Чекистская тематика в советской литературе (по романам В. Богомолова В августе сорок четвертого и Ю. Семенова ТАСС уполномочен заявить): сочинение

«Чекистская тематика в советской литературе (по романам В. Богомолова «В августе сорок четвертого…» и Ю. Семенова «ТАСС уполномочен заявить…»)»

Сейчас уже несомненный факт, что такие структуры, как ВЧК и КГБ, играли колоссальную роль в жизни СССР. Напомню, что Всероссийская чрезвычайная комиссия была создана во времена Октябрьской революции для борьбы с контрреволюцией. КГБ стал его полномочным приемником. Главной функцией этого поистине страшного органа стала «защита интересов советского государства» — главным образом, борьба с его врагами.

Об истинной сути работы ВЧК и КГБ — борьбе против собственного народа — сейчас мы знаем немало. В открытых советских архивах, устных воспоминаниях очевидцев, мемуарах и художественной литературе содержится правда о страшных сталинских временах и методах работы «великого вождя».

Однако, и это естественно, литература советского периода рассказывала лишь о позитивной роли чекистов, контрразведчиков. Лучшими, на мой взгляд, совестскими произведениями о чекистах являются романы В. Богомолова «В августе сорок четвертого…» и Ю. Семенова «ТАСС уполномочен заявить…»

В основе сюжета этих произведений лежит авантюрная, приключенческая интрига. Однако, если роман Семенова можно отнести к высококлассной шпионской беллетристике, то произведение Богомолова — глубокий психологический роман, во многом новаторский по своей художественной структуре.

«В августе сорок четвертого…» (второе название «Момент истины») посвящен описанию важнейшей операции одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. События романа разворачиваются в августе 1944 года и заканчиваются уничтожением опасной вражеской разведгруппы, которой управлял один из лучших разведчиков Германии.

Операция по выявлению вражеских агентов в русском тылу поручена группе под руководством капитана Алехина. Ситуация очень серьезна, так как враги прочно основались на местности и ведут серьезную подрывную работу. Ситуация усугубляется тем, что в Москве готовится крупная наступательная операция, которую могут сорвать немецкие шпионы.

Сведения об этом доходят до самого Сталина, и приходит указание «сверху» рассекретить шпионскую группу «Неман» любой ценой. В предполагаемый район нахождения группы «Неман» стягивается огромное количество войск — пограничники, саперы, оперативники СМЕРШ Больше того, в тылу фронта готовится и крупная войсковая операция для того чтобы найти агентов или хотя бы их рацию.

Однако непосредственные исполнители операции — группа Алёхина и его начальники, — понимают, что эта операция только испортит дело. В ходе неё, скорее всего, агенты будут убиты, и в результате останется нераскрытой агентура, сведениями которой они пользуются. Поэтому капитану Алехину и его команде остается только одно — взять агентов до начала войсковой операции, получить от них сведения и обезвредить всю резидентуру.

Выполнению этого сверхъответственного задания и посвящен роман. Бойцы Алехина, да и сам командир, описываются как несомненно положительные герои, самоотверженные бойцы, высококлассные профессионалы и просто хорошие люди. Важно, что автор реалистично показывает характер своих героев — они обладают не только достоинствами, но и недостатками. Однако у этих людей есть жизненно важная задача, к выполнению которой герои идут любой ценой.

Роман Богомолова имеет оригинальную композицию. Наряду с частой сменой способов повествования, когда рассказ ведется от лица разных героев и события перед читателем предстают порой с противоположных точек зрения, в нем огромную роль играют служебные записки, сводки, которые с предельной точностью повторяют форму реальных документов времен войны. Они представляют собой особое средство воссоздания «достоверной» художественной действительности.

Роман Ю. Семенова «ТАСС уполномочен заявить…», созданный на документальной основе, также рассказывает о «героической работе» советских контрразведчиков, но уже в годы «холодной войны». В основе сюжета лежит разоблачение и срыв крупной политической диверсии ЦРУ. Эта диверсия была направлена против интересов СССР и одного из молодых африканских государств.

КГБ становится известно, что в Москве работает агент ЦРУ, который добывает для американцев сведения, относящиеся к африканской стране Нагонии. В процессе следствия в Африку вылетает сотрудник КГБ Славин, который должен разобраться в ситуации.

Тем временем агент ЦРУ Джон Глэбб готовит в Нагонии военный переворот с целью установить власть проамериканской хунты. Глэбб знакомится со Славиным и его помощником Зотовым, поддерживая внешне дружеские отношения. Но при этом он компрометирует Зотова перед африканскими властями как американского агента.

Тем временем Славин копается в биографии Глэбба и выясняет, что его «друг» использовал своё положение в ЦРУ для торговли наркотиками и оружием. Об этом становится известно главе африканской резидентуры ЦРУ. Глэбб подсыпает ему яд и сваливает это убийство на Славина.

В результате русский контрразведчик оказывается в тюрьме. Глэбб, который теперь стал главой резидентуры в Африке, пытается шантажировать Славина, однако тот показывает документы о его «грязных делах». С помощью этих сведений русский разведчик заставляет Глэбба добиться отсрочки операции с военным переворотом. А уже на следующий день ТАСС делает официальное заявление, разоблачающее козни американской разведки и предупреждающее власти Нагонии.

Таким образом, на мой взгляд, чекистская тематика занимает важное место в советской литературе. Ей посвящено довольно большое количество произведений, многие из которых имеют форму шпионского авантюрного романа. Однако на фоне беллетристической литературы выделяются высокохудожественные произведения, посвященные этой теме. Это, прежде всего, роман В. Богомолова «В августе сорок четвертого…», который, кроме всего прочего, является одним из лучших произведений о Великой Отечественной войне. По силе психологизма, погружения во внутренний мир своих героев, по своему патриотическому пафосу это произведение по праву можно назвать преемником традиций русской классической литературы 19 века.

Роман Ю. Семенова «ТАСС уполномочен заявить…» во многом продолжает традиции Богомолова. Он рассказывает о работе КГБ времен «холодной войны». Несмотря на советскую «заполированность» образов, роман отличается психологической глубиной обрисовки образов, увлекательным сюжетом, мастерски выстроенной интригой.

