Сюжет и композиция романа Обломов: сочинение

Особенности композиции романа «Обломов»

Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов. В романе автор впервые описал такое тенденциозное для российского общества явление как «обломовщина», остро обозначив конфликт между героями, живущими прошлым, и героями-создателями будущего. Однако не менее важным аспектом для понимания идейного смысла произведения является композиция «Обломова», построенная из четырех основных частей, отображающих разные этапы становления личности и душевного состояния Ильи Ильича.

Сюжетно-композиционное построение «Обломова»

Для понимания идейно-смысловых функций композиции романа «Обломов» Гончарова необходимо кратко пересказать основные сюжетные линии произведения.

В первой части автор рисует перед читателем один день из жизни Ильи Ильича. Ленивый, погрязший в «обломовщине» Обломов весь день проводит на постели, так и не решаясь подняться и заняться какими-либо делами. Более того, он не поднимается даже чтобы поздороваться с пришедшими к нему Волковым, Судьбинским и Пенкиным, а затем Алексеевым и Тарантьевым. Завершает первую часть глава «Сон Обломова» – единственная глава в романе, имеющая название. Это обусловлено не только историей создания произведения (задумка книги появилась еще в 1847 году, а в 1849 году Гончаров публиковал «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, которое затем легло в основу романа «Обломов»), но и важностью сна для понимания явления «обломовщины», ее влияния на Илью Ильича как центральной цели его жизни.

Вторая часть начинается с приезда Штольца, который вытаскивает Обломова из полусонного состояния и возит с собой по гостям. Жизнь Ильи Ильича кардинально меняется – Андрей Иванович знакомит его с Ольгой Ильинской, в которую Обломов влюбляется. Девушка тоже полюбила Илью Ильича и вторая часть заканчивается их признаниями и планами на счастливое будущее.

Третья часть посвящена развитию отношений между Ольгой и Обломовым. Гончаров описывает как счастье возлюбленных, так и трудности взаимопонимания. В конце третьей части Обломов и Ольга расстаются, так как понимают, что идеализированные образы друг друга, в которые они влюбились, не соответствуют реальности.

Четвертая часть рассказывает о дальнейшей жизни Ольги и Обломова. Обломов находит свое семейное счастье у Пшеницыной, которая создает для него ту самую, желанную атмосферу Обломовки. Ольга же выходит замуж за Штольца. Оканчивается роман смертью Обломова.

Смысловые особенности композиции «Обломова»

В романе «Обломов» композиция делится на четыре основные части, символизирующие четыре этапа жизни героя, соответствующие порам года. Не удивительно, что тема природы в романе занимает одно из центральных мест – все события как будто дополняются пейзажами, погодой или изображением природы.

«Весна» и «Лето» Обломова

Роман начинается с «зимы» в жизни Обломова – состояния полусна, почти «умирания», когда человек практически не встает с постели, дожидаясь своей кончины. Следующим этапом – второй частью – становится «весна» Ильи Ильича – возрождение от «зимнего» сна и шаги навстречу новой жизни и новой любви. Пограничным моментом между «зимой» первой части и «весной» второй становится сон Обломова, повествующий о фактической «весне» жизни героя – его детстве в родной деревне. Функциональная роль сна в композиции романа – это плавный переход от апатии и «зимы» к «весне» путем воспоминаний о молодости, радости и жизни сквозь сон – то есть, по сути, сон Обломова является вещим, так как далее его жизнь снова становится похожа на его молодость – наполненную чарующей красотой природы, новыми впечатлениями и любовью. С другой же стороны, приход «весны» героя во сне указывает на то, что следующие события являются продолжением этого сна, а не реально происходящим с героем. На это указывают также слова Ольги при их расставании о том, что она не в силе изменить Обломова, так как он уже мертв. То есть, начиная роман с «зимы» Обломова, автор указывает, что герой уже безвозвратно погружен в состояние сонной, приводящей к распаду «обломовщины».

На смену весенней влюбленности героев, символом которой становится хрупкая ветка сирени, приходит «лето» (третья часть романа) как в душе героя, так и в отношениях между Ольгой и Обломовым. Они думают о необходимости жениться, но безинициативность и страх Обломова перед будущим не дает этому случиться. Расставание возлюбленных представляет собой конец «лета» подчеркнутый снегопадом, в который попадает Обломов по дороге домой – словно напоминание о том, что герой вновь впал в зимний мертвенный сон и апатию, из которых его могли вывести только Ольга и Штольц.

«Осень» и «Зима» Обломова

Четвертая часть романа представляет собой «осень» и «зиму» личности Обломова – спокойную, мертвенно тихую жизнь у Пшеницыной. Перед смертью Ильи Ильич будто возвращается в родную Обломовку, при этом все больше погружаясь в мечтания, которым не суждено сбыться. На момент фактической смерти личность Обломова уже была мертва – он давно существовал вне реального мира, погрузившись в иллюзорный мир «зимней» полудремы.

При этом реальный календарь событий несколько смещен по отношению к развитию событий, которые начинаются в мае, а оканчиваются поздней осенью, символизируя таким образом период жизни героя, соответствующий его реальному возрасту – от 30-ти летнего (конец весны) к поздней осени – около 50-ти лет.

Выводы

Главной особенностью композиции романа «Обломов» является «закольцованность» внутреннего состояния главного героя. В начале произведения Илия Ильич не только погружен в «обломовщину» он сам является частью этой далекой, оторванной от большого мира Обломовки. То же самое мы видим и в конце произведения – Обломов духовно и физически умирает, как и умирает его родная деревня. В философских масштабах композиция романа указывает на неотвратимость течения времени, смен пор года и этапов жизни, на конечность не только человека и деревни, но и целой истории рода с его традициями, на смену которым обязательно приходит что-то новое.

Сюжет и композиция романа «Обломов»

В основе сюжета романа И.А.Гончарова история жизни главного героя Ильи Ильича Обломова. В основе трагедии главного героя — обломовщина, то есть существование многих поколений дворян помещиков, которое было основано на паразитизме.

