Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова): сочинение

Сберечь в себе человеческое… (Размышления над повестями Василя Быкова о Великой Отечественной войне)

Школьное сочинение

Прошло более 60 лет с того рокового утра 22 июня 1941 года, а наша память вновь и вновь возвращается к суровым годам борьбы с фашизмом. Возвращается потому, что война была не только бедой, опалившей своим огнем каждую семью, но и суровым испытанием, проявившим силу духа и нравственное величие человека, истинная цена которых с годами раскрывается все полнее. Многие писатели в своем творчестве пытались осмыслить истоки героического в человеке, глубинные движения души, которые помогали выстоять и победить.

Вглядываясь в судьбы героев таких произведений В. Быкова, как “Знак беды”, “Сотников”, “Альпийская баллада”, “Обелиск”, “Волчья стая”, “Пойти и не вернуться”, мы делаем и свой нравственный выбор, намечаем и свою судьбу.

В повести “Знак беды” внимание писателя приковано к выяснению тех сущностных сторон человеческого характера, которые определяют поступки героев и их поведение в суровых испытаниях военных лет. И хотя герои Быкова — не солдаты, не партизаны, а мирные жители, хлебопашцы, это произведение написано именно о борьбе с врагом. Выбор в качестве персонажей крестьян, представителей самого мирного труда, дает автору возможность сделать исключительно глубокие обобщения. “Знак беды” — книга о том, как нарастает дух сопротивления врагу, книга о непримиримости народа к захватчикам. Это и составляет главный конфликт между вооруженным врагом и двумя стариками с дальнего хутора, поведение и поступки которых определяются не оружием, а верностью нравственным идеалам народа.

Жизнь ставит человека в ситуацию выбора, в которой проявляется его истинная сущность. Об этом свидетельствует опыт поколений, отразившийся, например, в произведениях устного народного творчества: направо пойдешь, сам погибнешь, налево пойдешь — коня потеряешь, прямо пойдешь… И выбирая между этими возможностями, народный герой отвергает одни нравственные решения, утверждая другие и проявляя тем самым те внутренние качества, которые характеризуют самое существенное в нем. Тему нравственного выбора исследует В. Быков на примере судеб Сотникова и Рыбака в новелле “Сотников”, учителя Мороза в “Обелиске “. Герои повести “Знак беды” Петрок и Степанида Богатьки также делают свой выбор, определяющий их судьбу и место в суровых военных испытаниях.

Почему повесть названа “Знак беды”? Что стало знаком беды для ее героев? Знаком беды для Петрока и Степаниды стала общая беда народа — война. Может, все еще обойдется, надеются герои повести. Но знак беды уже повис над всей их жизнью, проявляя одну за другой свои чудовищные черты. Вот на хутор приходит полицай Гуж и угрожает Степаниде расправой за активную работу в колхозе, за то, что трудилась, что человеком была. А затем появляются и немцы, строящие мосты. Они размещаются во дворе. Нужна комната для офицеров. Выселить хозяев — пусть живут в истопке! Нужно молоко. Выпивают все, что Степанида надоила, а когда на другой день выдоила корову не до конца, фельдфебель под хохот солдат избивает ее пистолетной цепью. Немецкая солдатня уничтожает все Степанидино хозяйство: кур, корову — все, что можно съесть, съедено. Знак беды проявляется и в убийстве Янка, в насильственном угоне на работу Петрока, в том, что даже водкой хозяин хутора не только не откупается, но навлекает на себя еще большую беду. Знаком беды становится картина запустения, которой начинается повесть. Здесь царит атмосфера несчастья, все живое — в прошлом, и суровый тон размышлений автора настраивает читателя на восприятие разыгравшейся трагедии. Суровы и трагичны детали опустошения: кое-где выглядывает на поверхность угловой камень фундамента, осевший бугор кирпича, две каменные ступеньки возле бывшего входа в сени; овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступает вплотную ко двору; на месте истопки — густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов и крапивы; от колодца ничего не осталось: вода, оказавшись без надобности, иссякла, ушла в глубь земли; стоит опаленная однобокая липа, и даже вороны чуяли в изуродованном дереве знак какой-то беды. Гордая, независимая Степанида, и мягкий, уступчивый Петрок едины в главном — в конечном выборе, в принятии единственно возможного в такой ситуации решения. Натуры патриархальные, Петрок и Степанида не испытывают враждебности к другим людям, но немцы с железной закономерностью проявляют право завоевателей, сознающих свою безнаказанность, и совершают все то, что делать между людьми нельзя. Если, видя это, Степанида сразу решает, что хорошие отношения с ними вряд ли возможны, то Петрок еще пытается отвести беду. Но сама логика поведения оккупантов не совместима с нравственными идеалами героев повести: несовместимы человеческое достоинство и требования рабской униженности, покорности. В этом противостоянии твердость Петрока проявляется с такой же силой, как и решимость Степаниды: “Бейте! Я вас не боюсь! И Гитлера не боюсь! Вот и ему тоже! Кол в глотку всем вам!”.