Конспект урока литературы «Никто за нас это не сделает»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы по роману В.Богомолова “Момент истины”

Скачать:

ВложениеРазмер
urok_nikto_za_nas.doc85 КБ
презентация к уроку885 КБ

Предварительный просмотр:

Цели урока: 1) выявить специфику изображения войны;

2) научить самостоятельно анализировать материал по предложенной теме;

разбираться в характерах литературных героев;

3) воспитывать чувство патриотизма, мужество, гордости и уважение к

истории своей Родины.

Методические приёмы: беседа по вопросам, выступления учащихся; работа в парах;

Оборудование: презентация; фильм «В августе 44», раздаточный материал.

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний урок литературы я назвала «Никто за нас это не сделает…» Я посвящаю его знаменательной дате в жизни нашей страны – 65-летию Победы .

Мы познакомимся с романом Владимира Осиповича Богомолова. Автор принадлежит к поколению, которое ушло на войну совсем юным. Украина, Белоруссия, Польша, Германия, Маньчжурия – вот его фронтовой путь. Богомолов служил в армии и после войны. Словом, был профессиональным писателем.

О сыне полка, о краткой любви на войне, о приключениях разведчиков и контрразведчиков писали до Богомолова, и не раз. Но это не смутило его. Он писал вроде бы про то же самое, но по-другому и про другое; иногда он превосходил в знании предмета, понимал глубже и видел дальше. У Богомолова был повод сказать твёрдо: «По моему убеждению, которому я неуклонно следую, автор может писать только о том, что он знает досконально…»

2. Как же изображена война в романе «Момент истины»?

Во-первых, о войне говорит дата («В августе сорок четвёртого»). Как же обстояли дела на фронте в это время? (Сообщение учащегося, Приложение 2)

Слайд 4. (Гиперссылка , возвращение к 3 слайду)

Во-вторых, о войне мы узнаём из воспоминаний капитана Аникушина,

Разговора Андрея Блинова с однополчанами.

Слайд 6 ( Гиперссылка , возвращение к 3 слайду)

В-третьих, главные герои романа , исследуя лесной массив Шиловического леса, натыкались на брошенное оружие, военную технику, мины – приметы войны.

Слайд 7-8 ( Гиперссылка , возвращение к 3 слайду)

Особенностью романа Богомолова являются оперативные документы – сводки, записки, спецсообщения, шифротелеграммы. Из них мы тоже узнаю о войне. К тому же они придают не только достоверность, историческую конкретность роману. Некоторые действующие лица завершают в документах свою романную судьбу, другие являются из документов, чтобы действовать.

3. Главные герои романа.

Капитан Алёхин, старший лейтенант Евгений Таманцев, лейтенант Андрей Блинов – оперативно-розыскная группа советской военной контрразведки «Смерш» (смерть шпионам). Уже несколько дней они разыскивают место радиопередачи немецкий диверсантов в районе города Лиды.

В чём же заключается специфика их работы?

Вот капитан Аникушин не очень высокого мнения о работе разведчиков: «… для чего это делалось? ..Неужели для того, чтобы вот так забраться в лес, нажраться до отвала и отрабатывать «взаимодействие щеки с подушкой», точнее с вещевым мешком. Перекур с дремотой на четыреста минут!

Он с трудом справился со своим возмущение.

Белый хлеб и другие деликатесные продукты были положены…, кроме лётного состава ВВС, только раненым в госпиталях, особисты же потребляли до отвала – кто сколько хотел. По какому праву? Впрочем для них законы не писаны, что хотят, то и делают» (глава 75) (Слайд 12)

Даже Андрей Блинов, который уже несколько месяцев является стажёром, разделяет точку зрения капитана Алиханова: « … Под Варшаву едут…Васёк убит…и ротный, и комбат… А я …ищи и собирай окурки…Не хочу! Подозреваемый, проверяемый – сам чёрт ногу сломит…Пропади они все пропадом! (глава29) (Слайд 13)

– А как думаете вы? Согласны ли вы с героями?

4. Особенности работы контрразведчиков.

– Война мало приглядна, существует чёрная работа, которую нужно делать во имя спасения многих. Именно этим и занимается группа капитана Алёхина.

Во-первых, это опасное дело. В лесу полно мин (гл.1), разведчики могут быть захвачены остаточными группами немцев «с целью допроса и последующего уничтожения» (гл.2, гл.3 – гибель Лёшки Басоса ; гл. 8 – засада ).

Во-вторых, это трудное дело . «Под столбцами ….землю носом рыли! В пятером шестеро суток…» (гл. 3), разведывательную работу проводили в лесистой местности «больших чащобных массивов, которые служат хорошим укрытием для бандформирований, остаточных групп противника» (гл.2); «…неделями приходилось спать по 4-5 часов в стуки. Постоянное недосыпание изнуряло…. Подчас прямо-таки валило с ног» (гл.5)

В-третьих, приходилось соблюдать строгую конспирацию : «Погоны и пилотки снять, документы оставит, оружие на виду не держать» (гл.1) ; разговор Алёхина с Васюковым (гл.4).

В-четвёртых, разведчикам постоянно приходиться общаться с людьми разного возраста, национальности и т.д. и к каждому нужно найти подход, уметь разговорить, получить нужную информацию. А для этого просто необходимо быть хорошим психологом . (гл.18 – разговор с водителем Борискиным; гл. 43 – разговор с Окуличем)

В-пятых, нужно быть наблюдательным. Выход рации в Шиловическом лесу было найдено по ромашке «с недавно обломанной головкой», надкушенному огурцу, обгоревшей спичке, остаткам рассыпавшегося пепла (гл.14).

Вывод. От результата работы контрразведки зависит положение дел на фронте .

(Гл. 56. Сталин: «…речь идёт о судьбе важнейшей стратегической операции, о судьбе белее чем полумиллионной группировки немцев в Прибалтике…».

Гл. 29 Таманцев – Блинову : «Если ты серьёзно считаешь, что от нас здесь меньше пользы, чем на передовой, то …извини… Это настолько оскорбительно – нет слов»)

5. Как повлияла война на героев?

Перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. Одни мужественно, смело, поражая

выдержкой и высоким чувством товарищества. Другие оказываются трусами, приспособленцами. Третьих делает более терпимыми. В трудную минуту резко отделяется добро от зла, чистота от подлости, героизм от предательства.

На войне происходит взросление Андрея Блинова. Он ушёл на фронт сразу после окончания школы. За короткое время стал взводным, получил «три благодарности от Верховного», его угнетало отсутствие опыта розыскной работы (гл. 7, 15)

Евгений Таманцев готов помочь новичкам, стремился «…поднатаскать их, сообщить им кое-какие азы, и прежде всего применительно к нашему заданию» (гл.44), « Я поддерживал их не только морально, но и физически: спать разрешал дольше, чем себе, да и еды подсовывал побольше» (гл.54); при неудачном задержании Павловского всю вину берёт на себя; война делает его не только более терпимым, но и чутким и к близким людям, и незнакомым (гл. 49

« Жизнь у неё /мамы/ была безрадостная, одинокая, и со мной она хлебнула….Как я теперь её жалел, как мне её не хватало»; гл. 60 «Но я решил оставить продукты Юлии, указав в рапорте наличие у неё голодного ребёнка».) Гл. 67. «Андрей был польщён. В интересе московских «волкодавов» к Таманцеву он уловил не просто любопытство, а уважение профессионалов и ещё раз подумал, с какими замечательными людьми свела его судьба».

Павел Алёхин до войны занимался выведение высокоурожайных сортов пшеницы, специфика мирной работы помогла ему на войне определить приблизительное место тайника диверсантов. О его высоком профессионализме не раз говорит Таманцев « Паша – мозга…. Опять оказался прав, мысленно я ему аплодировал… (гл.58 )

6. Образы врагов.

Солдатам на фронте очень просто узнать врага, а в тылу у диверсантов была безупречная экипировка, безупречно сработанные удостоверения личности, безупречно придуманные легенды – всё это вводило в заблуждение большинство людей, проверяющих документы. Узнать такого врага трудно, для этого нужно быть профессионалом.

– первая встреча Таманцева с немецкими диверсантами (гл.44);

– шпионка «Иванцова» (гл. 52);

– характеристика Павловского (гл.24, Записка по «ВЧ»)

– Мищенко (гл.94 Записка по «ВЧ».

Герои противостоят беспощадному врагу своего народа. Они добьются результата и «момента истины», и это будет торжество ума, мужества, торжество профессионализма .

7. Название романа. Традиции Л.Н.Толстого.

Просмотр эпизода «Разоблачение группы Мищенко» из к/ф «В августе 44».

Работа в парах. Раздаточный материал Приложение №1.

– Перед вами размышления, действия капитана Алёхина во время встречи с агентами немцев. Главное для героя, чтобы «они раскрылись и проявили свою суть. Тогда и момент истины мы получим». Некоторые сведения, известные врагу, крайне важно получить от него не спустя какое-то время, а немедленно. Главной целью всех действий капитана Алёхина – вызвать этих троих на удар.

– Ваша задача предугадать мысли, действия агентов группы Мищенко.

8. Заключительное слово учителя.

Решающая роль в изображённых событиях принадлежит группе капитана Алёхина. Понимание этой роли, а также механизм военного управления восходит в романе к толстовской традиции.

Получен «момент истины»: это действительно агенты, проходящие по делу «Неман».

А пока, без восьми минут пять, Алёхин срочно передаёт через радиста: «Бабушка приехала!», – что означает, что ядро группы и рация захвачены, войсковая операция не нужна.

9. Домашнее задание: подготовить рассказ на тему «Образы детей в романе В.О.Богомолова» (гл.4, 37, 49, 44)

Книга: Момент истины (В августе сорок четвертого. ) – Владимир Богомолов

Автор книги: Владимир Богомолов

Жанр: Книги о войне, Современная проза

Это произведение, предположительно, находится в статусе ‘public domain’. Если это не так и размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Знаменитый роман В. О. Богомолова, участника Великой Отечественной войны, «Момент истины» («В августе сорок четвертого…»), «о советской государственной и военной машине», переведен более чем на пятьдесят иностранных языков. Безупречная авторская работа над историческими, архивными материалами позволила точно и достоверно, вплоть до нюансов, воссоздать будни сотрудников спецслужб, а в сочетании с лихо закрученным детективным сюжетом заставляет читать роман на одном дыхании…

В книгу включен документальный материал из архива В. Богомолова об истории публикации романа, рассказывающий о многочисленных попытках цензуры искалечить роман на пути к его изданию.

По мотивам романа снят известный художественный фильм «В августе 44-го…» с блестяще воплотившими образы главных героев актерами Е. Мироновым, А. Балуевым, В. Галкиным, А. Феклистовым, А. Петренко.

Последнее впечатление о книге

  • GayazMusin355:
  • 28-10-2019, 14:14

Эту книгу читаю с 80-х годов 20 века, минимум 1 раз в год. Рекорд 4 раза подряд,дочитывал до конца,закрывал . и снова начинал читать с 1-й страницы ! ! ! Знаю что многие просто пропускают телефонограммы и шифровки ( дескать, неинтересно (((( ), мне же совсем наоборот, очень и очень интересно.

С этой книгой также скачивали:

Комментарии

  • Antirishka:
  • 29-08-2019, 14:12

Август. 1944 год. В прифронтовой полосе двух советских фронтов действуют немецкие агенты, которые добывают важную информацию о рельным силах Советской Армии и её направлении движения.

Роман показывает другую войну. Не такую, как часто встречаешь в книгах и фильмах, тут война почти не заметная, но очень важная. Герои по крупицам собирают информацию то след у колодца, то целофан и обкушенный огурец, найденные в кустах. Казалось бы мелочи, а для них эти мелочи значат много. А сколько информации нужно держать в голове, ориентировки на огромное количество агентов, чтобы в нужный момент опознать врага, если в документах не к чему придраться, а надо суметь “раскачать” его, заставить “оступиться”. Очень часто боевые офицеры выказывали пренебрежение контрразведчикам, считая их бездельниками. Не стал исключением и помощник коменданта Аникушин. Мне жаль, что он не сумел осознать к чему привела его упертость и до какой катастрофы чуть не довела.

