Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»: сочинение

Образ и характеристика слуги Осипа в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Осип – это один из героев комедии Гоголя «Ревизор». В комедии Осип является слугой в пожилом возрасте и крепостным крестьянином, который служит молодому барину Хлестакову.

Осип – простой, хитрый, практичный человек. Осип не привык сидеть сложа руки, поэтому не любит терять время зря. На фоне молодого барина Осип смотрится умнее и серьезнее. Он не уважает Хлестакова, считая его “пустышкой”, который строит из себя истинного барина, также ему не по нраву ветреное поведение хозяина. Так как все деньги, которые присылает ему батюшка, он спускает на азартные игры и девушек. После чего им приходиться терпеть голод, холод и унижения, и в конечном счете они не могут вернуться домой.

Пожилой слуга по своей натуре очень груб настолько, насколько велико его презрение к молодому барину, но несмотря на это, он может дать ценные советы молодому барину, терпя при этом оскорбления от него же. Также Осип знает, что такое литература, так ка в его речи можно услышать слова литературного происхождения.

Осип – это человек, который смог побывать в Петербурге на протяжении немногих лет, узнать положительные и отрицательные стороны жизни в столице. Однако по душе ему мирная жизнь в деревне, в которой и без денег хорошо. Слуга умнее своего барина Хлестакова, поэтому не любит говорить много, в отличие от своего барина, предпочитая жульничать без слов. Несмотря на все, более приятные стороны, он такой же проходимец, как и его хозяин.

Придя в городничий дом, до отогретого Хлестакова никак не дойдет, что его считают ревизором, принимают за другого. Предчувствуя опасность, Осип советует молодому барину уезжать из города до того, как его разоблачат. Так как Осип очень ловок и хитер, он пользуется положением Хлестакова в городе и просит самых лучших и быстрых лошадей, чтобы поскорее довести молодого барина в родной город, и чтобы их не смогли догнать, когда они догадаются.

В таком случае, пожилой слуга молодого барина в комедии Гоголя «Ревизор» представлен в намного лучшем свете, чем сам Хлестаков. Таким образом, Гоголь показал, что ни деньги, ни социальное положение не могли добавить или отнять у человека разум.

2 вариант

Осип – слуга главного героя комедии Хлестакова. Псевдо ревизор предстает перед нами пустым и бесчувственным, который привык жить богато и на всем готовом. В отличие от Хлестакова его смекалистый слуга кажется мудрее и серьезнее. По портрету слуги его хозяин глуп и смешен. Осип не стесняется говорить нравоучительные речи барину. Весь образ раскрывается из длинного монолога, в котором он говорит, насколько Хлестаков избалован и любит глупые развлечения и утехи. Его взгляд серьезный и более целостный. Но не настолько он хорош и трудолюбив. Мы видим хитрость в глазах Осипа, а так же непрекращающаяся лень.

В речах Осипа гораздо больше смысла, чем у барина. Очень чувствуются насмешки и ирония по отношению к Хлестакову. Все это дает ему право пользоваться всеми благами светской и раздольной жизни. Ведь поработав в Петербурге он прочувствовал всю прелесть столичной жизни и их привилегиям. Весь вкус такой городской жизни не пришелся по нраву Осипу и это по пришествию времени развило в нем глубокую лень. Все таки городской жизни он предпочитает деревенскую, так как по его мнению в городе можно жить имея приличную сумму денег. При сравнении с Хлестаковым Гоголь противопоставляет его со слугой, который выглядит немного в лучшем свете. Можно заметить, что Осип грубоват и имеет некоторое презрение к своему барину.

Осип хоть и сам себе на уме, но все равно он беспокоится за хозяина. Желая, чтобы его не раскрыли, Осип советует барину поскорее уезжать из города, чтобы не попасть в тюрьму. Именно из-за его стараний Осип спасает барина, увозя его из города прямо перед приездом настоящего ревизора. А когда Хлестаков проигрывает все деньги за карточными играми и им с Осипом нечего есть, то Осип придумывает, как продержаться на плаву в такой сложной ситуации.

Мораль произведения такова, что независимо от положения в обществе деньги не должны менять человека. Ум и благородство делают человека личностью и индивидуумом. Одно из главных качеств человека любого сословия это порядочность, которая есть у Осипа и у некоторых других персонажей комедии.

Николай Васильевич Гоголь по праву является классиком мировой драматургии. Его умение высмеивать глупость, и карьеризм привлекает многих читателей. Данная комедия Ревизор над которой Гоголь начал свою работу осенью 1835 года, высмеивает взяточничество и чиновничество. Все персонажи по-своему смешны и капризны. Они являются отражением общества той современной страны.

Сочинение про Осипа

Если у вас имеется большой статус в обществе и ваши друзья вас уважают, то это совсем не значит, что у вас много ума и имеется навык в жизни. Именно об этом и рассказывает Гоголь в произведении «Ревизор». Здесь имеется один второстепенный герой по имени Осип. Он уже давно служит у Хлестакова. Кроме этого он может в любой момент высказать ему свою неприязнь и хозяин ничего ему не сделает. А иногда ему не нравится, как поступает Хлестаков и все это он высказывает своему хозяину и тот принимает все серьезно и старается исправиться.

Когда Хлестакову помогает отец деньгами, а потом он их проигрывает в карты или играет на автоматах. Осип об этом все знает и Хлестакова тоже за это ругает. Бывают ситуации, когда хозяин проигрывает все деньги, а потом им нечего кушать. Иногда он берет обязанность решать за своего хозяина те или иные проблемы, и хозяин не был против этого. Это были и сложные проблемы, и даже самые легкие. Также хозяин старается сделать так, чтобы об этом никому не было известно кроме его слуг. Хотя на самом деле он просто ненавидит своего хозяина, но старается этого не показывать и не рассказывать никому.

Больше всего на свете Осипу хочется вернуться назад в свою маленькую деревню и жить там. А вот в Москве ему не нравится жить. И для того чтобы жить в деревне ему даже не нужны деньги. Когда другие слуги видят или слышат, как Осип оскорбляет, обзывает или хамит своему хозяину, то они также начинают его унижать и обижать. Все это они делают для того чтобы поставить нахала на место. Но в целом они относятся к нему нормально и даже иногда поддерживают его в некоторых случаях.

Судьба наделила его некоторыми способностями, которыми он умело пользовался. Он умел уговорить человека таким образом, чтобы он отдал ему еду или чем-нибудь угостил.

Никто об этом не знает, но именно наш главный герой уговорил ревизора поскорее приехать сюда для того чтобы проверить все тщательно. А дело все в том, что Хлестаков занял у других чиновников огромную сумму денег и возвращать ничего не собирается и именно ревизор сможет во всем этом разобраться и решить все их дела.

