Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова Собачье сердце: сочинение

Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Русский писатель М.А. Булгаков создавал в своих полуфантастических произведениях очень точный и реалистичный образ той действительности, которая возникла в России после революции. Современная писателю окружающая обстановка показана в гротесковой манере, но именно это позволяет обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя.

В письме Правительству СССР Булгаков так определял особенности своего писательского дара: «…Чёрные и мистические краски… в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина».

Итак, место действия повести «Собачье сердце» — Москва, 1924 год. Основу повествования составляет внутренний монолог Шарика, вечно голодного уличного пса. Он по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы времён НЭПа с ее магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Весь продрогший, голодный пёс наблюдает жизнь улицы и делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Он сочувствует бедной барышне-машинистке, замёрзшей, «бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках»: «Ей и на кинематограф не хватает, на службе с неё вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину её столовских сорока копеек завхоз украл…»

Другой полюс повести — профессор Преображенский, который пришёл в булгаковскую повесть с Пречистенки, где издавна селилась потомственная интеллигенция. Профессор видит Москву глазами потомственного интеллигента. Его возмущает, что с лестниц пришлось убрать ковры, потому что по этим лестницам начали ходить люди в грязных калошах, а водку нельзя больше покупать в магазине, потому что «бог их знает, чего они туда плеснули». Но самое главное — он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни да смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше. Хрестоматийной стала фраза этого героя: «Да, я не люблю пролетариата».

Поэтика повести во многом основана на многочисленных ассоциациях и интертекстуальных связях. Экспозиция является своеобразным ключом к произведению. Все атрибуты вступления: зима, вьюга, господин в шубе, бродячий пёс — это всё очевидные переклички с поэмой Блока «Двенадцать».

В художественный строй повествования включается даже такая, казалось бы, незначительная деталь, как воротник. Буржуй в поэме Блока “в воротник упрятал нос”, бездомный же пёс определяет социальный статус своего будущего благодетеля прежде всего по воротнику: «…Дверь через улицу в ярко освещённом магазине хлопнула, и из неё показался гражданин. Именно гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего — господин. Ближе — яснее — господин. Вы думаете, я сужу по пальто? Вздор. Пальто теперь очень многие и из пролетариев носят. Правда, воротники не такие, об этом и говорить нечего, но всё же издали можно спутать».

Поэма Блока была первым откликом русской литературы на Октябрьскую революцию. Булгаковская же повесть стала во многом полемикой с произведением Блока, с заключённой в ней картиной революционной России. Но оба эти произведения являются хорошими подобиями фотографий прошлого, хотя и с разных сторон.

Важной деталью описания быта революционной Москвы у Булгакова становится плакат с надписью “Возможно ли омоложение?”. Он так похож на другой плакат с лозунгом «Вся власть Учредительному Собранию!».

Интересно и то, что первое слово, произнесённым существом, в которое превращается Шарик, было «главрыба». Это указание на аббревиатуры, которыми окружила себя новая власть. А чтобы эффект был более комичным, Булгаков заставляет Шарика произносить слова наоборот: «абырвалг». Получается полная нелепица, соответствующая реальности.

Обратимся к эпизоду, в котором, привлечённый запахом колбасы, Шарик ползёт к профессору Преображенскому. Эта колбаса куплена в «кооперативе центрохоза». Шарик как бы обращается к человеку: «Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме». Перед нами не что иное, как намёк на рекламу, которую сочинял Маяковский. Маяковский для Булгакова становится одним из столпов того мира.

Полиграф Полиграфович Шариков, искусственно выведенный гуманоид, выступает в повести как реализация целей пролетарской революции, провозгласившей своей целью создание нового человека. Научный эксперимент профессора Преображенского, как и использование открытия профессора Персикова (пьеса М.А. Булгакова “Роковые яйца”), — булгаковские картины пролетарской революции, несущей гибель культуре.

Умозаключения Шарикова о том, что следует просто «взять всё да и поделить…», сделанные им в результате чтения переписки Энгельса с Каутским, и представляющие собой крайнюю степень вульгаризации коммунистической доктрины, – последняя точка в обрисовке революционной эпохи, описанной в повести «Собачье сердце».