  • AlexeyChesnokov:
  • 28-06-2019, 12:59

Замечательное произведение, читается на одном дыхании. Книга впечатляет множеством подробностей, описанием невидимых глазу мелких деталей и тонкостей работы контрразведчиков.

  • Tarakosha:
  • 2-06-2019, 10:45

На недавно освобожденной территории Белоруссии в прифронтовой полосе двух советских фронтов начинает активно действовать вражеская группа диверсантов, чья деятельность ставит под удар возможность подготовки и осуществления масштабной наступательной операции советских войск.

Найти и обезвредить в короткие сроки глубоко законспирированную и очень опасную группу поручается капитану Алёхину и двум его подчиненным Таманцеву и Блинову, советским контрразведчикам, представителям СМЕРШа. Вся их работа – это прежде всего тщательный сбор любой мало мальски важной информации, которая может выстрелить в любой момент, будь то откушенный и брошенный в кусты огурец, по виду отличающийся от привычных сортов данной конкретной местности, след, оставленный около куста, могущий рассказать не только о форме и размере обуви владельца, но и сколько в каблуке гвоздиков и насколько он стоптан. Из таких незначительных на первый взгляд моментов, которые затем анализируются и проверяются самым щепетильным образом, состоит их работа, не всегда видная, но необходимая.

В романе отлично показаны те самые серые будни, сбор информации по крупицам, многочасовое наблюдение из засады, принятие быстрых и насколько возможно единственно верных решений, когда времени на раздумья нет и счет идет на секунды, взаимодействие с административными структурами, роль Ставки и непосредственно её главнокомандующего, отношение к контрразведчикам представителей других воинских подразделений, взаимопомощь и взаимовыручка, складывающиеся при работе бок о бок, развитая интуиция и предугадывание действий противника.

Текст романа перемежается официальными (подкорректированными для художественного текста) документами, в связи с чем может показаться сухим, но это добавляет ему важности и дает прочувствовать значимость момента. В сюжете достаточно динамики, острых интересных моментов, исторических вставок и прекрасно прописанных характеров героев от главных до второстепенных, что совершенно не дает возможности заскучать и держит в напряжении до самого финала, сопряженного с кульминационной развязкой.

P. S тот редкий момент, когда фильм, снятый по книге был мною просмотрен раньше, чем прочитан роман и поэтому изначальное знание сюжета, немного сгладило впечатление от происходящего и невольно повлияло на оценку. А так отличный роман про службу, опасную и трудную, невидную на первый взгляд.

  • Sunwait:
  • 29-09-2018, 17:29

Когда начала читать, то мне в образе Алехина представлялся Евгений Миронов. Почему так, поняла только в третьей части книги. Фильм оказывается я смотрела , но четко запомнила только конец.

  • ___Valery___:
  • 29-09-2018, 13:10

Где то с середины я поняла, что смотрела такой фильм… И что книга, что фильм меня совсем не зацепили, почему то не интересно. Хотя написано хорошо, сюжет, герои – все нормально, но сухо.

  • VictoriaKhist:
  • 10-09-2018, 14:06

Вообще до произведений о войне нужно дорасти, это весьма специфическая тема в литературе. Вроде бы понемногу выросла для них 🙂 Поначалу читать было трудно, особенно документальные сводки, я в них мало что понимала, если честно.

  • Timana:
  • 4-07-2018, 10:40

Легендарная книга, которая наконец-то мною прочитана. Какой слог у автора! Какие он рисует портреты своими словами! Люди, места, события – такого профессионализма или даже таланта в современной литературе мало где отыщешь.

  • Infinity_25:
  • 24-06-2018, 15:12

СМЕРШ. Что на самом деле мы знаем о работе этих людей? Она, чаще всего, остается за кадром. А в этом романе “волкодавы” контрразведчики, как раз, и стали главными героями.

  • lucky-88:
  • 1-03-2018, 21:49

Основанный на реальных событиях роман проникает до глубины души, заставляет пошатнуть мировоззрение, задуматься над многими вещами, в чем именно заключается истина.

История, переданная из первых уст, – многогранна. Мир строится эмоциями, характерами, стилями нескольких героев, их индивидуальной оценки происходящего и в то же время целостного видения. Не просто вымышленных героев, а героев, олицетворяющих живых людей, достаточно хлебнувших в жизни.

Представляемые документальные факты порой вызывали чувство тоски, но они составляют по сути корень происходящего в те далекие времена, они буквально служат проводниками тех или иных событий, в поступки героев.

Стиль написания довольно прост для восприятия, никаких “розовых соплей”, все четко, понятно, лаконично: зачем, как, где и почему. Автор очень тонко показывает многоликость героев, будь то второстепенный или главный, насколько человеческая личность совмещает в себе противоположности, будь то добро или зло, любовь или ненависть, отвага и трусость. И именно на фоне переломных событий раскрывается сущность человека.

Книга показывает. насколько тяжела учесть судьи с одной стороны и, насколько вправе человек брать на себя полномочия судьи. Но независимо от выбора, судья несет на себе бремя ответственности до конца.

Роман довольно сильно пропитан эмоциями, держит до конца, а после – загружает идеологией, заставляет задуматься над многими вещами. Да, эту книгу не будешь затирать до дыр частым перечитыванием, но такие книги очень важны, именно они открывают суть происходящего изнутри, отрывая, словно пластырь с раны, слой за слой, обнажая тем самым души обычных людей, события, где “каждый отвечает прежде всего перед самим собой и потому сам себе главный судья”.

Действительно “жизнь – чертовски капризная штука. Изредка она улыбается, но чаще поворачивается задом и показывает свой характер”, но ведь именно на характере жизнь мы учимся вставать и идти дальше, навстречу ее улыбке. Мир не делится на черное и белое, он богат красками и только любящий жизнь человек не стушуется перед сложностью.