Композиция романа как отражение замысла писателя

Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.

Логика деления на части:

  • 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
  • 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
  • 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Тихоновной.
  • 4 часть — конец Обломова.

Первая часть романа — отображение характер героя

По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.

  • 1 глава — портрет героя, обстановка, характеризующая его. Захар как альтер эго своего барина;
  • 2-4 главы — характеристика жизни, от которой отказывается Обломов

( Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;

  • 5-6 главы — рассказ о службе, причины отвращения к жизни у героя, рассказ о его учении. Внутренняя жизнь Обломова

(» Так пускал он вход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнется с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы, когда день склонится к вечеру… Тогда он опять проводит его мучительным взглядом и печальной улыбкой и мирно опочиет от волнений»);

  • Характеристика Захара и его отношений с барином

( » Он принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов» ,»старинная связь была неистребима между ними»);

  • главы 2-8 — невозможность для Обломова действовать и решать практические дела: чтение письма из имения, обращение героя ко всем, даже доктору, за советом и помощью — неспособность к деятельности.
  • 9 глава — Сон Обломова — центральное место романа, объясняющее суть обломовщины как явления.
  • 10-11 главы — проясняют характер слуг, в частности показывают преданность Захара барину, подготавливают приезд Штольца, который и появляется в конце 10 главы.

Вторая часть романа «Обломова» — любовная линия сюжета

2 часть романа в общей композиции посвящена истории любви героя и Ольги Ильинской, а также отображению испытания героя любовью, попытке вырвать его из обломовщины. Девиз этой части — «теперь или никогда».

  • 1-2 главы — о Штольце как альтернативе Обломову, соединение немецкого (отец) и русского (мать) —

» Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…», «…сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…», у Обломова «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»

  • 3-4 главы — диалоги главного героя и Штольца. Обломовская критика современной жизни

(«это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала человеку природа», обломовская идиллия — покойная жизнь, без суеты, без войн, карьеры).

(» Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»). Обломовщина — диагноз Штольца.

  • 5 глава — Знакомство Обломова и Ольги Ильинской. Цель Штольца и Ольги -спасти Илью Ильича от обломовщины. Пение Ольги

(» Давно не чувствовал он такой бодрости и такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».)

  • Отношение Ольги к Обломову. Сначала только цель пробудить его к жизни

(«Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее»).

Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя , но и Ольги.

  • 7 глава — Преображение жизни Захара как отголосок жизни барина.
  • 8-12 главы — развитие любви: встречи. Сомнения, объяснение, письмо Ильи Ильича, упоение счастьем. Ольга

«А теперь она поняла, что только что начала жить».

«Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут». «Для меня любовь эта — все равно что…жизнь… Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг; мне как будто бог послал ее — и велел любить».

(«Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали».)

Третья часть композиции «Обломова» — крах героя

В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.

  • 1-4 главы — вмешательство жизни, требующей от него действия: ситуация с квартирой не разрешена, Обломов остается. Внимание Обломова к Агафье Тихоновне

Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова

(«Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе…»)

  • 5-6 глава -начало конца любви (в ответ на предложение Ольги покататься по Неве —

на разговоры о свадьбе —

» Погоди, Ольга: к чему так торопиться?»

Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-

«…но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • 7 глава — объяснение с Ольгой, последний взлет

(«Вы увидите, ты и Андрей, до какой высоты подниает человека любовь такой женщины, как ты!»)

  • 8-10 главы — столкновение Обломова с жизнью ( письмо из имения, разговор с Иваном Матвеевичем, наивность в практических делах, стремление избавиться от них с чужой помощью)
  • 11 глава — последнее объяснение с Ольгой- конец отношений

(«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего больше не хочешь… да я не такая»)

Четвертая часть — общий итог «Обломова»

В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.

  • 1 глава — любовь Агафьи Тихоновны

(«… полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»). «Его отношения к ней были гораздо проще:… воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

  • 2 глава — объяснение со Штольцем . Штольц :

» Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

  • 4 глава — Штольц и Ольга
  • 5-7 главы — Штольц утраивает дела Обломова (раскрывает интригу Тарантьева и Ивана Матвеевича). Решительный поступок героя — пощечина Тарантьеву — ответ на оскробления Штольца.
  • 8 глава — жизнь Штольца и Ольги. Духовный рост Ольги. Женщина в русской литературе — духовно выше героя. Ольга об Обломове —

«никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно…»

  • 9 глава — Последняя встреча Штольца и Обломова.

» Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины». Последний поступок героя. На слова Штольца об Агафье Тихоновне Обломов с достоинством говорит, что это его жена.

  • 10-11 главы — своеобразный эпилог — жизнь после смерти героя. Достоинство Агафьи Тихоновны

(» Она на все отвечает достоинством своей скорби и гордым молчанием»).

Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.

Читайте также:  Роль любовной интриги в романе И.А. Гончарова “Обломов”: сочинение

Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.

Особенности композиции романа Обломов сочинение

Роман «Обломов» довольно интересен по своему построению и развитию происходящих в нем событий. Сюжет построен на описании почти всей жизни главного героя, вплоть до самой его смерти. Затронуты в произведении философские темы.

Интересны приемы автора, с помощью которых он раскрывает характеры героев, это противопоставление одному другого. А их внутренние состояния он описывает с помощью времен года, которые соответствуют и душевным переживаниям персонажей и развитию событий в романе.

Сам роман поделен на четыре логических части. В первой предстает перед читателем главный герой – Илья Ильич Обломов. Показан его быт. В его лице автор так же представляет и весь русский народ, живущий по таким же принципам как и Илья Ильич. Взору читателя предстает типичная «обломовщина». Противопоставляется «русской лени» друг героя – Штольц. Он полная его противоположность.

