Тема любви в поэзиях Гейне: сочинение

Тема любви в поэзиях Гейне: сочинение

Осенними вечерами, когда плачут небеса и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных бродит любовь. Языков и песня, необъятная и непостижимая, бродит оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Потому так и устремится от тебя, не коснется твоего сердца, заблудившись где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания.

Меняются времена и власть, меняются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменными остаются высокие истины, неизменной остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасимым огнем горит священное и непреодолимое чувство любви.

Пополнил казну поэтических признаний в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге стихов, которая принесла ему мировую славу. Многие стихотворения сборника «Книга песен» были навеяны безответной любовью поэта к кузине Амалии, а впоследствии к ее младшей сестры Терезы. Этой теме посвящены первые разделы цикла «Страдания юности», «Сновидения» и «Песни».

Поэт живет в мире странных сновидений. Каждый стих раздела – это описание тяжелого сна, видения, посещающие поэта. Устные он видит «ее» – неверную возлюбленную, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:

. вижу я чета молодое – Мою любовь из церкви гном ведет.

Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней:

Хоть раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут,

До боли в уста целовать, А там уже любой!

Во сне он видит ее – бледную и холодную, как мрамор. Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его возлюбленной. Возвращаясь к ней, поэт проходит кладбищем – из могил выходят призраки, каждый из них – жертва несчастной любви.

Действительность и сон, призраки и реальность сочетаются в этих стихах.

Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бурное чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма.

Любовь в Гейне – сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт – несчастный влюбленный, что болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв.

В мире, где живет поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, что скрывают подлость и ничтожество. Лживо, обманчиво видение и сама возлюбленная поэта.

Рассказ о горьком безответная любовь продолжается в «Песнях».

Утром я встаю и спрашиваю:

А вечером жалуюсь –

Напрасно я в ночной задумчивости

Сон к тебе зову,-

В забвении, в сумме мрійнім

Целый день живу.

Эти два распределения цикла «Страдания юности» имеют внутреннее единство, ибо они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в заколдованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов.

В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гейне снова рассказал о своей несчастной любви, но по-другому. В этих циклах – история любви поэта.

Первый стих «Лирического интермеццо» – завязка – говорит о том, что в «мае» поэт влюбился и признался ей в любви:

Как в мае месяце сады

Тогда в моем сердце

Как в мае месяце в садах

Я ей свое желание

Засвидетельствовал без колебания.

Поэт описывает блаженное состояние влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельнском соборе кажется ему похожей на его возлюбленную.

. Есть образ в той святыни На коже золотой, В моей жизни пустыне луч лучший мой. Между ангелами и цветами Мадонну там видел я, Она же глазами и устами Точно – любка моя. Как не пленили поэта его любовные переживания, он все же может пошутить: он больше не любит лилию, розу, голубку и солнце, он любит только «ее».

Теперь не люблю их – люблю до смерти Единую, невинного ребенка, жемчужину. Поэт говорит с ней о том, как он повезет ее в блаженную страну, где они будут наслаждаться своим счастьем.

. Я видел во сне, Что ночь в твоем сердце, в глубине, И что его згриза страданий змея, ты несчастлива, я видел! Вскоре наступает катастрофа – она не любит его, она – невеста другого:

И пока я долго летал, и бродил, И счастья своего по чужинах искал Любимой моей лопнуло терпение, И она пошла под венец. Поэта мучают ее измена, воспоминания, он впадает в отчаяние, пытается иронизировать над своим обманутым чувством, отдается власти видений, переживает все снова в ужасных снах, пытается найти объяснение тому, что произошло. Вся эта сложная гамма чувств разгорается перед читателем, вплоть до последнего стихотворения, в котором поэт пытается навсегда забыть свое прошлое.

Почему гроб большая?

Скажу вам толком:

Я в ней свою любовь

И боль я положу.

Герой этого лирического романа – человек с богатым душевным жизнью, способна отдаться страсти, но вместе с тем лишен непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства.

Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условны, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше – она неверная возлюбленная – это все, что можно сказать.

Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматично. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей возлюбленной.

Когда в дороге я попал

К любчиної семьи,

Узнали меня сестрички,

И отец и мать ее.

Он возвращается в родной город, где разыгралась его любовная драма.

Опять я пришел к тому дому,

Где она присягалась когда-то,

Где любимая проронила слезинку,

Там гадюки теперь завелись.

В сердце поэта оживают страдания прошлого. В мыслях он снова переживает свою любовную катастрофу.

И вот ее дом, возле него стою

И лестница целую, где мыла

Ставила ногу маленькую свою,

Где платье ее шелестел.

В его душе загорелось новое чувство, и снова приходят новые разочарования. Рассказывается о кратковременное увлечение девушкой легкого поведения. Но в мыслях поэт снова и снова возвращается к своей предыдущей любовной драмы.

Второй «роман» вобрал в себя значительно больше «материала», наблюдений, размышлений. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это – история несчастной любви.

Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накала, до взрыва. Чувство любви не подано как нечто абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств.

Любовь неисчерпаемый и вечный как сама жизнь. Несмотря на все беды, невзгоды в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные века, разные языки. Единственное – любовь.

Тема любви в произведениях Генриха Гейне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:35, реферат

Описание работы

Генрих Гейне (1797-1856) – современник двух эпох, поэт. Его значение, его мировая слава определяется, прежде всего, лирикой, и даже не всей лирикой, а лишь любовными стихами, написанными главным образом до 1830 года. Они собраны в первом большом сборнике его стихов, в “Книге песен”, увидевшей свет в 1827 году, в цикле “Новая весна”, включенном затем в сборник “Новые стихотворения” (1844). Циклы составляющие “Книгу песен”, – “Юношеские страдания” (1817-1821), “Лирическое интермеццо” (1822), “Опять на родине” (1823-1824) и “Северное море” (1825-1826), – отражают поэтическое развитие Гейне. Читая эти стихи, замечешь, что на протяжении более десяти лет любовная тема занимала в них, бесспорно, первое место. Судя по этим стихам, между восемнадцатым и двадцать восьмым годом жизни все желания поэта, все его счастье – весь смысл жизни заключался в том, ответит ли взаимностью боготворимая им женщина, и поэт с тем большим упорством цеплялся за эту надежду, чем больше она ускользала от него.