Кроме этого Осип не любит очень много разговаривать и любит больше делать дела, чем разговаривать. Также многое он взял от своего хозяина. Он умел прекрасно удовлетворять свои интересы за счет других людей, также он был нечестным с другими людьми, а еще и пронырливым. Но, не смотря на все это, его можно назвать человеком, который намного умнее, чем его хозяин. Не каждый слуга будет вести себя, так как ведет наш главный герой. Другие обычно боятся потерять работу, а вот Осип ничего не боится, а вот хозяин практически во всем слушается его и подчиняется ему.

Образ и характеристика слуги Осипа в комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

Я очень люблю проводить свободное время за чтением книг. Книги, неотъемлемая часть моей жизни, я очень бережно отношусь к ним. Моей любимой книгой является «Малыш и Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен

Шолохова Судьба человека автор описывает трагическую судьбу обычного человека во время войны. Сам рассказ небольшой и количество героев в нём тоже мало. Главные герои это солдат

Образы сочинений и темы в 8 классе

Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.

Образом Штокмана автор пополнил ряды образов коммунистов ,описанных писателями советской эпохи в годы реконструкции, которые стремились углубленно и всесторонне показать, какова была роль партии в революции.

Характеристика и образ слуги Осипа в комедии Ревизор Гоголя сочинение

Статус в обществе не определяет ум и навыки жизни, именно эту идею заложил Гоголь в одного из второстепенных персонажей комедии «Ревизор», Осипа.

Осип — это старый слуга чиновника Хлестакова, который на короткой ноге со своим господином. Он не боится высказывать критику Хлестакову, даже бранить его за его необдуманные и провальные действия. Ругает он его и за то, что тот проиграл в карты все деньги, которые ему давал отец.

Осип не любит столичной жизни, он несколько лет прожил в Петербурге, но ему всё же милее в своём селе на родине, пусть и не с большими деньгами. Осип часто грубит своему хозяину, попрекает его. Конечно, на такие действия и слова от своего лакея и слуги Хлестаков начинает его унижать и обзывать, чтобы поставить на место. Отношения между ними складываются скорее дружеские, с нотками заботы со стороны слуги и нотками милосердия со стороны хозяина.

От природы Осип не обделен и хитростью, продуманностью: он выпрашивает умело еду, пользуется тем, что его хозяина принимают не за того, чтобы улучшить свою жизнь.

Самой же главной характеристикой Осипа является его ум, который превосходит ум его хозяина, Хлестакова. Именно Осип просит уехать фальшивого ревизора как можно скорее, потому что чувствует, что их фарс и ложь могут прознать, а тогда придётся и все деньги возвращать, которые Хлестаков «занимал» у местных чиновников, и вообще неизвестно, что будет дальше с судьбами хозяина и лакея.

Уважения к Хлестакову не имеет ни читатель, ни слуга, поэтому при прочтении образ Осипа воспринимается как бы более родным и близким, чем кто-либо другой. Сам Осип человек простой, не любящий много говорить и тратить время впустую, что тоже вызывает уважение.

Я думаю, что в Осипе есть многое и от его хозяина: пронырливость, нечестность, желание удовлетворить свои интересы за счёт других. Но при всём при этом, он гораздо умнее своего хозяина, чего особо и не скрывает. Это тот редкий случай, когда слуга имеет не просто характер, а действительно наглость, чтобы вести себя с хозяином так, как ему вздумается, высказывать своему хозяину многое из того, чего другой слуга не стал бы. Осип вольнолюбивый слуга, что мне очень импонирует.

Сочинение про слугу Осипа

Произведение Гоголя “Ревизор” даёт нам ясную картину человеческой личности, её пороков, и того, к чему способны привести эти пороки. Из произведения можно выделить образ Осипа.

Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно, решая за него все сложные, да и простые, вопросы. Он всей душой ненавидит барина, за его глупость и невежественность, однако он понимает, что он не больше, чем просто слуга, из-за чего не выражает открытого недовольства, повсеместно терпя оскорбления от барина.

Автор представил Осипа как человека более менее образованного, который может постоять за себя в разговоре, особенно с барином. Однако показывать своё умственное превосходство перед барином он не желает по понятным причинам. Хоть он и ненавидит барина, но всё же сочувствует ему, из-за чего старается помогать. Осип хоть и весьма хитры и эгоистичный человек, но ему также присуще всё человеческое, из-за чего он даже, можно сказать, привязался к барину.

Также автор раскрывает его как человека, который даже несмотря на своё материальное положение и положение в обществе продолжил развиваться и прогрессировать как личность в плане умственного развития, не давая окружению диктовать свои правила. Из данной мысли можно сделать вывод, что автор пытался донести идею того, что невозможно купить или продать разум. Попросту невозможно за деньги получить то, что будет всегда помогать тебе в твоей жизни, направляя тебя, и помогая совершать правильные поступки. Этой идея пропитано всё произведение, и также отражение этой идеи мы можем видеть в образе самого Осипа.

Создавая контраст образов, автор также выделяет эту идею, говоря о разуме и уме как о чём – то возвышенном, идеальным, парящим далеко в планах разума и логики. Показывая нам очевидную разницу в материальном положении Осипа и Барина, и также показывая очевидную разницу в умственных способностях обоих, он показывает нам, что отнюдь не всегда материальное положение человека отражает всю его суть и личность. Так Осип, казалось бы, простой слуга, удел которого только прислуживать, намного умнее, хитрее, и разумнее своего Барина, которому он принадлежит как крепостной крестьянин.

Читайте также:  СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ Н. В. ГОГОЛЯ МЕРТВЫЕ ДУШИ: сочинение

Через характер и образ Осипа автор и раскрывает всю идею и тему произведения.

Вариант 3

Гоголь был замечательным поэтом. У него в произведениях всегда закладывалась мораль и поднятие той или иной темы, для общего обсуждения. Он всегда в произведениях хотел научить читателя уму и разуму. Он хотел, чтобы люди черпали из книги всё, и применяли в жизни. Чтобы они приобретали навыки, которые им пригодятся. Комедия, которая так же затронула некие проблемы и действия людей это “Ревизор”. А человек, который является главным персонажем данной темы Осип.

Кто же такой Осип? Осип являлся слугой Хлестакова. Осип был уже стар, поэтому работал у чиновника Хлестакова, разговаривал с ним на равных. Он не когда не боялся предъявить что-то Хлестакову. Если он что-то ему говорил, то говорил прямо, с места и как говорится в лоб. Он не, как и не каким образом не боялся Хлестакова. Он даже мог нагло нагрубить ему! Он ругался на него, потому что тот играл в карты. Да ладно бы он просто играл в них, он играл на деньги. И ладно бы он выигрывал, так нет. Он мог проиграть очень большую часть своих денег. А это не нравилось Осипу, поэтому можно так сказать он его воспитывал в силу своих лет. Осип не был хитрым, он не когда не продумал свои действия и ходы. Поэтому он всегда говорил всё прямо, даже если что-то ему надо. Например, он умел просить еду, и другое. Так как Хлестаков не был авторитетом, и не мог даже прокормить его слуг. Таким вот он был человеком.

