Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А.Бунина: сочинение

Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина

Как известно, название произведения несет большую смысловую и символическую нагрузку. Часто оно содержит в себе не только тему, но и главную идею или конфликт. Эта характерная черта относится и к творчеству И. А. Бунина. В сборнике «Темные аллеи» многие его рассказы озаглавлены, исходя именно из такого критерия: «Темные аллеи» , «Смарагд» . И таких примеров множество.

Одним из самых интересных и таинственных в указанном сборнике является рассказ «Легкое дыхание». Это трагическая история Оли Мещерской, которая погибает от рук своего любовника. А если обратиться к проблематике всего цикла «Темные аллеи», то станет ясно, что трагический мотив является здесь сквозным. Еще в поэзии 1910-х годов Бунин раскрыл трепетные переживания: ожидание счастья, пробуждение души. В русском фольклоре, в мифах других народов увидел он созвучное себе преклонение перед красотой.

Но, пожалуй, самым близким автору стал мотив утраты молодого чистого чувства. Дума о нем отлилась во множестве просветленно-печальных стихотворений этих лет: Нам тогда — тебе шестнадцать было, Мне семнадцать лет, Но ты помнишь, как ты отворила Дверь на лунный свет? Потому высокой нотой прозрения звучат строки и воспоминания о давно покинувшей земной мир возлюбленной. Ситуация по-иному была истолкована в прозе Бунина.

Взыскательный взгляд обращен здесь к истокам преждевременной гибели юного существа. В результате появилась подлинная жемчужина творчества писателя — рассказ «Легкое дыхание». Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются как важный элемент авторской концепции.

С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и — фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской. Противоречивые впечатления накапливаются и дальше: гимназическая слава Оли и толки о ее ветрености; беззаботность, счастье и заключительная фраза — «совсем сошла с ума от веселья». Всюду оттеняется разрыв между кажущимся и действительным, вплоть до заключительных моментов жизни девушки.

Детское поведение гимназистки на перемене и ее признание в том, что она женщина; спокойная беседа в кабинете начальницы, а затем краткое сообщение: «А через месяц казачий офицер некрасивый и плебейского вида застрелил ее на платформе». Внимание постоянно направлено к каким-то потаенным, греховным пружинам Олиного поведения. Вдруг открывается ее тайная связь то с офицером, то с пятидесятишестилетним Малютиным.

Тем не менее, до конца рассказа сохранено удивительное дыхание красоты «бессмертно сияющие чистым взглядом глаза». В самой трактовке образа есть двойственность оценок, что и вызвало спорные суждения о произведении. Понять его помогает сам Бунин, сказавший о рассказе: «Мы называем это утробностью, а я назвал легким дыханием.

Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть легкое дыхание, недумание». Снова это слово — «недумание». Почти все герои Бунина не умеют, не обучены или не хотят думать. «Легкое дыхание» развивает коренную и трагичную для Бунина тему.

Оля повторяет: «Я не понимаю, как могло это случиться», «я никогда не думала, что я такая». В рассказе постоянно присутствует мотив стихийного движения, стремительные, неосознанные перемены — импульсивность поступка: «Я совсем сошла с ума». В душе Мещерской нет ни осмысленного порока, ни боли раскаяния, ни чувства мести. Но такое положение страшно: гибнет создание, не уразумевшее опасности своего положения.

В чем всемерно помогает девушке ее равнодушное, тоже немыслящее окружение. Однако рассказ не исчерпывается этим горьким смехом. Все произошедшее не коснулось «легкого дыхания» героини — ее жажда какой-то особенной, прекрасной судьбы осталась немеркнущей.

Олино внутреннее горение неподдельно и могло бы вылиться в большое чувство. Автор сохраняет эти потенциальные возможности. Они не могут исчезнуть как вечное влечение к счастью, совершенству. Прерывая объективное, хотя и предельно экспрессивное повествование, писатель завершает его своими словами о желанном для себя и необходимом для нас идеальном исходе: «Теперь это легкое дыхание снова рассеялось в мире…» Образ «легкого дыхания» приобретает самостоятельность, не иссякающее со смертью героини значение.

Образ любви в творчестве Бунина — это особый синтез духа и плоти. Дух, по Бунину, невозможно постичь, не познав плоти. Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному.

Его любовь — это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому.

Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина

Другие сочинения по теме:

Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина Сочинения по литературе: Проблематика и герои одного из рассказов И. А. Бунина Творчество Бунина — пример благородной сжатости русского литературного.

Смысл названия цикла рассказов «Темные аллеи» и «Суходол» Бунина Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина судьба удивительная. При жизни он не был столь славен, как Горький, о нем не спорили.

Мое впечатление от рассказа И. А. Бунина «Легкое дыхание» Это не рассказ, а озарение. К. Паустовский Я читаю рассказ и думаю: откуда возникло это легкое дыхание, из каких миров.

Сюжет и проблематика одного из произведений Н. С. Лескова В наше время, когда «американизация» отечественной культуры идет полным ходом, когда голливудский ширпотреб вытесняет с экранов российские фильмы, а вместо.

Раскрыть смысл рассказа бунина холодная осень в кратком его анализе. Помогите, на завтра Рассказ «холодная осень» был написан И. А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет.

Краткий обзор произведений Бунина » Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом.

ЛИРИЗМ ПРОЗЫ И ПОЭЗИИ И. О. БУНИНА Способность автора раскрывать свой внутренний мир, эмоциональный залог в зависимости от тех или других событий или явлений жизни, называют лиризмом.

С думой о России и о человеке (на примере произведений Бунина) Родился Бунин 10 октября 1870 года. Отец и мать его принадлежали к старинному дворянскому роду. Отец Бунина, Алексей Николаевич, вел.

Художественное своеобразие одного из произведений А. П. Платонова Мотив смерти, один из важнейших в творчестве А. Платонова, стал символом мертвой жизни, берущей истоки в примитивном усвоении необразованным народом.