Содержание работы

Введение
1. Влияние биографических фактов на возникновение темы любви в творчестве Гейне.
1.1 Влияние матери и сестры на развитие поэтического дарования Гейне.
1.2. Трагический характер первой любви юного Гейне.
1.3. “Красная Зефхен” как переломный этап в любовной теме поэта.
1.4. Кузины Амалия и Тереза в личной и творческой судь¬бе Гейне.
1.5. Таинственная и простая жена Гейне — Матильда.
1.6. Элиза фон Криниц — последний печальная любовь поэта.
2. Тема любви в поэзии Гейне.
3. Особенности любовной лирики Гейне.
Заключение
Список использованой литературы

Файлы: 1 файл

Тема любви в произведениях Гейне (реферат).doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ ГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра русского языка и зарубежной литературы

ТЕМА ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ГЕНРИХА ГЕЙНЕ

Реферат по дисциплине:

«История зарубежной литературы 19 века»

студентки группы АР-2

Святовой Елены Олеговны

Кандидат филологических наук

доцент Дашко Елена Любомировна

1. Влияние биографических фактов на возникновение темы любви в творчестве Гейне.

1.1 Влияние матери и сестры на развитие поэтического дарования Гейне.

1.2. Трагический характер первой любви юного Гейне.

1.3. “Красная Зефхен” как переломный этап в любовной теме поэта.

1.4. Кузины Амалия и Тереза в личной и творческой судьбе Гейне.

1.5. Таинственная и простая жена Гейне — Матильда.

1.6. Элиза фон Криниц — последний печальная любовь поэта.

2. Тема любви в поэзии Гейне.

3. Особенности любовной лирики Гейне.

Список использованой литературы

Генрих Гейне (1797-1856) – современник двух эпох, поэт. Его значение, его мировая слава определяется, прежде всего, лирикой, и даже не всей лирикой, а лишь любовными стихами, написанными главным образом до 1830 года. Они собраны в первом большом сборнике его стихов, в “Книге песен”, увидевшей свет в 1827 году, в цикле “Новая весна”, включенном затем в сборник “Новые стихотворения” (1844). Циклы составляющие “Книгу песен”, – “Юношеские страдания” (1817-1821), “Лирическое интермеццо” (1822), “Опять на родине” (1823-1824) и “Северное море” (1825-1826), – отражают поэтическое развитие Гейне. Читая эти стихи, замечешь, что на протяжении более десяти лет любовная тема занимала в них, бесспорно, первое место. Судя по этим стихам, между восемнадцатым и двадцать восьмым годом жизни все желания поэта, все его счастье – весь смысл жизни заключался в том, ответит ли взаимностью боготворимая им женщина, и поэт с тем большим упорством цеплялся за эту надежду, чем больше она ускользала от него. Он мечтает в стихах о гармонии идеальной любви – и рисует, как обманывает каждый раз эта мечта. Мечта эта наталкивается на непреодолимые препятствия, враждебные силы проникают даже в сновидения поэта, разлучая его с любимой. Если сравнить эти стихи, например, с любовными стихами Гете, то различие сразу бросается в глаза. Торжествующему оптимизму и цельности мировосприятия лирического героя у молодого Гете противостоит у молодого Гейне меланхолия и отсутствие цельности или, выражаясь языком того времени, “разорванность” и “мировая скорбь”. С самого начала в лирике Гейне есть ощущение неразрешимых противоречий, которые и определяют отношение поэта к окружающему миру, а тем самым и его личность. Именно сильному и яркому выражению этого ощущения лирика Гейне обязана в значительной степени своей популярностью.

1. ВЛИЯНИЕ БИОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕМЫ ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ Г. ГЕЙНЕ.

1.1 Влияние матери и сестры на развитие поэтического дарования Гейне.

Его мать, Бетти Гейне, получила отличное воспитание. Она владела в совершенстве французским и английским языками, любила художественную литературу и тонко разбиралась в ней. Еще до замужества, будучи молоденькой девушкой, она должна была просмотреть отцу латинские диссертации. Зачастую задавала вопросы, ставящие его в тупик. А, будучи уже матерью, первая заметила в Генрихе “божественную искру” любви к литературе и поддержала ее. Гейне не раз обращался в своем творчестве к милому его душе образу матери.

В своих незаконченных “Мемуарах” (впервые увидели свет в полном объеме, а не в отрывках, в 1884 году) он посвятил матери самые нежные и трепетные строки: “. Она никогда не посягала на подлинный образ моих мыслей и была для меня всегда воплощенная деликатность и любовь “.

Переписка Гейне с матерью и сестрой показывает, каким внимательным, нежным сыном и братом он был.

Сестра Шарлотта — верная подруга его детства, отрочества и юности. С ней он делился жизненными впечатлениями, поверял свои тайны, ей читал первые свои стихи. Да и проявлению поэтического дара он обязан именно сестре. Девочка воспитывалась в монастырской школе, где преподавали лучшие учителя Дюссельдорфа. Один из них, рассказав ученицам историю, дал задание продолжить ее своими словами дома. Но, Шарлотта, придя домой, не могла вспомнить содержание рассказа и заплакала от своего бессилия. Сестра поведала Генриху о своём горе. Через час он принёс ей тетрадь. Шарлотта просветлела лицом и, не читая написанного, подала учителю. Но учитель, проверив работы своих подопечных, заставил Шарлоту признаться, кто автор этого сочинения. Оно было прочитано вслух. Это был рассказ с привидениями, написанный так ярко и в таких мрачных красках, что Лотта испугалась и разразилась плачем. То же произошло и с другими учениками, слушавшими первое произведение Гейне.

