Тема добра и зла в романе “Мастер и Маргарита” М. Булгакова: сочинение

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (Булгаков Михайл)

Добро и зло… Как часто нам приходится слышать эти два понятия. С самого детства нас учили отличать добро от зла. Родители читали нам сказки, в которых добро всегда побеждает зло. В реальной же взрослой жизни всё намного сложнее: миром правят деньги. Ведь каждый человек хочет жить в комфорте, хорошо одеваться, есть вкусную пищу. Но для того чтобы пользоваться этими благами, необходимо иметь немалую сумму в своём кошельке. И, к сожалению, не всегда удаётся заработать её честным путём. Как известно, «деньги – это зло».

Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» – творение, в котором показано множество людских пороков. Одним из главных героев является Воланд – вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном романе сатана не представитель силы, противостоящей Богу, а, пожалуй, его помощник.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

На удивление, Воланд пытается изменить мир к лучшему. Безусловно, он и его свита причинили немало зла москвичам. Но я считаю, что это зло – кара за безнравственные поступки людей и общества.

Булгаков очень мастерски показывает нам борьбу добра и зла в своём романе. Зло сатаны и его помощников обнажает зло человеческое, нещадно снимает маски, раскрывает тайные замыслы таких людей, как Степан Лиходеев. Пьяница, развратник, опустившийся бездельник является значимой личностью в культурных кругах Москвы. Поэт А. Рюхин – неисправимый лицемер, который сочиняет плохие стихи и сам это понимает: «Не верю я ни во что из того, что пишу!». Н. И. Босой – председатель жилищного товарищества, хитрец и плут. Воланд говорит о нём: «Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут». А. Ф. Соков – заведующий буфетом в театре Варьете, в котором подаются несвежие продукты. Все эти люди, а также многие другие были наказаны Воландом и его свитой. На сеансе чёрной магии в Варьете сатана, удивляя фокусами москвичей, хотел выяснить, изменились ли люди, но убедился в том, что они всё так же грешны – им важны деньги, они жестоки и алчны. В театре Воланд делает вывод, что люди особо не изменились, ими правят деньги, и «квартирный вопрос только испортил их».

Конечно, добро в романе предстает в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Эту мысль пытался донести до нас автор. К сожалению, философ не стал бороться. Смирение – прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал бороться, он позволил убить себя.

Какую роль в романе играет Маргарита? Представителем добра или зла является эта героиня? Она обманула мужа, заключила сделку с дьяволом, стала ведьмой. Но ведь Маргарита совершила это ради большой любви. Чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня остаётся милосердной. Как только она увидела испуганного малыша в одном из окон, сразу прекратила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Несмотря на превращение в ведьму, героиня не утратила своей истинной женственности и чуткости. По моему мнению, героиня является носителем добра.

Понтий Пилат представляется суровым прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. Именно Пилат отправил Иешуа на верную смерть, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и старался спасти Га-Ноцри, но не смог, оказался слаб духом: не решился разрушить свою жизнь ради спасения странника. Он струсил и был наказан – обречён на бессмертие.

Борьба добра и зла будет существовать всегда. Добро не может существовать без зла, они неразрывно связаны тонкой нитью бытия. Человек сам решает, какую сторону ему выбрать. Поэтому каждый обязан отвечать за свои поступки.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id23040

Философско-библейские мотивы в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”

Школьное сочинение

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман “Мастер и Маргарита” стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие “от Воланда” и Евангелие Мастера “от Иешуа”. История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие “Мастера и Маргариты” разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с “точки зрения вечности” рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте (“. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл”.”), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он “придет во славе”. Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в “Мастере и Маргарите” поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя “самого страшного порока” — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы “. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. “. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: “Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит” (от Луки, 7:50). “Прощение и вечный приют” Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно “на этом построен мир”.

И Мастер в своей рукописи, и Булгаков в своем романе возводят обычные житейские противоречия в высокую степень мирового зла. И автор, и его герой скорбят по утраченной духовности. Чтобы читатели поняли эту скорбь, прочувствовали, осознали, этот мир рассматривается во всех подробностях, в мельчайших деталях, чтобы не упустить главного, чтобы открыть людям путь к спасению, сохранению своего духовного мира.

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе “Мастер и Маргарита”, никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Читайте также:  Начало романа М. А. Булгакова Белая гвардия (анализ 1 главы первой части).: сочинение

Сочинение Добро и зло в романе Мастер и Маргарита Булгакова

Мне очень понравился роман «Мастер и Маргарита», захватывающий и мистический. Там много юмора. По поводу добра и зла… Точно, что всё там не так просто – не так, как в сказках.