Смысл названия драмы А. Островского «Гроза» После выхода из печати и постановки драмы Островского «Гроза» современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь.

Смысл названия пьесы Гроза Островского Драма А. Н. Островского «Гроза» одно из самых известных произведений писателя. В нем присутствует множество тем: и любви, и свободы.

Смысл названия стихотворения Н. А. Некрасова «Тишина» Прекрасное стихотворение об отчизне написал русский писатель Н. А. Некрасов, полное трепета к родным местам и природе оно ярко отражает.

Смысл названия романа «Отцы и дети» Название произведения как ключ к его смыслу («Горе от ума», «Война и мир», «Преступление и наказание»). Всеобъемлющий, «формульный» характер названия.

В чем смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Каждый талантливый писатель, входя в литературу, ведет за собой «своих», свойственных его интересам и мировоззрению, героев. Н. С. Лесков «ввел».

Смысл финала романа «История одного города» История города Глупова, рассказанная Салтыковым-Щедриным, имеет не менее значительный финал, чем все предыдущее повествование. Грустная, вызывающая сострадание к русскому народу.

Идейный смысл названия новеллы «Двойной круг» «Двойной круг» — это название первой новеллы романа Ю. Яновского «Всадники». Трагические события, описанные в ней: пять братьев Половцев встречаются.

Смысл названия комедии «Горе от ума» Сочинения по литературе: Смысл названия комедии «Горе от ума». Главными героями комедии «Горе от ума» являются Чацкий и Фамусов. А.

Жанровое своеобразие произведений Бунина Несомненная писательская заслуга Бунина, прежде всего, состоит в развитии им и доведении до высокого совершенства чисто русского и получившего всемирное.

Смысл названия романа — мир отрицает войну «Война и мир» была написана в 60-е года прошлого века. Правительство Александра отменило крепостное право, но не дало крестьянам земли.

Художественное своеобразие одного из произведений А. И. Куприна Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В.

На тему: Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина

В год, когда писателю исполнилось тридцать лет, он написал свой ставший впоследствии знаменитым рассказ «Антоновские яблоки». Этот рассказ — вершина ранне­го творчества Бунина и предвосхищение его самых силь­ных произведений. И хотя критика того времени увидела в авторе «певца осени, грусти, дворянских гнезд», рас­сказ стал заметным явлением в русской литературе.

За внешней грустью автора скрывалось ощущение полноты жизни, приятие ее во всех проявлениях и полное отсут­ствие страха перед неизбежными переменами.

«Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кле­новые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и — запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воз­дух так чист, точно его совсем нет, по всему саду разда­ются голоса и скрип телег».

Воспоминания детства питают человека в зрелые годы, придавая

Настолько хороша картина жизни, нарисованная ху­дожником, настолько позитивно изображено время сбора антоновских яблок, что невольно охватывает ностальгия по ушедшим временам.

«Ядреная антоновка — к веселому году. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…» В рассказе хорошо живется и помещику, и крестьянам. Нет картин острого социального неравен­ства, неизбежно ведущих к борьбе, в усадьбе мир и согла­сие: «Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой».

Картины деревенского неспешного быта изображены с такой любовью, что до боли не хочется никаких нов­шеств и перемен, хочется запечатлеть все, как на фото­пленку, да так и оставить на все времена.

Даже критики того времени, отмечая отсутствие де­мократизма в рассказе, не могли не отметить: «Хорошо пахнут антоновские яблоки».

«Антоновские яблоки» — своеобразный гимн «дворян­скому гнезду», в котором выросли лучшие представители русской культуры, впоследствии прославившие ее и воз­несшие на мировой уровень.

Дайджест:

Мастерство художественной детали в рассказах И. А. Бунина И. А. Бунин вошел в русскую литературу как писатель-реалист, даже традиционалист. Когда все увлекались новаторством, Бунин оставался верен заветам русской классики. Сам Бунин не любил, когда его относили к какому-либо. .

Тема дворянских гнезд в творчестве Бунина И. А. «Антоновские яблоки» Тема разоряющихся дворянских гнезд на рубеже XIX-XX веков была одной из самых популярных. Для Бунина она очень близка, ведь его семья была среди тех, чьи «гнезда» были разорены. Еще в. .

На тему: Смысл названия сказки Дикий помещик, Салтыков-Щедрин ­Смысл названия Сказки Салтыкова-Щедрина отличаются удивительно тонким чувством юмора и приближенностью к реальности. В большинстве из них показаны взаимоотношения «хозяев жизни» и подневольных крестьян. Так и в сказке «Дикий помещик». .

На тему: СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА «АЛЫЕ ПАРУСА» В сознании многих людей, даже не знакомых с творчеством А. Грина, словосочетание «алые паруса» прочно ассоциируется с понятием «меч­та». Но возникает другой вопрос: а что же такое мечта в понимании. .

Краткое содержание «Антоновских яблок» Бунина Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить. .

Смысл названия Белая гвардия Смысл названия. Белая гвардия или белое движение — это со­бирательное название военных формирований, боровшихся во время Гражданской войны в России 1917-1922 г. против советской власти. Основу белого движения составляли офицеры. .

Генрих фон Клейст: Проблематика произведений писателя Восприятие мира как чреватого бедами хаоса определило тональность произведений выдающегося драматурга и новеллиста Генриха фон Клейста. Клейст происходил из старинной прусской дворянской семьи, традиции которой предписывали ему офицерскую карьеру. Он. .

Смысл названия по поэме Медный всадник Поэма А. С. Пушкина «Медный всадник» — художественный итог размышлений поэта о личности Петра I, о «петербургском» периоде русской истории. По мысли Пушкина, максимальные возможности самодержавной власти были воплощены в. .

Смысл названия по поэме Двенадцать Талантливый поэт Александр Александрович Блок получил величайшее признание еще при жизни. В своих произведениях поэт воспевал чувства любви к Родине, создавал незабываемый образ превосходной дамы. Блок пользовался популярностью у представительниц. .