Эта сцена напоминает другую. В горящей истопке, задыхаясь, Степанида видит, как рыщут фашисты, ищущие бомбу. Не знать им покоя ни днем, ни ночью. И эта неожиданная мысль приносит успокоение и становится последним проблес ком истерзанного сознания перед забытьем, из которого она уже не вернулась… Когда Петрок и Степанида понимают, что война — это и личная их победа, все их житейские заботы уходят на задний план. Страх за хозяйство и собственную жизнь исчезает, появляется нечто более важное — ненависть к новой власти, непокорность перед насилием. Поэтому они, гордые, несокрушимые в своей человеческой правде, принимают смерть. Так в подвиге Степаниды и Петрока проявили себя скрытые за повседневными заботами, за внешней уступчивостью великие силы человеческой души. По-горьковски романтически и одновременно сурово, мучительно гибнут герои В. Быкова, и в их гибели мы видим то “безумство храбрых”, перед которым бледнеют от страха враги.

Война в творчестве В. Быкова многообразна, она обращена к нам, читателям, разными сторонами своей жестокой сущности, одну из которых автор исследует в повести “Карьер”. Война изображается здесь сквозь призму воспоминаний главного героя повести, Павла Петровича Агеева, который был расстрелян полицаями, брошен в карьер, но выжил. Его подобрали, вылечили, и он снова воевал. Бесконечны проявления военной беды. Бесконечны проблемы, которые ставит она перед человеком. Судьба забрасывает раненого Агеева в небольшое местечко в Белоруссии. Здесь он устанавливает связь с партизанами, включается в борьбу с фашистами. Здесь же знакомится с Марией, приехавшей еще до войны из Минска к родственникам, да так и застрявшей в этом городе. И любовь, красивая и горькая, приходит к героям повести. Но неожиданно случается провал: арест Марии, подпольщиков, Агеева. Расстрел в карьере. И многие десятилетия ищет Марию Агеев, надеясь, что она жива, постоянно думает о ней. Опыт научил его, что за все надо платить, за хорошее и плохое, которые так крепко связаны между собою. В свое время герой заплатил жизнью Марии и был жестоко наказан, потому что она была послана ему для счастья, а не для искупления. Да, это он послал Марию отнести на станцию взрывчатку, стремясь хоть каким-нибудь действием побыстрее оправдаться перед подпольщиками за свое вынужденное согласие служить в полиции. И Мария не вернулась. Но в списке расстрелянных в карьере ее нет. И Агеев перебирает руками песок в надежде убедиться, что никаких ее следов здесь не осталось: ни туфельки, ни обрывка платья — ничего: значит, жива, значит, нет его вины… В повести глубоко и всесторонне исследуется тема веры в человека, ценности его жизни. Практически ни Агеев, ни Мария ничего еще не успели сделать для гибели фашистов, но подвигом стало их поведение на допросах и во время расстрела.

Также заставляют нас о многом задуматься страницы, посвященные Семену Ивановичу Семенову, его похоронам. Собрались фронтовики после похорон, среди них — бывший военком, подполковник в отставке Евстигнеев. Он все время только и говорит об общественном, но его внешняя, кажущаяся правда выглядит убого по сравнению с правдой фронтовиков, людей дела. Это он не дал рекомендации в партию Семенову и этим как бы подрезал ему крылья. А Шароварову, умеющему казаться правильным, с гладкой биографией, дал, и тот вскоре был исключен из партии за спекулятивные махинации. Опять старая истина: нельзя оценивать человека по бумажке… И, фактически, одной из причин провала Марии и Агеева тоже стала боязнь, что ему перестали доверять… Так тема войны и тема веры в человека сплетаются воедино — а точнее, тема веры утверждается в суровой атмосфере войны.

Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)

Василь Быков – один из виднейших отечественных писателей, который на протяжении долгих лет творческой работы остался верен теме войны. Он пишет только о войне, не зная усталости и словно боясь не успеть рассказать читателю, как губительно сказалась война на душах людей.
Василь Быков, как и Юрий Бондарев, Георгий Бакланов, принадлежит к числу писателей-фронтовиков, которые не понаслышке знали, что такое фронт и передовая. Быков воевал до конца войны на Юго-Западном фронте. И, в сущности, ему не надо было ничего придумывать о ней в своих книгах.

Читайте также:  Проблема человека и цивилизации в рассказе Бунина «Господин из Сан-Франциско»: сочинение

Вопрос об отмене крепостного права Вопрос об отмене крепостного права ставился в российском обществе уже в середине XVIII в. Власть признавала необходимым приступить к разработке соответствующих проектов, по крайней мере, с начала XIX в. (деятельность.

Мои домашние животные А у меня дома живет кот. Большой такой, рыжий с хвостом. очень хочется про него чего-нибудь монументальное написать. Потому как кот сам очень даже монументальный. У него нет имени. Когда.

Моя будущая профессия программист Пока девочки мечтают быть кинозвездами, ребята мечтают о “настоящих мужских профессиях”. А я вот что подумал: моя будущая профессия – а я хочу стать программистом – целиком отвечает этому понятию.

Священные книги народов мира как начало литературы Сочинение – тезис к выступлению по проблемам литературы. Священные книги народов мира вдоль тысячелетий побуждают людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей. Веды – одна из древнейших книг мира.

Проблемы молодежи в современной литературе Вопрос о том, насколько реалистично отражает литература последних лет жизнь молодежи, является, по-моему, камнем преткновения для критики. “Легко ли быть молодым?”, “Чем живет наша молодежь, каковы ее духовные потребности?” –.

Что такое искусство или тема смысла жизни Есть множество ответов на вопрос, что такое искусство. Почему оно обладает волшебной силой? Но каждый ответ покажет лишь одну из граней истины. Несколько ответов мы можем найти в прочитанном тексте.

Необычная охота Однажды мы с отцом отправились на охо­ту. Это было в начале зимы. На закате возле Орехового леса собака наконец-то взяла заячий след. Сюда, наверное, еще на рассвете зверь отправился на.

На ее уроках всегда интересно Я знаю, что у учителя есть личная жизнь: дом, семья, дети. Но когда я вижу учителя на уроке, складывается такое впечатление, что кроме нас, учеников, у него больше никого нет.

Сила русского слова Так уж сложилось, что русский язык для меня – один из самых сложных учебных предметов и . один из самых любимых. Да, да! Один из самых любимых. Если сказать об.

Пресса в Америке В Америке нет единой национальной прессы, поскольку там публикуются 85 газет на 34 языках. Существует два основных типа газет: газеты для серьезного чтения и “бульварная” пресса. Только две или три.

Время года осень Все любят весну, потому что весна приносит радость жизни после долгой и изнурительной зимы, и лето, потому что летом все едут к морю. А я люблю осень. Потому что осенью.

Какими люди и животные должны быть в цивилизованном обществе Издавна человек и животные живут рядом. Человек как общественное существо, которое имеет сознание, владеет речью, вырабатывает и использует орудие работы, приручил первых животных для домашнего хозяйства. С тех пор существует.

Архаические формы поэзии литературы скандинавских стран В эпоху раннего средневековья скандинавский север представляет область, отдаленную от центров экономической и культурной жизни Европы и потому наиболее отсталую в общественном и культурном отношении. Начало феодализации и христианизации скандинавских.

Волшебство сказок Есть такое удивительное предназначение – в обычной жизни видеть и слышать сказки, знать, где живут волшебные существа, понимать, какие из них добрые, а какие злые, как с ними встретиться. Это.

Особенности японской лирики Запад и Восток. Не секрет, что эти понятия обычно резко противопоставляют друг другу. В чем же причина? Только ли в географии? И что имел в виду Киплинг, когда говорил, что.

Мой взгляд на мою страну и мир Я родилась и живу в Черниговке вот уже 14 лет. Именно моя семья, моя бабушка, мама и тетя объяснили мне, что такое Родина. “Есть у человека мама, – говорила бабушка.

Лесное озеро Я очень люблю лето. Обычно на летние каникулы мы всей семьей едем на дачу. В деревне я полностью свободна: могу гулять сколько хочу, ходить купаться на речку или играть с.

Сценарий фильма Шукшина “Позови меня в даль светлую” Но вот в сценарии “Позови меня в даль светлую” (а затем и в фильме, поставленном по этому сценарию С. Любшиным”) объединение “под одной крышей” нескольких шукшинских рассказов осуществляется, на мой.