Во второй части романа Обломов, благодаря своему товарищу, начинает появляться в свете, просыпаться для жизни. Делает он это очень неохотно. Но получает большой толчок к действию, встретив Ольгу. Вторая часть – это пробуждение Обломова ото сна.

Третья полностью посвящена любви Ольги и Ильи Ильича. Это самая действенная часть романа, где развитие событий достигает своей наивысшей точки. Обломов полностью пробудился и даже готов к активным действиям.

Но в четвертой – последней части он возвращается вновь в так любимую им «обломовщину», где ему привычно и спокойно. Герой вновь погружается в душевный сон. И даже возможность счастья с любимой женщиной оказывается неспособной пробудить его полностью. Он предпочитает покой. И поэтому женится на Пшенициной, которая это способна ему обеспечить.

В этом произведении Гончаров показывает типичное состояние русских людей, находящихся в «обломовском» сне. И такой план развития событий в жизни присущ многим. Этот план выражается в частях произведения – пробуждение, попытка изменить действительность, даже проявление активных действий и итог – возврат в привычное состояние.

Вариант №2

После выхода в свет в 1859 году произведения И.А. Гончарова «Обломов» в России появилось понятие «обломовщины». В обществе остро встал вопрос о противостоянии людей, живущих привычным прошлым и тех, кто устремлен в будущее и жаждет изменить мир вокруг. В произведении «Обломов» автор рассказывает о судьбе, потерявшего интерес к жизни человека — Ильи Ильича. Он описывает четыре временных витка: зиму, весну, лето и осень в мире главного героя, при этом символично изображая соответствующие пейзажи и природные явления за окном. Гончаров логично поделил роман «Обломов» на честеры части.

Начало произведения знакомит читателя с ведущим персонажем — Ильей Ильичем Обломовым и его ленивым, рутинным и тоскливым ежедневным существованием. Целый день он проводит лежа в кровати, даже не встав поприветствовать пришедших к нему Волкова, Судьбинского и Пенкина, а позже Алексеева и Тарантьева. Сюжет первой части книги завершается сном Обломова. Перед ним встают картины из детства, вспоминается его жизнь в родной деревне. Так, автор постепенно подводит героя к «весеннему» периоду жизни в жизни Обломова.

Знаменательное событие второй части романа — приезд близкого друга Ильи Ильича – Андрея Ивановича Штольца. Этот персонаж полная противоположность главного героя. Сначала без особого воодушевления, но именно благодаря Штольцу, Обломов постепенно пробуждается ото сна и выходит в общество. В его жизни наступает настоящая весна, когда он знакомится с Ольгой. Между ними завязываются близкие отношения.

Третья часть произведения самая насыщенная и яркая. Здесь между Обломовым и Ольгой разгораются сильные чувства, они говорят о женитьбе. Но Илья Ильич боится будущего и проявляет мало инициативы в отношениях, поэтому они с Ольгой расстаются. По возвращению домой Обломов попадает в снегопад посреди лета, так И.А. Гончаров показывает читателю, что главный персонаж вновь попадает в свой мир иллюзий.

В заключительной части романа в жизни героя наступает «осень» – он обыденно и скучно проживает свои дни с Пшеницыной. Обломов все больше уходит в мир несбывшихся мечтаний, а незадолго до смерти отправляется в родную деревню Обломовку.

Основная мысль романа «Обломов» и его отличительная композиционная особенность – это то, что внутренний мир Ильи Ильича похож на замкнутый круг. Автор проводит параллель между сменяющимися временами года и этапами жизни главного героя. Вначале произведения читатель наблюдает сонное, апатичное и неживое существование Обломова, которое ассоциируется с зимним увяданием в природе. Весна и лето в романе олицетворяют возрождение к жизни Ильи Ильича, его состояние влюбленности, накала чувств и появления надежд на лучшее будущее. В конце романа И.А. Гончарова — глубокая, тихая осень и смерть главного персонажа.

Роман «Обломов» актуален во все времена, потому что и сейчас в нашем обществе живут люди, которые ни к чему не стремятся и не хотят никаких перемен.

Композиции «Обломов». особенности

Роман И.А.Гончарова «Обломов» – замечательное произведение отечественной литературы, повествующее о необычном социальном явлении под названием «обломовщина». Главный герой, Илья Ильич, – сложная и противоречивая личность, мечтающая одновременно и об идеальной жизни, и о вечном отдыхе. Чтобы наиболее полно раскрыть образ своего героя, Гончаров создал особенную композицию романа, отображающую духовное развитие личности Обломова.

Книга разделена на четыре части – различные этапы жизни героя, каждый из которых соотносится с определенным временем года: повседневная жизнь Ильи Ильича (серая рутина, скука, однообразие, зима), его встреча с лучшим другом после давней разлуки и знакомство с Ольгой Ильинской (обновление чувств, души, новые эмоции, весна), затем их любовные отношения (ощущение счастья, гармонии, лето) и дальнейшая жизнь возлюбленных после разрыва (возвращение к рутине, угасание страстей и чувств, депрессия, осень). Поэтому тема природы играет важную роль в романе. Описание жизни природы, рассветов и закатов, приход весны и осени буквально дополняют образ Обломова. Однако действие начинается не зимой, а в начале мая, из-за чего времена года несколько смещены. Гончаров не просто так сравнивает жизнь Ильи Ильича со сменой времен года. Автор указывает и на то, что время циклично. Роман начинается с состояния непрерывного сна души Обломова и заканчивается абсолютно тем же, только вот уже «вечным» сном – герой умирает. Гончаров отмечает, что жизнь его – это замкнутый круг. Как бы Илья Ильич не пытался начать жизнь сначала, изменить ее, он все равно возвращается в бездну лени и неподвижности, апатии.

Таким образом, роман Гончарова «Обломов» – это история о замкнутом круге, по которому ходит герой. У него не хватает сил изменить свою жизнь к лучшему и наполнить ее яркими эмоциями и людьми. В конечном итоге он всегда возвращается к скучной и серой повседневности, как и теплое солнечное лето к холодной, мертвой зиме.

