Герой романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди»: сочинение

Сочинение: образ маленького человека в повести Достоевского «Бедные люди»

–>Просмотров : 1163 | –>Добавил : buzz (06.03.2019) (Изменено: 06.03.2019)

Обсуждение вопроса:


В произведении Фёдора Михайловича Достоевского “Бедные люди” отражена тема “маленького человека”. До этого некоторые писатели также использовали её в своих произведениях, но автор данного романа привнёс в своих героев много новаторства.

Если сравнивать двух “маленьких людей”: Башмачкина Гоголя и Девушкина Достоевского – то между ними заметны многие различия. Если у первого весь смысл жизни сосредоточен на материальном, исполнении своей мечты, то у второго цели гораздо выше: Макар Алексеевич готов сделать всё для счастья другого человека.

Заметны отличия и в связи персонажей с обществом: Девушкин, в отличии от Акакия, довольно часто контактирует с другими людьми: коллегами, соседями, нередко с незнакомцами. У персонажа Гоголя все увлечения заканчивались на его однообразной работе, у Достоевского же он и читает, и выходит на прогулки, и пишет письма буквально каждый вечер. В “Шинели” Акакий одинок, в мире он чужой, Девушкин же напротив имеет “двойников” в “Бедных людях”: нам встречается большое количество людей со схожими судьбой и характером. У персонажа Гоголя есть только одна мечта, и та сугубо материальна. Достоевский создал персонажа, который может мечтать о чём-то более существенном: стать знаменитым писателем, быть узнаваемым на улице.

Но, несмотря на всё, Девушкин всё так же остаётся тем самым “маленьким человеком”, каким задумывал его автор. Макар Алексеевич находится на грани нищеты, он едва сводит концы с концами. Сам по себе он человек скромный, миролюбивый, довольствуется тем, что у него есть. На Девушкина также очень сильно влияет общественное мнение: он постоянно думает о том, как воспримут это окружающие.

Фёдор Михайлович Достоевский в своём романе “Бедные люди” раскрыл тему “маленького человека” совсем по-другому, не так, как это привыкли делать писатели до него. Но тем не менее он создал своего персонажа таким, чтобы он действительно являлся тем самым “маленьким человеком”.

Тема «маленького человека» является одной из традиционных социальных тем в русской литературе XIX века. В привычном для нас понимании такой образ впервые получил отражение в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», а затем предстал перед читателем в произведениях А.С. Пушкина — в поэме «Медный всадник» и в повести «Станционный смотритель». Окончательно этот образ сформировался в петербургских повестях Н.В. Гоголя.

В творчестве Ф.М. Достоевского тема «маленького человека» приобрела гуманистическую направленность. Достоевский максимально глубоко раскрыл психологию «маленького человека», показал, что истоки этого социального явления кроются не только в несправедливости общественного устройства, но и в мироощущении самих людей, в их «человеческих» качествах.

Любой человек только лишь по праву своего рождения имеет право на жизнь, свободу, личное счастье — вот первое, что приходит на ум, когда читаешь Достоевского. Его «маленький человек» уже не смешон и жалок, как, например, гоголевский Акакий Акакиевич: его герои — все эти «бедные люди» — по-настоящему несчастны в своей нищете и беспомощности и не вызывают иных эмоций, кроме глубокого сострадания и сочувствия к их судьбе.

В романе «Бедные люди» рассказывается о жизни мелкого чиновника Макара Девушкина и Вареньки. Каждый из них в полной мере испытал на себе все тяготы нищеты и социального притеснения. Для более полного раскрытия психологии персонажей, их чувств и переживаний автор избрал форму романа в письмах.

Достоевский показывает нам внутренний мир героев, их тайное стремление к прекрасному и благородному, и одновременно он помещает их в среду таких же «бедных людей» — обитателей петербургских трущоб. Таким образом, писатель обращает наше внимание на стихийную предопределённость жизни «маленьких людей», закономерность развития их социальной и жизненной трагедии.

Творческим продолжением и углублением темы «маленького человека» явился роман «Преступление и наказание». В нём писатель показал ту жестокую правду жизни, невольным свидетелем которой был он сам. Обращаясь к психологическим причинам, толкающим человека на совершение греха («преступления»), Достоевский опять же рисует картины жизни петербургских трущоб, столь непохожих на парадную роскошь этого города. Нищета и пороки поселились здесь, кажется, навсегда.

Писатель показывает нам нескончаемую полосу человеческих страданий, из которых, на первый взгляд, нет выхода. Осознание этой безысходности, по моему мнению, особенно выразительно писатель показывает в монологе Мармеладова: «. бедность не порок, это истина. Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы ещё сохраняете своё благородство врождённых чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было; и справедливо, ибо в нищете я первый сам готов оскорблять себя».

Однако на этом мрачном и отвратительном фоне мы видим пример настоящего душевного подвига — самоотверженость Сони Мармеладовой, «вечной Сонечки». Движимая только любовью к своим близким, только стремлением спасти их от голодной смерти, она вынуждена торговать своим телом. В этом её выборе, по мнению автора, нет греха, поскольку он оправдан гуманной целью. Именно Сонечка Мармеладова выступает в романе носительницей той нравственной чистоты и красоты, которая, по словам самого писателя, «спасёт мир».