Итак, Москва 20-х годов в повести Булгакова — это город уходящей русской культуры, агрессивных пролетариев, бескультурья, грязи и пошлости.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Булгаков М.А. / Собачье сердце / Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Смотрите также по произведению “Собачье сердце”:

Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце»

М. А. Булгаков — выдающийся русский писатель, человек сложной и драматичной судьбы. Булгаков — удивительная личность, которой присущи были твер­дые убеждения и непоколебимая порядочность. Не­обычайно тяжело было выжить такой личности в ре­волюционную эпоху. Писатель не желал приспосаб­ливаться, жить по диктуемым свыше идеологическим нормам.

Современную ему эпоху М. А. Булгаков сатириче­ски изобразил в повести «Собачье сердце», которая по понятным причинам в СССР была опубликована толь­ко в 1987 году.

В центре повести профессор Преображенский и его грандиозный эксперимент над Шариком. Все остальные события повести так или иначе связаны именно с ними.

Сатира звучит едва ли не в каждом авторском сло­ве, начиная с того самого момента, где жизнь Москвы показывается глазами Шарика. Вот пес сравнивает повара графа Толстых с поваром из совета Нормально­го питания. И сравнение это явно не в пользу послед­него. В этом самом «Нормальном питании» «мерзав­цы из вонючей солонины щи варят». Чувствуется тос­ка автора по уходящей культуре, дворянскому быту. В молодой советской стране воруют, лгут, кляузни­чают. Любовник машинисточки из шариковых раз­мышлений мыслит так: «Я теперь председатель, и сколько ни накраду — все на женское тело, на рако­вые шейки, на Абрау-Дюрсо». Булгаков подчеркива­ет, что, несмотря на слишком дорогую цену произо­шедших в стране перемен, к лучшему в ней ничто не изменилось.

Писатель упорно изображает интеллигенцию как лучший слой общества. Примером этого является культура быта, культура мыслей, культура общения профессора Преображенского. Во всем у него чувству­ется подчеркнутая аристократичность. Это «умствен­ного труда господин, с французской остроконечной бородкой», он носит шубу «на чернобурой лисе», чер­ный костюм английского сукна, золотую цепь. Про­фессор занимает семь комнат, каждая у него имеет свое назначение. Преображенский держит прислугу, которая его заслуженно уважает и почитает. Обедает доктор очень культурно: и прекрасная сервировка стола, и само меню заставляют любоваться его трапезой.

Противопоставляя Преображенскому тех, кто при­ходит на смену таким, как он, Булгаков и читателю дает почувствовать всю драматичность наступившей в стране эпохи. Дом, в котором живет профессор, заселяется жилтоварищами, происходит уплотнение квартир, выбирается новое домоуправление. «Боже, пропал Калабуховский дом!» — восклицает доктор, узнав об этом. Преображенский не случайно так гово­рит. С приходом новой власти многое поменялось в Калабуховском: пропали все калоши, пальто, само­вар у швейцара, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице, убрали ковер с па­радной лестницы, избавились от цветов на площад­ках, появились проблемы с электричеством. Профес­сор легко предсказывает и дальнейшее течение собы­тий в стране, управляемой швондерами: «в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом ото­плении и так далее». А ведь Калабуховский дом — это только отражение общей разрухи, наступившей в стране. Впрочем, Преображенский считает, что глав­ное в том, что «разруха не в клозетах, а в головах». Он справедливо подмечает, что те, кто называет себя вла­стью, отстали в развитии от европейцев лет на двести, а потому ни к чему хорошему они страну привести не могут.

Булгаков не раз обращает внимание читателя на предпочтительность в ту эпоху пролетарского проис­хождения. Так Клима Чугункина, уголовника и пья­ницу, от сурового справедливого наказания легко спа­сает его происхождение, а Преображенскому, сыну кафедрального протоирея, и Борменталю, сыну судеб­ного следователя, на спасительную силу происхожде­ния надеяться не приходится.