Например, Воланд – это само зло, по идее, но оказывается, что он и злых сам наказывает, и юмором обладает. Его свита не злодеи – монстрами они точно не выглядят. Хотя появляются в романе и вампиры (в варьете пугают), и ведьмы (на метлах летают), и зомби (на балу), и оборотни (в свинью обращенный)… Но они лишь «шалят», они подчиняются более высоким «инстанциям», если что.

Бегемот (который кот) и Фагот (клетчатый) просто смеются над людской жадностью, например.

Сцена в цирке с раздачей денег, которые после превращаются в фантики, одна стоит многого.

А добро это Иешуа. Но он показан как будто слабым, он не дарует и Мастеру счастье, лишь покой. Воланд готов спорить с Иешуа, с его посланцем.

В общем, добро и зло в этом романе не черное и белое. Всё сложно, тут зло может выступать добром. Просто у «злых» здесь более жесткие методы воздействия.

Зло, скорей, это московские обыватели. Для Мастера, к примеру, критики, которые его затравили. Для поэта Бездомного – врачи, которые в сумасшедшем доме не хотят ему верить. Но всех можно понять! Люди слабы, их жалеет даже сам Воланд.

Злится однажды главная героиня. Маргарита мстит критику за несчастную судьбу Мастера. Она со злом разносит его богатую квартиру. Она выпускает свой гнев, став ведьмой. Но может быть, она сделала, на самом деле, для него хорошую вещь… Вдруг только так она смогла разорвать его привязанность к вещам. Вдруг он вызовет ремонтников и влюбится в девушку, которая работает в службе доставки? То есть, прочитав роман, я пришел к выводу, что любое добро может привести к злу, а любое зло – к добру.

Если б всё в жизни было выкрашено или белым, или черным! Было б так просто… Но сказки мы изучали в начальной школе. Всё сложней. Хочется верить, что всё ведёт к хорошему.

Но вот дарован Мастеру покой. Вроде бы, хорошо. Но если Мастер на самом деле сойдёт с ума, то получится, что это был плохой дар. Или хозяин нехорошей квартирки оказался вдруг на море, так вдруг, если б остался, то его б удар хватил от нежданных гостей? Наверное, очень важно, что человек делает с тем, что получается у него в жизни. Можно постараться всё обернуть на благо.

Это люди всё стремятся упростить: плюс или минус. А так посмотришь на какое-то событие или человека: плохо это или хорошо. И сложно однозначно ответить…

Краткое сочинение Мастер и Маргарита – Добро и зло

В романе Булгакова существует целая иерархия понятий о добре и зле, отличающаяся от привычной житейской концепции. Свою иерархию автор развивает в системе главных персонажей, которая четко делится на мир людей и мир высшей силы. В каждом из миров есть представители как добра, так и зла.

Так, на стороне добра неожиданно выступают темные силы, которые творят свои черные дела в Москве и даже причиняют некоторый вред жителям этого города. Какое же тут добро? А ведь если подумать, тот вред, причиняемый людям, всего лишь способ обуздать сумасшедший народ, которому интересны лишь деньги. Это как некий способ вытянуть их из узкого кругозора денежных потребностей, в котором они заточены, пробудить в них настоящее зло, которое временно спит в каждом человеке.

Свита Воланда представляет собой, таким образом, и добро, и зло, что весьма противоречиво. Главное добро, которое они совершают, это возвращение Маргарите Мастера, и вечный покой, подаренный им обоим. Два этих персонажа будто бы представляют собой венец творения человечества, это люди, которые пережили боль и страдания, но при этом они остались людьми лишь благодаря любви.

Сторону зла представляют собой жители Москвы. Это и неверующий ни во что Берлиоз, который и поплатился за свое неверие и неуважение к высшим силам добра и зла, и члены Массолита, которые не были уничтожены свитой Воланда, но были им жутко напуганы за их жадность и алчность. Они не были уничтожены лишь потому, что в них ещё был жив небольшой страх перед высшим, поэтому у них ещё есть шанс на спасение своей души.

Благодаря всем этим героям автор раскрывает свой основной замысел. Вся беда человечества в их пороках, которые переходят из поколения в поколение, из века в век. Человек не меняется, таков вывод автора. Все люди жадны до денег, до богатства и обеспеченности, но не стоит винить и упрекать людей в этом, ведь в этом состоит их природа.

Это произведение доказывает парадоксальность веры в божественное и сатаническое. Вера в Бога предлагает надежду и молитву, а вера в сатану – справедливость, которой так не хватает в мире.

Сочинение №3

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – подобно самому автору весьма противоречивое и необычное произведение. Оно отражает глубокую личность писателя, его сложную духовную сущность.

Герои этой книги иллюстрируют собой проявления тех или иных человеческих чувств и эмоций. Но при этом ни одного из них нельзя однозначно отнести к положительной или отрицательной стороне. Каждый герой этого романа воплощает в себе черты как темной, так и светлой стороны, собственно так же как любой человек в реальной жизни.