Почему я верую в бога (эссе) Есть высший мир, мир высшей любви. Газета “Милосердие Богородицы” Христианская вера имеет глубокие корни на моей Родине. Многие великие люди нашей страны были верующими, и это помогало им принести для.

Сочинение по картине Е. Широкова “Друзья” Друзья – это самые близкие существа, которых объединяет родство душ. Они понимают друг друга без слов, без малейшего жеста. Часто люди не могут поладить друг с другом – и тогда.

Сейчас вы читаете: Человек на войне (на примере ранней прозы В. Быкова)

Тема войны в творчестве В. Быкова

В произведениях В. Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. Характеристика сюжетной линии в военных повестях “Альпийская баллада”, “Сотников”.

РубрикаЛитература
Видсочинение
Языкрусский
Дата добавления27.12.2009
Размер файла14,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ТЕМА ВОЙНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В. БЫКОВА

В произведениях В.Быкова мало батальных сцен, эффектных исторических событий, но зато ему удается с потрясающей глубиной передать ощущения рядового солдата на большой войне. На примере самых стратегически незначительных ситуаций автор дает ответы на сложные вопросы войны. В отличие от таких наших писателей, как Стаднюк, Бондарев, Бакланов, Ананьев, которые ставят во главу угла своих произведений масштабные сражения и герои которых почти все из командного состава армии, Василь Быков строит сюжеты только на драматических моментах войны местного, как говорят, значения с участием простых солдат. Шаг за шагом, анализируя мотивы поведения солдат в экстремальных ситуациях, писатель докапывается до глубин психологических состояний и переживаний своих героев. Это качество прозы Быкова отличает и его ранние работы: “Третья ракета”, “Альпийская баллада”, “Западня”, “Мертвым не больно” и другие.

В каждой новой повести писатель ставит своих героев в еще более сложные ситуации. Объединяет героев лишь то, что их действия нельзя оценивать однозначно. Например, в “Альпийской балладе” Быков описывает побег русского солдата из фашистского плена вместе с итальянкой Джулией. Здесь автор увлекается описанием внешних событий: побег, погоня, любовь, смерть героя и т.д. Но уже сюжет повести “Сотников” психологически закручен так, что критики сбились с толку в оценке поведения героев Быкова. А событий в повести почти никаких нет. Критикам было от чего растеряться: главный герой – предатель?! На мой взгляд, автор сознательно идет на размывание граней образа этого персонажа. Он не дает читателю возможности однозначно взглянуть на того или иного своего героя.

Сюжет повести прост: два партизана Сотников и Рыбак отправляются в деревню на задание – добыть овцу для пропитания отряда. До этого герои почти не знали друг друга, хотя успели повоевать и даже выручили друг друга в одном бою. Сотников не совсем здоров и вполне мог бы уклониться от в общем-то пустякового задания, но он чувствует себя недостаточно своим среди партизан и поэтому все же вызывается идти. Этим он как бы хочет показать боевым товарищам, что не чурается “грязной работы”. Два партизана по-разному реагируют на предстоящую опасность, и читателю кажется, что сильный и сообразительный Рыбак более подготовлен к совершению отважного поступка, нежели хилый и больной Сотников. Но если Рыбак, который всю свою жизнь “ухитрялся найти какой-нибудь выход”, внутренне уже готов к тому, чтобы совершить предательство, то Сотников до последнего дыхания остается верным долгу человека и гражданина: “Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть. Иначе, зачем тогда жизнь? Слишком нелегко достается она человеку, чтобы беззаботно относиться к ее концу”.

В повести Быкова каждый занял свое место в ряду жертв войны. Все, кроме Рыбака, прошли свой смертный путь до конца. Рыбак встал на путь предательства только во имя спасения собственной жизни. Но характеры проявляются медленно. Рыбак ,по сути парень жизнелюбивый и не лишен положительных человеческих качеств. Он, например, делится с товарищем остатками пареной репы, отдает Сотникову полотенце, чтобы тот замотал им горло. Он предлагает больному Сотникову вернуться в отряд, и, наконец, когда во время столкновения с полицаями ему почти удается убежать, он все-таки возвращается назад, сообразив, что Сотников своей стрельбой прикрывает его отход.