Но чистота души вовсе не является чертой, непременно присущей «маленькому человеку» Достоевского. Скорее наоборот: трудности и несправедливости жизни, пороки общества приводят таких людей, как Родион Раскольников, к болезненному протесту против существующей действительности. В основе такого протеста лежат антигуманные по своей сути идеи героя. К ним следует отнести и теорию Раскольникова о сильной личности, о делении всего человечества на «имеющих право» и «тварей дрожащих». Следуя своей идее, герой преступает черту и становится убийцей.

Духовное перерождение Раскольникова, начавшееся в финале романа, выражает надежду Достоевского на возможность спасения человека от нравственной гибели. В любви к ближнему писатель видит высшую форму гуманизма и одновременно путь к спасению. По сути, для Достоевского нет «маленьких» и «больших» людей: все люди имеют общего Отца, и потому жизнь каждого из них — высшая ценность в этом мире.

“Преступление и наказание” — книга великой боли за человечество

Школьное сочинение

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть “униженным и оскорбленным” глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: “Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами”. Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее “каморке”, которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — “задавленного бедностью”, “изуродованного нищетой” “бедного и больного студента”.

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. “Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою”, — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. “Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. “

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. “За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения”. Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти “от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. “. А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в “Дневнике писателя”: “Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы”.

Герои романа Бедные люди Достоевского

На первый взгляд может показаться, что в романе «Бедные люди» всего два персонажа ― Макар Девушкин и Варвара Доброселова, которые ведут между собой переписку. Собственно, из их писем и состоит весь роман. Именно в них и фигурируют второстепенные герои.

Макар Девушкин ― типичный «маленький человек». Практически всю свою жизнь Макар проработал мелким чиновником, получая за это гроши и не испытывая морального удовлетворения. Человек он тихий и скромный, сравнивает себя с ничтожными людьми, о которых написано немало произведений. Читая их, Макар начинает менять свое мировоззрение и старается изменить свою жизнь, помогая людям, порой даже жертвуя собой. Но именно эти поступки позволяют Макару возродить самоуважение.

Варвара Доброселова ― дальняя родственница Девушкиа. Она сирота, и Макар становится ее родственной душой. Чтобы избежать сплетен, общение их ведется через переписку, которая очень доверительная. Герои делятся в письмах всеми своими чувствами и мыслями, с участием относятся к жизни друг друга. Но девушке хочется жить в достатке и иметь положение в обществе, поэтому она выходит замуж за нелюбимого человека, лишь бы выбраться из нищеты и добиться стабильности.

Петр Покровский ― молодой человек со слабым здоровьем. Он умен и образован, но беден и крайне несчастен. Будучи студентом, зарабатывает на жизнь, давая уроки, покупает много книг. Петр ― гордость отца, но юноша не любит его визитов, старается скрывать свое происхождение. Он раздражителен, но очень добр и становится хорошим другом Варвары. Однажды заболевает тяжелой болезнью и умирает. Отец его убит горем, смерть сына сводит его с ума.

Господин Быков ― человек без принципов и нравственности. Груб и лицемерен, предприимчивый и деспотичный хозяин. Добивается желаемого всеми средствами. Чтобы лишить племянника наследства, он женится на Варе, не испытывая к девушке любви.

Семья Горшковых ― соседи Макара. Горшков был мелким чиновником, но попал под суд и был исключен со службы. У него жена и трое детей, и семья крайне бедна. Вскоре у них умирает старший сын, и они тихо оплакивают его в своей крошечной комнате. И вот тяжба, длившаяся семь лет, наконец разрешается, Горшкова оправдали и присудили компенсацию. Казалось бы, теперь жизнь семьи наладится, но Горшков, живший столько лет в напряжении, не выдерживает новости и умирает.

Анна Федоровна ― дальняя родственница Варвары, злая и корыстная женщина. Когда Варя осиротела, взяла ее к себе, но не из благих намерений. Это она сводит Варвару с Быковым и практически продает ему девушку.

Роман «Бедные люди» продолжает тему «маленького человека», которую можно увидеть в произведениях Пушкина и Гоголя. Уже по названию становится понятно, какую жизнь ведут герои. Они действительно бедные люди, живущие впроголодь в дешевых квартирах, страдающие от холода, болезней и нищеты. Они занимают маленькие чины, не могут выбраться из долгов и вынуждены всю жизнь смиренно влачить жалкое существование.

Сочинение 2

Этот герой является простым служащим, он скромный и робкий. Имеет небольшой заработок. Недоволен своей работой, не получает от нее никакого удовольствия и интереса. Макар читает книги и так двигает себя к саморазвитию. Но однажды герой решил полностью поменять свой образ жизни. Он научился себя уважать и стал уверенным.

Эта героиня нашла в главном герое родственную душу. Варвара и Макар переписывались. У девушки нету родственников и она пережила предательство. Обо всем этом она рассказывала Макару в письмах. С каждой перепиской они сближались все больше. Варвара в письмах рассказывала все свои самые сокровенные тайны, она ему полностью доверяла. Варя-волевая девушка, которой нужна была стабильность. Потому она вышла замуж за состоятельного помещика. Замуж вышла она не по любви, а чисто из-за материальных ценностей.

