается Протасов к Роману. В этом обращении и в следующей за ним реплике Романа «Чего?» отчетливо проявляется несходст­во людей, их социальная удаленность друг от друга. Аналогичную картину мы видим и в заключительной сцене. Здесь напряженность действия не соответству­ет речи Протасова. Протасов взволнован­но обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: «Вы. ужасно глупы, су­дарь мой».

Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выразительны речевые характеристики Антоновны, Риммы, Меланьи, Тропинина и Назара.

Речь Антоновны полна просторечий: «уделаешь», «напустишь угару», «дверь отворю»; простых, но метких сравнений: «Сахар грызет, как репу», «Самовар вы­хлебала, совсем как лошадь».

Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл на­уки, но из-за своей малограмотности по­стоянно путается в терминах. «Не пони­маю я формулов», — в отчаянии заявляет она Протасову.

Горничная Римма, мечта которой — выйти замуж за богатого, старается гово­рить «на господский манер»: «что-с», «не глупая-с», «хорошо-с». «Свистит, как змея», — говорит о ней Протасов.

Бывший офицер, опустившийся пьяни­ца, Тропинин, пытаясь продемонстриро­вать свое «благородное» происхождение, изъясняется витиевато: «ибо счастье пре­вратно. », «бон вояж», «до приятного сви­дания».

Еще более замысловата речь у разбога­тевшего купца Назара, который стремится хоть сложностью речи подняться до уров­ня интеллигенции. «Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности. для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать. »

Литературные критики отмечают, что ха­рактерными особенностями языка драма­тургических произведений Горького явля­ются афористичность, своеобразие мета­фор, оригинальность пунктуации.

Каким же образом проявляются эти осо­бенности в пьесе «Дети солнца»? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена «крыла­тыми

Персонажам из народа Антоновне, Его­ру свойственны высказывания, испол­ненные народной мудрости. Например, Егор говорит Протасову: «Бородатому нянька — не указ», желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения. Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко при­нимают форму пословиц, поговорок. Свое недовольство молодой прислугой она высказывает следующим образом: «А теперь все норовят в баре, а повад­ки — как у твари».

Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положе­ние в кругу персонажей пьесы. Безуслов­но, относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто об­щается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь.

Поэтому в его речи афоризмы философ­ского содержания, свойственные интелли­гентской среде, переплетаются с житей­скими истинами. В беседах с Лизой он вы­ражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житей­ском опыте. Примеры его афоризмов — «Люди грубы и жестоки. Это их природа», «Мастеровые — они все пьяницы».

Совсем иначе выглядят афоризмы Про­тасова, Лизы, Волгина.

Философские афоризмы Лизы поэтич­ны. «Там, где пролита кровь, никогда не вырастут цветы. там растет только не­нависть».

В речи Протасова афоризмы, философ­ские по своему содержанию, часто выгля­дят как отрывки из научных книг. Напри­мер: «Только в области разума человек свободен, только тогда он — человек, ког­да разумен, и если он разумен, он честен. Добро создано разумом, без сознания — нет добра».

Есть и еще одна интересная особен­ность пьесы. Это пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расста­новка тире и очень большое количество многоточий. «Да ты — пригрози. Я, мол, тебе дам», или «Ну, — будет, старуха! Еле­на — дома?», или «Но — поймите: мне сов­сем не нужно, чтобы кипело». И такие нео­бычные фразы можно встретить на каж­дой странице.

На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при испол­нении своей роли. Но посмотрим повнима­тельнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе «Мать» не менее своеобразная расстановка тире: «Все любят близкое, но — в большом серд­це и далекое — близко!» или «Ну, это уж — ничего не поделаешь». В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?

Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение па­дает на ее конец, а начало остается безу­дарным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую-то неуловимую весомость, даже тяжело­весность речи.

Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обду­мывают каждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медли­тельность и обстоятельность волжского характера Горького.

Итак, проанализировав текст пьесы «Де­ти солнца», можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей дра­матургии Горького в целом: афористич­ность, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Все эти приемы Горький применяет для того, чтобы ярче и более выпукло выпи­сать своих героев.

Сочинения

Сочинение по пьесе Горького «Дети солнца»

В пьесе «Дети солнца», написанной в Петропавловской крепости, Горький изобразил иную прослойку интеллигенции — ученых, художников. В отличие от «дачников», эта творческая интеллигенция далека от мещанского практицизма. Но она также далека и от народа. Герои пьесы, наблюдая темноту и невежество народа, не задумываются над социальными причинами, порождающими эти страшные явления. Таков талантливый художник Вагин, декадент, защищающий теорию искусства для избранных, для «одиноких среди одиноких». Таков, по сути, и центральный персонаж пьесы — ученый Павел Протасов, сторонник теории «чистой науки», хотя он и не формулирует её в громких декларациях, как Вагин.