Читайте также:  Тема подвига в одном из произведений русской литературы: сочинение

Ситуация меняется после их ареста. Рыбак до последней минуты не верит, что из этой западни невозможно вырваться. Он решает потянуть время, сообщая на допросе только то, что немцам уже известно про партизанский отряд. Но Рыбак слишком прост для такой сложной игры с врагом, и, сам того не желая, он проговаривается, попав в искусно расставленную ловушку. С этого момента начинается его нравственное падение. Он понял окончательно, что остаться в живых он сможет, только предав товарищей по оружию. Для Рыбака процесс перехода в другое психологическое состояние проходит быстро и без мучений, так как он уже был внутренне к этому расположен. Рыбак, как всякий предатель, начинает жить по особым психологическим законам, исключающим все доброе и светлое, что было до этого момента в человеческой душе. В конце повести он становится палачом своего бывшего товарища.

Сотников, в отличие от Рыбака, сразу осознал безвыходность ситуации, но в последние минуты жизни он неожиданно утратил свою уверенность требовать от других того же, что и от себя. Рыбак стал для него не сволочью, а просто старшиной, который как гражданин и человек не добрал чего-то. Сотников не искал сочувствия в глазах присутствующих при казни людей. Он не хотел, чтобы о нем плохо подумали, и разозлился только на выполнявшего обязанности палача Рыбака. Рыбак извинился: “Прости, брат”. Сотников бросил ему в лицо лишь фразу: “Иди ты к черту!”

В чем глубина творчества писателя Быкова? В том, что он и предателю Рыбаку оставил возможность иного пути даже после такого тяжкого преступления. Это и продолжение борьбы с врагом, и исповедальное признание в своем предательстве. Писатель оставил своему герою возможность покаяния, возможность, которую чаще дает человеку Бог, а не человек. Писатель, по-моему, предполагал, что и эту вину можно искупить. Папа Римский вручил В. Быкову за повесть “Сотников” специальный приз католической церкви. Этот факт говорит о том, что в этом произведении усматривается общечеловеческое нравственное начало.

Творчество В. Быкова трагично по своему звучанию, как трагична сама война, унесшая десятки миллионов человеческих жизней. Но писатель рассказывает о людях сильных духом, способных встать над обстоятельствами и самой смертью. И сегодня, невозможно давать оценку событиям войны, тех страшных лет, не принимая во внимание воззрений на эту тему писателя В.Быкова.

1.Абрамов А.М. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М.,1975.

2.Белая Г. Художественной мир современной прозы. М.,1983.

3.Сурганов В. Человек на земле: Историко-литературный процесс. М.,1975.

4.Чалмаев В.А. На войне остаться человеком. Фронтовые страницы русской прозы 60-90-х годов. М.,1998.

СОЧИНЕНИЕ АНАЛИЗ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ В. БЫКОВА

О ПОБЕДЕ НЕ ГОВОРЯТ В СОСЛАГАТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

(СОЧИНЕНИЕ-АНАЛИЗ ВОЕННОЙ ПРОЗЫ В. БЫКОВА)

Победу над фашистской Германией называют Великой. Это потому что ежедневно и ежечасно, на протяжении бесконечно долгих 1418 дней и ночей, она создавалась не­человеческим напряжением миллионов людей на фронте и в тылу, включая детей, стариков и женщин. Ее ковали работники-тыловики, кормившие, обувавшие нашу армию, снабжавшие ее необходимым оружием и боеприпасами, и каждый боец на своей боевой позиции — маленьком остров­ке героизма посреди бушующего океана войны. В этом за­ключается подвиг всех и каждого в то время, в этом ис­точник Великой Победы.

Ярким показательным примером такого неоднозначного выбора для меня является повесть Василя Быкова «Обе­лиск». В этом произведении деревенский обелиск над брат­ской могилой олицетворяет вечную память о подвиж­ничестве народа в годы Великой Отечественной войны.

Василь Быков ушел на войну восемнадцатилетним юно­шей. Военное училище, а затем — фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Был ра­нен, числился без вести пропавшим, и его имя даже вы­бито на обелиске на одной из братских могил. Поэтому личная судьба писателя сродни судьбе тех пяти человек, чьи имена выбиты на обелиске, на котором лишь спустя годы появилось еще одно имя — имя учителя Алеся Ива­новича Мороза.

Повесть пронизана атмосферой раздумья, характерной для творчества Быкова. Она раскрывает читателю нрав­ственный смысл подвига. В авторском понимании подвиг является основной мерой гражданской позиции и обще­ственной ценности человека. Вот почему Быков так строг к себе и своему поколению.

И еще мы понимаем, что у подвига могут быть разные измерения. Например, учитель Мороз за всю войну не убил ни одного фашиста. Более того, он, как и до войны, про­должал учительствовать при оккупантах.