Образованный и умный юноша, который очень беден и несчастен. Также студент болезненный. Он добродушным и становится хорошим другом для девушки Вари. Он зарабатывает себе на жизнь тем, что ведет частный занятия. Очень любит читать и поэтому все свои заработанные деньги тратит на книги. Но его жизнь вскоре закончилась, так как Покровский постоянно болел и однажды не смог справиться с недугом. Это горе доставило много страдания для его отца и Вари.

Является мужем Вари. Он безнравственный человек, не имеющий принципов. Он очень грубый, а также лицемер и деспот. Женился на Варе тоже ради своих интересов, таким образом он оставил без наследства своего племянника.

Эта семья жили по соседству с Макаром. Глава этой семьи не работающий, так как долгие году судится с правосудием. Они очень бедны. У них умер один из сыновей. Когда закончилось дело, и главу семьи оправдали, то им выплачивают компенсацию. Но Горшков просто не выдержал всех этих перенапряжений и умер.

Эта женщина является родственницей Доброселовых. Когда умер варин отец, то забирает ее к себе, преследую свои интересы. Анна Федоровна практически продала наивную Варю богатому Быкову.

Этот старый герой, который очень сильно любит своего сына и очень гордится им. Он просто не может терпеть Анну Федоровну. Хоть с Петром и видится пару раз в неделю, так как студенту не нравится, когда старик часто приходит к нему, но радуется и этому. Смерть Петра переживает очень тяжело, старик даже сошел с ума.

Герои романа Бедные люди

Несколько интересных сочинений

Когда я была еще совсем маленькая и не умела читать, мама часто рассказывала мне сказки о рыбаке и рыбке, о попе и его работнике Балде, о спящей царевне, о царе Салтане.

Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство.

Произведение Короленко «В дурном обществе» произвело на меня большое впечатление. Читалось оно на одном дыхании, героям я сопереживал. И заставило всё это меня задуматься о многом. В первую очередь – о семейных ценностях.

Чарльз Диккенс написал замечательное произведение под названием «Большие надежды» в центре которого оказался бывший рядовой помощник ремесленника Филипп или просто Пип, как называли все мужчину.

Конечно, произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» было написано очень давно, но многим до сих пор интересно как же оно появилось, и как автор додумался до написания его.

«Бедные люди» главные герои

Произведения Достоевского поднимают тему «маленького человека», не избежали этой участи и главные герои «Бедных людей». На примере Макара Девушкина, главного героя романа Достоевского, показано перерождение человека, его сохранение личности, несмотря на жизненные обстоятельства. В «Бедных людях» герой оправдывает звание настоящего человека ценой самопожертвования и великодушия, своим бескорыстием и благородством.

Характеристика героев «Бедные люди»

Главные герои

Макар Девушкин

Характеристика этого героя – это характеристика «маленького человека». 30 лет из 47, Макар трудится мелким служащим, не получая за это ни морального, ни материального удовлетворения. Он скромный и тихий человек. Читая произведения великих писателей, он находит в них свое сходство с мелкими и ничтожными людьми. Это дает ему толчок к переоценке своего мировоззрения, и он начинает как-то утверждаться в жизни. Его бескорыстные поступки и самопожертвование, возрождают в нем уверенность и самоуважение.

Варвара Доброселова

Героиня, которая ведет переписку с Девушкиным. Оставшись без родных, узнавшая подлость и предательство, Варвара находит в Макаре родственную душу. Она делится с ним своими мыслями и переживаниями, с участием относится и к его жизни. От письма к письму, их отношения становятся все более теплыми и доверительными. Но, в отличие от Девушкина, в молодой его собеседнице, больше воли и прагматизма. Ей хочется стабильности в своей жизни, и она выходит замуж за богатого помещика, к которому не испытывает никаких искренних чувств, ее влечет лишь материальный достаток и положение в обществе.

Второстепенные персонажи

Студент Покровский

Молодой, несчастный человек, бедный и болезненный. Это очень начитанный и образованный юноша, которым гордится его отец. Скрывает свое происхождение, не любит, когда его посещает отец. Он бывает раздражительным, но добрый и благородный, становится лучшим другом для Вари. Зарабатывает частными уроками, но большую часть денег тратит на книги. Слабое здоровье молодого человека сократило его жизнь: однажды он заболел, и, не сумев справиться с тяжелым недугом, умер, доставив много горя отцу и Варваре.

Господин Быков

Предприимчивый и дальновидный человек, практичный и цепкий хозяин. Беспринципный и безнравственный мужчина, привыкший всего добиваться любыми средствами. Его женитьба на Варе не проявление нежных чувств, а меркантильные соображения – таким образом, он лишит наследства своего племянника. Грубый и деспотичный, лицемерный человек.