10 класс кратко

Особенности композиции романа Обломов

Знаменитая эпопея в лице её автора – Михаила Шолохова, гласит о непростой ситуации, сложившейся в царской, а затем и большевистской России. Основной сюжет разворачивается вокруг казацких поселений, сложившихся на Дону. Произведение считается

Роман Достоевского Ф. М. открывает всем читателям частичку души в отступнике, от которого отвернулось все его общество. В этом произведении под названием « Преступление и наказание » Федор Михайлович объединить эту ситуацию, которая в итоге приведет

В этой не такой уж большой балладе Жуковский рассказывает страшную историю… Отец скакал на коне с сыном по лесу, где малыш увидел «царя», который его убеждал остаться, сулил подарки

Михаил Александрович Врубель – известный российский художник, который особенно прославился своими изображениями демона. Но к такому роду картин художник пришел не сразу. Изначально, Михаил Врубель занимался реставрацией фресок

Спорт – залог здоровья и успешного будущего. Физические нагрузки способны оздоровить и закалить организм от всевозможных болезней. Поэтому я выбираю спорт!

На протяжении многих лет, философы, режиссеры и просто заинтересованные люди ищут ответ на один непростой вопрос- что такое добро? Но никто и никогда еще не пришел к однозначному выводу.

Сюжет и композиция романа «Обломов».

Конфликт в романе «Обломов».

Основной конфликт романа в главном герое («сейчас или никогда» – говорит Обломов). Он связан с эпохой перехода от крепостного права к зарождению нового капиталистического строя, который и порождает основные проблемы переходной эпохи: конфликт старого (патриархального) воспитания Обломова и нового в восприятии героя («жизнь везде его достаёт», как скажет сам герой). И этот конфликт превращается в противостояние внутренних устоев Обломова и воздействия внешнего мира. В этом противостоянии Обломов становится жертвой-символом уходящей патриархальной дворянской жизни (Обломов является носителем сознания уходящей эпохи): очевидна несовместимость гармоничного образа жизни Обломова с новым веком.

Почему О-в не шагает по жизни победителем, как Штольц?! Корни в обломовщине! Автор даёт психологический анализ, позволяющий высветить национальные и общечеловеческие корни этого общественного явления. Этот психологический анализ способствует и углублённой обрисовке характера главного героя. Это позволяет сделать вывод о жанре романа: роман социально-психологический.

Если выходить за «рамки» времени, то это борьба неповторимого мира личности с подавляющей её добрые свойства средой (воля и сила ведут к победе, но Обломов слишком кроток и мягок, да и ленив).

Сюжет и композиция романа «Обломов».

Характер героя поставил перед писателем нелёгкую проблему организации действия, сюжета: как показать в действии бездейственного человека, остановившуюся, стоячую натуру? Гончаров воспользовался для этого структурным принципом, найденным романистами 40-ых годов 19 века: «отрывочное», эпизодическое строение с хронологическим смещением событий (вспомните роман «Герой нашего времени»). У Обломова нет развивающейся, последовательной линии жизни. Его существование сложено из «отрывков», «эпизодов». Это жизнь, распавшаяся на части, человеческое существование, лишенное развивающейся деятельности:

– мысленное возвращение в Обломовское детство

– общение с Ольгой

Это не этапы внутреннего развития героя, это странно разрозненные моменты остановившейся, никуда ни движущейся жизни. Они автономны, замкнуты, и в каждом их них герою сопутствует свой локальный круг персонажей, которые затем как бы просто «отпадают» от него.

I частьэкспозиция: знакомство с Обломовым и социально-психологическая мотивировка главных свойств героя

II частьзавязка (мнимая)и развитие действия: приезд Штольца. Благодаря антитетичности образа Штольца резче очерчиваются черты Обломова. Вмешательство Штольца в жизнь Обломова приводит к его столкновению с обществом. Конфликт выражается во внутреннем несогласии героя с «искажением» нормы (« Я их не трогаю, ничего не ищу, а только не вижу нормальной жизни в этом»).В «вечной беготне взапуски, вечной игре дрянных страстишек…сплетнях, пересудах, щелчках друг другу» Обломов не видит главного – «человека», считая что во всём этом потерялась его «целость».Однако его идеал( «жизнь есть поэзия», «Все ищут отдыха и покоя») Штольц оценивает как «какую-то… обломовщину», вспоминая о том, что «лет десять» назад у его друга были другие стремления – «служить, пока станет сил, потому что России нужны руки и головы…работать, чтобы слаще отдыхать, а отдыхать – значит жить другой, артистической, изящной стороной жизни, жизни художников, поэтов».

Начиная с пятой главы второй части, главным предметом повествования становится любовная коллизия. Ольга Ильинская, как и сам Обломов, является воплощением гармонии, и он чувствует запах счастья в сиреневой ветке.

III часть – Выборгская сторона. Приехав отказаться от квартиры на Выборгской стороне, Обломов встречает женщину, с которой ему не надо притворяться, всегда «тихо, хорошо».Противоположность деятельной, требовательной Ольге Ильинской, Агафья Матвеевна воплощает идеал жизни без «волнений да тревог».Порывая с Ольгой(кульминация), герой называет причиной всего происшедшего «обломовщину» в себе.