Но хоть Осип и не был продуманным человеком, но у него был отличный ум и память. По уму он был лучше Хлестакова, наверное, в силу своих лет. Ведь он уже прожил много, так сказать с годами становился всё мудрее и мудрее. В тексте говорилось о фальшивом ревизора. Осип выгонял его, всеми силами хотел, чтобы он уехал. Он знал, что их обман могут рассекретить. И тогда не кто не получит выгоду, не кто не останется при деньгах и в полюсе. Да и вообще было до конца не известно, что с ними может стать, как они буду жить дальше. Так как Хлестаков, играя в карты и проигрывая деньги, занимал деньги у богатых чиновников, так сказать он был человеком без особого рассудка и ума.

Сам автор Гоголь, не выделял как то с хорошей стороны Хлестакова, ведь он был по истине странным человеком, он был без ответственным человеком. Его не уважал как автор, так и остальные персонажи в произведении. Осипа же он выделяет с хорошей стороны и его хочется уважать. Он был гениальным и мудрым, в отличии от Хлестакова. Осип так же благодаря тому, что прожил вместе с хозяином многие годы перенял его привычки и характер поведения, например лож. Да, привычки эти не из самых лучших. Но он был всё равно умнее. Своего хозяина и он не когда не скрывал этого. Он сам это прекрасно понимал и говорил в лоб. И это реально не привычно, когда слуга имеет наглости даже об критиковать хозяина!

Характеристика Осипа 4

Осипа можно назвать одним из важных персонажей данного великолепного произведения. Он показан служащим крепостным в довольно пожилом возрасте, и выполнял приказы и поручения Хлестакова. Осипа можно назвать простым, хитрым и практичным человеком. Он всегда привык быть в движении, и выполнять насущные дела и поручения. Герой не теряет времени зря, и по сравнению с Хлестаковым, выглядит более образованным и серьезным человеком. Он не испытывает уважения к своему хозяину в лице Хлестакова, так как считает его достаточно ветреным и поверхностным человеком, который лишь строит из себя настоящего барина. Все денежные средства, которые присылаются отцом Хлестакова, юноша привык тратить на игру в карты. После проигрышей, они оказываются в весьма бедственном положении, и им приходится унижаться.

Персонаж показан весьма грубоватым, так как его существование связано с тем, что он должен находиться рядом с человеком, которого он не уважает. Однако, при всем этом, он дает Хлестакову весьма дельные и ценные советы, к которым молодой барин все же прислушивается, хотя и не всегда. Осип любит читать интересные и познавательные книги, и старается находить в них сокрытый и глубокий смысл. Несмотря на то, что ему нравилась городская и столичная жизнь, стоит отметить, что и деревенская жизнь устраивала бы персонажа, так как он считал, что тихое существование может принести человеку счастье.

Данному герою в произведении удалось увидеть столицу, причем с разных ракурсов и сторон. Когда Осип жульничал, то предпочитал делать это без слов. Его можно назвать более образованным и умным человеком, чем Хлестаков. Когда Хлестакова приняли за ревизора, то его слуга сразу же понял, что добром это не кончится, и дал дельный совет юноше о том, чтобы он покидал город. Из-за того, что Осип представлен в образе хитроватого и ловкого человека, он понимает, что и его положение в городе значительно выросло. Из-за этого, он берет двух невероятно скоростных лошадей, чтобы в случае разоблачения Хлестакова, у них была возможность скрыться из виду. Стоит добавить, что образ данного героя содержит в себе больше положительных черт, чем образ Хлестакова, так как он мыслил более широко и глобально, а также, хотел показать своему барину, что всегда нужно действовать из принципов аккуратности, осторожности и неторопливости. Произведение получилось очень ярким, интересным и поучительным.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ слуги Осипа в комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

Мой класс очень большой и дружный. В нем учатся 20 девочек и 14 мальчиков. И я могу с уверенностью сказать, что мы заметно отличаемся от других. Например, если в параллельных классах делается

Трудно поспорить с утверждением, что общество создает человека и определяет его личность. С самого рождения каждый из нас окружен «продуктами» этого самого общества. Родители передают ребенку определенные ценности

Что значит жить по совести? Все очень просто. Совесть – это наш внутренний голос, судья и защитник одновременно. Ведь именно совесть позволяет или не позволяет нам совершить тот или другой поступок.

Произведение А. Погорельского об Алеше и Черной курице – это самая читаемая сказка автора. Писатель умело показывает, что характер человека может меняться в зависимости от жизненных ситуаций

Иногда мы считаем животных чем-то более низким по сравнению с людьми, но ведь животные также могут представлять себя более благородными, если возможно так выразиться. К примеру, некоторые из животных

Речевая характеристика Осипа из ревизора. Срочно.

Ответ

Школьный Отличник – сочинения по русскому языку и литературе
В ИЗБРАННОЕ
КОНТАКТЫ
СКАЧАТЬ СОЧИНЕНИЯ
ВСЕ СОЧИНЕНИЯ

ГЛАВНАЯРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРАПРИМЕРЫ СОЧИНЕНИЙУКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРАГОТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Сочинения по русской литературе > Сочинение по литературе 9 класс > Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»

Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор»
Еще сочинения по заданной теме
Каково отношение Осипа к Хлестакову?
Описание образа Осипа в комедии «Ревизор»
Авторская характеристика Хлестакова
Невидимые образы в комедии Гоголя «Ревизор»
Выяснение идейного содержание комедии «Ревизор»
Поток эмоциональных слов и выражений в комедии «Ревизор»
Без мови. Оповідання (1895), у скороченні
Сделаем к этому некоторые дополнения. Гоголь с исключительным мастерством сумел придать языку Осипа черты крепостного своего времени. Основные особенности языка Осипа – простота, живость, меткость. Именно этими качествами в первую очередь характеризуется речь Осипа, именно они сообщают его речи подлинную художественность. Можно разобрать в классе небольшую реплику Осипа из V действия: «Бог с ними со всеми! Погуляли здесь два денька, ну и довольно! Что с ними долго связываться? Плюньте на них! Не ровен час какой-нибудь другой наедет. Ей-богу, Иван Александрович! А лошади тут славные – так бы закатили. ». Вот великолепный образец простой русской речи. Сколько здесь разных смысловых интонаций и одновременно стилистических особенностей! Нет ни одного искаженного, как и ни одного бранного слова.