Протасов посвятил себя науке, которая, по его мнению, должна принести счастье людям. Он верит, что человек, благодаря научным открытиям, станет владыкой всего. Эта вера делает его вдохновенным поэтом, прославляющим все лучшее в мире: «Настоящее — свободный, дружный труд для наслаждения трудом, и будущее — я его чувствую, я его вижу — оно прекрасно». Протасов верит, что с помощью науки человек освободит себя от воли случая, победит чувство страха смерти и саму смерть.

Страстные монологи Протасова, в отличие от сетований Вагина, не преследуют такой цели, как отторжение науки от людей,— совсем напротив: ученый жаждет отдать свой талант людям. И все же Протасов терпит трагикомическую неудачу, когда от красивых, правильных, но абстрактных слов пришлось обратиться к живой жизни. И потому мечтатель, романтик и альтруист Протасов, несмотря, казалось бы, на полную противоположность скептику и индивидуалисту Вагину, так же далек от народа, как и Вагин, не знает его жизни, неспособен практически помочь ему. Мечтая о будущем, он не видит настоящего, игнорируя в нем социальные конфликты. Сестра Протасова Лиза, испытывающая страх перед будущим, с повышенной, болезненной остротой чувствует пропасть, которая отделяет окружающих её людей от простого народа, живущего в нищете и невежестве: «Вас мало, вы незаметны на земле… На земле заметны миллионы, а не сотни… и среди миллионов растет ненависть… Однажды их злоба обрушится на вас».

Как бы подтверждая это предчувствие Лизы, Горький показывает холерный бунт: доведенные до отчаяния люди, темные и невежественные, избивают докторов, а заодно и «детей солнца». Протасов не может понять, почему Егор, этот мастер-виртуоз, которого он так ценил, хотел задушить его. А ведь озлобление Егора имело свои причины. «Дети солнца» слишком заняты собой и абстрактными мечтами о будущем человечества, чтобы снизойти к людям труда.

Противоположную Протасову позицию занимает ветеринарный врач (сам себя он называет «скотским доктором») Борис Чепурной. В отличие от романтика Протасова, он скептик. Жизнь он видит только с грубой стороны. Для него романтическая мечта Протасова — это «возвышающий обман». Даже мрачно настроенная Лиза поражается крайности Чепурного, для которого люди •— это темная, озлобленная, движимая звериными инстинктами толпа. Злость в Чепурном во многом напускная. «Зачем вы напускаете на себя эту грубость, эту тяжелую, неприятную насмешливость?» — говорит ему Лиза. Видимо, в своей трудной сиротской жизни он слишком много хлебнул горя, много видел грубого, и теперь упрямо («Я — хохол, а они упрямы») твердит о своем презрении к людям, о безгеройности жизни. Ко всему прибавилась мучительная безответная любовь к Лизе. Утратив цель в жизни, Чепурной кончает самоубийством.

В эпизодических образах Назара Авдеевича и его сына Горький показывает и «хозяев», которые «возымели охоту к расширению русской промышленности». Они-то и пытаются приручить «детей солнца», использовать их знания для своего обогащения. Ученого-химика Протасова, стремящегося разгадать тайны жизни, купец Назар Авдеевич пытается приспособить для изготовления пивных бутылок. И, видимо, попытка эта не останется безуспешной.

Своей пьесой Горький показал, к чему ведет отрыв интеллигенции от народа. Он звал честных интеллигентов к демократии, к слиянию с народом, к союзу труда и науки.

КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ “ДЕТИ СОЛНЦА” (по пьесе М. Горького “Дети солнца”)

Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом”.

И в самом деле, в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретить портретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения автора на ту или иную тему.

В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. Но ремарки служат только для объяснения читателю или актеру обстановки, поэтому основная смысловая нагрузка произведения ложится на монологи и диалоги персонажей.

Читайте также:  Творческий путь М. Горького: сочинение

Именно из них мы можем составить портрет героев, узнать об их характерах и поступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям, положенным в основу произведения, то есть раскрыть основное идейное содержание пьесы.

Начиная писать, говорил Горький, он видит прежде всего человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого Горький рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы “Дети солнца”. Эта пьеса была написана под впечатлением высказывания молодого физика Лебедева: “Ключ к тайнам жизни – химия”.

Каковы же речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышанная Горьким фраза? Каким образом речь персонажей раскрывает их характеры и даже создает их портреты?

Горьковская пьеса “Дети солнца” начинается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двух реплик можно составить представление о том, что за люди перед нами.

“Послушай, дворник!” – обращается Протасов к Роману. В этом обращении и в следующей за ним реплике Романа “Чего?” отчетливо проявляется несходство людей, их социальная удаленность друг от друга. Аналогичную картину мы видим и в заключительной сцене. Здесь напряженность действия не соответствует речи Протасова. Протасов взволнованно обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: “Вы. ужасно глупы, сударь мой”.

Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выразительны речевые характеристики Антоновны, Риммы, Меланьи, Тропинина и Назара.

Речь Антоновны полна просторечий: “уделаешь”, “напустишь угару”, “дверь отворю”; простых, но метких сравнений: “Сахар грызет, как репу”, “Самовар выхлебала, совсем как лошадь”.

Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл науки, но из-за своей малограмотности постоянно путается в терминах. “Не понимаю я формулой”, – в отчаянии заявляет она Протасову.

Горничная Римма, мечта которой – выйти замуж за богатого, старается говорить “на господский манер”: “что-с”, “не глупая-с”, “хорошо-с”. “Свистит, как змея”, – говорит о ней Протасов.

Бывший офицер, опустившийся пьяница, Тропинин, пытаясь продемонстрировать свое “благородное” происхождение, изъясняется витиевато: “ибо счастье превратно..”., “бон вояж”, “до приятного свидания”.

Еще более замысловата речь у разбогатевшего купца Назара, который стремится хоть сложностью речи подняться до уровня интеллигенции. “Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности. для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать..”.

Литературные критики отмечают, что характерными особенностями языка драматургических произведений Горького являются афористичность, своеобразие метафор, оригинальность пунктуации.

Каким же образом проявляются эти особенности в пьесе “Дети солнца”? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена “крылатыми” словами и выражениями. Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде всего они служат характеристике персонажей. Афоризмы расставляют по местам основные противостоящие группы героев: с одной стороны – представители народа, с другой – интеллигенция.

Персонажам из народа Антоновне, Егору свойственны высказывания, исполненные народной мудрости. Например, Егор говорит Протасову: “Бородатому нянька – не указ”, желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения. Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко принимают форму пословиц, поговорок. Свое недовольство молодой прислугой она высказывает следующим образом: “А теперь все норовят в баре, а повадки – как у твари”.

Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положение в кругу персонажей пьесы. Безусловно, относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто общается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь.

Поэтому в его речи афоризмы философского содержания, свойственные интеллигентской среде, переплетаются с житейскими истинами. В беседах е Лизой он выражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житейском опыте. Примеры его афоризмов – “Люди грубы и жестоки. Это их природа”, “Мастеровые – они все пьяницы”.

Совсем иначе выглядят афоризмы Протасова, Лизы, Волгина.

Философские афоризмы Лизы поэтичны. “Там, где пролита кровь, никогда не вырастут цветы. там растет только ненависть”.

В речи Протасова афоризмы философские по своему содержанию, часто выглядят как отрывки из научных книг. Например: “Только в области разума человек свободен, только тогда он – человек, когда разумен, и если он разумен, он честен. Добро создано разумом, без сознания – нет добра”.

Есть и еще одна интересная особенность пьесы. Это пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расстановка тире и очень большое количество многоточий. “Да ты – пригрози. Я, мол, тебе дам”, или “Ну, – будет, старуха! Елена – дома?”, или “Но – поймите: мне совсем не нужно, чтобы кипело”. И такие необычные фразы можно встретить на каждой странице.

На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при исполнении своей роли. Но посмотрим повнимательнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе “Мать” не менее своеобразная расстановка тире: “Все любят близкое, но – в большом сердце и далекое – близко!” или “Ну, это уж – ничего не поделаешь”. В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?

Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение падает на ее конец, а начало остается безударным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую-то неуловимую весомость, даже тяжеловесность речи.

Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обдумывают каждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медлительность и обстоятельность волжского характера Горького.

Итак, проанализировав текст пьесы “Дети солнца”, можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей драматургии Горького в целом: афористичность, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Все эти приемы Горький применяет для того, чтобы ярче и более выпукло выписать своих героев.

КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ «ДЕТИ СОЛНЦА» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»)

КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ «ДЕТИ СОЛНЦА». Сравнивая работу писателя над рома­ном и пьесой, Горький отмечал, что, «со­чиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Дра­матург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом…».

И в самом деле, в любом художествен­ном произведении (кроме драматургичес­кого) можно встретить портретное описа­ние героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения ав­тора на ту или иную тему.

В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. Но ре­марки служат только для объяснения чи­тателю или актеру обстановки, поэтому основная смысловая нагрузка произве­дения ложится на монологи и диалоги персонажей.

Именно из них мы можем составить пор­трет героев, узнать об их характерах и по­ступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям, положенным в осно­ву произведения, то есть раскрыть основ­ное идейное содержание пьесы.

Начиная писать, говорил Горький, он ви­дит прежде всего человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого Горь­кий рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы «Дети солнца». Эта пье­са была написана под впечатлением вы­сказывания молодого физика Лебедева: «Ключ к тайнам жизни — химия».