Читайте также:  Начало романа Булгакова «Белая гвардия»: сочинение

Яркая примета революционного времени — жен­щины, в которых и женщин-то разглядеть очень труд­но. Они лишены женственности, ходят в кожанках, ведут себя подчеркнуто грубо. Какое они могут дать потомство, как его воспитать? Вопрос риторический.

Полно иронии не только авторское изображение новой власти, но и описание процветающих нэпме

Показывая все эти приметы революционной эпохи, Булгаков подчеркивает, что процесс, лишенный нравственности, несет людям гибель. Профессор Пре­ображенский проводит великий эксперимент, и изо­бражение его в повести символично. Для писателя все, что именовалось строительством социализма, не более чем масштабный и более чем опасный опыт. К попыткам создания нового общества силовыми мето­дами Булгаков относился крайне отрицательно. По­следствия такого эксперимента писатель видит толь­ко плачевными и предупреждает об этом общество в своей повести «Собачье сердце».

Черты революционной эпохи в повести Булгакова Собачье сердце (сочинение)

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» была написана автором в 1925 году – в эпоху НЭПа, и это не могло не отразиться в событиях повести. Закончилось время революционных романтиков, наступило время бюрократов, расслоения общества, время, когда люди в кожаных куртках приобрели огромную власть, наводя ужас на обывателей. Революционная эпоха показана глазами героев, имеющих разные убеждения. С точки зрения Филиппа Филипповича Преображенского, профессора медицины, – это, скорее, фарс, чем трагедия. Профессор не разделяет революционных убеждений, он просто с точки зрения здравого смысла «не любит пролетариата». За что? За то, что ему мешают работать, за то, что с 1903 по 1917 год не было ни одного случая, чтобы пропала хотя бы одна пара калош из незапертого парадного, но «в марте 17-го в один прекрасный день пропали все калоши, 3 палки, пальто и самовар у швейцара». Профессору претит хамство так называемого пролетариата, его нежелание работать, отсутствие у него элементарных основ культуры и правил поведения. В этом он видит причину разрухи: «Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев!» Поэтому профессор предрекает скорый конец калабуховскому дому, в котором он проживает: скоро лопнет паровое отопление, замёрзнут трубы… Люди, которые проводят в жизнь политику Советского государства, так не считают. Они ослеплены великой социальной идеей всеобщего равенства и справедливости: «Всё поделить!» Поэтому они приходят к профессору с решением об «уплотнении» его квартиры – в Москве жилищный кризис, негде жить людям. Они собирают деньги в пользу детей Германии, искренне веря в необходимость такой помощи. Возглавляет этих людей Швондер, человек, активно занятый общественной деятельностью и видящий во всём контрреволюцию. Немудрено, что, когда в квартире профессора появился Шариков, Швондер тут же берёт его под свою опеку и защиту, воспитывая в нужной идеологии: помогает выбрать ему имя, решает вопрос с пропиской, снабжает книгами (переписка Энгельса с Каутским). От Швондера Шариков усваивает вульгарно-социологическое мировоззрение: «господа все в Париже», а он сам – Шариков – «трудовой элемент». Почему? «Да уж известно – не нэпман». «Взяться» на воинский учёт Швондер считает для Шарикова необходимым: «А вдруг война с империалистическими хищниками?» Любое мнение, идущее вразрез с общепринятым в газетах – «контрреволюция». Швондер пишет обличительные статьи в газетах, легко давая оценку и присваивая ярлыки событиям и людям. Но Шариков, с его подачи, идёт дальше – он пишет доносы, причём так же оценивая события. В доносе на профессора Шариков обвиняет его в том, что он «произносит контрреволюционные речи», Энгельса приказал спалить в печке, «как явного меньшевик», а служанку Зину Шариков называет его «социал-прислужницей». Такой вульгарно-социологический подход ко всему был характерен в 20-е годы, когда классовое происхождение преобладало над личными качествами человека. Клима Чугункина, так называемого родителя Шарикова, именно социальное происхождение спасло от каторги, но оно, как горько шутит профессор, не спасёт их с доктором Борменталем – неподходящее, социально чуждое.