Богомолов В. О. Момент истины

«Немногим, которым обязаны слишком многие». Таким эпиграфом предварил Владимир Осипович Богомолов свой opus magnum — роман «Момент истины», над которым работал более 20 лет, с 1951 года, когда у него впервые появился замысел приключенческой повести для юношества «Осенью сорок четвертого». Под этими «немногими» он имел в виду военных контрразведчиков, вклад которых в победу в Великой Отечественной войне был, на взгляд автора, недооценен в тогдашней советской военной литературе.

Главной причиной, побудившей автора написать такую книгу, и было желание «реабилитировать» военных контрразведчиков: «В советской художественной литературе, к сожалению даже у талантливых авторов… офицеры контрразведки — образы исключительно отрицательные, негативные… Между тем все четыре года войны офицеры военной контрразведки самоотверженно выполняли опасную, сложную и крайне ответственную работу, от которой нередко зависели жизни тысяч людей, судьбы целых операций… В своей повести я стремлюсь реалистически показать трудную, самоотверженную работу армейских контрразведчиков на фронте…».

Да, все вот так и начиналось — бывший военный контрразведчик Владимир Богомолов решил написать повесть, а в итоге написал большой роман, громкому успеху которого немало поспособствовала скрупулезность Богомолова в подборе фактов, его дотошность — по словам самого Богомолова, его подход к подготовительной работе над произведением был таков: «Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация, любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа «В августе сорок четвертого…», как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера».

Действие романа происходит в августе 1944 г. в Белоруссии. Советские войска готовят крупную наступательную операцию, однако в прифронтовой полосе работает группа немецких агентов, которые снабжают важной информацией немецкое командование. Перед оперативно-розыскной группой СМЕРШ 3-го Белорусского фронта стоит задача найти и задержать немецкую разведгруппу, причем дело берется на контроль Ставкой ВГК. И времени все меньше, а напряжение нарастает. Помимо решения непосредственной задачи, на кону стоит способность контрразведки выполнять свои прямые функции — предотвращение деятельности вражеской разведки. И репутация героев романа Богомолова — поэтому они прилагают все силы, все свои умения.

Герои разработаны тщательно. В своих рабочих тетрадях писатель подробнейшим образом наделил каждого своей лексикой, своим характером, внешностью, и оттого они выглядят совершенно реальными людьми, чего автор и добивался: «Наиболее частый недостаток современной приключенческой литературы — отсутствие человека, точнее — героя».

Вообще, у Богомолова деталям уделено если не решающее, то большое значение — чтобы добиться реалистичности в изображении места действия романа, Владимир Богомолов съездил на два месяца в Белоруссию и подробно записал — какие там стоят погоды в августе, какие деревья растут, какие характерные приметы местности, и так далее. Много фотографировал, из-за чего попал в курьезную ситуацию — был принят местным сотрудником органов за иностранного шпиона.

Такая подготовительная работа и двадцать лет работы над текстом дали результат —когда в 1974 году, после трехлетних мытарств по различным цензурным ведомствам, роман вышел в «Новом мире», он сразу получил широкое признание, и у коллег-писателей, и, конечно же, у читателей — ни на что не похожий в советской литературе роман, c захватывающим сюжетом, с подборками «оперативных документов», с подробно показанными методами и приемами следственно-розыскной работы по задержанию вражеских шпионов брал читателя в плен с первых же страниц и не отпускал до последней фразы.

Кстати, именно эта правдоподобность в описании работы контрразведчиков, а особенно ранее не встречавшиеся в советской литературе качественные имитации оперативных документов, шифротелеграмм с грифами «Совершенно секретно», «Воздух!», стала препятствием на пути публикации романа — Богомолова обвиняли в раскрытии профессиональных секретов, в искажении образа Сталина, в очернении советского генералитета (в романе генералы ведут себя как обычные люди, у которых могут быть, например, проблемы со здоровьем), в противопоставлении армии и органов и в разном другом. На все это Владимир Богомолов отвечал написанным им 40-страничным «пояснительным материалом», который подробно, со ссылками, объяснял, что откуда взялось в романе, и из которого было ясно, что все данные автором взяты из открытых источников — включая грифы документов и специфические профессиональные термины. А документы были сочинены автором. В это никак не верилось высокопоставленным рецензентам, отчего они и писали: «Кто дал право автору публиковать секретные документы?», «Кто разрешил снятие копий с оперативных документов и сводок?», «Кто разрешил опубликование этого документа? Об этом нельзя! Выбросить!», «Кто дал право автору на каждом шагу упоминать Ставку?» и т. д.

Пресс-бюро КГБ, отдел культуры ЦК КПСС, военная цензура Генштаба Минобороны — роман ходил по инстанциям, автора заставляли существенно изменить текст произведения — тем не менее, упрямый Богомолов не изменил в романе ни слова, и за три года продавил все необходимые заключения от всех необходимых (но ведь обошел все-таки) инстанций — и публикация состоялась в авторской редакции. Это, без преувеличения, можно считать очень редким, если не уникальным случаем.

Конечно, Владимир Богомолов немного лукавил, когда доказывал, что все документы были им «придуманы», потому что, не имей он в свое время доступа к подобным подлинным документам, не удалось бы ему ничего подобного придумать. К тому же во время работы он консультировался со своими друзьями и бывшими коллегами — начальником ГРУ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны И. И. Ильичевым и писателем и разведчиком В. В. Карповым, активно работал в архивах, имея широкий доступ к материалам. Помог и личный опыт автора — служба в войсковой разведке, а потом и в контрразведке, в ГУК «СМЕРШ» НКО СССР.

Книга сразу стала чрезвычайно популярной, практически сразу вышло книжное издание, затем роман был переиздан более ста раз общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведен на 30 языков, а в 2000 г. был экранизирован режиссером М. Пташуком (Богомолову экранизация не понравилась, и свое имя он из титров убрал).

Надо отметить, что хотя «Момент истины» и является самым известным произведением автора, он написал и другие, сразу замеченные и читателями, и коллегами, и критиками, книги: повести «Иван» (1957, экранизирована А. Тарковским в 1962 г. под названием «Иваново детство»), «Зося» (1963, экранизована в 1967 г. М. Богиным), а также военные рассказы и два неоконченных романа.