Известно, что одноплановость и односторонность вре­дит поиску истины при решении любой, казалось бы, са­мой простой задачи. Может быть, закрыть собственной гру­дью амбразуру вражеского дзота или направить горящий самолет на вражескую колонну с техникой и боеприпасами даже легче, чем самолично явиться на расправу к гитле­ровцам. А ведь именно так и поступил скромный де­ревенский учитель, когда, арестовав пятерых учеников, фашисты потребовали явки Мороза в комендатуру.

В повести автор не дает однозначного решения мораль­ной проблемы. Он просто представляет на наш суд две противоположные точки зрения — Ксендзова и Ткачука. Первый говорит, что никакого подвига не было, что учи­тель Мороз не совершал героического поступка. А потому зря Павел Миклашевич, бывший ученик Мороза, чудом выживший в дни арестов и казней, столько времени и сил своей жизни потратил на то, чтобы имя учителя было вы­бито на обелиске рядом с именами пятерых погибших уче­ников.

Спор Ксендзова и бывшего партизанского комиссара Ткачука происходит в день похорон Миклашевича. Он, как и Мороз, после войны стал учителем и работал в сельской школе. Уже одним этим он доказал не только свою вер­ность памяти учителя, но и то, что тот сеял разумное, доброе, вечное.

В отличие от Ксендзова, комиссар Ткачук пытается вникнуть в нравственную сторону поступка Мороза: «Не будем учить мы — будут оболванивать они». И нам трудно опровергнуть подобное выражение. Ведь борьба за души подростков в наши дни не менее актуальна, чем в годы оккупации. И тому, кто завоюет симпатии молодежи, бу­дет принадлежать будущее.

Учитель Мороз знал, что идет на верную смерть. Он знал, что казнят и его, и ребят. Нравственная сила этого поступка оказалась настолько значимой, что Павел Миклашевич через всю жизнь пронес идеи своего учителя. Он и сам стал учителем, чтобы иметь возможность передать своим ученикам то, что в свое время вложил в него учи­тель Мороз. Писатель не случайно вводит в повествова­ние сцену, когда Ткачук узнает, как один из учеников Миклашевича помог недавно задержать бандита. «Я так и знал. Миклашевич умел учить. Еще та закваска, сразу видать», — произносит Ткачук по этому поводу. И эти слова являются самой лучшей похвалой Миклашевичу и оправданием Мороза.

В. Быков заставляет нас задуматься над смыслом геро­изма и подвига — совсем скромного и малозаметного. Таких поступков недальновидные люди не замечают или говорят о них в сослагательном наклонении. Но для настоя­щего человека нравственный выбор всегда однозначен — правда выше лжи, верность выше предательства. Нрав­ственный выбор и есть настоящий подвиг.

На примере истории, изложенной в повести В. Быкова «Обелиск», мы можем проследить своего рода генеалогию подвига. Как утверждает древнеиндийская мудрость, «по­сеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привыч­ку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Такие семена сеял в своих учениках Мороз, его примеру следовал Миклашевич. И можно не сомневать­ся, что Витька, ученик Миклашевича, со временем тоже станет настоящим учителем.

Сочинение 2

(1) В неприметной лесной деревушке возле большой белорусской реки живёт нестарая ещё женщина. (2) У неё добротный, отстроенный в послевоенное время дом, некогда разноголосо звучавший ребячьими голосами. (3) Теперь здесь тишина, небольшое хозяйство, и досуг заполнен воспоминаниями о том давнем военном лете, когда эта женщина, тогда молоденькая девушка, потерявшая родителей, собрала под уцелевшей крышей полдюжины осиротевших на войне ребятишек, на долгие годы став для них матерью, старшей сестрой, воспитательницей.


В нынешнее спокойное время мало кто задумывается над тем, как, например, не так давно, 75 лет назад, страдали, погибали от голода, холода и заражения такие же, как и мы, обычные люди. Как ежедневно приходилось рисковать своей жизнью, когда каждый встретившийся тебе соотечественник был близким человеком, как приходилось наблюдать за тем, как гибнут родные люди. А нужно ли вообще хранить в памяти эти фрагменты истории? В данном мне тексте В.В. Быков предлагает читателю порассуждать над проблемой сохранения исторической памяти.