Действующие лица произведения настолько сложны и неоднозначны, что даже те персонажи, которые на первый взгляд кажутся строго отрицательными (будь то Воланд и вся его свита) или строго положительными (будь то сам Мастер или Иешуа Га-Ноцри), на самом деле постоянно находятся на гране добра и зла. Все они не идеальны, и даже в самом светлом герое автор стремится показать его пороки и недостатки, свойственные обычным людям. И все же в романе присутствует яркое противопоставление противоположных сил. Например, в исторической части, посвященной библейскому сказанию об Иисусе Христе и представленному здесь в виде авторского произведения Мастера, ярко показано «противоборство» римского прокуратора Пилата и нищего проповедника Иешуа.

Что касается Воланда, то этот персонаж, как ни странно и не удивительно, не является олицетворением зла, как мы его привыкли понимать. Воланд выступает в романе неким мерилом, судьей тех нравственных процессов, что происходили в романе. Он испытывает героев романа, а после несет им наказание или же наоборот воздаяние. Сатана предстает образцом справедливости и благородства, как бы это странно не звучало.

Таким образом, автор демонстрирует совершенно непривычную для нас картину взаимоотношений добра со злом. Он стремится обратить внимание читателя на то, что грань между этими явлениями необычайно тонка и едва заметна.

Сочинение на тему Добро и зло в романе Булгакова Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – это тонкое, неординарное и оставляющее за собой уйму вопросов, творение великого и неповторимого гения пера Михаила Булгакова М.А. Он вложил в его написание много сил и терпения, трудился над его созданием не один год. В результате получился шедевр, который нынче разошелся по всему миру не одним тиражом. И неоднократно был экранизирован.

До сих пор литературоведы и критики расходятся в своих оценках и мнениях по поводу этого литературного произведения. Но одно известно точно – оно навсегда вошло в историю литературы, как одно из самых впечатляющих и в то же время до конца неосмысленных и неразгаданных.

Этот роман поражает своим содержанием. Он преподносит добро и высмеивает зло. В нем одна из основных ролей принадлежит герою, олицетворяющему распутство и безнравственность – дьяволу Воланду. Но самое интересное, что посредством этого персонажа, автор высмеивает изъяны и пороки человечества. Это можно проследить во многих сценах. Например, в варьете, когда сатана открывает в публике жадность и способность ради денег пойти на все. Но поступки Воланда свидетельствуют не о злобе и ожесточенности его натуры, а скорее о попытке таким образом искоренить людское варварство, распутность и невежество.

Также, увлекает, что через все повествование проходит нить рассказа, написанного Мастером о добром Иешуа Га Ноцри, жившем за долгие века до осуществления описанных событий. Он предстал перед прокуратором, славящимся своей трусостью и жестокостью. Выдержал с честью предстоящую гибель. Но выдержал ли прокуратор? Ведь он симпатизировал парню, знал, что он не виновен и не хотел казнить. Но все-таки сделал это. Наверное, автор пытался донести до читателя, что для добра и зла нет рамок, они существуют в любом месте вне зависимости от времени, будь то прошлое, настоящее или будущее.

И в своем произведении Булгаков как бы противопоставляет Воланда и Иешуа, или, правильнее сказать, проводит параллель между ними. Он описывает одни и те же особенности тела и характера. Например, описание правого глаза (у Иешуа – подбит, у Воланда – с червоточиной) или знание языков (и тот и другой имели в багаже не один иностранный язык). Это касается и других деталей. Но зачем он касается одних и тех же деталей. Возможно, он хотел показать, что добро и зло может иметь одинаковые черты, но разниться самой сутью.

Тема добра и зла неоднократно поднята не одним писателем. Поэтому Михаил Афанасьевич затронул всегда актуальную и не исчерпывающуюся тему. Возможно, это один из ответов на вопрос: почему так популярен этот роман?

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Несколько интересных сочинений

Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь

Этим летом я ездил в лагерь. Путевку дали маме на работе. Когда я узнал, что поеду в лагерь, то очень обрадовался. Сразу начал думать, что мне понадобится в лагере. Решил что возьму пару игрушечных машин

Княжна – титул, который может носить только незамужняя женщина, так как супруга князя именуется кузиной. Как мы узнаем из романа, Алина является старой девой, которая приходится кузиной (двоюродная сестра) для старшей Лариной

Поистине великое произведение Александра Сергеевича Пушкина – «Медный всадник» стало причиной множественных мнений, споров и вопросов. Тогда ещё, в золотой век Русской литературы, А.С Пушкин был одним из тех

Свое знаменитое произведение «Война и мир» Лев Николаевич писал в 60-е годы прошлого века. Окончательную же редакцию создает в 70-е годы, когда в русском обществе полным ходом обсуждалось дальнейшее развитие России

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита»

–>Просмотров : 2944 | –>Добавил : buzz (22.02.2019) (Изменено: 22.02.2019)

Обсуждение вопроса:


Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — многомерное и многослойное произведение. В нем соединены, тесно переплетаясь, мистика и сатира, самая безудержная фантастика и беспощадный реализм, легкая ирония и напряженная философия. Одной из главных философских проблем романа является проблема взаимоотношения добра и зла. Эта тема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе.

