Штольц Андрей Иванович — один из главных героев: сочинение

Андрей Штольц как “человек действия”

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Андрей Иванович Штольц- один из главных героев ромна “Обломов”, друг Ильи Ильича Обломова и сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, в пяти верстах от Обломовки. Автор так говорит про этого героя: “Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг. Немецкий язык он наследовал от отца”.

Образование Штольц получил специфическое: “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские книги и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова. ” С детства Андрей привык к труду, к движению.

Воспитание его, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос “добрый бурш”, отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын. Если же Андрей появлялся без подготовленного “назубок” урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, – и всякий раз юный Штольц возвращался с выученным уроком. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена» – порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями: “в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца-бюргера, но все-таки сына русской дворянки”. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

Штольц расценивается как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и вызвать его обитателей к полезной деятельности. Смущает то, что героем был избран не русский человек, а немец. Этот факт вызывает неприятие Штольца и некоторыми персонажами романа, в частности, Тарантьевым, который говорит о Штольце враждебно, так как тот развенчивает его махинации: “Хорош мальчик! . Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то не спеша, потихоньку да полегоньку. “

Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться на своем одиноком, отдельном, исключительном счастье. “

Иначе воспринимает своего друга Обломов; с ранних лет “юношеский жар Штольца заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, но обаятельной цели”. Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга. Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться. Впрочем, и следовать советам друга Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера составляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать, кроме себя. Он хочет заниматься одновременно всем, все в равной степени интересует Штольца – коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, отправляющим его из Верхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду. Но это будет только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольца, четырехэтажный дом. Это – основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает собственную нужность сразу во всех концах света: “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Самое же главное в характере Штольца – “как в организме нет ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути”.

Одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путём, невзирая на преграды: “Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”. Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня-завтра под русскими именами появятся новые Штольцы.

Испытывая самые добрые чувства к Ольге Ильинской, Штольц предпочитает не разбираться в них, а “привить”, как оспу, любовь ей и Обломову, чтобы исполнить свое назначение – пробудить Обломова к разумной деятельности и высокой любви. И когда этот эксперимент не увенчивается успехом, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни.

Но полностью характер Штольца раскрывается в тот момент, когда, спустя годы, он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: “Мы не Титаны с тобой. мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами”.

Таким образом, проявившись в романном действии как пружина, как попытка вечного преодоления привычного уклада жизни, Штольц представляет для читателей интерес как герой.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Гончаров И.А. / Обломов / Андрей Штольц как “человек действия”

Смотрите также по произведению “Обломов”:

«Штольц Андрей Иванович — один из главных героев»

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. “Штольц был немец только вполовину, но отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и па московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг”.

Образование Штольц получил специфическое: “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака”. Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос “добры)! бурш”, отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребенка па полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного “назубок” урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями — “в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки”. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Андрея, о котором много и по-разному говорят не только персонажи романа — о нем составилась целая литература. Сам Гончаров в статье “Лучше поздно, чем никогда” писал: “. Я молча слушал тогда порицания, соглашаясь вполне с тем, что образ бледен, не реален, не живой, а просто идея”. Н.А.Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “. как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться па своем одиноком, отдельном, исключительном счастье. ” (“Что такое обломовщина?”)

О Штольце было много споров: вскоре после выхода романа он оценивался критиками и современниками Гончарова как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и воззвать его обитателей к полезной деятельности. Смущало то, что героем был избран не русский, а немец. “Инородство” Штольца вызывает неприятие его личности и некоторыми персонажами романа, в частности Тарантьевым, который говорит о нем откровенно враждебно не только потому, что Штольц развенчивает нее его махинации. “Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока тысяч сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалил, и ученый. теперь вот еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все :-т> делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то нако, поди! Нечисто! Я бы под суд таких!”
Иначе воспринимает своего друга Обломов: с ранних лет “юношеский жар Штольц заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, по обаятельной цели”. Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга.

Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о ‘Приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера представляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени интересуют Андрея Ивановича коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, Отправляющим его из Берхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову. Стихия Штольца — постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные”. Самое же главное в характере Штольца — “как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутывались в тяжелые, неразрешимые узлы”.

Штольц относится к тем героям, что, по словам Гончарова, распускают зонтик, пока идет дождь, “то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без особой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины”.