Читайте также:  Поэзия и трагедия любви в рассказе: сочинение

Смысл названия ОБЛОМОВ Гончарова Смысл названия. По первоначальному замыслу этот роман дол­жен был называться «Обломовщина»; и содержать беспощадную ха­рактеристику русского патриархального барина. В соответствии с этим замыслом был написан «Сон Обломова»;. Во многом этот. .

Каков смысл названия поэмы А. А. Блока «Двенадцать»? Александр Александрович Блок, своей поэзией воспевавший патриотические чувства и настроения, создавший восхитительнейший образ Прекрасной Дамы, получивший грандиозное признание при жизни и имевший громкий успех у представительниц слабого пола, которые подолгу. .

В чем смысл названия драмы по пьесе Гроза Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она — источник страхов, предвестник несчастья: «Гроза! Побежим домой! Поскорее!» Для Тихона гроза — это жизнь у матери. .

По рассказу «Цифры» И. Бунина на тему золотая пора детства Я заметил, что детям хочется побыстрее вырасти, а взрослые, наоборот, с особым трепетом вспоминают свое детство. Они называют его золотым. А нам не терпится стать взрослыми для того, чтобы мы. .

Любовь на страницах произведений И. А. Бунина В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По. .

В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своеобразие поэзии И. А. Бунина? В чем состоит своебразие повествования в рассказе И. А. Бу­нина «Антоновские яблоки»? В рассказе проявилась синтетическая природа стиля Бунина — соединение элегической. .

На тему: Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник» был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел. .

На тему: чем заканчивается рассказ Бунина «Кавказ»;? Рассказ заканчивается самоубийством мужа героини. Эти выстрелы звучат одновременно и потрясают читателя до глубины души. Настолько потрясают, что не остается чувства сострадания к герою — обманутому мужу. Самолюбие этого че­ловека. .

Краткое изложение рассказа Бунина Антоновские яблоки — Глава четвертая Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб. Эти дни были так недавно, а меж тем мне кажется, что с тех пор прошло чуть не целое столетие. Перемерли старики в Выселках. .

На тему: смысл жизни В чем заключается смысл жизни человека? С какой целью человек пришел на эту землю? Веками люди пытаются найти ответ на этот вопрос. Многие философы пишут труды, размышляю о роли человека. .

Виды произведений и примеры Произведение — Рассказ На основе собственного опыта представляет собой связный текст, который содержит сообщение о каком-то событии, случае из жизнь. Поэтому нужно придерживаться последовательности изложения мыслей, применяя формы прошлого времени. .

На тему: ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ СМЫСЛ ПЬЕСЫ МОЛЬЕРА «МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ» «Зеркалом общества» называл театр великий писатель-сатирик Жан Батист Мольер. «Изобра­жая людей, вы пишете с натуры, — говорил он. — Портреты их должны быть схожи, и вы ниче­го не достигли, если. .

Краткий анализ творчества Бунина Творчество Бунина разделено событиями октябрьского переворота 1917 года и последовавшей в 1920 году эмиграцией писателя на два периода. В конце первого десятилетия XX века Бунин стал крупнейшей фигурой в литературе. .

Сочинение-эссе на тему «Смысл жизни» Сочинение-эссе на тему » Смысл жизни « Над смыслом жизни тысячелетиями думают ученые, философы, поэты. А мне кажется, что я понимаю смысл жизни. Конечно же, понимаю я по-своему. И не. .

Проблематика пьесы Сигарева Черное молоко Пьеса Василия Сигарева «Черное молоко» — социально-философская драма, в которой автор высказывает беспокойство о судьбе России и ее народа. Писатель отражает актуальные проблемы современного общества: социальную безысходность, нравственную деградацию человека. .

Характеристика произведений Э. М. Ремарка В 1929 году Ремарк опубликовал наиболее известное из своих произведений, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. Затем последовали еще несколько антивоенных сочинений; простым. .

Этапы жизни и творчества И. А. Бунина Бунин И. А Этапы жизни и творчества И. А. Бунина «Русским классиком рубежа двух столетий» назвал Бунина К. Федин. Бунин был крупнейшим мастером русской реалистической прозы и выдающимся поэтом начала XX века. Писатель-реалист. .

С думой о России и о человеке Родился Бунин 10 октября 1870 года. Отец и мать его принадлежали к старинному дворянскому роду. Отец Бунина, Алексей Николаевич, вел бурную жизнь кутилы и игрока, разорился и вынужден был поселиться. .

Нравственная проблематика прозы А. И. Солженицына В вопросе о нравственной проблематике в прозе Солженицына хотелось бы обратить внимание на рассказ «Матренин двор», который изначально назывался «Не стоит село без праведника». И праведник этот — Матрена Васильевна. .

«Записки одного молодого человека» А. И. Герцена Одновременно с «Героем нашего времени» появляется другое произведение, в котором была сделана попытка обрисовать духовный мир и вскрыть социальный генезис молодого человека той же эпохи Это была повесть А. И. .

Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанный, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел в печати ни одной. .

Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне» Все произведения Горького содержат в себе сложную нравственную проблематику. Не исключение и пьеса «На дне». В ней автор объединил множество своих теорий, раздумий, предположений. Горький сделал своими героями обитателей ночлежки. .

Стихи Ф. И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без­надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии. .

Анализ поэмы «Евгений Онегин». Замысел и проблематика Пушкин точно зафиксировал все этапы работы над своим гениальным произведением. Начат роман был еще в Кишиневе — 9 мая 1823 г. Очень много написал поэт в Михайловском. Заключительные главы писались. .

Проблематика повести «Бедная Лиза» Карамзина Повесть «Бедная Лиза» является одним из шедевров русской сентиментальной литературы. Сентиментализм в литературном творчестве характеризовался особым акцентом на чувственности. Поэтому главенствующее место в своей повести автор отдает чувствам и переживаниям. .