Семья Горшковых

Бедные соседи Макара, муж с женой, и трое детей. Сам Горшков уже семь лет не работает, так как все это время тянется тяжба с правосудием. Семья живет очень бедно, и нет возможности заработать. Скоро у них умирает старший мальчик лет девяти, и Горшковы тихо и безропотно плачут в своей комнате. Наконец, судебное дело разрешается, Горшков оправдан, ему будет выплачена компенсация, казалось бы, все складывается удачно, но Горшков, за семь лет морального перенапряжения, не выдерживает такой новости, и умирает.

Анна Федоровна

Анна Федоровна приходится дальней родственницей семье Доброселовых. После смерти отца Вари, она решила их «облагодетельствовать», взяла к себе на жительство, преследуя свои корыстные цели. Она занимается сводничеством, чего долго не могла понять наивная Варя. Именно она, фактически, и продала Варвару богачу Быкову. Она же прикрыла Быкова тогда, когда он совратил мать студента Покровского. Она сумела выдать быстренько ее замуж, и Быков остался чистеньким.

Старик Покровский

Без ума любит своего сына, так как внешне тот очень на нее похож, сам не приходится ему отцом. Ненавидит Анну Федоровну. Смысл его жизни – Петенька, старик гордится им, ему хочется его видеть, но студент не любит, когда старик к нему приходит, и Покровский – старший довольствуется тем, что видит его два раза в неделю. Старик очень тяжело переживает смерть Петра, кажется, что с горя он сходит с ума.

Ф.М. Достоевский «Бедные люди»: описание, герои, анализ произведения

Всего ответов: 4

Бедные люди
Жанр:роман
Автор:Фёдор Михайлович Достоевский
Язык оригинала:русский
Год написания:1844—1845
Публикация:1846
Текст произведения
в Викитеке

— первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начатый им в 1844 году и после многочисленных переделок законченный в мае 1845 года. Написан по типу эпистолярного романа.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Бедные люди.
Год написания – В мае 1845 года Достоевский закончил работу над романом.

История создания – автор реализовал свою давнюю мечту “дать право слова” тем, кто в жизни находится за чертой сытой успешной жизни. Чуть более года он работал над романом, использовав в качестве прототипов героев своих родственников, знакомых, позаимствовав картины природы из воспоминаний детства.

Тема – тема “маленького человека”, нищета, одиночество, несправедливость.

Композиция – письмо о истории переписки. Роман, состоящий из писем главных героев, последнее из которых пишет Варвара в день своей свадьбы.

Жанр – эпистолярный роман.

Направление – между романтизмом и реализмом (сентиментализм).

Дневник Варвары Алексеевны


В детстве она была счастлива. Они жили хорошо – ее отец управлял крупным имением. Но, когда ей исполнилось 12 лет, хозяин дома умер, а отца уволили, поэтому они переехали в Петербург.

Ее отдали в пансион, где ей вовсе не нравилось, но она старалась хорошо учиться, чтобы угодить отцу. Он тратил последние деньги, чтобы дать ей образование. Но его дела шли плохо, денег не было и образовалось много долгов. От горя и расстройств, сначала заболела мама Вари, а отец внезапно умер. Девушке на тот момент было 14 лет.

Кредиторы забрали все, что еще оставалось, и ее матушка даже продала дом. В это время и объявилась Анна Федоровна, которая назвалась их родственницей и позвала жить к себе. Так как идти им было некогда, Варя с мамой отправились к ней на проживание.

Анна Федоровна владела собственным домам, состоящим из 5 комнат. В 3-х из них жила она сама вместе с Сашей – сиротой, приходящейся Варе двоюродной сестрой. Одну комнату занимала Варя с мамой, а последнюю – студент Покровский, который в обмен на проживание обучал девушек языкам.

Чем занималась Анна Федоровна, никто не знал, но к ней приходило много людей, и жила она богато. Вскоре она показала свое истинное лицо – постоянно ругалась на них и следила. Матери от всех переживаний становилось все хуже.

Студент Покровский, был беден и слаб, поэтому лекции посещал нечасто. Вскоре, он стал другом Вари. Иногда приходил отец студента – плохо одетый странный старик. Он был женат второй раз, после смерти первой жены,мальчик оказался мачехе не нужен, поэтому некто господин Быков, помог устроить обучение молодого Покровского.

В комнате студента было много книг, которые Варя тайком захотела прочесть. Но когда мать девушки заболевает, молодой человек всяческие ей помогает. Вскоре, у него день рождения, который проходит очень весело. Спустя некоторое время, Покровский заболевает и умирает, а в памяти Варвары Алексеевны надолго запечатлевается трагическая сцена похорон, когда старик – отец бежит за гробом своего сына.

История создания

Роман “Бедные люди” был задуман ещё задолго до того, как увидел свет. Прототипами персонажей стали родственники и знакомые Достоевского, тогда ещё неизвестного публике, начинающего писателя. В своей жизни Фёдор Михайлович видел много людей нуждающихся, бедных и голодающих. Его отец работал врачом, и их семья снимала жильё в том же здании, где была больница.

Будучи ребёнком Достоевский запомнил множество историй тех людей, которые оказались в нищете. В юные годы автор активно интересовался жизнью людей, опустившихся на самое дно, живущих в трущобах Петербурга.