Читайте также:  Основная композиция романа “Обыкновенная история” и его значение: сочинение

IV частьразвязка: жизнь в доме Агафьи Тимофеевны Пшеницыной, где Обломов постепенно становится «членом её семейства» и смыслом существования хозяйки. Время идёт незаметно, и «покой, довольство и безмятежная тишина» в доме на выборгской воспринимаются как продолжение обломовского существования. Только приезды Штольца выявляют, как разрываются связи Обломова с прошлым. В первый приезд (гл.2) Обломов ещё полон воспоминаниями при упоминании Ольги не знает, «куда деваться от смущения», хочет ехать к ней, чтобы « у ног её выпросить прощения». Во второй приезд (гл.6) герой « с радостью услыхал» о замужестве Ольги, узнав о свадьбе её со Штольцем. В третий приезд (гл.9) через «несколько лет» («Шутка ли, пятый год пошел, как мы не видались!») Штольц застаёт семейную идиллию. Он готов расстаться со Штольцем навсегда ( «оставь меня совсем…забудь…»).Обломов «распался навсегда» с внешним миром, ему «совестно жить на свете», но другого существования для себя он не представляет. Он достиг «обетованной земли», соединив «настоящее и прошлое», жизнь и сказку. Через два года заканчивается жизнь Обломова. Смерть приходит «без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести» (гл.10).

Глава 11 – эпилог. Мы видим Штольца с его приятелем – литератором, встречающих нищего Захара, просящего милостыню на паперти. Штольц считает, что рассказ приятелю об Обломове пригодится. Этот «рассказ» возвращает действие к началу романа, благодаря чему композиция романа становится кольцевой.

Обломов и Штольц.

Штольц во всех отношениях противоположен Обломову. Обломов – барин, Штольц – новый буржуазный делец. Характер и деятельность Штольца являются живым обличением обломовщины. Если в Обломове мы видим паралич воли и беспробудную лень, то в Штольце чувствуется непреклонная энергия. Если Обломов живёт воображением, то Штольц – практическим делом, опытом, фактами. Если идеалом О. служит безмятежный покой, то во взглядах Ш. мы находим подлинный культ труда, предприимчивость: он всегда что-то делает, к чему-то стремится, чего-то добивается. Взгляд на жизнь раскрывается у него в словах: « труд – образ. Содержание, стихия и цель жизни». Штольц идёт по жизненному пути как победитель (всё, что дорого Обломову, переходит Штольцу). Так в романе утверждается идея – на смену мечтателям типа Обломова идёт новая общественная сила, буржуазия, шаг за шагом вытесняя дворянство.

НО. Каково же главное содержание «проблемы», именуемой Штольц? Каков смысл введения в роман и роль этого героя?

Противопоставление Ш. и О. не столько социальное, это нравственно-философская проблема национального масштаба.Да! За Штольцем не стоит многовековой уклад, ему не сопутствуют ни предания, ни традиции, ему не присущи противоречия и не свойственны сомнения. Это человек без прошлого. В настоящем он располагает одним, зато вполне очевидным преимуществом – умет и любит трудиться. Но каков смысл этой жизни, если оторваться от «карьеры и фортуны» Штольца? Трудится ли он для общей человеческой цели или для себя? Обратимся к автору: одно меркантильное сравнение «каждый день» человеческой жизни герой тратит, как «каждый рубль» осторожно, но, несомненно, отстраняет его от авторского идеала. Гончаров несколько раз скажет применительно к нему: «нравственные отправления личности» – как о физиологической работе организма. Или ещё, как говорилось на языке той эпохи,о служебной деятельности – «отправлять дружеские обязанности».дружеские чувства отправлять нельзя. Но у Штольца этот оттенок налицо. Штольц ограниченно, деловито помогает другу, вообще как будто хочет заставить Обломова сделать какие-то определённые конкретно-практические дела. Но, получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: « Всё найдено, нечего искать, некуда идти больше!» А впоследствии он осторожно пытается уговорить Ольгу « склонить голову перед мятежными вопросами», исключить из собственной жизни «фаустовское беспокойство» («Мы не титаны с тобой, мы не пойдём…на дерзкую борьбу с мятежными вопросами»).Т.е. Гончаров вполне отчётливо осознавал ограниченность идеалов и нравственных возможностей героя. Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого («Мильон терзаний») и прекрасно понимал тревогу больших запросов, это признак несомненной внутренней недостаточности. Бездуховность, пусть носителем её будет самый деятельный, вооруженный всевозможными знаниями человек, не могла быть принята Гончаровым. Именно поэтому( несмотря на то, что Штольцу отдана любовь любимой героини писателя, Ольги И.)Штольц не может считаться близким идеалу Гончарова. Штольц лишён великой потребности сомнения во всём, критического отношения к себе, представления о том, что истина может лежать вне пределов его образа жизни и взглядов.

В то же самое время Гончаров, в отличие от многих современников, отдавал себе отчёт в том, что победителями окажутся именно эти деятели, выдвинутые естественным ходом истории. Автор считал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами».Почему под русскими?!Главная национальная нравственно-философская проблема связана с Обломовым. В соотношении с Обломовым деятельные герои не одерживают полной победы в душе читателей: честное, верное сердце, нежность, чистота нрава, русская незлобливость, неспособность на нечистые дела, оригинальный и забавный характер, чувство собственного достоинства и, наконец, великий дар будить любовь и труд души ставят Обломова над Штольцем!

«Сюжет и композиция романа “Обломов”»

Н. А. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?» (1859) пишет о сюжете и композиции романа: «Он, если хотите, действительно растянут. В первой части Обломов лежит на диване: во второй ездит к Ильинским и влюбляется в Ольгу, а она в него; в третьей она видит, что ошибалась в Обломове, и они расходятся; в четвертой она выходит замуж за Штольца, а он женится на хозяйке того дома, где нанимает квартиру. Вот и все. Ни каких внешних событий, никаких препятствий (кроме разве разведения моста через Неву, прекратившего свидания Ольги с Обломовым), никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова — единственная пружина действий во всей его истории».

Композиция романа в самом деле немного «рыхлая», За это писатель неоднократно подвергался критике. Роман неоднороден в композиционном отношении.