Лиризмом и реализм в произведениях Бунина Полную нежизнеспособность барства в сложных современных условиях Бунин изобразил в рассказах «Золотое дно». В произведении «Золотое дно» снова затрагивается тема родного человеку места, тема родины. Как и в «Антоновских яблоках». .

Народность произведений писательницы Марко Вовчок В 1857 году в Петербурге вышли «Народные рассказы» Марко Вовчка, которые нашли широкий отклик в кругу литераторов. О писательнице, русской по происхождению, которая писала на украинском языке, говорил весь Петербург. .

Рецензия на книгу стихов И. Бунина Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта. Ф. М. Достоевский Второй съезд писателей встретил овацией слова о том, что И. Бунин должен быть возвращен русской литературе. И он был возвращен. Выли. .

На тему: «Прогулка по лесу» Сочинение на тему: «Прогулка по лесу» Прогулка по лесу На прогулку в лес мы пошли всем классом вместе с учительницей ботаники. Мы должны были научиться собирать гербарий и узнать, как. .

Неординарное объяснение названия комедии «Горе от ума» Название любого произведения — ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание — прямое или косвенное — на основную мысль, положенную з основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых. .

Человек и природа в лирике А. А. Фета. Чтение наизусть одного стихотворения Своеобразие лирики А. А. Фета. Поэт развивает ро­мантическую традицию, в рамках которой возвышает эс­тетический идеал, а его любимыми темами становится изображение любви, дружбы, природы. Лирика А. А. Фета глубоко интуитивна. .

Смысл названия и проблематика одного из произведений И. А. Бунина

Быть счастливым – значит наслаждаться, а не страдать.

I. Рассказ “Антоновские яблоки” – вершина раннего творчества Бунина.

II. Элегия старому уходящему миру.

1. Гармония сосуществования человека и природы.

2. Ностальгия по ушедшим временам.

III. “Антоновские яблоки” – своеобразный гимн “дворянскому гнезду”.

В год, когда писателю исполнилось тридцать лет, он написал свой ставший впоследствии знаменитым рассказ “Антоновские яблоки”. Этот рассказ – вершина раннего творчества

“Антоновские яблоки” – элегия старому уходящему миру, изображение того, что ушло и не вернется. Покоем и умиротворенностью веет от старого сада, покой и умиротворенность в душе. Человек и природа сосуществуют в гармонии, все разумно, соразмерно,

“Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег”.

Воспоминания детства питают человека в зрелые годы, придавая ему силы для преодоления трудностей жизни. Здесь мы не только погружаемся в воспоминания вместе с автором, мы дышим с ним ароматным воздухом, наслаждаемся картиной крестьянского труда, неспешного и размеренного. Все вокруг радует тихой прелестью русской природы и русской натуры, так и хочется вместе с автором пробежаться по саду, шурша сухой листвой, и счастливо выдохнуть: “Хорошо!”.

Настолько хороша картина жизни, нарисованная художником, настолько позитивно изображено время сбора антоновских яблок, что невольно охватывает ностальгия по ушедшим временам.

“Ядреная антоновка – к веселому году. Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась: значит, и хлеб уродился…” В рассказе хорошо живется и помещику, и крестьянам. Нет картин острого социального неравенства, неизбежно ведущих к борьбе, в усадьбе мир и согласие: “Окна в сад подняты, и оттуда веет бодрой осенней прохладой”.

Картины деревенского неспешного быта изображены с такой любовью, что до боли не хочется никаких новшеств и перемен, хочется запечатлеть все, как на фотопленку, да так и оставить на все времена.

Даже критики того времени, отмечая отсутствие демократизма в рассказе, не могли не отметить: “Хорошо пахнут антоновские яблоки”.

“Антоновские яблоки” – своеобразный гимн “дворянскому гнезду”, в котором выросли лучшие представители русской культуры, впоследствии прославившие ее и вознесшие на мировой уровень.

Похожие сочинения:

Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По рассказу В. Пелевина “Девятый сон Веры Павловны”) Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По рассказу В. Пелевина “Девятый сон Веры Павловны”) Произведения, изучаемые в школе, часто кажутся скучными, неинтересными. Намного интереснее, чем философские романы (“Война.

Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По роману Т. Толстой “Кысь”) Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы. (По роману Т. Толстой “Кысь”) В начале ХХI века одним из самых заметных произведений стал роман Т. Толстой “Кысь”. В этой антиутопии.

Смысл названия произведения Салтыкова-Щедрина “История одного города” “История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то.

Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” Русская литература 2-й половины XIX века Смысл названия и проблематика романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” В названии романа Ивана Сергеевича Тургенева отражена основная проблематика всего произведения – конфликт.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПЬЕСЫ A. П. ЧEXOBA “ВИШНЕВЫЙ САД” I. Пьеса “Вишневый сад” – пьеса-завещание. II. Пьеса о “тяжкой драме русской жизни” (Станиславский). 1. Драма жизни хозяев поместья. 2. Тема продажи сада как лейтмотив судьбы России, бесценной красоты. 3.

Анализ рассказа Бунина “Антоновские яблоки” В рассказе “Антоновские яблоки” Иван Алексеевич Бунин описывает жизнь и уклад русской усадьбы. Согласно задумке автора, именно в этом месте переплетается прошлое с настоящим, культура золотого времени и периода на.

Смысл названия пьесы А. П. Чехова Вишневый сад Смысл названия пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” I. Пьеса “Вишневый сад” – пьеса-завещание. II. Пьеса о “тяжкой драме русской жизни” (Станиславский). 1. Драма жизни хозяев поместья. 2. Тема продажи.

Своеобразие реализма И. А. Бунина Своеобразие реализма И. А. Бунина. И. А. Бунин и А. П. Чехов Бунина принято спросмотреть продолжателем чеховского реализма. Для его творчества характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни.