Несоответствие богатого духовного мира и внешней тягостной нищеты породило желание написать серьёзное произведение, в котором раскрылись бы характеры и проблемы людей, живущих на грани бедности. В 1844 году Достоевский оставляет работу (чертёжника) и пробует себя в роли писателя. Новая стезя даётся молодому таланту с трудом, поэтому он прерывает работу над книгой и берётся за перевод бальзаковской “Евгении Гранде”.

Произведение Бальзака вдохновляет Достоевского и он с новой силой берётся за творчество. Весной 1845 года автор заканчивает работу над “Бедными людьми”. Это первое серьёзное произведение Достоевского, которое было встречено более чем благосклонно критикой и читателями. Стоит отметить тот факт, что в течение 3-4 лет автор правил свой роман, учитывая замечания критиков. В 1846 году роман был издан в “Петербургском сборнике”. В своих творческих записях в период работы над произведением Достоевский указал роль образа автора в произведении: не проявляя “рожи автора” дать слово героям. У него действительно получилось изобразить реальность глазами самих героев.

Существует версия, которая дополняет основную историю создания и делает её более поэтичной. Однажды Ф. М. Достоевский возвращался домой вдоль набережной Невы, и вдруг на него снизошло озарение. Он увидел окружающую картину совершенно другими глазами, глазами тех, кто обездолен, кто не уверен в завтрашнем дне, чей мир холоден и неуютен. Это понимание другой стороны жизни настолько впечатлило писателя, что он взялся за работу над романом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Бедные люди»
  • для самых компанейских — Главные герои «Бедные люди»
  • для самых крутых — Читать «Бедные люди» полностью

Главные персонажи произведения

Главные герои романа «Бедные люди» – это представители низшего сословия Петербурга, которые делают тщетные попытки вырваться из своего бедственного положения.

Макар Алексеевич Девушкин – титулярный советник сорока семи лет. Он зарабатывает на жизнь переписыванием бумаг в одном из департаментов города и получает за свой труд сущие гроши.

Варвара Алексеевна Доброселова – молодая образованная девица, сирота, дальняя родственница Макара Алексеевича. Она так же бедна и живет в одном дворе с Девушкиным. Подрабатывает на жизнь шитьем.

Достоевский раскрыл тему жизни людей, которые в силу обстоятельств, вынуждены ограничивать себя во всем. В русской литературе это тема “маленького человека” ( в данном случае – “маленьких людей”), которые несмотря на жалкую жизнь любят, мыслят, мечтают, совершают высокодуховные поступки.

Основная мысль романа в том, что бедные люди достойны сострадания, участия и справедливости по отношению к ним, чего не было и не могло быть в современной автору России. Непроглядная нищета, безысходность, невозможность что-то изменить – то, чем проникнуто всё повествование. Автор сделал акцент на том, что при всей тяжести обстоятельств люди чувствуют, живут, страдают, имеют высокие устремления, духовно богаты и горды. Проблематика романа настолько широка, что он стал вровень с работами классиков, несмотря на неопытность писателя.

Стремление писателя через внутренний мир персонажей показать не только бедность материальную, но и бедное, загнанное положение человека, который стесняется сам себя, не уважает, не считает себя достойным быть счастливым. В этом заключена идея и смысл названия произведения. Главная героиня Варвара Добросёлова, загнанная жизнью в угол, приходит к выводу, что ей нужно выйти замуж за человека, который когда-то погубил её честь. Ситуация, в которую ставит автор своих персонажей настолько трагична, что послевкусие отчаяния не покидает читателя после прочтения романа.

Федор Достоевский — Бедные люди

Ox, уж эти мне сказочники! Нет чтобы написать что-нибудь полезное, приятное, усладительное, а то всю подноготную в земле вырывают. Вот уж запретил бы им писать! Ну, на что это похоже: читаешь… невольно задумаешься, – а там всякая дребедень и пойдет в голову; право бы, запретил им писать, так-таки просто вовсе бы запретил.

Кн. В. Ф. Одоевский[1]

Бесценная моя Варвара Алексеевна!

Вчера я был счастлив, чрезмерно счастлив, донельзя счастлив! Вы хоть раз в жизни, упрямица, меня послушались. Вечером, часов в восемь, просыпаюсь (вы знаете, маточка, что я часочек-другой люблю поспать после должности), свечку достал, приготовляю бумаги, чиню перо, вдруг, невзначай, подымаю глаза, – право, у меня сердце вот так и запрыгало! Так вы таки поняли, чего мне хотелось, чего сердчишку моему хотелось! Вижу, уголочек занавески у окна вашего загнут и прицеплен к горшку с бальзамином, точнехонько так, как я вам тогда намекал; тут же показалось мне, что и личико ваше мелькнуло у окна, что и вы ко мне из комнатки вашей смотрели, что и вы обо мне думали. И как же мне досадно было, голубчик мой, что миловидного личика-то вашего я не мог разглядеть хорошенько! Было время, когда и мы светло видели, маточка. Не радость старость, родная моя! Вот и теперь все как-то рябит в глазах; чуть поработаешь вечером, попишешь что-нибудь, наутро и глаза раскраснеются, и слезы текут так, что даже совестно перед чужими бывает. Однако же в воображении моем так и засветлела ваша улыбочка, ангельчик, ваша добренькая, приветливая улыбочка; и на сердце моем было точно такое ощущение, как тогда, как я поцеловал вас, Варенька, – помните ли, ангельчик? Знаете ли, голубчик мой, мне даже показалось, что вы там мне пальчиком погрозили. Так ли, шалунья? Непременно вы это все опишите подробнее в вашем письме.