Что касается «Момента истины», то это отличное произведение и с точки зрения сюжета, и с точки зрения стиля: сказалась долголетняя работа, «вылизывание» текста и материала. Книга переросла замысел «повести о контрразведчиках», потому что хотя главные герои там и контрразведчики, можно объяснить словами К. М. Симонова: «Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени».

На таких книгах в советские времена благодарные читатели от всего сердца писали «очень хорошая книга». Да и в наши времена роман включен в список «100 книг», которые Минобразования и науки рекомендует школьникам для самостоятельного прочтения.

Богомолов В. О. Момент истины. — М.: Эксмо, 2014. — 576 с. — (Pocket Book). — ISBN 978–5–699–72511–3.

Владимир Осипович Богомолов Момент истины

«Немногим, которым обязаны слишком многие».

Таким эпиграфом предварил Владимир Осипович Богомолов свой главный труд жизни — роман «Момент истины», над которым работал более 20 лет, с 1951 года, когда у него впервые появился замысел приключенческой повести для юношества «Осенью сорок четвертого». Под этими «немногими» он имел в виду военных контрразведчиков, вклад которых в победу в Великой Отечественной войне был, на взгляд автора, недооценен в тогдашней советской военной литературе.

Главной причиной, побудившей автора написать такую книгу, и было желание «реабилитировать» военных контрразведчиков: «В советской художественной литературе, к сожалению даже у талантливых авторов… офицеры контрразведки — образы исключительно отрицательные, негативные… Между тем все четыре года войны офицеры военной контрразведки самоотверженно выполняли опасную, сложную и крайне ответственную работу, от которой нередко зависели жизни тысяч людей, судьбы целых операций… В своей повести я стремлюсь реалистически показать трудную, самоотверженную работу армейских контрразведчиков на фронте…».

Да, все вот так и начиналось — бывший военный контрразведчик Богомолов решил написать повесть, а в итоге написал большой роман, громкому успеху которого немало поспособствовала скрупулезность Богомолова в подборе фактов, его дотошность — по словам самого Богомолова, его подход к подготовительной работе над произведением был таков: «Как бы хорошо я ни знал материал, я не полагаюсь на память: любая информация, любая деталь мною обязательно подвергается перекрестной проверке и только после этого является для меня достоверной. Справочные и подсобные материалы для романа «В августе сорок четвертого. », как оказалось при разборке архива, состояли из 24 679 выписок, копий, вырезок различного характера».

Действие романа происходит в августе 1944 г. в Белоруссии. Советские войска готовят крупную наступательную операцию, однако в прифронтовой полосе работает группа немецких агентов, которые снабжают важной информацией немецкое командование. Перед оперативно-розыскной группой СМЕРШ 3-го Белорусского фронта стоит задача найти и задержать немецкую разведгруппу, причем дело берется на контроль Ставкой ВГК. И времени все меньше, а напряжение нарастает. Помимо решения непосредственной задачи, на кону стоит способность контрразведки выполнять свои прямые функции — предотвращение деятельности вражеской разведки. И репутация героев романа Богомолова — поэтому они прилагают все силы, все свои умения.

Герои разработаны тщательно. В своих рабочих тетрадях писатель подробнейшим образом наделил каждого своей лексикой, своим характером, внешностью, и оттого они выглядят совершенно реальными людьми, чего автор и добивался: «Наиболее частый недостаток современной приключенческой литературы — отсутствие человека, точнее — героя».

Вообще, у Богомолова деталям уделено если не решающее, то большое значение — чтобы добиться реалистичности в изображении места действия романа, Богомолов съездил на два месяца в Белоруссию и подробно записал — какие там стоят погоды в августе, какие деревья растут, какие характерные приметы местности, и так далее. Много фотографировал, из-за чего попал в курьезную ситуацию — был принят местным сотрудником органов за иностранного шпиона.

Такая подготовительная работа и двадцать лет работы над текстом дали результат —когда в 1974 году, после трехлетних мытарств по различным цензурным ведомствам, роман вышел в «Новом мире», он сразу получил широкое признание, и у коллег-писателей, и, конечно же, у читателей — ни на что не похожий в советской литературе роман, c захватывающим сюжетом, с подборками «оперативных документов», с подробно показанными методами и приемами следственно-розыскной работы по задержанию вражеских шпионов брал читателя в плен с первых же страниц и не отпускал до последней фразы.

Кстати, именно эта правдоподобность в описании работы контрразведчиков, а особенно ранее не встречавшиеся в советской литературе качественные имитации оперативных документов, шифротелеграмм с грифами «Совершенно секретно», «Воздух!», стала препятствием на пути публикации романа — Богомолова обвиняли в раскрытии профессиональных секретов, в искажении образа Сталина, в очернении советского генералитета (в романе генералы ведут себя как обычные люди, у которых могут быть, например, проблемы со здоровьем), в противопоставлении армии и органов и в разном другом. На все это Богомолов отвечал написанным им 40-страничным «пояснительным материалом», который подробно, со ссылками, объяснял, что откуда взялось в романе, и из которого было ясно, что все данные автором взяты из открытых источников — включая грифы документов и специфические профессиональные термины. А документы были сочинены автором. В это никак не верилось высокопоставленным рецензентам, отчего они и писали: «Кто дал право автору публиковать секретные документы?», «Кто разрешил снятие копий с оперативных документов и сводок?», «Кто разрешил опубликование этого документа? Об этом нельзя! Выбросить!», «Кто дал право автору на каждом шагу упоминать Ставку?» и т. д.

Пресс-бюро КГБ, отдел культуры ЦК КПСС, военная цензура Генштаба Минобороны — роман ходил по инстанциям, автора заставляли существенно изменить текст произведения — тем не менее, упрямый Богомолов не изменил в романе ни слова, и за три года продавил все необходимые заключения от всех необходимых (но ведь обошел все-таки) инстанций — и публикация состоялась в авторской редакции. Это, без преувеличения, можно считать очень редким, если не уникальным случаем.