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несет в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путем, невзирая на преграды (“выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”). Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня завтра под русскими именами явятся новые Штольцы.

Из самых добрых побуждений Штольц знакомит Ильинскую и Обломова, чтобы, “привив” им, как оспу, любовь, пробудить Обломова к разумной деятельности. Когда этот эксперимент успехом не увенчивается, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни. Здесь возможно одно биографическое сближение. Известно, что еще до своего путешествия на фрегате “Паллада” Гончаров познакомился с юной девушкой Елизаветой Толстой. Бе красота и душевные качества не произвели на писателя особенно сильного впечатления, но после возвращения в Петербург Гончаров словно новым взглядом увидел и оценил Толстую. Ей довелось стать единственной и безответной любовью Гончарова на всю жизнь. И хотя у Штольца с Ольгой роман завершается счастливо, линия развития их отношений напоминает эпизод биографии писателя. Штольц страдает, насколько ему это доступно, но не в силах осознать происшедшей с Ольгой перемены. Он постепенно погружается в любовь, становясь для читателя все более и более человечным: “Все теперь заслонилось в его глазах счастьем. В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, вариации Герца. — Ольга — моя жена! — страстно вздрогнув, прошептал он”.

Читайте также:  Авторская позиция в романе Обломов: сочинение

Полностью раскрывается характер Штольца, когда спустя годы он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: “Мы не Титаны с тобой. мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь. ” Именно Штольц произносит слово, ставшее впоследствии одновременно оценкой и явлением: “обломовщина”. Неизлечимость подобной болезни Штольц вряд ли осознает в полной мере. Он вынужден смириться после целого ряда попыток вытащить Об-ломова из той трясины, в которую тот почти добровольно попал. (“Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”, — произносит Штольц свой приговор.) Единственное, что остается Штольцу, — это взять после смерти Ильи Ильича на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу. Таким образом, иллюзорной оказывается мысль Обломова о том, что “Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется -смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте. ” Штольц с его попытками преодолеть привычный уклад жизни представляет, в частности, интерес расхождением между поставленной автором задачей и явленным результатом.

Сочинение Андрей Штольц в романе Обломов (Образ и характеристика) Гончарова 10 класс

Андрей Штольц — друг Ильи Ильича Обломова, герой романа «Обломов» Ивана Гончарова.

Штольц родился в семье немца и обедневшей дворянки. От отца ему передались такие качества характера как рационализм, трудолюбие, активность, предпринимательская жилка, пунктуальность. От матери к герою передалась любовь к книгам и искусству.

Штольц — антипод Обломова. Они познакомились в школьные годы. Штольц был ярким, необычным, харизматичным человеком. У него было немного друзей, так как его привлекали смелые, сильные и необычные личности. В Обломове ему были симпатичны такие качества как доброта, милосердие, мягкость. Они были хорошими товарищами, несмотря на то, что кардинально различались.

Их отличия были выражены не только в характере, но и в портрете. Штольц был поджарым мужчиной со смуглым лицом. Казалось, что он и состоял только что из мускул, костей и кожи. Он был лишен мягкости и округлости, присущей Обломову.

Штольц активно трудился и работал. Он не мог представить своей жизни без активной деятельности. Однако, не все так просто. Ради чего трудился Андрей Штольц? Если внимательно читать роман, то несложно понять, что истинной цели у героя не было. Он трудился ради труда, просто так, движение ради движения. Здесь и проявляется его сходство с Обломовым, который ленился ради самой лени, просто так.

Однако, не все так прекрасно получалось у Штольца. Существовала такая в жизни сфера, которая была неподвластна его холодному разуму — любовь. По итогу Андрей Иванович Штольц связал свою жизнь с Ольгой Ильинской. Была ли у них любовь? В классическом понимании как союз двух пылающих сердец — нет, конечно же не была. Штольц не мог быть эмоциональным и чувственным. Он всегда во всем сохранял рационализм. Ольга — яркая и эмоциональная девушка, которая мечтала выйти замуж за идеального человека, доброго, умного, успешного и в карьере, и в свете. Однако, такого не удалось. Из любовь больше похожа на крепкую дружбу, которую высоко ценил Штольц, к которой был невероятно способен и талантлив.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц — трудолюбивый, деятельный, активный рационалист, прекрасный друг и товарищ Ильи Обломова. Без этого персонажа роман имел бы совсем другой смысл, идею, проблему. Образ Штольца оттеняет образ Обломова, его стиль жизни, мировоззрение. По мнению автора, никто из них не прав, поэтому достичь идеала можно лишь в смешении рационализма Штольца и доброты Обломова.