А учитель посетил мать Гейне и поздравил ее с талантливым сыном, который написал, по его мнению, превосходную вещь. Мать тщательно сохраняла рукопись этого сочинения, но во время пожара тетрадь с ним сгорела. Мать потом со слезами на глазах рассказывала, что ей не так жаль бриллиантов, жемчуга, старинных кружев, серебра и других драгоценностей, погибших в огне, как рукописи сына.

Когда уже больной Гейне (размягчение позвоночника) пребывал в своей “матрацной могиле”, сестра не раз бывала у него и скрашивала своим присутствием его страшные физические страдания.

В письме к сестре из Парижа от 23 января 1844 года он сообщал: “Я и моя жена здоровы и постоянно вспоминаем тебя. Она никогда не устает слушать мои рассказы о том, какая ты превосходная сестра, и любовь, с которой я говорю о тебе, возбуждает в ней чуть ли не ревность. “

Своей сестре Гейне посвятил цикл стихотворений “Новая весна”. Циклу предшествовал эпиграф с пропусками:

Он видит сон о пальме,

Что в дальней восточной земле

Затем следовали «посвящение: “Сестре своей Шарлотте Эмбден, урожденной Гейне, любовно и учтиво посвящает автор”.

1.2. Трагический характер первой любви юного Гейне.

Кто такая “маленькая Вероника” из гейневской лирической биографии, остается тайной. Известно лишь, что это была первая любовь поэта. Первая и трагическая. Поэт увековечил ее память в “Путевых картинах” и в других сочинениях. Он писал о ней: “Вы вряд ли сумеете себе представить, как красиво выглядела маленькая Вероника в маленьком гробу. Стоявшие кругом зажженные свечи бросали мерцание на улыбавшееся личико, на розы из красного шелка и шумевшую золотую мишуру, которыми были убраны головка и белый маленький саван. Благочестивая Урсула повела меня вечером в тихую комнату, и, когда я увидел на столе маленький труп со свечами и цветами, мне сначала показалось, что это красивый образ из воска; но я сейчас же узнал милое личико и со смехом сказал: “Почему маленькая Вероника так тиха?”, а Урсула ответила: “Такой делает смерть””.

Уже находясь на краю могилы, Гейне не мог забыть “маленькой Вероники”, явившейся ему на заре юности. С ее образом связано частое упоминание в лирике Гейне цветов резеды. Объяснение этой детали можно найти в воспоминаниях подруги Гейне Каролины Жобер. В них она приводит такие строки, принадлежащие поэту: “Когда мы взошли на гору, девочка играла цветком, который держала в руках. Это была ветка резеды. Вдруг она поднесла ее к губам и передала мне. Когда я через год приехал на каникулы, маленькая Вероника была уже мертва. И с тех пор, несмотря на все колебания моего сердца, воспоминание о ней во мне живо. Почему? Как? Не странно ли это, не таинственно ли? Вспоминая по временам об этом происшествии, я испытываю горькое чувство, как при воспоминании о большом несчастье “.

В тот период жизни Гейне, казалось, смерти тех, к кому обращено было сердце, преследовали его. И если “маленькая Вероника” была резедой, то красавица гимназистка А. — утренней розой. Но и эта обожаемая Гейне девушка умерла. Так уже в гимназические годы он пережил горе и тоску утраты и был отравлен теми невзгодами, которые человек обычно познает гораздо позже.

1.3. “Красная Зефхен” как переломный этап в любовной теме поэта.

Йозефа (Зефхен) вывела поэта из мрачной меланхолии и вернула с мистико-романтических высот на землю. Свой роман с ней он великолепно описал в “Мемуарах”. И Гейне, и Зефхен в ту пору было по шестнадцать лет. И — о боже праведный! — она была. дочерью палача. У девушки были не рыжие, а именно красные, как кровь, пышные волосы, ниспадающие длинными локонами ниже плеч.

Осиротев, Зефхен с четырнадцати лет воспитывалась дедом, который тоже служил палачом (профессия эта передавалась из поколения в поколение и образовывалась, таким образом, династия палачей).

Так как считалось, что Йозефа принадлежит к бесчестному роду, ей пришлось, как пишет Гейне, с детских лет и до девичества вести уединенную жизнь. Отсюда в ней развились нелюдимость, чрезмерная чувствительность и крайняя застенчивость в общении с чужими, “тайная мечтательность, сочетавшаяся с самым своевольным упрямством, вызывающей строптивостью и дикостью”.

Ее дед, по законам ремесла, когда отсек голову сотому казненному, похоронил свой меч в могиле, специально приготовленной для такого случая. Но бабка, в колдовских целях, после смерти деда выкопала оружие казни. Зефхен показала Гейне жуткую достопримечательность. В “Мемуарах” поэт так повествует об этом: “Она не заставила себя долго просить, пошла в упомянутый чулан и тотчас же предстала предо мною с огромным мечом, несмотря на то, что у нее были такие слабые руки, взмахнула с большою силою и, шутливо угрожая, пропела:

Я отвечал ей в том же тоне: “Немило мне целовать вострый меч — милее мне целовать Рыжую Зефхен”, и так как она не могла защищаться, боясь, как бы не поранить меня проклятым клинком, ей пришлось примириться с тем, что я с великим мужеством обвил ее тонкий стан и поцеловал в непокорные губы. Да, наперекор мечу правосудия, обезглавившему сотню злополучных мошенников, и, несмотря на позор, который угрожает за всякое соприкосновение с бесчестным родом, я целовал прекрасную дочь палача.