Читайте также:  Размышления над рассказом Бунина «Сны Чанга»: сочинение

Смысл названия романа Л. Н. Толстого “Воскресение” Роман “Воскресение” написан Л. Н. Толстым в 1899 г., как раз в то время, когда страна была повергнута в ужас: “Переполненная Сибирь, тюрьмы, война, виселицы, нищета народа, кощунство, жадность и.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского “Гроза” прогрессивно мыслящие современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе – ведь пьеса была написана в 1860.

ЛЮБОВЬ НА СТРАНИЦАХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА В первой половине двадцатых годов как никогда сильна в творчестве Бунина борьба двух начал: жизни и смерти. Противопоставление смерти писатель видит в любви. Эта тема становится главной для него. По.

РАССКАЗ И. А. БУНИНА “АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ” В основу рассказа И. А. Бунина “Антоновские яблоки” легли впечатления от посещения Буниным имения своего брата. Произведение заслуженно считается вершиной стиля писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались, убирались некоторые.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” “Я старался писать историю народа”, – говорил Лев Николаевич Толстой о замысле романа “Война и мир”. И действительно, его величайшее по.

Смысл названия поэмы Блока “Двенадцать” План I. Поэтическое осмысление революционных событий. II. Гимн революции или отражение “страшного мира”? 1. Библейская символика поэмы. 2. Блоковские апостолы революции. 3. “Лес рубят – щепки летят”. III. Бездуховность носителей.

Смысл названия “Война и мир” Заглавие (название романа) образно передает основное содержание и смысл “Войны и мира”. Считается, что оно было навеяно словами одного героя, летописца Пимена, из пушкинского “Бориса Годунова”: “Война и мир, управа.

СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” КЛАССИКА Н. В. ГОГОЛЬ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОЭМЫ “МЕРТВЫЕ ДУШИ” Н. В. Гоголя, как до него М. Ю. Лермонтова, например, всегда волновали проблемы духовности и нравственности – и общества в целом.

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова Горе от ума Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” I. Тема трагического безумия благородной личности в литературе. II. Неизбежность столкновения ума как нового, передового миропонимания с поколением “отцов”. 1. “Отцы”.

В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”? В чем смысл названия поэмы Н. В. Гоголя “Мертвые души”? План I. Понятие “мертвая душа”. II. Покупка Чичиковым “мертвых душ”. III. Метафоричность понятия “мертвая душа”. Что такое душа? Над созданием.

Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова “Обмен” Раскройте смысл названия повести Ю. Трифонова “Обмен”. В своем сочинении подчеркните, что название повести, вышедшей в 1969 году, стало метафорой социально-психологических взаимоотношений в современном мире. В центре повествования оказывается семья.

Жанры и стили произведений И. А. Бунина Жанры и стили произведений И. А. Бунина Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено эпическое, романическое начало – в поле зрения писателя попадает вся жизнь героя (“Чаша жизни”), Бунин.

ЗАПАХ УШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ (по рассказу И. А. Бунина “Антоновские яблоки”) Впечатления от посещения И. Буниным имения своего брата легли в основу и стали главным мотивом рассказа “Антоновские яблоки”. Произведение заслуженно считается вершиной творчества писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались.

СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” СИМВОЛИЧЕСКИЙ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ-ФЕЕРИИ А. ГРИНА “АЛЫЕ ПАРУСА” Повесть-феерия “Алые паруса” – самое светлое, жизнеутверждающее произведение известного русского писателя А. С. Грина. Замысел повести возник у автора на основе известной.

Смысл названия поэмы А. А. Ахматовой “Реквием”, отражение в ней личной трагедии и народного горя Пронзительная по степени трагизма поэма Анны Ахматовой “Реквием” была написана с 1935 по 1940 год. До 1950-х годов поэт хранила ее текст в памяти, не решаясь записать на бумагу, чтобы.

“Угасающий дух” помещичье-патриархальной России в ранних рассказах И. А. Бунина (“Антоновские яблоки” и “Танька”) Особенность творчества И. Бунина заключается в том, что он глубинно исследует душу русского человека и своеобразие национального характера, в изображении черт психики славянина. Рассказ “Антоновские яблоки” – это своеобразная зарисовка.

Тема угасания “дворянских гнезд” в рассказе И. А. Бунина “Антоновские яблоки” Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году. В 16 лет.

ПОЭТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ РОДИНЫ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА “АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ” Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края – то яркая, броская, то скромная и.

ТЕМА УХОДЯЩЕЙ РУСИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА Тема уходящей дворянско-крепостнической России нашла отражение в произведениях многих русских писателей. Ее литературные истоки мы находим в произведениях, написанных еще до отмены крепостного права. Так, И. А. Гончаров описывает в.

ОБРАЗ РОССИИ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА ОБРАЗ РОССИИ В ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Образ России – один из центральных в прозаическом и поэтическом творчестве И. А. Бунина. Он никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил.

ПАФОС РАННИХ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО (ИДЕИ И СТИЛЬ РОМАНТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГОРЬКОГО) I. “Настало время нужды в героическом” (Горький). Причины обращения Горького к романтической поэтике в период расцвета реализма. II. Вера в человека и противопоставление его героического порыва “томительно бедной жизни”. 1.

Произведения И. А. Бунина о деревне Произведения И. А. Бунина о деревне. Проблема национального характера Ряд произведений Бунина посвящен разоряющейся деревне, в которой правят голод и смерть. Идеал писатель ищет в патриархальном прошлом с его старосветским.

Темные аллеи в творчестве и. А. Бунина. Смысл названия и проблематика цикла иван Алексеевич Бунин (1870-1953) один из крупнейших мастеров новеллы в современной

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А. БУНИНА. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА ЦИКЛА

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953) – один из крупнейших мастеров новеллы в современной русской литературе и выдающийся поэт. Не случайно книга рассказов, написанных во время второй мировой войны, в изгнании, в окупированной Франции, названа «Темные аллеи» (1937-1945 г). В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина не случайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни.