Ну, а какова наша придумочка насчет занавески вашей, Варенька? Премило, не правда ли? Сижу ли за работой, ложусь ли спать, просыпаюсь ли, уж знаю, что и вы там обо мне думаете, меня помните, да и сами-то здоровы и веселы. Опустите занавеску – значит, прощайте, Макар Алексеевич, спать пора! Подымете – значит, с добрым утром, Макар Алексеевич, каково-то вы спали, или: каково-то вы в вашем здоровье, Макар Алексеевич? Что же до меня касается, то я, слава творцу, здорова и благополучна! Видите ли, душечка моя, как это ловко придумано; и писем не нужно! Хитро, не правда ли? А ведь придумочка-то моя! А что, каков я на эти дела, Варвара Алексеевна?

Доложу я вам, маточка моя, Варвара Алексеевна, что спал я сию ночь добрым порядком, вопреки ожиданий, чем и весьма доволен; хотя на новых квартирах, с новоселья, и всегда как-то не спится; все что-то так, да не так! Встал я сегодня таким ясным соколом – любо-весело! Что это какое утро сегодня хорошее, маточка! У нас растворили окошко; солнышко светит, птички чирикают, воздух дышит весенними ароматами, и вся природа оживляется – ну, и остальное там все было тоже соответственное; все в порядке, по-весеннему. Я даже и помечтал сегодня довольно приятно, и все об вас были мечтания мои, Варенька. Сравнил я вас с птичкой небесной, на утеху людям и для украшения природы созданной. Тут же подумал я, Варенька, что и мы, люди, живущие в заботе и треволнении, должны тоже завидовать беззаботному и невинному счастию небесных птиц, – ну, и остальное все такое же, сему же подобное; то есть я всё такие сравнения отдаленные делал. У меня там книжка есть одна, Варенька, так в ней то же самое, все такое же весьма подробно описано. Я к тому пишу, что ведь разные бывают мечтания, маточка. А вот теперь весна, так и мысли всё такие приятные, острые, затейливые, и мечтания приходят нежные; всё в розовом цвете. Я к тому и написал это все; а впрочем, я это все взял из книжки. Там сочинитель обнаруживает такое же желание в стишках и пишет —

Зачем я не птица, не хищная птица!

Ну и т. д. Там и еще есть разные мысли, да бог с ними! А вот куда это вы утром ходили сегодня, Варвара Алексеевна? Я еще и в должность не сбирался, а вы, уж подлинно как пташка весенняя, порхнули из комнаты и по двору прошли такая веселенькая. Как мне-то было весело, на вас глядя! Ах, Варенька, Варенька! вы не грустите; слезами горю помочь нельзя; это я знаю, маточка моя, это я на опыте знаю. Теперь же вам так покойно, да и здоровьем вы немного поправились. Ну, что ваша Федора? Ах, какая же она добрая женщина! Вы мне, Варенька, напишите, как вы с нею там живете теперь и всем ли вы довольны? Федора-то немного ворчлива; да вы на это не смотрите, Варенька. Бог с нею! Она такая добрая.

Я уже вам писал о здешней Терезе, – тоже и добрая и верная женщина. А уж как я беспокоился об наших письмах! Как они передаваться-то будут? А вот как тут послал господь на наше счастие Терезу. Она женщина добрая, кроткая, бессловесная. Но наша хозяйка просто безжалостная. Затирает ее в работу, словно ветошку какую-нибудь.