Еще одна черта, свойственная тому времени, – усиление бюрократизма в учреждениях, а также и возможность для начальства превышать свои служебные полномочия. Разительный контраст положения бедной машинистки и ее зарвавшегося начальника заметен даже псу Шарику. К такому же исходу приходит Шариков, заведующий подотделом очистки. Одевшись в кожу с ног до головы, обзаведясь револьвером, он шантажирует машинистку сокращением штатов, если та откажется с ним жить. И после вторичной операции, вернувшей Шарикова в прежнее состояние, к профессору приходят «двое в милицейской форме», следователь с портфелем, швейцар, Швондер – масса народу. Визит ночью с ордером на обыск и арест в зависимости от результата – это предвестие грядущих событий, когда массовые репрессии и ночные аресты станут обычным явлением для Советского государства, что и предполагает в своей повести М.А. Булгаков.

«Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»»

Сатирические произведения Булгакова строятся по законам чудовищной истории, гротеска ситуаций. Писатель не просто выбирает такие события, которые свидетельствовали бы об отклонении от нормы, но он такие отклонения показывает как норму для современной действительности. Повесть «Собачье сердце» Булгаков определяет как «чудовищную историю», о чем пишет в заголовке. В повести Булгаков показывает алогичность современной реальности как закономерность. Новая революционная норма уже прочно вошла в жизнь, и никого не удивляет, кроме тех, кто еще сохранил способность мыслить более широко. В повести с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы. Революционное изменение жизни, считает автор, революция и новые порядки — такое же вмешательство в законы природы. Булгаков представляет изображенную им нелепую действительность как некий дьявольский промысел. В самом деле, только в такой «ненормальной реальности» смог бы успешно пройти подобный эксперимент. Профессор Преображенский задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. С его помощью обаятельный, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.
Черты революционной эпохи пронизывают повесть, иногда намеренно непосредственно, иногда косвенно показывая нам последствия революционных преобразований. Вечно голодный горемычный пес Шарик, который получает человеческий мозг, еще будучи собакой, дает нам представление о том, какова она, советская действительность. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли На гармошке и пахло сосисками». Наблюдая жизнь улицы, он делает различные умозаключения, например: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь». Изменения, произошедшие с Шариком, во многом обусловлены тем, что мужчина, чей мозг он получил, был типичнейшим представителем новой революционной эпохи, «пролетарием». Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, три раза судился. Профессия его — играть на балалайке по трактирам. Он «маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной». В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Шариков, подобно людям нового строя, «пролетариям», во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями. В поведении Полиграфа По-лиграфовича мы видим, все характерные черты, свойственные тем, кто, благодаря революции, стали новыми хозяевами жизни. Само его имя — Полиграф Полигра-фович — отражает стремление советских людей 20-х годов ко всему новому, звучно му, оригинальному. Он чувствует себя хозяином жизни, нагл, чванлив и агрессивен. Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи». Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп. На замечания профессора о том, что такое поведение недопустимо, у него есть ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете. Что вы мне жить не даете?» Союзника Шариков находит в лице председателя домкома Швондера. Швондер воплощает в себе черты человека советской эпохи, выбившегося в начальники и обладающего некой властью. Шариков с его помощью быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных. Вывод из учений Швондера Шариков делает один: «Надо все поделить». Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное.
Повесть «Собачье сердце» отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы.

Читайте также:  Рукописи не горят (эссе по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита): сочинение

Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Кто не знает знаменитый и уже ставший любимым фильм В. Бортко “Собачье сердце”, снятый по одноименной повести Михаила Афанасьевича Булгакова? Как и многие другие, я впервые познакомился с этим произведением именно, посмотрев фильм, и мое впечатление о героях складывалось именно, исходя из интерпретации режиссера. Но вот недавно мне в руки попала сама повесть Булгакова, и я решил прочесть ее, чтобы вспомнить фильм, который мне когда-то так понравился. По мере того, как я вчитывался, я понял, что воспоминание будет смазанным, так как фильм

И отличаются они, прежде всего, не в фактах, так как хронологически и текстуально фильм построен полностью на повести, но отличны персонажи. Я имею в виду, что положительные и отрицательные образы, которые однозначно читаются в фильме, совсем далеко не однозначны в книге. И автор не предлагает читателю обвинить Шарикова и пожалеть профессора. Наоборот, Преображенский не такой уж и хороший, он поступил опрометчиво, когда решил пойти против природы.