Сборник рассказов «Темные аллеи», ставший вершиной позднего творчества писателя. «Все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких аллеях», – писал Бунин в одном из писем. Любовь в его прозе как таинственная стихия – внезапна, откровенна и почти всегда трагична. Рождение этой книги явилось для Бунина подтверждением той великой, Божественной силы искусства, которая способна противостоять самым тяжким потрясениям современности.

Темные аллеи произведение многоликое, разноплановое. Бунин показывает человеческие отношения во всех проявлениях возвышенная страсть, вполне заурядные влечения, романы от нечего делать, животные проявления страсти. В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу. А это для Бунина не менее прекрасно и притягательно.

Часто исследователи И.А. Бунина в своих объяснениях смысла заглавия сборника ссылаются на самопризнание автора. Заглавие книги сообщает какие-то импрессионистические черты и книге в целом, и отдельным ее рассказам. Таков, например, рассказ, с «темным» названием «Смарагд». В нем очень простой сюжет, а точнее, и сюжета-то никакого нет. Есть только коротенький диалог Его и Ее и описание вечернего неба. Слово «смарагд» в переводе на русский означает изумруд, именно так назван изумруд в Апокалипсисе, где описывается Небесный Град Иерусалим после событий Страшного Суда. Ведь благодаря смарагду, название становится метонимическим: по названию камня в стене Небесного Града названо состояние героини – влюбленность и отражение этого состояния в небесном пейзаже и наоборот (небесным пейзажем определяется душевное состояние героини). Бунинский рассказ так и построен: герои не говорят о любви, они говорят о небе, о красках неба, а получается, что о любви, и каждый выражает себя через «понимание» неба. Так сталкиваются два диаметрально противоположных представления о любви. Для нее любовь – небо, рай, для него – земное, плоть, «праздник плоти. » Ведь это она называет цвет неба «смарагд» или «яхонт», а он иронизирует над ней, стремящейся свое возвышенное чувство выразить возвышенным словом. В ответ на ее слова, приведенные выше, он смеется: «И золотые груши на вербе».

Этот рассказ не зря включен И.А. Буниным во вторую часть «Темных аллей». Во-первых, потому, что открывается рассказ потрясающим пейзажем: «Ночная синяя чернота неба. луна плывет, и близ нее, вместе с ней льется золотая слеза звезды» (метафорические эпитеты апокалиптического пейзажа). И этот пейзаж отражен в ее душе: «прикусив губу, она удерживает слезы». Легко представить и такое небо, и такое состояние человека, и в этом есть тот самый реализм, о котором пишут исследователи, но в этом и особенная бунинская поэтичность, «петраркизм и лаурность», как он сам о себе говорил. «Золотая слеза звезды» вписана по контрасту в темное небо: в пейзаже все так, как в бунинском представлении о любви.

И этот рассказ, как и все рассказы «Темных аллей», о том, что любовь – такой редкий дар, который выпадает не на целую жизнь, а на миг, она драгоценней всех богатств мира. Но разве можем мы понять это, когда Господь посылает нам ее? Герой вслед героине, убегающей от него, говорит: «Глупа до святости!» В «Смарагде» заключена общая для всех рассказов книги идея: жизнь быстротечна, счастливое время молодости, когда видишь ярче, чувствуешь острее, проходит слишком быстро.

В «Темных аллеях», которые сам Бунин считал наиболее совершенным своим созданием, поистине совершенства достигает бунинское искусство стилиста: выразительность чувственной детали, оригинальность психологизма – умение передать душевное состояние персонажа в образах видимого, чаще всего природного мира, всплывающих в потоке сознания и созерцания героя, – поразительная компактность форм повествования, гибкость их взаимопереходов и «крепость» словесного рисунка.

Хотя и названы рассказы «Темные аллеи», в них очень много света. В «Темных аллеях» основной акцент делается не столько на отдельных деталях, сколько на тональности, образуемой всей суммой деталей. Поэтическая атмосфера в поздней новелле Бунина, в отличие от ранних лирических миниатюр, подчинена абстрактным идеям, лежащим в основании почти любого рассказа из «Темных аллей», – идее «фатальной зависимости человека от судьбы» и идее «трагической краткости любви и счастья».

«Темные аллеи» – это истории о любви. О любви, что может стать грустным и горестным эпизодом прошлого. Или – минутой, переломившей, перемоловшей человеческую жизнь. Возможно – просто поэтичной легендой. А возможно – изысканным «жестоким романсом «времен Серебряного века. И каждая из историй – «темная аллея» в самом запутанном из лабиринтов мира – в извечном переплетении мыслей и чувств, в бесконечной Любви-Войне, в коей не бывает победителей.

Поэзия Бунина — “живопись словом”

Школьное сочинение

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,

Прошел внезапный дождь косыми полосами —

И снова глубоко синеют небеса

Над освеженными лесами.

Выдающийся талантливый и своеобразный писатель Иван Алексеевич Бунин родился и сформировался как художник слова “в том плодородном Подстепье”, где, как писал он сам, “образовался богатейший русский язык и откуда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым”. Именно Толстой, а также Пушкин и Чехов стали для будущего писателя и поэта главными “богами” в литературе, на творчество которых он равнялся, И все же в художественном стиле Ивана Бунина много нового, оригинального, не похожего на стили других мастеров. Это относится в первую очередь к его поэтическому слову.

Читайте также:  Философские вопросы в прозе И.А. Бунина: сочинение

В поэзии Бунин использует классические двусложные или трехсложные размеры, но при этом наполняет их таким интонационным богатством живого русского слова, что эти размеры приобретают совершенно неповторимое, новое, “бунинское”, звучание.

Бунин — настоящий художник, чутко воспринимающий и тонко чувствующий красоту окружающего мира во всем богатстве звуков, красок, эмоций. Особенно это проявлялось в поэзии, где глубину восприятия он с величайшим мастерством выливал в мелодичные строки.