Сочинение 2

Можно сказать, что в произведении активный Штольц показан автором в противовес апатичному и флегматичному Илье Обломову. Но, несмотря на то, что персонаж является не самым основным, его нельзя назвать второстепенным. На самом деле, характер героя очень многогранен.

В чем же его характерные черты. Во-первых, в отличие от остальных образов, Андрей Иванович не принадлежит к дворянскому роду. Впрочем, как и его отец. Конечно же, герой имеет благородный титул – но получил он его не благодаря протекции, а собственным трудом и усердием. Это вызывает уважение. Начиная с самых низов, Штольц сумел дослужиться до должности надворного советника.

Андрей проявляет способностью к наукам, осведомлен в области агрономии. В отличие от Ильи Ильича, привыкшего к довольствию и достатку, Штольц из простой семьи. Можно сказать, что во времена его детства семья даже жила бедно. Герой не привередлив в еде, он привык к простым блюдам.

Персонаж имеет подобающее образование и воспитание. Ведь в отличие от дворянских детей, его не баловали. Наоборот, отец, имеющий немецкие корни с детства внушил мальчику любовь к дисциплине. Мало того, в детстве Андрей даже трудился у него мастеровым. Причем, никаких поблажек не было. Сын трудился и получал зарплату наравне с другими работниками.

Штольц рано стал ответственным и самостоятельным. Он в совершенстве знает французский, имеет музыкальное образование. Умеет играть на фортепиано. Также знает немецкий язык.

Что же касается внешности героя, читатель знакомится с ним в возрасте 30-ти лет. Автор говорит о зеленых выразительных глазах, смуглой коже и атлетическом телосложении.

Характер Штольца подкупает способностью к обучению, трудолюбием и желанием (в отличие от Ильи Ильича) познавать мир. Андрей часто путешествует. Но не только для развлечения. Он обменивается с различными людьми знаниями, перенимает знания, совершенствует языки. В светском обществе периодически появляется, но не испытывает радости от подобных сборищ.

Однако у героя есть и существенный минус. Он практичен, не умеет мечтать. В некоторых аспектах его даже можно назвать приземленным. Тем не менее, ему не чужды детские активность и живость.

В то время, как Илья Ильи постоянно пребывает на любимом диване, Андрей всегда чем-то занят. Кажется, у него нет ни минуты свободного времени. Как же ему удается везде успевать?

Во-первых, он, как и все немцы, ценит свое время и умеет рационально его распределять. Штольц сдержан с окружающими, однако способен на поддержку и сопереживание.

Герой не привык жаловаться на жизнь и любит порядок. Он достаточно настойчив и амбициозен. Ценит свои достоинства. Его можно назвать человеком открытым. Завести нового знакомого для Штольца не проблема. В свое время помогал Обломову с учебой.

Впрочем, и теперь занимает делами своего друга. Положительными сторонами можно назвать тот факт, что он не поддался «типичной дворянской лени», сохранил в себе тягу к познанию, зарекомендовал себя как хороший муж, отец и друг, человек с активной жизненной позицией, который способен освоить любой вид деятельности, в кратчайшие сроки завести полезное знакомству, решить любую насущную проблему.

Характеристика Штольца

Образу ленивого и бездеятельного Ильи Ильича Обломова в романе “Обломов” И.А.Гончаров противопоставляет его лучшего друга, Андрея Штольца. Этот активный и предприимчивый человек является полной противоположностью своего товарища, но их связывает то, что ещё в далёком детстве молодые люди смогли найти общий язык и завязать дружбу на долгие годы.