А еще он представлен как консерватор, который боится, что его мир, такой устроенный и налаженный, могут потревожить новые люди, ворующие

А ведь убийство действительно было, и, причем, двойное: сначала убили собаку. “Ну ладно, – машет рукой профессор, – это ведь для блага человечества…” Но вскоре это “благо” превращает в кошмар жизнь всех окружающих, потому что его никто не воспитал как следует, прежде чем посадить за общий стол, то произошло второе убийство… Народ встал у власти, а что с ней делать, он не знал. Чтобы об этом не догадались те, кого он сверг, народ стал жестоким, забывая, что власть нужна не для того, чтобы карать, а чтобы направлять ее на всеобщее благо. Таким образом, окружающая обстановка показана в повести в гротесковой манере, но именно это позволяет Булгакову обнажить нелепости и противоречия существующего общественного строя. В этом смысле Булгаков идет по стопам Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который широко употреблял в своих произведениях такой прием, как “эзопов язык”.

Это позволяло великому русскому сатирику критиковать действительность и не быть “под прицелом” у цензуры. То же делает и Булгаков, когда в начале повести ведет рассказ от имени пса. А этот пес по-настоящему умен и наблюдателен. За одну фразу о бедной барышне-машинистке, замерзшей, “бегущей в подворотню в любовниковых фильдеперсовых чулках”, писателя могли расстрелять без суда и следствия, как врага народа, но что взять с пса?

Потому звучит голос автора: “Ей и на кинематограф не хватает, на службе с нее вычли, тухлятиной в столовой накормили, да половину ее столовских сорока копеек завхоз украл…” Или вот другая фраза, за которой стоит, видимо, личный опыт автора: “Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь”. А фраза пса о том, что докторскую колбасу делают из тухлой конины: “Для чего вам гнилая лошадь? Нигде кроме такой отравы не получите, как в Моссельпроме”.

Также безнаказанно, как пес, в повести говорит профессор Преображенский, потому что он изначально заявлен автором как враг пролетариата. Это он не советует пить советскую водку, потому что “бог их знает, чего они туда плеснули”. Но самое главное, что, на мой взгляд, говорит профессор, это то, что Преображенский, пусть немного саркастично, но очень верно ставит риторический вопрос перед тогдашней властью. Он не понимает, почему все в Москве говорят о разрухе, а при этом лишь поют революционные песни и смотрят, как бы сделать плохо тому, кто живет лучше…

А может это не проблема того времени, а проблема вообще русского народа во все времена. Это тоже вопрос, а риторический ли, решать каждому из нас самостоятельно…

Творчество поэта Серебряного века Как в чистом брильянте преломляется солнечный луч, обреченный на мгновенную же гибель, так и в судьбе Гумилева можно увидеть преломление светлой и трагической судьбы российской интеллигенции. Еще будучи в стенах.

Народ и господа в сказках М. Салтыкова-Щедрина “Сатиры смелый властелин”. Эти слова, сказанные А. С. Пушкиным о Фонвизине, одном из зачинателей русской сатиры, можно смело отнести и к Салтыкову-Щедрину. Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом Щедрин,- вершина.

Кто такая Катерина – “решительный русский характер” или слабовольная женщина? Пьесу А. Н. Островского “Гроза” критики называют народной трагедией, а ее главную героиню Катерину считают народным и героическим характером. Так ли это на самом деле? Или Катерина Кабанова просто слабая.

Рецензия на роман А. Житинского “Потерянный дом, или разговоры с милордом” “Иногда, чтобы приблизиться к жизни, нужно довольно далеко отойти от нее. И я не хочу спасательного круга с надписью “Правдоподобие”, когда под рукой реализм в широком понимании этого слова. –.