Опытный слуга-крепостной, приставленный стариком-барином к молодому, легкомысленному, да вдобавок не отличающемуся большим умом барчуку-чиновнику, уговаривает его быть благоразумным и заблаговременно выбраться из того случайного положения, в которое он попал, во избежание возможных неприятностей.

Как человек, закоренелый в патриархальных привычках, он дважды в этой реплике упоминает слово «бог», причем во втором случае – в форме божбы, для усиления воздействия па своего барина.

Далее. Точное, а вместе с тем образное определение их пребывания в городе: «погуляли», точнее и метче трудно назвать их удачливое времяпрепровождение (и принимают с почетом, и кормят сытно, и деньги дают). Примечательна ласкательная форма «денька». Лаконичный и решительный вывод: «ну – и довольно».

Следующие слова – о чиновниках: «Что с ними долго связываться? Плюньте на них!» Характерно то, что Осип не уточняет, о ком идет речь. Об этом догадывается читатель, как и сам Хлестаков. Осип определяет, чиновников просто личным местоимением 3-го лица («с ними», «на них»), и в этом выражено какое-то презрительное к ним отношение, как и в просторечных словах «связываться», «плюньте».

В чем состоит грозящая опасность? «Не ровен час какой-нибудь другой наедет». Осип не говорит «кто-нибудь другой», а «какой-нибудь другой», очевидно, подразумевая или «генерал», поскольку его спрашивали о генерале, или крупный чиновник, за которого приняли Хлестакова. Интересна и форма «наедет» вместо обычной «приедет». В конце этой реплики Осип задушевно обращается к своему барину, называя его по имени, отчеству и кратко, но по-своему поэтически расхваливая ему предстоящую поездку на лошадях. Отсюда эпитет «славные» (лошади), отсюда и эмоциональная концовка этой реплики: «так бы закатили!»

Осип стоит несколько особняком в комедии и вызывает смех у читателей иной, чем все остальные действующие лица. Этот смех не содержит того резкого разоблачения, которому подвергает Гоголь чиновничий и помещичий мир, так как Осип обладает некоторыми положительными качествами: они отмечены самим автором в «Замечаниях для господ актеров», они выявляются и в самом произведении.

Если Вам понравилось сочинение на тему: Речевая характеристика Осипа в комедии «Ревизор», тогда разместите ссылку в вашей социальной сети или блоге, а лучше просто нажмите кнопку и поделитесь текстом с друзьями.

Позорище на всю страну! 11 фото

Раскрылась причина развода Путина с женой. Оказывается.

Хюрем Султан: вы ахнете, актрису теперь не узнать!

Предательство в окружении Путина: вот что вскрылось

Вы ахнете, узнав, как на самом деле живет жена Ельцина

5 льгот, о которых не знает большинство пенсионеров

Пенсионеров с высоким стажем ждет приятный сюрприз

Анализ поведения и характера слуги Хлестакова Осипа

/ В.Г. Белинский о Гоголе/

Перед нами Осип – герой лакейской природы, представитель целого рода бесчисленных явлений, из которых он ни на одно не похож, как две капли воды, но из которых каждое похоже на него, как две капли воды. В своем большом монологе, где, между прочим, читает он нравоучение самому себе для своего барина, он высказывает всего себя, свои отношения к барину и, наконец, самого барина. Вы видите деревенского слугу, который пожил в Петербурге, постиг достоинство столичной жизни и галантерейного обращения, но, по пословице, “сколько волка ни корми, он все в лес глядит”, предпочитает мирную деревенскую жизнь треволнениям столицы, в которой худо без денег, иной раз славно наешься, а в другой чуть не лопнешь с голода.

В истинно художественном произведении всегда видно, как взаимные отношения персонажей действуют на самый их характер, и потому вам тотчас станет ясно, что Осип грубиян столько же по натуре, сколько и по презрению к своему барину, которого глупость он понимает по-своему.

Этот барин “один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими”. Он франт и щеголь, потому что дурак и столичный житель: глупцы скорее всего перенимают внешние стороны высшей их жизни. Отец содержит его прилично, но он мотает батюшкины денежки, чтобы наполнить свою пустоту, занять свою праздность и удовлетворить мелкому тщеславию, а потом спускает платье на рынке, до новой присылки денег. “Он действует и говорит без всякого соображения; не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли; речь его отрывиста, и слова вылетают совершенно неожиданно”. Он слышал, что есть на свете вещь, которая называется литературою, и в его пустой голове в беспорядке улеглись имена сочинений и названия журналов и сочинителей: Брамбеус и Смирдин, “Библиотека для чтения” и “Сумбека”, “Юрий Милославский” и “Фенелла”. Он денди не по одному модному платью, но и по манерам, денди трактирный, одна из тех фигур, которые красуются на вывесках московских тракторов, цирюлен и портных. В Пензе его обыграл начистую пехотный капитан; он за это досадует на случай и несчастие, но не на капитана, к которому он благоговеет, как дилетант к художнику, потому что, “что ни говори, а удивительно бестия штосы срезывает: всего каких-нибудь четверть часа посидел и все обобрал – славно играет!” Великое достоинство в его глазах!

Читайте также:  Остап и Андрий братья и враги (по повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба): сочинение

Посмотрите, как робко и какими косвенными вопросами хочет он узнать от Осипа, есть ли у них табак: о, он боится его нравоучений и его грубости! Посмотрите, как он подличает перед трактирным прислужником, справляясь о его здоровье и о числе приезжающих в их трактир, и как ласково просит его поторопиться принести ему обедать! Какая сцена, какие положения, какой язык!

Хлестаков. А соуса почему нет?

Слуга. Соуса нет.

Хлестаков. Отчего же нет! я видел сам, проходя мимо кухни, как готовилась рыба и котлеты.

Слуга. Да это, может быть, для тех, которые почище-с.

Хлестаков. Ах ты дурак!

Хлестаков. Поросенок ты скверный. Как же они едят, а я не ем? Отчего же я, черт меня возьми, не могу также? Разве они не такие же проезжающие, как и я?

Слуга. Да уж известно, что не такие.

Хлестаков. Какие же?

Слуга. Обнаковенно какие! они уж известно: они деньги платят.