В отличие от Обломова, Андрей Штольц ответственно и с энтузиазмом подходит к любой деятельности, будь то учеба, работа или спасение лучшего друга. Герой имеет немецкие корни со стороны отца, во многом его дисциплинированность вызвана достойным воспитанием и прививанием ребёнку грамотных привычек. От матери, обедневшей русской дворянки, мальчик перенял любовь к искусству и музыке. С юных лет Андрей Штольц ценит сильных личностей, но в Обломове его привлекает другое: мягкость, искренность и широта души товарища. Андрей Штольц описан И.А.Гончаровым как смуглый человек атлетического сложения, лишенный мягкости и округлости, которыми отличалась наружность Обломова. Штольц не имеет ни одной свободной минуты, рационально использует своё время, однако он прекрасно воспитан, и видя, какая хандра завладела Обломовым, предпринимает максимум усилий, пытаясь его спасти. У Андрея Штольца светлый и развитый интеллект, он раз за разом с лёгкостью придумывает всё новые способы для выведения Обломова от апатии, но всё тщетно.

Спустя время Андрей Штольц женится на своей подруге Ольге Ильинской. С самого начала этот союз выглядит скорее дружески-деловым, нежели порождённым искренними чувствами, но супруги очень уважают и прислушиваются друг к другу, а потому сомнений в прочности этого брака не возникает. В семейных делах практичность и рационализм Андрея Штольца остаются при нём, он всё с той же рассудительностью подходит к решению семейных вопросов. Однако этот герой лишён наивной мечтательности и мягкости, которая была присуща Илье Ильичу, и это его недостаток. Искренняя любовь и участие по отношению к Обломову, жившие в сердце Штольца, не исчезают со временем: он продолжает беспокоиться о судьбе Ильи Ильича, а когда тот погибает, забирает на воспитание его сына. Встретив пожилого слугу Обломова, Захара, Андрей Штольц стремится помочь и ему, но тот отказывается от предложения пойти служить к нему в дом, потому что не готов перестать навещать могилу покойного барина.

Мы делаем вывод, что Андрей Штольц – предприимчивый, деятельный человек, являющийся полной противоположностью Ильи Ильича Обломова. Сравнивая главного героя с его другом, мы понимаем, в чём состояли недостатки его характера.

Андрей Штольц в произведении Обломов

Популярные сочинения

Каждый человек, рано или поздно задумывался о том, какая будет школа будущего? Появится ли что-то новое, или же просто усовершенствуют старую программу? К этому вопросу нужно подходить

Русская литература 19-го века имеет определенную вневременность, которая делает старые истории актуальными даже сегодня. Один из примеров этого можно найти в повести «Станционный смотритель» А. С. Пушкина. К

Книги – источник ценной информации. Но книги и авторы бывают разные. Также не стоит забывать об индивидуальности каждого человека и что прочитанное одного может вдохновить

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. “Штольц был немец только вполовину, но отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и па московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг”.

Образование Штольц получил специфическое: “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака”. Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос “добры)! бурш”, отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребенка па полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного “назубок” урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями — “в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки”. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Андрея, о котором много и по-разному говорят не только персонажи романа — о нем составилась целая литература. Сам Гончаров в статье “Лучше поздно, чем никогда” писал: “. Я молча слушал тогда порицания, соглашаясь вполне с тем, что образ бледен, не реален, не живой, а просто идея”. Н.А.Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “. как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться па своем одиноком, отдельном, исключительном счастье. ” (“Что такое обломовщина?”)

Читайте также:  Почему счастье Ольги Ильинской и Штольца не безоблачно? (по роману И. А. Гончарова Обломов): сочинение

О Штольце было много споров: вскоре после выхода романа он оценивался критиками и современниками Гончарова как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и воззвать его обитателей к полезной деятельности. Смущало то, что героем был избран не русский, а немец. “Инородство” Штольца вызывает неприятие его личности и некоторыми персонажами романа, в частности Тарантьевым, который говорит о нем откровенно враждебно не только потому, что Штольц развенчивает нее его махинации. “Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока тысяч сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалил, и ученый. теперь вот еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все :-т> делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то нако, поди! Нечисто! Я бы под суд таких!”
Иначе воспринимает своего друга Обломов: с ранних лет “юношеский жар Штольц заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, по обаятельной цели”. Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга.

Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о ‘Приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера представляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени интересуют Андрея Ивановича коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, Отправляющим его из Берхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову. Стихия Штольца — постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные”. Самое же главное в характере Штольца — “как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутывались в тяжелые, неразрешимые узлы”.

Штольц относится к тем героям, что, по словам Гончарова, распускают зонтик, пока идет дождь, “то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без особой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины”.

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несет в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путем, невзирая на преграды (“выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”). Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня завтра под русскими именами явятся новые Штольцы.