В булгаковском романе четко прослеживаются различия между двумя этими силами. Добро и зло здесь персонифицированы: олицетворением добра выступает Иешуа Га-Ноцри, а воплощением зла — Воланд.

Иешуа — это воплощение чистой идеи. Он — философ, странник, проповедник добра, любви и милосердия. Его цель была в том, чтобы сделать мир чище и добрее. Жизненная философия Иешуа такова: «Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». «Добрый человек», — обращается он к прокуратору, и за это его избивает Крысобой. Но дело не в том, что он так обращается к людям, а в том, что он действительно ведет себя с каждым обычным человеком так, как будто бы он есть воплощение добра.

Вечное стремление людей к добру неодолимо. Прошло двадцать веков, а олицетворение добра и любви — Иисус — жив в душах людей. Мастер, главный герой романа, пишет роман о Христе и Пилате.

Мастер пишет роман, восстанавливая евангельские события, придавая им статус реальных. Через него Добро и Истина снова приходят в мир и снова остаются неузнанными.

Воланд, как Мефистофель и Люцифер, является воплощением зла. Считается, что главное занятие Сатаны — неутомимое сеяние соблазнов и разрушения. Но, вчитываясь внимательно в роман, можно убедиться, что Воланд для этого как-то слишком гуманен.

Мне кажется, что Воланд, олицетворяя зло, явился в данном случае посланником добра. Во всех поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия (эпизоды со Степой Лиходеевым, Никанором Босым), или стремление доказать людям существование и связь добра и зла.

Поэтому Воланд в художественном мире романа — не столько противоположность Иешуа, сколько дополнение к нему. Добро и зло в жизни удивительно тесно переплелись, особенно в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете испытывает публику на жестокость и лишает головы конферансье, сердобольные женщины требуют поставить голову на место. И тут же мы наблюдаем, как те же самые женщины дерутся из-за денег. Думается, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда — не цель, а средство справиться с людскими пороками.

На первый взгляд, итоги романа неутешительны. И в романе мастера, и в романе о мастере добро в борьбе со злом терпит поражение: распят Иешуа, сожжен роман. Столкновение творческого духа с неправедной реальностью заканчивается страданием и смертью. Но Воланд говорит: «Все будет правильно. На этом построен мир». Это значит, что действительность существует все-таки ради добра. Мировое зло и страдание — нечто преходящее, они закончатся вместе со всей драмой бытия.

Но в жизни каждого человека бывает момент, когда он должен выбирать между добром и злом. Понтий Пилат в трудной ситуации проявляет малодушие, и он карается вечными муками совести. Отсюда вывод: как ни перепутаны в мире добро и зло, их все-таки нельзя путать. Трусость, предательство — самые тяжкие человеческие пороки.

Роман «Мастер и Маргарита» — роман об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих или к истине и свободе, или к рабству и предательству.

Роман «Мастер и Маргарита» является наиболее значительным и сложным произведением М.А.Булгакова. В нём поднимаются важные жизненные вопросы, многие века стоявшие перед художниками слова: вопросы Добра и Зла, подлости и коварства, свободы и несвободы, смысла жизненного счастья, любви и ненависти, истины и лжи.

Булгаков изображает в своём произведении целую галерею незабываемых образов. Мир земной представлен людьми обыкновенными, с обычными, повседневными заботами и мелкими страстями. Это люди несвободные, живущие по установленным планам и зависящие от узаконенных установок. Мир их материалистических размышлений ограничивается коммунальной квартирой и личным опытом. Они не верят в библейские и потусторонние временные измерения. Это неверие в предсказуемость судьбы привело к болезни Ивана Бездомного, попавшего в клинику Стравинского, и к гибели Берлиоза – человека без фантазии, догматика, признающего лишь общепринятые истины. В «земных главах» властвует главная для всех инструкция: «положено – не положено». Здесь «положено» говорить только разрешённые слова, действовать только в дозволенных пределах. Булгаков, живя в таком обществе, прекрасно понимал ценность свободы.

«Свобода и несвобода» в философском аспекте поставлена в спорах Иешуа Га-Ноцри с могущественным римским прокуратором Понтием Пилатом. В душе его происходит борьба человеческого и должностного. Пилат, как государственный человек, вынужден делать то, что расходится с его человеческой совестью, хотя и соответствует идее государственности. Он, дослужившись до большого чина, переродился, стал бояться за карьеру. Власть не только возвышает человека над людьми, но и делает его своим рабом. Душевные человеческие порывы уступают место рассудочному политиканству. Несвобода берёт верх над свободным волеизъявлением.