Входит Осип и говорит барину, что “там чего-то приехал городничий, осведомляется и спрашивает о вас”: новое комическое столкновение! У Хлестакова воображение настроено на мысли о жалобах трактирщика, о тюрьме. Он испугался тюрьмы, по утешился мыслию, что если поведут его туда благородным образом, то ничего; но мысль о двух купеческих дочерях и офицерах, которых он видел на улице, снова приводит его в отчаяние. Можете представить, в какой настроенности его воображения входит к нему городничий. В высшей степени комическое положение. в этой сцене городничий является во всем своем блеске: с одной стороны, как чуждый фантастическому для него понятию петербургского чиновника и весь сосредоточенный на мысли о “проклятом инкогнито”, он все глупости Хлестакова принимает за тонкие штуки, а с другой, преловко и прехитро выкидывает свои тонкие штуки и улаживает дело.

Читайте также характеристики других героев комедии Гоголя “Ревизор”:

Речевое своеобразие комедии «Ревизор»

Речевое своеобразие комедии «Ревизор»

Комедия «Ревизор» является драматическим произведением. Язык драмы- это язык живых характеров, главная форма их выявления.

Нигде язык не служит таким мощным средством сгущенной характеристики образов-персонажей, как в драматическом искусстве. Так, каждое действующее лицо комедии «Ревизор», хотя и говорит на общеупотребительном национальном языке, но с привнесением в него особых интонаций, жаргонных словечек, оборотов и даже темпа речи, обусловленных возрастом, характером и положением данного лица в обществе.

Небывалый, неслыханный по естественности язык комедии Гоголя «Ревизор» является средством типизации и индивидуализации образов-характеров. В нём есть слова и обороты (взятка, ревизор, секретное предписание, чин, чиновник, попечитель богоугодных заведений, ассигнование, государственный совет, присутствие и т. п.), характерные для канцелярско-бюрократического стиля, присущие всем чиновникам, раскрывающие их социальную сущность. Вместе с тем, каждый персонаж пьесы Гоголя обладает неповторимой индивидуальностью и характеризуется своими особенностями речи. Уже первое известие о ревизоре сразу обнаруживает особые черты в их речах характерах. Каждый чиновник по-своему воспринимает пренеприятное известие и по-своему отражает его в свое речи: городничий – спокойно и рассудительно, судья – с нелепыми умствованиями, смотритель – панически, попечитель – лукаво, а почмейстер, как судья,- с глупыми домыслами.

Как отразилось в языке и мыслях чиновников первое известие о приезде ревизора.

Что стали говорить они?

Какие чувства и мысли выразили?

Какими видами речи пользовались?

«Я пригласил, вас, господа, с тем чтобы сообщить вам пренеприятное известие6 к нам едет ревизор»

… «Я вас, господа, предуведомил.- Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам»

… «Сделайте так, чтобы всё было прилично»

Деловитость и предусмотрительность.

Повествовательно-утвердительные и повелительные предложения.

Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин

«Да, обстоятельство такое… Необыкновенно, просто необыкновенно6 что-нибудь недаром»

«Я думаю, Антон Антонович, что здесь тонкая и больше политическая причина. Это значит вот что: Россия… да …хочет вести войну, и министерия-то, видите, и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены»

Пускается в нелепые догадки, лишённые здравого смысла и основания.

Прерывающиеся, незаконченные предложения, так называемые амплификации.

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов

«Господи боже! Ещё с секретным предписанием»

«Зачем же, Антон Антонович, отчего это? Зачем к нам ревизор?»

Выражает страх, отчаяние, недоумение, растерянность.

Восклицательные и вопросительные предложения.

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филлипович Земляника

«Ну, это ещё ничего. Колпаки, пожалуй, можно одеть чистые»

«О! насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем взяли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше – лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, и так выздоровеет»

Спокойствие самодовольного и прожженного плута, уверенного в своей безнаказанности и выработавшего на основе своих плутней удобные для себя убеждения.

Повествовательные предложения с рассудительными междометиями и вводными словами, переходящими в афоризмы житейской мудрости.

«Объясните, господа, что, какой чиновник едет?»

«А что думаю? – война с турками будет»

«Право война с турками. Это всё француз гадит»

Так же, как и судья, пускается в глупые домыслы, лишённые здравого смысла.

Речь отрывистая, импульсивная

Самая «богатая» и относительно разнообразна речь городничего. Его речь обличает в нём человека ловкого, хитрого и предусмотрительного; она гибко видоизменяется в зависимости от обстоятельств.

Лексический состав речи городничего

«входящее и исходящее»

«ход дела чрезвычайный»

«Эх, куда хватил», «худо», «авось»

Сообразно словарным напластованиям, столь же многообразна и фразеология языка городничего.

Фразеология речи городничего

«А, чорт возьми, славно быть генералом»

«Дурака ему, дурака, старому подлецу»

«Господи, помилуй нас грешных!»

«Выносите, святые угодники!»

«Дай только, боже, чтобы сошло с рук поскорее…»

«…Благодарение богу, всё идёт благополучно»

«Обязанности мои, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы приезжающим и всем благородным людям не было никаких притеснений»

«Не угодно ли вам будет осмотреть теперь некоторые заведения в нашем городе, как –то богоугодные и другие?»

«Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уж так сами богом устроено, и вольтерьянцы напрасно против этого говорят»

«В ином случае много ума хуже, чем бы его совсем не было»

«Чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя»

«Перед добродетелью все прах и суета»

«Знаем, в чей огород камешки бросают»

«Погулявши, человек всё несёт наружу: что на сердце, то и на языке»

«А ты себе и в ус не дуешь»

«смотри, держи ухо востро»

«…Волосы дыбом поднимаются»

«Да, оба пальцем в небо попали»

«Говорят, что я им солоно пришёлся»

«Эк, куда метнул! Какого туману напустил!»

«Что будет, то будет, попробовать на авось»

«Дело, кажется, пойдёт теперь на лад»

Интонации речи городничего очень разнообразны, так как городничий человек общительный и общественный, ловкий плут и пройдоха, «тёртый калач», он знает, с кем и как надо обходиться. Разнообразие гаммы его интонаций всякий раз обуславливается обстоятельствами, в которые он попадает: при первом известии о приезде ревизора он говорит спокойно, рассудительно, дружески советует.

Тон речи городничего особенно интересен и показателен в его обращении с людьми различного ранга. Его обращении с людьми предвосхищает обращении Чичикова с помещиками.

«Я пригласил вас, господа…»

«Я вас, господа, предуведомил…»

«Вы, господа, приготовляйтесь по своей части…»

Чувство вежливости и собственного достоинства.

«Не угодно ли вам будет…»

«Осмелюсь ли спросить вас…»

«Осмелюсь доложить вам…»

Не изволите гневаться, ваше превосходительство»

«Не смогу верить, вше превосходительство»

Изволите шутить, ваше превосходительство»

Услужливость, лесть и подобострастие.

«Ну, что, друг, тебя накормили хорошо?»