Из самых добрых побуждений Штольц знакомит Ильинскую и Обломова, чтобы, “привив” им, как оспу, любовь, пробудить Обломова к разумной деятельности. Когда этот эксперимент успехом не увенчивается, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни. Здесь возможно одно биографическое сближение. Известно, что еще до своего путешествия на фрегате “Паллада” Гончаров познакомился с юной девушкой Елизаветой Толстой. Бе красота и душевные качества не произвели на писателя особенно сильного впечатления, но после возвращения в Петербург Гончаров словно новым взглядом увидел и оценил Толстую. Ей довелось стать единственной и безответной любовью Гончарова на всю жизнь. И хотя у Штольца с Ольгой роман завершается счастливо, линия развития их отношений напоминает эпизод биографии писателя. Штольц страдает, насколько ему это доступно, но не в силах осознать происшедшей с Ольгой перемены. Он постепенно погружается в любовь, становясь для читателя все более и более человечным: “Все теперь заслонилось в его глазах счастьем. В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, вариации Герца. — Ольга — моя жена! — страстно вздрогнув, прошептал он”.

Полностью раскрывается характер Штольца, когда спустягоды он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: “Мы не Титаны с тобой. мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь. ” Именно Штольц произносит слово, ставшее впоследствии одновременно оценкой и явлением: “обломовщина”. Неизлечимость подобной болезни Штольц вряд ли осознает в полной мере. Он вынужден смириться после целого ряда попыток вытащить Об-ломова из той трясины, в которую тот почти добровольно попал. (“Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”, — произносит Штольц свой приговор.) Единственное, что остается Штольцу, — это взять после смерти Ильи Ильича на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу. Таким образом, иллюзорной оказывается мысль Обломова о том, что “Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется -смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте. ” Штольц с его попытками преодолеть привычный уклад жизни представляет, в частности, интерес расхождением между поставленной автором задачей и явленным результатом.

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. «Штольц был немец только вполовину, но отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и па московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг».

Образование Штольц получил специфическое: «С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака». Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добры)! бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребенка па полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями — «в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Андрея, о котором много и по-разному говорят не только персонажи романа — о нем составилась целая литература. Сам Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» писал: “… Я молча слушал тогда порицания, соглашаясь вполне с тем, что образ бледен, не реален, не живой, а просто идея”. Н.А.Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “… как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться па своем одиноком, отдельном, исключительном счастье. ” («Что такое обломовщина?»)

О Штольце было много споров: вскоре после выхода романа он оценивался критиками и современниками Гончарова как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и воззвать его обитателей к полезной деятельности. Смущало то, что героем был избран не русский, а немец. «Инородство» Штольца вызывает неприятие его личности и некоторыми персонажами романа, в частности Тарантьевым, который говорит о нем откровенно враждебно не только потому, что Штольц развенчивает нее его махинации. «Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока тысяч сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалил, и ученый.

го перевалил, и ученый… теперь вот еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все :-т> делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то нако, поди! Нечисто! Я бы под суд таких!”
Иначе воспринимает своего друга Обломов: с ранних лет «юношеский жар Штольц заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, по обаятельной цели». Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга.

Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о ‘Приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера представляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени интересуют Андрея Ивановича коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, Отправляющим его из Берхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову. Стихия Штольца — постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные». Самое же главное в характере Штольца — «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутывались в тяжелые, неразрешимые узлы».

Штольц относится к тем героям, что, по словам Гончарова, распускают зонтик, пока идет дождь, «то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без особой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь… Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины».

Читайте также:  Портретно бытовые характеристики героев в романах Гончарова: сочинение

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несет в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путем, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»).

веческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несет в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путем, невзирая на преграды («выше всего он ставил настойчивость в достижении целей»). Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня завтра под русскими именами явятся новые Штольцы.