Мои размышления по-поводу статьи Д. С. Лихачева “Человек должен быть интеллегентен” Проблемы, которые автор поднимает в этом тексте таковы. Какого человека можно считать интеллигентным? Что такое интеллигентность? Нужна ли интеллигентность вообще? Именно эти проблемы поднимает Д. С. Лихачев. Рассуждая над этими.

Женские образы в романе “Тихий Дон” Михаил Александрович Шолохов, создавая роман-эпопею “Тихий Дон” в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу.

Основные темы современной публицистики Душа грустит о небесах… С. Есенин В наше время свободы вкусов и нравов публицистические рубрики толстых журналов заполнили статьи о колдунах, экстрасенсах, пророках и пришельцах из космоса. В этом ряду.

“Владимир Владимирович, разрешите представиться” Мое знакомство с Вами, Владимир Владимирович, а точнее, с Вашим творчеством, состоялось несколько лет назад. Тогда это было для меня чем-то громадным и нескладным. Сказалось также сложившееся представление о Вас.

Конспект урока по географии “Географическое положение и рельеф Австралии” 7 класс Казахстан Северный Казахстан Беловская средняя школа Учитель географии Шкареда Наталя Викторовна QIWI Кошелек Урок по географии.7 класс. Тема: Географическое положение и рельеф Австралии. Цели: знать имена путешественников, называть и показывать.

Чеховский “Вишневый сад” Перед нами пьеса с прозаическим названием “Вишневый сад”. Интересно, что же понимал автор под вишневым садом? “Вся Россия – наш сад”, – говорит один из персонажей пьесы Петя Трофимов. Интересно.

Жанр послания в лирике Пушкина В лирике Пушкина послания занимают важное место. Поэт постоянно обращается к этой теме. На протяжении всех периодов творчества жанр послания претерпевал значительные изменения. Анализ этих изменений раскроет важную сторону творческого.

Пригородный поезд дальнего следования В истории русской литературы второй половины XX века Венедикту Ерофееву по праву принадлежит видное место. Он открыл новый язык, новую реальность, нового героя и новый слой в словесности брежневской эпохи.

Трагедия поколения Лермонтов “полностью принадлежит к нашему поколению, – писал А. И. Герцен. – Разбуженные великим днем 14-го декабря, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь.

К нему не зарастет народная тропа Александр Сергеевич Пушкин занимает важнейшее место в истории русской литературы. Его со всей ответственностью можно назвать крупнейшим представителем романтизма, своеобразным родоначальником русского реализма, крупнейшим новатором в сфере литературного языка. За.

Вопросы и ответы к повести “История одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина 1. Что объединяет деятельность всех градоначальников в “Истории одного города” М. Е. Салтыкова-Щедрина? В “Описи градоначальникам” М. Е. Салтыков-Щедрин показывает, что общее в их деятельности – разорение и притеснение народа.

Топ-5 кращих ВУЗів Укаїни – Е МІСЦЯ Київський національний університетт ім. Тараса Шевченка “+” висока оцінка працедавцями якості освіти і підготовки випускників до роботи в компанії; Високий рівень підготовки фахівців бізнес-економічеськіх, юридичних спеціальностей, випускників.

Молодое поколение в драме “Гроза” Молодежь является самой важной частью общества, своеобразным создателем будущего,, создателем, пропускающим через призму собственного восприятия и собственного здравого смысла предрассудки и прогрессивные идеи “стариков” и, таким образом, определяющим, что найдет.

Читайте также:  Иешуа и Понтий Пилат в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: сочинение

Сочинение по книге Л. Кассиля “Дорогие мои мальчишки” Этим летом я прочитал увлекательную книгу Л. Кассиля “Дорогие мои мальчишки”. С первых страниц я погрузился в загадочный мир Синегорья, полный загадок и приключений. По мере развития сюжета я узнал.

Философская система мира в лирике Ф. И. Тютчева Ф. И. Тютчев, на мой взгляд, был одним из наиболее проницательных в русской литературе поэтов-философов. Его стихи нельзя назвать лирикой в чистом виде, потому что в них выражаются не просто.