Я поцеловал ее не только потому, что нежно ее любил, но еще из презрения к старому обществу и ко всем его темным предрассудкам, и в это мгновение во мне вспыхнули огни тех двух страстей, которым я посвятил всю свою последующую жизнь: любовь к прекрасным женщинам и любовь к французской революции. “

1.4. Кузины Амалия и Тереза в личной и творческой судьбе Гейне.

Колдовской поцелуй Зефхен пробудил в сверхчувствительной душе поэта вулкан страстей. Для их выхода наружу немедленно нужен был предмет излияния нежных и страстных чувств. Им явилась Амалия, дочь богатого дядюшки Соломона из Гамбурга. Амалия Гейне была высокомерна, отличалась холодным гордым нравом. Она полуснисходительно, полупрезрительно смотрела на семнадцатилетнего мальчишку Генриха, возомнившего себя поэтом, и, конечно, отвергла его. Генрих тяжело переживал эту личную драму. Позднее, уже в конце жизни, он признался: “Амалия, из-за которой я пролил немало слез и ударился в кутежи, чтобы заглушить свое горе, была первым весенним цветком в стране моей мечты”.

Гордой красавице Амалии Гейне посвящает свои знаменитые “Сновидения”, “Песни”, “Лирическое интермеццо”, “Опять на родине”, “К дочери возлюбленной”.

В цикл “Лирическое интермеццо” вошел шедевр мировой лирики, знаменитое стихотворение Гейне “На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна. “.

Семь лет спустя в Гейне вспыхнула любовь к младшей сестре Амалии — Терезе. Но и эта девушка не ответила ему взаимностью. Терезе Гейне посвятил цикл “Опять на родине”, стихотворения “К девичнику”, “К Лазарю”. Обращаясь к ней, он горько исповедуется:

1.5. Таинственная и простая жена Гейне — Матильда.

Ее в действительности звали Крессенсией-Эжени Мира. А поэт упорно называл ее Матильдой: это имя было излюбленным у романистов. Самое удивительное было в том, что в жены он взял красивую, но не обладавшую высокими умственными качествами женщину, простую крестьянку. До пятнадцати лет росла в деревне, а потом поехала в Париж к своей тетке, баш-мачнице, где ее и встретил Гейне. Она была необразованна, даже не умела просмотреть. Да и способностями к учебе не отличалась. Тщетно Гейне пытался научить ее немецкому языку. Она так и умерла, не прочитав ни одного стихотворения мужа, даже толком не зная, чем же он занимается. Однажды по простоте душевной сказала: “Говорят, что Генрих умный человек и написал много чудных книг, и я должна этому верить на слово, хотя сама ничего не замечаю. “

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви.

Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника «Книга песен» были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла «Страдание юности», «Сновидение» и «Песни». Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела — это описание тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит «ее» — неверную любимую, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:

…вижу я супружества молодое — Мою любовь из церкви гном ведет. Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней: Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут, До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало! В сне он видит ее — бледную и холодную, как мрамор.

Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем — из могил выходят призраки, каждый из них — жертва несчастной любви. Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах. Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне — сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт — несчастный влюбленный, что болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв. В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта. Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в «Песнях».

Утром я встаю и спрашиваю: «Появится она?» А под вечер ропщу — не пришла она. Напрасно я в ночной задумчивости Сон к тебе зову,- В забвении, в мечтательном сумме Целый день живую.

Эти два распределений цикла «Страдание юности» имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов. В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному. В этих циклах — история любви поэта. Первый стих «Лирического интермеццо» — завязка — говорит о том, что в «мае месяцы» поэт влюбился и признался «ей» в любви:

Как в мае месяцы сады Развили рано, Тогда в моем сердце Проснулась любовь. Как в мае месяцы в садах Зачулось щебетание, Я ей свое желание

Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую. Герой этого лирического романа — человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства. Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше — она неверная любимая — это все, что можно сказать. Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Второй «роман» вобрал у себя значительно больше «материала», наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастливой любви. Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь. Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки… Единое — любовь…

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ

Другие сочинения по теме:

Тема любви — одна из вечных в поэзии (по творчеству Пушкина) Двигаясь от романтизма к реализму, любовная лирика Пушкина изменяется, возможно, медленнее, чем лирика другой тематики. Конечно, до 1826 года из.

Сочинение на тему Поэтическое выражение любви к земле в поэзии М. Рыльского Когда читаешь стихи Максима Рыльского, то будто идешь битым путем, а вокруг раскинулись безграничные поля Украины. Творчество его неисчерпаемо. Каждому.

Тема сочинения лирика Генриха Гейне Тема конфликт лирического героя с реальностью в лирике Г. Гейне. Вся творческая деятельность большого немецкого поэта Генриха Гейне связана с.

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви.

Идея » любви-ненависти» к жизни в поэзии А. Блока Почти никогда не бывает так, чтобы поэзия не воссоздавала какие-то моменты жизни самого поэта. Человек, который не знал радости любви.

Тема любви к родной земле в творчестве Лермонтова Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведение великих гениев русской литературы, таких как М.

Тема дружбы и любви в зарубежной литературе XX столетия Тема дружбы и любви, их соотношение и влияние на судьбу как одного человека, так и человечества в целом не переставала.

Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами «Лейли и Меджнун» Эта поэма является вершиной лирики прославленного азербайджанского поэта средних веков — Гянджеви Низами. Он, как и другие его современники мусульманского.

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация Тема: Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Ее психологизм и бытовая конкретизация. Тема любви своеобразно преломилась в творчестве Некрасова.

Центральная тема всей прозы Бунина: тема любви В русской литературе XX ст. Бунину принадлежит выдающееся место. Он был замечательным прозаиком и утонченным лириком. Гибель дворянских усадьб, распад.

Тема России в поэзии А. Блока Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть один писатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест.

Пушкинская тема в поэзии Лермонтова В. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина.

Тема любви в трагедии Гете «Фауст» Ни одного большого художника не обошла любовь. Да и разве только художника? Человеку вообще свойственно любить. А любовь — это.