Писатель, анализируя фрагменты тех роковых лет, приводит в пример одну из историй, в которой девушка спасла от гибели полдюжины осиротевших детей. И каждый, вышедший из-под её крыла ребенок, хранит в своей памяти этот подвиг и передает его своим детям и родственникам, дабы он не потерялся во времени. В.В. Быков делает акцент на том, что и этот случай, и десятки, сотни тысяч других сломанных судеб являются по меньшей мере хорошим уроком для будущих поколений, а ветеранов, способных рассказать все, что происходило в те года, уже почти не осталось.

Читайте также:  Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, должен гордиться собой (по повести Б. Васильева А зори здесь тихие и В. Быкова Сотников): сочинение

Автор считает, что историческую память сохранять нужно, поскольку наша память ограничена в своих возможностях и не всегда, не во всех красках может сохранить те события, помнить о которых важно в первую очередь в качестве сохранения уважения к погибшим. Великая Отечественная война уходит все дальше в невозвратимое прошлое, забываются самые достойные подвиги и свершения, а вместе с тем теряется их ценность, и потому долг тех, кто пережил те страшные события, кому есть, что рассказать последующим поколениям, – сделать это в любой доступной форме.

Мысль В.В. Быкова мне близка, и я тоже считаю, что любые факты из истории роковых 1940-х, рассказы очевидцев, дошедшие до нас рукописи и фрагменты – это золотой запас нашего поколения, то самое важное, что должен хранить в своей памяти и своем сердце современный гражданин России. Историческая память – это, во-первых, задача литературы и искусства успеть остановить время и повернуть его вспять, вернув и оживив в памяти людей те народные подвиги. Задача тех, кто слышал, видел и знает что-то – рассказать, описать и запечатлеть это в любой доступной форме, чтобы не дать этим важнейшим историческим урокам раствориться в бездне постоянно нарастающих и сменяющих друг друга исторических фактов.

Еще М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино» в уста своего лирического героя вкладывает слова о том, что в «нынешнее время» люди не предают значения событиям военных лет, и вместе с тем теряют ориентир, пример достойнейших личностей, способных встать на защиту Отечества. Во времена Бородинской битвы, как и во времена Великой Отечественной войны, каждый из солдат был героем, и хранить это в своей памяти – значит проявлять уважение и благодарность к погибшим, передавать это своим близким – значит не давать исчезнуть исторической памяти.

Человек – это его прошлое, настоящее и будущее. Без одного из этих звеньев он просто перестает существовать. Наше прошлое – это и есть та самая историческая память, и забывая его, мы начинаем терять собственный человеческий облик. В.Г. Распутин в повести «Прощание с Матерой» приводит в пример как раз таких «современных» жителей, не желающих чтить память о тех событиях и тех людях, которые хранили земли острова. Коренные жители Матеры прекрасно понимали, насколько важно для них сохранить их плодородные земли, дома и усадьбы, которые могут быть затоплены из-за простой жажды наживы. Ведь каждая из этих мелочей в купе и составляла прошлое всех жителей, их историческую память, и затопить все это означало стереть с лица земли их самих.

В заключение хотелось бы еще раз отметить, что подвиг тех, кто отдавал свою жизнь за наше светлое будущее, неоспорим и велик, и наша задача, задача будущего поколения состоит в том, чтобы сохранить имеющиеся факты, даты и события и передать их дальше с той лишь целью, чтобы они не потеряли своей значимости и не растворились во времени.

Анализ «Сотников» Быков

Повести Быкова о войне считаются самыми правдивыми и психологичными во всей литературе 20 века. Именно он сумел показать её лицо так, как никто другой, немалую роль сыграло то, что сам писатель был участником войны. Повесть про двух друзей-партизанов, которую изучают в 11 классе, сложна и разнопланова тематически и композиционно. В повести “Сотников” анализ стоит начинать с истории создания, которая затрагивает биографию автора. Полный анализ произведения будет полезен для подготовки к тестированию и написания творческих работ.

Краткий анализ

Год написания – 1969 год. В 1970 году повесть опубликована в редакции “Нового мира”.

История создания – повесть написана на основе встречи Быкова с однополчанином, который считался погибшим, но на самом деле попал в плен и стал предателем. Двадцать лет прошло с момента встречи до воплощения сюжета в творчестве автора.

Тема – цена выбора, жизнь и смерть, проблема нравственного выбора и его последствия.

Композиция – двухчастная композиция, построенная на сопоставлении двух главных героев.

Жанр – повесть.

Направление – реализм. Быков описывает прошедшую войну, судьбы людей, основанные на реальных событиях.