Пилат, будучи умным человеком, прекрасно понимает величие собеседника, его талантливость как врача телесного и духовного, которого ни в коем случае нельзя убивать. Но является прямым виновником его смерти, так как общественное мнение толпы, на которое он переложил свою вину, расходилось с его личными симпатиями. Зло, совершённое им, не пройдёт бесследно. Он обрёк себя на вечную иллюзорность существования.

Независимость разума и духа Иешуа Га-Ноцри, недоступная для простых смертных, тем значительней, что исходит из добрых побуждений, из любви и веры к человеку. Главное для правдолюбца – делать людям добро, не держать «камня за пазухой», уметь прощать заблудших врагов. Он даже хлопочет перед духом Зла за Маргариту, отдавшую Дьяволу свою душу во имя любви. Важна, по его мнению, духовная сторона, которую-то как раз и нужно развивать. Он верит людям, надеется на их духовное возрождение.

По принципу антитезы рассматривается проблема Добра и Зла, так или иначе затрагивающая все образы романа и особенно Воланда. Именно с ним связан эпиграф ко всему произведению: «…так кто же ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Воланд, прежде всего, наказывающая сила по отношению к тем, кто пропагандирует несвободу, к людям подлым и корыстным, и совершающий благо по отношению к честным и справедливым. Он даже может простить трусливого человека, например, Понтия Пилата.

Воланд знает цену всему: невежеству и бездуховности, демагогической рассудочности, страсти к деньгам. Он признаёт и то, что по-настоящему истинно и ценно – творчество Мастера, любовь и достоинство Маргариты, раскаяние Понтия Пилата. У него нет презрительного отношения к людям.

Образ Мастера не совсем чётко обрисован в романе. Но он решил для себя главную проблему: что первично и что вторично – Добро или Зло. Доброе, утверждает его герой Иешуа, высвободит из человека злое энергией доброты, словесным убеждением, а не силой власти, ибо такая власть является орудием насилия.

Маргарита – сильная и цельная натура. Она ради встречи с любимым готова даже стать ведьмой и быть королевой на балу у Сатаны. Богатство, комфорт – не это всё нужно Маргарите. Встреча с Мастером дала ей то, чего не хватало для счастья: любовь. Только после встречи с любимым она обрела смысл жизни.

Таким образом, проблемы, поставленные в романе, дают богатую пищу для размышлений. Написанный несколько десятилетий назад, он и по сей день не потерял своей актуальности.

О романе Булгакова “Мастер и Маргарита” уже написано очень много и еще, наверное, немало будет написано. Как только ни трактовали эту книгу?! Одни видели в ней апологию дьявола, любование мрачной силой, какое-то особое, едва ли не болезненное пристрастие автора к темным стихиям бытия. Другие же, вполне атеистически настроенные, упрекали писателя в “черной романтике” поражения, капитуляции перед миром зла.
Сам Булгаков называл себя “мистическим писателем”, но его мистика не помрачала рассудок и не запугивала читателя.
Одной из главных мишеней очистительной работы Воланда становится самодовольство рассудка, в особенности рассудка атеистического, сметающего с пути заодно с верой в Бога всю область загадочного и таинственного. С наслаждением отдаваясь вольной фантазии, любуясь мрачным могуществом Воланда, автор подсмеивается над уверенностью, что все в жизни можно спланировать, а процветание и счастье людей устроить легко — надо только захотеть. Булгаков осмеивает самодовольную крикливость рассудка, уверенного в том, что, освободившись от суеверий, он создаст точный чертеж будущего, рациональное устройство всех человеческих отношений и гармонию в душе самого человека. Здравомыслящие литературные сановники вроде Берлиоза, давно расставшись с верой в Бога, не верят даже в то, что им способен помешать, поставить подножку его величество Случай. Несчастный Берлиоз, точно знавший, что будет делать вечером на заседании Массолита, всего через несколько минут гибнет под колесами трамвая. Так и Понтий Пилат в “евангельских” главах романа кажется себе и людям человеком могущественным. Но проницательность Иешуа поражает прокуратора не меньше, чем собеседников Воланда странные речи иностранца на скамейке у Патриарших прудов. Самодовольство римского наместника, его земное право распоряжаться жизнью и смертью других людей впервые поставлено под сомнение. Пилат решает судьбу Иешуа. Но, по существу, Иешуа свободен, а он, Пилат, отныне пленник, заложник собственной совести. И этот двухтысячелетний плен — наказание временному и мнимому могуществу.
Один из парадоксов романа заключается в том, что, изрядно набедокурив в Москве, шайка Воланда в то же время возвращала к жизни порядочность, честность и жестоко наказывала зло и неправду, служа как бы тем самым утверждению нравственных заповедей.
Булгаковская Маргарита — зеркальное отражение Фауста. Фауст продал душу дьяволу ради страсти к познанию и предал любовь Маргариты. Маргарита Булгакова готова совершить сделку с Воландом — она становится ведьмой ради любви и верности Мастеру.