Каковы же речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышанная Горьким фраза? Каким обра­зом речь персонажей раскрывает их ха­рактеры и даже создает их портреты?

Горьковская пьеса «Дети солнца» начи­нается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двух реплик можно соста­вить представление о том, что за люди пе­ред нами.

«Послушай, дворник!» — обращается Протасов к Роману. В этом обращении и в следующей за ним реплике Романа «Чего?» отчетливо проявляется несходст­во людей, их социальная удаленность друг от друга. Аналогичную картину мы видим и в заключительной сцене. Здесь напряженность действия не соответству­ет речи Протасова. Протасов взволнован­но обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: «Вы… ужасно глупы, су­дарь мой».

Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выразительны речевые характеристики Антоновны, Риммы, Ме­ланьи, Тропинина и Назара.

Речь Антоновны полна просторечий: «уделаешь», «напустишь угару», «дверь отворю»; простых, но метких сравнений:­

«Сахар грызет, как репу», «Самовар вы­хлебала, совсем как лошадь».

Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл на­уки, но из-за своей малограмотности по­стоянно путается в терминах. «Не пони­маю я формулов», — в отчаянии заявляет она Протасову.

Горничная Римма, мечта которой — выйти замуж за богатого, старается гово­рить «на господский манер»: «что-с», «не глупая-с», «хорошо-с». «Свистит, как змея», — говорит о ней Протасов.

Бывший офицер, опустившийся пьяни­ца, Тропинин, пытаясь продемонстриро­вать свое «благородное» происхождение, изъясняется витиевато: «ибо счастье пре­вратно…», «бон вояж», «до приятного сви­дания».

Еще более замысловата речь у разбога­тевшего купца Назара, который стремится хоть сложностью речи подняться до уров­ня интеллигенции. «Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности… для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать…»

Литературные критики отмечают, что ха­рактерными особенностями языка драма­тургических произведений Горького явля­ются афористичность, своеобразие мета­фор, оригинальность пунктуации.

Каким же образом проявляются эти осо­бенности в пьесе «Дети солнца»? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена «крыла­тыми» словами и выражениями. Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде все­го они служат характеристике персонажей. Афоризмы расставляют по местам основ­ные противостоящие группы героев: с од­ной стороны — представители народа, с другой — интеллигенция.

Персонажам из народа Антоновне, Его­ру свойственны высказывания, испол­ненные народной мудрости. Например, Егор говорит Протасову: «Бородатому нянька — не указ», желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения. Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко при­нимают форму пословиц, поговорок. Свое недовольство молодой прислугой она высказывает следующим образом: «А теперь все норовят в баре, а повад­ки — как у твари».

Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положе­ние в кругу персонажей пьесы. Безуслов­но, относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто об­щается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь.

Поэтому в его речи афоризмы философ­ского содержания, свойственные интелли­гентской среде, переплетаются с житей­скими истинами. В беседах с Лизой он вы­ражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житей­ском опыте. Примеры его афоризмов — «Люди грубы и жестоки. Это их природа», «Мастеровые — они все пьяницы».

Совсем иначе выглядят афоризмы Про­тасова, Лизы, Волгина.

Философские афоризмы Лизы поэтич­ны. «Там, где пролита кровь, никогда не вырастут цветы… там растет только не­нависть».

В речи Протасова афоризмы, философ­ские по своему содержанию, часто выгля­дят как отрывки из научных книг. Напри­мер: «Только в области разума человек свободен, только тогда он — человек, ког­да разумен, и если он разумен, он честен. Добро создано разумом, без сознания — нет добра».

Есть и еще одна интересная особен­ность пьесы. Это пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расста­новка тире и очень большое количество многоточий. «Да ты — пригрози… Я, мол, тебе дам», или «Ну, — будет, старуха! Еле­на — дома?», или «Но — поймите: мне сов­сем не нужно, чтобы кипело». И такие нео­бычные фразы можно встретить на каж­дой странице.

На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при испол­нении своей роли. Но посмотрим повнима­тельнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе «Мать» не менее своеобразная расстановка тире: «Все любят близкое, но — в большом серд­це и далекое — близко!» или «Ну, это уж — ничего не поделаешь». В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?

Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение па­дает на ее конец, а начало остается безу­дарным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую- то неуловимую весомость, даже тяжело­весность речи.

Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обду­мывают каждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медли­тельность и обстоятельность волжского характера Горького.

Итак, проанализировав текст пьесы «Де­ти солнца», можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей дра­матургии Горького в целом: афористич­ность, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Все эти приемы Горький применяет для того, чтобы ярче и более выпукло выпи­сать своих героев.

Ссылка на основную публикацию
×
×