Конечно, Богомолов немного лукавил, когда доказывал, что все документы были им «придуманы», потому что, не имей он в свое время доступа к подобным подлинным документам, не удалось бы ему ничего подобного придумать. К тому же во время работы он консультировался со своими друзьями и бывшими коллегами — начальником ГРУ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны И. И. Ильичевым и писателем и разведчиком В. В. Карповым, активно работал в архивах, имея широкий доступ к материалам. Помог и личный опыт автора — служба в войсковой разведке, а потом и в контрразведке, в ГУК «СМЕРШ» НКО СССР.

Помню к нам в пионерлагерь приезжал писатель и разведчик В. В. Карпов.Простой мужик.С нами пионерами держался очень просто,шутил,смеялся.

Книга и фильм на мой взгляд шикарны.

Карпов был девизионный разведчик, в дивизии рота разведки!! А они у Богомолова- контразведчики, разная специфика

Добавлено в 15:34

а что Аникушин? жизнь есть жизнь, простой фронтовик капитан, влюбленный только. не нужно было его брать, еще он СмеРшевцев не любил. А так бы жить остался да еще бы на свидание успел. Вообще в силу секретности, многих бы сторонних людей могли бы сберечь, если бы правильно инструктировали! Как тех двоих офицеров из ВВС которых в засаду с Таманцевым послали. Ведь только наверняка он один знал что Павловский придет, а перед ними мутил, наверное из за тщеславия, орденов что ли не хватало?

Книга сразу стала чрезвычайно популярной, практически сразу вышло книжное издание, затем роман был переиздан более ста раз общим тиражом в несколько миллионов экземпляров, переведен на 30 языков, а в 2000 г. был экранизирован режиссером М. Пташуком (Богомолову экранизация не понравилась, и свое имя он из титров убрал).

Надо отметить, что хотя «Момент истины» и является самым известным произведением автора, он написал и другие, сразу замеченные и читателями, и коллегами, и критиками, книги: повести «Иван» (1957, экранизирована А. Тарковским в 1962 г. под названием «Иваново детство»), «Зося» (1963, экранизована в 1967 г. М. Богиным), а также военные рассказы и два неоконченных романа.

Фото кадр из фильма «Иваново детство»

Фото кадр из фильма «Зося»

Что касается «Момента истины», то это отличное произведение и с точки зрения сюжета, и с точки зрения стиля: сказалась долголетняя работа, «вылизывание» текста и материала. Книга переросла замысел «повести о контрразведчиках», потому что хотя главные герои там и контрразведчики, можно объяснить словами К. М. Симонова: «Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени».

На таких книгах в советские времена благодарные читатели от всего сердца писали «очень хорошая книга». Да и в наши времена роман включен в список «100 книг», которые Минобразования и науки рекомендует школьникам для самостоятельного прочтения.

На фото Могила Владимира Осиповича Богомолова на Ваганьковском кладбище.

в книге очень ярко выписаны все образы
поэтому спецом фильм не смотрел, чтобы свои ощущения не ломать

одна сцена, когда Алехин “прокачивает” Мищенко, а в это время ему в голову лезут мысли о здоровье дочери, чего стоит
и таких – вся книга

Лучшие книги Владимира Осиповича Богомолова

ISBN:978-5-9268-2786-3
Год издания:2018
Издательство:Речь
Серия:Малая классика Речи
Язык:Русский

Остросюжетный, почти детективный роман Владимира Богомолова посвящен одной из самых закрытых военных тем – работе Управления контрразведки СМЕРШ. В 1944 году на 3-м Белорусском фронте группа разведчиков мастерски выслеживает и обезвреживает фашистских шпионов. Но суть романа гораздо шире сюжета. Константин Симонов писал: “Это роман не о военной контрразведке. Это роман о советской государственной и военной машине сорок четвертого года и типичных людях того времени”.
Тонкие штрихи иллюстраций Андрея Николаева схватывают и горячие моменты боя, и напряженную аналитическую работу разведчиков.

Остросюжетный, почти детективный роман Владимира Богомолова посвящен одной из самых закрытых военных тем – работе Управления контрразведки СМЕРШ. В 1944 году на 3-м Белорусском…

ISBN:978-5-9268-1753-6
Год издания:2015
Издательство:Речь
Серия:Вот как это было
Язык:Русский

На долю двенадцатилетнего Ивана выпало много недетских испытаний, мужских дел и обязанностей. Мальчик потерял родных и прошёл через ужасы лагеря смерти. Он ненавидит врага — тяжело, по-взрослому — и живёт по суровым законам настоящей, невыдуманной войны. И быть защитником Отечества — сознательный выбор Ивана.
В этой книге без приукрашивания и утайки Владимир Богомолов рассказывает о войне — безжалостной и бесчеловечной. Трагическая и правдивая история мальчика-разведчика проиллюстрирована художником Игорем Пчелко, которому удалось тонко и глубоко передать характеры персонажей. Повесть послужила основой для знаменитого художественного фильма «Иваново детство» режиссёра Андрея Тарковского.

На долю двенадцатилетнего Ивана выпало много недетских испытаний, мужских дел и обязанностей. Мальчик потерял родных и прошёл через ужасы лагеря смерти. Он ненавидит врага —…

ISBN:978-5-08-005506-5
Год издания:2016
Издательство:Детская литература
Серия:Школьная библиотека
Язык:Русский

Широко известные повести о Великой Отечественной войне.

Для среднего школьного возраста.

Год издания:1985
Издательство:Правда
Язык:Русский

В книгу вошли широко известные повести “Иван” и “Зося”, рассказы, роман “Момент истины”. Их тема – патриотизм, духовная стойкость и мужество советских людей, проявленные в боях за Родину.

В книгу вошли широко известные повести “Иван” и “Зося”, рассказы, роман “Момент истины”. Их тема – патриотизм, духовная стойкость и мужество советских людей, проявленные в боях за…

ISBN:978-5-367-04068-5
Год издания:2016
Издательство:Амфора
Серия:Великая Победа
Язык:Русский

В книгу вошли повести Владимира Богомолова “Иван”, “Зося” и “В кригере”, по праву причисленные к классике современной русской литературы о Великой Отечественной войне.