Ну, в какую же я трущобу попал, Варвара Алексеевна! Ну, уж квартира! Прежде ведь я жил таким глухарем, сами знаете: смирно, тихо; у меня, бывало, муха летит, так и муху слышно. А здесь шум, крик, гвалт! Да ведь вы еще и не знаете, как это все здесь устроено. Вообразите, примерно, длинный коридор, совершенно темный и нечистый. По правую его руку будет глухая стена, а по левую всё двери да двери, точно нумера, всё так в ряд простираются. Ну, вот и нанимают эти нумера, а в них по одной комнатке в каждом; живут в одной и по двое и по трое. Порядку не спрашивайте – Ноев ковчег! Впрочем, кажется, люди хорошие, всё такие образованные, ученые. Чиновник один есть (он где-то по литературной части), человек начитанный: и о Гомере, и о Брамбеусе[2], и о разных у них там сочинителях говорит, – обо всем говорит, – умный человек! Два офицера живут и всё в карты играют. Мичман живет; англичанин-учитель живет. Постойте, я вас потешу, маточка; опишу их в будущем письме сатирически, то есть как они там сами по себе, со всею подробностию. Хозяйка наша, – очень маленькая и нечистая старушонка, – целый день в туфлях да в шлафроке ходит и целый день все кричит на Терезу. Я живу в кухне, или гораздо правильнее будет сказать вот как: тут подле кухни есть одна комната (а у нас, нужно вам заметить, кухня чистая, светлая, очень хорошая), комнатка небольшая, уголок такой скромный… то есть, или еще лучше сказать, кухня большая, в три окна, так у меня вдоль поперечной стены перегородка, так что и выходит как бы еще комната, нумер сверхштатный; все просторное, удобное, и окно есть, и все, – одним словом, все удобное. Ну, вот это мой уголочек. Ну, так вы и не думайте, маточка, чтобы тут что-нибудь такое иное и таинственный смысл какой был; что вот, дескать, кухня! – то есть я, пожалуй, и в самой этой комнате за перегородкой живу, но это ничего; я себе ото всех особняком, помаленьку живу, втихомолочку живу. Поставил я у себя кровать, стол, комод, стульев парочку, образ повесил. Правда, есть квартиры и лучше, – может быть, есть и гораздо лучшие, – да удобство-то главное; ведь это я все для удобства, и вы не думайте, что для другого чего-нибудь. Ваше окошко напротив, через двор; и двор-то узенький, вас мимоходом увидишь – все веселее мне, горемычному, да и дешевле. У нас здесь самая последняя комната, со столом, тридцать пять рублей ассигнациями[3] стоит. Не по карману! А моя квартира стоит мне семь рублей ассигнациями, да стол пять целковых: вот двадцать четыре с полтиною, а прежде ровно тридцать платил, зато во многом себе отказывал; чай пивал не всегда, а теперь вот и на чай и на сахар выгадал. Оно, знаете ли, родная моя, чаю не пить как-то стыдно; здесь всё народ достаточный, так и стыдно. Ради чужих и пьешь его, Варенька, для вида, для тона; а по мне все равно, я не прихотлив. Положите так, для карманных денег – все сколько-нибудь требуется – ну сапожишки какие-нибудь, платьишко – много ль останется? Вот и все мое жалованье. Я-то не ропщу и доволен. Оно достаточно. Вот уже несколько лет достаточно; награждения тоже бывают. Ну, прощайте, мой ангельчик. Я там купил парочку горшков с бальзаминчиком и гераньку – недорого. А вы, может быть, и резеду любите? Так и резеда есть, вы напишите; да знаете ли, все как можно подробнее напишите. Вы, впрочем, не думайте чего-нибудь и не сомневайтесь, маточка, обо мне, что я такую комнату нанял. Нет, это удобство заставило, и одно удобство соблазнило меня. Я ведь, маточка, деньги коплю, откладываю; у меня денежка водится. Вы не смотрите на то, что я такой тихонький, что, кажется, муха меня крылом перешибет. Нет, маточка, я про себя не промах, и характера совершенно такого, как прилично твердой и безмятежной души человеку. Прощайте, мой ангельчик! Расписался я вам чуть не на двух листах, а на службу давно пора. Целую ваши пальчики, маточка, и пребываю

Конец ознакомительного отрывка


Вы можете купить книгу и

Прочитать полностью
Хотите узнать цену? ДА, ХОЧУ

Композиция

На композицию романа оказало влияние западной литературы, многие моменты в книге перекликаются с произведениями Бальзака, Руссо, Гёте. Главной композиционной особенностью в романе является тот факт, что по сути это письмо о истории в письмах. Форма письма становится и композиционной формой и сюжетом. На первый план выходит внутренний мир пишущего (Варвары и Макара), а не события, происходящие вокруг. Этот гениальный приём сделал произведение Достоевского бессмертным, прославил его, как самобытного гениального писателя.

Человек и обстоятельства в изображении Достоевского

На примере героя Макара Девушкина мы наблюдаем, как личность человека, задавленная и задушенная суровыми и неприглядными обстоятельствами, все же пытается вырвать свою сущность из этой неволи; его личность наделена довольно ярко выраженным началом и стремиться проявить себя во внешнем мире.

Достоевский приводит этого героя к осознанию любви к Вареньке, именно к тому обстоятельству, которое помогает ему внутренне собраться с силами и распрямиться, почувствоваться себя наконец-то личностью.

Достоевский описывает этот процесс в более трагическом и мрачном тоне, чем это обычно происходит у сатириков Гоголя и Чехова, он показывает внутренний мир героев с присущей его литературе прямолинейностью и по причине этого, личности его персонажей более яркие, более противоречивые и неуравновешенные.

Это обусловлено тем, что они, в отличие от типичных «маленьких людей», всеми силами пытаются вырваться из неблагополучных обстоятельств, и не желают, чтобы это мешало им полноценно жить и чувствовать.

Сочинение по роману Достоевского “Бедные люди”

Редко кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман “Бедные люди” (1846), восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей “натуральной школы”. Вместе с тем роман отражал и некоторые существенные изменения, которые происходили в художественной системе этого литературного течения. На смену преимущественно социологическому восприятию действительности приходит стремление сочетать социальный анализ жизни

“Некрасов – поэт страдания” (Ф. М. Достоевский) “Некрасов – поэт страдания” (Ф. М. Достоевский). Пускай нам говорит изменчивая мода, Что тема старая-“страдания народа”, И что поэзия забыть ее должна,- Не верьте, юноши! Не стареет она. Н. А.