Трудно найти другого поэта, который в области красок, звуков и запахов, всего того, как говорил сам Бунин, “чувственного, вещественного, из чего создан мир”, достиг бы такого полного раскрытия тончайших подробностей, деталей, оттенков. Восхищают его описания времен года с неуловимыми бликами света и тени на стыке дня и ночи, на утренних и вечерних зорях, в саду, на деревенской улице, в поле или в лесу. При этом поэт передает не только цвета, но и звуки, и запахи, и ощущения:

Щеглы, их звон, стеклянный, неживой,

И клен над облетевшею листвой,

Уже весь голый, легкий и ветвистый.

. Беру большой зубчатый лист с тугим

пурпурным стеблем, — пусть в моей тетради

останется хоть память вместе с ним

об этом светлом вертограде

с травой, хрустящей белым серебром.

Он словно не пишет, а рисует словами живописные картины. Так, например, в стихотворении “Листопад” создается впечатление, что поэт не просто восхищается красотой золотой осени, а водит кистью художника, запечатлевающего пейзаж на полотне:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Столько красок, тепла и света, столько радости, роскоши и величия в описании этого осеннего леса! Мы словно сами окунаемся в волшебство этого царства природы — такого яркого, многогранного, такого живого! А когда мы попадаем в раннее весеннее утро, скованное легким морозцем, где хрустит тонкий лед, или в грустный осенний сад, наполненный запахом мокрой листвы, или в ночную зимнюю вьюгу, или оказываемся посреди летнего поля, где в “серебряно-матовых отливах ходит молодая рожь”, — то все эти картины окружающего мира превращаются в наши личные переживания, оживая на наших глазах и вызывая лирические воспоминания и мечты.

Живопись словом присуща в полной мере и прозаическим произведениям Бунина. Писатель восхищенно рисует родные места с их хлебными полями, синими черноземами и белой тучной пылью степных дорог, с овражками, заросшими дубняком, с покалеченными ветром лозинами, с березовыми и липовыми аллеями усадеб, с травянистыми рощицами и тихими луговыми речками. Как кисть художника подмечает и отражает на холсте все эти детали, придавая обычным и привычным вещам неповторимую красоту и очарование, так и Бунин мастерским словом передает и одушевляет каждый листочек, каждую травинку, каждый лепесток. Так, например, в рассказе “Золотое дно”, восхищаясь красотой русских лесов и полей, широко используя эпитеты, писатель старается передать читателю представшую перед ним яркую картину, наполненную разнообразием красок, звуков и запахов: “А лес-то. славный лес. Горько и свежо пахнет березами, весело отдается под развесистыми ветвями громыхание бубенчиков, птицы сладко звенят в зеленых чащах. На полянах, густо заросших высокой травой и цветами, просторно стоят столетние березы по две, по три на одном корню. Предвечерний золотистый свет наполняет их тенистые вершины. Внизу, между белыми стволами, он блестит яркими длинными лучами, а по опушке бежит навстречу тарантасу стальными просветами. Просветы эти трепещут, сливаются, становятся все шире. И вот опять мы в поле, опять веет сладким ароматом зацветающей ржи, и пристяжные на бегу хватают пучки сочных стеблей. “

В прозаических произведениях Ивана Бунина мы встречаем множество вдохновенных описаний природы, быта деревни и мелкопоместной усадьбы. При этом пристальное внимание писатель уделяет деталям интерьера, пейзажа. Так, он никогда не ограничивается сообщением о том, что путник прилег отдохнуть под деревом, — обязательно называет и дерево, и птицу, чей голос слышен в ветвях, и травы, и цветы, и животных, которых этот путник видит вокруг. Бунин всегда рисует фон, на котором разворачивается событие или действует персонаж: “Старые глубокие калоши кондуктора были в засохшей грязи, хлястик шинели висел на одной пуговице. Бревенчатый мостик, по которому он шел, лежал косо. Дальше, возле рвов, промытых вешней водой, росли чахлые лозинки. И Кузьма невесело взглянул и на них, и на соломенные крыши по слободской горе, на дымчатые и сиреневые тучи над ними, и на рыжую собаку, грызшую во рву кость. ” (“Деревня”). Причем автор делает акцент даже на самых мелких деталях и особенностях: “На окраине слободы, возле порога глиняной мазанки, стоял высокий старик в опорках. В руке у старика была длинная ореховая палка, и, увидав проходящего, он поспешил притвориться гораздо более старым, чем был, — взял палку в обе руки, поднял плечи, сделал усталое, грустное лицо. Сырой, холодный ветер, дувший с поля, трепал космы его седых волос. ” (“Деревня”). При описании человека такие детали помогают уже с самой первой встречи составить впечатление о персонаже, глубже проникнуть в характер героя, зримо представить его перед собой: “Годам к сорока борода Тихона уже кое-где серебрилась. Но красив, высок, строен был он по-прежнему; лицом строг, смугл, чуть-чуть ряб, в плечах широк и сух, в разговоре властен и резок, в движениях быстр и ловок. Только брови стали сдвигаться все чаще да глаза блестеть еще острей, чем прежде” (“Деревня”).

Бунин — не просто мастер необычайно точных и тонких зарисовок. Он обладал исключительной способностью своим поэтическим словом проникать в самые потаенные уголки человеческой души, вызывая из памяти давно минувшие мгновения, придавая им новое звучание, окрашивая в новые краски, заставляя нас снова и снова переживать волнующие моменты. И тогда, всем своим существом ощущая прелесть жизни и красоту окружающего мира, мы вместе с поэтом готовы воскликнуть:

Анализ «Темные аллеи» Бунин

Цикл рассказов Бунина “Тёмные аллеи” – лучшее, что написано автором за всю его творческую карьеру. Несмотря на простоту и доступность бунинского стиля, анализ произведения требует специальных знаний. Произведение изучается в 9 классе на уроках литературы, его подробный разбор будет полезен при подготовке к ЕГЭ, написании творческих работ, тестовых заданий, составлении плана рассказа. Предлагаем ознакомиться с нашим вариантом анализа “Темных аллей” по плану.