Начало романа, как мы видели, выдержано немного в гоголевском духе: изображается «галерея типов», все эти герои приходят один за другим к Обломову. У них в основном «говорящие» фамилии. У Обломова на все, что он слышит от них, однотипная реакция: их стремления кажутся ему «суетой», они все — «несчастными». Затем описывается положение героя на момент повествования: взаимоотношения с Захаром, дается экспозиция, воссоздающая более ранние этапы жизни Обломова, помогающая понять психологические истоки его теперешнего состояния. «Сон Обломова», опубликованный отдельно до завершения всего романа, обладает композиционной самостоятельностью и законченностью мысли. Содержание сна можно отнести и к нему лично, и ко всей старой дворянской России, символом которой является Обломовка. Этот сон занимает в идейном отношении, может быть, центральное место в романе, так как показывает, что стоит за понятием «обломовщина» — ключевым словом в романе.

Заканчивается первая часть появлением Штольца — это появление производит впечатление завязки.
Однако в действительности после этого ничего не меняется, развития действия не происходит. Такая композиция, полная «ложных ходов», соответствует содержанию романа: Обломов постоянно говорит и думает о том, как начать новую жизнь, и даже делает попытки в этом направлении, но они ни к чему не приводят. Любовная коллизия «Обломов — Ольга» включает несколько важных моментов, которые можно лишь условно назвать кульминационными: например, письмо Обломова и последующее объяснение с Ольгой (конец второй части), за которым следует еще несколько встреч и объяснений. Это своего рода растянутая кульминация, которую трудно даже назвать кульминацией – жизнь героев проходит в ожидании перемен, они считают себя женихом и невестой, в то время как уже произошла встреча Обломова с вдовой Пшеницыной и у него постепенно меняется настроение. Все еще думая, что хочет жениться на Ольге, Обломов чувствует, что инерция жизни побеждает, ему не хочется делать усилия, которых от него требует Ольга, да и тот образ жизни, который представляется ей идеалом, совсем не то, о чем мечталось самому Обломову («Все вспомнил, и тогдашний трепет счастья, руку Ольги, ее страстный поцелуй. и обмер: «Поблекло, отошло!» — раздалось внутри его»). Обратите внимание, как незаметно возникает тема Пшеницыной, как побочная тема в музыкальном произведении, — сначала тихо, но впоследствии она должна вытеснить главную тему: «Какая еще свежая, здоровая женщина и какая хозяйка! Право бы, замуж ей. » — говорил он сам себе и погружался в мысль. об Ольге.

Посещение Обломова Ольгой в VII главе выглядит как своего рода кульминационное объяснение, когда Обломов клянется в любви и в твердых намерениях быть вечно с Ольгой и начать новую жизнь («Пойдем отсюда! Вон! Вон! Я не могу ни минуты оставаться здесь; мне душно, гадко. Теперь я ожил, воскрес» и т. д.).
Наконец, очередная встреча с Ольгой в конце третьей части (глава XI) неожиданно оказывается развязкой их любовного конфликта: становится ясно, что они расстаются, но эта развязка не вызвана какими-то кульминационными событиями, она как бы медленно подготов:лена всем ходом обломовской жизни. Развязка эта, как и кульминация, выглядит рыхлой, растянутой. Обломов рассказывает Ольге о том, как «устроились» дела в имении (при помощи Тарантьева), и Ольга, все поняв, падает в обморок. Ее надежды на «новую жизнь» рушатся, и через полчаса ничего не подозревающий Обломов, уже повеселевший и полный новых «маниловских» планов переустройства дел, выслушивает ее «приговор»: « ..Я думала, что я оживлю тебя, что ты можешь еще жить для меня, — а ты уж давно умер».

Странно было бы представить себе, что причиной столь судьбоносного решения Ольги явилось сообщение, что в имение вместо Ильи Ильича едет Исай Фомич Затертый; вряд ли это событие можно считать кульминационным для любовного конфликта (именно г поэтому еще через полчаса Ольга снова делает попытку: «Спроси же строго у своей совести и скажи — я поверю тебе, я тебя знаю: станет ли тебя на всю жизнь? Будешь ли ты для меня тем, что мне нужно. Если ты скажешь смело и обдуманно да: я беру назад свое решение: вот моя рука и пойдем, куда хочешь. »). Поэтому мы подчеркиваем, что кульминация и развязка здесь выделяются условно, а настоящий конфликт — это конфликт глубинных жизненных установок, философий героев, и этот конфликт обнаруживается постепенно, не в одном разговоре, назревает и проступает все отчетливей, подчиняя себе перипетии чисто любовного конфликта.
Однако оказывается, что именно теперь наступает настоящее, поворотное изменение в жизни героя — сближение с вдовой Пшеницыной. Композиционно выглядит как новый сюжет, но начинается он исподволь, незаметно для самого героя. Две любовные истории, таким образом, перекрываются, накладываются одна на другую. Существенно, что любовная линия «Обломов — Пшеницына» рисуется совсем иными средствами, чем линия «Обломов — Ольга». Столь важные события в жизни героя, как союз с Агафьей Матвеевной, и даже рождение сына — не описываются так подробно и последовательно, как встречи и разговоры с Ольгой, — обо всех этих переменах читатель узнает уже постфактум. Тем не менее можно проследить развитие этой истории как отдельного сюжета. Авторское описание жизни в доме Пшеницыной в IX главе четвертой части можно считать экспозицией. Получается, что после большого сюжета (где была юность, учеба, служба, петербургская жизнь, Ольга и все прочее) Обломов теперь участвует в некоем новом, малом, сюжете, который единственно подходит для него. Именно это (в противоположность утопическим планам брака с Ольгой) становится началом его новой жизни, которая одновременно является продолжением жизни в Обломовке.

Фраза «Вдруг все это переменилось» выглядит как завязка. За этим следует сообщение об апоплексическом ударе, перенесенном Ильёй Ильичом, после которого Агафья Матвеевна переменила режим и распорядок дня в доме.