«Ну, что, друг, как твой барин? . Строг. »

«Друг, ты должно быть хороший человек»

«А, что, друг, скажи, пожалуйста: на что больше барин твой обращает внимание?»

«Ну, друг, ты ступай, приготовляй там

Снисходительность и покровительственный тон.

«А, здорово соколики!»

«Что, голубчики, как поживаете?»

«Что, самоварники, аршинники, жаловаться?»

«Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что, много взяли?»

Иронию, злорадство, грубость.

Таким образом, речь городничего по словарю, фразеологии и интонации разнообразна и выразительна. Городничий нежен с женою, вежлив с сослуживцами, подобострастен с Хлестаковым, презрителен с Бобчинским и Добчинским, снисходителен с Осипом, злораден, груб и свиреп с купцами и совершенно немеет, т. е. теряет дар речи перед высшим начальством. По сравнению с речью городничего язык других действующих лиц комедии значительно беднее.

Речь пустейшего Хлестакова бессвязная, скользящая ассоциативная, беспричинно перескакивающая с одного предмета на другой: «Да меня уже везде знают…с хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные водевильчики…Литераторов часто вижу. С Пушкиным на дружеской ноге».Полет его безрассудной фантазии так стремителен, что он выпаливает слова, фразы, совершенно неожиданные и для себя. Так рождаются его знаменитые гиперболы: «арбуз в семьсот рублей»; «Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа»; «тридцать пять тысяч одних курьеров». Хлестаков подкупает и восторгает захолустно-уездную аристократию своей непринуждённой болтовней, в которой они слышат родной им канцелярско-чиновный жаргон и вульгаризованную светскую фразеологию, кажущуюся им верхом изящной галантности.

Речь попечителя богоугодных заведений Артемия Филипповича Земляники льстива, хитро-изворотлива и напыщенно-бюрократична: «Не смея беспокоить своим присутствием, отнимать времени, определённого на священные обязанности…» На глупейшее замечание Хлестакова, «как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом», он, угодничая, лебезя, отвечает согласием: «Очень может быть».

Весьма однотонна речь судьи Ляпкина- Тяпкина, в особенности же смотрителя училищ и почтмейстера. Словарь, интонации судьи определяется претензиями самодовольного невежды на умствование («Нет, я вам скажу, вы не того…вы не… Начальство имеет тонкие виды»). Речь смотрителя училищ отражает его крайнюю робость и страх («Оробел, ваше бла…преос…сият…»). Фразеология почтмейстера – яркое свидетельство его глупости(«Да что я? Как вы, Антон Антоныч?», «Так точно-с»). Скудный в словах и мыслях, он путается, недоговаривает.

Ещё более бедна лексика и примитивен синтаксис городских помещиков Бобчинского и Добчинского. Они обильно пользуются вводными словами («да-с», «ентого», «изволите видеть») и соединяют фразы при помощи сочинительных союзов («А не заставши Коробкина…а не заставши Растаковского»). На вопрос Хлестакова, «не ушиблись ли вы», Бобчинский отвечает явно косноязычно: «Ничего, ничего-с, без всякого-с вмешательства…»

Речевые особенности Анны Андреевны, сочетающей утрированно-жеманную манерность, как подражание светскости («Ах, какой пассаж!»; «Если не ошибаюсь, вы делаете декларацию насчёт мой дочери»), с вульгарным просторечием («вбежала, как угорелая кошка»), великолепно определил городничий: «трещотка».

Воплощая в речи внутреннюю сущность персонажей, Гоголь блестяще использует и средства иронико – сатирического заострения. Он зло смеётся над ними, придавая их языку комически несообразный и даже пародийный смысл. Оправдываясь в «грешках», городничий произносит явно аналогичную фразу: «Если и взял и с иного, то, право, без всякой ненависти». Мечтая о будущем, о высоких чинах, он пользуется словами, резко контрастирующими с этими чинами: «Как ты думаешь, Анна Андреевна, можно влезть в генералы?»

Речь Хлестакова в ряде случаев превращается в пародию галантно-комплиментарного языка дворянской гостиной, в которой ещё живы традиции жеманного, сентиментально-чувствительного стиля: «Как я счастлив, что наконец, сижу возле вас; «Да, деревня, впрочем, тоже имеет свои пригорки, ручейки…»

Судья, соглашаясь с заседателями и явно враждуя с элементарной логикой, видит причину постоянно свойственного заседателю алкогольного запаха в том, что «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою». Он же, объясняя мотивы приезда ревизора, почтмейстер безапелляционно, но аналогично заявляет: «…война с турками будет…Это француз гадит».И опровергнутый городничим, немедленно сдается: «А если так, то не будет войны с турками»

Попечитель богоугодных заведений похваляется: « С тех пор, как я принял начальство, может быть, вам покажется даже невереоятным,-всё, как мухи, выздоравливают».Убийственная ирония этой похвальбы в привычно отрицательном значении им видоизмененной поговорки.

Речевой алогизм применяется Гоголем и в зарисовке Анны Андреевны-молодящейся манерной кокетки.

Смеясь над своими отрицательными героями, Гоголь не прочь воспользоваться и каким-либо редким, диковинным словом или выражением. Так, Бобчинский и Добчинский заходят в трактир по причине «желудочного трясения» Добчинского. Драматург обращается и к оговорке. Городничий говорит: «Пусть каждый возьмёт в руки по улице…чёрт возьми, по улице -по метле!» В комедии используется также приём словесной путаницы. Такова записка городничего жене, набросанная на трактирном счёте.

Комизм речи Осипа обуславливается контрастным смешением крестьянского просторечия(«возьмешь себе бабу», «куды», «рублёв», «кажись») с мещанского лакейской фразеологией («на тонкой деликатности», «галантерейного обхождение»), с неправильным употреблением иностранных слов («кеятры», «прешпект»).

Привнося в речь персонажей мотивы юмора, иронии и сарказма, Гоголь обращается в ряде случаев к комически заострённым сравнениям: «Это топор, зажаренный вместо говядины»; «клопы…как собаки кусают» (Хлестаков); «в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы (Осип). Гоголь расцветил комедию метками, сверкающими выражениями, ставшими крылатыми, поговорками, обогатившими разговорную речь.

Сатирические обличия, Гоголь в той или иной степени гиперболизирует чувства, поступки и речь персонажей своей комедии, но при пишет для более яркого правдивого обнажения их социальной сущности.

Таким образом, анализ речи действующих лиц комедии «Ревизор» показал нам, что и в самом языке персонажей Гоголь-реалист правдиво отразил социальное и индивидуальное, типичное и единичное. Оттого фигуры их вышли такими жизненными и выразительными, типичными. Во всём этом сказался сценический реализм бессмертной комедии Гоголя «Ревизор».