Тема противостояния героя и толпы в поэзии Маяковского В. В. Маяковский ворвался в литературу как поэт новый, нетрадиционный, «кричащий». Он раскрывал в своем творчестве темы и проблемы, которых.

Тема. Змалювання природи в поезіях Г. Гейне — спосіб бачення і пізнання світу та власної душі Мета : продовжити вивчення творчості Генріха Гейне; учити учнів виразно читати поезії напам’ять; активізувати читацький інтерес учнів. Картки для вправи.

«Мастер и Маргарита». Тема любви и прощения в романе Любовь, прощение — понятия не столько христианские, сколько общечеловеческие. Именно они составляют основу всякой морали, всякой мировой религии. Для Михаила.

Змалювання природи в поезіях Г. Гейне — спосіб бачення і пізнання світу та власної душі продовжити вивчення творчості Генріха Гейне ХІД УРОКУ I. Актуалізація Опорних Знань «Збережи останнє слово за мною» Учні озвучують запитання, підготовлені вдома, їх однокласники відповідають. II.

Тема дружбы и любви в романе «Евгений Онегин» В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» наряду с другими проблемами, немаловажное место уделяется теме, представленной в заголовке этого сочинения.

Тема сочинения Торжество любви на 1000 лет. По трагедии «Ромео и Джульетта» От времени создания трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» прошло не одно столетие, но до этого времени зрители волнуются, следя.

Тема революции в поэзии Лермонтова Тему революции Лермонтов в лирике вел как подлинный революционер, которого не испугают ни кровь, ни резня, ни пьяные мужики с.

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение.

Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой

Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника «Книга песен» были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла «Страдание юности», «Сновидение» и «Песни».

Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела — это описание

…вижу я супружества молодое — Мою любовь из церкви гном ведет. Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней: Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут, До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало! В сне он видит ее — бледную и холодную, как мрамор.

Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем — из могил выходят призраки, каждый из них — жертва несчастной любви. Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах. Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство.

Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне — сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт — несчастный влюбленный, что болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв.

В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта.

Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в «Песнях».

Утром я встаю и спрашиваю: «Появится она?» А под вечер ропщу — не пришла она. Напрасно я в ночной задумчивости Сон к тебе зову,- В забвении, в мечтательном сумме Целый день живую.

Эти два распределений цикла «Страдание юности» имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов. В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному.

В этих циклах — история любви поэта. Первый стих «Лирического интермеццо» — завязка — говорит о том, что в «мае месяцы» поэт влюбился и признался «ей» в любви:

Как в мае месяцы сады Развили рано, Тогда в моем сердце Проснулась любовь. Как в мае месяцы в садах Зачулось щебетание, Я ей свое желание

Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую. Герой этого лирического романа — человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства.

Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше — она неверная любимая — это все, что можно сказать. Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу.

Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Второй «роман» вобрал у себя значительно больше «материала», наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастливой любви. Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь.

Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки… Единое — любовь…

Дайджест:

На тему: Тема любви в поэзии Блока А. А. Блок — поэт-символист «серебряного века» русской литературы. Сложность, неоднозначность, подавляющая масштабность социальных потрясений революционной эпохи породила богатую, сложную, таинственную символику творчества Блока. Поэт воспринимает происходящее скорее не сознанием. .

Творчество Гейне: темы и мотивы поэзии Генрих Гейне — поэт-романтик, «один из величайших лириков мира». Основные мотивы его поэзии делятся на два направления. Первый — это нежная лирика любви поэта-романтика. Вторая — это гражданская лирика, воспевание. .

На тему: Тема любви в поэзии «серебряного века» У каждого из больших русских поэтов начала XX века был свой поэтический опыт. Почти каждый из них начинал свой творческий дебют со стихов. У каждого был свой голос, свой стиль. .

Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн Подготовка к ЕГЭ: Сочинение Тема любви в творчестве Куприна Олеся Гранатовый браслет тема трагической любви куприн В своем творчестве А. И. Куприн часто обращается к теме любви. Однако, это возвышенное. .

Тема любви и дружбы в лирике Александр Сергеевич Пушкин — это великий человек, творчество которого разнообразно. Пушкин и поэт, и писатель, и критик, и публицист. Для меня Александр Сергеевич прежде всего, — поэт. Его лирика многогранна. .

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина Богат и разнообразен Тема любви и дружбы в лирике ПушкинаБогат и разнообразен мир лирики Пушкина. Немаловажную роль в его творчестве занимает тема любви и дружбы. Стихи Пушкина ярко отражают отношение поэта к этим. .

Тема любви в лирике Пушкина Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта. В стихах лицейского периода юный Пушкин. .

Тема любви в лирике А. А. Фета Тема любви является одной из составляющих теории «чистого искусства», наиболее широко в русской литературе отраженной в стихах А. А. Фета и Ф. Тютчева. Эта вечная тема поэзии нашла у этих. .

Тема любви в романе «Отцы и дети» Тема любви в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева Любовь — очень важный прием для любого романиста, и в особенности для Тургенева, так как в его романах герои становятся. .

Тема дружбы и любви в лирике А. С. Пушкина Бывают поэты и писатели, которые с первого прочтения становятся добрыми спутниками нашей жизни. Мы то и дело возвращаемся к их творчеству, на разных этапах нашей жизни открываем для себя все. .

Тема любви в русской прозе XIX века Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с. .

Тема поэта и поэзии в творчестве М. Ю. Лермонтова Белинский, сравнивая Лермонтова с Пушкиным, предлагает не упускать из виду прежде всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и. .

На тему: Композиция и тема любви в темных аллеях Композиция рассказов сборника «Темные аллеи» подчине­на воссозданию ситуации, в которой герои как бы вспомина­ют пережитую в молодости любовь. Здесь категория памяти вы­полняет содержательную функцию, которая включает в себя и построение. .