Из самых добрых побуждений Штольц знакомит Ильинскую и Обломова, чтобы, «привив» им, как оспу, любовь, пробудить Обломова к разумной деятельности. Когда этот эксперимент успехом не увенчивается, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни. Здесь возможно одно биографическое сближение. Известно, что еще до своего путешествия на фрегате «Паллада» Гончаров познакомился с юной девушкой Елизаветой Толстой. Бе красота и душевные качества не произвели на писателя особенно сильного впечатления, но после возвращения в Петербург Гончаров словно новым взглядом увидел и оценил Толстую. Ей довелось стать единственной и безответной любовью Гончарова на всю жизнь. И хотя у Штольца с Ольгой роман завершается счастливо, линия развития их отношений напоминает эпизод биографии писателя. Штольц страдает, насколько ему это доступно, но не в силах осознать происшедшей с Ольгой перемены. Он постепенно погружается в любовь, становясь для читателя все более и более человечным: «Все теперь заслонилось в его глазах счастьем… В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, вариации Герца… — Ольга — моя жена! — страстно вздрогнув, прошептал он».

Полностью раскрывается характер Штольца, когда спустя годы он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: «Мы не Титаны с тобой… мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь. » Именно Штольц произносит слово, ставшее впоследствии одновременно оценкой и явлением: «обломовщина». Неизлечимость подобной болезни Штольц вряд ли осознает в полной мере. Он вынужден смириться после целого ряда попыток вытащить Об-ломова из той трясины, в которую тот почти добровольно попал. («Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить», — произносит Штольц свой приговор.) Единственное, что остается Штольцу, — это взять после смерти Ильи Ильича на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу. Таким образом, иллюзорной оказывается мысль Обломова о том, что «Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется -смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте.

я -смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте. ” Штольц с его попытками преодолеть привычный уклад жизни представляет, в частности, интерес расхождением между поставленной автором задачей и явленным результатом.

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев

Штольц Андрей Иванович — один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. “Штольц был немец только вполовину, но отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и па московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг”.

Образование Штольц получил специфическое: “С восьми лет он сидел с отцом за географической картой, разбирал по складам Гердера, Виланда, библейские стихи и подводил итоги безграмотным счетам крестьян, мещан и фабричных, а с матерью читал священную историю, учил басни Крылова, разбирал по складам же Телемака”. Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос “добры)! бурш”, отец всячески поощрял мальчишеские драки, без которых ни дня не мог обходиться сын, исчезновения ребенка па полдня и больше с неизвестными целями в неизвестные места. Если же Андрей появлялся без подготовленного “назубок” урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришел, — и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца наоборот, стремилась воспитать истинного джентльмена, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями — “в сыне ей мерещился идеал барина, хотя выскочки, из черного тела, от отца бюргера, но все-таки сына русской дворянки”. Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Андрея, о котором много и по-разному говорят не только персонажи романа — о нем составилась целая литература. Сам Гончаров в статье “Лучше поздно, чем никогда” писал: “. Я молча слушал тогда порицания, соглашаясь вполне с тем, что образ бледен, не реален, не живой, а просто идея”. Н.А.Добролюбов увидел в образе Штольца тип буржуазного дельца-предпринимателя, сосредоточенного лишь на устройстве личного счастья и благополучия: “. как мог Штольц в своей деятельности успокоиться от всех стремлений и потребностей, которые одолевали даже Обломова, как мог он удовлетвориться своим положением, успокоиться па своем одиноком, отдельном, исключительном счастье. ” (“Что такое обломовщина?”)

О Штольце было много споров: вскоре после выхода романа он оценивался критиками и современниками Гончарова как фигура почти безусловно положительная, призванная разбудить сонное царство Обломовых и воззвать его обитателей к полезной деятельности. Смущало то, что героем был избран не русский, а немец. “Инородство” Штольца вызывает неприятие его личности и некоторыми персонажами романа, в частности Тарантьевым, который говорит о нем откровенно враждебно не только потому, что Штольц развенчивает нее его махинации. “Хорош мальчик! Вдруг из отцовских сорока тысяч сделал тысяч триста капиталу, и в службе за надворного перевалил, и ученый. теперь вот еще путешествует! Пострел везде поспел! Разве настоящий-то хороший русский человек станет все :-т> делать? Русский человек выберет что-нибудь одно, да и то еще не спеша, потихоньку да полегоньку, кое-как, а то нако, поди! Нечисто! Я бы под суд таких!”
Иначе воспринимает своего друга Обломов: с ранних лет “юношеский жар Штольц заражал Обломова, и он сгорал от жажды труда, далекой, по обаятельной цели”. Обломов привык жить по указке Штольца, в самых мелких делах ему необходим совет друга.