Читайте также:  Характеристика образа городничихи в комедии «Ревизор»: сочинение

Сочинение Хлестаков в комедии Ревизор (образ и характеристика 8 класс по Гоголю)

Николай Гоголь писал, что пьесе «Ревизор» решил собрать все дурное, что есть в России. Центральным персонажем произведения оказался молодой человек по имени Иван Хлестаков.

Хлестаков является мелким чиновником, служащим в канцелярии. У него огромные мечты, но при этом нет ни талантов, ни трудолюбия. Иван сам себя довел до нищеты, проиграв родительские деньги. Он очень недоволен своей жизнью, но не в состоянии зарабатывать, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование. Только чудо могло спасти молодого человека от голодной смерти и долгов. И оно произошло. В маленьком городе городничий принял Хлестакова за ревизора. Он создал Ивану все условия, что тот смог проявить свою лживость и честолюбие. Гоголь называл Хлестакова «пустейшим» человеком, который действует, как избалованный ребенок. Он просит слуг о помощи, находясь без денег, ведь привык к их обслуживанию. Требует у трактирщика обед, считая, что его потребность в еде пробудит жалость. Поэтому, когда Хлестаков замечает, что чиновники относятся к нему слишком почтенно, то даже не задумывается, что за этим кроется. Он одалживает у всех деньги, не думая о мотивах поведения остальных героев пьесы. Именно поэтому главный герой легко втягивается в предложенную игру. Почувствовав свою значимость, Хлестаков начал безудержно врать о своем положении в обществе и о своих заслугах. Лучшие женщины обращали на него внимание, все приглашали на обеды важную персону.

Хлестакова не смогли рассекретить, ибо он выдал себя за ревизора случайно. Иван не был аферистом, но он почему-то чувствовал, что заслуживает чужие почести.Всеми его поступками руководило пустое честолюбие и стремление пустить пыль в глаза. Хлестаков хотел казаться хоть немного выше того положения, в котором находился в реальности. Чудо спасло Ивана и в конце, когда он вовремя уехал из города и избежал расплаты за враньё.

Кем же является Хлестаков на самом деле? Простодушным фантазером? Гением лицемерия или просто хвастуном? Главный герой собрал в себе все эти качества. Иван Хлестаков является пустым и никчемным человеком. Он лживый, глупый и поверхностный. Но в то же время молодой человек не является закоренелым бандитом, ему не свойственна злоба и коварство.

Николай Гоголь замечал, что каждый хотя бы на минуту, если не на несколько минут, становился или становится Хлестаковым. От имени главного персонажа произошло понятие «хлестаковщина», которое означает желание быть не тем, кем человек является. Отличается безудержным хвастовством и приписыванием себе чужих почестей.

Сочинение 2

В комедии «Ревизор», показывающей чиновничий беспредел того времени в России, проявился весь литературный талант Н.В.Гоголя. Уникальный стиль, тонкая ирония помогли автору изобразить героев, узнаваемых во все времена.

Одним из ключевых героев комедии является молодой помещик, лет 23, Иван Андреевич Хлестаков. Легкомысленный, самоуверенный молодой человек, проигравший в карты по дороге в свое поместье, остановился по пути в гостинице небольшого городка N.

Наглое поведение и развязная манера молодого человека вводят в заблуждение местных чиновников, принявших его за ожидаемого из Москвы ревизора. Каждый из них, из страха раскрытия своих неблаговидных действий, несет взятки «высокому начальству», надеясь таким образом остаться на службе.

Пребывающий поначалу в недоумении, Хлестаков решает воспользоваться сложившимся положением, и, не боясь разоблачения, исполняет роль ревизора. Постепенно входя во вкус, он приударяет за дочерью городничего, попутно очаровывая и ее мать.

Его вранье, которое без труда можно было бы разоблачить в каком-нибудь другом обществе, остается незамеченным местной элитой. Даже если они и замечают какое-то несоответствие, то не обращают на это внимание, считая мелочью.

Желающий получать от жизни самое лучшее, мнимый ревизор уверен в том, что все должны ему потакать и помогать. У Хлестакова отсутствуют всякие моральные принципы. Он берет в долг, зная, что не отдаст. Несмотря на то, что он не собирается жениться, делает предложение дочке городничего. Его не волнуют чувства других людей. Черствость и беспринципность – вот основные качества Хлестакова.

Однако Хлестаков не настолько глуп, как могло бы показаться вначале – он вовремя уезжает из города, так и оставшись безнаказанным.

Изображая Хлестакова, Гоголь хотел показать алчность и невежество, являющиеся вечной проблемой России. Ведь даже приезд настоящего ревизора ничего не изменил в сознании местного бомонда, вызвав лишь досаду, что Хлестаков оказался не тем, за кого себя выдавал. Его поведение, рассказы и хвастовство не вызвали у них смущения, так как они были присущи всему тогдашнему чиновничеству.

Черты Хлестакова можно узнать во многих людях, живущих в настоящее время. Люди, желающие нажиться на чужой глупости, и уверенные в своей безнаказанности, существовали во все времена, существуют и сейчас. Наглый мошенник Хлестаков, трусливые, жалкие людишки, заискивающие перед высшим начальством – все эти образы актуальны до настоящего времени.

Вариант 3

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь правдиво изобразил жизнь людей своего времени – периода 30-х годов 19 века.

Правители небольшого уездного города злоупотребляют властью, пренебрежительно относятся к народу, тратят казенные деньги на личные нужды, процветает взяточничество. Каждый из «отцов города» низок и подл по-своему. Во главе их стоит городничий. Все в городе приходит в движение, когда чиновники узнают о приезде мнимого ревизора. Кто же им оказался?

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник из Петербурга. Живя в Петербурге, молодой человек развлекался, играл в карты и прогулял таким образом все отцовские деньги. Он едет к отцу в имение пополнить счет, а по дороге останавливается в данном уездном городишке. Живет Хлестаков в гостинице, ни за что не платит, да еще и свысока со всеми разговаривает. По этим приметам его и приняли за ожидаемого ревизора.

Хлестаков – глупый, легкомысленный, внутренне пустой человек. Он даже не сразу понимает, что его приняли за кого-то другого. Но ему такое внимание даже нравится. Когда чиновники пытаются его задобрить, он занимает у них деньги «в долг». И они Хлестакову с радостью дают, думая, что откупаются за свои грешки у ревизора. Его поведение совершенно непредсказуемо. Он быстро перестраивается в зависимости от обстоятельств. Его ложь производит на всех неизгладимое впечатление. По рассказам Хлестакова, с начальником отделения он на дружеской ноге, с Пушкиным – тоже, да еще он и сочинитель, автор многих известных произведений. Суп ему в кастрюльке из Парижа привозят… Хлестаков быстро переключается с одной темы на другую и забывает, о чем говорил минуту назад. Он так увлекается, что и сам начинает верить в то, что говорит. Главное для него – обретение значимости, весомости. Собственная значимость в глазах местных чиновников его окрыляет.