История создания

Сюжет повести Быкова “Сотников” взят из реальной жизни: после встречи писателя в 1944 году с однополчанином, считавшимся погибшим. Оказывается его боевой товарищ попал в плен, а после, чтобы выжить, согласился на сотрудничество.

Вспоминая прошлое, автор рассказывает о том, что этот человек считался образцом и примером для однополчан, “посмертно” его наградили как героя и ставили в пример молодым бойцам. Все были уверены, что он погиб. И вот в конце войны он оказался в плену, как прислужник власовцев, потерянный и морально угнетённый. Товарищ честно рассказал Быкову, что поначалу думал, что удастся сбежать, не стрелял в людей, не проявлял жестокости, пытался выжить. Цена такого выбора слишком страшна, чтобы до конца жизни быть предателем.

Эта встреча настолько взволновала писателя, что он “списал” образ Рыбака с боевого друга и постарался показать обе грани выбора, который делает человек, не осуждая, не оценивая чужих поступков. Василий Быков часто ставит своих героев в экстремальные ситуации, на самую грань, когда человек вынужден принять судьбоносное решение.

Писатель, прошедший войну, знает её в лицо и пишет правдиво и остро о том, что ему близко: героизм и трусость, опасность и предательство, сила характера и нравственный выбор. Первоначально повесть была названа “Ликвидация”. Однако позже автор акцентировал смысл названия на главном герое. Критика приняла повесть положительно, Быков был известен, как мастер слова, опытный и талантливый писатель.

Посмотрите, что еще у нас есть:

История о двух товарищах-партизанах, которые отправляются за провизией для отряда, развивается стремительно. Обстоятельства, которые окружают героев усложняются с каждым шагом: болезнь, голод, ранение. Именно “в беде” познаются товарищи. Поэтому автор выбрал ситуацию, в которой не может быть третьего решения: быть живым предателем или мёртвым героем.

В ситуации, которая касается жизни, “каждый за себя”, именно так решает Рыбак, пытаясь оправдать свою позицию. Инстинкт самосохранения, моральная незрелость, жажда жизни – что-то не даёт герою сделать последний шаг, тот, который мог бы спасти его от совести. Автор построил повествование так, что читатель воспринимает ситуацию детально и не берётся осуждать предательство Рыбака, невольно приходит мысль: “А какой выбор сделал бы я?”.

Осуждать и оценивать – это не то, чему учит нас повесть; сделать выбор и нести ответственность за его последствия, перешагнуть грань, за которой человек теряет себя или погибнуть – вот суть и идея произведения.

Однако в плену Сотников смог остаться человеком, выдержал пытки и достойно принял смерть, а его товарищ сломался, предал своих, стал палачом своим товарищам. Страшная правда войны, ставящая человека в нечеловеческие условия – это то, что всегда интересовало писателя. Таким образом, тематика повести: нравственный выбор человека, война и её роль в судьбах людей, цена человеческой жизни.

Композиция

Композиция повести двухчастная: действие разделено на “до” и “после” того, как герои попадают в плен. На этом же строится и проблематика произведения: каков человек перед самым страшным выбором в своей жизни? Вся композиция построена на противопоставлении двух героев Сотникова и Рыбака.

Их диалоги, внутренние монологи, воспоминания из прошлого – призваны раскрыть два, с виду похожих, мировоззрения, но абсолютно не совпадающих нравственных позиций. Повествование, вмещающее всего двое суток, кажется объёмнее и насыщеннее благодаря авторским приёмам: сны, отрывки сознания, разговор героев с совестью, сцены из прошлого.

Писатель раскрывает персонажей многогранно и правдиво, то приближая, то отдаляя каждого из них, чтобы глубже понять их характер, поступки, жизненную философию. Нет ни оценки автора, ни намёка на его отношение к героям, только события в плену показывают сущность героев. Картины, которые открываются читателю тонкие и психологически точные, у писателя есть замечательный дар – делать героев родными, близкими и пронзительно несчастными. Эта особенность свойственна всем произведениям военной тематики В. Быкова.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Сотникова».

Для воплощения своей творческой идеи Быков выбрал именно повесть. Она больше всего подходит для реалистичного сюжета, небольшого по объёмы описываемого отрезка времени. События, описываемые автором достойны романа, они монументальны в плане раскрытия характеров и судеб людей. Но своеобразное ограничение по жанру было вполне оправдано. Это излюбленный жанр Быкова, его привычная форма, она традиционна и универсальна для писателя. Повествовать о войне так, как это делает Быков, масштабно и правдиво, в рамках далеко не простого жанра повести – особое искусство.

Ссылка на основную публикацию
×
×