“Я часть той силы, что вечно хочет зла
и вечно совершает благо”.
И. В. Гёте. “Фауст”

Эти слова эпиграфа свидетельствуют о нетрадиционном для русской литературы отношении Булгакова к сатане. Если для Гоголя и Достоевского дьявол — это воплощение зла, то Булгаков пишет о сложном переплетении добра и зла в жизни. Как же взаимодействуют добро и зло в художественном мире Булгакова?
Вот судьба советского поэта, который в короткое время превращается из Ивана Бездомного в Ивана Николаевича Понырёва. Из существа недумающего он преображается в профессора философии, который по роду своих занятий должен размышлять о проблемах добра и зла. Благодаря чему случилось пробуждение его натуры? Как ни странно, благодаря встрече с самим сатаной. Знакомство с Воландом открыло перед Иваном головокружительную серьезность, сложность и трагедийность жизни, а также дало возможность оценить графоманский характер своих стихотворных опытов. Безусловно, для каждого человека высочайшая ценность — возможность жить своей собственной жизнью, а не проводить отпущенное ему время в каком-то чужом, хотя и “счастливом”, сне. Так что Воланд привносит в жизнь Безродного, скорее всего, добро: ведь он помогает Ивану встретиться с самим собой, понять истинное свое лицо, уйти от штампов, навязываемых эпохой.
Или администратор Варьете Иван Савельевич Варенуха. Он превращается из хамоватого карьериста в вежливого и обходительного человека. Чем это вызвано? Прежде всего, страхом. На балу у Воланда, под страхом смерти, он обещал больше не хамить по телефону. Я думаю, что мысль Булгакова такова: зло в виде страха, угрозы, боязни кары некоторых людей может изменить к лучшему, “обуздать” их неблагородные наклонности. Здесь Булгаков не по-евангельски решает вопрос о человеческой душе. Видимо, он думает, что есть люди, которые должны бояться, которым для человекоподобия нужен страх.
Как же вошло добро и зло в жизнь Мастера и Маргариты? Они жили в мире, наполненным злом. В мире, где блаженствовали взяточники, а честным людям не было хода. Соединяет их на время, а потом навсегда сам сатана. Бесспорно, что в отношении их Воланд совершил добро: он помог им уйти от мелкой, пошлой, исполненной суеты и страха жизни, дал возможность осуществиться их великой любви.
Самое удивительное понимание добра в романе — это в проповеди Иешуа. Он всех называет “добрыми людьми”, даже Марка Крысобоя, к которому неприменимы представления о гуманности. Иешуа прощает даже прокуратора, являвшегося его косвенным убийцей, причем прощать настолько естественно для натуры Иешуа, что это не выглядит какой-то жертвой, а предстает как органичное свойство его натуры, живущей вне законов зла. Однако можно заметить, что булгаковский Иешуа, в отличие от евангельского Иисуса Христа, не совершая зла, в то же время и не творит добра. И в этом, видимо, проявляется особый замысел автора.
Я считаю, что сам роман является опровержением того, как понимает Иешуа добро. Булгаков изображает людей в большинстве своем мелкими, эгоистичными, неспособными к добру. И Аннушка, пролившая масло, и бездарная писательница Штурман Жорж, и Никанор Иванович Босой, взяточник-управдом, — словом, почти все герои этого романа заняты только своими мелкими делишками. Этих людей не изменило ни пришествие Иисуса Христа, ни пришествие сатаны и лишь иногда, как отдельные искорки во мраке, в жизни появляются крупицы добра (“. люди как люди. и милосердие иногда стучится в их сердца”).
Неслучайно почти все добро, совершаемое на страницах романа, — дело рук Воланда, но не Иешуа. Видимо, булгаковское понимание человека не подразумевало приложения евангельского идеала к нашей земной, грешной жизни.
На меня роман “Мастер и Маргарита” произвел тяжелое и смутное впечатление отсутствием четкой границы между добром и злом. Я считаю, что в настоящей жизни между добром и злом гораздо большая дистанция, чем это показано у Булгакова.

Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Всего ответов: 8

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Всё то, что пережил М.А. Булгаков в жизни, все мысли и открытия, вся душа и весь талант этого гениального писателя вложены в его роман «Мастер и Маргарита». Это уникальное творение не только в художественном плане, но и в идейном. В этом произведении отразилась эпоха начала 20-х годов 20 века – тяжелое время ломки идеалов и выковывания новой страны. Булгаков показал все несовершенства этого процесса, за что и поплатился многолетним бойкотом своего романа. Но в этом, на мой взгляд, был великий смысл. «Мастер и Маргарита» – это роман о любви и нравственном долге, об истинном творчестве, о неразрывности света и тьмы, добра и зла.