Анализ стихотворения В. Маяковского “Нате” Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток.

Сейчас вы читаете: Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова “Собачье сердце”

Сочинение по повести Собачье сердце Булгакова рассуждение

Любимый многими писатель двадцатого века Михаил Булгаков является по своей сути мистическим автором, так как пророчествовал в своих произведениях. В иронической повести «Собачье сердце» автор дал волю воображению, думая, что произведение никогда не будет напечатано. В ней Булгаков открыто показал к чему могут привести последствия революции.

Писатель остро показывает государственный и социальный уклад двадцатых годов. В первой части повести автор показывает достаточно симпатичного пса Шарика, который незаслуженно страдает от злых людей вокруг. Песик достаточно умный и не лишен рассуждения. К примеру, он любит писателя графа Толстого, а злых людей ненавидит. Шарик здраво рассуждает и разделяет такие понятия как «товарищ», «гражданин» и «господин».

Затем Булгаков вводит читателя в жизнь известного профессора Филиппа Филипповича Преображенского и доктора Борменталя. Они яркие представители интеллигенции, которые, согласно автору, живут исключительно нравственно.

После эксперимента по пересадке гипофиза, профессор Преображенский из бездомного пса Шарика и погибшего в кабацкой драке мужчины делает нового человека, которому в дальнейшем дают имя Полиграф Полиграфович Шариков.

Но новое существо проявляет далеко не сыновьи чувства к профессору. Новоиспеченный Шариков постепенно становясь человеком, указывает профессору на общественную неравность. Михаил Афанасьевич Булгаков в повести противопоставляет Шарикова и Преображенского. Новый мир и старый. Но Шариков у него — это не просто пролетарий, это скорее всего те бездельники, которые стали во главе революции, желая зацапать свой кусок от чужого.

Главным учителем Шарикова становится Швондер. Несмотря на все усилия профессора и доктора Борменталя, Шариков слушает одного Швондера, который, в свою очередь, делает все, чтобы подопечного направить на путь гибели, катастрофы. Булгаков не только иронизировал, но и показал к чему может привести власть тех, кто был «никем», а потом стал «всем». Ведь программа, направленная на равенство каждого члена общества позволяла все взять и разделить поровну.

В повести забавно показывается, как Швондер безуспешно (так как у Профессора оказался значительный покровитель) пытался расселить в семикомнатной квартире своих «товарищей», а на вопрос Преображенского, где он должен вкушать пищу, бесхитростно отвечает, что в столовой.

Филипп Филиппович Преображенский, видя, к чему привел его эксперимент, решает вернуть Шарикова в исходное положение и вновь возвращает ему собачий вид.

«Собачье сердце» — это повесть-предупреждение, которое, увы, никто тогда по достоинству не оценил.

Вариант 2

Мне очень нравится фильм, но книга мне понравилась еще больше!

Интересная мысль о том, что можно вот так «создать» человека. Думаю, что для современников это важно, так как я вот недавно слышал в одной программе, что органы после трансплантации (особенно сердце) влияют на характер человека. И после операции могут появляться мысли и образы из жизни того человека, от которого взяли органы. Узнают то, чего никак не могли бы узнать.

И еще важная мысль, что мало создать, так надо еще и воспитать. А у профессора Преображенского не было времени и возможности. То есть Шариков был себе нормальный пес, его можно было наказать, если что. Но вот он получил силу — могущество человека, и пиши пропало! Такой уж он и глупый, и вредный. И самое страшное — опасный! Трусливый предатель. Вот как — деньги, слава тоже могут показать человека. Некоторые не готовы к ним. И вот свалилось все это — начинают пить и буянить. Шариков, по-моему, сам был не готов к тому, чтоб стать человеком.

Вот есть такие собаки (и разные другие животные), которые кажутся умней и добрей, чем многие люди. Они будто уже готовы очеловечиться. Вот бы профессору попался такой экземпляр! Ну, и конечно, гипофиз тоже от хорошего человека нужен был, а не от пьяницы. Нельзя забывать, что это в Шарике проявлялось «наследие» человека, а пес просто не мог с этим бороться. То есть тут и черты погибшего жуткие, и привычки собачьи.