Приезд Штольца и последнее объяснение его с Обломовым кажется кульминационным событием в этом сюжете. После этой встречи становится понятно, что больше изменений и событий в жизни героя не последует. Поэтому смерть Обломова, которую можно считать раз- вязкой и этой новой истории, и всего романа, хотя и закономерна, но тоже не вызвана никакими конкретными событиями, а просто жизнь его идет к закату.

В какой-то момент автор оставляет Обломова и обращается к этим героям. У каждого из них есть свой духовный путь, своя эволюция, и этому в романе уделяется отдельное внимание. Ольга и Штольц, несомненно, занимают в системе персонажей место типов, призванных оттенить образ главного героя путем антитезы.

Читайте также:  ОБЛОМОВ КАК ЧЕЛОВЕК И “ОБЛОМОВЩИНА” КАК ЯВЛЕНИЕ: сочинение

Образ немца Штольца был первоначально задуман как альтернативный, цельный характер, противопоставленный Обломову, и даже как образ положительного героя, с которого следовало бы брать пример. Отсюда некая идеализация. «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!» — пишет Гончаров. Но к концу ,романа получается, что все же с ним не пришло спасение России. Добролюбов объясняет это тем, что «теперь .пока для них нет почвы» в российском обществе. Возможно, нужен некий синтез обломовского и штольцевского начал, — отсюда сюжетный ход, имеющий символическое значение: Штольц берет на воспитание сына Обломова, Андрея, названного в честь него. Необходимо отметить, что в таком романе, где явно недостает внешних событий, особое значение приобретает художественная деталь (чего стоит один пресловутый «халат», который приобретает едва ли не символическое значение для обломовского бытия!). Сам Гончаров называл себя «рисовальщиком». В романе много быта, большое количество интерьеров, портретов и других описаний, которые нередко преобладают над повествованием, задерживают ход событий. Как пишет Добролюбов в той же статье: «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета.

Важна также языковая индивидуализация образов героев. Композиция романа, таким образом, чрезвычайно своеобразна и уникальна в русской литературе. Композиция сюжета выглядит растянутой, нединамичной, осложнена и нагружена параллельными сюжетными линиями, деталями. Добролюбов пишет, что как раз эти композиционные вставки, которые замедляют действие (например, «Сон Обломова»), имеют важнейшее значение в романе. Возможно, именно такая композиция, несмотря на упреки некоторых критиков, в большей степени соответствует авторской идее, служит задаче ее выражения. Композиция «Обломова» интересна даже своим несовершенством, своей расплывчатостью, соответствующей характеру главного героя.

Сюжет и композиция романа «Обломов»

Роман И. А. Гончарова «Обломов» всколыхнул российское общество 50-60-х гг. XIX в., его без сомнения можно назвать одним из крупнейших событий литературной жизни страны. Внимание читателей прежде всего привлекла острая проблематика романа, литературная элита раскололась на две части, кто-то считал Обломова положительным героем, кто-то проводил сравнение в пользу Штольца. Но в одном сходились все именитые писатели и критики: Гончарову удалось найти новое удачное решение темы «лишнего человека». Вновь появившийся роман был так же признан

«энциклопедией русской жизни» и поставлен в один ряд с бессмертными произведениями Пушкина и Лермонтова, а образ Обломова вошел в галерею классических героев русской литературы наряду с Евгением Онегиным и Григорием Печориным.

Одной из отличительных особенностей романа является своеобразие развития конфликта. Все произведение делится на четыре логические части.

В первой части автор представляет нам Илью Ильича Обломова. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни

С приездом Штольца действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

Третья часть — это всецело описание любви Обломова и Ольги. Напряжение общественного конфликта ослабевает, так как Штольц уехал за границу, а Обломов с виду окончательно «перевоспитался». Его деятельность достигает апогея, полностью раскрывается доселе неведомый богатый внутренний мир Обломова. В этой части, фактически, происходят кульминация и развязка любовного конфликта. Илья Ильич не смог даже ради Ольги окончательно порвать с прошлым. Он понимает это и не собирается дальше бороться. Это говорит о том, что одновременно с любовным конфликтом развивался и внутренний конфликт в самом Обломове.

Кульминация внутреннего конфликта — нелегкий выбор между движением и застоем, Ольгой и Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и Штольцем.

Четвертая, заключительная, часть — это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека — Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

Особое внимание привлекает динамика действия в этих частях.

Первая часть — это даже не столько завязка сюжетообразующего конфликта, сколько экспозиция, представление главного героя. Неторопливый ход повествования, отсутствие смены места действия — все это характеризует Илью Ильича и его размеренно текущую жизнь. Однако действие развивается с приездом Штольца, динамика становится более интенсивной, Обломов «просыпается» и перестает быть развалиной, тюфяком. Он знакомится с Ольгой, это завязка еще одного сюжетообразующего конфликта. И в третьей части происходит его кульминация, кульминация жизни Обломова. С момента выбора Обломова начинается замедление действия, спад напряжения. Илья Ильич возвращается в свой халат, и уже ничто не может вытащить его обратно.

Вообще, динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

Итак, развитие действия — это весна любви Обломова, весна его будущей жизни, лето — счастливая пора беззаветной любви к Ольге, желание навсегда связать с ней свою судьбу, и осень, осень души Ильи Ильича, его любовь «отцветает», жизнь теряет свой смысл. Конечно, в первую очередь внимание привлекает описание лета. Гончаров мастерски умел показать кульминацию, пик лета — июльский зной, размеренное дыхание природы, жар поля и прохладу леса. Описания полны красками, они полностью отвечают настроению главных героев.

Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний — Пшеницыну. Несомненно, в чем-то Ольга уступает Пшеницыной, но скупые и серые описания Выборгской стороны, самого быта хозяйки не говорят в ее пользу.

Интересен пейзаж и в плане понимания особой сюжетно-композиционной роли «Сна Обломова». Пейзаж в сне — это, конечно, идиллическая картина Обломовки. Сквозь сон, неясно, как в полдневном мареве, Обломов видит милые картины: леса, поля, луга, речку, редкие деревеньки. Все дышит покоем. На глаза Ильи Ильича наворачиваются слезы. Этот момент вообще очень важен для понимания характера главного героя, и одновременно Гончаров пытается показать, что же такое обломовщина.