Добро и зло… Такие знакомые слова и такие непонятные значения. Понятия вечные и неразделимые. Добро должно освещать людям путь к истине. Зло затуманивает этот путь или вообще уводит человека в сторону.

М.М. Булгаков был убеждён, что только через приобщение к Богу человек обретает веру, без которой невозможно жить, а с помощью этой веры он отыскивает свой путь. Герои «Мастера и Маргариты» помогают осознать эту позицию автора, его отношение к добру и злу.

В рамках «романа в романе», сочинённого Мастером, Иешуа предстаёт перед жестоким и трусливым прокуратором как человек, а перед читателями романа – как сын Божий. И в этот момент тема добра и зла звучит не как тема торжества зла, а как тема предательства добра. Почему предательства? Да потому, что прокуратор знал, чувствовал, что Иешуа невиновен, но отправил его на жестокую казнь. Он раб государства, но раб только потому, что сам так решил. Таких же рабов показывает автор романа и в современной Москве – Майгель, Босой и множество безымянных типичных героев.

Иешуа же нёс людям добро, он мог свободно сказать своё слово о добре и истине. Этот проницательный, мудрый человек был воплощением новых человеческих идеалов. Ни страх, ни наказание не заставили его изменить идее добра и милосердия. Герой утверждал «царство истины и справедливости», где не будет «власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти». Иешуа верил в преобладание доброго начала в любом человеке и в то, что «царство истины» обязательно наступит.

Воланд же, напротив, был уверен, что злое преобладает в душе человеческой и что разбудить это злое не составит особого труда. Воланд вглядывается в людей, стараясь выявить их пороки. Он высмеивает, уничтожает при помощи своей свиты всё то, что отступилось от добра, развратилось. Всего на три дня Воланд остаётся в Москве, но люди за это короткое время предстают перед нами в своей наготе.

Но почему князь тьмы, который должен внушать ужас и отвращение, скорее вызывает улыбку, а иногда выглядит даже благородно? Неслучайно эпиграфом к роману Булгаков взял слова из «Фауста» Гете: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Да, Сатана в романе – вершитель правосудия. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но его суд, как мне кажется, больше похож на месть, и потому сам по себе уже относится к злу.

Есть в романе и еще один момент, который, как и образ Иешуа, показывает всепоглощающую силу добра. Это любовь главных героев, любовь Мастера и Маргариты. Рассказывая нам их историю, автор показывает, что любовь может изменить окружающий мир и самих людей.

И она изменила, неузнаваемо, непримиримо, окончательно. Москва превратилась в место шабаша нечистой силы, сгоревшие листы бумаги возрождаются из пепла, как птица феникс, привычная жизнь разбилась о ведьмин хохот отчаявшейся женщины. Все пошло не так, как могло бы быть. Да, совершиться этой любви помог дьявол, но внушил её господь, она божественна по своему проявлению.

Этот роман Булгакова, на мой взгляд, ценен еще одной своей особенностью. Несмотря на то, что главной действующей силой в нем стала сила нечистая, здесь все же провозглашается всепрощение и любовь. В этом, как мне кажется, глубокий метафорический характер данного произведения. Добро стало здесь тем, что оно и есть по своей сути – силой созидания, создающей энергией, которую не может поколебать, извратить, очернить зло, как бы оно ни старалось.

Но, наряду с этим, зло также показано силой, необходимой в мире для поддержания состояния гармонии и равновесия. Зло является тем фоном, на котором добро становится еще белее и необходимее. Это объясняет нам сам Воланд: «Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? … Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?»

К тому же, по мысли автора, некоторым людям необходимо пройти все круги преисподней, чтобы понять, что любовь – единственный путь, который сделает человека счастливым повелителем жизни, а не рабом обстоятельств.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Мастер и Маргарита / Тема Добра и Зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Смотрите также по произведению “Мастер и Маргарита”:

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита сочинение

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова – это фантастически красивый роман, те, кто его хоть раз читал, перечитывают потом не один раз. Великий роман «Мастер и Маргарита» – является одним из самых известнейших романов во всём мире. Это настоящий шедевр и сокровище мировой классической литературы. В романе затронуты важнейшие темы библии, проблемы всего общества, морали, человеческих и семейных ценностях и тема извечной борьбы между злом и добром … И это не весь список вопросов, которые затрагиваются в романе.

При создании этого величайшего произведения, Булгаков Михаил Афанасьевич, вложил всю свою душу и знания. Роман «Мастер и Маргарита», несравним ни с каким другим произведением. Булгаков отнёс роман к «фантастике и мистике». Конечно, в произведении есть и нотки юмора, также в ней присутствует и некие критические моменты. Этот великий роман многогранный.