На тему: Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Тема любви в рассказе И Бунина «Чистый понедельник» Рассказ «Чистый понедельник» был написан в мае 1944 года, когда писатель был уже в преклонном возрасте и находился в эмиграции. Рассказ вошел. .

Тема любви в рассказах И. Бунина «Недоумение счастья» Прозу Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В ней необычайно сильно исповедальное начало. Зачастую у Бунина лирика заменяет сюжетную основу, появляется рассказ-портрет. Среди произведений Бунина есть рассказы, в которых расширено. .

Тема любви к родной земле «Баюкал мою колыбель ветер родного Подолья…» Так еще на рассвете прошлого столетия вдохновенно и поэтически высказал свою любовь к «малой Отчизне» знаменитый мой земляк — галичанин Богдан Лепкий. Да, меня. .

Тема любви в романе «Тихий Дон» План Вступление Григорий Мелехов и Наталья Григорий и Аксинья Астахова Заключение Вступление Тема любви в романе » Тихий Дон » Шолохова, прежде всего, раскрывается на примере отношений Григория Мелехова с. .

Тема природы в поэзии вагантов Современный человек иногда забывает о роли и значении природы в своей жизни. А как относились к природе раньше? Объектом для исследования мы избрали поэзию вагантов. Определение эстетичного значения поэзии вагантов. .

Тема любви к профессии в «Песчаной учительнице» В рассказе русского советского писателя Андрея Платонова «Песчаная учительница» повествуется о судьбе юного педагога Марии Нарышкиной. Оказавшись по направлению от государства в богом забытом среднеазиатском поселке, двадцатилетняя девушка опускает было. .

Рассказ А. П. Платонова «Юшка». Тема любви и ненависти окружающих героя людей Короткий рассказ Платонова оставляет чувство горечи. Поневоле разочаровываешься в людях, которых изображает автор. Кажется, что в городе, где живет Юшка, нет ни одного порядочного и благородного человека, все превратились в. .

Великий лирический поэт немецкого народа — Генрих Гейне Известность и слава сопутствовали Гейне еще при жизни. Родился Гейне 13 декабря 1797 года. В небольшом немецком городке Дюсельдорфе, который, как и Германию затронули события, связанные с войнами Наполеона в. .

Произведение-раздумье о любви Как человек, полный энергии, силы и упорства, П. Тычина, жил под множеством впечатлений, переживаний, представлений. Часто вдохновение приносило как радостные, так и печальные строки, часто не понятные обычному читателю. Поэзия. .

Стихи о любви и дружбе Пушкина Стихи о любви и дружбе. Пушкин учит нас видеть и пони­мать гармонию в человеческой жизни. Недаром он так ценит уди­вительную способность человеческой души — способность к любви и дружбе. Многие. .

Критик Олег Михайлов об изображении любви Буниным Олег Михайлов в книге «Жизнь Бунина» писал: «Вечный юноша, он, кажется, до конца своих дней пребывал в ожидании любви, описывал любовь во всех ее состояниях, умел найти ее там, где. .

Краткое содержание поэмы Гейне «Атта Троль» Эта поэма Генриха Гейне повествует о медведе по имени Атта Троль. Действие начинается в 1841 г. в небольшом курортном городке Котэрэ в Пиренеях, где лирический герой отдыхал вместе со своей. .

Трагичность поэзии М. Цветаевой Жизнь и творчество М. Цветаевой отмечены напряженной трагедийностью. Ее стихия — душевное горение, безмерность чувств, постоянный выход за пределы нормы, состояние конфликта с окружающим миром: Что же мне делать, певцу. .

На свободную тему: Все добро в мире — в любви Любовь — это чувство, которое Бог дал лишь наилучшему своему творению — человеку, в любви совершается все прекрасное на Земле. Человек приходит на планету, чтобы оставить после себя добрую память. .

Стихи Ф. И. Тютчева о любви. Чтение наизусть одного стихотворения Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без­надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес­тить всю силу переживаний, отражение в поэзии. .

Сочинение-раздумье по творчеству Г. Гейне и А. Мицкевича на тему «Красотой упивается душа» Играет ли значительную роль природа в жизни человека? Является ли актуальной тема единства природы и человечества? Я считаю, что единство природы и человека нужно рассматривать как отношения всевластной, могущественной стихии. .

Анализ поэзии Н. М. Рубцова Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в. .

Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова Образы природных стихий в поэзии М. Ю. Лермонтова. Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что образы природных стихий занимают особое место в поэзии М. Ю. Лермонтова. Его поэти­ческая фантазия уносит лирического героя. .

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX — в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали французские поэты конца 70-х годах позапрошлого столетия П. Верлен, А. .

На тему: ЧУВСТВО ТОСКИ И ОДИНОЧЕСТВА В ПОЭЗИИ ЛЕРМОНТОВА Время, когда жил великий русский поэт М. Ю. Лермонтов, было сложным и противоре­чивым. Это было время великих исторических событий, время значительных перемен в жизни и взглядах русского общества. Поэт принадлежал. .

Основное содержание «поэзии природы» 60-х и 70-х годов Основное содержание «поэзии природы» 60-х и 70-х годов, переплетение столь значительных тем, как природа и война, человек и история, нашли свое выражение прежде всего в стихах Карла Микеля, вошедших в. .

Серебряный век русской поэзии Игорь Северянин Период конца XIX начала XX века был в русской литературе отмечен своеобразным, во многом неожиданным всплеском художественного творчества, который был назван серебряным веком. Множество направлений, различных творческих объединений, авторов, которые. .

Современники о поэзии А. Блока «Есть в мире сотни замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Одним. .

О матери. Какова сила материнской любви Какова сила материнской любви — вот проблема, над которой размышляет В. А. Сухомлинский. Рассуждения автора о любви матери к своему ребенку зиждутся на старинной украинской легенде. Известный педагог с горьким. .