В «Сне» очень важна деталь как средство описания Обломова и обломовщины. Это прежде всего четкое, размеренное течение жизни: ритуалы одевания, чаепития, послеобеденного сна. То состояние, подобное смерти, царящее в Обломовке во время сна, разрушающиеся галерея и крыльцо — все это и есть обломовщина, люди предпочитают поминать старое, боясь строить новое, и эта боязнь изображена в гротескном виде: что мешает снести галерею и построить новую? Ничего, однако вместо этого делается строгий наказ не ходит в опасное место. С другой стороны, все это служит для характеристики маленького Илюши, пока он был не такой, как все: он сбегал из дома во время всеобщего сна, ел выкопанные корешки, наблюдал за природой и обожал посещать запрещенную галерею. То есть пока обломовщина не распространила на него свою власть.

Вообще, детали хорошо характеризуют Обломова. Это и халат — символ обломовщины, и книга, много лет заложенная на одной странице, что свидетельствует о том, что время остановилось для Ильи Ильича. Его неторопливая речь, привычка во всем полагаться на Захара как нельзя лучше подходит к образу «барина», живущего просто потому, что он барин. В описаниях проскальзывает и ирония: на креслах Обломова столько пыли, что один из гостей боится испортить новый фрак.

Но деталь в «Обломове» характеризует не только самого Илью Ильича. Ветка сирени — тоже один из знаменитых символов романа. Это любовь Ольги и Обломова, так быстро увядшая. Складка над бровью Ольги и ямочки на полных руках Пшеницыной тоже намекают на особенности характеров этих персонажей.

Не менее значительна и сюжетно-композиционная роль второстепенных персонажей. Гости Обломова, с одной стороны, подчеркивают его лень, но с другой — демонстрируют его отношение к жизни суетной и мелочной. Захар же вообще копия барина. Ироничное подтрунивание Гончарова над ним распространяется и на Илью Ильича.

Противопоставление отцов Обломова и Штольца рождает основной конфликт произведения, конфликт двух ярких типажей. Таким образом, антитеза в романе — главный художественный прием.

Другой яркий пример антитезы — противопоставление Ольги и Пшеницыной. Автор так и не ответил на вопрос, кто из них лучше. Но с помощью антитезы ему удалось полнее и ярче отобразить достоинства обеих.

Итак, сюжет и композиция романа «Обломов» очень интересны, действие сложное и насыщенное. Гончаров использовал множество приемов, чтобы разнообразить повествование. Все это делает роман чрезвычайно любопытным как с художественной, так и с философской точки зрения.

Краткое содержание произведения Гончарова «Обломов» Часть 1 На Гороховой улице в одном из больших домов живет Илья Ильич Обломов. «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной.

Краткое содержание «Обломов» Роман И. А. Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году в журнале «Отечественные записки» и считается вершиной всего творчества писателя. Задумка произведения появилась еще в.

Обломов и Штольц — на чьей стороне правда? Два обстоятельства творческой истории романа «Обломов» нужно иметь в виду, чтобы правильно понять, о чем это произведение. Первым опубликованным фрагментом романа в 1849 году стал.

Краткое содержание первой части романа «Обломов» И. А. Гончарова I На Гороховой улице утром в постели лежал Илья Ильич Обломов, человек лет тридцати двух-трех, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами. По его лицу.

Роман Ивана Гончарова «Обломов» — арена борьбы вечных идеалов с обыденностью жизни Центральное звено романной «трилогии» Гончарова -«Обломов» — увидел свет в первых четырех номерах журнала «Отечественные записки» за январь-апрель 1859 года. Новое, давно ожидаемое в публике.

«Обломов» Гончарова в кратком содержании В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек лет тридцати двух —.

Краткое содержание Обломов Иван Гончаров И. А. Гончаров Обломов В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов — молодой человек.

Особенности композиции романа «Обломов» Роман Гончарова «Обломов» был опубликован в 1859 году и сразу заинтересовал современников писателя глубиной раскрытых в произведении вопросов. В романе автор впервые описал такое тенденциозное.

Краткое содержание четвертой части романа «Обломов» И. А. Гончарова I Со времени болезни Ильи Ильича прошел год. Сослуживец братца Пшеницыной уехал в деревню, но ничего положительно не сделал. После болезни Илья Ильич был поначалу.

Отношение Обломова и Штольца к семье и родителям Роман «Обломов» Гончарова не теряет своей актуальности и в наши дни, являясь гениальным социально-психологическим произведением в русской литературе 19 века. В книге автор затрагивает ряд.

Анализ «Обломова» Гончарова История создания Роман Гончарова «Обломов» был написан в 1858 году, а в 1859 году напечатан в «Отечественных записках». Однако первая часть произведения — «Сон Обломова».

Авторская позиция в романе «Обломов» После долгих ожиданий, вызванных публикацией одного из основных эпизодов романа, сна Обломова, читатели и критики смогли наконец прочесть и оценить его целиком. Сколь однозначно было.

Женские образы в романе И. А. Гончарова «Обломов» В романе Гончарова «Обломов» читатель встречается с самыми разными героями, но особый интерес вызывают женские образы. Как мы помним из содержания романа, Обломов сознательно не.

Краткое содержание второй части романа «Обломов» И. А. Гончарова I Штольц был немец только по отцу, мать его была русской. Вырос и воспитывался Штольц в селе Верхлеве, где его отец был управляющим. С детства.

Обломов и Штольц в романе И. А. Гончарова «Обломов» Резкие противопоставления пронизывают все произведение И. А. Гончарова от первой до последней главы. Прием антитезы, на котором построен роман, помогает лучше раскрыть характеры героев, выявить.

Ссылка на основную публикацию
×
×