Без Штольца Илья Ильич не может ни на что решиться, впрочем, и следовать советам Штольца Обломов не торопится: слишком разное у них понятие о жизни, о труде, о ‘Приложении сил. Не умеющий обходиться без посторонней помощи, Обломов именно в этой черте своего характера представляет полную противоположность Штольцу, который с раннего возраста был приучен отцом ни на кого ни в чем не рассчитывать. Он хочет заниматься одновременно всем: в равной степени интересуют Андрея Ивановича коммерция, путешествия, сочинительство, государственная служба. Расставаясь с отцом, Отправляющим его из Берхлева в Петербург, Штольц говорит, что непременно выполнит отцовский совет и зайдет к старинному приятелю Ивана Богдановича Рейнгольду — но только тогда, когда у него, Штольца, будет, как у Рейнгольда, четырехэтажный дом. Подобная самостоятельность и независимость, а также уверенность в своих силах — основа характера и мировосприятия младшего Штольца, которую так горячо поддерживает его отец и которой так недостает Обломову. Стихия Штольца — постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только тогда, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. “Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные”. Самое же главное в характере Штольца — “как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутывались в тяжелые, неразрешимые узлы”.

Штольц относится к тем героям, что, по словам Гончарова, распускают зонтик, пока идет дождь, “то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без особой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо только потому, что причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь. Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела, зато он был целомудренно-горд, от него веяло какой-то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины”.

Подобный человеческий тип, как в реальной жизни, так и в литературном воплощении, всегда несет в себе нечто двойственное: его положительность вроде бы несомненна, однако многое заставляет сопротивляться возникающим симпатиям, тем более что одной из важных составляющих философии Штольца является достижение цели любым путем, невзирая на преграды (“выше всего он ставил настойчивость в достижении целей”). Именно эта черта скорее всего и заставила Гончарова сделать своего героя немцем, правда, с надеждой на то, что не сегодня завтра под русскими именами явятся новые Штольцы.

Из самых добрых побуждений Штольц знакомит Ильинскую и Обломова, чтобы, “привив” им, как оспу, любовь, пробудить Обломова к разумной деятельности. Когда этот эксперимент успехом не увенчивается, Штольц позволяет проявиться собственному чувству: он женится на Ольге, воспринимая ее не только как любимую женщину, жену, но и как ученицу. На ней Штольц словно проверяет свои собственные теории и философию отношения к жизни. Здесь возможно одно биографическое сближение. Известно, что еще до своего путешествия на фрегате “Паллада” Гончаров познакомился с юной девушкой Елизаветой Толстой. Бе красота и душевные качества не произвели на писателя особенно сильного впечатления, но после возвращения в Петербург Гончаров словно новым взглядом увидел и оценил Толстую. Ей довелось стать единственной и безответной любовью Гончарова на всю жизнь. И хотя у Штольца с Ольгой роман завершается счастливо, линия развития их отношений напоминает эпизод биографии писателя. Штольц страдает, насколько ему это доступно, но не в силах осознать происшедшей с Ольгой перемены. Он постепенно погружается в любовь, становясь для читателя все более и более человечным: “Все теперь заслонилось в его глазах счастьем. В его памяти воскресла только благоухающая комната его матери, вариации Герца. — Ольга — моя жена! — страстно вздрогнув, прошептал он”.

Полностью раскрывается характер Штольца, когда спустя годы он объяснит Ольге в ответ на ее беспричинные тоску и грусть: “Мы не Титаны с тобой. мы не пойдем, с Манфредами и Фаустами, на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь. ” Именно Штольц произносит слово, ставшее впоследствии одновременно оценкой и явлением: “обломовщина”. Неизлечимость подобной болезни Штольц вряд ли осознает в полной мере. Он вынужден смириться после целого ряда попыток вытащить Об-ломова из той трясины, в которую тот почти добровольно попал. (“Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить”, — произносит Штольц свой приговор.) Единственное, что остается Штольцу, — это взять после смерти Ильи Ильича на воспитание названного в его честь сына Обломова, Андрюшу. Таким образом, иллюзорной оказывается мысль Обломова о том, что “Штольц — ум, сила, уменье управлять собой, другими, судьбой. Куда ни придет, с кем ни сойдется -смотришь, уж овладел, играет, как будто на инструменте. ” Штольц с его попытками преодолеть привычный уклад жизни представляет, в частности, интерес расхождением между поставленной автором задачей и явленным результатом.

Ссылка на основную публикацию
×
×