Проблема выражения любви и благодарности матери по тексту Нечипоренко Детство у меня было замечательным Почему мы тратим нашу жизнь не на любовь к ближним, не на выражения своих чувств к родному человеку, а на какие-то бытовые и житейские дела? Почему мы не дарим свою. .

Богатство художественного смысла в поэзии Ф. И. Тютчева Творчество Тютчева — одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта — это. .

Анализ поэзии Маяковского «Про это» Одно из самых замечательных произведений Маяковского — поэма «Про это» — как раз менее других исследована, она не раз получала в критике и литературоведении сдержанную оценку, потому что не очень. .

Тема любви в стихах Гейне

Осенними вечерами, когда плачут небеса и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных бродит любовь. Словно песня, необъятная и непостижимая, бродит оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Ибо так и побежит от тебя, не коснется твоего сердца, заблудившись где-то в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания.

Меняются времена и власти, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменными остаются высокие истины, неизменной остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасимым огнем горит священно и непреодолимое чувство любви.

Пополнил казну поэтических признаний в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге стихов, принесшая ему мировую славу. Многие стихотворения сборника «Книга песен» были навеяны безответной любовью поэта к кузине Амалии, а впоследствии к ее младшей сестры Терезы. Этой теме посвящены первые главы цикла «Страдания юности», «Сновидения» и «Песни».

Поэт живет в мире удивительных сновидений. Каждый стих раздела — это описание тяжелого сна, видений, посещающих поэта. Устные он видит «ее» — неверную возлюбленную, утраченной навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:

… Вижу я супругов молодое — Мою любовь из церкви гном ведет.

Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней:

Хоть раз ее крепко обнять, В сердце своем прижмут,

До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало!

Во сне он видит ее — бледную и холодную, как мрамор. Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его возлюбленной. Возвращаясь к ней, поэт проходит кладбищем — из могил выходят привидения, каждый из них — жертва несчастной любви.

Действительность и сон, призраки и реальность сочетаются в этих стихах.

Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренисть, а бурное чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма.

Любовь в Хайне — сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт — несчастный влюбленный, болезненно переживает «ее» неверность, одна из многочисленных жертв.

В мире, где живет поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, скрывающие подлость и ничтожество. Лживое с хитростью видения и сама возлюбленная поэта.

Рассказ о горькой неразделенной любви продолжается в «Песнях».

Утром я встаю и говорю:

А вечером жалуюсь —

Напрасно я в ночной задумчивости

Сон к тебе зову, —

В забвении, в мечтательной Сумы

Целый день живу.

Эти два распределения цикла «Страдания юности» имеют внутреннее единство, поскольку они варьируют одну и ту же тему. Мы обращаемся в заколдованном коли одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов.

В циклах «Лирическое интермеццо» и «Возвращение» Гейне снова рассказал о своей несчастной любви, но по-другому. В этих циклах — история любви поэта.

Первое стихотворение «Лирического интермеццо» — завязка — говорит о том, что в «мае» поэт влюбился и сделал предложение «ей» в любви:

Как в мае месяце сады

Тогда в моем сердце

Как в мае месяце в садах

Я ей свое желание

Засвидетельствовал без колебаний.

Поэт описывает блаженный состояние влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами, — он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельнском соборе кажется ему похожей на его возлюбленную.

… Есть образ в той святыни На коже золотой, В моей жизни пустыне Он луч лучший мой. Между ангелами и цветками Мадонну там видел я, Она же глазами и устами Точно — любка моя. Как не пленили поэта его любовные переживания, он все же может пошутить: он больше не любит лилию, розу, голубку и солнце, он любит только «ее».

Теперь не люблю их — люблю до смерти Единую, невинную ребенка, жемчужину … Поэт говорит с ней о том, как он повезет ее в блаженную страну, где они будут наслаждаться своим счастьем.

… Я видел во сне, Что ночь в твоем сердце, в глубине, И что его сгрыз страданий змея, какая ты несчастная, видел я! Вскоре наступает катастрофа — она не любит, она — невеста прочего:

И пока я долго летал, и бродил, И счастье свое на чужбине искал Любимой моей лопнуло терпение, и она ушла под венец. Поэта мучают ее измена, воспоминания, он впадает в отчаяние, пытается иронизировать над своим обманутым чувством, отдается власти видений, переживает все снова в страшных снах, пытается найти объяснение тому, что произошло. Вся эта сложная гамма чувств разгорается перед читателем, вплоть до последнего стиха, в котором поэт пытается навсегда забыть свое прошлое.

Почему гроб велика?

Скажу вам в порядок:

Я в ней свою любовь

И боль я положу.

Герой этого лирического романа — человек с богатым душевным жизнью, способна отдаться страсти, но вместе с тем лишен непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства.

Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условны, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше — она неверная возлюбленная — это все, что можно сказать.

Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построен менее драматично. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Когда в дороге я попал

К Любчина семьи,

Узнали меня сестрички,

И отец и мать ее.

Он возвращается в родной город, где разыгралась его любовная драма.

Снова пошел к тому дому,

Где она клялась прежде,

Где любимая проронила слезинку,

Там гадюки теперь завелись.

В сердце поэта оживают страдания прошлого. В мыслях он снова переживает свою любовную катастрофу.

И вот ее дом, возле него стою

И лестница целую, где мыла

Ставила ногу маленькую свою,

Где платье ее шелестела.

В его душе загорелось новое чувство, и снова приходят новые разочарования. Рассказывается о кратковременное увлечение девушкой легкого поведения. Но мысленно поэт снова и снова возвращается к своей предыдущей любовной драмы.

Второй «роман» вобрал в себя значительно больше «материала», наблюдения, размышления. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастной любви.

Это чувство рисует поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как нечто абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств.

Любовь неисчерпаемое и вечное как сама жизнь. Несмотря на все беды, лишения в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки … Единственное — любовь …

Снова пошел к тому дому,

Где она клялась прежде,

Где любимая проронила слезинку,

Там гадюки теперь завелись.