Думаю, что само человечество не готово еще к таким операциям. Если б еще профессор не страдал от этих странных большевиков! А тут никакой поддержки, а наоборот.

Сейчас, я слышал, клонировали обезьян. Так тут до человека совсем близко, а сколько о клонах писали фантасты. Все варианты разрабатываются писателями, мыслителями. Кстати, клонов предлагают использовать тоже для органов, хотя бы частично. То есть предлагают выращивать не полного клона, а отдельно почку или легкое, которое будет полностью соответствовать тебе. Вот тоже интересный вариант! Лишился пальца — вырастил новый.

Но опять же боюсь, что надо для начала развить духовность — сердце, чтобы оптимально решить все эти вопросы тонкие и сложные, которые будут возникать тем чаще, чем больше человек развивается в технологиях.

Сочинение 3

Неоспоримым фактом для каждого почитателя русской литературы является утверждение о гениальности Михаила Афанасьевича Булгакова. Он подарил миру большое количество пьес, рассказов, повестей. Одним из не менее замечательных творений является повесть «Собачье сердце». Можно ее отнести к жанру фантастики.

Достаточно интересна и печальна история данного произведения. Из-за того, что оно было написано, как гротеск на современную Россию, долгое время запрещалось правительством. И только в 1988 году оно было напечатано и появилось в общем доступе.

Конечно, для этого есть причины. В произведении поднято не мало проблем, связанных с политикой, человечностью и другими вещами. Имеют они почву остро социальную.

Повесть можно назвать весьма автобиографичной. Одним из главных героев является профессор Преображенский, совершающий главное действие – эксперимент. Вероятнее всего, этот доктор является прототипом самого Михаила Афанасьевича, который, кстати, тоже был врачом.

Итак, главные герои произведения весьма разнообразны и ярки.

Профессор Преображенский – известный врач, который принимает на дому. Он очень умный, образованный и недоволен политической обстановкой в стране. Живет он весьма состоятельно и занимается решением многих медицинских проблем. Давно из головы не выходит идея о продлении молодости. Для этого ему нужен был труп и пес. Он хотел произвести операцию по пересадке гипофиза. И вот когда подвернулось удачное человеческое тело (им стал Клим Чугункин).

Скоро из собаки по кличке Шарик, подобранной на улице, и тела Клима Чугункина, происходит новое существо. Сначала из собаки с пересаженным гипофизом человека вырастает новое существо. Постепенно оно развивается и берет имя Полиграф Полиграфович Шариков. Существо развивается с каждым днем, узнает новые слова, обучается навыкам и наглеет. Он вступает в партию большевиков и под влиянием Швондера он начинает активно заниматься партийной деятельностью. Скоро Шариков надоедает своей бессовестностью Преображенскому и его возвращают к начальному виду.

Также читают:

Картинка к сочинению Рассуждение по повести Собачье сердце Булгакова

Популярные сегодня темы

Произведение «Три толстяка» вышло из-под пера Юрия Олеша, который был советским писателем. В своем произведении он описывает то, как народ борется с Тремя Толстяками, которые занимают трон.

Борис Пастернак прославился в русской литературе и поэзии, как человек с талантом исключительным. Он внес огромный вклад в развитие русской литературы и поэзии Серебряного века.

Александр Николаевич Островский является известнейшим русским драматургом и «отцом» русского национального театра. В своих пьесах, Островский не раз изображал социальную несправедливость

А. П. Чехов – удивительный писатель, мастерски сочетающий в своих произведениях мягкий юмор с сатирой. При этом его творения имеют большое философское звучание.

Одним из ярких и показательных образов в романе «Война и мир» А.Н. Толстого является Анатоль Курагин. Герой романа хорош собой. Его внешность привлекательна тем, что Анатоль имеет высокий рост, хорошо сложен. Лицо его имеет правильные черты

Ссылка на основную публикацию
×
×