Моральная атмосфера Петербурга в романе “Преступление и наказание” При упоминании Петербурга кто-то видит россыпь фонтанов и вели коленные дворцы, кто-то вспоминает Петра Великого, основавшего столицу Российской империи. Но в моей памяти всплывают строки из романа “Преступление и наказание”.

Чем вызвано противоречивое поведение Раскольникова Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” – величайшее философско-психологическое произведение. Это роман о преступлении, но по жанру это не “детектив” и не “криминальный роман”. Главного героя романа, Родиона Раскольникова.

Правда Сони Мармеладовой “Преступление и наказание” представляет читателю галерею персонажей, которые не только толкают Родиона Раскольникова на преступление, но и прямым или косвенным образом способствуют признанию главного героя в содеянном, осознанию Раскольниковым несостоятельности.

История семейства Карамазовых Последний роман Достоевского “Братья Карамазовы” (1879 – 1880) по замыслу автора должен был состоять из двух частей, посвященных в общей сложности “жизнеописанию” Алеши Карамазова. Писатель успел завершить работу только над.

“Достоевский – художник. бездны человеческой человеческой бездонности” В. Г. Белинский заметил еще в молодом Ф. М. Достоевском “талант необыкновенный и самобытный”, который “резко отделился от всей толпы наших писателей”. Эта самобытность Достоевского выразилась прежде всего в том.

Символика в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” .Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаемо беспределен в своем значении. Он многолик, многосмыслен и всегда темен в своей глубине. Д. Мережковский Особенность символа состоит именно в том, что.

Сочинение по роману Достоевского “Подросток” В романе “Подросток” (1875) повествование ведется от имени Аркадия Долгорукого, рассказывающего о первых своих самостоятельных шагах, о нравственной сумятице, путанице, которую ему с трудом приходится преодолевать в сложном процессе самопознания.

Отзыв о романе Ф. Достоевского “Идиот” Роман Федора Михайловича Достоевского “Идиот” является одним из моих любимых произведений. Он был написан во время долгого путешествия по Европе, поэтому в романе находит отражение как российский образ жизни времен.

“Справедливость требует вступаться за людей страдающих” (По роману Достоевского “Бедные люди”) Русская литература XIX века всегда отличалась пристальным вниманием к душе человека, к его исканиям, надеждам, стремлениям. Писатели старались не просто отобразить жизнь людей во всей ее сложности и противоречивости, но.

Размышления по роману Достоевского “Записки из Мертвого дома” Литературным и общественным событием стала публикация “Записок из Мертвого дома” (1860-1862), созданных Достоевским на автобиографическом материале. Он впервые в русской литературе рассказал о каторге, названной им Мертвым домом, о жестоких.

Средства создания характера Раскольникова Федор Михайлович Достоевский в своем романе “Преступление и наказание” мастерски использует новаторские приемы раскрытия характера, умело сочетая их с уже известными средствами (портрет, пейзаж, речь). Роман “Преступление и наказание” –.

Тема падения и духовного возрождения Роман Ф. М.Достоевского был создан в 1866 году. В “Преступлении и наказании” отразилась страшная действительность России середины XIX века. В стране обострились социальные противоречия, революционные организации были разгромлены, крестьянские бунты.

Антигуманистическая сущность теории Раскольникова Явка с повинной, с точки зрения Раскольникова, – это слабость, это его личная катастрофа: слишком слаб – не надо было брать топор и кровавиться. И чем ниже он становится в.

“Бедные люди” Достоевского: дебют писателя Тарасов Ф. Б. “Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни. Я в каторге, вспоминая ее, укреплялся духом. Теперь еще вспоминаю ее каждый раз с восторгом. И вот, тридцать.

О мастерстве Достоевского в раскрытии психологии героя Поскольку человек типа Раскольникова сразу же после содеянного и даже спустя некоторое время не осознает своей неправоты, санкцио­нированной его собственной теорией, а элементарные принципы пра­восудия требуют осознания этого, то писатель.

Этика добра и любви к людям в романе “Преступление и наказание” В романе “Преступление и наказание” отображено два мира. Один мир – город богатый, второй – бедный, о котором и пойдет язык в произведении. Именно там страдают люди. Достоевский показывает, что.

Кириллов центральный персонаж романа Ф. М. Достоевского “Бесы” По предположению Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: “Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в “Бесах”: стремительный.

Герой романа Ф. М. Достоевского “Подросток” Аркадий Долгорукий незаконнорожденный сын помещика Версилова, получивший “княжескую” фамилию своего юридического отца Макара Долгорукого, бывшего дворового человек Д. вырос вне семьи, “детские грустные годы” провел в частном пансионе, подвергаясь насмешкам.

В мире Достоевского Одно слово, сказанное с убеждением, с полной искренностью и без колебаний, лицом к лицу, гораздо более значит, нежели десятки листов исписанной бумаги. Ф. Достоевский Он так и говорил с читателем.

Сейчас вы читаете: Сочинение по роману Достоевского “Бедные люди”

Читайте также:  Характеристика образа Разумихина и Лебезятникова: сочинение
Ссылка на основную публикацию
×
×