В сердце поэта оживают страдания прошлого. В мыслях он снова переживает свою любовную катастрофу.

И вот ее дом, возле него стою

И лестница целую, где мыла

Ставила ногу маленькую свою,

Где платье ее шелестела.

В его душе загорелось новое чувство, и снова приходят новые разочарования. Рассказывается о кратковременное увлечение девушкой легкого поведения. Но мысленно поэт снова и снова возвращается к своей предыдущей любовной драмы.

Второй «роман» вобрал в себя значительно больше «материала», наблюдения, размышления. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это — история несчастной любви.

Это чувство рисует поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как нечто абсолютное, это сумма отдельных «относительных» чувств.

Любовь неисчерпаемое и вечное как сама жизнь. Несмотря на все беды, лишения в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки … Единственное — любовь …

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ ГЕЙНЕ

Осенними вечерами, когда плачут неба и звезды падают на склоненные травы, далекими тропами, среди неизведанных вселенных блуждает любовь. Будто и песня, необъятная и непостижимая, блуждает оно. И как его найти, как его позвать среди этих неизвестных путей? Так как так и полетит от тебя, не затронет твое сердце, забредя где-то там, в далеких степях, не оставив тебе даже воспоминаний, а лишь горькие ожидания. Изменяются времена и власть, изменяются жизнь и человеческое мировоззрение. Но неизменяемыми остаются высочайшие истины, неизменяемой остается человеческая потребность любить. Неразгаданной остается тайна души, в которой неугасаемым огнем горит священное и непреодолимое чувства любви.

Пополнил казну поэтических объяснений в любви и известный немецкий писатель Генрих Гейне в книге поэзий, которая принесла ему мировую славу. Многочисленные стихи сборника “Книга песен” были навеяны неразделенной любовью поэта к кузине Амалии, а со временем к ее младшей сестре Терезы. Этой теме посвященные первые разделы цикла “Страдание юности”, “Сновидение” и “Песни”. Поэт живое в мире странных сновидений. Каждый стих раздела – это описание тяжелого сна, видений, которые посещают поэта. Устные он видит “ее” – неверную любимую, утраченную навсегда. Бывает на ее свадьбе с другим:

. вижу я супружества молодое – Мою любовь из церкви гном ведет. Поэт продает душу адским силам за радость свидания с ней: Хотя раз ее крепко обнять, К сердцу своего прижмут, До боли в уста целовать, А там уже во что бы то ни стало! В сне он видит ее – бледную и холодную, как мрамор.

Поэт заплатил дьяволу страшную цену за нее, и вот появляется она в сопровождении самого дьявола, который и объединяет поэта с его любимой. Поворачиваясь к ней, поэт проходит кладбищем – из могил выходят призраки, каждый из них – жертва несчастной любви. Действительность и сон, призрака и реальность объединяются в этих стихах. Поэт целиком погрузился в свое отчаяние, но это не скорбная, безнадежная примиренность, а бушующее чувство. Нигде поэт не видит светлого начинания, везде беспросветная тьма. Любовь в Гейне – сила, которая несет неминуемую гибель. Сам поэт – несчастный влюбленный, что болезненно переживает “ее” неверность, одна из многочисленных жертв. В мире, где живое поэт, кажется, нет живых настоящих людей. Это призраки и лживые маски, которые скрывают подлость и никчемность. Лживое, обманчивое видение и самая любимая поэта. Рассказ о горькой неразделенной любви продлевается в “Песнях”.

Утром я встаю и спрашиваю: “Появится она?” А под вечер ропщу – не пришла она. Напрасно я в ночной задумчивости Сон к тебе зову,- В забвении, в мечтательном сумме Целый день живую.

Эти два распределений цикла “Страдание юности” имеют внутреннее единство, так как они варьируют одну и ту же тему. Мы оборачиваемся в очарованном кругу одних и тех же чувств и переживаний, мотивов и образов. В циклах “Лирическое интермеццо” и “Возвращение” Гайне снова рассказал о своей несчастливой любви, но по-иному. В этих циклах – история любви поэта. Первый стих “Лирического интермеццо” – завязка – говорит о том, что в “мае месяцы” поэт влюбился и признался “ей” в любви:

Как в мае месяцы сады Развили рано, Тогда в моем сердце Проснулась любовь. Как в мае месяцы в садах Зачулось щебетание, Я ей свое желание

Поэт описывает блаженный залог влюбленности. На все в мире поэт смотрит влюбленными глазами,- он даже начинает понимать язык звезд, а Мадонна в Кельтском соборе кажется ему похожей на его любимую. Герой этого лирического романа – человек с богатой душевной жизнью, способна отдаться страсти, но вместе из тем лишенный непосредственности и наивности, умеет анализировать свои чувства. Ее образ описывается меньше. Внешние черты настолько условные, что не создают живого образа. Внутренний образ определен еще меньше – она неверная любимая – это все, что можно сказать. Во втором лирическом романе поэт вводит нас в свою любовную катастрофу. Произведение построено менее драматически. Во время путешествия поэт неожиданно встречается с семьей своей любимой.

Второй “роман” вобрал у себя значительно больше “материала”, наблюдений, раздумий. Здесь больше описаний, прямо не связанных с любовной историей поэта, хотя в целом и это – история несчастливой любви. Это чувство изображает поэт в его развитии, показывает все то, что лежит между вершинами, все, что приводит к накалу, к взрыву. Чувство любви не представлено как что-то абсолютное, это сумма отдельных “относительных” чувств. Любовь неисчерпаемая и вечное как самая жизнь. Вопреки всем бедам, злоключениям в мире властвуют чистота, честь, достоинство и любовь. Разные возрасты, разные языки. Единое – любовь.

Оценка статьи:
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка…
Сохранить себе в:

Ссылка на основную публикацию

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.