Краткий анализ

Год написания – 1938.

История создания – рассказ написан в эмиграции. Тоска по родине, светлые воспоминания, уход от реальности, войны и голода – послужили толчком к написанию рассказа.

Тема – любовь, потерянная, забытая в прошлом; разбитые судьбы, тема выбора и его последствий.

Композиция – традиционная для новеллы, рассказа. Состоит из трёх частей: приезда генерала, встречи с бывшей возлюбленной и поспешного отъезда.

Жанр – рассказ (новелла).

Направление – реализм.

История создания

В “Темных аллеях” анализ будет неполным без истории создания произведения и знания некоторых подробностей биографии писателя. В стихотворении Н. Огарёва “Обыкновенная повесть” позаимствован Иваном Буниным образ темных аллей. Эта метафора настолько впечатлила писателя, что он наделил её своим особым смыслом и сделал названием цикла рассказов. Все они объединены одной темой – яркой, судьбоносной, запоминающейся на всю жизнь любви.

Произведение, вошедшее в одноимённый цикл рассказов (1937-1945), было написано в 1938 году, когда автор находился в эмиграции. Во время второй мировой войны голод и нищета преследовали всех жителей Европы, французский город Грасс не стал исключением. Именно там написаны все лучшие произведения Ивана Бунина. Возвращение к воспоминаниям о прекрасных временах молодости, вдохновение и творческая работа давали силу автору, чтобы пережить разлуку с родиной и ужасы войны. Эти восемь лет вдали от родины стали самыми продуктивными и самыми важными в творческой карьере Бунина. Зрелый возраст, чудесной красоты пейзажи, переосмысление исторических событий и жизненных ценностей – стало толчком к созданию самой главной работы мастера слова.

В самые страшные времена написаны самые лучшие, тонкие, пронзительные рассказы о любви – цикл “Тёмные аллеи”. В душе каждого человека есть места, куда он заглядывает нечасто, но с особым трепетом: там хранятся самые светлые воспоминания, самые “дорогие” переживания. Именно такие “тёмные аллеи” имел в виду автор, давая название своей книге и одноимённому рассказу. Впервые рассказ был опубликован в Нью-Йорке в 1943 году в издании “Новая земля”.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Ведущая тема – тема любви. Не только рассказ “Тёмные аллеи”, но и все произведения цикла основаны на этом прекрасном чувстве. Бунин, подводя итог своей жизни, был твёрдо убеждён, что любовь – самое лучшее, что может быть дано человеку в жизни. Она суть, начало и смысл всего: трагическая или счастливая история – нет никакой разницы. Если это чувство промелькнуло в жизни человека – значит он прожил её не зря.

Человеческие судьбы, безвозвратность событий, выбор, о котором пришлось пожалеть – ведущие мотивы в рассказе Бунина. Тот, кто любит – всегда в выигрыше, он живёт и дышит своей любовью, она даёт ему силы двигаться дальше.

Николай Алексеевич, сделавший свой выбор в пользу здравого смысла, только в шестьдесят лет понимает, что его любовь к Надежде была самым лучшим событием в жизни. Тема выбора и его последствий ярко раскрыта в сюжете рассказа: человек проживает свою жизнь не с теми, остаётся несчастлив, судьба возвращает предательство и обман, который он допустил в молодости по отношению к молодой девушке.

Вывод очевиден: счастье состоит в том, что бы жить в гармонии со своими чувствами, а не наперекор им. Проблема выбора и ответственности за свою и чужую судьбу также затрагивается в произведении. Проблематика достаточна широка, несмотря на небольшой объём рассказа. Интересно отметить тот факт, что в рассказах Бунина любовь и брак практически несовместимы: эмоции стремительны и ярки, они возникают и исчезают так же быстро, как всё в природе. Социальный статус не имеет смысла там, где царит любовь. Она уравнивает людей, делает бессмысленными чины и сословия – у любви свои приоритеты и законы.

Композиция

Композиционно рассказ можно разделить на три части.

Первая часть: приезд героя на постоялый двор (здесь преобладают описания природы и окружающей местности). Встреча с бывшей возлюбленной – вторая смысловая часть – в основном, состоит из диалога. В последней части генерал покидает постоялый двор – бежит от собственных воспоминаний и своего прошлого.

Основные события – диалог Надежды и Николая Алексеевича построен на двух абсолютно противоположных взглядах на жизнь. Она – живёт любовью, находя в ней утешение и радость, хранит воспоминания молодости. В уста этой мудрой женщины автор вкладывает идею рассказа – то, чему учит нас произведение: “всё проходит, но не всё забывается”. В этом смысле герои противоположны в своих взглядах, старый генерал несколько раз упоминает о том, что “всё проходит”. Именно так прошла и его жизнь, бессмысленно, безрадостно, впустую. Критика восприняла цикл рассказов восторженно, несмотря на его смелость и откровенность.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Темных аллей».

Тёмные аллеи относится к жанру рассказа, некоторые исследователи творчества Бунина склонны спросмотреть их новеллами.

Тема любви, неожиданные резкие концовки, трагичность и драматизм сюжетов – всё это характерно для бунинских произведений. Нужно отметить и львиную долю лиризма в рассказе – эмоции, прошлое, переживания и душевные искания. Общая лирическая направленность – отличительная особенность рассказов Бунина. Автор имеет уникальную способность – в малый эпический жанр уместить огромный временной отрезок, раскрыть душу персонажа и заставить задуматься читателя о самом важном.

Художественные средства, которые использует автор всегда разнообразны: точные эпитеты, яркие метафоры, сравнения и олицетворения. Приём параллелизма также близок автору, достаточно часто природа подчёркивает душевное состояние персонажей.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.