И странно: чем больше Хлестаков врет, тем больше ему верят чиновники. Они живут в таком мире, где принято верить в случай, а не в заслуги людей. Люди эти оказываются еще более глупыми и недальновидными, чем он. И этих мошенников провел такой ничтожный и мелкий человек, как Хлестаков! Но они сами в этом виноваты, одурачили сами себя.

Образ Хлестакова не вызывает ни малейшей симпатии, наоборот, он ничтожен.

В комедии нет ни одного положительного героя. По словам самого автора, единственное положительное действующее лицо в его комедии – смех.

Образ Хлестакова

А.В.Гоголь – многогранный писатель с яркой индивидуальностью своего стиля. Гоголевские произведения – необычны своей сюжетной линией и философско-идейным смыслом. Каждый герой произведения Гоголя несет на себе особую смысловую нагрузку, объединенную в один замысел автора.

Подтверждением слов служит образ Хлестакова из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Молодой человек, промотавши состояние отца, возвращается из Петербурга в деревню. По пути останавливается в неком городке N, где его персону принимают за ревизора. Понимая происходящее, Хлестаков берет с чиновников деньги и уезжает из города.

Характеризуя главного героя, Гоголь пишет о нем просто: «пустейший человек». Словно хамелеон меняет манеру своего поведения Иван Александрович. Со слугой он считает себя хозяином: постоянно грубит, относится свысока, капризничает, словно неразумное дитя. При дамах – Хлестаков столичная штучка, он пытается казаться остроумным и пытается продемонстрировать образцовые манеры. С чиновниками ведет себя словно бывалый контролер, нагло берет взятки и считает, что ему все что-то должны.

Не случайно автор выбрал для своего главного героя фамилию Хлестаков. Она словно хлестанет чиновничью Россию за разгул пороков. Глупыми, грубыми, лживыми, склонными к сводничеству и взяткам – такими рисует автор мир городской верхушки.

Иван Александрович обладал притягивающий взгляд внешностью: милый носик, бегающие глазки, приятные черты лица. Сам герой не большого роста, худой. Несмотря на его не спортивную фигуру, Хлестаков прекрасно понимает, что людей встречают по одежке, поэтому у него чистый и довольно дорогой костюм. Дворянское происхождение героя влияет на его манеры и общение с такими же по социальному положению людьми.

Учитывая место службы героя, можно сделать вывод, что блестящего образования он не имеет. Коллежский регистратор – низший чин гражданской службы. Учитывая, что родители не пристроили сына в обществе, можно говорить, что в высшем свете они не имеют влияния. Они способны содержать своего сына, посылая ему деньги, которые он просто проигрывал в карты.

Служба Хлестакова не увлекала, ему было лень выполнять свои должностные обязанности. Он не испытывает финансовых трудностей и радуется жизни за счет родителей.

Автор умышленно делает из главного героя, человека без чести и совести. Его окружение ему подобны, они рады быть обманутыми и считают, что доносами и взятками в обществе решаются все вопросы.

Настоящий же ревизор не произносит ни слова, но читателям ясно по выражению лиц чиновников, что расправа близка.

Образ Хлестаков не уходит в прошлое. В современной жизни не редко встречаешь людей с показными манерами. Он пытается доказать обществу, что имеет связи и многое может, на самом же деле все его старания просто пыль. Пока будет существовать человеческое общество, хлестаковские нравы будут актуальны.

Характеристика 5

Иван Александрович Хлестаков – главный герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Хлестаков – молодой дворянин 23-24 лет. Герой служит мелким чиновником в канцелярии Петербурга.

Хлестаков ведет праздный образ жизни: редко появляется на службе, предпочитая работе прогулки по проспекту или игру в карты. Герою нравится жизнь в Петербурге, он любит посещать театры, тратить деньги на всевозможные удовольствия.

Однажды сильно проигравшись, Хлестаков отправляется в имении родителей. По пути герой останавливается в небольшом уездном городе, где местные власти принимают его за ревизора из столицы. Хлестаков недолго остается в замешательстве от сложившейся ситуации, он быстро вживается в роль проверяющего. Герой начинает врать о своей столичной жизни: о том, что занимает высокое положение в обществе, о литературных талантах, о важности своей персоны. И самым необычным является то, что Хлестаков и сам верит в свою ложь. Герой, воспользовавшись ситуаций, обирает чиновников города. Одураченные бюрократы узнает об афере Хлестакова, когда тот уже покинул город. Афера героя остается безнаказанной.

Таким образом, Хлестакова отличает умение красиво и складно врать. Герой живет иллюзией своей значимости, искренне верит в свою ложь. Хлестаков знает о проблемах в образовании. Однако фиктивный успех, вызванный ложью, в которую поверили даже далеко не глупые чиновники, окрыляет молодого человека, придает ему уверенности. Исходя из этого, герой не спешит искоренять пробелы в знаниях. Все же, время от времени Хлестаков читает книги и даже пробует что-то писать.

Молодой чиновник не отличается смелостью, он не готов нести ответственность за свои поступки. Так, когда к нему в гостиницу приходит толпа чиновников, Хлестаков пугается этого: он боится быть арестованным. Герою нравится быть в центре внимания, он любит, когда им восхищаются, хвалят его таланты. Именно такое отношение он встретил в городе N, как со стороны услужливых чиновников, так и местных женщин, который нашли в нем милого, приятного человека. Актерский талант героя расцветает, найдя свою публику в лице жителей уездного городка. Хлестаков не глупый человек, однако, очень ветреный, легкомысленный, «без царя в голове», как отмечает сам автор.

Хлестаков не является положительным героем. Образ молодой чиновник стал нарицательным, а по его имени получило название целое явления – «хлестаковщина». Оно подразумевает такие качества, как легкомыслие, безудержное вранье, поверхностность знаний.

Хлестаков в комедии Ревизор

Популярные сочинения

Великое творение Льва Николаевича погружает читателя в тяжелейшие годы войны. В военных сражениях участвовали бойцы с разными характерами. Когда речь заходит о героях, люди представляют себе смелых воинов

Полотно величайшего художника Константина Маковского «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованию» больше известная под названием «Воззвание Минина к нижегородцам»

Напротив меня известная картина художника В.В. Пукирева, оригинал которой находится в Государственной Третьяковской галерее. Картина была написана в 19 веке и была создана для того, чтобы обратить внимание людей на проблему неравных браков

Ссылка на основную публикацию
×
×