ISBN:978-5-98697-248-0
Год издания:2012
Издательство:Книжный клуб 36.6
Язык:Русский

Первые черновые наброски романа «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» В.О. Богомолов сделал в начале 70-х годов, а завершить его планировал к середине 90-х. Работа над ним шла долго и трудно. Это объяснялось тем, что впервые в художественном произведении автор показывал непобедную сторону войны, которая многие десятилетия замалчивалась и была мало известна широкому кругу читателей. К сожалению, писатель-фронтовик не успел довести работу до конца.

Данное издание — полная редакция главного произведения В.О. Богомолова — подготовлено вдовой писателя Р.А. Глушко и впервые публикуется в полном виде.

Тема Великой Отечественной войны в литературе еще долго будет востребована, потому что это было хоть и трагическое, но единственное время в истории России, когда весь народ, независимо от национальности и вероисповедания, был объединен защитой общего Отечества и своих малых родин, отстаиванием права на жизнь и свободу.

Первые черновые наброски романа «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…» В.О. Богомолов сделал в начале 70-х годов, а завершить его планировал к середине 90-х. Работа над ним шла долго…

Язык:Русский

Год издания:1958
Язык:Русский

Год издания:1988
Издательство:Правда
Серия:Библиотека журнала “Знамя”
Язык:Русский

В созданном на фактическом материале, получившем широкую известность романе “Момент истины” (“В августе сорок четвертого. “) повествуется об успешно проведенном советской военной контрразведкой чрезвычайном розыске, закончившемся ликвидацией немецкой разведгруппы “Неман”, заброшенной в августе 1944 года противником в тыл советских войск.
В книгу вошли также рассказы разных лет и повесть “Зося”.

В созданном на фактическом материале, получившем широкую известность романе “Момент истины” (“В августе сорок четвертого. “) повествуется об успешно проведенном советской военной…

Год издания:1985
Издательство:Молодая гвардия
Язык:Русский

Произведения, вошедшие в книгу, хорошо известны читателю – повести “Иван” и “Зося”, рассказы, роман “Момент истины” (“В августе сорок четвертого…”). Они рассказывают о патриотизме, о духовной стойкости и мужестве советских людей, не щадивших своей жизни в боях за Родину.

Произведения, вошедшие в книгу, хорошо известны читателю – повести “Иван” и “Зося”, рассказы, роман “Момент истины” (“В августе сорок четвертого…”). Они рассказывают о…

Год издания:1975
Издательство:Известия
Серия:Библиотека “Дружбы народов”
Язык:Русский

Год издания:1976
Издательство:Детская литература. Москва
Серия:Военная библиотека школьника
Язык:Русский

В книгу входят широко известные повести о Великой Отечественной войне: “Звезда” Эммануила Казакевича, “Иван” и “Зося” Владимира Богомолова.
Для старшего возраста.

Год издания:1986
Издательство:Детская литература. Москва
Серия:Библиотека мировой литературы для детей
Язык:Русский

В книгу входят произведения известных советских писателей: роман Ю.Бондарева “Горячий снег” и повести В.Богомолова “Иван”, В. Быкова “Обелиск”, Б.Васильева “А зори здесь тихие…”.

Год издания:1976
Издательство:Малыш
Серия:Дедушкины медали
Язык:Русский

В середине сентября гитлеровские войска снова усилили атаки. Им удалось прорваться в центр города. Бои шли за каждую улицу, за каждый дом, за каждый этаж.

ISBN:5-224-04912-1
Год издания:2005
Издательство:Олма-Пресс
Серия:XX век. Классика
Язык:Русский

Произведения Владимира Богомолова переведены на десятки языков и выдержали более сотни переизданий. Писатель в своем творчестве всегда стремился быть исторически точным, максимально добросовестным и ответственным. Его произведения о войне не подвластны времени, модным течениям и заслуженно причислены к классике XX столетия. В однотомник вошли роман “Момент истины”, повести “Иван”, “Зося” и “В кригере”, а также рассказы.

Произведения Владимира Богомолова переведены на десятки языков и выдержали более сотни переизданий. Писатель в своем творчестве всегда стремился быть исторически точным,…

Год издания:1981
Издательство:Лениздат
Серия:Российские писатели
Язык:Русский

В книгу вошли хорошо известные читателю повести “Иван” и “Зося”, рассказы, а также роман “Момент истины” (“В августе сорок четвертого. “)

ISBN:5-08-001951-4
Год издания:1990
Издательство:Детская литература. Москва
Серия:Отрочество
Язык:Русский

В этот выпуск вошли широкоизвестные повести: В. Астафьев “Кража”, В. Богомолов “Иван”, Н. Дубов “Сирота” и Ф. Абрамов “Безотцовщина”.

ISBN:978-5-91187-227-4
Год издания:2015
Издательство:Бослен
Серия:Пытливый ум
Язык:Русский

В новой книге серии «Пытливый ум» Буравчик с семьей берется за важное и трудное дело – строительство дома.

Наш герой всерьез заинтересовался архитектурой. Вместе с писателем Владимиром Богомоловым они пытаются выяснить:

• С чего начинают строить дом?
• Зачем нужен фундамент?
• Можно ли сделать дом без углов?
• В каком стиле строить дом?
• Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?
• Как отапливали замки и обогревали дома в старину ?
и многое другое, интересное и познавательное.

После каждой главы юного читателя ждут увлекательные эксперименты, которые помогут лучше разобраться с законами архитектуры. Для книги их специально написала Анастасия Головина, архитектор, преподаватель, создатель онлайн-школы для детей.

Современный горожанин живет в мире архитектуры. И очень важно знать, по каким законам устроен этот рукотворный мир, понимать его, видеть его красоту и недостатки. Чем больше будет людей, понимающих архитектуру, тем лучше станет город, тем бережней будут горожане относиться к своему прошлому и тем больше красивых зданий появится на их улицах.

В новой книге серии «Пытливый ум» Буравчик с семьей берется за важное и трудное дело – строительство дома.

Наш герой всерьез заинтересовался архитектурой. Вместе с писателем…

Ссылка на основную публикацию
×
×