Самой главной темой в романе «Мастер и Маргарита», является добро и зло. В книге автор показал, неразделимость добра и зла, что они всегда идут плечо к плечу, пока существуют люди. Из-за того, что есть зло, существует понятие о том, что такое добро и какое оно. И есть обратная сторона, с помощью добра, можно узнать зло.

Ведь вечная борьба добра и зла видна читателям, и они прекрасно наблюдают это в самом произведении. В романе, Воланд появляется в городе Москва, для того чтоб разоблачить человеческое зло, обман, жадность и двуличие.
В произведении автор плавно перемещается в древнейший город Ершалаим, про который писал сам герой романа Мастер, там он смог более точнее описать и показать борющее между собой добро и зло. Иешуа Ганоцри, является чистым и светлым образом, которого противопоставили Понтию Пилату, всегда страдающему постоянной головной болью, его терзали душевные страдания и его постоянно мучала совесть. Он был трусом, и за это его душа была наказана, ей просто не было покоя.

Когда Ганоцри ушёл из жизни, он смог показать, что нужно верить в добро. А сам Мастер смог оставить несгораемую рукопись и роман о древнейшем городе Ершалаим и его прокуратора. С помощью него невольно задумываешься об настоящих побуждениях. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» навсегда останется вечным, как и те вопросы, которые были затронуты в нём.

Сочинение на тему Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Добро- это одно из главных понятий нравственности. Понятие добро принадлежит к культуре человечества, люди развивались, развивалось с ними и понятие добра. Сколько времени существует культура людей, столько же времени в ней существует понятие добра. Возможно, нет в мире писателя, который не коснулся бы этой темы.

Итак, что же вкладывает в это понятие Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»? Тема добра, как и тема зла, здесь ключевая. Во второй главе автор знакомит нас с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри. Первое, что произносит Иешуа, это слова «добрый человек, поверь мне», хотя он знает, что обращается к прокуратору. В образе Иешуа Булгаков представил идеал добра. Человек, который не боится говорить правду, не боится смерти, кажется, для него нет понятия страха. Говорит открыто о своих взглядах на жизнь, на власть, на людей.

Фраза о том, что добрые люди изуродовали Крысобоя, звучит нелепо, но Иешуа твердо верит, что все люди добрые. На его веру в людей не влияют обстоятельства, его не мучает совесть, он никогда не стоит перед выбором между добром и злом, потому что добро в нем- это его вера, это его сила, это его свет. Он идет по пути добра во что бы то ни стало.

В прокураторе так же есть и добро, хоть его и называют свирепым чудовищем. Его начинает мучить совесть за то, что, поддавшись трусости, он приговорил к смерти Га-ноцри. Он раскаивается, поэтому приказывает палачу убить философа на кресте, избавив его от мучений. Прокуратор предлагает помощь Левию Матвею. Тот, ненавидя прокуратора за убийство своего учителя, все же смягчается, видя, что Пилат переживает о его смерти. Идеи Иешуа о добре нашли отклик в их сердцах.

Добро есть в каждом, как и зло, человек осознанно делает выбор в какую либо сторону. На этот выбор влияют другие люди, обстоятельства, деньги, власть – такое оправдание придумывают себе персонажи в романе, да и люди в реальной жизни, которые встали на сторону зла. Идти по пути добра легко, но, к сожалению, это может быть смертельно.

Добро и зло в романе Мастер и Маргарита

Сейчас я напишу о своем папе. Я хочу быть похож на него, я очень люблю его. У папы большие карие глаза, нос с небольшой горбинкой, он часто улыбается. Есть короткая борода. Папа чуть выше среднего роста, спортивного телосложения.

На картине известного советского художника Георгия Григорьевича Нисского изображена прекрасная летняя пора, когда после сильного, грозового дождя, в небе раскинула свое семицветие – радуга. Это самое яркое пятно на полотне. Она

Картина «Утро в сосновом лесу» написана талантливым русским художником Иваном Шишкиным. Он писал свою картину с натуры в российской глубинке. И очень точно передал состояние природы. Это картина типичного для

Николай Васильевич Гоголь, за свою жизнь создал множество литературных шедевров, которые имеют бешеную популярность и в наше время, так как каждый раз он поднимал довольно острые вопросы, которые касались нашего общества, государственности,

В жизни любого человека почти ежедневно происходит ситуация, когда он должен сделать тот или иной выбор и от этого выбора зависит дальнейшее развитие ситуации. А правильно ли сделан выбор или нет, это уже вопрос другой.

Вот, если говорят – центр, то, значит эта точка находится в самом центре чего-то. А Кемерово находится в самом центре нашей страны. Или где-то совсем близко к центру. А ещё он промышленный, культурный, научный,

Ссылка на основную публикацию
×
×